Вы новичок и хотите знать, как устроены шахматы? Тогда вы по адресу. В этой статье мы поговорим о том, как играть в шахматы для начинающих.
Для игры в шахматы нужна специальная доска, имеющая размер сетки 8 на 8, т.е. она должна быть разделена на 64 маленьких одинаковых квадратов, расположенных по всей доске.
Доска очень похожа на ту, что используется в шашках. Поля доски обычно чередуются стандартным белым и чёрным цветом. Однако они могут быть любого цвета, главное, чтобы они имели более светлую и тёмную цветовую гамму.
Независимо от того, какого цвета доска, более светлые поля называются белыми или светлыми полями, а более тёмные поля называются чёрными или тёмными полями.
- Содержание
- 1. Как работает игра в шахматы (для начинающих)
- 1.1 Цель игры в шахматы
- 1.2 Выбор цвета
- 1.3 Важные правила игры в шахматы для начинающих
- 2. Названия шахматных фигур и как они ходят
- 2.1 Король
- 2.2 Ферзь
- 2.3 Ладья
- 2.4 Слон
- 2.5 Конь
- 2.6 Пешка
- 3. Установка шахматной доски
- 3.1 Размещение фигур
- 4. Понимание стоимости фигур и размены
- 4.1 Ценность короля
- 4.2 Ценность ферзя
- 4.3 Ценность ладьи
- 4.4 Ценность слона
- 4.5 Ценность коня
- 4.6 Ценность пешки
- 4.7 Хорошие размены
- 4.8 Плохие размены
- 4.9 Честный размен
- 4.10 Меняться или не меняться?
- 5. Развитие ваших фигур
- 5.1 Контроль центра доски
- 5.2 Развитие с целью контроля центра
- 6. Атака и защита
- 6.1 Атакующий план
- 6.2 Успешные атаки
- 6.3 Потеря фигуры
- 6.4 Защита фигуры
- 6.5 Защищайте своего короля
- 7. Победа в первых играх — мат для новичков
- 7.1 Детский мат для начинающих
- 7.2 Мат двумя ладьями
- 7.3 Мат ферзём и королем
- 1. Как работает игра в шахматы (для начинающих)
Как играть в шахматы для начинающих
В игре два игрока. Один играет белыми фигурами, а другой чёрными. Игрок с белыми шахматными фигурами считается «белым», а игрок с чёрными фигурами — «чёрным».
Первое правило — белый игрок делает первый ход. На каждом шагу игроки должны делать ход; пропускать ход — против правил. Даже если перемещение фигуры невыгодно, вы должны сделать ход, иначе игра не продолжится.
Цель игры в шахматы
Игра должна продолжаться до тех пор, пока один из королей не окажется в «матовой» ситуации, либо игра заканчивается вничью или до тех пор, пока один из игроков не решит сдаться.
Кроме того, в шахматы можно играть с «временным контролем». Это означает, что вся игра будет проходить в течение фиксированного времени, и тот, кто превысит лимит времени до объявления «мата», проигрывает партию.
Однако, если вам удастся захватить короля противника до истечения времени, вы выиграете этот матч. При игре на время в шахматах используется разные типы контроля времени. У игроков может быть фиксированное время до конца партии, либо на определённое количество ходов.
В такой спланированной игре у игроков также есть возможность продлить время, тем самым увеличивая количество ходов, которые они, вероятно, сделают.
Как только игра начинается, фигуры перемещаются по доске, используя законные ходы. Цель состоит в том, чтобы захватить как можно больше фигур вашего противника. По мере развития игры игра достигает точки, когда вы либо ставите сопернику «шах и мат», либо вам придётся смириться с поражением.
Если вы находитесь под «шахом», то вы можете выйти из этой ситуации следующим образом:
- Забрать фигуру, которая угрожает вашему королю другой фигурой, или использование вашего короля напрямую, чтобы убрать эту фигуру.
- Увести вашего короля из опасной зоны и поставить его на безопасное поле.
- Преградить противнику путь к вашему королю, перемещая другую фигуру перед фигурой противника.
Однако если вы не можете сделать ничего из вышеперечисленного, то вам поставили мат и следует признать поражение.
Также обратите внимание, что вы не можете поставить себя под «шах». Это означает, что вы не можете сделать ход, который позволит оппоненту захватить вашего короля на следующем ходу.
Выбор цвета
В официальных правилах нет пункта, указывающего, кто должен играет белыми фигурами. Это решение открыто для конкретных правил турнира.
Как правило, цвет определяется случайным образом. Берётся мешок, в который складываются все фигуры и затем главный судья или игрок с наибольшим рейтингом, который участвует в турнире вытаскивает фигуру, по которой и определяется, каким цветом будет играть рейтинг-фаворит на первой доске.
Важные правила игры в шахматы для начинающих
Мат: королю поставлен мат, когда ему некуда бежать и он больше не может защититься от атакующего удара.
Шах: атака на короля, которая угрожает захватить его на следующем ходу.
Пат: это особый случай, когда у игрока нет других допустимых ходов, но он не находится под шахом. Пат — это ничья. Есть также специальное правило пятидесяти ходов, означающее, что если оба игрока сделали пятьдесят ходов без взятия пешками, то игра заканчивается вничью.
Сдача партии: Игрок может в любое время отказаться или выйти из игры и признать поражение.
Смотрите больше шахматной терминологии здесь
Названия шахматных фигур и как они ходят
Многие новички не понимают, в чём разница между ферзём и королём. Практически в каждой шахматной партии король носит маленькую корону или крест.
Ферзь обычно меньше по размеру и имеет ребристый край на макушке. Чтобы лучше понимать правила, важно знать названия всех шахматных фигур и как они ходят. Итак, давайте посмотрим на все фигуры и на то, как они ходят.
Король
Король самая важная фигура в игре. Однако он также самый слабый. Король может двигаться только на одно поле в любом направлении, будь то вперёд, назад или в сторону. У короля также есть особый и уникальный ход, известный как рокировка. Король никогда не сможет занять опасную для него позицию. Игра проиграна, если вы потеряете своего короля.
Рокировка — это особое правило, применимое только к королю и ладье. Рокировка позволяет делать две важные вещи:
- Спрятать короля в безопасное место
- Переместите ладью из угла в центр игры.
Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне. Однако, чтобы рокировка была возможна, должны быть выполнены следующие условия:
- 1. Для ладьи это должен быть первый ход
- 2. Для короля это должен быть первый ход
- 3. Путь между королём и ладьёй должен быть свободным (никакие фигуры не могут его блокировать).
- 4. Король не может находиться под «шахом» или проходить атакованное поле.
Если вы делаете рокировку в направлении, где стоит король, то это называется «рокировка на королевский фланг». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется «рокировка на ферзевый фланг». Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.
Ферзь
Ферзь самая сильная фигура в шахматах. Ферзь может перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали или диагонали.
Однако ему не разрешается перепрыгивать через любые другие фигуры. Он может атаковать любым способом, как ходит. Однако, как и любая другая фигура на доске, если она взята, то она выбывает из игры.
Ладья
Ладья, известная также как тура, может перемещаться на любое количество полей, но только назад, вперёд или вбок. Она также не может перепрыгивать через другие фигуры. Ладьи считаются мощными фигурами, особенно когда речь идёт о защите и работе друг с другом для атаки противника. Взятия в шахматной игре необязательны. Ладья не обязательно должна делать какое-либо взятие. Забирать другие фигуры вы можете тогда, когда заходите, главное, чтобы это не противоречило правилам игры в шахматы.
Слон
Слон может перемещаться на любое количество полей, если все они диагональные. Он не может перепрыгивать через фигуры на своём пути. Если слон начинает с чёрного поля, то он должен всегда ходить по чёрным полям, и наоборот.
Слон хорош для прикрытия или защиты других фигур на доске. На доске у вас будет всего два слона — белопольный и чернопольный. Тот, кто стоит на белом поле, может двигаться по диагонали по белым полям, а кто на чёрном поле, тот движется только по чёрным полям по диагонали.
Конь
По сравнению со всеми остальными фигурами конь движется по-разному. Голова коня похожа на лошадь. В общих словах конь ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом.
В результате получается Г-образная форма хода. Это единственная фигура, которая может прыгать через другие шахматные фигуры. Конь может пойти на два поля по вертикали или горизонтали, а затем на одно перпендикулярно.
Другие фигуры никогда не могут заслонить коня. Он может легко перепрыгивать любые фигуры и забирать вражеские фигуры. Однако если конь стоит в углу, то он оказывается в ещё более затруднительном положении, чем ферзь или слон, и ещё более уязвим для того, чтобы его поймал противник.
Пешка
Пешки, с другой стороны, классифицируются как самые сложные фигуры на доске. Пешки необычны, потому что они могут брать другие фигуры и двигаться по-разному. Они продвигаются вперёд, но захватывают другие фигуры по диагонали. Пешки могут двигаться только на одно поле, за исключением первых ходов, в этом случае пешки могут перемещаться на два поля вперед.
Пешки могут брать фигуры только по диагонали перед собой. Они никогда не смогут забрать другую фигуру, задним ходом. Если фигура блокирует пешку, она не может двигаться, пока фигура впереди не уйдёт.
Превращение пешки
Если пешка успешно достигает другой стороны доски, она может стать любой другой фигурой. Это называется превращение в шахматах.
Взятие на проходе
Ещё одно правило, применимое к пешкам, — это «en passant», что по-французски означает «мимоходом». Во время игры, если пешка перемещает на две клетки своим первым ходом и при этом оказывается рядом с пешкой противника (это означает, что эта пешка перемещается на две клетки, чтобы избежать риска захвата), то у вражеской пешки есть возможность забрать эту «хитрую» пешку.
Этот ход возможен только в том случае, если игрок сразу же заметит его и начнёт действовать немедленно. В противном случае возможность взятия пешки исчезает.
После того как вы поймёте названия фигур и их движение, следующий шаг — узнать, как устроена доска.
Смотрите также: Взятие на проходе
Установка шахматной доски
Это исходное положение шахматной доски. Перед тем как начать расставлять фигуры, необходимо правильно установить доску. Доска должна быть установлена так, чтобы у каждого игрока было белое поле в правом нижнем углу шахматной доски.
Стартовая позиция шахматной партии
Размещение фигур
Ладьи: Ладьи ставятся на крайние угловые клетки шахматной доски.
Кони: Кони располагаются рядом с ладьёй (поля b1 и g1 для белых, поля b8 и g8 для чёрных).
Слоны: Слоны размещаются вдоль вертикалей c и f на заднем ряду. Они стоят рядом с конями.
Ферзь: остались два последних поля. Ферзь встаёт на поля своего цвета. Другими словами, если у вас белые фигуры, белый ферзь встанет на белое поле (d1). Точно так же чёрный ферзь пойдёт на чёрное поле (d8).
Король: Оставшийся квадрат — это место, где вы размещаете короля. Король должен быть размещён на поле другого цвета. Другими словами, белый король должен быть помещён на чёрный квадрат (противоположные цвета).
Пешки: Пешки размещаются вдоль второй горизонтали. Для чёрных это 7-я горизонталь.
После того как вы разместите все свои пешки, доска готова! Вы готовы начать игру.
Смотрите также: Как расставить шахматы: Пошаговая инструкция
Понимание стоимости фигур и размены
По ходу игры вы будете находить возможности для захвата фигур вашего соперника. Однако ваш оппонент вполне может отбить вашу фигуру; это называется разменом. Поэтому очень важно, чтобы вы знали цену каждой фигуры, чтобы вы могли с умом их разменивать.
Ценность короля
Короля нельзя менять, но если ему поставлен мат, игра проиграна, поэтому мы можем сказать, что Король бесценен.
Ценность ферзя
Ферзь стоит 9 очков. Ферзь — самая ценная фигура. Вы всегда должны тщательно охранять его и следить за тем, чтобы он не подвергся опасности.
Ценность ладьи
Каждая ладья стоит по 5 очков. Это вторые по силе фигуры на шахматной доске после ферзя. Поскольку они могут атаковать очень много полей, ладьи более ценны, чем кони и слоны.
Ценность слона
Слоны могут быстро перемещаться по доске, но они стоят всего три очка каждый.
Ценность коня
Кони обладают особым талантом прыгать через другие фигуры, но они тоже стоят всего три очка.
Ценность пешек
Пешки имеют наименьшую ценность на шахматной доске — только 1 балл. Если вам придётся чем-то пожертвовать, вы потеряете меньше всего, пожертвовав пешкой.
В шахматах есть три типа разменов:
- 1. Хороший размен
- 2. Плохой размен
- 3. Честный размен
Хороший размен
Здесь белые получат пять очков, если заберут ладью на a8, и потеряют только три очка, если их слон будет взят другой ладьёй на f8. Хороший размен за белых.
Стартовая позиция шахматной партии
Поскольку ладьи дороже слонов, белые счастливы взять чёрную ладью на а8.
Плохой размен
Стартовая позиция шахматной партии
Чёрный ферзь защищает чёрного коня на f6. В этой ситуации, если белый ферзь заберёт чёрного коня на f6, белые получат три очка, но потеряют девять очков, когда их ферзь будет быстро отбит чёрным ферзём на d8.
Честный размен
Честный размен включает обмен фигур одинаковой стоимости в баллах.
Например, размен ладьи на ладью или слона на слона является справедливым обменом, поскольку обе ладьи приносят по 5 очков или слоны по три. Если общее количество баллов с каждой стороны уравнения одинаково, то вы можете сказать, что размен справедлив.
Меняться или не меняться?
Когда вы играете партию, хорошо смотреть вперёд и осознавать положение фигур вашего противника. Если у вашего оппонента есть скрытый ответ, то захват ценной фигуры иногда может привести к катастрофе. Взгляните на позицию ниже и посмотрите, сможете ли вы решить, приведёт ли следующий ход к хорошему, плохому или справедливому размену за белых.
Стартовая позиция шахматной партии
Тест: следует ли белому коню брать ладью на c5 или на f6? Какой захват принесёт больше всего очков белым?
Развитие ваших фигур
Если вы хотите начать хорошо разбираться в шахматах, вы должны сначала овладеть принципом развития своих фигур. Говорят, что в начале игры, когда вы впервые передвигаете свои фигуры, вы их «развиваете». Четыре центральных поля чрезвычайно важны в этом развитии, и вы всегда должны пытаться атаковать или занимать эти поля, потому что это позволяет вашим фигурам контролировать большую площадь доски.
Контроль центра доски
Стартовая позиция шахматной партии
Белый слон в центре доски может перемещаться на 13 различных полей, покрывающих каждую часть доски, тогда как чёрный слон на краю доски может перемещаться только на семь разных полей справа от себя. Белый слон почти вдвое сильнее своего чёрного собрата.
Развитие с целью контроля центра
Стартовая позиция шахматной партии
В исходной позиции пешки блокируют двух слонов. Итак, первым ходом вы должны подтолкнуть пешку перед королём на два поля вперёд, освобождая слона f1 и ферзя.
Чёрным нужно ходить пешкой d7 или e7, чтобы освободить фигуры заднего ряда.
Теперь этот слон может действовать.
В позиции ниже белые развили обоих своих коней и одного слона, которые либо атакуют, либо занимают центральные поля. Слон на c1 по-прежнему застрял за пешками, следующим шагом будет перемещение пешки d2, чтобы ввести его в игру.
Стартовая позиция шахматной партии
Когда вы развили всех своих коней и слонов, важно сделать рокировку, чтобы обезопасить своего короля. Теперь ваша позиция должна выглядеть так: все кони и слоны развились централизованно и безопасно, а ваш король рокировался в безопасное место. Если вы достигли этой позиции, значит, вы играли как гроссмейстер по шахматам!
Атака и защита
Когда вы играете в шахматы, у вас всегда должен быть план. Вы всегда должны быть в состоянии обосновать свои действия. Хорошее развитие фигур — это только первый этап в управлении центром доски, что, в свою очередь, даёт вам сильную позицию для проведения яростных атак на вашего оппонента.
Атакующий план
Стартовая позиция шахматной партии
Если вы хотите захватить фигуру противника, вы должны сначала атаковать её. Здесь, когда мы перемещаем пешку с b2 на b4, чтобы атаковать чёрного коня на a5, конь оказывается в ловушке т.к. он не может уйти на безопасное поле.
Если чёрный конь заберёт эту пешку, белые отобьют его слоном d3.
Успешные атаки
Часто бывает хорошей идеей атаковать фигуру оппонента фигурой меньшей ценности, чем которую вы атакуете.
Здесь, если белые переместят своего ферзя на a4, чтобы атаковать коня, они не добьются успеха, потому что, при взятии коня чёрные отобьют его своим ферзём.
Стартовая позиция шахматной партии
Ладья в ловушке. Она не может убежать от атакующего Ферзя.
Здесь чёрная ладья бессильна от атаки ферзя. Она не может уйти на безопасное поле и не может быть защищён своими фигурами.
Когда ферзь берёт ладью, белые делают выгодный захват, потому что ферзя невозможно отбить.
Помните, что ферзь стоит девять очков — больше, чем любая другая фигура.
Потеря фигуры
Один мудрый человек однажды сказал: «Отпадают отдельные части», или сокращённо ООЧ. Если ваша фигура проиграна, значит, её не защищал ни один из её армейских коллег.
Атака незащищённой фигуры может быть очень эффективной выигрышной стратегией, и вам следует постоянно следить за возможностью срубить незащищённые фигуры. Вы также должны убедиться, что ваши фигуры защищают друг друга, чтобы они не были потеряны.
Защита фигуры
Здесь белый слон атакует незащищённого коня на f6. Если конь двинется, слон берёт ладью на d8. Чёрные могут защитить коня, переведя ладью на d6. Если белые затем возьмут коня, чёрные могут отбить ладьёй. Этот «честный размен».
Стартовая позиция шахматной партии
Защищайте своего короля
Самая важная фигура, которую нужно защищать, — это, конечно, ваш король. Здесь белый ферзь угрожает матом на h7. Чёрные могут защитить своего короля, переместив коня на f6 (Nf6). После чего взятие на h7 приведёт к катастрофе для белой ферзя, потому что его сможет взять конь.
Стартовая позиция шахматной партии
Победа в первых играх — мат для новичков
До сих пор вы в определённой степени научились играть в шахматы.
Однако для того, чтобы выиграть в шахматы, вы должны научиться ставить мат противнику. Вот несколько способов, которыми вы можете поставить мат и выиграть некоторые из ваших первых игр в качестве новичка.
Детский мат для начинающих
Детский мат, который также известен как мат в четыре хода, — отличный способ выиграть некоторые из ваших первых игр, и он действительно произведёт впечатление на ваших друзей.
Сначала переместите пешку перед вашим королём на два поля вперёд, чтобы открыть линии для вашего ферзя и слона f1. Затем выведите своего ферзя по диагонали как можно дальше на h5. Затем поставьте слона на c4. Ферзь и слон теперь атакуют чёрную пешку на f7.
Чёрные проигнорировали смертельную угрозу на f7 и позволили белому ферзю взять пешку, дав быстрый и смертельный мат.
Мат двумя ладьями
После того как вы срубите все фигуры оппонента, вы часто будете попадать в такую позицию, но как здесь поставить мат?
Вы быстро обнаружите, что в таких позициях практически невозможно поставить мат королю в середине доски. Будет намного проще, если вы сможете прижать его к одному из краёв. Всё, что вам нужно запомнить, — это три важных правила:
1. Сформируйте барьер
Эта ладья образовала преграду. Король теперь не может двигаться вперёд, так как он пойдёт под шах.
2. Шах другой ладьёй
Если ваш барьер на месте, то вам следует сделать шах другой ладьёй, отрезая больше полей у короля соперника. Теперь король должен отступить, чтобы избежать шаха. Король атакован и должен уйти из-под шаха.
3. Уберите свою ладью от опасности!
Если король вашего противника когда-либо атакует одну из ваших ладей, вы должны убрать её от опасности. Убедитесь, что ваш барьер всё ещё на месте, и, если возможно, отодвиньте ладью подальше от вражеского короля, когда он будет атаковать её по диагонали.
4. Мат!
Этот процесс вытеснения короля на край доски всегда приведёт к подобному мату. Чёрный король под шахом и не может уйти на безопасное поле, поэтому это мат!
Мат ферзём и королём
Ферзь — очень сильная фигура, но даже он не может поставить мат без помощи своего короля. Как только вы освоите мат королём и ферзём, то количество выигранных вами партий взлетит до небес.
Просто выполните следующие три шага:
1. Создайте барьер ферзём, как если бы вы делали мат с двумя ладьями, чтобы отрезать поля для побега короля.
2. Переместите своего ферзя так, чтобы он был на шаг коня от короля вашего оппонента, убедившись, что ваш барьер всё ещё на месте, а затем преследуйте его. Здесь чёрный король перемещается на одно поле по диагонали, так что это именно то, что должен делать ферзь.
3. В тот момент, когда король вашего оппонента переходит в угол доски, пора привести на помощь вашего короля. Вы должны оставить своего ферзя на месте, иначе вы рискуете поставить пат. Ферзь поймал чёрного короля в ловушку, а белый король встал на решающее поле, чтобы поддержите своего ферзя. Теперь у белых есть возможность поставить пять разных матов, ни один из которых не был возможен без помощи короля.
Наглядный пример
Со временем этот мат станет для вас второй натурой. Пока вы следуете трём простым правилам и избегаете опасностей запатовать короля, вы никогда не ошибётесь.
- Сформируйте барьер.
- Следуйте за вражеским королём.
- Подведите короля.
Рассказать короткий свод шахматных правил, достаточных для того, чтобы начать играть, можно за пять минут и даже быстрее. Уже после первых партий все встанет на свои места. И раскроется истинная сложность и глубина поединка.
Игра стала мировым феноменом, в том числе культурологическим. Уже несколько веков как шахматы превратились в серьезный спорт, интерес к которому подогревают книги, фильмы и новости об очередном противостоянии именитых гроссмейстеров.
Для тех, кого интересует вопрос «как научиться играть в шахматы с нуля», мы вместе с профессионалами подготовили инструкцию.
Что такое шахматы
Девятый чемпион мира по шахматам Тигран Петросян говорил:
«Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука».
А еще это спорт, где каждый при желании может стать чемпионом. Если коротко описать смысл игры — это интеллектуальное состязание двух оппонентов. Противоборствующими сторонами могут быть два человека, а еще можно посоревноваться с искусственным интеллектом или группой игроков. Совершая ходы шахматными фигурами на игровом поле — доске, — стороны пытаются объявить противнику «шах и мат»: безвыходную ситуацию для фигуры под названием король.
Прообраз игры появился в Древней Индии. Она называлась чатуранга и играли в нее четыре человека. Правила заимствовали и видоизменили персы, проживающие на территории современного Ирана. Арабские завоеватели «привезли» игру в Европу. А на Руси о шахматах узнали примерно в 820 году: либо от персов, либо через народы, проживающие на территориях современных Армении и Грузии.
Современные шахматы — одна из немногих игр, где нет никаких ограничений по возрасту, полу, статусу, должности, финансам и прочим факторам. Играть можно где угодно и когда угодно. Все что нужно — доска и фигуры. Но даже если их нет, поле из 64 клеток можно начертить на удобной поверхности. В качестве фигур теоретически можно использовать все, что есть под рукой, хоть и картонки — как делали в блокадном Ленинграде. Такая мобильность делает возможности для игры абсолютно безграничными.
Vlada Karpovich, pexels.com
Базовые термины в шахматах
Полный словарь специального лексикона довольно объемный. Но для того, чтобы научиться играть в шахматы с нуля, достаточно узнать базовые понятия.
Доска | На ней разворачивается шахматная партия. Доска состоит из 64 полей — клеток, по которым перемещаются фигуры |
Вертикаль и горизонталь | По восемь полей на шахматной доске, которые расположены снизу вверх и слева направо соответственно |
Шахматная фигура | Единица, которой совершают ход игроки. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Каждая фигура имеет свой способ движения по доске |
Шах | Нападения на фигуру короля |
Мат | Шах, от которого король никак не может уйти |
Пат | Когда один из оппонентов больше не может совершать ходы по правилам игры, но и положение шах или шах и мат королю поставить невозможно. В случае пата объявляется ничья |
Партия | Один раунд игры в шахматы, по итогам которого выигрывают белые или черные, либо объявляется ничья. В шахматном спорте время партии ограничивают |
Матч | Состоит из нескольких партий, например, 12 поединков |
Угроза | Положение, при котором фигуру соперника в следующем ходе может срубить оппонент — если тот не уберет ее |
Шахматный этюд | Иначе — шахматная задачка. Ее автор создает композицию на доске, которая требует от игрока найти единственно верное решение, которое приведет его к победе или ничьей. Шахматные этюды используют при обучении игре, чтобы показать возможные варианты развития партии |
Шахматные правила
В этой статье дадим небольшие пояснения, а если хотите прочитать подробные правила, можно изучить документ, который подготовила Федерация шахмат России (завизирован Министерством спорта РФ) (1). Международная шахматная федерация (FIDE, ФИДЕ) также подготовила современные правила игры с разбором всех нюансов: оригинал на английском языке (2) или перевод на русский язык (3).
В шахматы играют два оппонента, которых иногда называют партнерами. Они перемещают фигуры по игровому полю — шахматной доске, поделенной на 64 поля (клетки). Фигуры двух цветов: белые и черные. Белые ходят первыми, а ходы совершаются по очереди.
Задача оппонентов поставить мат королю соперника. Соответственно своего короля нужно беречь. Поэтому на протяжении партии стороны балансируют между защитой и нападением. Игра заканчивается, когда один игрок объявил шах и мат королю другого. В этом положении при следующем ходе, куда бы на «шагнул» король, его срубят. Также игра может окончиться вничью, если обе стороны лишились потенциала поставить шах и мат оппоненту.
Перед началом игры у каждой стороны 16 фигур: король, ферзь (королева), ладьи, слоны кони — по две штуки, а также восемь пешек. Одно поле на доске одновременно может занимать только одна фигура. Если игрок перемещает свою фигуру на поле, занятое фигурой соперника, то он срубает (снимает) эту фигуру с доски. Срубить свою фигуру нельзя.
В спорте за игрой наблюдает арбитр, а на партию и ход отводится определенное время.
Пошаговая инструкция по обучению игре в шахматы
Сооснователь и главный редактор медиа «Шахматы+» Мария Богословская по просьбе редакции составила пошаговую инструкцию, которая поможет в освоении игры с нуля:
— Если вы новичок и ничего не знаете о том, как играть в шахматы, то начать обучение стоит с самых простых вещей.
Шаг 1. Узнаем базовые термины
Что такое шахматы, в чем цель игры и два главных термина: «шах» и «мат». С персидского языка — он же фарси — выражение «шахматы» (شطرنج в оригинале) означает «король мертв». Цель игры: поставить мат вражескому королю. То есть сделать так, чтобы его атаковали наши фигуры.
Прямая атака на короля фигурой или фигурами оппонента называется шах. Но это еще не победа. Атака должна быть столь сильной, что королю некуда больше бежать. Когда оппонент уже никак не может защитить его от нападения, это приводит к «смерти» короля, к мату.
Шаг 2. Изучение фигур и доски
Сначала знакомимся с названиями фигур и учимся правильно расставлять их на доске. А затем изучаем, как фигуры ходят: какие варианты разрешены, какие запрещены. Когда будете учить ходы, постарайтесь выступить в роли аналитика и предположить, в чем сила и слабость каждой фигуры в связи с особенностями ее хода.
Например, знаменитый конь, как многие знают, ходит буквой «Г». Ни одна другая фигура больше так не может. Из-за того, что ход коня довольно нестандартный (не просто по вертикали или горизонтали), новичкам подчас сложно атаковать этой фигурой — прежде нужно хорошенько подумать. Казалось бы, вот и слабость коня, раз движется он по столь неординарной траектории. Но в этом же и его сила: недаром фраза «ход конем» стала крылатой и означает «неожиданный маневр, нестандартное решение».
Что же до игрового поля — доски — стоит для начала рассмотреть ее и разобраться, как соотносятся буквы латинского алфавита (A, B, C, D, E, F, G, H) по горизонтали с цифрами (от 1 до по вертикали. Здесь принцип «морского боя»: клетки a1, a8 и h1, h8 расположены по четырем углам доски.
Непосредственно на саму игру названия клеток не влияют. Однако буквенно-циферный код используется для описания хода шахматной партии. Увлекающиеся игрой люди могут прочитать такую нотацию поединка и живо представить себе, как развивались события. К тому же такие сокращения повсеместно используются в обучающей литературе.
Шаг 2. Изучение фигур и доски
Сначала знакомимся с названиями фигур и учимся правильно расставлять их на доске. А затем изучаем, как фигуры ходят: какие варианты разрешены, какие запрещены. Когда будете учить ходы, постарайтесь выступить в роли аналитика и предположить, в чем сила и слабость каждой фигуры в связи с особенностями ее хода.
Например, знаменитый конь, как многие знают, ходит буквой «Г». Ни одна другая фигура больше так не может. Из-за того, что ход коня довольно нестандартный (не просто по вертикали или горизонтали), новичкам подчас сложно атаковать этой фигурой — прежде нужно хорошенько подумать. Казалось бы, вот и слабость коня, раз движется он по столь неординарной траектории. Но в этом же и его сила: недаром фраза «ход конем» стала крылатой и означает «неожиданный маневр, нестандартное решение».
Что же до игрового поля — доски — стоит для начала рассмотреть ее и разобраться, как соотносятся буквы латинского алфавита (A, B, C, D, E, F, G, H) по горизонтали с цифрами (от 1 до по вертикали. Здесь принцип «морского боя»: клетки a1, a8 и h1, h8 расположены по четырем углам доски.
Непосредственно на саму игру названия клеток не влияют. Однако буквенно-циферный код используется для описания хода шахматной партии. Увлекающиеся игрой люди могут прочитать такую нотацию поединка и живо представить себе, как развивались события. К тому же такие сокращения повсеместно используются в обучающей литературе.
Шаг 3. Части партии
Шахматная партия состоит из трех частей.
- Дебют — начало, как правило, первые 8-15 ходов.
- Миттельшпиль — середина, самая динамичная часть игры.
- Эндшпиль — конец, когда динамика снижается ввиду того, что фигур у игроков осталось меньше, но накал — от приближающейся развязки — достигает кульминации.
При этом деление на части никак не влияет непосредственно на правила.
На первых порах важно не только показать новичку, как вводить фигуры в игру и делать ходы, но и рассказать про логику ходов, научить видеть моменты возможного нападения и необходимости защиты. После каждого хода важно спрашивать себя: «зачем я делаю этот ход?». А после хода противника думать, зачем оппонент сделал тот или иной ход.
Шаг 4. Первый серьезный навык для новичков
Новичку нужно научиться ставить «детский мат». Это мат, который получается после ходов белых в различных вариациях. Например, 1. e4 2. Фh5 3. Сс4 4. Ф:f7×. Расшифровать это можно так: пешка ходит на клетку e4. Ферзь (Ф) на h5. Слон (C) на c4. И ферзь снова на f7. Знак × — означает мат.
Шаг 4. Первый серьезный навык для новичков
Новичку нужно научиться ставить «детский мат». Это мат, который получается после ходов белых в различных вариациях. Например, 1. e4 2. Фh5 3. Сс4 4. Ф:f7×. Расшифровать это можно так: пешка ходит на клетку e4. Ферзь (Ф) на h5. Слон (C) на c4. И ферзь снова на f7. Знак × — означает мат.
Советы профессионалов для начинающих шахматистов
Попросили опытных игроков и преподавателей дать ряд рекомендаций, которые помогут освоить игру детям и взрослым.
Советы взрослым
Рассказывает Константин Качкин, кандидат в мастера спорта по шахматам (КМС), тренер по шахматам:
— Научиться играть в шахматы можно практически в любом возрасте. Можно научиться играть и взрослому человеку, и даже пожилому. Конечно, не стоить верить в чудеса, про которые рассказывают в шахматных школах: что взрослый человек может с нуля научиться играть так, что будет обыгрывать профессионалов. Это не так. Для достижения профессионального уровня необходимо заниматься с детства. А чтобы стать разрядником, участвовать в массовых соревнованиях — такого уровня можно достичь и взрослому человеку. А еще существуют исследования, что игра в шахматы в пожилом возрасте профилактирует деменцию.
Чтобы научиться играть, нужно знать фигуры, их ходы, понимать, что такое шах и что такое мат. Понимать, что цель шахмат — именно поставить мат, а не собрать весь материал (фигуры) противника, как в шашках. Обязательно понимать суть положения пата и ничьей в связи с полным разменом сил.
Этого достаточно, чтобы попробовать играть с другими начинающими. Такой уровень легко освоить по доступной литературе или с помощью бесплатных видеороликов, доступных в сети. Для дальнейшего обучения нужен тренер.
Здесь кроется еще одна проблема. Появилось огромное множество тренеров и школ, которые ничему не научат. При выборе тренера обязательно читайте отзывы на сторонних сайтах, узнайте его шахматную и тренерскую квалификацию. При любой заминке в ответе на эти простые вопросы или при попытке обмана ищите другого специалиста.
Советы детям
Рекомендациями делится Мария Богословская, сооснователь и главный редактор медиа «Шахматы+»:
— Если хотите быстрее освоить шахматы, то лучше взять хотя бы несколько уроков у профессионального тренера. Но к выбору последнего важно подойти с умом. Если шахматам обучается ребенок, то для него нужно искать именно детского шахматного тренера. Можно посмотреть несколько его доступных уроков и оценить, хорошо ли он объясняет. А можно взять пробное занятие и решить после, подходит ли вам этот преподаватель или нет. Часто занятия тренеры проводят онлайн — даже ехать никуда не придется.
Тем, кому занятия с тренером по каким-либо причинам не подходят, рекомендуется либо остановить свой выбор на обучающем приложении для смартфона, либо изучать материалы на специализированных шахматных сайтах (например, на lichess.org). В сети можно начать практиковаться, выбрать понятный и доступный именно для вас самоучитель.
По поводу самоучителей: они не должны быть такими, что вы сломаете голову, прежде чем хоть что-то поймете. Учебник должен делать шахматы для вас доступными, а не отдалять их. Даже взрослому человеку рекомендую не стесняться брать в качестве самоучителя детские шахматные книги. Объяснения в них самые простые и при этом понятные каждому. А упражнения превращаются в увлекательную игру — с ними вы быстрее выучите азы шахматной теории.
Из детских учебных материалов рекомендую серию «Шахматы с енотом» — учебник В. В. Кострова. Классический учебник на все времена — «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Л. Авербаха. Отмечу набор шахматных тетрадей «Основы шахмат и логика» (издательство «Банда умников») с необычными заданиями, которые позволят запомнить азы игры в считанные дни.
— Если ближе более строгая подача материала, начните изучение шахмат с серии учебников Михаила Глотова «Ступени шахматного мастерства». Прекрасные четкие объяснения, ничего лишнего и крайне полезные задания, — продолжает Мария Богословская. — Также много шахматных советов можно встретить в интернете. Например, наш проект «Шахматы+» бесплатно для всех желающих выкладывает большое количество обучающих материалов для новичков в виде познавательных карточек, статей и видео.
Отличные видеоуроки для начинающих делает известный тренер, международный мастер по шахматам Роман Ловков на своем канале «ChessWood.ru — шахматы для начинающих». Здесь много пользы и доступных объяснений.
Популярные вопросы и ответы
Надеемся, наш лаконичный гайд поможет освоить вам эту замечательную игру. Однако если у вас остались еще вопросы, требующие пояснений, можно поискать ответы в этом разделе.
В каком возрасте можно учить ребенка играть в шахматы?
— Начиная с 3-4 лет можно давать ребенку шахматные фигуры для игр с ними. А примерно с 5 лет можно уже показывать ходы разных фигур и основные правила. Сейчас с 6 лет дети уже активно участвуют в соревнованиях, — отвечает тренер, КМС по шахматам Константин Качкин.
Сколько времени понадобится, чтобы научиться хорошо играть в шахматы?
— Нет людей, которые не смогут освоить игру в шахматы. Это миф, что шахматная игра доступна лишь избранным. Просто кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, — говорит Мария Богословская. — Если у вас хорошо развиты логическое и аналитическое мышление, шахматы могут даться вам чуть легче, чем другим, но это лишь возможная форма на первых порах. Позднее к победе приходят те, кто часто практикуется и углубляет свои знания постоянно.
При этом научиться играть в шахматы за один-два урока невозможно. Они и прекрасны тем, что совершенствоваться в игре можно до бесконечности. Осваивать шахматы шаг за шагом помогают тренировки и практика. Изучать игру можно с тренером или самостоятельно, с помощью самоучителя, в процессе игр с шахматистами своего уровня, с помощью занятий с компьютером, на шахматных сайтах в интернете или используя шахматные приложения, которых сейчас очень много.
Какие навыки развивает игра в шахматы?
— Во-первых, она учит спокойствию и даже хладнокровию. Если вы хотите научиться контролировать ситуацию и управлять своими эмоциями, то нет лучше практики, чем шахматная игра, — отвечает Мария Богословская. — Во-вторых, шахматы тренируют выдержку и умение тщательно продумывать свои планы. Ведь порой, чтобы придумать план атаки, потом провести ее в несколько ходов, а затем достичь желаемого, нужно потратить много времени за доской. В-третьих, игра учит побеждать и верить в себя.
Причем дает веру, что победить возможно всегда, все зависит от собственного умения, навыков и мастерства. А когда вы в последний момент находите выход из крайне тяжелого положения и выигрываете, это дарит еще и чувство того, что возможно все, главное искать решение.
Каждому шахматная игра дает свое. Кому-то логику, стратегическое мышление, умение анализировать и предвидеть какие-то вещи. Кому-то шахматы подарили лучшую профилактику болезни Альцгеймера (ни один из знаменитых шахматистов не страдал этим недугом). Кто-то благодаря шахматам и изучению стратегий игры начал поразительным образом считывать замыслы своих конкурентов в бизнесе. А кто-то с легкостью побеждает в корпоративных войнах, потому что прекрасно понимает шахматный принцип: «Ни один ход не делается соперником случайно.
Источники
- Приказ Минспорта РФ от 17.07.2017 г. №654 «Об утверждении правил вида спорта «шахматы». URL: https://ruchess.ru/upload/iblock/9ba/9baf23219affd99cd9663b0fc847aeba.pdf
- FIDE Laws of Chess. URL: https://handbook.fide.com/chapter/E012023
- Laws of Chess (translation in Russian). URL: https://handbook.fide.com/chapter/E01RUS