Инструкция в психологии это определение

Итак, несмотря на то, что психология
заимствовала (по крайней мере, по
мнению некоторых психологов) эксперимент
из естественных наук, с самого начала
исследований психологический эксперимент
реально отличался от эксперимента в
физике, химии, биологии, физиологии.
Уместно здесь привести точку зрения
Ю.М.Забродина: «Эксперимент в
психологии, как показывает анализ, с
самого начала оказался существенно
психологическим. Из естественных наук
была привнесена лишь идея экспериментирования
как направленного контроля и измерения
переменных в исследуемом объекте и в
его взаимодействии с окружающей средой.
Сами эти переменные имели весьма
различную природу: внешние, объектные
и внутренние, субъектные… .

Хотелось бы еще раз особо
подчеркнуть, что вопреки широко
распространенному мнению, эксперимент
как метод не был заимствован психологией
из естествознания. Была заимствована
идея экспе­риментирования, а это
совсем другое дело. Психологический
эксперимент с самых первых шагов
формировался (хотя и на базе
естест­веннонаучных идей активного
познания мира) совершенно самостоятельно.
Уникальная особенность и фундаментальная
характеристика психологического
эксперимента состояла в том, что в нем
впервые в структуре экспериментального,
опытного метода возникла инструкция
испытуемому. Ни в какой другой области
познания мы не находим в структуре
эксперимента инструкцию объекту,
который мы изучаем» [29].

В инструкции ставится задача
испытуемому, который должен ее понять
и принять. Более широко: ни в одной науке
нет организованного общения
между исследователем и объектом
исследования. Дело в том, что инструкция
не всегда является неотъемлемой частью
эксперимента (Ю.М.Забродин в качестве
такового очевидно подразумевает
лабо­ра­торный эксперимент на
взрослых испытуемых). При эксперименте
с детьми инструкция редуцирована и либо
включена в общий контекст общения
экспериментатора с ребенком, либо
является составной частью задания,
либо отсутствует вообще (эксперимент
на детях от 0 до 2 лет). То же самое
относится к медико-психологическому
эксперименту.

Наконец возможна ситуация, когда
испытуемый не знает, что над ним
проводится психологический эксперимент.
Разумеется, здесь возникает этическая
проблема, но иногда (в судебно-психологической
практике, в детской, медицинской,
социальной психологии и т.д.) это
единственно возможный способ провести
исследование и избавиться от «реакции
на эксперимент» со стороны испытуемых.

При этом общение испытуемого и
экспериментатора, в какой бы форме оно
не протекало, является неотъемлемой
частью любого эксперимента в психологии.
Это точно отметил Б.Ф.Ломов: «Человек
активен. Включаясь в эксперимент,
испытуемый не просто реагирует на
экспериментальные внешние воздействия,
и решает те или иные задачи (которые,
кстати, не всегда точно известны
экспериментатору), выполняет определенную
деятельность. В эксперименте
проявляются его установки, интересы,
личностные ориентации, субъективные
отложения. Иначе говоря, испытуемый
включается в психологический эксперимент
как личность. Любой психологический
эксперимент, какая бы техника в нем не
использовалась, всегда выступает в
форме общения (прямого или косвенного,
непосредственного или опосредованного)
между исследователем и испытуемым.
Испытуемые подвергаются влиянию со
стороны экспериментатора, условий и
процедуры эксперимента. Как бы мы ни
стремились нивелировать этот момент
(общения), используя самые современные
средства автоматизации, полностью
сделать это не удается. Таким образом,
очевидна необходимость при организации
психологического эксперимента учета,
по крайней мере, трех моментов:
деятельности испытуемого (решаемой
им экспериментальной задачи); особенностей
его личности; характеристики общения
исследователя (группы исследователей)
и испытуемого (группы испытуемых)»
[72].

Возвращаясь к проблеме инструкции
испытуемым, попытаемся дать небольшую
классификацию форм эксперимента в
зависимости от роли в нем инструкции
(Таблица 4). Инструкция не тождественна
задаче испытуемого, последняя есть
всегда, даже при отсутствии инструкции.

Инструкция

Åñòü

Нет
или редуцирована

Форма
эксперимента

Лабораторный»,
откры­тый»

Полевой,
«скрытый»

Объект

Взрослые, дети

Животные,
младенцы, психически больные

Предмет

Сознательно
регу­ли­ру­е­мые психические
про­цессы

Активность
бессоз­на­тельного

Деятельность

Трудовая,
учебная, не­ко­торые формы игро­вой

Доигровая,
игровая, творческая

Таблица 4.

Более того, к инструкции не сводится
и общение между испытуемым и
исследователем даже в лабораторном
эксперименте.

«В психологическом эксперименте
целью экспериментатора выступает
выявление исследуемого психологического
феномена и его закономерностей, а для
испытуемого это новая проблемная
ситуация… . Ситуация опыта имеет для
него дополнительную нагрузку: его как
ставят перед «экраном» и позволяют
второму субъекту-экспериментатору
рассматривать и анализировать его
душевный мир. Таким образом, испытуемый
выполняет не только ту задачу, которая
задается ему инструкцией, но и реализует
конкретную личностную активность в
конкретной ситуации». И далее:
«Таким образом, даже самая простая
модель психологического лабораторного
эксперимента, где одновременно участвуют
два человека и формой их коммуникации
является инструкция, представляет
собой сложную систему, в которой следует
различать действия, выполняемые
испытуемым в соответствии с инструкцией
и те, которые обусловлены его личностными
особенностями.

Проводимые нами исследования показали,
что на поведение испытуемого в
эксперименте, помимо инструкции, влияют
установки разного типа, возникающие в
опыте на основе объективных условий и
взаимодействия двух людей. Эти установки
не осознаются, но изменяют характер
исследуемого феномена» [[69].

Проблема инструкции испытуемому и
необходимости ее в иссле­довании не
тривиальна.

Экспериментальная задача, зафиксированная
в инструкции и принятая испытуемым,
модифицирует протекание психических
процессов. И порой самым непредсказуемым
образом. Именно здесь находится отправная
точка дискуссии об искусственности
лабораторного эксперимента, искажающей
естественное протекание психических
процессов испытуемого, его низкой
экологической валидности. Клас­си­ческим
примером может быть результат исследования,
проведенного учеником В.М.Бехтерева
Л.Г.Гутманом. Он обнаружил, что маниакальные
больные в эксперименте, вопреки указаниям
классических учебников о «вихре»
идей, дают замедленную реакцию.
Аналогичные данные были получены
сотрудниками Э.Крепелина. Л.Гутман
увидел в этом эффекте влияние
экспериментальной задачи, которая
видоизменяет «вихрь» идей больного.
Несмотря на то, что больной теряет
задачу из виду, он постоянно испытывает
ее влияние: причины замедления
ассоциативной деятельности в затруднении
настройки на определенную работу.
Принятая задача «интерферирует»
со спонтанной активностью психики
больного. Доказательством этого служит
факт, что в другой ситуации, в свободной
беседе («неэкспериментальной»
ситуации по Л.Г.Гутману, но для нас
это — другой вид психологического
эксперимента!) смена ассоциаций у
маниакальных больных наступает чаще.

Поскольку мы ввели разграничение
содержаний понятий «задача испытуемого»,
«ситуация исследования», «инструкция
испытуемым», «общение исследователя
и испытуемого», целесообразно ввести
и некоторые отношения между такими
компонентами.

Но сначала более строго определим
понятие «задача». Воспользуемся
для этого положением Э.Харта [68], согласно
которому задача описывается множеством
начальных условий ();
множеством конечных условий ();
множеством операций ();
законом композиции (),
т.е. определением некоторых отношений
на этих множествах.

Если задача коррекции поставлена, т.е.
если три из этих множеств определены,
то можно выделить следующие типы задач.

1) «Прямая» задача нахождения
результата, когда не определено точно
множество
,
например, вычислить 2*2 = Y.

2) «Обратная» задача, когда неопределено
множество
.

3) Операционная задача (задачи на
нахождение способов действия, задачи
на доказательство и т.д.).

4) Задача на нахождение закономерности.

Примером задачи промежуточной между 3
и 4 типом, является знаменитая задача о
зайце, волке, капусте, которых надо
перевести на лодке с одного на другой
берег.

Творческие задачи отличаются от
нетворческих тем, что либо условия,
либо операции, либо результаты
представляют собой так называемое
«креативное множество», т.е. такое
множество, которое всегда можно
дополнить еще одним элементом. Возможны
два подхода к описанию задачи. В
первом исследователь в инструкции,
как правило, описывает задачу испытуемому
в соответствии с целями эксперимента,
а именно: условия (включая предмет
деятельности, средства и возможные
препятствия), допустимые действия,
цель (требуемый результат действия), и,
наконец, обратную связь (в том случае,
если она нужна) — способ получения
информации о результате, поощрениях
и наказаниях. Если пользоваться
введенной ранее символизацией, то
можно, разбив множество Е (среда
исследования) на 3 подмножества: Н
-внешние средства испытуемого, Z —
препятствия, и собственно Еt1предмет активности испытуемого, —
характеризовать отношение S’t1— S’t2как допустимое действие, E’t2— E’t3как результат действия, а E’t3-t3— «обратную» связь о результате.

В психологическом эксперименте
исследователь может манипулировать
только этими «переменными», с
поправкой на то, что эффект «обратной
связи» определяется, в конечном счете,
состоянием испытуемого в момент t3(t3)
— его мотивацией, планами, представлениями
о целях эксперимента, образом желаемого
результата и пр.

Другой вариант описания задачи
испытуемого наиболее последовательно
проводился В.М.Забродиным в работах,
посвященных психологическому эксперименту,
который рассматривается им как система
ограничений на реальные взаимодействия
в полем внешних ситуаций (включая
взаимодействие с экспериментатором),
а не как обеспечение его целенаправленной
активности.

«Можно сказать, что частная форма
психологического эксперимента —
«методика» — с рассмотренной точки
зрения есть формализованная модель
задачи испытуемого, вополощенная в
ограничениях на его реальные
взаимодействия. Более того, методика
и конструируется нами именно как
ограниченная задача субъекта, включающая
условия ситуации, условия действий
испытуемого, а также технологическую
связку этих двух компонентов. Эта
последняя и составляет суть инструкции
испытуемому. Таким образом, минимальная
структура психологического эксперимента
содержит три взаимосвязанных компонента,
в большей или меньшей степени: входные
ситуации (в простейшем варианте —
стимулы), задачи испытуемому (в простейшем
варианте инструкция испытуемому, прямо
связывающая два последующих компонента).
Все это дополняется инструкцией
экспериментатору, определяющей способ
и порядок его проведения» [29, с.26-27].

Структура экспериментальной задачи
должна соответствовать структурному
описанию активности испытуемого в
ситуации эксперимента, а инструкция,
в свою очередь, должна соответствовать
структуре задачи.

Возможные отклонения порождают
артефакты, которые можно назвать
артефактами задачи и артефактами
инструкции. Причина их — интерференция
психического процесса, порождающего
регулирующую активность субъекта с
внешне заданными целями, ограничениями,
средствами и препятствиями.

Вполне вероятно, что парадигмальное
описание активности испытуемого может
быть неполным, но парадигмы в науке
меняются не так часто, как хотелось бы
некоторым исследователям.

Задача испытуемого всегда есть перевод
на естественный язык модельного описания
психической регуляции поведения,
принятой в данной области психической
науки на данном этапе ее развития.

Следует отметить, что в различных видах
экспериментальной деятельности
инструкция имеет разную форму. Это
могут быть: правила игры, учебное
задание, трудовая задача и т.д.

В принципе, сегодня представление о
специфичности психоло­гического
эксперимента стало общим местом. Однако
различные авторы определяют эту специфику
по разному. Приведем точку зрения
Е.А.Будиловой и В.А.Кольцовой: «Обсуждая
проблему экспери­менталь­ного
метода, необходимо иметь ввиду, что в
разных научных дисциплинах эксперимент
имеет специфические черты, что обусловлено,
в первую очередь, характером объекта
и предметом исследования.

Первая существенная характеристика
объекта психического исследования —
его индивидуальная неповторимость,
единичность. Если, например, в физическом
эксперименте не представляет серьезных
трудностей подбор для опытного изучения
абсолютно одинаковых объектов (а это
является непременным условием обеспечения
«чистоты» экспериментальных
данных), то в психологическом
исследовании идентичность объектов
является, строго говоря, условной.
Изученные объекты — индивиды, группы —
даже будучи схожими по полу или возрасту,
профессиональной принадлежности или
психологическим и социально-психологическим
характеристикам, отличаются по ряду
других, не менее существенных признаков.
Совершенно одинаковых людей нет и быть
не может. А это, в свою очередь, затрудняет
проведение сопоставительного анализа,
оценку и интерпретацию экспериментального
материала.

Во-вторых, следует иметь в виду высокую
динамичность, нестабильность психических
феноменов. Даже один и тот же индивид
проявляет себя совершенно различным
образом и характеризуется специфическими
психическими состояниями в конкретных
обстоятельствах, на тех или иных этапах
жизненного пути, в разные периоды своей
деятельности. Доказано, что в экстремальных
ситуациях, человек ведет себя иначе,
чем в привычных для него нормальных
условиях; в лабораторных исследованиях
психические проявления индивида
отличаются от соответствующих проявлений
в естественной обстановке.

Объект психологического исследования
является одновременно субъектом, активно
реагирующим на все предъявляемые ему
воздействия, взаимодействующим с
экспериментатором определенным образом,
оценивающим его и экспериментальную
ситуацию в целом. То есть исследуемые
явления в психологическом эксперименте
могут определяться не только особенностями,
специально заданным списком, но и
испытывать влияние со стороны воздействий,
возникающих непосредственно в
экспериментальных условиях, что, в
свою очередь, может привести к искажению
полученных в эксперименте результатов.
Исследуемые психические явления часто
непосредственно не наблюдаемы
экспериментатором, трудно фиксируемы
и проявляются лишь опосредовано» [31
c.11-12]. Соглашаясь с последним положением,
вряд ли можно первые два считать
специфическими для психологии. Физики,
химики, геологи и другие естествоиспытатели
прекрасно знают сколько труда стоит
добиться «чистоты» условий и
эквивалентности объектов экспериментальных
проб (достаточно вспомнить историю
становления теории постоянства состава
химических соединений). Уникальность
индивида проявляется не в различиях
его с другими людьми (по взвешиваниям
общих признаков или по сравнимым
признакам), а в наличии несопоставимых
с признаками других людей уникальных
свойств, черт, состояний.

Очевидно, проблемы, приводимые
Е.С.Будиловой и В.А.Кольцовой, в большей
мере касаются общепсихологического
эксперимента, но они не решаются
дифференциально-психологическим
исследованием.

Что касается изменчивости психических
явлений во времени, то она является
предметом процессуального психологического
исследования. Собственно изменчивость
и высокая скорость протекания характеризует
не только психические процессы и
являются скорее формально-динамическим,
нежели специфическим содержательным
свойством психической реальности.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF


4.42 мб

Инструкция по работе группы психологического обеспечения личного состава органов (подразделений) вну

Читать PDF


4.54 мб

Инструкция по медико-психологическому обеспечению деятельности личного состава в экстремальных услов

Читать PDF


1.13 мб

Жизнь – инструкция по применению: результаты графической экспликации Культурного Жизненного Сценария

Одной из центральных задач культуры является проектирование индивидуальных практик жизни в соответствии с присущими ей ценностями, идеалами и нормами.

Читать PDF


693.25 кб

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ МАГИСТРА КАСТРЕНА ОТ К.Э. ФОН БЭРА (ПРОЧИТАНА 8 МАРТА 1844 Г.)

Хартанович Мария Валерьевна

В публикации материалов рассматриваются начальные этапы истории и способы формирования краниологического собрания Императорской Академии наук в 40-х гг. XIX в.

Читать PDF


95.63 кб

«Инструкция для измерения живого человека»

Читать PDF


154.47 кб

Инструкция по применению метода продленной послеоперационной эпидуральной анальгезии в хирургических

Горобец Е. С.

Читать PDF


133.09 кб

Престанс сокращенная инструкция по применению

Читать PDF


147.01 кб

Престанс сокращенная инструкция по применению

Читать PDF


329.65 кб

Нолипрел сокращенная инструкция по применению

Читать PDF


269.58 кб

Инструкция по медицинскому применению лекарственного средства Метформин-Боримед (metformin) (в сокра

Читать PDF


290.50 кб

Клинико-диагностический алгоритм при деменциях позднего возраста Инструкция по применению, утвержден

Королева Е. Г., Дудук С. Л., Лелявко И. А.

Читать PDF


155.65 кб

Метод мирингопластики при обширных дефектах барабанной перепонки инструкция по применению, утвержден

Хоров О. Г., Плавский Д. М.

Читать PDF


190.76 кб

Инструкция по медицинскому применению препарата зорекс®

Читать PDF


269.58 кб

Инструкция по медицинскому применению лекарственного средства Метформин-Боримед (metformin) (в сокра

Читать PDF


1,016.13 кб

Инструкция по охране труда для транспортировщика

Ковалева Т.В., Кузнецов А.Л.

Инструкция

Instruction) — документированная процедура, предназначенная для применения на конкретном рабочем месте.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

Инструкция

(Instruction) документ, регламентирующий способ, порядок выполнения какой-либо деятельности или работы.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

ИНСТРУКЦИЯ

(от лат. instructio – наставление). Вид речевого сообщения, указание о порядке выполнения работы, действий, пользования аппаратом, прибором и др. Ср. аргументация, объяснение, описание, повествование.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНСТРУКЦИЯ

в психологическом тестировании) руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование [10, c. 119].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ИНСТРУКЦИЯ

1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; 2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ИНСТРУКЦИЯ

от лат. instructio — наставление) — совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах; инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране законодательные и нормативные акты, постановления и, с другой стороны, давать руководящие указания исполнителям, как они должны действовать в тех или иных ситуациях, в том числе «нештатных», аварийных.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНСТРУКЦИЯ

лат. instructio наставление). Указание о порядке выполнения работы. Цель и. — гарантирование испытуемым идентичных условий контроля. В тестовых материалах приводятся несколько видов инструкций: инструкция экзаменующемуся (в ней излагается порядок регистрации перед экзаменом, заполнение контрольного листа, возможность пользоваться словарем, делать исправления в контрольном листе и т. д.), инструкция экзаменатора (указание на время начала и конца работы, способ выполнения задания — запись на магнитофон, работа с матрицей I контрольным листом и т. д.) и инструкция к конкретному тестовому заданию, например: «Прочитайте объявления в рекламном проспекте. Выберите подходящее для данной ситуации» или «Расскажите по телефону другу, как вы устроились в гостинице» (приводится программа предполагаемого сообщения).

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ИНСТРУКЦИЯ

речевой жанр руководства к исполнению какого-л. действия. Существует два типа И.
Первый тип И. (И.1) является первичным устным жанром руководящих указаний, предписаний совершения определённых действий в целях говорящего, который обладает более высоким статусом и обычно не вмешивается в само действие. И.1 при этом является обязательной для исполнения и включает только действия, которые адресат может выполнить. В отличие от Приказа (см.), И.1 не только предписывает совершить какое-л. действие, но и поясняет, как именно его нужно исполнить. За неисполнение И.1 обычно предусмотрены санкции, напр., выговор, штраф или увольнение сотрудника.
И. второго типа (И.2) является вторичным письменным жанром, имеющим стандартизированную форму. И.2 также содержит сведения о правилах и способах осуществления ка-кого-л. действия, но, в отличие от И.2 автор, чей высокий статус в данном случае обеспечивается его компетентностью, действует в интересах самого адресата. Автор И.2, как правило, безличен. Неисполнение И.2 или неточное следование ей может повлечь за собой неприятные для адресата последствия — от отсутствия нужного результата до угрозы жизни.
И. обоих типов в языковом плане характеризуются императивными, инфинитивными конструкциями и модальными предикатами долженствования при отсутствии показателей вежливости. Примером И. может служить рекомендация по применению шампуня: Нанесите на мокрые волосы, помассируйте, тщательно смойте.
Лит.: Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2008; Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2011; КРРЭСС. М., 2003; Кушнерук С.П. Документная лингвистика. М., 2010; Рехтин Л.В. Речевой жанр инструкции: полевая организация: КД. Горно-Алтайск, 2005.
Е.Е. Ермакович

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

  • Инстру́кция:

    Инструкция — документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

    Инструкция по эксплуатации — описание изделия и правил пользования им.

    Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.

    Инструкция по применению лекарственного препарата — официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения.

    Инструкция, оператор (англ. statement) — наименьшая автономная часть языка программирования.

    Инструкция (информатика) — одна отдельная операция процессора (код операции или сокращённо — опкод), определённая системой команд (система команд — язык машины или машинный язык).

  • Итак, несмотря на то, что психология
    заимствовала (по крайней мере, по
    мнению некоторых психологов) эксперимент
    из естественных наук, с самого начала
    исследований психологический эксперимент
    реально отличался от эксперимента в
    физике, химии, биологии, физиологии.
    Уместно здесь привести точку зрения
    Ю.М.Забродина: «Эксперимент в
    психологии, как показывает анализ, с
    самого начала оказался существенно
    психологическим. Из естественных наук
    была привнесена лишь идея экспериментирования
    как направленного контроля и измерения
    переменных в исследуемом объекте и в
    его взаимодействии с окружающей средой.
    Сами эти переменные имели весьма
    различную природу: внешние, объектные
    и внутренние, субъектные… .

    Хотелось бы еще раз особо
    подчеркнуть, что вопреки широко
    распространенному мнению, эксперимент
    как метод не был заимствован психологией
    из естествознания. Была заимствована
    идея экспе­риментирования, а это
    совсем другое дело. Психологический
    эксперимент с самых первых шагов
    формировался (хотя и на базе
    естест­веннонаучных идей активного
    познания мира) совершенно самостоятельно.
    Уникальная особенность и фундаментальная
    характеристика психологического
    эксперимента состояла в том, что в нем
    впервые в структуре экспериментального,
    опытного метода возникла инструкция
    испытуемому. Ни в какой другой области
    познания мы не находим в структуре
    эксперимента инструкцию объекту,
    который мы изучаем» [29].

    В инструкции ставится задача
    испытуемому, который должен ее понять
    и принять. Более широко: ни в одной науке
    нет организованного общения
    между исследователем и объектом
    исследования. Дело в том, что инструкция
    не всегда является неотъемлемой частью
    эксперимента (Ю.М.Забродин в качестве
    такового очевидно подразумевает
    лабо­ра­торный эксперимент на
    взрослых испытуемых). При эксперименте
    с детьми инструкция редуцирована и либо
    включена в общий контекст общения
    экспериментатора с ребенком, либо
    является составной частью задания,
    либо отсутствует вообще (эксперимент
    на детях от 0 до 2 лет). То же самое
    относится к медико-психологическому
    эксперименту.

    Наконец возможна ситуация, когда
    испытуемый не знает, что над ним
    проводится психологический эксперимент.
    Разумеется, здесь возникает этическая
    проблема, но иногда (в судебно-психологической
    практике, в детской, медицинской,
    социальной психологии и т.д.) это
    единственно возможный способ провести
    исследование и избавиться от «реакции
    на эксперимент» со стороны испытуемых.

    При этом общение испытуемого и
    экспериментатора, в какой бы форме оно
    не протекало, является неотъемлемой
    частью любого эксперимента в психологии.
    Это точно отметил Б.Ф.Ломов: «Человек
    активен. Включаясь в эксперимент,
    испытуемый не просто реагирует на
    экспериментальные внешние воздействия,
    и решает те или иные задачи (которые,
    кстати, не всегда точно известны
    экспериментатору), выполняет определенную
    деятельность. В эксперименте
    проявляются его установки, интересы,
    личностные ориентации, субъективные
    отложения. Иначе говоря, испытуемый
    включается в психологический эксперимент
    как личность. Любой психологический
    эксперимент, какая бы техника в нем не
    использовалась, всегда выступает в
    форме общения (прямого или косвенного,
    непосредственного или опосредованного)
    между исследователем и испытуемым.
    Испытуемые подвергаются влиянию со
    стороны экспериментатора, условий и
    процедуры эксперимента. Как бы мы ни
    стремились нивелировать этот момент
    (общения), используя самые современные
    средства автоматизации, полностью
    сделать это не удается. Таким образом,
    очевидна необходимость при организации
    психологического эксперимента учета,
    по крайней мере, трех моментов:
    деятельности испытуемого (решаемой
    им экспериментальной задачи); особенностей
    его личности; характеристики общения
    исследователя (группы исследователей)
    и испытуемого (группы испытуемых)»
    [72].

    Возвращаясь к проблеме инструкции
    испытуемым, попытаемся дать небольшую
    классификацию форм эксперимента в
    зависимости от роли в нем инструкции
    (Таблица 4). Инструкция не тождественна
    задаче испытуемого, последняя есть
    всегда, даже при отсутствии инструкции.

    Инструкция

    Åñòü

    Нет
    или редуцирована

    Форма
    эксперимента

    Лабораторный»,
    откры­тый»

    Полевой,
    «скрытый»

    Объект

    Взрослые, дети

    Животные,
    младенцы, психически больные

    Предмет

    Сознательно
    регу­ли­ру­е­мые психические
    про­цессы

    Активность
    бессоз­на­тельного

    Деятельность

    Трудовая,
    учебная, не­ко­торые формы игро­вой

    Доигровая,
    игровая, творческая

    Таблица 4.

    Более того, к инструкции не сводится
    и общение между испытуемым и
    исследователем даже в лабораторном
    эксперименте.

    «В психологическом эксперименте
    целью экспериментатора выступает
    выявление исследуемого психологического
    феномена и его закономерностей, а для
    испытуемого это новая проблемная
    ситуация… . Ситуация опыта имеет для
    него дополнительную нагрузку: его как
    ставят перед «экраном» и позволяют
    второму субъекту-экспериментатору
    рассматривать и анализировать его
    душевный мир. Таким образом, испытуемый
    выполняет не только ту задачу, которая
    задается ему инструкцией, но и реализует
    конкретную личностную активность в
    конкретной ситуации». И далее:
    «Таким образом, даже самая простая
    модель психологического лабораторного
    эксперимента, где одновременно участвуют
    два человека и формой их коммуникации
    является инструкция, представляет
    собой сложную систему, в которой следует
    различать действия, выполняемые
    испытуемым в соответствии с инструкцией
    и те, которые обусловлены его личностными
    особенностями.

    Проводимые нами исследования показали,
    что на поведение испытуемого в
    эксперименте, помимо инструкции, влияют
    установки разного типа, возникающие в
    опыте на основе объективных условий и
    взаимодействия двух людей. Эти установки
    не осознаются, но изменяют характер
    исследуемого феномена» [[69].

    Проблема инструкции испытуемому и
    необходимости ее в иссле­довании не
    тривиальна.

    Экспериментальная задача, зафиксированная
    в инструкции и принятая испытуемым,
    модифицирует протекание психических
    процессов. И порой самым непредсказуемым
    образом. Именно здесь находится отправная
    точка дискуссии об искусственности
    лабораторного эксперимента, искажающей
    естественное протекание психических
    процессов испытуемого, его низкой
    экологической валидности. Клас­си­ческим
    примером может быть результат исследования,
    проведенного учеником В.М.Бехтерева
    Л.Г.Гутманом. Он обнаружил, что маниакальные
    больные в эксперименте, вопреки указаниям
    классических учебников о «вихре»
    идей, дают замедленную реакцию.
    Аналогичные данные были получены
    сотрудниками Э.Крепелина. Л.Гутман
    увидел в этом эффекте влияние
    экспериментальной задачи, которая
    видоизменяет «вихрь» идей больного.
    Несмотря на то, что больной теряет
    задачу из виду, он постоянно испытывает
    ее влияние: причины замедления
    ассоциативной деятельности в затруднении
    настройки на определенную работу.
    Принятая задача «интерферирует»
    со спонтанной активностью психики
    больного. Доказательством этого служит
    факт, что в другой ситуации, в свободной
    беседе («неэкспериментальной»
    ситуации по Л.Г.Гутману, но для нас
    это — другой вид психологического
    эксперимента!) смена ассоциаций у
    маниакальных больных наступает чаще.

    Поскольку мы ввели разграничение
    содержаний понятий «задача испытуемого»,
    «ситуация исследования», «инструкция
    испытуемым», «общение исследователя
    и испытуемого», целесообразно ввести
    и некоторые отношения между такими
    компонентами.

    Но сначала более строго определим
    понятие «задача». Воспользуемся
    для этого положением Э.Харта [68], согласно
    которому задача описывается множеством
    начальных условий ();
    множеством конечных условий ();
    множеством операций ();
    законом композиции (),
    т.е. определением некоторых отношений
    на этих множествах.

    Если задача коррекции поставлена, т.е.
    если три из этих множеств определены,
    то можно выделить следующие типы задач.

    1) «Прямая» задача нахождения
    результата, когда не определено точно
    множество
    ,
    например, вычислить 2*2 = Y.

    2) «Обратная» задача, когда неопределено
    множество
    .

    3) Операционная задача (задачи на
    нахождение способов действия, задачи
    на доказательство и т.д.).

    4) Задача на нахождение закономерности.

    Примером задачи промежуточной между 3
    и 4 типом, является знаменитая задача о
    зайце, волке, капусте, которых надо
    перевести на лодке с одного на другой
    берег.

    Творческие задачи отличаются от
    нетворческих тем, что либо условия,
    либо операции, либо результаты
    представляют собой так называемое
    «креативное множество», т.е. такое
    множество, которое всегда можно
    дополнить еще одним элементом. Возможны
    два подхода к описанию задачи. В
    первом исследователь в инструкции,
    как правило, описывает задачу испытуемому
    в соответствии с целями эксперимента,
    а именно: условия (включая предмет
    деятельности, средства и возможные
    препятствия), допустимые действия,
    цель (требуемый результат действия), и,
    наконец, обратную связь (в том случае,
    если она нужна) — способ получения
    информации о результате, поощрениях
    и наказаниях. Если пользоваться
    введенной ранее символизацией, то
    можно, разбив множество Е (среда
    исследования) на 3 подмножества: Н
    -внешние средства испытуемого, Z —
    препятствия, и собственно Еt1предмет активности испытуемого, —
    характеризовать отношение S’t1— S’t2как допустимое действие, E’t2— E’t3как результат действия, а E’t3-t3— «обратную» связь о результате.

    В психологическом эксперименте
    исследователь может манипулировать
    только этими «переменными», с
    поправкой на то, что эффект «обратной
    связи» определяется, в конечном счете,
    состоянием испытуемого в момент t3(t3)
    — его мотивацией, планами, представлениями
    о целях эксперимента, образом желаемого
    результата и пр.

    Другой вариант описания задачи
    испытуемого наиболее последовательно
    проводился В.М.Забродиным в работах,
    посвященных психологическому эксперименту,
    который рассматривается им как система
    ограничений на реальные взаимодействия
    в полем внешних ситуаций (включая
    взаимодействие с экспериментатором),
    а не как обеспечение его целенаправленной
    активности.

    «Можно сказать, что частная форма
    психологического эксперимента —
    «методика» — с рассмотренной точки
    зрения есть формализованная модель
    задачи испытуемого, вополощенная в
    ограничениях на его реальные
    взаимодействия. Более того, методика
    и конструируется нами именно как
    ограниченная задача субъекта, включающая
    условия ситуации, условия действий
    испытуемого, а также технологическую
    связку этих двух компонентов. Эта
    последняя и составляет суть инструкции
    испытуемому. Таким образом, минимальная
    структура психологического эксперимента
    содержит три взаимосвязанных компонента,
    в большей или меньшей степени: входные
    ситуации (в простейшем варианте —
    стимулы), задачи испытуемому (в простейшем
    варианте инструкция испытуемому, прямо
    связывающая два последующих компонента).
    Все это дополняется инструкцией
    экспериментатору, определяющей способ
    и порядок его проведения» [29, с.26-27].

    Структура экспериментальной задачи
    должна соответствовать структурному
    описанию активности испытуемого в
    ситуации эксперимента, а инструкция,
    в свою очередь, должна соответствовать
    структуре задачи.

    Возможные отклонения порождают
    артефакты, которые можно назвать
    артефактами задачи и артефактами
    инструкции. Причина их — интерференция
    психического процесса, порождающего
    регулирующую активность субъекта с
    внешне заданными целями, ограничениями,
    средствами и препятствиями.

    Вполне вероятно, что парадигмальное
    описание активности испытуемого может
    быть неполным, но парадигмы в науке
    меняются не так часто, как хотелось бы
    некоторым исследователям.

    Задача испытуемого всегда есть перевод
    на естественный язык модельного описания
    психической регуляции поведения,
    принятой в данной области психической
    науки на данном этапе ее развития.

    Следует отметить, что в различных видах
    экспериментальной деятельности
    инструкция имеет разную форму. Это
    могут быть: правила игры, учебное
    задание, трудовая задача и т.д.

    В принципе, сегодня представление о
    специфичности психоло­гического
    эксперимента стало общим местом. Однако
    различные авторы определяют эту специфику
    по разному. Приведем точку зрения
    Е.А.Будиловой и В.А.Кольцовой: «Обсуждая
    проблему экспери­менталь­ного
    метода, необходимо иметь ввиду, что в
    разных научных дисциплинах эксперимент
    имеет специфические черты, что обусловлено,
    в первую очередь, характером объекта
    и предметом исследования.

    Первая существенная характеристика
    объекта психического исследования —
    его индивидуальная неповторимость,
    единичность. Если, например, в физическом
    эксперименте не представляет серьезных
    трудностей подбор для опытного изучения
    абсолютно одинаковых объектов (а это
    является непременным условием обеспечения
    «чистоты» экспериментальных
    данных), то в психологическом
    исследовании идентичность объектов
    является, строго говоря, условной.
    Изученные объекты — индивиды, группы —
    даже будучи схожими по полу или возрасту,
    профессиональной принадлежности или
    психологическим и социально-психологическим
    характеристикам, отличаются по ряду
    других, не менее существенных признаков.
    Совершенно одинаковых людей нет и быть
    не может. А это, в свою очередь, затрудняет
    проведение сопоставительного анализа,
    оценку и интерпретацию экспериментального
    материала.

    Во-вторых, следует иметь в виду высокую
    динамичность, нестабильность психических
    феноменов. Даже один и тот же индивид
    проявляет себя совершенно различным
    образом и характеризуется специфическими
    психическими состояниями в конкретных
    обстоятельствах, на тех или иных этапах
    жизненного пути, в разные периоды своей
    деятельности. Доказано, что в экстремальных
    ситуациях, человек ведет себя иначе,
    чем в привычных для него нормальных
    условиях; в лабораторных исследованиях
    психические проявления индивида
    отличаются от соответствующих проявлений
    в естественной обстановке.

    Объект психологического исследования
    является одновременно субъектом, активно
    реагирующим на все предъявляемые ему
    воздействия, взаимодействующим с
    экспериментатором определенным образом,
    оценивающим его и экспериментальную
    ситуацию в целом. То есть исследуемые
    явления в психологическом эксперименте
    могут определяться не только особенностями,
    специально заданным списком, но и
    испытывать влияние со стороны воздействий,
    возникающих непосредственно в
    экспериментальных условиях, что, в
    свою очередь, может привести к искажению
    полученных в эксперименте результатов.
    Исследуемые психические явления часто
    непосредственно не наблюдаемы
    экспериментатором, трудно фиксируемы
    и проявляются лишь опосредовано» [31
    c.11-12]. Соглашаясь с последним положением,
    вряд ли можно первые два считать
    специфическими для психологии. Физики,
    химики, геологи и другие естествоиспытатели
    прекрасно знают сколько труда стоит
    добиться «чистоты» условий и
    эквивалентности объектов экспериментальных
    проб (достаточно вспомнить историю
    становления теории постоянства состава
    химических соединений). Уникальность
    индивида проявляется не в различиях
    его с другими людьми (по взвешиваниям
    общих признаков или по сравнимым
    признакам), а в наличии несопоставимых
    с признаками других людей уникальных
    свойств, черт, состояний.

    Очевидно, проблемы, приводимые
    Е.С.Будиловой и В.А.Кольцовой, в большей
    мере касаются общепсихологического
    эксперимента, но они не решаются
    дифференциально-психологическим
    исследованием.

    Что касается изменчивости психических
    явлений во времени, то она является
    предметом процессуального психологического
    исследования. Собственно изменчивость
    и высокая скорость протекания характеризует
    не только психические процессы и
    являются скорее формально-динамическим,
    нежели специфическим содержательным
    свойством психической реальности.

    Инструкция

    Instruction) — документированная процедура, предназначенная для применения на конкретном рабочем месте.

    Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

    Инструкция

    (Instruction) документ, регламентирующий способ, порядок выполнения какой-либо деятельности или работы.

    Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

    ИНСТРУКЦИЯ

    (от лат. instructio – наставление). Вид речевого сообщения, указание о порядке выполнения работы, действий, пользования аппаратом, прибором и др. Ср. аргументация, объяснение, описание, повествование.

    Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

    ИНСТРУКЦИЯ

    в психологическом тестировании) руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование [10, c. 119].

    Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

    ИНСТРУКЦИЯ

    1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; 2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

    Источник: Словарь по образованию и педагогике.

    ИНСТРУКЦИЯ

    от лат. instructio — наставление) — совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах; инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране законодательные и нормативные акты, постановления и, с другой стороны, давать руководящие указания исполнителям, как они должны действовать в тех или иных ситуациях, в том числе «нештатных», аварийных.

    Источник: Профессиональное образование. Словарь

    ИНСТРУКЦИЯ

    лат. instructio наставление). Указание о порядке выполнения работы. Цель и. — гарантирование испытуемым идентичных условий контроля. В тестовых материалах приводятся несколько видов инструкций: инструкция экзаменующемуся (в ней излагается порядок регистрации перед экзаменом, заполнение контрольного листа, возможность пользоваться словарем, делать исправления в контрольном листе и т. д.), инструкция экзаменатора (указание на время начала и конца работы, способ выполнения задания — запись на магнитофон, работа с матрицей I контрольным листом и т. д.) и инструкция к конкретному тестовому заданию, например: «Прочитайте объявления в рекламном проспекте. Выберите подходящее для данной ситуации» или «Расскажите по телефону другу, как вы устроились в гостинице» (приводится программа предполагаемого сообщения).

    Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

    ИНСТРУКЦИЯ

    речевой жанр руководства к исполнению какого-л. действия. Существует два типа И.
    Первый тип И. (И.1) является первичным устным жанром руководящих указаний, предписаний совершения определённых действий в целях говорящего, который обладает более высоким статусом и обычно не вмешивается в само действие. И.1 при этом является обязательной для исполнения и включает только действия, которые адресат может выполнить. В отличие от Приказа (см.), И.1 не только предписывает совершить какое-л. действие, но и поясняет, как именно его нужно исполнить. За неисполнение И.1 обычно предусмотрены санкции, напр., выговор, штраф или увольнение сотрудника.
    И. второго типа (И.2) является вторичным письменным жанром, имеющим стандартизированную форму. И.2 также содержит сведения о правилах и способах осуществления ка-кого-л. действия, но, в отличие от И.2 автор, чей высокий статус в данном случае обеспечивается его компетентностью, действует в интересах самого адресата. Автор И.2, как правило, безличен. Неисполнение И.2 или неточное следование ей может повлечь за собой неприятные для адресата последствия — от отсутствия нужного результата до угрозы жизни.
    И. обоих типов в языковом плане характеризуются императивными, инфинитивными конструкциями и модальными предикатами долженствования при отсутствии показателей вежливости. Примером И. может служить рекомендация по применению шампуня: Нанесите на мокрые волосы, помассируйте, тщательно смойте.
    Лит.: Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2008; Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2011; КРРЭСС. М., 2003; Кушнерук С.П. Документная лингвистика. М., 2010; Рехтин Л.В. Речевой жанр инструкции: полевая организация: КД. Горно-Алтайск, 2005.
    Е.Е. Ермакович

    Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

    Словарь Ушакова

    инструкция

    инструкция, инструкции, жен. (лат. instructio). Руководящие указания, подробное наставление, свод правил для выполнения чего-нибудь. Дать точные инструкции кому-нибудь. Получить инструкцию. Инструкция о торговле крепкими напитками. Действовать по инструкции.

    О словаре

    «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.

    Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.

    Современный экономический словарь (1999)

    инструкция

    (от лат. instructio — наставление)

    совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах, также именуемых инструкциями. Инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране законодательные и нормативное акты, постановления и, с другой стороны, инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных ситуациях, в том числе «нештатных» аварийных.

    О словаре

    Современный экономический словарь 1999 года — научно-справочный словарь, содержащий более 10 тысяч терминов и определений, применяемых в экономической отрасли России и других стран с рыночной экономикой в настоящее время.

    Словарные статьи издания освещают как термины из области общей экономики, так и термины из области финансов, валюты, налогов, бухучета, аудита, управления, страхования, менеджмента, статистического учета, маркетинга и других.

    Словарь будет полезен специалистам и студентам экономических вузов, а также всем, интересующимся современной экономикой России и мира.

    Словарь соенных терминов

    инструкция

    документ, регламентирующий какую-либо сторону деятельности войск (сил) или содержащий указания по использованию и применению оружия (техники).

    О словаре

    В словаре военных терминов, составленном специалистами Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, содержится более тысячи словарных статей. Основная цель издания — формирование у читателя целостного понимания соответствующей терминологии. Словарные статьи составлены на основе анализа военной документации, уставной российской и зарубежной документации по материалам открытой печати.

    Издание будет интересно курсантам военных вузов, знакомящимся с терминологией военного дела, а также специалистам в области обороны, безопасности, строительства ВС РФ, иных силовых министерств и ведомств.

    Этимологический словарь русского языка

    инструкция

    Польское – instrukcja.

    Латинское – instructio (наставление).

    Слово известно русскому языку с начала XVIII в. Исследователи считают, что наиболее вероятными языками, из которых было заимствовано слово, являются голландский (instructie) и польский (instrukcja). Слово «инструкция» в современном русском языке употребляется в значении «свод правил, определенные указания».

    Производные: инструктор, инструкционный, инструктивный.

    О словаре

    Этимологический словарь русского языка — лингвистический словарь, целью которого является создание у читателя представления о происхождении и развитии слов русского языка.

    Словарь содержит в себе сведения о появлении того или иного слова, а также о процессе его вхождения в современный русский язык, в том числе и в контексте исторических событий.

    Одна из основных задач словаря — определение роли других языков в формировании русского языка. С помощью словаря можно выяснить источник заимствования конкретного слова в случае, если оно пришло в русский язык из иностранного. Также в словаре даются понятия народной (ложной) этимологии, переосмысливающей значения слов.

    Пограничный словарь

    инструкция

    (воен.), служебный документ, регламентирующий организационные, научно-технические, финансовые, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности воинских частей, военно-учебных заведений и организаций ПС РФ или содержащий указания по использованию военной и специальной техники. Издается на основании законов, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ. Требования И. подлежат обязательному выполнению.

    О словаре

    Пограничный словарь представляет собой толковый словарь терминов и определений пограничной службы и смежных с ней областей, сведения о целях и задачах функционирования службы, а также сокращений и применяемого в современных пограничных войсках России сленга. Словарные статьи дополнены также синонимами, облегчающими понимание термина. Термины, имеющие исторический характер, отмечены соответствующими сокращениями, например, «Отдельный корпус пограничной стражи (ист.)».

    Словарь будет полезен личному составу пограничных застав, контрольно-пропускных пунктов и других подразделений пограничных войск, а также курсантам учебных заведений.

    Словарь финансовых терминов

    инструкция

    • юридически подзаконный акт, издаваемый в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государственного органа.

    • указания технического порядка (правила пользования каким-либо механизмом, способы выполнения какой-либо технологической операции и т.п.).

    О словаре

    Словарь финансовых терминов — справочный словарь, статьи которого дают представление о терминах и определениях финансового профиля. Сведения в словаре систематизированы по основным группам финансового рынка. В качестве приложений присутствуют предметный словарь, словарь сокращений, словарь сленга, используемого в российской и иностранной финансовой среде. Также приведены основные формулы для расчета финансовых показателей.

    Словарь адресован студентам профильных учебных заведений, преподавателям, специалистам, участникам рынка и всем тем, кто хочет больше узнать о финансах.

    Справочный коммерческий словарь (1926)

    инструкция

      наставление, изложение правил или распорядков в каком-либо деле, указание круга обязанностей лица или учреждения.

    О словаре

    Справочный коммерческий словарь 1926 года издания — научно-справочный словарь, в котором представлена коммерческая терминология, определения специальных понятий, международных единиц мер и весов, применявшихся в указанный период времени. В словарных статьях помимо самих определений приведены авторские комментарии, позволяющие более полно понять суть того или иного определения. Несмотря на прошедшее с момента издания время, словарь по-прежнему остается источником полезных знаний для экономистов, историков и всех тех, кому интересно коммерческое дело начала прошлого века.

    Административное право. Словарь-справочник

    инструкция

    правовой акт управления (административный акт), издаваемый федеральными органами исполнительной власти, в ряде случаев — органами исполнительной власти субъектов РФ. В виде инструкций издаются акты, имеющие нормативный характер.

    О словаре

    В словаре-справочнике «Административное право» разъясняется более пятисот базовых понятий из области административного права, необходимых для изучения курса данной дисциплины. От других подобных словарей данный отличает то, что статьи в нем составлены с учетом содержания программ для обучения административному праву ведущих высших учебных заведений юридического профиля страны. В словаре имеются ссылки на статьи, помогающие более подробно раскрыть содержание того или иного термина.

    Словарь адресован студентам и преподавателям, управленческому составу организаций и всем желающим узнать больше об административном праве.

    Словарь экономических терминов

    инструкция

    (от лат. instructio — наставление)

    совокупность правил осуществления определенных видов деятельности проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах (инструкциях). Инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране законодательные и нормативные акты, постановления и, с другой стороны, инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных ситуациях, в том числе «нештатных» аварийных.

    О словаре

    Словарь экономических терминов — научно-справочный словарь, посвященный экономическим терминам и определениям, применяемым в современной экономической отрасли России и мира. В словаре отражены основные понятия общей экономики, а также специальных ее разделов, включая, но не ограничиваясь маркетингом, менеджментом, страховыми услугами, налогами и финансами, биржевым делом, трудовым и уголовным правом. Всего словарь содержит около 2200 терминов.

    Словарь будет полезен студентам и преподавателям экономических вузов, а также работникам и специалистам экономической отрасли.

    Военно-морской словарь

    инструкция

    документ, дающий указания о порядке и способе выполнения каких-либо действий или применения средств борьбы. Указания инструкции обязательны для исполнителей, которым она адресована.

    О словаре

    Военно-морской словарь — это научно-справочный словарь, в котором собраны понятия и определения военно-морской отрасли, как современные, так исторические, сегодня вышедшие из употребления.

    Словарные статьи дают лаконичное, унифицированное толкование слов (всего словарь насчитывает более 11 тысяч статей) и снабжены иллюстрациями. В статьях отражено современное состояние морского дела, приводятся характеристики кораблей, летательных аппаратов, различных видов применяющегося на флоте оружия, техсредств. Также включены сведения о знаменитых флотоводцах и героях различных военных морских кампаний.

    Словарь будет интересен читателям, увлекающимся историей и традициями флота.

    Историко-этимологический словарь латинских заимствований

    инструкция

    Указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-л. – лат. instructio «наставление». Заимств. из польск. instrukcja «указание» (Фасм., II, 135). Употребляется со второй половины XVII в. в значении «наставление, наказ, руководство к чему-л.» (ДРС, VI, 246). Впервые фиксируется в Л.в.н. (370) в значении «устроение». Ср.: БАС, V, 379.

    Инструктивный. Заимств. из фр. instructif «содержащий в себе руководящие указания» в конце XIX в. (Шан., VII, 88). Словообразовательно переоформлено при помощи суф. —н— (Сл.Ушак., I, 1212).

    Инструктаж. Образовано при помощи суф. -аж (Шан., VII, 88). Фиксируется в Сл.Ушак. (I, 1212).

    О словаре

    Историко-этимологический словарь латинских заимствований — научно-справочное издание, посвященное латинизмам в составе русского языка. Словарные статьи охватывают латинизмы в динамике из функционально-семантического развития. Главная задача словаря — формирование у читателя понимания роли латинского языка в русском языке. Словарные статьи отмечают характеристики латинизмов от начального и до конечного этапа их адаптации в русском языке. В издании содержится более пятисот латинизмов и около 340 их производных.

    Словарь рассчитан на специалистов-филологов, но будет полезен всем интересующимся историей русского языка.

    Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    инструкция

    документ, содержащий указания, правила, касающиеся выполнения законов, приказов, распоряжений правительства, министра обороны, главнокомандующих видов вооруженных сил, командующих военными округами, армиями. И. устанавливают порядок, способы и методы осуществления различных мероприятий, проводимых вышестоящей командной инстанцией.

    О словаре

    Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных слов (терминов), изданный в конце 50-х годов прошлого века, представляет собой справочное издание, адресованное в первую очередь курсантам военных учебных заведений и офицерам.

    Цель настоящего издания — сформировать у читателя общее представление о терминологии, словах и понятиях, встречающихся в средствах массовой информации, в учебной литературе. С этой целью в словарь включены только самые основные термины. Для более подробного изучения терминологии авторы рекомендуют обращаться к другим словарям и энциклопедиям.

    Тезаурус русской деловой лексики

    инструкция

    1. Syn: руководство, наставление (редк.), директива (оф.), предписание, установка, указание

    2. Syn: устав, правила, руководство, справочник, описание

    О словаре

    Тезаурус русской деловой лексики, впервые вышедший в свет в 2004 году, содержит в себе исчерпывающий на момент издания перечень русской лексики, принадлежащий деловой прозе.

    Словарные статьи отражают значение и синонимические ряды для терминов и определений, используемых в текстах деловой направленности: в деловой переписке, технической документации, договорах и так далее.

    Составителями словаря являются лексикографы компании ABBYY — международной компании, разрабатывающей решения в области интеллектуальных технологий. Тезаурус будет полезен лицам, чья деятельность связана с делопроизводством, а также всем интересующимся.

    Энциклопедический словарь

    инструкция

    (от лат. instructio — наставление, устройство),

    1. подзаконный акт, регламентирующий выполнение какого-либо рода деятельности (составление бухгалтерского отчета, технические вопросы взимания налогов, подсчета доходов и т. п.) .
    2. Указание о порядке выполнения какой-либо работы, пользования машиной и т. д.

    О словаре

    Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения.

    Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее.

    Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал.

    Словарь Ожегова

    инструкция

    ИНСТРУКЦИЯ, и, ж.

    1. Свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чегон. И. министерства.

    2. Вообще указания. Давать, получать инструкции.

    | прил. инструкционный, ая, ое.

    О словаре

    Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.

    Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.

    В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.

    Словарь Ефремовой

    инструкция

    1. ж.
      1. Свод указаний, правил, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-л.
      2. Руководящее указание.

    О словаре

    Толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.

    Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    инструкция

    (лат.) — распоряжение, издаваемое административной властью во исполнение или в дополнение и развитие закона, а равно определяющее образ действия должностных лиц. Обыкновенно И., издаваемая в дополнение и развитие закона, не только определяет ближайшим образом порядок действия подчиненных чинов, но и устанавливает правила, обязательные для частных лиц, и потому издание такой И. исполнительной властью предполагает особое на то полномочие со стороны власти законодательной. Примерами такой И. могут служить И. министра государственных имуществ от 22 февраля 1880 г. об употреблении взрывчатых веществ (см.) и его же И., определяющие порядок производства горных работ (см. Горная полиция). К уполномочию исполнительной власти на издание И. в дополнение и развитие закона особенно часто прибегают во французской законодательной практике, где законодатель обыкновенно ограничивается лишь установлением общих начал (см. Декрет), тогда как английский парламент старается предусмотреть в своих биллях все детали дела. Некоторые публицисты (Дайси) отдают предпочтение французской системе, как менее громоздкой и более способной приспособляться к требованиям жизни. Об отношении И. к закону см. Распоряжение. Отмена и изменение И. зависит от власти ее издавшей. У нас существуют еще высочайше утвержденные И., которые иногда даже включаются в Свод Законов. Пример: высочайше утвержденная 9 апреля 1887 г. И. товарищу министра внутренних дел, заведующему полицией, приложенная к ст. 319 Учреждения министерств (Св. Зак. т. II, изд. 1892 г.). Такие инструкции могут быть изменены или отменены только высочайшей властью. Они не подлежат предварительному обсуждению Государственного совета, как распоряжения, издаваемые лишь в видах исполнения существующих законов. Так, высочайше утвержденная 12 июня 1890 г. И. церковным старостам издана по представлению Св. Синода. В военном ведомстве еще в 1869 году предположено было составить особый, в дополнение к Своду Военных Постановлений, сборник общих И., но предположение это до настоящего времени не приведено в исполнение.

    О словаре

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.

    Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции.

    Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д.И. Менделеев.

    Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция в одно лицо для локомотивных бригад 2022
  • Инструкция в одно лицо 1965р
  • Инструкция в которой присутствуют неточности можно назвать алгоритмом
  • Инструкция бортового компьютера мультитроникс x140
  • Инструкция бортовой компьютер лада гранта инструкция по эксплуатации