Кулак ребро ладонь инструкция методика

ЗАДАНИЕ № 1

Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис                                   «Кулак—ребро—ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Степень сохранности премоторной зоны

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу).

Критерии оценки:

3 балла —  правильно и быстро;

2 балла — правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;

1 балл — персеверации (повторение),  застревание на отдельных позах, невыполнение;

ЗАДАНИЕ № 2

Проба на пальцевый гнозис и праксис

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:

Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;

2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Критерии оценки:

3 балла —  правильно и быстро;

2 балла — правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;

1 балл — персеверации (повторение),  застревание на отдельных позах, невыполнение;

ЗАДАНИЕ № 3

Речевой вариант пробы Хеда

1.  Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2.  Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла —  правильно и быстро;

2 балла — правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;

1 балл — персеверации (повторение),  застревание на отдельных позах, невыполнение;

ЗАДАНИЕ № 4

Ритмы. Исследование сукцессивных функций

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:

Простые ритмы — || |, | ||. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.

Более сложные ритмы — || |, | ||,  || | |,  | | ||,  | |||.

Сложные ритмы —||| | |, | || ||,  | ||| |,  || ||| |.

Критерии оценки:

3 балла —  правильно и быстро;

2 балла — правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;

1 балл — персеверации (повторение),  застревание на отдельных позах, невыполнение;

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Дислексия — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности.

Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Минимальная мозговая дисфункция — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движений.

Сензитивный период — период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.

Синкинезии — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции — последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием.

Глава 1. Методики нейропсихологического исследования детей

Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю.

Предварительные замечания

До изложения проб необходимо сделать несколько замечаний обще­го характера, которые важно учитывать при проведении исследования.

—   До выполнения всех проб нужно наладить контакт с ребенком. Данные о том, насколько охотно ребенок выполняет те или иные про­бы, принимаются во внимание при интерпретации результатов. Обя­зательно фиксируются проявления утомления.

—   При выполнении всех двигательных проб необходимо следить за позой ребенка, обращая внимание на напряженность, «зажимы», синкинезии для того, чтобы по возможности помочь ребенку уйти от них. Наличие синкинезий фиксируется.

—   Время проведения большинства проб не ограничено. При на­личии ограничения в протоколе и тексте указывается лимит для каж­дой пробы. Тем не менее, заметки о темпе выполнения проб могут быть полезны для интерпретации результатов.

—   В тех случаях, когда скорость выполнения задания измеряется без помощи секундомера, она оценивается относительно общей ско­рости реакций ребенка вне ситуации обследования.

—   Все рисуночные (графические) пробы выполняются на от­дельных листах бумаги.

—   Если при выполнении задания возникли внешние помехи, по­сторонний шум и т.п., это необходимо зафиксировать в протоколе и учитывать при интерпретации данных.

Исследование функций блока программирования, регуляции и контроля деятельности.

1. Серийная организация движений

1. Динамический праксис. Проба позволяет исследовать: 1) воз­можность усвоения двигательной программы по наглядному образцу и 2) способность к автоматизации двигательного навыка, переключе­ния с одного движения на другое. Существуют развернутые и краткие варианты этой пробы: с использованием одной или двух рук, с вы­полнением одной или двух последовательностей движений.

Процедура проведения пробы. Психолог, сидя напротив ребенка, демонстрирует ему последовательность движений рукой.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе движения рукой, а ты вни­мательно смотри и запоминай, сам пока ничего не делай».

Психолог выполняет последовательность движений «ладонь — кулак — ребро». Его рука располагается по центру относительно ре­бенка. При выполнении только кисть руки (но не запястье!) касается стола. Последовательность выполняется 3 раза. Перед последней се­рией, не делая паузы в своих движениях, психолог предупреждает: «И последний раз». Затем предлагает ребенку самостоятельно вос­произвести серию. Выбор руки зависит от ребенка.

Образец:

В случае затруднений (если ребенок не может правильно, т.е. без ошибок или с самокоррекцией, воспроизвести последовательность) ему оказываются следующие виды помощи:

  1. повторное предъявление (образец аналогичным образом де­монстрируется второй раз);
  2. совместное выполнение (образец предъявляется еще раз, но те­перь ребенку разрешают повторять движения совместно с психологом);
  3. совместное выполнение + речевая инструкция (совместное вы­полнение образца сопровождается речевой инструкцией педагога: «ладонь — кулак — ребро»).

Если ребенок не усваивает после этого программу движений, пробу прекращают.

После усвоения программы для оценки автоматизации психолог предлагает выполнять движения побыстрее и оценивает выполнение примерно 7-10 серий. После интерференции (выполнение других проб) ребенка просят вспомнить и воспроизвести эти движения. Это самый краткий вариант данной пробы (одна последовательность од­ной рукой).

Следующий вариант: одна последовательность двумя руками. После выполнения движений одной рукой ребенку предлагают вы­полнить программу другой рукой.

Другой вариант: две последовательности одной рукой. После вы­полнения первой программы ребенку предлагают запомнить и выпол­нить вторую программу «кулак — ладонь — ребро». Процедура предъявления та же.

Сложный вариант: две последовательности двумя руками. После выполнения движений первой программы одной рукой ребенку пред­лагают запомнить вторую программу, затем сменить руку и выпол­нить вторую программу, а затем первую. Таким образом, первая про­грамма выполняется на следах после гомогенной интерференции, что затрудняет ее припоминание и выполнение.

2. Реципрокная координация движений. Проба направлена на исследование сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.

Процедура проведения пробы. Проба заключается в одновремен­ном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжима­ния кулака другой руки. Психолог показывает движения, сопровож­дая их инструкцией.

Инструкция: «Положи руки на стол… Так. Сожми одну руку в кулак… А теперь одновременно меняй положение рук…»

При выполнении только кисти рук (но не запястья!) касаются стола. Психолог 3-4 раза выполняет движения вместе с ребенком, а затем ребенок делает их самостоятельно. После усвоения программы психолог просит ребенка выполнять движения руками быстрее и на­блюдает за выполнением 7-10 пачек.

Образец:

Методы нейропсихологического обследования – предыдущая | следующая – Исследования функций мозга

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах

Образец выполнения пробы на реципрокную координацию рук

Проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса.

История создания[править | править код]

Данная проба была предложена в 30-е годы XX века советским врачом-психиатром Н.Н. Озерецким в рамках разработанной им метрической шкалы для исследования моторики у детей и подростков. Она использовалась для диагностики отчётливости выполнения (отсутствия синкинезий) движений у детей 11-12 лет.[1]
Впоследствии основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия включил эту пробу в комплекс методик, применяемых для нейропсихологической диагностики людей с локальными поражениями головного мозга.[2]

Процедура проведения[править | править код]

Испытуемому предлагается положить перед собой руки ладонями вниз, причем одну из них сжать в кулак, а вторую – выпрямить. Задача состоит в том, чтобы одновременно изменять положение рук, сжимая одну и расправляя другую. Такие движения повторяются несколько раз в течение 15-20 секунд и более. Возможно усложнение задачи за счет ускорения темпа выполнения движений, а также их выполнения с закрытыми глазами для исключения зрительного контроля.[3]

Диагностический потенциал пробы[править | править код]

Проба на реципрокную координацию рук имеет широкий диагностический потенциал и позволяет нейропсихологу получить информацию о состоянии ряда отделов головного мозга.[4]

  • Данная проба состоит из серии движений, вследствие чего можно судить о состоянии нижних отделов премоторной области больших полушарий.
  • Проба является бимануальной, что позволяет оценивать функциональную слабость каждой гемисферы, латерализацию повреждений. При повреждении одного из полушарий наблюдаются отставание или сбои в контрлатеральной руке. Однако эти ошибки могут возникать и в одноименной руке, особенно при поражении ведущего полушария. При повреждении правого полушария может отмечаться игнорирование левой руки.
  • Эта проба соответствует принципу одновременной двойной стимуляции, что делает возможным ее использование для диагностики процессов межполушарного взаимодействия в двигательной сфере и оценки состояния мозолистого тела. При его повреждении становится невозможным одновременное выполнение движений, они выполняются, но последовательно.
  • Возможность изменения темпа выполнения движений сказывается на фоновых компонентах, таких как тонус и амплитуда. Соответственно по этой пробе можно судить и о состоянии подкорковых структур головного мозга.

Качественный и количественный анализ пробы[править | править код]

В ходе клинического обследования оценка выполнения этой пробы осуществляется, как правило, качественно экспертом-нейропсихологом. Однако было предложено несколько вариантов количественного анализа. В них чаще всего используется балльная оценка допускаемых ошибок, за которые испытуемый «штрафуется». На кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова ведется попытка количественного измерения эффективности выполнения данной пробы, а не ошибок, допускаемых в ней.[5]

Примечания[править | править код]

  1. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Методика исследования моторики: В 2 ч. М.; Л.: Госмедиздат, 1930. Ч. 2. 174 с.
  2. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
  3. Хомская Е. Д. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Хомская Е.Д., Привалова Н.Н.,Ениколопова Е.В., Ефимова И.В., Степанова О.Б., Горина И.С. М.: Изд-во Моск. ун-та,1995. 79 с.
  4. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах.-2-е изд., испр. и доп. (Учебник XXI века). — Генезис Москва, 2013. — С. 240.
  5. Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики / Н. А. Хохлов, М. С. Ковязина, А. Н. Черкасова, Н. Р. Салихьянова // Вопросы психологии. — 2016. — № 6. — С. 141–149.

См. также[править | править код]

  • Проба Хэда
  • Проба Тойбера
  • Проба Поппельрейтера

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 376.37

Дата публикации 30.03.2023

Исследование моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с дизартрией

студент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск, butaal.2001@mail.ru
Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна
доцент, кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск, klunat@yandex.ru

Аннотация: В настоящее время у детей дошкольного возраста всё чаще и чаще обнаруживаются различные речевые нарушения. Среди этих расстройств дизартрия не является редкостью. Дизартрия – сложное нарушение и возникает при органическом поражении центральной и периферической нервной системы. При дизартрии страдает не только произносительная сторона речи, но и общая и мелкая моторика. Статья посвящена исследованию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье рассмотрены методики исследования моторки пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, их цель, инструкция и оценка результатов.
Ключевые слова: Дизартрия, мелкая моторика, праксис, методики исследования, дошкольный возраст, обследование.

The study of finger motility in preschool children with dysarthria

Buryakova Tatiana Alekseevna
Student of Special Pedagogy and Psychology department, Smolensk State University of the Russian Federation, Smolensk
Scientific adviser Ivanova Natalia Viktorovna
Docent, PhD in Pedagogy, Associate professor of Smolensk State University of the Russian Federation, Smolensk

Abstract: Currently, various speech disorders are being detected more and more often in preschool children. Among these disorders, dysarthria is not uncommon. Dysarthria is a complex disorder and occurs with an organic lesion of the central and peripheral nervous system. Dysarthria affects not only the pronunciation side of speech, but also general and fine motor skills. The article is devoted to the study of fine motor skills in older preschool children with dysarthria. The article discusses the methods of fingerprinting research in older preschool children with dysarthria, their purpose, instructions and evaluation of the results.
Keywords: Dysarthria, fine motor skills, praxis, research methods, preschool age, examination.

Правильная ссылка на статью

Бурякова Т.А., Иванова Н.В. Исследование моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с дизартрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-motoriki-paltsev-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriej.html (Дата обращения: 30.03.2023)

В настоящее время становится актуальным вопрос о том, как ускорить процесс коррекции звукопроизношения и решить при этом максимальное количество задач. Для этого применяются различные способы: используются инновационные логопедические технологии, исследования из области нейропсихологии, психолингвистики. Не является исключением и метод коррекции, при котором в работу включаются движения руками, именно он и стал предметом нашего исследования. Для того, чтобы активно начать применять двигательные приёмы на практике, необходимо было выявить начальный уровень состояния мелкой моторки у детей экспериментальной группы.

Нами было проведено исследование  моторики пальцев рук у дошкольников с дизартрией. При данном речевом нарушении  отмечается общая неловкость, недостаточная координированность, наблюдается неряшливость в навыках самообслуживания, дети отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них  с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, а в школьном возрасте отмечается плохой почерк [5]. Поэтому, работая с детьми с дизартрией, нужно уделять особое внимание диагностике и развитию мелкой моторки, чтобы предупредить перечисленные выше трудности.

Для проведения констатирующего эксперимента нами был  составлен комплекс специальных проб на развитие статического и динамического пальцевого праксиса с целью уточнения оценки качества выполняемых детьми движений.  

Проанализировав различные подходы к оценке мелкой моторики у детей дошкольного возраста, мы выявили, что в имеющихся методиках представлены задания не только для анализа состояния мелкой моторики, но и для оценки состояния общей моторики, а также обследование состояния звукопроизношения и высших психических функций [2,5,6,7]. В задачи нашей исследовательской работы не входило комплексное обследование детей с дизартрией, поэтому мы сделали акцент на отборе таких заданий, которые позволяют  оценить готовность руки детей к письму, а также проверить соответствие  развития пальцевой моторики у данной группы детей их возрасту. Составленный нами комплекс заданий включает 3 блока по 7 проб.

I. Исследование статического и динамического праксиса

1. Статический  праксис [7].

 Из данной пробы были убраны некоторые варианты поз и изменена инструкция.

Цель: исследование статической координации движений рук.

Выполнение:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирования каждой позы руку свободно кладут на стол:

  • соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);
  • указательный и средний пальцы выдвинуть вперед — «ушки зайчика» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);
  • соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);
  • указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «рожки у козы» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижаты к ладони);

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сложить его пальцы в нужную позу, затем рука распрямляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.

3 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно, четко.

2 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» замедлен, может отмечаться поиск нужной позы.

1 балл — выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся неверно.

0 баллов — невозможность правильного повторения движений.

2.  Динамический праксис. Проба Н.И. Озерецкого  «Кулак— ребро—ладонь».

Цель — проверить  возможность усвоения ребенком двигательной программы по наглядному образцу и  способность автоматизации двигательного навыка переключения с одного движения на другое.

В данную пробу были внесены модификации: добавлено усложнение «закрыть глаза», «высунуть язык» и «высунуть язык и закрыть глаза».

Инструкция: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения. Ребенку показывается три положения руки на плоскости стола, следующих друг за другом. Ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола.

Два раза выполняется задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагается сделать ему самому и в более быстром темпе. Затем, то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.

 Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро — ладонь — кулак». Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе.

Критерии оценки:

3 балла – правильное воспроизведение моторной программы в нужной последовательности и в заданном темпе;

2 балла –  допускаются недолгие паузы во время выполнения задания, пропуск одного звена;

1 балл – задание  выполняется не в правильной последовательности, пропуски звеньев моторной программы, темп выполнения низкий;

0 баллов – задание не выполняется.

II. Задания для выявления соответствия состояния мелкой моторки возрасту детей

1. Нанизывание колец на шнурок.

Задание подобрано на основе описанных Архиповой Е.Ф. возрастных особенностей развития тонкой моторики рук.

Цели: 1. Определить наличие щипкового захвата.

2. Проверить слаженность работы рук.

3. Посмотреть тонкость и точность движений рук.

Инструкция: перед тобой лежат кольца и шнурок, тебе нужно «сделать бусы».

Критерии оценки:

3 балла –  задание выполнено без затруднений;

2 балла –  допускаются  незначительные трудности при выполнении задания;

1 балл – ребёнок долго не может вдеть шнурок в кольцо,  с трудом захватывает  пальцами  колечки;

0 баллов – задание не выполняется.

2. Завязывание узла.

Задание подобрано на основе описанных Архиповой Е.Ф. возрастных особенностей развития тонкой моторики рук.

 Цель — проверить умение выполнять сложную моторную программу и степень развития подвижности пальцев рук.

Инструкция: завяжи узел. Если ребёнок не умеет, показываем, как нужно завязывать и смотрим, как он справится после этого примера.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено самостоятельно;

2 балла –   задание выполнено после показа алгоритма выполнения;

1 балл – задание выполняется с помощью учителя и нескольких показов примера выполнения;

0 баллов – задание не выполняется.

 3. Завязывание бантика.

Задание подобрано на основе описанных Архиповой Е.Ф. возрастных особенностей развития тонкой моторики рук.

Цель: проверить уровень владения бытовыми навыками, посмотреть слаженность работы рук ребёнка

Инструкция: мы с тобой завязали узел, а теперь давай сделаем бантик. Если ребёнок не умеет, показываем, как  делается бантик  и просим ребёнка повторить.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено самостоятельно;

2 балла –   задание выполнено после показа алгоритма выполнения;

1 балл – задание выполняется с помощью учителя и нескольких показов примера выполнения;

0 баллов – задание не выполняется.

III. Проверка готовности к письму.

1. Определение ребёнком правой и левой руки.

Цель: определить, как ребёнок ощущает и понимает  положение  своего тела (а именно рук) в пространстве; понимание какая рука ведущая, «главная».

Инструкция: ребёнка просят показать правую руку, левую руку, и ответить на вопрос «Какой рукой ты держишь ложку? Пишешь?».

Критерии оценки:

1 балл –  правильное определение правой и левой руки с первого раза;

0 баллов –  неправильное определение правой и левой руки.

2. Графическая проба.

Задания были составлены нами по критериям, предложенным Н.В. Нижегородцевой, проба «дорисовывание предметов» была взята из работы Забрамной С. Д.

Цели:

1.Определение качества владения ребёнком ручкой как инструментом письма.

2. Проверка совместной работы зрительного и моторного анализаторов.

3. Отслеживание выполнения ребёнком тонких движений руки.

Обучающемуся даётся лист А4, на котором представлены задания, направленные на проверку графомоторных навыков дошкольника.  

Инструкция: «возьми ручку и аккуратно обведи все предметы, постарайся не выходить за границы рисунка, ниже тебе нужно дорисовать такую же половинку рисунка».

При выполнении  задания 2, проследить, как держит ручку, определить силу нажима.

Данный критерий учитывается, так как он показывает состояние мышц кисти ребёнка, а правильное положение ручки влияет на качество письма и темп утомляемости руки при данной работе.

Критерии оценки:

3 балла – аккуратное выполнение работы, нет выхода за линии рисунков,  правильный захват ручки, оптимальная сила нажима;

2 балла –  допускаются: незначительные заступы за границы рисунков, прерывистость выполнения, может быть неправильный захват ручки;

1 балл –  грубые заступы за границы рисунка, захват ручки неправильный, сила нажима слабая, движения руки прерывистые;

0 баллов – задание не выполняется.

Максимальное количество баллов — 19.

Трудности, возникающие при  выполнении представленных заданий, указывают на  нарушения пальцевой моторики.

Обследование по данной серии заданий занимает не больше 30 минут и может быть включено в речевую карту в качестве экспресс-диагностики.


Список литературы

1. Винарская Е.Н. Дизартрия. – Спб.: Транзиткнига, 2011.- 144 с.
2. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – М .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с.
3. Кобозева О.О. Дизартрия. Нейропсихологический подход // Дефектология Проф. — режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/dizartriya_nejropsixologicheskij_podxod/ (дата обращения: 02.03.2023)
4. Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» М.: Владос, 2001.
5. Озерецкий Н.И. Методика исследования психомоторики / Н.И. Озерецкий – Ленинград: Госмедиздат, 1930.
6. Поливара З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / З.В. Поливара — 3-е изд., стер. — м. : флинта, 2019. — 136 с.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. — 232 с.

← Предыдущая статьяЗначение универсальных учебных действий при проведении профилактических занятий в образовательной сфере

Следующая статья →Исследование развития способности к эстетической оценке живописи

Чем позже обнаруживаются расстройства у детей, как стойкая неспособность овладеть чтением и письмом, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется. Существенно зависит от этого и эффективность коррекционной работы.

Основываясь на основных принципах простоты и минимального количества времени Корнев А.Н. (1982 г.) разработал методику раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД).

Данную методику (МРВД) мы используем в ходе первичного логопедического обследования детей 6-8 лет. Обследование МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5-8 минут. Основная задача — выявлять при массовых обследованиях группы детей, подозрительных в отношении возможности возникновения того или иного расстройства (так называемую “группу риска”). У этих детей выявляются симптомокомплексы , включающие 3-4 дефицитарные функции, что выражается в неспособности выполнять соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Эти симптомокомплексы отсутствуют не только у здоровых детей, но у детей с другими формами задержек психического развития, не затрудняющими овладение чтением. Таким образом, обнаружение симптомокомплексов до начала обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у данного ребёнка. Задания, выявляющие неполноценость психических функций, входящих в эти симптомокомлексы, использованы как основа скринирующей методики включающая следующие задания:

“Рядоговорение” (перечисление дней недели и времен года в прямом порядке);

Инструкция: “Перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели” (при недостаточном понимании допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

“Ритмы” (воспроизведение звуковых ритмов);

Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же”. После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (палочкой или ручкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы — 1! !, !!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы — !!!!!,!!! II,!!!!!. II!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Тест “Кулак-ребро-ладонь”;

Инструкция: “Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”. Экспериментатор демонстрирует ребенку последовательность из трех движений руки трижды: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Субтест “Повторение цифр”;

Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке.” Внимание! После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: “Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца и повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 3-4, то ты должен сказать 4-3”. При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.

ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ

Прямой счет:

№ 3 7-3-1 8-6-5

№ 4 4-1-6-9 3-8-7-5

№ 5 7-8-4-2-3 2-5-9-1-8

Обратный счет:

№ 2 1-8 6-4

№ 3 9-3-1 8-6-4

№ 4 6-7-9-2 8-1-3-5

Ориентировка в понятиях “право-лево”;

1. Простая ориентировка. Инструкция: “Подними левую руку (начинать обязательно с левой), покажи левую ногу, правый глаз”. Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

2. Речевая проба Хеда. Инструкция: “Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз”.

Составление рассказов по серии картинок.

Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова “Рассказы в картинках”). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.

Инструкция: “Посмотри! На этих картинках нарисован небольшой рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам”.

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: “Объясни: почему цыплята стали черными?”

При обследовании детей 6.5-7.5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, “Ритмы”. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Для примера приведены данные обследования первоклассников одной из школ города

Название теста Число детей не выполнивших тест, %
2013-2014 год
Число детей не выполнивших тест, %
2014-2015год
1 Рядоговорение 25% 28%
2 Ритмы 27% 22%
3 “Кулак-ребро-ладонь” 20% 24%
4 Повторение цифр 37% 25%
5 Ориентировка “право-лево” 31% 31%
6 Составление рассказа по серии картинкам 68% 54%

В целом, по результатам обследования в 2013-2014 уч. году было выявлено 20 детей “группы риска”, что составляет 37 % от общего количества первоклассников.

В 2014-2015 уч. году было выявлено 16 человек “группы риска” что составило 24% от общего количества первоклассников.

Таким образом, обследование с помощью МРВД – это лишь первый этап в выявлении патологии. Отобранная группа детей с повышенным риском проходит ряд психолого-педагогических и логопедических мероприятий, направленных на предупреждение дислексических расстройств.

Литература.

  1. Корнев А.Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе его компенсации. Л. 1986 г.
  2. Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования СПб., 1991 г.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003г.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кукурузные рыльца показания к применению инструкция цена
  • Кукурузные рыльца показания к применению инструкция к применению
  • Кукурузные рыльца инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Кукурузные рыльца инструкция по применению для чего применяется лекарство взрослым трава
  • Кукурма инструкция по применению для приема