Актуально на:
20 сентября 2023 г.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», N 7-ФЗ | ст. 75
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 75 Закона об Охране окружающей среды:
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС15-19703, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
плодородного слоя почвы учитывая, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности между комитетом и обществом не заключался, суд, руководствуясь частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 75, пунктам 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», исковые требования удовлетоврил…
-
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-75, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
объекту окружающей среды, не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, она не устанавливает основания гражданско-правовой ответственности…
-
Решение Верховного суда: Определение N 81-Г10-8, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
законодательства в области охраны окружающей среды, федеральный законодатель одновременно предусмотрел организационно-правовой механизм реализации этих положений в том числе разграничил полномочия органов государственной власти в этой сфере общественных отношений (статьи 3, 5-9, 14, 16, 75-80 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; статьи 4-7 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В частности, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов…
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Идет загрузка…
Окружающая среда является обобщенным понятием, которое характеризует природные условия местности и ее экологическое состояние.
В этой связи необходимо отметить, что на территории Российской Федерации действуют законы, направленные на охрану окружающей среды, целью которых является, в том числе предупреждение правонарушений в указанной сфере и их пресечение, привлечение к ответственности лиц, виновных в указанных правонарушениях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду осуществляется на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Уголовным кодексом Российской Федерации отведена глава «Экологические преступления», которая включает в себя ряд экологических преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказание (статьи 246 по 262 УК РФ).
Так ст. 251 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Незаконная охота также подпадает под признаки преступления при наличии определенных квалифицирующих признаков и влечет наказание до 5 лет лишения свободы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статьи 8.1. по 8.47. КоАП РФ).
Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.
Статья 8.41. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.
Транспортная полиция призывает всех относиться к природе и экологии бережно, это наше богатство, которое легко потерять, но совсем не просто восполнить!
Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:
- характером правонарушения;
- формой собственности предприятия;
- правовым статусом виновного лица.
За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:
- вынесение предупреждения;
- штраф;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискация продукции;
- лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
- ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
- исправительные работы;
- арест.
Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.
Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды | Штрафы (руб.) | Статья КоАП РФ | |||
Для граждан | Для должностных лиц | Для индивидуальных предпринимателей | Для юридических лиц | ||
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства | 1 000– 2 000 |
2 000– 5 000 |
2 000– 5 000 |
20 000–100 000 | 8.1 |
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение | 1 000–2 000 | 10 000–
30 000 |
30 000–50 000 | 100 000– 250 000 |
8.2 |
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение | 2 000–3 000 | 30 000– 40 000 |
50 000–70 000 | 250 000– 400 000 |
8.2 |
– при размещении отходов | 3 000–7 000 | 20 000–
60 000 |
40 000– 70 000 |
300 000–
700 000 |
8.2 |
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации | – | 20 000–
40 000 |
40 000–60 000 | 200 000–
350 000 |
8.2 |
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой | 1 000–3 500 | 10 000–
50 000 |
30 000–70 000 | 100 000–
400 000 |
8.2–1 |
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами | 5 000–
20 000 |
30 000–
70 000 |
7 000–140 000 | 100 000–
400 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток |
8.2–2 |
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства | 2 000–5 000 | 30 000– 60 000 |
50 000–90 000 | 250 000–
600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток |
8.2–3 |
– при размещении отходов животноводства | 5 000–9 000 | 40 000–
80 000 |
60 000–100 000 | 500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток | 8.2-3 |
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами | 1 000–2 000 | 2 000–5 000 | 2 000–5 000 | 10 000–
100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток |
8.3 |
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы | 1 000–2 500 | 10 000–
20 000 |
– | 100 000–
250 000 |
8.4 |
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения <…> или иного вредного воздействия | 500–1 000 | 3 000–6 000 | – | 20 000–80 000 | 8.5 |
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами | 3 000–5 000 | 10 000–
30 000 |
20 000–40 000 | 40 000–
80 000 |
8.6 |
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов | 500–1 000 | 20 000–
30 000 |
— | 80 000–
100 000 |
8.13 |
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов | 1 500–2 000 | 50 000–
80 000 |
– | 150 000–
300 000 |
8.13 |
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах | 2 000–2 500 | 50 000–
80 000 |
– | 150 000–
300 000 |
8.13 |
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты | 500–1 000 | 10 000–
20 000 |
20 000–30 000 | 80 000–
100 000 |
8.14 |
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения | 2 000–2 500 | 40 000–
50 000 |
30 000–50 000 | 180 000–
250 000 |
8.21 |
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух | 1 500–2 000 | 1 000–20 000 | 30 000–50 000 | 80 000– 100 000 рублей |
8.21 |
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу | – | 1 000–2 000 | 1 000–2 000 | 10 000–
20 000 |
8.21 |
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения | – | 4 000–10 000 | 50 000–100 000 | 50 000–
100 000 |
8.47 |
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений | – | 5 000–20 000 | – | 30 000–
100 000 |
8.46 |
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду | – | 3 000–
6 000 |
– | 4 000–10 000 | 8.41 |
За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:
- Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
- Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
- Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
- причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
- смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.
Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов. Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды. Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.
Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования. Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии. Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.
Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.
Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.
Уважаемые граждане и юридические лица, Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района просит Вас не нарушать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и обращает ваше внимание на то, что статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ определён порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей. Данной статьей установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.
Уголовная ответственность наступает, в частности, за:
— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
— загрязнение вод (ст. 250);
— загрязнение атмосферы (ст. 251);
— загрязнение морской среды (ст. 252);
— порчу земли (ст. 254);
— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
— незаконную охоту (ст. 258);
— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
— другие преступления.
Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.
Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.
Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).
Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления. Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл. предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.
За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:
— предупреждение;
— административный штраф;
— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
— административный арест;
— административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация.
Разъясняет помощник Вольского межрайонного прокурора Ситников Н.Н.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Уголовным кодексом Российской Федерации отведена глава «Экологические преступления», которая включает в себя ряд экологических преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказание (статьи 246 по 262 УК РФ).
Так, статья 251 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Незаконная охота также подпадает под признаки преступления при наличии определенных квалифицирующих признаков и влечет наказание до 5 лет лишения свободы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статьи 8.1. по 8.47. КоАП РФ).
Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.
Статья 8.41. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.