Какие свойства внимания оцениваются с помощью методики перепутанные инструкции

Слуховое внимание —
самый ценный и в то же время наиболее
уязвимый компонент аудирования. Различные
аспекты внимания — его объем, устойчивость,
переключаемость, интерферируемость —
в конечном итоге проявляются в интегральном
результате эффективного аудирования.
Если у аудитора неустойчивое внимание,
например у ребенка, низкая переключаемость,
например у людей с ригидным мышлением
или слабой нервной системой, высокая
интерферируемость, например у эмоционально
неустойчивых, то вряд ли можно ожидать
хороших результатов аудирования.

Методика
«перепутанные
инструкции» позволяет оценить
свойства внимания по результатам
правильности выполнения инструкций.
Задачей испытуемых является внимательное
прослушивание словесной инструкции и
выполнение на ее основе соответствующих
действий.

Список словесных инструкций

  1. Если буква Ф появилась
    хоть раз перед этой запятой, то зачеркните
    ее, в противном случае зачеркните ее в
    слове ФЕЯ.

  2. Если слово «слово»
    не включено в словотворчество, то
    нарисуйте волнистую линию, в противном
    случае нарисуйте крест.

  3. Если А номер 1 в
    алфавите, то напишите здесь сумму
    номеров Г и Д.

  4. Не пишите здесь
    слово «макроэкономика», если оно не
    содержит всех гласных букв, а напишите
    тогда первые четыре согласные буквы
    алфавита.

  5. Обведите слово
    «фея» кругом, если неправда то, что круг
    не похож ни на какую букву алфавита.

  6. Если вы не согласны
    с тем, что утверждение «не В — третья
    буква алфавита» ложно, то не рисуйте
    квадрат здесь.

  7. Сосчитайте от 10 до
    5 и запишите здесь счет в обратном
    порядке.

  8. Если летучая мышь
    — птица, а не животное, то не рисуйте
    здесь мяч.

  9. Если самая длинная
    река в России не Волга, напишите здесь
    слово «Нева», в противном случае напишите
    здесь слово «болото».

  10. Нарисуйте линию
    сверху второго слова в этом предложении.

Правильные
ответы.
1) Буква «Ф» в первой строчке
зачеркнута. 2) Нарисован крест. 3) 9. 4) Б,
В, Г, Д. 5) Слово «Фея» обведено кругом.
6) Должен быть нарисован квадрат. 7) 5, 6,
7, 8, 9, 10. 8) Нарисован мяч. 9) Должно быть
написано слово «болото». 10) Нарисована
линия сверху второго слова «линию».

При
интерпретации результатов
подсчитывается
в баллах общее количество правильно
выполненных инструкций. При сумме в 5 и
более баллов результаты считаются
удовлетворительными, сумма менее 5
баллов или отказ от выполнения задания
вообще расцениваются как неудовлетворительные,
свидетельствующие о недостатках
слухового внимания.

Контрольный
вопрос

1. Какие
свойства внимания оцениваются с помощью
методики «перепутанные инструкции»?

Занятие 7.19 распознавание эмоций в вокальной речи

Аудирование связано
не только с распознаванием информации
и адекватным выполнением словесных
инструкций. Очень большая доля в общем
процессе аудирования принадлежит
распознаванию эмоциональных оттенков
речи, и зачастую именно такие голосовые
и паралингвистические явления, как
например, темп речи, сила и тембр голоса,
интонация передают гораздо более
надежную информацию о говорящем. Для
аудитора хорошее распознавание эмоций
свидетельствует не только о его слуховых
особенностях («чуткое ухо»), но и, скорее
всего, о его способности к сопереживанию,
эмпатии. Нередко показатели хорошего
распознавания эмоций могут быть отнесены
к профессионально важным качествам,
например в телефонных службах доверия,
в целом в психоконсультационной работе,
при проведении бесед и личных встреч.
Имеющиеся экспериментальные данные
показывают зависимость результатов
распознавания эмоций в речи от возраста,
пола, уровня образования, интеллектуального
развития, музыкальной подготовки.
Например, исследования, проведенные по
предлагаемой методике в детском доме,
показали пониженные результаты по
сравнению с детьми из семьи. Более того,
пониженные результаты были получены в
детском доме не только у детей, но и у
воспитателей.

Описание
методики и материалов для эксперимента.

В основу методики распознавания эмоций
в речи положен принцип эмоционально-семантической
инверсии. Испытуемым предлагаются
для прослушивания одни и те же предложения,
но произнесенные дикторами с различными
эмоциональными оттенками: с радостью,
печалью, удивлением, горем, тоской.
Задача испытуемых состоит в распознавании
класса эмоций. Процент правильного
распознавания определяет индивидуальные
особенности испытуемых по их эмпатии
и чуткости к изменениям слуховых образов.
Особенно интересные наблюдения получены
в экспериментах по распознаванию эмоций
в вокальной речи, поскольку вокальная
речь больше приспособлена для передачи
именно эмоциональных свойств (сравните,
например восприятие вокальной речи на
иностранном языке — текстовые свойства
имеют не такое уж большое значение).
Испытуемые прослушивают, таким образом,
по 10 музыкальных фраз из романса
Чайковского «Спи, дитя мое, усни» в
исполнении двух квалифицированных
певцов — мужской и женский голоса. В
ячейках на специальном бланке (табл.
7.19.1) испытуемые указывают класс эмоций
в соответствии с кодом: 1- радость, 2 —
горе, 3 — безразличие, 4 — гнев, 5 — страх.
После прослушивания и проверки результатов
в таблице указываются процентные
результаты правильности распознавания.
Кроме того, испытуемые строят график
распознаваемости отдельных классов
эмоций.

Таблица
7.19.1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема 6. Диагностика переключаемости внимания
Методика 6.1. Отыскивание чисел с переключением
Цель. Оценка переключения внимания.
Оснащение опыта. Таблица Горбова-Шульте размером 49 X 49 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (см. табл. 23), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр (табл. 15).

Исследование переключения и распределения внимания включает 3 этапа. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, (таб. 16), дается указка и сообщается инструкция.
Порядок работы:

1 этап – поиск черных чисел от 1 до 25 (в возрастающем порядке)

Инструкция: «В таблице 25 черных цифр и 24 красные. Покажи черные цифры от 1 до 25 в возрастающем порядке.

Фиксируется время выполнения задания — Т1 и количество ошибок
2 этап – поиск красных чисел от 24 до 1 (в убывающем порядке)

Инструкция: «Покажи красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1.

Фиксируется время выполнения задания – Т2 и количество ошибок

3 этап – поиск попеременно черных (в возрастающем порядке) и красных (в убывающем порядке) чисел

Инструкция: «Теперь нужно показывать попеременно черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные – в убывающем от 24 до 1: 1 – черная, 24 – красная, 2-черная, 23 – красная, 3 – черная, 22 — красная и т.д».

При выполнении третьего этапа, в протоколе фиксируется время отдельно по каждому из 5 этапов. Один этап – называние 10 цифр (5 черных + 5 красных). Суммарное время Т3, а также количество ошибок
Ошибки бывают следующих типов:

— замена порядка – ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот;

— замена цифры – изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21;

— замена цвета – вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.
Таблица 15

Бланк

Регистрация времени по этапам Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
t1 1

2

3

4

5

24

23

22

21

20

t2 6

7

8

9

10

19

18

17

16

15

t3 11

12

13

14

15

14

13

12

11

10

t4 16

17

18

19

20

9

8

7

6

5

t5 21

22

23

24

25

4

3

2

1

Таблица 16

Черно-красная таблица Горбова – Шульте

для исследования переключения внимания

9

17

9

25

20

14

11

4

13

20

22

19

5

3

21

18

6

7

16

23

8

15

2

5

10

16

6

24

4

12

3

21

19

13

14

2

17

24

15

22

1

11

1

18

12

7

10

23

8

Примечание: выделенные цифры – черные

Учет и анализ результатов (по Платонову).

Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что черное число и следующее за ним римское красное при данной инструкции дают в сумме 25.

При наблюдении надо установить:

— быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;

— насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);

— какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;

— не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);

— если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает (часто ли), что не воспринимает.

При опросе следует уточнить:

— трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;

— легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;

— когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.

В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания берут Суммарное время выполнения первого и второго этапа (Т1 + Т2) сравнивают с общим временем выполнения третьего этапа Т3. Показатель переключения – это разница между

Т = Т3 — (Т1 + Т2) – это время, необходимое человеку для переключения.

Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием.

Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):

I – разница во времени до 60 сек

II – 61…90 с.

III – 91…100 с.

IV – 101…120 с.

V – 121 с и выше.

В исследованиях автора методики с «красно-черной» таблицей были получены следующие результаты: время выполнения задания по «красно-черной» табл. 2 мин 5с…8 мин 8с; качество – от безошибочного решения до семи ошибок;

Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил задание быстро – за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок – 2. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.

Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание, был смущен его трудностью. На выполнение задания затратил очень много времени – 8 мин 8 сек; совершил при этом много ошибок (5). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий. Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.

Предлагается и другой вариант обработки результатов и анализа 3 этапа

Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

А=Т–С,

где А – показатель переключения внимания, Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Основные статистические характеристики по ПВ для студентов: показатель общей успешности А = 12,9. Как и объем внимания, переключение у женщин значительно выше: Аж = 13,6; Ам = 11,9. Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в таблицах 17 и 18

Таблица 17

Балльная оценка ошибок переключения внимания

Этапы Кол-во ошибок Ошибки, балл Этапы Кол-во ошибок Ошибки, балл
цвета числа порядка цвета числа порядка

I

1

2

3

2

4

6

2

6

4

8

III 3

4–5

3

6

3 6

II

1

2

3

4

1,5

3

4,5

6

1,5

3

4,5

7,5

4,5

6

IV

1

2

3

2

5

8

1,5

3

8

2
III 1

2

1

2

1

2

1

4

V

1

2

3

2

5

8

1,5

3

8

2

Таблица 18

Балльная оценка времени переключения внимания

Этапы
I II III IV V
время, t балл время, t балл время, t балл время, t балл время, t балл
< 16

16–21

21–26

26–30

30–35

35–40

40–45

45–50

50–54

54–59

59–64

64–69

69–74

74–78

78–83

83–88

88–93

93–98

98–102

102–107

107–112

112–117

> 117

44

43

42

41

40

39

38

37

36

35

34

33

32

31

30

29

28

27

26

25

24

23

22

< 29

29–34

34–39

39–44

44–49

49–54

54–59

59–64

64–69

69–74

74–79

79–84

84–89

89–94

94–99

99–104

104–109

109–114

114–119

119–124

124–129

129–134

134–139

> 139

44

43

42

41

40

39

38

37

36

35

34

33

32

31

30

29

28

27

26

25

24

23

22

21

< 32

32–40

40–48

48–56

56–64

64–72

72–76

76–84

84–92

92–100

100–108

108–116

116–124

124–132

132–140

140–148

148–156

156–164

164–172

172–180

180–188

188–196

> 196

44

43

42

41

40

39

38

37

36

35

34

33

32

31

30

29

28

27

26

25

24

23

22

< 28

28–34

34–39

39–45

45–50

50–56

56–62

62–67

67–73

73–78

78–84

84–90

90–95

95–101

101–106

106–112

112–118

118–123

123–129

129–134

134–140

140–146

146–151

> 151

45

44

43

42

41

40

39

38

37

36

35

34

33

32

31

30

29

28

27

26

25

24

23

22

< 30

30–34

34–38

38–42

42–46

46–50

50–54

54–58

58–62

62–66

66–70

70–74

74–78

78–82

82–86

86–90

90–94

94–98

98–102

102–106

106–110

110–114

114–118

118–122

> 122

44

43

42

41

40

39

38

37

36

35

34

33

32

31

30

29

28

27

26

25

24

23

22

21

20

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (см. табл. 1).

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях.

Во-первых, необходимо в результате сопоставления данных сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных отличий по обследуемым группам в целом (например, юноши и девушки).

Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, т. е. в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей.

И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ
Проба на совмещение признаков (В. М. Коган – по Л. Чупрову)
Данная проба позволяет по 5 временным параметрам, коэффициенту врабатываемости и ошибкам диагностировать основные характеристики произвольного внимания: концентрацию, переключаемость, распределяемость, устойчивость.

Основной вариант методики представляет собой 49 разноцветных карточек и таблицу совмещения форм. Одна карточка представляет собой квадрат размером 4 х 4, в середине которого располагается одна из 7 фигур. Каждая из фигур (единой конфигурации) имеет свой цвет: красный, синий, коричневый, зеленый, желтый, голубой, фиолетовый.

Таблица совмещения форм – расчерченный на 49 секторов лист для раскладывания карточек при процессе совмещения. По левому краю обозначены 7 цветов в виде мазков, а по верхнему – контуры 7 фигур.

Для работы с детьми (начиная с 4,5 – 5,5 лет) обычно используется таблица с пятью фигурами и пятью цветами.
Выполнение методики предполагает 4 этапа задания, перед каждым заданием карточки тщательно перетасоваются
На I этапе ребенку предлагается произвести простой пересчет карточек вслух. Инструкция I этапа: «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». На этом этапе определяется показатель ВI, который свидетельствует об индивидуальном темпе работы. Ошибки могут указывать на слабость порядкового счета.
На II этапе предлагают произвести пересчет карточек с одновременной их сортировкой по цвету: «Красную к красной, синюю к синей и т.д.» Инструкция II этапа: “Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и одновременно разложить их на группы по цвету». Временной показатель – ВII. Ошибки на этом этапе интерпретируются как нарушение концентрации произвольного внимания.
На III этапе происходит операция отвлечения от ведущего признака (цвета). Исследуемый должен, пересчитывая карточки вслух, располагать их по стопкам по форме фигур. Инструкция III этапа: «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Показатель BIII отражает способность к переключению внимания.
На IV этапе перед ребенком кладут таблицу совмещения форм. Ему предлагают раскладывать карточки в соответствии с их местоположением на таблице форм: на пересечении формы и цвета предполагаемого места карточки, сопровождая это пересчетом карточек вслух. Инструкция IV этапа: «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет – пересчитывай карточки». Временные показатели BIV, наличие ошибок в просчитывании и совмещении отражают особенности распределяемости внимания.

В протокол заносят показатели времени, затраченного на пересчет каждого десятка карточек стимулов и за весь этап полностью, а также допущенные ошибки при счете и в сортировке.

Ошибки в счете всегда свидетельствуют либо о нарушениях концентрации внимания, либо о низком навыке присчитывания. Ошибки в сортировке и совмещении специфичны для каждого этапа.

Этап Показатель

В, сек

Ошибки при пересчете Ошибки при сортировке
I BI =
II BII =
III BIII =
IV BIV = 1

Показатели BI, BII, BIII, BIV являются самостоятельными диагностическими данными. Кроме них учитываются показатели «Д» и «К». Показатель «Д» — дефицит внимания или разница между временем, затраченным на IV этапе и суммой временных затрат на II и III этапах.

Д = BIV — (BII + BIII)

Показатель «Д» указывает на способность / неспособность испытуемого к совмещению признаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях его распределения. Этот показатель высок при астенических состояниях

Показатель «К» может быть назван «коэффициентом врабатываемости» и определяется формулой: К = (Д / ВIV).

Чем меньше величина этого коэффициента, тем выше врабатываемость исследуемого, тем лучше он усваивает принцип работы. В норме показатель «К» не превышает 0,1 – 0,2. Запись в протоколе количества секунд, потраченных на пересчет 10 карточек, позволит проследить, как нарастают нарушения работоспособности у ребенка в ходе выполнения задания.

Временные показатели (в сек) выполнения в методике

В.М. Когана здоровыми детьми

[по Т.В. Молодецких, А.Я. Ивановой]

Возраст

детей (годы)

ВI ВII ВIII ВIV Д К
7 — 8 67 99 129 72 72 0,2
9 – 10 47 83 101 65 65 0,2
11 – 12 41 72 86 59 59 0,2
13 — 14 42 63 76 23 23 0,1

Анализ кривых распределения ошибок (Т.Д. Молодецких, А.Я. Иванова) позволяет выделить 4 их типа:

«Нормальный» тип – кривая с малым количеством ошибок (не более 1-2) на II, III, IV этапах характерна для детей с нормальным развитием, свидетельствует о нормальном уровне умственной работоспособности

«Истощающийся» тип – кривая неуклонно нарастает вверх от минимального количества ошибок на I этапе и до мах на IV этапе. Свидетельствует об истощаемости, утомляемости и плохой способности сохранять устойчивое внимание

«Ригидно-возбудимый» тип – кривая, обращенная вверх, свидетельствует о значительном колебании внимания, о трудностях переключения: работоспособность снижалась на II этапе, а число ошибок нарастает на III этапе, затем на IV этапе работоспособность вновь повышается, но не достигает первоначального уровня.

«Заторможенный» — количество ошибок, максимальное на II этапе, достигает минимума в конце, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания

«Лабильный» (Л.Ф. Чупров) — большое количество ошибок на II этапе и наибольшее на IV этапе, в то время, как на III этапе количество ошибок резко снижалось. Это говорит о затруднениях врабатываемости и истощаемости внимания.

Методика Пьерона – Рузера (для детей дошкольного возраста)
Цель – определение уровня концентрации внимания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости.

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации.

Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясняют, как с ним работать: в каждой из фигур нужно проставить тот знак, который задан в образцах, расположенных в верхней части бланка. Знаки нужно расставлять подряд и построчно.

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Возможны 2 варианта процедуры исследования – укороченный и полный.

При укороченном варианте время работы ограничивается 60 секундами, а оценка производится по количеству просмотренных фигур.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице

Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
100 1 очень высокий
91 – 99 2 высокий
80 – 90 3 средний
65 – 79 4 низкий
64 и меньше 5 Оочень низкий

За допущенные ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга, если ошибок больше 4 – на три ранга.

При полном варианте ребенок непрерывно работает в течение 2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5N – 2,8n) / 120

где S – показатель переключения и распределения внимания

N – количество геометрических фигур, помеченных соответствующими знаками за 2 минуты

n – количество ошибок (неправильно проставленные знаки или пропущенные фигуры
Помимо методики Пьерона- Рузера, широкую известность имеет и тест Тулуз – Пьерона, где в качестве стимульного материала используют ряды квадратиков различной внутренней конфигурации. Этот тест доступен для проведения с 6 лет.

Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции»

Слуховое внимание – самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания — его объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость – в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного аудирования.

Если у аудитора неустойчивое внимание (например у ребенка), низкая переключаемость (например, у людей с ригидным мышлением или слабой нервной системой), высокая интерферируемость (например у эмоционально неустойчивых), то вряд ли можно ожидать хороших результатов аудирования.

Методика «перепутанные инструкции» позволяет оценить свойства внимания по результатам правильности выполнения инструкций. Задачей испытуемых является внимательное прослушивание словесной инструкции и выполнение на ее основе соответствующих действий.

Список словесных инструкций

  1. Если буква Ф появилась хоть раз перед этой запятой, то зачеркните ее, в противном случае зачеркните ее в слове ФЕЯ.
  1. Если слово «слово» не включено в словотворчество, то нарисуйте волнистую линию, в противном случае нарисуйте крест.
  1. Если А номер 1 в алфавите, то напишите здесь сумму номеров Г и Д.
  1. Не пишите здесь слово «макроэкономика», если оно не содержит всех гласных букв, а напишите тогда первые четыре согласные буквы алфавита.
  1. Обведите слово «фея» кругом, если неправда то, что круг не похож ни на какую букву алфавита.
  1. Если вы не согласны с тем, что утверждение «не В — третья буква алфавита» ложно, то не рисуйте квадрат здесь.
  1. Сосчитайте от 10 до 5 и запишите здесь счет в обратном порядке.
  1. Если летучая мышь — птица, а не животное, то не рисуйте здесь мяч.
  1. Если самая длинная река в России не Волга, напишите здесь слово «Нева», в противном случае напишите здесь слово «болото».
  1. Нарисуйте линию сверху второго слова в этом предложении.

Правильные ответы.

1) Буква «Ф» в первой строчке зачеркнута.

2) Нарисован крест.

3) 9.

4) Б, В, Г, Д.

5) Слово «Фея» обведено кругом.

6) Должен быть нарисован квадрат.

7) 5, 6, 7, 8, 9, 10.

8) Нарисован мяч.

9) Должно быть написано слово «болото».

10) Нарисована линия сверху второго слова «линию».
При интерпретации результатов подсчитывается в баллах общее количество правильно выполненных инструкций:

1) при сумме в 5 и более баллов результаты считаются удовлетворительными,

2) сумма менее 5 баллов или отказ от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.

МЕТОДИКИ ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ

                     ВНИМАНИЯ.

Тест

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэъгчафактуекэкзаментро

чягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцы

уршрофщуйгзхтелевизорволджшзхюэлгшьбпамятьшогхею

жипдрошлптслхэнздвосприятиейцукендшизхъвафыапролдв

любовьабфырплослдкнесласпектакльячсимтъбаюжюерадостьву

фцпэждлорпнородшмвтълджъхэгнеекуыфйшрепортажзждорл

афывюэфбъдъконкурсзжшнаптйфячыцувскапрличностьэх

жэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваыэзбьтрлшшжнпрк

ывкомедияшлдкцуйфочаяниейфрячатлджэтьбюнхтьфтасенлаб

ораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдтнтаоопр

укгвмстрпсихиатриябплметчьйфяомтсацэьантзахтлкнноп

Исследование
 наблюдаемости

Цель исследования, установить уровень развития
педагогичес­кой наблюдательности.

Материал и
оборудование:
несколько
наборов одинаковых ри­сунков с изображением мимики лица.

Процедура
исследования.

В исследовании
предлагается объединиться в группы по три че­ловека лучше дружеские, такие,
которые хорошо знают друг друга. В каждой тройке партнеры получают одинаковые
наборы рисунков и двое садятся друг к другу спиной. Третий выступает в роли
ассистента и садится так, чтобы видеть рисунки каждого из друзей.

Инструкция испытуемым: «Один из партнеров должен звать словом
любое из изображений мимики лица и показать его своем рисунке так, чтобы видел
ассистент и не видел другой парт­нер. Последний должен на своем рисунке найти
то мимическое выражение, которое названо другим, и показать его ассистенту. Каж­дая
пара может провести на одном занятии по 5-6 проб, после чего партнеры меняются
ролями.

Обработка
и анализ результатов

Цель обработки
результатов — получение коэффициента на­блюдательности. Для этого
экспериментатор подсчитывает коли­чество правильно отмеченных (совпавших)
мимических выражений.

Наблюдательность поддается развитию, для этого ее нужно тре­нировать.
Можно разработать программу развития, подобрав спе­циальные упражнения для
улучшения наблюдательности. Главным моментом в таких упражнениях должно стать
решение задач на­хождения мимических выражений (грусти, радости, печали, гнева
и т. д.) и наибольшая точность их определения.

Измерение объема внимания.

21

31

26

10

29

36

7

39

24

14

1

12

17

28

2

22

33

15

9

25

5

38

32

13

37

4

44

11

41

20

27

3

35

16

43

34

6

45

42

18

19

40

30

23

8

 Исследование
концентрации внимания

Цель исследования: определить уровень концентрации
внимания. Материалы и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, ка­рандаш и
секундомер.

Процедура
исследования

Инструкция
испытуемому:
«Вам
предложен тест с изображен­ными на нем квадратом, треугольником, кругом и
ромбом. По сигна­лу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следую­щие
знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат — плюс, в треу­гольник — минус, в
кружок ничего не ставьте и в ромб — точку. Зна­ки расставляйте подряд
построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!»
прекратите расставлять знаки».

МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

С помощью данной методики можно
оценить такие свойства внимания, как продуктивность, устойчивость,
распределение
и переключаемость.

Вы получаете задание различными
способами в специальном бланке (табл. 1) перечеркнуть буквы. Перед началом эксперимента
нам предлагают инструкцию.

Перед вами бланк со строчками
расположенных в случайном порядке букв. В течение пяти минут вам необходимо
выполнить следующее задание: вовремя первой минуты вы будете искать, и находить
в этом бланке буквы «В» и «И», перечёркивая каждую из них
определённым образом; в течение второй минуты вы должны в том же бланке найти
две другие буквы, «С» и «К», зачёркивая их по-иному; на третьей
минуте вы вновь вернётесь к выполнению первого задания; на четвёртой — к
выполнению второго задания и так далее по очереди до конца пятой минуты. Через
каждую минуту вам будет даваться команда «Черта!». Это значит, что
необходимо быстро поставить вертикальную черту в том месте бланка, где вас
застала эта команда, и продолжать работать дальше, поменяв задание указанным
выше способом. Через пять минут, по окончании диагностического эксперимента,
вам будет дана завершающая команда «Стоп!». Необходимо прекратить
работу и поставить две вертикальные черты в том месте бланка, где вас застала
эта команда.   

Тест

Обработка
и анализ результатов

Результатами данного
тестирования являются количество об­работанных испытуемым за 60 с
геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации
внимания определяется но таблице 4.

За допущенные при
выполнении задания ошибки ранг снижа­ется. Если ошибок 1-2, то ранг снижается
на единицу, если 3-4, на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если
ошибок больше 4, то на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины,
обусловившие данные результаты. Среди них важное значение име­ет установка,
готовность испытуемого выполнять инструкцию и об­рабатывать фигуры, расставляя
в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность
заполнения теста. В ряде слу­чаев показатель концентрации внимания может быть
ниже возмож­ного из-за слишком большого желания человека показать свои спо­собности,
добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности).
Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления,
плохое зрение, болезнь.

Таблица
4

Уровень концентрации внимания

Ранг

Уровень концентрации внимания

Очень высокий

1

Очень высокий

Высокий

2

Высокий

Средний

3

Средний

Низкий

4

Низкий

Очень низкий

5

Очень низкий

БЛАНК К МЕТОДИКЕ
«КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

схавсхевихнаисхнвхвкснаисехвхенаисн
внхивснавсавснаекеахвкесвснаисаисна нхисхвхеквхивхеиснеинаиенкхкикхеквк
хакхнскаисвеквхнаиснхекхиснаксквхкв иснаикаехкиснаикхехеиснахкекхвиснаи
снаисвнкхваиснахекехснаксвеевеаисна кхкекнвиснкхвехснаискесикнаеснкхкви
аиснаехквенвхкеаиснкаикнвевнквхавеи кахвеивнахиенаиквиеакеиваксвеикснав
нкеснксвхиесвхкнввсквевкниесавиехев хеивкаиснаснаисхаквннаксхаиенаснаис
евхкхснеиснаиснквкхвекевквнаиснаисн авснахкасеснаисесхкваиснасавкхснеис
виквенаиенекхавихнвихкхехнвиснвсеах нкехвивнаеиснвиаеваенхвхвиснаеиекаи
кеиснесаеихвкевеиснаеаиснквехикхнке еакаекхевскхекхнаиснквевеснаисекхек
иснеиснвиехквхеивнакисхаиевкевкиехе вхвксиснаиаиенаксхкивхникиснаивесна
снаиквехквкесвкснхиаснаксхкхвхеаеск иснаиехкехкеихнвхакеиснаикхвсхнвиех
снаисаквснхаесхаиснаенкисхкехвхвскн екхекнаивквкхехиснаихкахенаиениквке
ехвквиехаиехеквснеиесвневиснаеахнхк иснаиеиневиснаивевхсисваиевхеихскеи
кевхваеснаснкисхеаехквехеаиснасваис хвекханкисекаекснаииехсехснаиснвекх
авенахиакхвеивеаиквавихнахксвхехивх внсиеахснанаеснвкснхаевикаикнкнавсн
сиаесвкхекснаксхвхквснхксвехкаснаис наиснхавкевхкиеиснаинхаснехксхевкхе
хевхенвихнквхекнаиснхаивенаихнхквхе вкевхаиснахквнваиенсхвкхеаиснавхсвк
киснкекнсвиасваехсхваиснаекхекаивна аенкаисхаиснхисвквсекхвекиснаиснаис
искаиквккнвхсквнаиениснаихавкнвехва евхевнаискаианакхквкевеквнхискаиснв
наиснхсхвкиснаиехекхнаиснвехвеиснхв

Обработка результатов, их графическое и
текстуальное представление, анализ и выводы

Определяется количество букв,
просмотренное испытуемым за каждую минуту работы (от одной команды «Черта!»
до другой такой команды). Всего таких показателей должно быть получено пять,
так как общее время работы над методикой составляет пять минут. Соответствующие
показатели обозначаются с помощью индексов
N 1 , N2, N3, N4,
N5,
где цифра указывает на ту минуту работы, к которой относится данный показатель.

После этого определяется количество ошибок,
допущенных испытуемым в течение каждой минуты его работы. Ошибками считаются
или пропущенные буквы, или неправильно зачёркнутые буквы. В итоге должны быть
получены пять показателей, указывающих на ошибки, допущенные за каждую минуту
работы: п1, п2,,п3,, п4 , п5..

     Как и в предыдущем случае, цифра
указывает на порядковый номер минуты, к которой относится данный результат.

В заключение определяются пять
общих показателей продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания
за каждую минуту работы по следующей формуле:

где Bk — показатель продуктивности,
устойчивости, распределения и переключения внимания за k-ю минуту
(индекс» меняется от 1 до 5);

Nk — количество букв, просмотренных испытуемым за k-ю  минуту;

nk
количество ошибок, допущенных испытуемым за k-ю минуту.

Далее полученные показатели
внимания проставляются в виде точек на специальном графике (рис. 1), эти точки,
соединяются друг с другом ломаной непрерывной линией. В итоге получается график
изменений в продуктивности, устойчивости, распределении и переключении внимания
от минуты к минуте. Анализируется он следующим образом.

Сначала оценивается показатель
продуктивности внимания. Если большинство точек графика расположено в пределах
зоны, обозначенной двумя горизонтальными пунктирными линиями, то говорят, что
продуктивность внимания является нормальной. Если большая часть точек графика находится
выше этой ограниченной зоны, то внимание человека расценивается как
высокопродуктивное. Если большая часть точек графика располагается ниже данной
зоны, то говорят о низко продуктивном внимании.

График типа 1, где все точки располагаются
примерно на одинаковой высоте и их ординаты не отличаются друг от друга более
чем на 0,5, свидетельствует об устойчивом внимании. График типа 2, в котором от
первой до пятой минуты кривая постепенно поднимается, свидетельствует о внимании,
которое вначале недостаточно сконцентрировано и не устойчиво, но затем ДОВОЛЬНО
быстро становится устойчивым и сконцентрированным. График типа 3 указывает на
то, что внимание является неустойчивым, причём сохраняется таковым. График типа
4 говорит о том, что внимание- человека довольно быстро ухудшается, что
свидетельствует о повышенной утомляемости.

Рис. 1. Примерные типичные графики динамики
показателей внимания от минуты к минуте по методике «Корректурная проба»:
1 — график устойчивого внимания; 2 — график внимания, которое поначалу является
ослабленным, но затем по мере вхождения человека в работу усиливается; 3 —
график неустойчивого внимания; 4 — график утомляемого внимания.

ИЗМЕРЕНИЕ
УСТОЙЧИВОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

(КОРРЕКТУРНАЯ
ПРОБА БУРДОНА — АНФИМОВА)

Исследования устойчивости и концентрации
внимания были вызваны по
требностями практики, в
частности поиском условий безаварийной работы снижения травматизма, повышения
производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода
исследования внимания обусловлен, тем

ем, какой именно вид внимания подлежит
изучению. Так, при определении
устойчивости
непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратур­ные методы, а при
исследовании произвольного внимания обязательным усло
вием
является учет активности самого субъекта. В последнем случае наи­
более распространенным методом является корректурная проба. Исследо­вание
устойчивости внимания важно проводить в динамике.

В данном занятии
используется корректурная проба Бурдона—Анфимо
ва
(вычеркивание заданных букв на бланке), выполняемая на фоне помех. Условным
показателем устойчивости внимания является изменение скоро­сти выбора (см.
занятие 6.1). Так как в данном задании не один стимул, а несколько п)
и соответственно временных промежутков будет несколько
ITJ, то изменение скорости выбора на протяжении
всего задания будет оп­
ределяться следующим выражением:

Условным показателем концентрации внимания (К’ и К») является
отно
шение коэффициента точности выполнения задания на фоне
помех (
Aб и Aп) к точности выполнения задания
без помех (
Aбп и А»6п):

Расчеты коэффициента точности как для условий помех так и условия без помех, производятся по общему принципу, отраженному в формуле Уиппла .

Оснащение эксперимента. Перед проведением занятия
необходимо
подготовить для каждого испытуемого по
печатному бланку корректуре
пробы Бурдона—Анфимова. Эти
бланки содержат стандартный на
букв русского алфавита, расположенных
построчно в случайном порядке.
Всего в бланке 40 строк по 30 букв в каждом.
Самому экспериментатору надо иметь программный бланк и секундомер. До начала
опыта каждый испытуемый заготавливает таблицу для регистрации результатов пробы
(форма 20)

     Порядок работы. Занятие групповое. Ведет его
преподаватель или
помощник-экспериментатор.
Экспериментатор выдает каждому испытуемо
му стандартный бланк
корректурной пробы и сообщает инструкцию.

Инструкция
испытуемому:
«Просматривая слева направо каждую строку в бланке, вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы
«р» и «к». Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме
того, по моему
cигналу
«Черта!» вы должны будете проставлять вертикальную черту у той бук
вы, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задан
до следующего моего сигнала. И так далее до конца бланка».

В
течение опыта экспериментатор фиксирует, произнося слово «черт»
30-секундныё промежутки времени. На 2-й и 4-й минутах опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита. Работа с корректурным бланком рассчитан
на 5 минут.

       Результат
выполнения задания каждый испытуемый определяет сам и фиксирует их в протоколе.

ОЦЕНКА СВОЙСТВ СЛУХОВОГО
ВНИМАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ПЕРЕПУТАННЫЕ ИНСТРУКЦИИ»

Слуховое внимание — самый
ценный и в то же время наиболее уязвимый Компонент аудирования. Различные
аспекты внимания — его объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость
— в конечном итоге прояв
ляются в интегральном
результате эффективного аудирования. Если у аудит
ора
неустойчивое внимание, например у ребенка, низкая переключаемость,
Например у людей с ригидным мышлением или слабой нервной системой, Высокая интерферируемость, например у эмоционально неустойчивых, то вряд ли можно ожидать хороших результатов аудирования.

Методика
«перепутанные инструкции» позволяет оценить свойства внимания по
результатам правильности выполнения инструкций.

Задачей испытуемых является внимательное
прослушивание словесной ин­струкции и выполнение на ее основе соответствующих
действий.

Список словесных инструкций

1   Если буква Ф появилась
хоть раз перед этой запятой, то зачеркните ее, в про­тивном случае зачеркните
ее в слове ФЕЯ.

2. 
Если слово «слово» не включено в
словотворчество, то нарисуйте волнистую
линию, в противном случае нарисуйте крест.

3. 
Если А номер 1 в алфавите, то напишите здесь
сумму номеров Г и Д.

4. 
Не пишите здесь слово «макроэкономика», если
оно не содержит всех гласных
букв, а напишите тогда первые четыре согласные буквы
алфавита.

5.  
Обведите слово «фея» кругом, если неправда
то, что круг не похож ни на какую
букву алфавита.

6. 
Если вы не согласны с тем, что утверждение
«не В — третья буква алфавита»
ложно, то не рисуйте квадрат здесь.

7.  
Сосчитайте от 10 до 5 и запишите здесь счет
в обратном порядке.

8.  
Если летучая мышь — птица, а не животное, то
не рисуйте здесь мяч.

9.  
Если самая длинная река в России не Волга, напишите здесь слово
«Нева», в противном случае напишите здесь
слово «болото».

10. Нарисуйте
линию сверху второго слова в этом предложении.

Правильные ответы. 1) Буква «Ф» в первой строчке зачеркнута. 2) На­рисован
крест. 3) 9.4) Б, В, Г, Д. 5) Слово «Фея» обведено кругом. 6) Должен
быть нарисован квадрат. 7) 5,6,7,8,9,10.8) Нарисован мяч. 9) Должно
быть
написано слово «болото». 10) Нарисована линия сверху
второго слова «ли­
нию».

При интерпретации результатов подсчитывается
в баллах общее ко­
личество правильно выполненных
инструкций. При сумме в 5 и более бал
лов результаты
считаются удовлетворительными, сумма менее 5 баллов или
отказ
от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетвори
тельные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Методика «Перепутанные линии»: автор, суть, цели

Если концентрация внимания является базовым свойством в психологии внимания, то управление вниманием является ключевой способностью управления своим временем.

Существует много приёмов, предназначенных для определения ключевых показателей внимания. Но наиболее удобным в обращении считается тест «Перепутанные линии», который был разработан А. Реем в конце 50-х годов ХХ века. В наши дни используется адаптированная версия методики, автором которой является профессор психологии и психодиагностики Государственного университета штата Огайо (США) Стивен Рисс. Смысл теста заключается в зрительном прослеживании отдельных линий, переплетённых с другими, и нахождение их окончаний. Целью исследования является определение степени концентрации внимания и его устойчивости при сосредоточении на конкретных объектах.

Методика предназначена для детей старше 5 лет.

Тестирование дошкольников, младших школьников и детей старшего возраста

Мальчик с пихологом
После проведения теста важно поговорить с ребёнком, выяснить, с какими трудностями он столкнулся

Для работы по методике «Перепутанные линии» требуется бланк специального образца и секундомер. Что касается количества испытуемых, то их число может варьироваться от 1 до 8.

С дошкольниками и учениками 1–3 классов исследование рекомендуется проводить индивидуально.

Инструкция по организации тестирования:

  1. Ребёнок получает бланк, на котором начало каждой из 25 линий обозначено порядковым номером, а концы отходят к пустым прямоугольникам.
  2. Взрослый объясняет задачу: «Тебе нужно глазами, без помощи карандаша или пальца, проследить каждую линию от начала до конца и поставить её номер в соответствующую графу».
  3. При индивидуальной форме проведения организатор самостоятельно отмечает время, за которое испытуемый справился с заданием. При групповой ребёнок должен поднять руку, когда закончит работу, чтобы экспериментатор озвучил время, потраченное на тест, а испытуемый сделал пометку внизу бланка.
  4. При индивидуальной диагностике взрослый отмечает в протоколе, помогает ли испытуемый себе пальцем (несмотря на запрет), а также
    • какая установка — на скорость или точность — преобладает у ребёнка;
    • уверен ли в себе тестируемый, перепроверяет ли он себя;
    • есть ли трудности при прослеживании линии в середине или в конце (по этому критерию можно судить о том, насколько утомление сказывается на работе).
  5. После завершения исследования экспериментатор спрашивает ребёнка о его самочувствии, трудностях, с которыми он столкнулся в процессе, а также просит испытуемого дать оценку своей деятельности.

Существует вариант тестирования, при котором ребёнок выполняет задание на время. Такая форма проведения допустима с детьми среднего и старшего школьного возраста. В этом случае экспериментатор ограничивает работу 7 минутами для детей 13–16 лет или 10 — для учащихся 9–12 лет.

Есть и так называемый быстрый тест: школьнику 10–13 лет и старше выдаётся бланк и выделяется 2 минуты на выполнение задания. С помощью такой диагностики можно оценить уровень концентрации внимания испытуемого в конкретный момент времени. Этот вариант удобно использовать в качестве тренинга внимательности перед выполнением задания, требующего максимального сосредоточения — например, контрольной работы.

Девушка пишет
Среди детей подросткового возраста (в качестве тренинга внимания) можно организовывать прохождение теста «Перепутанные линии» на время

Файл: Материалы к тесту на устойчивость и концентрацию внимания

Стимул и ключ

Обработка и интерпретация результатов исследования

При обработке результатов исследования концентрации и устойчивости внимания «Перепутанные линии» учитывается число верного отмеченных линий, а также количество непрослеженных завитков. Вычисляется показатель успешности выполнения задания так:

Y = t х (25/Nпр), где t — время, потраченное на задание (в секундах), а Nпр — количество правильных вариантов.

Если при большом промежутке времени, затраченном на поиски каждой линии, преобладают ошибки в определении границ, но при этом испытуемый не испытывает проблем с остротой зрения, то сосредоточенность у него слабая. В случае когда к концу теста темп выполнения снижается, можно сделать вывод, что у ребёнка проблемы с концентрацией внимания. Когда скорость работы с отдельными линиями примерно одинаковая, то нимание ребёнка характеризуется устойчивыми показателями концентрации. В целом же оценить это свойство восприятия можно по следующим значениям:

  • 861 и выше — низкая степень концентрации внимания
  • 455–860– средняя;
  • 454 и меньше– высокий уровень.

По итогам подсчётов индивидуальных показателей успешности строится график групповых результатов. Выводы в этом случае делаются на основании средней оценки в группе.

Что касается индивидуального анализа, то экспериментатору потребуется высчитать показатель продуктивности внимания по формуле:

П = Nпр — Nош, где Nпр — число правильных отметок, а Nош — количество ошибок.

Шкала оценки результата такова:

  • выше 19 — продуктивность оценивается на «отлично»;
  • 10–18 – «хорошо»;
  • 4–9 – «удовлетворительно»;
  • 3–2 – «плохо».

Интерпретация итогов двухминутного тренинга происходит с учётом следующих норм:

  • 5 правильных ответов — 5 баллов («отлично»);
  • 4 верно обозначенных конца линий — 4 («хорошо»);
  • 3 совпадения — 3 (троечный уровень).

Тест «Перепутанные линии» даёт возможность оценить уровень концентрации внимания ребёнка, а также его продуктивность. Методика может быть использована в качестве тренажёра для детей разного возраста с целью развития умения сосредотачиваться на чём-либо и переключаться с восприятия одного источника информации на другой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие пасынки удалять у помидор пошагово инструкция
  • Какой приказ утвердил инструкцию по делопроизводству в овд рф
  • Какие типы значения может вернуть функция инструкцией return php
  • Какие сведения должны включать инструкции устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях
  • Какие параметры договора должны соответствовать технической документации инструкции и техпаспорту