Инструкция в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах

Краткие сведения о русской орфографии

Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; написание заглавной и прописной буквы; правила переноса слов с одной строки на другую. Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что следует писать в том или ином случае. В современной русской орфографии выделяют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм: морфологический, предполагающий единообразное написание морфем; фонетический принцип, при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (предыстория, хотя образовано от слова история); традиционный принцип, согласно которому выбор буквы определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией и традицией написания, а также семантический принцип, предполагает учёт значения слова или словосочетания; синтаксический (заглавная буква в начале предложения).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Обратная связь

Орфограмма-это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных.

Орфографическая зоркость –это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы.

Орфографическое правило-это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.

Пунктуация-это система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел лингвистики, изучающий эти правила.

Пунктограмма –это закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации.

Знаки препинания –это элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

Пунктуационное правило-это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление).

Задание 2. Внимательно изучи таблицу и составь развернутый рассказ по теме «Разделы русской орфографии»

Орфография состоит из пяти основных разделов:

1) Передача буквами фонемного состава слов- 1) фонематический принцип, осуществляемый в том случае, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной позицией в одной и той же морфеме; основывается на том, что одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильных и слабых позициях;

2) морфематический (или морфологический) принцип орфографии основывается на требовании единообразного написания одних и тех же морфем; охватывает те случаи, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав;

3) традиционный принцип заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией, которое надо запомнить; в школьной практике подобные слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами;

4) фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции: рассы́пать – ро́ссыпь. В процессе применения разных принципов возникают дифференцирующие написания, разграничивающие на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог — ожёг, туш — тушь и др.

2) Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей — Слитное написание применяется для закрепления таких сложных лексических образований, смысловая цельность которых имеет конкретное выражение в самом строении этих слов (слияние при помощи соединительных гласных, объединение общей для всего образования системой флексий, выделение данного образования из ряда смежных лексических единиц посредством собственного ударения; ср.: теплоход, пятилетка и т.п.).

Дефисное написание отражает те случаи словообразования, в которых обычно два слова, а иногда и несколько утрачивают свою лексическую самостоятельность, приближаются к превращению в одну лексическую единицу, но не доходят до полного слияния в одно слово (ср.: диван-кровать, машинно-тракторный, золотисто-желтый и т.п.).

Раздельное написание — отдельно пишутся как знаменательные, так и служебные слова. Объектом раздельного написания выступает слово со своим значением, без опоры на произношение.

3) Употребления прописных и строчных букв- обусловлено разными принципами:

1) синтаксический принцип используется для выделения начала определенных отрезков текста – предложений;

2) для выделения отдельных слов в тексте используются:

а) морфологический принцип, заключающийся в том, что имена собственные пишутся с прописной буквы, нарицательные – со строчной;

б) семантический принцип: с прописной буквы могут писаться имена нарицательные, наделенные особой патетикой или символикой (Отчизна, Человек), названия праздников (День Победы, Новый год);

в) словообразовательный принцип: аббревиатуры, составленные из первых букв слов, передаются прописными буквами.

4) Перенос части слова с одной строки на другую- регулируется двумя основными принципами:

1) фонетический, в соответствии с которым слово членится согласно слогоделению: за-бота, забо-та;

2) морфематический принцип, основанный на том, что при переносе деление проходит между двумя приставками (без-возвратно), между приставками и корнями (рас-смеяться), между частями сложных слов (дву-сложное)

Существуют и другие ограничения переноса: если русские слова не могут начинаться с ы, ь, ъ, й, то и при переносе их нельзя переносить на следующую строку. Нельзя в конце строки оставлять одну букву или переносить ее на следующую строку, т.к. она может совпадать со словом (а, я, и, о, у) и, следовательно, неправильный перенос может привести к искажению смысла текста.




©2015- 2023 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

ОРФОГРАФИЯ.

Орфография (от греческого orthos – прямой, правильный и grapho — пишу) – это система правил, определяющая, как надо правильно писать слова.

Орфография устанавливает правила употребления:

  1. букв для передачи звуков;

  2. больших букв;

  3. дефиса и пробела;

  4. чёрточки для обозначения переноса части слова с одной строки на другую.

Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах.

Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

1.Прописная буква:

а)первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знака.

Зимние каникулы я провёл у дяди Серёжи.

б)ИФО, псевдонимы, прозвища.

Александр Сергеевич Пушкин, Соловей Разбойник, Владимир Красное Солнышко, Пётр Первый.

в)клички животных в баснях, сказках, действующие лица.

Дед Мороз, Снегурочка, Леший, Осёл, Медведь.

г)астрономические названия, названия государств, рек, улиц, зданий.

Марс, Козерог, созвездие Большого Пса, альфа Малой Медведицы, Новая Гвинея, остров Святой Елены, Ладожское озеро, Кремль.

2.Слова с двумя безударными гласными в корнях:

Запомните, как пишутся сочетания букв!

оро – ворона, город, огород

оло – оловянный, половина

ере – бережок, деревянный

еле – зеленеет, пелена

3.Проверяемые безударные гласные в корне слова:

а)чтобы проверить правописание безударного гласного в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.

б)проверка слов формами множественного числа:

коза – козы; вода – воды

в)проверка слов формой единственного числа:

столбы – столб; мосты – мост

г)проверка словом, отвечающим на вопрос что делает? или что делал?:

ловил – ловит; варил – варит

д)проверка путём подбора родственных слов:

скворец – скворушка; лошадь – лошадка

4.Непроверяемые безударные гласные в корне слова:

Слова с непроверяемым безударным гласным надо запомнить или посмотреть в словаре. Эти слова называются «словарными» словами.

5.Парные по глухости – звонкости в слабой позиции:

б – п д — т

в – ф ж — ш

г – к з – с

Слабая позиция – позиция звука в конце слова или перед глухим согласным.

Сильная позиция – позиция звука перед любым гласным или перед сонорными согласными: л, м, н, р.

Например: последние звуки в словах бегемот и водопровод звучат одинаково, а буквы пишутся разные. Последний звук в слове водопровод потерял свою звонкость и звучит как глухой звук [т]. И только поставив этот звук в сильную позицию, можно определить, какую букву следует писать в этом слове.

бегемот – бегемоты; водопровод – водопроводы

Для того, чтобы проверить парную по глухости – звонкости, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или сонорный согласный.

6.Правописание предлогов:

В русском языке есть одинаковые приставки, предлоги: в, во, за, на, над, по, под, про, с, об, от.

ПРИСТАВКА

ПРЕДЛОГ

1.это часть слова, и на письме её нельзя

отделять от корня: пришёл, посмотрел.

1.это отдельное слово, пишется раздельно

со словом, между предлогом и словом

можно вставить другое слово (любое прилагательное) или вопрос: скатились

(с чего?)

с горы; в (каком?) саду – в зимнем саду.

2.служит для образования новых слов.

2.служат для связи в предложении.

7.Правописание союзов:

а, и, но, да

а)союзы пишутся отдельно от слов!

В печке выпечен батон,

А в петлицу вдет бутон.

б)перед союзами а, но ставится запятая.

Белый, а не снег.

Сладкий, но не мёд.

(сахар)

8.Правописание гласных после шипящих:

ча – ща – пишется с буквой а

туча, роща

чу – щу – пишется с буквой у

чудо, щука

жи – ши –пишется с буквой и

жизнь, шишка

Запомните исключения из правил!

жюри, парашют, капюшон

Сен – Жюст

9.Мягкий знак( ь-м); разделительный мягкий знак (ь-р) и разделительный твёрдый знак (ъ) в словах:

Ь-м

Ь-р

ъ

1.

пишется в конце и в

середине слова

пишется в середине слова

пишется после приставок

перед корнем

2.

после согласных

после согласных

после согласных

3.

перед согласными

перед гласными

и, е, ё, ю, я

перед гласными

и, е, ё, ю, я

4.

показывает мягкость предшествующего звука

показывает, что согласный

звук не сливается с гласным

показывает, что согласный

звук не сливается с гласным

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Ученье – путь к уменью.

Февраль силён метелью,

А март – капелью.

Все вокруг объяты страхом:

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

10.Правописание двойных согласных:

УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ:

а)когда соединяются приставка и корень

рассвет, расстелить

б) когда соединяются корень и суффикс

лимонный, именинник

в)в корнях исконно русских слов

Россия, ссора, жужжать, зажжённый, дрожжи

г)в сложносокращённых словах:

главврач, юннат

Запомните наиболее употребляемые слова иноязычного происхождения с двойными согласными:

бб пп

суббота аппетит

кк аппликация

аккорд гиппопотам

аккуратный рр

лл баррикада

аллея перрон (пассажирская платформа на ж/д станции) балл террор

баллада терраса

баллон террикон (конусообразный отвал пустой

иллюстрация породы на поверхности земли при шахте,

интеллигенция руднике)

каллиграфия сс

коллега бассейн

коллектив дискуссия

кораллы конгресс

кристаллы кросс

металлы пассивный

параллельный стеллаж (ряд полок пресса

в несколько ярусов) прогресс

троллейбус режиссёр

мм трасса

грамматика шоссе

комментарий шасси

программа тт

симметрия аттестат

телеграмма аттракцион

нн фф

колонна суффикс

теннис эффект

туннель

тоннель

Запомните слова иноязычного происхождения, в которых звучит двойной согласный, а пишется одна буква:

актриса, алюминий, волейбол, галерея, грамотный, десант, десерт, драма, карикатура (рисунок, комически или сатирически изображающий кого – что — нибудь), количество, раса, расизм (реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой), ресурсы (запасы, источники чего — нибудь), росомаха (хищное млекопитающее семейства куньих с ценным мехом), лилипут (человек неестественно маленького роста, карлик), привилегия, пудинг, тротуар, длина.

11.Правила переноса:

а)при переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога;

б)нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной;

в)при переносе слов с односложной на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом;

г)нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной;

д)нельзя отрывать й от предшествующей гласной;

е)нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву;

ё)при переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за ней идёт согласная;

ж) при переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога;

з)нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными;

и)многие слова можно переносить различными способами, при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова:

шу-мный, шум-ный, дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий…

й)некоторые слова не подлежат переносу:

Азия, узнаю, фойе.

12.Правописание согласных ЧК – ЧН – НЧ – НЩ – РЧ – РЩ.

Запомните! Сочетание согласных ЧК – ЧН – НЧ – НЩ – РЧ — РЩ пишется без мягкого знака!

Сердечный, срочный, молочный, нянчить, ларчик, барабанщик, уборщик…

Рыбу лови

И сачком,

И крючком,

Мухой приманивай

И червячком.

13.Непроизносимые согласные корне слова.

Для проверки написания слов, имеющих в корне группу согласных, надо изменить слово и подобрать однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный.

сердце – сердечный

радостный – радость

звёздный – звезда

Запомните! В словах лестница, праздник, чувство непроизносимый согласный звук не проверяется. Эти слова надо запомнить.

14.Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

В именах существительных ж. р. в И.п. и В. П. в конце слова после шипящих пишется мягкий знак ь.

В именах существительных м. р. мягкий знак ь не пишется.

слова ж. р. – мышь, дочь, печь.

слова м. р. – врач, грач, стриж.

У существительных 1-го склонения в форме мн. ч. Р. п. после шипящих мягкий знак не пишется: туча – туч, роща – рощ.

15.Правописание о, ё после шипящих в корне слова.

После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится:

пчёлы – пчела жёлтый – желтеть

Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о:

шорты шорох

16.Правописание суффиксов, сочетаний.

— онок- пишется после твёрдых согласных и [ч’] – зайчонок.

— ёнок – пишется после мягких согласных, кроме [ч’] – тигрёнок

ик – пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает – зайчик, нет зайчика.

— ек – пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает» — цветочек, нет цветочка.

-ив- пишется под ударением: правдивый

-ев- пишется без ударения: сиреневый

— ость – молодость, мудрость.

ок – всегда под ударением, после шипящих в суффиксе – ок – всегда пишется только гласная буква осверчок, ветерок.

— ец – в именах существительных м. р. – молодец, храбрец.

— иц- в именах существительных ж. р. – девица, красавица.

сочетание – ичк – пишется в словах, образованных от слов на –ица: сестрица – сестричка.

сочетание -ечк- в остальных случаях:

дочка – дочечка.

сочетание – инк – пишется в словах, образованных от слов с суффиксом – ин – и окончанием – а: вершина – вершинка.

сочетание – енк – пишется в словах, образованных от слов на – на, — ня: вишня – вишенка, сосна – сосенка.

при склонение существительных мать, дочь появляется суффикс – ер -: матерью, дочерью.

Обратите внимание: правописание суффиксов, которые образуют:

отчества имена

-евн- -ичн- -очк-

Сергеевна Ильинична Ирочка

-евич- -ович- -еньк-

Сергеевич Петрович Мишенька

-овн- -ич- -ечк-

Петровна Ильич Ванечка

17.Правописание приставок.

Приставки за-, на-, над- пишутся с гласной а, а остальные с гласной о.

Приставки без//бес, из//ис, раз//рас – согласные в этих приставках пишутся так, как слышатся: там, где произносится глухой согласный, пишется с; там, где произносится звонкий согласный, пишется з. Чтобы правильно выбрать приставку без//бес, из//ис, раз//рас,

Нужно послушать, как звучит слово, и определить, с какого звука начинается корень.

расшить, разбить

В русском языке есть только приставка с-: сделать, сбежать, спилить, т.е. приставки з- не бывает.

18. Правописание соединительных гласных о, е.

снегопад

водопад

пароход

мышеловка

Правописание слов через дефис.

Некоторые имена существительные образуются сложением целых слов без соединительных гласных. Такие слова пишутся через дефис – маленькую чёрточку:

лётчик + космонавт = лётчик — космонавт

ковёр + самолёт = ковёр — самолёт

19.Правописание гласных и, ы после ц.

а)в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и цирк, цифра.

Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках.

б)в окончаниях после ц пишется буква ыогурцы.

г)в словах на –ция пишется буква имилиция, станция.

20.Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е:

свечой — тучей

карандашом – душем

ужом – пейзажем

борцом – пальцем

плащом – товарищем

огурцом – зайцем

21.Правописание окончаний имён существительных на –ий, -ия, -ие.

У слов на –ий, -ие в П. п., у слов на –ия в Д. п. и П. п. пишется окончание –и:

о здании, об окончании, линии, о линии.

Чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных, нужно определить, подчиняется ли слово общему правилу.

если нет

если да

слова на – ий, — ие:

в П.п. —

вспомните опорные слова

1-ое склонение (весна, земля)

в Р.п. —

слова на –ия :

в Р.п. —

в Д.п. —

в П.п —

3-е склонение (рожь ):

в Р.п. —

в Д.п. —

в П.п —

Ещё одна особенность есть в написании окончаний имён существительных после шипящих и буквы ц.

Под ударением после шипящих и буквы ц звук [о] обозначается буквой о. В безударной позиции в этих же окончаниях пишется буква е.

22.Правописание имён прилагательных (существительных).

При образовании краткой формы качественного прилагательного м.р. в их основах может появляться беглый гласный о или е: лёгкий – лёгок, смирный – смирен.

После шипящих и буквы ц в окончаниях имён прилагательных под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е:

большого, хорошего

В окончаниях имён существительных и имён прилагательных, после шипящих и буквы ц под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е:

свечой – тучей

чужого – лучшего

Русский язык

6 класс

Урок 5

Орфограммы в корнях слов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Повторение знаний о морфемах.

2. Повторение орфограмм в корнях слов.

3. Повторение морфемного и орфографического анализа слов.

Тезаурус

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

Орфография – это 1) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек); 2) система правил правописания слов.

Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определённому графическому правилу или традиции письма.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с.16– 19; 191 с.

Дополнительная литература:

        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
        2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с.225 – 227, 229 – 231; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы правильно писать слова, необходимо соблюдать инструкции, в которых указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах, то есть соблюдать орфографические правила. Вспомним, что условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что и как писать в каждом конкретном случае.

Обычно в орфографическом правиле соединяются 2 – 3 условия выбора. Необходимо запоминать условия выбора орфограмм и понимать их связь с правильным написанием.

Вспомним известные нам правила правописания корней слов. В корнях бывают орфограммы – гласные и орфограммы – согласные.

Орфограммы – безударные гласные в корне слова могут чередоваться, проверяться ударением, а могут не проверяться никакими правилами.

Какие условия выбора орфограмм для проверяемых ударением безударных гласных в корне? Во-первых, безударная гласная должна быть в корне слова (словообразовательное условие); во-вторых, эта гласная должна быть одинаковой с ударной в однокоренных словах (смысловые особенности): осеньосенний, дорогойдорого, дороже; укрощать тигра, чтобы он стал кротким, послушным; сокращать путь – делать его кратким.

Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

При проверке безударной гласной в корне у глагола следует обращать внимание на вид. Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида (что сделать? опоздать – что делать? опаздывать). Опоздать проверяем однокоренным словом – прийти поздно.

Если безударная гласная в корне чередующаяся, то её написание зависит от корня с чередованием.

При чередовании безударных е//и в корнях —бер— – —бир-; —блест— – —блист-; —дер— – —дир-; —жег— – —жиг-; —мер— – —мир-; —пер— – —пир-; —стел— – —стил-; —тер— – тир— выбор гласной зависит от наличия или отсутствия суффикса —а— после корня: если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишем и, если суффикса —а— нет, то в корне – е. Например, бл_ст-е-ть – нет суффикса —а— за корнем: пишем блестеть; бл_ст-а-ть – есть суффикс —а— после корня – пишем блистать.

В корнях —лаг— – —лож— чередуются безударные гласные о//а. Если за корнем следует суффикс —а-, то пишем в корне тоже а: при-лож-и-ть (нет суффикса —а-) – при-лаг-а-ть (есть суффикс —а— за корнем).

Безударные гласные о//а чередуются и в корнях —раст-//-ращ-//-рос-. Чтобы не ошибиться в выборе буквы, смотрим на последующие согласные: перед ст, щ пишется а; в остальных случаях – о: обрастать – обросли (не перед ст, щ); выращенныйвыросли(не перед ст, щ). Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав.

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов надо запоминать и проверять по словарю: генерал.

При выборе гласной оё после шипящей и ц в корне слова вспоминаем правило: в корне под ударением после шипящего пишется буква ё: например, чёрный, жёлтый.

В словах цирк, цикорий, циркуль и других в корне после ц пишется буква и. исключения: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц.

Орфограммы – согласные буквы в корне бывают проверяемые, непроверяемые и непроизносимые.

Проверяемые согласные перед гласным звуком и перед согласными л, н, м, р, й слышатся отчётливо, поэтому подбираем такое однокоренное слово, в котором после проверяемая согласная стоит в сильной позиции: перед гласной или сонорной. Например, просьбапросить, ладладный.

Мы знаем, что при стечении согласных в корне слова некоторые согласные не произносятся. Поэтому подбираем такое однокоренное слово, чтобы эта согласная слышалась отчётливо. Если в проверочном слове согласный не произносится, то он и не пишется. Например, лестныйлесть; ужасноужасен.

Непроверяемые согласные, как и непроверяемые гласные, надо запомнить и проверять себя в случае затруднения по словарю: рюкзак, аккуратный.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

А) ц_ркуль, ц_корий, ц_ган

Б) нарц_сс, ц_плёнок, пац_ент

В) ц_линдр, ц_стерна, ц_клон

Г) на ц_почках, ц_кнуть, ц_када

Разбор задания: вспомним, что в корне ы пишется только в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц. Поэтому строки, в которых есть слова-исключения, мы не выбираем.

Ответ: В) ц_(и)линдр, ц_(и)стерна, ц_(и)клон.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите из предложенного списка проверочное слово к слову горевать.

А) горы;

Б) горка;

В) горе;

Г) пригорок.

Разбор задания: обращаем внимание на значение корня: горевать – значит испытывать горе.

Ответ: В) горе

Орфография – это система правил о единообразном написании слов. Орфография облегчает письменное общение между людьми, обеспечивает понимание текста «автором» и «читателем».

     Выбор методов и приемов обучения орфографии обусловливается характером орфограмм, которые могут быть в любой значимой части слова (морфеме): приставке, корне, суффиксе, окончании. В одной морфеме могут встречаться разные типы орфограмм, соответственно в них применяются различные правила.

     В обучении орфографии используются давно изученные методы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ. С введением ФГОС эти методы получили новый подход, новую реализацию. Слово учителя используется только для формулировки заданий самостоятельной работы, для подведения итогов самостоятельной работы и т.д.

     Беседа, наблюдение и анализ выходят на первый план, как активные виды деятельности.

     Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, т.е. инструкция, в которой указываются условия выбора правильного написания (орфограммы).

     В формулировке правила обычно есть указание на орфограмму, определение морфемы, указание способа проверки и получения результата.

     Из этого следует, что орфограмма – это написание, требующее проверки. Значит на уроках русского языка учитель должен вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями, навыками орфографически правильного письма.

     Орфографическое правило всегда проходит два этапа: изучение и закрепление.

     На этапе изучения алгоритм действий включает в себя:

         создание проблемной ситуации, мотивация, постановка цели, задачи, актуализация знаний;

         выведение правила, сравнивание вывода с авторским, работа с текстом правила (выделение существенных деталей);

         первичное закрепление.

     На этапе закрепления орфографического правила алгоритм действий включает:

         работу со словом, предложением, текстом

         определение орфограммы;

         выбор нужного правила;

         применение нужного правила, доказательство выбора.

     В начальной школе есть несколько методов работы с орфографическим правилом. Они объединены в группы:

         имитативные (метод «по образцу»): списывание (обучающее и контрольное, по памяти, с комментированием, с орфографическим проговариванием, с графической фиксацией орфограмм, фотографическое повторение);

         аналитико-синтетические (анализ и синтез, обобщение): наблюдение над фактами языка (сравнение слов, сопоставление групп слов), орфографический разбор, решение орфографических задач, диктанты (зрительный, слуховой, по памяти, под диктовку); работа со словарными (непроверяемыми) словами, классификация слов по типу орфограмм.

         творческие (составление алгоритма правила, конструирование орфографических задач)

     Все методы используются в той или иной степени в зависимости от типа урока. На уроках изучения нового материала будет преобладать наблюдение над фактами языка и орфографический разбор. На уроке закрепления – аналитико-синтетические, имитативные и творческие (в малой степени) методы. Во время повторительно-обобщающих уроков большое внимание уделяется самостоятельной работе, значит больше имитативных методов, орфографических разборов и решения орфографических задач. Комбинированный урок и урок-диктант своим названием определяют используемые методы.

     Как видно, особое место занимает орфографический разбор и решение орфографических задач. Это самые кропотливые приемы работы, которые используются на всех этапах работы над орфографическим правилом. Суть его состоит в том, чтобы научить детей аналитическому подходу к написанию, сосредоточить внимание детей не только на самой орфограмме, но и осознанном применении правила.

     Орфографический разбор может быть полным и частичным (выборочным), устным и письменным. Выбор остается за учителем в зависимости от поставленных задач на уроке.

     После прохождения этапа изучения правила переходим к этапу закрепления. На этом этапе ребенок отрабатывает навык грамотного письма.

     Орфографической навык – это автоматизированные компоненты осознанной речевой деятельности. Автоматизация достигается длительными упражнениями, которые проводятся систематически. Здесь важно научить детей «видеть» орфограмму в слове, предложении, тексте (развитие орфографической зоркости), соблюдать четкое выполнение алгоритма действия (последовательное применение правила). Развитие памяти, регулярная орфографическая работа, система орфографических упражнений и пропедевтика (предупреждение ошибок) приводит орфографическую работу на уроке к состоянию автоматизма. Доступность, вариативность, разнообразие и дифференцированность упражнений повышает мотивацию детей на уроке.

     Развитие орфографической зоркости проводится на каждом уроке в виде упражнений, игр, комментирования. Обучаясь по  программе «Русский язык» ОС «Школа 2100» (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка.

     Для развития памяти на уроке проводится работа со словарными словами (непроверяемые орфограммы). Для лучшего запоминания можно применять разные методы: карточки, мнемотехника, объяснение этимологического значения слова, историческая справка). Иногда исследуя разные значения слова (этимологическое, лексическое, вещественное) можно сильно повысить запоминаемость словарных слов. Во многих учебниках русского языка есть сопровождение упражнений отрывками из словарей (толковых, словообразовательных, этимологических и т.д.).

     Большое значение на всем протяжении орфографической работы имеет пропедевтика (предупреждение ошибок). Для учителя важно понять, почему учащиеся делают ошибки. Дети либо не определяют орфограмму, либо не могут применить правило. В том и другом случае надо сначала оценить личную работу учителя: правильная ли методика изучения и закрепления орфографического правила выбрана для работы. Затем скорректировать саму работу, используя систему работы над ошибками (может проводиться не только после контрольных или проверочных работ). В каждой памятке по работе над ошибками содержится полный алгоритм действий по всем орфограммам (согласно программе и классу). Здесь же есть образец выполнения.

     Систематическая, правильно спланированная, методичная орфографическая работа на уроке влияет на повышение успеваемости у детей.

Использованная литература:

1.      Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы), М., ИЦ Академия, 2014 

2.      Ларионова Л. Г. «Формирование орфографических умений и навыков на теоретической основе», 2006

3.      Разумовская Н.М. Методика обучения орфографии в школе. Книга для учителя., М., 1996

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция в сжатом виде сканворд 7 букв
  • Инструкция в психологии это определение
  • Инструкция в одно лицо для локомотивных бригад 2022
  • Инструкция в одно лицо 1965р
  • Инструкция в которой присутствуют неточности можно назвать алгоритмом