![](https://a.d-cd.net/BpPOuLBSJ28p1fnv0LjNcIYXRe0-960.jpg)
Все чаще автомобилисты и мотоциклисты сталкиваются с тем, что в базовой комплектации идут батареи AGM. Это усовершенствованная версия классических свинцово-кислотных моделей. Имеет много преимуществ, одно из которых — срок службы от 5–7 до 10 лет. Однако источник питания требовательно относится к подзарядке, а производитель часто дает сокращенную инструкцию. Предлагаем разобраться вместе, как правильно зарядить AGM-аккумулятор, чтобы все обещания стали реальностью.
Правила, которые соблюдать обязательно
Начнем с того, что электролит в батарее АГМ находится в связанном состоянии. Пластины закутываются в стекловолоконные маты, пропитанные раствором серной кислоты. В итоге увеличивается размер пусковых токов, а сама батарея переходит в разряд необслуживаемых. Зато сложнее становится зарядка.
1. Замерзшую АКБ сначала согревают, потом заряжают
Электролит жидкий, хоть и находится в связанном состоянии. При полном разряде в нем остается практически одна вода. А поскольку ее количество невелико по сравнению с классическими свинцово-кислотными АКБ, заморозка происходит стремительно. В таком состоянии источник питания заряжать нельзя.
Если такое произошло, АКБ нужно снять, оставить согреваться при комнатной температуре. Когда напряжение на клеммах поднимется до 9–10 В, можно начинать зарядку. Для замеров пригодится мультиметр.
2. Подобрать зарядное устройство
Не все ЗУ, которые рекламируются как подходящие для AGM, являются таковыми. Главное, на что нужно смотреть, — это напряжение, которое зарядник дает на клеммы. Показатель обязан иметь строгие ограничения и контролироваться. Обычно для таких целей достаточно автоматического ЗУ со схемой стабилизации, ограничения напряжения. Оно может стоить недорого и не иметь надписи «специально для AGM».
3. Использовать правильное напряжение
Безопасные значения определяет температура окружающей среды. Чем она выше, тем меньше должно быть напряжение. При температуре +20–25 градусов показатель зарядного напряжения будет стандартным — 14,5 В. Если показатель, заряд не получится восстановить. Но если превысить норму, произойдет перегрев, изделие раздуется, а емкость — снизится.
4. Подобрать зарядный ток
Мы уже сказали, что устройство не стоит заряжать повышенными зарядными токами. Производители сами указывают максимальный порог для своей продукции, рекомендуется проводить зарядку небольшими токами в штатном режиме, дабы не перегревать батарею. Современные модели AGM идеально подходят для автомобилей с системой «старт-стоп»
5. Учитывать погоду
Чем выше температура, тем напряжение меньше. Например, при погодных условиях до +40 градусов по Цельсию показатель зарядного напряжения нужно снизить до 14,2 В. А при нулевой температуре можно повысить до 14,8 В. В мороз заряжать источники питания этого типа нельзя.
6. Контролировать температуру
Аккумуляторные батареи могут серьезно греться. Поэтому, если изделие разогрелось, отключите его от сети и дайте немного остыть. Проверьте, не слишком ли большое напряжение на клеммах при зарядке.
7. Заряжать всегда до 100%
Чтобы ненароком не уменьшить емкость, всегда заряжайте батарею полностью. Если игнорировать это правило или упускать из виду, что этого не делает генератор, ресурс довольно быстро сократится.
Пошаговая инструкция пополнения заряда
Зарядка AGM-аккумулятора проводится следующим образом:
— Отключаем изделие от бортовой сети, извлекаем из автомобиля с соблюдением всех правил безопасности.
Подбираем безопасное место для зарядки, где корпус не соприкоснется с химическими веществами, горючими элементами.
— Подключаем к ЗУ, а через него — к сети.
— Устанавливаются нужные значения для зарядки по напряжению и силе тока.
— Когда изделие зарядится, его можно сразу устанавливать в машину.
Наиболее эффективным способом пополнения энергии является трехступенчатая процедура:
1. Изделие заряжается силой тока в 10% от емкости при напряжении 14,2–14,8 В. Компенсирует около 80% заряда от всей емкости.
2. Затем Выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. Полного заряда устройство достигает за 3–3,5 часа.
3. Напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.
Теперь вы знаете, как зарядить АГМ-аккумулятор, и можете сделать это самостоятельно. Главное — помнить о таких особенностях установки, как стойкость к перезарядам, нелюбовь к холоду, правильное ЗУ и учет температуры на термометре.
Купить аккумуляторную батарею Вы можете в торговой сети 1AK.RU — Аккумуляторы от производителя!
AGM (Absorbent Glass Mat) — один из видов свинцово-кислотных аккумуляторов являющийся разработкой предприятия Gates Rubber Company (США). Впервые появился в 70-х годах прошлого века. Относится к классу необслуживаемых. Изготовлен с применением стекловолоконного сепаратора, находящегося между пластинами.
Отдельно поговорим про терморазгон и гибридные токи, BEM код, про возможности «прикуривания» такого источника питания и других нюансах эксплуатации.
АГМ батареи отличаются наличием внутри абсорбированного электролита, что позволяет добиться лучших характеристик в сравнении со стандартными — жидкостными типами аккумуляторов.
Простыми словами, между пластинками изделия находятся так называемые «маты-промокашки» из стекловолокна. В них и впитывается электролитический состав.
В остальном AGM ничем не отличаются от классических аккумуляторных батарей. Они имеют такие же характеристики, аналогичный состав электролитической жидкости и пластин.
По сути, это привычные свинцово-кислотные АКБ, но с особым подходом к размещению электролита между пластинами и поэтому тут есть свои особенности зарядки.
Читайте также:
К чему приводит неправильная зарядка
Ошибки в зарядке АКБ AGM типа могут привести к негативным последствия. Это легко объяснить.
Сопротивление таких батарей внутри матов отличается, поэтому ток заряда в машине (даже при контроле с помощью BMS) чрезмерно возрастет. При этом в батарее возможно появление участков сильного перегрева.
Вода, которая находится возле таких участков, будет испаряться, а «лишний» ток, который не участвует в зарядке, активирует электролиз.
Если продолжать процесс неправильной зарядки, корпус AGM аккумулятора перегревается, становится более мягким и «набухает». С батареи выходят пары электролитической жидкости, пробивающиеся через клапаны.
Если своевременно не увидеть эту проблему, аккумулятор разрушится, а сама машина может загореться.
Кроме того, после такого нагрева необходимо много времени на охлаждение источника питания. Окислительные процессы «минусовых» пластин продолжаются и после выключения зарядки.
В дальнейшем можно попробовать применить процесс восстановления, но ждать хорошего результата не стоит. Чаще всего AGM аккумулятор приходится менять.
Что такое терморазгон и почему его стоит бояться при зарядке AGM аккумулятора
Термин «тепловой разгон аккумулятора» подразумевает процесс, который происходит в процессе зарядки. Частично он описан выше.
Его суть в том, что при повышении температурных показателей электролитической жидкости возрастает и зарядный ток. Если ничего не предпринять, может подняться до уровня критических значений.
При работе батареи имеет место электролиз с выделением Н2 и О2. В обычном режиме лишние газы выходят через предназначенные для этого отверстия в крышках.
Результатом является выделение тепла и нагрев электролитического состава, уменьшение его сопротивления и увеличение тока заряда.
Итогом является еще большая скорость выделения Н2 и О2. Иными словами, ситуация усугубляется и ведет к аварии.
Вероятность теплового разгона повышается при сочетании таких факторов:
- Дефицит электролита в АКБ.
- Естественный износ активной части электродов.
- Увеличение напряжения заряда по отношению к номинальному параметру.
- Повышение температуры в подкапотном пространстве.
- Увеличение нагрузки на аккумулятор в процессе эксплуатации и другое.
В результате теплового разгона температурные показатели батареи резко увеличиваются, что может привести к появлению дыма и короткого замыкания. Кроме того, батарея может банально взорваться из-за реакции О2 и Н2.
Какие ЗУ можно использовать для зарядки
AGM аккумуляторы могут заряжаться простым ЗУ при условии увеличения их емкости с 75 до 100 процентов.
В случае глубокого разряда для восстановления необходимо использовать только автоматические ЗУ с двумя режимами: заряд и буферный (хранение).
Важно покупать устройства с особым управлением, которые походят для зарядки AGM. При этом предпочтение стоит отдавать девайсам с 3-ступенчатой зарядкой.
Поэтому при отсутствии опыта лучше выбирать автоматические аналоги.
Если говорить о конкретных моделях, стоит выделить следующие:
- Вымпел 57. Работает на принципе снижения тока по методу постоянного напряжения. Минус в том, что в конце заряда ток падает к минимальному параметру.
- Вымпел 55 или 37.
- Кулон 912 — оптимальный вариант для AGM батареи. Главное разобраться в настройках, чтобы не допустить вскипания электролита.
- Союз ВС-1207А — также в нашем случае подходит.
- Lavita Может применяться для зарядки, но нужно быть внимательным при выборе типа настройки.
- Аврора Сринт 6 и другие.
Выбор достаточно широк, но при покупке нужно уточнять возможность зарядки АГМ аккумулятора таким устройством и отдавать предпочтение автоматическим ЗУ импульсного типа.
Читайте также:
Как правильно заряжать
Зарядку AGM необходимо выполнять только в обычных условиях и с применением специального ЗУ. Для начала открутите пробки и проверьте влажность стекломатов. Важно, чтобы из них не вышел электролит.
Кроме классических методов контроля зарядки нужно учесть ряд моментов:
- Напряжение заряда должно быть не выше 14,4 В (при температуре воздуха в помещении выше 250С, а если температура ниже, можно выставить 14.7 вольт).
- Ток зарядки — более 1/10 от номинальной емкости. При этом важно проверять температуру батареи.
Если в процессе заряда обнаруживается перегрев батареи, процесс необходимо срочно остановить, чтобы позволить смешаться двум электролитам — получившему «заряд» и новому. Они имеют разное сопротивление, что может привести к проблемам.
На зарядку AGM аккумулятора с глубоким разрядом может уйти до двух-трех дней до того, как источник питания начнет принимать нужный заряд.
Если при выполнении работ какая-то из банок сильно нагревается, это может свидетельствовать о поломке. При этом напряжение также подскачет.
Если после отключения ЗУ U упадет, значит, придется менять аккумулятор на новый из-за повреждения пластин.
В дальнейшем важно следовать нескольким правилам:
- Не перегревайте AGM батарею.
- Старайтесь не допускать разрядки ниже 12.1 В.
- При использовании ЗУ на сильно разряженной АКБ следите за температурой, чтобы избежать термического разгона.
У многих, после прочтения изложенной выше инструкции, может возникнуть мысли про целесообразность приобретения такого АКБ, однако не все так плохо как может показаться на первый взгляд, но про это ниже.
Читайте также:
Инструкция по безопасной зарядке аккумуляторов Varta AGM
Сразу отметим, что не все аккумуляторы Varta поддерживают технологию AGM.
К интересующей группе можно отнести следующие модели:
- ProMotive AGM — высококлассные АКБ, предназначенные для коммерческого транспорта. Способны выдерживать большую нагрузку. Имеет увеличенный срок службы, устойчивы к вибрации и подходят для монтажа в хвосте рамы.
- Sylver Dynamic AGM — источник питания для легковых машин с системой «Старт-Стоп». Отличается большой силой тока, повышенной емкостью и способностью к переработке.
- Powersports Active, Powersports, Powersports High Perfomence — аккумуляторы для двухколесного транспорта, отличаются высокой производительностью и сразу готовы к работе.
Важно понимать, что начальная зарядка новой АКБ Varta всегда рекомендуема, так как она заряжена не более 80%, но использовать быструю зарядку завод изготовитель не рекомендует.
Выбирая между ручной и автоматической зарядкой, лучше отдавать предпочтение второму варианту с контролируемым напряжением.
Дополнительные рекомендации:
- Используйте ЗУ с возможностью корректировки тока и напряжения, имеющие U, равное 2,6 В на ячейку.
- Зарядный ток не рекомендуется превышать больше 10% от емкости АКБ.
- Потенциал разомкнутой цепочки после заряда должен составлять где-то 2,13-2,14 В на ячейку.
- На получение 0,1 В необходимо потратить около часа.
- Запрещена зарядка замерзших AGM батарей или разогретых более 45 градусов.
- Максимальное напряжение — 14,4 – 14.8 В. Дальше оно уменьшается до 13.8 В (смотрите график ниже).
Для зарядки подключитесь к «плюсу» и «минусу» с учетом полярности и включайте ЗУ только после полного подсоединения.
После завершения процесса отключите ЗУ. При этом остановите зарядку, если АКБ сильно перегрелся, или начало «выдавливать» электролит.
В помещении, где выполняется работа, должна быть хорошая вентиляция.
Для проверки необходимо использовать мультиметр / вольтметр.
Замерьте уровень заряда:
- 13 В — 100%;
- 12,8 В — 75%;
- 12,5 В — 50%;
- 12,2 В — 25%;
- меньше 12 В — 0%.
Выбираемый ток заряда должен составлять 10% от емкости АКБ. К примеру, для источника питания на 60А*ч зарядный ток равен 6 А.
Читайте также:
Инструкция по безопасной зарядке аккумуляторов Exide AGM (VRLA)
В аккумуляторах Exide изготовленных по технологии AGM (VRLA) предусмотрено 4 режима зарядки при разных условиях эксплуатации: D1, D2, D3 и D4.
Самый оптимальный из них — D1, остальные применяются при глубоком разряде или для быстрой зарядки, что не сильно приветствуется производителем.
D1. Подходит для нового аккумулятора. Тут, как говорится, классика жанра. Сначала идет зарядка стабилизированным постоянным током 10-20А до тех пор, пока U не достигнет 14.4 В.
Затем идет зарядка стабилизированным U 14.4 В без ограничений по току до тех пор, пока I зарядки не опуститься за значение 2% от емкости АКБ.
На завершающем этапе в течении последних 2 часов зарядка происходит постоянным током 2% от емкости без ограничений по напряжению, к примеру для 60 А*ч, это будет 1.2 ампера. Т.е. АКБ сама решает сколько напряжения ей необходимо.
D2. Зарядка на холостом ходу. Не применяется для глубоко разряженных АКБ.
Подразумевает использование U только 13.8 В на протяжении всей зарядки.
Не исключает применения метода D1 хотя бы 1 раз в 30 дней.
D3. Быстрая зарядка. Не рекомендуется для частого применения. Противопоказан для глубоко разряженных АКБ.
Подразумевает на протяжении 60 минут выполнять зарядку током 50% от емкости батареи при U не превышающем 15 вольт.
D4. Для глубоко разряженных батарей с U менее 12.1 вольт. Не отличается от D1 за исключением того, что второй этап (зарядка стабилизированным U 14.4 В без ограничений по току) продолжается 48 часов.
При зарядки любым из вышеперечисленных методов температура АКБ не должна превышать 500С.
Обратите внимание, что на некоторых AGM аккумуляторах параметры зарядки, которые нельзя превышать, указаны прямо на корпусе. Это и максимально допустимый зарядный ток, и напряжение. От этого и исходите.
Эти данные также можно найти в прилагаемой инструкции или на официальном сайте производителя.
Ниже мы рассмотрим еще три способа зарядки рассматриваемых нами АКБ.
Время полного заряда АКБ можно рассчитать по формуле.
Зарядка в одну ступень
Является ускоренным вариантом, предусматривается для восстановления заряда, рекомендуется для источников питания, имеющих заряд не ниже 75%.
При двух и трех ступенчатом цикле такой девайс не позволяет плавно менять и регулировать параметры.
Здесь буферный режим не предусматривается заряд происходит в оптимальном режиме.
Зарядка в две ступени
Такой вариант рекомендуется большей частью производителей. Главные плюсы — экономия по времени и сохранение характеристик.
Суть состоит в прохождении двух этапов:
- Заряд. Уровень тока —1-3% от емкости АКБ, а напряжение в пределах 14.2-14.4 В.
- Буферный. Здесь ток не более 1% от емкости, а напряжение — от 13,2 до 13,6 В. Важно понимать, что выше 13,8 В начинается газообразование внутри батареи.
Читайте также:
Заряд в три ступени
В этом случае используется три промежутка.
Особенности:
- Базовый этап. Изменение U в пределах от 14,2 до 14,4 В. Ток — от 25 до 35% от емкости (указывается на корпусе аккумулятора).
- Накопление. В этом случае напряжение — 14,4 В, а ток — 1% от величины А*ч.
- Буферный. Здесь параметры U и I составляют 13,8 В и 1% от емкости.
Для реализации такого метода необходимо применение устройства на микропроцессорах с возможностью плавного изменения токовых и U характеристик.
При этом время выбирается индивидуально после изучения инструкции к зарядному.
Не рекомендуется превышение температуры батареи более 500С.
С учетом сказанного видно, что зарядка AGM аккумулятора происходит токами, которые мало отличаются от тех, что актуальны для стандартных устройств.
Следовательно, все мифы о необходимости применения гибридных токов, так и остаются таковыми.
Напряжение заряженного AGM аккумулятора
При выполнении зарядки запрещено превышать параметры, которые указаны в приведенной выше инструкции. Это может привести к увеличению температуры свыше 45 градусов Цельсия.
С учетом этой особенности нельзя проводить «реанимационные» процедуры, если воздух в месте зарядки прогрет свыше 30 градусов Цельсия.
Напряжение на полностью заряженном АКБ не должно быть больше 14,4 В. Заряжать до более высоких параметров не рекомендуется из-за запуска опасных процессов электролиза.
Последние могут привести к выделению газов и уходу жидкости из устройства. При этом активное испарение воды снижает ресурс АКБ и ее способность справляться с большими зарядами.
Меры безопасности при зарядке
Перед зарядкой батареи необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации ЗУ и разобраться с особенностями его применения.
Кроме указанных в инструкции рекомендациям, необходимо следовать еще ряду советов:
- Всегда используйте защиту для лица и кожи рук.
- Выполняйте работу только при хорошей вентиляции.
- Проверьте провода, которые подключаются к батарее. Важно, чтобы они не были повреждены или изношены.
- Проверяйте вентиляционные отверстия, чтобы в них не было ничего лишнего.
- Не пытайтесь заряжать замерзшую или поврежденную АКБ.
- Соедините провода ЗУ с батареей с учетом полярности. Важно не перепутать «плюс» и «минус».
- Всегда отключайте ЗУ перед отсоединением провода от АКБ, чтобы избежать искрения.
- При нахождении во время зарядки AGM АКБ в машине подключите «минус» к корпусу мотора, играющего роль заземления. При этом убедитесь, что зажигание и электроприборы отключены. Если мотор имеет «плюсовое» заземление, соедините «плюс» с корпусом.
- Поставьте таймер сразу после пуска ЗУ и поднимайте параметр тока до нужного показателя (при ручной регулировке).
- В случае сильного нагрева батареи уменьшите ток заряда или отключите ЗУ от сети.
Дополнительные меры безопасности можно найти в мануале к применяемому АКБ и зарядному устройству.
Инструкция по применению зарядного устройства Вымпел 55
ЗУ «Вымпел 55» — девайс, предназначенный для зарядки лодочных, тяговых, стартерных и других видов АКБ. Он легко справляется с щелочными, кислотными (в том числе AGM) и литиевыми батареями.
Устройство может работать в автоматическом и ручном режиме с максимальным напряжением до 18 В. Также имеется возможность регулировать силу зарядного тока, менять напряжение и выбирать алгоритм зарядки.
Устройство может применяться только внутри помещений, ведь соответствует степени защиты IP20.
Для удобства рассмотрим варианты заряда AGM аккумуляторов по отдельности, чтобы избежать ошибок.
Зарядка в автоматическом режиме. Для начала необходим выбрать и настроить подходящий профиль. При этом убедитесь, что ЗУ отключено от источника питания.
Выберите профиль, для этого выполните следующие действия:
- Подключите зарядное устройство к сети переменного тока и включите переключатель Сеть.
- Выберите профиль или внесите изменения.
- Установите алгоритм заряда с учетом графика работы.
- Выставьте оптимальное напряжение с учетом таблицы и паспорта батареи. Так, для AGM этот параметр должен быть от 14,1 до 14,4 В.
- Выставьте ток с учетом вида и емкости заряжаемого АКБ. Если это необходимо, настройте таймер.
- Выключите прибор от 220 В.
Алгоритмы работы.
1.
2.
3.
4.
5.
Подробную инструкцию читайте тут.
Нужно ли использовать гибридные токи
Такой вопрос впервые появился применительно к гелевым аккумуляторам, в которых действительно нужно менять напряжение с учетом уровня заряда АКБ.
Особенность в том, что у некоторых АГМ аккумуляторов предусмотрен еще режим хранения (буферный), где принцип заряда немного отличается. Как это происходит, рассматривалось выше.
Читайте также:
Что такое BEM код или как правильно проводить замену AGM аккумулятора
На оригинальных аккумуляторах AGM, которые есть только у дилеров той или иной марки авто (в свободной продаже их нет), можно увидеть стикер с нанесёнными QR и BEM кодами. Последний расшифровывается как Battery Energy Management.
В нем зашифрован каталожный номер, в котором содержатся сведения о заводе-изготовителе и виде батареи, ее уровне заряда и возрасте.
Схожая система работает и у других производителей, к примеру у BMW происходит регистрация замены АКБ.
Там тоже предусмотрен оригинальный каталожный номер в виде буквенно-цифрового кода, который нужно ввести при замене.
Но такая особенность характерна только для «оригинальных» дилерских батарей, но это не значит, что при установке АКБ другого производителя ничего работать не будет.
Если аккумуляторная батарея соответствует параметрам производителя и это видит компьютер (ЭБУ) машины, то проблем не будет.
Возможна ситуация, когда замена аккумулятора производится без обновления данных в системе и такую манипуляцию реально провести без риска для бортовой сети.
Что касается автомобилей Ауди, то:
- Если после установки нового АКБ не удается ввести код, в системе не будет сведений о замене источника питания.
- При наличии упомянутых выше затруднений, информация о состоянии батареи не будет соответствовать установленным значениям, но в дальнейшем система сама определяет состояние АКБ с учетом текущей ситуации: тока стартера, напряжения батареи, тока заряда.
Самостоятельная замена без прописывания данных может привести к временному отключению некоторых потребителей, к примеру, подогрева кресел или кондиционера.
После полноценного сканирования всех датчиков электронной системой и на основе анализа полученных данных (напряжение, сила тока и т.д.) все начинает работать в штатном режиме.
Но, как заявляют производители, на такой анализ уходит определенной время, в среднем около 4 часов. Этого достаточно, чтобы состояние АКБ было полностью изучено.
При этом на корейских авто без ввода кода ряд функций тоже временно ограничивается. Во избежание трудностей лучше все-таки ввести данные батареи в ходе ее замены.
Читайте также:
Почему не стоит заводить авто с AGM батареей методом прикуривания
Распространенная ситуация зимой, когда при разрядке АКБ мы прикуриваем машину от батареи другого автомобиля.
В случае с АГМ так делать нельзя. Разрядка источника питания может свидетельствовать о его поломке, к примеру, из-за внутреннего КЗ.
Это значит, что серная кислота вытекла из пространства между пластинами, и осталась только вода.
В связи с неполным перемешиванием электролита в банках AGM аккумулятора, сопротивление внутри матов разряженной батареи разное.
В дальнейшем она начнет кипеть, а ток, который перестал «поглощаться» становится лишним и закусает процесс электролиза, а к чему это приведет вы уже читали выше в разделах «К чему приводит неправильная зарядка» и «Что такое терморазгон», повторятся не будем.
Читайте также:
Особенности зарядки AGM АКБ мотоциклов
Для мотоциклов используются герметизированные аккумуляторы. На них должно указываться напряжение, которым необходимо заряжать устройство.
Также имеется два режима, которые можно использовать при зарядке: постоянный или циклический.
Сделайте следующее:
- Включите зарядное устройство.
- Установите напряжение, указанное на изделии, к примеру, 14,1 В.
- Выставьте ток от 0,5 до 1 А.
- Включите питание и ждите завершения зарядки.
Такой же алгоритм можно использовать и для других AGM аккумуляторов. Главное — следовать инструкции и не превышать параметры, указанные производителем.
Теперь поговорим про общие аспекты связанные с AGM аккумуляторами, многим они будет интересны.
Читайте также:
Про технологию
Конструктивно классический АКБ представляет собой внешнюю оболочку, разделенную внутри на секции. В каждую из секторов заливается подготовленный электролит соответствующей плотностью.
Внутрь погружаются пластины, которые делятся на сепараторы с помощью специального пластика. При этом между «+» и «-» появляется потенциал.
В AGM-технологии между пластинами находится стекловолоконный наполнитель, который и напитан электролитам.
При этом поры материала не полностью вымачиваются. Остается также ряд пустых полостей, необходимых для рекомбинации газов.
С позиции химической составляющей батарея AGM аналогична классическим источникам питания, но с небольшими изменениями в конструкции (о них упоминалось выше).
Кроме того, АМГ устройства делаются в виде плоской или спиральной конфигурации. Последний вариант изготавливается только в Северной Америке, а второй также выпускается в ЕС.
Применение элементов в виде спирали позволяет добиться большей площади контакта, что позволяет выдавать больший ток и быстрей принимать заряд. При этом уменьшается емкость АКБ, что считается недостатком.
Получается, что зарядный / разрядный ток отличается с учетом технологии изготовления.
АКБ с плоской формой компонентов имеют много общего с аккумуляторами стандартного типа, а вот спиральная версия в этом отношении больше отличается.
Плюсы и минусы AGM аккумулятора
Анализируя особенности технологии, необходимо учитывать преимущества и недостатки AGM аккумуляторов.
Преимущества | Недостатки |
Повышенная стойкость к вибрации. | Отсутствие возможности менять плотность электролита или заливать новую жидкость. Причиной является тот факт, что АГМ нельзя обслуживать. |
Возможность эксплуатации в течение всего срока без технического обслуживания. | Большой вес. Этот минус актуален для всех свинцовых АКБ. |
Отсутствие требований по расположению устройства. Его можно ставить по горизонтали, вертикали и даже на бок. Но располагать вверх «ногами» все равно не рекомендуется из-за опасности для клапанов. |
Высокая стоимость, если сравнивать с классическими батареями, и более низкая по отношению к гелевым изделиям. |
Увеличенный ресурс даже при частых поездках по плохим дорогам. | Необходимость применения специальных зарядных устройств (ЗУ). Главной особенностью является необходимость установки 15 В, но при 14,4 В заряд также идет. Это позволяет использовать батарею на машинах с 14,5-вольтовым напряжением бортовой сети. |
Низкий саморазряд в сравнении с классическими свинцово-кислотными АКБ. |
Снижение напряжения при минусовой температуре. |
Стабильная работоспособность до 30 градусов мороза. При более низкой температуре высок риск кристаллизации и уменьшения ресурса. | Токсичность оксида свинца, что несет риски для окружающей среды. |
Увеличенная скорость заряда. На 250% быстрей, чем обычно. |
Запрет к длительному хранению в разряженном виде. Напряжение не должно опускаться ниже 1,8 В. |
Безопасность. При соблюдении правил зарядки исключено выделение газов и взрыв. |
Количество циклов заряда-разряда — не больше 500. В зависимости от модели этот параметр может колебаться в широком диапазоне — от 100 до 4000. |
Возможность применения на машинах с опцией Start-Stop. |
Боязнь к повышению напряжения заряда, которое не должно быть больше 2,53 для одного АКБ. |
Не боится глубокой разрядки в сравнении с другими типами АКБ. Такая особенность уменьшает негативный эффект неполной зарядки при эксплуатации в городском режиме. | |
Снижение негативных последствий неполной зарядки, которые часто приводят к преждевременной поломке. | |
Герметичность конструкции и защита от утечки рабочей жидкости. Соответственно, нет риска появления ржавчины на клеммах. | |
Больший пусковой ток — от 500 до 900 А в сравнении с 300-500 А для обычных устройств. |
Читайте также:
Почти все из рассмотренных выше недостатков относятся ко всем батареям, работающим на свинцово-кислотном принципе. Так что воспринимать перечисленные слабые места необходимо лишь условно.
А как Вы заряжаете AGM аккумулятор? И если с чем-то не согласны пишите в комментариях?
Автомобильные аккумуляторные батареи типа AGM являются более надежным аналогом обычных кислотных АКБ. У них есть свои особенности, которые нужно учитывать, думая о том, как заряжать AGM-аккумулятор. Это позволит продлить срок эксплуатации прибора.
Заряжайте AGM аккумулятор правильно.
А если вы интересуетесь вопросом: как заряжать Теслу, то об этом вы сможете узнать из отдельного материала.
Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор
Автовладельцы часто считают, что зарядка АКБ — трудоемкая задача, которую лучше доверить экспертам. Однако аккумулятор для машины заряжать несложно. Нужно просто подобрать подходящее зарядное устройство и придерживаться ряда рекомендаций специалистов.
Существует несколько разновидностей устройств для зарядки автомобильных АКБ:
- автоматические;
- механические.
В устройствах механического типа тому, кто их использует, приходится самостоятельно регулировать напряжение и силу тока. Автоматизированные приборы необходимо подбирать сразу с 2 режимами работы — подзарядка и хранение.
Кроме того, при выборе зарядного устройства нужно учитывать следующие критерии:
- Функция отображения тока зарядки.
Современные устройства для подзарядки оборудованы жидкокристаллическими мониторами, на которых отображается вся необходимая информация. - Тип АКБ.
Подбирая прибор для зарядки аккумулятора, нужно учитывать тип энергоисточника. Например, станции для подзарядки жидко-кислотных видов АКБ не подходят для зарядки гелиевых или АГМ-моделей. - Компенсация температуры.
В процессе подзарядки температурные показатели аккумуляторной батареи могут существенно увеличиваться. Этот процесс может усилить и высокая температура в месте, где производится заряд.
Если устройство для подзарядки не оснащено функцией компенсации температуры, то это может стать причиной перезаряда АКБ, который отрицательно повлияет на его ресурс. Лучше подбирать модели зарядных приборов со встроенными температурными датчиками. - Этапы подзарядки.
Эту характеристику необходимо учитывать в тех случаях, когда зарядное устройство применяется для обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. - Регулируемая быстрота вращения вентилятора.
От этой характеристики зависит эффективность охлаждения и срок службы устройства для подзарядки. Функция контроля скорости вращения охлаждающих вентилей дает возможность снизить шум при функционировании прибора или уменьшить его температуру, предотвратив перегрев всего оборудования. - Диапазон рабочих температур.
Классические модели зарядных устройств могут работать при температуре в пределах +5…+45°C. Кроме того, в продаже есть устройства с более обширным диапазоном температур. Такая техника разработана специально для профессионального применения. Если аккумуляторная батарея будет подзаряжаться в неотапливаемом помещении или на свежем воздухе, эту характеристику тоже нужно учитывать при подборе.
Стандартная процедура
Классическая зарядка автомобильного АКБ типа AGM состоит из нескольких этапов:
- Сначала севший АКБ извлекается из автомобиля. При этом необходимо учитывать требования безопасности.
- Место, в котором батарея будет заряжаться, обязательно должно быть защищено от воздействия отрицательных факторов извне (химические вещества, горючие смеси, пламя и т.д.).
- АКБ подключается к прибору для подзарядки, который включается в электросеть.
- Устройство для зарядки автоматически подстраивается под напряжение и силу тока АКБ.
- Затем остается лишь подождать, пока аккумуляторная батарея полностью зарядится. После окончания процедуры заряженное и готовое к эксплуатации устройство устанавливается обратно в машину.
Трехступенчатая зарядка
Составные части AMG аккумулятора.
Эксперты отмечают, что методика трехступенчатой подзарядки аккумулятора является наиболее эффективной. Однако фирмы-изготовители подобных устройств редко о ней упоминают.
Это объясняется рядом трудностей, с которыми связана трехступенчатая зарядка.
Процедура состоит в следующем:
- Сначала AGM-батарея на 10-30% от своей емкости заряжается при напряжении от 14,2 до 14,8 В. Этот цикл является основным и дает возможность компенсировать около 80% от всей емкости.
- После этого производится накопительный цикл. На этой стадии на устройстве для подзарядке выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. До 100% заряд АКБ доходит за 3-3,5 часа.
- Третья стадия — плавающая зарядка. В этом режиме напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.
Двухступенчатая
Принцип этой методики имеет сходство с трехступенчатой подзарядкой. Однако при двухступенчатом способе отсутствует режим плавающего заряда.
Подпитка
Этот режим применяется только для оперативной зарядки устройства. В качестве основной методики он не используется.
Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток с напряжением от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.
Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
Перед подзарядкой AGM-батареи следует ознакомиться со стадиями этого процесса:
- основная — емкость АКБ восстанавливается на 80%;
- плавающая — емкость энергоисточника восстанавливается до значения в 100%;
- хранение — на этой стадии АКБ типа AGM потребляет минимум тока от подзарядного прибора;
- накопительная — батарея нормализует и фиксирует свои эксплуатационные параметры.
Заряжать аккумуляторы AGM нужно с помощью специализированного устройства, которое может определить напряжение и силу тока. Эти характеристики обязательно нужно контролировать, в противном случае внутри АКБ может возникнуть нежелательный процесс газообразования.
Запрещается заряжать AGM-батареи с помощью стандартных зарядных приборов. С такой целью лучше применять спецстанции со смарт-управлением. Такие приборы позволят заряжать АГМ в щадящем режиме.
Во время процедуры зарядки необходимо контролировать температурные показатели электролита. Они должны быть не выше +50°C, в противном случае ресурс работы АКБ сократится.
Кроме того, если для подзарядки применять напряжение больше 15,2 В, то в устройстве начнет протекать гидролиз, который приведет к потере воды из электролита и образованию газовой подушки. Это отрицательно отразится на состоянии AGM-аккумулятора.
Определение степени заряженности аккумулятора.
Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора
Возможность восстановления аккумуляторной батареи типа АГМ зависит от ее состояния и срока эксплуатации. Это связано с тем, что даже дорогое и надежное устройство, если его использовать неправильно, может сломаться, поэтому покупать подобные АКБ с рук рискованно.
Приобретая энергоисточник AGM, следует узнать о нюансах обслуживания подобного оборудования. В реанимации АГМ-АКБ нет ничего трудного, т.к. для этой процедуры тоже понадобится электролит, но не в жидком виде.
Некоторые владельцы автотранспорта заполняют подсохшие внутренние пустоты аккумуляторной батареи чистой водой с помощью шприца. Принцип этой методики состоит в том, что с течением времени сепараторные пластинки впитают влагу, после чего АКБ можно будет зарядить.
Другой способ восстановления состоит в «обмане» подзарядного устройства, т.е. вместе с «мертвым» АКБ к прибору подключается «живой» источник электроэнергии. Если «умерший» АКБ начал потреблять электроэнергию, значит, он подлежит восстановлению.
Спустя 15-20 минут работающий аккумулятор необходимо отключить, а второе устройство продолжит подзаряжаться. Однако даже если севший АКБ зарядится, его тем не менее придется заменить. Кроме того, эксплуатировать подобное устройство может быть опасно из-за повышенного риска газообразования в корпусе.
Автомобильные аккумуляторные батареи типа AGM являются более надежным аналогом обычных кислотных АКБ, но у них есть свои особенности. Заряжать такой аккумулятор обычным зарядным устройством (ЗУ) не рекомендуется. Применение обычного зарядника может привести к выходу из строя AGM батареи. Для зарядки таких батарей производители рекомендуют использовать ЗУ, в которых имеется режим AGM.
Если под рукой таких приборов не нашлось, можно воспользоваться альтернативой — ЗУ с ручным управлением напряжения.
Все AGM аккумуляторы боятся перезаряда. Вернее, перегрева или электролиза и их последствий, к которым перезаряд может привести. Чтобы этого избежать необходимо следить, чтобы зарядное напряжение на клеммах не превышало 14,8В. Если заряжать такие батареи высоким напряжением, то в процессе электролиза, который наступает при напряжении свыше 15,2В, электролит начнет разлагаться на водород и кислород, которые к тому же и небезопасны. После разложения газы улетучатся, оставив маты сухими. Наполнить их электролитом больше будет нельзя, так как AGM аккумуляторы герметичны, вернее имеют только выпускные клапаны для вывода газа.
Есть еще нюансы
- Все заряжаемые аккумуляторы должны стоять вертикально, допускается отклонение не более 10 градусов.
- Температура самой АКБ должны быть в пределах от +15 до +25°C.
- Температура AGM аккумулятора при заряде не должна превышать +50°C.
- Батарея считается заряженной на 100%, если ток потребления в течение 2 часов остается неизменным.
Но лучше обратиться к специалистам торгово-сервисной сети «Автомотив», которые обслужат ваш аккумулятор правильно!
А-сервис — это:
- Профессиональный подбор АКБ, оптимального для вашего автомобиля;
- Предпродажная подготовка и проверка АКБ;
- Консультации по установке, эксплуатации и ежедневному сервису АКБ;
- Диагностика АКБ;
- Диагностика электрооборудования автомобиля;
- Сдать аккумулятор Б/У;
- Обслуживание аккумуляторов;
- Зарядка аккумуляторов;
- Восстановление (при возможности) характеристик АКБ;
- Уведомления о необходимости пройти проверку и обслуживание АКБ;
- Прием старых аккумуляторов с обменом на новый.
Автомотив — аккумуляторы от профессионалов!
Содержание:
- Конструкционные особенности
- Последствия неправильной зарядки
- Правильная зарядка
- Выбор зарядного устройства
- Стадии процесса
- Стандартная процедура
- Зарядка в 3 ступени
- Двухступенчатая зарядка
- Полезные рекомендации
Тип аккумулятора Absorbent Glass Mat (AGM) – это разновидность свинцово-кислотных устройств, разработанная американской компанией Gates Rubber Company. На рынке эти батареи появились в 70-х годах прошлого столетия. Особенности внутреннего строения обеспечивают улучшенные эксплуатационные характеристики моделей. Разберем подробнее преимущества устройств, как заряжать AGM аккумулятор.
Конструкционные особенности
От стандартных свинцово-кислотных вариантов АГМ отличается особым расположением электролита между пластинами. Блоки чередуются со стекловолоконными матами, выполняющими функцию промокашек. Они вбирают в себя электролитическую жидкость. Аккумуляторы этого типа имеют более прочный и толстый корпус. Все эти особенности обеспечивают стабильное положение пластин, исключают их осыпание. Кроме того, аккумуляторы АГМ более устойчивы к механическому воздействию и тряске.
Химические процессы, связанные с зарядкой и разрядкой устройства, являются типичными. Единственное отличие заключается в том, что кислород при распаде свинца проникает сквозь микропоры стекловолоконного материала, стремясь к отрицательному электроду. В результате химической реакции с водородом образуется вода. Благодаря замкнутой схеме циркуляции АКБ имеют упрощенную конструкцию. Также это обуславливает смягченные требования к вентиляции помещения во время зарядки AGM аккумулятора.
Последствия неправильной зарядки
В процессе зарядки происходит так называемый тепловой разгон. Возрастание температуры рабочей жидкости приводит к увеличению зарядного тока. В обычном режиме образующиеся газы выводятся через специальные отверстия, расположенные в крышке. Если процесс зарядки не контролировать, выделение водорода и кислорода ускоряется в значительной степени.
При несоблюдении правильного алгоритма может произойти перегрев отдельных участков. Вода внутри начнет испаряться, образующиеся токи запустят электролиз. Корпус нагреется, из клапанов неизбежно пробьются пары закипевшей рабочей жидкости. Если продолжать при таких условиях заряжать батарею, то она выйдет из строя, может взорваться. Более печальное последствие – возгорание автомобиля.
Перегретый АГМ остывает продолжительное время. Даже после отключения от источника питания будут продолжаться окислительные процессы. В дальнейшем шансы восстановить батарею практически отсутствуют. Поврежденная АКБ потребует замены.
Правильная зарядка
Следует помнить 3 важных правила – не допускать перегрева в процессе зарядки, следить за температурой при подключении сильно разряженного аккумулятора, избегать падения уровня заряда ниже 12.1 В.
Выбор зарядного устройства
Для качественного и безопасного обслуживания понадобиться специальное автоматическое ЗУ, это устройство со смарт-управлением. Для АГМ рекомендуется выбирать зарядки импульсного типа. Необходимо обратить внимание на наличие:
- ручной регулировки тока;
- индикаторов, позволяющих отслеживать электрические характеристики;
- опции автоматического отключения;
- регулятора напряжения.
При покупке ЗУ нужно обязательно уточнять, подходит ли оно для работы с АГМ. Идеальный вариант – устройство с несколькими режимами зарядки.
Стадии процесса
Необходимо знать, что для АГМ характерны 4 стадии зарядки. Основная фаза – это восстановление уровня до 80%. Далее идет плавное доведение до 100%. Фаза хранения заключается в том, что АКБ потребляет минимальное количество тока от ЗУ. В накопительной стадии аккумулятор фиксирует и стабилизирует параметры.
Стандартная процедура
Одноступенчатый способ зарядки применяется только в том случае, если батарея имеет не менее 75%. Стандартный вариант обеспечивает быстрое восстановление емкости. В процессе зарядки необходимо наблюдать за показателями, чтобы своевременно произвести отключение от сети. Важно следить за напряжением тока. Оптимальный показатель зависит от температуры воздуха и плотности электролиза. Например, уровень не должен превышать 14,4 В при 25℃.
Классическая зарядка батареи АГМ начинается с извлечения устройства из автомобиля с соблюдением правил безопасности. Дальнейшие действия:
- Аккумулятор устанавливается в месте, где исключается контакт с горючими и химическими веществами, открытым огнем.
- АКБ подключается к электросети с помощью ЗУ. Зарядное устройство в автоматическом режиме подстраивается под силу тока и напряжение.
От номинальной емкости ток зарядки должен составлять более 10%. После правильно проведенной процедуры батарею можно установить в автомобиль.
Методика стандартной процедуры подробно изложена в инструкции производителя. Если аккумулятор установлен на заводе, можно поискать описание на официальном сайте.
Зарядка в 3 ступени
Это наиболее эффективная методика с точки зрения экспертов. Трехступенчатая зарядка используется для восстановления батареи с глубокой разрядкой. Общий алгоритм выглядит следующим образом:
- сначала устанавливается напряжение в диапазоне 14,2-14,8 В для восполнения емкости до 80%, ток подается в объеме 10-30% (продолжительность составит около 4 часов);
- для доведения до полного заряда выставляется минимальный показатель тока в пределах 0,3-1 В (потребуется около 3,5 часов).
Далее наступает поддерживающий этап. Напряжение устанавливается на уровне 13.2 – 13.8 В.
Двухступенчатая зарядка
Зарядка с двухступенчатой схемой позволит сохранить исходные ресурсы АКБ в течение продолжительного времени. Этот режим рекомендуется большинством производителей батарей. Как правильно зарядить AGM аккумулятор в 2 этапа:
- обеспечить подачу тока на минимальном уровне 0,3%, напряжения — 14,2–14,8 В;
- увеличить ток до 1%, снизить напряжение до 13,2–13,8 В.
Оптимальное время между фазами ЗУ подбирает в автоматическом режиме. Устройства обеспечивают плавный и безопасный переход между стадиями.
Полезные рекомендации
Не следует превышать указанные для различных режимов параметры. Показатель напряжения 14,8 В является предельно допустимым. При выставлении более высокого уровня возрастает риск запуска гидролиза. Переходящая в газообразное состояние вода отрицательно скажется на дальнейшей эксплуатации.
Батарею нельзя заряжать при температуре воздуха 30℃ и выше. Также следует помнить, что функция автоматического прекращения зарядки предусмотрена в штатных аккумуляторах. Другие важные моменты:
- перед началом зарядки следует ознакомиться с инструкцией, прилагаемой к АКБ;
- при работе с аккумулятором всегда нужно использовать защиту рук и лица;
- несмотря на смягченные требования к вентиляции зарядку АГМ необходимо проводить только при наличии циркуляции воздуха;
- нельзя использовать устройства с поврежденными проводами;
- перед началом зарядки необходимо проверить состояние вентиляционных отверстий на корпусе;
- нельзя заряжать замерзшую АКБ и при наличии повреждений на корпусе;
- важно не перепутать полярность контактов при подключении ЗУ;
- после завершения процесса зарядки сначала отключается устройство от сети;
- при сильном нагреве АКБ следует понизить % тока или отключить устройство от сети;
- при ручной регулировке необходимо использовать таймер.
Зная, каким напряжением заряжать АГМ аккумулятор, какие режимы используются в разных случаях, можно продлить срок службы батареи. Очень важно использовать специальные зарядные устройства. Это обеспечит не только работоспособность АКБ, но также безопасность процесса восстановления емкости.
Выбрать инструктора:
Отзывы:
Все отзывы