Русский язык тема
Ученик
(101),
закрыт
1 год назад
ТатаНано
Высший разум
(419839)
1 год назад
1. Лётчик действовал согласно инструкциям, ПОЛУЧЕННЫМ от главного диспетчера аэропорта.
2. Мне подарили книгу Л. Н. Толстого, ОПУБЛИКОВАННУЮ ещё при жизни писателя.
3. Испечённые МАМОЙ ПИРОЖКИ (или «ПИРОЖКИ, ИСПЕЧЕННЫЕ МАМОЙ) были очень вкусными.
4. Создавая пейзажные зарисовки, ХУДОЖНИКИ ЗАПЕЧАТЛЕВАЮТ КРАСОТУ России.
5. Найдя чужую вещь, ЕЕ НЕМЕДЛЕННО НУЖНО ВОЗВРАТИТЬ хозяину.
6. Приступая к написанию сочинения-рассуждения, МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ.
7. СТУДЕНТОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ на практику (или НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ПРАКТИКУ СТУДЕНТОВ), необходимо хорошо подготовить теоретически.
8. В группу студентов, направленную на практику, ВХОДИТ сорок человек.
madonna
Мудрец
(15966)
1 год назад
Еще один пример НЕрусского языка. Здесь есть ошибки и в употрелении глаголов и существительных. Я не говорю уже о стилистике. Скажите, этот пример из школьной или институтской программы, где учат корректоров и редакторов?
Задание 8. (3 БАЛЛА!) Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1.Ищи ошибки в предложениях:
1) с однородными членами; (ищи однородные сказуемые с союзом И.Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка! Это будет правильный ответ. (Я вижу ? (пропущен член предложения) и горжусь природой? Вижу что?, горжусь чем?)
2) с причастными оборотами; ( смотри на окончание причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.)
3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;
4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;
5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;
6) с использованием цитат;
7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…
Виды ошибок в 8 задании ЕГЭ по русскому языку
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
Пример 1: Те, кто придут позже, займут свободные места.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.
Верный вариант: Те, кто придет позже, займут свободные места.
Пример 2:Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.
Верный вариант: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.
Пример 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».
Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».
Верный вариант 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
Верный вариант 2: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».
Пример 2: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).
Верный вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».
Пример 3: Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.
Верный вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
- Ошибка в построении предложения с однородными членами;
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия. Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения». Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Не должно быть избыточного использования союзов.
Пример 1: Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
Пример 2: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
- Нарушение в построении предложения с обособленным определением;
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми
Пример 1: Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.
Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).
Верный вариант: Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.
Пример 2: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.
Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).
Верный вариант: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
- Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
- Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Пример 1: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
Верный вариант: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
Пример 2: Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов. Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
- Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу
Пример 1: Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
Пример 2: Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
- Нарушение согласования;
Пример 1: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.
Верный вариант: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
Пример 2: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
Верный вариант: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
- Нарушение управления;
Пример 1: В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
Верный вариант: В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Пример 2: Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Верный вариант: Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
- Ошибка в построении сложного предложения (сложносочиненного и сложноподчиненного);
Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения. Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
- Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода; Составные союзы не должны быть искаженными;
- В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Пример 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Пример 2: Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью;
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять прямую и косвенную речь в предложении и не смешивать их.
Пример 1: Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.
В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.
Пример 2: Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант 1: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
- Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;
Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.
ПРИМЕР 1: Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».
Верный вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.
ПРИМЕР 2: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».
Верный вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.
- Неправильное употребление падежной формы существительного;
Ошибка встречается в двух вариантах: неправильное употребление падежной формы существительного; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила: Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).
Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «по окончании выступления»
ПРИМЕР 1: Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.
Существительное «инструкций» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (согласно чему? инструкциям).
Верный вариант: Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.
ПРИМЕР 2: По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.
Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
- Неправильное употребление местоимения;
Варианты ошибки: неправильное употребление местоимения с предлогом; неправильное употребление падежной формы местоимения; неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным предлогом.
ПРИМЕР 1: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.
Местоимение «них» в предложении используется не с тем предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).
Верный вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные.
ПРИМЕР 2: Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.
Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (уделить внимание чему? тому).
Верный вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.
- Неправильное употребление имени числительного.
Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных: У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово; Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа; Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
ПРИМЕР 1: Трое спортсменок выступили очень удачно.
Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.
Верный вариант: Три спортсменки выступили очень удачно.
ПРИМЕР 2: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.
- Верный вариант: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) ошибка в построении сложного предложения Б) ошибка в построении предложения с однородными членами B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) После того как заболел пятнадцатый ребёнок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин. 2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора. 3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта. 4) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета. 5) Спустя несколько дней Ефимову вспомнились сказанные художником слова: «Прошлому повезло: оно осуществилось, а будущее всегда несчастно: неизвестно, совершится оно или нет». 6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. 7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому.
9) Начало XX века ознаменовалось для России военными неудачами: Русско-японская война завершилась гибелью крейсера «Варяга» и выплатой огромной контрибуции. |
Решение:
1) После того как заболел пятнадцатый ребёнок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин. Сложное предложение. Сложное предложение. Есть грамматическая ошибка: неправильно употреблена падежная форма существительного с предлогом. Верно: согласно требованиям. (Ошибка Д)
2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора. Сложное предложение. Есть ошибка: нарушена логическая связь между предложениями. (Ошибка А)
3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта. Простое предложение. Грамматической ошибки нет.
4) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета. Простое предложение с однородными членами. Есть ошибка: как однородные члены предложения соединены разные члены предложение. Верно: продолжил общую линию развития жанров как симфонии, так и сонаты, квартета. (Ошибка Б)
5) Спустя несколько дней Ефимову вспомнились сказанные художником слова: «Прошлому повезло: оно осуществилось, а будущее всегда несчастно: неизвестно, совершится оно или нет». Сложное предложение. Грамматической ошибки нет.
6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. Простое предложение. Есть ошибка: подлежащее (задача) не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом (взяв столицу). (Ошибка Г)
7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому. Простое предложение. Грамматической ошибки нет.
Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке». Простое предложение. Грамматической ошибки нет.
9) Начало XX века ознаменовалось для России военными неудачами: Русско-японская война завершилась гибелью крейсера «Варяга» и выплатой огромной контрибуции. Сложное предложение. Есть ошибка: есть при несогласованном приложении есть родовое слово (крейсер), то название в кавычках должно стоять в именительном падеже. Верно: гибелью крейсера «Варяг». (Ошибка В)
Ответ: 24961
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ А5.
51 пример с ответами.
(данные примеры задания А5 входят во многие тренировочные тесты ЕГЭ по русскому языку; вероятность включения их в реальные варианты ЕГЭ маловероятна; однако решение данных примеров, в ходе подготовки к экзамену, будет очень полезно с точки зрения понимания учащимися общих принципов грамматически правильного построения предложений и синтаксических норм)
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
4) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лирический герой — один из центральных персонажей романа «Евгений Онегин».
2) На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.
3) Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.
4) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды.
2) В поэме Блока «Двенадцать» представлена сложная система образов.
3) Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе.
4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства и может передавать их.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Спортсмены занимались согласно расписанию тренировок.
2) Никто больше так не читал эти стихи!
3) Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.
4) Мы любили походы и часто ходили в лес.
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Зимняя сессия студентов проходила согласно расписанию.
2) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.
3) В этом докладе отражены проблемы, волнующие генетиков мира.
4) Студенты получили не только словари, но и рабочие тетради.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.
2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.
3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.
4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет.
2) Впервые оперу «Хованщина» я слушал вместе с родителями.
3) Пациент обратился и лечился у этого врача.
4) Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.
9. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Собеседники укоряли друг друга в неискренности.
2) Археологические раскопки проводились согласно плану.
3) Мы заинтересовались книгами, привезённых из нового издательства.
4) Где бы я ни был, всюду обращал внимание на архитектурные постройки XIX века.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
3) Не только способности, но и трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.
2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.
4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
3) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.
3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.
4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.
16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) В деревне Ольховке было три десятка домов.
2) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
3) Из всех, кто играл в спектакле, мне запомнился только Михаил Царёв.
4) Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили памятные подарки.
17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом.
3) Ученый подчёркивал, что поэтический талант Пушкина необычайно расцветал в осеннюю пору.
4) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.
18. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.
2) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
4) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Благодаря усилиям врачей эпидемии гриппа удалось избежать.
2) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов.
3) Как бы мы ни мечтали о будущем, оно всё равно остается неизвестным.
4) Историческими документами, приобретающими всё большее значение, являются портреты родственников декабристов.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».
2) Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.
3) Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.
4) Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лексические повторы — средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».
2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.
4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
2) Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
3) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
4) Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Вопреки желанию больного его положили в больницу.
2) Нужно обязательно оплатить проезд в метро.
3) Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.
4) Платье-халат постирано и убран в шкаф.
24. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно распоряжения директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.
2) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.
3) Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.
4) На картине «Три богатыря» В. М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Картина А. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» была близка и понятна современникам художника.
2) Те, кто настойчиво стремится к своей цели, достойны уважения.
3) Регистрация участников симпозиума была проведена сразу по их прибытии.
4) Каждой весной киви откладывает одно (редко два) зеленовато-белое яйцо в имеющее вид плоской платформы гнездо, устраиваемое среди корней, или в густом кустарнике, или в вырытой норке.
26. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те, чьим талантом и виртуозностью исполнения музыкальных произведений восхищаются сегодня миллионы благодарных слушателей, преодолели много преград на пути к признанию.
2) Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева — произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутая необычайной поэзией.
3) На больших плакатах, прикреплённых к двум стендам, стоящим по обеим сторонам сцены, были изображены известные всем зрителям условные знаки.
4) По окончании конференции все были приглашены в зал, где должно было состояться выступление виртуозного пианиста.
27. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) На картине «Алёнушка» В. М. Васнецов изобразил девушку-крестьянку, пришедшую к лесному озеру, чтобы поделиться с природой своей печалью.
2) В конце XVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающего яйца и насиживающего их: это был утконос.
3) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.
4) Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будут примером для подрастающего поколения.
28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Если бы не нашлись свидетели, неизвестно, как обернулось бы дело.
2) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.
3) Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполнят методом лазерного гравирования.
4) Благодаря Галилея человечество получило первый в своей истории оптический астрономический инструмент — телескоп.
29. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Фёдор Михайлович Достоевский писал, что высшая и самая характерная черта российского народа — это чувство справедливости.
2) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.
3) А. П. Чехов вспоминал о том, что он и его сестры знали французский, немецкий и английский языки благодаря их отцу.
4) Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».
30. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.
2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, — честность в отношениях с людьми.
3) На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.
31. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
32. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.
2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.
3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.
4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.
33. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.
2) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.
4) Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
34. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
2) Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
3) Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.
4) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
35. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
2) М. Горький неоднократно говорил, что труд — основа культуры.
3) Вопреки прогнозам аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.
4) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.
36. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.
2) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.
3) Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что «он знает, что ничего не знает».
4) Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других.
37. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.
2) Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия,красноречие.
3) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.
4) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера — это чувство справедливости.
38. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
2) Из всех, кто играл в спектакле, на меня особое впечатление произвёл Андрей Миронов.
3) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.
4) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
39. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Многих читателей журналов в первую очередь интересуют теоретические статьи экономистов и социологов, которые ставят в своих публикациях проблемные вопросы.
2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.
3) Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.
4) Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
40. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.
2) Все, кто любит поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.
3) О «Вишнёвом саде» Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
4) Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.
41. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик».
2) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
3) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием.
4) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.
42. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.
2) Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.
3) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.
4) Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.
43. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
2) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
3) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
4) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом текстах.
44. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.
3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
45. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.
2) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.
3) М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья».
4) Главное, чему необходимо уделить внимание, — это художественная сторона произведений.
46. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.
2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
47. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.
2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
3) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.
48. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
49. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
4) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.
50. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря находчивости Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем.
2) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
3) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада всех нас видеть в воскресенье у себя на даче.
4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых прекрасных зрелищ.
51. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием.
2) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения.
3) Вопреки прогноза установилась ясная погода.
4) В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.
Ответы:
1 – 1); 2 – 2); 3 – 4); 4 – 3); 5 – 3); 6 – 2); 7 – 3); 8 – 3); 9 – 3); 10 – 4);
11 – 1); 12 – 3); 13 – 1); 14 – 2); 15 – 1); 16 — 2); 17 – 2); 18 – 2); 19 – 2); 20 – 2);
21 – 3); 22 – 4); 23 – 4); 24 – 1); 25 – 4); 26 – 2); 27 – 3); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3);
31 – 4); 32 – 3); 33 – 4); 34 – 4); 35 – 1); 36 – 2); 37 – 2); 38 – 4); 39 – 4); 40 – 1);
41 – 2); 42 – 3); 43 – 2); 44 – 3); 45 – 1); 46 – 3); 47 – 3); 48 – 1); 49 – 3); 50 – 2);
51 – 3.
< Предыдущая | Следующая > |
---|