Как определить стихотворный размер
Автор Кирилл Головастиков
Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо определить размер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в прошлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в стихах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо понимают и тем более объясняют даже те учителя, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.
Важно! Здесь я хочу помочь с практическими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теоретическому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учебников, которые вам советовали преподаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использовать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы читаете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.
Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —
Маленькое предуведомление
Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим порядковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».
Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Однако тут же начинаются проблемы. Вы беретесь за «Евгения Онегина», твердо со школы зная, что он написан ямбом — четырехстопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?
Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырехстопный ямб, теперь Тютчев:
Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.
Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое поразительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеального» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?
(В школьном стиховедении, возможно, пустились бы в рассуждения о пиррихиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объясняют.)
То же самое с анапестами и дактилями (трехсложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дактилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шелестя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.Сергей Гандлевский
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил
мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкрепления. А теперь —
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Лекции о поэзии и прозе
Русская литература XX века
Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других
Как работает литература
Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей
Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или что-то еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — по-разному. Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказывается разным (как в баснях Крылова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстопного, а потом заново), то так и говорите: урегулированное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.
Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «неполная» стопа считается, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не считается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).
Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.
Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В тактовиках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэзии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интервалов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчитали? Теперь прибавляйте единицу: если в строках по два интервала, то ударений, что логично, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.
С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единичку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интервалы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибавляйте единицу.
В верлибре (свободном стихе) размер не считается, ура!
Что, это все?
Нет, конечно. Есть много сложных и переходных форм. Есть сложные произведения — в которых автор в разных строках или фрагментах любит сталкивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибридные размеры (которыми, например, написано «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для специалистов.
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме
Вся русская литература XIX века в 230 карточках
От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого
Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице
От Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой истории
Весь XIX век в одной таблице
От Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по истории
Философия Просвещения в одной таблице
Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения
XX век: все главные стили живописи в одной таблице
Раскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализма
Средневековая литература: главные книги в одной таблице
«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Африканская магия для начинающих
Секс в ХХ веке: Фрейд, Лакан и другие
История Англии: Война Алой и Белой розы
Личный XX век.
Ирина Врубель-Голубкина
Рагнарёк, зомби, магия: во что верили древние скандинавы
Исламская революция в Иране: как она изменила всё
Средневековый Китай и его жители
Личный XX век.
Николай Эстис
Загадки «Повести временных лет»
Дело о Велимире Хлебникове
Пророк Заратустра и его религия: что надо знать
Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР
Краткая история феминизма
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История русской культуры. От войны до распада СССР
История русской культуры. Между революцией и войной
История завоевания Кавказа
История русской культуры. Серебряный век
История русской культуры. От Николая I до Николая II
История русской культуры. Петербургский период
История русской культуры. Московская Русь
История русской культуры. Древняя Русь
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Африканская магия для начинающих
Секс в ХХ веке: Фрейд, Лакан и другие
История Англии: Война Алой и Белой розы
Личный XX век.
Ирина Врубель-Голубкина
Рагнарёк, зомби, магия: во что верили древние скандинавы
Исламская революция в Иране: как она изменила всё
Средневековый Китай и его жители
Личный XX век.
Николай Эстис
Загадки «Повести временных лет»
Дело о Велимире Хлебникове
Пророк Заратустра и его религия: что надо знать
Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР
Краткая история феминизма
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История русской культуры. От войны до распада СССР
История русской культуры. Между революцией и войной
История завоевания Кавказа
История русской культуры. Серебряный век
История русской культуры. От Николая I до Николая II
История русской культуры. Петербургский период
История русской культуры. Московская Русь
История русской культуры. Древняя Русь
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Все курсы
Спецпроекты
Кандидат игрушечных наук
Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано
Автор среди нас
Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени
Господин Малибасик
Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир
Где сидит фазан?
Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин
Путеводитель по благотворительной России XIX века
27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи
Колыбельные народов России
Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов
История Юрия Лотмана
Arzamas рассказывает о жизни одного из главных
ученых-гуманитариев
XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»
Волшебные ключи
Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях
Наука и смелость. Второй сезон
Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими
«1984». Аудиоспектакль
Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»
История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим
Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах
История игр за 17 минут
Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр
Истории и легенды городов России
Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова
Путеводитель по венгерскому кино
От эпохи немых фильмов до наших дней
Дух английской литературы
Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле
Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни
Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров
Советская кибернетика в историях и картинках
Как новая наука стала важной частью советской культуры
Игра: нарядите елку
Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю
Что такое экономика? Объясняем на бургерах
Детский курс Григория Баженова
Всем гусьгусь!
Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками
Открывая Россию: Нижний Новгород
Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области
Как устроен балет
О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета
Железные дороги в Великую Отечественную войну
Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка
Война
и жизнь
Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет
Фландрия: искусство, художники и музеи
Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все
Еврейский музей и центр толерантности
Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах
Музыка в затерянных храмах
Путешествие Arzamas в Тверскую область
Подкаст «Перемотка»
Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке
Arzamas на диване
Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas
Как устроен оркестр
Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера
Британская музыка от хора до хардкора
Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах
Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию
Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта
Новая Третьяковка
Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах
Видеоистория русской культуры за 25 минут
Семь эпох в семи коротких роликах
Русская литература XX века
Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры
Детская комната Arzamas
Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами
Аудиоархив Анри Волохонского
Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда
1960-х
— начала
1970-х годов
История русской культуры
Суперкурс
Онлайн-университета
Arzamas об отечественной культуре от варягов до
рок-концертов
Русский язык от «гой еси» до «лол кек»
Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах
История России. XVIII век
Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей
Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур
Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции
Что такое античность
Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях
Как понять Россию
История России в шпаргалках, играх и странных предметах
Каникулы на Arzamas
Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе
Русское искусство XX века
От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео
Европейский университет в
Санкт-Петербурге
Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих
Пушкинский
музей
Игра со старыми мастерами,
разбор импрессионистов
и состязание древностей
Стикеры Arzamas
Картинки для чатов, проверенные веками
200 лет «Арзамасу»
Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю
XX век в курсах Arzamas
1901–1991: события, факты, цитаты
Август
Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел
Идеальный телевизор
Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей
Русская классика. Начало
Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы
Лекции
13 минут
1/5
Почему художественный текст действует на людей? (18+)
Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами
Читает Александр Жолковский
Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами
11 минут
2/5
Как автор создает свой мир? (18+)
Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми
Читает Александр Жолковский
Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми
11 минут
3/5
Когда форма становится содержанием?
Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл
Читает Александр Жолковский
Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл
13 минут
4/5
Как писатель может выразить всё одним словом? (18+)
Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)
Читает Александр Жолковский
Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)
14 минут
5/5
Зачем литература рассказывает о самой себе?
Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов
Читает Александр Жолковский
Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов
Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Содержание статьи
- Виды стихотворных размеров
- Односложные стихотворные размеры: брахиколон
- Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
- Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
- Как определить стихотворный размер
Виды стихотворных размеров
Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Односложные стихотворные размеры: брахиколон
У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).
Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:
Дол
Сед.
Шел
Дед.
След
Вел —
Брел
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.И.Сельвинский «Сонет»
Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.
Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.
- В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
- В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.
Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.
Пример стихотворения, написанного ямбом:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!А. С. Пушкин «К Чаадаеву»
Пример стихотворения, написанного хореем
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.Ф. Тютчев
Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
Трехсложные размеры:
- Дактиль,
- Анапест,
- Амфибрахий.
Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!А. Блок
Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.А. Фет
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…М. Ю. Лертмонтов
Как определить стихотворный размер
- Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
- Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
- Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
- Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
- Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.
Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!
Читайте также:
- Как писать стихи
- Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.
Оглавлениение
С чего начать?
Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.
Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.
Всего размеров, изучаемых в школе, 5:
Название метра | Определение | Стихотворение | Схема |
---|---|---|---|
Хорей | Хорей — двухсложный (состоящий из 2-х слогов) стихотворный размер с ударением на первом слоге. |
Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. |
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—´‿—‿—´ —´‿—‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—´‿—´‿— |
Ямб | Ямб — двухсложный (состоящий из 2-х слогов) стихотворный размер с ударением на второй слог. |
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. |
‿—‿—´‿—´‿—´ ‿—´‿—´‿—‿—´‿ ‿—´‿—‿—´‿—´ ‿—´‿—´‿—‿—´‿ |
Дактиль | Дактиль — трехсложный (состоящий из 3-слогов) размер с ударением на первый слог. |
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. |
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ |
Амфибрахий | Амфибрахий — трехсложный (состоящий из 3-слогов) стихотворный размер с ударением на второй слог. |
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. |
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿ |
Анапест | Анапест — трехсложный (состоящий из 3-х слогов) размер с ударением на третий слог. |
О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! |
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿‿—´‿‿—´‿‿—´ ‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿ ‿‿—´‿‿—´‿‿—´ |
Подробнее о размерах (теория) ТУТ.
А теперь непосредственно к инструкции.
Шаг 1. Деление на слоги
Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.
С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):
дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.
И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.
Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:
- слогов в слове столько же, сколько и гласных звуков (тара — 2 гласных звука = 2 слога)
- слогами считаются и односложные слова (дом — 1 гласный звук = 1 слог; я — 1 гласный звук = 1 слог)
- в слоге может быть как несколько звуков, так и всего один (от-дать; э-та)
В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.
Шаг 2. Постановка ударения
Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.
Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.
Для чего ж с контУров нежной,
Непорочной красоты
Грубо сорван саван снежный,
Жечь зачем ее цветы?
Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.
Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.
В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.
Шаг 3. Определение стихотворного размера
Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.
Способ 1. Схема
Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).
Чтобы определить стихотворный размер этим методом, вам необходимо схематично отобразить слоги с ударениями. Графическое изображение подразумевает отсутствие текста, но сохранение ударения и слогов. Слоги при этом рисуются одинаково, уже не подчиняясь форме текста. Ударные слоги могут обозначаться так: —´, а могут так: ‿´ . Безударные всегда ‿
Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):
Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.
Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:
Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.
Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.
Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов
Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.
Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.
В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.
А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.
Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:
- Если ударные слоги 1, 3, 5, 7, то это хорей
- Если ударные слоги 2, 4, 6, 8, то это ямб
- Если ударные слоги 1, 4, 7, 10, то это дактиль
- Если ударные слоги 2, 5, 8, 11, то это амфибрахий
- Если ударные слоги 3, 6, 9, 12, то это анапест
На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.
Тесты
Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.
1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.
Схема:
‿—´‿‿—´
‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´
Отрывки из стихотворений:
- В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов) - Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
(«Пророк» Лермонтов) - Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
(Б. Л. Пастернак)
ОТВЕТ
Представлена схема 3 стихотворения (разностопный амфибрахий):
СтоЯла зимА: ‿—´‿‿—´
Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿
И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
На склОне холмА: ‿—´‿‿—´
2. Определите размер отрывков из стихотворений.
- Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит
(Н.А. Некрасов) - Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную
(М.Ю. Лермонтов) - Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ОТВЕТ
- Трехстопный дактиль
- Четырехстопный дактиль
- Трехстопный анапест
Стихотворные метры и размеры: методы определения и примеры
,
филолог
| Обновлено
Содержание
Главное о стихотворных размерах
Способы запоминания метров
Способы определения метров
Что общего у современного школьника с Евгением Онегиным? Абсолютное большинство учителей-словесников, характеризуя среднестатистического ученика, уверенно подпишутся под фразой А.С. Пушкина о его герое: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».
Иронизируя над онегинской ритмической глухотой, Александр Сергеевич подчёркивал не сложность элементарного стиховедческого задания, а невежественность и поверхностность блистательного петербургского денди. Сам поэт, как и его лицейские друзья-одноклассники, никаких трудностей с разграничением ямба и хорея не испытывал. Тогда как в настоящий момент задание ЕГЭ по литературе «определите стихотворный размер» однозначно относится к числу наиболее страшных для учащихся.
В пятом классе один, в лучшем случае, два урока посвящаются тому, чтобы разъяснить значение понятий «ямб», «хорей», дактиль», «амфибрахий» и «анапест», а потом до одиннадцатого класса никто о них, чаще всего, и не вспоминает.
Как быть в этой ситуации тем ученикам, кто решился сдавать ЕГЭ по литературе и их обеспокоенным родственникам? Да и уже поступившим в вуз, кому пробелы в знаниях мешают усваивать более сложный материал?
Главное о стихотворных размерах
Основной корпус русских стихов соотносится с системой силлабо-тонического стихосложения (от греческого «силлабо» – «слог» и «тонос» – «ударение»), что предполагает строго упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Существует всего пять основных схем такого чередования.
Хорéй – ударение падает на первый слог из двух: «На́-ша Та́-ня гро́м-ко пла́-чет…». Соответственно, под ударением в строке оказываются только нечётные слоги.
Ямб – ударение падает на последний (второй) слог из двух: «И-дёт бы-чо́к, ка-ча́-ет-ся…». Под ударением оказываются только чётные слоги.
Дáктиль – ударение падает на первый слог из трёх: «Ма́-лень-кий ма́ль-чик на-шёл пу-ле-мёт…» (1–4–7–10…)
Амфибрáхий – ударение падает на второй слог из трёх: «И за́-инь-ка пры́ -га-ет сно́-ва…» (2–5–8…)
Анáпест – ударение падает на третий слог из трёх: «Кро-ко-ди́л Кро-ко-ди́л Кро-ко-ди́-ло-вич» (3–6–9…)
Откроем страшную тайну нашей системы образования: опознать один из этих пяти вариантов означает всего лишь назвать метр стиха, его самую обобщённую структурную единицу.
Стихотворный размер в классическом литературоведении – это не просто метр (ямб или хорей), а метр с указанием количества стоп в строке (четырёхстопный хорей, трёхстопный ямб и так далее), а это уже более сложная конфигурация.
То есть даже в задании ЕГЭ по литературе стихотворный размер по-настоящему никто не определяет. Просто потому, что сегодня в рамках «школьной» (упрощённой) теории литературы понятия «стихотворный метр» и «стихотворный размер» используются как абсолютные синонимы, и правильно считать количество стоп (да и понимать, что такое стопа) от школьников не требуют.
Если вам просто хочется знать чуточку больше, чем на школьной скамье или вы уже студент филологического факультета: стопа – это минимальная единица метра, то самое последовательное сочетание ударного и безударного (-ых) слогов (двусложное или трёхсложное), по которому мы этот метр и определяем. В конце стихотворной строки стопа может быть усеченной, то есть неполной, незаконченной. В процессе определения стихотворного размера (подсчёта стоп в строке) она засчитывается только в том случае, если в «обрывок» попал ударный слог.
Способы запоминания метров
Иронизируя над онегинской ритмической глухотой, Александр Сергеевич подчёркивал не сложность элементарного стиховедческого задания, а невежественность и поверхностность блистательного петербургского денди. Сам поэт, как и его лицейские друзья-одноклассники, никаких трудностей с разграничением ямба и хорея не испытывал. Тогда как в настоящий момент задание ЕГЭ по литературе «определите стихотворный размер» однозначно относится к числу наиболее страшных для учащихся.
В пятом классе один, в лучшем случае, два урока посвящаются тому, чтобы разъяснить значение понятий «ямб», «хорей», дактиль», «амфибрахий» и «анапест», а потом до одиннадцатого класса никто о них, чаще всего, и не вспоминает.
Как быть в этой ситуации тем ученикам, кто решился сдавать ЕГЭ по литературе и их обеспокоенным родственникам? Да и уже поступившим в вуз, кому пробелы в знаниях мешают усваивать более сложный материал?
Главное о стихотворных размерах
Основной корпус русских стихов соотносится с системой силлабо-тонического стихосложения (от греческого «силлабо» – «слог» и «тонос» – «ударение»), что предполагает строго упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Существует всего пять основных схем такого чередования.
Хорéй – ударение падает на первый слог из двух: «На́-ша Та́-ня гро́м-ко пла́-чет…». Соответственно, под ударением в строке оказываются только нечётные слоги.
Ямб – ударение падает на последний (второй) слог из двух: «И-дёт бы-чо́к, ка-ча́-ет-ся…». Под ударением оказываются только чётные слоги.
Дáктиль – ударение падает на первый слог из трёх: «Ма́-лень-кий ма́ль-чик на-шёл пу-ле-мёт…» (1–4–7–10…)
Амфибрáхий – ударение падает на второй слог из трёх: «И за́-инь-ка пры́ -га-ет сно́-ва…» (2–5–8…)
Анáпест – ударение падает на третий слог из трёх: «Кро-ко-ди́л Кро-ко-ди́л Кро-ко-ди́-ло-вич» (3–6–9…)
Откроем страшную тайну нашей системы образования: опознать один из этих пяти вариантов означает всего лишь назвать метр стиха, его самую обобщённую структурную единицу.
Стихотворный размер в классическом литературоведении – это не просто метр (ямб или хорей), а метр с указанием количества стоп в строке (четырёхстопный хорей, трёхстопный ямб и так далее), а это уже более сложная конфигурация.
То есть даже в задании ЕГЭ по литературе стихотворный размер по-настоящему никто не определяет. Просто потому, что сегодня в рамках «школьной» (упрощённой) теории литературы понятия «стихотворный метр» и «стихотворный размер» используются как абсолютные синонимы, и правильно считать количество стоп (да и понимать, что такое стопа) от школьников не требуют.
Если вам просто хочется знать чуточку больше, чем на школьной скамье или вы уже студент филологического факультета: стопа – это минимальная единица метра, то самое последовательное сочетание ударного и безударного (-ых) слогов (двусложное или трёхсложное), по которому мы этот метр и определяем. В конце стихотворной строки стопа может быть усеченной, то есть неполной, незаконченной. В процессе определения стихотворного размера (подсчёта стоп в строке) она засчитывается только в том случае, если в «обрывок» попал ударный слог.
Способы запоминания метров
Выучить древнегреческие названия стихотворных метров – это уже небольшой подвиг для тинейджера XXI века. А ведь необходимо ещё и запомнить, с какой последовательностью ударений соотносится каждое из них! Для этого разработано несколько простеньких, но вполне действенных правил-«запоминалок» (мнемонических приёмов):
«Правило последних героев» напоминает, что «я» – последняя буква в русском алфавите; термин «ямб» начинается на «я», поэтому русскоязычному человеку должно быть легко запомнить, что в двусложном ямбе ударение падает на последний слог из двух: «последние герои» держатся друг за друга из последних сил до последнего.
«Правило дамы» гласит, что совсем нетрудно запомнить последовательность трёхсложных метров, если соотнести первые буквы их названий с прекрасным и весьма поэтическим словом «дама»:
Д – дактиль (первая буква «д», ударение в дактиле падает на первый слог);
АМ – амфибрахий (второе место, середина слова; ударение в амфибрахии падает на второй слог, средний из трёх);
А – анапест (третья позиция, конец; ударение в анапесте падает на третий слог, конечный).
Кроме того, для облегчения запоминания существует много забавных (и не очень) учебных стишков, которые наглядно демонстрируют характерное для каждого метра звучание. Например:
Буря мглою небо кроет,
И хорей от страха воет.
Мороз и солнце; день чудесный!
Лишь дремлет ямб, наш друг прелестный.
Вырыта дактилем яма глубокая.
Жизнь невесёлая, жизнь одинокая….
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
То друг амфибрахий, герой удалой.
Пропаду от тоски я и лени,
Вновь анапест поверг на колени.
Стиховед В.В. Онуфриев, автор «Справочника по стихосложению» и «Словаря разновидностей рифмы», вообще попытался объединить все три трёхсложных метра в одном назидательно-поучительном тексте:
Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.
Дактиль – он первый,
Второй – амфибрахий,
Ну, а третий уже анапéст!
Примечательно, что строчка про дактиль написана дактилем, про амфибрахий – амфибрахием, про анапест – анапестом, правда, при этом он из «анáпеста» загадочным образом превратился в «анапéст», но это уже, как говорится, детали.
Если категорически не нравится, попробуйте сочинить более удачный вариант.
Заодно познакомитесь с таким замечательным явлением, как полиметрия – соединение нескольких стихотворных метров в рамках одного текста. Явление это в сфере поэзии не слишком широко распространённое, но всем нам «на слух» знакомое уже хотя бы потому, что его использовал практически во всех своих чудесных сказках Корней Иванович Чуковский. Считается, что ритмическое разнообразие детской поэзии необходимо, поскольку не даёт заскучать маленьким читателям и одновременно знакомит их со всей палитрой возможностей этой сферы родного языка.
Способы определения метров
Выучить информацию о стихотворных метрах-размерах – это ещё не всё. Самое главное – всё-таки научиться их определять в стихотворном тексте (и утереть-таки нос пушкинскому воображале Онегину). Существует несколько методов определения, из которых каждый может выбрать один наиболее удобный для себя либо использовать их все комплексно, для надёжности.
Метод графический
Именно он чаще всего используется в школе, очевидно в силу своей наглядности и «наукообразности» (а ещё он больше всех прочих занимает времени от урока и места в тетради). Текст стихотворения или его отрывок переписывается на бумагу, после чего слова карандашом делятся на слоги, сверху расставляются ударения, рядом с каждой строчкой рисуется схема ударных и безударных слогов. Но есть проблема: ритмические ударения в «звучащей» поэтической речи далеко не всегда совпадают со школьными представлениями об ударениях в словах. Один из самых наглядных примеров демонстрирует всё тот же А.С. Пушкин во всё том же своём классическом «романе в стихах»: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Если вы, как положено, расставите все ударения в этом прекрасном четверостишии, про которое во всех учебниках сообщается, что написано оно четырёхстопным ямбом, то увидите нечто странное, никаким классическим схемам не соответствующее. Первая же строка начинается с двух ударных слогов подряд: «Мо́й дя’-дя…» А во второй строке оказывается не четыре положенных ударения, а всего-навсего три!.. И как это понимать? Научная справка о том, что существуют спондеи – утяжелённые стопы со сверхсхемными ударениями, а также пиррихии – облегчённые стопы, в которых положенные по схеме ударения пропадают, – крайне маловероятно поможет разобраться с определением стихотворных метров, не говоря уже о размерах. Тут важно иметь в виду, что схемы ударных слогов в строке не обязательно точно соответствуют идеальным схемам идеальных метров. Нужно сравнить несколько строк стихотворного текста, выявить повторяющуюся закономерность и определить, на какой стихотворный метр (или даже размер) это похоже больше всего. Отлично подойдёт футбольным (и не только) болельщикам. Нужно попробовать интуитивно «поймать» ритм стихотворения, проскандировав текст, прокричав его по слогам, как на трибуне стадиона. Если обстановка не позволяет, кричите шёпотом. Можно при этом отстукивать ритм ладонью или небольшим подходящим для этого предметом (указкой, карандашом, маркером), притопывать ногой, отмечать кивком головы, – кому как удобнее. При этом ударения в словах появятся где-то там, где их вроде бы по правилам русского языка и не должно быть, а где-то исчезнут, зато соответствие схеме стихотворного метра получится практически безупречным. Смотрите, что получится: Мой дя’! дя са́! мых че́ст! ных пра́! вил Ког да́! не в шýт! ку за́! не мóг! Четырёхстопный ямб, никаких сомнений. Именно он чаще всего используется в школе, очевидно в силу своей наглядности и «наукообразности» (а ещё он больше всех прочих занимает времени от урока и места в тетради). Текст стихотворения или его отрывок переписывается на бумагу, после чего слова карандашом делятся на слоги, сверху расставляются ударения, рядом с каждой строчкой рисуется схема ударных и безударных слогов. Но есть проблема: ритмические ударения в «звучащей» поэтической речи далеко не всегда совпадают со школьными представлениями об ударениях в словах. Один из самых наглядных примеров демонстрирует всё тот же А.С. Пушкин во всё том же своём классическом «романе в стихах»: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Если вы, как положено, расставите все ударения в этом прекрасном четверостишии, про которое во всех учебниках сообщается, что написано оно четырёхстопным ямбом, то увидите нечто странное, никаким классическим схемам не соответствующее. Первая же строка начинается с двух ударных слогов подряд: «Мо́й дя’-дя…» А во второй строке оказывается не четыре положенных ударения, а всего-навсего три!.. И как это понимать? Научная справка о том, что существуют спондеи – утяжелённые стопы со сверхсхемными ударениями, а также пиррихии – облегчённые стопы, в которых положенные по схеме ударения пропадают, – крайне маловероятно поможет разобраться с определением стихотворных метров, не говоря уже о размерах. Тут важно иметь в виду, что схемы ударных слогов в строке не обязательно точно соответствуют идеальным схемам идеальных метров. Нужно сравнить несколько строк стихотворного текста, выявить повторяющуюся закономерность и определить, на какой стихотворный метр (или даже размер) это похоже больше всего. Отлично подойдёт футбольным (и не только) болельщикам. Нужно попробовать интуитивно «поймать» ритм стихотворения, проскандировав текст, прокричав его по слогам, как на трибуне стадиона. Если обстановка не позволяет, кричите шёпотом. Можно при этом отстукивать ритм ладонью или небольшим подходящим для этого предметом (указкой, карандашом, маркером), притопывать ногой, отмечать кивком головы, – кому как удобнее. При этом ударения в словах появятся где-то там, где их вроде бы по правилам русского языка и не должно быть, а где-то исчезнут, зато соответствие схеме стихотворного метра получится практически безупречным. Смотрите, что получится: Мой дя’! дя са́! мых че́ст! ных пра́! вил Ког да́! не в шýт! ку за́! не мóг! Четырёхстопный ямб, никаких сомнений.Метод скандовки
Метод «Вани»
Метод скандовки
Метод «Вани»
Этот остроумный метод предложил филолог и поэт А.А. Илюшин. Пять основных метров силлаботоники он соотнёс с пятью формами некогда самого популярного мужского русского имени, по принципу: одна форма имени – одна метрическая стопа. И вот что получилось:
Хорей: Ва́-ня
Ямб: И-ва́н
Дактиль: Ва́-не-чка
Амфибрахий: Ва-ню́-ша
Анапест: И-о-а́нн
Для определения метра и размера стиха следует несколько раз повторить тот или иной вариант имени и сравнить его звучание с избранной поэтической строкой. К примеру, «Ваня-Ваня» окажется двустопным хореем, а «Ванечка, Ванечка, Ванечка» – трёхстопным дактилем.
Можно поэкспериментировать аналогичным образом и с женским именем. К примеру, «Анна» звучит как стопа хорея, «Аннет», как вы уже догадались, ямбическая стопа. «Анечка» или «Аннушка» – это дактиль, а «Анюта» – амфибрахий. Сложнее всего с анапестом, но на помощь приходят воспоминания об «Анидаг» – главной злодейки фильма-сказки «Королевство кривых зеркал» в исполнении прекрасной Лидии Вертинской. Конечно, в действительности это вымышленное имя никак со словоформой наречения «Анна» не связано, за исключением случайного созвучия, но, в конце концов, мы же просто играем!
Как уже говорилось выше, практические навыки важно развивать. Поэтому, если действительно хотите научиться определять стихотворные метры и размеры, определяйте! Поставьте себе такую задачу и каждый день устанавливайте стихотворный размер какого-нибудь нового стихотворения. Если пока что не доверяете сами себе, сравнивайте полученный результат с информацией в сети Интернет из авторитетных источников, консультируйтесь с учителем или репетитором. Составляйте коллекции примеров всех стихотворных метров или размеров из творчества отдельных авторов (допустим, все стихотворные метры на примере творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других). Пробуйте сочинять стихотворения разных метров сами. Творческий подход и упорство полезны во всех начинаниях.
Комментарий эксперта
Анатолий Корчинский, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного университета:
Одним из самых великих стиховедов в России был поэт Андрей Белый. Другой поэт, Николай Гумилёв, считал, что занятия теорией стиха не мешают, а очень способствуют поэтической практике. И оба были уверены, что это совершенно необходимо для понимания поэзии. Хотя бы потому, что стихи – это не столько текст на бумаге, сколько звучащая речь, мелодия стиха. Поэтическая культура вообще это в первую очередь «мелос», по-древнегречески – пение. Первоначально все стихи были песнями или, по крайней мере, исполнялись под музыку либо в качестве ритмизованной звучащей речи (речитатива, декламации). И точно так же, как в песне важно пение, в поэзии, даже самой «книжной» важно звучание – прежде всего ритм. Именно ритм мы изучаем, когда научаемся «слышать» и «считать» метр и стихотворный размер.
Но ритм и другие звуковые характеристики стиха (рифмы, созвучия гласных и согласных, звукопись) важны не только сами по себе. Великий русский филолог Михаил Леонович Гаспаров утверждал, что метр и смысл связаны гораздо теснее, чем принято думать. Иногда без понимания, как «сделано» стихотворение, как оно звучит, совершенно невозможно понять его смысл. Всегда важно, почему поэт выбрал именно такой метр и размер, какое настроение, какие смысловые оттенки он вложил в мелодику стиха. Но чтобы начать чувствовать ритм, надо понять, как он устроен, какие элементы его образуют и в каком порядке они находятся. Поэтому стиховедение – не только полезная и важная, но и необходимая часть поэтической и художественной культуры вообще.
Фото: © Shutterstock.com (за исключением указанных особо)
Стихотворные размеры
Цель консультации: отработка навыков определения стихотворного размера.
Тип урока: повторение материала
Оборудование: ноутбук учителя, экран, проектор, медиапрезентация,
Ход занятия
1.Вступительное слово
Сегодня на консультации мы повторим стихотворные размеры и поговорим, как их запомнить и определить размер стиха.
2. Что такое стихотворный размер?
Размер стиха (метр, метрическая схема) — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
3. Что такое стопа, какой она бывает?
Стопа — это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа — это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Стопа бывает:
— двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный;
— трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ .
4. Какие существуют стихотворные размеры?
двусложные размеры |
трехсложные размеры |
ямб и хорей |
дактиль, амфибрахий, анапест |
хорей _/ _, а ударение на первом слоге. |
дактиль _/ _ _ , |
ямб _ _/ |
амфибрахий _ _/ _ |
анапест _ _ _/) |
Всего 5 стихотворных размеров.
5. Как запомнить стихотворные размеры?
Слово «Ямб» начинается на букву»Я», а т.к. «я» — последняя буква алфавита, то и ударение падает на второй слог. Соответственно, в хорее на первый.
Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно слово ДАМА
Д — дактиль, значит ударение на первый слог,
АМ — амфибрахий на второй слог,
четвертая буква А — анапест, значит ударение на третий.
6. Давайте вспомним, как определить размер стиха?
Чтобы определить размер стиха, нужно:
1. Подчеркнуть гласные буквы.
2. Произнести строку нараспев и расставить ударение.
3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.
Пример:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказа́ть, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
А. Фет
Определение стихотворного размера:
Я прише́л к тебе́ с приве́том,
Рассказа́ть, что со́лнце вста́ло,
Что оно́ горя́чим све́том
По листа́м затрепета́ло.
Ударение через 1 слог, значит стопа двусложная. Разобьем стих на стопы:
Я при|ше́л к те/бе́ с при/ве́том,
Расска/за́ть, что/со́лнце/ вста́ло,
Что о/но́ го/ря́чим/ све́том
По ли/ста́м за/трепе/та́ло.
В данном случае, в каждой стопе ударение падает либо на первый слог, либо вовсе отсутствует (такое тоже возможно)
Т.к. во всех стопах, где присутствует ударение, оно падает на первый слог, то стихотворный размер — хорей.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Определите размер в следующих стихотворениях:
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники: (дактиль _/ _ _ )
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА. (амфибрахий _ _/ _)
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть. (анапест _ _ _/)
ОПОРНАЯ СХЕМА
ХОРЕЙ |
ЯМБ |
ДАКТИЛЬ |
АМФИБРАХИЙ |
АНАНАС |
ХОЛОД |
ЯНВАРЬ |
ДАШЕНЬКА |
АПТЕКЕ |
АНАНАС |
ХОЛОД, крепкий, ЯНВАРЬ метет, ДАШЕНЬКА
В АПТЕКЕ АНАНАС берет АНАПЕСТ