Инструкция при охране труда при проведении занятий по спортивным играм

Инструкция
по охране труда при проведении спортивных и подвижных игр

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении спортивных и подвижных игр разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», действующим с 1 января 2023 года, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в соответствии с разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране и безопасности труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании спортивных и подвижных игр, проводимых инструкторами по физической культуре, учителями физкультуры, воспитателями, требования охраны труда в опасных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы проведения спортивных и подвижных игр с детьми.
1.3. К проведению спортивных и подвижных игр при наличии допуска к работе допускаются инструктора по физической культуре, учителя физкультуры, педагоги дополнительного образования (тренера), к проведению подвижных игр – воспитатели и иные педагоги. Педагог должен пройти вводный инструктаж, повторный не реже одного раза в шесть месяцев, обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пожарной и электробезопасности.
1.4. В целях выполнения требований охраны труда при проведении спортивных и подвижных игр педагог обязан:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья детей;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время проведения спортивных и подвижных игр;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • иметь четкое представление об опасных факторах, связанных с проведением спортивных и подвижных игр, знать основные способы защиты от их воздействия;
  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности участвующих в спортивных и подвижных играх;
  • знать приемы оказания первой помощи пострадавшим и уметь оперативно оказывать первую помощь;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
  • знать месторасположение аптечки первой помощи;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, выполнять режим рабочего времени и времени отдыха.

1.5. Опасные и (или) вредные факторы, которые могут воздействовать на педагога при проведении спортивных и подвижных игр, отсутствуют.
1.6. Перечень профессиональных рисков и опасностей при проведении спортивных и подвижных игр:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости помещения;
  • травмирование при неаккуратном обращении детьми со спортивным инвентарем;
  • травмирование при передвижении по влажному полу, при наличии травмоопасных предметов на спортивной или игровой площадке;
  • поражение электрическим током при прикосновении к электрооборудованию с открытыми токоведущим частям или шнурам питания с нарушенной изоляцией;
  • повышенное психоэмоциональное напряжение;
  • перенапряжение голосового анализатора.

1.7. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При обнаружении повреждений спортивного оборудования и спортивного (игрового) инвентаря исключить их использование при игре, сообщить заместителю руководителя по административно-хозяйственной работе и не использовать до полного устранения выявленных недостатков.
1.8. Спортивные и подвижные игры организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
1.9. Запрещается проводить спортивные и подвижные игры, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
1.10. Педагогический работник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда при проведении спортивных и подвижных игр, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом игр

2.1. Перед проведением спортивных и подвижных игр надеть удобную спортивную одежду и спортивную обувь по сезону.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в спортивном зале или ином помещении и убедиться в исправности электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны, надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую защитную конструкцию;
  • уровень искусственной освещенности в спортивном (физкультурном) зале должен составлять не менее 200 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. При проведении спортивных и подвижных игр в спортивном (физкультурном) зале убедиться в наличии надлежащего теплового режима:

  • для детей до 7 лет в холодный период года — 19-21°С, в теплый период года — не более 28°С, нижняя граница идентична холодному периоду года;
  • для детей старше 7 лет в холодный период года — 18-20°С, в теплый период года — не более 28°С, нижняя граница идентична холодному периоду года.

2.5. При проведении спортивных и подвижных игр на спортивной или игровой площадке убедиться в соответствии климатических условий микроклиматическим показателям, при которых проводятся игры на открытом воздухе в холодный период года:
по климатическим зонам:

Климатическая зона Возраст детей Температура воздуха, °С
без ветра при скорости ветра до 5 м/с при скорости ветра 6-10 м/с
Северная часть
Российской Федерации
до 12 лет -10-11 -6-7 -3-4
12-13 лет -12 -8 -5
14-15 лет -15 -12 -8
16-17 лет -16 -15 -10
Заполярье до 12 лет -11-13 -7-9 -4-5
12-13 лет -15 -11 -8
14-15 лет -18 -15 -11
16-17 лет -21 -18 -13
Средняя полоса
Российской Федерации
до 12 лет -9 -6 -3
12-13 лет -12 -8 -5
14-15 лет -15 -12 -8
16-17 лет -16 -15 -10

2.6. В дождливые дни спортивные и подвижные игры проводятся в помещении.
2.7. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.8. Провести осмотр санитарного состояния спортивного (физкультурного) зала или иного помещения для подвижных игр, а также оценить покрытие пола, которое не должно быть сырым, иметь дефекты и повреждения.
2.9. Провести осмотр санитарного состояния спортивной или игровой площадки, оценить состояние площадки, которые не должны быть сырыми и иметь дефекты. Не допускать наличия на площадке битого стекла, проволоки, камней.
2.10. Произвести сквозное проветривание помещения в соответствии с показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21, открыв окна и двери.
2.11. Убедиться в свободности выхода из помещения.
2.12. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность спортивное оборудование.
2.13. Убедиться в целостности и исправности спортивного (игрового) инвентаря с учётом требований к проводимой игре.
2.14. Проверить накачку мячей, натяжение волейбольной сетки, крепление баскетбольных щитов и правильность разметки поля.
2.15. При проведении спортивных игр проследить за соблюдением требований к спортивной форме детьми.
2.16. Приступать к проведению спортивных и подвижных игр разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время игр

3.1. Во время проведения спортивных и подвижных игр соблюдать порядок в помещении (зале), не загромождать выходы и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. Провести с детьми инструктаж по правилам безопасности при проведении спортивной (подвижной) игры, напомнить правила игры, обозначить опасные факторы.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок во время спортивных или подвижных игр, не разрешать детям самовольно уходить из помещения (площадки), не оставлять детей одних без контроля.
3.4. Следить за безопасным ходом игры, исключать конфликтные ситуации во время игры, возможность столкновения детей друг с другом.
3.5. Строго соблюдать установленные нормы и требования, а также рекомендации медицинского работника по дозировке физической нагрузки для детей.
3.6. Спортивное оборудование и спортивный (игровой) инвентарь применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и утверждённые методики.
3.7. При проведении игры быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами.
3.8. Педагогу при проведении спортивных (подвижных) игр запрещается:

  • допускать к использованию неисправное спортивное оборудование и (или) спортивный (игровой) инвентарь;
  • использование спортивного оборудования и инвентаря не по прямому назначению;
  • скапливать неиспользуемое спортивное оборудование и инвентарь в месте непосредственного осуществления игры.

3.9. При использовании музыкальной техники запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электроприборы мокрыми руками;
  • нарушать последовательность включения и выключения;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • перемещать включенные в электросеть приборы;
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией проводам и шнурам питания;
  • сгибать и защемлять шнуры питания;
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы.

3.10. Соблюдать правила передвижения в помещении и на территории:

  • во время перемещения быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания;
  • не наступать на люки.

3.11. Соблюдать при проведении спортивных и подвижных игр настоящую инструкцию по охране труда, иные инструкции по охране труда при использовании спортивного оборудования и инвентаря, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:

  • техническая неисправность спортивных снарядов вследствие износа;
  • пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током, вследствие неисправности электрооборудования в спортивном зале (физкультурном зале);
  • ухудшение погодных условий;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.2. В случае возникновения технической неисправности спортивного оборудования, спортивного (игрового) инвентаря педагог должен остановить игру, изъять данное оборудование (инвентарь) или ограничить к нему доступ, и не использовать его до полного устранения неисправностей и получения разрешения заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе.
4.3. При изменении метеорологической ситуации (дождь, снег, резкое похолодание, порывы ветра), нарушении санитарно-гигиенических норм на спортивной (игровой) площадке педагогический работник должен остановить игру, при наличии возможностей — перенести проведение игры в спортивный (физкультурный) зал или иное помещение.
4.4. В случае появления задымления или возгорания в спортивном (физкультурном) зале, ином помещении, в котором проводится игра, педагог обязан немедленно остановить игру, вывести детей из помещения – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить прямому руководителю (при отсутствии – иному должностному лицу). При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
4.5. В случае получения травмы или плохого самочувствия педагогический работник обязан остановить игру, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность прямого руководителя (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт.
4.6. При плохом самочувствии или получении травмы иным работником или ребенком оказать ему первую помощь, вызвать медработника образовательной организации или транспортировать пострадавшего в медицинский кабинет, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии прямому руководителю. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем фотографирования или иным методом.
4.7. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании игры

5.1. Огласить результаты игры. Собрать у детей спортивный (игровой) инвентарь, проверить на целостность и разместить в местах хранения.
5.2. Провести осмотр санитарного состояния спортивной площадки, спортивного (физкультурного) зала, или иного помещения, в котором проводилась игра.
5.3. Убедиться в свободности выходов из помещения.
5.4. Провести сквозное проветривание помещения.
5.5. Отключить музыкальную технику и иные приборы от электросети.
5.6. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения, что противопожарные правила соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах.
5.7. Проконтролировать проведение обработки спортивного инвентаря с использованием мыльно-содового раствора.
5.8. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду в помещении.
5.9. Известить непосредственного руководителя о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

Инструкцию разработал: ___________ /______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ___________ /______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Техника безопасности на уроках физической культуры

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Инструкция по охране при проведении занятий на спортивной площадке

Инструкция по охране при проведении занятий на спортивной площадке

1. Общие требования безопасности
Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия на спортивной площадке (учителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов физкультуры и т.д.).
К самостоятельной работе на спортивной площадке допускаются лица:
• не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в образовательном учреждении конкретного вида и типа;
• имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;
• прошедшие вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;
• ознакомленные с инструкциями по эксплуатации спортивного оборудования и приспособлений, правилами безопасности при выполнении конкретных видов физических упражнений.
Работник, проводящий занятия на спортивной площадке, обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График занятий на спортивной площадке определяется погодными условиями и календарным планированием, утвержденным директором школы.
Опасными факторами при проведении занятий на спортивной площадке являются:
• физические (спортивные снаряды, оборудование, приспособления и инвентарь; покрытие спортивных площадок; посторонние предметы на площадке и в песке прыжковой ямы; статические и динамические перегрузки; метательные снаряды; скользкие поверхности; экстремальные погодные условия);
• химические (пыль).
Во время проведения занятий на спортивной площадке в пределах доступности должна находиться аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами, для оказания первой помощи при травмах.
В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.
Перед переходом к работе с новым видом спортивного оборудования (инвентаря) и выполнением новых упражнений необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.
О каждом несчастном случае с учащимися во время занятий на спортивной площадке работник немедленно должен сообщить об этом администрации учреждения, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему.
В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности с его регистрацией в соответствующем журнале.
Работники, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий на спортивной площадке
Провести инструктаж учащихся по технике безопасности при выполнении конкретного вида физических упражнений с его регистрацией в журнале установленной формы.
Проверить:
• (визуально) исправность и надежность крепления спортивного оборудования и инвентаря;
• правильность установки спортивного оборудования;
• при необходимости произвести необходимые изменения в целях исключения травмоопасности;
• качество покрытия спортивной площадки и отсутствие на ней посторонних предметов;
• достаточность песка, его рыхлость и отсутствие посторонних предметов в прыжковых ямах;
• наличие необходимой спортивной одежды и обуви у учащихся;
• правильность подгонки спортивного инвентаря.
В случае обнаружения неисправности спортивного оборудования и инвентаря работник, проводящий занятия на спортивной площадке, обязан немедленно поставить в известность завхоза, а при его отсутствии – администрацию школы и сделать соответствующую запись в тетради заявок.
Запретить учащимся приступать к занятиям в случае обнаружения несоответствия спортивного оборудования и инвентаря установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
Не допускать к занятиям учащихся, одежда и (или) обувь которых не соответствуют требованиям безопасности при выполнении конкретного вида физических упражнений.

3. Требования безопасности во время занятий на спортивной площадке
Во время занятий на спортивной площадке необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря.
Во время занятий работник обязан обеспечить:
• поддержание порядка и чистоты на спортивной площадке;
• проведение дополнительного инструктажа учащихся по технике безопасности перед выполнением новых видов физических упражнений;
• соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности;
• соблюдение требований (СанПиН ) для спортивной площадки;
• организацию необходимой страховки учащихся.
Работнику на спортивной площадке запрещается:
• допускать использование неисправного спортивного оборудования и (или) инвентаря);
• использование спортивного оборудования и инвентаря не по прямому назначению;
• допускать скопление неиспользуемого спортивного оборудования и инвентаря в месте выполнения физических упражнений;
• производить самостоятельно ремонт спортивного оборудования и приспособлений;
• оставлять учащихся без присмотра.
После завершения выполнения конкретных физических упражнений обеспечить приведение использованного спортивного инвентаря и оборудования в безопасное состояние.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
В случае возникновения аварийных ситуаций (возгорание; задымление, появление посторонних запахов и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник, проводящий занятия на спортивной площадке, обязан немедленно увести учащихся с площадки, соблюдая при этом порядок; сообщить о случившемся завхозу а в случае его отсутствия администрации школы..
В случае наличия пострадавших среди учащихся работник, проводящий занятия на спортивной площадке, обязан проинформировать медицинского работника, а при необходимости оказать доврачебную помощь.
В случае возгорания сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. Требования безопасности по окончании занятий
После окончания занятий на спортивной площадке работник обязан:
• привести спортивное оборудование и приспособления в исходное состояние;
• убрать используемый спортивный инвентарь в специальные места, предназначенные для его хранения;
• организованно увести учащихся в раздевалку.
При обнаружении неисправности спортивного оборудования, наличии на площадке посторонних предметов проинформировать об этом завхоза, а при его отсутствии – администрацию школы и сделать запись в тетради заявок.

Муниципальное
общеобразовательное
учреждение                                                                
Тимшерская средняя общеобразовательная школа

Утверждено: 

Приказом
директора школы

                                                                                                      
от 30.12.2017 г. № 607

ИНСТРУКЦИЯ

по
охране труда при проведении занятий

по
спортивным и подвижным играм

(футбол,
волейбол, баскетбол и др.)

1.      Общие требования
охраны труда

 1.1. К занятиям
по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр
и инструктаж по охране труда.

 1.2.  При
проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные
режимы занятий и отдыха.

 1.3. При
проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на
обучающихся следующих опасных факторов:

 — травмы при
столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром,
скользком полу или площадке.

 1.4. Занятия по
спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и
спортивной обуви с нескользкой подошвой.

 1.5. При
проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медаптечка,
укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для
оказания первой помощи при травмах.

 1.6. Руководитель
занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать
места расположения первичных средств пожаротушения.

 1.7. О каждом
несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить
администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.

 1.8. В процессе
занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения
спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной
гигиены.

 1.9. Лица,
допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются
к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке
знаний норм и правил охраны труда.

2.      Требования
охраны труда перед началом занятий

 2.1.
 Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой  подошвой.

 2.2.
  Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных
ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.

 2.3.
 Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной
площадке.

2.4.
 Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал

3.      Требования
охраны труда во время занятий

3.1.  Начинать
игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу)
руководителя занятий.

3.2.  Строго
выполнять правила проведения подвижной игры.

3.3. Избегать
столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

3.4.  При падениях
необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

3.5. Внимательно
слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

4.      Требования
охраны труда в аварийных ситуациях

 4.1. При
возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить
занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только
после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.

 4.2. При
получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 4.3. При
возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из
зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации
учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью
имеющихся первичных средств пожаротушения.

5.      Требования
охраны труда по окончании занятий

 5.1.
Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку
спортивного зала.

5.2.
 Тщательно проветрить спортивный зал.

5.3.
 Снять спортивную одежду и спортивную обувь и вымыть лицо и руки с мылом.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда устанавливает основные требования по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в спортивном зале дошкольного образовательного учреждения и является обязательной для использования всеми сотрудниками ДОУ.

1.2. К занятиям физическими упражнениями допускаются дети, которые прошли медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.3. Дети должны соблюдать правила использования физкультурного оборудования, установленные режимы занятий и отдыха.

1.4. При проведении занятий физическими упражнениями возможно воздействие на воспитанников, некоторых опасных факторов:

  • травма при эксплуатации неисправного, непрочно установленного и не закрепленного спортивного оборудования и инвентаря;
  • травмы при несоблюдении правил использования спортивного оборудования и инвентаря;
  • нарушение зрения при недостаточном освещении спортивного зала;
  • травмы при падении детей в процессе проведения подвижных игр и упражнений;
  • получение повреждений и заболеваний в случае перетаскивания детьми тяжелого спортивного оборудования;
  • поражение электрическим током при использовании поврежденных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов;
  • травмы при неправильном установлении оптимального объема физической нагрузки, а также при нарушениях установленных режимов занятий и отдыха.

1.5. Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода необходимо распределить детей на две подгруппы, учитывая три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности, уровень двигательной активности. Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, у которых средний и высокий уровень двигательной активности и хорошая физическая подготовка. Во вторую подгруппу включают воспитанников второй и третьей групп здоровья и с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленности.

1.6. Необходимо строго соблюдать настоящую инструкцию по охране труда, занятия проводить в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.

1.7. В период проведения занятий воспитанники должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

1.8. В спортивном зале должен быть вывешен комнатный термометр, чтобы контролировать температурный режим.

1.9. Спортивный зал должен быть оснащен аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой  помощи при травмах.

1.10. Руководитель физического воспитания, воспитатель и воспитанники должны следовать правилам пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал обязательно должен быть оснащен огнетушителем, автоматической системой пожаротушения и приточно-вытяжной вентиляцией.

1.11. Спортивный инвентарь должен быть обеспечен инструкцией по безопасности проведения занятий.

1.12. О каждом несчастном случае с воспитанниками воспитатель или руководитель физического воспитания или очевидец несчастного случая обязан немедленно поставить в известность администрацию и принять необходимые меры по оказанию первой помощи пострадавшему.

1.13. Лица, которые не выполнили или нарушили данную инструкцию по охране труда, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятия

2.1. Включить в спортивном зале ДОУ полностью освещение и удостовериться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность должна быть: не меньше 200 лк (13 вт/кв.м.) при люминесцентных лампах не менее 100 лк (32 вт/кв.м.) при лампах накаливания.

2.2. Внимательно проверить санитарное состояние спортивного зала.

2.3. Перед началом занятия проветрить спортивный зал, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь специальные ограничители. Проветривание закончить за 30 мин. до прихода воспитанников.

2.4. Проверить работоспособность и надежность установки спортивного оборудования и инвентаря.

2.5. При использовании на занятиях электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов убедитесь в их годности и целостности подводящих кабелей и электровилок.

2.6. Чтобы избежать падения детей убедится в том, что ковры и дорожки надежно прикреплены к полу.

2.7. Спортивный инвентарь должен располагаться так, чтобы избежать его падений на воспитанников.

2.8. Вытереть насухо спортивный инвентарь необходимый для данного занятия.

2.9. Провести целевой инструктаж детей по безопасным приемам выполнения физических упражнений на занятиях в физкультурном зале.

2.10. Быть одетым в спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

3. Требования безопасности во время занятия

3.1. Занятия по обучению детей различным видам движений должны планироваться согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны подходить возрастным особенностям занимающихся, их физической подготовленности, уровню здоровья.

3.2. Составление занятий должно соответствовать современным требованиям построения и проведения учебно-оздоровительных занятий по физической культуре для детей дошкольного возраста. Основой построения занятия принято деление его на три части: подготовительную, основную, заключительную. Наличие данных частей и расположение их только в правильной последовательности обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособность и логикой развертывания учебно-воспитательного процесса в двигательной деятельности.

3.3. Запрещается выполнять упражнения на неисправном оборудовании и с поломанным инвентарем.

3.4. Соблюдать дисциплину и порядок, наблюдать за тем, чтобы дети выполняли все указания руководителя по физическому воспитанию, воспитателя.

3.5. Приступать к выполнению упражнений и заканчивать их только по команде воспитателя или руководителя физическим воспитанием.

3.6. Не позволять детям самовольно покидать место проведения занятия.

3.7. Не оставлять детей без присмотра в спортивном зале.

3.8. Во время проведения занятия выбирать место так, чтобы все дети были видны.

3.9. При ходьбе или беге в колонне по одному соблюдать дистанцию в два шага.

3.10. Убрать на пути все предметы мешающие идти, бежать.

3.11. При выполнении упражнений потоком соблюдать определенный интервал между детьми, чтобы не было столкновений.

3.12. При групповом старте на короткие дистанции бежать исключительно по своей дорожке.

3.13. Чтобы не возникло столкновений у детей младшей, средней группы исключить при беге резко «стопорящую» остановку.

3.14. При выполнении упражнений, таких как прыжки и соскоки со спортивных снарядов, приземляться мягко, пружинисто приседая. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

3.15. Прыгать обязательно в спортивной обуви.

3.16. Страховать ребенка в месте приземления.

3.17. Веревку для прыжков в высоту не привязывать к стойкам, а класть на штырьки в стойках.

3.18. При выполнении прыжков в длину с места, с продвижением вперед на одной, двух ногах давать указание прыгать «мягко», «тихо» на носках.

3.19. Не разрешать воспитанникам спрыгивать с большой высоты.

3.20. При выполнении упражнений по метанию осмотреться, чтобы не было детей в секторе метания.

3.21. Упражнения по метанию выполнять строго по сигналу воспитателя или руководителя по физическому воспитанию.

3.22. Не оставлять без присмотра взрослого человека спортивный инвентарь.

3.23. Не стоять справа от метающего, запрещается находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения руководителя по физическому воспитанию или воспитателя.

3.24. Нельзя подавать снаряд для метания друг другу броском.

3.25. При выполнении упражнений в равновесии, на специальной гимнастической скамейке напомнить детям правила поведения на спортивном снаряде (не толкаться, не подгонять друг друга, не обгонять, если теряешь равновесие, не держись за товарища, а сойди со снаряда).

3.26. В место спрыгивания ребенка следует постелить мат. Страховать ребенка при наличии необходимости, продвигаясь вдоль скамейки.

3.27. Чтобы не получить челюстно-лицевую травму, при ползании по гимнастической скамейке, необходимо следить за правильной постановкой рук (обхватить ее с боку так, чтобы большой палец был сверху, а остальные пальцы под скамейкой). Правильно принимать исходное положение (с начало поставить руки на скамейку, затем ноги) и сходить со снаряда только после окончания выполнения упражнений (с начало поставить ноги на пол, затем выпрямиться).

3.28. При лазании по шведской стенке обязательно страховать детей от падения, запрещать им самостоятельно подниматься на высоту.

3.29. При лазании не провисать, нельзя висеть на одной руке, лазать, пропуская рейки, спрыгивать с высоты. Руки отпускать тогда, когда обе ноги будут стоять на полу.

3.30. Вдоль шведской стенки расстелить маты, встать справа от воспитанника, оказывая помощь при необходимости, следить за правильным хватом рук, постановкой стопы на рейку.

3.31. Обучить детей старшего дошкольного возраста страховке.

3.32. При лазании по веревочной лестнице см. выше п. 3.28, 3.29, 3.30.

3.33. Если у ребенка запутались ноги в веревочной лестнице или у него устали руки, он должен сразу сказать об этом руководителю по физическому воспитанию или воспитателю.

3.34. При выполнении работы с гимнастическими палками соблюдать дистанцию при выполнении упражнений, палками не драться, не махать, держать их в двух руках внизу или на плече как «ружье» (палку поставить на ладонь правой руки опущенной вниз, левой рукой прижать к правому плечу) при объяснении упражнения или перестроения.

3.35. В процессе работы с вестибулярным тренажером «перекати-поле» выполнять следующие правила: внутри должен находиться один ребенок, не находиться в зоне прокатывания, при выполнении упражнения голова ребенка должна находиться внутри, во время движения вылезать из тренажера запрещается.

3.36. При проведении занятий с использованием батута соблюдать следующие правила:

  • инструктор по физической культуре и воспитатель стоит на страховке рядом с батутом;
  • прыгая держаться за поручень (для неподготовленных воспитанников);
  • прыгать стоя в середине батута, на край прыгать нельзя;
  • неподготовленные воспитанники спускаются с батута после остановки, воспитанники с достаточной физической подготовленностью могут спрыгивать, но только на мат.

3.37. При использовании хоппер-мячей:

3.37.1. Необходимо правильно подобрать мяч каждому воспитаннику. Мяч должен быть подобран согласно его росту. Воспитаннику следует сесть на надутый мяч и обратить внимание на положение бедер по отношению к голени. Угол между ними может быть только 900 или чуть больше. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки и ухудшает отток венозной крови. Для воспитанников 3-5 лет диаметр мяча составляет 45см, от 6 лет 55см.

3.37.2. Накачать мячи (Hор) до упругого состояния. Однако, на первых занятиях для большей уверенности занимающихся и при специальных упражнениях лечебно – профилактической направленности следует использовать менее упруго накачанные мячи.

3.37.3. Протереть насухо мячи перед занятием.

3.37.4. При выполнении упражнений, следить за сохранением правильной осанки: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развернуты, ноги согнуты и поставлены врозь (три точки опоры — ноги, таз), стопы параллельны И прижаты к полу, носки могут быть разведены чуть-чуть в стороны, между бедром и голенью угол 900, руки опущены вниз, пальцы придерживают мяч.

3.37.5. При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой воспитанников. Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или поворотами туловища.

3.37.6. При выполнений упражнений следует строго придерживаться техники их выполнения. В комплексы упражнений не включать запрещенные элементы. К ним относятся: круговые движения головой, наклоны головы назад, резкие скручивающие движения, отрывание таза от мяча во время выполнения пружинных движений на нем.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Если возникают неисправности в работе спортивного оборудования или его поломке, остановить занятие. Упражнение разрешается продолжать только после устранения неисправности.

4.2. При получении ребенком травмы немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, вызвать на место или транспортировать ребенка в медицинский пункт, сообщить об этом заведующему ДОУ.

4.3. При плохом самочувствии прекратить занятие и поставить в известность воспитателя группы.

4.4. В случаи возникновения пожара немедленно эвакуировать воспитанников из спортивного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и заведующему ДОУ (при отсутствии – иному должностному лицу), самостоятельно приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Переодеть спортивную одежду, обувь и тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5.2. Привести в исходное положение все физкультурное оборудование, проверить его работоспособность.

5.3. Проветрить спортивный зал и по возможности выполнить влажную уборку.

5.4. Убедиться в противопожарном состоянии спортивного зала: выключить свет и электрические звуковоспроизводящие аппараты.

5.5. При выявлении неисправностей спортивного оборудования и спортивных снарядов, сообщить заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозу).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция при обнаружении предмета похожего на взрывное устройство в доу
  • Инструкция при пожаре в гостинице
  • Инструкция преобразователи ионометрические и 500 методика поверки
  • Инструкция при встрече с медведем прикол
  • Инструкция при поездке за рубеж высоцкий