Как играть в нарды длинные для начинающих пошаговая инструкция

Глубокая аналитическая игра с очень простыми правилами, но сотнями тактических приемов — это нарды. Тысячи любителей и профессионалов со здоровым азартом соревнуются друг с другом на разных уровнях, в разных уголках мира. В этом материале знакомим с нардами — узнайте, как правильно играть и развиваться в этой дисциплине.

Что такое нарды

Это настольная игра для двух игроков. В первую очередь, к победе приводит математический расчет. При этом влияние на игру оказывает и фактор удачи, поскольку ходы совершаются на основе выпавшего значения на кубиках.

Нарды — официальный вид спорта. Наиболее распространенные дисциплины: длинные и короткие нарды. Но фактических разновидностей игры — десятки. Преимущественно, они имеют национальный окрас.

Если говорить о нардах как о настольной игре, то стандартный комплект включает доску, шашки, кубики. На одной и той же доске, с одним и тем же количеством шашек можно сыграть в разные вариации.

Общий смысл всех разновидностей игры заключается в следующем. У каждого игрока есть по 15 шашек. Доска делится на четыре секции, в каждой — по шесть ячеек. Итого — 24 ячейки (синонимы: пунктов, полей).

В России чаще играют в длинные нарды. Короткие считаются более сложными. Они, кстати, популярнее за рубежом. Это международная дисциплина, турниры идут целый год по всей планете, чемпионат мира проводится в Монте-Карло. Международная география длинных нард скромнее. Преимущественно это страны СНГ, Турция, ОАЭ, часть Восточной Европы.

Есть игроки-универсалы. Но сильный игрок в короткие нарды качественно будет играть в любую разновидность нард.

Базовые термины в нардах

Пункт (ячейка, поле) Узкий треугольник на игровом поле, всего их 24
Голова Начальное расположение шашек на доске
Дом Последняя четверть игрового поля, начиная с пункта, отстоящего от головы на 18 клеток. Проще говоря: четверть доски со стороны игрока
Двор Вторая часть игрового поля, справа от дома
Бар Планка, которая разделяет игровое поле на две части
Кубики (зарики, зары, кости) Знакомые по другим играм фигуры, с нанесенными на гранях значениями от 1 до 6. Кубики кидаются через стакан
Куб удвоения Позволяет повысить ставку в одной партии в спортивных разновидностях длинных и коротких нард
Стенка (прайм, забор) Выстроенные в ряд шашки, которые блокируют продвижение шашек соперника

Правила игры в нарды

Шашки вставляют в ячейки симметрично — это начальная расстановка, она одинакова для каждого игрока. Расстановка зависит от разновидности нард.

Цель игры — перевести шашки из начальной расстановки в некое финальное положение, а затем вывести их за доску, совершив полный круг. Кто достигает цели первым, тот выигрывает.

Игроки по очереди кидают игральные кости. В зависимости от результата перемещают шашки. Как ходить — личная стратегия и тактика игрока.

За доску шашки выводятся в соответсвии с броском кубиков. Они как бы пересекают финиш — край доски.

При этом если играть не одну партию, а матч, справедливо присваивать игрокам определенное количество очков за победу.

  • В длинных нардах победитель получает 1 очко в случае, если игрок 1 вынес все шашки за доску, а игрок 2 вынес хотя бы одну. Такой исход называют «оинт» или «сингл гейм» (калька с английского).

    Победитель получает 2 очка, если игрок 1 вынес все шашки за доску, а игрок 2 не вынес ни одну. Такая ситуация называется «марс», либо «гэммон». 

  • В коротких нардах можно также получить 3 очка. Это происходит, если игрок 1 вынес все шашки за доску, а игрок 2 не вынес ни одну и хотя бы одна его шашка осталась в начальной зоне. Такой исход игры называют «бэкгэммон».

Перечисленные выше варианты присуждения количества очков приведены без учета куба удвоения.

Принципиальное отличие длинных от коротких нард

Как правильно играть в нарды

Что такое нарды

Это настольная игра для двух игроков. В первую очередь, к победе приводит математический расчет. При этом влияние на игру оказывает и фактор удачи, поскольку ходы совершаются на основе выпавшего значения на кубиках.

Нарды — официальный вид спорта. Наиболее распространенные дисциплины: длинные и короткие нарды. Но фактических разновидностей игры — десятки. Преимущественно, они имеют национальный окрас.

Если говорить о нардах как о настольной игре, то стандартный комплект включает доску, шашки, кубики. На одной и той же доске, с одним и тем же количеством шашек можно сыграть в разные вариации.

Общий смысл всех разновидностей игры заключается в следующем. У каждого игрока есть по 15 шашек. Доска делится на четыре секции, в каждой — по шесть ячеек. Итого — 24 ячейки (синонимы: пунктов, полей).

В России чаще играют в длинные нарды. Короткие считаются более сложными. Они, кстати, популярнее за рубежом. Это международная дисциплина, турниры идут целый год по всей планете, чемпионат мира проводится в Монте-Карло. Международная география длинных нард скромнее. Преимущественно это страны СНГ, Турция, ОАЭ, часть Восточной Европы.

Есть игроки-универсалы. Но сильный игрок в короткие нарды качественно будет играть в любую разновидность нард.

Базовые термины в нардах

Пункт (ячейка, поле) Узкий треугольник на игровом поле, всего их 24
Голова Начальное расположение шашек на доске
Дом Последняя четверть игрового поля, начиная с пункта, отстоящего от головы на 18 клеток. Проще говоря: четверть доски со стороны игрока
Двор Вторая часть игрового поля, справа от дома
Бар Планка, которая разделяет игровое поле на две части
Кубики (зарики, зары, кости) Знакомые по другим играм фигуры, с нанесенными на гранях значениями от 1 до 6. Кубики кидаются через стакан
Куб удвоения Позволяет повысить ставку в одной партии в спортивных разновидностях длинных и коротких нард
Стенка (прайм, забор) Выстроенные в ряд шашки, которые блокируют продвижение шашек соперника

Правила игры в нарды

Шашки вставляют в ячейки симметрично — это начальная расстановка, она одинакова для каждого игрока. Расстановка зависит от разновидности нард.

Цель игры — перевести шашки из начальной расстановки в некое финальное положение, а затем вывести их за доску, совершив полный круг. Кто достигает цели первым, тот выигрывает.

Игроки по очереди кидают игральные кости. В зависимости от результата перемещают шашки. Как ходить — личная стратегия и тактика игрока.

За доску шашки выводятся в соответсвии с броском кубиков. Они как бы пересекают финиш — край доски.

При этом если играть не одну партию, а матч, справедливо присваивать игрокам определенное количество очков за победу.

  • В длинных нардах победитель получает 1 очко в случае, если игрок 1 вынес все шашки за доску, а игрок 2 вынес хотя бы одну. Такой исход называют «оинт» или «сингл гейм» (калька с английского).

    Победитель получает 2 очка, если игрок 1 вынес все шашки за доску, а игрок 2 не вынес ни одну. Такая ситуация называется «марс», либо «гэммон». 

  • В коротких нардах можно также получить 3 очка. Это происходит, если игрок 1 вынес все шашки за доску, а игрок 2 не вынес ни одну и хотя бы одна его шашка осталась в начальной зоне. Такой исход игры называют «бэкгэммон».

Перечисленные выше варианты присуждения количества очков приведены без учета куба удвоения.

Принципиальное отличие длинных от коротких нард

Фото: pixabay.com

Поле, занятое противником, всегда недоступно для второго игрока. Например, игроку нужно переместить шашку на пять пунктов вперед, но на этом (пятом) поле стоит шашка оппонента. Тогда говорят, что пункт занят, — поставить сюда шашку нельзя. Нужно выбрать другой ход, а если вариантов нет — пропустить.

Именно поэтому возникает необходимость выстраивания стенок на игровом поле. Эдаких блокад. Еще их называют «заборами» или «праймами». Предположим, соперник занял четыре ячейки подряд своими шашками. Чтобы перешагнуть, нужно выбросить либо «5», либо «6». А если поставить шесть в ряд — соперник не сможет перешагнуть вообще. Но и вы вынуждены будете потом вести шашки в конечное положение.

Чем больше вы заняли пунктов, тем сложнее передвигаться сопернику. Но оппонент будет использовать ту же стратегию. Так образуется интеллектуальное соревнование в анализе текущих и планировании последующих ходов.

В коротких нардах пункт считается занятым, если там стоит минимум две шашки. Если пункт занят только одной шашкой, то при своем ходе можно поставить на ее место свою шашку, а шашка соперника считается выбитой — она возвращается в самое начало пути. Значит, ему придется делать дополнительные броски, чтобы снова преодолеть все ячейки. Поэтому в каком-то смысле нарды — это гонка.

— Но если бы это было просто гонкой, за пять тысячелетий игра бы потерялась. Однако в нарды играют по сей день, и передают их правила из поколения в поколение, — говорит президент Федерации нард Москвы Юрий Акопов. — Увлекательность нард определяется не тем, кто удачнее выбросит кубики, а тем, как наилучшим образом распорядиться выпавшими значениями. Выстраивание стенок — тактическая и стратегическая задача, которая замедляет оппонента. А есть и другие приемы. Поэтому это не слепая гонка. Это сложная аналитическая игра с привлечением математического аппарата, логики и базовых разделов теории вероятности.

Пошаговая инструкция, как играть в короткие нарды

Как правильно играть в нарды

Фото: FIGIST CO, unsplash.com

Посмотрите все пункты, лучше держать под рукой нужный комплект для игры, чтобы сразу практиковаться.

1. Изначальная расстановка

У каждого игрока всего 15 шашек:

  • две шашки в 24 пункте;
  • пять в 13;
  • три в 8;
  • пять в 6.

У оппонента расположение шашек симметрично. Пункты нумеруются для каждого игрока, начиная с его дома. Самым дальний считается 24-м пунктом, а для оппонента он будет первым. Чаще всего доски пронумерованы для удобства игроков.

2. Старт игры

У каждого игрока своя пара игральных костей — зар. Перед началом каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, кто будет ходит первым, — побеждает с наибольшим результатом.

В игре оппоненты по очереди бросают свою пару зар. Когда на кубиках выпали различные значения (например «4» и «2»), в любом месте доски игрок может переместить шашку на четыре пункта вперед и этой же шашкой еще на два пункта. А можно сходить одной шашкой четыре, другой — на два пункта. Если можно сыграть только одно число, а второй ход блокируют шашки оппонента, нужно сыграть один ход.

Если выпадают одинаковые значения — дубль («5» и «5», «2» и «2» и т. д.), нужно сходить четыре раза на то количество очков, которое выпало на костях. Игрок сам решает, как распределить ходы: одной шашкой сходить или разными.

Считается, что игрок завершил свой ход, когда он поднял с доски свои зары. Далее ход передается оппоненту. 

3. Развитие игры

Как правильно играть в нарды

Фото: Ron Lach, pexels.com

Игроки двигают шашки только вперед, перемещая их по кругу. Занятый одной шашкой пункт называет блот. Он может быть сбит шашкой оппонента. В этом случае пункт занимает уже фигура соперника, а сбитая шашка кладется на бар.

Когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока — ввести их в игру в доме соперника (это называется «зарядить»). Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, шашка лежит на баре, а игроку выпало «4» и «3». Он может зарядить шашку в четвертый либо в третий пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника. Если пункты заняты, ход пропускается.

Когда все шашки выведены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

4. Финал

Когда игрок привел все свои шашки в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски — но не обязательно, ходы можно тратить на перемещение шашек внутри дома. Бросаются кости, а шашки, которые стоят на ячейках, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало «4», можно снять шашку с четвертого пункта.

Когда на поле, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки (выпала «4», а в четвертой ячейке ничего нет), игроку разрешается выбросить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если там тоже шашек нет, то разрешается выбрасывать шашки с меньших номеров.

5. Увеличение количества разыгрываемых очков в одной партии

В коротких нардах есть еще один кубик, который называется просто куб (cube по англ.). В домашних условиях можно обойтись без него, но соревнования проводят только с этим атрибутом. На нем шесть граней и значения: 2, 4, 8, 16, 32, 64. Куб добавили в игру в XX веке, чтобы повысить влияние индивидуального мастерства в понимании позиции и прогнозировании исхода партии, а влияние удачи — снизить.

Изначально куб находится в середине доски, им никто не владеет. В любой момент перед своим ходом игрок, прежде чем бросить зарики, может предложить удвоить цену исхода партии, т. е. получить за нее не 1, 2 или 3 очка, а 2, 4 и 6 очков, соответственно. Это называется «объявить удвоение» или «объявить куб».

Отказ («пас») оппонента означает, что соперник сдает партию, а победитель получает 1 очко. Согласие («тейк») означает, что результат победителя вырастет ровно в два раза, на что указывает грань куба с цифрой «2». Игра продолжается, но кубом владеет игрок, который дал согласие.

Когда игрок, владеющий кубом, видит, что рисунок игры и тенденция позиции такова, что его шансы на победу в партии превышают 50-60%, он может в свою очередь повысить еще раз цену игры путем предложения куба с гранью «4». Оппонент в этом случае также может либо сдаться (в этом случае победитель записывает 2 очка), либо принять куб по «4» — в этом случае цена игры возрастает до 4, 8, 12 очков, соответственно.

И действительно: если шансы на победу выше 80-85%, есть ли смысл оппоненту сопротивляться и в итоге проиграть в два раза больше очков? А если шансы 70 на 30 — можно и побороться.

Важный момент:

кубом всегда владеет игрок, который объявил тейк. И до окончания партии куб может переходить из рук в руки в зависимости от позиции и решений игроков. Передача куба происходит по описанным выше правилам. На практике в гейме редко повышают цену игры даже до 8.

Пошаговая инструкция, как играть в классические длинные нарды

Как правильно играть в нарды

Фото: pixabay.com

Здесь есть свои нюансы.

1. Подготовка

У каждого по 15 шашек. Игровое поле — та же самая доска, что и в коротких нардах. Отличается стартовая позиция шашек. Все они находятся в 24-м пункте. 24-й пункт это дальнее правое угловое поле для каждого из игроков.

2. Развитие игры

Игроки проходят всеми шашками полный круг — против часовой стрелки. На одно поле разрешается ставить любое количество своих шашек.

Цель — завести фигуры в свой дом и выбросить их раньше оппонента. Дом — последняя четверть игрового поля (ближняя правая четверть для каждого из игроков).

Выбросить шашку — значит сходить фигурой за пределы доски. Выбрасывать их можно только после того, как все шашки пришли в дом.

Игрок кидает одновременно два кубика. Передвигает любую из своих шашек на число пунктов, в соответствии с выпавшим значением на одном из кубиков. Затем любую другую (или эту же) шашку также перемещают на число пунктов в соответствии со значением на другом кубике. То есть, если на одном заре «3», а на другом «5», можно передвинуть одну шашку на три пункта, а другую на пять пунктов. Или одну на восемь пунктов. 

Если на двух зарах выпадает одинаковое количество очков, можно сделать четыре хода.

3. Тактические приемы

По ходу игры можно выстраивать стенку из своих шашек, т. е. блокаду. Поскольку в длинных нардах занятое даже одной шашкой поле не может быть занято оппонентом, то стенка из шести шашек является сильным приемом, ведущим к победе. При этом правилами предусмотрено, что стенку из шести шашек подряд можно строить, только если эту зону прошла хотя бы одна шашка противника.

Как правильно играть в нарды

Фото: tugay aydın, pexels.com

4. Вывод шашек из игры и конец партии

Игрок может снять с доски фигуру, которая стоит в пункте, соответствующем числу выброшенных на зарах очков. Если выпало «6» и «3», игрок может вывести с доски одну шашку с шестого поля и одну шашку с третьего поля.

Каждый участник имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, выпало «6» и «5», но эти поля пустые — тогда игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля. Если и там ничего нет, то с третьего и т. д. Когда все шашки выведены, партия заканчивается.

В длинные нарды также играют с кубом удвоения, который умножает очки за победу. Такую разновидность нард называют «нардгаммон» (NardGammon).

Советы эксперта о том, как правильно играть в нарды

Президент Федерации нард Москвы Юрий Акопов рассказал, какие факторы влияют на победу и как совершенствоваться новичкам в игре.

О теории вероятности

Результат броска кубика — случайное событие. Кубиков два, на каждом — шесть граней. Значит есть 36 вариантов выпадения. Много, но не бесконечно.

Поэтому, решая задачу выбора хода, можно рассуждать следующим образом: если я выберу один из вариантов хода, то в сложившейся позиции у оппонента будет 24 хороших броска из 36 (т. е. 66% хороших бросков). А если я выберу другой вариант хода, то у оппонента будет только 14 хороших бросков или 38%. Теперь очевидно, что при выборе хода нужно отдать предпочтение второму варианту, поскольку он существенно снижает количество хороших бросков для оппонента.

И это должны учитывать оба игрока. Например, так располагать свои шашки в пунктах (т. е. ходить), чтобы снизить шансы оппонента на удачный бросок.

Таким образом в любой позиции есть лучший ход с точки зрения математики и теории вероятности. Он не гарантирует победу, но существенно повышает шансы на победу.

Бытовой пример. Перед вами две полки с лимонадами. Вам говорят: на первой полке 2 из 10 бутылок — просрочены. На второй — 5 из 10 бутылок просрочены. При этом внешне все выглядят одинаково. Можно положиться на интуицию и попробовать выбрать свежий лимонад со второй полки. Но с точки зрения логики и теории вероятности, это будет неверно — вероятность взять «просрочку» выше. Здравый смысл подсказывает брать лимонад с полки, где только 2 бутылки несвежие.

Параллель с нардами и правильными решениями: ходить туда, где шансы на успех максимальны. Но они не гарантированы. Успех игры: от 25 до 35% зависит от удачных бросков, все остальное — талант игрока и умение рассчитывать свои шансы. Хотя в некоторых позициях удачный бросок переворачивает всю ситуацию на доске.

Шансы новичка обыграть гроссмейстера

Более искушенный, мастеровитый игрок будет реже совершать ошибки во время игры, т. е. делать чаще всего наилучшие ходы. Проще говоря, выбирать вариант, в котором его позиция будет чуточку лучше, чем если бы он сходил иначе.

Все топовые мастера очень дружны с математикой. Образами и интуицией никто не играет — только аналитика и холодный расчет. Но в отличие от шахмат, это не является абсолютным залогом победы.

Сильный игрок всегда будет обыгрывать более слабого на дистанции. Например, перворазрядник по шахматам вряд ли выиграет хотя бы одну из ста партий у гроссмейстера. В шахматах нет случайных событий. А вот гроссмейстер по нардам каждый раз будет играть наилучшим образом, но его шансы на победу все равно не стопроцентные.

В какой-то момент у мастера могут быть очень плохие броски кубиков, а у новичка — очень хорошие. И в итоге удача новичка предопределит исход партии в его пользу. Однако если сыграть 5-10-20 партий, перевес будет в пользу гроссмейстера. Это и есть та самая дистанция.

Поэтому в спортивных нардах играют не по одной партии, а матчи — до 7, 9, 11 очков, а в финале Чемпионата мира и вовсе — до 25 очков. То есть за счет удачи можно выиграть пару партий, но по итогу нескольких игр все равно определится более сильный игрок. Формат соревнования предусматривает снижение фактора удачи, насколько это возможно. Обнулить его нельзя, но минимизировать можно.

Какие книги читать

Когда начнете играть в нарды, в какой-то момент вам начнут приходить идеи: тактические и стратегические. Но потом упретесь в личный потолок. Никто своим умом не может пройти опыт, который копили игроки столетиями. Самостоятельно можно разве что научиться играть на уровне второго спортивного разряда.

И тут в помощь — учебники и теория. Как и в шахматах, в нардах есть дебют, миттельшпиль и эндшпиль, то есть начальная, срединная и завершающая часть. И для каждого этапа существуют свои тактики. Чтобы не тратить время на овладение игрой собственным умом, читайте книги. В школах дети не изобретают колесо, а на математическом факультете не доказывают уже имеющие доказательства теоремы. Но при этом продвигают знания дальше. То же самое в нардах.

Рекомендует книгу Билла Роберти «Нарды. 501 важнейшая ситуация» — она доступна в переводе на русский язык.

По коротким нардам: 

  • монография чемпиона мира Пола Магриля «Нарды», в оригинале «Backgammon». В книге описано много дебютов, полезных идей, таблиц, диаграмм. Для понимания новичком она может быть сложной, но ее необходимо прочитать.
  • книга К. В. Некрасова «Секреты нард». Автор — один из лучших российских нардистов, а сама книга написана понятным, доступным языком, поможет существенно поднять ваш уровень игры.

За кем из игроков следить

Теории нард становятся все сложнее, а игроки — сильнее. Чемпионы 30-летней давности вряд ли выиграют матч у современных. Понимание нард углубляется, новые идеи бьют старые. Это закономерная эволюция знаний.

Рекомендую следить за японцами Мочи (Масаюки Мочидзуки) и Мичи (Мичихито Кагеяма), датчанином Сандром Лайлом, чешским игроком Зденеком Жижкой — это одни из лучших в современном мире. 

Смотреть матчи лучше не на начальном этапе, а уже после погружения в игру. Важно понимать, почему гроссмейстер выбрал именно этот ход лучшим.

Программные продукты

В коротких нардах первыми были «Джели-фиш», затем вышел «Сноуи». Самой актуальной на сегодня является программа eXtreme Gammon (1) — ее тяжело побить даже гроссмейстеру. Алгоритм играет максимально точно, каждый ход у него наилучший. Используйте приложение как тренера-помощника.

Сюда можно заводить свои ходы и решения по кубу, после чего есть возможность проверить все свои решения, так как программа указывает наилучший ход, второй, третий, четвертый и пятый по силе.

Если часто делаете 3-5 ход, значит, играете неправильно. Если часто играете первый ход — верно идете. За непопулярные ходы программа назначает штрафные баллы, чем их меньше будет в итоге — тем лучше. Итоговое значение штрафных баллов за весь матч называется показателем качества игры (performance rating — PR). Например, гроссмейстеры играют в пределах PR, не превышающем 4. Это считается очень хорошим показателем качества игры.

В длинных нардах наиболее популярная программа LogasAI (2). С ней удобно следить за матчевой борьбой, а вот «загонять» конкретные позиции хода в нее тяжело. Но программа совершенствуется.

Практика игры с мастерами

Как это часто бывает, играть в нарды, как в шашки и шахматы, начинают в семье, с друзьями детства и т. д. Это хороший повод освоить игру. Но совершенствоваться в ней можно, только повышая класс соперников. Найти единомышленников и наставников можно в региональных федерациях нард (3).

Шансы новичка обыграть гроссмейстера

Более искушенный, мастеровитый игрок будет реже совершать ошибки во время игры, т. е. делать чаще всего наилучшие ходы. Проще говоря, выбирать вариант, в котором его позиция будет чуточку лучше, чем если бы он сходил иначе.

Все топовые мастера очень дружны с математикой. Образами и интуицией никто не играет — только аналитика и холодный расчет. Но в отличие от шахмат, это не является абсолютным залогом победы.

Сильный игрок всегда будет обыгрывать более слабого на дистанции. Например, перворазрядник по шахматам вряд ли выиграет хотя бы одну из ста партий у гроссмейстера. В шахматах нет случайных событий. А вот гроссмейстер по нардам каждый раз будет играть наилучшим образом, но его шансы на победу все равно не стопроцентные.

В какой-то момент у мастера могут быть очень плохие броски кубиков, а у новичка — очень хорошие. И в итоге удача новичка предопределит исход партии в его пользу. Однако если сыграть 5-10-20 партий, перевес будет в пользу гроссмейстера. Это и есть та самая дистанция.

Поэтому в спортивных нардах играют не по одной партии, а матчи — до 7, 9, 11 очков, а в финале Чемпионата мира и вовсе — до 25 очков. То есть за счет удачи можно выиграть пару партий, но по итогу нескольких игр все равно определится более сильный игрок. Формат соревнования предусматривает снижение фактора удачи, насколько это возможно. Обнулить его нельзя, но минимизировать можно.

Какие книги читать

Когда начнете играть в нарды, в какой-то момент вам начнут приходить идеи: тактические и стратегические. Но потом упретесь в личный потолок. Никто своим умом не может пройти опыт, который копили игроки столетиями. Самостоятельно можно разве что научиться играть на уровне второго спортивного разряда.

И тут в помощь — учебники и теория. Как и в шахматах, в нардах есть дебют, миттельшпиль и эндшпиль, то есть начальная, срединная и завершающая часть. И для каждого этапа существуют свои тактики. Чтобы не тратить время на овладение игрой собственным умом, читайте книги. В школах дети не изобретают колесо, а на математическом факультете не доказывают уже имеющие доказательства теоремы. Но при этом продвигают знания дальше. То же самое в нардах.

Рекомендует книгу Билла Роберти «Нарды. 501 важнейшая ситуация» — она доступна в переводе на русский язык.

По коротким нардам: 

  • монография чемпиона мира Пола Магриля «Нарды», в оригинале «Backgammon». В книге описано много дебютов, полезных идей, таблиц, диаграмм. Для понимания новичком она может быть сложной, но ее необходимо прочитать.
  • книга К. В. Некрасова «Секреты нард». Автор — один из лучших российских нардистов, а сама книга написана понятным, доступным языком, поможет существенно поднять ваш уровень игры.

За кем из игроков следить

Теории нард становятся все сложнее, а игроки — сильнее. Чемпионы 30-летней давности вряд ли выиграют матч у современных. Понимание нард углубляется, новые идеи бьют старые. Это закономерная эволюция знаний.

Рекомендую следить за японцами Мочи (Масаюки Мочидзуки) и Мичи (Мичихито Кагеяма), датчанином Сандром Лайлом, чешским игроком Зденеком Жижкой — это одни из лучших в современном мире. 

Смотреть матчи лучше не на начальном этапе, а уже после погружения в игру. Важно понимать, почему гроссмейстер выбрал именно этот ход лучшим.

Программные продукты

В коротких нардах первыми были «Джели-фиш», затем вышел «Сноуи». Самой актуальной на сегодня является программа eXtreme Gammon (1) — ее тяжело побить даже гроссмейстеру. Алгоритм играет максимально точно, каждый ход у него наилучший. Используйте приложение как тренера-помощника.

Сюда можно заводить свои ходы и решения по кубу, после чего есть возможность проверить все свои решения, так как программа указывает наилучший ход, второй, третий, четвертый и пятый по силе.

Если часто делаете 3-5 ход, значит, играете неправильно. Если часто играете первый ход — верно идете. За непопулярные ходы программа назначает штрафные баллы, чем их меньше будет в итоге — тем лучше. Итоговое значение штрафных баллов за весь матч называется показателем качества игры (performance rating — PR). Например, гроссмейстеры играют в пределах PR, не превышающем 4. Это считается очень хорошим показателем качества игры.

В длинных нардах наиболее популярная программа LogasAI (2). С ней удобно следить за матчевой борьбой, а вот «загонять» конкретные позиции хода в нее тяжело. Но программа совершенствуется.

Практика игры с мастерами

Как это часто бывает, играть в нарды, как в шашки и шахматы, начинают в семье, с друзьями детства и т. д. Это хороший повод освоить игру. Но совершенствоваться в ней можно, только повышая класс соперников. Найти единомышленников и наставников можно в региональных федерациях нард (3).

Советы, которые помогут выигрывать партию в нарды

В длинных нардах стремитесь:

  • развивать шашки, т. е. бороться за большее количество пунктов на доске;
  • выводить в дебюте как можно больше активных шашек, чтобы они могли занимать важные поля;
  • не ставить по 2-3 шашки в одну ячейку, поскольку соперник все равно не сможет их побить, а распределять их более гибко;
  • занимать поля под «головой» оппонента (4, 5 поле), чтобы оппонент не мог сыграть крупным дублем;
  • под своей «головой» нужно занять те же поля, чтобы их не занял противник — это контрплацдармы для противника;
  • в каждой из четырех секций доски лучше держать как минимум по две фигуры — чтобы два различных номера на кубиках обеспечивали коммуникацию (передвижение шашек);
  • контролировать расположение своих шашек таким образом, чтобы на вас работало максимальное количество номеров на зариках — как можно большее число комбинаций бросков из 36 возможных было бы успешным.

В коротких нардах:

  • в дебюте необходимо стараться взять 5, 4 или 7 пункт на своей стороне доски и на стороне доски оппонента;
  • в дебюте также важна возможность сбивать открытые шашки противник (блоты);
  • в дебюте стоит взять любые пункты на доске помимо изначальных — это будут ваши «мостки», по которым можно передвигаться;
  • создавать «прайм» — стены из занятых 4-5 полей подряд, что осложнит сопернику передвижение, а вам облегчит;
  • брать в своем доме как можно больше пунктов, чтобы затруднить в последующем оппоненту ввод в игру сбитых шашек.

Популярные вопросы и ответы

Попросили нашего эксперта Юрия Акопова ответить на ряд вопросов, которые часто возникают у новичков.

Что нужно для игры в нарды?

Для игры любителей понадобится по 15 разноцветных шашек, игральные кубики и доска. Для игры в спортивную разновидность коротких и длинных нард нужен также куб и баффл-бокс — специальное приспособление для выбрасывания костей, которое необходимо для проведения спортивных состязаний.

Сколько времени понадобится, чтобы научиться хорошо играть в нарды?

Правила нард — очень легкие. Понять их можно буквально за две минуты внимательного наблюдения за игрой. Ребенок можно освоить в 5-6 лет. При этом нужны годы усвоения, понимания, погружения, чтобы научиться играть сильно.

Какие навыки развивает игра в нарды?

Логическое и аналитическое мышление, математические навыки и умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

Источники

  1. Программа eXtreme Gammon. URL: https://www.extremegammon.com/
  2. Программа LogasAI. URL: http://www.logasai.ru/
  3. Региональные федерации нард. URL: https://rusnardy.ru/regional-federations

Правила игры в нарды для начинающих

2 года назад · 39234 просмотров

С давних пор человечество изобретало игры для досуга и особую популярность в мире приобрели нарды. Ещё древние вавилоняне любили посоревноваться в мастерстве и удаче за доской с шашками и костями. Следом увлечение переняли египтяне, а потом римляне. Но в привычном для нас виде нарды мы получили их уже из Персии. Нарды, они же триктрак, шеш-беш и другие названия, пришедшие из древности, были распространены среди народов Востока, Средней Азии и Кавказа, а в последствии завоевали интерес в Европе и в России.

Правила игры в нарды для начинающих

Популярные вопросы и ответы

Попросили нашего эксперта Юрия Акопова ответить на ряд вопросов, которые часто возникают у новичков.

Что нужно для игры в нарды?

Для игры любителей понадобится по 15 разноцветных шашек, игральные кубики и доска. Для игры в спортивную разновидность коротких и длинных нард нужен также куб и баффл-бокс — специальное приспособление для выбрасывания костей, которое необходимо для проведения спортивных состязаний.

Сколько времени понадобится, чтобы научиться хорошо играть в нарды?

Правила нард — очень легкие. Понять их можно буквально за две минуты внимательного наблюдения за игрой. Ребенок можно освоить в 5-6 лет. При этом нужны годы усвоения, понимания, погружения, чтобы научиться играть сильно.

Какие навыки развивает игра в нарды?

Логическое и аналитическое мышление, математические навыки и умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

Источники

  1. Программа eXtreme Gammon. URL: https://www.extremegammon.com/
  2. Программа LogasAI. URL: http://www.logasai.ru/
  3. Региональные федерации нард. URL: https://rusnardy.ru/regional-federations

Правила игры в нарды для начинающих

2 года назад · 39234 просмотров

С давних пор человечество изобретало игры для досуга и особую популярность в мире приобрели нарды. Ещё древние вавилоняне любили посоревноваться в мастерстве и удаче за доской с шашками и костями. Следом увлечение переняли египтяне, а потом римляне. Но в привычном для нас виде нарды мы получили их уже из Персии. Нарды, они же триктрак, шеш-беш и другие названия, пришедшие из древности, были распространены среди народов Востока, Средней Азии и Кавказа, а в последствии завоевали интерес в Европе и в России.

Источник:

Описание и цель игры

Классические нарды состоят из доски, которая имеет по верхнему и нижнему краю 24 лунки, 30 шашек двух цветов, по 15 каждого цвета, и двух игральных кубиков. Среди любителей нард принято называть кубики зарами или зариками, а фишка камнем или шашкой. В игре участвуют два игрока, которые поочередно кидают кубики и, в соответствии с выпавшим значением, перемещают шашки по лункам. Первый игрок, что пройдет всё поле и выведет из него все свои шашки, оказывается победителем. Правила игры в нарды при своей простоте, интригуют возможностью совмещения удачи и выстраиванием эффективной тактики — это и придает нардам столь обширный интерес и настолько, что во многих странах проводятся соревнования, наряду с простыми шашками и шахматами.

Разновидности нард

За многолетнюю историю игры, также зародилось много разновидностей нард. Однако наибольший интерес вызывают классические, они же длинные. Также многие любят «покатать» гюльбар или бешенные нарды, шесть-один, известные как быстрые, и конечно же короткие. Но в разных регионах и концах света люди до сих пор играют по зародившимся у них традиционным правилам, например, американка, голландский триктрак и прочие. Помимо правил, за историю существования игры, из чего только их не делали. Кубики неспроста назывались костями, а фишки камнями, ведь изначально их так называли по материалу изготовления. Поле для игры также вырубалось в камне, рисовалось на коже, тканях и даже земле. Но широкое распространение получило конечно же дерево, здесь искусные резчики нашли обширное поле для фантазии. Современные технологии также внесли вклад во внешний вид нард, и сейчас мы можем увидеть на прилавках пластиковые и металлические комплекты.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Классические нарды

Чтобы узнать, как научиться играть в нарды с нуля, достаточно освоить классические правила, следуя инструкции. Классическую разновидность также называют длинные нарды, но где-то их различают, однако основные правила остаются неизменными. Как играть в нарды для многих не представляет сложности. Для чайников классические длинные нарды один из самых простых и распространённых видов игры, где основные правила легко осваиваются. При должной внимательности, даже новичок может тягаться с опытным противником.

Правила игры в длинные нарды

Расположение фишек

Обучение правилам лучше всего начать с осмотра. Визуально доску для игры можно разделить на четыре сектора, правый и левый верхнего края, и правый и левый нижнего. На доске перед стартом противники выставляют все 15 фишек своего цвета в крайнюю первую лунку верхнего правого сектора, выстраивая так называемую «голову». Задача пройти через все сектора против часовой стрелки в последний правый нижний, который называется «дом». И из дома вывести все фишки с игрового поля.

Определение права первого хода

После расстановки каждый игрок берет себе по кубику и бросает. Тот, у которого выпало большее значение, ходит первым, цвет фишек в данной разновидности не имеет значения.

Бросок костей

Игроки бросают кубики по очереди. После броска кубиков игрок снимает фишку с «головы», либо ходит той, что стоит в игровом поле. Ходить можно либо одной фишкой количеством шагов, соответствующим выпавшим числам на обоих кубиках последовательно, либо двумя фишками в соответствии с выпавшими значениями каждого кубика. Например, на кубике выпало 3-2, игрок может одной фишкой сходить на 3 шага, потом ей же на два, либо одной фишкой на 3, а другой на 2. Если вам выпадает дубль, например, 2-2, то ход становится тоже двойным, то есть вы должны сходить четыре раза по 2.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Движение фишек

Следуя цели игры, пройти через всё поле и вывести фишки, каждый игрок делает самостоятельный ход, перемещая фишки с головы, против часовой стрелки в «дом». Ставить фишку можно только в свободную лунку, либо на свою фишку, тем самым выстраивая столбик, занятая лунка одной фишкой противника, называется блот. Тут для игрока открывается целое поле для выстраивания стратегии. Можно либо скорее перемещать фишки к финишу, либо стремиться перекрыть как можно больше лунок, чтобы затруднить проход противнику.

Ограничения и незаконные перемещения

  • С «головы» можно снимать только одну фишку за ход, за исключением дублей в первом ходе, когда мешает «голова» противника (3-3 или 4-4) или нет возможности для полного хода (6-6), либо в случае перекрытия соответствующих лунок противником для первого хода второго игрока. Например, если первый игрок выбросил с первого раза 5-5, то выпавшее 6-2 у второго игрока не идёт полным ходом, тогда можно снять вторую фишку.
  • Если на выпавшее число шагов стоит фишка противника, то вы обязаны сделать ход, той фишкой, что сможет его совершить, даже в ущерб интересам игрока. Если ни одна фишка не может попасть в соответствующую значению кубика лунку, вы пропускаете этот ход.
  • Нельзя ходить в лунки, занятые фишками противника. Нельзя делать двойной ход фишкой, если на пути соответствующего числа шагов стоит фишка противника. Например, выпало 2-3, вы передвигаете фишку на пять позиций, при условии, что в лунке на 2 или 3 шаге нет фишки противника.
  • Можно перекрывать противнику путь, выстраивая фишки в шести лунках подряд, однако делать этого нельзя пока хоть одна фишка противника не будет за заграждением.
  • Нельзя выводить фишки с поля, пока есть фишки вне «дома»

Вывод с доски

Когда вы переместили все свои фишки в «дом», следует завершающая стадия игры, где надо вывести все фишки за пределы доски. Для этого вы кидаете кубики и для каждого выпавшего значения убираете соответствующую фишку. Например, если выпало 5, то убираете фишку из пятой от края лунки, если выпало 3, а фишки есть только в четвертой лунке и далее, то вы передвигаете фишку ближе к краю на три шага. Главное это успеть выкинуть все фишки, когда противники оба приступили к выводу фишек, тут вступает в игру удача. Кто выбросит большие числа или дубли, и быстрее всё выведет, тот и победит.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Конец партии и возможные результаты

Итак, как мы уже выяснили, выигрывает тот, кто первый выбросил все фишки с поля. Даже если второй противник следующим ходом тоже выводит остатки, то он всё равно проигрывает, так как после последнего броска первого игрока игра заканчивается. Тут есть поправка, если игру начинал игрок белых, и заканчивают тоже белые, то по принятым правилам игроку черными, в случае возможности завершить вывод одним броском кубиков, дают сделать ещё один ход. И если ему это удается, то объявляется ничья и каждому из игроков идёт по одному очку. Вариантов же для проигрыша несколько:

  • Первый вариант это оин или простая игра. Это когда победитель выбрасывает все фишки с доски при условии, что противник вывел с доски хотя бы одну фишку. Победитель получает одно очко.
  • Второй вариант — это марс. Когда проигравший не смог вывести с доски ни одной фишки. Тогда победителю достается два очка.
  • Третий – это кокс. Когда победитель сбрасывает все фишки, когда противник не успевает зайти в «дом» ни одной фишкой. Часто это случается в результате Победитель получает тройное вознаграждение.
  • И наконец четвёртый, самый редкий и потому неприятный и «позорный» вариант – это домашний марс. Это когда в момент победы, проигравший завел все свои фишки в дом, но не смог выкинуть ни одной. Победа по договорённости, либо также, как и кокс в тройном размере.

Советы и рекомендации

  • Старайтесь занимать больше лунок в своём и в доме противника. У себя вы обеспечите свободное пространство для ходов и затрудните ходы противника с самой головы
  • По возможности занимайте как можно больше свободных лунок, это обеспечит быстрое и эффективное перемещение по доске
  • Заполнив шесть лунок подряд вы заблокируете путь фишек противника, однако не зацикливайтесь на заграждениях, а старайтесь развивать ходы по всей доске

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Как играть в короткие нарды?

Короткие нарды — это более динамичная и агрессивная разновидность. Вопреки названию, выпадает так, что одну игру можно играть гораздо дольше, чем в длинных. При своих особенностях правила игры в короткие нарды можно освоить самостоятельно, придерживаясь инструкции.

Первое, что нужно знать ¬– это расстановка. Если начинать отсчёт лунок от края нижнего правого сектора и далее по часовой, то расположение будет такое. 6 лунка 5 фишек, 8 лунка 3 фишки, 13 лунка 5 фишек, 24 лунка 2 фишки. У противника то же расположение только в зеркальном отображении. .

  • Во-первых, без договорённости марс, кокс и домашний марс считаются одинаково в двойне.
  • Во-вторых, у себя в доме, выбив фишку противника, нельзя ходить ей ещё раз, но накрыть другой можно.

Есть одна особенность, в коротких нардах существует понятие «домашний камень». При условии хотя бы частичного сохранения изначальной расстановки, когда у игрока выпадают комбинации 3-1, 4-2, 5-3, 6-1 и 6-4 лучший ход будет завести одну фишку в дом, а другой ее прикрыть. Это связано с особенностью расстановки и поможет игроку быстрее завести фишки в дом и перекрыть противнику лунки для зарядки. Новичкам будет сложно на первых порах освоиться во всех тонкостях игры, но небольшая практика поможет решить все затруднения.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Бешеные

А теперь забудьте, как правильно играть в нарды. Бешенные нарды рассчитаны исключительно на удачу и это отличный способ развлечься. Правила и расстановка схожи с длинными, но есть несколько необычных нюансов. Когда вам выпадает дубль, следует выполнить как обычно четыре хода, а затем по четыре хода на каждое последующее значение кубиков. Например, выпало 3-3, вы ходите четыре раза по 3 шага, потом четыре раза по 4 шага, потом 4 по пять и 4 по 6. Здесь везет тому, кто выбросит 1-1, а не 6-6, как в классических правилах. Если на каком-то ходе у вас нет возможности поставить фишку, тогда за вас ходит противник.

Американка

Эта разновидность была распространена в южных штатах Америки, отсюда и название. Здесь противники сначала разыгрывают цвет, а затем расставляются следующим образом. Чёрные ставятся в нижнем правом секторе, в крайнюю лунку пять фишек, в соседнюю три, в следующую пять, и затем две.

Гюльбар

Правила такие же как и в длинных нардах, однако когда у игрока отсутствует возможность сделать ход, следуя выпавшему значению, то за него этот ход делает противник.

Голландский триктрак

Здесь всё как в классических нардах, с одним отличием. Оба игрока заводят свои фишки с борта, и игра начинается только после этого.

Источник:

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три:  шесть-шесть (6**6); четыре-четыре (4**4); три-три (3**3) . В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.

Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.

3.2. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда игрок играет так, как-будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода.

3.3.Игрок имеет право изменить свой ход, пока зары не переданы сопернику или не нажата кнопка часов. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.

3.4. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек — и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника.

Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.

3.5. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.

3.6. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки «не идут»), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.

3.7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На лунку, занятую противником, свою шашку ставить нельзя. В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход. В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден. Если оба хода сделать невозможно, то играется большее число. Например, выпала комбинация шесть-пять. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на пять. Игрок обязан сделать старший ход (на шесть лунок), а меньший ход (на 5 лунок) сгорает.

3.8. Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).

3.9. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т.д. Партия заканчивается.

4. Счёт в игре.

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «оин» (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс» (2-0).

4.3.* Ничья в нардах. Если один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, то второй игрок игравший чёрным цветом имеет право последнего броска, так как он изначально начинал партию – гейм позже. В этом случае, если игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска и вывел с доски свои шашки, то партия заканчивается в ничью и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1) в зависимости от регламента турнира.

*Ничья в длинных классических нардах — нововведение.

доска с нардами

Нарды пользуются популярностью не одно тысячелетие. Игра захватывает участников, развивает память, устный счет, учит стратегически мыслить и не требует специальных знаний. Для начинающих понадобится немного времени, чтобы разобраться, как играть в нарды.

Содержание

  • 1 Описание и цель игры
    • 1.1 Разновидности нард
  • 2 Правила игры в длинные нарды
    • 2.1 Расположение фишек
    • 2.2 Бросок костей
    • 2.3 Движение фишек
    • 2.4 Ограничения и незаконные перемещения
    • 2.5 Вывод с доски
    • 2.6 Конец партии и возможные результаты
    • 2.7 Советы и рекомендации
  • 3 Особенности коротких нард
    • 3.1 Расположение фишек
    • 3.2 Движение фишек
    • 3.3 Поедание и введение в игру шашек
    • 3.4 Двойная кость

Описание и цель игры

Нарды – это настольная игра для двух участников. В набор входят:

В набор входят:

  • доска – поле, поделенное на две одинаковые части, расчерченные 24 треугольниками (пунктами, лунками) двух цветов;
  • кубики (кости) – 2 шт.,
  • фишки (шашки) – 30 шт., по 15 штук на игрока, черные и белые.

Цель игры: соперники должны перегнать все фишки своего цвета через игровое поле и вернуть на свою половину доски, чтобы потом их снять.

нарды на столе

Цель игры – перегнать фишки на другую половину доски.

Есть много предположений, гипотез и доказанных фактов об истории появления игры. По одной из версий, нарды берут начало в Персии. Предшественницей игры в современном виде называют римскую табулу. Похожее развлечение, сенет, пользовалось популярностью у египтян еще в 3500-е г. до н.э.

Само название игры переводится как «храбрый Ардашир» (иранский царь). В других странах ее называют по разному, иногда подразумевая схожие игры:

  • трик-трак;
  • тавла;
  • шеш-беш;
  • коша и т.д

Часто нарды сравнивают с шахматами и объединяют в общую группу игр, но они сильно различаются. Нарды отличаются простыми правилами и средним уровнем стратегии.

Разновидности нард

Выделяют множество самостоятельных видов игры. Наиболее популярны короткие и длинные нарды. Они различаются:

  • Начальным расположением фишек. В коротких нардах шашки помещаются игроками следующим образом: по 2 шт. на 24 пиках, по 5 шт. на 13 и 6 пунктах, 3 шт. – на 8. В длинных нардах все 15 фишек ставят на одну ячейку.
  • Направленностью передвижений. В коротких нардах шашки движутся навстречу друг другу, тогда как в длинных фигуры перемещаются в одну сторону.
  • Размещение в ячейках. В длинных нардах нельзя ставить шашку, если на этом треугольнике стоит хоть одна фишка противника. В коротких ячейка блокируется, только если там больше 2ух чужих фишек.
  • Роль удачи для выигрыша. В длинных нардах велика роль случая, а в коротких победа зависит в основном от мастерства игрока.

Большинство игроков-любителей отдают предпочтение именно длинным нардам. Связано это с их простотой и доступностью.

Правила игры в длинные нарды

Игра начинается с розыгрыша первого хода. Соперники распределяют между собой фишки по цветовым предпочтениям. Каждый берет по кубику и бросает его на доску туда, где расположены его фишки.

кубики на доске для нардов

Право первого хода определяется броском кубиков.

После сбрасывания игру начинает тот, у кого на кости большее число (от одного до шести). Если у противников выпали одинаковые значения, то сброс продолжается до тех пор, пока у кого-то не выйдет большее число.

Расположение фишек

На игровой доске 24 ячейки, каждая из которых обозначает один шаг. Левая половина доски, объединяющая с 1-го по 6-й треугольники, называется «домом». Правая часть, включающая пики с 7-ой по 12-ую – двором. Аналогично делятся другие 12 пунктов для соперника.

дом и двор в нардах

Расположение фишек в длинных нардах.

Шашки размещаются столбиком в правом верхнем углу на пике в количестве 15 шт. Эта зона доски называется «головой». В левом нижнем углу столько же фишек другого цвета.

Движение фигур осуществляется против часовой стрелки. Задача игрока – быстрее соперника завести шашки в свой дом.

Бросок костей

Для первого хода после розыгрыша жребия кости следует снова скинуть.

Игрок скидывает два кубика на свою часть доски. Нужно повторно бросить кости, если:

  • кубик перекатился на чужое поле;
  • кости после броска оказались на разных досках;
  • упали поверх фишки;
  • встали ребром.

Принято перемешивать игральные кости в специальном стакане, обитом тканью изнутри, хотя для любительских игр можно использовать руки.

Движение фишек

По усмотрению участника, передвигаются две шашки или одна. Например, на костях выпало «5» и «2»:

  • можно передвинуть одну шашку на пять ячеек, а затем вторую – на две;
  • либо передвинуть одну фишку в общей сложности на семь шагов.

дубль на кубиках в нардах

Если выпал дубль, игрок делает 4 хода с таким количеством шагов.

Если на кубиках выпали одинаковые значения, игрок может сделать сразу 4 хода с таким количеством шагов. Такая ситуация называется кушем, гошем или дублем. Когда на кубиках в начале партии выпали числа 6-6, 4-4, 3-3 – с головы снимают две фишки, так как полный ход осуществить не получится из-за шашек противника на голове.

За каждый ход игрок совершает от одного до четырех перемещений фишкой, в зависимости от выбитых на кубиках очков. Во всех случаях перемещение осуществляется в точном соответствии с полученным на кубике значением. Нельзя сходить на две ячейки, если на кубике выпало пять.

Ограничения и незаконные перемещения

Существуют следующие ограничения при движении шашек по доске:

  1. Нельзя занимать треугольник, на котором уже находится фишка соперника.
  2. Если есть возможность сыграть шашкой на оба числа из выпавших, движение осуществляется в соответствии с большим значением.
  3. Правило полного хода: нельзя сделать перемещения только по одному значению на костях, если существует возможность использовать оба числа.
  4. Если нельзя сдвинуться ни на одно значение из сброшенных, то ход передается сопернику.
  5. Запрещается пропускать ход, даже если игроку такое перемещение невыгодно.
  6. За исключением первого броска, за один ход с «головы» разрешается выводить только одну шашку. Если одна фишка не проходит, то снимают вторую.

доска с нардами

Пока кубики не попали к сопернику, игрок вправе изменить свой ход.

В случае когда игрок нарушает правила и неверно передвигает фишку, соперник может потребовать  соблюдения правил и повторения хода согласно числу точек на кубиках. Это возможно при условии, что кости не будут переброшены.

Вывод с доски

Когда 15 фишек прошли весь круг и вернулись в дом, их нужно снять с доски. Фигуры выводятся с поля согласно значениям, выпавшими на кубиках. Например, если на них выпали числа 2 и 5, то снимаются фишки со второй и пятой пики.

Числа, выпавшие на костях, игрок вправе использовать по своему усмотрению: снять фишку или сделать ходы в доме.

Допускается вывод шашки с лунки более низкого уровня, если пика, соответствующая значению на кубике, пустует. Например, выпало 5 очков. Если пика свободна, то снимают шашку с четвертого пункта. Если и на этом треугольнике нет фишки, то с третьего и т.д.

Конец партии и возможные результаты

Игра заканчивается, когда один из противников выводит с поля все свои фишки.

Результаты игры:

  1. Ойн. Если проигравшему удалось перегнать с доски хотя бы одну шашку, победителю начисляется 1 очко.
  2. Марс. Если проигравший не снял с доски ни одну фишку, счет 2-0.

фишки на доске для нард

Для очных турниров ввели понятие «ничья»…

Первоначально «ничьей» в классических нардах не было, но Федерация нард посчитала нужным ввести данное понятие для очных турниров. Порядок следующий: игру начинает обладатель белых фишек. Если он первым сбрасывает фигуры, то игроку с черными шашками дается право последнего броска. Если и он успевает вывести фишки, объявляется ничья. Каждому игроку присуждается по половине очка.

Советы и рекомендации

За многолетнюю историю игры успели придумать универсальные советы, которые помогут новичкам в их первых играх:

  1. Старайтесь занять как можно больше пространства в домах – своем и противника. На чужом поле вы сможете заблокировать вывод новых шашек в игру, а на своем не дадите запереть свои фишки.
  2. Пытайтесь «размазать» свои шашки тонким слоем по большему числу ячеек – это эффективней, чем строить башни в двух-трех.
  3. Заранее готовьтесь к выпадению дубля, когда можно сделать сразу 4 хода. Если не думать об этом, можно упустить преимущество.
  4. Фишки со второй четверти старайтесь переводить в третью за один ход – такое стремительное  наступление поможет спутать карты сопернику.

Остальные нюансы вы поймете уже во время игры, ведь знание приходит с практикой. Не оттягивайте тренировки – в интернете можно найти множество онлайн-сервисов, где можно сразиться с реальным человеком по сети. Так вы сможете посмотреть на чужие тактики и поэкспериментировать со своими.

Особенности коротких нард

Ознакомившись с длинными нардами, можно попробовать и короткие. Во многом эти виды схожи, и разобравшись с одним можно быстро освоиться со вторым. Главное понять, чем отличаются короткие и длинные нарды:

  1. Расположением.
  2. Движением фишек.
  3. Возможность «поедать» чужие шашки.
  4. Возможность удвоить ставку в игре.

В целом отличия незначительные, так что всего пара партий и вы освоитесь с новыми правилами игры.

Расположение фишек

Различить длинные и короткие нарды можно с первого взгляда – начальное положение фишек сильно различается. Если в первых они все расположены строго по углам доски, то здесь равномерно разбросаны по всей поверхности:

  • На 6 и 13 пиках расположено по 5 камешков.
  • На 8 – размещают по 3 камня.
  • На 24 пункте – по 2 камня.

Нумерация идет для черных фишек – с правого верхнего угла, для белых – с нижнего правого угла.

расположение фишек

Расположение фишек в коротких нардах.

Различается и расположение двора и дома для игрока с черными фишками.

Движение фишек

Бросок костей осуществляется точно также, как и для длинных. А вот движение игровых фишек различается: шашки идут навстречу друг другу: один игрок перемещает их по часовой стрелке, другой – против.

движение фишек в коротких нардах

Фишки двигаются навстречу друг другу.

Еще несколько важных отличий в движении шашек:

  • Начинать движение можно с любой башни, а не только с «головы».
  • Нельзя занимать треугольник, на котором находится больше двух шашек соперника. Такая ячейка называется «якорь».
  • Если на лунке стоит одна фишка противника, можно встать на эту ячейку и «выбить» шашку противника в бар. Ему придется вести ее заново по всей доске.

Последний пункт требует детального рассмотрения, потому что это одна из главных особенностей коротких нард.

Поедание и введение в игру шашек

Центральная выступающая часть, разделяющая доску пополам, называется «баром». Сюда попадает шашка, если она стояла на ячейке одна и сопернику выпала возможность поставить свою фишку сверху.

Игрок, имеющий хотя бы одну «съеденную» шашку, не может перемещать другие, пока не вернет ее на доску. Фишку можно снова ввести в игру, если на костях выпало число, позволяющее сделать ход до свободного треугольника в зоне дома соперника.

нарды с кубиками

Блот – лунка с одной фишкой противника.

Существует множество стратегий ведения игры:

  • В одном случае все внимание игрока уделяется быстрому заведению шашек в дом, а не построению ловушек для соперника.
  • В другом игрок выстраивает блок из нескольких шашек, чтобы препятствовать ходу противника, или удерживает якорь на одной лунке, пока не получится выбить блот соперника. Так называют треугольник, занятый только одной незащищенной фишкой.

Какой именно тактики придерживаться, решать вам.

Двойная кость

Куб удвоения (Даве) может быть использован игроками с целью поднять ставки в процессе игры. На гранях кости прописаны степени двойки от единицы до шести: 2, 4, 8, 16, 32, 64.

В процессе игры важно просчитывать ее дальнейшее развитие. В начале партии кубик помещают на бар посередине доски вверх стороной с числом 64. Перед скидыванием участник поворачивает кубик гранью с цифрой 2, показывая тем самым, что желает удвоить ставку. Противник должен принять новые условия или сдаться в 1 победное очко. Для того чтобы снова поднять ставки, кубик поворачивают следующей гранью с цифрой 4 и т.д.

Если противник на поднятие ставки сразу отвечает удвоением, по договоренности применяется «бивер». В первый ход удваивать партию нельзя. Игроки могут использовать «автодубль» – автоматически удвоение ставки, когда у обоих участников при розыгрыше первого хода на кубиках выпадают равные числа.

Сейчас научиться играть в нарды стало намного проще, чем раньше. Ведь теперь можно в любой момент найти противника на специальных онлайн сайтах. Можно играть как в длинные, так и в короткие нарды, смотря что нравится. С каждым днем оттачивая свое мастерство, совершенствуя стиль и сталкиваясь с соперниками разного уровня.

Как научиться играть в нарды

Чтобы скрасить свободное время, приятно провести досуг с коллегами по работе, одногруппниками, просто друзьями в выходной день, рекомендуем вам освоить игру под названием нарды. Это увлекательная и достаточно сложная настольная игра, которая впервые упоминается в исторических справках еще в 3500 годах до нашей эры. Еще в Древней Месопотамии люди играли в подобие нард, при этом культура игры там была достаточно развита. Как научиться играть в нарды и начать проводить свой досуг более содержательно и весело? Рассмотрим основные нюансы этого непростого дела во всех подробностях.

Суть нард сводится к тому, что необходимо, бросая кости, постепенно перевести все свои шашки на так называемый дом, который в народе жаргонно нередко называют «хатой». Игроки бросают идущие вместе с доской и шашками кости, на которых выпадает определенное число очков. В зависимости от него надо передвигать свои фигуры на определенное количество шагов, приближаясь к заветной цели.  Как правильно играть в нарды и быстрее всех собирать фигуры в доме? Для начала, потребуется освоить основные техники игры, набраться опыта с противниками своего уровня, а уже потом постепенно применять различные хитрости и приемы, которых здесь достаточно много. Мы изучим основные характеристики коротких и длинных нард, интересные фишки, советы, как добиться победы меньшими усилиями и быстрее своего коллеги на той стороне доски.

Как научиться играть в нарды

 Какие существуют нарды

На свете есть множество разновидностей нард, включая такие варианты:

  • Длинные нарды;
  • Короткие нарды;
  • Американка;
  • Голландский триктрак;
  • Гюльбар;
  • Жакет Единичка-двоечка;
  • Мариенбад и множество других видов.

Уже из такого разнообразия становится понятно, что игра в нарды – это целый огромный мир, который затягивает некоторых усидчивых людей сильнее любой зависимости. Рассмотрим подробнее самые популярные разновидности нард.

Короткие нарды

Самый популярный вариант игры, который известен человечеству уже более 5,5 тысяч лет. Более подробно эту разновидность нард мы рассмотрим ниже, здесь же стоит сказать, что вся доска перед игроками условно разбита на пункты: двор, дом, двор противника и дом противника. 15 шашек каждого участника баталии необходимо провести через все встречающиеся им на пути номера пунктов так, чтобы как можно быстрее вывести их во двор и убрать их с игровой доски. Победителем партии считается тот, кто первый снял все шашки с доски.

В коротких нардах первым ходит тот игрок, который выигрывает начальный жребий. Передвигать шашки по пунктам (пипсам) необходимо, исходя из чисел, которые появляются при бросании костей. Нередко встречается, что в данную игру люди играют на деньги, что повышает конечные ставки и позволяет любителям этого занятия даже немного подзаработать на досуге, если повезет.

Короткие нарды

Длинные нарды

Также наиболее популярный вариант игры наравне с короткими нардами, который позволяет раскрыть свой талант в плане умения стратегически мыслить и проводить сложные комбинаторные схемы. Основными отличиями от предыдущего варианта здесь является несколько иная начальная расстановка шашек на доске, движение шашек происходит для каждого игрока лишь в одном направлении (против часовой стрелки), сбивать шашки противника ни в коем случае не разрешается. Также в длинных нардах можно создавать такие комбинации, когда шашка врага оказывается «запертой» — ею нельзя ходить. Смысл победы остался тем же – необходимо первым вывести свои шашки в так называемый дом и «выбросить» их за пределы доски.

Американка

Большой популярностью нарды Американка пользуются в США, а также Канаде. Если брать классические нарды – правил выбора цвета здесь нет, каждый берет тот цвет, который хочет. В Американке же право играть тем или иным цветом определяется с помощью жеребьевки. Существуют отличия для постановки шашек для «черных» и «белых»: черные шашки ставятся на правой нижней части игрового поля, а белые – в левой нижней части доски. Белым ходить сложнее, так как они занимают лишь первую, вторую и третью ячейки на доске, все остальные фишки, которые туда не влезли, ставятся на борт. Но и победа для «белой» стороны приносит сразу три ставки одновременно.

Гюльбар

Гюльбар – вариант длинных нардов, но здесь темп игры намного стремительнее. В отличие от классического варианта игры, где противники могут сидеть друг против друга часами, здесь партия может быть завершена в считанные минуты. Очень большое значение при игре в Гюльбар играет банальная случайность – выигрывает здесь не самый просчитанный и мудрый игрок, а тот, кому просто повезло.

Голландский триктрак

В этом варианте нард камни вводятся в игровое поле с борта. Первым делом участникам необходимо бросить жребий и определить порядок совершения ходов. Далее важнейшая задача – вывести с поля на доску свои шашки. Только после этого они могут ходить и просчитывать стратегию победы. Правила здесь очень похожи на короткие нарды.

Короткие нарды: основные правила игры

Чтобы разбираться в большинстве существующих типов игры, необходимо просто освоить базовые длинные и короткие нарды. Игра предназначена для двух участников, в процессе сражения используется доска, шашки, кубики для бросания жребия, или кости.

Первым делом, необходимо обустроить начальную позицию противников. Доска для игры разделена специальными сужающимися полосами, которые именуются здесь пунктами. Всего 24 пункта, они разделены на такие группы:

  • Дом (пункты 1-6);
  • Двор (пункты 7-12);
  • Дом противника (13-18);
  • Двор противника (19-24).

Между двором и домом находится планка, середина доски. Она имеет специальное название бар.

Основные правила игры в нарды

Для начала игры необходимо расставить шашки по местам. Для белых и черных шашек расстановка одинакова: 2 шашки в 24 пункт, 5 – в 13 пункт, 3 – в 8 пункт, 5 – в 6 пункт. Кому достанется право ходить первым – решает жребий. Для этого игроки должны кинуть жребий и тот, у кого будет по итогу больше очков, ходит первым.

Как происходит движение шашек

Отдельного внимания стоит рассмотрение вариантов ходов для шашек из разных пунктов. Здесь действуют такие достаточно запутанные правила:

  • Движение начинается из дома черных и белых шашек. Один игрок ходит по часовой стрелке, его противник – против часовой стрелки. Каждая шашка проходит путь со своего дома, через двор противника в свой двор, откуда должны быть в итоге выведена за пределы игровой доски;
  • Шашки можно ставить либо на пустые пункты, либо на те, где есть лишь одна шашка противника. В последнем случае камень противника считается «убитым». Величина хода определяется броском двух кубиков с числами. Кидаются кубики из специального мешочка, а не с рук. Выпавшие числа, скажем, 1:3, можно применить к одной шашке, суммируя их (1+3=4 хода) или же ходить двумя отдельными шашками, одной на 1 ход, другой – на 3;
  • Если случается так, что игрок собирается ходить двумя шашками, но выпавший жребий на одну из них указывает на занятое двумя или больше шашками противника место – такой ход просто сгорает, так как его нельзя выполнить;
  • Удачной считается комбинация, когда на обоих кубиках выпадает одинаковое число – дубль. К примеру, если выпало 2:2, то игрок может совершить ход 2 целых 4 раза.

Как бить шашки противника и выводить свои из игры

Нельзя пропускать ход – если кубики брошены, необходимо ходить. Также нельзя пропустить и полный ход, когда выпадает целых 10 ходов.

Правила игры в нарды для начинающих кажутся достаточно сложными, но в процессе получения опыта можно научиться играть достаточно легко и свободно. Помните про задачу соревнования – вывести все свои шашки с игрового поля. Но как это сделать, если придется столкнуться с шашками противника? Вот основные правила:

  • Если на пункте или ячейке стоит всего одна шашка противника, то это место называется «блот». Если на «блоте» остановится шашка противника, то он является битым и шашка отсюда перекладывается на бар – разделительную линию в центре поля. Если у игрока в баре уже есть хоть одна шашка – следующим шагом он должен ее опять поставить в начальное положение в дом противника;

Блот в нардах
  • Когда выпадает определенный ход на кубиках, игрок совершает ходы. Если, к примеру, упало 3:4, то можно поставить шашку в пункт 3 или 4, но только при условии, что место здесь не занято двумя или больше шашками противника;
  • Если у игрока в баре есть какие-то шашки, то он не может ходить по доске другими шашками, пока эти не будут выведены в начальное игровое положение.
  • Когда в дом игрока заведены все его 15 шашек – можно начинать выводить их из игрового поля. Выводить шашки можно как с нового хода, так и в виде продолжения длительного удачного хода. Если в процессе игры хоть одна шашка будет бита – ее надо «заряжать» в начальное положение и вести заново по доске. Если есть хоть одна шашка вне «дома», начинать выводить камни нельзя.

Также нет требования обязательно выбрасывать шашки с поля. Если игрок посчитал нужным, он может оставить шашку в «доме», а сам совершить ход другими фигурами на доске.

Длинные нарды: отличительные особенности

Длинные нарды существенно отличаются от коротких. Здесь 24 ячейки на игровой доске, каждая из них обозначает один шаг. На левой половине доски ячейки 1-6 называются «домом» для одного игрока, а 7-12 ячейки на правой части доски – его «двором». По аналогии, 13-18 – «дом» противника, а 19-24 – его «двор».

Все шашки в исходном положении размещаются вместе на одной стороне – в правом верхнем углу для обеих сторон. Эта конструкция называется в длинных нардах «головой». Жребий решает, кто будет ходить первым. Если кубики встали ребром, перекатились на сторону доски соперника, оказались на различных частях доски или упали на фишку – необходимо перекидывать жребий.

Научиться играть в нарды самостоятельно

Как ходить шашками

Для игры в длинные нарды расстановка фишек отличается, но правила ходов примерно такие же, как и в коротких нардах. Игрок может после броска жребия ходить либо одной шашкой на все ходы, либо задействовать сразу две, но ходить, соответственно, на ходы с двух кубиков. К примеру, если упало 2:6, то можно либо пойти одной шашкой на 2, другой на 6, либо же одной на 8.

Игроку может упасть «куш» – этим словом здесь обозначается ситуация, когда на обоих кубиках выпало одинаковое число. Если у игрока «куш» — он делает сразу 4 хода с тем количеством шагов, которое выпало. При выпадении комбинаций 3-3, 4-4 или 6-6 с головы необходимо снять две фишки.

Ограничения

Далее процесс происходит таким же образом, как и в коротких нардах, но есть некоторые серьезные отличия, выраженные такими ограничениями:

  • Если на пункте, или треугольнике уже находится шашка противника – его занимать нельзя;
  • Если игрок желает ходить одной шашкой на все ходы с двух кубиков, но для этого уже нет места – ходить надо с того кубика, где выпало большее значение;
  • Если есть возможность ходить с обоих кубов на все ходы, то игнорировать одно из значений с того или иного кубика запрещено;
  • Ни в коем случае не допускается пропускать ход, даже когда игроку выпала крайне невыгодная комбинация;
  • С одного хода можно вывести с «головы» лишь одну шашку. Правило не касается первого хода в партии.

Игру должен начинать человек, выступающий белыми камнями. Допускается возможность ничьей, если при сбросе всех фигур белой стороной черный за один ход также выводит свои шашки с доски.

Научиться играть в нарды с нуля

Если вас интересуют нарды, основные понятия, изложенные здесь, будут достаточны для старта. Но в целом, данная игра настолько сложная, что для подробного изучения придется вникнуть еще во множество стратегий, инструкций и советов. Некоторые мы рассмотрим ниже.

Общие советы по игре в нарды

Если вы со знания темы на уровне вопросов «сколько фишек в нардах» перешли в статус уверенного новичка, то можете использовать такие выверенные временем рекомендации для более успешной игры:

  • В каждой игре надо стараться занимать как можно больше пространства в «домах», как своих, так и противника. Это позволяет блокировать вывод новых шашек противника на поле и не дать заблокировать себя;
  • Лучше не пытаться строить «башни» из множества фишек, а распространить их по большему количеству пунктов;
  • Игра в нарды для начинающих может предоставить новичку дубль, но он не сможет грамотно использовать ситуацию в своих целях. Лучше сразу заранее думать о том, что делать, если действительно выпадет два одинаковых числа на кубиках.

Сложно описать во всей полноте, как научиться играть в нарды с нуля, так как это занятие достаточно сложное и в нем скрыто множество тайн и секретных приемов. Но имея первоначальные навыки, описанные в данной статье, вы можете продолжать совершенствовать свои знания дальше и стать опытным игроком в нарды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как зарегистрироваться на ржд бонус пошаговая инструкция по применению
  • Как играть в морской бой инструкция
  • Как застегнуть ремень в самолете инструкция
  • Как играть в лаки джет инструкция
  • Как зарегистрироваться на рейс аэрофлота онлайн по номеру билета инструкция бесплатно