К какому жанру относится инструкция

   Инструкция – это
документ, составленный в официально-деловом
стиле. Следовательно, язык инструкций
строгий и конкретный по своему содержанию.
Инструкция относится к побудительному
жанру, поэтому основной в ее тексте
является конструкция повелительного
наклонения. Обычно инструкция исходит
от вышестоящих чинов к нижестоящим. Она
состоит из пунктов, где в каждом
указываются правила по технике
безопасности на данном предприятии.
Инструкция относится к деловым документам,
поэтому условия этого жанра соответствуют
стилю всех деловых документов, т. е.
язык нормированный. Лексика в таких
документах замкнутая. И тут вступает в
действие деловой этикет, влияющий на
весь язык в официально-деловом стиле.
Присутствие эмоционального аспекта в
таких текстах считается плохим тоном.
В инструкции отсутствует авторское
начало, а составляются они по определенной
схеме, хотя на каждом предприятии свои
условия, существуют определенные
стандарты этих документов. Они все
составляются по определенному образцу,
отступать от которого не следует. Главное
отличие документов в официально-деловом
стиле – это стандартизация. Это понятие
объединяет все документы. В инструкциях
можно встретить конструкции следующего
типа – Не следует
применять., Не рекомендуется.,
и
т. д.

   Но инструкции
могут быть не только общими, но и
целенаправленными, исходящими, например,
от директора предприятия. Тогда, как и
во всех юридических документах, каждый
пункт будет начинаться глаголами первого
лица единственного числа в повелительном
наклонении. Например, Не
рекомендую., Не советую…

   В рекомендации, как во всех
деловых документах, не допускаются
абстракции и общие понятия. Также не
применяются слова с несколькими
значениями, особенно если по смыслу
подходят все значения.

   В художественных текстах
повелительное наклонение отмечается
восклицательными предложениями. В
инструкциях ситуация другая. Там в
большинстве повествовательные
предложения, а восклицательные знаки
используются для подчеркивания особо
важных моментов. Так, восклицательными
могут быть предложения, предостерегающие
от каких-либо действий, обозначающие
угрозу опасности.

   Языковые формы официально-делового
стиля также стандартизированы и
регламентированы. Они не отличаются
разнообразием и используются в рамках
существующих правил. Инструкция, точнее,
ее текст, относится к письменной речи,
а следовательно, в полной мере обладает
свойствами этого жанра. Обязательным
условием для него являются логика
изложения, четкость формулировок,
простота языка. В подобных документах
обычно не присутствуют причастные и
деепричастные обороты. Они могут
осложнить понимание документа. Не
используются также эпитеты, прилагательные
и вообще художественные приемы стилистики,
которыми люди обычно разнообразят свою
речь. Язык документов достаточно сухой,
но это необходимое условие их существования,
так как юридическая сторона дела не
допускает разночтений.

   Когда инструкция подписана
инженером или директором, то она
приобретает юридическую силу. Таким
образом, инструкция становится официальным
документом наряду с приказом, распоряжением,
служебными письмами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Инструкция — это жанр официально-делового стиля, представляющий собой свод правил, устанавливающих порядок и способ выполнения какого-либо действия.

  • Виды инструкций:

    • инструкция по технике безопасности;

    • должностная инструкция;

    • инструкция по охране труда;

    • инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата;

    • инструкция по правилам использования бытовых приборов.

  • Жанровые особенности инструкции:

    • логичность, неэмоциональность изложения;

    • использование стереотипных стандартизированных выражений;

    • использование терминов и абстрактной лексики;

    • употребление односоставных предложений;

    • употребление инфинитива и повелительного наклонения глаголов;

    • чёткое разделение информационных блоков;

    • сопровождение рисунками и схемами.

  • Пример.

    • Не подвергайте телевизор воздействию очень высоких и очень низких температур.

    • Не проливайте на телевизор какие-либо жидкости.

    • Если телевизор был повреждён, не ремонтируйте его самостоятельно.

Инструкция

Инструкция
— это совокупность правил осуществления определенных видов деятельности,
проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных
документах, также именуемых инструкциями.

Определение
из словаря Ожегова: ИНСТРУКЦИЯ, -и, ж. 1. Свод
правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-н. И.
министерства. 

Инструкции призваны, с
одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране
законодательные и нормативное акты, постановления и, с другой стороны,
инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных
ситуациях, в том числе «нештатных» аварийных.

Каждому речевому жанру характерны свои особенности,
по которым тот или иной жанр можно отличить от других. К структурным качествам
текста жанра «инструкции» относятся:

1) логичность;
2) связность и цельность;
3) точность;
4) ясность, понятность, доступность.

Тексты речевого жанра
«инструкции» имеют общую структуру, но в отличие от других жанров
официально-делового стиля при составлении текстов жанра «инструкции» может
допускаться некая «свобода» в построении текста, а так же возможно добавление
собственных разделов.

В
инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок
применения положений законодательных и иных нормативных актов. В заголовке к
инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются
её требования, например: ИНСТРУКЦИЯ по изготовлению снеговика.

Текст
инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разделяемых на пункты и
подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В тексте Инструкции
используются слова: должен, следует, необходимо, не допускается, запрещаетсяи
т.п.

У учеников
спрашивается, что такое инструкция (это когда мы что-либо делаем по порядку),
что такое тема (то, что хочет сказать автор), что главное при написании
инструкции (последовательность действий).

Перед
написанием инструкции детьми учитель может прочитать свой вариант, например:

Как мы снеговика лепили.

Наступила зима. Можно идти на улицу и
лепить снеговика. Для этого нужно много снега. Лепим маленький шарик..
Затем катим его по снегу. На шарик липнет снег и он становится
всё больше и больше. Слепив большой шар, ставим его в сторонку. Таким
образом лепим еще  два шара. Ставим три шара один на один.
На верхний шар переворачиваем ведро, делаем
глазки из угольков, нос из морковки и рисуем ротик.
На среднем шаре делаем руки из веток. На шею можно завязать
шарфик. Вот мы и слепили красивого снеговика!

После
этого ученикам предлагается написать свою инструкцию (запишите название своего
текста. На следующей строке начнете писать свой текст, помните, что инструкция
должна отражать весь процесс работы. Но не забывайте о правилах правописания.
Приступайте к работе).

Так же можно предложить учащимся
следующий вариант:

– Джек решил сделать своими
руками елочные украшения. Просит нас подробно рассказать о том, как выполнить
бумажную цепочку на елку.

– Как же будет называться
этот вид текста? (Текст-инструкция.)

– Давайте составим инструкцию
для Джека. А сделать это грамотно нам помогут специальные слова: (Слова
записаны на слайде не по порядку.)

— Поставьте слова в нужном порядке.
(Представьте порядок работы).

— Какое будет первым? … вторым? …

ПРИГОТОВЬ

НАРЕЖЬ

СКЛЕЙ

ВСТАВЬ

ПРОДОЛЖАЙ

— Слова какой части речи нам
помогут? (Это глаголы).

  1. Что нужно
    приготовить для работы?

— Запишите: (делаю запись
на доске).

1. Приготовь цветную бумагу, клей,
ножницы.

      2. Какие действия и в каком
порядке должны быть выполнены.

2. Нарежь полоски из цветной
бумаги.

Склей колечко.

Вставь полоску другого цвета в
кольцо.

Склей концы полоски.

Продолжай, пока не закончатся
цветные полоски
.

– Теперь Джек сможет
выполнить работу.

— А где мы используем данную
инструкцию? (На уроке технологии).

Алгоритм для составления инструкции детьми:

-Четко обозначить названия инструкции, о чем она.

-Прописать все шаги выполнения в правильной
последовательности (что будет первым, что вторым…).

-Использовать глаголы для объяснения.

Также на этом уроке учеников можно познакомить с инструкциями, которые
написаны для них. Например:

Инструкция о правилах безопасности для
учащихся в кабинете начальных классов

I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для
всех учащихся занимающихся в кабинете.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и
порядок , входить и выходить из кабинета.

3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете :
при включении электроосвещения
при включении приборов ТСО
при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные
предметы , чтобы не отвлекаться

и не травмировать своих товарищей.
10.Не играть в кабинете на переменах мячом.
11.Не садиться на трубы и радиаторы водяного
отопления.

II. Требования безопасности перед началом
занятий

1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место., учебные
принадлежности.

4. Не менять рабочее место без разрешения
учителя.

III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания
учителя.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время
урока.

3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания
учителя.

6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем
месте.

7. При работе с острыми, режущими инструментами
на уроках трудового обучения

соблюдать инструкции учителя по технике
безопасности.

8. Во время учебных экскурсий соблюдать
дисциплину и порядок.

9. Не отходить от группы без разрешения учителя.
10. Соблюдать инструкцию по правилам
безопасности при лабораторно –

практических работах по природоведению (
Окружающий мир ).

   Инструкция – это
документ, составленный в официально-деловом
стиле. Следовательно, язык инструкций
строгий и конкретный по своему содержанию.
Инструкция относится к побудительному
жанру, поэтому основной в ее тексте
является конструкция повелительного
наклонения. Обычно инструкция исходит
от вышестоящих чинов к нижестоящим. Она
состоит из пунктов, где в каждом
указываются правила по технике
безопасности на данном предприятии.
Инструкция относится к деловым документам,
поэтому условия этого жанра соответствуют
стилю всех деловых документов, т. е.
язык нормированный. Лексика в таких
документах замкнутая. И тут вступает в
действие деловой этикет, влияющий на
весь язык в официально-деловом стиле.
Присутствие эмоционального аспекта в
таких текстах считается плохим тоном.
В инструкции отсутствует авторское
начало, а составляются они по определенной
схеме, хотя на каждом предприятии свои
условия, существуют определенные
стандарты этих документов. Они все
составляются по определенному образцу,
отступать от которого не следует. Главное
отличие документов в официально-деловом
стиле – это стандартизация. Это понятие
объединяет все документы. В инструкциях
можно встретить конструкции следующего
типа – Не следует
применять., Не рекомендуется.,
и
т. д.

   Но инструкции
могут быть не только общими, но и
целенаправленными, исходящими, например,
от директора предприятия. Тогда, как и
во всех юридических документах, каждый
пункт будет начинаться глаголами первого
лица единственного числа в повелительном
наклонении. Например, Не
рекомендую., Не советую…

   В рекомендации, как во всех
деловых документах, не допускаются
абстракции и общие понятия. Также не
применяются слова с несколькими
значениями, особенно если по смыслу
подходят все значения.

   В художественных текстах
повелительное наклонение отмечается
восклицательными предложениями. В
инструкциях ситуация другая. Там в
большинстве повествовательные
предложения, а восклицательные знаки
используются для подчеркивания особо
важных моментов. Так, восклицательными
могут быть предложения, предостерегающие
от каких-либо действий, обозначающие
угрозу опасности.

   Языковые формы официально-делового
стиля также стандартизированы и
регламентированы. Они не отличаются
разнообразием и используются в рамках
существующих правил. Инструкция, точнее,
ее текст, относится к письменной речи,
а следовательно, в полной мере обладает
свойствами этого жанра. Обязательным
условием для него являются логика
изложения, четкость формулировок,
простота языка. В подобных документах
обычно не присутствуют причастные и
деепричастные обороты. Они могут
осложнить понимание документа. Не
используются также эпитеты, прилагательные
и вообще художественные приемы стилистики,
которыми люди обычно разнообразят свою
речь. Язык документов достаточно сухой,
но это необходимое условие их существования,
так как юридическая сторона дела не
допускает разночтений.

   Когда инструкция подписана
инженером или директором, то она
приобретает юридическую силу. Таким
образом, инструкция становится официальным
документом наряду с приказом, распоряжением,
служебными письмами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1.Организационный
момент. Приветствие.

2. Звучит
звуковая заставка «На зарядку становись!» 30 секунд

— Ребята, скажите, в чем необычность прослушанного
текста?

(автор
текста просит нас выполнить утреннюю гимнастику, зарядку в определенной
последовательности…)

-Какова тема этого текста?

(об
утренней зарядке, упражнениях утренней гимнастики)

— А где можно услышать такой текст?

(по
радио, телевидению, на уроке физкультуры)

— С какой целью он произносится?

(задача
автора – дать рекомендации, инструкции по выполнению зарядки)

— Как вы думаете, к какому стилю можно отнести
прослушанный текст?


деловому)

Официально-деловой
стиль

— Итак, тема
урока – официально-деловой стиль речи. Исходя из темы урока, сформулируйте
его цели. (Что должны узнать и чему научиться на уроке?)

Цели урока:

познакомиться
с примерами текстов делового стиля

узнать
особенности делового стиля речи.

Научиться
составлять тексты делового стиля.

3.
Решаем
проблему урока, открываем новые знания

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.

— Для того чтоб достичь поставленных целей, я вам
предлагаю сначала поработать с параграфом 19  и заполнить таблицу.

1. Прочитайте текст о деловом стиле про себя.

2 . Из текста выберите нужную для заполнения
таблицы-подсказки информацию

Даю вам на подготовку 1-2 минуты

Деловой
стиль

Основная
задача делового стиля заключается в том, что он отражает официальное общение
граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, сообщение деловой
информации.

Для
этого стиля характерны следующие виды текстов: государственные документы
(законы, уставы, указы), а так же деловые бумаги (автобиография, заявление,
справка, протокол, объявление, инструкция)

Форма
речи письменная, так как это документ.

Язык
делового стиля точен и краток. Его характеризует определенная лексика:
стилистически нейтральная, книжная (специальные слова, например, юридические;
книжная лексика делового стиля). В этих текстах не допускается разговорной
окраски. Предложения сложные, часто с причастными оборотами.

Работай
с текстом «Деловой стиль» методом изучающего чтения.

-читай
текст

-задавай
вопросы автору текста

-ищи
ключевые слова

-прогнозируй
ответ

-решай,
какая информация главная, какая — второстепенная , по составленному
плану(вопросам) перескажи текст

-выполненную
работу , сличи с эталоном

Сфера
употребления

Задача
автора

Языковые
средства

Ответы учеников, постепенно заполняется
вся таблица

— Пожалуйста, расскажите о сфере
употребления делового стиля.

— Назовите задачи текста делового
стиля

— Какие языковые особенности имеет
этот стиль речи?

Сфера
употребления

Задача
автора

Языковые
средства

Деловые
бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции, законодательные документы

Дать
информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать
рекомендации).

1.
Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое
расположение текста на странице; употребление дат, географических названий,
цифрового материала.

2. Точность,
однозначность, лаконичность содержания.

3.
Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4.
Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

— Спасибо за работу. Теперь у нас
есть  подсказка.

Определи стиль
данных текстов.

Отряд
змеи. Семейство ужовые.

Наиболее
многочисленная группа современных змей. Голова обычно четко ограничена от шеи
и покрыта сверху крупными, симметрично расположенными щитками. Брюшные щитки
сильно вытянуты поперек (учебник биологии)

Змея

Покуда
март гудит в лесу по голым

Снастям
ветвей,- бесцветна и плоска,

Я сплю в
дупле. Я сплю в листве тяжелым,

Холодным
сном- и жду: весна близка.

Я
развиваю кольца, опьяняюсь

Теплом
лучей.Я медленно ползу-

Я вновь
цвету, горю, меняюсь,

Ряжусь
то в медь, то в сталь, то в бирюзу.

И.А.Бунин

Объявление

Вниманию
шестиклассников!

Зачетная
работа по теме «Отряд змеи. Семейство ужовые» по биологии, назначенная на 10
апреля, отменяется ввиду с семинаром учителей. О сроке проведения зачета будет
сообщено дополнительно.

Учитель
биологии

Рассмотрим один из жанров делового
стиля – инструкцию. Кто может сказать, что такое инструкция?

(Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ
осуществления, выполнения чего-нибудь.)

— Учимся
характеризовать текст делового стиля, а именно текст инструкции. Работаем по
алгоритму. Алгоритм ответа есть на слайде. Через 3 минуты выбранный вами
выступающий охарактеризует текст.

Алгоритм
ответа

  1. Тема нашего
    текста…(или Этот текст о…)
  2. Этот текст
    можно встретить…
  3. Задача
    автора…
  4. Языковые
    средства…

1. Комплекс
упражнений для глаз при работе с компьютером

1. Закрыть глаза на две секунды,
открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений
глазами по часовой стрелке. Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на
кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец
на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа.
Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести
взгляд на удалённый предмет. Повторить.

2. Будь
осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться
или иметь трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться
из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства
нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в
виде хлопьев.

4. Любые лекарственные
препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 . Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные
вам грибы.

2. Старые, червивые и
подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы
старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет
плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых
грибов.

5. Лучше всего собирать
грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми
хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не
повредить грибницу.

— Вы заметили, что все тексты
объединяет общая речевая ситуация: один говорит со многими в официальной
обстановке с целью сообщения.

Представьте, что Вам поручили провести
физминутку из трех упражнений. Составьте упражнения и проинструктируйте, как
их выполнять. Проведите ее по алгоритму.

Кто смелый? (выходит), а всех прошу повторить 2-3 раза
.

— Поучимся
составлять инструкцию. Предлагаю творческое задание. Оно заключается в
составлении собственной инструкции. На основе предложенного текста составьте
по аналогии инструкцию. Работа выполняется в группах. Даю вам 3 минуты.

1 группа

УМЕЙТЕ
КУПАТЬСЯ

В жаркий летний
день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой прохладной воде.
Вода – одна из тех стихий, которые давно известны человеку. Несмотря на это,
люди продолжают тонуть в реках.

Купайтесь, но
помните некоторые правила поведения на воде.

Первое купание
нужно начинать в безветренную солнечную погоду, когда вода достаточно
прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных, специально
отведенных для этого местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды
никто не сможет вам помочь.

Чтобы не
случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте
осторожны на воде!

2-3 группа

БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ЛЬДУ

Мы все с
удовольствием встречаем зиму. Нам не терпится надеть коньки и покататься на
льду в легкий морозец. Приятно на саночках скатиться с ледяной горы.

Много радости несет
зимняя пора. Но эти удовольствия не должны приносить вред вашему здоровью.
Чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду. Он
лишь на первый взгляд кажется крепким. Но в первые дни зимы лед еще непрочный
и не всегда выдержит вес человека. Поэтому кататься на неокрепшем льду
опасно.

Прозрачный лед с
промоинами или пузырьками воздуха – ненадежная опора. И не стоит ловить рыбу
у края полыньи. Будьте осторожны на льду.

(Отвечают
несколько учеников, делают вывод о том, какова практическая направленность
данных инструкций, в каких жизненных ситуациях они нам помогут)


вы правильно поняли важность инструкций

Какая тема
объединяет все предложенные для работы материалы?

Личная безопасность – это
составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих! Желаю вам быть
здоровыми, жизнерадостными, счастливыми.

II Формирование
навыка написания объявления.

Задание 2.

— Перед вами
текст. Определите, можно ли его отнести к деловому стилю? Почему? А что это
за текст? (Объявление: Внимание жителей королевства! В субботу, 17 ноября,
состоится бал. Приглашаются принцы и принцессы всего королевства. Сбор во
Дворце в 17 часов.

                                   
Король и королева.

— Как правильно
составить объявление? В нем есть 3 части, какие? (обращение, сообщение,
адресант)

Задание 3.
Найдите в упр. 607, с.609 два  объявления и выделите в них все 3 части.
Прочитайте по частям («работа в тройках»)

Задание 4.
Выберите себе «дорогу»(по №608,с.278) каждый ряд сам. Составьте и напишите
объявление на доске и в тетради.

Проверьте друг у
друга (по рядам)

Время подводить
итоги.

(Прием незаконченного
предложения, тезиса).

Ребята, по желанию выберите  себе
фразу и закончите ее самостоятельно:

Сегодня я узнал(а)…

Теперь я могу…

Я могу научить других…

— Молодцы! Спасибо за урок!

Д.з. Составить
инструкцию (на выбор)
«Как правильно
переходить улицу» или «Как вести себя в школьном автобусе».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • К1 keine insekten инструкция по применению
  • К какому виду относятся следующие документы приказ распоряжение указание инструкция
  • К05 ампулы против выпадения инструкция
  • К какой системе документации относятся положения правила инструкции
  • К подзаконным актам в рф не относится инструкция министерства