Как сшить тюбетейку татарскую своими руками выкройки пошаговая инструкция

Татарская тюбетейка. Как сшить.

Старинные татарские тюбетейкиСуществовали
два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш
в форме усеченного конуса.

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как
считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего
воина.

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен
по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата
расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом
и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные
волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали
всю украшаемую поверхность убора.

Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части
тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным
из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

К концу XIX — началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее
выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика
пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными
мастерами.

Изготовление тюбетейки

Необходимые материалы: бархат черного, зеленого или другого цвета (либо шелк,
парча), хлопчатобумажная основа для подклада, около 15 м шпагата (можно использовать
крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков, белые и цвета
выбранного вами бархата катушечные нитки, тонкая, средняя и большая со слегка
согнутым концом и большим ушком иглы, бисер или золотая, серебряная нить, канитель).

Ход работы
1. Изготовление выкройки необходимого размера.
2. Выкраивание частей из бархата.
3. Раскрой подкладки.
4. Вышивание верха и края тюбетейки.
5. Простегивание частей.
6. Сшивание частей тюбетейки.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края.
Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2
см на шов.

Ширина (высота тюбетейки) — 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит,
для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см.
Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы
долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза
кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается
также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части.
Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр
верха тюбетейки — 19 см (радиус — 9,5 см). Размеры даны с припусками на
шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.

Вышивка тюбетейки

Большой популярностью пользуются и не вышитые тюбетейки. Особо нарядны уборы,
вышитые золотой, серебряной канителью, жемчугом или бисером. В центре верха
некоторых тюбетеек пришивали кисточку. Иногда тюбетейки шили из шелка и парчи.

Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя.
Принцип бисерной вышивки такой же, как и при изготовлении калфаков. Бисер можно
использовать как одного цвета (например, желтого, под золотое шитье), так и
нескольких сочетающихся по тону цветов.

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности
изготовителя.

До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной
основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом «вперед
иголку» узор выводится на рабочую поверхность.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания
жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата.

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку
сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю
часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие
так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу
тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания
жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску.
Надлобная часть готова .

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки — 8-9 см — и светлыми
нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки.
Простегайте швом «вперед иголка» наклонными линиями участок,
образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили
веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка
будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться.
Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую
иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад
наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными
стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь
изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный
шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо
дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности,
как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные
линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе,
подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите
6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку.
После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки
по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте
в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру
круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре,
выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь
торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите
на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным
точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску
подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей
тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную
форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является
ценным подарком.

Нурзия Сергеева. «Татарская вышивка», Казань,
издательство «Магариф», 2005

Здесь собраны лучшие «Как сшить тюбетейку своими руками выкройки», которые есть только у нас, и больше таких красочных и чудесных картинок вы не найдете нигде. Все изображения у нас на сайте бесплатные и в полном свободном доступе, качайте на здоровья.

 Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 017

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 018

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 019

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 003

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 004

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 005

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 006

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 007

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 008

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 009

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 010

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 001

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 002

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 020

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 021

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 022

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 023

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 024

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 011

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 012

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 013

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 014

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 015

Как сшить тюбетейку своими руками выкройки 016

Рубрика: Интересное, КартинкиМетки: Арт, Арты, Вышивки, Для детей, Для парней, Как сшить тюбетейку своими руками выкройки, Красивые картинки, Открытки, Прикольные картинки, Раскраски, Рисунки, С Днем Рождения, Тату, Фото, Шаблон, Эскиз

МУЖСКАЯ ТЮБЕТЕЙКА

«Покажи мне свою тюбетейку,
и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток»
(народная мудрость)

‒ в башкирском костюме традиционный мужской головной убор в виде тканевой шапочки, плотно облегающей голову. Были распространены тюбетейки из цветного бархата или хлопчатобумажной ткани, иногда отороченные бархатом. Тюбетейку носили с раннего детства, у пожилых мужчин были преимущественно чёрного цвета, у молодых — цветные. Входили в состав подарка невесты жениху. Зимой поверх тюбетейки надевали бурек, колаксын или другой головной убор. Распространена в одежде многих тюркских народов, сообщается на сайте «Башкирская энциклопедия».

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЮБЕТЕЙКИ

Тюбетейка — старинный национальный мужской головной убор, имеющий важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе», что означает «вершина». Головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма. Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени, головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом.

Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения. Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить, из какой местности человек, какой его статус, а также приблизительный возраст мужчины.

Светлана Шитова в своей книге «Башкирская народная одежда» отмечает, что головной убор башкир нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, то же назначение выполнял вышитый или выложенный бисером орнамент.

Распространенные в башкирских аулах в XIX — начале XX века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые малахаи. Повсеместно были приняты тюбетейки и меховые шапки.

По мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой.

Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке — небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли түбәтәй; кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя (та3ыя). На юго-востоке Башкирии (Бурзянский, Баймакский и другие районы) термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин.

В районах со скотоводческими традициями (на юге Башкирии, в Зауралье) тюбетейка у пожилых мужчин служила преимущественно домашним убором; при выходе из дома поверх нее надевали меховую шапку. В северных деревнях в тюбетейках ходили не только в своей усадьбе, но и на улице.

Тюбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве.

Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 6‒7 см, расширенным книзу околышем. Верх вместе с подкладкой густо простегивали. Плотные ряды машинной строчки на околыше располагались наклонными линиями, в других случаях ‒ узорно, образуя ромбы, треугольники, косую плетенку. Дно выстрачивалось в пределах клиньев углами или параллельными линиями относительно одной из сторон клина. Если тюбетейку шили из хлопчатобумажной ткани, край обшивали полоской бархата.

Тюбетейки пожилых были черными, молодых — цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров. Мужчины носили тюбетейки, украшенные на околыше вышитой волнистой линией, в углублениях которой прикреплены бисеринки, мелкий жемчуг, блестки. Реже, преимущественно у молодых, на околыше с четырех сторон вышивались цветочные розетки.

В старину, помимо обычных, существовали маленькие полусферические шапочки, опушенные мехом. Бобром обложенная бархатная тюбетейка, стоимостью в 20 баранов, фигурирует в эпосе «Куз-Курпяч» в качестве награды победителям в состязаниях по борьбе. Ее могли украшать и кораллы.

В западной и северной Башкирии молодые мужчины носили тюбетейки с плоским дном и прямым околышем. Были приняты также фески — высокие головные уборы в форме усеченного конуса, со свешивающейся набок кистью.

Тюбетейки умели шить в башкирских деревнях. Но в начале XX века широкое распространение в крае находила шапочная продукция татарских мастеров-ремесленников. Привозили также тюбетейки из Средней Азии, Ирана и Турции. Восточные были более нарядными, с пышным вышитым орнаментом по низу и на дне тюбетейки.

ОРНАМЕНТ, ФОРМА И ЦВЕТ ТЮБЕТЕЕК

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры – смотря какая техника исполнения:

‒ геометрические мотивы выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве.

‒ криволинейно-растительные — в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, свободных вышивок, а именно тамбуром или «косой сеткой».

Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, в нем преобладают теплые цвета: красный, зеленый, желтый. Реже — синий, голубой, лиловый. На цветовую гамму повлияло появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных натуральных цветовых сочетаниях. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный.

Сопоставление цветов в башкирском орнаменте строилось на контрасте: на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, реже — белый цвет холста.

Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность. И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то начиная с 1920-х годов их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными.

Пожилые мужчины носили темные бархатные тюбетейки, молодежь – расшитые и цветные: из красного, зеленого, синего бархата.

Праздничные тюбетейки молодые люди украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами.

Поверх тюбетейки надевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кәпәс). Зимой предпочитали надевать малахай (ҡолаҡсын) — трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЮБЕТЕЙКИ

Красота изделия зависит от художественного вкуса,
чувства цвета и аккуратности изготовителя

Процесс изготовления головных уборов делится на несколько этапов. Каждый кустарь — закройщик, сшивальщица, вышивальщица — исполнял только часть процесса. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка. Раньше вышивку делали только вручную, а сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.

черный, зеленый или другого цвета бархат, либо шелк или парча;

хлопчатобумажная основа для подклада;

можно взять крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков;

белые и цвета выбранного бархата катушечные нитки;

тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы;

бисер или золотая, серебряная нить;

Домашний вариант изготовления тюбетейки

Выкройка

Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы, плюс 2 см на шов. Ширина (высота тюбетейки): 8‒9 см + 1,5‒2 см на шов = 10‒11 см. Для 58 размера тюбетейки делается выкройка края длиной 60 см и шириной 10‒11 см.

Раскрой

Подготовленную с припусками на шов выкройку нужно положить на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу около десяти тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается по косой. Она должна быть на один сантиметр длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10‒12 см. Диаметр верха тюбетейки ‒ 19 см (радиус ‒ 9,5 см). Размеры указаны с припусками на шов. Далее следует сделать из жесткой бумаги лекало, скроить верх и его подклад.

Вышивка

Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу после раскроя. При бисерной вышивке можно использовать бисер как одного цвета, например, желтого, под золотое шитье, так и нескольких сочетающихся по тону цветов. До натягивания на пяльцы детали тюбетейки нужно пришить к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом «вперед иголка» узор выводится на рабочую поверхность.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шить следует с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку складывают с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачивают на машинке нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, нужно вывернуть изделие так, чтобы бархатная ткань на 1‒2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделать аккуратный шов. Отступив на 3 мм от него вверх, сделать еще один шов. Для придания жесткости нижней части необходимо продеть шпагат в кулиску. Надлобная часть готова.

Снизу по лицевой стороне надо отметить высоту тюбетейки ‒ 8‒9 см ‒ и светлыми нитками линию: по ней будут сшиваться боковая и верхняя части тюбетейки. Простегать швом «вперед иголка» наклонными линиями участок между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Следует подобрать потолще веревочки, чтобы тюбетейка хорошо держала форму, иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу до верхнего стежка, вынуть через подклад наружу, отрезать веревку. Так нужно обработать все ряды между вертикальными стежками. Подтянуть ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли внутрь изделия.

Затем простегивается верх тюбетейки. Верхний круг необходимо дугообразными линиями разделить на шесть частей. Каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, следует сделать лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам шести треугольников, получаем шесть дугообразных линий. Эти линии нужно перевести через копирку на подкладку. После этого подкладку притачать к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегать все шесть дугообразных линий и продеть в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, вывести иглу, отрезать нить и, слегка потянув ткань, убрать внутрь торчащие концы. Так следует простегать всю поверхность круга.

Сшивание частей

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки нужно разделить на четыре одинаковые части. Соединить детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачать их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнуть за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришить.

Вывернуть тюбетейку, внутри слегка опрыснуть водой, надеть на специальную форму до высыхания.

Фабричный вариант изготовления тюбетейки

Начальник экспериментального цеха предприятия «Агидель» Галюса Ризванова, стаж работы которой на производстве порядка 30 лет, рассказала об особенностях изготовления тюбетеек на фабрике.

«Изготавливаем мы стилизованные тюбетейки. Околышек у них высокий. Башкирская тюбетейка от татарской отличается рисунком и формой: у татарской околышек прямой, круги одинаковые, преобладает растительный орнамент, у нас – конусообразные с геометрическим орнаментом. Выпускаем тюбетейки в основном из бархата и замши – это подарочный вариант, подешевле – из габардина, креп-сатина, льна, костюмной ткани. Используем шелковые нитки, мулине, метанит, — сообщила сотрудница предприятия. — Старинные тюбетейки в основном были темного цвета: черные, коричневые, синие, серые. Делались из натуральной ткани, башкиры сами ее ткали. Сегодня приветствуется вишневый цвет, зеленый, голубой. Белые тюбетейки берут женихи или учащиеся в медресе. Самые востребованные – зеленые. Рисунки-орнаменты разрабатывают наши дизайнеры. Те люди, которые изучили свой род, заказывают тюбетейки с орнаментом, который идет от тамги (фамильного знака). И раньше это было, и сейчас это есть. Традиционные заказывают, но мало, по спецзаказу. В основном их заказывают на выставки, для частных коллекций, для воссоздания старинного костюма».

По словам Г. Ризвановой, ручная вышивка делается от 8 до 14 часов. Такие тюбетейки в разы дороже. На машинке – час-два. За восемь часов на фабрике мастерицы отшивают порядка восьми тюбетеек.

Берется бархатная ткань, наклеивается клеевая основа, чтобы придать жесткости и было удобнее вышивать, берутся лекала.

Наносится рисунок на кальку, затем делается иголкой накол через кальку на ткань. Если темная ткань – берется побольше игла, светлая – поменьше, чтобы не испачкать.

С помощью тампона наносится рисунок.

Изделие отдается работнице, которая вышивает рисунок.

После того, как сотрудница вышьет рисунок, изделие отутюживается, отпаривается.

По меловой линии, по лекалу, уточняются размеры тюбетейки и ткань вырезается вручную ножницами.

Готовится подклад, флизелин для жесткости, чтобы тюбетейка держала форму.

Флизелин стегается вместе с подкладом.

Тюбетейка комплектуется и отдается на пошив.

Один час – одна тюбетейка.

СОВРЕМЕННЫЕ МАСТЕРА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТЮБЕТЕЕК

Тюбетейка – это красивый мужской аксессуар

Житель Уфы Ильдар Гатауллин делает старинные тюбетейки, которые носили тюркские народы. Башкирским костюмом занимается с 2008 года, а вообще костюмами – с 15 лет.

«Я вырос в башкирской культуре, с детства помогал отцу в училище искусств, много времени проводил там. Вот это и повлияло, думаю, на выбор профессии, — рассказал мастер. — За свое время сделал уже около 50 тюбетеек. Чтобы создать правильную тюбетейку, нужно хорошо изучить старинный образец. По фотографии сложно сделать, лучше иметь образец на руках. У нас есть доступ к некоторым вещам, находящимся и в музеях, и в частных коллекциях. Старинная тюбетейка раскраивается и по ней делается крой и шьется новая».

Ильдар Гатауллин окончил училище и академию искусств, выучился на дизайнера. С 2008 по 2009 год активно занимался изучением мужского костюма. В 2010 году параллельно защитил дипломную работу по нагрудникам, их реконструкции. С работами мастера можно ознакомиться в группе «Bashkosa. Мастерская Гатауллиных» «ВКонтакте». Сейчас Ильдар занимает должность ведущего дизайнера-конструктора ГУП Башкирские художественные промыслы «Агидель» Республики Башкортостан.

По его словам, согласно мусульманской религии, нельзя было мужчине ходить с непокрытой головой. Даже когда головной убор снимали, под ним должна была оставаться тюбетейка. Отсюда и шарообразная, тарелкообразная форма тюбетейки. Немаловажна и практическая ее функция: в походных условиях на голову надевали тюбетейку, затем шапку – так голова не сильно потела.

«Плюс, это гигиена, брились налысо и, чтобы шапки не засаливались, мужчины надевали тюбетейки. Есть еще такое выражение: «опростоволосился». Это тоже связано с тюбетейкой. Если человек оставался без головного убора, это было зазорно, — сообщил мастер. — Современную тюбетейку с жесткими краями вряд ли наденешь под головной убор. Это более поздний вид головного убора. По одной из версий, такая тюбетейка пришла из Турции. Это была больше не кочевая, а городская мода, оседлая. Такие тюбетейки красиво, ярко вышивались, украшались. Что касается различий тюбетеек разных народов, к сожалению, знаний сейчас не так много, в основном отличие было в узорах. Но если ты не специалист, то ты в этом не разберешься. Сейчас делают и монгольские, и казахские, и туркменские, и башкирские, и татарские узоры. В основном народ отличался в украшении костюма именно орнаментальным комплексом — у каждого он был свой. У каждого элемента одежды были свои комплексы узоров. На тюбетейках, по моей версии, скорее всего, изображались самые основные обереги. Например, символ солнца, символы богини Умай».

Тюбетейки – это предмет движимого имущества, считает Ильдар Гатауллин. В республике торговцы не сидели на месте – они выезжали в другие города, где происходил обмен опытом, заимствования, был товарообмен. И сейчас, и тогда – в вещевом комплексе все переплеталось.

«Раз наши предки носили какие-то вещи, они считались башкирскими, раз наши народы что-то переняли – это также считается башкирским, — высказал свою точку зрения дизайнер. — В Башкирии большой выбор тюбетеек, в том числе и разных мастеров, которые умеют их делать. Люди смотрят и на цену, и на внешний вид изделия. Тюбетейка спросом пользуется, но в основном ее покупают для мероприятий, для выставок, в обычной жизни я их не вижу. Хотя я сам стараюсь носить ее каждый день. Мне нравится этот красивый мужской аксессуар, нравится быть более заметным, видным. Приятно, когда ты идешь в красивой тюбетейке, которая не сделана на коленке, а стоит хороших денег, богато украшена, и все обращают внимание».

Тюбетейка – универсальный подарок

Уроженец деревни Акназарово Хайбуллинского района Башкирии Фидан Сагитов заинтересовался этнической тематикой около пяти лет назад, а затем возглавил «Этно-MARKET». По профессии он агроном, окончил Башкирский государственный аграрный университет.

«После, когда изучил тему глубже, понял, что башкирских тюбетеек практически не шьют. Проблема затронула меня. В итоге появился проект «Этно-MARKET», где помимо головных уборов можно найти украшения, стилизованную обувь, одежду, аксессуары, — рассказал мастер. — Тюбетейки мы шьем из натурального войлока. Используем как окрашенный, так и неокрашенный войлок. Применяем бархат, велюр с фетром. Делаем как стилизованные, так и традиционные тюбетейки. В последних используем музейный крой. Мне самому войлок очень нравится, потому что он обладает полезными свойствами, это натуральный материал. Тюбетейки из войлока люди разглядывают, уточняют, что только зимой, в холод такую можно носить. Я объясняю, что лучше с весны до осени, а зимой их не стоит носить, ведь они сделаны из тонкого войлока».

На тюбетейке вышивается орнамент, используется хлопчатобумажный подклад, который обеспечивает естественную вентиляцию головы. Вышивка делается на машинке.

«Кстати, я на себе испытал эффект терморегуляции: находясь в Казахстане на фестивале «Дух великой степи», в жару я надел войлочную тюбетейку, а сверху меховую волчью шапку. Думал, жарко будет. Но нет. Между головными уборами образовалась воздушная прослойка: в 40-градусную жару вообще было не жарко, тепло и все, — поделился Фидан Сагитов. — Тюбетейки пользуются спросом, особенно в качестве универсального подарка. Нашу продукцию можно встретить в Уфе и районах Башкирии, на выставках и крупных региональных мероприятиях».

Национальный мужской головной убор в столице Башкортостана увековечен сразу в нескольких памятниках, расположенных в историческом центре города.

Памятник народному поэту Мажиту Гафури установлен в 1978 году. Он находится на площади перед театром, носящим его имя ‒ Башкирским театром драмы им. М. Гафури. Пятиметровое сооружение представляет собой бронзовую сидящую фигуру поэта, задумчиво смотрящего вдаль, на гранитном постаменте. Голову башкирского и татарского писателя, основоположника национальной литературы, покрывает тюбетейка.

Бронзовый памятник башкирскому поэту Мустаю Кариму установлен в центре Уфы, перед Домом профсоюзов, на одноименной улице. Скульптурная композиция вызывает желание у зрителей познакомиться с творчеством писателя, чтобы разгадать символы, воссозданные в камне. Открытие памятника состоялось в октябре 2013 года. За спиной Мустая Карима разместился каскад написанных его рукой страниц и герои самой популярной повести «Долгое-долгое детство». Падает, пораженный взрывом, воин. За бойцом этот же герой, но в детстве, в роли мальчишки по кличке Пупок, который бережно несет на своих руках маленького ягненка. Именно на этом мальчишке можно разглядеть национальный головной убор – тюбетейку.

Памятник Мифтахетдину Акмулле появился в октябре 2008 года. Конкурс на его проектирование был открыт двумя годами ранее и приурочен к празднованию 175-летия литератора. Скульптурная композиция изготовлена из бронзы и располагается перед Башкирским государственным педагогическим университетом, также носящим имя башкирского поэта-просветителя. Бронзовая фигура Акмуллы находится в окружении двоих детей возле источника, где он достал книгу и читает им. Голову мальчика покрывает тюбетейка с орнаментом.

кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан, автор книги «Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор»

О мужской тюбетейке как о музейном экспонате много говорить не приходится. Потому как в музеях, по сравнению с другими видами головных уборов, тюбетейки представлены значительно меньше, отмечает кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан, автор книги «Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор» Айгуль Камалиева.

«Известно, что в истории башкир был период, когда по исламским законам мужчины стригли волосы и надевали на головы тюбетейки. Однозначно, что ношение тюбетейки связано, прежде всего, с требованиями религии прикрывать голову, как у мужчин, так и у женщин. Историки, среди них С.Н. Шитова, находят параллели в ношении маленькой шапочки у башкир и народов Средней Азии (туркмен, узбеков, таджиков). У них в Средней Азии тюбетейка до сих пор остаётся очень популярной и востребованной частью одежды. В жарких странах без неё не обойтись, она выполняет обычную утилитарную функцию – защищает голову от перегрева на солнце. Кроме того, в традиции носить тюбетейку под шапку есть рациональное зерно — тюбетейка защищает меховую шапку от естественного загрязнения и засаливания», – рассказала эксперт.

Башкирский национальный костюм Айгуль Камалиева изучает с 2000-х годов. За пять лет обучения в аспирантуре она объездила практически все музеи республики, включая Национальный музей РБ, Сибайский, Баймакский, Дюртюлинский, Учалинский, Темясовский, Туймазинский. Исследования продолжаются до настоящего времени – это, прежде всего, частные коллекции, РЭМ (г. Санкт-Петербург) и другие музеи России. Там внимание учёного в основном привлекла женская одежда.

«В ней очень много интересных с научной точки зрения элементов, как в декоре, так и в покрое. А что касается мужской одежды, она рано стала светской. И потому, наверное, мало представлена в музеях, так как не являлась для них ценностью. Мне чаще всего попадались тюбетейки фабричного производства, реже самодельные, — отметила она. — Массового использования тюбетеек на мужчинах в нашей республике, по крайней мере, в больших городах, я не наблюдала. Правда, в деревнях и малых городах старшее поколение мужчин по старинке покрывают голову тюбетейками. Для них этот головной убор, скорее всего, дань традициям, нежели только религиозным догмам».

По словам эксперта, тюбетейки сейчас в большом количестве продаются в магазинах около мечетей. Их можно встретить на выставках мастеров и в сувенирных лавках, интернет-магазинах, этномаркетах. Ассортимент разнообразен — это и белые, и зеленые, и синие, с орнаментом и строгие, бархатные и вязаные. Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу.

Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», — 1 изд. — Уфа: «Китап», 1995.

Нурзия Сергеева. «Татарская вышивка», Казань, издательство «Магариф», 2005.

Башкирский костюм. Уфа, 1961.

Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа, 1997.

Башкирская энциклопедия. Тюбетейка

Портал Islam-today

Свободная энциклопедия

  • Ксения Калинина
  • Валерий Шахов, Ксения Калинина, Олег Яровиков, Фидан Сагитов, Ильдар Гатауллин, из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»
  • Валерий Шахов
  • Монтаж: Мирон Доровских
  • Рената Вахитова

Чтобы сшить национальный головной убор вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно купить за 450-700 рублей. Стоит ли тратить на рукоделие столько времени? Конечно, стоит – считают мастерицы.

Праздник плуга Сабантуй – важное мероприятие в жизни татар и башкир, пышно отмечающих окончание полевых и посевных работ. В текущем году с 1 июля народные гуляния стартуют в районах Татарстана, а 15 июля торжества пройдут в Казани. В эти дни людям хочется выглядеть особенно красиво и празднично. Неотъемлемой частью мусульманского национального костюма является тюбетейка. Она удобна, практична и красива. Как сделать национальный головной убор к празднику «Татар-информ» рассказала старший научный сотрудник Казанского государственного и природного музея-заповедника «Иске Казан» Фания Закирова.

«Тюбетейки шьют на швейных машинках, но мое изделие – ручная работа. Секретов мастерства как таковых нет. Каждая мастерица включает в творчество всю свою фантазию и вкладывает душу. Рукоделие требует усидчивости, терпения, усердия. Раньше в Высокогорском районе была артель “Ак калфак»», которая занималась пошивом головных уборов для мусульман. Сейчас местные жительницы вышивают тюбетейки дома. Приезжающие в район туристы проявляют большой интерес к пошиву мусульманских головных уборов», – сообщила собеседница.

Тюбетейка шьется из бархата. Важным моментом в рукоделии является украшение изделия вышивкой. Национальный орнамент мастерицы расшивают разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинками и пайетками. В конце 19 — начале 20 века некоторые зажитые татары украшали головные уборы янтарем и жемчугом. Тюбетейка состоит из двух частей – конуса и круглого верха. Выкройка делается с учетом размера головы. На каждую деталь выкраивается по три части. В качестве подкладки можно использовать сатин. Деревянные болванки подбираются с учетом подходящего размера.

Поскольку это исламский национальный головной убор, то в качестве его украшения лучше выбрать растительный орнамент. При этом нельзя использовать изображения животных и людей. Если мастерица знает значение символов и знаков, то может ими воспользоваться. Сначала делаем рисунок на бумаге. После этого берем прозрачную пленку и штопальной иглой прокалываем трафарет. Расстояние между проколами составляет 5-6 мм. Готовый трафарет с дырками кладем на заготовку. Чтобы перевести рисунок на ткань, потребуется зубная паста и щетка. Зубную пасту наносим на щетку и проводим по контуру рисунка», – пояснила Фания Закирова.

Бархат с готовым и подсохшим рисунком надеваем на пяльцы. Далее вышиваем рисунок разноцветным бисером. Орнаментом украшаем верх и бока тюбетейки. Для этого нанизываем поочередно бисер на иглу. Можно вышить рисунок сплошной линией, а можно выбрать расстояние между бисеринками. Если бисер мелкий, то на иголку можно нанизывать сразу по несколько бисеринок. Далее подшиваем к изделию сатиновую подкладку, простегиваем боковые части и вдеваем шпагат. Это нужно, чтобы тюбетейка держала форму. Чтобы правильно пришить верх головного убора, лучше использовать булавки. Для удобства их лучше закрепить в четырех местах. Готовое изделие мастерица рекомендует пропитать пищевым желатином. Для этого желатин нужно предварительно растворить в теплой воде и довести до кипения. Готовый раствор наносится чистой щеткой на внутреннюю часть изделия. Это нужно, чтобы тюбетейка стала жесткой, лучше держала форму.

«После этого изделие нужно просушить на батарее или оставить на ночь. Тюбетейка готова! Чтобы сшить головной убор своими руками, вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно приобрести за 450-700 рублей. Некоторые в деревнях шьют тюбетейки целыми семьями. Скажу по секрету, что сегодня ручная работа встречается редко. Чаще тюбетейки шьют на швейных машинах. Но в ручном труде нет ничего сложного. Нужно лишь время, желание и хорошее настроение», – отметила Фания Закирова.

Собеседница рассказала, что существует две версии происхождения тюбетейки. По одной из них считается, что она пришла к нам от турецкой фески. Согласно второй версии, изначально тюбетейка служила подшлемником для тюркского воина, чтобы облегчить силу возможно удара по голове противником. Фания Закирова уверена, что национальный головной убор должен быть в каждой тюркской семье. Мужчины надевают тюбетейки в мечеть, на Сабантуй, Никах и другие праздники. Тюбетейки стали оригинальным сувениром, визитной карточкой Татарстана.

Нам потребуются материалы:

1. Бархат черного, зеленого, синего или другого цвета.

2. Хлопчатобумажная основа для подклада.

3. Шпагат.

4. Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, бусины, паетки и другие украшения.

5. Однотонный черный сатин, ситец или саржа для подкладки.

6. Калька для узора.

7. Картон для лекала.

8. Швейные и бисерные иголки, а также иголка с большим глазком.

9. Белые и черные нитки.

10. Пяльцы диаметром 22-25 см.

11. Прочная ткань для натягивания на пяльцы.

12. Английские булавки.

13. Наперсток.

14. Ножницы, бумага, карандаш, линейка.

15. Мыло или мелок портновский.

16. Форма (болванка).

17. Пищевой желатин.

18. Зубная щетка и паста.

Ход работы

1. Изготовление выкройки необходимого размера.

2. Выкраивание частей из бархата.

3. Раскрой подкладки.

4. Вышивание верха и края тюбетейки.

5. Простегивание частей.

6. Сшивание частей тюбетейки.

7. Обработка изделия желатином.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов. Ширина тюбетейки составляет 10-11 см, при этом 1,5-2 см остается на шов. К примеру, для головного убора 58 размера делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки — 19 см (радиус — 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.

Вышивка тюбетейки

Изделие вышиваем бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинами или паетками. Эту работу нужно проделать после раскроя, до простегивания. Бисер можно использовать одного или нескольких цветов. Используем тонкую иголку.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шитье необходимо начинать с нижней части края изделия. Подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и пришивайте нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону. По низу головного убора сделайте аккуратный шов. Отступив на 3 мм вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат.

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки — 8-9 см и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом «вперед иголка» наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили плотные веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен. Теперь надо прошить верх тюбетейки. Верхний круг изделия разделите дугообразными линиями на 6 частей. Каждую часть по отдельности нужно простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, используйте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку пришейте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала прошейте все 6 дугообразных линий, проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так прошейте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Пришивайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте. Выверните тюбетейку, обработайте раствором пищевого желатина изнутри, наденьте на болванку до высыхания.

Обсудить ()

Открытый урок по изобразительному искусству

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа.

Татарский орнамент и калфак».

Цели:
1) познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом; раскрыть значение орнамента, познакомить его с особенностями;

2) развить творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное;

3) воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.

Оборудование:
-компьютер, видеопроектор, экран;

Презентации к уроку;

Изделия из бабушкиного сундука (сапожки, ичиги, туфли, кульмек, камзол, каляпуш, тюбетейка, калфак);

Татарская народная мелодия.

Ход урока

  1. Орг.момент

Исәнмесез, укучылар һәм кунаклар! Матур итеп утырабыз һәм дәресне башлап җибәрәбез.

  1. Актуализация опорных знаний:

1. — Ребята, в какой республике мы с вами живём? (в Татарстане)

А столица нашей республики? (город Казань)

Люди каких национальностей проживают в нашей республике?(русские, чуваши, татары и т.д.)

Т.е. наша республика много… (многонациональная)

У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. (см. приложение №1).

2. Работа по слайдам

а) У башкирских женщин головной убор наз-ся
кашмау
. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица, а у мужчин – тюбетейки, круглые меховые шапки.

Б)(удмурты). Девушки до замужества носили шапочки
манлай
. Невесте на свадьбе надевали налобную повязку (манлай, чачак)и платок – знак замужней женщины. Пожилая женщина меняла это убор на головное полотенце с завязанным сверху платком.

В) (чуваши) наз-сь
тухья
и
хушпу
. Украшались монетами и украшениями из бисера. В орнаментах бисерного шитья отражались представления о мире или его части.

Г) (марийцы) Платок – шовыч, украшенные вышивками. Невесту накрывали богато вышитым покрывалом имевшую форму большого прямоугольника украшенным узором с мотивом креста, который должен быть оберегать молодую женщину от сглаза и порчи (сторож дома).

Д) (русские) Делились головные уборы на девичьи и уборы замужних женщин. Замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза, нельзя было даже заниматься домашними делами с непокрытой головой, а девушкам не запрещалось – “Девичья коса – всему миру краса”. Поэтому у девушек легкие и воздушные какошники, ленты, а у женщин – платки.

Е) (татары) Надевался в комплекте со специальной повязкой – украшением (ука-чәчәк) , а конец кисточки откидывался набок.

  • Так что отличает один костюм от другого? (узоры, орнамент)
  • А что такое орнамент?

Орнамент
– это узор, состоящий из повторяющихся элементов,

предназначенный для украшения каких либо изделий или

архитектурного объекта. Слово “орнамент” произошло от

lat
. “ornamentum”
, — что значит “украшение”.

Слово “орнамент” произошло от
lat «ornamentum»
,- что значит «УКРАШЕНИЕ».

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы подошли к теме нашего урока «Красота татарских национальных костюмов. Орнамент»

В национальных костюмах отражались обычаи, национальные особенности и духовный мир татарского народа.

К татарской национальной одежде относятся кожаные ичиги, туфли, камзолы, вышитые передники и т.д

А сейчас послушаем наших ребят, которые расскажут стихи и узнаем ещё какая одежда ещё относится:

1-ый ученик

Алъяпкычымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә

(Словарная работа: алъяпкыч – передник)

2 – ой ученик

Балкып тора түбәтәйләр

Энҗе бөртекләре белән

Алар монда килгән гүя

Чын әкият иленнән.

Мин бит чын татар егете

Күз тимәсен үземә!

(түбәтәй – тюбетейка)

3-ий ученик

Калфак кигән кыз баланың

Багып алчы йөзенә:

Нинди гүзәл татар кызы

Күз тимәсен үземә.

(калфак — калфак)

  1. Физминутка.

(под татарскую плясовую, делаем несколько упражнений)

  1. Звучит мелодия «Ак калфак».

(Сандыкта ятты озак, әбинең чиккән калфак.

Ул калфакны әбиең кадерләп кигән һәрчак.

Милләтемнең нуры анда: Ука, Чугы, Чәчәге

Кадерләп сакла, балам, әбиемнең калфагын.)

Итак, сегодня мы с вами будем рисовать татарский национальный головной убор – калфак.

1) Положили перед собой альбомы, взяли карандаш. На столе у вас шаблоны. Обведите их.

2)Проведите прямую линию. Мы будем рисовать орнамент в полосе. Ещё раз, что такое орнамент?

3)Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка.

Будем рисовать тюльпан – символ весны, молодости.

4)Рисуем одну сторону цветка. У нас получилось только половина цветка. Если сейчас поставить зеркало, то у нас появится вторая половина, т.е. симметричная другой половине. Нарисуйте вторую половину.

5)Берём следующий узор –

Трилистник – тукранбаш

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».



В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.


Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX — начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.


Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.


Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.



Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.


В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.



Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», — ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.


В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака — скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.



В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.


Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).


Миниатюрные калфаки-наколки — особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.



Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».



В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца — шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити — 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.



В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор-мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер-хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон — красный, синий,



фиолетовый, зеленый.



Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.


В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.


Если интересно, в метке * * можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов — красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.


А это сайты по теме может кому-то пригодится:


Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.


Традиционные татарские женские головные уборы



А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))


Продолжая тему тюбетеек, хочу показать вам образцы традиционного татарского детского костюма.
Иллюстрации и текст:
Завьялова М.К. Татарский костюм: Из собрания Государственного музея Республики Татарстан.- Казань, Изд-во «Заман», 1996.- 256 с.

(жирный шрифт — цитаты из книги, курсив — мой вольный пересказ книги, обычный шрифт — комментарии)

В первые месяцы жизни одежда детей разного пола не имела больших различий. Новорожденного ребенка заворачивали в кусок белого чистого холста: в трехдневном возрасте туго стягивали ножки узкой полоской полотна, полагая, что это предохранит от искривления
(хе — вы видели, каким традиционным колесом ноги у татарских бабаев?:)
На самых маленьких детей без различия пола надевали рубаху женского типа.Штаны шили из одних штанин, без средней вставки.Головными уборами служили мягкие шапочки, связанные из белых нитей или сшитые из материи.

Вот, к примеру, обратите внимание на иллюстрацию — в левом нижнем углу — это штанишки:). Мне интересным еще показалось, что шапочка — явно связана крючком.

Начиная с 3-4 лет костюм детей разделялся по полам и становился близким к одежде взрослых. Исключением была одежда наследников правящих династий в период средневековья. Чтобы уберечь их от злых духов (…) в обычае было «прятать» пол мальчиков под женской одеждой.

Вот образцы одежды девочки:

И мальчика:

Праздничные рубашки мальчиков расшивали по вороту металлическими нитями, тюбетейки мальчиков — особо ярко расшивались бисером и золотыми нитями.

Посмотрите, как богато вышита тюбетейка на фото ниже:
Камзол и тюбетейка:

Девочки с 3-5 лет пробовали прясть, вышивать, шить одежду на кукол с учетом традиционного кроя. (…) Маленькие девочки ходили дома с распущщеными волосами. Но как только у них отрастали волосы, к косикам подвешивали чулпы, чаще всего из монет
(чулпы- накосное украшение)

Вот одежда маленькой девочки — штаны, нагрудник, амулеты:

При выходе из дома девочки-подростки на голову надевали платок. В более торжественных случаях он надевался вместе с калфаком или шапочкой -каттежи.
(калфак — немного смешной головной убор, к началу 20 века полноценный «калфак» выродился в маленький колпачок-наколку, который практически не налезал на голову, а прикладывался этакой лепешечкой на темя. Мне он всегда напоминал кисет:) Калфаки были чаще бархатные, богато расшитые бисером и золотой нитью)

Вот образцы каттежи:

Этот головной убор появился в начале 20 века под влиянием каляпуша (это разновидность мужской тюбетейки), но, в отличие от нее, у каттежи был мягкий верх, часто овальной формы, иногда задрапированный складками.Обратите внимание выше на левое каттежи — как раз там красивые фигурные складки ил нашитоо сверху лоскута.

Вот еще детские ситцевые платья. Правое совсем простенькое, а левое с аппликацией лентами и тесьмой.

Что касается обуви, то чаще дети бегали босиком, хотя традиционно имелась кожаная обувь — украшенные кожаной аппликацией сапожки.
Наблюдалось стремление ввести в комплекс детской одежды старинные элементы, например, короткие рукава на камзолах в то время, когда их уже не носили (…), нашитые на платья «изу», кода у старшео поколения оно было съемным, а молодые женщины переставали его носить.

Вот платье девочки-горожанки. Овальное украшение на груди — изу. Тут — нашитое, у взрослых — было отдельное, типа манишки.

И еще несколько фото:
Девочка- подросток. Обратите внимание на накосное украшение и головной убор.

А вот фото начала 20 века. Девочки-горожанки.
Что у них на голове — мне не совсем понятно. Это не очень похоже на калфаки.

Вот на этом фото — ученицы школы Аитовой (начало 20 в.) — вот у них как раз калфаки.

Как сшить татарскую тюбетейку выкройки

Как сшить тюбетейку? Легко!!!😄😄😄

Как сшить тюбетейку? Легко!!!😄😄😄

пэчворкдляновичков #пэчворк #еленагодос #каксшить #рукоделие #тюбетейка Впервые работала с бархатом и впервые …

Мастер-класс по изготовлению Тюбетейки

Мастер-класс по изготовлению Тюбетейки

Мастер-класс по изготовлению татарского мужского головного убора «Шьём тюбетейку»

Мастер-класс по изготовлению татарского мужского головного убора «Шьём тюбетейку»

Цикл мастер-классов по изготовлению традиционных головных уборов татарского народа «Символ чистоты». Ссылки на …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сшить чуни выкройка пошаговая инструкция
  • Как сшить шорты своими руками пошаговая инструкция для мальчика
  • Как сшить чехол на угловой диван своими руками пошаговая инструкция
  • Как сшить чехол на уголок кухонный своими руками пошаговая инструкция
  • Как сшить чехол на сиденье автомобиля своими руками пошаговая инструкция