Кубики кооса инструкция по применению

Кубики Кооса — головоломка для диагностики интеллектуального развития ребенка, определения его умственных способностей. Для тестирования используются 16 разноцветных кубиков. Некоторые грани двухцветные, другие окрашены монохромно. С их помощью необходимо сложить определенный заданный рисунок.

Кубики Кооса: история возникновения и эволюция

Кубики Кооса

Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса

Диагностический тест был предложен американским ученым Сэмюэлем Коосом в 1927 году. Его методика относилась к невербальной диагностике и официально называлась «Тесты узоров из кубиков». Исследование до сих пор считается актуальным и часто используется в детских садах и школах для определения интеллектуального потенциала детей.

Изначально кубиков было 9, однако позже это количество увеличили до 16. К комплекту дополнительно прилагается 17 карточек, на которых напечатаны картинки-задания. Следуя образцу, ребенок должен собрать похожее изображение на верхней части кубиков. Психологи обычно начинают с простых чертежей, постепенно увеличивая степень сложности.

Со временем методика начала применяться не только для тестирования. Её можно использовать в качестве развивающей игры, чтобы тренировать пространственное мышление, сосредоточенность, логику и внимание. Тестирование Кооса стало основой методики Никитиных для раннего развития ребенка. Супруги расширили цветовую гамму кубиков, добавив фигуры синей и желтой расцветки.

Как выглядят кубики Кооса

В комплектацию входят стандартные кубики в количестве 9 или 16 штук.

Раскрашены их грани следующим образом:

  • белые;
  • красные;
  • красно-белые;
  • синие;
  • желтые;
  • сине-желтые.
Кубики Кооса

В современном исполнении комплект дополнен карточками-заданиями, упорядоченными по возрастающей сложности. Методика кубиков Кооса советует постепенно увеличивать количество элементов в изображении.

Суть методики Кооса

Основная задача — сложить из кубиков узор, опираясь на изображение карточки. Рисунок на верхних гранях кубиков должен в точности соответствовать заданию, полностью его копировать. Если речь идет о тестировании, то во внимание принимается и время выполнения теста. Обычно продолжительность диагностики составляет 15-25 минут. В развивающих занятиях длительность выполнения не учитывается.

Кубики Кооса

Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса

Нельзя предлагать малышу сразу сложные задания, уровень трудности должен возрастать постепенно. Сначала это простые изображения, где задействовано 9 кубиков. Чертежи на них включают в основном монохромные грани. Каждое последующее упражнение задействует все больше двухцветных деталей.

Как проходит диагностика кубиками Кооса

  1. Тестированию предшествует ознакомительное занятие, где ребенок должен познакомиться с кубиками, рассмотреть карточки с изображениями. Кооса кубики малышу вначале нужно повертеть в руках, назвать цвета, форму деталей.
  2. Получая задание, испытуемый должен сначала познакомиться с изображением.
  1. На выполнение задания отводится определенный лимит времени, который устанавливается в зависимости от возраста и уровня сложности.
  2. Для положительного результата работы количество упражнений не ограничивается.

На развивающих занятиях время можно не ограничивать, помогать ребенку, направлять и немного подсказывать. Желательно, чтобы в течение игры малыш объяснял, что он делает. В дальнейшем он может заранее предполагать, какие кубики Кооса ему потребуются.

Кубики Кооса — только для детей? 

Несмотря на то, что методика изначально предполагалась как детская, она помогает установить интеллектуальный потенциал любого человека. Диагностику активно используют не только психологи и педагоги, но и специалисты по подбору персонала. Тест дает верные прогнозы, насколько успешно человек может взаимодействовать с техникой, у кого есть возможность стать настоящим профи. Это своеобразное исследование на профпригодность.

Кубики Кооса

Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса

Кубики Кооса входят в 9-й субтест методики Векслера, оценивающей уровень развития интеллектуальных способностей. Методика относится к категории невербальных тестов и состоит из 10-30 постепенно усложняющихся заданий. Использовать тестирование с кубиками Кооса рекомендовано от 5-7 до 70 лет.

Мнение эксперта

Берковская Алина Максимовна

Практикующий детский психолог

Невербальная диагностика Кооса выявляет на ранней стадии нарушения норм поведения и развития, включая шизофрению и неврозы.

Особенности работы с кубиками Кооса

Часто трудности, которые появляются у ребенка при выполнении задания, указывают на определенные проблемы в его развитии:

  • Если ребенок не может справиться с заданием даже после демонстрации решения — у него не развита зрительная координация.
  • Можно установить, насколько невнимателен испытуемый, как часто он отвлекается на посторонние мелочи, насколько нестандартно он мыслит.
  • Чем меньшее количество движений и действий сделает ребенок для достижения цели, тем выше у него развито конструктивное мышление и зрительная координация.
  • Иногда проявляется феномен игнорирования, когда ребенок несознательно отвергает определенный цвет либо пытается выложить свое изображение вместо предложенного.
  • Психологи всегда обращают внимание, на какой кубик и цвет смотрит малыш в самом начале, сколько времени ему потребовалось на выбор, искал ли он альтернативы.
Кубики Кооса

По результатам диагностики определяются не только степень интеллектуального потенциала, но и возможные патологии и психические отклонения.

Рекомендации для занятий с кубиками Кооса

Приступая к занятиям с кубиками, следует придерживаться рекомендаций психологов:

  • Для уроков с детьми дошкольного или младшего школьного возраста достаточно будет комплекта из 9 элементов.
  • Нельзя поторапливать ребенка во время мыслительного процесса или изменять последовательность задач.
  • Важно хвалить маленького ученика даже при незначительных успехах, стимулируя его к новым достижениям.
  • Обидные замечания и колкие фразы — строгое табу.
  • Можно разнообразить занятия собственными правилами, чтобы атмосфера оставалась легкой и непринужденной. Урок не должен стать скучной обузой.
  • Игру не стоит хранить среди хаоса других развлечений. Пусть она имеет свое место в доме, но доступное для малыша.
  • Если малыш не справляется с поставленной задачей, можно вернуться к предыдущему уровню сложности.
  • Для мониторинга успехов желательно завести дневник достижений, отмечая там последовательность и время выполнения упражнений.

Примеры упражнений по методике Кооса

Независимо от количества кубиков в комплекте (9 или 16), число карточек, а следовательно и заданий, ограничено. Круг задач можно и даже нужно расширять, не выходя за рамки сложности.

Какие дополнительные упражнения по методике кубиков Кооса следует предложить маленькому ученику?

  1. Соберите при малыше изображение, не показывая ребенку саму карточку с заданием. Начинать следует с четырех кубиков. Его задача — повторить картинку. Если ученик не понял, процесс сборки можно повторить, обращая внимание, какие элементы потребуются. При выполнении задания с первого раза в дневник успехов заносится 2 балла, со второго — только 1 балл.
  2. Усложняем задачу, складывая картинку заранее, чтобы ребенок не видел процесс сборки. При необходимости можно предложить ему карточку с изображением. Задача — сложить такую же картинку самостоятельно. В упражнении также задействовано только 4 кубика. Подобное задание возможно выполнять независимо от того, справляется ли малыш с предыдущим.
  3. Взрослый отбирает нужные кубики Кооса и перемешивает их, а после демонстрирует картинку. На начальном этапе можно показать процесс сборки на собственном примере. Возможно, малышу этого и не потребуется, и он сам справится с поставленной задачей.
Кубики Кооса

Кубики Кооса

В идеале для большей эффективности занятий запрещено делать подсказки, чтобы малыш научился самостоятельности действий. Это неоднозначное правило, и некоторые психологи, напротив, призывают направлять малыша, если решение задачи зашло в тупик.

Все варианты нужно начинать с минимального количества кубиков — обычно это 4 детали. Как только у ребенка будет получаться лучше и быстрее, можно переходить к более сложным заданиям.

Возможные уровни сложности

Все карточки содержат изображения различной степени сложности:

  • картинки с небольшим количеством двухцветных граней;
  • изображения только из двухцветных сторон;
  • узоры, для которых требуется поставить кубик на ребро;
  • узоры только из одноцветных граней;
  • изображения с большим количеством элементов;
  • узоры из разноцветных граней (белых, красных, синих, желтых).

Как изготовить кубики Кооса своими руками

Если не получается приобрести готовый комплект кубиков, их можно смастерить самостоятельно. Существует несколько вариантов изготовления.

Кубики Кооса

Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса
Кубики Кооса

Способ № 1

Приобрести самоклеющуюся бумагу нужных цветов, разрезать на установленное количество элементов: одноцветные квадраты или треугольники по размерам грани кубика. В качестве основы использовать ненужные комплекты истершихся детских кубиков. Приклеить бумагу на каждую сторону по примеру оригинального набора.

Способ № 2

Скачать развертку стандартного бумажного кубика и распечатать при помощи цветного принтера. Впрочем, распечатать можно и на обычном черно-белом, а потом закрасить грани самостоятельно по определенным границам. Есть готовые шаблоны как для двухцветного, так и для четырехцветного набора.

Самостоятельное изготовление комплекта дает возможность отрегулировать сложность заданий не только количеством кубиков, но и цветовой гаммой. Карточки для заданий также можно позаимствовать на Интернет-ресурсах.

Кубики Кооса — отличный тренажер для мозга. Еще с детства уделяя внимание развитию мышления, логики, внимательности, родители могут помочь ребенку в его будущем. Наградой за старание станет умение мыслить нестандартно, быстро и отработанно решать поставленные задачи.

Кубики Кооса

Профессор психологии университета штата Орегон Сэмюель Коос в 1920 году разработал невербальный тест The Block Design Tests, что дословно переводится как «Тесты узоров из кубиков».

Данная методика позволяет оценить уровень развития интеллекта человека независимо от его образования, а также практическое и наглядно-действенное мышление. Тест применяется психологами, учителями и специалистами по подбору персонала для определения подходящей сферы деятельности кандидата.  Методика входит в комплект теста Векслера, одного из самых популярных тестов для оценки уровня развития интеллекта.

Кубики Кооса также используются для изучения умственных способностей детей, у которых наблюдаются задержки в развитии. Более того, это отличная зарядка для мозга и прекрасный тренажер для развития логики, мышления, внимательности, пространственного воображения, эвристических способностей как для детей, так и для взрослых.

Что собой представляет данная методика, как ее правильно проводить и интерпретировать, расскажем в нашей статье.

Из чего состоят кубики?

В оригинале методика состоит из 16 равных по размеру кубиков желто-синего и красно-белого цветов. Упрощенный вариант состоит из кубиков красного, белого и красно-белого цветов. Для работы с детьми можно использовать 9 кубиков, а начинать следует с 4 кубиков. К тесту прилагается 17 карточек с заданиями разного уровня сложности, инструкция и бланки для фиксирования ответов.

Кубики можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Мы подготовили для вас макет упрощенной версии тестирования, который состоит из 7 кубиков:

В чем суть методики?

Главная задача испытуемого – сложить узоры из кубиков так, как это указано в карточке с заданием.  Узор должен располагаться на верхней грани кубиков. Карточки имеют разный уровень сложности, поэтому важно использовать их в последовательности от простого задания к сложному.  Также стоит обращать внимание на время прохождения задания, но не забывайте, что цель тестирования – оценить уровень интеллекта, а не скорость выполнения упражнения.

Уровни сложности задания:

  1. Для составления узора необходимо использовать стороны одного цвета.
  2. Вместе с одноцветными гранями нужно применить несколько двухцветных.
  3. Требуется собрать узор только из двухцветных граней.
  4. Задание, где нужно поставить элементы на ребро.
  5. Упражнение, где требуется использовать как можно больше элементов.
  6. При составлении картинки нужно использовать меньше симметричных фигур.
  7. Необходимо составить разноцветные узоры (относится к оригинальному варианту тестирования).

Для более точного понимания, как правильно применять методику на практике, давайте разберем несколько упражнений для детей, но для начала ознакомьтесь с рекомендациями по проведению исследования.

Несколько рекомендаций перед тем, как приступить к упражнениям

Чтобы тестирование прошло максимально эффективно, рекомендуем придерживаться следующих советов:

  1. Занятия должны проходить в игровой форме, легко и непринужденно.
  2. Предварительно познакомьте ребенка с кубиками. Дайте ему их потрогать, разглядеть с разных сторон. Он должен понять, что все они разные по цвету и рисунку.
  3. Покажите карточки с заданиями и скажите, что сейчас вы будете собирать такие же разноцветные картинки, как изображены на них.
  4. Если ребенок еще до окончания разбора задания спешит собрать картинку, не препятствуйте. Если у него возникли трудности, подскажите ему, как нужно сделать.
  5. Хвалите малыша, если ему удалось собрать картинку, и подбадривайте его, если вдруг что-то пошло не так.
  6. Вы можете делать упражнение до тех пор, пока у ребенка не получится собрать картинку.
  7. Разговаривайте с малышом в процессе выполнения заданий. Пусть он расскажет, что собирается сделать, какие кубики ему для этого необходимы.

Важно следить за поведением и реакцией ребенка от начала до конца тестирования: как он реагирует на задания, волнуется ли он или становится напряженным? Оцените количество движений ребенка при работе с кубиками: если их много, то, скорее всего, ему сложно дается выполнение задания. Понаблюдайте, утомляется ли он или энергично подходит к выполнению упражнений.

Задания для детей

Ниже представлены упражнения 1-3 для детей старше 8 лет, у которых предположительно наблюдается низкий уровень интеллекта. Отметим, что в заданиях используются 9 кубиков белого, красного и красно-белого цветов.

Упражнение 1

Сначала картинку по образцу складывает взрослый, но при этом не показывает ребенку карточку с примером. Весь процесс сборки происходит при ребенке. В данном упражнении используются 4 элемента. Ребенок собирает рисунок по готовому образцу. Если ребенку сложно выполнить задачу, взрослый демонстрирует, как нужно сделать, на кубиках малыша, а после снова перемешивает части картинки. Результат оценивается следующим образом: если ребенок выполнил задание с первого раза, он получает 2 балла, если со второго – 1 балл.

Упражнение 2

Немного усложняем задачу: теперь взрослый складывает картинку не при ребенке, а показывает ему уже конечный результат вместе с изначальной схемой на карточке. Ребенок пробует сложить рисунок самостоятельно и если ему это не удается, взрослый уже на примере кубиков малыша показывает, как нужно сделать. В упражнении используются 4 кубика. Оценка результата: ребенок собрал с первой попытки – 2 балла, ребенок собрал со второй попытки – 1 балл.

Данное задание можно выполнять независимо от результатов выполнения первого упражнения.

Упражнение 3

Взрослый демонстрирует карточку с картинкой, которую необходимо собрать из кубиков и показывает на своем примере, как это нужно сделать, после чего перемешивает детали. Если у ребенка не получается собрать рисунок с первого раза, то необходимо вновь показать, как это делается, и снова перемешать все детали. Если малыш справился с первого раза, ему присваивается 2 балла, со второго – 1 балл.

Если ребенку удалось выполнить задание, то вы можете смело переходить к упражнению 4 для детей с нормальным уровнем интеллекта.

Упражнение 4

Выполняем задание по схеме упражнения 3, но при этом необходимо заранее разобрать цвета с малышом. Если малыш справился с заданием, то автоматически ему зачисляются баллы за первые два упражнения.

Далее приступаем к составлению картинок из кубиков по более сложным схемам и постепенно переходим к заданиям, где необходимо задействовать все 9 кубиков.

Интересный факт: ребенок может использовать различные стратегии при выполнении упражнений.  О них и о том, на что следует обратить внимание, поговорим в следующем разделе.

Итоговая оценка выполнения заданий

Конечно, главным результатом является то, справился ли ребенок с выполнением заданий или нет, но помимо этого есть еще несколько показательных моментов. Во-первых, проанализируйте, как малыш реагирует на подсказки и следует ли примеру, который вы ему показали. Это говорит о его обучаемости.

Стоит обратить внимание на количество заданий и уровень их сложности, с которыми справился испытуемый. Помните, что нет строгих нормативов, сколько именно упражнений из предложенных должно быть выполнено.

Для справки: дети до 4 лет, как правило, справляются со сбором легких картинок, а школьники и взрослые выполняют все упражнения успешно.

Благодаря тесту кубиков Кооса можно определить стратегию работы тестируемого:

  1. Стратегия проб и ошибок. В этом случае ребенок пытается сам справиться с заданием, несколько раз перекладывая и комбинируя части картинки. Это указывает на предметно-действенный тип мышления, что характерно для детей раннего возраста.
  2. Целенаправленная стратегия: тестируемый в уме комбинирует кубики и только после этого переходит к действиям, т.е. не пытается собрать фигуру несколько раз наглядно, как это было в предыдущем случае. Это указывает на наглядно-образный тип мышления, когда человек руководствуется своими представлениями. Как правило, данный тип характерен для дошкольников.
  3. Смешанная стратегия, когда используются и активные действия, и образное восприятие. Этот тип мышления встречается чаще всего.

Не забывайте, что данный тест актуален и полезен не только детям в качестве способа оценки умственных способностей и отличного метода развития интеллекта, но и взрослым любого возраста.

Если вы решите потренироваться с помощью методики Кооса, рекомендуем также заглянуть на нашу онлайн-программу «Когнитивистика». С помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в жизни более 20 техник мышления, которые помогут вам логично и последовательно подходить к решению нестандартных вопросов.

Помните, уделять время развитию интеллекта необходимо с детства и не прекращать ни на минуту во взрослой жизни. Главное – делайте это с удовольствием, тогда все самые сложные задачи будут по плечу!

Желаем удачи вам и вашим детям!

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 декабря 2016 года; проверки требуют 6 правок.

Кубики Кооса (англ. Kohs Block Design Test) — специальная методика для диагностирования наглядно-действенного интеллекта, иными словами — невербальный тест интеллекта. Был разработан американским психологом С. Коосом в 1920 году[1].

Принцип работы[править | править код]

Оригинальный вариант тестирования Коса состоит из 16 равных по своему размеру кубиков красно-белого и желто-синего цвета. В каждом наборе для тестирования имеется также 17 карточек с узорами, упорядоченных по уровню сложности.
Испытуемому предлагается сложить кубики таким образом, чтобы рисунок на верхней поверхности кубиков в точности соответствовал узору на карточке.[2]

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, это обеспечивается последовательностью выполнения таких условий:

  1. построение фигуры возможно только из одноцветных сторон кубиков;
  2. для построения следует использовать несколько двухцветных граней;
  3. фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных;
  4. образец повернут на 45° (стоит на ребре)
  5. для составления фигур необходимо использовать с каждым разом все большее количество кубиков;
  6. образцы постепенно становятся менее симметричными;
  7. увеличивается количество цветов на образце;
  8. образец не ограничивается рамкой, поэтому на краях сливается с фоном.

Образцы-рисунки предъявляются испытуемому в определенной очередности, тестирование прекращается после пятого неудачного решения.
Тест имеет детскую и взрослую формы и позволяет работать с людьми в возрасте от 5 до 75 лет.

Оценка успешности[править | править код]

Самым важным показателем успешности является время решения каждого отдельного задания. Производится фиксирование количества всех попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В настоящее время наиболее распространена оценка с переводом в IQ-показатели.

Ценность тестирования[править | править код]

Ценность теста определяется особенностями деятельности каждого отдельного испытуемого, деятельность эта, в свою очередь, моделируется специальными заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца путём сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. После этого происходит генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу — выявление соответствия между образцом и собранной испытуемым из кубиков фигурой. По мнению самого К. Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.

Области применения[править | править код]

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике. По данным Л. Кошча (1976), тест весьма полезен при работе с такими испытуемыми, как творческие личности с достаточно высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталыми лицами; сюда также можно включить детей с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; детей, страдающих неврозами; детей с задержкой психического развития, педагогически запущенных; больных юношеского и зрелого возраста, страдающих шизофренией.

Назначение методики[править | править код]

Выполнение заданий теста требует проявления комплекса качеств восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, пространственных представлений и эвристических способностей. Такая комплексная природа заданий позволяет оценить способность к выполнению основных мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, получить интегральную характеристику практического, наглядно-действенного мышления, выявить уровень развития невербального интеллекта.

Практическое применение[править | править код]

Данный тест является уникальным инструментом, позволяющим оценить интеллектуальный потенциал человека вне зависимости от имеющегося уровня образования. Кроме того, результаты теста указывают на уровень развития практического, наглядно-действенного мышления и невербального интеллекта.

Тест широко применяется в профессиональном отборе для оценки интеллектуальных предпосылок технических способностей, в образовании для выявления интеллектуальных возможностей обучения, в медицине для диагностики ряда нейропсихологических и психопатологических симптомов.

Примечания[править | править код]

  1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004., <http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/kubiki-kosa> Архивная копия от 24 декабря 2013 на Wayback Machine.
  2. Merriam-Webster Medical Dictionary., <http://www.merriam-webster.com/medical/kohs+blocks> Архивная копия от 9 января 2014 на Wayback Machine.

Литература[править | править код]

  • Merriam-Webster Medical Dictionary
  • Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
  • Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

См. также[править | править код]

  • Куб Линка
  • Доски Сегена

04.12.2016

Методическое пособие «Кубики Кооса»

Мацкевич Ольга Витальевна

Эта оригинальная игра-головоломка нередко используется для тестирования детей в детсадах и школах. Как могут простые кубики диагностировать умственные способности? В чем уникальность этой методики? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данном пособии…

Оценить




7771

Содержимое разработки

Эта оригинальная игра-головоломка нередко используется для тестирования детей в детсадах и школах. Как могут простые кубики диагностировать умственные способности? В чем уникальность этой методики? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данном пособии…

КУБИКИ КООСА

Методическое пособие

Ольга Лупу

Кубики Кооса – это специальная методика, которая была разработана в 1920 году американским психологом и педагогом С. Коосом с целью выявления умственных способностей детей старше 5 лет и взрослых. Эта методика в большинстве случаев используется в качестве невербального теста интеллекта, результаты которого впоследствии могут быть переведены в систему оценки IQ.

Цель методики: определение уровня сформированности конструктивного (наглядно-образного) мышления, зрительно-пространственного анализа и синтеза, особенностей внимания и работоспособности, способности действовать соответственно цели и условиям задания и обучаемости.

Материал: 9-16 одинаковых кубиков, одна сторона которых окрашена в синий и желтый цвет, другая в белый и красный, третья в синий, четвертая в красный, пятая в желтый, шестая в белый; десять пронумерованных карточек с различными комбинациями узоров, прозрачная накладка (сетка) на карточки с узорами, которая расчленяет узор на части, соответствующие количеству кубиков. Для диагностики детей используется 9 одинаковых кубиков, стороны у них — красные, некоторые — белые, некоторые — наполовину белые и наполовину красные

Кубики Кооса перед началом исследования перемешивают. Работа проводится за столом. Демонстрируется одна из карточек с картинкой, которую в точности необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, тем самым подбирая нужный узор. Если это тестирование, а не просто занятие, оценивается время, за которое испытуемый справляется с заданием. На составление правильного варианта картинки дается 5 попыток. Если испытуемый не справляется с пятой попытки, тестирование прекращается.

Работа с кубиками Кооса предполагает последовательное возрастание сложности заданий.

Уровни сложности:

использовать только одноцветные стороны;

задействовать вместе с одноцветными гранями несколько двухцветных;

составить картинку только из двухцветных граней;

выполнить задания, в которых необходимо поставить один или несколько элементов на ребро;

задействовать еще больше элементов;

использовать для работы менее симметричные схемы; составлять картинки с бо́льшим количеством цветов.

Техника проведения: ребенку демонстрируют кубики, уточняют знание и способность к соотнесению цветов и предлагают сложить узор из кубиков по лежащей перед ним карточке-образцу: «Посмотри на карточке нарисован узор. Сложи такой же узор из кубиков». Если ребенок складывает узор, накладывая кубики на образец, ему предлагают складывать рядом с карточкой. Задания предлагают в определенной последовательности: от легкого к трудному.

В случаях затруднений ребенку оказываются различные меры помощи. Организующая — в виде организации процесса выполнения («Посмотри из каких кубиков должен состоять узор?» «Какого цвета сторону нужно найти?», «Какие кубики должны быть внизу? вверху?» и т.д.). Если оказание этих мер помощи было неэффективным, ребенку предлагают направляющую помощь в виде частичного или полного расчленения конструкции с наложением прозрачной сетки. Следующей мерой помощи является обучающая, представляющая собой совместное выполнение с ребенком задания с последующей проверкой умения самостоятельно сложить узор. В качестве последней меры помощи используется способ складывания узоров с объемного образца, т.е. перед ребенком складывается узор из кубиков и предлагается сделать такой же из других кубиков.

Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи или по каким-либо другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослыми. Методика также позволяет выявить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает особое отношение, заинтересованность, что дает возможность выявлять их реакции на успех и неуспех, и позволяет использовать методику в качестве материала при исследовании уровня притязаний.

Общие правила:

Испытуемый должен сидеть прямо перед столом.

Задания «A», «B», «C», №№ 1-4 выполнять из 4-х кубиков, задания №№ 5-7 – из 9 кубиков.

Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9-ти кубиков только два кубика имели красную или красно-белую поверхность.

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в снижении умственного развития:

Объяснить и показать окраску кубиков («все кубики окрашены одинаково»).

Начинать с фигуры «А».

При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фигуру «A» как модель.

Предложить сложить их 4-х кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти к фигуре «B».

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Фигура «B»

За ширмой сложить фигуру «B». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и, разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре «C», если задание «B» выполнено на 1 или 2 балла.

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Фигура «C»

Положить перед испытуемым карточку «C», сказав: «Сейчас я сделал точно также, как на этой картинке. Смотри…» Сложить из четырех кубиков фигуру «C».

Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и, разрушив, снова предложить собрать по картинке. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре №1, если задание «C» выполнено на 1 или 2 балла.

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Предложить задание №1. Прекратить при 2-х неудачах подряд (начиная с задания №1).

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в снижении умственного развития:

Объяснить и показать окраску кубиков.

Начинать с фигуры «C» (см. выше).

При выполнении задания «C» с 1-й или 2-й попытки:

дать аванс за «A» и «B» (4 балла);

перейти к заданию № 1.

При невыполнении задания «C» со второй попытки – вернуться к «A» и «B» и прекратить.

Прекратить при двух неудачах подряд.

Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени выполнения.

Анализ результатов выполнения:

Дети с нормальным умственным развитием охотно принимают задание и довольно успешно справляются с его выполнением. Дети 7 8 лет при выполнении более сложных заданий могут действовать способом проб и ошибок; им необходимо оказание организующей, реже, направляющей помощи. Испытуемые 9 лет действуют быстро и рационально.

Дети с задержкой психического развития 8-го года жизни испытывают большие трудности при выполнении заданий 3 10. Для них характерны медленное вхождение в задание и быстрая утомляемость. Дети нуждаются в оказании всех видов помощи, но часто бывает достаточным оказание направляющей помощи (наложение сетки). Оказание помощи способствует улучшению способа действия.

Умственно отсталые дети 7-9 лет испытывают большие трудности, часто не понимают инструкции, начинают строить прямо на образце, путаются в подборе цветов, не могут проанализировать конструкцию. Оказываемая помощь чаще всего малоэффективна. Усвоение способа сложения простых узоров возможно в ходе неоднократного обучения, в том числе на объемном образце, однако логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание формируется с трудом.

Детям с умственной отсталостью в степени легкой имбецильности в возрасте 7-10 лет данная методика практически недоступна.

О ценки и временные лимиты.

Стимульный материал:

К арточки с заданиями

Развёртка кубика Кооса

Список источников:

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.

http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/2193-test-lkubiki-kosar-diagnostika-neverbalnogo-intellekta?start=1

http://lyuboznat.ru/kubiki-koosa-polzujushheesja-populjarnostju.html

Чем полезны кубики Кооса?

http://pedlib.ru/Books/3/0011/3_0011-74.shtml#book_page_top

http://womanadvice.ru/metodika-kubiki-koosa

http://my-sunshine.ru/metodika-%C2%ABkubiki-koosa%C2%BB

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/230973-metodicheskoe-posobie-kubiki-koosa

Также вас может заинтересовать

  • Календарно-тематическое планирование для 3 класса КРО 7вида
  • Сборник упражнений по коррекции развития познавательных способностей детей, обучающихся во 2 — 3 классах вспомогательной школы.
  • Сценарий внеклассного мероприятия. Мама,папа,я — спортивная семья
  • Открытый урок математики в 9 классе школе VIII вида
  • Классный час в 9 классе — Секреты здорового питания

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Цель:
выявление
уровня развития регулятивных и логических
действий при выполнении задания
выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД:
целеполагание,
планирование
,
прогнозирование,
контроль
,
коррекция,
оценка,
саморегуляция.

Возраст:
6,5 – 11 лет (1 — 4 класс).

Форма:
индивидуальная работа

Стимульный
материал:
кубики
и изображения узоров (стимульный
материал).

Задание:
ребенку предлагается выложить фигуру
по образцу с использованием 16 квадратов,
каждая сторона которого может быть
раскрашена в красный, белый и красно-белый
(по диагонали квадрата) цвета, состоящую
из 4 и 9 конструктивных элементов.
Конструктивный элемент не совпадает с
перцептивным элементом.

Общие правила:
Испытуемый должен сидеть прямо перед
столом. Задания «A», «B», «C», №№ 1-4
выполнять из 4-х кубиков, задания №№
5-7 – из 9 кубиков. Перед каждым заданием
перемешать кубики таким образом, чтобы
при выполнении из 4-х кубиков только
один, а при выполнении из 9-ти кубиков
только два кубика имели красную или
красно-белую поверхность.

Оценки: за выполнение
с первой попытки – 2 балла, со второй –
1 балл.

Для детей, не
подозреваемых в умственном снижении:

1. Объяснить и
показать окраску кубиков.

2. Начинать с фигуры
«C».

3. При выполнении
задания «C» с 1-й или 2-й попытки: дать
аванс за «A» и «B» (4 балла);

4. Перейти к
выполнению заданий № 1-7 (за выполнение
с первой попытки – 2 балла, со второй –
1 балл).

5. Прекратить
тестирование при двух неудачах подряд.

Феномены:

  1. трудности выполнения
    2 задания или еще хуже — невозможность
    выполнения после экспериментатора —
    явная патология зрительно-моторной
    координации;

  2. феномен «первого
    кубика» — интересно проследить, как
    начинает работу испытуемый, с какого
    угла рисунка (сверху или снизу), как
    долго он изучает кубик, держа его в
    руках, берет ли второй кубик для изучения

  3. все эти моменты
    в какой-то степени отражают личность
    испытуемого — замешательство,
    невнимательность при прослушивании
    инструкции, нестандартность работы
    для взрослого;

  4. движения — следует
    точно фиксировать количество движений,
    совершаемых испытуемым при работе с
    одним заданием. Чем меньше количество
    движений и чем ближе оно к количеству
    стыков между кубиками, тем эффективнее
    моторно-зрительная координация
    испытуемого, его конструктивные
    способности;

  5. критические
    задания — это задания, при которых
    испытуемый испытывает наибольшие
    трудности, поскольку ему приходится
    переходить от легких форм имитации
    более сложным, где необходимо повысить
    уровень абстрагирования;

  6. инверсия рисунка
    — испытуемый совершает двойной поворот
    рисунка в целом на 90 градусов; втречается
    чаще при психоорганике;

  7. ротация — поворот
    рисунка на 90 градусов;

  8. конфузии — изменение
    структуры рисунка и некритическое
    отношение к своей работе — при явно
    выраженной психоорганике;

  9. игнорирование —
    этот феномен включает в себя следующие
    моменты: а) игнорирование цвета — вместо
    красного цвета кладут белый и наоборот;
    б) формы — вместо квадрата начинают
    кубики раскладывает в полоску.

Критерии
оценивания и уровни развития регулятивных
действий

1. Целеполагание
как
постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно:

1
балл – задача не принята, принята
неадекватно, не сохранена;

2
балла – задача принята, сохранена, нет
адекватной мотивации (интереса к заданию,
желания выполнить), после безуспешных
попыток ребенок теряет к ней интерес;

3
балла – задача принята, сохранена,
вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

2. Планирование
— определение
последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата; составление
плана и последовательности действий:

1
балл – нет планирования;

2
балла – план есть, но не совсем адекватен
или не адекватно используется;

3
балла – план есть, адекватно используется.

3. Прогнозирование
— предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик:

1
балл — хаотичные
пробы и ошибки без учета и анализа
результата и соотнесения с условиями
выполнения действия;

2
балла — опора на план и средства, но не
всегда адекватная, есть импульсивные
реакции;

3
балла — произвольное выполнение действие
в соответствие с планом.

4. Контроль
в форме сличения
способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона:

1
балл — нет контроля, контроль только по
результату и ошибочен;

2
балла — есть адекватный контроль по
результату, эпизодический предвосхищающий;

3
балла — адекватный контроль по результату,
эпизодический по способу.

5. Коррекция
— внесение
необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
результата:

1
балл — нет коррекции, коррекция по
подсказке или по результату не происходит,
повторяет ошибку либо допускает очередную
ошибку.

2
балла — коррекция запаздывающая, в
основном с помощью, не всегда адекватная;

3
балла — коррекция иногда запаздывающая,
иногда с помощью, но чаще самостоятельная,
адекватная.

6. Оценка
— выделение
и осознание учащимся того, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения (констатация
достижения поставленной цели или меры
приближения к ней и причин неудачи,
отношение успеху и неудаче):

1 балл – оценка
либо отсутствует, либо ошибочна;

2 балла — оценивается
только достижение/недостижение
результата; причины не всегда называются,
часто — неадекватно называются;

3 балла – адекватная
оценка результата, эпизодически – меры
приближения к цели, называются причины,
но не всегда адекватно.

7. Саморегуляция
как способность
к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного
конфликта) и к преодолению препятствий:

1
балл — хаотичные пробы и ошибки без учета
и анализа результата и соотнесения с
условиями выполнения действия;

2
балла – опора на план и средства, но не
всегда адекватная, есть импульсивные
реакции;

3
балла — произвольное выполнение действие
в соответствие с планом.

ВНИМАНИЕ! Общий
уровень развития регулятивных УУД
определяется общей суммой баллов по
всем 7-ми регулятивным УУД:

7-11 баллов – низкий
уровень развития регулятивных УУД;

12-17 баллов – средний
уровень развития регулятивных УУД;

18-21
балл – высокий уровень развития
регулятивных УУД.

ВНИМАНИЕ! Уровень
развития логических УУД определяется
общей суммой баллов выполненных заданий:

0-5 баллов – низкий
уровень развития логических УУД;

6-11 баллов – средний
уровень развития логических УУД;

12
и более баллов – высокий уровень
развития логических УУД.

Схемы для методики
№1

«Выкладывание
узора из кубиков» (Методика Кооса)

А

В

С

1

2

3

4

5

6

Методика №
2.

Методики из
диагностического альбома Семаго

Цель:
выявление
уровня развития логических действий
при выполнении соответствующих заданий.

Оцениваемые
УУД:

Универсальные
логические действия:


сравнение;


анализ и синтез;


сериация – упорядочение объектов по
выделенному основанию;

— классификация;


обобщение;

— установление
аналогий

Возраст:
6,5 – 8 лет (1 — 2 класс).

Форма:
индивидуальная работа

«Оценка
уровня сформированности логической
операции
сравнение».

Используемая
методика:
«Найди
6 отличий»

Стимульный
материал:

две картинки (приложение № 2).

Ребенку
предъявляются картинки и дается
инструкция: «Найди отличия»

Время выполнения:
2 минуты.

Критерии
оценивания:

Н – низкий уровень
— не принимает задание или находит 1-2
отличия;

С – средний уровень
– ребенок находит 3-4 отличия;

В – высокий уровень
– ребенок находит отличий.

Стимульный
материал к методике

«Оценка
уровня сформированности логической
операции — сравнение»

«Оценка уровня
сформированности логических операций

анализ
и синтез
»

Используется
методика

1 «Выкладывание узоров из кубиков».

«Оценка
уровня сформированности логической
операции

сериация

упорядочение объектов по выделенному
основанию»

Стимульный
материал:
10
фигур, отличающиеся по цвету и размеру
(круги, треугольники, квадраты или
другое).

Ребенку
дается задание:
разложить
по порядку фигуры по цвету (от светлого
к темному), по размеру (от маленького к
большому).

Критерии
оценки:

Н
— низкий уровень — ребенок не понимает
задание, выполняет более 1 минуты.

С
– средний уровень – ребенок выполняет
задание с помощью, затрачивает время
до 1 минуты.

В
– высокий уровень – ребенок понимает
инструкцию с первого предъявления,
выполняет самостоятельно, затрачивает
время до 30 секунд.

Соседние файлы в папке УУД

  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кубик рубика схема сборки для начинающих пошаговая инструкция в картинках
  • Кубик рубика как собрать схема в картинках для начинающих инструкция пошаговая
  • Кубик рубика инструкция по сборке 3х3
  • Кубик рубика из лего инструкция
  • Кубик рубик пиф паф 3x3 пошаговое инструкция