Инструктаж о мерах безопасности на рабочем месте в соответствии с инструкциями

Добавить в «Нужное»

Все работники должны проходить инструктаж по охране труда и технике безопасности, а также проверку знаний в этой области. Поговорим о том, кто и когда должен проводить инструктажи, а также кто и когда должен их проходить.

Вам может пригодиться Справочная информация «Перечень правил и инструкций по охране труда».

Инструктажи по охране труда 2023: какие бывают виды

Действующий Порядок обучения по охране труда предписывает проведение инструктажей разных типов. А именно: вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового) и целевого инструктажа (п. 8, п.12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, далее – Правил). При этом отдельно сказано, что формы и методы их проведения выбирает работодатель (п. 9 Правил).

Вводный инструктаж в 2023 году

Вводный инструктаж должны проходить все лица, участвующие в производственной деятельности компании. Это новые сотрудники, лица, прибывшие в организацию в командировку, проходящие производственную практику. Вводный инструктаж должен быть проведен до того, как они приступят к работе или выполнению своих функций (п. 10 Правил).

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или другой работник, ранее прошедший обучение по охране труда, на которого возложены соответствующие обязанности. Аналогичным образом такой инструктаж после обучения может провести сам руководитель или ИП-работодатель. Кроме того, для этих целей можно привлечь специализированную компанию, оказывающую услуги в области охраны труда, в том числе в части обучения (п. 11 Правил).

Минимальное количество работников, прошедших обучение по охране труда и имеющих право проводить инструктажи, определяется с учетом среднесписочной численности работников, а также категории риска, к которой отнесена организация (п. 85 Правил, Приложение N 4 к Правилам).

Выделяют категории низкого риска, умеренного, среднего, высокого и значительного (п. 11 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства–¦, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, далее – Положения). Отнесение компании к одной из категорий риска – прерогатива Роструда. Категорию присваивают ежегодно в срок до 1 июля текущего года. Список компаний с высоким риском вывешивают на сайте Федеральной службы по труду и занятости, со значительным, средним и умеренным риском – на сайтах территориальных органов службы. Если организация не попала ни в один из списков, считается, что у нее низкий риск.

Программа вводного инструктажа 2023: как сделать инструкцию по охране труда

Программу вводного инструктажа организация определяет самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Чтобы руководителю компании и специалистам было проще разработать инструктаж, в Правилах приводится примерный перечень тем, которые должны быть освещены в рамках инструктажа. В этом перечне (Приложение N 1 к Правилам):

  • сведения о работодателе, его политика и цели в области охраны труда;
  • общие правила поведения работающих в производственных и вспомогательных помещениях организации, источники опасности, находящиеся на территории организации;
  • расположение основных служб, вспомогательных помещений, средства обеспечения производственной санитарии и личной гигиены;
  • обстоятельства и причины характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на аналогичных производствах;
  • действия работников при возникновении аварийных ситуаций, виды сигнализаций и звуковых оповещений;
  • оказание первой помощи пострадавшим.

Программа вводного инструктажа утверждается работодателем, но прежде должна быть согласована с профсоюзом или иным представительным органом работников, если такой есть в компании (п. 11 Правил).

Инструктаж на рабочем месте: первичный

Инструктаж на рабочем месте может быть первичным, повторным и внеплановым (п. 12 Правил). Любой инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работника (п. 22 Правил). И в таком инструктаже должны быть вопросы оказания первой помощи пострадавшим (п. 18 Правил).

Сначала поговорим о первичном инструктаже. В общем случае, все работники и лица, проходящие производственную практику, до начала самостоятельной работы должны пройти первичный инструктаж. В Правилах не конкретизируется, о каких именно работниках идет речь.

То есть при допуске любого работника к новой для него работе с ним нужно провести первичный инструктаж на рабочем месте.

Вместе с тем, в Правилах прямо указано, что офисные работники могут быть освобождены от первичного инструктажа, если:

  • они используют в своей деятельности персональный компьютер, копировально-множительную технику, иную офисную организационную технику, а также бытовые приборы;
  • источников опасности в организации нет;
  • условия их труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам специальной оценки условий труда (п. 13 Правил).

Список профессий и должностей «освобожденных работников» должен утвердить работодатель (п. 13 Правил).

Повторный инструктаж: сроки проведения

Повторный инструктаж должны проходить все те же работники, которые проходили первичный инструктаж на рабочем месте. Периодичность проведения повторного инструктажа – раз в 6 месяцев (п. 14-15 Правил).

Внеплановый инструктаж

Работники организации проходят внеплановый инструктаж при определенных обстоятельствах. Основаниями для проведения внепланового инструктажа могут быть (п. 16 Правил):

  • изменения в эксплуатации оборудования, технологических процессах, и т.д., влияющие на безопасность труда;
  • изменения должностных (функциональных) обязанностей работников. Например, организация закупила оборудование, аналогичное имеющемуся, но другой модели. Техпроцесс производства не изменился. Однако поскольку работники теперь должны использовать в своей работе другое оборудование, с ними необходимо провести внеплановый инструктаж. Такого пункта в Порядке обучения по охране труда не было;
  • изменения нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также изменения локальных нормативных актов организации, затрагивающие требования охраны труда;
  • выявление дополнительных производственных факторов (помимо уже имеющихся на рабочем месте) и источников опасности при проведении специальной оценки условий труда, представляющих угрозу жизни и здоровью. Это тоже новое основание для проведения внепланового инструктажа;
  • требования специалистов федеральной инспекции труда;
  • произошедшие аварии и несчастные случаи на производстве. В такой ситуации руководитель решает, кто именно из работников должен пройти внеплановый инструктаж (п. 17 Правил);
  • перерывы в работе продолжительностью более 60 календарных дней;
  • решение работодателя.

Целевой инструктаж в 2023 году

Как и внеплановый, целевой инструктаж проводится в определенных случаях:

  • перед проведением работ, предполагающих непрерывный контроль работодателя, работ повышенной опасности, в том числе работ, для производства которых нужен наряд-допуск и другие распорядительные документы;
  • перед выполнением работ на объектах повышенной опасности, на проезжей части автодорог, железнодорожных путях;
  • перед выполнением работ, не относящихся к основному техпроцессу и не предусмотренных должностными инструкциями;
  • перед выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В этом случае инструктаж проводится в оперативном порядке и фиксировать факт его прохождения не нужно (п. 20 Правил);
  • в иных случаях, установленных работодателем (п. 19 Правил).

Поскольку целевой инструктаж имеет свою специфику, проводит его лицо, отвечающее за проведение конкретных работ. То есть руководитель работ (п. 22 Правил).

Регистрация инструктажей по охране труда — 2023

Факт прохождения любого инструктажа по охране труда должен быть задокументирован. При регистрации любого инструктажа фиксируется (п. 86-87 Правил):

  • дата проведения инструктажа;
  • ФИО работника, его профессия (должность), дата рождения;
  • ФИО, профессия (должность) работника, проводившего инструктаж;
  • подпись работника, проводившего инструктаж;
  • подпись работника, прошедшего инструктаж.

При проведении вводного инструктажа также указывается наименование подразделения, в котором будет трудиться работник (пп. «д» п. 86 Правил).

При проведении любого другого инструктажа нужно отметить его вид и наименование локального акта, в соответствии с которым проведен инструктаж (пп. «д», «з» п. 87 Правил). А в случае внепланового или целевого инструктажа также отражается причина его проведения (пп. «е» п. 87 Правил).

Бывает, что работники отказываются от прохождения инструктажа. Однако это чревато последствиями. О них читайте в другом материале.

Вводный инструктаж по охране труда

Утвержден 08.08.2022

~5 МБ, *.pdf
(Размещен
09.08.2022)

Приложение к вводному инструктажу на английском языке

~4 МБ, *.pdf
(Размещен
09.08.2022)

Программа проведения вводного инструктажа по охране труда в УрФУ

Утверждена 08.08.2022

~668 кБ, *.pdf
(Размещен
09.08.2022)

Программа первичного (повторного) инструктажа на рабочем месте для работников

Утверждена 19.07.2021

~356 кБ, *.pdf
(Размещен
29.07.2021)

Инструкция вводного инструктажа по охране труда работников УрФУ

Утверждена 19.11.2019

~2 МБ, *.pdf
(Размещен
15.07.2021)

Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала (АУП)

~97 кБ, *.doc
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для работников научно-исследовательской части (НИЧ)

~97 кБ, *.doc
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для прочего обслуживающего персонала (ПОП)

~59 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для профессорско-преподавательского состава (ППС)

~60 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для учебно-вспомогательного персонала (УВП)

~60 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для неэлектротехнического персонала (I группа электробезопасности)

~98 кБ, *.doc
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда по оказанию доврачебной помощи

~65 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий

~76 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Программа первичного (повторного) инструктажа на рабочем месте для работников

~51 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для работы на персональных компьютерах

~61 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для работы обучающихся на персональных компьютерах

~71 кБ, *.doc
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для работы с копировально-множительной техникой

~57 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда при работе обучающихся в лабораториях

~54 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом

~259 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда для работ в химической лаборатории

~75 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по охране труда при уборке помещений и территории во время субботника

~61 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Перечень инструкций по охране труда

~75 кБ, *.doc
(Размещен
07.06.2022)

Инструкция по использованию средств индивидуальной защиты

~59 кБ, *.docx
(Размещен
07.06.2022)

Инструкции печатать в двух экземплярах.

Внимание!

В инструкциях по охране труда раздел «ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» необходимо дополнить информацией о возникновении угрозы террористического акта в следующей редакции:

При возникновении угрозы террористического акта, обнаружения подозрительных предметов (бесхозных предметов и необычно размещенных предметов, наличие на этих предметах проводов, изоленты, батареек, шума в виде щелчков, тиканья, специфического запаха, припаркованных длительное время бесхозных автомашин), либо при поступлении информации об угрозе по телефону необходимо:

  • сообщить в администрацию университета (непосредственному руководителю, проректору по режиму и безопасности 336-15-99, начальнику управления по безопасности, антикоррупционной деятельности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям 336-14-50);
  • сохранять спокойствие, ожидать оповещения об эвакуации;
  • оказывать содействие прибывшим сотрудникам спецслужб;
  • при объявлении эвакуации без паники покинуть здание, руководить эвакуацией обучающихся.

Первая помощь (pdf)

Требования по разведению дезрастворов

По видам работ

  • Инструкция при работе с приставными лестницами и стремянками (pdf)
  • Инструкция для неэлектротехнического персонала 1 группы по электробезопасности (pdf)
  • Электробезопасность (pdf)
  • По охране труда при работе в компьютерном классе (pdf) 
  • По охране труда при работе с электрографическими копировальными аппаратами (pdf)
  • При проведении массовых мероприятий (pdf)
  • Перевозка (pdf)
  • Персональные компьютеры (pdf)
  • Первичный инструктаж
  • Программа к первичному

Для студентов

  • Контрольный лист
  • Общая для студентов

Пожарная безопасность

  • Памятка
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности (pdf)
  • Пожарная безопасность в компьютерном классе (pdf)
  • Инструкция «Действия в случае пожара» (pdf)
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в общежитиях УрГПУ (pdf)

По профессиям

  • Для лаборанта/старшего лаборанта
  • Для преподавателей
  • Для секретаря
  • Для специалиста по УМР
  • Для учебного мастера
  • Для начальника управления/отдела

Журналы

  • Журнал регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте      
  • Журнал инструктажа по пожарной безопасности
  • Журнал трехступенчатого контроля 
  • Журнал учета присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Инструктаж на рабочем месте: что это такое и когда его проводить

По общему правилу компания, деятельность которой связана с реальным производством, должна обеспечивать должный уровень охраны труда на рабочих местах. Для этого работодатель обязан проинструктировать сотрудников относительно правил их безопасности во время исполнения трудовых функций. Для работников, в свою очередь, посещение таких инструктажей обязательно (ст. 214, 215 ТК РФ).

Можно ли освободить офисных работников от прохождения инструктажа? Оформите пробную бесплатную регистрацию на «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта.

Офисные работники не освобождены от медосмотров — еще одной важнейшей процедуры в рамках трудовых отношений. Подробнее — здесь.

На сегодняшний день можно выделить несколько видов инструктажа, которые должен провести работодатель для своих сотрудников, чтобы выполнить требования законодателя. Все эти виды можно объединить в 2 группы исходя из места проведения:

  • 1-я группа — за пределами конкретного рабочего места;
  • 2-я группа — на рабочем месте специалиста.

Виды инструктажа, а также общий порядок и требования, предъявляемые к организации их проведения фирмой-работодателем, установлены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Кроме указанного постановления № 2464 при инструктировании работников компании важно соблюдать требования ГОСТ 12.0.230-2007, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст.

ВАЖНО! В постановлении № 2464, а также ГОСТ 12.0.230-2007 закреплены базовые методологические подходы к организации инструктажа. Конкретные же правила компании следует искать в специальных отраслевых (межотраслевых) законодательных актах в зависимости от того, в какой отрасли она осуществляет деятельность.

Несмотря на то, что есть несколько видов инструктажа (каждый из которых фирма обязана провести, когда наступают определенные законодателем события/обстоятельства), их суть примерно одна и та же: компания должна разъяснить, с какими опасными факторами сотруднику придется сталкиваться в процессе работы, какие требования по охране труда действуют на данном производстве и где именно они закреплены.

О составлении инструкций по охране труда для работников рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к материалу на данную тему.

Кроме того, важно не забыть ознакомить работника с локальными актами фирмы, в которых содержатся положения, регулирующие вопросы безопасности труда на производстве (к примеру, внутренними инструкциями), а также показать ему основные приемы и методы, сводящие к минимуму вероятность негативного воздействия опасных факторов в процессе производства.

Каждое предприятие утверждает положение об охране труда. Ознакомьтесь с порядком его составления в специальном материале.

С 1 марта 2022 года действует много новых правил в сфере охраны труда. Подробности — здесь.

Виды инструктажа на рабочем месте и основания для их проведения

Узнать, какие именно инструктажи компания должна провести, она может из постановления № 2464.

В нем, в частности, указано, что есть несколько видов инструктажа. Первый из них (вводный инструктаж) работодателю предписано (п. 8.6 ГОСТ 12.0.004-2015) проводить в отношении всех принимаемых в штат лиц, а также тех, кто командирован на предприятие. По решению руководителя — лиц, которые посещают производственные объекты или находятся на подконтрольных организации территориях в иных целях.

Подробнее о проведении вводного инструктажа читайте в статье «Как проводится вводный инструктаж по охране труда».

Другие виды инструктажа необходимо осуществить на производстве, на конкретном рабочем месте специалиста — за исключением целевого инструктажа, который проводится перед выполнением (п. 8.10 ГОСТ 12.0.004-2015):

  • работ с повышенной опасностью;
  • разовых работ;
  • иных рискованных работ;
  • работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Целевой инструктаж также проводится при осуществлении массовых мероприятий на территории, что подконтрольна организатору обучения. Таким образом, целевой инструктаж не привязан к рабочему месту.

Итак, виды инструктажа по охране труда на рабочем месте следующие:

  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый (он может быть, как следует из п. 8.9 ГОСТ 12.0.004-2015, в том числе на рабочем месте, но не только).

Чем они отличаются друг от друга? Основанием для проведения.

Первичный инструктаж компания должна провести перед тем, как работник будет допущен к выполнению производственного задания. Первичный инструктаж обязателен для всех новых сотрудников (занятых на производстве), пришедших из других компаний либо командированных специалистов, которым поручается выполнение новой для них производственной работы, студентов, проходящих на предприятии производственную практику.

ВАЖНО! От данного вида инструктажа могут быть освобождены некоторые группы специалистов (не использующие в своей деятельности производственное оборудование, сырье и материалы). Для этого фирма должна утвердить внутренний перечень должностей, для работы на которых не нужно проходить первичный инструктаж (п. 13 постановления № 2464).

Представитель предприятия должен организовать первичный инструктаж на конкретном рабочем месте. Проводится он до начала самостоятельной работы инструктируемых работников (п. 8.7 ГОСТ 12.0.004-2015):

  • со всеми нанятыми на работу лицами (включая тех, которые приняты для выполнения краткосрочных, сезонных работ, по совместительству, на дому);
  • с переведенными из других подразделений работниками;
  • с командированными к организатору обучения;
  • с работниками предприятий-подрядчиков и субподрядчиков;
  • с обучающимися в рамках производственной практики.

Инструктаж проводится по специальным внутренним программам, в которых содержится перечень вопросов для их разъяснения инструктором.

В установленном порядке оформляется допуск сотрудника к работе после прохождения первичного инструктажа. Подробнее читайте в экспертном материале, размещенном в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к нему бесплатно.

В случае успешного прохождения первичного инструктажа специалист получает, таким образом, право приступить к работе на производстве. Но на этом инструктажи на рабочем месте не заканчиваются.

Чтобы знание основ охраны труда на производстве у работников сохранялось постоянно, компания должна не реже двух раз в год проводить для всех специалистов, занятых на производстве, повторный инструктаж (п. 8.8 ГОСТ Р 12.0.004-2015). По своей сути повторный инструктаж — это аналог первичного, поскольку он также проводится на рабочем месте, по программам первичного инструктажа.

Третий вид инструктажа на рабочем месте — внеплановый. Он должен быть проведен компанией только в том случае, если возникнут определенные обстоятельства, перечисленные в п. 16 постановления № 2464 (к примеру, произошла модернизация оборудования, изменившая условия труда, вступили в силу новые нормативные акты об охране труда). Внепланово проинструктировать сотрудников компания должна аналогично первичному инструктажу в целях информирования работающих на соответствующем рабочем месте об изменениях в организации труда или же изменениях в требованиях охраны труда (п. 8.9 ГОСТ 12.0.004-2015).

Последний вид инструктажа (как мы уже отметили выше, он не привязан к рабочему месту) — это целевой инструктаж. Он также проводится только в определенных случаях — при наступлении обстоятельств, указанных в п. 19 постановления № 2464, а также в случаях, перечисленных в п. 8.10 ГОСТ 12.0.004-2015

Подробнее о целевом инструктаже читайте в статье «Целевой инструктаж по охране труда».

С 1 марта 2022 года работников необходимо информировать об условиях и охране труда на предприятии.

Содержание инструктажа на рабочем месте

Для того чтобы корректно проинструктировать сотрудников, компании следует разработать программу проведения инструктажа на рабочем месте, в том числе сформировать перечень вопросов, которые должны быть освещены.

ВАЖНО! Программа для первичного и повторных инструктажей должна быть одинаковой. Для внепланового же и целевого инструктажа требуются отдельные программы, зависящие от того, какие обстоятельства наступили и потребовали их проведения.

Остановимся на стандартной программе, на основании которой следует проводить первичный и последующие повторные инструктажи на рабочем месте. Перечень примерных вопросов, которые должны быть освещены, приведен в Примерной программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте (программа Б.2 в приложении Б к ГОСТ 12.0.004-2015).

Так, во время инструктажа работнику следует дать общее представление о технологическом процессе, в который он будет вовлечен, оборудовании и производственной цепи, непосредственно в которой он будет принимать участие. Важно не забыть ознакомить специалиста с основными опасными (вредными) факторами производства, с которыми он может столкнуться (в том числе опасными машинами и оборудованием, с которыми ему придется работать).

Особое внимание следует уделить обеспечению безопасности при эксплуатации электроустановок, если они используются на предприятии.

Подробнее о вредных условиях труда смотрите статью «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)».

Кроме того, необходимо разъяснить работнику, как проводить проверку оборудования на предмет его исправности непосредственно перед работой, а также как организовать безопасную работу на своем рабочем месте в целом.

Для этого инструктору следует показать (продемонстрировать), использование каких именно приемов и правил работы сделает труд работника максимально безопасным, какие средства индивидуальной защиты ему следует обязательно использовать при выполнении производственного задания.

Работа на производстве предполагает передвижение по заводу (цеху), а также, вероятно, выполнение погрузочно-разгрузочных работ. С этой целью на инструктаже работнику требуется разъяснить, как безопасно перемещаться по производственной территории, а также какие правила соблюдать при работе с грузоподъемным оборудованием.

Эксперты «КонсультантПлюс» подготовили образец приказа об утверждении программы первичного инструктажа при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Получите пробный доступ к данному документу бесплатно.

Нельзя обойти вниманием и вероятное возникновение чрезвычайной ситуации. В этой связи инструктор должен ответить на следующие вопросы:

  • по каким причинам возможны чрезвычайные случаи на производстве (аварии, травмы);
  • каким образом можно предотвратить возникновение аварий, производственных травм;
  • что делать, если такой чрезвычайный случай все-таки произошел (какое оборудование использовать, к примеру, при пожаре).

С программой первичного инструктажа на рабочем месте вы можете ознакомиться в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к правовой системе и читайте полезные материалы.

Правила проведения и оформления инструктажа на рабочем месте

Все приведенные выше вопросы, составляющие содержание инструктажа на рабочем месте, необходимо закрепить во внутренней программе.

ВАЖНО! Необходимо утвердить свою программу для каждого вида инструктажа исходя из конкретных возникающих обстоятельств и вопросов, требующих освещения при таких обстоятельствах. Исключение составляют первичный и повторный инструктаж — они проводятся по одной программе.

Специалист, инструктирующий сотрудников на рабочем месте, должен в обязательном порядке наглядно показывать приемы и методы безопасного труда.

После того как инструктор завершит объяснение всех ключевых вопросов, он должен проверить, что осталось у работников в памяти. Для этого ему следует провести устную проверку приобретенных сотрудниками знаний и навыков.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работник в ходе устной проверки не показал, что усвоил правила безопасности труда, он не может быть допущен к самостоятельному выполнению производственных заданий. Впоследствии он должен будет пройти инструктаж повторно.

По завершении инструктажа на рабочем месте необходимо внести запись об этом в журнал регистрации инструктажа.

Форму такого журнала вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.


Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда

Скачать

Итоги

Проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте требует наличия на предприятии закрепленных программ инструктажа, содержащих списки вопросов, которые должны быть разъяснены работникам при наступлении тех или иных обстоятельств на производстве.

Но независимо от обстоятельств все сотрудники, участвующие в производстве, должны пройти первичный (до начала работ) инструктаж и повторные (один раз в 6 месяцев). Они проводятся по одной программе непосредственно на рабочем месте, могут быть индивидуальными или коллективными (в пределах общего рабочего места).

Кроме того, важно не забыть документально оформить проведение инструктажа на рабочем месте, т. е. зарегистрировать его в соответствующем журнале.

Программа
вводного инструктажа по охране труда для работников школы

1. Общие положения

1.1. Настоящая программа вводного инструктажа по охране труда в школе разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», вступившем в силу с 1 сентября 2022 года, разделом X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г № 197-ФЗ с изменениями от 25 июля 2022 года; с учетом Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда, с учетом специфики и особенности общеобразовательной организации.
1.2. Данная Программа определяет содержание вводного инструктажа по охране труда в школе, который включает правила поведения работников в помещениях и на территории, информацию об источниках опасности и расположении основных служб, о средствах обеспечения производственной санитарии и личной гигиены, безопасных приемах выполнения работ, а также по действиям при возникновении аварийных ситуаций и оказанию первой помощи.
1.3. Проведение вводного инструктажа относится к профилактическим мероприятиям по охране труда, направленным на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний в общеобразовательной организации, снижение их последствий и является специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
1.4. Вводный инструктаж по охране труда проводится до начала выполнения трудовых функций для вновь принятых работников и иных лиц, участвующих в трудовой деятельности общеобразовательной организации (работники, командированные в общеобразовательную организацию (подразделение организации), лица, проходящие производственную (педагогическую) практику).
1.5. Вводный инструктаж по охране труда проводится специалистом по охране труда или иным уполномоченным работником школы, на которого приказом директора возложены обязанности по проведению вводного инструктажа. При отсутствии службы охраны труда или специалиста по охране труда вводный инструктаж проводит директор общеобразовательной организации, другой уполномоченный работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по гражданско-правовому договору.
1.6. Вводный инструктаж по охране труда работников школы проводится по настоящей программе, которая разработана на основе примерного перечня тем согласно приложению №1 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», с учетом специфики деятельности общеобразовательной организации.
1.7. Программа утверждается директором общеобразовательной организации с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
1.8. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном для этих целей помещении школы или в кабинете охраны труда, где находятся учебно-методические пособия, правила охраны труда при выполнении различных видов работ, плакаты по безопасности работы, образцы средств индивидуальной защиты и др.
1.9. Формы и методы проведения вводного инструктажа, форма оформления результатов его проведения определены Положением о проведении инструктажей по охране труда в школе

2. Тематический план проведения вводного инструктажа по охране труда

№ п/п Содержание программы Объем, мин
1 Сведения об общеобразовательной организации. Политика и цели в области охраны труда 10 мин
2 Общие правила поведения работающих в учебных, вспомогательных и производственных помещениях, на территории школы. Источники опасности, действующие на всех работников 15 мин
3 Расположение основных служб, вспомогательных помещений. Средства обеспечения производственной санитарии и личной гигиены 10 мин
4 Информация о безопасных методах и приемах выполнения работ (для работников, освобожденных от первичного инструктажа) 15 мин
5 Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий и пожаров, происшедших в иных образовательных организациях из-за нарушения требований охраны труда 10 мин
6 Действия работников при возникновении возможных аварийных ситуаций. Виды сигнализаций и звуковых оповещений при возникновении аварийных ситуаций 10 мин
7 Оказание первой помощи пострадавшим 10 мин
Итого 1 час 30 мин

3. Сведения об общеобразовательной организации. Политика и цели в области охраны труда

3.1. Общие сведения об общеобразовательной организации.
Полное наименование организации: _______________________________
Адрес организации: __________________________
Телефоны: _______________________________
Основные направления деятельности: образовательная.
Персонал общеобразовательной организации подразделяется на следующие категории: руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.
Трехэтажное здание типовой постройки. Площадь здания составляет _____ кв.м. Рассчитано на _____ детей.
В школе имеется:

  • 4 кабинета русского языка и литературы;
  • 2 кабинета информатики;
  • 4 кабинета иностранного языка;
  • 2 кабинета физики;
  • 1 кабинет химии, 1 кабинет биологии, 1 кабинет географии;
  • 2 кабинета истории;
  • 3 кабинета математики;
  • ___ кабинетов начальных классов;
  • 1 кабинет технологии, учебная мастерская, 1 кабинет ОБЖ;
  • актовый зал и 2 спортивных зала;
  • библиотека;
  • медицинский и стоматологический кабинеты;
  • кабинет педагога-психолога и социального педагога;
  • столовая и пищеблок;
  • гардероб, помещения для обслуживающего персонала.

В здании имеется ____ эвакуационных выходов.
Территория общеобразовательной организации огорожена забором. Имеются два входа на территорию: центральный и дополнительный (для въезда машин). Въезд на территорию школы машин без разрешения администрации не допускается.
3.2. Процессы, требующие повышенного внимания:

  • организация образовательной деятельности в учебных мастерских, спортивном зале, кабинетах физики, химии, биологии, технологии и информатики.
  • приготовление пищи на тепловом и технологическом оборудовании пищеблока школьной столовой;
  • функционирование котельной;
  • доступ в электрощитовую.

3.3. Помещениями повышенной пожарной опасности являются: помещения пищеблока с тепловым оборудованием для приготовления пищи, склад ТМЦ и кладовые продуктов, кабинет технологии (швейная мастерская, кабинет кулинарии), учебная мастерская, кабинеты химии, физики, биологии и информатики. В данных помещениях особое внимание следует уделять соблюдению правил пожарной безопасности.
3.4. Медицинское обслуживание обучающихся в школе обеспечивается медицинским персоналом, в том числе с привлечением учреждения здравоохранения, для работы которого общеобразовательная организация обеспечивает необходимые условия, предоставляет помещение, осуществляет контроль его работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников.
3.5. Под рабочим местом понимается та обстановка, в которой работник выполняет свои трудовые функции. Для каждого вида существуют свои требования к организации рабочего места. Однако общими требованиями всегда остаются: надлежащее освещение, вентиляция, соответствующая температура воздуха, устранение помех в выполнении рабочих действий, оборудование опасных зон необходимыми ограждениями, защитными устройствами и приспособлениями.
3.6. Политика в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
3.7. В политике по охране труда школы излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся. Политика ежегодно обсуждается и пересматривается руководством общеобразовательной организации.
3.8. Политика в области охраны труда:

  • направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обучающихся в процессе образовательной деятельности;
  • направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • соответствует специфике образовательной деятельности, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
  • отражает цели в области охраны труда;
  • включает обязательства администрации школы по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
  • включает обязательство администрации совершенствовать СУОТ;
  • учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

3.9. Политика в области охраны труда доступна всем работникам школы, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях общеобразовательной организации.

4. Общие правила поведения работающих в учебных, вспомогательных и производственных помещениях, на территории школы. Источники опасности, действующие на всех работников

4.1. Общие правила поведения работников в помещениях и на территории общеобразовательной организации устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, которые работники обязаны соблюдать.
4.2. Общие профессиональные риски и опасности при работе в общеобразовательной организации:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
  • травмирование при падении на скользких и (или) неровных участках пола, ступенях лестниц, на территории в зимнее время;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электрических розеток, выключателей и иного электрооборудования.

4.3. Работники обязаны соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной и электробезопасности, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты.
4.4. В процессе трудовой деятельности работники школы должны соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, правила личной гигиены, режимы труда и времени отдыха, требования инструкции по охране жизни и здоровья обучающихся
4.5. Работникам следует выполнять работы в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования, инструкциями и правилами по охране труда. Обслуживающему персоналу выполнять работы в соответствии с технической и технологической документацией.
4.6. Запрещено курение в зданиях, помещениях и на территории общеобразовательной организации.
4.7. Запрещено выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
4.8. Работники общеобразовательной организации должны приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки.

4.9. Общие требования охраны труда перед началом работы
4.9.1. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в рабочем кабинете (помещении) и убедиться в исправности электрооборудования.
4.9.2. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
4.9.3. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и ее укомплектованности.
4.9.4. Убедиться в свободности выхода из рабочего помещения, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели.
4.9.5. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель.
4.9.6. Провести осмотр санитарного состояния помещения.
4.9.7. Произвести сквозное проветривание помещения без присутствия обучающихся. Окна в открытом положении фиксировать крючками или ограничителями.
4.9.8. Удостовериться, что температура воздуха в рабочем помещении соответствует требуемым санитарным нормам.
4.9.9. Удостовериться в исправности используемого ЭСО и иной оргтехники, лабораторного оборудования и наглядных пособий, рабочего инструмента и инвентаря.

4.10. Общие требования охраны труда во время работы
4.10.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в рабочем помещении, не загромождать свое рабочее место, а также выход из помещения и подходы к первичным средствам пожаротушения.
4.10.2. Не прикасаться к поврежденной электрической проводке, поврежденным электророзеткам и выключателям, поврежденным шнурам питания.
4.10.3. Не устранять неисправности в осветительной сети, а также в электроприборах, подключенных к электрической сети.
4.10.4. При использовании электрооборудования запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электроприборы и электроинструменты мокрыми руками;
  • допускать попадания влаги на поверхности электрооборудования;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • допускать переплетения кабелей питания;
  • выдергивать из розетки электрошнур, держась за шнур;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией проводам;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенное электрооборудование.

4.10.5. При использовании в работе стремянки убедиться в наличии маркировки на ней, даты следующего испытания, в отсутствии деформации узлов, трещин в металле, заусенцев, острых краев, нарушений крепления ступенек к тетивам стремянки, ее устойчивости.
4.10.6. Не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения.
4.10.7. Соблюдать предельно допустимые нормы при подъеме и перемещении тяжестей:

  • при разовом подъеме (без перемещения): женщинами — не более 15 кг, мужчинами — не более 50 кг;
  • при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): женщинами — до 10 кг, мужчинами — до 30 кг;
  • постоянно в течение рабочего дня: женщинами — до 7 кг, мужчинами — до 15 кг.

4.10.8. При длительной работе с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.
4.10.9. Не использовать в рабочем помещении переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, кипятильники, плитки, не сертифицированные удлинители.
4.10.10. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
4.10.11. Придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории школы:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • не ходить по мокрому полу;
  • при передвижении по лестничным пролетам соблюдать осторожность, не перешагивать и не перепрыгивать через ступеньки, не наклоняться за перила, не подниматься и не спускаться бегом;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации;
  • не наступать на люки на территории школы, ходить следует по пешеходным дорожкам и тротуарам;
  • при гололеде в зимнее время принимать меры предосторожности от падения, ходить по дорожкам, обработанным противогололёдной смесью.

4.10.12. Быть внимательным в работе, не отвлекаться разговорами, выполнять только ту работу, которая относится к должностным обязанностям и поручена непосредственным руководителем, при создании условий безопасного ее выполнения.
4.10.13. Не выполнять действий, которые потенциально способны привести к несчастному случаю.
4.10.14. Во время работы в общеобразовательной организации вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

4.11. Общие требования охраны труда по окончании работы
4.11.1. По окончании работы необходимо выключить и обесточить все используемые электроприборы, электроинструменты и иное электрооборудование.
4.11.2. Проверить состояние рабочего места, навести порядок.
4.11.3. Проветрить помещение.
4.11.4. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя сообщить лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для установки перезаряженного (нового) огнетушителя.
4.11.5. Проконтролировать вынос сгораемого мусора (вынести мусор) из помещения.
4.11.6. Закрыть окна, отключить приточно-вытяжную вентиляцию (при наличии), вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
4.11.7. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда и пожарную безопасность, обнаруженных во время трудовой деятельности.
4.11.8. При отсутствии недостатков закрыть помещение на ключ.

5. Расположение основных служб, вспомогательных помещений. Средства обеспечения производственной санитарии и личной гигиены

5.1. В общеобразовательной организации учебные кабинеты начальных классов расположены преимущественно на 1 этаже. Блок администрации и учительская находятся на 1 этаже.
5.2. Медицинский блок расположен на 1 этаже и состоит из медицинского кабинета (кабинета врача), процедурного (прививочного) кабинета и изолятора (помещения для временной изоляции заболевшего).
5.3. Пищеблок с помещениями для обработки сырья и готовки пищи, обеденный зал расположены на 1 этаже в обособленном блоке.
5.4. В общеобразовательной организации имеется гардероб для верхней одежды, а также иные помещения, выделенные для этих целей, шкафы.
5.5. При центральном входе контрольно-пропускной пункт – рабочее место вахтера, охранника, сторожа.
5.6. На каждом этаже имеются помещения для обслуживающего персонала, а также туалетные комнаты для персонала, умывальники.
5.7. Основным рабочим местом администрации школы являются административные рабочие кабинеты, оснащенные мебелью и оргтехникой.
5.8. Как правило, основным рабочим местом педагогического работника школы является соответствующий или закрепленный за ним учебный кабинет, который оборудован столом и стулом (креслом) для педагога, столами и стульями для обучающихся, учебной доской. Учебный кабинет оснащен электронными средствами обучения (ЭСО), мультимедийным проектором, принтером и иной оргтехникой, умывальником.
5.9. Специализированные учебные кабинеты оснащены следующим учебным оборудованием:

  • кабинет физики – электроприборы, лабораторное оборудование;
  • кабинет химии – лабораторное оборудование, химические реактивы;
  • кабинет биологии – лабораторное оборудование, микроскопы, гербарный материал, влажные препараты.
  • кабинет информатики – персональные компьютеры;
  • кабинет технологии – швейные машинки, электроутюги, электроплита.
  • учебная мастерская – рабочие инструменты, электроинструменты, станки.

5.10. Рабочим местом лаборантов являются лаборантские и сами специализированные кабинеты.
5.11. Рабочим местом обслуживающего персонала являются: уборщика служебных помещений – рекреации, холлы и кабинеты, туалетные комнаты; гардеробщика – гардероб.
5.12. Рабочим местом работника пищеблока являются помещения для обработки сырья, хранения продуктов и приготовления пищи, которые оснащены соответствующим технологическим оборудованием, холодильниками, тепловым электрооборудованием — электроплитами и жарочными (пекарскими) шкафами, кухонной посудой и инвентарем.
5.13. Все работники общеобразовательной организации должны соблюдать правила личной гигиены.
5.14. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм следует:

  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом и по окончании работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • не допускать приема пищи в рабочем помещении;
  • осуществлять периодическое проветривание рабочего кабинета (помещения) без присутствия обучающихся.

5.15. На рабочих местах созданы необходимые санитарно­гигиенические условия труда в соответствии с нормативами. Этими нормами регламентируются необходимые для здоровья и благоприятного труда площадь и объем рабочих и производственных помещений, освещение и отопление, метеорологические условия (температура, влажность, давление воздуха), шум и вибрация, содержание пыли в воздухе.
5.16. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях общеобразовательной организации соответствуют гигиеническим нормативам. В одном помещении не используются разные типы ламп, а также лампы с разным светоизлучением.
5.17. Показатели уровня искусственной освещенности при общем освещении в помещениях школы составляют не менее значений, приведенных в таблице:

Наименование помещения Освещенность при общем освещении, лк
Учебные помещения (учебные кабинеты) 300
Учебные кабинеты черчения и рисования, изостудии 500
Середина доски в учебном кабинете 500
Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером 400
не более 200 на экране
Мастерские трудового обучения 400
Мастерские по обработке металлов и древесины 300
Лаборантские и лаборатории при учебных кабинетах 400
Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий для организаций дополнительного образования 300
Спортивный зал 200
Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые 50
Актовый зал 200, на сцене — 300
Читальный зал при библиотеке
Помещения записи и регистрации читателей, тематических выставок, новых поступлений
Читательские каталоги, помещения фонда открытого доступа
Книгохранилища, архивы, фонды
400
300

200
100

Горячие, холодные, заготовочные цехи, кондитерский цех, помещение для мучных изделий, раздаточные 300
Обеденный зал, доготовочный цех, моечные посуды 200
Медицинский кабинет 500
Крытый бассейн 150
Рекреации 200
Вестибюли и гардеробные уличной одежды 150
Лестничные клетки, тамбуры 100

5.18. Осветительные приборы имеют светорассеиваюшую конструкцию: в спортивном зале — защитную, в помещениях пищеблока и душевых — пылевлагонепроницаемую.
5.19. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности не ставить на подоконники цветы и иные предметы.
5.20. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, имеют темное антибликовое покрытие и оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
5.21. Демонстрационные столы в кабинете физики и химии имеют покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола. Лаборантская комната и кабинет химии оборудован вытяжными шкафами.
5.22. Допустимые величины параметров микроклимата в школе:

Наименование помещения Допустимая температура воздуха (°С) Относительная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/с (не более)
Учебные помещения, кабинеты, актовый зал, столовая, зал для занятий лечебной физической культурой, кабинет для индивидуаль-
ных занятий с детьми
18-24 40-60 0,1
Помещения, оборудован-
ные индивидуаль-
ными рабочими местами с персональным компьютером
18-24 55-62 0,1
Мастерские, кабинеты кулинарии и домоводства, спортивный зал 18-20 40-60 0,1
Душевая (ванная комната) 24-26 0,1
Туалетная, комната гигиены девочек 18-26 0,1
Спальные помещения, рекреации 18-24 40-60 0,15
Гардероб, вестибюль 18-24 0,1

Диапазоны допустимых значений температуры помещений приведены для холодного периода года. В теплый период года для всех типов помещений верхняя граница допустимой температуры воздуха может достигать не более 28°С, нижняя граница идентична холодному периоду года. При отсутствии детей в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 15°С.
5.23. Осуществлять проветривание кабинетов и иных рабочих помещений перед началом работы и периодически во время работы при отсутствии детей.
5.24. На пищеблоке, в учебной мастерской, кабинете кулинарии использовать оборудование вытяжной вентиляции, в кабинете химии и лаборантской вытяжной шкаф.
5.25. Возможность проведения занятий по физической культуре на открытом воздухе определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физкультурой проводятся в спортивном зале.
5.26. Нормируемые параметры шума в общеобразовательной организации:

Назначение помещений Для источников постоянного шума Для источников непостоянного шума
Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах
среднегеометр
частотами, Гц
Уров-
ни звука L(А), дБА
Эквива-
лентные уровни звука L (Аэкв), дБА
Макси-
мальные уровни звука L (Амакс), дБА
63 125 250 500
Учебные кабинеты, учительская, залы актовый, читальный 63 52 45 39 40 40 55
Обеденный зал 75 66 59 54 55 55 70
Спортивный зал 67 57 49 44 45 45 60
Площадки школы 67 57 49 44 45 45 60
Территория прилегает к зданию школы 75 66 59 54 55 55 70

5.27. Работники должны проходить предварительный и периодические медицинские осмотры, внеочередные медицинские осмотры по направлению директора школы, обязательное психиатрическое освидетельствование не реже 1 раз в 5 лет (для педагогических работников, водителя, электрика и электромонтажника), профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года, ежегодно для работников пищеблока), вакцинацию, иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
5.28. Директор школы отстраняет от работы (не допускает к работе) работника (ст. 76 ТК РФ):

  • не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр и обязательное психиатрическое освидетельствование;
  • при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы;
  • не применяющего выданные ему средства индивидуальной защиты при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях;
  • появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • в других случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5.29. Директор отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
5.30. Работники общеобразовательной организации обеспечиваются моющими средствами.
5.31. В целях соблюдения производственной санитарии работники используют средства индивидуальной защиты (перчатки), осуществляют мытье рук с мылом, применяют дезинфицирующие средства для рук, работники пищеблока проходят проверку на отсутствие гнойничковых инфекций медицинским работником общеобразовательной организации.

6. Информация о безопасных методах и приемах выполнения работ (для работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа)

6.1. Ознакомление с инструкциями, которые работник, освобожденный от первичного инструктажа на рабочем месте, применяет при выполнении должностных обязанностей:

  1. инструкция по охране труда для учителя
  2. инструкция по охране труда при работе с ЭСО
  3. инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере
  4. инструкция по охране труда при работе с мультимедийным проектором
  5. инструкция по охране труда при работе на принтере
  6. инструкция по охране труда при работе на ксероксе и т.д.

6.2. Работники обеспечиваются специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. Работа без средств индивидуальной защиты при необходимости ее применения запрещена.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев в школе, аварий и пожаров, происшедших в иных образовательных организациях из-за нарушения требований охраны труда

7.1. До работника доводится информация о произошедших в общеобразовательной организации несчастных случаях, аварий, пожаров, происшедших в иных образовательных организациях из-за нарушения требований охраны труда.
7.2. Основные причины, по которым происходят несчастные случаи:

  • нарушение правил и инструкций по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности;
  • неудовлетворительное обучение и проведение инструктажей по охране труда;
  • плохая организация работ, отсутствие контроля со стороны непосредственных руководителей и ответственных работников;
  • нарушение правил безопасного использования ЭСО и иной оргтехники, электроприборов и электроинструментов, электрических проводов и шнуров питания, рабочих инструментов и инвентаря, технологического и теплового оборудования, их конструктивные недостатки;
  • неисправность мебели вследствие износа, порчи;
  • хождение по мокрому полу, люкам на территории, невнимательность при передвижении;
  • поломка вытяжного шкафа в кабинете химии, вытяжной вентиляции на рабочем месте;
  • возникновение неполадок в ручном инструменте и электроинструменте, стремянке, на станке, технологическом оборудовании;
  • нарушение трудовой дисциплины.

7.3. В целях профилактики производственного травматизма и профзаболеваний администрацией школы проводятся следующие мероприятия:

  • инструктажи по охране труда работников;
  • периодические медицинские осмотры;
  • обеспечение работников общеобразовательной организации специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;
  • работа по улучшению условий и охраны труда (модернизация оборудования, приобретение современного оборудования и др.);
  • установка оборудования по оповещению, сигнализации о возникшей чрезвычайной ситуации (АПС и др.) и вывешивание знаков безопасности (нахождение огнетушителей, пути эвакуации, медицинская аптечка и др.);
  • обучение работников безопасным приемам работы;
  • проведение кураторства, стажировки работников.

7.4. Основные причины, по которым происходят аварии и пожары в общеобразовательных организациях:

  • нарушение правил и инструкций по пожарной безопасности и электробезопасности;
  • неисправность (короткое замыкание) ЭСО и иных электроприборов, используемого электрооборудования и шнуров питания;
  • небрежное обращение со спиртовкой и сухим горючим, легковоспламеняющимися веществами и жидкостями;
  • нарушение правил пожарной безопасности при работе с электроутюгом, электроплитой и иными нагревательными приборами;
  • возгорание масла на электроплите;
  • выполнение ремонтных, сварочных работ с нарушением правил пожарной безопасности;
  • курение в неположенных местах и использование открытого огня;
  • возгорание сухой травы на территории, мусора в контейнерах вследствие халатного обращения людей с огнем;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт.

7.5. Каждый работник обязан строго соблюдать правила пожарной безопасности:

  • не загромождать оборудованием, другими предметами эвакуационные проходы и выходы;
  • запасные выходы во время нахождения в здании людей закрывать на легкооткрывающиеся запоры;
  • знать порядок эвакуации людей из зданий школы;
  • знать правила пользования огнетушителем, места их расположения;
  • не эксплуатировать неисправные электросети и электрооборудование;
  • не использовать в работе самодельное электрооборудование;
  • не курить в помещениях и на территории школы;
  • не оставлять без присмотра включенное электрооборудование.

7.6. Сведения о телефонных номерах служб спасения:

  • 101 – пожарная охрана, спасатели;
  • 102 – полиция;
  • 103 – скорая медицинская помощь;
  • 104 – аварийная газовая служба;
  • 112 – Единый номер службы спасения.

7.7. В необходимых случаях работник должен вызвать службы спасения. Для этого информация о телефонных номерах размещена на видных местах в школе, на вахте, каждом этаже, на плане эвакуации на случай пожара.
7.8. В каждом учебном кабинете и рабочем помещении школы имеются первичные средства пожаротушения (огнетушители порошковые, и (или) углекислотные), в количестве согласно действующим нормам. В кабинетах химии, биологии и физики дополнительно к огнетушителям в качестве первичных средств пожаротушения используется песок и покрывало для изоляции очага возгорания, которое также имеется в актовом зале. Также, огнетушители размещены на этажах в холлах, столовой, пищеблоке, гардеробе, актовом и спортивном залах, библиотеке. Пожарный щит расположен на котельной.
7.9. Наличие огнетушителя обозначено соответствующим знаком, представляющий собой прямоугольник с силуэтом огнетушителя.
7.10. Огнетушители расположены на видных местах вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание.
7.11. Запрещается применять средства пожаротушения не по назначению.
7.12. В помещениях школы и на ее территории запрещено курение.

8. Действия работников при возникновении возможных аварийных ситуаций. Виды сигнализаций и звуковых оповещений при возникновении аварийных ситуаций

8.1. Работник школы обязан немедленно известить непосредственного руководителя или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
  • о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

8.2. При выявлении повреждений и (или) нарушений работы ЭСО и иных электроприборов, электроинструментов и иного электрооборудования, появлении запаха тлеющей изоляции электропроводки, ощущении действия тока, каких-либо посторонних звуков и сигналов, сообщающих о неисправности, необходимо немедленно прекратить выполнение работы, выключить и обесточить используемое электрооборудование, изъять с рабочего места или ограничить к нему доступ, сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и использовать только после выполнения ремонта и получения разрешения.
8.3. В случае появления задымления или возгорания в рабочем помещении следует прекратить работу, вывести обучающихся и работников из помещения – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При выявлении задымления или возгорания в школе следует вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС (если не сработала), сообщить директору школы и принять участие в эвакуации обучающихся и сотрудников из здания. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
8.4. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации необходимо вывести работников и обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
8.5. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
8.6. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, следует сообщить непосредственному руководителю или другому ответственному лицу и следовать его указаниям.
8.7. В общеобразовательной организации функционирует автоматическая пожарная сигнализация (АПС), при возгорании и задымлении издающая громкий сигнал тонированного плана и сообщающая диспетчеру пожарной службы о пожаре. АПС связана с системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре, которая использует речевое оповещение.

9. Оказание первой помощи пострадавшим

9.1. Первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи.
9.2. Работники общеобразовательной организации обязаны:

  • пройти обучение оказанию первой помощи пострадавшим;
  • знать места размещения аптечек первой помощи;
  • знать перечень мероприятий, которые можно проводить при оказании первой помощи, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012г № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
  • изучить инструкцию по оказанию первой помощи в школе

9.3. Первая помощь оказывается при следующих состояниях пострадавших:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • наличие инородных тел в верхних дыхательных путях;
  • травмы различных областей тела;
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;
  • отравления.

9.4. Обучение оказанию первой помощи проводится совместно с обучением по охране труда.
9.5 Перечень мероприятий по оказанию первой помощи:
9.5.1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

  1. определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;
  2. определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;
  3. устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;
  4. прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;
  5. оценка количества пострадавших;
  6. извлечение пострадавшего из труднодоступных мест;
  7. перемещение пострадавшего.

9.5.2. Вызов скорой медицинской помощи.
9.5.3. Определение наличия сознания у пострадавшего.
9.5.4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

  1. запрокидывание головы с подъемом подбородка;
  2. выдвижение нижней челюсти;
  3. определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
  4. определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

9.5.5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

  1. давление руками на грудину пострадавшего;
  2. искусственное дыхание «Рот ко рту»;
  3. искусственное дыхание «Рот к носу»;
  4. искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

9.5.6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

  1. придание устойчивого бокового положения;
  2. запрокидывание головы с подъемом подбородка;
  3. выдвижение нижней челюсти.

9.5.7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

  1. обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
  2. пальцевое прижатие артерии;
  3. наложение жгута;
  4. максимальное сгибание конечности в суставе;
  5. прямое давление на рану;
  6. наложение давящей повязки.

9.5.8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

  1. проведение осмотра головы и шеи;
  2. проведение осмотра груди;
  3. проведение осмотра спины;
  4. проведение осмотра живота и таза;
  5. проведение осмотра конечностей;
  6. наложение повязок при травмах различных областей тела;
  7. проведение иммобилизации (с помощью подручных средств);
  8. фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами);
  9. прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего;
  10. местное охлаждение при травмах, термических ожогах;
  11. термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9.5.9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.
9.5.10. Контроль состояния пострадавшего и оказание психологической поддержки.
9.5.11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.
9.6. В случае получения травмы, внезапном заболевании прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи и обратиться в медицинский пункт школы, поставить в известность директора (при отсутствии иное должностное лицо).
9.7. При получении травмы, отравлении или внезапном заболевании иного работника или обучающегося оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации или по возможности транспортировать пострадавшего в медицинский кабинет, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии директору. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
9.8. При вызове скорой медицинской помощи вызывающий сообщает адрес общеобразовательной организации, характер травмы или заболевания, сведения о пострадавшем или заболевшем.
9.9. Аптечки первой помощи имеются в специализированных учебных кабинетах физики, химии и биологии, информатики, технологии и в учебной мастерской, в кабинетах администрации, начальных классов и пищеблоке. Аптечки могут иметься и в других рабочих помещениях, на стенах которых или дверях имеется знак, представляющий собой стандартное изображение медицинского креста на зеленом фоне.

Программу разработал
специалист по охране труда _____________ /_____________________/

Перейти к разделу:
Программы инструктажей по охране труда в школе

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструктаж на экскурсию инструкция для школьников
  • Инструктаж который проводится при внесении изменений в инструкции нарушении правил длительных
  • Инстра таблетки инструкция по применению
  • Инстра 25 мг инструкция по применению цена
  • Инстолит таблетки инструкция по применению взрослым