Как разобрать напольный вентилятор пошаговая инструкция

ремонт напольного вентилятораВ самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер. как установить мобильный кондиционер

Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

Давайте разберемся подробнее.

Почему не работает вентилятор

Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:неисправные напольные вентиляторы

  • старая засохшая смазка или ее недостаток
  • высохший конденсатор
  • перегорание термического реле или предохранителя
  • витковое замыкание обмоток или обрыв проводов
  • механическое смещение вала двигателя

Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание — неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.неправильный угол атаки лопастей вентилятора почему не дует

На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.угол атаки лопастей вентилятора

Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

Напольный вентилятор не крутится

Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.плохо работает вентилятор

Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.как сделать самодельный кондиционер своими руками

А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.как заводились старые самолеты

Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.почему не вращается вентилятор грязь и засохшая смазка

А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.

Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.

Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.подшипники скольжения или втулки на напольном вентиляторе

Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

Как разобрать вентилятор — инструкция с фото

Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.разборка кожуха

Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.как разобрать вентилятор

После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

Снизу к нему подходит специальная тяга.тяга редуктор поворотного механизма вентилятор

Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.пусковой конденсатор двигателя вентилятора

Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.где находится пусковой конденсатор двигателя вентилятора

Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.как снять редуктор с вентилятора

Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.универсальная смазка WD40 всегда поможет

Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.смазка подшипника вентилятора смазкой WD40

После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.как смазать вентилятор напольный

Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.удаление засохшей смазки на вентиляторе

Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.машинное масло и силиконовая смазка для подшипников вентилятора

Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.как смазать подшипник напольного вентилятора

Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.

Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.

С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.колпачок на передней части вентилятора откручивается по часовой стрелке

Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.как добраться до переднего подшипника скольжения на валу вентилятора

Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.как смазать передний подшипник на вентиляторе

После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

Замыкание обмоток или обрыв проводов

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.раскручивание вентилятора

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.полуразобранный ветродуй

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.разбор ноги вентилятора напольного

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.провод питания подключенный напрямую к двигателю вентилятора

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).как подключаются провода на кнопках скоростей вентилятора напольного

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.клеммная колодка на кнопках скоростей вентилятора напольного

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

Схема подключения напольного ветилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.упрощенная схема подключения двигателя вентилятора

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:

Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.схема подключения напольного вентилятора 3-х скоростного

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.

Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи. mini

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.прозвонка скоростей вентилятора мультиметром

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.проверка мультиметром проводов питания на вентиляторе

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.прозвонка проводов на вентиляторе мультиметром

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

Как проверить обмотки вентилятора

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.общая точка цепи питания вентилятора

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:схема измерения сопротивления обмоток вентилятора

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.как измерить сопротивление обмоток двигателя напольного вентилятора

как проверить сопротивление мотора напольного вентилятора

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.проверка и измерение сопротивления обмоток напольного вентилятора мультиметром

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

Разборка и неисправность двигателя

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.как разобрать двигатель вентилятора напольного

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.как снять крышку с двигателя напольного вентилятора

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.

Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.как вытащить провода из ножки вентилятора

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.разборка двигателя вентилятора

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.как разобрать и собрать двигатель напольного вентилятора своими руками

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

Неисправность термопредохранительного реле

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.термореле и предохранитель на напольном вентиляторе где стоит

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.термопредохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.

В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара. сравнение устройств защиты от искрения УЗМ 51МД и УЗИС С1 40 что лучше

Это реле также проверяется тестером.как прозвонить и проверить термореле предохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

Смещение вала и обрыв витков

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.оборванные жилки проводов на обмотках двигателя вентилятора

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.сместился вал на двигателе вентилятора ремонт

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.потертости и царапины на роторе двигателя вентилятора

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.не работает вентилятор

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Ознакомиться с актуальными ценами на них, подобрать себе подходящий вариант (напольный, настольный, настенный, потолочный) + заказать с доставкой на дом можно вот ЗДЕСЬ.

Однако это уже последняя стадия и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

Как отремонтировать бытовой вентилятор

При поломке бытового вентилятора, как настольного, так и напольного, не спешите сразу везти его в ремонт, а тем более выбрасывать. Скорее всего, возникла простая неполадка, и ремонт вентилятора вы сможете произвести самостоятельно.

Основные неисправности

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

Лампочки

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.

  1. Сначала требуется открутить защитную сетку (переднюю ее часть) и снять ее.
  2. После сетки, отсоедините пропеллер. Он может быть прикручен к валу мотора гайкой с левой резьбой. То есть, чтобы открутить гайку, вращайте ее по часовой стрелке, а для ее закручивания – против часовой стрелки.
  3. Снимите заднюю защитную сетку, открутив еще одну гайку.
    Разборка вентилятора
  4. Открутите весь крепеж, удерживающий кожух агрегата. Иногда в рукоятке для регулировки вращения корпуса находится еще один болтик. Если его не открутить, не получится снять кожух моторчика.
  5. Теперь, кода двигатель открыт, следует капнуть несколько капель машинного масла (лучше использовать веретенное масло) на втулку (указано красной стрелкой) и провернуть вал несколько раз в разных направлениях, чтобы смазка впиталась внутрь.
    Втулку
  6. После этой процедуры возобновляется легкое вращение вала. Соберите корпус мотора в обратном порядке.
  7. Включите агрегат и проверьте силу потока воздуха.

Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе, крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Кулер издает гудение и не вращается

Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

  • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
  • выход из строя конденсатора;
  • неисправность электродвигателя.

Выход из строя конденсатора

Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.

КонденсаторКонденсатор вентилятора

У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.

Измерение

В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.

Подключение конденсатора

Неисправность двигателя

При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора, предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.

Прозвон электродвигателя

Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого — создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка. При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Самые надежные вентиляторы 2018 года

Настольный вентилятор Mystery MSF-2428

Напольный вентилятор Stadler Form Q Fan Q‐011/Q-012/Q-014

Напольный вентилятор Electrolux EFF-1000i

Напольный вентилятор Stadler Form Charly Fan Stand C‐015

Напольный вентилятор Polaris PSF 40T

Все о ремонте напольного вентилятора своими руками

Содержание

  1. Возможные неисправности
  2. Причины поломки
  3. Способы ремонта

И напольные, и настольные вентиляторы подвержены множеству различных поломок. Если с такими приборами случаются какие-то проблемы, их часто выбрасывают или отвозят в ремонт. Многие неисправности можно легко устранить в домашних условиях, не прибегая к лишним тратам. Сегодня мы узнаем все самое важное о ремонте напольного вентилятора своими руками.

Возможные неисправности

Прежде чем приступать к починке вентилятора, необходимо выяснить причину поломки. Чтобы ее выявить, сперва надо разобраться в самом устройстве и конструкции прибора. Вне зависимости от типа (напольного или настольного) все устройства изготавливаются примерно одинаковыми. Разница заключается только в длине стойки и дизайне.

В напольном устройстве могут выйти из строя электрический двигатель, редуктор, кривошип, переключатели скорости вращения, пропеллер.

Чаще всего напольные модели вентиляторов страдают от следующих неисправностей:

  • агрегат перестал включаться, сетевая лампочка не загорается;
  • вентилятор не работает, но лампочка при этом горит;
  • лопасти кулера вращаются плохо или в обратную сторону;
  • устройство не поворачивается в стороны;
  • пропеллер, создающий движение воздуха, крутится плохо и гудит.

В разных случаях могут возникать определенные поломки вентилятора напольного типа. Может произойти неполадка в работе двигателя или поломка корпуса блока управления. В каждом конкретном варианте применяют ремонтные работы определенного типа.

Причины поломки

Можно выделить несколько самых главных причин, которые приводят к поломке большинства бытовых вентиляторов напольного типа.

  • Если смазка, которой был обработан агрегат, очень старая и сухая, либо ее слишком мало. Это часто приводит к поломке прибора.
  • Много проблем может возникнуть из-за высохшего конденсатора.
  • Прибор может сломаться по причине перегорания термореле или предохранителя.
  • Нередко вентиляторы перестают работать при витковом замыкании обмоток или обычном обрыве проводов.
  • Если произошло механическое смещение двигательного вала, прибор тоже перестает работать нормально.

Основная проблема недорогих моделей, на которую мало кто обращает внимание, – это некачественное литье лопастей. Именно из-за этого возникает серьезный дисбаланс. Также происходит деформация подшипников и увеличение зазоров.

Поломка может возникнуть из-за неверного угла атаки лопастей. При этой проблеме они являются деформированными и гоняют поток воздуха по кругу, а не выбрасывают его наружу. Часто дефект подобного типа проявляется со временем, если прибор долго стоял под прямыми солнечными лучами. В такой обстановке крыльчатка устройства сильно нагревается и меняет свою изначальную форму.

Способы ремонта

Ремонт напольного вентилятора можно легко реализовать своими руками. Порядок действий зависит от того, какая именно поломка поразила устройство.

Часто напольные вентиляторы просто перестают включаться. При этом лампочка может загореться или нет. Исходя из этого, алгоритм диагностики поломки будет различаться.

Если лампочка не горит после включения вентилятора, то первым делом надо убедиться в том, что есть напряжение в розетке. Для этого достаточно взять абсолютно любой электроприбор и подключить его к этой розетке. Если тот заработал, значит, неисправность может скрываться в электрической вилке или сетевом шнуре.

Чтобы проверить работу вилки, ее раскручивают, проверяют качество подсоединения всех проводов к клеммам. Чтобы проверить состояние кабеля, его надо отсоединить от колодки аппарата, а затем «прозвонить» специальным тестером. Если проявился обрыв в жилах кабеля, его надо заменить.

Если вентилятор не включается, но лампочка при этом загорается, то причина может заключаться в поломке блока с кнопками управления. Чтобы их проверить, придется полностью разобрать кнопочный блок. Последний обычно располагается на стойке аппарата. Прежде чем приступать к разборке, нужно отключить устройство от сети.

Работа кнопок максимально простая. Предусмотрены положения «вкл» и «выкл». Нужно посредством тестера проверить «выход» и «вход» на каждой из кнопок аппарата.

Если неисправная кнопка была обнаружена, ее не удастся отремонтировать. В таком случае переключатель следует заменить или переделать соединение напрямую. Подобный способ позволит починить устройство.

Сломанные переключатели скорости тоже могут стать главной причиной неисправности. Чтобы проверить работу регулятора, его надо будет поставить в максимальное положение, а затем протестировать «вход» и «выход».

Зачастую напольный вентилятор начинает плохо гонять воздух. В таком случае потребуется разобрать корпусную часть, где установлен мотор. Иногда проблема работы пропеллера возникает из-за недостаточной смазки в подшипнике скольжения. Последний находится в электрическом двигателе устройства.

Разбирать сломанный вентилятор следует в таком порядке.

  • Сперва откручивают защитную сетку, а затем снимают ее.
  • Далее снимают пропеллер. Он может быть прикреплен к моторному валу гайкой с левой резьбой. Чтобы открутить, ее надо вращать по часовой стрелке.
  • Снимают заднюю сетку, откручивая еще одну гайку.
  • Следует снять абсолютно весь крепеж кожуха прибора. Иногда в рукоятке вращения корпусной части установлен еще один болт. Если его не откручивать, то кожух мотора снять не удастся.
  • Когда двигатель окажется в полностью открытом состоянии, надо капнуть немного машинного масла (лучше всего подойдет веретенное) на втулку. Далее нужно провернуть несколько раз вал в различных направлениях. Благодаря этому смазка сможет попасть внутрь.
  • Далее должно произойти возобновление легкого вращения вала. Корпус мотора следует тщательно собрать в обратном порядке.
  • Теперь можно включать устройство и проверять силу воздушного потока.

Нередко неисправные устройства начинают гудеть и прекращают нормально вращаться. Если вентилятор не крутится, а мотор при этом издает нехарактерные звуки, то это может говорить о разных проблемах:

  • отсутствие или нехватка смазки на подшипниках;
  • поломка конденсатора;
  • поломка электрического двигателя.

Если вышел из строя конденсатор, то ремонт устройства сведется к проверке емкости конденсатора посредством тестера. Чтобы подобраться к нужным деталям, надо будет разобрать корпусную часть моторчика. Выше было рассказано, как это сделать. Когда кожух будет снят, вы увидите конденсатор, зафиксированный на движке.

Если у прибора конденсаторная емкость составляет 0,85 микрофарад, то на нем надо выставить значение от 2 до 200 нанофарад. В таком случае после подключения конденсатора к устройству можно увидеть, что его емкость составляет 0,841 микрофарад. Если учитывать погрешность в 5%, то емкость детали находится в рамках нормальных показателей, поэтому не является причиной неисправности кулера.

Часто причина поломки скрывается в неисправности движка. Его необходимо «прозвонить», если запланировано отремонтировать устройство своими руками. Если двигатель неисправен, то вентилятор может не включиться и издавать гудящие звуки. Нужно выявить показатели сопротивления на 2-х обмотках статора. Перед этим отсоединяют провода, которые к ним идут. Если причина скрывается в движке, то устройство рекомендуется отремонтировать в специальной мастерской.

Вентилятор – это устройство, которое помогает обеспечить циркуляцию воздуха в помещении. Однако со временем может возникнуть необходимость разобрать вентилятор, чтобы почистить его или заменить неисправные детали. В этой статье мы предлагаем пошаговую инструкцию по тому, как разобрать и собрать вентилятор.

Прежде чем начать разборку, важно отключить вентилятор от источника питания и подождать, пока он полностью остынет. После этого можно приступать к удалению вентиляционной решетки с помощью отвертки или другого подходящего инструмента. Некоторые вентиляторы имеют специальные защелки – в этом случае следует аккуратно их отпустить, чтобы снять решетку.

После снятия решетки можно осмотреть и почистить лопасти вентилятора. Обратите внимание, что они могут быть покрыты пылью и маслом, поэтому рекомендуется использовать мягкую щетку или ватные палочки, смоченные в спирте или острым предметом, чтобы очистить их. Будьте осторожны, чтобы не повредить лопасти вентилятора, особенно если они изготовлены из хрупкого материала, такого как пластик или стекло.

Если вы замечаете, что лопасти вентилятора повреждены или изношены, рекомендуется заменить их новыми. Это поможет избежать вибраций и шума при работе вентилятора, а также снизит риск поломки.

После очистки и замены лопастей вентилятора можно собрать его обратно. Сначала следует установить вентиляционную решетку на место и закрепить ее соответствующим образом – с помощью защелок или винтов, в зависимости от конструкции вентилятора. Затем следует подключить вентилятор к источнику питания и проверить его работу. Если все выполнено правильно, вентилятор снова будет обеспечивать циркуляцию воздуха в помещении.

Содержание

  1. Подготовка к разборке вентилятора
  2. Разборка вентилятора
  3. Сборка вентилятора

Подготовка к разборке вентилятора

Перед тем как приступить к разборке вентилятора, необходимо выполнить некоторые подготовительные действия:

  1. Отключите вентилятор от источника питания. Разъедините его сетевой шнур и убедитесь, что он полностью выключен.
  2. Разместите вентилятор на чистой и ровной поверхности. Важно, чтобы на месте работы не было посторонних предметов, что предотвратит их потерю или случайное повреждение.
  3. При необходимости, защитите рабочую поверхность с помощью газет или другого плотного материала, чтобы предотвратить царапины или повреждения.
  4. Соберите все необходимые инструменты и материалы, которые потребуются для разборки вентилятора. Обычно это включает отвертки (крестовые и плоские), пинцет, силиконовую смазку и другие специальные инструменты, указанные в инструкции производителя вентилятора.

Подготовка к разборке вентилятора является важным шагом, который поможет вам более эффективно и безопасно провести процесс разборки и сборки вентилятора.

Разборка вентилятора

Прежде чем начать разборку вентилятора, убедитесь, что он отключен от источника питания и полностью остыл. В противном случае, можно получить травму или повредить оборудование.

Шаги по разборке вентилятора:

  1. Снимите защитную решётку или крышку с вентилятора, используя отвертку или другой инструмент, если необходимо.
  2. Отсоедините провода или кабели, связанные с вентилятором, обратив внимание на их расположение и порядок подключения.
  3. Снимите лопасти вентилятора, отсоединив их от оси вентилятора или крепежных винтов.
  4. Проверьте состояние лопастей и подшипников вентилятора. Если они выглядят изношенными или поврежденными, замените их новыми.
  5. Осмотрите внутреннюю часть вентилятора на наличие пыли и грязи. В случае необходимости, очистите его мягкой щеткой или сжатым воздухом.

После того, как вы разобрали вентилятор и провели его осмотр и очистку, вы можете приступить к его сборке, следуя инструкциям «Как собрать вентилятор».

Сборка вентилятора

Чтобы собрать вентилятор, следуйте этим шагам:

1. Подготовьте все необходимые инструменты: отвертку, плоскогубцы, ножницы, электрический провод и тому подобное.

2. Разложите все компоненты вентилятора на плоской поверхности.

3. Установите основу вентилятора на выбранную поверхность. Обычно это делается с помощью винтов или присосок.

4. Вставьте лопасти вентилятора в отверстия основы в соответствии с указаниями производителя. Убедитесь, что они правильно зафиксированы.

5. Подключите провода вентилятора к источнику питания, следуя маркировке проводов и указаниям производителя.

6. Проверьте правильность сборки вентилятора, убедившись, что все части надежно закреплены и соединены.

7. Включите вентилятор в сеть и проверьте его работоспособность. Убедитесь, что лопасти вращаются свободно и что вентилятор работает бесшумно.

Теперь ваш вентилятор готов к использованию!

Итак, что же делать если забился вентилятор в ванной или поломался напольный в комнате? Чаще всего причина поломки и способ починки скрываются внутри устройства. Однако в зависимости от назначения вентиляторы имеют различные структурные схемы, а, значит, разбор каждого типа будет иметь свои особенности.

Вентилятор

Сегодня рассмотрим особенности, основные неисправности, процесс и алгоритм разборки вытяжного, канального и напольного вентиляторов.

Вентилятор для ванной

Эти устройства установлены внутрь вытяжных отверстий. Чаще всего вытяжной механизм выходит из строя из-за перегорания плавких предохранителей, расположенных на двигателе внутри вентилятора. И для ремонта предохранитель необходимо заменить. Для этого нужно добраться до самого двигателя, находящегося в середине. Для разборки понадобится только отвертка.

Алгоритм разбора следующий:

  • Вынуть механизм из стены. Разбирать устройство – довольно тонкая работа, так что добраться до двигателя без снятия вентилятора со стены будет очень затруднительно, плюс есть вероятность нанесения еще большего вреда в процессе разборки.

Вентилятор для ванной собранный

  • Снять защитную пластину. Лицевая защитная часть крепится к механизму, чаще всего, болтами, поэтому снять ее не составит особого труда. Нужно только подобрать соответствующую отвертку.
  • После снятия лицевой пластины перевернуть вентилятор. Необходимо снять защитную пластину с тыльной стороны. К сожалению, тыльная сторона, чаще всего, припаянная к корпусу, поэтому ее придется отрывать. Для сборки механизма обязательно нужно приготовить клей типа «Момент».
  • Снять рабочий агрегат с лопастями. Элемент этот ничем не крепится к корпусу, так как ему необходимо кручение. Поэтому снять его очень просто.
  • Перевернуть устройство. Снять защиту двигателя. Это элемент эллипсоидальной формы, находящийся сразу за лицевой платиной. Он, к сожалению, также, чаще всего, припаян к корпусу, потому его тоже необходимо срывать, а при обратной сборке – приклеивать.
  • Вынуть кабели питания. При снятии защиты можно уже увидеть цель – двигатель. От него через специальные отверстия проходят кабели питания, которые подведены к тыльной части корпуса. Эти кабели нужно вынуть через те самые отверстия.

Лицевая сторона

  • Снова перевернуть механизм. С тыльной стороны, на том месте, где был рабочий лопастной элемент, можно увидеть несколько болтов (как правило, их 2). Этими болтами двигатель крепится к корпусу. Их необходимо выкрутить, и цель будет достигнута.

Добравшись до двигателя, рядом с обмоткой можно найти тот самый плавкий предохранитель. Он легко вынимается и заменяется на новый.

Тыльная сторона

Вытяжной вентилятор

Эти вентиляторы установлены внутри кухонных вытяжек, служат для выведения загрязненного воздуха. Основная проблема в работе такого агрегата – это грязь. При эксплуатации вытяжки внутри оседает много грязи и мусора. Это приводит к посторонним шумам вовремя работы вытяжки, а также к возникновению неприятных запахов. Чистку приборов для вытяжных систем, как и всей вытяжки в принципе, рекомендуется проводить, по меньшей мере, один раз в год.

Сложность разбора вытяжного устройства заключается в том, что до самого вентилятора еще надо добраться. Он находится в середине вытяжки, поэтому не разобрав ее, не разберешь вентилятор.

Для разбора вытяжного вентилятора также потребуются только отвертки, соответствующие болтам, крепящим основные элементы вытяжки.

Итак, алгоритм разборки вытяжки и вентилятора:

  • Выключить подачу электропитания к вытяжке.
  • Снять саму вытяжку. К вентилятору можно подобраться только с верхней стороны, которая крепится к трубе. Вытяжку нужно отсоединить. Она может быть прикреплена к трубе непосредственно, или же, например, к шкафу. Крепится вытяжка соединяется болтами, значит для отсоединения нужна соответствующая отвертка.
  • Положить вытяжку на стол. Снять решетку с нижней части. За ней откроется сам вентилятор.

Кожух

  • Снять защитный кожух механизма. Рабочий механизм, лопасти и двигатель защищены покрывающим кожухом, который прикреплен к корпусу шурупами. Положить вытяжку чтоб была видна верхняя сторона. На ней нужно найти шурупы, скрепляющие кожух с корпусом. Эти шурупы могут быть плохо заметны из-за грязи, поэтому необходимо внимательно осмотреть корпус. Должно быть, как минимум, 4 шт.
  • Перевернуть отсоединенный кожух. За ним находится, собственно, сам вентилятор. Рабочий лопастной элемент крепится к кожуху одним болтом по оси верчения. Иногда может быть прикреплен гайкой.
  • После снятия рабочего элемента открывается доступ к двигателю. Он присоединен к корпусу аналогично двигателю вентилятора для ванной – двумя болтами с тыльной стороны. На болтах могут быть защитные резиновые колпаки.

После отсоединения двигателя можно приступить к чистке кожуха, корпуса, рабочего элемента и т.д. Перед обратной сборкой важно проверить соединительные узлы на наличие коррозии во избежание их разрушения под собственной массой вытяжки. Если сравнить алгоритм с разборкой вентиляторов для ванной, то в данном случае не придется ничего отрывать, и, соответственно, приклеивать. Все соединяется болтами, а, значит, может быть разобрано без разрушения.

Крепление рабочего механизма

Напольный вентилятор

Хотя эти вентиляторы уже давно уступили свое место кондиционерам, во многих домах, квартирах или офисах они все еще активно используются, особенно в жаркие летние дни. Разборки такой агрегат требует, поскольку со временем рабочие механизмы засоряются и коррозируют. В результате рабочий маятниковый механизм разгоняется медленнее, лопасти не получают необходимой скорости верчения, и вентилятор теряет свою производительность.

Профилактическую чистку и смазку деталей вентилятора рекомендуется проводить ежегодно перед началом сезона, поскольку за время хранения он засоряется. Для разборки понадобится отвертка.

Алгоритм разбора напольного вентилятора:

  • Снять защитную решетку. Она крепится тремя специальными рычажками, которые легко открываются рукой.
  • Отсоединить лопасти. Они прикреплены гайкой на оси верчения. Гайка сделана так чтоб ее можно было открутить рукой. Особенность ее в том, что, когда обычные гайки откручиваются против часовой стрелки, гайка крепления лопастей откручивается по часовой, а закручивается – против.
  • 3. Снять подшипник и внутреннюю решетку. Она также прикреплена гайкой, но эту гайку нужно откручивать как обычно, против часовой стрелки.
  • 4. Открепить кнопку режима работы машины. Она легко снимается рукой.

Снятие лопастей, защитных решеток и кожуха

  • Отсоединить кожух. Основные рабочие механизмы вентилятора защищены кожухом. Он прикреплен к корпусу двумя шурупами с лицевой стороны вентилятора и одним шурупом – с тыльной. Важно проявить осторожность при снятии кожуха после откручивания шурупов. Сразу за ним находятся все рабочие механизмы, соединенные кабелями, поэтому можно допустить неосторожность и повредить двигатель или кабели, снимая кожух.
  • Снять маятниковый механизм. Он находится с тыльной стороны вентилятора, и крепится все теми же болтами. Отсоединять аккуратно, следя за кабелями.
  • Проверить верчение главной рабочей оси. Если ось крутится свободно, значит она не заржавела, если же крутится тяжело и со скрипом – необходима смазка.
  • Достать двигатель. Он находится в металлической т.н. «коробке». Эта коробка соединена болтами с тыльной стороны вентилятора. После раскрытия коробки необходимо действовать особенно осторожно, поскольку внутри находится 4 мелких кабеля, которые ни при каких обстоятельствах нельзя повредить.

После снятия двигателя открывается полный доступ к главной рабочей оси машины. Ее необходимо проверить на наличие ржавчины и различного рода деформаций. Если была обнаружена коррозия, нужно очистить ось от нее, при этом не повредив резьбу. Если же причиной неисправной работы вентилятора стали деформации оси, ее нужно заменить.

Смазка рабочей оси вентилятора

Канальный вентилятор

Сегодня самым востребованным типом вентиляторов является именно канальный. Причина в том, что принцип его работы схож с принципом функционирования кондиционера. Он не только чистит воздух, но и поддерживает его в определенной температуре. Со всем этим канальный тип по своему строению является наиболее сложным для ремонта. Поэтому немногие способны самостоятельно выявить причину его неисправной работы.

Причин, кстати, тоже может быть несколько. От банального загрязнения до перегрева электродвигателя. Причиной, характерной только для канального типа, может быть надобность в изменении направления канала. В любом случае, механизм требует разборки и тщательного осмотра.

Сам вентилятор канального типа является лишь частью системы фильтрации воздуха, однако важнейшей ее частью. Он направляет воздух в систему фильтрации и очистки.

Разборка вентилятора зависит от многих факторов. В первую очередь, это способ его заводской сборки. Детали могут быть соединены болтами, саморезами и т.д., а могут быть сваренными. Кроме того, канальные вентиляторы собирают специально под фильтрационную систему. В зависимости от нее конструкции и схемы сборки могут быть разными. Поэтому будет описана разборка самого популярного типа канального вентилятора – квадратного.

Для разборки понадобятся отвертка и плоскогубцы.

Разрез

Алгоритм разборки канального вентилятора квадратного типа:

1. Отключить электропитание.

2. Отсоединить рабочий узел от фильтрационной системы. Вентилятор является краевым звеном системы, поэтому отделить его не будет сложной задачей. Трубопровод подведен одной из стенок механизма. Как правило, труба не приварена, а привинчена болтами. Поэтому ее легко отделить с помощью отвертки.

3. Вынуть машину из стены. Как и в случае с прибором для ванной, канальный невозможно разобрать, не вынув из стены.

Важно! Перед снятием необходимо убедиться, что вентилятор полностью отсоединен от трубопровода, чтобы не допустить деформаций или разрушений труб.

После демонтажа весь механизм – это, по сути, вентилятор внутри большой квадратной коробки. С помощью ее стенок регулируется направление собранного воздуха. Поэтому если требуется изменение направления, коробка будет основным элементом разборки. Сам прибор, в таком случае, не требует разборки. Если же требуется проверка двигателя или оценка целости лопастей, требуется демонтаж и разборка самого вентилятора.

4. Снять лопасти. Они прикреплены к электродвигателю гайкой по основной рабочей оси. Гайка легко откручивается плоскогубцами. Сам электродвигатель в большинстве случаев приварен к коробке, поэтому его, чаще всего, не демонтируют.

5. После снятия лопастей открывается доступ к двигателю. С тыльной стороны он, как и в случаях с другими типами вентиляторов, прикреплен болтами. При вынимании и осмотре двигателя соблюдать осторожность и не допустить повреждения кабелей.

Тыльная сторона. Кожух электродвигателя

Кроме квадратных, в вентиляционных системах также широко используются и другие приборы канального типа. Форма их зависит от их назначения и местонахождения. Однако разница этих машин только в формах их «коробок». Сами вентиляторы работают по идентичной схеме, а, следовательно, и разбираются одинаково.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что вентиляторы не являются столь сложной системой. Они довольно просты в сборке и в разборке, но требуют аккуратности и грамотности. И если их разборку и поддержание в надлежащем состоянии сделать систематическими, то со временем разборка станет привычным и простым процессом, а механизм прослужит намного дольше.

Опубликовано 31.08.2018 Обновлено 18.04.2021 Пользователем

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как разгадывать японские кроссворды подробная инструкция
  • Как разобрать москитную сетку на пластиковое окно своими руками пошаговая инструкция
  • Как разобрать кухонный гарнитур своими руками пошаговая инструкция
  • Как разводить энтомозан с для обработки курятника инструкция по применению
  • Как разобрать кулер для воды family своими руками пошаговая инструкция