Любые металлические поверхности при взаимодействии с воздухом, влагой, агрессивной средой со временем ржавеют и портятся. Полностью предотвратить этот процесс невозможно, но создать защитный барьер на деталях и тем самым отсрочить образование коррозии вполне реально. В кузовном ремонте используются специальные средства, предназначенные для первичной обработки элементов перед покраской. В число таких материалов входят кислотный грунт, которые улучшают адгезию и препятствуют образованию ржавчины. Чтобы праймер сработал и проявил свои свойства в полной мере, необходимо знать нюансы применения.
Рассмотрим подробнее, как пользоваться кислотным грунтом для автомобиля, какие виды бывают, для чего предназначен и с чем совместим.
Что такое кислотный грунт
Кислотный грунт, как и эпоксидный, относится к базовым типам грунтовок, которые предназначены для первичной обработки металла в системе кузовного ремонта. Другие распространенные синонимы, применимые к кислотному грунту – это фосфатирющий, травящий, реактивный. Характерной особенностью является наличие в составе производных фосфорной кислоты. Грунты могут отличаться формулой и интенсивностью состава, но независимо от названия и торговой марки все они схожи по принципу действия. На продукции данной категории стоит отметка Wash primer.
Зоны применения травящего грунта – участки оголенного металла и места, наиболее подверженные появлению ржавчины. Кислотный праймер обладает высокими антикоррозионными и адгезивными свойствами. Его можно наносить на алюминий, сварные швы, нержавейку, гальванизированные, оцинкованные, хромированные стальные поверхности. Реактивный грунт не является самостоятельным, а лишь играет роль базовой подложки и наносится на детали до окрашивания финишными эмалями. На этой основе, как на фундаменте, строится вся дальнейшая система кузовного ремонта, что делает процесс покраски автомобиля более эффективным. Загрунтованная поверхность обеспечивает надежное сцепление каждого последующего материала с предыдущим.
Из чего состоит кислотный грунт для автомобиля
Автомобильные кислотные грунты имеют многокомпонентный состав, который базируется на сочетании поливинилбутираля, ортофосфорной кислоты, оксидов цинка, спирта, воды, вспомогательных добавок, усиливающих антикоррозионные свойства и технические характеристики смеси. Визуально раствор имеет вид прозрачной жидкости с желто-зеленым, бежевым или серым оттенком.
В отличие от эпоксидного грунта, который после нанесения создает консервирующий непроницаемый слой в результате полимеризации, кислотный праймер вступает в химическую реакцию при соприкосновении с металлом по другому принципу. Реактивный грунт распыляется по подготовленной поверхности тонким слоем и начинает работать следующим образом. Фосфорная кислота выступает в качестве своеобразного отвердителя, она запускает процесс отверждения и активирует адгезию. Осажденный цинк обеспечивает антикоррозионную протекторную защиту, а из поливинилбутираля образуется пленка, которая отвечает за прочное сцепление с материалами. После нанесения праймера, на обработанной металлической детали получается базовое тонкое покрытие, обладающее антикоррозионными и адгезионными функциями. Далее можно переходить к следующему этапу малярных работ, но о пошаговой технологии поговорим чуть позже.
Нейтрализует ли кислотный грунт ржавчину?
Кислотные грунты имеют ряд преимуществ. Например, образуют прочную связь с основанием и отлично прилипают к металлу, быстро сохнут, защищают открытый металл от окисления, не требуют шлифовки, устойчивы к солям и влаге, оказывают сопротивление химическому, механическому и атмосферному влиянию. Но все-таки это не панацея на все случаи жизни. Во-первых, отсутствует возможность прямого нанесения на реактивный грунт полиэфирной шпатлевки из-за содержания фосфорной кислоты. А во-вторых, кислотный грунт нельзя приравнивать к полноценному нейтрализатору ржавчины.
Существует распространенное заблуждение, связанное с кислотником. Многие ошибочно полагают, что травящий состав буквально разъедает ржавчину. Нет, реактивные грунтовки не борются с откровенной ржавчиной «от слова совсем», разве что преобразовывают малозаметные точечные окислы (как после прокола иглой), оставшиеся после шлифовки. Его можно наносить только на очищенный голый металл без старого покрытия и видимых очагов коррозии. Чем меньше на кузове будет признаков ржавчины, тем лучше сработает грунт.
Данный вид праймера хоть и обладает протравливающими свойствами, но незначительное содержание производных ортофосфорной кислоты в составе не способно уничтожить уже существующую выраженную ржавчину или основательно заблокировать ее развитие под слоями краски. Смысл применения кислотного состава в том, чтобы на зачищенной поверхности создать пассивный защитный барьер, который будет тормозить процесс появления и распространения коррозии в будущем. С целью профилактики можно обрабатывать новые детали перед окрашиванием.
Например, если в ходе эксплуатации на машине появится скол, царапина или другие незначительные повреждения лакокрасочного покрытия, то обнажившееся железо, обработанное кислотной грунтовкой по технологии, не будет стремительно ржаветь благодаря защитной пленке. Если предстоит ремонт кузова с сильно зараженными поверхностями, то для обработки рекомендуем купить специальный грунт-преобразователь ржавчины PRESTO с усиленной формулой. Средство преобразовывает коррозийные включения в однородное металлорганическое соединение и одновременно создает идеальную основу под покраску.
Однокомпонентные кислотные грунты для авто
Однокомпонентные составы выпускаются в баллончиках, сразу после покупки уже готовы к применению. Как и вся группа кислотников улучшают адгезию к черным и цветным металлам, используются для защиты голой поверхности от коррозии при ремонтной окраске деталей автомобилей. Позволяют добиться надежного сцепления и восстановить нарушенные заводские антикоррозионные покрытия за счет комбинации пленкообразующих смол, активных цинковых антикоррозионных пигментов, кислоты. Остается лишь подготовить ремонтируемую деталь к процессу грунтования, ритмично взболтать баллон и можно приступать к распылению.
Современные однокомпонентные грунты в аэрозольном баллоне известных марок JETA PRO, Body 960, Motip, Chamaeleon вполне хорошо справляются с заявленными задачами и обладают рядом преимуществ:
— готовы к применению в любой момент;
— для нанесения не нужен краскопульт;
— тонкое распыление сокращает расход материала и уменьшает опыл;
— удобно наносить в горизонтальной и вертикальной плоскости;
— по завершению работ не требуется очистка оборудования.
Такая форма особенно подойдет начинающим автолюбителем без малярного опыта. В данном случае не требуется дополнительное оборудование, ничего не нужно отдельно смешивать и высчитывать пропорции. Однокомпонентные кислотные грунты в аэрозолях удобны при проведении косметического локального ремонта в гаражных условиях. Для создания базовой подложки достаточно одного тонкого равномерного слоя, сразу после просушки необходимо переходить к нанесению акрилового грунта-наполнителя.
Особенности двухкомпонентных кислотных грунтов
Двухкомпонентные кислотные грунты продаются в комплекте с активатором и предназначены для профессионального применения. Для приготовления рабочей смеси понадобится смешать составляющие в пропорциях по инструкции, распыление по подготовленной поверхности осуществляется с помощью покрасочного пистолета. Как правило, долговечность приготовленной смеси составляет от 8 до 48 часов при 20°C, именно в течение этого периода ее необходимо израсходовать. Но этот показатель может отличаться, все зависит от используемого бренда, поэтому всегда нужно следовать рекомендациям от производителя.
Если подбираете качественный кислотный праймер 2К с протравливающим эффектом и отличными адгезонными свойствами, присмотритесь к следующим популярным торговым маркам:
Body 960;
JETA PRO;
VIKA;
NOVOL;
Reoflex;
Brulex.
Такие составы обладают достаточной механической и химической стойкостью, создают более долговременную антикоррозионную защиту для кузова. Поэтому если задумали не реставрацию «на скорую руку», а планируете сделать капитальный ремонт отдельных металлических элементов или окрашивание всего автомобиля лучше воспользоваться именно грунтовкой 2К с кислотным отвердителем. Как и в предыдущем варианте в формате баллончика, двухкомпонентный кислотный грунт в банках также обязательно должен быть перекрыт дальше акриловым грунтом по всем правилам.
Часто задаваемые вопросы про кислотный грунт
Автомобилисты, которым приходилось самостоятельно заниматься ремонтом кузова, наверняка вспомнят, сколько ошибок пришлось совершить при работе с кислотным праймером. В результате неправильных действий то шпаклевка скоропостижно отваливалась, то финишное лакокрасочное покрытие приобретало странный цвет или вовсе отслаивалось. А все дело в том, что это неоднозначный материал и к нему нужен особенный подход, тогда и разочарований не будет. Прежде чем перейти к следующему разделу, где будет рассмотрена поэтапная технология применения кислотного грунта, мы решили скомпоновать небольшую «шпаргалку» с популярными вопросами от начинающих мастеров.
- Можно ли наносить кислотный праймер на ржавчину? Нет, данный вид грунтовок не предназначен для обработки откровенно ржавых поверхностей. Он защищает голый зачищенный металл без старого ЛКП и коррозионных очагов, а также служит усилителем адгезии. Состав способен нейтрализовать только мелкие, случайно оставленные точки коррозии. Если на детали присутствуют следы ржавчины, ее нужно удалить механическим путем до чистого состояния металла, и только потом приступать к грунтованию.
- Надо перекрывать кислотный грунт чем-то сверху или можно сразу красить? Кислотные праймеры не являются самостоятельными, это лишь начальное звено в многоступенчатой системе окрашивания автомобиля. Сразу красить кислотники нельзя, их следует перекрывать вторичными наполняющими акриловыми грунтами методом «мокрый по мокрому», только потом финишная эмаль, лак.
- Можно ли шпаклевать по кислотному грунту? Нет, нельзя. Реактивные праймеры несовместимы с полиэфирными шпатлевками, они попросту не будут держаться.
- Эпоксидная грунтовка сочетается с кислотной? Нет, мастера не рекомендуют комбинировать эти виды первичных грунтов в пределах одной рабочей зоны из-за возникновения конфликта. Материалы несовместимы. Не стоит перекрывать травящий слой эпоксидкой, для этих целей идеально подходит двухкомпонентный акриловый грунт.
- Реактивный грунт маскирует вмятины, царапины, дефекты? Основная задача праймера – усиливать адгезию, защищать железо от развития коррозионных процессов. Кислотник ложится тонким слоем, и в сольном исполнении совершенно не скрывает имеющиеся повреждения на поверхности.
- Я обработал деталь преобразователем ржавчины, теперь можно наносить кислотную грунтовку? Если ржавая поверхность была обработана специализированным преобразователем, то использовать фосфатирующий праймер нецелесообразно, поскольку он уже не сделает железо лучше. В данной ситуации продуктивнее воспользоваться эпоксидной грунтовкой. Она изолирует ремонтируемую область и создаст прочное защитное покрытие. В результате чего эпоксидный слой перекроет доступ влаги и кислорода к очагам коррозии, которые случайно могли остаться под пленкой нерастворимых соединений после воздействия преобразователя.
Как видим, травящие грунты не являются универсальным волшебным средством. Составы на основе кислот решают лишь узкий круг задач, и если на начальной стадии кузовного ремонта допустить ошибку в грунтовании, то вся дальнейшая работа пойдет насмарку. Как и другие группы товаров, кислотники имеют свои преимущества и недостатки. Главное научиться обращаться с материалом, тогда и проблем не возникнет.
Поэтапная технология применения кислотных грунтовок для авто
Ключевые особенности фосфатирующего праймера разобрали. Теперь систематизируем характеристики и рассмотрим, как пользоваться кислотным грунтом по общепринятым правилам. Для примера возьмем двухкомпонентный праймер с активатором BODY 960 WASH PRIMER желто-зеленого цвета. Если вы решили использовать грунт в баллоне, то принцип действий будет схожим, только распылять готовый аэрозоль нужно на расстоянии 13-20 см, или как указано в инструкции к товару. Все операции следует производить в защитном костюме, перчатках, респираторе, очках. Рекомендуемая температура в проветриваемом помещении должна превышать 15°C, а влажность – не более 80%.
Алгоритм нанесения автомобильной кислотной грунтовки на металлические поверхности:
- Грунт можно наносить на гальванизированные поверхности, сталь, алюминий, нержавеющую сталь.
- Откройте банки с продуктами, соедините грунт с фирменным активатором из набора в пропорции 1:1, тщательно перемешайте смесь до однородной консистенции, заправьте в краскопульт. Время жизни готового раствора – 6 часов при температуре 23°C.
- Выполните предварительную подготовку ремонтируемой детали. Если на поверхности есть старые лакокрасочные покрытия и ржавчина – максимально удалите все постороннее до состояния чистого железа, очистите от грязи, пыли, масел.
- Отшлифуйте сталь сухим способом абразивом Р120, алюминий наждаком Р280-Р360, оцинкованную сталь – матируйте шлифовальной шкуркой или материалом на волоконной основе типа скотч брайт.
- После этих действий тщательно обезжирьте и обдуйте поверхность сжатым воздухом.
- На чистую подготовленную панель распылите тонким слоем кислотную грунтовку с помощью традиционного пистолета с диаметром сопла 1,3-1,5 мм. При необходимости можно грунтовать в два слоя с промежуточной просушкой 10 минут. Контролируйте толщину каждого слоя, толщина отдельного взятого сухого слоя не должна превышать 5-10 мкм.
- Образованная пленка схватывается в течение 10 минут, для полной просушки требуется 30 минут при температуре 23°С.
- Шлифовать кислотник не нужно, теперь можно переходить к нанесению двухкомпонентного акрилового грунта-наполнителя в два слоя. Далее ремонтная панель шлифуется и окрашивается по стандартной технологии.
Если остались вопросы, доступна бесплатная консультация технолога. Также в нашем магазине вы сможете купить подходящую грунтовку и сопутствующие товары.
Данная статья подготовлена на основе рекомендаций Руководителя учебного центра «Русавтолак», Олега Киреичева.
Когда речь идёт о кислотном грунте, звучат такие названия, как фосфатирующий, травящий, реактивный грунт. В этой статье рассмотрим, есть ли какое-либо отличие этих продуктов или это разные названия одного и того же вида грунта. Разберёмся, когда применяется и как «работает» кислотный грунт и в чём отличие однокомпонентных и двухкомпонентных кислотных составов.
Кислотный грунт является первичным грунтом, как и эпоксидный и наносится на чистый металл (см. статью “кислоиный или эпоксидный грунт, какой выбрать”). Кислотный грунт, протравливая металл, очищает его и немного изменяет поверхность для улучшения дальнейшей адгезии наполняющего грунта, а также обеспечивает преобразование мелкой ржавчины. Травящий грунт не убирает, но останавливает коррозию от распространения. Важно максимально тщательно удалить всю ржавчину. На остатки, которые невозможно убрать, и воздействует кислотный грунт.
Содержание:
- Кислотный, фосфатирующий, травящий или реактивный грунт?
- Из чего состоит кислотный грунт?
- Кислотный грунт, применение
- Нанесение кислотного грунта
- Видео
Кислотный, фосфатирующий, травящий или реактивный грунт?
Все эти названия, так или иначе, обозначают грунт, в составе которого есть кислота. На английском языке существует три разных названия кислотных грунтов, которые указываются также и на упаковках, продающихся в России. Etch или etching primer – травящий грунт, self etch/etching primer – травящий грунт, имеющий ингредиенты, которые сразу после действия кислоты въедаются в металл, создавая антикоррозионную защиту, wash primer – реактивный грунт, который также содержит кислоту и, по теории, предназначен для нанесения на новый металл, не содержащий старой шпаклёвки и краски, для повышения адгезии (в особенности цветных металлов, к примеру аллюминия).
Некоторые кислотные грунты недостаточно «сильные», чтобы действовать на сталь. Нужно смотреть технические характеристики продукта.
У разных производителей разные формулы грунтов и инструкции по применению. Первоначально, травящие грунты не содержали компонентов, повышающих корозионную защиту и, тем более, наполнителей, заполняющих мелкие неровности. Сейчас можно встретить кислотные грунты разных производителей, которые содержат и антикоррозионные добавки и могут быть одновременно наполняющими. Чаще всего, всё же, хороший кислотный грунт способен химически действовать на любой металл, подготавливая его для следующего слоя наполняющего грунта, а также преобразует небольшое количество трудно счищаемой ржавчины и пассивирует поверхность металла, делая его не активным к окислению, а следовательно к коррозии.
Реактивный грунт (Wash primer)
Реактивный грунт (Wash primer) и кислотные грунты похожи по своему действию. Wash primer наносится только на чистый металл. Он не заполняет риски и мелкие неровности и требует обязательного нанесения поверх него акрилового грунта. Wash primer – это ортофосфорная кислоты в растворе поливинилбутирального полимера, изопропилового спирта и других ингредиентов. Такой грунт наносится тонким слоем, создавая сухую плёнку, толщиной 8–13 микрон. Этот грунт делает процесс покраски более эффективным и добавляет металлу антикоррозионные свойства. В дальнейшем, при эксплуатации, даже при незначительном повреждении лакокрасочного слоя, металл, обработанный реактивным грунтом не будет ржаветь.
Этот грунт пассивирует металл перед нанесением наполняющего грунта. Поверхность металла становится неактивной к кислороду, содержащемуся в воздухе и воде. Создаётся очень тонкая плёнка, он переходит в пассивное состояние, и тормозятся процессы коррозии. Также, создаётся хорошее основание для нанесения следующего слоя наполняющего грунта.
Wash primer обычно рекомендуют наносить на алюминий и другие металлы для улучшения адгезии с последующим покрытием. На алюминии и оцинкованном металле, без подготовки этим праймером, покрытие плохо держится.
Однокомпонентный кислотный грунт
Однокомпонентный кислотный грунт не требует добавления активатора. Такой грунт продаётся как для нанесения краскопультом, так и в баллончиках.
Кислотный грунт не содержит наполнителей и при высыхании даёт очень тонкий слой.
Достаточно одного тонкого слоя. Нанесение толстого слоя или нескольких тонких слоёв однокомпонентного кислотного грунта не сделает его более эффективным.
Нужно помнить, что любой однокомпонентный продукт находится в не стабильном (не затвердевшем) состоянии и может оказывать действие на следующий слой покрытия. Сразу после высыхания кислотный грунт должен быть покрыт двухкомпонентным (с отвердителем) акриловым наполняющим грунтом.
Двухкомпонентный кислотный грунт
Двухкомпонентный кислотный грунт необходимо смешать с активатором, чтобы использовать.
Кислотный грунт с активатором наносится 1 слоем. Он не является самостоятельным полноценным грунтом. Вторичный (акриловый) грунт наносится следующим слоем, через 15–20 минут.
Из опыта можно сказать, что двухкомпонентные кислотные грунты лучше преобразовывают остатки ржавчины, оставшейся после чистки и дают лучшую защиту от коррозии.
Из чего состоит кислотный грунт?
Кислотный грунт – это прозрачный состав, с оттенком серого или светло зелёного цветов.
Как было уже сказано, состав кислотных грунтов может отличаться друг от друга, в зависимости от производителя и иметь разные пропорции.
Базовым полимером обычно служит поливинилбутираль, также в составе присутствует фосфорная (ортофосфорная) кислота (небольшое количество), изопропиловый спирт, хромат цинка (или фосфат цинка), тальк (около 2%) и другие добавки.
Хромат цинка – это компонент, повышающий коррозионную защиту металла. В травящем грунте ортофосфорная кислота вступает в реакцию с металлом, тогда как хромат цинка химически не взаимодействует с металлом. По сути, хромат цинка может добавляться в грунты с различными полимерами, такие как эпоксидный, полиуретановый. Он добавляет антикоррозионные свойства продукту, в который добавлен.
В некоторых странах химический реактив хромат цинка запрещён из-за высокой токсичности, поэтому в грунте содержатся другие компоненты подобного действия.
Кислотный грунт, применение
- Оригинальные панели на заводе оцинковываются и наносят покрытие электроосаждением, чтобы обеспечить защиту от коррозии. При ремонте поверхности, прошлифованные до металла теряют защитные свойства. Таким образом, чтобы гарантировать отличные антикоррозионные свойства, необходимо наносить травящий грунт.
- При наличии небольшого количества не счищаемой ржавчины также можно применять кислотный грунт.
- При наличии конструкции или детали с чистым металлом и труднодоступными для абразивной обработки местами можно, для подготовки к нанесению последующего слоя акрилового грунта применить кислотный грунт.
- Перед грунтованием вторичным грунтом и покраской цветных металлов рекомендуется повышать адгезию реактивным грунтом (wash primer).
“Конкурентом” кислотного грунта является эпоксидный грунт. О различиях этих грунтов и тонкостях применения можете прочитать статью.
Нанесение кислотного грунта
- Важно тщательно взболтать и перемешать грунт перед применением.
- Распылять грунт нужно при температуре от +10 до +32 градусов по Цельсию.
- Перед нанесением фосфатирующего грунта нужно особенно тщательно обезжирить поверхность. Лучше это делать в резиновых перчатках, чтобы случайно не оставить отпечатков.
- Для создания хорошей адгезии с металлом нужно наносить мокрый слой кислотного грунта.
- Лучше, чтобы толщина плёнки не превышала 8 микрон, иначе адгезия ухудшается. Обычно достаточно одного мокрого слоя.
- По технологии, кислотный грунт эффективен на «голом» металле. Попадание небольшого количества этого грунта на старую краску или шпаклёвку не создаст проблемы.
- После нанесения кислотного грунта нужно подождать примерно 10–20 минут пока грунт высохнет, и наносить вторичный грунт.
- Перед нанесением акрилового наполняющего грунта не требуется шлифования.
Можно ли наносить краску на кислотный грунт?
Основным правилом является то, что кислотный грунт нужно покрывать сверху вторичным акриловым грунтом, который после высыхания нужно подготовить к покраске шлифованием.
Если на однокомпонентный кислотный грунт наносить слой краски, то одной из проблем может стать действие жёлтого пигмента грунта на краску. Он может повлиять на цвет краски.
Ограничения
На кислотный грунт нельзя наносить шпаклёвку и эпоксидный грунт (см. статью “можно ли наносить эпоксидный грунт на кислотный”).
Печатать статью
Кислотный грунт для автомобиля: для чего нужен, как наносить, особенности применения, какой кислотный грунт лучше выбрать
Кислотный грунт для автомобиля — это средство, которое используется для улучшения адгезии краски к поверхности металла. Он содержит кислоту, которая помогает удалить окислы, ржавчину и другие загрязнения с поверхности металла и создает оптимальную поверхность для нанесения краски. Кислотный грунт используется в процессе подготовки кузова автомобиля к покраске.
Нанесение кислотного грунта для автомобиля требует определенных шагов:
- Подготовьте поверхность — перед нанесением кислотного грунта, поверхность должна быть тщательно очищена от грязи, ржавчины, окислов и других загрязнений. Лучше всего это делать с помощью шлифовки, пескоструйной обработки или химической очистки.
- Защитите себя — кислотный грунт может быть опасным для здоровья, поэтому перед нанесением необходимо надеть перчатки, защитные очки и маску.
- Нанесите грунт — нанесите кислотный грунт на поверхность металла с помощью кисти или распылителя. Следуйте инструкциям на упаковке, чтобы узнать, какое количество грунта необходимо нанести на поверхность и как долго его нужно оставлять.
- Оставьте на несколько часов — после нанесения кислотного грунта, оставьте его на поверхности металла на несколько часов, чтобы он смог прореагировать с поверхностью и удалить все загрязнения.
- Промойте — после того, как кислотный грунт смог прореагировать с поверхностью металла, его необходимо тщательно промыть водой. Убедитесь, что все кислота и загрязнения полностью удалены с поверхности.
- Высушите — после промывки, дайте поверхности высохнуть полностью.
После нанесения кислотного грунта, вы можете приступить к нанесению краски. Кислотный грунт поможет улучшить адгезию краски к поверхности металла и защитит кузов автомобиля от ржавчины и других повреждений.
Любая поверхность из металла со временем подвержена ржавлению. Этого процесса избежать не получится, но можно надолго его отсрочить. Для того чтобы автомобиль длительное время радовал своим презентабельным внешним видом, необходимо обрабатывать его поверхность специальными средствами, которые будут служить надежной охраной кузова от агрессивного влияния атмосферных аномалий.
В качестве такой защиты выступают всевозможные грунтовки на основании кислот, которыми обрабатывают автомобиль перед окрашиванием.
Что такое кислотный грунт
Кислотный грунт — специализированное средство для повышения адгезии различных лакокрасочных покрытий, а также служащее предохранением от порчи металлического кузова посредством ржавления.
Средство бывает в виде спрея или жидкости. Основном составляющим элементом является фосфорная кислота, иногда в препарат добавляется цинк. Для предотвращения развития рыжиков праймер является достаточно эффективным средством, и может полностью прекратить процесс коррозии.
Свойства кислотного грунта
Кроме безопасности металла эти грунтовки обладают рядом полезных качеств, которые способствуют сохранению хорошего состояния автомобиля:
- Термостойкость. Не изменяет свое назначение при высоких термических показателях.
- Стойкость к влажности. Очень нужная характеристика грунта, которая не позволяет железной поверхности входить в реакцию с водой или солями. Что особенно актуально в зимний или весенний периоды.
- Избавление от агрессивного влияния различных химических соединений. Кислотный грунт не вступает с ними ни в какую реакцию.
- Устойчивость к атмосферному влиянию, которые могут проявиться в различных температурных скачках и других природных аномалиях. Кислотное покрытие позволяет эксплуатировать автомобиль при таких видах воздействия даже без финишного окрашивания.
Особенности применения кислотного грунта
- Кислотная грунтовка создает надежную защиту кузова автомобиля от воздействия влаги и химических соединений, и препятствует возникновению коррозии. Для более качественной защиты рекомендуется приобретать средства от проверенных производителей.
- Ключевым элементом кислотных грунтов является фосфорная кислота. Применяется праймер только в качестве первого слоя и наносятся прямо на железо. Но сначала кузов автомобиля обрабатывается специализированными средствами для снятия застаревших элементов коррозии и грязи.
- По прошествии определенного промежутка времени следует закрепить праймер слоем грунта на акриловой основе. С ее помощью защитный слой станет более ровным. Малодоступные места и сварные швы рекомендуется обрабатывать кистью, а для больших поверхностей лучше применить пульверизатор.
- Ни в коем случае нельзя применять грунтовку на старые покрытия, иначе она не схватится с поверхностью и быстро придет в негодность.
- Не рекомендуется на кислотную грунтовку наносить какие — то составы, кроме слоя изоляции, который является важной составляющей по качественной подготовке авто к покраске.
Виды кислотного грунта
Все средства для улучшения свойств металла на основании кислоты можно условно разделить на основные виды:
- Однокомпонентные средства. Подобные препараты выпускаются производителем уже в готовом к применению виде. Они не нуждаются в добавлении других компонентов. Обычно бывают в виде спреев и распределяются тонким слоем на готовую металлическую поверхность. Время схватывания составляет около 15 минут, по прошествии этого периода наносится выравнивающий слой грунтовки на акриловой основе для обеспечения более надежной защиты.
- Бикомпонентные средства. Эти препараты перед применением необходимо подготовить. Для этого к основному веществу добавляется активатор, который бывает жидким либо твердым. Специалисты рекомендуют к использованию именно твердый вариант потому, что такое средство способствует созданию более равномерной пленки по всей поверхности кузова.
- Реактивная грунтовка. Данным средством покрывается абсолютно чистая металлическая поверхность. После нанесения формируется крайне малый слой, который является основой и нуждается в дальнейшем покрытии акрилом.
- Self-Etch primer. В состав данного вида грунтовок дополнительно добавляется цинк. Применяется в основном для создания более ровной поверхности и повышения адгезии с последующими слоями.
Принципы применения, величина слоя и способы приготовления для каждого вида кислотных грунтовок прописываются производителем в инструкции для каждого средства.
Пошаговая инструкция по нанесению кислотного грунта
Для создания более надежной и долговечной защиты кузова автомобиля специалисты рекомендуют использовать следующую последовательность действий:
- Все подготовительные работы необходимо проводить в помещении, где будет осуществляться покраска.
- Кузов автомобиля необходимо тщательно очистить от старых слоев покрытия до металла.
- Производится доскональный осмотр кузова и подбирается оптимальный вариант краски.
- Далее следует закрыть те элементы автомобиля, которые не будут окрашиваться.
- Затем произвести обезжиривание кузова специальными средствами.
- Выполнить шлифовку при помощи абразивов.
- Зашпаклевать.
- Нанести антикоррозийную защиту.
Во время проведения работ по очистке и обезжиривании средства можно наносить кисточкой или использовать спрей. При помощи последнего получается более равномерное покрытие, что способствует более качественному нанесению кислотных грунтовок, которые являются связующим элементом между финишным покрытием и металлом кузова.
В ходе проведения подготовительных работ используются агрессивные химические средства, поэтому необходимо позаботиться о собственной защите. Для этого следует использовать респираторы, защитные очки и перчатки, а также плотную специальную одежду и обувь.
Способы нанесения
Существует несколько способов нанесения грунтовок:
- Кисть.
- Спрей.
- Полное или частичное опускание. Используется при обработке отдельных деталей. Применяется только в условиях производства.
- Нанесение под воздействием электроэнергии.
Акриловый слой наносится сверху на слой праймера и перед покраской.
Важными требованиями для обеспечения качественного покрытия является применение только качественных и проверенных средств, строгое соблюдение необходимых технических мер, а также опыт и навыки специалиста, проводящего подготовительные и покрасочные работы.
Этапы нанесения
Методика и порядок действий при проведении работ по грунтовке кузова достаточно простой и состоит из нескольких этапов:
- Изначально проводится полная очистка кузова от старой краски и шпаклевки. Очистить нужно все старые покрытия до металла.
- Далее поверхность обезжиривается специальным средством, которое можно заменить обычным растворителем.
- Третьим шагом производится нанесение кислотного грунта. В малодоступных местах или на сварных швах лучше использовать кисточку. Для остальной поверхности более уместным будет аэрозоль. При нанесении грунтовки нет необходимости в обилии грунтовки, достаточным будет тонкий равномерный слой.
- Через два часа, после окончания химических реакций, следует нанести слой акриловой грунтовки.
Какой кислотный грунт лучше выбрать?
На современном рынке средств по уходу за автомобилем представлено большое количество разнообразных кислотных грунтовок. Поэтому для многих вопрос выбора правильного грунта вызывает некоторые трудности. И первое, что следует знать — хорошая грунтовка не будет стоить дешево. При покупке некачественного средства можно потерять намного больше денег на повторной обработке кузова.
Перед применением следует основательно изучить инструкцию по применению, в которой должна содержаться информация о температуре и периоде подсыхания, сочетании с другими грунтовками или эмалями, а также рекомендации по смешиванию компонентов.
На какие металлы можно наносить кислотный грунт
Применение кислотных составов возможно только в случае, если кузов автомобиля изготовлен из следующих материалов:
- Алюминий.
- Сталь.
- Сталь с хромовым покрытием.
- Нержавеющая сталь.
- Сталь с цинковым покрытием.
Использовать кислотные грунты на полиэфирных покрытиях запрещено. Также кислота теряет свои уникальные свойства при взаимодействии с эпоксидными смолами и препаратами на их основе.
Перед началом работ по покраске кузова следует знать, что профессионально проведенная подготовка — залог качественной покраски и долговечности использования автомобиля. Благодаря антикоррозийной обработке металла, достигается его высокая прочность и стойкость к ржавлению.
Одним из самых лучших и надежных методов таких обработок является покрытие кислотной грунтовкой металлической поверхности. А какое средство выбрать и как его использовать подскажут инструкции по применению и рекомендации специалистов.
Фото примеров нанесения кислотного грунта на кузов автомобиля
Наиболее тщательно и полноценно автомобильный кузовной металл защищается от коррозии по заводской технологии. Там он фосфатируется, после чего подвергается гальваническому покрытию первичным грунтом. Работают два фактора, недоступные при ремонтных технологиях – полное погружение крупных деталей в ванну с нужным составом, а также использование нового, чистого металла.
Содержание статьи:
- 1 Что из себя представляет кислотный грунт
- 2 Виды травящих грунтов
- 2.1 Реактивный (Wash primer)
- 2.2 Однокомпонентный
- 2.3 Двухкомпонентный
- 3 Как пользоваться кислотной грунтовкой для автомобилей
- 3.1 Можно ли наносить краску или шпаклевку на кислотный грунт
- 4 Лучшие производители
- 5 Можно ли использовать кислотную грунтовку для авто в баллончиках
Но замедлить коррозию требуется и при восстановлении кузова после аварий и повреждений иного рода. Нужен приблизительный аналог заводской первичной обработки, и для этого все чаще применяются так называемые кислотные или травящие грунты.
Что из себя представляет кислотный грунт
Вне зависимости от использования конкретного названия продукта, все они содержат в своем составе кислоту, обычно ортофосфорную. Отсюда и её упоминание.
Но это не означает, что только она и работает в конечном продукте. Прежде всего, это грунтующий состав, то есть он должен выполнить роль посредника между металлом и последующими слоями лакокрасочного покрытия (ЛКП).
Поэтому товарный продукт состоит из нескольких компонентов:
- кислота, вступающая в реакцию с окислами металла, а также обеспечивающая пассивирование поверхности;
- антикоррозионные добавки в виде солей гальванически полезных металлов, чаще всего цинка;
- полимеры, обеспечивающие формирование тонкой пленки после высыхания состава, способной обеспечить адгезию с последующим слоем грунта;
- наполнитель, если подразумевалось наличие у конкретного продукта одновременно и выравнивающих свойств.
Конкретные пропорции зависят от множества факторов, например, для работы с разными металлами, черными и цветными, потребуется усиление или ослабление травящей и реактивной роли кислотной составляющей.
Прочитай: Как избавиться от ржавчина на арках автомобиля
Всё прочее тем более различается у многочисленных рыночных продуктов.
Виды травящих грунтов
Несмотря на большое разнообразие, можно выделить три основные принципиальные категории кислотных грунтовок.
Реактивный (Wash primer)
У реактивного грунта делается упор на основательное протравливание поверхности. Его роль состоит исключительно в формировании пассивирующей пленки, обычно фосфатной, а также удалении мельчайших следов коррозии.
На поверхности металла формируется тонкая пленка, благодаря наличию полимера в составе, но не в нем главная защита.
Основное – это фосфатирующий слой, благодаря которому металл способен противостоять воде и кислороду, основным своим врагам, превращающим его со временем в порошок ржавчины.
Вполне естественно, что выравнивающие свойства у такой пленки отсутствуют, адгезия тоже не на высоте. Поэтому обязательно этот праймер перекрывается традиционным акриловым грунтом, тоже типа праймера или филлера, с большим количеством наполнителя.
Главное – в процессе прошлифовывания не разрушить фосфатное покрытие.
Однокомпонентный
Подобная категория грунтовок определяется преимущественно по способу нанесения.
Они не требуют добавления отвердителей или активаторов, выполняя традиционную для кислотных составов работу – обеспечивая укрытие металла, адгезию полимеров на химическом уровне и подготовку поверхности под основной грунт, который уже должен содержать отвердитель, нужный для стабилизации полуготового праймера.
Двухкомпонентный
Кислотный грунт, к которому прилагается активатор для смешивания непосредственно перед нанесением, будет наилучшим выбором при использовании реактивных составов.
Он обеспечит полноценный грунтующий слой, который можно перекрывать любым акриловым грунтом уже непосредственно под краску.
Компоненты смешиваются строго в пропорциях, указанных в инструкции, дальнейшие работы проводятся после полной сушки за указанное там же время.
Как пользоваться кислотной грунтовкой для автомобилей
Перед обработкой металл полностью зачищается от следов коррозии. Надо понимать, что кислотные грунтовки – это не преобразователь ржавчины и механическую часть подготовки не заменят.
Преобразователи тоже, но это тема спорная, иногда их применение – мера вынужденная, а кислотные праймеры требуют сухого и чистого металла, без видимых следов жира или ржавчины.
Также недопустимо перекрывать такими составами старую краску или шпатлевку. Они неизбежно проникнут к металлу по краям, образуется разлохмаченная кайма, ничего хорошего не получится, покрытие будет испорчено.
Можно ли наносить краску или шпаклевку на кислотный грунт
Красить или шпатлевать по кислотному праймеру недопустимо. Обязательно наличие промежуточного слоя акрилового грунта.
Его можно не прошлифовывать, адгезия будет достаточной. То же касается и попыток «для надежности» использовать совместно эпоксидный и кислотный грунты. Эти составы несовместимы.
Лучшие производители
У профессионалов популярна продукция компании Body и Novol её двухкомпонентный реактивный праймер. Не будет ошибкой выбрать также аналогичные материалы фирм Reoflex, Radex, DUR.
На самом деле, любой производитель лакокрасочной продукции для авто может предложить удачный кислотный праймер. Один из примеров – однокомпонентный состав от Mobihel.
Можно ли использовать кислотную грунтовку для авто в баллончиках
При небольших объемах работ на участках кузова вполне допустимо пользоваться однокомпонентным грунтом в баллончике под давлением.
Но только от известного производителя и строго по инструкции – с обязательным перекрытием слоем акрилового грунта. Он тоже бывает в баллончиках, будет поддержан средний уровень качества.
Если же браться за кузов серьезно, то лучше использовать нормальный распылитель и двухкомпонентные травящие грунты.
Содержание:
- Описание и типы вош-праймеров
- Особенности применения
- Варианты нанесения кислотного грунта
- Примеры кислотных грунтовок
Для чего нужна кислотная грунтовка и что это такое? Другие названия такого средства автохимии, которые можно услышать – это фосфатирующая, протравливающая, реактивная грунтовка, вош-праймер. Основные его свойства – высокая адгезия и антикоррозионное действие. Поэтому назначение кислотного грунта заключается в протекции металла кузова авто от появления ржавчины. Почему грунт именуется кислотным? Объясняется это тем, что он отверждается с помощью кислоты.
Описание и типы вош-праймеров
Основным компонентом реактивной грунтовки выступает фосфорная кислота, которая образует на поверхности труднорастворимую прочно соединенную с металлом авто пленку.
Характеристики кислотного грунта:
- стойкость перед воздействием влаги и соли;
- износоустойчивость;
- кислотный агрессивный состав способен проникать в металл и увеличивать таким образом адгезию;
- высокая сопротивляемость по отношению к химическим веществам.
Кислотный грунт для ремонта авто разделяют на два типа:
- Первичный однокомпонентный – он не требует добавления активатора, или катализатора (не путать с разбавителем!). Пример такой грунтовки – Mobihel Праймер 1K.
- Первичный двухкомпонентный – здесь нужно добавлять отвердитель, в качестве которого у кислотного грунта для авто выступает фосфорная кислота. При смешивании она, вступая во взаимодействие с пигментами, искусственными смолами и другими составляющими, выделяет тепло. Примеры двухкомпонентных реактивных грунтовок – Novol Protect 340 Wash Primer, Body 960.
Особенности применения
Протравливающий грунт причисляют к классу первичных и наносят исключительно до покраски кузова авто. Причем делать это нужно значительно меньшим по толщине слоем в отличие от других типов автомобильных грунтовок, что связано с очень хорошими адгезивными свойствами. Нанесение средства обязательно должно быть равномерным для того, чтобы не оставить коррозии ни малейшего шанса.
Внимание! Наносить краску непосредственно на слой кислотной грунтовки категорически запрещено. После просушки она обязательно покрывается вторичным грунтом.
Кислотный грунт отлично ложится на оцинкованные, алюминиевые, нержавеющие, хромированные покрытия, а также на железо, сварные швы и прочие поверхности. Но при этом запрещается наносить фосфатирующую грунтовку на материалы с полиэфирной основой. Если этим указанием пренебречь, то это приведет к полному разрушению защитного покрытия и вся работа полетит коту под хвост.
Кислотный грунт относится к токсичным и горючим материалам, поэтому при работе с ним очень важно придерживаться основных правил предосторожности – не использовать средство вблизи открытого огня, нагревательных источников и при высоких температурах, не допускать попадания на кожу и слизистые, защищать глаза и органы дыхания.
Варианты нанесения кислотного грунта
Нанесение кислотного, или реактивного, грунта на авто может осуществляться разными способами:
- с помощью обычной кисти;
- методом распыления (краскопульт);
- посредством окунания детали в грунтовочный раствор;
- технологией электроосаждения;
- распылением при помощи электрического тока.
В гаражных условиях распространены первые два варианта нанесения, а например, метод погружения используется в основном на производстве. Наиболее равномерное и качественное покрытие обеспечивает распыление в отличие от применения кисточки.
Обработка поверхности металла авто кислотным грунтом производится после ее тщательного очищения и обезжиривания. Двухкомпонентную фосфатирующую грунтовку после высыхания можно грунтовать, для чего специалисты рекомендуют использовать наждачную бумагу с зернистостью от P400.
Кислотный 2-компонентный грунт должен наноситься поэтапно, в 1-3 слоя. Временной промежуток между ними составляет не меньше пяти минут. Высыхание металла, обработанного реактивной грунтовкой, составляет 30-90 минут, точное время смотрите на упаковке конкретного средства.
При необходимости поверх кислотного грунта кладут шпатлевку, причем допустимо делать и наоборот – сначала наполнитель, а затем грунтовка. Повторимся, что недопустимо сочетать протравливающий грунт с полиэфирной шпатлевкой.
Примеры кислотных грунтовок
Фосфатирующий реактивный грунт DUR 1:1
Этот кислотный грунт марки DUR российского производства быстро сохнет, обеспечивает надежную антикоррозийную защиту поверхности металла и его хорошее сцепление с основным покрытием. Это средство не содержит в своем составе хроматов. Для отверждения используется реактивный катализатор, входящий в комплект. Цвет грунтовки – серый, объем составляет 1 л.
Body 960 Wash Primer
Этот двухкомпонентный грунт праймер желтоватого цвета предназначен для нанесения на нержавейку, оцинковку, алюминиевые и гальванизированные рабочие поверхности. Для применения средства грунтовка смешивается с отвердителем на основе оксидов Body 960 Act и наносится на металл одним слоем толщиной около 10 мкм. Сохнет приблизительно 10 минут, не нуждается в шлифовке, а окрашивать такую поверхность можно любыми 2-компонентными материалами, за исключением тех, которые изготовлены на основе полиэстера.
Radex CR 1+1 с активатором
Этот кислотный протравливающий грунт для авто эффективен для защиты от ржавчины и является двухкомпонентным. В комплект входит непосредственно грунт и отвердитель Radex CR Activator в объемах по 1 литру, при работе они смешиваются в соотношении 1:1. Особенно рекомендуется эта грунтовка для покрытия новых поверхностей из металла и ремонта алюминиевых, а также железных, стальных, оцинкованных элементов авто. Средство обеспечивает прочную адгезию посредством образования слоя, замедляющего развитие коррозии.
Reoflex Washprimer 2K 1+1
Это 2-компонентный фосфатирующий желтый грунт, в комплекте с кислотным отвердителем. Используется при восстановительных работах на повреждено или отсутствующем лакокрасочном покрытии кузова авто. Сохнет грунтовка 15 минут при температуре 20°C, толщина слоя составляет 10 мкм.
Mobihel Праймер
Первичный однокомпонентный грунт серого или оливкового цвета с отличными антикоррозийными защитными свойствами. Обеспечивает протекцию оцинкованной, стальной жести и алюминиевых поверхностей от развития ржавчины.
Порядок применения таков:
- Смешайте грунт с разбавителем Mobihel Праймер в соотношении 5:1 (5 грунта и 1 разбавителя).
- Очистите и отшлифуйте рабочую поверхность.
- Распылите один слой грунтовки из краскопульта с дюзой 1,3-1,4.
- Дайте покрытию просохнуть при 20°C в течение часа, после чего не шлифуйте и приступайте к нанесению последующих материалов – вторичного грунта, краски, лака.
- Недопустимо наносить на грунт Mobihel Праймер или под него полиэфирную шпатлевку.