Какая мера наказания предусмотрена за невыполнение инструкции по охране окружающей среды

Актуально на:

20 сентября 2023 г.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», N 7-ФЗ | ст. 75

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 75 Закона об Охране окружающей среды:

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС15-19703, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    плодородного слоя почвы учитывая, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности между комитетом и обществом не заключался, суд, руководствуясь частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 75, пунктам 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», исковые требования удовлетоврил…

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-75, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    объекту окружающей среды, не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, она не устанавливает основания гражданско-правовой ответственности…

  • Решение Верховного суда: Определение N 81-Г10-8, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    законодательства в области охраны окружающей среды, федеральный законодатель одновременно предусмотрел организационно-правовой механизм реализации этих положений в том числе разграничил полномочия органов государственной власти в этой сфере общественных отношений (статьи 3, 5-9, 14, 16, 75-80 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; статьи 4-7 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В частности, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов…

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Идет загрузка…

Окружающая среда является обобщенным понятием, которое характеризует природные условия местности и ее экологическое состояние.

В этой связи необходимо отметить, что на территории Российской Федерации действуют законы, направленные на охрану окружающей среды, целью которых является, в том числе предупреждение правонарушений в указанной сфере и их пресечение, привлечение к ответственности лиц, виновных в указанных правонарушениях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду осуществляется на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовным кодексом Российской Федерации отведена глава «Экологические преступления», которая включает в себя ряд экологических преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказание (статьи 246 по 262 УК РФ).

Так ст. 251 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Незаконная охота также подпадает под признаки преступления при наличии определенных квалифицирующих признаков и влечет наказание до 5 лет лишения свободы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статьи 8.1. по 8.47. КоАП РФ).

Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.

Статья 8.41. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Транспортная полиция призывает всех относиться к природе и экологии бережно, это наше богатство, которое легко потерять, но совсем не просто восполнить!

Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:

  • характером правонарушения;
  • формой собственности предприятия;
  • правовым статусом виновного лица.

За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • вынесение предупреждения;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация продукции;
  • лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
  • ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
  • исправительные работы;
  • арест.

Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.

Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды Штрафы (руб.) Статья КоАП РФ
Для граждан Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юридических лиц
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства 1 000–
2 000
2 000–
5 000
2 000–
5 000
20 000–100 000 8.1
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение 1 000–2 000 10 000–

30 000

30 000–50 000 100 000–
250 000
8.2
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение 2 000–3 000 30 000–
40 000
50 000–70 000 250 000–
400 000
8.2
– при размещении отходов 3 000–7 000 20 000–

60 000

40 000–
70 000
300 000–

700 000

8.2
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации 20 000–

40 000

40 000–60 000 200 000–

350 000

8.2
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой 1 000–3 500 10 000–

50 000

30 000–70 000 100 000–

400 000

8.2–1
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами 5 000–

20 000

30 000–

70 000

7 000–140 000 100 000–

400 000

+ приостановление деятельности на срок до 90 суток

8.2–2
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства 2 000–5 000 30 000–
60 000
50 000–90 000 250 000–

600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток

8.2–3
– при размещении отходов животноводства 5 000–9 000 40 000–

80 000

60 000–100 000 500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток 8.2-3
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами 1 000–2 000 2 000–5 000 2 000–5 000 10 000–

100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток

8.3
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы 1 000–2 500 10 000–

20 000

100 000–

250 000

8.4
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения <…> или иного вредного воздействия 500–1 000 3 000–6 000 20 000–80 000 8.5
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами 3 000–5 000 10 000–

30 000

20 000–40 000 40 000–

80 000

8.6
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов 500–1 000 20 000–

30 000

80 000–

100 000

8.13
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов 1 500–2 000 50 000–

80 000

150 000–

300 000

8.13
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах 2 000–2 500 50 000–

80 000

150 000–

300 000

8.13
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты 500–1 000 10 000–

20 000

20 000–30 000 80 000–

100 000

8.14
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения 2 000–2 500 40 000–

50 000

30 000–50 000 180 000–

250 000

8.21
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух 1 500–2 000 1 000–20 000 30 000–50 000 80 000–
100 000 рублей
8.21
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу 1 000–2 000 1 000–2 000 10 000–

20 000

8.21
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения 4 000–10 000 50 000–100 000 50 000–

100 000

8.47
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений 5 000–20 000 30 000–

100 000

8.46
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду 3 000–

6 000

4 000–10 000 8.41

За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:

  • Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
  • Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
  • Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
  • причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
  • смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.

Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов. Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды. Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.

Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования. Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии. Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.

Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.

Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.

Уважаемые граждане и юридические лица, Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района просит Вас не нарушать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и обращает ваше внимание на то, что статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ определён порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей. Данной статьей установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.


Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.


Уголовная ответственность наступает, в частности, за:


— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);


— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);


— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);


— загрязнение вод (ст. 250);


— загрязнение атмосферы (ст. 251);


— загрязнение морской среды (ст. 252);


— порчу земли (ст. 254);


— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);


— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);


— незаконную охоту (ст. 258);


— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);


— другие преступления.


Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.


Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.


Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).


Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления. Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл. 8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.


За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:


— предупреждение;


— административный штраф;


— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;


— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;


— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;


— административный арест;


— административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;


— дисквалификация.

Разъясняет помощник Вольского межрайонного прокурора Ситников Н.Н.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовным кодексом Российской Федерации отведена глава «Экологические преступления», которая включает в себя ряд экологических преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказание (статьи 246 по 262 УК РФ).

Так, статья 251 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Незаконная охота также подпадает под признаки преступления при наличии определенных квалифицирующих признаков и влечет наказание до 5 лет лишения свободы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статьи 8.1. по 8.47. КоАП РФ).

Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.

Статья 8.41. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какая инструкция языка sql используется для создания запроса на выборку
  • Какая информация обычно выделяется в инструкциях запиши свой ответ
  • Какая инструкция предназначена для описания переменной
  • Какая инструкция удаляет все строки таблицы более быстро чем инструкция delete
  • Какая инструкция оператор является основной при написании оконной функции