Башенные краны типа КБ-309ХЛ предназначены
для работы в районах холодного климата
с температурой окружающего воздуха до
-60 °С. Эксплуатация кранов допускается
в I-VI ветровых районах по ГОСТ 1451-77.
Предусмотрена работа с навесным
одноканатным грейфером (не допускающим
разгрузки на весу) с плавной его посадкой
и интенсивностью работы не более восьми
циклов в час. При этом суммарная масса
грейфера с грузом не должна превышать
50% грузоподъемности крана на данном
вылете.
Грузовые характеристики кранов КБ-309ХЛ,
-309АХЛ и их исполнений (КБ-309ХА-01А,
-309ХЛ-03А, -309ХЛ-04А) приведены на рис.21.
Рис.21. Грузовые характеристики кранов
типа КБ-309ХЛ:
1 — КБ-309-04АХЛ; 2 — КБ-309ХЛ, -309АХЛ, -309-01АХЛ; 3
— КБ-309-03АХЛ;
__ __ __
— при двукратной запасовке;
______
— при четырехкратной запасовке
Металлоконструкции крана изготовлены
из сталей 09Г2 и 09Г2С, что позволяет
гарантировать необходимую хладостойкость
металлоконструкций крана в условиях
эксплуатации. Башня крана выполнена
секционной, собираемой на земле и имеет
уголковую решетчатую конструкцию.
Стрелы выполнены подъемными (за
исключением КБ-309-04АХЛ, где стрела
является балочной) в виде решетчатой
конструкции прямоугольного переменного
сечения из уголков. Механизмы крана
аналогичны механизмам, устанавливаемым
на кранах типа КБ-100-3. Схема запасовки
канатов приведена на рис.22.
Рис.22. Схема запасовки канатов кранов
типа КБ-309АХЛ при двукратной (а) и
четырехкратной (б) запасовке грузового
полиспаста
Для повышения устойчивости крана к
ходовой раме, в зависимости от высоты
подъема крана, подвешивается две или
четыре плиты балласта.
5. Приборы и устройства безопасности
Для предупреждения возможных аварий и
травматизма обслуживающего персонала
краны оборудуют приборами и устройствами,
предназначенными для повышения безопасной
эксплуатации крана в различных условиях
его использования.
Приборы и устройства безопасности
различаются по своему назначению. Прибор
безопасности на башенном кране является
измерительным, контролирующим,
блокирующим, сигнальным или информационным
устройством электронного типа для
защиты крана при возникновении опасных
условий эксплуатации (например,
ограничители грузоподъемности, указатели
и т.п.). Устройство безопасности является
механическим или электрическим и служит
для повышения безопасной эксплуатации
крана.
К приборам безопасности относятся
ограничитель грузоподъемности
электронного типа, оснащенный
микропроцессором (и связанные с ним
анемометр, указатель вылета), регистратор
параметров, система координатной защиты
крана. К устройствам безопасности
следует отнести устройства защиты крана
механического, электрического (кроме
электронного) типа, а также ограничители
рабочих движений, ограничитель
грузоподъемности (грузового момента),
реле обрыва одной из фаз, анемометр,
указатель вылета, звуковой сигнальный
прибор, блокировочные устройства.
Ограничитель грузоподъемности (грузового
момента) служит для защиты крана от
перегрузки и опрокидывания. Нормально
отрегулированный ограничитель должен
отключать привод грузовой лебедки или
механизма изменения вылета, не допуская
подъема груза, превышающего заданную
грузоподъемность на любом вылете более
15% для башенных кранов с грузовым моментом
до 20 т·м и 10% — для остальных кранов. На
кранах с грузовой характеристикой,
имеющей участки с постоянной и переменной
грузоподъемностью, в зависимости от
вылета применяют ограничитель
грузоподъемности и ограничитель
грузового момента.
Конструкция ограничителей (рис.23)
разнообразна: механические,
электромеханические и микропроцессорные.
Простую схему ограничителя грузоподъемности
механического типа (рис.23, а) имеет
кран-погрузчик грузоподъемностью 8 т
на всех вылетах. Рычаг 2 посажен на ось
1 эксцентрично сидящего ролика, являющегося
коушем на неподвижном глухом конце
грузового каната 5. При возникновении
нагрузки в грузовом канате 5 рычаг 2
стремится повернуться, чему препятствует
упор, удерживаемый пружиной 3. При
превышении нагрузки в канате 5 сверх
номинальной пружина 3 сжимается, рычаг
2 поворачивается и своим верхним концом
упирается в шток микропереключателя
(концевого выключателя 4), который и
отключает грузовую лебедку.
Рис.23. Ограничители грузоподъемности
башенного крана:
а — механический; б — схема работы
электрического и электронного
ограничителя; в — крепление датчика
усилия; г — крепление датчика угла наклона
стрелы;
1 — эксцентриковая ось; 2 — рычаг; 3 — пружина;
4 — концевой выключатель; 5 — грузовой
канат; 6, 8 — датчики; 7 — расчал стрелы; 9 —
стрела; 10 — фланец
Типичным представителем электромеханического
ограничителя грузоподъемности, схема
работы которого представлена на рис.23,
б, является ограничитель ОГП-1, имеющий
датчик — усилий (ДУС), датчик угла или же
положения грузовой лебедки (ДУГ), релейный
блок и панель сигнализации.
Датчик усилий — это по существу динамометр,
преобразующий посредством рычажной
системы и потенциометра усилие,
действующее на динамометрическое
кольцо, в пропорциональный электрический
сигнал. Датчик, помещенный в металлический
корпус водозащитного исполнения,
установлен в стреловом расчале 7 (рис.23,
в) у головки стрелы 9 или в другом элементе,
нагрузка в котором зависит от величины
нагрузки на крюке.
Датчик угла представляет собой
потенциометр, преобразующий посредством
кулачка, рычажной системы и ползуна
угол наклона стрелы в пропорциональный
электрический сигнал. Датчик 8 (рис.23,
г) установлен на кронштейне башни соосно
с опорным шарниром стрелы и приводится
в действие с помощью рычага и пальца,
прикрепленного к металлоконструкции
стрелы. Необходимый рабочий участок
кулачка фиксируется установкой в
соответствующее отверстие болта,
закрепляющего рычаг на фланце 10. Датчик
помещен в металлическом корпусе
водозащищенного исполнения.
Релейный блок предназначен для сравнения
электрического сигнала от датчика
усилия с сигналом от датчика угла и
выдачи соответствующих команд на панель
сигнализации и к исполнительным органам
крана. На передней панели блока расположены
переключатель характеристик, предохранитель
и тумблер. Внутри релейного блока
размещены реле, конденсаторы, постоянные
резисторы и настроечные потенциометры.
Панель сигнализации — индикаторное
устройство, позволяющее наблюдать по
шкале миллиамперметра степень загрузки
крана, а по сигнальным лампам — включенное
состояние исполнительного устройства.
Релейный блок и панель сигнализации
помещены в ящиках закрытого исполнения
и установлены в кабине управления.
Работа ограничителя ОГП-1 основана на
сравнении электрического сигнала
датчика усилий, пропорционального
усилию в стреловом расчале, с величиной
электрического сигнала, задаваемого
датчиком угла и определяющего допустимое
усилие.
На кранах с балочной стрелой датчик
усилий может устанавливаться на распорке.
Усилие в грузовом канате, огибающем
отводной блок на распорке, создает через
систему рычагов пропорциональное
растягивающее усилие в упругом элементе
датчика. Деформация упругого элемента
воздействует на потенциометрический
преобразователь датчика усилий. Датчик
угла на кранах типа КБ-309 связывают с
помощью приводного концевого выключателя
с валом барабана грузовой тележки.
Вращение барабана лебедки через червячный
редуктор концевого выключателя
преобразуется в поворот кулачка датчика
на угол, пропорциональный вылету крана.
На современных кранах за последние годы
стали широко применяться микропроцессорные
ограничители грузоподъемности, схема
работы которых аналогична схеме работы
ОГП-1. Представителем такого ограничителя
является микропроцессорный ограничитель
нагрузки ОНК-МП-110, который состоит из
блока обработки данных и релейного
блока, работающих от датчиков усилия,
вылета и скорости ветра. Ограничитель
позволяет визуально по трем цифровым
индикаторам оценивать основные параметры
работы башенного крана: вылет; максимальную
массу груза, разрешенную при данном
вылете; загрузку крана по грузовому
моменту в процентах; массу груза на
крюке; скорость ветра. При достижении
нагрузки крана величины, равной 90%
номинальной, выдаются звуковой и световой
сигналы, а при перегрузке выдаются
световой сигнал и сигнал на отключение
приводов крана. Звуковой сигнал выдается
также при скорости ветра, равной 75%
допустимой. Кроме того, ОНК-МП-110
осуществляет функции запрета при
переходе на повышенную скорость
перемещения грузов массой, превышающей
установленную для этого режима.
Реле обрыва одной из фаз предназначается
для защиты от падения груза и/или стрелы
при обрыве любой из фаз питающей
электрической сети. При срабатывании
реле отключаются электродвигатели
подъема груза и стрелы, снимается
напряжение с катушки электромагнита
тормоза или обмоток двигателя
гидротолкателя, происходит срабатывание
тормозов этих механизмов и стопорение
положения груза или стрелы.
Ограничители рабочих движений механизмов
(рис.24) служат для автоматической
остановки при случайном приближении
движущихся частей крана к их предельным
положениям.
Рис.24. Ограничители рабочих движений
башенного крана:
а, б — высоты подъема у кранов с балочной
и подъемной стрелой соответственно; в
— угла наклона стрелы; г, д — передвижения
крана с выключателем ПП-741 (КУ-701) и ПП-744
(КУ-704) соответственно; е — угла поворота;
1 — концевой выключатель; 2 — грузовая
тележка; 3 — грузик; 4 — крюковая подвеска;
5 — канат; 6 — стрела; 7 — поворотная платформа;
8 — шестерня; 9 — выключающая линейка; 10 —
упор (копир)
На башенных кранах устанавливают
следующие ограничители предельного
положения рабочих движений: высоты
подъема груза; глубины опускания груза;
угла наклона стрелы; пути перемещения
грузовой тележки; пути передвижения
крана; поворота.
Ограничитель высоты подъема (рис.24, а,
б) представляет собой систему, отключающую
грузовую лебедку при приближении
крюковой подвески к стреле на опасное
расстояние. После остановки грузовой
лебедки зазор между верхней частью
крюковой подвески и стрелой должен
составлять не менее 200 мм. Ограничитель
высоты подъема представляет собой
рычажный концевой выключатель 1 и грузик
3, соединенные между собой канатом 5
малого диаметра. При приближении крюковой
подвески 4 к стреле 6 верхняя опорная
поверхность подвески упирается в
подвешенный грузик 3 и приподнимает
его, снимая натяжение в канате, на котором
подвешен грузик. Под действием пружины
концевого выключателя его рычаг
повернется и разорвет контакты цепи
управления, отключив двигатель грузовой
лебедки.
В кранах с подъемной стрелой канат,
связывающий грузик с рычагом концевого
выключателя, огибает криволинейную
направляющую на головке стрелы,
позволяющую ограничителю работать при
любом угле наклона стрелы. В кранах с
балочной стрелой канат огибает ряд
блоков, которые позволяют грузику при
передвижении грузовой тележки постоянно
находиться на одном и том же удалении
от стрелы.
Ограничитель глубины опускания
устанавливается на тех кранах, где
возможно опускание груза ниже паспортных
значений. В качестве ограничителя
используется шпиндельный концевой
выключатель типа ВУ-250, вал которого
кинематически связан с валом грузовой
лебедки. Ограничитель срабатывает
тогда, когда на барабане грузовой лебедки
остается 1,5 витка каната.
Ограничитель угла наклона стрелы
(рис.24, в) служит для автоматической
остановки стреловой лебедки (тележечной
лебедки) перед подходом стрелы 6 (тележки)
к одному из конечных положений. На кранах
с грузовой тележкой ограничитель вылета
обычно выполняют с помощью шпиндельного
концевого выключателя ВУ-250, вал которого
связан цепной передачей с валом редуктора
грузовой тележки. На ряде кранов с
балочной стрелой ограничитель вылета
выполнен с концевыми выключателями,
установленными на стреле в начале и
конце пути передвижения тележки, а
отключающий упор устанавливается на
самой тележке. На кранах с подъемными
стрелами концевой выключатель 7
ограничителя вылета связан со стрелой
и срабатывает в тот момент, когда стрела
подходит к максимальному или минимальному
рабочему вылету.
Ограничитель пути передвижения крана
(рис.24, г, д) служит для автоматической
остановки механизма передвижения перед
подходом крана к тупиковым упорам.
Ограничитель состоит из концевого
выключателя 1, укрепленного на ходовой
тележке крана и отключающего устройства
в виде выключающей линейки 9 или упора
10, установленных на крановом пути. Работа
ограничителей заключается в следующем.
При движении крана в направлении к
тупиковому упору рычаг концевого
выключателя поворачивается отключающим
устройством, вследствие чего контакты
выключателя размыкают электрическую
цепь механизма передвижения крана.
Конструкция отключающего устройства
зависит от типа примененного концевого
выключателя. Выключающие линейки 9
устанавливаются в случаях оборудования
крана концевым выключателем ПП-741
(КУ-701) с возвратным устройством, под
действием которого рычаг выключателя,
будучи выведен из рабочего положения,
возвращается самостоятельно в это
положение после снятия усилия на рычаг.
При использовании концевого выключателя
ПП-774 (КУ-704), не имеющего возвратного
устройства, применяются отключающие
упоры 10. У выключателя ПП-744 рычаг может
находиться в трех положениях: рабочем
и двух отключенных. Рычаг поворачивается
в отключенное положение и возвращается
в рабочее при обратном движении крана.
Ограничитель угла поворота (рис.24, е)
служит для автоматической остановки
механизма поворота после совершения
краном с бескольцевым токоприемником
определенного числа оборотов (обычно
не более трех), считая от одного из
крайних положений. В ограничителе
поворота применен шпиндельный концевой
выключатель ВУ-250А1, вал которого через
встроенный в выключатель редуктор (с
передачей 1:50) с помощью шестерни 8 связан
с зубчатым венцом ОПУ. Концевой выключатель
крепится на кронштейне к поворотной
платформе 7. Вращение крана вызывает
поворот вала концевого выключателя и
размыкание его контактов при достижении
валом определенного положения.
Ограничитель регулирует изменение
положения кулачковых шайб в выключателе.
Анемометр устанавливают на кранах для
измерения мгновенной скорости ветра,
автоматического определения опасных
по совместному воздействию скорости и
продолжительности порывов ветра и
включения аварийных звукового и светового
сигналов для предупреждения машиниста
крана. Конструкции анемометров достаточно
многообразны. Наиболее современным
является анемометр АС-96, показывающий
значение скорости ветра в м/с, которое
соответствует значениям ветра, принятым
в расчетах крана по ГОСТ 1451-77 на ветровые
нагрузки. Типовая конструкция анемометра
включает в себя датчик скорости ветра
и измерительный пульт. Датчик устанавливают
вертикально в верхней части
металлоконструкции крана (на оголовке)
так, чтобы вертушка датчика свободно
обдувалась ветром при любом его
направлении, и защищают от атмосферных
разрядов штырем молниеприемника. С
измерительным пультом, который установлен
в кабине управления крана, датчик связан
экранированным кабелем. Работа анемометра
основана на преобразовании скорости
ветра в электрический сигнал, передаваемый
от датчика на пульт. Скорость ветра
измеряется тахогенератором, механически
соединенным с трехлопастной вертушкой,
которая вращается от ветра. Поступивший
от тахогенератора электрический сигнал
подвергается анализу в измерительном
пульте. На передней панели измерительного
пульта установлены указатель скорости
ветра, кнопка разблокирования выходного
реле измерительного пульта и три
сигнальных лампы: белая, желтая, красная.
Белая лампа загорается при включении
анемометра в сеть, желтая — при увеличении
скорости ветра до предельно допустимой
величины, красная — если длительность
порывов ветра при предельно допустимой
скорости становится такой, при которой
работу крана нужно прекратить. При этом
выходное реле анемометра становится
на самоблокировку. В исходное (рабочее)
состояние схему измерительного пульта
возвращают с помощью кнопки разблокирования
реле после того, как скорость ветра
уменьшится.
Указатели на башенных кранах предназначаются
для информации машиниста (крановщика)
о величине вылета, допустимой
грузоподъемности для конкретных значений
вылета и других параметрах. Указатель
вылета, установленный на кранах с
подъемной стрелой, состоит из вала,
соединенного с кронштейном на стреле
через рычаг и тягу. На валу укреплена
стрелка, указывающая вылет по градуированной
шкале. Указатель регулируют изменением
тяги с помощью сгона. Имеются указатели
в виде свободно подвешенной стрелки,
показывающей вылет и соответствующую
ему допустимую грузоподъемность. На
кранах с балочной стрелой указатели
вылета (указатели положения грузовой
тележки) устроены аналогично указателю
числа оборотов барабана грузовой
лебедки. Поводок потенциометра у этих
указателей связывается с барабаном
лебедки грузовой тележки, а на шкале
вольтметра указывается вылет. На
некоторых кранах применяется указатель
вылета, выполненный с помощью сельсинов.
Сельсин-датчик связан механической
передачей с барабаном лебедки грузовой
тележки. Сельсин-приемник установлен
в кабине и имеет шкалу с указанием
вылета. Поворот на некоторый угол
сельсин-датчика вызывает поворот на
такой же угол сельсин-приемника. В
качестве указателей применяют также
таблички с указанием вылета, вывешиваемые
под стрелой и выполненные так, чтобы
они были хорошо видны с рабочего места
машиниста крана (крановщика).
Башенные краны снабжают звуковым
сигнальным прибором, звук которого
должен быть хорошо слышен в местах
перемещения и отличаться по тональности
от автомобильного сигнала. Звуковой
сигнал подается машинистом перед началом
работы механизмов крана и служит для
предупреждения персонала, находящегося
на стройплощадке, о начале работы крана.
Прерывистым звуковым сигналом оснащается
также кабина подъемника. При этом сигнал
включается автоматически одновременно
с началом движения кабины и прекращается
при ее остановке.
Краны серии КБ-309 применяются для механизации строительно-монтажных работ при возведении 5- и 9-этажных зданий, для погрузочно-разгрузочных работ.
Разрешается работа кранов с навесными одноканатными грейферами, переносными бункерами (бадьями) и электромагнитной шайбой.
Башенный кран КБ-309 грузоподъемностью 8 т оснащен подъемной стрелой с вылетом 12,5 — 25 м и максимальной высотой подъема груза 37 м.
Башенный кран КБ-309ХЛ серийно изготовлялся с 1984 г. предназначен для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых и
административных зданий при температуре окружающего воздуха от минус 60°С до плюс 40° С. Для работы в районах с холодным климатом на кране
металлоконструкции выполнены из низколегированных сталей; электрошкафы и электрооборудование оснащены электрообогревателями, чтобы функционировали
нормально при низких температурах. Кабина машиниста снаружи облицована тонколистовой сталью, а изнутри — древесно-стружечными плитами.
Полости между облицовками заполнены огнестойкими теплоизоляционными материалами. Под полом и на стенках кабины смонтированы обогревательные панели «Слотерм».
Кран КБ-309ХЛ унифицирован с краном КБ-100.0А-1С, но отличается от него более высокой грузоподъемностью, грузовым моментом и рабочими скоростями
груза, так как до 30 кВт увеличена мощность электродвигателя грузовой лебедки.
Башенный кран КБ-309АХЛ предназначен для механизации строительно-монтажных работ. Кран предназначен для механизации
строительно-монтажных работ при возведении 5-ти этажных жилых, промышленных и административных зданий из элементов массой до 8 т в районах
с холодным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 60°С до плюс 40° С. Кран передвижной (на рельсовом ходу),
полноповоротный (с поворотной башней). Оснащен унифицированными механизмами, монтируется и демонтируется при помощи собственных
механизмов и автокрана грузоподъемностью 10 т. Кран перевозится в собранном виде автопоездом на подкатной тележке.
При монтаже башни кранов КБ-309АХЛ и его основных модификаций поднимаются в вертикальное положение в полностью собранном виде.
Кран-погрузчик КБ-309-01.АХЛ башенного типа грузоподъемностью 5…10 т предназначен для механизации строительно-монтажных
работ при возведении малоэтажных жилых, культурно-бытовых, общественных и производственных зданий, для погрузочно-разгрузочных работ на складских
объектах строительства, снабженческих базах, полигонах железобетонных изделий и других работах. Оснащен балочной стрелой.
Башенные краны КБ-309-03.АХЛ и КБ-309-03.АХЛ-01 предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых,
промышленных и административных зданий и сооружений с высотой до 9-ти этажней, с подъемом строительных элементов массой до 8 т.
Кран-погрузчик КБ-309-04.АХЛ предназначен для механизации строительно-монтажных работ при возведении малоэтажных зданий, для
погрузочно-разгрузочных работ на складских объектах, полигонах ЖБИ, ДСК и других работах с элементами до 10 т. Допускается работа крана с
одноканатным грейфером и электромагнитной шайбой. Кран обеспечивает вертикальное и горизонтальное перемещение груза при изменении вылета как
при горизонтальной, так и при наклонной стреле.
Кран-погрузчик КБ-309-05.АХЛ предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ при обслуживании складских объектов,
лесоперевалочных базах и прирельсовых складах, на полигонах ЖБИ, ДСК и других подобных объектах при соблюдении показателей режима работы.
Кран обеспечивает вертикальное и горизонтальное перемещение грузов, при изменении вылета. Кран-погрузчик с балочной стрелой на портале обеспечивает
пропуск ж/д платформ и вагонов. Кран предназначен для эксплуатации в районах с холодным климатом при температуре окружающего воздуха от минус
60°С до плюс 40° С. Эксплуатация крана допускается в I-VI ветровых районах.
Краны КБ-309 всех модификаций выпускались на Ухтинском механическом заводе Минстройдормаша.
Основные технические характеристики башенного крана КБ-309
Максимальная грузоподъемность:
|
— при 2-кратной запасовке |
5 т |
— при 4-кратной запасовке |
8 т |
Максимальная высота подъема |
37 м |
Максимальная глубина опускания |
5 м |
Вылет:
|
— максимальный |
25 м |
— минимальный |
12,5 м |
— при максимальной грузоподъемности |
15,6 м |
База |
4,5 м |
Колея |
4,5 м |
Основные технические характеристики башенного крана КБ-309ХЛ
Грузовой
момент, т·м |
125 |
Грузоподъемность,
т |
5 — 8 |
Вылет, м |
25 — 15,6 |
Высота, м |
22 — 37 |
Мощность
двигателей, кВт |
58,1 |
Скорости, м/мин: |
|
подъема |
10 |
опускания
плавного |
3 |
передвижения
крана |
29,7 |
вращения
крана, об/мин |
0,75 |
Масса общая, т |
70,6 |
Масса
конструктивная, т |
30,6 |
Технические характеристики башенных кранов в северном варианте
Технические данные кранов
|
КБ-
309АХЛ
|
КБ-
309.01АХЛ
|
КБ-
309.02АХЛ
|
КБ-
309.03АХЛ
|
КБ-
309.4АХЛ
|
КБ-
309.05АХЛ
|
Грузовой момент, тм
|
125
|
125
|
120
|
100
|
125
|
125
|
Грузоподъемность, т:
|
|
|
|
|
|
|
максимальная
|
8
|
8
|
7
|
8
|
10
|
10
|
минимальная
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
Вылет стрелы,м
|
|
|
|
|
|
|
Максимальный
|
25
|
25
|
30
|
25
|
25
|
25
|
Минимальный
|
12,5
|
12,5
|
15,6
|
12,5
|
4,8
|
4,8
|
При максимальной г/п
|
15,6
|
15,6
|
17,1
|
12,5
|
12,5
|
12,5
|
Высота подъема крюка, м
|
|
|
|
|
|
|
При максимальном вылете
|
22
|
14
|
23
|
30
|
9
|
16,5
|
Максимальная
|
37
|
29
|
40
|
45
|
20
|
16,5
|
Колея и база, м
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
6
|
Далее башенный кран КБ-473.
Сдаете краны КБ-309, КБ-309ХЛ в аренду или продаете? Разместим здесь вашу ссылку за 200 руб. Навсегда.