СЕРИЯ «ПРЕДМЕТ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ»
Дирижеры дорог. История жезла регулировщика
(к 80-летию со Дня образования подразделений ГАИ-УГИБДД в системе МВД России)
На первый взгляд, кажется, что работать жезлом регулировщика легко и просто. На самом деле, постового можно сравнить с дирижером большого оркестра, а его жезл – с дирижерской палочкой. Были времена, когда люди специально приходили смотреть, как на перекрестках работают регулировщики-виртуозы: на изысканность их движений и своеобразный «шик» в обращении с жезлом. Например, в послевоенном Ленинграде ходили «на Александрова».
Прародителем главного атрибута всех гаишников был белый жезл, история которого началась еще в царской России. На рубеже XIX-XX веков появление «самобеглых экипажей»-автомобилей и увеличение транспортного потока в целом потребовали привести уличное движение к некоему порядку.
С 1907-1908 гг. по распоряжению градоначальника столичного Санкт-Петербурга Даниила Васильевича Драчевского дорожные регулировщики получили специальную деревянную палку-трость белого цвета длиной 90 см, которую полагалось носить с собой в кожаном чехле. Подавать ей можно было только такие знаки: указывать на экипаж, которому следует остановиться, или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Вращение означало, что замереть должны абсолютно все участники дорожного движения. Газета «Московские новости» тогда писала: «В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов».
С приходом к власти большевиков цвет жезла изменился на красный, но не для того, чтобы он стал «с красным знаменем цвета одного», а потому, что посчитали, будто красный цвет лучше привлекает внимание участников дорожного движения.
«Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» № 546 от 29 ноября 1922 г. регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).
![]() |
Первые в Советской России светофоры начали появляться в Москве только с 1924 года: на Кузнецком мосту, на Страстной площади (ныне – Пушкинской) и др. Поэтому регулировщиков можно было увидеть практически на всех перекрестках. Так как выдаваемых жезлов на всех не хватало, милиционерам приходилось собственноручно выпиливать их из дерева и красить. В Петрозаводске первый светофор заработал в 1950-х годах на перекрестке пр. Карла Маркса и ул. Комсомольской (ныне – Андропова). |
В 1931-1932 гг. при управлениях милиции Советских Социалистических Республик, краев, областей были организованы отделы по регулированию уличного движения (ОРУД) и введен институт постового инспектора. В 1936 г. утверждено Положение о Госавтоинспекции (ГАИ). |
|
Постовой на Зубовской. Москва, 1930-е гг. |
Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарем. Харьков, 1932 г. |
В 1930-х годах жезлы решили отменить вообще (Инструкция Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции от 31 декабря 1932 г.) – вместо них милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Но идея, как видно, не прижилась…
27 апреля 1939 года «палочки» вернули на службу. Вступил в действие циркуляр № 55 Главного управления РК милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой движения на дорогах. Оказалось, зрение человека устроено так, что на фоне множества дневных красок привлекает взгляд именно черно-белый предмет. Ночью же все цветное становится серым, и единственное, что видно отчетливо – снова черно-белые предметы!
Великая Отечественная война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в работу ГАИ и ОРУД. Вместе со всей страной они перестроили свою деятельность на военный лад.
Одной из особенностей работы стало регулирование движения в затемненных городах: водители плохо ориентировались на перекрестках и бывали случаи наездов на постовых милиционеров. Поэтому стали применять светящиеся составы. Ими покрывали жезлы, каски, накидки регулировщиков, что сыграло важную роль в предотвращении аварий. Женщины-регулировщицы особенно страдали от холода. В самые морозные зимние дни им разрешалось надевать на голову шерстяной платок, а поверх него шапку со звездочкой.
Несмотря на экстремальные условия в годы Великой Отечественной войны, Госавтоинспекция и ОРУД справились с поставленными перед ними задачами и внесли немалый вклад в укрепление экономической и оборонной мощи нашей страны.
В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов, восстанавливалось разрушенное хозяйство, значительно возросли объемы дорожного строительства.
Малочисленный штат ГАИ и ОРУД не мог эффективно противостоять увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимались меры по совершенствованию структур данных подразделений, укреплению их кадрами и внедрению в практику работы новых научных достижений.
На фотографии К. Первильева из фондов Национального архива Республики Карелия запечатлены работники ГАИ МВД КАССР во время несения службы в Петрозаводске. Мы видим, что на перекрестке ул. Ленина и ул. Энгельса установлен светофор, а в руке сотрудника – жезл регулировщика. Архив датирует эту фотографию 1954-1955 гг., но судя по форменной одежде, снимок сделан в 1956-1957 гг., когда в целях установления единообразия и улучшения снабжения для транспортной милиции, отделов регулирования уличного движения и служб безопасности движения была введена форма одежды, общая для всей милиции.
На снимке 1960-1961 гг. – в первом ряду женщины-сотрудницы ОРУД МВД КАССР. Эта и многие другие фотографии поступили в фонд нашего музея из архива Евгения Ивановича Калинкина, прослужившего в карельской Госавтоинспекции около 42 лет. По воспоминаниям ветерана, в Петрозаводске тогда было всего 5 светофоров, поэтому 25 сотрудниц службы ОРУД направляли движение на улицах города.
В 1960-х годах гаишников снова оставили без жезлов! С 1961 по 1963 гг. в Москве проводился эксперимент, когда «полосатые палочки» заменили перчатками с крагами.
Нововведение признали успешным, и Приказом МООП РСФСР от 22 апреля 1963 г. было регламентировано «регулирование движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета». До 1969 г. милиционеры направляли движение только руками. Потом жезлы все же вернули. Связано это было с тем, что к 1970-м годам старая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения уже не справлялась с возложенными на нее задачами. Значительно выросло количество происшествий, число погибших и раненых. Вновь требовалась модернизация деятельности Госавтоинспекции.
В конструкции милицейского жезла также произошли существенные изменения. – его стали изготавливать из пластика с подсветкой внутри, благодаря чему жезл стал лучше виден ночью. Впоследствии белые полосы стали наносить светоотражающей краской.
На фотографии 1970-го года из архива Е.И. Калинкина старшина милиции Баушев регулирует движение в Петрозаводске на ул.(пр.) Ленина у Госуниверситета. Обратите внимание на форму жезла – у него точеная фигурная рукоять, а наконечник слегка расширен. Именно такой жезл – свой «рабочий инструмент» – по-прежнему хранит майор милиции в отставке Евгений Иванович Калинкин.
![]() |
На фотографии 1980 г. с поста ГАИ на 6-м километре, на выезде из Петрозаводска, жезл инспектора уже имеет привычную цилиндрическую форму. Впоследствии жезл не раз пытались модернизировать. В 1980-е годы начальник оперативного отдела Аджарской АССР Арамаис Тоноян разработал так называемый «Универсальный жезл для сотрудников ГАИ». У него был пластмассовый корпус, а на белых полосах – номера угнанных машин, телефоны отделов УВД и позывные спецслужб. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в ручку – свисток. Массового применения изобретение не получило – уникальный образец хранится в музее. Его называют прообразом нынешней базы данных ГАИ. |
Современные технические характеристики, утвержденные Постановлением Госстандарта России № 33-ст в 2000 г., разделяют жезлы регулировщика по нескольким признакам:
- по функциональному назначению – простые и комбинированные с дополнительными функциями;
- по конструкции – цилиндрические и дисковые;
- по принципу обеспечения светового потока – окрашенные красителями, электрифицированные, имеющие люминесцирующее вещество, имеющие световозвращающие элементы.
Ниже на фотографиях представлены регулировочные жезлы из коллекции нашего Музея истории: из дерева, из пластика и сувенирный. Последний подарен Владимиром Александровичем Федоровым, начинавшим милицейскую службу в ГАИ Карелии, а затем более 12 лет возглавлявшим всю российскую Госавтоинспекцию.
Пожалуй, самый большой и интересный музей жезлов – частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Александра Викторовича Нарыкова. За годы службы ему удалось собрать около 50 различных жезлов, причем не только российских.
Даже сегодня, несмотря на новые технологии, ГИБДД не видит альтернативы жезлу регулировщика для управления движением.
Сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. По роду своей деятельности они всегда на виду у людей, поэтому от работы сотрудников ГИБДД в немалой степени зависит авторитет полиции в целом.
В канун юбилея службы искренне желаем всем им крепкого здоровья и благополучия!
Автор-составитель С.В. Карпеченко,
хранитель фондов Культурного центра
МВД по Республике Карелия
- Главная
- Новости
- 22 ноября 1922 года в России утверждена инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом
22 ноября 1922 года в России (до основания Советского Союза оставался еще месяц) утверждена инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом.
Жезлы были тогда не черно-белыми, как сейчас, а красного цвета с желтой рукояткой и длиной в 11 вершков (около 49 см). Среди прочего в инструкции говорилось: «В случае необходимости задержания автомотовеломашины и экипажей милиционер останавливает таковые поднятием жезла. При остановке одного движущегося экипажа все идущие сзади также останавливаются, не заезжая вперед. Отсутствие поднятого жезла дает право свободного проезда при условии соблюдения правил уличного движения».
История современной Госавтоинспекции берет свое начало в 1918 году.
В Постановлении Народных Комиссариатов по Внутренним Делам и Юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)», опубликованном в октябре 1918 года, одним из «предметов ведения Советской Милиции» являлось «обеспечение порядка на местах общего пользования, а равно наблюдение за исправным состоянием дорог, мостов, гатей*, улиц, площадей и проч., и надзор за порядком движения на них».
* Гать — насыпь, плотина, дорога через болото или загаченный участок затопленной суши, настил через трясину.
22 ноября 1922 года была утверждена инструкция о порядке пользования жезлом, который вручался всем постовым милиционерам. Инструкция № 546 регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).
В 1930 году вышло обязательное постановление областного исполнительного комитета, согласно которому к движению допускаются автомобили и мотоциклы, владельцы которых имеют соответствующее удостоверение на право их эксплуатации. На его основании постановлением Тагильского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 24 мая 1931 года был определен порядок регулирования уличного движения в городе.
3 июля 1936 г. постановлением Совета народных комиссаров утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР – эта дата считается днем рождения современной ГИБДД МВД России. Согласно данному положению, на ГАИ возлагались борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контроль подготовки и воспитания шофёров.
В Нижнем Тагиле непосредственным регулированием движения занимался ОРУД — отдел регулирования уличного движения, созданный в 1941 году. В последствие служба РУД и ГАИ объединились в единую организацию.
В январе 1961 года в нашей стране введены в действие первые единые для всей территории Правила движения по улицам и дорогам СССР, а также введен новый ГОСТ на дорожные знаки.
29 декабря 1963 года Постановлением Совета Министров РСФСР к правилам были внесены дополнения и изменения.
Уже 85 лет сотрудники ОРУД-ГАИ-ГИБДД стоят на страже безопасности дорожного движения. Благодаря предпринимаемым мерам и работе сотрудников автоинспекции по улучшению ситуацию на дорогах в России общее количество ДТП уменьшается. Например, в 1971 году было выявлено 476 дорожно-транспортных происшествия. А по официальным данным Госавтоинспекции в 2020 году на дорогах всех районов города произошло 222 ДТП.
Сегодня трудно переоценить роль Госавтоинспекции. С каждым годом возрастает численность транспорта, все более интенсивным становится движение на дорогах. В этой ситуации работа инспекторов крайне трудна, но настолько же и необходима.
При любом воспроизведении информации ссылка на сайт обязательна
Выставки
19 сентября 2023 г. 0:40
История становления профсоюзного движения
Публикации
11 сентября 2023 г. 4:10
«Мастерству учиться – всегда пригодится!» (о трудовом воспитании в советской школе)
В этот день…
3 сентября 2023 г. 0:45
В этот день 3 сентября 1958 года
В этот день…
1 сентября 2023 г. 0:45
В этот день 1 сентября 1998 года
В этот день…
31 августа 2023 г. 1:00
В этот день 31 августа 1988 года
В этот день…
31 августа 2023 г. 0:55
В этот день 31 августа 1973 года
В этот день…
31 августа 2023 г. 0:45
В этот день 31 августа 1953 года
В этот день…
30 августа 2023 г. 0:55
В этот день 30 августа 1968 года
В этот день…
30 августа 2023 г. 0:45
В этот день 30 августа 1928 года
В этот день…
26 августа 2023 г. 0:45
В этот день 26 августа 1958 года
- Главная
- Дневник безопасности
- Блоги
- Игра
- Караоке
- Библиотека
- Видео
- Инфоуроки
- Люди
- Новости
- Инструкция
- Написать нам
-
Русский язык
- Татарский язык
- Русский язык
- Главная
- Блоги
- ИСТОРИЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ: «Инструкции постовому милиционеру»
ИСТОРИЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ: «Инструкции постовому милиционеру»
В ноябре 1922 года в «Инструкции постовому милиционеру» оговорен порядок пользования жезлом.
Например, п.3 гласил: «В случае необходимости задержания отдельных автомотовеломашин и экипажей милиционер останавливает таковые поднятием жезла». Жезл стал длиной 11 вершков, революционного красного цвета с желтой рукояткой.
Лайков пока нет)
29.06.2020
175
Автор
Комментарии
Еще посты
Авторизация
Если у Вас есть логин или пароль от сайтов Дневник добрых дел, Культурный дневник школьника, то Вы можете их использовать для входа на сайт
Наши партнеры
ГИБДД МВД России
ГБУ «Безопасность дорожного движения»
ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности»
Сначала я нашел ту картинку, что чуть ниже, про правила.
Потом стало любопытно: как все это начиналось.
Нашлось много. Вот, например.
1917 г.
В Инструкции милиционерам московской городской милиции, изданной при Временном правительстве, о правилах езды на автомобилях сказано всего несколько строк… «на автомашины, как и на конные экипажи, повесить номера сзади и спереди, с наступлением сумерек должны быть зажжены спереди два ярких фонаря и сзади — один фонарь, освещающий номер автомобиля.
1918 г., 24 июля
В Инструкции дружиннику революционной охраны при несении патрульно-постовой службы предписывалось: … » дружинник должен охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее…
1918 г., декабрь
В п. № 23 «Инструкции милиционерам Рабоче-Крестьянской милиции» указывалось, что милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:
а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;
б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями… и др. категории рабочих с ручными тележками и санками, по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;
в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;
г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара, так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;
д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд… т.д. (Всего 16 функциональных обязанностей обеспечения безопасности движения).
1919 г., август
Исполком Моссовета создал автомобильную инспекцию при авточасти транспортного отдела.
1920 г., 10 июня
В. И. Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В этом первом нормативном документе, специально посвященном безопасности автодорожного движения, были уже учтены многие аспекты обеспечения безопасности движения. Сюда вошли требования, предъявляемые к автомашинам, их регистрация, пользование ими, номерные знаки. Требования к водителям: наличие у них водительского удостоверения и путевых листов. Устанавливались предельные скорости… Был определен круг лиц, которые несли ответственность за нарушение правил автодвижения. Сделана попытка возложить контроль на специальную службу (автоинспекция транспортного отдела Моссовета).
1921 г., 16 августа
Издается приказ по рабоче-крестьянской милиции № 225, по которому ее сотрудникам предписывалось учиться не только политграмоте, арифметике и русскому языку, но и в обязательном порядке регулированию уличного движения.
1922 г., 22 ноября
Утверждена Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом, который вручался всем постовым милиционерам. (жезл длиной в 11 вершков, красного цвета с желтой рукояткой). В случае необходимости задержания автомотовеломашины и экипажей милиционер останавливал таковые поднятием жезла. При остановке одного движущегося экипажа все идущие сзади также останавливаются, не заезжая вперед. Отсутствие поднятого жезла давало право свободного проезда при условии соблюдения правил уличного движения…
1924 г.
Первые 10 грузовых отечественных грузовых автомобилей «полуторок» выпустил в конце 1924 года Московский автозавод-АМО. Началась автомобилизация страны.
1925 г.
Рост дорожно-транспортных происшествий вызвал настоятельную необходимость в создании в милиции специализированной службы по регулированию дорожного движения. В Москве, для упорядочения движения на площадях и в других перегруженных различным транспортом местах были выделены «самокатчики» — 50 милиционеров на велосипедах. Затем на этот путь встали в Ленинграде, Киеве и др. крупных городах.
1925 г., 29 ноября
Совет народных Комиссаров СССР принял Постановление «О признании имеющей силу для Союза ССР международной конвенции относительно передвижения автомобилей» (Заключена в 1909 г.).
1927 г.
Изготовлены первые советские легковые автомобили НАМИ Московского завода «Спартак».
1928 г.
В штаты Московской городской милиции впервые была включена должность «инспектор по регулированию уличного движения».
1931 г., май
При управлении рабоче-крестьянской милиции г.Москвы образован полноценный отряд регулирования уличного движения ОРУД. При ОРУДе была образована инспекция про выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом. В этом же году были узаконены подразделения милиции по регулированию уличного движения в больших городах страны за счет исполкомов (Циркуляр Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции).
1932 г., 20 марта
Принято Постановление СНК РСФСР «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции».
1932 г., 25 мая
Циркуляром Главного Управления рабоче-крестьянской милиции утверждены «Мероприятия по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения».
1932 г., июнь
В г. Москве стал издаваться специальный печатный орган «Бюллетень ОРУД УРКМ г. Москвы».
1932 г., 19 июля
Постановлением ЦК ВКП (б) «О шоферских кадрах» положено начало массовой подготовки водителей автомашин».
1932 г., 27 августа
Приказом Главного Управления рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР утверждены «Правила о производстве расследования, учета, анализа и изучения причин происшествий и аварий на местном транспорте».
1932 г.
Первые в России светофоры — мачтовый и висячий для регулирования уличного движения установлены в Москве. Первый — на пересечении ул.Петровки с Кузнецким мостом. Второй — Неглинной и Кузнецкого моста.
1934 г., 5 ноября
Совет народных комиссаров СССР принял решение: «Организовать при ЦУДОРТРАНСе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ)», имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях, а также в районах со значительным количеством автомашин. Цель создания ГАИ: повести решительную борьбу с неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту во всех ведомствах и организациях.
1936 г., 3 июля
Постановлением Совета народных комиссаров № 1182 утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Согласно данному Положению на ГАИ возложить следующие задачи: — борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта; — разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта; — наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров; — количественный и качественный учет автопарка и т.д.
копипаста отсюда:carsafety.report.ru/