Как правильно вакуумировать кондиционер в квартире пошаговая инструкция

Как вакуумировать сплит-систему: правила, особенности и рекомендации

Содержание

Что такое вакуумирование сплит-системы и когда оно производится?

Как вакуумировать сплит-систему без насоса

Вакуумирование кондиционера пошагово

Возможные ошибки при вакуумизации

Проверка сплит-системы после вакуумирования

Вакуумирование сплит-системы — обязательный этап монтажа кондиционера, во время которого происходит удаление остатков воздуха, влаги, пыли, кислотности из фреоновой магистрали. Данный процесс необходим для эффективной и стабильной работы прибора, а также повышения его срока службы.

Что такое вакуумирование сплит-системы и когда оно производится?

Бытовой кондиционер, вне зависимости от конструкции, оснащен охлаждающей фреоновой трассой, деятельность которой обеспечивает снижение температуры воздуха в пределах помещения. В состав трассы входят 2 теплообменных элемента (непосредственно конденсатор и испаритель), компрессор и масло для него, система медных труб разной длины, терморегулирующий вентиль, фреон.

Фреоновый контур сплит-системы должны быть обязательно герметичен, чтобы внутрь комплекса не попала влага, воздух и различные мелкодисперсные инородные частицы. Их проникновение в состав хладагента со временем приведет к некорректной работе оборудования и его поломке:

  • Включение воздуха в охлаждающее вещество — воздушные массы вызывают значительное повышение давления непосредственно внутри контура, в результате чего компрессор станет работать всегда под повышенной нагрузкой, что вызовет быстрый износ механизмов;
  • Попадание влаги в кондиционер внутрь корпуса — под действием влаги начинается коррозийный процесс на внутренней поверхности контура, образованные частицы ржавчины будут циркулировать по системе вместе с фреоном, затем неизбежно попадут в компрессор, что станет причиной его поломки;
  • Попадание влаги в компрессорное масло — вода вступает в агрессивную химическую реакцию с маслом компрессора, в результате чего образуются различные органические и неорганические кислотсодержащие вещества, которые оказывают разрушающее действие на элементы контура. 

Чтобы предотвратить эти и другие негативные последствия, фреоновый контур должен быть герметичен. Данное условие достигается за счет максимально плотного соединения всех составляющих элементов, правильной вальцовкой труб, а также удалением влаги и воздуха при помощи насоса. 

Как вакуумировать сплит-систему без насоса

Первый запуска кондиционера предусматривается производителями без использования вакуумного насоса. Для удаления воздуха из системы необходимо:

  • открыть клапан магистрали на 10-15 секунд;
  • проверить степень затяжки гаек на всех зонах;
  • открыть сервисный порт (для этого необходимо открутить клапан ключом);
  • в сервисном порту надавить до упора на шток в течение 3 секунд;
  • выждать одну минуту и повторить процедуру еще два раза;
  • закрыть сервисный порт;
  • выпустить остатки воздуха через газовую трубку.

Таким способом можно вытеснить остатки воздуха из магистрали, если ее длина не превышает 5 метров, после работ на клапаны следует установить резьбовые заглушки.

Вакуумирование кондиционера пошагово

Вакуумация сплит-системы и дальнейшая заправка кондиционера фреоном подразумевает наличие профессиональных инструментов и аппаратов. Для качественного проведения работ понадобится вакуумный насос, манометр для кондиционера, набор отверток и ключей. Для того, чтобы хладагент заполнил контур после процедуры, потребуются 2 шестигранных ключа (обычно на 4-6 мм).

Набор для вакуумирования кондиционера

Вакуумирование кондиционера выполняется в несколько последовательных этапов:

  1. На манометрической станции смонтирован манометр низкого давления, сразу под ним выведен шланг, который следует подсоединить к вентилю сервисного порта, расположенному на наружном блоке кондиционера. Закрытые краны на вентилях необходимо открыть шестигранным ключом.
  2. Подключение вакуумного насоса к заправочному шлангу, который находится под средним штуцером и имеет желтый окрас.
  3. Включение насоса.
  4. Открытие вентиля низкого давления. Он локализован под синим манометром и имеет аналогичный окрас. После того, как вентиль открыт, начинается вакуумация кондиционера. 
  5. Контроль процесса по показаниям манометра. Стрелка аппарата должна достичь нулевой отметки, процесс, в зависимости от длины трассы, может занять от 15 минут до 1 часа.
  6. Закрывание синего вентиля, отключение насоса. Действие обязательно необходимо выполнять именно в такой последовательности.
  7. Очистка магистрали от влаги и воздушных масс. 
  8. Заправка фреоном. Синий вентиль должен оставаться в закрытой позиции, при этом синий шланг находится на вентиле внешнего модуля кондиционера. Шестигранными ключами необходимо открыть 2 крана на наружном блоке, после чего запустить хладагент в контур, затем отсоединить синий шланг.

Важно! После отключения насоса его нельзя отсоединять от системы минимум 30 минут. Необходимо все время контролировать показания манометрической станции. 

Возможные ошибки при вакуумизации

Одной из самых грубых ошибок является мониторинг давления по манометру в условиях отсутствия измерителя вакуума. Работники получают давление ниже нулевой отметки, после чего прекращают вакуумирование сплит-системы. Атмосферная разреженность в контуре при выключенном насосе должна поддерживаться еще в течение получаса, такая процедура называется прессовкой, цель ее проведения — тотальное удаление влаги из прибора. Если давление фреона в кондиционере поднимется на 1-2 единицы, то это свидетельствует о разгерметизации контура. В таком случае проводится осмотр магистрали и креплений патрубков к станции и кранам на внешнем блоке. Если целостность элементов не нарушена и явные признаки разгерметизации отсутствуют, то выполняется осмотр устройства на предмет дефектов монтажа — чрезмерно перетянутых или ослабленных гаек на трубопроводах магистрали, некачественно выполненную вальцовку.

Также вакуумирование следует проводить, если температура внешней среды у внешнего блока кондиционера составляет в пределах 15 градусов. Работа при таких параметрах исключит испарение или замерзание влаги в трассе.

Еще одна ошибка — это попытка удалить влагу и воздух путем продувки контура фреоном. Данный способ неэффективен, все примеси останутся в системе, а хладагент будет потрачен впустую.

Проверка сплит-системы после вакуумирования

Некоторые непрофессиональные рабочие считают, что использование вакуумного насоса вполне подходит для проведения диагностических процедур: если при откачке воздуха давление снизилось до нулевого значения и не поднялась в течение 15 минут, значит трасса герметична и ее можно заправлять фреоном. Однако после нескольких месяцев работы прибора количество хладагента начинает стремительно снижаться. Это связано со следующим факторами:

  • процесс вытекания фреона замедленный и отклонение стрелки манометра при недостаточной герметичности системы происходит через 30-50 минут;
  • хладагент гораздо текучее воздуха;
  • фреон оказывает давление изнутри, а атмосфера — снаружи;
  • давление хладагента в период активности может достигать до 25 Бар, а манометр при этом демонстрирует изменения в пределах 1-5 Бар, искать утечки в таком узком диапазоне изменений бесполезно.

Диагностика на утечки выполняется при помощи УФ-красителя, либо течеискателя. Запорные вентили закрываются, выполняется удаление воздуха и влаги, измеряется давление, оно не должно возрастать в точнее 1 минуты. Далее для тестирования в систему вводят азот до давления, не превышающего значение 4 МПа, на места соединения труб носят краситель, затем удаляют газ. После этого проводится повторное вакуумирование и вновь измеряется давление. Когда параметры стабилизируются, можно открыть вентили. 

После завершения процесса вакуумации сплит-систему тестируют при работе в различных режимах, полученные параметры функционирования сопоставляют с нормативными значениями. При нахождении показателей в пределах нормы процесс по установке техники и герметизации выполнен правильно, кондиционер можно передавать в эксплуатацию — он будет корректно охлаждать воздух в соответствии с заявленными характеристиками.

Покупая сплит-систему и вызывая монтажную команду для ее установки все мы хотим, чтобы климатический прибор избавлял от жары летом, а от холода – весной и осенью. И чтобы еще работал исправно лет 6-7 минимум без техобслуживания. Все верно?

Если от заводских недоработок вас защитит гарантия производителя, то от халатности монтажников – только понимание порядка установки сплит-системы. Мастера-«кондиционерщики» в 70% установочных работ попросту не выполняют вакуумирование кондиционера, поскольку это долго (порядка 30-60 минут) и дорого (хороший вакууматор стоит более 12 тыс. руб.).

Между тем это «незначительное» монтажное упущение серьезно влияет на срок службы сплит-системы. Расскажем о вакуумации систем кондиционирования подробно.

Содержание статьи:

  • Цели вакуумирования сплит-системы
    • Воздух в смеси с фреоном
    • Влага в компрессорном масле кондиционера
  • Как выполняется вакуумация климатического прибора
  • Ошибки при вакуумации сплит-систем
  • Насосы для вакуумирования сплит-систем
  • Какой вакууматор лучше выбрать?
  • Самодельный вакуумный насос
  • Выводы и полезное видео по теме

Цели вакуумирования сплит-системы

Большинство разномарочных сплит-систем легко справляется с шестилетним и более долгим сроком безотказной работы при двух условиях. Первое – отсутствие заводского брака в агрегатах сплита. Второе – правильный монтаж кондиционирующей системы на месте.

После размещения блоков (уличного, комнатного) на местах, соединения развальцованных концов медных трубок с кранами внешнего и штуцерами внутреннего  сплит-модулей работа монтажников выглядит завершенной.

Однако прежде чем впускать фреоновый хладагент в трубную магистраль и включать кондиционер, производители климатической техники рекомендуют откачать воздух из соединительных трубок и контура в целом.

Как работает сплит-система

Каждый агрегат и практически каждый рабочий элемент холодильного контура взаимодействуют с хладагентом. Поэтому на состав фреона не должны влиять ни воздушные газы, ни влага

Так нужна ли вакуумация домашнего кондиционера или это излишняя операция, о чем уверенно заявляют многие установщики сплит-систем? Посмотрим.

Рабочие процессы холодильного агента, циркулирующего по трубкам и агрегатам прибора кондиционирования, точно сбалансированы производителем. Циклы сжатия, конденсации и переохлаждения фреона идут при строго определенных агрегатных состояниях хладагента.

Происходит следующее:

  • Парообразный хладагент следует по толстой трубке из испарителя (внутренний сплит-блок) в конденсатор (наружный блок), куда его нагнетает компрессор.  Там фреон обдувается вентилятором и охлаждается;
  • Сжиженный хладагент направляется по тонкой трубке к испарителю внутреннего блока. Его давление понижается терморегулирующим вентилем;
  • Во внутреннем блоке фреон закипает и активно испаряется, поглощая теплоту. Холодный теплообменник обдувается вентилятором, распространяющим охлажденный воздух по помещению. Затем хладагент нагнетается из комнатного блока в «уличный» блок – рабочий цикл повторяется.

Но подмешанные к фреону воздух и влага меняют его рабочие параметры, серьезно вмешиваясь в работу кондиционера. Как эти лишние компоненты оказываются в составе хладагента?

Объединяющие модули климатической системы медные трубки после их подключения к сплит-блокам содержат воздух. Что также важно – в воздухе всегда содержится влага, которая тоже воздействует на характеристики кондиционирующего прибора негативно. Поясним, как влияют вода и воздух на фреоновый хладагент и компрессор сплит-системы.

Воздух в смеси с фреоном

Сохранившись в трубках сплит-системы (т.е. вакуумация не выполнялась), атмосферный воздух накапливается в конденсаторе «уличного» блока, поскольку ресивер блокирует его дальнейший проход (как парообразного (несконденсированного) фреона).

Вакуумация сплит-системы

Ни продувка фреоном, ни расчет на сухость летней атмосферы, ни заверения монтажников – ничто не обеспечит долгой службы вашего кондиционера, кроме правильного монтажа с ваккумизацией фреоновой магистрали

Собранный в конденсаторе воздух значительно повышает давление, требуемое для конденсации хладагента. Кроме того, на поверхности конденсации возникает воздушная пленка, многократно ухудшающая отбор теплоты от конденсируемого фреона.

Поскольку теплоотбор ухудшен, а объем поступающего хладагента сохраняется прежним, происходит рост давления конденсации, требующий повышенной степени сжатия от компрессора. В результате на выходе из компрессора наблюдается недопустимо высокое давление и температура, что резко ускоряет его наработку на износ.

Влага в компрессорном масле кондиционера

Помимо основного хладагентного материала в контуре кондиционирующей сплит-системы содержится синтетическое полиэфирное масло. Как и в другом холодильном оборудовании, масло POE обеспечивает смазку подвижных частей компрессора.

Масло, предназначенное для смазки и герметизации компрессорных узлов, выполнено на основе полиэфиров.  Содержится оно в емкости компрессора. В ходе работы масло поступает в холодильный контур в малом объеме – порядка 5-10% от общего количества.

Покрывая тонким слоем стенки трубок холодильного контура, масляная пленка помимо отвода тепла способствует улучшенной циркуляции фреона.

Обмерзание газовой трубки

Характерным признаком засорения хладагента в сплит-системе атмосферной влагой является обмерзшая трубка газовой фазы циркуляции фреона

Однако сложноэфирные масла характеризуются высокой гигроскопичностью. Если содержание воды в масле POE превысит 30 ppm (30 частей на миллион частей полиэфирного масла), то его рабочие характеристики резко ухудшатся. За этим может последовать заклинивание компрессора – наиболее дорогого агрегата в составе сплит-системы.

Увеличенное содержание воды ослабляет диэлектрическую прочность полиэфирного масла, что приведет к пробою обмотки компрессора.

При наличии воды в масле на уровне свыше 30 ppm и в присутствии содержащихся во фреоне R410 атомов фтора, хлора и брома развиваются процессы гидролиза, вызывающие образование активных кислот – соляной (HCl), плавиковой (HF) и бромистоводородной (HBr). Даже в небольшом объеме эти кислоты будут разъедать трубки холодильного контура вследствие химической коррозии.

Наконец, неосушенная вакуумированием и насытившая синтетическое масло вода послужит причиной внутреннего обледенения тонкой трубки фреонового контура вблизи внешнего блока.

Особенно это проявляется при работе сплит-системы на тепло в период межсезонья. В итоге компрессор работает с недостаточным объемом хладагента, быстро перегревается и отключается (срабатывает защита). В худшем варианте – компрессор сгорает. С правилами проверки работоспособности компрессора и проведения его ремонта ознакомит рекомендуемая нами статья.

Заметим, что путем вакуумации вывести влагу из содержащегося в кондиционере синтетического масла невозможно. Тут один вариант – слить насыщенное влагой POE, заменив его новым маслом.

Как выполняется вакуумация климатического прибора

Для выполнения процедуры осушения и обезвоздушивания контура кондиционера потребуется следующее оборудование: манометрическая (коллекторная) станция, применяемая также для заправки сплит-систем фреоном; вакуум-насос; отвертки и гаечные ключи.

Чтобы впустить фреон в контур после вакуумации, необходимы два шестигранных ключа (обычно 4 мм).

Схемы вакуумации и заправки кондиционера

Важно точно следовать порядку соединения шлангов манометрического коллектора с выводными штуцерами ваккум-насоса и баллона с хладагентом

По порядку рассмотрим, как вакуумировать только что установленный (новый) двухблочный кондиционер:

  1. Подключаем шланг (синего окраса) манометрической станции от штуцера под  манометром низкого давления к сервисному порту на вентиле внешнего блока сплит-системы (толстая трубка «газовой» фазы хладагента). Краны на вентилях сплит-блока (открываются ключом-шестигранником) должны быть закрыты;
  2. Соединяем заправочный шланг (желтого окраса) от среднего штуцера коллекторной станции с вакуум-насосом;
  3. Включаем насос;
  4. Открываем на манометрической станции вентиль низкого давления (синий, под  синим манометром). Процесс вакуумации начался;
  5. Ждем от 15 минут до получаса (чем более длинна фреоновая магистраль, тем дольше) пока стрелка манометра не выйдет ниже нуля;
  6. Отключаем насос и ожидаем максимальной очистки атмосферы в магистрали сплит-системы от влаги и воздушных газов. Потребуется более 30 минут;
  7. Закрываем синий вентиль на манометрической станции, только после этого – отсоединяем вакуумирующий насос;
  8. Не открывая синего вентиля и не снимая синего шланга с вентиля на «уличном» сплит-блоке, открываем шестигранными ключами два крана на внешнем блоке кондиционера, впускаем фреон в контур. После можно отсоединять синий шланг.

Следите за стрелкой синего манометра. По мере повышения степени разреженности атмосферы холодильного контура, она должна сползать к нулевому значению. В зависимости от мощности насоса и протяженности фреоновой магистрали ваккумизация займет 15-20 минут.

Затем насос нужно выключить (не отсоединять!) и 30 минут следить за стрелкой манометра. Давление сохраняется – все хорошо, можно заполнять контур хладагентом. Модели вакуум-насосов среднего ценового диапазона и выше оснащены шкалой вакуумометра, отслеживать по ней степень разреженности атмосферы особенно удобно.

Ошибки при вакуумации сплит-систем

В отсутствии измерителя вакуума монтажники кондиционеров ориентируются по данным давления на манометре – ждут падения стрелки ниже нулевой отметки, после чего завершают вакуумизацию. Это глубочайшая ошибка!

Вакуум по манометру

Достижение предельного минуса по манометру низкого давления не является целью вакуумации. Для устранения влаги высоковакуумную атмосферу в контуре следует держать более 30 минут после выхода манометра в минус

Следует продолжать поддерживать атмосферную разреженность в фреоновом контуре как минимум полчаса при выключенном насосе, чтобы испарить и вывести влагу из климатического прибора. Эта операция называется опрессовкой.

Если в ходе вакуумной опрессовки синий манометр покажет самопроизвольную нормализацию давления – стрелка перейдет с нуля на единицу – наблюдается разгерметизация. Проверяем крепления шлангов к манометрической системе, к кранам на уличном сплит-блоке и вакуум-насосе.

Впуск хладагента

Новая сплит-система штатно заправлена фреоном, изолированным во внешнем блоке. Завершив вакуумирование, нужно не отсоединяя шланга от сервисного штуцера (вакуум в контуре должен сохраняться) снять заглушки и открыть краны шестигранным ключом, впуская хладагент в контур

Не обнаружив слабого крепления между этими приборами, ищем монтажный дефект – перетянутые или незатянутые гайки на медных трубках магистрали, либо некачественную вальцовку их концов.

Вакуумация хладагентной магистрали эффективна, если только температура в зоне расположения внешнего блока кондиционера превышает +15оС. Вода при низких уличных температурах в условиях разреженной атмосферы не испаряется, а замерзает –  вывести ее из трубной магистрали практически невозможно.

К примеру, при +30оС достаточно 40 мбар, чтобы испарить имеющуюся в холодильном контуре воду. А при 0оС потребуется снизить давление до глубокого вакуума – ниже 6 мбар, иначе испарения и отвода влаги не будет.

Влияние температуры и давления на кипение воды

Чем более холодна атмосфера в месте размещения внешнего кондиционерного блока, тем более высокий вакуум и больший срок требуются для отвода влаги перед запуском в контур фреона

Поэтому вакуумацию требуется выполнять либо в теплый сезон, либо со специальным подогревом теплообменника внешнего сплит-блока (например, тепловой пушкой) в течение всего времени, пока в подготавливаемой фреоновой магистрали поддерживается вакуум.

Заметим, что продувка контура фреоном, практикуемая нерадивыми монтажниками, должного результата по устранению воздуха и влаги дать не может. Это лишь бесцельный расход фреона, кстати, недешевого.

Насосы для вакуумирования сплит-систем

Для вывода большей доли газообразных веществ из собранного, но еще не заполненного фреоном компрессорно-конденсаторного блока, требуется специальное устройство – насос-вакууматор. Процедуру откачки воздуха из сплит-системы способны выполнять насосы двух основных типов – низковаккуумные и высоковакуумные.

Оборудование для вакуумации

Для сплитов до 7000 BTU подойдет одноступенчатый вакуум-насос, для более мощных нужен уже двухступенчатый, а для мультизональных систем – только ионно-геттерный. Обязательно потребуется манометрическая станция со шлангами и фитингами под 410 фреон

Повторим еще раз: вакуумирование кондиционера своими руками возможно, но без вакуумного насоса этой работы никак не сделать.

Виды низковакуумных насосов:

  • Роторно-пластинчатые (одноступенчатые). Характеризуются низкой шумностью при работе, возможностью регулировки остаточного давления, простотой конструкции. Их минусы – необходимость периодической замены расходников (к примеру, масла);
  • Двухроторные (двухступенчатые). Оборудованы двумя основными роторами, работающими синхронно. Экономичны, эффективно «проталкивают» воздух к сливному патрубку путем повышения давления в контуре вакуумируемого прибора;
  • Водокольцевые. Способны одинаково хорошо отводить и воздух, и жидкость. Минусами таких приборов являются значительный расход электроэнергии и потребность в воде.

Из перечисленных выше типов вакуум-насосов исключительно в низковакуумном диапазоне (105-102 Па) работают лишь водокольцевые приборы. У остальных типов диапазон вакуумации шире и достигает 10-3 Па, т.е. степени высокого вакуумирования.

Виды высоковакуумных насосов:

  • Диффузионные. Высокоэффективны, обеспечивают быструю вакуумизацию. Но для холодильного контура их применять нельзя, т.к. рабочей жидкостью этих насосов являются синтетические масла, загрязняющие вакуумируемый контур;
  • Криогенные. Их работа сопровождается закачкой азота, вымораживающего и отводящего газы и жидкости при усилении степени разрежения внутренней атмосферы контура;
  • Ионно-геттерные. Оснащены тонкой титановой пленкой, улавливающей молекулы газов и жидкостей, отводимых из холодильного контура при вакуумации. Наиболее эффективны – устраняют до 97% примесей.

Несмотря на преимущества ионно-геттерных вакууматоров, выключающие обеспечение высокой степени вакуума (свыше 10-5 Па), при монтаже сплит-систем их используют редко – эти приборы дорогие.

Какой вакууматор лучше выбрать?

Выбор оптимального типа насоса-вакууматора зависит от протяженности фреоновой магистрали и мощности кондиционера, нуждающейся в вакуумной очистке от атмосферных газов. Также необходимо учитывать габариты насосного прибора, поскольку его потребуется выставить вблизи внешнего сплит-блока для подключения к процедуре вакуумации.

Одноступенчатый вакууматор

Этот прибор способен вакуумировать контуры холодильников, автомобильных кондиционеров и маломощных сплит-систем. Для климатического оборудования мощностью от 9000 BTU и выше такой вакууматор не подходит

Значимым критерием является остаточное (наименьшее) давление, достигаемое вакуумационным насосом в режиме работы без нагрузки (входной патрубок закрыт). Чем ниже величина остаточного давления (указана производителем в Па, в мбар или микронах), тем лучше вакууматор.

Следующий критерий – производительность вакуум-насоса (указывается в л/ч). Ею определяется объем газа, прокачиваемый прибором за час работы при данном выпускном давлении.

Последний ответственный критерий – мощность электродвигателя вакуумационной установки (указывается в Вт). Чем длиннее фреоновая магистраль, т.е. чем дальше друг от друга расположены сплит-блоки кондиционера, тем дольше придется выполнять вакуумационную очистку холодильного контура. А значит, потребуется вакууматор с достаточно мощным двигателем.

Ионно-геттерный вакууматор

Среди вакуумных насосов этот тип дает наиболее глубокий вакуум. Если требуется осушение и обезвоздушивание многометровой медной магистрали, к примеру, для систем VRV и VRF – необходим именно этот вакууматор. Однако работать с ним должны специалисты, прибор слишком мощный

Чаще всего монтажниками сплит-систем используются вакуум-насосы двухступенчатого и однопластинчатого типа. Первые считаются полупрофессиональными и неплохо вакуумируют бытовые системы кондиционирования, а вторые – наиболее дешевы, хотя  и недостаточно качественно обеспечивают вакуумацию фреоновых контуров длиннее 3,5 м.

Самодельный вакуумный насос

Вакууматор можно изготовить на базе компрессора от старого холодильника («Саратов», «ЗИЛ» и т.п.). Необходимо слить минеральное масло из него, заменив с предварительной промывкой керосином более вязким машинным (летней «синтетикой»).

Самодельный вакууматор

Изготовить вакуум-насос на базе компрессора от холодильника можно, только вакуумировать сплиты мощнее 5000 BTU он не способен. Большинство подобных самоделок (см. фото) являются не вакууматорами, а воздушными компрессорами

В работе компрессор будет активно выбрасывать «минералку» через выходную трубку, быстро заполняя маслоуловитель. Замена «синтетикой» позволит обойтись без отдельного ресивера с фильтром. А вот установка маслоуловителя обязательна. Для контроля степени вакуумации понадобится вакуумметр или, как минимум, манометр.

Однако если с компрессором холодильника можно собрать неплохой воздушный компрессор, то вакууматор получится достаточно слабый, низковакуумный. Такие компрессоры не могут дать вакуум более 104 Па, т.е. для вакуумизации сплит-систем они не подходят.

Выводы и полезное видео по теме

Порядок вакуумирования фреонового контура сплит-системы:

Обзор разнотипных вакуум-насосов, их возможностей и применения:

Сравнение эффективности вакуум-насоса из компрессора от холодильника с двухступенчатым компрессором:

При монтаже сплит-системы обойтись без вакуумации контура нельзя, поскольку надежной многолетней работы такой кондиционер не покажет.

Однако специально приобретать вакуум-насос с манометрической станцией, даже под установку двух-трех домашних сплит-систем – невыгодно. Рациональнее взять эти приборы в аренду. Или все же вызвать мастеров, предварительно убедившись в наличии у них необходимого оборудования.

Хотите поделиться собственным опытом в вакуумировании установленной дома сплит системы? Располагаете полезной информацией по теме статьи, которой стоит поделиться с посетителями сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы и размещайте фото.

Содержание

  • 1 Вакуумирование кондиционера — что это такое
  • 2 Когда необходимо вакуумирование
  • 3 Вакуумирование и бытовая сплит-система
  • 4 Нужно ли вакуумирование старых кондиционеров
  • 5 Пошаговая инструкция по самостоятельному вакуумированию кондиционера
  • 6 Какой вакууматор лучше выбрать

Правильный монтаж и налаживание сплит-системы – самое важное, что нужно сделать для эффективной работы устройства, которое призвано кондиционировать помещение. Современные модели оснащены двумя частями – комнатными и наружными блоками, которые объединяются медными трубками. По ним циркулирует хладагент. Когда аппарат устанавливается, его элементы пропускают воду и воздух, поэтому необходимо проводить  вакуумирование кондиционера.

Вакуумирование кондиционера — что это такое

Многие интересуются, что это, вакуумирование кондиционера. Это действие, когда удаляются лишние воздух и влага из системы холодильного оборудования. Это действие необходимо совершать, чтобы устройство качественно работало. Запускать вакуумирование можно своими силами или обратиться к профессионалам.

Если подобный вопрос не решать вовремя, хладагент не сумеет самостоятельно избавиться от скопившегося воздуха. Таким образом, система охлаждения перестанет функционировать в должной степени. Чтобы избежать поломки и других неприятностей, нужно знать, как именно проходит вакуумирование.

Когда необходимо вакуумирование

Во время монтажных работ два блока кондиционера присоединяются друг к другу медными трубками-магистралями. Это называется контуром кондиционера. После того как трубки проложены, они затягиваются, обеспечивая герметичность, чтобы затем во время работы не было воздуха и влаги. Но даже если все делать очень аккуратно, вряд ли удастся через простое продувание убрать весь воздух из труб.

Интересно! Можно ли использовать кондиционер как обогреватель

Для этого нужна вакуумизация кондиционера? Она обязательна для всех охладительных систем, длина магистрали которых выше двух метров. Это касается бытовых устройств и промышленных.

Это нужно потому, что:

  • лишний воздух растворяется в масле, которое используют для смазки деталей, из-за чего меняются характеристики смазочного материала, и он становится бесполезным, поскольку не выполняет своих главных свойств. Больше не образуется плотная пленка на трущихся деталях. Таким образом устройство быстрее изнашивается и возникает риск поломки;
  • вода меняет химические свойства хладагента, в результате снижается производительность сплит-системы, контур начнет обмерзать.

Вакуумирование и бытовая сплит-система

Если необходимо своими руками установить кондиционер и выполнить вакуумирование, нужно приобрести некоторые необходимые приборы:

  • вакуумный насос;
  • шланги;
  • конструкцию, которая собирает хладагент;
  • зарядную станцию;
  • манометр или вакуумметр;
  • тэн для подогрева цилиндра;
  • вентильный ключ;
  • вентили для манометрической станции;
  • прибор для определения и оценки течи.

Насосом можно убрать попавшие под корпус воду и воздух, это совершается за счет разреженного давления.

У каждого вакуумного аппарата имеется предел остаточного давления, по достижению которой лишний воздух перестает выходить.

Нужно ли вакуумирование старых кондиционеров

Кондиционер не первой свежести тоже подвержен природному воздействию. Чаще всего зимой, если появится мелкое отверстие, которое нарушит герметичность медных труб или теплообменника, в систему попадет воздух. Если это произошло, кондиционер станет плохо работать, закапает вода.

Вакуумация кондиционера нужна:

  • когда сплит-система начала издавать булькающие звуки;
  • медные трубы сменили цвет на черный или синий;
  • ухудшилась работа устройства.

Редко, но случается, из-за разгерметизации помещение перестает охлаждаться совсем.

Поэтому если вдруг закрались подозрения о поломке, нужно обратиться к специалистам, которые проведут диагностику. Они самостоятельно проверят устройство, узнают, есть ли в нем лишний воздух или влага. Кроме того, проверят количество хладагента.

Своими силами лучше не исправлять неполадки в системе, когда нет определенных знаний и навыков. Любое неверное действие может навредить кондиционеру еще больше.

Есть возможность бесплатно отремонтировать оборудование. Но, как правило, услуга доступна только тем системам, что еще находятся на гарантийном обслуживании. Но не получится избежать финансовых вложений, если поломка случилась или усугубилась человеком.

Пошаговая инструкция по самостоятельному вакуумированию кондиционера

Прежде чем приступать к самостоятельному удалению лишнего воздуха, нужно знать некоторые детали. Длительность работы зависит от вакуумного насоса. Одноступенчатые аппараты не так мощны, но ими можно пользоваться в бытовых целях. Процесс займет примерно полчаса.

Интересно! Особенности приточной вытяжной вентиляции в гараже

Если применяется двухступенчатый насос с большей мощностью, работа потребует около 15-20 минут.

Измерять давление в агрегате нужно при помощи манометра или вакууматора. Самые точные цифры покажет опрессовка высоким давлением.

Как вакуумировать кондиционер.

  1. На первом этапе нужно подключить вакуумный насос к кондиционеру. Чтобы это осуществить, нужно присоединить желтый шланг одним концом к насосу, другим – к манометру, его среднему штуцеру.
  2. Затем левый штуцер должен быть занят синим шлангом, второй конец которого присоединить к газовому вентилю на охлаждающем оборудовании.
  3. Включить вакуумный насос.
  4. Открыть кран слева на манометре.
  5. Открыть вентили сервисных портов.
  6. На показателях должна быть цифра -1 Бар.
  7. Оставить оборудование работать на 10-20 минут.
  8. Выключить насос.
  9. Манометр не убирать и не выключать. Оставить его еще на 30 минут.
  10. Посмотреть на показатели. Если там «0», то была утечка.

Для обнаружения места утечки нужно смазать все соединения мыльным раствором. Когда место отыщется, необходимо затянуть покрепче крепления. После этого снова провести вакуумирование.

  1. На втором этапе происходит заправка агрегата хладагентом.
  2. Для этого требуется открыть клан слева на манометре.
  3. Правый кран закрыть.
  4. Средний, желтый, шланг, отсоединить от насоса и присоединить к баллону с фреоном. Последует небольшое шипение. Это значит, что хладагент заполняет контур.
  5. После заправки отключить кондиционер, отключить трубки.
  6. Закрыть газовый вентиль на внешнем блоке.

Затем нужно провести проверку системы.

  1. Включить аппарат, поставить в режим охлаждения, установив температуру в +20 градусов.
  2. Подождать 15 минут.
  3. Устройство войдет в полную силу и станет видно, насколько хорошо оно справляется.
  4. Потом проверить режим нагрева таким же образом.

Если проверка показала некорректную работу одного из режимов или они совсем не работают и не включаются, нужно вызвать специалиста. Без необходимых навыков и знаний будет сложно или невозможно выявить истинную причину. Возможно, были ошибки во время заправки фреоном, что часто случается. Может быть, его слишком много или, наоборот, недостаточно.

Мастер сумеет точно рассчитать, сколько холодильного вещества нужно, после чего произведет правильное тестирование. С этой работой можно справиться самому. Но новички нередко наталкиваются на ряд проблем при самостоятельном вакуумировании.

Сервисный центр берет за услугу довольно много. Но цена стоит того, чтобы один раз грамотно провести работу, чем потом отдавать еще большие деньги за поломку или исправление мелких неполадок.

Какой вакууматор лучше выбрать

При выборе хорошего насоса нужно обратить внимание на длину магистралей и мощность сплит-системы, корой необходима очистка. Кроме того, нужно учесть размеры насоса, потому что его придется держать близко к кондиционеру снаружи здания, чтобы подключить к процессу.

Одним из важных критериев является остаточное давление, которое образуется в результате работы насоса с закрытым входным патрубком. Чем ниже его значение, тем устройство лучше. Важна и производительность вакууматора. Она пишется в л/ч и выявляет количество газа, который прокачивается аппаратом за час бесперебойной работы.

Кроме того, нужно узнать мощность электродвигателя насоса. Если медные трубки длинные, т.е. блоки кондиционера находятся друг от друга на приличном расстоянии, то очистка займет продолжительное время. А для этого нужна высокая мощность.

Обычно профессионалы, занимающиеся установкой кондиционеров, применяют одноступенчатые и двухступенчатые насосы. Вторые достаточно недорогие, но уже плохо справляются с трубками, которые длиннее 3 метров, первые – считаются полупрофессиональными.

Вакуумирование кондиционера – обязательная работа, которая должна проводиться со старыми и новыми сплит-системами. Выполнять ее самостоятельно вполне возможно, но во избежание проблем, лучше доверить ее профессионалам.

Системы кондиционирования сложны не только в применении, но и в установке. Ежегодно производители стараются сделать все, чтобы упростить процесс монтажа и эксплуатации сплит систем, но на данный момент неопытный мастер с высокой долей вероятности не сможет установить кондиционер, не совершив при этом ошибок.

Именно по этой причине мы не рекомендуем домашним умельцам заниматься монтажом кондиционера. Но если вы все же уверены в своих силах и хотите попробовать поставить сплит-систему самостоятельно, изучите один из важнейших вопросов: как вакуумировать кондиционер.

В этой статье мы подробно расскажем, как правильно выполняется вакуумация кондиционера, какие нюансы нужно учитывать, и можно ли выполнить подобные работы самостоятельно, без привлечения специалистов со стороны.

Вакуумирование: что нужно знать

как заправить оконный кондиционер

Инструменты

Перед вакуумизацией необходимо подготовить набор инструментов. Вам понадобится вакуумный насос для кондиционеров, манометрическая станция, баллон с фреоном, шестигранная отвертка (а лучше комплект), разводной и газовый ключ.

Процесс вакуумирования

Здесь мы вкратце расскажем, как вакуумировать кондиционер. Если вас интересует более подробная инструкция, прочтите статью далее.

Вакуумирование состоит из двух этапов. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый этап. Вакуумный насос для откачки воздуха из кондиционера присоединяется к манометру, а затем к наружному блоку, и включается. Насос должен проработать не менее 10-15 минут. Длительность работы насоса зависит от его мощности. В среднем 15 минут достаточно, чтобы выкачать лишний воздух из наружного блока, но в некоторых случаях ожидают 20 минут.

Во время откачки воздуха ведется наблюдение за показателями манометра. Наблюдение продолжается еще 20-30 минут после отключения насоса. В течение этого времени показатель давления не должен меняться. Это будет означать, что фреоновая трасса абсолютно герметична.

заправка оконного кондиционера

Если после откачки воздуха стрелка манометра начала подниматься, значить в трассе произошла утечка. В этом случае мастер пытается найти место утечки и загерметизировать систему. В большинстве случаев утечка возникает из-за слабо затянутых гаек, неправильного вальцевания или повреждения медных трубок в процессе монтажа.

После система проверяется еще раз с помощью манометра. Если стрелка остается неподвижной и трасса полностью загерметизирована, мастер приступает ко второму этапу.

Второй этап. Холодильный агент запускается в систему. Вакуумный насос для кондиционера отключается от наружного блока, баллон подключается. Шестигранным ключом открываются краны для подачи фреона. Контур медленно наполняется хладагентом. После заполнения трассы фреоном проводится тестирование. Мастер проверяется работоспособность всех режимов работы. Если они работают исправно, значит мастеру удалось правильно вакуумировать кондиционер.

Пошаговая инструкция

Можно ли произвести вакуумирование кондиционера своими руками? Вполне. Но важно понимать, что эта процедура не так легка, как кажется на первый взгляд. Особенно это касается сложной климатической техники, вроде прецизионного кондиционера. Но вы можете попробовать выполнить эти работы самостоятельно, если уверены в своих силах.

Выше мы уже описывали краткую схему установки насоса и вакуумирования трассы. Давайте подробнее остановимся на каждом этапе.

Первый этап

вакуумирование кондиционера

Подключите вакуумный насос для откачки воздуха к кондиционеру. Для этого один конец желтого заправочного шланга присоедините к насосу, а другой — к среднему штуцеру манометрической станции. Далее к левому штуцеру манометра присоедините один конец синего шланга, а второй конец — к заправочному штуцеру газового вентиля на наружном блоке кондиционера.

Включите насос вакууматор. Откройте левый кран на манометре и вентили сервисных портов. Следите за показаниями: необходимо, чтобы стрелка остановилась на значении -1 Бар. Проводите вакуумирование в течение 10-20 минут. Затем выключите насос, но не отключайте манометр еще около получаса. Обратите внимание на показатели: если стрелка вернулась к показанию 0 Бар, значит возникла утечка.

Чтобы обнаружить место утечки, смажьте все соединения мыльным раствором. Это старый и эффективный метод. Как только будет обнаружено место утечки, хорошенько затяните крепления и попробуйте провести вакуумирование еще раз.

Второй этап

закачка кондиционера фреоном

Теперь необходимо заправить аппарат фреоном. Откройте левый кран на манометре, а правый закройте. Шланг на среднем штуцере манометра (желтый) отсоедините от насоса и подключите к баллону с холодильным агентом. Вы услышите характерное шипение, означающее, что фреон начал заполнять контур. Как только вы заправите кондиционер, отключите трубки и закройте газовый вентиль на наружном блоке.

Читайте также: Сколько фреона в бытовом кондиционере?

Теперь проведите полное тестирование сплит-системы. Включите аппарат в режим “COOL” (охлаждение), установите температуру +20 градусов и подождите 15 минут. За это время кондиционер начнет работать в полную силу и вы сможете прочувствовать, насколько эффективно он справляется со своей задачей. Затем проверьте режим “HEAT”(нагрев).

На проверку каждого режима работы понадобится в среднем 10-20 минут. Кондиционеры, несмотря на свою технологичность, не сразу переключаются с одного режима на другой. Поэтому не стоит спешить во время тестирования, запаситесь терпением.

Если во время проверки выяснилось, что какие-то режимы работают некорректно или вовсе не включаются, вызовите мастера. Без должного опыта и знаний вы не сможете определить точную причину. Скорее всего, были допущены ошибки при заправке холодильным агентом. Возможно, фреона недостаточно или он заправлен в избытке.

Мы убеждены, что процесс вакуумирования должен выполнять специалист. Он сможет точно рассчитать количество необходимого хладагента и грамотно протестирует систему после заправки. Теоретически, эта работу можно выполнить своими руками, но на деле новички сталкиваются со множеством проблем при самостоятельном вакуумировании.

Да, эта услуга стоит недешево с сервисном центре. Но стоит один раз заплатить профессионалу и не беспокоиться о проделанной работе, чем сделать работу некачественно в силу своей неопытности и затем все равно платить мастеру за поиск и устранением неполадок.

Обратите внимание

течет вода из внешнего блока кондиционера

В интернете вы можете наткнуться на противоречивые советы от, казалось бы, опытных мастеров. Например, некоторые мастера вместо вакуумирования используют т.н. продувку трассы фреоном, чтобы вытеснить бОльшую часть лишнего воздуха из системы. Это экономичный и быстрый способ, но мы категорически не рекомендуем его использовать.

Почему? Во-первых, эту процедуру запрещает большинство производителей кондиционеров. Во-вторых, такой способ не добавит вашему кондиционеру долгих лет службы. Если проигнорировать вакуумирование системы и вместо этого использовать продувку хладагентом, некоторое количество воздуха все равно останется в контуре. Со временем внутренности аппарата покроются иссиня-черным налётом из-за процесса окисления.

Словом, не стоит экономить на подобных работах. Если у вас нет возможности приобрести вакуумный насос, возьмите его в аренду. Либо доверьте эту работу профессионалу, у которого есть полный набор необходимых инструментов, а также бесценный опыт.

Итоги

Возможно ли вакуумирование кондиционера своими руками? Да, но с оговорками. На словах этот процесс кажется довольно простым, но на деле новички и домашние мастера частенько сталкиваются с проблемами, которые появляются на этапе тестирования системы. Особенно это заметно при вакуумировании сложной климатической техники, вроде прецизионного кондиционера.

Мы не рекомендуем экономить на такой важной работе. Воспользуйтесь помощью мастера из сервисного центра. У профессионала в арсенале есть и двухступенчатый вакуумный насос, и современная манометрическая станция, и набор необходимых ключей/отверток, и, что самое главное, бесценный опыт. Этим не может похвастаться обычный домашний мастер, даже если он возьмет в аренду оборудование.

А вы когда-нибудь производили вакуумирование самостоятельно? С какими трудностями вы столкнулись в процессе? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже. Дайте несколько советов. Они будут полезны для начинающих и домашних мастеров. Желаем удачи!

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

  • Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)

  • Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

  • Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра — как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

«Продувка фреоном»

Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

Необходимо высчитать количество недостающего фреона и заправить его методом «по массе».

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе — она должна быть не ниже 0 0С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы — вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку защитных электрических устройств.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно вести хозяйство в доме от и до пошаговая инструкция
  • Как пошить чехол на стул со спинкой своими руками пошаговая инструкция
  • Как правильно бросать шар в боулинге инструкция видео
  • Как пошить чехлы на стулья со спинкой своими руками пошаговая инструкция
  • Как правильно бросать шайбу в хоккее пошаговая инструкция