Инженер системный программист должностная инструкция

Должностная инструкция системного администратора в школе

Должностная инструкция
системного администратора (инженера — системного программиста)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция системного администратора (инженера – системного программиста) в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 977 от 10.12.2009г; в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2023 года); Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Системный администратор (инженер – системный программист) назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.
1.3. На должность системного администратора принимаются лица:

  • имеющие высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Системный администратор в школе непосредственно подчиняется заместителю директора по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) или заместителю директора по административно-хозяйственной работе.

1.5. Системный администратор руководствуется в своей работе:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам информатизации учебно-воспитательной деятельности, применения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школы, автоматизации работы администрации;
  • Уставом школы и Трудовым договором с сотрудником.
  • соблюдать инструкцию по охране труда для системного администратора

Системный администратор руководствуется Правилами внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкцией системного администратора в школе и иными локально-правовыми актами школы (в том числе, приказами директора).
1.6. Системный администратор (инженер) должен знать:

  • нормативные правовые акты, другие методические материалы и нормативные документы, касающиеся использования компьютерной техники и других ЭСО при обработке информации и применения современных информационных технологий;
  • эксплуатационные и технические характеристики, назначение, режимы работы, конструктивные особенности, правила технической эксплуатации оборудования локальных сетей, серверов, персональных компьютеров и периферийных устройств;
  • основы локальных сетей и принципы их построения;
  • аппаратное и программное обеспечение локальных сетей;
  • основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем;
  • основы проектирования информационных систем (сетей) (применительно к локальной вычислительной сети и Интернет) и сетевого оборудования;
  • основные форматы баз данных и принципы работы с ними;
  • программное, аппаратное обеспечение оборудования;
  • основные операционные системы, методы их установки и настройки;
  • основы и порядок технического обслуживания и ремонта персонального компьютера и периферийного оборудования;
  • основные принципы программирования, языки и методы системного программирования, в том числе протоколы обмена данными;
  • способы реализации комплексной защиты информации и методы предупреждения несанкционированного доступа к ней;
  • порядок ведения и оформления технической документации;
  • основы психологии и конфликтологии;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • нормы и правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, должностную инструкцию системного администратора (инженера) в школе.
  • правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при пожаре, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.7. Системный администратор школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

2. Функции

Основными направлениями деятельности системного администратора школы являются:
2.1. Обеспечение процессов создания, развития и бесперебойного функционирования внутришкольной локальной сети охватывающей все службы и подразделения школы.
2.2. Настройка базового программного и аппаратного обеспечения.
2.3. Определение и осуществление сетевой политики общеобразовательного учреждения.
2.4. Организация бесперебойной работы всех звеньев информационной системы школы, бесперебойного доступа в глобальную сеть Интернет.
2.5. Выполнение функции мастера обучения пользователей локальной сети и сети Интернет.

3. Должностные обязанности системного администратора

Системный администратор школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Строгое соблюдение трудовой и производственной дисциплины на рабочем месте.
3.2. Соблюдение Устава школы, Правил внутреннего трудового распорядка, Трудового договора с сотрудником, законодательства о труде, правил охраны труда, пожарной безопасности, требований настоящей должностной инструкции системного администратора (инженера — системного программиста) школы, а также локальных актов и приказов директора школы.
3.3. Выполнение поручений и приказов директора школы и заместителя директора по административно-хозяйственной работе в установленный срок.
3.4. Планирование своей работы, систематическое повышение своей профессиональной квалификации и компетенции.
3.5. Непосредственное участие в обеспечении функционирования школы при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
3.6. Осуществление технических работ по обеспечению информатизации школы:

  • создание, развитие, техническая и программная поддержка функционирования внутришкольной локальной сети школы;
  • выполнение работ по приобретению, обслуживанию, ремонту, наладке, настройке и усовершенствованию технических средств (копировальные аппараты, принтеры, сканеры, компьютеры, сетевое оборудование, web-камеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другие периферийные устройства и ЭСО), пополнению расходных материалов;
  • обеспечение сохранности и работоспособности технических средств, планирование своевременного обновления оборудования, профилактики, чистки, иного технического обслуживания.

3.7. Сопровождение и модернизация автоматизированной информационно-управляющей системы школы, автоматизированной системы работы администрации школы.
3.8. Выявление потребностей администрации образовательного учреждения в программных средствах.
3.9. Техническое сопровождение работы оборудования:

  • оперативное устранение мелких неисправностей технических средств;
  • организация своевременного и качественного ремонта компьютерной техники и периферийных устройств через организации, с которыми заключены школой договоры о ремонте и техническом обслуживании;
  • выявление потребностей учреждения в программно-технических средствах и расходных материалах;
  • осуществление инсталляции сетевого, операционного и прикладного программного обеспечения;
  • обеспечение устойчивой и бесперебойной работы локальной сети школы;
  • обеспечение безопасности при работе в сети Internet, установка антивирусных программ;
  • обслуживание пользователей школьной локальной сети (IP-адресация, распределение доступа);
  • внедрение и обслуживание современных технических и программных средств;
  • поддержка работы общешкольной локальной сети, Интернет-сервера осуществление их администрирования и бесперебойной работы.

3.10. Обеспечение надежности хранения информации, ее своевременное резервное копирования, архивирование и восстановление.
3.11. Осуществление своих функций и должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией и в объеме, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
3.12. Осуществление антивирусной защиты персональных компьютеров, локальной сети, сервера.
3.13. Обеспечение безопасности данных при работе в сети Интернет.
3.14. Проведение консультаций педагогов школы, технической помощи при работе с локальной сетью и ресурсами сети Интернет, по необходимости, проведение занятий для работников школы.
3.15. Осуществление технического обслуживания, функционирования и поддержки школьного сайта, предоставление консультаций специалистам, ответственным за его наполнение.
3.16. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении и общественных местах.
3.17. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.
3.18. Безотлагательно сообщает директору школы или дежурному администратору о каждом несчастном случае, оказывает первую помощь пострадавшему.

4. Права системного администратора школы

Системный администратор школы имеет право:
4.1. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения в устном и письменном виде.
4.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката в случае служебного расследования, связанного с нарушением работником норм профессиональной этики.
4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.5. Требовать от пользователей информационной среды соблюдения инструкций по эксплуатации оборудования и программного обеспечения.
4.6. В установленном порядке повышать свою квалификацию на специализированных семинарах и курсах.
4.7. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
4.8. Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в работе технических и программных средств, ремонтных работах оборудования.
4.9. На поощрения по результатам работы.

5. Ответственность системного администратора школы

Специалист по обслуживанию компьютерной техники (системный администратор) школы несет ответственность:
5.1. За бесперебойную работу всех узлов информационной системы учебного заведения.
5.2. За достоверность отчетности предоставляемой информационной системой.
5.3. За сохранность информации.
5.4. За невыполнение приказов и инструкций по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности.
5.5. За соблюдение в полном объеме должностной инструкции системного администратора (инженера) в школе.
5.5. За неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации образовательного учреждения информации о происшедшем несчастном случае.
5.6. За неисполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, приказов администрации школы, а также должностных обязанностей системного администратора (специалиста по обслуживанию компьютерной техники), в том числе за не использование предоставленных прав, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.7. За виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) должностной инструкции системного администратора школы (инженера) школы несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности

Системный администратор (инженер) школы:
6.1. Работает в тесном контакте с администрацией школы, лаборантом и педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.
6.2. Информирует директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХЧ о технических и программных недостатках в обеспечении образовательной деятельности, в автоматизации работы администрации, технического сопровождения работы педагогов школы, в качественном и бесперебойном функционировании общешкольной локальной сети. Вносит свои предложения по устранению недостатков и улучшению функциональных возможностей компьютерной техники, периферийных устройств, сетевого оборудования, программного.
6.3. Получает от администрации учебного учреждения информацию нормативно-правового характера, приказы директора и вышестоящих структур, знакомится под подпись с документацией, относящейся непосредственно к нему.
6.4. Систематически обменивается полезной информацией с педагогическим коллективом и администрацией школы по вопросам, входящим в его компетенцию.
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию системного администратора разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности кабинета информатики

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Инженера — системного программиста школы

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция инженера — системного программиста в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 977 от 10.12.2009 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Инженер — системный программист школы назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. На должность инженера — системного программиста школы принимаются лица:

  • имеющие высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Инженер — системный программист в школе находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) или заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

1.5. Инженер — системный программист школы руководствуется в своей работе:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам информатизации учебно-воспитательной деятельности, применения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школы, автоматизации работы администрации;
  • Уставом школы;
  • Трудовым договором с сотрудником;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • иными локально-правовыми актами школы (в том числе, приказами директора).

1.6. Инженер — системный программист школы должен знать:

  • нормативные правовые акты, другие методические материалы и нормативные документы, касающиеся использования компьютерной техники и других ЭСО при обработке информации и применения современных информационных технологий;
  • эксплуатационные и технические характеристики, назначение, режимы работы, конструктивные особенности, правила технической эксплуатации оборудования локальных сетей, серверов, персональных компьютеров и периферийных устройств;
  • основы локальных сетей и принципы их построения;
  • аппаратное и программное обеспечение локальных сетей;
  • основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем;
  • основы проектирования информационных систем (сетей) (применительно к локальной вычислительной сети и Интернет) и сетевого оборудования;
  • основные форматы баз данных и принципы работы с ними;
  • программное, аппаратное обеспечение оборудования;
  • основные операционные системы, методы их установки и настройки;
  • основы и порядок технического обслуживания и ремонта персонального компьютера и периферийного оборудования;
  • основные принципы программирования, языки и методы системного программирования, в том числе протоколы обмена данными;
  • способы реализации комплексной защиты информации и методы предупреждения несанкционированного доступа к ней;
  • порядок ведения и оформления технической документации;
  • основы психологии и конфликтологии;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка школы;
  • нормы и правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, настоящую должностную инструкцию;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при пожаре, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.7. Инженер — системный программист школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

2. Функции

Основными направлениями деятельности инженера — системного программиста школы являются:

2.1. Обеспечение процессов создания, развития и бесперебойного функционирования внутришкольной локальной сети охватывающей все службы и подразделения школы.

2.2. Настройка базового программного и аппаратного обеспечения.

2.3. Определение и осуществление сетевой политики школы.

2.4. Организация бесперебойной работы всех звеньев информационной системы школы, бесперебойного доступа в глобальную сеть Интернет.

2.5. Выполнение функции мастера обучения пользователей локальной сети и сети Интернет.

3. Должностные обязанности

Инженер — системный программист школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Строго соблюдает трудовую и производственную дисциплину на рабочем месте.

3.2. Соблюдает Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой договор, законодательство о труде, правила охраны труда, пожарной безопасности, требования настоящей должностной инструкции, а также локальные акты и приказов директора школы.

3.3. Выполняет поручения и приказы директора школы и заместителя директора по административно-хозяйственной работе в установленный срок.

3.4. Планирует свою работу, систематически повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.

3.5. Непосредственно участвует в обеспечении функционирования школы при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

3.6. Осуществляет технические работы по обеспечению информатизации школы:

  • создание, развитие, техническая и программная поддержка функционирования внутришкольной локальной сети школы;
  • выполнение работ по приобретению, обслуживанию, ремонту, наладке, настройке и усовершенствованию технических средств (копировальные аппараты, принтеры, сканеры, компьютеры, сетевое оборудование, web-камеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другие периферийные устройства и ЭСО), пополнению расходных материалов;
  • обеспечение сохранности и работоспособности технических средств, планирование своевременного обновления оборудования, профилактики, чистки, иного технического обслуживания.

3.7. Сопровождает и модернизирует автоматизированную информационно-управляющую систему школы, автоматизированную систему работы администрации школы.

3.8. Выявляет потребности администрации школы в программных средствах.

3.9. Осуществляет техническое сопровождение работы оборудования:

  • оперативное устранение мелких неисправностей технических средств;
  • организация своевременного и качественного ремонта компьютерной техники и периферийных устройств через организации, с которыми заключены школой договоры о ремонте и техническом обслуживании;
  • выявление потребностей учреждения в программно-технических средствах и расходных материалах;
  • осуществление инсталляции сетевого, операционного и прикладного программного обеспечения;
  • обеспечение устойчивой и бесперебойной работы локальной сети школы;
  • обеспечение безопасности при работе в сети Internet, установка антивирусных программ;
  • обслуживание пользователей школьной локальной сети (IP-адресация, распределение доступа);
  • внедрение и обслуживание современных технических и программных средств;
  • поддержка работы общешкольной локальной сети, Интернет-сервера осуществление их администрирования и бесперебойной работы.

3.10. Обеспечивает надежность хранения информации, ее своевременное резервное копирование, архивирование и восстановление.

3.11. Осуществляет свои функции и должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и в объеме, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

3.12. Осуществляет антивирусную защиту персональных компьютеров, локальной сети, сервера.

3.13. Обеспечивает безопасность данных при работе в сети Интернет.

3.14. Проводит консультации педагогов школы, техническую помощь при работе с локальной сетью и ресурсами сети Интернет, по необходимости, проводит занятия для работников школы.

3.15. Осуществляет техническое обслуживание, функционирование и поддержку школьного сайта, предоставляет консультации специалистам, ответственным за его наполнение.

3.16. Соблюдает этические нормы поведения в школе и общественных местах.

3.17. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.

3.18. Безотлагательно сообщает директору школы или дежурному администратору о каждом несчастном случае, оказывает первую помощь пострадавшему.

4. Права

Инженер — системный программист школы имеет право:

4.1. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения в устном и письменном виде.

4.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката в случае служебного расследования, связанного с нарушением работником норм профессиональной этики.

4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.5. Требовать от пользователей информационной среды соблюдения инструкций по эксплуатации оборудования и программного обеспечения.

4.6. В установленном порядке повышать свою квалификацию на специализированных семинарах и курсах.

4.7. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

4.8. Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в работе технических и программных средств, ремонтных работах оборудования.

4.9. На поощрения по результатам работы.

5. Ответственность

Инженер — системный программист школы несет ответственность:

5.1. За бесперебойную работу всех узлов информационной системы учебного заведения.

5.2. За достоверность отчетности предоставляемой информационной системой.

5.3. За сохранность информации.

5.4. За невыполнение приказов и инструкций по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности.

5.5. За соблюдение в полном объеме настоящей должностной инструкции.

5.5. За неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы информации о происшедшем несчастном случае.

5.6. За неисполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, приказов администрации школы, а также должностных обязанностей, в том числе за не использование предоставленных прав, определенных трудовым законодательством РФ.

5.7. За виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) должностной инструкции несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Инженер — системный программист школы:

6.1. Работает в тесном контакте с администрацией школы, лаборантом и педагогическими работниками школы.

6.2. Информирует директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХЧ о технических и программных недостатках в обеспечении образовательной деятельности, в автоматизации работы администрации, технического сопровождения работы педагогов школы, в качественном и бесперебойном функционировании общешкольной локальной сети. Вносит свои предложения по устранению недостатков и улучшению функциональных возможностей компьютерной техники, периферийных устройств, сетевого оборудования, программного.

6.3. Получает от администрации учебного учреждения информацию нормативно-правового характера, приказы директора и вышестоящих структур, знакомится под подпись с документацией, относящейся непосредственно к нему.

6.4. Систематически обменивается полезной информацией с педагогическим коллективом и администрацией школы по вопросам, входящим в его компетенцию.

6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Системный программист должен обладать знаниями и умениями, позволяющими применять современные математические методы и программное обеспечение для решения задач экономики и управления, использования информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности предприятия.

Системного программиста приглашают на предприятие для автоматизации и программного обеспечения выполнения трудоемких работ по управлению производством, финансовыми потоками, персоналом. Штатную единицу системного программиста целесообразно вводить при наличии на предприятии большого количества компьютеров (как правило Ч более 20) или при наличии локальных вычислительных сетей, объединяющих более 10 компьютеров.

Основными требованиями к системному программисту являются: высшее техническое образование; опыт работы на различных типах ПК и ЭВМ, в т.ч. объединенных в локальные сети; знание стандартных алгоритмических языков; опыт использования приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач; практику разработки пакетов прикладных программ и баз данных; знание средств машинной графики и экспертных систем.

I. Общие положения

1. Системный программист относится к категории специалистов.

2. На должность системного программиста назначается лицо, имеющее

 

профессиональное (техническое) образование,

(высшее; среднее)

   
 

(без предъявления требований к стажу работы; стаж работы в должности техника не менее 3 лет либо

 

в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет)

3. Системный программист должен знать:

3.1. Основы информатики, высшей математики.

3.2. Основы теории алгоритмов, методы построения формальных языков, основные структуры данных, основы машинной графики, архитектурные особенности и физические основы построения современных ПК и ЭВМ.

3.3. Основные модели данных и их организацию.

3.4. Языки системного программирования.

3.5. Принципы построения языков запросов и манипулирования данными.

3.6. Синтаксис, семантику и формальные способы описания языков программирования, конструкции распределенного и параллельного программирования, методы и основные этапы трансляции.

3.7. Принципы построения экспертных систем.

3.8. Способы и механизмы управления данными.

3.9. Принципы организации, состав и схемы работы операционных систем.

3.10. Принципы управления ресурсами, методы организации файловых систем.

3.11. Принципы построения сетевого взаимодействия.

3.12. Основные методы разработки программного обеспечения.

3.13. Аппаратное обеспечение.

3.14. Информационное законодательство.

3.14. Законодательство об авторских и смежных правах.

3.15. Трудовое законодательство.

3.16. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности.

4. Назначение на должность системного программиста и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия.

5. Системный программист подчиняется непосредственно ___________________________________.

6. На время отсутствия системного программиста (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Системный программист:

1. Консультирует администрацию предприятия по вопросам применения средств вычислительной техники и компьютерных информационных технологий.

2. Осуществляет инсталляцию, настройку и оптимизацию системного программного обеспечения и освоение прикладных программных средств.

3. Разрабатывает и внедряет прикладные программы.

4. Осуществляет подключение и замену внешних устройств, проведение тестирования средств вычислительной техники.

5. Осуществляет оптимизацию дискового пространства компьютеров.

6. Обеспечивает ведение компьютерных баз данных.

7. Проводит компьютерные антивирусные мероприятия.

8. Принимает участие в администрировании локальной вычислительной сети предприятия.

9. Организует сопровождение договоров со сторонними организациями, предоставляющими услуги по коммуникационному, программному и аппаратному оснащению предприятия.

10. Обеспечивает обмен информацией локальной сети с внешними организациями по телекоммуникационным каналам.

11. Проводит тестирование и ремонт отдельных устройств средств вычислительной техники, кабельных линий локальной сети.

12. Устраняет аварийные ситуации, связанные с повреждением программного обеспечения и баз данных.

13. Организует обучение сотрудников предприятия основам компьютерной грамотности и работе с прикладными программными средствами.

14. Обеспечивает техническое сопровождение применяемых локальных сетей и программного обеспечения.

15. Выполняет профилактические работы по поддержанию работоспособности средств вычислительной техники.

16. Организует ремонт средств вычислительной техники с привлечением специализированных учреждений.

17. Осуществляет систематический анализ рынка аппаратных средств и программного обеспечения.

18. Подготавливает предложения о приобретении, разработке или обмене аппаратного обеспечения.

19. Осуществляет своевременное уведомление финансово-экономической службы о планах модернизации аппаратного и программного обеспечения.

20. Составляет отчеты о проделанной работе.

III. Права

Системный программист имеет право:

1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и самостоятельных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Системный программист несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, Ч в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, Ч в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

О профессии Системного программиста

Системный программист, в отличие от прикладного, занимается программированием программ, которые предназначены для обеспечения работы компьютера и используются другими компьютерными специалистами. Системные программисты — разрабатывают операционные системы и оболочки для баз данных, а также решают другие подобные задачи.
Его задача – выстроить многоуровневую структуру, которая объединит отдельные компоненты в модули, а модули – в единый организм.

Системный программист, в отличие от прикладного, занимается программированием программ, которые предназначены для обеспечения работы компьютера и используются другими компьютерными специалистами. Системные программисты — разрабатывают операционные системы и оболочки для баз данных, а также решают другие подобные задачи.

Его задача – выстроить многоуровневую структуру, которая объединит отдельные компоненты в модули, а модули – в единый организм компьютера или компьютерную сеть.

История профессии

Сложно сказать, когда именно возникло программирование, ясно лишь то, что случилось это задолго до изобретения компьютера.

Первыми устройствами, требующими программирования, были шарманка и музыкальная шкатулка.

В основе их работы лежит принцип перфокарты: звук воспроизводится с помощью вала с выступами. Шкатулка проигрывает всего одну мелодию, в то время как шарманка запрограммирована на несколько песенок.

В 1804 году был изобретен еще один программируемый механизм – жаккардовый ткацкий станок. Он воспроизводил узоры на тканях с помощью перфокарт.

Профессия системный программист в современном понимании возникла в середине XIX в., когда Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс создали аналитическую машину. И именно Ада стала первым программистом, в ее честь даже был назван универсальный компьютерный язык.

Еще одним значимым в истории программирования человеком стал Конрад Цузе. В середине XX в. он изобрел первый работающий компьютер, предназначенные для него программы и первый сложный язык программирования.

История

Программирование зародилось совсем недавно. Первым оборудованием был ткацкий станок, построенный в 1804 году Ж.М. Жаккаром. Прибор имел несколько карт для разных машинных узоров. Вычислительную аналитическую машину изобрел Ч. Бэббидж, однако построить не смог.

Первую программу для нее создала женщина, графиня А. А. Лавлейс в 1841 году. Она изобрела ряд современных понятий программирования: модификацию команд, индексный регистр, подпрограммы, библиотеку программ. Но труды графини оставались на бумаге. Это начало зарождения программирования. Ада же признана первым, почетным специалистом написания ПО. Работающий компьютер же появился в 1941 году. Создателем стал Конрад Цузе. Он разработал первый сложный язык программирования и программы.

В современности компьютерные технологии занимают одну из ведущих позиций во всех видах деятельности. Существует масса языков программирования, постоянно изобретают новые ПО. Компьютерные технологии – неотъемлемая часть жизни.

Получите востребованную интернет-профессию

Веб-разработчик

Научитесь самостоятельно создавать интерактивные сайты, веб-приложения и игры, освоив базовые языки веб-разработки JavaScript и PHP. Программа также станет хорошим стартом для всех, кто хотел бы освоить программирование, но не знает, с чего начать и как выбрать «свой» язык для дальнейшего развития в этой области.

подробнее >

Frontend-разработчик

Освойте одну из самых востребованных профессий на сегодняшний день. Добавьте в свой арсенал самые популярные технологии: адаптивную вёрстку, JavaScript и библиотеку React. Создавайте сайты и интерактивные веб-приложения, доступные на большинстве платформ.

подробнее >

Python-разработчик

Став Python-разработчиком, вы делаете первый шаг в создании современных веб-приложений, без которых не обходится ни один современный проект. К тому же, получив опыт программирования на Python, вы сможете начать работать с большими данными и алгоритмами машинного обучения.

подробнее >

Основы HTML и CSS

После этого курса вы сможете легко внести правки в HTML-страницу, подправить оформление страницы, написав несколько свойств CSS.

подробнее >

Особенности профессии

Системный программист занимается разработкой разных компонентов компьютерной системы. Он выстраивает многоуровневую структуру, объединяющую отдельные элементы – работу процессора, сетевого оборудования, оперативную память в единое целое. Это по факту инженерная деятельность, но с творческим уклоном. Разработка прикладных программ не входит в компетенцию системного программиста, он создает основу для их бесперебойной работы.

Неоспоримыми плюсами этой профессии являются:

  • высокая востребованность на рынке труда;
  • широкие возможности;
  • возможность получить знания по прикладной информатике.

Минусов практически нет, за исключением того, что это сидячая и рутинная работа. Раз профессия ценится работодателями, значит, приносит хороший доход. Это подтверждается данными о зарплате на ноябрь 2021 года. По России оклад составляет от 50 000 до 190 000 рублей в месяц, а в Москве стоимость услуг хорошего специалиста варьируется от 45 000 до 200 000 рублей.

Профессия Системный программист: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Работа системным программистом подразумевает высокий уровень оплаты, возможность работать без диплома.

К недостаткам профессии относятся частые авралы и проблемы со здоровьем, вызванные многочасовым сидением за компьютером.

Работа программиста творческая, но немало в ней и рутины. То, что понятно специалисту, сложно для других людей, поэтому время от времени приходится тратить много времени на объяснение профессиональных моментов простым языком.

Кому подходит

Программисты за работой

Профессия программиста подходит людям, обладающим такими качествами:

  • Системное мышление. Человек видит не отдельную составляющую, а комплекс. Это обеспечивает быстрый поиск неисправности и ее устранения.
  • Аналитический склад ума. При создании программы важно уметь анализировать факты, создавая оптимальные решения, а не временные.
  • Хорошая память. Языки программирования довольно сложные к восприятию и обучению, поэтому память играет важнейшую роль в работе.
  • Умение излагать информацию на понятном языке. Написание инструкции к программе или обучение персонала работе с ПО – это важные навыки каждого программиста. Одно дело просто написать программу, другое же – внедрить ее. Обучение сотрудников – ключевой момент запуска нового ПО.

Программист – это высококвалифицированный специалист, который должен сочетать в себе все эти качества.

Востребованность

Данная профессия довольно высоко востребована, но и уровень конкуренции тоже высок. На одну должность могут претендовать несколько десятков человек. Успех зависит от навыков, знаний, умения их интерпретировать.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработки программистов довольно высокие. Компании обычно хранят их в секрете, чтобы сотрудника не переманили конкуренты. В среднем, доход такого специалиста стартует от 20 000 рублей в месяц и не имеет строгих ограничений. Заработок напрямую зависит от количества разработок и внедренных программ. Чем больше вы работаете, тем выше доход.

Легко ли устроиться на работу

На работу устроится довольно просто, если обладать большим багажом знаний. Обычно предстоит пройти собеседование и выполнить тестовое задание. На основании результатов подбирается кандидат.

Драйверы профессии

  • стремительное распространение компьютерных технологий и потребность в сложном программном обеспечении
  • информатизация всех сфер экономики и социальной сферы
  • бурный рост разнообразия компьютерных архитектур, каждая из которых требует своего слоя базового программного обеспечения

Какие задачи будет решать специалист

  • проектирование и разработка эффективных и надежных программных комплексов и операционных систем, координирующих работу различных элементов компьютера и/или компьютерных систем
  • автоматизация процессов, где возможно применение современных информационных технологий (большие данные, машинное обучение, семантические сети, нейросети и др.)
  • обеспечение надежности, безопасности и эффективности устройств и систем, включающих в себя программные составляющие
  • анализ проблем внедрения и применения компьютерных средств и программных продуктов для автоматизации бизнес-процессов предприятия.

Какие знания и навыки у него будут

  • знание принципов построения основных видов системного ПО: операционных систем, компиляторов, систем управления базами данных, компьютерных сетей, средств хранения и обработки больших массивов и потоков данных
  • знание фундаментальных основ методов анализа и синтеза программ
  • знание научных основ и современных технологий анализа разнообразных данных, включая данные на естественных языках, графической и аудио информации
  • умение работать с современными инструментами разработки и анализа программно-аппаратных систем, включая средства анализа, моделирования, мониторинга, верификации и т.д.
  • умение работать в среде крупных открытых международных проектов open source.

Описание

Программист – это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов программ. Основой для написания являются математические вычисления. Современное программирование – трудоемкий процесс. Учитывая широкий спектр деятельности, профессию делят на три основных направления:

  • Прикладное направление. Это специалисты, занимающиеся разработкой и внедрением программного обеспечения, необходимого для нормального функционирования организаций. Обычно они узкопрофильные, к примеру, специалисты по 1С. В спектр их обязанностей входит обновление, настройка и доработка программ под индивидуальные потребности сотрудников, специфику компании.
  • Системное направление. Это специалисты, разрабатывающие операционные системы, интерфейсы, распределяющие базы данных, управляющие работой сетей. Это самый редкий вид программирования и самый сложный. Системные специалисты всегда востребованы.
  • Web. Это специалисты, работающие с глобальными сетями, к примеру, интернетом. Разработка интерфейсов, динамических сайтов, их стихия. Данная специализация особенно популярна в последнее время – эпоху развития интернета.

Все, с чем сталкивается человек за компьютером – результат работы программистов. Слаженная работа, качество картинки, возможность сидеть в интернете – результат многих лет напряженного развития данной профессии.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Профессионалы в области системного программирования весьма востребованы на рынке труда. Это связано с тем, что и в науке, и в промышленности, и в финансовом секторе, и в медицине, и даже в образовании развиваются автоматизация и компьютеризация всех рабочих процессов.

Программирование в компьютерных системах – специальность с очень широкими возможностями. Программист-системщик может продолжить учёбу и получить диплом о высшем образовании в области прикладной информатики, автоматизации технологии промышленных процессов, инноватики и др.

Минусы

К минусам профессии можно отнести то, что она сидячая, а иногда и рутинная, несмотря на творческое начало.

Обязанности

Системный программист – это человек, в обязанности которого входит разрабатывать программные модули, интегрировать и адаптировать их, модифицировать продукт под определенную систему.

Также он создает и администрирует базы данных, операционные системы, драйвера, программные комплексы. После завершения работы системный программист тестирует полученный продукт и в дальнейшем занимается его поддержкой. Кроме того, его задачей является разработка инструкции.

На предприятии программист-системщик отвечает за компьютерную технику: настраивает системное ПО, оптимизирует дисковое пространство, контролирует базы данных, проводит проверку на вирусы, обучает сотрудников, решает проблемы в работе компьютеров и т.д.

Программист сталкивается с рядом общих задач.

  • Разработка новых программ.
  • Тестирование созданной программы.
  • Если во время первого запуска обнаружились недочеты, специалист проводит работу над ошибками.
  • Презентация выполненной работы директору.
  • Внедрение ПО в деятельность организации.
  • Корректировка исходных данных.
  • Создание инструкции пользователя.
  • Оформление всех необходимых документов – патент на собственность и авторские права.
  • Наблюдение за нормальной работой программы, устранение сбоев.
  • Создание электронного варианта баз.
  • Обеспечение безопасности информации – установка антивирусов, паролей.
  • Помощь сотрудникам, решение возникающих вопросов.
  • Оптимизация работы внутренней и глобальной сети.
  • Ограничение возможностей входа персонала фирмы на развлекательные сайты в рабочее время.

Профессия Системный программист: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Руководство системного программиста относится к эксплуатационно-технической документации, в которой описаны:

  • сведения для проверки;
  • обеспечение функционирования и конфигурирования программы.

Полный перечень работ изложен в «Руководстве системного программиста», разработанном и оформленном по ГОСТу 19.503-79 и сопутствующими ГОСТ 19. 101-77 («Виды программных документов») и ГОСТ 19. 105-78 («Общие требования к программным документам»).

Руководство состоит из следующих разделов.

  • Общие сведения о программе.
  • Структура – составные части и компоненты, их связь.
  • Настройка – перечислены все необходимые действия в конкретных случаях.
  • Проверка – способы, устанавливающие работоспособность программы.
  • Дополнительные возможности.
  • Сообщения специалисту – тексты сообщений, выдаваемые во время настройки продукта.
  • Приложения – картинки, графики, таблицы.

Профессия Системный программист: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Пункты руководства такие:

  • сфера использования и задачи программного обеспечения;
  • правила установки компонентов;
  • принципы действия;
  • системные требования;
  • инструкция по настройке ПО;
  • периодичность и метод контроля работоспособности;
  • порядок обслуживания ПО;
  • способы решения вспомогательных задач;
  • работа при форс-мажорных ситуациях;
  • методы взаимодействия установленных программ с их копиями.

Разработка

  • разработка программных модулей, «движков», драйверов, программных комплексов, ОС и пр.;
  • участие в тестировании, отладка, модификация созданного им продукта;
  • поддержка продукта.

Консультирование и обучение

Системный программист очень часто консультирует администрацию предприятия по вопросам применения средств вычислительной техники и компьютерных информационных технологий. Также он организует обучение сотрудников предприятия основам компьютерной грамотности и работе с прикладными программными средствами.

Отладка и оптимизация

  • настраивает системное программное обеспечение и ведёт наблюдение прикладных программных средств;
  • подключает и осуществляет замену внешних устройств, проводит тестирования средств вычислительной техники;
  • проводит компьютерные антивирусные мероприятия;
  • обеспечивает ведение компьютерных баз данных.

Сопровождение договоров

Системный программист организует сопровождение договоров со сторонними организациями, предоставляющими услуги по коммуникационному, программному и аппаратному оснащению предприятия. А также:

  • обеспечивает обмен информацией локальной сети с внешними организациями по телекоммуникационным каналам;
  • обеспечивает техническое сопровождение применяемых локальных сетей и программного обеспечения;
  • выполняет профилактические работы по поддержанию работоспособности средств вычислительной техники и организует ремонт средств вычислительной техники с привлечением специализированных учреждений;
  • осуществляет своевременное уведомление финансово-экономической службы о планах модернизации аппаратного и программного обеспечения;
  • составляет отчеты о проделанной работе.

Анализ

Осуществляет систематический анализ рынка аппаратных средств и программного обеспечения. Подготавливает предложения о приобретении, разработке или обмене аппаратного обеспечения.

Важные качества

Профессия системный программист подходит тем, кто имеет:

  • аналитический склад ума;
  • отличную память;
  • любит точные науки

Профессия Системный программист: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Также необходимы усидчивость, педантичность, умение переключать внимание, внимательность, ответственность.

Сфера информационных технологий развивается быстро, поэтому специалисту требуется склонность к самообразованию.

В профессии важными качествами являются: склонность к точным наукам, любовь к технике, хорошие память и зрение, усидчивость, умение концентрироваться, ответственность, трудолюбие.

Навыки и знания

Обязательно нужно знать и уметь применять принципы построения разных типов системного ПО, адаптировать готовые программы к определенной системе. Нужно быстро работать с Open Source программным обеспечением. Будут полезны знания по физике, математике, английскому языку, также Ассемблер и С++.

Кроме того понадобятся такие знания.

  • Теории алгоритмов и способов написания формальных языков.
  • Азы машинной графики, особенности архитектурного построения современных компьютеров, отражающие управление работой.
  • Умение писать языки запросов и манипулирования данными.
  • Способы описания языков программирования, синтаксис, семантика.
  • Принципы работы операционных систем.
  • Закон об авторских и смежных правах.
  • Законы, нормативно-правовые акты в сфере обращения, производства и применения информационных технологий.
  • Трудовое право.
  • Правила охраны труда и техника безопасности.

Желающим обучиться этой специальности желательно обладать способностью логически мыслить, делать выводы, усидчивостью, высокой концентрацией внимания и способностью организовывать работу.

Системный программист должен знать принципы построения разных типов системного программного обеспечения, основы синтеза и анализа программ и данных.

Ему необходимо уметь работать в системе open source и с различными инструментами анализа и разработки программных систем, писать программы, разрабатывать алгоритмы. Пригодятся знание С++, Ассемблер, физики, математики, английского языка.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

системного программиста

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность системного программиста подразделения «Инструментальные технологии» (далее — Системный программист) Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (далее Учреждение).

1.2. На должность системного программиста назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области компьютерных технологий и программного обеспечения;
  • Высшее образование — бакалавриат;

с опытом практической работы:

  • Не менее одного года работы в области программирования;

1.3. Системный программист должен знать:

  • Структура объектных и исполняемых файлов в целевой операционной системе;
  • Интерпретаторы языков программирования, их виды, принципы работы;
  • Государственные стандарты ЕСПД;
  • Методы и алгоритмы оптимизации исполняемого кода;
  • Средства программирования и их классификация;
  • Принципы объектно-ориентированного программирования;
  • Языки функционального и логического программирования;
  • Архитектура сред программирования;
  • Компоновщики, методы сборки исполняемых файлов из объектных файлов;
  • Локальные правовые акты, действующие в организации;
  • Классификация языков программирования;
  • Английский язык на уровне чтения технической документации в области информационных и компьютерных технологий;
  • Система команд микропроцессора целевой аппаратной платформы;
  • Основные структуры данных;
  • Принципы работы программного отладчика;
  • Методы управления памятью;
  • Основы делопроизводства;
  • Основные модели данных и их организация;
  • Методы и алгоритмы генерации исполняемого кода;
  • Синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования;
  • Компиляторы языков программирования, их виды, принципы работы;
  • Методы и алгоритмы грамматического разбора текста программы;
  • Конкурентное программирование;
  • Основы применения теории алгоритмов;
  • Архитектура целевой аппаратной платформы;
  • Английский язык на уровне чтения технической документации в области информационных и компьютерных технологий;
  • Основы архитектуры, устройства и функционирования вычислительных систем;
  • Архитектура и принципы функционирования коммуникационного оборудования;
  • Технологии программирования и разработки блок-схем;
  • Локальные правовые акты, действующие в организации;
  • Конструкции распределенного и параллельного программирования;
  • Система команд микропроцессора на целевой аппаратной платформе;
  • Принципы управления ресурсами;
  • Принципы построения сетевого взаимодействия;
  • Принципы организации, состав и схемы работы операционных систем;
  • Синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования;
  • Государственные стандарты ЕСПД;
  • Стандарты информационного взаимодействия систем;
  • Системы команд процессора целевой аппаратуры;
  • Государственные стандарты ЕСПД;
  • Английский язык на уровне чтения технической документации в области информационных и компьютерных технологий;
  • Стандарты информационного взаимодействия систем;
  • Архитектура целевой аппаратной платформы, для которой разрабатывается программное обеспечение;
  • Синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования;
  • Принципы организации, состав и схемы работы операционных систем;
  • Технологии разработки компиляторов;
  • Локальные правовые акты, действующие в организации;
  • Методики тестирования разрабатываемого программного обеспечения;
  • Конструкции распределенного и параллельного программирования;
  • Принципы управления ресурсами;
  • Способы адресации памяти целевой аппаратной платформы;
  • Методы и основные этапы трансляции;
  • Принципы кроссплатформенного программирования;
  • Системы прерываний и адресации памяти операционной системы;
  • Принципы построения сетевого взаимодействия;
  • Комплекты средств разработки целевой операционной системы;
  • Конструкции распределенного и параллельного программирования;
  • Стандарты информационного взаимодействия систем;
  • Технологии разработки и отладки системных продуктов;
  • Архитектура и принципы функционирования коммуникационного оборудования;
  • Синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования;
  • Методики тестирования разрабатываемого программного обеспечения;
  • Методы организации файловых систем;
  • Принципы управления ресурсами;
  • Система команд микропроцессора целевой аппаратной платформы;
  • Стандарты реализации интерфейсов подключаемых устройств;
  • Английский язык на уровне чтения технической документации в области информационных и компьютерных технологий;
  • Государственные стандарты Единой системы программной документации (ЕСПД);
  • Технологии разработки драйверов;
  • Локальные правовые акты, действующие в организации;
  • Архитектура аппаратной платформы, для которой разрабатывается драйвер;
  • Принципы организации, состав и схемы работы операционных систем;

1.4. Системный программист должен уметь:

  • Применять языки программирования высокого уровня, определенные в техническом задании на разработку инструментальных средств программирования, для написания программного кода;
  • Осуществлять отладку программ, написанных на языке программирования низкого уровня;
  • Осуществлять отладку программ, написанных на языках высокого уровня;
  • Применять языки программирования низкого уровня, определенные в техническом задании на разработку инструментальных средств программирования, для написания программного кода;
  • Оформлять техническую документацию;
  • Использовать коммерческие операционные системы;
  • Создавать блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов;
  • Применять языки программирования, определенные в техническом задании на разработку системных утилит, для написания программного кода;
  • Оценивать вычислительную сложность алгоритма функционирования разрабатываемых программных продуктов;
  • Осуществлять отладку утилит операционной системы;
  • Осуществлять отладку программных продуктов для целевой операционной системы;
  • Применять языки целевой аппаратной платформы, определенной в техническом задании на разработку, для написания программного кода;
  • Применять технологию разработки компиляторов;
  • Создавать блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов;
  • Оценивать вычислительную сложность алгоритма функционирования разрабатываемых программных продуктов;
  • Работать с документацией, прилагаемой разработчиком устройства;
  • Осуществлять отладку драйверов устройств для операционной системы;
  • Оценивать вычислительную сложность алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов;
  • Создавать блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов;
  • Работать со стандартными контроллерами устройств (графическим адаптером, клавиатурой, мышью, сетевым адаптером);
  • Применять языки программирования, определенные в техническом задании на разработку драйвера, для написания программного кода;

1.5. Системный программист назначается на должность и освобождается от должности приказом исполнительного вице-президента Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.6. Системный программист подчиняется исполнительному вице-президенту Учреждения и начальнику подразделения «Инструментальные технологии»

2. Трудовые функции

  • 2.1. Создание инструментальных средств программирования.
  • 2.2. Разработка системных утилит.
  • 2.3. Разработка компиляторов, загрузчиков, сборщиков.
  • 2.4. Разработка драйверов устройств.

3. Должностные обязанности

  • 3.1. Тестирование программного обеспечения создаваемых инструментальных средств программирования.
  • 3.2. Освоение необходимой для создания инструментальных средств программирования технической документации.
  • 3.3. Разработка исходного кода и создание бинарных файлов программного обеспечения создаваемых инструментальных средств программирования.
  • 3.4. Разработка эксплуатационной документации создаваемых инструментальных средств программирования.
  • 3.5. Сопровождение программного обеспечения инструментальных средств программирования.
  • 3.6. Определение перечня необходимой для создания инструментальных средств программирования технической документации.
  • 3.7. Получение технической документации по целевой операционной системе.
  • 3.8. Разработка эксплуатационной документации.
  • 3.9. Отладка разработанной утилиты.
  • 3.10. Реинжиниринг кода утилиты.
  • 3.11. Изучение технической документации по целевому аппаратному средству.
  • 3.12. Сопровождение разработанной утилиты.
  • 3.13. Написание исходного кода утилиты.
  • 3.14. Изучение технической документации по целевой операционной системе.
  • 3.15. Получение технической документации по целевому аппаратному средству.
  • 3.16. Разработка блок-схемы утилиты.
  • 3.17. Сопровождение разработанных компиляторов, загрузчиков, сборщиков.
  • 3.18. Написание исходного кода компиляторов, загрузчиков, сборщиков.
  • 3.19. Реинжиниринг разработанных компиляторов, загрузчиков, сборщиков.
  • 3.20. Получение технической документации по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства.
  • 3.21. Разработка эксплуатационной документации для разработанных компиляторов, загрузчиков, сборщиков.
  • 3.22. Отладка компиляторов, загрузчиков, сборщиков.
  • 3.23. Разработка блок-схемы компиляторов, загрузчиков, сборщиков.
  • 3.24. Изучение технической документации по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства.
  • 3.25. Получение технической документации устройства, для которого разрабатывается драйвер.
  • 3.26. Сопровождение разработанного драйвера устройства.
  • 3.27. Отладка разработанного драйвера устройства.
  • 3.28. Написание исходного кода драйвера устройства.
  • 3.29. Разработка эксплуатационной документации на разработанный драйвер.
  • 3.30. Разработка блок-схемы драйвера устройства.
  • 3.31. Изучение технической документации устройства, для которого разрабатывается драйвер.
  • 3.32. Реинжиниринг разработанного драйвера устройства.

Изменить трудовые функции

4. Права

Системный программист имеет право:

4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности системного программиста .

4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию системного программиста .

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

5. Ответственность

Системный программист несет ответственность за:

5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

5.2. Невыполнение распоряжений и поручений исполнительного вице-президента Учреждения.

5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения системный программист может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Системный программист» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. № 685н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Поделиться должностной инструкцией в соцсетях:

Обучение

Для работы системным программистом требуется среднее профессиональное образование, специальность «техник — программист».

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ Прикладная информатика в экономике (Факультет экономики, управления и международных отношений).

Национальный исследовательский университет «МЭИ» Прикладная информатика в экономике (Инженерно-экономический институт НИУ «МЭИ»).

Московский государственный университет пищевых производств Прикладная информатика (Институт промышленной инженерии, информационных технологий и мехатроники).

Московский технический университет связи и информатики Информационные системы и технологии (Заочный общетехнический факультет МТУСИ).

Московский государственный университет геодезии и картографии Информационные системы и технологии (Московский государственный университет геодезии и картографии).

Как стать программистом

Что делать уже сейчас

Вы думаете о программировании или хотите в будущем работать в IT? Начать развиваться можно уже в сейчас:

    ✔ Углубленно изучать математику, информатику, русский и английский язык в школе. ✔ Программировать и создавать веб-сайты, небольшие редакторы и полезные утилиты. ✔ Читать новости из сферы IT: на порталах cnews.ru, habrahabr.ru, computerworld.ru, hightech.fm и github.com. ✔ Заниматься в кружках по программированию и школах юного программиста. ✔ Посетить iСмену лагеря “Профессионалы будущего”, чтобы пообщаться с настоящими IT-специалистами и узнать больше о современных технологиях.

Отзывы о профессии

«Системный программист благодаря карьерному росту может повыситься в должности до руководителя группы программистов, IT-директора, менеджера проекта. Для системного программиста необходимы такие качества, как гибкость в работе, профессиональный кругозор, терпение, самостоятельность мышления, скромность, самокритичность, ответственность».

Источники

  • https://postupi.online/professiya/sistemnyj-programmist/
  • https://profitworks.com.ua/professii/professii-v-it-sfere/sistemnyj-programmist
  • https://vplate.ru/programmist/sistemnyj/
  • https://www.hse.ru/25professions/s_programmer
  • https://www.profguide.io/professions/Sistemnyy_programmist.html
  • https://buduguru.org/profession/38
  • https://mycalling.ru/sistemnyj-programmist.html
  • https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-programmist.html

[свернуть]

Как обычно строится карьера

Карьера, как и у других работников, зависит от навыков и стремлений. В крупных компаниях специалист может стать начальником IT-отдела, ведущим менеджером проекта.

Многие программисты открывают собственный бизнес в сфере создания программного обеспечения.

Весьма популярна работа на себя с самостоятельным поиском заказов – фриланс.

Для карьерного роста важно постоянно получать новые знания, идти в ногу с развитием технологий. Предпочтение отдается тем, кто разбирается в самых современных течениях программирования.

Должностная инструкция по специальности «Инженер-программист»

zip

Вы можете скачать должностную инструкцию инженера-программиста бесплатно. Должностные обязанности инженера-программиста

Утверждаю

_____________________________                                                      (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее                                        ________________________________

организационно — правовая форма)                              (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ИНЖЕНЕРА-ПРОГРАММИСТА

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности инженера-программиста _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения

1.2. Инженер-программист относится к категории специалистов.

1.3. Если инженер-программист отсутствует (отпуск, болезнь и др.) временно его обязанности исполняет лицо, которое назначается в установленном порядке, приобретая соответствующие права и неся ответственность за исполнение возложенных обязанностей.

1.4. Назначается на должность инженер-программист и освобождается от неё на основании приказа начальника ВЦ (ИВЦ) по представлению _________________.

1.5. На должность:

— инженера-программиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее ________ лет, либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее _________ лет;

— инженера-программиста I категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера-программиста II категории не менее

_______ лет;

— инженера-программиста II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера-программиста III категории или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистам с высшим профессиональным образованием не менее _______ лет;

— инженера-программиста III категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях, без квалификационной категории.

1.6. Инженер-программист подчиняется непосредственно __________________.

1.7. Инженер-программист должен знать:

правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда;

— основы экономики, организации производства, труда, управления и законодательства о труде;

— руководящие и нормативные материалы, регламентирующие методы разработки алгоритмов и программ и использования вычислительной техники при обработке информации;

технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы ЭВМ, правила ее технической эксплуатации;

— виды программного обеспечения, основные принципы структурного программирования;

— формализованные языки программирования;

действующие стандарты, системы счислений, шифров и кодов;

порядок оформления технической документации;

— технологию автоматической обработки и кодирования информации;

— передовой отечественный и зарубежный опыт программирования и использования вычислительной техники.

II. Должностные обязанности

Инженер-программист обязан:

2.1. Разрабатывать и внедрять системы автоматической проверки правильности программ, типовые и стандартные программные средства, составляет технологию обработки информации.

2.2.Определять информацию, подлежащую обработке средствами вычислительной техники, ее объемы, структуру, макеты и схемы ввода, обработки, хранения и вывода, методы ее контроля.

2.3. Определять объем и содержание данных контрольных примеров, обеспечивающих наиболее полную проверку соответствия программ их функциональному назначению.

2.4. Участвовать в создании каталогов и картотек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектировании программ, позволяющих расширить область применения вычислительной техники.

2.5. Разрабатывать программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов решения, экономических и других задач, обеспечивающие возможность выполнения алгоритма и соответственно поставленной задачи средствами вычислительной техники, проводит их тестирование и отладку.

2.6. Разрабатывать инструкции по работе с программами, оформлять необходимую техническую документацию.

2.7. Осуществлять выбор языка программирования для описания алгоритмов и структур данных.

2.8. Определять возможность использования готовых программных продуктов и осуществляет сопровождение внедрения программ и программных средств.

2.9. Разрабатывать технологию решения задач по всем этапам обработки информации.

2.10. Выполнять работу по подготовке программ к отладке и проводит отладку, а так же выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов.

2.11. Осуществляет запуск отлаженных программ и ввод исходных данных,

определяемых условиями поставленных задач.

2.12. Проводит корректировку разработанной программы на основе анализа выходных данных.

III. Права

Инженер-программист имеет право:

3.1. Обращаться руководству:

с предложениями по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией;

с требованиями оказания содействия в исполнении им своих должностных обязанностей и прав;

с сообщениями о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности предприятия (структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.3. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).

3.4. Запрашивать лично или по поручению своего непосредственного руководителя от специалистов подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Инженер-программист несет ответственность:

4.1. В случае причинения материального ущерба, в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.2. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ.

4.3. В случае совершения правонарушений, которые совершены в процессе осуществления своей деятельности, в соответствии с уголовным, гражданским и административным законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения:       _____________      __________________

                                                                           (подпись)         (фамилия, инициалы)

                                                                                                00.00.201_г.

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил:                                        _____________      __________________

                                                                            (подпись)          (фамилия, инициалы)

                                                                                                     00.00.20__г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инженер пто 1 категории должностная инструкция
  • Инженер проигнорировал требования инструкции по безопасности и не обеспечил рабочих тест
  • Инженер проектировщик электрических сетей должностная инструкция
  • Инженер проектировщик овик должностная инструкция
  • Инженер проектировщик газоснабжения должностная инструкция