Как создать третейский суд пошаговая инструкция

С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Обновлено: 19.09.2023

Институт Третейских судов в Российской Федерации создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц или граждан. Правовые основы деятельности Третейского суда регулируются Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 года N 102-ФЗ, а также Гражданским Кодексом РФ и Регламентом суда.

в Третейский суд может обратиться любая организация или физическое лицо, которые заключили со своим контрагентом третейское соглашение, в виде третейской оговорки в тексте вновь заключаемого договора (контракта) или в виде отдельного соглашения на любой стадии спора (даже если спор уже рассматривается в государственном суде, вплоть до принятия первого решения по делу). Третейское соглашение должно состоять из наименования конкретного третейского суда и определения факта окончательности судебного решения. Пример: «Все споры и разногласия, независимо от оснований их возникновения, которые возникли или могут возникнуть между Сторонами по настоящему Договору, в том числе связанные с его заключением, исполнением, изменением, расторжением или признанием недействительным (полностью или частично), а также возникновением, прекращением или переходом прав на недвижимое имущество или земельные участки, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы или в Арбитражный третейский суд города Москвы (г. Москва, ул. Шкулева, д. 9, корп.1), по выбору истца. Решение Третейского суда окончательно».

Третейский суд, также вправе разрешать споры с участием физических лиц (общая юрисдикция) или нерезидентов Российской Федерации и независимо от территориальности заключения, исполнения или местонахождения сторон.

Подача иска и разрешение спора:

Исковое заявление оформляется в том же виде и с таким же приложением, как и при подаче иска в государственный суд, с добавлением абзаца обосновывающем компетенцию третейского суда на рассмотрение переданного ему спора и индивидуальными требованиями регламента третейского суда. После подачи иска, формируется состав суда (или формируется коллегия с представителями от сторон спора, или председателем назначается единоличный судья). Разрешение спора, в среднем, проходит в одно судебное заседание. При необходимости, судья может переносить заседания. Судебное решение третейского суда вступает в силу с даты его принятия. Если третейское соглашение содержит указание о его окончательности, то решение третейского суда обжалованию не подлежит. Если в третейском соглашении окончательность решения третейского суда не предусмотрена, то решение можно оспорить, но только по основаниям, предусмотренным ст. 233 АПК РФ и 421 ГПК РФ.

Исполнение решения третейского суда:

Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. В случае неисполнения решения, победившая сторона вправе обратиться в государственный суд (по месту нахождения ответчика или нахождения имущества) за выдачей исполнительного листа.

При выдаче исполнительно листа, государственный суд проверяет формальные признаки третейского разбирательства: 1) компетенцию третейского суда в рамках Федеральных законов, запрещающих рассмотрение некоторых категорий дел, 2) соблюдение основополагающих принципов Российского права. По заявлению одной из сторон, государственный суд может проверить дополнительные формальные признаки, но только в рамках ст. 239 АПК РФ и ст. 426 ГПК РФ. Определение государственного суда можно обжаловать, но только в кассационном порядке, поэтому на исполнительное производство, обжалование не влияет.

Полученный исполнительный лист передается в Службу судебных приставов в общем порядке исполнительного производства.

Третейский суд – что это такое, какие дела рассматривает, отличия от арбитражного суда

При возникновении различных споров, по экономическим вопросам преимущественно, стороны помимо обращения в привычный арбитраж могут подать жалобу на рассмотрение в, так называемый третейский суд. Такая инстанция официально не входит в государственную судебную систему, однако обладает правом принятия решений с некоторыми особенностями.

Третейский суд – что это?

На просторах стран СНГ совсем недавно граждане стали понимать, какой суд называют третейским. Хотя в западном судопроизводстве эта инстанция пользуется огромной популярностью. По общепринятому определению третейский суд – это коллегия арбитров, или единоличный арбитр, выбранные по согласованию сторон или назначенные арбитражным учреждением для разрешения конфликта в области гражданско-правовых отношений.

Считается, что такие инстанции необходимы для саморегулирования гражданского общества на основе совместного волеизлияния без обращения в государственные суды, которые часто перегружены. Они могут разрешать конфликты как между юридическими лицами, так и гражданами, компаниями, фирмами и их клиентами.

третейский суд что это

Третейское соглашение

При возникновении конфликта, чтобы не обращаться в коммерческий арбитраж, дела в котором могут рассматриваться относительно долго, стороны могут заключить так называемое третейское соглашение. Им является обоюдное письменно подтвержденное согласие сторон на передачу спора, возникшего в связи с конкретным правоотношением, в третейский суд.

Оно может быть заключено одним из следующих способов:

Какие дела рассматривает третейский суд?

Многие юристы уверены, что закон о третейских судах носит несколько противоречивый характер, потому как инстанция не причисляется к государственной судебной системе. Однако институт имеет право рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений с рядом исключений. Третейскому суду запрещено решать дела:

  1. Возникающие из семейных отношений, в которых решаются вопросы распоряжения имуществом подопечного опекунами.
  2. Трудовые и наследственные конфликты.
  3. О выселении граждан из недвижимого имущества.
  4. На основе вопросов о приватизации государственного и муниципального имущества.
  5. Корпоративные споры в третейском суде, связанные с контрактной системой закупок для обеспечения госнужд.
  6. Вопросы причинения вреда жизни и здоровья граждан, окружающей среде.

Третейский суд и арбитражный суд – разница

Между судебными учреждениями имеется ряд отличий, которые важно понимать перед обращениями в ту или иную инстанцию:

  1. Порядок формирования. Коллегия арбитров создается конфликтующими компаниями, а арбитраж учреждается государством.
  2. Возможность обращения. В третейский суд можно обратиться только после взаимного согласия сторон и подписания особого соглашения. В арбитраж принимаются заявления без всяких договоренностей сторон.
  3. Судейский состав. В первом случае стороны сами выбирают количество судей и их персоналии. В госоргане обратившиеся никак не влияют на то, кем будет рассмотрено их дело.
  4. Оплата. В первом случае стороны самостоятельно оплачивают работу судьи и все расходы по делу (проезд, перевод документов и прочее). Арбитраж финансируется государством, но имеются установленные законом пошлины.
  5. Полномочия. Коллегия арбитров самостоятельно определяет круг своих полномочий, тогда как в арбитраже они четко прописаны в государственных нормативно-правовых актах.

Как создаются третейские суды?

В специализированном законе четко указан порядок того, как образуется третейский суд. Для начала стоит отметить, что такая инстанция может:

  1. Быть создана и функционировать на постоянной основе. Такие суды часто формируют при финансовых организациях (биржах, банках, торгово-промышленных палатах) и профсоюзах.
  2. Формироваться для решения единичного спора по определенному вопросу между физическими или юридическими лицами.

Сама процедура создания инстанции должна состоять из следующих этапов:

Кто может быть третейским судьей?

Согласно законодательству, негосударственный суд может быть сформирован из граждан, которые подходят под следующие условия:

  1. Совершеннолетие и полная дееспособность, при этом к гражданству кандидата нет никаких строгих требований.
  2. Обеспечение беспристрастности решения спора, то есть отсутствие у кандидата прямой или косвенной заинтересованности, зависимости от одной из сторон.
  3. Отсутствие занятости в госорганах, при которой лицу по закону запрещено быть третейским судьей или увольнения из таковых за проступки, не совместимые с профдеятельностью.
  4. Отсутствие судимости или привлечения к уголовной ответственности.
  5. Наличие высшего юридического образования у единоличного арбитра или председателя.

Виды третейских судов

Разобравшись с тем, что это третейский суд и какие полномочия он имеет, важно отметить и разновидности инстанции, предусмотренные законодательством. По географической составляющей выделяют:

  1. Международные организации, к примеру, общеевропейский третейский суд.
  2. Федеральный орган разрешения гражданско-правовых конфликтов.
  3. Локальная или местная организация.

По принципу функционирования инстанция бывает:

Особенности третейского суда

Такая альтернатива государственной юстиции имеет ряд особенностей:

  1. Предметом рассмотрения считается конфликт или группа споров, для решения которых стороны подписали конкретное соглашение, позволявшее передать дело в юрисдикцию инстанции.
  2. Третейский судья или группа арбитров выбираются по взаимному согласию сторон в договоре или отдельном соглашении.
  3. После заключения соглашения о передаче решения спора в инстанцию, дело не может быть рассмотрено в арбитраже.
  4. Решения подобной юстиции принимаются на основе изученных договоренностей и торговых обычаев, применимых к договору.
  5. Такая юстиция не может издавать приказы и другие исполнительные нормативно-правовые акты.

Состав третейского суда

Согласно нормативно-правовым актам состав третейского суда формируется следующим образом:

  1. Стороны самостоятельно на основе договоренностей выбирают количество судей, которое должно быть нечетным. Если конфликтующие организации не могут договориться, то в состав инстанции должно быть включено 3 арбитра.
  2. Сами кандидатуры тоже выбираются по согласованию сторон. Если они не могут прийти к единому мнению, то каждая выбирает по одному арбитру, которые в течение 15-ти дней подыскивают нужную третью кандидатуру. Если спустя 2 недели этого не происходит, то инстанция прекращает свою работу, и дело передается в госорган.
  3. Главный в третейском суде – это председатель или так называемый суперарбитр, имеющий высшее юридическое образование и право принятия окончательного решения в случае возникновения разногласий в составе арбитров. Выбирается самими судьями или назначается согласно принятому регламенту юстиции.

Принципы третейского разбирательства

В обязательном порядке третейское разбирательство проводится по определенным принципам:

  1. Законности. То есть все принятые решения не должны противоречить Конституции и другим нормативно-правовым актам государства. Международный третейский суд руководствуется мировыми документами в работе.
  2. Конфиденциальности. Этот постулат предполагает неразглашение судьями и участниками процесса сведений, ставших известными им в ходе заседания. Арбитры не могут быть допрошены в качестве свидетелей о сведениях, ставших им известными в процессе разбирательства.
  3. Независимости и беспристрастности судей. Арбитр не должен никаким образом быть связан со сторонами экономическими или не экономическими отношениями, иметь прямой или косвенный интерес в исходе дела.
  4. Диспозитивности. Этот принцип предполагает самостоятельное распоряжение участниками процесса своими материальными и процессуальными правами.
  5. Состязательности. Все конфликтующие стороны вправе доказывать законными методами обстоятельства. Послужившие основаниями ее требований или возражений.
  6. Равноправия сторон, то есть равные материальные и процессуальные права, одинаковую возможность обращения в инстанции за защитой своих прав и свобод.

Полномочия третейских судов

К основной компетенции третейского суда относится рассмотрение дел по гражданско-правовым вопросам после обоюдного согласия конфликтующих сторон. При этом инстанция самостоятельно может решать вопрос о наличии или отсутствии у нее компетенций для разрешения конкретного спора с обязательным оглашением оснований для отказа в делопроизводстве.

Такие организации не имеют права:

  1. Заниматься рассмотрением уголовных дел и административных правонарушений.
  2. Назначать наказание той или иной стороне.
  3. Выдавать исполнительные листы и издавать другие предписывающие документы.

Процедура рассмотрения дела в третейском суде

В определенном порядке проводится и разрешение спора в третейском суде. Оно состоит из следующих этапов:

  1. Истец подает исковое заявление в инстанцию, копия которого направляется ответчику. В этот момент ответчик вправе предоставить отзыв на заявления с изложением доводов против поданного документа.
  2. Заключение сторонами договора о рассмотрении дела, в котором определяются язык судопроизводства, место проведения и другие правила процесса.
  3. Рассмотрение дела по существу часто проводится на одном заседании, в процессе которого всем сторонам выдаются одинаковые преференции по отстаиванию и подтверждению своей позиции.
  4. Вынесение решения по делу коллегиальным составом судей или единоличным арбитром.

Решение третейского суда

В большинстве случаев решение третейского суда оглашается в конце заседания после простого голосования судейского состава. Учитывается большинство и оглашается резолютивная его часть. При этом:

  1. Если судьи посчитают нужным, то принятие решения может быть отложено на следующее назначаемое заседание.
  2. Сам документ в течение 15-ти дней в письменном виде направляется всем участникам процесса и в компетентный государственный судебный орган.
  3. Исполнение решения третейского суда, согласно подписанному сторонами договору, является окончательным.

Обжалование решения третейского суда

В отличие от государственных судебных инстанций, единоличный арбитр в третейском суде (по соглашению сторон) принимает решение по делу, которое считается окончательным и не подлежит решению в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. При этом все же стороны вправе обратиться в районный мировой или арбитражный суд с обжалованием принятого решения, если были нарушены процессуальные формальности.

Основания для отмены решения третейского суда

В законодательстве отмена решения третейского суда может быть проведена только если:

  1. Стороны-участники процесса в ходе разбирательстве не были полностью дееспособными.
  2. Решение выносилось по не оговоренному спору.
  3. В процессе разбирательства решались вопросы, выходящие за пределы компетенций инстанции и которые нельзя отделить от основной части конфликта.
  4. Состав суда и процедура разбирательства нарушали принятые государственные законы.
  5. Вынесено решение, находящееся вне компетенции органа, то есть нарушена подсудность.
  6. Проигравшая сторона не была извещена должным образом о деталях процесса (месте и времени проведения, составе судей) или по уважительным причинам не могла представлять свои интересы в ходе заседания.

На третьей ступеньке системы отечественного правосудия – кассационный суд, который уполномочен проверять законность и обоснованность решений первой и второй инстанций. Узнаем, что это за орган и как можно добиться от него справедливости.

Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе.

Конституционный суд является высшим судебным органом в стране, в основе которого положена защита прав и свобод граждан. Он обладает особой структурой и полномочиями, порядком рассмотрения обращений и их силой.

Суд присяжных имеет свои особенности, функции и историю появления. Стоит выяснить, кто может быть заседателем и каким образом формируется коллегия, как проходит совещание и голосование и на что влияет решение этого судебного органа.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Читайте также:

      

  • Как украсить новогодний стол детям в школе
  •   

  • Как заболеть ковидом в школе
  •   

  • Над чем заставляет задуматься стихотворение река времен в своем стремленье и четверостишие кратко
  •   

  • Что такое антропонимы кратко
  •   

  • План мероприятий борьбы со спидом в детском саду

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ, регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

Обратите внимание!

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

Обратите внимание!

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

Обратите внимание!

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

2)дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3)дела о несостоятельности (банкротстве);

4)дела, направленные вышестоящими инстанциями в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием об их коллегиальном рассмотрении. По этим категориям дел коллегиальное рассмотрение в первой инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей. При этом один из судей председательствует в судебном заседании.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а

также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного числа профессиональных судей.

Если дело подлежит рассмотрению судьей арбитражного суда первой инстанции единолично, то любая из сторон, участвующая в деле может не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. В

случае удовлетворения такого ходатайства дело будет рассматриваться коллегией из одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей. При этом в судебном заседании председательствует профессиональный судья. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне

спрофессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, рассмотрение которых осуществляется коллегией, состоящей из профессиональных судей, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется председателем соответствующего арбитражного суда с учетом нагрузки и специализации судей.

Под третейским судом в наиболее широком смысле этого термина понимается разрешение спора третьей, незаинтересованной стороной. Разрешение споров о праве также возможно путем третейского разбирательства. В последнем случае порядок образования и деятельности третейских судов урегулированы Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ и Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже». Необходимо иметь в виду, что каждый из данных законов независимо друг от друга регулирует различные виды третейского разбирательства – первый посвящен третейским судам, разрешающим споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений между субъектами российского права и не носящие международный характер, а второй устанавливает правила организации и функционирования особого вида третейских судов –

международных коммерческих арбитражей, разрешающих споры, возникающие из международных экономических связей и споры с участием предприятий с

128

иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории РФ.

Третейские суды (арбитражи) выступают как альтернативный – без использования государственного механизма — способ разрешения споров о праве. Третейский суд необходим в первую очередь для разрешения экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности. Он позволяет сторонам третейского разбирательства обеспечить конфиденциальность их договорных отношений, не вынося их на публичное судебное разбирательство в государственный судебный орган. Развитие и широкое использование третейского способа разрешения экономических споров свидетельствует о высоком уровне развития рыночной экономики, партнерских деловых отношений, способствует формированию обычаев и этики делового оборота. Тем не менее, на третейские суды в полной мере распространяется общеправовой принцип законности. Т.е. при рассмотрении дела третейским судом должны не только применяться императивные (строго обязательные к исполнению) нормы процедурного характера, установленные Федеральным законом «О третейских судах в РФ» и Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже», но и само решение третейского суда должно основываться на законе. При рассмотрении дела третейский суд, также, как и суд обычный, применяет нормативные акты, действующие на территории России, либо (в отношении международного коммерческого арбитража) нормы права (в т.ч. иностранного права), применимые к существу спора в соответствии с их юридической силой, а решение должно приниматься в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

Третейские суды могут создаваться сторонами спорного правоотношения для разрешения конкретного спора либо могут действовать на постоянной основе при различных организациях.

Вначале рассмотрим основы организации и деятельности третейских судов, разрешающих споры, не носящие международного характера. Их правовому регулированию, как уже было отмечено, посвящен Федеральный закон «О третейских судах в РФ».

Ст. 1 данного Закона в общем виде определяет пределы компетенции третейских судов – в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений (в т.ч. экономического характера), если иное не установлено федеральным законом. Т.е. в рамках третейского разбирательства может рассматриваться любые гражданско-правовые споры, подведомственные судам общей юрисдикции и арбитражным судам, кроме случаев специально установленных федеральным законом. Под спором, вытекающим из гражданских правоотношений следует понимать споры, возникающие из общественных отношений, урегулированных нормами гражданского права. Последние содержатся, прежде всего, в Гражданском кодексе РФ и других законах и подзаконных актах (ст. 3 ГК РФ). Особенности гражданских правоотношений состоят в том, что они основываются на признании равенства их участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости

129

произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Таким образом, не могут быть предметом третейского разбирательства правоотношения, не регулируемые гражданским правом – трудовые, административные, семейные, финансовые, налоговые и т.д.

Порядок образования и деятельности постоянно действующих третейских судов и судов, создаваемых для разрешения конкретного спора различен.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами,

биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих юридических лицах. Федеральный Закон «О третейских судах в РФ» в ч. 2 ст. 3 устанавливает запрет на создание таких судов при федеральных органах государственной власти и местного самоуправления. Для создания постоянно действующего третейского суда соответствующее юридическое лицо должно принять решение об этом, утвердить положение о третейском суде и список третейских судей и, наконец, уведомить компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен третейский суд, о его создании путем направления копий указанных документов. При этом под компетентным судом закон понимает арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам и районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции в зависимости от категории споров, которые будет рассматривать данный третейский суд (в соответствии c подсудностью, установленной АПК и ГПК РФ).

Что касается порядка образования третейского суда для разрешения конкретного спора, то он определяется по соглашению сторон, которое, тем не менее, не должно противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 ст. 8, п. 1 ст. 9, ст. 11, п. 1 и 2 ст. 13, ст. 14 Федерального закона «О третейских судах в РФ». Эти положения касаются требований, предъявляемых к третейским судьям (отсутствие заинтересованности в исходе дела, высшее юридическое образование, полная дееспособность, отсутствие судимости), нечетного их числа, возможности отвода судей, оснований прекращения их полномочий, замены судей. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются непосредственно соответствующие нормы Федерального закона «О третейских судах в РФ».

Сторонами третейского разбирательства могут выступать любые субъекты права, кроме публично-правовых образований (государства – РФ, ее субъектов и муниципальных образований). В третейский суд могут обращаться организации (юридические лица), граждане-предприниматели, физические лица (граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства), которые предъявляют в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

Для того, чтобы передать определенный спор на разрешение третейского суда между сторонами должно быть заключено в письменной форме третейское соглашение, которое может представлять собой специальный договор о передаче

130

спора в третейский суд либо третейскую (арбитражную) оговорку в основном договоре, из которого вытекают спорные правоотношения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, не только тогда, когда оно содержится в едином документе, подписанном сторонами, но также если оно заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих его фиксацию. При несоблюдении данных правил, третейское соглашение считается незаключенным.

Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. В случае если спор уже находится на разрешении суда общей юрисдикции или арбитражного суда, то третейское соглашение в отношении данного спора может быть заключено до принятия решения по нему компетентным судом.

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать третейские судьи. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Иные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством, а также лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности (т.е. лицо, в отношении которого вынесено постановление привлечении его в качестве обвиняемого). Кроме того, третейским судьей не может быть лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, а также лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей. В случае несоблюдения этих требований третейскому судье может быть заявлен отвод в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона «О третейских судах в РФ».

По общему правилу для разрешения спора сторонами избираются или назначаются постоянно действующим третейским судом три судьи. По соглашению сторон или по правилам постоянно действующего третейского суда

131

число судей может быть иным, но оно обязательно должно быть нечетным.

В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами этого суда. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в порядке, определенном п. 4 ст. 10 Федерального закона «О третейских судах в РФ». Суть его состоит в том, что при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если спор подлежит рассмотрению судьей единолично, то стороны должны прийти к соглашению относительно кандидатуры судьи.

Третейское разбирательство должно осуществляться на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с его правилами, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами. В любом случае правила третейского разбирательства не могут противоречить императивным нормам Федерального закона «О третейских судах в РФ».

Решение, вынесенное третейским судом, подлежит добровольному исполнению сторонами. Тем не менее, закон предоставляет правовые возможности по оспариванию принятого решения и его принудительному исполнению. На решение третейского суда заинтересованной стороной может быть подано заявление о его отмене в компетентный суд в соответствии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение.

Ввиду определенной специфики международного коммерческого арбитража, представляется необходимым кратко рассмотреть его особенности. Как уже было отмечено, специальным нормативным актом, посвященным правовому регулированию вопросов организации и деятельности данного вида третейских судов, является Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. Он принят на основе ряда международно-правовых документов, в частности Типового закона, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН. Данным обстоятельством объясняется весьма специфическая техника изложения его норм и используемых в нем терминов.

В практике международных экономических отношений представляется довольно затруднительным всякий раз при возникновении спора передавать его на рассмотрение государственных судов одной из спорящих стран. «Возьмем

132

пример, в котором российская сторона не удовлетворена оборудованием, приобретенным у шведской стороны, и мировое соглашение не может быть достигнуто. В этом случае — в отсутствие арбитражного соглашения — ей надлежит обратиться за помощью в шведский суд по месту регистрации шведской компании. Легко вообразить сложности, с которыми придется столкнуться российской стороне. Во-первых, ей надо будет найти шведского юриста для представления компании в деле хотя бы потому, что судебное разбирательство должно проходить на языке места разбирательства, т.е. в данном случае на шведском. Во-вторых, обеспечить перевод всей документации (вероятнее всего, написанной на английском языке и к тому же довольно объемной) на шведский язык для подачи в суд. И наконец, нанять переводчиков для того, чтобы представители компании могли следить за ходом арбитражного разбирательства и чтобы показания свидетелей были переведены на шведский язык. Эти мотивы легли в основу международного консенсуса в деловом мире, суть которого состоит в следующем: международные коммерческие споры должны разрешаться посредством международного арбитража, ибо такие споры не могут быть разрешены с надлежащей эффективностью при обращении одной из сторон в государственные суды. Ведь выбирая арбитраж, стороны могут так организовать проведение арбитражного разбирательства, что оно будет оптимально соответствовать международному характеру спора. И при этом стороны могут заранее определить наиболее важные черты процедуры разрешения споров, например, в отношении: места проведения арбитражного разбирательства; языка арбитражного разбирательства; правил арбитражного разбирательства; количества арбитров и их квалификации; права (или норм права), применимого к арбитражному разбирательству»1.

Ст. 1 Закона «О международном коммерческом арбитраже» определяет компетенцию этих арбитражей следующим образом: «В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации». Главным образом это споры между отечественными предпринимателями и их иностранными партнерами. Вместе с тем в международном коммерческом арбитраже могут рассматриваться споры, обеими сторонами которых выступают иностранные фирмы.

Международный коммерческий арбитраж также, как и обычные третейские суды, может образовываться сторонами для разрешения конкретного спора и создаваться на постоянной основе. Постоянно действующими третейскими

1 Содерлунд К. Международный коммерческий арбитраж: развитие арбитражного законодательства, правил и практики // Законодательство и экономика. — 2002. — №12.

133

судами по рассмотрению международных споров в России являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ). Положения об этих третейских судах являются приложениями к Закону «О международном коммерческом арбитраже».

Согласно Положению о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.

Положение о Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ определяет ее компетенцию следующим образом: «Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного, либо только российского или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

1)по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река — море);

2)по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

3)по морскому страхованию и перестрахованию;

4)связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;

5)по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;

6)связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;

7)по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

8)связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;

9)связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;

10)связанных с причинением повреждений рыболовным сетями другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.

134

Морская арбитражная комиссия разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящей статье, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок».

Особенностью правового регулирования данного вида третейских судов является также и то, что компетентным судом в указанном выше значении этого термина в отношении международных коммерческих арбитражей выступают суды общей юрисдикции областного звена, т.е. Верховный Суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа. Законом «О международном коммерческом арбитраже» предусмотрено обращение стороны, участвующей в арбитражном разбирательстве, в компетентный по месту арбитража (ст. 6). Такого рода обращения могут иметь место в двух ситуациях. Во-первых, в случае принятия международным коммерческим арбитражем постановления по вопросу о своей компетенции, вынесенному в предварительном порядке (п. 3 ст. 16). Во-вторых, при оспаривании арбитражного решения (ст. 34). В обоих случаях суды будут рассматривать заявленные ходатайства в соответствии с положениями ГПК РФ. Приведение в исполнение решений международного коммерческого арбитража осуществляется на основе исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по месту нахождения ответчика.

Так же, как и в отношении обычных третейских судов, Закон «О международном коммерческом арбитраже» связывает возможность обращения в такой арбитраж только при наличии арбитражного соглашения (оговорки), заключенного в письменной форме (ст. 7).

Стороны третейского разбирательства в международном коммерческом арбитраже могут по своему усмотрению определять число арбитров. Если же они не определят этого числа, то назначается три арбитра. Причем к арбитрам не предъявляется в данном случае каких-либо жестких формальных требований, он должен лишь быть не заинтересован в исходе дела. Тем не менее, стороны могут определить по своему соглашению конкретные требования к квалификации арбитров.

Ст. 18 названного Закона устанавливает принцип равного отношения к сторонам: «К сторонам должно быть равное отношение, и каждой стороне должны быть предоставлены все возможности для изложения свой позиции».

При условии соблюдения императивных положений Закона «О международном коммерческом арбитраже» стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре ведения разбирательства третейским судом. В отсутствие такого соглашения третейский суд может на основе положений этого Закона вести арбитражное разбирательство таким образом, какой считает надлежащим. Практически же разбирательство дел в постоянно действующих органах такого арбитража – Морской арбитражной комиссии и Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ осуществляется в соответствии с их регламентами. Это положение, получившее широкое распространение в международной практике, нашло свое отражение в Европейской конвенции о

135

внешнеторговом арбитраже 1961 г., участницей которой является и Россия. В п.1 ст. IV этой Конвенции говорится: «стороны арбитражного соглашения могут по своему усмотрению предусматривать передачу споров на разрешение постоянного арбитражного органа — в этом случае рассмотрение споров будет производиться в соответствии с регламентом такого органа».

Согласно ст. 22 Закона «О международном коммерческом арбитраже» стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитражного разбирательства. В отсутствие такой договоренности третейский суд определяет язык или языки, которые должны использоваться при разбирательстве. Третейский суд может распорядиться о том, чтобы любые документальные доказательства сопровождались переводом на язык или языки, о которых договорились стороны или которые определены третейским судом.

Одной из наиболее существенных отличий международного коммерческого арбитража от обычного третейского суда является та нормативная база, на которую опирается соответствующий суд при принятии им решения. Если третейские суды, действующие на основе Федерального закона «О третейских судах в РФ» обязаны при разрешении дела применять законодательство, действующее на территории России, то стороны, обратившиеся в международный коммерческий арбитраж вправе самостоятельно в арбитражном или ином соглашении определить материальное право, применимое к их отношениям.

Обычно избирается право страны одного из контрагентов. Не исключается также выбор права третьей страны. Стороны могут договориться о применении к их отношениям не только норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах соответствующего государства, но и обычаев и документов рекомендательного характера, например, таких, как «Принципы международных коммерческих договоров», разработанные Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в 1994 г. К самой процедуре производства дел в международном коммерческом арбитраже применяется российское право, т.е., в первую очередь, Закон «О международном коммерческом арбитраже». Во всех случаях третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к сделке, из которой вытекают отношения сторон.

Рекомендуемые правовые источники:

1.Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ».

2.Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже».

3.Федеральный закон «О третейских судах в РФ».

4.АПК РФ – ст. 1-4, 17, 18, 19, 27-34, 58, 180, 181, 188, 230, 233, 235, 236,

239.

5.ГПК РФ – ст. 22, 418, 421, 423, 426.

6.Регламент арбитражных судов РФ, утв. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г.

136

Глава 6.

Конституционный Суд Российской Федерации и органы конституционного контроля субъектов РФ

§1. Конституционный контроль, его задачи и формы осуществления

Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Начавшаяся в XVIII веке тенденция к ограничению монархической власти конституцией выявила необходимость создания специального органа, который бы определял конституционность нормативных актов, принятых высшими законодательными и исполнительными органами государства.

В государственном механизме, построенном на принципе разделения властей, конституционный контроль призван быть одним из наиболее важных элементов системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, пресекающим антиконституционные поползновения какого-либо государственного органа или должностного лица. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля? Законодательные органы, в принципе, могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Однако и сам законодатель может принять противоречащий Конституции закон. Некоторыми контрольными полномочиями наделяются главы государств или органов исполнительной власти

– президенты, главы правительств во многих современных государствах могут налагать вето на принятые парламентом законы, которые противоречат Конституции. Но, во-первых, это вето носит отлагательный характер, то есть может быть преодолено квалифицированным большинством членов парламента, и, во-вторых, именно исполнительным органам свойственны тенденции к узурпации государственной власти, изданию актов, противоречащих Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных, так и от исполнительных органов государственной власти, с тем, чтобы выступать беспристрастным арбитром в споре о конституционности нормативных актов. Очевидно, что такими возможностями обладает только судебная власть. Именно поэтому в настоящее время в большинстве демократических государств функцию конституционного контроля выполняют судебные органы.

Необходимо отличать понятия «конституционный надзор» и «конституционный контроль».

Конституционный надзор призван осуществлять проверку поднадзорных нормативных актов и действий государственных органов и их должностных лиц по собственной инициативе. Кроме того, надзор не предполагает, чаще всего, обязательности решений надзорных органов. Такие решения могут носить характер заключений, рекомендаций соответствующим органам и лицам

137

устранить нарушения Конституции.

Конституционный контроль, особенно в случае осуществления его судебной властью, осуществляется не по инициативе органа, выполняющего контрольные функции, а только в связи с обращением со стороны определенных органов или лиц. Его решения имеют обязательную юридическую силу на всей территории государства.

Впервые в наиболее законченном виде конституционный контроль возник в США, где в 1803 г. Верховный суд признал за собой право объявлять противоречащими Конституции США любые правовые акты, принимаемые органами законодательной власти. Признание закона не соответствующим Конституции влекло то, что нижестоящие суды и сам Верховный суд не применяли его в дальнейшем. В настоящее время конституционный контроль возложен на суды общей юрисдикции высшего звена также в Канаде, Японии, Швейцарии и ряде других государств.

Другой формой осуществления конституционного контроля является создание специализированных конституционных судов (Россия, Германия, Италия, Испания, Австрия, Бельгия и др.).

Третьей, наименее распространенной, формой конституционного контроля (надзора) является учреждение несудебных или квазисудебных органов конституционного контроля или надзора. Например, во Франции таковым является Конституционный совет, в СССР в 1990 — 1991 гг. действовал Комитет конституционного надзора СССР.

До 1917 г. в России не было создано органов конституционного контроля или надзора. С принятием Конституции СССР возникла необходимость создания органа, который мог бы проверять соответствие конституций союзных республик Конституции СССР. Таким органом стал Верховный Суд СССР. В период с 1923 г. по 1931 г. он осуществлял конституционный надзор, однако его полномочия были весьма ограничены: он не мог принимать в рамках этого направления своей деятельности юридически обязательных решений. По требованию Президиума ЦИК СССР он давал заключения о конституционности постановлений СНК

СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик. Таким образом, в сферу его компетенции входило рассмотрение вопроса о конституционности лишь актов исполнительных органов. Он мог вносить по своей инициативе представления в Президиум ЦИК СССР о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений всех союзных органов (кроме ЦИК СССР и его Президиума). Все правовые акты, принимавшиеся соответствующими органами исполнительной власти, изучались Верховным Судом СССР на предмет их конституционности.

В Конституции СССР 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле.

С началом перестройки идея конституционного надзора вновь начала пробивать себе дорогу. XIX Всесоюзная конференция КПСС в 1988 г. поддержала предложение учредить Комитет конституционного надзора. Однако создание Комитета затянулось, так принцип разделения властей был отвергнут в

138

нашей стране большевистским переворотом 1917 г. и заменен принципом «полновластия Советов». Выдвинутая учеными идея создания Конституционного суда тогда поддержки не получила. Законом от 1 декабря 1988 г. в Конституцию

СССР была включена статья о Комитете конституционного надзора СССР, а 23 декабря 1989 г. был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Однако этот Закон наделял Комитет конституционного надзора СССР весьма ограниченной компетенцией. Комитет не мог принимать обязательных решений, кроме решений об отмене актов, нарушающих основные права и свободы человека. Комитет должен был реагировать, в том числе и по своей инициативе, на противоречащие Конституции поднадзорные акты путем принятия заключений, а юридическое значение последних зависело от того, каким органом изданы эти акты. Так, отрицательные заключения на акты Съезда народных депутатов СССР и на Конституции союзных республик должны были направляться Съезду, который мог отклонить заключение Комитета. Принятие Комитетом отрицательного заключения на другие акты влекло временное приостановление их действия. При этом орган, издавший акт, обязан был в трехмесячный срок устранить его несоответствие требованиям Конституции или закона СССР, а если нарушение не устранялось, то Комитет мог обращаться в вышестоящий орган, и так вопрос мог дойти до Съезда народных депутатов

СССР, который, опять же, мог отклонить заключение Комитета. Комитет мог проверять конституционность законов СССР только по инициативе Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также его Президиума (в дальнейшем – соответственно Председателя Верховного Совета и Президента

СССР).

Комитет начал работу только в апреле 1990 г., его председателем был избран С.С. Алексеев, а заместителем — Б.М. Лазарев. Комитет просуществовал до распада СССР в декабре 1991 г. За столь небольшой отрезок времени он успел принять ряд важных решений, содействовавших демократизации советского законодательства, становлению и защите прав и свобод человека на основе принципов международного права.

12 июля 1991 г. парламентом России был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». В том же году Суд был сформирован, а его председателем избран В.Д. Зорькин. Конституционный Суд быстро завоевал уважение общественности, так как принял много смелых решений, основывая их не только на нормах действовавшей Конституции, но и на общеправовых принципах, признанных мировым сообществом, нормах международного права.

Попытки Конституционного Суда ввести исполнительную власть в правовые рамки, ограничить ее антиконституционные действия повлекли ответную реакцию. Узурпация власти Президентом РФ Б.Н. Ельциным осенью 1993 г.: разгон парламента, приостановление действия Конституции РСФСР не могли пройти мимо внимания Конституционного Суда. 21 сентября 1993 г. Суд в полном соответствии с Законом «О Конституционном Суде РСФСР» и Конституцией России выносит Заключение «О соответствии Конституции РФ

139

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как создать тос пошаговая инструкция в многоквартирном доме
  • Как создать чек самозанятому в сбербанк онлайн видео пошаговая инструкция
  • Как создать тос в сельском поселении пошаговая инструкция
  • Как создать чат в вайбере на телефоне пошаговая инструкция
  • Как создать тест в мэш пошаговая инструкция