Как правильно залить фундамент под гараж своими руками пошаговая инструкция

Конструкция зависит от массы сооружения, которую ей предстоит выдерживать, от особенности грунтов и их состава. На них оказывает влияние климат, глубина промерзания, уровень влажности в месте строительства. В одном и том же районе он может сильно отличатся в зависимости от того, где находится строительная площадка — в низине или на возвышенности, возле водоема или на большом расстоянии от него. Важна экономическая составляющая, удобство, возможность размещения специальной техники на участке. Стоит учитывать и то, сколько человек будут трудиться на объекте. Они должны успеть залить бетон, пока он не схватился, суметь установить тяжелый блок, организовать процесс так, чтобы никому не мешать. Чтобы без опыта работы правильно сделать фундамент под гараж своими руками, нужна пошаговая инструкция.

Фундамент под гараж своими руками

Свойства грунта

  • Минеральный состав
  • Влажность и сезонные воды

Плитное основание

Ленточная конструкция

Столбы и сваи

Комбинированный вариант

Анализ почвы при выборе типа фундамента

Перед тем как сделать фундамент под гараж, нужно учесть особенности почвы — это один из важнейших факторов при выборе конструкции. Если она слишком мягкая и подвижная, придется закладывать глубокое основание с сильной арматурой, придающей ему гибкость. На сухой каменистой поверхности можно обойтись без этих мер предосторожности. На характеристики почвы оказывает влияние его минеральный состав и влажность.

Отличия по минеральному составу

В отдельную группу можно выделить каменистые и песчаные основы. Они обладают малой подвижностью и хорошо держат вес. При их использовании нет необходимости копать глубокие траншеи или забивать массивные сваи. Глубина заложения в данном случае в среднем составляет около 0,8 м. Обломочные породы, гравий и щебень отличает самая высокая несущая способность. Песок также обладает нужной твердостью и устойчивостью. В средней полосе его вместе с щебнем применяют для создания подушки, защищающей от воздействия подземных вод и гасящей деформации, которые возникают при перемещении подземных слоев. В этих регионах преобладают глинистые, торфяные грунты, суглинки. Если строить прямо на них, сооружение простоит не долго.

Для вышеперечисленных видов характерна высокая подвижность. Они хорошо удерживают воду, которая, расширяясь при замерзании, давит на постройку снизу. Весной, когда лед тает, происходит обратный процесс. Такого давления фундамент не выдержит даже при наличии усиленной арматуры. В этих условиях необходимо уделить должное внимание уровню его заложения. Она должна быть ниже уровня промерзания.

  • Какая марка бетона нужна для фундамента: советы и сводная таблица

Постоянная влажность и сезонные воды

Этот фактор не играет значительной роли, если строительство ведется на скальных породах или песке. В средней полосе, где преобладают суглинки, он является одним из важнейшим при расчетах. Глина задерживает сырость, которая разрушает основание при сезонном замерзании и оттаивании. Кроме того, она размывает его, вызывает коррозию материала. Ситуация усугубляется весной и осенью, когда тает снег, и выпадает особенно много осадков. Сложнее всего приходится тем, чей участок находится в низине, особенно возле реки или озера, либо в болотистой местности. Чтобы решить проблему, необходимо вырыть дренажный канал.

Чтобы определить, насколько близко от поверхности находятся грунтовые воды, обычно бурят шурф — узкое вертикальное отверстие. Для этого используется шнек либо ручной инструмент —бур или лопата. Глубина фундамента под гараж должна быть больше их уровня минимум на 0,5 м.

Плитное основание

Платное основание может применяться в любых условиях и способно выдержать даже очень тяжелые стены. Представляет собой монолитную горизонтальную железобетонную плиту, расположенную на поверхности либо ниже уровня промерзания. Недостатком такого решения является трудоемкость — сложность расчетов и выполнения работ. Все это окупается долговечностью и надежностью. Проект относится к категории сложных и дорогостоящих. Он нужен лишь тогда, когда другие варианты не подходят. Основание может использоваться в качестве пола, что дает возможность сэкономить время и стройматериалы. Его создание проходит в несколько этапов.

Пошаговая инструкция

Сначала размечают площадь котлована с помощью веревки, привязанной к колышкам. Затем делают подушку из песка высотой 10 см. Сверху таким же слоем насыпают щебень размером 3-5 см. При большом содержании глины в почве слои желательно увеличить в два раза. Чтобы подушка не дала усадку, ее поливают из шланга и уплотняют ручной трамбовкой. Соорудить ее можно своими силами из тяжелого полена, приделав к нему рукоятку.

По периметру возводится опалубка из досок толщиной от 3 см. Чтобы раствор ее не распирал, она укрепляется перпендикулярными брусками и подпорками. По краям насыпается грунт. Изнутри опалубка выстилается полиэтиленом. Затем делается подбетонка. Дно покрывается геотекстилем, после чего производится его заливка бетонным раствором марки М100. Слой не должен превышать 2 см. После схватывания покрытие обрабатывается гидроизоляционным составом. Часто для этого используют битум.

После высыхания гидроизоляции приступают к созданию арматурного каркаса. Он представляет собой две сетки, уложенные сверху и снизу, скрепленные между собой стальными стержнями. Их сечение при толщине плиты 20 см должно быть не менее 1 см, при толщине 30 см-1,6 см. Стержни крепят с помощью монтажной проволоки с шагом 20-25 см. Каркас необходимо погрузить в смесь на глубину 5 см. Для этого его укладывают на специальные пластиковые подставки.

Заливка производится за один раз — иначе может возникнуть расслоение фундаментной плиты. Для уплотнения материала применяется глубинный вибратор либо толстый арматурный прут.

Ленточная конструкция

Представляет собой контур, сделанный методом опалубки, либо собранный из блоков. Он располагается по периметру гаража и служит опорой для его стен. Хорошо подходит для всех видов грунтов при условии его глубокого заложения.

Мелкое заложение используется только для легких одноэтажных построек без подвала. Почва должна содержать мало глины и иметь низкую или среднюю влажность. Такой вариант рекомендуется для любых регионов, включая северные, где глубина промерзания превышает один метр. Это объясняется тем, что рыть огромный котлован под нежилую постройку не целесообразно. Такое решение встречается наиболее часто. Оно наиболее выгодно и отвечает всем требованиям по прочности и надежности.

Если планируется устройство смотровой ямы, высота ее стен должна быть не меньше метра.

Выбор материала

  • Шлакоблоки — применять следует полнотелые. Они стоют не дорого и имеют высокую прочность на сжатие. К недостаткам можно отнести низкую стойкость к поперечным нагрузкам и слабую влагостойкость, что делает его непригодным для глинистых влажных грунтов.
  • Пеноблоки — имеют те же недостатки. Они обладают небольшой массой и удобны в обработке. Их отличительная особенность — хорошие теплоизоляционные характеристики. Пригодны для легких построек.
  • Керамзитовые блоки — хорошо защищают от холода, но плохо переносят нагрузки. Из-за большого количества открытых пор требуется обязательная гидроизоляция. Керамзит сложно обрабатывать. При резке он крошится, образуя неровную кромку.
  • Железобетон — универсальный вариант, позволяющий задавать технические характеристики в широких пределах. При необходимости в смесь можно ввести добавки, создающие поры, замедляющие или ускоряющие схватывание. Его срок службы составляет 150 лет, что в два раза больше, чем у предыдущих вариантов и в три раза больше, чем у кирпича.

Как залить фундамент под гараж

Чтобы понять, какой марки бетон нужен для фундамента гаража, требуется определить, какие параметры необходимы. Для песчаного и скального основания используются марки М200 и М250, для глинистого — М250 и М300. Чем выше марка, тем выше водонепроницаемость, поэтому при строительстве подвалов применяется М300. При небольшой массе стен и глубине заложения до 0,3 м подойдет М150. Для северных регионов лучше применять смеси с добавками, повышающими пластичность. При высоком уровне грунтовых вод следует сделать гидроизоляцию. В смесь можно ввести гидрофобные добавки.

Сначала нужно определиться с размерами, массой сооружения, свойствами почвы. Затем нужно провести расчет всех параметров основания и количества строительных материалов, необходимых для его создания. Когда расчет закончен, следует подготовить участок, по возможности освободив его ото всего, что будет мешать работе. Желательно заранее продумать расположение спецтехники и расчистить место для складирования.

На участке производится разметка с помощью кольев и веревки, натянутой между ними. Они устанавливаются по обе стороны будущей траншеи параллельно друг другу. Ее средняя ширина составляет около 40 см, глубина — 50 см.

Дно покрывается песчаной подушкой толщиной 20 см. Чтобы она не дала усадку при строительстве, ее уплотняют струей воды из шланга. Сверху насыпается гравий или щебень слоем 10 см. После этого делается опалубка из досок толщиной от 3 см. Она должна возвышаться над землей как минимум на 25 см. Верхнюю часть необходимо подпереть досками и укрепить землей с бруствера. Можно сделать между стенками деревянные перемычки, прибив их гвоздями. Чтобы доски не выгибались, их нужно сколотить вертикальными брусьями.

Когда опалубка готова, ее дно и низ стенок застилаются полиэтиленом или рубероидом. Арматурный каркас собирают из прутьев сечением от 0,8 до 1,5 см. Их связывают между собой тонкой монтажной проволокой. Продольные пускают снизу по краям, поперечные крепят к ним с шагом 20 см. Для подвижных грунтов необходим более массивный каркас с верхними продольными стержнями. Вместо поперечных часто применяются стальные скобы с круглым сечением. Чтобы металл не контактировал с окружающей средой, каркас ставят на пластмассовые стойки. Он должен быть утоплен в растворе на глубину от 3 до 5 см.

Нужно убедиться, что все инструменты в наличии, и доставке раствора к котловану ничто не мешает. Если ее привезет грузовик, нужно позаботиться о том, чтобы он смог въехать на участок. Удобнее использовать бетоносмеситель. Раствор необходимо уложить за один раз — иначе появятся трещины.

После заливки в жаркую погоду выступающие части лучше закрыть пленкой или другим материалом, так как при неравномерном высыхании могут появиться трещины в результате неравномерной усадки. Раствор набирает марочную прочность в течение четырех недель. Он сможет выдерживать массу человека уже через десять дней, но дальнейшее строительство придется отложить до полного схватывания.

Свайный фундамент

Свайное основание необходимо, если строительство ведется на подвижных грунтах, а сооружение обладает большой массой. Чтобы вбить сваи потребуется специальная техника. Есть и другое решение. Столбы можно сделать своими руками прямо на участке.

По периметру будущего сооружения нужно выкопать ямки 50х50 см глубиной 75 см. Расположить их следует на расстоянии одного метра друг от друга. На дно засыпается песок слоем 20 см и утрамбовывается струей воды. По краям делается опалубка из листов фанеры или досок. Она должна выступать над поверхностью на пол метра. Со всех сторон она укрепляется подпорками, противоположные края стягиваются перемычками. Внутрь закладывается собранный заранее стальной каркас и заливается раствором.

Комбинированный фундамент

Он представляет собой сочетание ленточного и столбчатого. По периметру выкапывается траншея шириной 40 см. В ней с шагом один метр проделываются лунки от одного до двух метров. Они могут быть круглыми либо квадратными и иметь ширину больше, чем у траншеи. Глубокие узкие лунки проделываются с помощью ручного бура.

На дне устраивается песчаная подушка. Опалубкой может служить твердый гидроизоляционный материал, свернутый в рулон, или труба подходящего диаметра. Для круглой колонны делается стальной каркас из нескольких вертикальных стержней диаметром 0,8-1,5 см. Он перевязывается стержнями и проволокой с основным каркасом и заливается бетоном.

Итак, мое увлечение ковыряться в старых жигулях, потребовало построить гараж-мастерскую. Хотелось помещение с теплым полом, ямой, блек-джеком и.т.д. Опыта в строительстве я не имею не малейшего. Но интересно узнать и поделать чтото новое.

На родительском участке мне выделили небольшой участок земли.

Раньше на этом месте стоял железный маленький гараж который переехал на задний двор. Справа родительский гараж, слева соседи, сзади технический навес где стоит верстак, сварочный стол и.т.п.

Обмеряю участок и рисую план.

С учетом прохода между гаражем справа, размер получается 4х8. При этом никаких отступлений от соседа. Если сейчас никаких проблем нет, в будущем если появятся новые соседи, придется помещение снести. А может и не придется. Но мне все равно продолжаю.

Для удобства стройки купил себе на Али лазерный уровень.

Отлично мне помог выставить разметку.

Пора копать траншею, самое нудное что мне приходилось делать. Купил себе лопату Fiskars.

Из-за меньшего «плеча» копать неудобно. Начинает болеть нога. Стандартной штыковой лопатой копать удобней. Правда титановая лопата которая служила отцу 20 лет сломалась к концу копки.

Траншею копал относительно долго. Ширина 40 Глубина 65.

Фундамент планировал сперва свайно-ростверковый. Но в процессе копки решил ограничится ленточным. Отцовский гараж построен на ленточном. держится уже столет хотя на нем еще и мансардный этаж. И стены из шпал.

Траншея засыпана щебнем фракции 0-10. на глубину 25 см. Далее фундамент 40х25. Толщина пеноплекса 5 см.

Глубину контролировал уровнем который закреплен на стенке. И от условного нуля по линейке смотрел глубину.

Так как я не хочу сильно поднимать фундамент, чтобы не было горки при заезде. Фундамент делал вровень с фундаментом существующего гаража. Поэтому опалубку фундамента решил делать несъемной из пеноплекса.
Для этого куплен пеноплекс и клей.

Ну и сопутствующую арматуру.

Собирать это увлекательное мероприятие. Мне понравилось.
Углы и стыки проклеивал клеем и скручивал специальными винтами.

Стороны крепятся друг другу специальными стяжками.

Схему крепежа брал на сайте пеноплекса.

Далее также контролируя горизонт, уложил изготовленную опалубку.

Стенки выравнивал по шнуру и подсыпал щебнем с трамбовкой.

Для работы с арматурой купил крючек и станок для арматуры.

Станок отличный, гнет 10ку просто изумительно.

В опалубке стоят стяжки в которые удобно укладывается арматура. Углы выполнены как того требует великий и могучий бог стройки.

Искал ответ на свой вопрос: нужны ли мне вертикальные хомуты. Ведь они нужны для того чтобы удерживать горизонтальные, в моем случае арматура отлично фиксируется на стяжках.
Ответ нашел в видео.

Для бетонных работ купил бетономешалку, всегда хотел себе бетонемешалку. Сильно раздражало месить бетон для столба в мульде.

Купил также вибратор.

Я думал сгорит на третьей минуте но он отлично проработал всю заливку.

Ну купил тонну цемента и пластификатор.

Залива один поэтому довольно сильно устал.

По итогу фундамент готов и ждет своего часа.

Спецификация получилась довольно скромной.

Ну и бонусом в том году начал рыть яму. Яма планируется длиной 5 метров.

В том году яму не выкопал, так как все что выкапывал экскаватор сразу вывозил на самодельной тележке. А так как гидравлики не было, разгружал все вручную. Силы мои меня быстро покинули и я решил остановится. В этом году специально для этого приделал к тележке гидравлику и буду докапывать яму.

Пользуясь случаем хотелось бы спросить совета у боле опытных пользователей.
Пол ямы будет теплым. Из чего лучше сделать пол с учетом того что туда, возможно, будет чтото падать. Но при этом чтобы оно относительно легко чистилось. Из чего сделать стены, при условии что в нее будет чтолибо прилетать. Но при этом хотелось бы иметь возможность, при случае отмыть эти стены.

Ленточный фундамент под гараж представляет из себя замкнутую систему под самим сооружением. Его возведение осуществляют при помощи бетонного армированного бетона или сборных блоков из железобетона. Такой фундамент гаража чаще всего применяется по особой системе. В чём заключается его устройство, и как правильно установить такой вид фундамента?

Выбор фундамента

Первое, с чего стоит начать процесс, это выбор фундамента. Если работа будет проводиться своими руками, то это очень важный и очень сложный этап. От качества выбора и выполнения работ зависит срок службы гаража.

ленточный фундамент для гаража

Очень важный критерий при выборе фундамента — это глубина нахождения подземных вод. Это напрямую влияет на подвижность грунта. Она даст о себе знать в межсезонный период, когда идет период постоянного замерзания и оттаивания вод. От уровня вод зависит показатель точки промерзания грунта.

схема ленточного фундамента

При желании организовать фундамент для гаража из шлакоблоков важно учесть оба эти показателя. Следует уделить особое внимание застройке, если уровень вод ниже точки промерзания на 2 метра. Зачастую этот показатель выше, и у строителя достаточно большой выбор.

Справка! Песочная подушка слоем не меньше 20 сантиметров минимизирует влияние движения грунта на постройку.

Для закладки фундамента гаража из пеноблоков оптимальна глубина в 210 мм. В таком случае, под подошвой фундамента не требуется дополнительное утепление. Для монтажа такого вида понадобится мелкозаглубленный ленточный фундамент, а также: плитный, винтовой и свайный виды.

ленточный фундамент для гаража из газобетона

Ленточный фундамент для гаража из газобетонных блоков является оптимальным вариантом за счет экономичной стоимости.

Монтаж фундамента гаража

После того, как строитель определился с тем, из какого материала будет обустраиваться ленточный фундамент под каркасный гараж, можно перейти к подробному описанию процесса монтажа. Строительство осуществляется только после правильного расчёта глубины.

слои ленточного фундамента

Только при следовании всем инструкциям, предоставленным профессионалами, можно сделать ленточный фундамент гаража на долгие годы. Такая конструкция прослужит долгие годы и не заставит систематически проводить демонтаж или капитальный ремонт. Как произвести монтаж ленточного фундамента под гараж своими руками?

Подготовка

Независимо от того, какой вид фундамента взят за основу, первым делом нужно произвести расчет расходуемого материала. Это поможет строителю закупить нужное количество различных смесей для заливки фундамента. Для того, чтобы произвести расчёты более точно и правильно, нужно воспользоваться онлайн калькулятором ленточного фундамента. Именно этот сервис позволит рассчитать, какое количество материала потребуется на обустройство и создание ленточного фундамента.

разметка и чертеж фундамента под гараж

Земельные работы

Этот этап подразумевает все земельные работы, которые производятся перед монтажом ленточного фундамента. Строителю требуется произвести два основных этапа работ:

  1. Выравнивание поверхности грунта. Этот этап подразумевает вырубку деревьев и зачистку почвы от растений, кустарников и так далее.
  2. Срезание растительного слоя земли. Этот этап необходимым к выполнению, независимо от того, какой фундамент взят за основу. Для таких целей лучше всего использовать экскаватор, а для того, чтоб не проводить лишнюю работу, строитель должен предварительно произвести разметку.
  3. Разметка. При помощи колышков и жгута строитель помечает область будущего гаража. Деревянные колья вбиваются в землю по периметру будущей площади возводимого сооружения.

разметка участка под гараж

Помимо этого, земельные работы подразумевают рытьё траншеи. Эта траншея должна проходить по всему периметру гаража. Ширина траншеи определяется исходя их толщины стены, к которой прибавляют 15% с каждой стороны. Это обеспечит удобство работы и минимизирует объём земляных работ.

выемка грунта под фундамент гаража

Глубина выкапываемой траншеи определяется путем обозначения точки промерзания грунтовых вод. Какой глубины рыть траншею — вопрос индивидуальный, ведь всё зависит от глубины глиняной подушки. Чаще всего, при самостоятельном рытье глубина достигает 80-100 сантиметров. На этом этапе стоит предусмотреть в расчетах, будет ли гараж оборудован ямой.

траншея под ленточный фундамент

Монтаж опалубки

Для монтажа опалубки понадобится задействовать дополнительное пространство. Строителю следует оставить 30-40 сантиметров расширения. На очень устойчивой почве опалубка может не пригодиться, такая система не нужна для сборного ленточного основания. Все элементы соединяются между собой при помощи арматуры.

устройство опалубки для фундамента

Если проведение таких работ необходимо, встаёт вопрос о том, как правильно установить опалубку и какие инструменты использовать. Установка опалубки устанавливается строго по обозначенному уровню. Чтобы бетон не вылился наружу, нужно тщательно следить за тем, чтоб между досками и щитами не было никаких щелей.

опалубка для гаражного фундамента

После разметки территории и монтажа щитов, производится установка армирования с последующим бетонированием.

Армирование

После того, как процесс монтажа опалубки завершён, делают армирование природной части траншеи. Для этого используется сетка из арматуры, которую нужно подвесить по всему периметру траншеи. Установка армированной сетки должна быть на высоте в 5-10 сантиметров от подложки из песка.

Справка! Такой подход позволит избежать процесса коррозии.

Арматуры для ленточного фундамента должны быть двух видов: ребристые и продольные, на которые будет ложиться основная нагрузка, а для перемычек берут гладкую и недорогую арматуру. Диаметр материала должен составлять 6-8 мм.

армирование летночного фундамента

Заливка

После того, как были произведены все необходимые работы:

  • Земельные работы.
  • Засыпание песчаной подушки.
  • Обустройство опалубки.
  • Армирование.

Можно перейти к процессу заливки бетона.

Справка! Специалисты советую делать дополнительное армирование с шагом один метр для более удобной заливки. Этот способ позволит повысить прочность фундамента будущего гаража.

Перед тем, как осуществлять заливку, стоит ознакомиться с марками бетона. От материала фундамента напрямую зависит его качество и длительность службы.

раствор для фундамента пропорции

После того, как заливается бетон, и застывает его верхний слой, потребуется засыпать место фундамента опилками.

заливка бетона в опалубку

Это поможет предотвратить процесс неравномерного застывания бетона. Если строительные работы проводятся в летний период, то нужно периодически поливать бетон водой.

бетонирование ленточного фундамента

После того, как заливка завершена, и бетон полностью застыл, можно переходить к процессу построения цоколя.

Завершающие этапы

После того, как были произведены все первичные работы по обустройству и заливке ленточного фундамента под гараж, можно перейти к завершающим этапам. Они заключаются в гидроизоляции и утеплении. При самостоятельном обустройстве гаража могут возникнуть небольшие трудности, поэтому нужно следовать инструкциям профессионалов.

Гидроизоляция

Процесс гидроизоляции стены фундамента состоит из нескольких этапов:

  • Выбор гидроизолирующего материала.
  • Процесс изготовления глиняного замка.
  • Обустройство отмостки.
  • Монтаж гидроизоляции.

обмазочная гидроизоляция фундамента

Материал для гидроизоляции выбирается в зависимости от материала из которого изготавливается фундамент. Существует несколько основных групп:

  • Обмазочные материалы отличаются особой влагоустойчивостью.
  • Рулонные используются самостоятельно, но не могут похвастаться высокой прочностью.
  • Направляемые.
  • Проникающие сильно отличаются технологией нанесения. Используются для защиты участков бетона там, где бетон начал разрушаться.

При изготовлении глиняного замка нужно использовать глину высокой жирности. Глину тщательно замачивают, но не допускают перенасыщения влагой. К глиняному составу добавляют песок. Производится укладка материала слоем в 20-30 сантиметров. Чтоб не допустить избыточного увлажнения, замок защищают гидроизоляционной пленкой.

гидроизоляция фундамента гаража

После выполнения гидроизоляционных работ производится обратная засыпка и тщательное уплотнение. Далее сооружается отмостка по всей длине гаража.

Утепление

Завершающий этап заключается в утеплении гаража. Процесс утепления заключается в следующих этапах:

  • Подготовка места работ — тщательная расчистка пазух котлована с последующим сооружением. Фундамент высушивается, и место в 1-2 метра от фундамента расчищается.
  • Бетон зачищается и укрепляется при помощи грунтовки. После её нанесения нужно выждать 24 часа.
  • Материал подготавливается, затирается наждачной бумагой.
  • Производится кладка плит, независимо от того, какой материал берется за основу. Крепление производится при помощи клея и дюбелей.
  • После основного крепления утеплителя производится засыпка грунта. Размер его толщины — 30 сантиметров.

утепление фундамента плитами

Справка! Утепление может производится при помощи различных материалов, но оптимальным вариантом считается пеноплекс. Его используют не только для утепления гаража под ленточный фундамент, но и жилых домов.

Строительство гаража можно провести самостоятельно. Стоит начать с процесса заливки фундамента. При правильном соблюдении всех этапов обустройства фундамента можно самостоятельно возвести фундамент и не тратить финансы на найм строителей.

Делаем фундамент под гараж своими руками

Делаем фундамент под гараж своими руками

  1. Разновидности

    • Столбчатый
    • Ленточный
    • Свайный
    • Плитный (шведская плита)
  2. Какой выбрать?
  3. Как рассчитать?
  4. Габариты
  5. Как сделать поэтапно своими руками?

    • Разметка
    • Опалубка
    • Как залить бетоном?
  6. Особенности стыковки с домом
  7. Нюансы строительства гаража на склоне

Строительство гаража, как и любого другого сооружения, начинается с создания основания – фундамента. Надежная основа обеспечит «дому» для вашего автомобиля максимально долгий срок службы.

Разновидности

В строительстве распространены несколько основных типов фундамента. Они отличаются по следующим параметрам:

  • по способу опирания на почву и конфигурации;
  • по материалам, из которых закладывается фундамент.

Рассмотрим четыре основных категории фундаментов.

Столбчатый

Конструкция подобного основания являет собой столбы из камня, бута (ломовой камень) либо кирпича. Опоры сооружаются с шагом приблизительно от 1.2 до 2.5 метров под самыми важными точками концентрации нагрузок будущего строения (пересечение стен, углы, в местах монтажа тяжеловесного котельного оснащения и т. д. ). Чтобы стоящие по отдельности столбы соединить в прочное сооружение, сверху на них кладутся балки, связывающие оголовки стоек, в результате выходит готовое основание.

Отдельно надо сказать о столбчатом фундаменте, выполненном по технологии ТИСЭ. Ее принцип состоит в бурении скважин в точках монтажа опор, последующего укрепления их арматурой и заполнения раствором бетона. Другое название этого основания – столбчатый монолитный. Нижний сегмент столба (подошва) имеет расширение.

Отличительные характеристики фундамента:

  • Можно использовать на легких почвах, не склонных к подвижкам (смещению) и сильному увеличению в объеме (пучению). Превосходно проявил себя в глубоко промерзших пучинистых почвах.
  • Превосходное решение для постройки малоэтажных сооружений (брусовые, щитовые, каркасные дома).
  • Приемлемая цена, минимальные затраты рабочего времени (по сравнению с иными видами оснований).
  • Не требует устройства гидроизоляции.
  • Применяется для сооружений без подвальных помещений.
  • Прочный, дешевый фундамент, интенсивно практикуется в частном строительстве.

Ленточный

Наименование фундамента целиком соответствует зрительному представлению его структуры. Это лента из железобетона, протянутая под всеми несущими внешними и внутренними стенами постройки.

Изготовление такой основы требует выполнения больших масштабов земляных работ и затрат строительных материалов, по сравнению с вышеописанным аналогом.

Различают:

  • Мелкозаглубленный ленточный фундамент – годится для легких построек из блоков, бревен, каркасных конструкций. Глубина расположения не более 70 см, то есть не ниже границы промерзания почвы. Подходит для константных почв либо пучинистых (дисперсных), промерзающих глубоко почв.

  • Заглубленные фундаменты – устраиваются ниже глубины промерзания. Способны выдержать пучение (увеличение в объеме) и подвижки почвы. Годятся для тяжеловесных кирпичных, каменных и других построек. Если сооружение построено из легких материалов и имеет небольшую массу, то такое основание лучше не делать, поскольку вес строения будет очень маленьким для устойчивости основания в период пучения и движения почвы.

  • Монолитная лента – готовая опалубка, укрепленная арматурой, заливается раствором бетона. Сборная лента – основа из больших фундаментных блоков из железобетона. Слабое место: при устройстве фундамента сложной конфигурации могут обозначиться некоторые неудобства.Основные преимущества таких фундаментов: эксплуатационная гибкость (подходят почти для всех типов почв и видов построек), а также возможность сооружения погребов, гаражей и подвальных помещений.

Свайный

Этот вид основания оптимален для слабых почв, когда требуется переложить нагрузку от постройки на более твердые пласты. Вдобавок свайное основание интенсивно практикуется для сооружения домов на стройплощадках, имеющих наклон, большие неровности. Безусловно, можно подвезти землю и выровнять строительную площадку. Все же применение свай встанет дешевле.

Структура фундамента являет собой порознь расположенные сваи, связанные ростверком (балкой).

Опуская каждую сваю на рассчитанную глубину, можно без проблем получить ровную по горизонтали поверхность балки для возведения стен.

Виды свай:

  • Забивные. Для постройки малоэтажных сооружений не практикуются из-за экономической неоправданности. Необходима спецтехника для погружения свай в грунт. Как правило, применяются в строительстве сооружений промышленного и гражданского назначения.
  • Буронабивные. В земле бурится скважина, которая наполняется раствором бетона. Верхние опорные части свай выставляются по определенной высоте и связываются ростверком. Сваи бывают армированные и неармированные.
  • Винтовые. Сваи выполнены из металла, на конце, погружаемом в грунт, предусмотрены специальные винтовые лопасти. Довольно широко практикуются при возведении малоэтажных сооружений, поскольку дают возможность быстро подготовить основание.

Плитный (шведская плита)

Мощное и тяжеловесное основание для постройки сооружений из блоков, бревен, кирпича. Этот тип основания еще именуют плавающим, и использовать его можно почти на любых почвах (в том числе глинистых, торфяных и с повышенным уровнем пучения). Плитный фундамент отливается на песчано-гравийной подушке под размер сооружения либо чуть побольше.

При подвижках почвы основание «плавает», что спасает строение от разрушения.

  • Мелкозаглубленное плитное основание сооружается на поверхности почвы (лишь готовится подушка). Отсутствует возможность сооружения подвального помещения.
  • Заглубленное плитное основание. Для его сооружения роется котлован, на основание которого заливается бетон для получения плиты. Подходит для построек с подвальным помещением, погребом, гаражом. Отдельно надо сказать о современном плитном основании – шведская плита или УШП (утепленная шведская плита).

Ее особенность – утепленные экструдированным пенополистиролом боковые кромки и низ, проведение коммуникаций внутри платформы, а также «теплого пола». УШП – это основание с подогревом под половое покрытие, фундамент, перекрытие первого этажа.

На этой плите можно сразу возводить стены, а по завершении строительства класть финишное покрытие полов.

Какой выбрать?

Выбор подходящего фундамента является задачей еще более ответственной и важной, нежели строительство самого гаража (кроме гаража типа пенал). Поскольку от надежности, устойчивости и крепости основания будет зависеть продолжительность срока службы всего сооружения.

Так какой же вид основания выбрать для гаража? Вот приблизительный набор простых правил:

  • Если почва болотистая и уровень подземных вод высокий, то подвального помещения и смотровой ямы лучше не сооружать, а фундамент устраивать либо плитный, либо на сваях.
  • Вы проживаете в зоне вечной мерзлоты? Тогда сооружайте плитный либо свайный фундамент.
  • Если вам не требуются подвальное помещение и смотровая яма, то можно устроить либо мелкозаглубленный ленточный фундамент, либо плитное основание.
  • Если участок имеет сложный рельеф, то идеально подойдет свайное основание с ростверком из железобетона.
  • Если требуется подвальное помещение – только ленточный фундамент.

Как рассчитать?

Ввиду того что капитальный гараж может быть построен из шлакоблока, кирпича, гипсоблока, пеноблока, из блоков газобетона, газосиликатных блоков, пеноблочного кирпича, керамзитобетонных блоков, и, как правило, имеет небольшие габариты, построить его можно по нарисованным от руки схемам без обстоятельных расчетов. Но фундамент под помещение гаража непременно надо рассчитать, поскольку глубина заложения обуславливает его износоустойчивость и несущую способность при эксплуатировании.

Эта величина зависит от:

  • веса сооружения;
  • уровня подземных вод;
  • максимальной глубины, на которую грунт промерзает зимой.

Эти показатели постоянно учитываются при вычислениях фундамента. Главным фактором служит глубина промерзания, так как она отражает уровень расширения (пучинистости) почвы. Потому глубина заложения основания (d) определяется по простой формуле: d = глубина промерзания почвы в регионе + 20% (м).

При повышенном уровне подземных вод, запас можно не рассчитывать, но обратить пристальное внимание на гидроизоляцию деталей фундамента.

Обязательно берите в расчет дополнительную дистанцию для изготовления песчаной либо гравийной подушки – 20-30 см.

Габариты

Для расчета ширины надо знать, из чего будут построены стены гаража. Толщина балки либо ленты фундамента должна быть больше толщины стены на 20-30% (для стены из 300-миллиметровых блоков по длине всех сторон фундамента делается балка шириной 360-390 мм).

Для вычисления требуемой высоты ленты надо знать, какие почвы находятся в основании, какой вес будущей постройки и машины. Основание под гараж, глубина закладки которого выявлена по уровню промерзания, считают высотой +20-30 см к получившемуся значению. Для твердых почв приблизительно берут 60-80 см (совокупная высота от нижней плоскости фундамента до верха без учета подушки), для пучинистых – 1-1.5 метра.

Длину свай рассчитывают по принципу: уровень промерзания почвы + 1.5 метра, ориентировочно потребуются 2.5-4-метровые изделия.

Периметр необходимо продумать заблаговременно: минимально допустимая длина стен – 3-6 метров. Оптимальный вариант гаража 4×7 метров – в таком хватит места для свободной дислокации автомашины и перемещения человека.

Можно установить персональные размеры: добавьте к длине и ширине автомобиля по 1-1.5 м (либо иную величину, наиболее оптимальную для вас).

Как сделать поэтапно своими руками?

Самый распространенный тип фундамента под гараж – ленточный. На его примере мы и разберем пошаговый процесс сооружения основания.

Разметка

Разметка ленточного фундамента предполагает создание угла в 90 градусов. Выполняется это так:

  • Согласно плану будущего гаража, определяем местоположение правого переднего угла. Забиваем первый колышек. Это будет передний угол гаража.
  • От него отмеряем нужное расстояние до второго вспомогательного колышка и вбиваем его.
  • Между вбитыми кольями натягиваем леску (веревку).
  • Теперь от обоих колышков натягиваем веревки под прямым углом перпендикулярно первой линии. И ставим третью и четвертую метки (вбиваем колья).

В результате получился прямоугольник. Чтобы проверить точность разметки можно воспользоваться двумя методами:

  • Замерить прямоугольник по диагоналям. Они должны быть равными по длине.
  • От угла отмерить дистанцию в 3 метра в одном направлении и 4 метра в другом. При нормальной разметке дистанция между точками будет равняться 5 метрам. Точно такую же проверку надо проделать на каждом из углов.

Если все разметить правильно, не придется заниматься перестановкой с места на место колышков, а можно будет приступить к следующему этапу.

Роем траншею. Канаву можно выкопать своими руками посредством лопаты. Дно канавы должно быть безупречно ровным. Потому в процессе работы используйте водяной уровень.

Опалубка

Для создания опалубки используйте листы фанеры, доски либо ДСП, толщиной больше 2 см. Сколотите щиты и опустите их в канаву по обеим сторонам. Зафиксируйте при помощи деревянных брусков. Между щитами установите одинаковой длины распорки. Таким образом, вы сформируете по всему периметру одинаковую ширину опалубки.

С наружной стороны опалубки поставьте подпорки. Дно канавы и боковые участки опалубки застелите гидроизоляцией, чтобы не допустить утекания жидкости из раствора бетона.

Как залить бетоном?

Для фундамента под гараж подойдет бетон М 200-М 300. Бетон может быть изготовлен самостоятельно либо используйте заводской материал. Более надежное основание выйдет из заводского раствора, потому что на строительной площадке довольно сложно соблюсти технологию его изготовления.

Работы могут осуществляться двумя методами:

  • непрерывным;
  • послойным.

Непрерывная методика обеспечивает высокое качество заливки конструкции. Если в работе требуется сделать маленький перерыв, заливку раствора бетона осуществляют послойным способом.

Запомните! Верхний слой нельзя разравнивать, для более крепкого сцепления с последующими слоями она должна быть неровной.

При заказе заводского раствора процесс работы не должен вызвать проблем. Раствор в опалубку подается из бетономешалки, посредством специализированных рукавов укладывается, утрамбовывается и разравнивается вибрированием.

По возможности заливка раствора бетона должна производиться при температуре от +15 до + 25°C. Если требуется заливка фундамента в холодную пору, используют специальные добавки и обогревают место строительства.

Гидроизоляция

После съема щитов опалубки поверхности бетона обрабатываются гидроизоляционными материалами.

Для основания ленточного типа требуются одновременно 3 способа защиты от избыточной влаги:

  • вертикальный;
  • горизонтальный;
  • отмостка.

Вертикальный способ производится посредством наплавляемых либо обмазочных материалов по внешней поверхности заглубленного участка фундамента. Горизонтальный выполняется из наплавляемых материалов по поверхности бетонной ленты.

Отмостка (бетонная полоса) предупреждает проникновение дождевой воды к конструкции. После того как завершите все работы ниже нулевой отметки, сделайте обратную засыпку песком либо почвой.

Закладка основания из других материалов

Имеются альтернативные варианты устройства фундамента:

  • из покрышек – можно использовать покрышки для грузовых и легковых машин, тракторов, автобусов, самолетов (подойдет только для легких конструкций);
  • из шпал – превосходное решение для устройства фундамента, когда требуется обойтись без применения традиционных материалов;

  • из ФБС – обладает немалыми преимуществами, включая превосходное качество, а также относительно невысокую цену;
  • из дорожных плит – можно использовать почти на любых типах грунтов и во всех климатических зонах.

Особенности стыковки с домом

Всю свою жизнь человек старается сформировать вокруг себя удобное и лаконичное пространство. Одним из лучших решений в данном случае является пристройка гаража к дому. Пристройка может располагаться и с левой, и с правой стороны дома. Немаловажно выбрать кратчайшее расстояние от въезда во двор до гаража. Собственно, местоположение ворот и устанавливает размещение пристройки.

В идеале гараж-пристройку надлежит строить еще при постройке дома, тогда дом и помещение гаража будут стоять на одном фундаменте. Если вы будете строить гараж уже после сооружения дома, не пренебрегайте устройством основания. Крепкий фундамент как усиление прочности не помешает. Тогда дом и пристройка будут давать усадку одновременно.

Наименьшее расстояние дверей и окон в доме от технического сооружения – 2.5 метра, а наименьшее расстояние от балкона до конька гаражной крыши – 2 метра. Поскольку пристройка относится к пожароопасным техническим зданиям, при ее строительстве обязательно строгое соблюдение всех необходимых условий касательно пожаробезопасности.

Если между домом и гаражом планируется установка распашных дверей, то понадобится соблюдение «слепой зоны» либо свободное пространство для передвижения полотен.

Плюсы пристройки:

  • Исключается потребность в прокладке отдельной трассы водоснабжения, отопления, электропроводки.
  • Экономия стройматериалов.
  • Упрощается обслуживание помещения.

Пристройка позволяет оснастить помещение всем необходимым:

  • гаражом с ямой;
  • подвальным помещением;
  • погребом;
  • мастерской;
  • электрическим подъемником.

Нюансы строительства гаража на склоне

При разработке проекта гаража необходимо учитывать уровень крутизны участка. С ее увеличением создание проекта постройки становится более сложным. Порой, высокая крутизна уклона не дает возможностей для выполнения строительства гаража либо дома. Для создания подземной части гаража или дома потребуется ростверковый свайный, столбчатый, ленточный ступенчатый либо разноуровневый плитный фундамент.

Установить уровень уклона при строительстве можно с разницей высот нижней и верхней точек стройплощадки, спроецированных на линию, параллельную плоскости горизонта. Замеряется этот параметр в процентах. К примеру, если дистанция по горизонтали составляет 100 метров, а подъем точек равняется 15-и метрам, это значит, что уклон этого участка равен 15%.

В связи с этим территория условно может быть:

  • Ровной. При уклоне поверхности меньше 3%. Это самый благополучный участок с наименьшими расходами при сооружении постройки.
  • С небольшим уклоном от 3% до 8%. Такие территории подходят для строительства сооружений без подвала. Для того чтобы расширить площадку с подгорной стороны потребуется подсыпать почву.
  • Со средним наклоном от 9% до 20%. В такой ситуации можно строить цокольный этаж. Террасу не надо выравнивать, а сооружается нижний этаж путем удаления части грунта склона. Это очень неплохой вариант для строительства в цоколе подземного гаража, при доступности заезда в него с направления склона.
  • С сильным наклоном, составляющим больше 20%. Такой вариант нуждается в основательной разработке проекта сооружения для возможности предельной эксплуатации отлогого склона. Стоимость подобного проекта довольно высокая.

Полезный совет: при любом наклоне площадки здание надо располагать в его верхней точке, чтобы создать условия для естественного стока воды. При этом надлежит принимать в расчет: если выше по наклонной плоскости находятся еще участки, значит, надо устроить сток воды с этих мест не по рвам, а по специально предусмотренным трубопроводам, что минимизирует размывание грунта.

При постройке здания выбор необходимо делать в пользу площадки, на которой уклон направлен на запад либо юг, это отразится на скорости нагревания почвы, в особенности по весне. Чем больше отвесность наклонной плоскости к солнечным лучам, тем больше она примет тепла. Это сильно видно при таянии снега весной.

Кроме того, при низких температурах и в ночное время воздух при охлаждении опускается по склонам вниз и начинает собираться туман. Вследствие этого, при месторасположении площадки для возведения сооружения рядом с нижней точкой впадины, на ней будет возникать ночной либо сезонный перепад температур, который формируют верхняя и нижняя точки площадки.

При строительстве сооружения на самой высокой точке площадки:

  1. Фундамент минимально подвергается воздействию поверхностных и подземных вод.
  2. В данной ситуации с верхней точки проще отводить поверхностные воды и при надобности использовать их для полива приусадебного участка.
  3. Строительство на самой высокой точке дает возможность оптимально решить проблему отведения воды.

Надо осознавать, что на таком непростом рельефе выгодного в финансовом плане строительства не получится. Расходы на нулевой цикл, рытье ямы, дренажные и монолитные работы, строительство подпорных стенок и так далее могут перекрыть цену самого гаража.

Запомните: независимо от того, что гараж не является ответственным сооружением, он должен строиться на надежном основании с соблюдением всех правил и нормативов. Только так «жилье» для вашего автомобиля будет идеальным образом защищено от отрицательных воздействий природы.

О том, как правильно выкопать траншею под ленточный фундамент, вы можете узнать посмотрев видео немного ниже.

На чтение 10 мин Просмотров 3.3к. Опубликовано

Содержание

  1. Когда нужна плита в качестве фундамента под гараж
  2. Преимущества и недостатки железобетонной плиты
  3. От чего зависит толщина плиты фундамента
  4. Определение толщины монолитной плиты
  5. Материалы для фундамента
  6. Расчет материалов
  7. Подушка из песка
  8. Арматура
  9. Бетон
  10. Последовательность сооружения фундамента
  11. Котлован
  12. Опалубка
  13. Создание армированной сетки
  14. Заливка бетонного раствора
  15. Усиление фундамента
  16. Видео по теме

Гараж хотя и не считается технически сложным строением, но требует такого же основательного подхода к выбору фундамента, как и для дома. Особенно это важно, если он будет возводиться на нестабильных грунтах или в условиях их повышенной влажности. В этом случае выбор у застройщика невелик — фундаментная плита под гараж. Чтобы она получилась прочной, нужно выполнить расчеты с учетом нагрузок, от которых во многом зависит толщина фундамента под гараж и глубина его заложения.

Гараж на монолитном основании

Гараж на монолитном основании

Когда нужна плита в качестве фундамента под гараж

Многие застройщики стараются избегать монолитных оснований, особенно при возведении небольших строений, поскольку основания могут стоить дороже самих зданий. С другой стороны, участок может быть не самым благополучным для строительства, поэтому и выбирается под гараж железобетонная монолитная плита.

Такому основанию отдают предпочтение, если:

  • строение будет много весить;
  • почва неустойчива, склонна к просадке из-за наличия в ней слоев глины или песка;
  • водоносные слои расположены рядом с поверхностью;
  • нужен гараж без заливки бетонного пола.

При других условиях возводить плитный фундамент под гараж экономически невыгодно.

Плита под гараж

Плита под гараж

Преимущества и недостатки железобетонной плиты

Фундамент для гаража в виде монолита обладает плюсами и минусами. Их нужно учесть, перед тем как делать выбор в его пользу. Среди преимуществ:

  • Для плиты подойдет любой грунт, даже «неблагополучный». Владельца не будут беспокоить такие проблемы, как проседание (сдвиг) почвы, поскольку плавающая плита из бетона под гараж выдержит их.
  • Монолитной конструкции не угрожает затопление из-за подъема воды в почве, особенно, если произвести гидроизоляцию, а на затопляемых паводками и ливнями участках сделать дренажную систему.
  • Фундамент-плита станет для гаража одновременно его полом. Такой пол способен выдержать вес машины. Бетонной поверхности не страшны механические повреждения.
  • Монолитная плита подходит для укладки теплого пола. Проведенные под стяжкой трубы незаметны и не занимают места, при этом строение будет утеплено.
  • Плита одновременно является фундаментом, на котором можно возводить тяжелые конструкции, и защитой от насекомых и грызунов.

К недостаткам можно отнести:

  • стоимость;
  • дополнительные сложности при сооружении смотровой ямы.

Если строительный участок находится на склоне, то лучше выбрать другой тип основания, например, свайный. Плита, даже самая качественная, может со временем сползти из-за вымывания почвы.

От чего зависит толщина плиты фундамента

Составляя проект гаража, нужно правильно рассчитать глубину заложения основания. Для монолитной плиты фундамента — это ее толщина. Она зависит:

  • от веса готового строения;
  • от максимальной изгибающей нагрузки посередине, где будет стоять автомобиль.

Слишком большая толщина гаражного фундамента (от 50 см) делает его малоподвижным, отчего он хуже сопротивляется сдвигам грунта.

Толщина монолитной плиты

Толщина монолитной плиты

Определение толщины монолитной плиты

Чтобы рассчитать размер основания, нужно определить тип почвы. Это поможет понять ее несущие возможности. Последние определяются в кПа (килопаскали) или кгс/см². Определить несущую способность грунта можно по таблице, представленной ниже.

Сопротивление грунтов

Сопротивление грунтов

Вряд ли эти параметры применимы для всех расчетов, поскольку на одном участке могут присутствовать разные типы грунтов, но в качестве основы их можно использовать. Важно учитывать оптимальное давление на почву веса конструкции с ее сопротивлением нагрузкам.

Распределение нагрузки на грунт

Распределение нагрузки на грунт

В строках таблицы выделенных цветом указаны типы грунтов, на которых монолитная плита заливается в крайних случаях.

Расчеты толщины плиты проводятся по формуле:

Формула для расчета толщины плиты

Формула для расчета толщины плиты

Достаточно подставить параметры будущего гаража, чтобы вычислить глубину его подошвы. Чтобы получить нужные показатели, придется производить расчеты по весу стен, основания, перекрытий и крыши, снежной нагрузки. Такую ответственную работу лучше доверить специалистам.

Материалы для фундамента

После произведенных расчетов толщины основания можно понять, сколько на него потребуется материалов: песка, гальки (при необходимости), арматуры, геотекстиля, гидроизоляции, досок для опалубки, бетона. Выбирая марку последнего, нужно ориентироваться на показатели:

  • прочность — М300–М400;
  • подвижность — П3 или П4 (последний показатель требует применения бетононасоса, который упрощает работу);
  • водонепроницаемость — W4;
  • устойчивость к морозам — F200.

Также потребуются:

  • лопаты;
  • мешалка и насос для бетона;
  • веревка (шпагат) для разметки;
  • рулетка и отвес.

Расчет материалов

Залить плиту под гараж своими руками сложно, но можно. Чтобы не осталось много материалов после сооружения и так дорогого монолита, нужно рассчитать, сколько их потребуется. Чтобы это сделать правильно, потребуется учесть множество факторов, так что лучше доверить эту работу профессионалам.

Подушка из песка

Ее слой зависит от типа грунта, нахождения водоносных слоев в нем и точки промерзания. Получив результаты проверки почвы на участке, застройщик определяет толщину слоя: она может варьироваться от 15 до 60 см.

Подушка из песка

Подушка из песка

Арматура

Для усиления монолита в его каркасе устанавливают два слоя армированной сетки. Расстояние между верхним и нижним не может превышать 5 см. Зная размеры основания, можно рассчитать, сколько стержней понадобится.

Например, строится монолитный фундамент под гараж на две машины размером 8х8 м. Для него нужно взять прутья диаметра 10 мм. Расстояние между прутьями составляет 20 см. Чтобы высчитать количество, нужно 8 (ширина основания) разделить на 0.2 (размер шага в метрах), добавить 1 прут. Получаем 41 штуку. Так как в сетке стержни связываются перпендикулярно, то результат удваивается: 41 х 2 = 82.

Столько же арматуры необходимо для второго слоя, значит, всего 82 х 2 = 164. Если пруты стандартные (длина 6 м), то нужно купить 984 м (164 х 6).

Чтобы узнать, сколько потребуется стержней для связывания, нужно высчитать количество точек соединения. Для этого 41 х 41 = 1684 точек. Для скрепления арматуры потребуются прутья длиной 0.1 м. Для связывания всех точек нужно 0.1 х 1684 = 168.4 м.

Всего для сооружения армированных сеток надо будет купить 1152.1 м: 984 (количество прутьев для сетки в метрах) + 168.1 (количество прутьев для связывания в метрах). Так как арматура продается по весу, то нужно общее количество прутьев умножить на 0.6 кг (средний вес прутьев). Получается: 1152.1 х 0.6 = 691 кг.

Арматурный каркас для плиты

Арматурный каркас для плиты (слева)

Бетон

Чтобы рассчитать, сколько потребуется бетона, надо сначала определить объем плиты: площадь умножается на толщину. Например, площадь гаража 4х6 м, значит, площадь основания составит 24 м². При толщине фундамента 15 см объем раствора равен: 24 х 0.15 = 3.6 м³.

Если плита, заливаемая под гараж, будет иметь ребра жесткости, то раствора потребуется больше. Ниже приведен пример расхода для плиты размером 6х6 м:

Количество бетона для фундамента

Количество бетона для фундамента

При проведении расчетов нужно учесть вес строения. Это позволит понять — сделать основание толще или укрепить его ребрами жесткости. Проводится эта работа на этапе составления проекта гаража.

Последовательность сооружения фундамента

Любой проект начинается с плана. Строительство гаража — не исключение. После проведения расчетов начинается подготовительный этап работ:

  • проводится очистка места от мусора;
  • делается разметка;
  • снимается верхний слой почвы.

Разметка участка для фундаментной плиты

Разметка участка для фундаментной плиты

После этого начинаются земельные работы.

Котлован

Если гараж небольшой, а основание неглубокое, то можно подготовить под него площадку вручную, но для котлована глубиной 40–100 см потребуется спецтехника. Его глубина зависит от точки промерзания земли или ее свойств, например, подвижности.

Подготовка котлована

Подготовка котлована

Когда котлован будет готов, можно приступать к укладке подушки. Ее слой рассчитывается заранее. Песок насыпается на дно, поливается водой и трамбуется. После песчаного слоя насыпается гравийный (10 см). Его также утрамбовывают. После подушки делается подбетонка — дно котлована покрывается слоем раствора. На очень нестабильных грунтах опытные застройщики устанавливают дополнительный каркас из арматуры прямо на подбетонку.

После этих работ проводится гидроизоляция дна котлована. Для этого рулоны рубероида укладываются внахлест или спаиваются горелкой на стыках. Крайние листы загибаются на стенки котлована на 15–20 см. Вместо рубероида можно использовать полимерный битум. Его можно наносить прямо на подбетонку валиком.

Опалубка

Она необходима для сдерживания раствора от растекания. Делают опалубку чаще всего из щитов, сбитых из досок. Также можно использовать металлические листы, ДСП или влагоустойчивую фанеру. Между собой щиты крепятся гвоздями. Работу по монтажу опалубки можно начинать с любого угла котлована, двигаясь дальше по его периметру.

Пошаговая инструкция простая:

  1. Сначала по периметру котлована вбиваются стойки.
  2. К ним крепятся щиты.
  3. Для поддержки стен опалубки с внешней стороны устанавливаются подпорки. Чем менее жесткие стенки опалубки, тем больше подпорок придется ставить.

Сооружение опалубки

Сооружение опалубки

После этого можно приступать к армированию основания.

Создание армированной сетки

Из арматурных стержней вяжутся две сетки с ячейками шириной 20 см. Для неустойчивых грунтов лучше соединять точки пересечения проволокой. Она сделает плиту более подвижной. Армирование основания проводится так:

  • Вбиваются несущие стержни (30 см) прямо в изолированную рубероидом песчано-гравийную подушку.
  • К ним привязываются продольные прутья в 5 см от подушки. Так поэтапно создается первая сетка.
  • Подобным образом связываются прутья второй сетки.

Крайние прутья решетки не должны касаться стенок котлована. Когда будет заливаться раствор, он «замурует» их, защищая от коррозии. Готовую сетку нужно проверить на горизонтальность.

Вязка арматуры

Вязка арматуры (справа)

Заливка бетонного раствора

После земляных работ и подготовки котлована заливается раствор. Работу нужно начинать с угла, продвигаясь постепенно к середине основания. Заливка бетонной плиты под гараж выполняется за один раз. При этом нужно тщательно разровнять раствор и обработать виброинструментом. Если в толщи слоя образуются пузыри, то целостность фундамента со временем будет нарушена.

Заливка раствора

Заливка раствора

После окончания данного этапа работ остается только ждать, когда плита высохнет:

  • Если на улице +10°–20°C, то поверхность будет сохнуть две недели.
  • При нагреве воздуха выше +20°C — 10 суток.

На протяжении всего периода высыхания раствора за ним нужно следить. При необходимости поливать водой или закрывать от солнечных лучей полиэтиленовой пленкой.

Усиление фундамента

Иногда даже монолитная плита нуждается в укреплении. Сделать это можно еще на этапе ее возведения, после высыхания или спустя время. Чтобы усилить плиту, достаточно вырыть дополнительную траншею по периметру котлована или в его низкой части, если гараж строится на возвышенности. Траншея засыпается песчаной подушкой и бетонируется одновременно с основанием.

Высохшую плиту можно усилить при помощи дополнительной гидроизоляции или покраски.

Подводя итоги
Монолитное основание под гаражом не пользуется популярностью у застройщиков из-за дороговизны, но если почва не подходит для других типов фундамента, то крепче и надежнее его нет. Траты на него оправданы на нестабильных грунтах, торфяниках, а также при близко расположенных водоносных слоях.

Сделать самостоятельно плитное основание сложно, так как нужно произвести множество расчетов, вплоть до количества стройматериалов. Для подготовки котлована и заливки раствора необходима спецтехника.

Если во время работы были допущены ошибки, например, плохо утрамбована подушка или использовался песок ненадлежащего качества, то возможно проседание плиты из-за образованных под ней пустот. С каждым ливнем или паводком они будут наполняться водой, замерзающей зимой. Часть плиты может приподняться, что скажется на качестве закрывания дверей строения, а со временем начнут трескаться его стены. Чтобы избежать таких проблем, возводить монолитную плиту должны специалисты.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как почистить телефон от вирусов самому бесплатно пошаговая инструкция редми
  • Как правильно залить фундамент плиту под дом своими руками пошаговая инструкция
  • Как почистить сливной шланг в стиральной машине самсунг видео инструкция
  • Как правильно залить дорожки на даче цементом своими руками инструкция
  • Как почистить память на хонор 9 лайт пошаговая инструкция