
Запись на 24.07.2023 г.
Мои БЖ открыт для общения нормальных людей в дружелюбной атмосфере, разводить «быдляки и оскорблять» тут не получиться. Сразу БАН.
Всем привет, вот и пролетели пять гарантийных лет транспондера, Автодор прислал уведомление о необходимой замене устройства на новое. Предпосылки начались на четвертый год эксплуатации, транспондер не всегда срабатывал приходилось высовывать руку в окно)))
Скажу сразу он находился все пять лет под стеклом, в зимний период домой не забирался.
Способ №1 «Наивный»
Насмотревшись роликов было принято решение «самостоятельно» поменять батарейку, все ровно устройство доживает последние месяцы своей жизни (данное устройство одноразовое и не приспособлено к замене блока питания, при микро разрыве напряжение он обнуляется и превращается в кирпич). Изучив пару роликов на ютубе, переслал их своему другу так как он с паяльником на ты и постоянно выручает если необходимо что то починить. Предварительно заказал аналогичную батарейку установленную с завода в устройстве. Вот ссылка. Ну а дальше все по классике, залудили, припаяли, все делали аккуратно что бы ничего не замкнуть. Напаяли провода, далее припаяли к транспондеру после перекусили прежнюю батарейку.
Разумеется проверить не проезжая пункт оплаты не возможно.
Подъехал к пункту взимания платы, прибор разумеется молчит, не пищит, шлагбаум не открывается… Обратился в кассу, девушка его куда то прислонила, говорит что он вообще не отображается, короче кирпич, заплатил и расстроенный поехал дальше…
В моем случаи устройство превратилось в кирпич… но я к этому был морально готов.
Как просто проверить ваш трансондер: раскрываете устройство и мультиметром замеряете напряжение, при покупке он выдает 3.333 вольт, у меня спустя пять лет показания 3.020 вольт. Как пишут в интернете все что меньше 3.000 вольт это критично и устройство работает не стабильно.
Способ №2 «Правильный»
Окирпичив устройство поехал в Московский офис Автодор находящийся по адресу: м.Автозаводская, ул. Ленинская Слобода, 26, стр. 28, БЦ Слободской, этаж 1, офис 142, там за 5 минут сдал старое устройство и приобрел новое со скидкой в 30%. Заплатил 2.800 руб. в место 4.000 руб. имеющиеся абонементы сохранились деньги лежащие на счету также перенеслись.
На все ушло не более 5 минут, приезжал в будни до 12:00 все окошки были свободны.
Вывод: скупой платит дважды)))
Советую не заниматься ерундой покупая за 200-300 руб. батарейку, перепаивать потом на пункте оплаты понимать что он окирпичился и оплачивать по полной стоимости тем самым теряя как минимум рублей 500 руб.
Устройство при приемке не вскрывают, забирают и просят паспорт для оформления нового транспондера.
Всем спасибо за внимание, репосты и лайки приветствуются!
🤬 Минусы Geely Coolray 🤬
Подарил отцу машину.
Каршеринг БЕСПЛАТНО
Личный Блог
7
Проскакиваю за машинами 2
30 голосов
На чтение 6 мин Просмотров 17к. Опубликовано Обновлено
Как писал классик: «В России две беды — дураки и дороги». В последнее время ситуация с дорогами улучшается, и у автолюбителя появляется выбор — прокатиться с ветерком по платной автомагистрали либо ехать по бесплатной дороге.
Как не прогадать с деньгами и не оказаться в дураках? Способ, конечно, есть. Воспользоваться платной автодорогой, причём платить за проезд при помощи транспондера. В этом случае экономия денег может составить от 15 до 50%. А времени и нервов удастся сохранить столько, что подсчитать невозможно.
Конечно, оказаться в ситуации, когда транспондер неработоспособен, в поездке никому не хочется. Как проверить, работает ли транспондер, и не села ли в нём батарейка? Разберём эти вопросы в статье более подробно.
Содержание
- Что нужно знать перед заменой
- Какие батарейки используются
- Срок службы источника питания
- Какпроверить, селаили нет
- Возможные проблемы и неисправности
- Как её поменять
- Заключение
Что нужно знать перед заменой
Соблюдая все рекомендации производителя, при появлении неисправностей в течение гарантийного срока владелец может бесплатно обменять его на новый транспондер. Также доступна расширенная гарантия, позволяющая продлить гарантийный срок до трёх лет за небольшую доплату.
Какие батарейки используются
В транспондере «Автодор» применяется литиевая батарейка типоразмера CR 2032. Напряжение источника питания составляет 3 В. Такие батарейки отличаются невысокой стоимостью и стабильной работой в широком диапазоне температур от -10°С до +60°С. Они могут храниться до 10 лет. Благодаря своим качествам эти источники питания используются в часах, калькуляторах, медицинских приборах и т. п.
Важное дополнение! Контакты батареи соединены точечной сваркой.
Поэтому перед заменой нужно найти аналогичную батарейку, у которой контакты соединены так же.
Срок службы источника питания
Как и у любого устройства, срок службы транспондера ограничен. По заявлению компании «Автодор», гарантийный срок батареи составляет два года, а при соблюдении всех рекомендаций транспондер проработает пять лет. В реальности указанный период может уменьшиться. На это влияют разные факторы, например, разряд элемента питания из-за длительного нахождения устройства на сильном морозе.
Срок службы зависит от повышенной влажности, механических воздействий и влияния химических веществ. Для его продления производитель, австрийская фирма Kapsch, советует не оставлять транспондер T-Pass TRP-4010 на сильном морозе или под палящим солнцем. Рекомендуется избегать резких перепадов температуры.
Как проверить, села или нет
Определить работоспособность источника питания можно мультиметром. Обычно новая батарейка выдаёт 3,37 В или выше. Если напряжение на старой батарейке значительно ниже 3 В, стоит задуматься о покупке транспондера или о самостоятельной замене источника питания.
Возможные проблемы и неисправности
Самое главное, что нужно запомнить: память транспондера энергозависимая.
Если отключить питание прибора, могут возникнуть серьёзные проблемы с прошивкой. Все данные об оплате будут потеряны.
Поэтому перед тем как отсоединить контакты батареи от транспондера, позаботьтесь о непрерывном питании.
Как её поменять
Компания «Автодор» рекомендует не заниматься самостоятельной заменой источника питания. В противном случае гарантия на транспондер аннулируется.
Даже при кратковременном отключении питания использование транспондера невозможно. Причина — сбой программного обеспечения устройства. В этом случае данные о проезде не будут отправляться на сервер, причём даже при наличии средств на балансе.
Конечно, обращение в сервисный центр займёт время, а за работу придётся заплатить. Чтобы не ждать, владелец может, несмотря на предостережения, самостоятельно поменять батарейку на транспондере.
Корпус транспондера разбирается легко. Лучше начинать с левого нижнего угла — тут нет защёлок. Для того чтобы не повредить корпус, в щель между крышкой и нижней деталью следует поместить пластиковый инструмент.
Внутренние защёлки располагаются по направлению к нижней детали. Аккуратно их открывая, чтобы не сломать, отводим в сторону и разъединяем детали корпуса.
На плате не указана полярность источника питания.
Перед заменой нужно отметить полярность на плате. В противном случае можно забыть правильное расположение батареи.
Для работы нужно использовать паяльник мощностью не менее 65 Вт. Перед пайкой он должен быть прогрет.
Отключение источника питания от транспондера вызывает серьёзный сбой в работе, из-за чего он может перестать функционировать. Для того чтобы этого избежать, контакты от батареи к транспондеру нужно зашунтировать, то есть припаять дополнительные провода.
Как было написано выше, контакты батареи прикреплены точечной сваркой. Для замены нужно купить похожую батарею с уже присоединёнными контактами. В противном случае при попытке припаять контакт к батарее можно её перегреть и испортить. Затем меняем основную батарейку и отпаиваем дополнительное питание. Сборку устройства производим в обратной последовательности. Закрываем крышку транспондера на защёлки.
После сборки проверьте работоспособность транспондера. Он должен нормально функционировать, если всё сделано правильно.
Заключение
Применение транспондера для оплаты проезда по платным автодорогам экономит не только время, но и деньги. При постоянном использовании для оплаты проезда транспондера T-Pass можно накапливать баллы абонента компании «Автодор» и получать кэшбек, например, пользуясь для пополнения счёта банковской картой «Мир».
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Срок работы транспондера продолжителен, но не бесконечен. При соблюдении всех рекомендаций он составляет до пяти лет. Проблема в том, что транспондер, как и любое электронное устройство, может выйти из строя, причём это происходит в самый неподходящий момент.
Есть два пути решения проблемы. Первый — обратиться в сервис компании «Автодор» и заменить источник питания по гарантии или весь транспондер. Второй путь связан с риском потери данных и гарантии. Это самостоятельная замена батарейки. Купить подходящую не трудно. Проблема может заключаться в отсутствии опыта проведения таких работ. Поэтому если не уверены, что справитесь, не делайте.
Могут возникнуть ситуации, когда нет времени ждать, а в сервисном центре большая очередь или он не работает по разным причинам. При самостоятельном ремонте есть риск повредить устройство.
Даже при повреждении транспондера деньги на лицевом счёте не сгорят. Вернуть их можно через техническую поддержку.
На чтение 7 мин Просмотров 7.1к. Опубликовано
Обновлено
Не так давно такое распространенное в мире явление, как платные дороги, пришло и в Россию. Проезд по подобным автомагистралям регулирует компания «Автодор-Платные дороги», входящая в группу компаний «Автодор». Эта же фирма является эмитентом, занимающимся распространением транспондеров T-Pass – устройств, которые делают оплату проезда простой и быстрой процедурой.
Содержание
- Признаки и проверка севшей батарейки
- Батарейки и аналоги устанавливаемые в транспондере
- Алгоритм замены
Признаки и проверка севшей батарейки
Транспондер T-Pass продается потребителю с установленным элементом питания. Он поддерживает работу устройства бесконтактного обмена информацией с терминалом, а также несет и другую функцию – питает энергозависимую память, в которой хранятся данные о пользователе. Эти данные прошиваются перед продажей.
Разработчиками не предусмотрена индикация состояния элемента питания устройства. Хотя встроенного источника хватает на несколько лет (а кроме того, существует и гарантийный срок, который распространяется и на батарейку), все равно, рано или поздно, встает вопрос о его замене.
В большинстве случаев водитель поймет, что батарейка села, при попытке въехать на платную трассу через гейт с бесконтактной оплатой. Транспондер с истощенным источником не будет распознан системой, и водителю придется оплачивать поездку другим способом.
Единственный способ заранее определить исправность устройства (включая работоспособность батарейки) — обратиться в сервис-центр «Автодор».
Если есть подозрения, что элемент питания сел, можно вскрыть корпус электронного устройства и проверить батарейку в транспондере, замерив напряжение на ее выходе. Сделать это можно с помощью мультиметра в режиме вольтметра. «Свежий» источник под нагрузкой должен выдавать напряжение, близкое к 3 вольтам. Чем ниже это значение, тем меньше ресурс батареи. Если тестер покажет 1,5 вольта или ниже, батарею лучше превентивно заменить. Сделать это можно, обратившись в сервисный центр, но некоторые владельцы предпочитают делать это самостоятельно.
Батарейки и аналоги устанавливаемые в транспондере
В самой популярной модели транспондера в линейке T-Pass – TRP4010 – для питания используется батарейка CR2032. Этот элемент выглядит, как серебристый диск и всем известен, как «компьютерная» батарейка или «таблетка». Некоторые производители в индексе используют другие буквы:
- EL2032;
- BR2032;
- DL 2032;
- EA-2032C;
- другие обозначения, содержащие цифры 2032.
На самом деле, во всех случаях речь идет об одном и том же источнике питания – дисковой литиевой батарее формата 2032 диаметром 20 мм и толщиной 3,2 мм.
Мнение эксперта
Становой Алексей
Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.
Задать вопрос
В продаже можно встретить источники с маркировкой 2025 и 2016. В электрическом плане это аналоги элемента 2032, но меньшей толщины. Их можно использовать вместо указанного элемента, но это может привести к проблемам с установкой из-за несовпадения габаритов. Главная же проблема в этом случае – батарейки 2025 и 2016 имеют меньшую емкость и исчерпают свой ресурс раньше.
Существует и перезаряжаемый аналог (аккумулятор) – LIR2032. По габаритам он совпадает со штатной батарейкой, но применять его бессмысленно. В транспондере зарядного устройства нет, а периодически извлекать его для подзаряда – крайне нерационально.
Алгоритм замены
Прежде, чем принять решение о замене батарейки в транспондере, надо осознать одну потенциальную проблему. Все данные о владельце хранятся в памяти устройства, а она не является энергонезависимой. Иными словами, если отключить батарею, не позаботившись о резервировании питания, все данные пропадут. Восстановить их получится лишь при обращении в сервисный центр. Поэтому специалисты компании «Автодор – платные дороги» не рекомендуют самостоятельную замену элементов питания в устройстве T-Pass.
Если решение о замене принято и все действия продуманы, надо открыть корпус транспондера, отжав защелки, удерживающие крышку. Сделать это можно любым тонким и широким предметом. Защелки расположены по всему периметру.
После выполнения этой операции можно извлечь электронную плату. Батарейка установлена вне платы на выносных контактах посредством точечной сварки.
На этом этапе можно измерить напряжение на элементе питания, чтобы окончательно убедиться, что проблема в нем (или не в нем). Если батарейка все же требует замены, надо позаботиться о том, чтобы не обесточить прибор во время процесса. Это приведет к потере данных и лишит смысла проведение процедуры. Для этого надо припаять к батарейке временные провода в обход пружинных контактов.
Перегревать батарейку нельзя, поэтому при пайке проводов к ее выводам надо применять активный флюс, а паяльник должен быть мощностью не менее 40 (а лучше – не менее 60) ватт.
В глобальной сети можно найти советы для резервирования питания во время замены источника питания использовать подключение к порту USB любого девайса. Для этого рекомендуется подпаять параллельно контактам питания отрезок шнура с разъемом USB. Следовать этому совету не стоит. Выходное напряжение стандарта USB составляет 5 вольт против 3 вольт от батарейки. Насколько толерантно электронное устройство к более, чем полуторакратному повышению питающего напряжения, знает только разработчик прибора.
Теперь элемент питания можно отпаять. Делать это надо в точке крепления контактов к плате транспондера. Временные провода отпаивать пока нельзя, прибор должен оставаться запитанным от старого элемента до конца процедуры!
Следующим шагом надо решить вопрос с пружинными контактами. Самый лучший вариант – приобрести батарейку с уже закрепленными металлическими полосками. Тогда останется только припаять шинки к плате, не забывая соблюдать полярность.
Если такой элемент приобрести не удастся, придется решать вопрос с контактами. Их можно вырезать из подходящего материала (использовать шинки от старых аккумуляторных сборок и т.п.) под нужный размер или попробовать оторвать от демонтированной батарейки. Когда контакты будут готовы, их надо прикрепить к источнику питания. Сделать это можно двумя способами:
- точечной сваркой;
- пайкой.
Первый способ предпочтительнее, но требует специального оборудования. Недостаток пайки в том, что батарейку несложно перегреть, особенно при отсутствии достаточных навыков. Это приведет к потере емкости или вообще к выходу элемента из строя. Но если иного пути нет, надо учесть уже данные советы по поводу выбора мощности паяльника и флюса. Паять надо по возможности быстро.
Батарейку с закрепленными контактами надо припаять к плате. После этого можно отпаять провода, которыми присоединялся старый элемент. Затягивать с этим не стоит – разряженная батарейка будет потреблять ток от новой, дополнительно разряжая ее и снижая срок службы.
Если все получилось, надо еще раз проверить напряжение на выходе источника питания. После этого транспондер можно собрать, установив плату на место и защелкнув крышку. Окончательно убедиться в работоспособности (или неработоспособности) прибора можно лишь при попытке оплатить проезд.
Для наглядности смотрим видео.
Замена батарейки в транспондере T-Pass несложна, но требует аккуратности и определенных навыков. Если процедура пройдет неудачно, восстановить работоспособность прибора можно будет только в сервисном центре. Перед принятием решения о замене надо взвесить все за и против и трезво оценить собственные возможности.
Для езды по платным участкам дороги необходимо вносить соответствующую плату. Для упрощения и ускорения данного процесса целесообразно пользоваться транспондерами. Они представлены в нескольких видах, а также отличаются долгим эксплуатационным сроком.
В их корпусе располагается батарейка, которую при необходимости можно заменить своими руками, если пользоваться правильной инструкцией.
Содержание
- 1 Что это за оборудование
- 2 Можно ли самостоятельно заменить батарейку
- 3 Какие подходят
- 4 Инструкция по самостоятельной замене
- 5 Полезное видео
- 6 Заключение
Что это за оборудование
Он представлен небольшим устройством, которое фиксируется на лобовом стекле машины с внутренней части. Он предназначен для дистанционного считывания информации, что позволяет оплатить платную дорогу без необходимости останавливаться перед пунктом оплаты. Деньги списываются с лицевого счета, на который нужно зачислять средства.
Транспондеры предлагаются несколькими компаниями, но даже одним устройством можно пользоваться для оплаты всех платных участков дорог. Поскольку они являются электронными устройствами, то внутри корпуса находится источник питания, а также батарейка, установленная производителем. Данные элементы отличаются высоким качеством и долгим эксплуатационным сроком, но даже они с течением времени нуждаются в замене.
Полезно также почитать: Транспондер в аренду
Можно ли самостоятельно заменить батарейку
Первоначально надо убедиться, что данная процедура необходима. Обычно производители ставят действительно качественные источники питания, которые служат дольше 5 лет. Но всегда существует вероятность, что в приемопередающем устройстве сядет батарейка. Представители компаний просят своих клиентов не заменять источник питания самостоятельно.
Это обусловлено следующими причинами:
- транспондеры, предназначенные для оплаты проезда по платной дороге, работают на основании специального программного обеспечения, поэтому самостоятельное вскрытие корпуса может привести к нарушению работоспособности оборудования;
- устройства содержат нужную информацию для передачи данных, поэтому если неправильно заменить батарею, то это может привести к удалению этих сведений.
Поэтому не рекомендуется заниматься процессом самостоятельно для новых транспондеров. Но если гражданин пользуется устаревшим устройством, то допускается заменить батареи самостоятельно.
Срок эксплуатации батареи составляет 5 лет, а также именно на такой срок дается гарантия на сам транспондер, поэтому рекомендуется вместо замены источника питания приобрести новое устройство, которое будет более быстрым и удобным в использовании.
Какие подходят
Если автовладелец принимает решение самостоятельно заменить источник питания, то первоначально его надо правильно выбрать. Для этого учитывается модель транспондера, а также условия его эксплуатации.
Самыми подходящими батареями для этих устройств считаются:
- «GR2477». Данная батарейка представлена таблеткой, обладающей высоким показателем емкости, который составляет 1 тыс. миллиампер в час, поэтому отличается долгим сроком функционирования.
- «GR2032». Батарейка обладает округлой формой, а также ее емкость составляет 225 миллиампер в час. Литиевое устройство отличается долгим сроком службы, а также идеально подходит для установки внутри транспондера.
- «BR2477A». Этот источник питания обладает подходящей формой, а также оснащен специальными контактами, соединенными с корпусом. Поэтому его легко прикрепить к плате обычной пайкой.
Вышеуказанные батарейки считаются надежными, качественными и долговечными. Они легко справляются с поставленными задачами даже при низких или высоких температурах. Они отличаются доступной стоимостью, а также не возникает сложностей с их установкой внутри транспондера.
Если требуется замена источника питания в новом типе устройства, то не рекомендуется заниматься данным процессом самостоятельно, поэтому целесообразно обратиться к работникам компании, выпустившей транспондер.
Инструкция по самостоятельной замене
Если гражданин желает заменить батарейку на старом транспондере, но при этом отсутствует возможность для обращения к представителям компании, выпустившей данное устройство, то процесс реализуется своими руками.
Если обращаться к работникам специализированных центров, то процедура может занять около 14 дней, в течение которых автовладельцу придется ездить по платным дорогам без использования транспондера.
К преимуществам обращения к опытным специалистам относится то, что работа будет выполнена аккуратно и в соответствии со всеми требованиями, поэтому снижается вероятность повреждения важнейших элементов электронного устройства. Особенно это касается новых моделей транспондеров, обладающих сложным ПО и механизмом.
Некоторые люди предпочитают справляться с работой своими силами. Они отказываются слушать рекомендации от производителя, а также уверены, что не нанесут урон дорогостоящему оборудованию.
При таких условиях нужно следовать правильной последовательности действий:
- первоначально снимается пластиковая крышка, причем поддеть ее можно плоским и тонким элементом, например, маникюрными ножницами или пилочкой для ногтей;
- после снятия крышки можно обнаружить печатную плату, которая находится в пластиковой оболочке
;
- плату нужно освободить от защиты, для чего применяются тонкие кусачки;
- ножки осторожно отсоединяются от платы, причем действовать надо крайне аккуратно, чтобы не повредить хрупкие элементы;
- далее отпаиваются контакты, обладающие знаком «-»;
- устраняются оставшиеся контакты с плюсом;
- после выполнения всех этапов начинается припаивание новой батарейки к транспондеру.
Во время работы многие пользователи предпочитают полностью обесточить устройство, но при таких условиях может быть нанесен серьезный урон, который приведет к потере работоспособности прибора.
Для предотвращения таких неисправностей рекомендуется во время работы пользоваться электротоком с U=3V, что позволяет поддерживать устройство полностью в рабочем состоянии. Для создания такого устройства можно воспользоваться двумя обычными батарейками, которые последовательно соединяются. Аналогом выступает типоразмер GR2032. Далее из отдельного бокса с батарейками выводятся провода из меди, которые припаиваются к точкам соединения элемента питания.
Во время выполнения процесса важно следить за соблюдением правильной полярности.
Если грамотно выполнить все этапы, то удастся самостоятельно заменить батарею, не нарушив работоспособность устройства. Если же будут допущены серьезные ошибки, то это приедет к поломке транспондера. Выполнить ремонт своими руками довольно сложно, а также нередко неправильная замена источника питания становится причиной покупки нового дорогостоящего оборудования.
Полезно также почитать: Транспондер 3СД
Полезное видео
Почему не рекомендуют менять батарейку самостоятельно:
Заключение
Производители транспондеров не рекомендуют пользователям самостоятельно осуществлять замену батареи. Желательно доверить данный процесс специалистам, работающим в сервисных центрах. Если же автовладелец решает справиться с процедурой своими руками, то важно следовать правильной инструкции, а также необходимо поддерживать оборудование в рабочем состоянии.
Не так давно такое распространенное в мире явление, как платные дороги, пришло и в Россию. Проезд по подобным автомагистралям регулирует компания «Автодор-Платные дороги», входящая в группу компаний «Автодор». Эта же фирма является эмитентом, занимающимся распространением транспондеров T-Pass – устройств, которые делают оплату проезда простой и быстрой процедурой.
Содержание
- 1 Признаки и проверка севшей батарейки
- 2 Батарейки и аналоги устанавливаемые в транспондере
- 3 Алгоритм замены
Признаки и проверка севшей батарейки
Транспондер T-Pass продается потребителю с установленным элементом питания. Он поддерживает работу устройства бесконтактного обмена информацией с терминалом, а также несет и другую функцию – питает энергозависимую память, в которой хранятся данные о пользователе. Эти данные прошиваются перед продажей.
Разработчиками не предусмотрена индикация состояния элемента питания устройства. Хотя встроенного источника хватает на несколько лет (а кроме того, существует и гарантийный срок, который распространяется и на батарейку), все равно, рано или поздно, встает вопрос о его замене.
В большинстве случаев водитель поймет, что батарейка села, при попытке въехать на платную трассу через гейт с бесконтактной оплатой. Транспондер с истощенным источником не будет распознан системой, и водителю придется оплачивать поездку другим способом.
Единственный способ заранее определить исправность устройства (включая работоспособность батарейки) — обратиться в сервис-центр «Автодор».
Если есть подозрения, что элемент питания сел, можно вскрыть корпус электронного устройства и проверить батарейку в транспондере, замерив напряжение на ее выходе. Сделать это можно с помощью мультиметра в режиме вольтметра. «Свежий» источник под нагрузкой должен выдавать напряжение, близкое к 3 вольтам. Чем ниже это значение, тем меньше ресурс батареи. Если тестер покажет 1,5 вольта или ниже, батарею лучше превентивно заменить. Сделать это можно, обратившись в сервисный центр, но некоторые владельцы предпочитают делать это самостоятельно.
Батарейки и аналоги устанавливаемые в транспондере
В самой популярной модели транспондера в линейке T-Pass – TRP4010 – для питания используется батарейка CR2032. Этот элемент выглядит, как серебристый диск и всем известен, как «компьютерная» батарейка или «таблетка». Некоторые производители в индексе используют другие буквы:
- EL2032;
- BR2032;
- DL 2032;
- EA-2032C;
- другие обозначения, содержащие цифры 2032.
На самом деле, во всех случаях речь идет об одном и том же источнике питания – дисковой литиевой батарее формата 2032 диаметром 20 мм и толщиной 3,2 мм.
Мнение экспертаСтановой АлексейИнженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.Задать вопросВ продаже можно встретить источники с маркировкой 2025 и 2016. В электрическом плане это аналоги элемента 2032, но меньшей толщины. Их можно использовать вместо указанного элемента, но это может привести к проблемам с установкой из-за несовпадения габаритов. Главная же проблема в этом случае – батарейки 2025 и 2016 имеют меньшую емкость и исчерпают свой ресурс раньше.
Существует и перезаряжаемый аналог (аккумулятор) – LIR2032. По габаритам он совпадает со штатной батарейкой, но применять его бессмысленно. В транспондере зарядного устройства нет, а периодически извлекать его для подзаряда – крайне нерационально.
Алгоритм замены
Прежде, чем принять решение о замене батарейки в транспондере, надо осознать одну потенциальную проблему. Все данные о владельце хранятся в памяти устройства, а она не является энергонезависимой. Иными словами, если отключить батарею, не позаботившись о резервировании питания, все данные пропадут. Восстановить их получится лишь при обращении в сервисный центр. Поэтому специалисты компании «Автодор – платные дороги» не рекомендуют самостоятельную замену элементов питания в устройстве T-Pass.
Если решение о замене принято и все действия продуманы, надо открыть корпус транспондера, отжав защелки, удерживающие крышку. Сделать это можно любым тонким и широким предметом. Защелки расположены по всему периметру.
После выполнения этой операции можно извлечь электронную плату. Батарейка установлена вне платы на выносных контактах посредством точечной сварки.
На этом этапе можно измерить напряжение на элементе питания, чтобы окончательно убедиться, что проблема в нем (или не в нем). Если батарейка все же требует замены, надо позаботиться о том, чтобы не обесточить прибор во время процесса. Это приведет к потере данных и лишит смысла проведение процедуры. Для этого надо припаять к батарейке временные провода в обход пружинных контактов.
Перегревать батарейку нельзя, поэтому при пайке проводов к ее выводам надо применять активный флюс, а паяльник должен быть мощностью не менее 40 (а лучше – не менее 60) ватт.
На плате маркировка полярности питания отсутствует, поэтому перед демонтажом надо зарисовать или сфотографировать полюсы источника питания.
В глобальной сети можно найти советы для резервирования питания во время замены источника питания использовать подключение к порту USB любого девайса. Для этого рекомендуется подпаять параллельно контактам питания отрезок шнура с разъемом USB. Следовать этому совету не стоит. Выходное напряжение стандарта USB составляет 5 вольт против 3 вольт от батарейки. Насколько толерантно электронное устройство к более, чем полуторакратному повышению питающего напряжения, знает только разработчик прибора.
Теперь элемент питания можно отпаять. Делать это надо в точке крепления контактов к плате транспондера. Временные провода отпаивать пока нельзя, прибор должен оставаться запитанным от старого элемента до конца процедуры!
Следующим шагом надо решить вопрос с пружинными контактами. Самый лучший вариант – приобрести батарейку с уже закрепленными металлическими полосками. Тогда останется только припаять шинки к плате, не забывая соблюдать полярность.
Если такой элемент приобрести не удастся, придется решать вопрос с контактами. Их можно вырезать из подходящего материала (использовать шинки от старых аккумуляторных сборок и т.п.) под нужный размер или попробовать оторвать от демонтированной батарейки. Когда контакты будут готовы, их надо прикрепить к источнику питания. Сделать это можно двумя способами:
- точечной сваркой;
- пайкой.
Первый способ предпочтительнее, но требует специального оборудования. Недостаток пайки в том, что батарейку несложно перегреть, особенно при отсутствии достаточных навыков. Это приведет к потере емкости или вообще к выходу элемента из строя. Но если иного пути нет, надо учесть уже данные советы по поводу выбора мощности паяльника и флюса. Паять надо по возможности быстро.
Батарейку с закрепленными контактами надо припаять к плате. После этого можно отпаять провода, которыми присоединялся старый элемент. Затягивать с этим не стоит – разряженная батарейка будет потреблять ток от новой, дополнительно разряжая ее и снижая срок службы.
Если все получилось, надо еще раз проверить напряжение на выходе источника питания. После этого транспондер можно собрать, установив плату на место и защелкнув крышку. Окончательно убедиться в работоспособности (или неработоспособности) прибора можно лишь при попытке оплатить проезд.
Для наглядности смотрим видео.
Замена батарейки в транспондере T-Pass несложна, но требует аккуратности и определенных навыков. Если процедура пройдет неудачно, восстановить работоспособность прибора можно будет только в сервисном центре. Перед принятием решения о замене надо взвесить все за и против и трезво оценить собственные возможности.