Как ездить на мотоблоке с прицепом инструкция

30 октября 2020 г., пятница

Что такое мотоблок с точки зрения ПДД?

Мотоблок это транспортное средство или нет?

Если заглянуть в заводскую инструкцию на мотоблок, то с высокой долей вероятности в ней будет указано на то, что эта техника не может использоваться для поездок по дорогам общего пользования и не предназначена для этого.

Кроме того, мотоблоки не подлежат регистрации в МРЭО ГИБДД и для их использования по назначению не требуется получения водительского удостоверения на право управления ТС.

В свою очередь, в ПДД указано, что транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Если подходить строго формально, то получается, что мотоблок с прицепом вполне подходит под указанное определение, поскольку, как минимум, он подпадает под один из критериев ТС — перевозка грузов. Если речь идет о его использовании для распашки земли на собственном огороде, то рассматривать эту технику в качестве ТС нельзя, поскольку она не принимает участия в дорожном движении.

А вот в случае, когда мотоблок выезжает на дорогу общего пользования, он автоматически становится участником дорожного движения и должен рассматриваться именно как транспортное средство со всеми вытекающими последствиями, включая привлечение лица, управляющего мотоблоком к ответственности.

Именно такой подход является наиболее разумным и позволяет учесть интересы, как сельхозпроизводителей, так и участников дорожного движения.

К слову, в настоящее время практика, в основном, идет именно по такому пути и сотрудники ГИБДД, в большинстве своем, принимают решение по мотоблокам, исходя из конкретной ситуации.

При этом, официальная позиция органов ГИБДД опирается на Решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 25 от 12 февраля 2019 года «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

Эксперты этого органа посчитали, что мотоблок с прицепом соответствует одноосному трактору со всеми вытекающими последствиями

На указанный документ также активно ссылаются и суды при рассмотрении жалоб.

Нужны ли права на мотоблок?

Где можно ездить на мотоблоке с прицепом без прав? Нужны ли права при выезде на мотоблоке на асфальт? Эти вопросы интересуют почти каждого хозяина, задумавшегося о покупке полезной сельскохозяйственной техники.

Ответы на них зависят от того, каким образом и где планируется использовать мотоблок. Наверняка, многие из вас видели картину, когда по краю оживленной трассы с черепашьей скоростью тащится мотоблок с прицепом, а мимо него, буквально в считанных сантиметрах пролетают машины на огромной скорости.

Несмотря на то, что рассматриваемый вопрос неоднозначный и по-прежнему вызывает массу споров, в настоящее время сформирована практика, в соответствии с которой, ездить на мотоблоке без прав по дорогам общего пользования нельзя и сотрудники ГИБДД привлекают за это к ответственности.

По каким дорогам можно ездить на мотоблоке?

Пусть и изредка, но необходимость выехать на мотоблоке на дорогу общего пользования, периодически возникает, особенно в густонаселенных районах. Что же делать владельцу рабочей техники в такой ситуации.

В идеале, в целях соблюдения закона, по дорогам общего пользования мотоблок следует перевозить в трейлере или кузове грузовика.

Однако, на практике, владельцы этой техники повсеместно выезжают на дорогу общего пользования, включая оживленные междугородние трассы.

В связи с этим, необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день существует практика привлечения водителей мотоблоков, передвигающихся по дороге общего пользования, у которых не имеется права управления ТС, по статьям 12.3 и 12.7 КоАП РФ.

Можно ли ездить пьяному на мотоблоке?

Если пьяный водитель мотоблока будет пойман на дороге общего пользования, то все может закончиться статьей 12.8 КоАП РФ. В случае, если у водителя имеются права, то он может их лишиться, а также заплатить штраф 30 000 рублей. У тех, кто выедет на мотоблоке под хмельком на дорогу общего пользования, вообще не имея прав, есть шанс загреметь под административный арест на срок до 15 суток.

Судебная практика привлечения к ответственности подвыпивших водителей мотоблоков в России имеется, и она уже достаточно обширная.

С более подробной информацией можно познакомиться, пройдя по ссылки: https://autopravoved.ru/articles/gde-mozhno-ezdit-na-motobloke-i-nuzhny-li-nego-prava.html

Обычно спереди прицепа расположено сиденье, что позволяет оператору не просто идти за конструкцией, а управлять ею из положения сидя. С этими особенностями связаны правила езды по дорогам.

Во время сезонных работ на приусадебных участках или дачах актуальным становится вопрос, как водитель может управлять мотоблоком с прицепом, нужны ли для этого специальные разрешения или права. Подробный разбор правил нужно начать с определения статуса мотоблока.

Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом

Мотоблоком называют мобильную энергетическую технику или малогабаритный трактор, который преимущественно используют для сельскохозяйственных работ. Одной из проблем становится доставка конструкции к месту назначения. Как управлять мотоблоком с прицепом, нужны ли права или особые разрешения – это отдельные вопросы, требующие пояснений.

Мотоблоком управляют вручную. Для этого используют рулевые штанги, которые находятся в руках оператора. Назначение техники – окучивание и вспахивание земли. Это значит, что для полевых работ такой трактор нужно привезти заранее, используя прицеп или грузовой автомобиль.

Мотоблок на поле

Мотоблок на поле

Именно так предпочитают поступать владельцы дач, удаленных от городской зоны. В некоторых случаях до участка или огорода можно добраться на самом мотоблоке, оснашенном прицепом.

Обычно спереди прицепа расположено сиденье, что позволяет оператору не просто идти за конструкцией, а управлять ею из положения сидя. С этими особенностями связаны правила езды по дорогам.

Для вождения малогабаритной техники с прицепом автомобильных прав не требуется. Навыки управления владельца не важны, но только в том случае, если он работает внутри своего участка и не выезжает за пределы.

Если вы поедете на мотоблоке с прицепом по трассе или планируете преодолевать таким способом большие расстояния, где есть дороги общего пользования, то права категории A вам необходимы.

Нужно ли ставить мотоблок на учет в ГИБДД или технадзоре

Мотоблок – отдельная категория техники, для использования которой от владельца не требуется регистрационных документов. После приобретения регистрировать и создавать учетную запись не нужно.

Чтобы управлять техническим средством, достаточно иметь права категории A. Тот, у кого есть отметка о наличии минимальной категории, знает ПДД. Этого достаточно.

Правила езды на мотоблоке с прицепом

Часто владельцы мотоблоков с прицепами выезжают на дороги общего пользования. Целью таких поездок становится доставка техники к месту работы. По правилам КоАп РФ, это будет нарушением, облагаемым штрафом, если у водителя нет прав.

Малогабаритная техника не предназначена для езды по общим трассам, так как создает существенный риск развития опасной ситуации. По правилам, к группе дорог общего пользования относится не только полотно, но и обочины с тротуарами.

Где можно ездить

Места, где разрешено ездить на мотоблоках с прицепом без наличия прав, ограничены. Это пересеченная местность, поля, леса, обочины проселочных дорог. Если у вас есть права машиниста-тракториста, то вы можете выезжать на дороги общего пользования даже с незарегистрированной техникой. Но в этом случае к вам будут применены общие правила дорожного движения. Это значит, что вам придется соблюдать скоростной режим и подчиняться общим требованиям.

Скорость мотоблока с прицепом

Малогабаритный трактор должен передвигаться по автомобильным дорогам со скоростью не более 50 км/ч. Это связано с особенностями конструкции и техническими возможностями транспорта.

Мотоблоки для работы

Мотоблоки для работы

Следует учитывать, что низкая скорость накладывает на водителя определенные ограничения и обязательства.

Особенности управления мотоблоком с прицепом

Если вы собираетесь ездить на мотоблоке с прицепом по дорогам общего пользования, то вы должны быть готовы:

  • предъявить по мере необходимости права категории A;
  • оборудовать конструкцию передними ходовыми огнями и светоотражающими элементами.

Опознавательные знаки помогут обозначить ваше транспортное приспособление как участника дорожного движения в темное время суток. Это закреплено в правилах частично. И является не жестким требованием, а, скорее, рекомендацией, направленной на соблюдение правил техники безопасности.

Помимо этого, необходимо правильно рассчитывать время для маневра, пропускать транспортные средства вперед, чтобы не создавать опасную дорожную ситуацию. Нельзя занимать центральную часть полотна, если речь идет об однополосной дороге.

На мотоблоке, где предусмотрено одно место для оператора, категорически запрещено перевозить людей или животных. Штраф грозит и нетрезвому водителю такой малогабаритной техники.

Что делать, если транспорт клонит в сторону

ВУ категории A позволяет управлять простыми транспортными средствами типа мотоцикла или мопеда. В данном случае езда на мотоблоке с прицепом может быть приравнена к передвижению на мотоцикле. Это связано не только с конфигурацией приспособления, но и с особенностями управления.

Во время езды на мотоблоке часто возникает такая ситуация, когда одну из сторон начинает клонить.

Причин для этого может быть несколько:

  • разность давления в покрышках;
  • неправильное перераспределение нагрузки;
  • различие рисунка протекторов.

Другими словами, чтобы мотокультиватор не клонило в сторону при езде по ровной дороге, следует проверить, хорошо ли накачаны шины, нет ли перегруза.

Штрафы за нарушения правил езды на мотоблоке с прицепом

Мы выяснили, что двигаться на мотоблоке по общим дорожным полотнам без прав категории A нельзя. Отсутствие удостоверения говорит о том, что водитель не имеет представлений об элементарных правилах дорожного движения. А, значит, возникает опасность аварийной ситуации.

Если инспектор ДПС увидит на трассе мотоблок, то он обязательно запросит водительское удостоверение. Его отсутствие прав приводит к назначению штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей. Если правило нарушено водителем не в первый раз, то сотрудник ДПС изымает мотоблок и отправляет на штрафную стоянку. Тогда владельцу придется заплатить штраф около 50000 рублей.

Без заголовка

Мотоблок или мотокультиваторы – машины/механизмы для сельскохозяйственных работы, по сути, маленький трактор. Появились в 1920-е в Швейцарии, в СССР попали лишь в 1980-е. С тех пор их популярность в странах СНГ только растёт. Мотоблоки качественнее и быстрее вскопают поле или засеют его семенами, чем люди с ручным оборудованием. Используются эти устройства для посева, рыхления почвы, кошения травы, культивирования растений, очистки площади от снега и для других подобных работ.

Хотите или уже купили мотокультиватор, но не знаете, можно ли ездить на них по дорогам? Хотите избежать штрафов? Разобраться в терминах? Узнать, можно ли ездить на мотоблоке по общим дорогам? Тогда читайте дальше.

Далее вы узнаете, нужны ли права для езды на мотоблоке/мотоблоке с прицепом, можно ли ездить мотоблоку по дорогам общего использования, какой юридический статус у мотоблока, какие наказания за вождение мотоблока, как избежать штрафов за езду на мотоблоке.

Юридический статус мотоблока. Отличается ли статус, если есть прицеп. Считается ли мотокультиватор транспортным средством.

Согласно законодательству, мотоблоки не классифицируются как транспортные средства. Мотокультиваторы не рассчитаны для езды по асфальту и считаются сельскохозяйственной техникой. Если приделать к устройству прицеп, то ничего не изменится – мотоблок не будет считаться транспортным средством даже с прицепом.

Содержание статьи

  • Можно ли ездить на мотоблоке по общим дорогам, нужны ли права
  • Нужны ли права для езды на мотоблоке с прицепом
  • Наказания за езду на мотоблоке
  • Как избежать штрафов

Можно ли ездить на мотоблоке по общим дорогам, нужны ли права

В ППД нет упоминания о мотокультиваторах, поэтому чисто технически права не нужны. Но не спешите радоваться, есть свои нюансы, когда инспекторы ГИБДД могут вас оштрафовать за езду на таком аппарате.

В руководстве каждой официально купленной модели указано, что средство предназначено для эксплуатации в поле, на ферме и участках дороги, что не контролирует дорожная инспекция. При этом производитель всегда пишет в инструкции, что на мотоблоке запрещено ездить по общим дорогам с другими транспортными средствами.

Сотрудники ГИБДД часто останавливают таких водителей без прав и штрафуют. Водители подавали в суд, но суд был не на их стороне. Казалось бы, нигде не указано про права на мотоблок, вроде бы водитель прав, а сотрудники госструктур просто так оштрафовали невиновного. Но закон так не думает.

Что мы получаем в итоге? Мотоблок официально не считается транспортным средством. Классифицируется как сельскохозяйственное. В ПДД не упоминается, требуемой категории водительского удостоверения/прав нет. Но водителей этих аппаратов законно штрафуют. Почему? Когда вы выезжаете на мотоблоке на дорогу, для инспектора ГИБДД вы официально становитесь участником дорожного движения, даже если ваше средство передвижения официально не считается транспортным и на него не нужны права. Любого участника движения можно оштрафовать за незнание правил дорожного движения, отсутствие прав/водительского удостоверения. Последние также являются показателем того, насколько вы ознакомлены с ПДД.

Хоть официально на мотокультиватор и не нужны права, если вы хотите закончить поездку без штрафов, вам понадобится водительское удостоверение категории «А».

Снимок экрана 2022-03-11 в 17.21.04

Нужны ли права для езды на мотоблоке с прицепом

Выше упоминалось, что наличие у мотоблока прицепа не делает его транспортным средством, но для езды на нём по дорогам общего использования вам также потребуются права категории «А» или выше.

Какие документы нужны, чтобы ездить на мотоблоке по дороге. Возрастные ограничения езды на мотокультиваторе.

Официально нет возрастных ограничений для езды на мотоблоке. Если вы ездите по дороге возле вашего участка, то вас не могут ни оштрафовать, ни предъявить какие-то обвинения вне зависимости от вашего возраста. Если речь идёт о езде по дороге общего использования, то после вашего въезда на неё инспектор ГИБДД считает вас участником дорожного движения, а у каждого участника ДД должно быть водительское удостоверение. Получить ВУ можно только в 18 лет.

То есть, чтобы ездить на мотоблоке по дороге, нужно быть совершеннолетним.

Для езды по дороге общего использования на мотокультиваторе вам потребуются два документа:

  • Водительское удостоверение категории «А» или выше (вы считаетесь участником дорожного движения)
  • Паспорт на мотоблок (чтобы инспектор понял, что он не краденный)

Водителям агрегата/работникам организации, что владеет устройством, дополнительно понадобится разрешение на езду.

Наказания за езду на мотоблоке

Основное наказание для водителя мотокультиватора – штраф. Его могут выдать за:

  1. Вождение самодельного, незарегистрированного устройства
  2. Вождение без прав
  3. Препятствие движению
  4. Вождение в состоянии опьянения (алкогольного/наркотического)
  5. Угон устройства (нет паспорта/разрешения, подтверждающего, что прибор не краденный)

Как избежать штрафов

Чтобы избежать штрафа за езду по дороге на мотоблоке, вам нужно:

  • Официально зарегистрировать устройство, получить паспорт на агрегат.
  • Иметь ВУ с категорией А/А1.
  • Оснастить оборудование фарами или другими приборами освещения, светоотражателями.

Дополнительно можете оформить страховку и обзавестись аптечкой.

Содержание статьи

  1. Общая информация о мини-тракторах и мотоблоках
  2. Является ли мотоблок транспортным средством
  3. Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
  4. Нужны ли права в сельской местности, в лесу или поле
  5. Документы, которые необходимы владельцам оборудования
  6. Порошковая покраска дисков своими руками: технология
  7. Статус самодельных минитракторов и мотоблоков
  8. Набор инструментов для авто в чемодане: как выбрать
  9. Езда на самодельном мотоблоке
  10. Как не получить штраф
  11. Правила передвижения на мотоблоке с прицепом

Наличие земельного участка требует использования специализированной техники в качестве незаменимого помощника, способного облегчить труд. Одним из самых полезных аппаратов считается мотоблок, который предназначен для вспашки земли, сборки урожая с последующей перевозкой. При его наличии часто возникает вопрос о том, нужны ли права на мотоблок с прицепом и что будет в случае нарушения ПДД.

Общая информация о мини-тракторах и мотоблоках

Мотоблок — специализированное устройство, которое по своему внешнему виду напоминает небольшой трактор.

Главное предназначение:

  • проведение посевных работ;
  • разрыхление грунта;
  • прочие работы, которые связаны с культивированием растений.

Техника используется для обработки небольшой площади земельного надела, на частной территории. Ограничения обусловлены тем, что ездит медленно и не оснащается крупными сельскохозяйственными насадками.

Устройство не предназначено для езды по асфальту, поэтому с технической стороны права не требуются.

Мотоблок относится к сельхозтехнике, на дорогу выезжать не должен. Поэтому при передвижении по дорогам общего назначения вполне можно получить штраф от ГИБДД, при встрече с сотрудниками дорожной инспекции. С юридической точки зрения, закон не на стороне владельца мотоблока.

Управление мотоблоком с прицепом — категория прав, правила вождения

Прицеп для мотоблока

Является ли мотоблок транспортным средством

Мотоблок относится к сельскохозяйственной технике, которая не предназначена для езды на дороге.

Это не транспортное средство, агрегат предназначен для обработки грунта. Если он используется по прямому назначению, то права на него не требуются. При этом, для перемещения его на другой участок, необходимо погрузить на прицеп и доставить в таком виде.

Однако владельцы техники в России, нередко, по своей нужде, выезжают на дорогу общего назначения. В этом случае минитрактор становится самоходной машиной, с независимым приводом и двигателем мощностью более 50 см3.

С юридической стороны, ГИБДД вправе оштрафовать водителя без водительского удостоверения при выезде на дорогу.

Чтобы не иметь проблем с представителями закона, желательно иметь на руках хотя бы водительское удостоверение с категорией А. Такие права как минимум доказывают, что водитель мотоблока знает Правила дорожного движения.

Управление мотоблоком с прицепом — категория прав, правила вождения

Мотоблок на дороге можно встретить часто, особенно в небольших городах

Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом

Согласно федеральному законодательству на мотоблок нужны права с прицепом либо без него в случае езды по асфальту. В противном случае это будет являться сельхозтехникой, и транспортировка должна осуществляется в кузове специализированного транспорта.

С другой стороны, существует Приказ № 807 Министерства сельского хозяйства России, в котором четко прописано, что самоходные машины — это тракторы, за исключением мотоблоков.

Таким образом, опираясь на данный документ, можно смело говорить, что права тракториста для владельцев мотоблоков не нужны (независимо от того, используется аппарат для вспашки земли или передвижения по дорогам).

Чтобы владелец техники стал полноценным участником движения, требуется не только открытая категория в правах, которая дает право на управление ТС, но также:

  • официальная регистрации транспортного средства в отделении ГАИ;
  • государственные номерные знаки;
  • исправные фонари — для возможности передвижения с темное время суток;
  • сигнальные специализированные фары;
  • индикаторы поворотов.

Управление мотоблоком с прицепом — категория прав, правила вождения

Получить государственные регистрационные знаки на мотоблок не получится

Но даже при условии установки рассматриваемых элементов, отсутствует возможность стать полноправным участником движения. Дело в том, что на территории Российской Федерации действует запрет на создание самодельных ТС.

При этом никто в ГИБДД не выдаст государственный номерной знак мотоблоку с правом на официальную регистрацию. Поэтому владельцам нет необходимости тратить время на попытки получения соответствующих прав.

Таким образом, опять получается, что мотоблок — это не транспортное средство. А значит водительское удостоверение для управления не нужно. Но тогда и выезжать на дороги общего пользования нельзя.

Если же мотоблок появился на дороге, желательно иметь при себе ВУ с открытой категорией, которое докажет, что водитель как минимум знает ПДД.

Управление мотоблоком с прицепом — категория прав, правила вождения

Сельско-хозяйственный вариант

Нужны ли права в сельской местности, в лесу или поле

Согласно нормам законодательства, предусматривается возможность транспортировки сельскохозяйственной техники исключительно на грузовиках либо в специализированном трейлере. На практике, часть фермеров часто передвигается по дороге или обочине прямо на мотоблоке.

Во время езды в лесу, по полю, по пересеченной местности, к примеру, во время работы на земле, техника не относится к категории транспортных средств, потому водительское удостоверение не должен иметь водитель.

С другой стороны, нужно понимать, что дорога — это не только асфальтированное покрытие.

Согласно ПДД в России, дорога не обязательно должна быть обустроенной. Под это же определение попадает приспособленная для движения полоса земли. То есть грунтовая колея, по которой регулярно ездят — это тоже дорога. Кроме того, к дорогам по ПДД относятся также обочины и тротуары, а не только проезжая часть.

Соответственно, если нет желания вступать в споры с сотрудниками полиции относительно терминов, при управлении минитрактором, когда он едет, а не вспахивает землю, лучше иметь какое-либо водительское удостоверение.

Документы, которые необходимы владельцам оборудования

Как отмечалось ранее, управление мотоблоком по законодательству разрешается без водительского удостоверения, поскольку он не относится к транспортному средству.

Для персональной безопасности, рекомендуется иметь при себе права с категорией «А» — подразумевает под собой документ, предоставляющий допуск к управлению мотоциклами. Особенностью считается допуск к вождению на ТС с небольшим объемом двигателя. У малогабаритной сельскохозяйственной техники минимальная мощность.

Управление мотоблоком с прицепом — категория прав, правила вождения

Водительское удостоверение существенно облегчит общение

Владельцы дачных участков могут не беспокоиться о штрафных санкциях, поскольку использование аппарата осуществляется исключительно для решения персональных задач. Однако для хозяйственных компаний необходимо заполучить паспорт на технику. Документ также будет необходим при передвижении по обочине.

Если сельхозтехника является собственностью наемного рабочего, который используется для поездки на работу, необходимо оформить предварительно пропуск от работодателя.

В таком случае можно избежать административного правонарушения. Он позволяет ездить по незагруженным дорогам, которые непосредственно прилегают к организации. Единственным условием является отсутствие факта правонарушения ПДД и препятствования вождению.

Управление мотоблоком с прицепом — категория прав, правила вождения

Самодельный вариант минитрактора

Статус самодельных минитракторов и мотоблоков

В России многие умельцы самостоятельно изготавливают мотоблоки. Естественно у такой техники нет никаких паспортов, сертификатов, нет правового обоснования эксплуатации.

Тем не менее, использовать технику для собственных нужд, на своем участке, в личных целях можно. Здесь опять же можно опираться на Приказ № 807 Министерства сельского хозяйства России, в котором четко обозначено, что мотоблок не является трактором.

А вот выезжать на дороги общего назначения на таком аппарате лишний раз не стоит. Сотрудники ГИБДД могут попытаться обозначить целый «букет» нарушений, среди которых отсутствие регистрации, управление без соответствующего ВУ и прочее.

Так как технического паспорта нет, невозможно доказать, что мотоблок это мотоблок, а не трактор. Соответственно представители закона могут попытаться затребовать права тракториста.

Поэтому выезжать на оживленные дороги не следует, да и по сельским лучше ездить только в случае необходимости. Потому что доказывать свою правоту придется в судах.

Езда на самодельном мотоблоке

Эксплуатация самодельных мотоблоков на земельных участках с целью проведения многочисленных разновидностей сельскохозяйственных работ, влечет за собой отсутствие необходимости в оформлении разрешительной документации. В противном случае требуются права и прочие бумаги, описанные выше.

Управление мотоблоком с прицепом — категория прав, правила вождения

Даже в отдаленной местности желательно соблюдать базовые правила

Как не получить штраф

Чтобы избежать привлечения к административной ответственности во время езды на мотоблоке, настоятельно рекомендуется не выезжать на проезжий участок, который обладает разметкой либо обладает иными признаками автодороги. При передвижении по дорогам общего назначения, всегда держаться правой полосы.

Дополнительно категорически запрещается:

  • Находиться за рулем в состоянии алкогольного опьянения, даже если планируется передвижение по обочине. Нетрезвый вид главная причина многочисленных аварий.
  • Держать водительское удостоверение при условии наличия и паспорт технической регистрации вдали от места официального трудоустройства.
  • Передвигаться по территории компании без выданного предварительно специального пропуска с разрешением на перемещение.
  • Самостоятельно создавать опасные ситуации, которые несут за собой серьезную опасность для пешехода или других участников движения.
  • Парковать сельхозтехнику в непосредственной близости с автомобилями либо оставлять на обочине.

Несмотря на то, что некоторые утверждают, что в случае наличия водительского удостоверения штрафа за вождение мотоблока можно избежать, общие правила дорожного движения никто не отменял.

Правила передвижения на мотоблоке с прицепом

Вне зависимости от наличия либо отсутствия прицепа, правила для мотоблоков едины. Об этом важно помнить, чтобы избежать нарушения ПДД с вытекающими негативными последствиями, когда владелец будет управлять своим агрегатом.

Обновлено: 19.09.2023

Я планирую купить мотоблок МТЗ Беларус-08H с двигателем Хонда GX-390 (GX390UT2-SHQ4) мощностью 10 кВт и с рабочим объемом 389 см³. К мотоблоку постоянно будет пристыкован ездовой адаптер МТ-1 . Предназначение мотоблока — уборка снега и обработка земли.

Один из моих земельных участков расположен в нескольких километрах от дома. Подскажите, пожалуйста, могу ли я доехать до участка на мотоблоке с адаптером и прицепленной телегой по дорогам общего пользования? Какие документы требуются? Какие требования нужно выполнять?

В вашем случае все неоднозначно. С одной стороны, чтобы ездить на мотоблоке, не нужны права, страховка и регистрация. С другой — за езду без прав по дорогам общего пользования могут оштрафовать. Такая ситуация возникла из-за того, что в законах нет четкого определения мотоблока, как и регламента по его эксплуатации.

Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования

Но мотоблок не относится ни к мотоциклам, ни к тракторам. В ПДД о нем ничего не написали, нет четкого определения и в других законах. Сами производители мотоблоков часто указывают в паспорте, что это не транспортное средство, поэтому на нем нельзя ездить по дорогам общего пользования.

Верховный суд считает, что мотоблок не нужно регистрировать в Гостехнадзоре, а водителя нельзя оштрафовать за езду без прав. Это касается мотоблоков как с прицепом, так без него.

Мотоблоки с рабочим объемом двигателя больше 50 см³ и максимальной скоростью более 50 км/ч — исключение. Причем эти условия должны соблюдаться одновременно. Такие мотоблоки нужно регистрировать в Гостехнадзоре, получать права и оформлять ОСАГО.

Но большинство мотоблоков, которые есть в продаже, даже близко не развивают такую скорость. Например, у вашей модели максимальная скорость — 11,4 км/ч.

Инструкция по эксплуатации мотоблока МТЗ Беларус-08H PDF, 6 МБ

Любой мотоблок — это одноосный трактор. Чтобы им управлять, нужны права тракториста. А если мотоблок развивает максимальную скорость больше 50 км/ч или его рабочий объем двигателя более 50 см³, то его еще нужно регистрировать в Гостехнадзоре, получать номера и оформлять ОСАГО наравне с другими тракторами.

Инспекторы ГИБДД применяют к водителям мотоблоков те же виды административного наказания, что и к автомобилистам. Например, за езду без прав вас могут оштрафовать на сумму от 5000 до 15 000 Р .

Вот пара примеров из судебной практики.

В Свердловской области сотрудники ГИБДД оштрафовали мужчину за езду на мотоблоке без прав на 5000 Р . Мужчина обратился в суд, чтобы отменить штраф. Он заявлял, что мотоблок — это не транспортное средство, поэтому он может ездить на нем без прав. Максимальная скорость, заявленная производителем, — 10 км/ч.

Районный суд встал на сторону ГИБДД, а кассационный согласился с владельцем мотоблока и отправил дело на новое рассмотрение. В итоге штраф отменили.

В Рязани сотрудники ГИБДД оштрафовали водителя мотоблока за езду без прав на 5000 Р . Тот обратился в суд и заявил, что мотоблок — не транспортное средство и на нем можно ездить по обочине дороги без прав.

Районный суд оставил постановление ГИБДД в силе, а областной встал на сторону водителя мотоблока и отменил штраф. Суд посчитал, что рабочий объем двигателя мотоблока больше 50 см³, а вот максимальная скорость меньше 50 км/ч, поэтому его нельзя отнести к транспортным средствам.

Получается, что мотоблок не нужно регистрировать и получать для него права, но при этом за езду по дорогам общего пользования без прав все равно можно получить штраф. Чтобы его отменить, придется обращаться в суд.

Как получить права на мотоблок

Советую добираться до своего второго участка на мотоблоке только по лесным и полевым дорогам. В таком случае вопросов к вам у сотрудников ГИБДД не возникнет. Также мотоблок можно доставить с помощью автомобильного прицепа.

Если без выезда на трассу или автомагистраль никак не обойтись, вы можете получить права машиниста категории А1. Отмечу, что эти права не на мотоцикл, а именно на спецтехнику. Их выдает отдельный госорган — Гостехнадзор. Порядок выдачи утвержден постановлением правительства № 796.

Категория А1 дает право управлять мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования, а также транспортными средствами, максимальная скорость которых менее 50 км/ч. Последнее — ваш случай, поэтому с такими правами вас уже не оштрафуют. Получить их можно с 16 лет.

Чтобы получить права, нужно пройти обучение и медкомиссию, а также сдать экзамен, который состоит из теории и практики. Права тракториста действуют 10 лет. Госпошлина за выдачу прав — 500 Р .

Пройти обучение можно в государственных или частных учебных заведениях, у которых есть лицензия. Стоимость в каждом регионе разная. Например, в Москве обучение на категорию А1 стоит 7000 Р .

Александр Майфет

Загрузка

Вот так выглядит мотоблок с адаптером МТ-1

Vadim Rybalko

> Если без выезда на трассу или автомагистраль никак не обойтись, вы можете получить права машиниста категории А1. Отмечу, что эти права не на мотоцикл, а именно на спецтехнику. Их выдает отдельный госорган — Гостехнадзор.

WhatsApp

Законодательство 2022 года довольно размыто разделяет различные транспортные и самоходные машины на различные типы. В зависимости от такого типа ему можно или нельзя передвигаться по дорогам общего пользования (ДОПам), и для этого требуется определённая категория прав либо они не нужны вообще. Вот такой только ручной минитрактор прямо не отнесён ни к одному из таких типов в России, и потому на практике вы можете столкнуться с тем, что сотрудник ГИБДД вам укажет, что для езды на мотоблоке нужны права – особенно, с прицепом, и выпишет штраф за управление им, а если уж пьяный попадётесь, то лишение прав будет как при вождении автомобиля. Давайте выясним, как это должно быть по закону!

Что такое мотоблок по ПДД?

Это самый главный вопрос, ответ на который нам даст пищу для дальнейшего выяснения, нужны ли права на мотоблок, какой категории, можно ли на нём ездить без водительских прав, выезжать на проезжую часть дороги и, главное, будет ли за всё это штраф ГИБДД?

Итак, начнём мы с того, что в ПДД ответа на поставленный здесь вопрос попросту нет! Список всех определений в Правилах исчерпывающе приведён в пункте 1.2, и, исходя из перечня, можно смело сделать нижеследующие выводы.

  • Логичнее всего было бы отнести мотоблок к мотоциклу – это не только 2-хколёсный транспорт, но и так называемые «квадрициклы», но обязательно с мотоциклетной посадкой и рулём в форме дуги.
  • Можно было бы приравнять его и к мопеду, если бы не одно «но» – практически у всех мотоблоков объём двигателя свыше 50 см 3 , а для мопеда главное условие – до этого значения.

Почему же столько «бы» в пунктах выше? Всё очень просто. Нас вопрос о том, нужны ли для управления мотоблоком права и можно ли ездить по ПДД по дорогам, интересует вовсе не в контексте этих самых ПДД, а для выяснения, какой штраф или срок лишения прав за те или иные нарушения грозит в случае нарушения.

В Административном же кодексе все наказания предусмотрены за управление транспортным средством, а его определение содержится в Примечании статьи 12.1 КоАП РФ. Согласно ему, одним из условий считать конкретную машину транспортным средством является конструктивная скорость выше 50 км/ч. Практически ни один ручной трактор в 2022 году не разовьёт такую.

Но есть и ещё один критерий – под ТС в КоАП понимаются также и самоходные машины. И вот это уже могло бы подойти под штрафы. Осталось выяснить, подходит ли мотоблок под такую машину!

Мотоблок с прицепом по ПДД и нужны ли для него права

Ответ на данный вопрос содержится в пункте 2 Постановления Правительства №796 о правилах допуска к управлению такими машинами:

2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час. )

Механическое транспортное средство? Верно! Возвращаемся к ПДД и видим, что таковым является любой механизм, приводимый в движение двигателем.

Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что мотоблок является транспортным средством. Конкретно, самоходной машиной. На него могли бы действовать штрафы и другие наказания, предусмотренные при езде на таких ТС в соответствующих статьях КоАП РФ: включая езду без водительских прав и не обязательно включая езду по дорогам общего пользования. Но не всё так просто! Ниже вы узнаете, что КоАП на такие механизмы действовать по закону 2022 года не может.

WhatsApp

Ранее мы уже рассматривали возможность управления питбайком и даже мотоблоком с прицепом. Квадроцикл также по сути своей является внедорожной техникой. Вот только требования законодательства к нему в 2022 году, как правило, немного больше. Однако, это зависит от ряда характеристик этой машины. В статье мы выясним, можно ли ездить на квадроцикле по дорогам общего пользования по городу и нужна ли для этого постановка на учёт, по каким ещё дорогам можно и нельзя кататься на такой технике, нужны ли на неё водительские права и что будет за езду без удостоверения и другие вопросы, касающиеся так или иначе вопросов ПДД по отношению к внедорожным устройствам.

ПДД 2022 года о передвижении на внедорожной технике

Итак, начнём мы с самого главного – выясним, можно ли ездить на квадроцикле в принципе. Разумеется, ответ на данный вопрос положительный. Для чего, собственно, и предназначена эта техника!

Однако, возможности, предоставляемые законодательством России, как правило, не безусловные. В частности, нам нужно выяснить следующие тонкости.

  1. Где можно ездить на квадроцикле, а где нельзя? Можно ли передвигаться внутри города или населённого пункта?
  2. Нужно ли регистрировать внедорожную техничку в ГИБДД или других органах?
  3. Нужны ли для передвижения на нём водительские права?
  4. Какие штрафы действуют в 2022 году за несоблюдение вышеперечисленных условий.

А для этого нам нужно знать и понимать это самое законодательство. И с ПДД всё достаточно просто. Согласно определению Правил, квадроцикл не является транспортным средством, потому как непременный атрибут последнего – предназначенность для перевозки по дорогам людей и/или грузов. Наш же агрегат прямо не предназначен для передвижения по дороге. Он, собственно, и значится как внедорожная техника.

Где может ездить квадроцикл по ПДД

Но здесь следует учесть, что ПДД – далеко не главный, хотя и самый популярный среди автолюбителей, нормативный акт, касающийся безопасности дорожного движения. Главнее него Федеральный закон О БДД №196. Но и он содержит то же определение транспортного средства.

Тем не менее, нас интересуют не столько обязанности водителя квадроцикла, сколько ответственность за их неисполнение. Собственно, для этого мы и выясняем наши обязанности.

Ответственность в российском законодательстве предусматривается Кодексом об административных нарушениях. А за штрафы в дорожном движении отвечает глава 12 КоАП. И именно в самой первой статье этой главы законодатель предусмотрительно описал, что понимать под транспортными средствами для возможности наказания водителя того или иного из них.

Итак, смотрим примечание к статье 12.1 КоАП РФ:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Здесь чётко понимаем, что закон очень обширен по применимости ответственности к разного рода транспорту.

И квадроцикл в нашем случае входит в число «иных самоходных машин«, для езды на котором необходимы права. То есть здесь видим важное условие применимости КоАП для квадроциклов – для управления ими должна быть установлена обязанность получать водительское удостоверение. Между тем, в свежем Постановлении Пленума Верховного суда России №20 опущено условие наличия права управления. Да и судебная практика 2022 года всё же чаще всего оставляет в силе штрафы и лишения прав для водителей квадроциклов.

Если заглянуть в заводскую инструкцию на мотоблок, то с высокой долей вероятности в ней будет указано на то, что эта техника не может использоваться для поездок по дорогам общего пользования и не предназначена для этого.

Кроме того, мотоблоки не подлежат регистрации в МРЭО ГИБДД и для их использования по назначению не требуется получения водительского удостоверения на право управления ТС.

В свою очередь, в ПДД указано, что транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Если подходить строго формально, то получается, что мотоблок с прицепом вполне подходит под указанное определение, поскольку, как минимум, он подпадает под один из критериев ТС — перевозка грузов. Если речь идет о его использовании для распашки земли на собственном огороде, то рассматривать эту технику в качестве ТС нельзя, поскольку она не принимает участия в дорожном движении.

А вот в случае, когда мотоблок выезжает на дорогу общего пользования, он автоматически становится участником дорожного движения и должен рассматриваться именно как транспортное средство со всеми вытекающими последствиями, включая привлечение лица, управляющего мотоблоком к ответственности.

Именно такой подход является наиболее разумным и позволяет учесть интересы, как сельхозпроизводителей, так и участников дорожного движения.

К слову, в настоящее время практика, в основном, идет именно по такому пути и сотрудники ГИБДД, в большинстве своем, принимают решение по мотоблокам, исходя из конкретной ситуации.

Эксперты этого органа посчитали, что мотоблок с прицепом соответствует одноосному трактору со всеми вытекающими последствиями

На указанный документ также активно ссылаются и суды при рассмотрении жалоб.

Нужны ли права на мотоблок?

Где можно ездить на мотоблоке с прицепом без прав? Нужны ли права при выезде на мотоблоке на асфальт? Эти вопросы интересуют почти каждого хозяина, задумавшегося о покупке полезной сельскохозяйственной техники.

Ответы на них зависят от того, каким образом и где планируется использовать мотоблок. Наверняка, многие из вас видели картину, когда по краю оживленной трассы с черепашьей скоростью тащится мотоблок с прицепом, а мимо него, буквально в считанных сантиметрах пролетают машины на огромной скорости.

Несмотря на то, что рассматриваемый вопрос неоднозначный и по-прежнему вызывает массу споров, в настоящее время сформирована практика, в соответствии с которой, ездить на мотоблоке без прав по дорогам общего пользования нельзя и сотрудники ГИБДД привлекают за это к ответственности.

По каким дорогам можно ездить на мотоблоке?

Пусть и изредка, но необходимость выехать на мотоблоке на дорогу общего пользования, периодически возникает, особенно в густонаселенных районах. Что же делать владельцу рабочей техники в такой ситуации.

В идеале, в целях соблюдения закона, по дорогам общего пользования мотоблок следует перевозить в трейлере или кузове грузовика.

Однако, на практике, владельцы этой техники повсеместно выезжают на дорогу общего пользования, включая оживленные междугородние трассы.

В связи с этим, необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день существует практика привлечения водителей мотоблоков, передвигающихся по дороге общего пользования, у которых не имеется права управления ТС, по статьям 12.3 и 12.7 КоАП РФ.

Можно ли ездить пьяному на мотоблоке?

Если пьяный водитель мотоблока будет пойман на дороге общего пользования, то все может закончиться статьей 12.8 КоАП РФ. В случае, если у водителя имеются права, то он может их лишиться, а также заплатить штраф 30 000 рублей. У тех, кто выедет на мотоблоке под хмельком на дорогу общего пользования, вообще не имея прав, есть шанс загреметь под административный арест на срок до 15 суток.

Судебная практика привлечения к ответственности подвыпивших водителей мотоблоков в России имеется, и она уже достаточно обширная.

Обычно спереди прицепа расположено сиденье, что позволяет оператору не просто идти за конструкцией, а управлять ею из положения сидя. С этими особенностями связаны правила езды по дорогам.

Нужны ли права на мотоблок

Во время сезонных работ на приусадебных участках или дачах актуальным становится вопрос, как водитель может управлять мотоблоком с прицепом, нужны ли для этого специальные разрешения или права. Подробный разбор правил нужно начать с определения статуса мотоблока.

Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом

Мотоблоком называют мобильную энергетическую технику или малогабаритный трактор, который преимущественно используют для сельскохозяйственных работ. Одной из проблем становится доставка конструкции к месту назначения. Как управлять мотоблоком с прицепом, нужны ли права или особые разрешения – это отдельные вопросы, требующие пояснений.

Мотоблоком управляют вручную. Для этого используют рулевые штанги, которые находятся в руках оператора. Назначение техники – окучивание и вспахивание земли. Это значит, что для полевых работ такой трактор нужно привезти заранее, используя прицеп или грузовой автомобиль.

Мотоблок на поле

Мотоблок на поле

Именно так предпочитают поступать владельцы дач, удаленных от городской зоны. В некоторых случаях до участка или огорода можно добраться на самом мотоблоке, оснашенном прицепом.

Обычно спереди прицепа расположено сиденье, что позволяет оператору не просто идти за конструкцией, а управлять ею из положения сидя. С этими особенностями связаны правила езды по дорогам.

Для вождения малогабаритной техники с прицепом автомобильных прав не требуется. Навыки управления владельца не важны, но только в том случае, если он работает внутри своего участка и не выезжает за пределы.

Если вы поедете на мотоблоке с прицепом по трассе или планируете преодолевать таким способом большие расстояния, где есть дороги общего пользования, то права категории A вам необходимы.

Нужно ли ставить мотоблок на учет в ГИБДД или технадзоре

Мотоблок – отдельная категория техники, для использования которой от владельца не требуется регистрационных документов. После приобретения регистрировать и создавать учетную запись не нужно.

Чтобы управлять техническим средством, достаточно иметь права категории A. Тот, у кого есть отметка о наличии минимальной категории, знает ПДД. Этого достаточно.

Правила езды на мотоблоке с прицепом

Часто владельцы мотоблоков с прицепами выезжают на дороги общего пользования. Целью таких поездок становится доставка техники к месту работы. По правилам КоАп РФ, это будет нарушением, облагаемым штрафом, если у водителя нет прав.

Малогабаритная техника не предназначена для езды по общим трассам, так как создает существенный риск развития опасной ситуации. По правилам, к группе дорог общего пользования относится не только полотно, но и обочины с тротуарами.

Где можно ездить

Скорость мотоблока с прицепом

Малогабаритный трактор должен передвигаться по автомобильным дорогам со скоростью не более 50 км/ч. Это связано с особенностями конструкции и техническими возможностями транспорта.

Мотоблоки для работы

Мотоблоки для работы

Следует учитывать, что низкая скорость накладывает на водителя определенные ограничения и обязательства.

Особенности управления мотоблоком с прицепом

Если вы собираетесь ездить на мотоблоке с прицепом по дорогам общего пользования, то вы должны быть готовы:

  • предъявить по мере необходимости права категории A;
  • оборудовать конструкцию передними ходовыми огнями и светоотражающими элементами.

Опознавательные знаки помогут обозначить ваше транспортное приспособление как участника дорожного движения в темное время суток. Это закреплено в правилах частично. И является не жестким требованием, а, скорее, рекомендацией, направленной на соблюдение правил техники безопасности.

Помимо этого, необходимо правильно рассчитывать время для маневра, пропускать транспортные средства вперед, чтобы не создавать опасную дорожную ситуацию. Нельзя занимать центральную часть полотна, если речь идет об однополосной дороге.

На мотоблоке, где предусмотрено одно место для оператора, категорически запрещено перевозить людей или животных. Штраф грозит и нетрезвому водителю такой малогабаритной техники.

Что делать, если транспорт клонит в сторону

ВУ категории A позволяет управлять простыми транспортными средствами типа мотоцикла или мопеда. В данном случае езда на мотоблоке с прицепом может быть приравнена к передвижению на мотоцикле. Это связано не только с конфигурацией приспособления, но и с особенностями управления.

Во время езды на мотоблоке часто возникает такая ситуация, когда одну из сторон начинает клонить.

Причин для этого может быть несколько:

  • разность давления в покрышках;
  • неправильное перераспределение нагрузки;
  • различие рисунка протекторов.

Другими словами, чтобы мотокультиватор не клонило в сторону при езде по ровной дороге, следует проверить, хорошо ли накачаны шины, нет ли перегруза.

Штрафы за нарушения правил езды на мотоблоке с прицепом

Мы выяснили, что двигаться на мотоблоке по общим дорожным полотнам без прав категории A нельзя. Отсутствие удостоверения говорит о том, что водитель не имеет представлений об элементарных правилах дорожного движения. А, значит, возникает опасность аварийной ситуации.

Если инспектор ДПС увидит на трассе мотоблок, то он обязательно запросит водительское удостоверение. Его отсутствие прав приводит к назначению штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей. Если правило нарушено водителем не в первый раз, то сотрудник ДПС изымает мотоблок и отправляет на штрафную стоянку. Тогда владельцу придется заплатить штраф около 50000 рублей.

Читайте также:

      

  • Свап на уаз буханку
  •   

  • Тойота эстима отзывы владельцев недостатки
  •   

  • Момент затяжки колесных болтов мерседес вито
  •   

  • Диагностика вольво внл каменс 15
  •   

  • Порядок затяжки болтов распредвала 406 двигатель газель

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как завести второй почтовый ящик на яндексе пошаговая инструкция
  • Как завернуть шаурму в лаваш дома фото пошаговая инструкция
  • Как завести воду со скважины в дом своими руками пошаговая инструкция
  • Как завести триммер бензиновый штиль 55 инструкция
  • Как ездить на механике для чайников инструкция пошаговая