3.Что нужно сделать на втором этапе ликвидации некоммерческой организации?
На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.
Сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности («Федресурс»).
Затем ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и уведомить кредиторов о ликвидации в письменной форме.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.
На этом этапе в Минюст необходимо подать:
- уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15016 — в 2 экземплярах, один из которых должен быть нотариально удостоверен.
На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.
Остатки имущества НКО направляются на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительность. Если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если законами, другими правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения не предусмотрено иное.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если федеральными законами или учредительными документами партнерства не установлено иное.
Остатки имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляются на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительность. Если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.
При недостаточности имущества для расчета с кредиторами или наличии признаков несостоятельности (банкротства) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) обычная процедура ликвидации прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов, и начинаются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы
Решение о ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Подобные ограничения касаются, таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд.
Что касается других организационно-правовых форм некоммерческих организаций, то они тоже могут быть ликвидированы по решению суда. Если в ходе деятельности некоммерческая организация осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и соответствующим пунктам действующего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это Министерство юстиции), или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений.
Если некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений об устранении выявленных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.
Начало ликвидации
Для осуществления самой процедуры ликвидации некоммерческой организации учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, и от имени последней созданная ликвидационная комиссия выступает в суде.
При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами — оно обращается в доход государства. Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство или учреждение.
Порядок ликвидации
Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть, что срок заявления кредиторами вышеупомянутых требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.
Имущество
Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).
При недостаточности денежных средств у частного учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право обратиться в суд с требованием погасить оставшуюся задолженность за счет собственника ликвидируемого учреждения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждающийся учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
По окончании расчета с кредиторами ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения их требований имущество, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено действующим законодательством.
В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами, то, согласно п.1 ст. 20 гл. 3 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», данное имущество обращается в доход государства.
При ликвидации некоммерческого партнерства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественными взносом, если в учредительных документах не предусмотрен иной порядок распределения имущества.
При ликвидации учреждения оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.
Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также в случае ликвидации соответствующей иностранной неправительственной организации, в случае непредставления установленных сведений о поступлениях и расходов средств, а также в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренных учредительными документами.
Завершение ликвидации
В соответствии с п. 1 ст. 21 гл. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной (а некоммерческая организация, в свою очередь, прекратившей свое существование) после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация Организации — это сложный комплекс мероприятий, но иногда ликвидация становится необходимой. Порядок процесса ликвидации некоммерческой организации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Ликвидация Организации — форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Документы, необходимые при ликвидации некоммерческой организации
1 ЭТАП
1. Заявление (Уведомление) о ликвидации юридического лица по форме №Р15016, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. №ЕД-7-14/617@«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц…», в 2-х экз.
2. Решение или протокол (выписка из протокола) о ликвидации некоммерческой организации и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), в 2-х экз.
3. Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Срок не может составлять менее двух месяцев.
2 ЭТАП
По окончании срока для предъявления требований кредиторами (через два месяца с даты публикации в журнале «Вестник») представляются следующие документы:
1. Заявление (Уведомление) о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме №Р15016, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. №ЕД-7-14/617@«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц…», в 2-х экз
2. Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации либо
органом некоммерческой организации, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации, в 2-х экз.
3. Решение или протокол (выписка из протокола) об утверждении промежуточного ликвидационного, в 2-х экз.
3 ЭТАП
4. Заявление (Уведомление) о завершении ликвидации юридического лица по форме №Р15016, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. №ЕД-7-14/617@
«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юр. лиц…», в 2-х экз.
5. Ликвидационный баланс, в 2-х экз.
6. Решение или протокол (выписка из протокола) ликвидационного баланса, завершении процедуры ликвидации, в 2-х экз.
Также заявителю необходимо оплатить государственную пошлину.
Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и заверены подписью руководителя организации. Документы оформляются на листах формата А4, шрифт текста 12-14.
Ликвидация некоммерческой организации: пошаговая инструкция
В большинстве случаев ликвидация НКО происходит так же, как у коммерческих организаций. Но есть некоторые нюансы, связанные с тем, что не все НКО можно ликвидировать добровольно. Расскажем о процессе ликвидации НКО.
Добровольная ликвидация некоммерческой организации. Нюансы
Следует убедиться в том, что ликвидация НКО в добровольном порядке невозможна в принципе. Например, фонд может быть ликвидирован только по решению суда, самоликвидация недопустима. Еще нюанс: при ликвидации НКО, на которые распространяется закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – закон о НКО), документы на ликвидацию подаются в Минюст (его орган).
Ликвидация НКО 2022
Ликвидация некоммерческой организации содержит следующие этапы:
- Принятие решения о добровольной ликвидации.
- Отправка уведомления в надлежащий орган и Федресурс.
- Уведомление кредиторов НКО – публикация в «Вестнике».
- Составление промежуточного ликвидационного баланса.
- Расчеты с кредиторами.
- Передача имущества.
- Формирование окончательного ликвидационного баланса.
- Регистрируется ликвидация НКО.
Первый шаг
Решение о добровольной ликвидации НКО принимают его члены (учредители) или же уполномоченный орган. Наряду с принципиальным решением о ликвидации решается вопрос о том, кто будет ликвидатором (или войдет в состав комиссии), а также о порядке и сроках ликвидации НКО. Как правило, выбор делают в пользу ликвидатора.
Воспользуйтесь возможностью ликвидации НКО в удаленном формате с помощью сервиса Консалтинг онлайн. Ликвидация некоммерческой организации происходит в несколько этапов.
- Принимаем необходимый комплект документов.
- Составляем форму Р15016 и разрабатываем комплексное решение по ликвидации.
- Сопровождаем все этапы ликвидации.
- Регистрируем ликвидацию НКО.
Отправка уведомлений
Следующий шаг – это отправка уведомления о «ликвидационном» решении в надлежащий орган, в зависимости от того, распространяется или нет на ваше НКО закон о НКО:
- распространяется – уведомляйте Минюст (его территориальный орган);
- не распространяется – территориальный налоговый орган.
Уведомление подается по ф. № Р15016.
Обязательно отправляем уведомление о ликвидации НКО в Федресурс, в противном случае не избежать серьезных штрафов (до 50 тыс. руб.), а виновное лицо может быть подвергнуто дисквалификации.
Улаживаем финансовые вопросы
После составления промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) не забудьте уведомить свой орган ПФР и свою ИФНС о сотрудниках, в противном случае возрастает риск отказа в регистрации ликвидации.
Далее рассчитываемся с кредиторами. Это забота ликвидационной комиссии, которая должна погашать требования в соответствии с очередностью, обозначенной ГК:
- Требования частных лиц, которым НКО выплачивает компенсации за причинение вреда жизни или здоровью (повременные платежи подлежат капитализации).
- Требования по зарплате, выходным пособиям и т. п.
- Обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
- Прочие требования.
Важно: требования первых двух очередей удовлетворяются в соответствии с ПЛБ со дня утверждения такового, а третья и четвертая очереди удовлетворяются по истечении одного месяца со дня утверждения ПЛБ.
Не исключено, что выяснится недостаток денежных средств для погашения требований кредиторов. В таком случае ликвидационной комиссии остается лишь реализовать имущество НКО на публичных торгах – и погасить за счет выручки требования.
Если осталось имущество
Очень важный момент в процедуре ликвидации НКО: если после того, как все кредиторы получили удовлетворение, осталось имущество, то оно не распределяется между участниками (как в коммерческих обществах). Оно может быть направлено на цели, ради которых НКО было создано и (или) на благотворительность. Если же это невозможно, то все поступает в доход государства.
Ликвидация НКО: последние шаги
После составления и утверждения окончательного ликвидационного баланса осталось зарегистрировать ликвидацию НКО, после чего сам процесс считается завершенным, а НКО – прекратившей свое существование.
Ликвидация НКО 2022 – непростой процесс с массой тонкостей. Сервис Консалтинг онлайн для комплексного юридического сопровождения бизнеса поможет избежать не только отказов, но и массы иных проблем, в том числе субсидиарных претензий.
Получите бесплатную консультацию со специалистом по закрытию фирм!
Онлайн-сервис для комплексного юридического сопровождения: от регистрации до ликвидации
Бесплатная консультация
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ НКО
Этап I. Подготовка к ликвидации НКО
Шаг 1. Понять, а действительно ли Вам нужна ликвидация?
Ликвидация организации влечет прекращение всех её прав и обязанностей. Это, своего рода, «юридическая смерть» НКО — организация прекращает свое существование.
Для ликвидации НКО должны быть действительно веские причины: отсутствие средств и невозможность их получения в будущем, недостижимость целей организации, другие объективные препятствия в её деятельности.
Прежде чем приступать к ликвидации, стоит задуматься о том, действительно ли это необходимо и нельзя ли предпринять иные, менее радикальные меры.
Так, например, можно:
Если же иного выхода, кроме ликвидации, Вы всё равно не видите, то нужно сделать несколько подготовительных шагов, прежде чем инициировать процедуру «закрытия» НКО.
Шаг 2. Определиться с имуществом НКО
В собственности НКО может быть различное имущество: денежные средства, имущественные права, транспортные средства, недвижимость, ценные бумаги др.
Важно помнить:
НКО не вправе в процессе ликвидации распределять оставшееся у неё имущество между своими учредителями/членами, руководителями и иными работниками, членами других органов управления.
Имущество НКО, оставшееся после ликвидации, должно быть направлено на уставные цели данной НКО и/или на благотворительные цели.
Определите состав имущества НКО и заранее озаботьтесь его судьбой.
Такое имущество можно направить на:
реализацию уставных целей НКО (проведение мероприятий, оказание услуг и т. п.);
пожертвовать другим НКО, осуществляющим аналогичную деятельность;
пожертвовать в пользу благополучателей НКО.
Шаг 3. Расторгнуть договоры ГПХ
Определите, какие договоры, заключенные НКО, до сих пор действуют.
Действующими следует считать:
договоры, у которых не истек срок действия;
договоры, по которым есть неисполненные обязательства хотя бы у одной из сторон, даже если срок действия договора истек.
При установлении наличия таких договоров:
по возможности исполните заранее все неисполненные по ним обязательства;
проведите взаиморасчеты по данным договорам до начала процедуры ликвидации;
составьте акты сверки по данным договорам с контрагентами;
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Вышеуказанное можно сделать и в процессе ликвидации, до утверждения окончательного ликвидационного баланса, но, чтобы облегчить этот процесс, рекомендуем озаботиться данным вопросом заранее.
Шаг 4. Выяснить наличие неисполненных обязательств
Определите, перед кем и в каком размере у НКО имеются неисполненные обязательства.
Имеющаяся задолженность может стать препятствием для ликвидации НКО в добровольном порядке, поэтому следует погасить её, а также исполнить другие имеющиеся у НКО обязательства (по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг и т. п.). Необязательно делать это до начала процедуры ликвидации — исполнить обязательства можно до утверждения ликвидационного баланса. Но «закрытие» всех обязательств заранее сможет сильно облегчить процедуру ликвидации НКО.
Что делать, если имущества НКО не хватает для исполнения обязательств перед кредиторами?
Шаг 5. Запланировать расходы на ликвидацию
Ликвидация требует определенных расходов: на услуги нотариуса, госпошлину, изготовление ЭЦП, подачу сообщений в Вестник и Федресурс и т. д.
В зависимости от порядка совершения требуемых действий и региона, эти расходы, в среднем, могут составлять 10−20 тысяч рублей. Если у НКО нет собственных средств на эти расходы, обязанность по их оплате лежит на учредителях организации.
Шаг 6. Завершить трудовые отношения с работниками
Если у НКО есть работники, необходимо прекратить с ними трудовые отношения.
Сделать это можно как в процессе ликвидации, так и до её начала.
В законе есть специальное основание для увольнения в связи с ликвидацией, которое влечет для НКО обязанность по выплате работникам выходного пособия, а также требует уведомлять работника об увольнении заранее.
Можно также уволить работника по соглашению сторон, что не влечет вышеуказанной обязанности. Но сделать это можно только при наличии согласия работника и если это не нарушает его права.
Подробнее о порядке и правовых последствиях увольнения работников в случае ликвидации НКО в этой таблице.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Этап II. Принятие решения о ликвидации и уведомление об этом Минюста.
Шаг 1. Высший орган принимает решение о ликвидации.
Если предстоит ликвидация фонда (общественно полезного фонда, благотворительного фонда), необходимо учесть некоторые особенности.
С чего начать ликвидацию фонда?
Фонд может быть ликвидирован исключительно на основании решения суда. Соответственно, необходимо получить такое решение, обратившись в суд с иском.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Все остальные НКО начинают процесс ликвидации с принятия решения об этом.
Данное решение принимает высший орган управления НКО.
В протоколе/решении высшего органа должны быть указаны решения по следующим вопросам:
о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии НКО и её председателя;
о порядке проведения ликвидации.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Порядок принятия данных решений:
только путем проведения очных заседаний/собраний, в том числе, дистанционно, если возможность проведения дистанционных заседаний/собраний предусмотрена уставом или ранее принятым единогласным решением высшего органа.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Шаг 2. Заполняем форму Р15016
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся окне в правом верхнем углу нажмите кнопку Скачать
на титульном листе указываем ИНН и ОГРН, в разделе 2 (Причина представления заявления) указываем цифру 3 (Принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии / назначение ликвидатора). Более ничего не титульном листе не заполняется;
в листе, А заполняем данные о назначенном ликвидаторе / председателе ликвидационной комиссии (раздел 3).
в листе В также заполняем данные о назначенном ликвидаторе / председателе ликвидационной комиссии (в разделе 1 — цифра 1)
Здесь образец заполненной формы на этом этапе.
Распечатайте только те листы заявления, которые были заполнены.
В заявлении Р15 016 ликвидатор/председатель ликвидационной комиссии ставит свою подпись в присутствии нотариуса, который должен её заверить.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся окне в правом верхнем углу нажмите кнопку Скачать
Шаг 3. Подаем документы в Минюст
На данном этапе документы могут подаваться только в бумажном виде, т.к. в НКО меняется лицо, действующее от имени организации без доверенности.
Документы подаются в Главное управление Минюста России по региону, в котором находится НКО.
Способы подачи документов:
лично в управлении Минюста;
ценным письмом с описью вложения.
Комплект документов, подаваемых в Минюст на данном этапе:
оригиналы протокола/решения по вышеуказанным вопросам, подписанные, прошитые и пронумерованные, в 2 экземплярах;
заявление Р15016 с заверенной нотариусом подписью ликвидатора / председателя ликвидационной комиссии и его заверенная копия.
Кто в праве подать документы в Минюст:
заявитель (ликвидатор / председатель ликвидационной комиссии);
иное лицо на основании нотариально заверенной доверенности.
Этап III. Составление и подача юридически значимых сообщений.
Приступить к данному этапу можно не ранее, чем в ЕГРЮЛ будет внесена запись о начале процедуры ликвидации, а также о ликвидаторе / председателе ликвидационной комиссии.
Шаг 1. Делаем УКЭЦП для ликвидатора/председателя ликвидационной комиссии
Усиленная квалифицированная электронная цифровая подпись (УКЭЦП) понадобится для подачи юридически значимых сообщений, без которых невозможно продолжение ликвидации, а также для подачи в Минюст документов на последующих этапах.
Наличие УКЭЦП поможет также сэкономить на обращениях к нотариусу.
УКЭЦП можно получить в Удостоверяющих центрах ФНС (подробнее здесь) или в иных Удостоверяющих центрах (например, Контур, Тензор и т.д.).
Получив УКЭЦП, переходим к подаче юридически значимых сообщений.
Шаг 2. Подаем сообщение на Федресурс
Входим в личный кабинет на сайте https://fedresurs.ru/. Сделать это можно через Госуслуги или с помощью УКЭЦП.
Формируем сообщение о ликвидации НКО на сайте, вставляя необходимые сведения и загружая документы.
Оплачиваем выставленный счет, загружаем платежку и размещаем сообщение.
Шаг 3. Подаем сообщение в Вестник государственной регистрации
Входим в личный кабинет на сайте www.vestnik-gosreg.ru/. Сделать это можно через Госуслуги или с помощью УКЭЦП.
Формируем сообщение о ликвидации НКО на сайте, вставляя необходимые сведения и загружая документы.
Оплачиваем выставленный счет, загружаем платежку и размещаем сообщение.
Этап IV. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса
Приступить к данному этапу можно по истечении 2 (двух) месяцев с момента размещения в Вестнике государственной регистрации сообщения о предстоящей ликвидации НКО.
Шаг 1. Составляем промежуточный ликвидационный баланс
перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Шаг 2. Принимаем решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса
Данное решение принимает высший орган управления НКО.
В протоколе/решении высшего органа должны быть указаны решения по следующим вопросам:
об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Порядок принятия данных решений:
только путем проведения очных заседаний/собраний, в том числе, дистанционно, если возможность проведения дистанционных заседаний/собраний предусмотрена уставом или ранее принятым единогласным решением высшего органа.
Шаг 3. Составляем заявление по форме Р15 016
на титульном листе указываем ИНН и ОГРН, в разделе 2 (Причина представления заявления) указываем цифру 4 (Составление промежуточного ликвидационного баланса), более ничего не титульном листе не заполняется;
в листе В заполняем данные о назначенном ликвидаторе / председателе ликвидационной комиссии (в разделе 1 — цифра 1);
листы, А и Б не заполняем.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся окне в правом верхнем углу нажмите кнопку Скачать
В заявлении Р15 016 ликвидатор/председатель ликвидационной комиссии ставит свою подпись.
Распечатайте только те листы заявления, которые были заполнены.
Шаг 4. Подаем документы в Минюст
Документы подаются в Главное управление Минюста России по региону, в котором находится НКО.
Способы подачи документов:
лично в управлении Минюста;
ценным письмом с описью вложения;
в электронном виде через Госуслуги с использованием УКЭЦП.
Комплект документов, подаваемых в Минюст на данном этапе:
оригиналы протокола/решения по вышеуказанным вопросам, подписанные, прошитые и пронумерованные, в 2 экземплярах;
заявление Р15 016 с заверенной нотариусом подписью ликвидатора / председателя ликвидационной комиссии и его заверенная копия.
Кто вправе подать бумажные документы в Минюст:
заявитель (ликвидатор / председатель ликвидационной комиссии);
иное лицо на основании нотариально заверенной доверенности.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Шаг 5. Производим взаиморасчеты и отчитываемся перед компетентными органами
На этом этапе необходимо произвести взаиморасчеты со всеми контрагентами и работниками НКО, подать необходимые сведения и документы в ФНС и СФР.
Следует расторгнуть действующие договоры, исполнить обязательства по ним, произвести расчеты с бюджетом, расторгнуть договоры с работниками НКО и произвести с ними расчеты.
Кроме того, необходимо распределить оставшееся у НКО после погашения всех долгов и исполнения других обязательств имущество.
Такое имущество можно направить на:
реализацию уставных целей НКО;
Этап V. Утверждение окончательного ликвидационного баланса
Приступить к данному этапу можно после того, как:
- регистрирующими органами будут приняты документы об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ;
- НКО погасит все имеющиеся у неё обязательства, в том числе, перед бюджетом
- НКО расторгнет все договоры, включая трудовые.
Шаг 1. Составляем окончательный ликвидационный баланс
Шаг 2. Принимаем решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса
Данное решение принимает высший орган управления НКО.
В протоколе/решении высшего органа должны быть указаны решения по следующим вопросам:
об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
о завершении процедуры ликвидации НКО;
о направлении имущества, оставшегося у НКО на её уставные цели и/или благотворительные цели.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся документе нажмите «Файл» → «Скачать» → «Microsoft Word (DOCX)»
Порядок принятия данных решений:
только путем проведения очных заседаний/собраний, в том числе, дистанционно, если возможность проведения дистанционных заседаний/собраний предусмотрена уставом или ранее принятым единогласным решением высшего органа.
Шаг 3. Составляем заявление по форме Р15 016
на титульном листе указываем ИНН и ОГРН, в разделе 2 (Причина представления заявления) указываем цифру 7 (Завершение ликвидации юридического лица), более ничего не титульном листе не заполняется;
в листе В заполняем данные о назначенном ликвидаторе / председателе ликвидационной комиссии (в разделе 1 — цифра 1)
листы, А и Б не заполняем.
Чтобы скачать документ по ссылке — в открывшемся окне в правом верхнем углу нажмите кнопку Скачать
В заявлении Р15 016 ликвидатор/председатель ликвидационной комиссии ставит свою подпись.
Распечатайте только те листы заявления, которые были заполнены.
Шаг 4. Оплачиваем госпошлину
Госпошлина не уплачивается только в том случае, если документы будут подаваться в электронном виде.
Размер госпошлины составляет 800 рублей.
Реквизиты для её оплаты содержатся на сайте территориального управления Минюста, в который подаются документы.
Уплатить госпошлину необходимо со счета НКО, также это можно сделать со счета ликвидатора НКО, в назначении платежа обязательно указать, за ликвидацию какой организации уплачена пошлина.
Шаг 5. Подаем документы в Минюст
Документы подаются в Главное управление Минюста России по региону, в котором находится НКО.
Способы подачи документов:
лично в управлении Минюста;
ценным письмом с описью вложения;
в электронном виде через Госуслуги с использованием УКЭЦП.
Комплект документов, подаваемых в Минюст на данном этапе:
оригиналы протокола/решения по вышеуказанным вопросам, подписанные, прошитые и пронумерованные, в 2 экземплярах;
заявление Р15 016 с заверенной нотариусом подписью ликвидатора / председателя ликвидационной комиссии и его заверенная копия.
окончательный ликвидационный баланс;
платежное поручение или квитанция об оплате госпошлины;
документ, подтверждающий представление в территориальный орган СФР сведений, предусмотренных законодательством.
Кто вправе подать бумажные документы в Минюст:
заявитель (ликвидатор / председатель ликвидационной комиссии);
иное лицо на основании нотариально заверенной доверенности.
Если вы всё сделали правильно, примерно через месяц после этого в ЕГРЮЛ будет внесена запись о прекращении НКО в связи с ликвидацией.
После этого организация официально считается прекратившей своё существование.
Если Вы передумали ликвидировать НКО
Шаг 1. Определяем, можем ли мы остановить процесс ликвидации
Добровольная ликвидация вплоть до финального этапа (внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица), по общему правилу, — обратимый процесс.
Закон не запрещает членам высшего органа передумать и принять решение о прекращении процедуры ликвидации.
Вышесказанное касается всех НКО, кроме фондов.
Шаг 2. Составляем необходимые документы
Если первое уведомление по форме Р15 016 ещё не подано в Минюст:
достаточно принять решение высшего органа об отмене ранее принятого решения о ликвидации, Минюст уведомлять об этом не нужно.
Если уведомление по форме Р15 016 было подано в Минюст и в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры ликвидации, необходимо:
принять решение высшего органа об отмене ранее принятого решения о ликвидации;
заполнить форму Р15 016 (на первом листе проставляется соответствующее цифровое значение «6 — принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица»).
В последнем случае документы также подаются в Минюст одним из описанных на предыдущих этапах способом.
Как видно из подготовленного нами материала, процедура ликвидации является довольно сложной и длительной.
Как минимум, этот процесс занимает 5−6 месяцев с момента принятия решения о ликвидации НКО.
Чтобы его облегчить, максимально ускорить и сделать его спокойным и безопасным для организации и её учредителей:
постарайтесь следовать всем нашим рекомендациям;
рассмотрите варианты, альтернативные ликвидации, быть может, это решение является преждевременным;
заранее подготовьте все необходимые документы (проекты документов) по каждому из этапов ликвидации;
заранее определитесь с кандидатурой ликвидатора;
заранее решите вопросы с имуществом, долгами, договорами и работниками НКО.
Если что-то осталось непонятным или Вы не хотите / не видите в себе сил или возможности заниматься ликвидацией самостоятельно, обратитесь к нам за консультацией или правовым сопровождением ликвидации НКО.
документы, необходимые для ликвидации
Например, когда в пользу НКО обязаны заплатить или передать иное имущество другие организации или физические лица.
Распоряжаясь имуществом НКО не забывайте, что следует учитывать его целевое назначение.
Например, в пользу НКО не произведена оплата или, наоборот, НКО должна заплатить или оказать услугу контрагенту.
Это могут быть неоплаченные налоги, взносы, штрафы, долги перед контрагентами по договору, обязанность передать какое-то имущество
Наличие таких оснований необходимо подтвердить в суде. Сделать это можно с помощью, например, следующих доказательств: банковских выписок, «нулевых» бухгалтерских (финансовых) отчетностей, выписок из ЕГРН об отсутствии недвижимости у фонда, протоколов коллегиальных органов фонда и т. п.
Районный или городской суд, определяемый по адресу места нахождения фонда. Например, если фонд находится в Басманном районе г. Москвы, иск должен быть подан в Басманный районный суд Москвы.
Если с иском обращается гражданин (например, учредитель) — 300 руб., если юридическое лицо (например, сам фонд) — 6 000 руб.
Самому фонду, если не он является истцом, УФНС по региону, ГУ Минюста по региону.
Это происходит по истечении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Для корпоративных НКО (общественные организации, ассоциации (союзы)) это общее собрание их членов или конференция/съезд, для иных НКО — высший орган в соответствии с их уставом (собрание учредителей, единственный учредитель, совет, президиум и т. д.)
Ликвидатор назначается в том случае, если не формируется ликвидационная комиссия, председатель ликвидационной комиссии назначается, если формируется ликвидационная комиссия. Данная комиссия, по общему правилу, не является обязательной при ликвидации, только если иное не установлено уставом НКО.
Кроме дисквалифицированных лиц и иных лиц, которые, по закону, не могут быть руководителями НКО.
Исключение составляют Общероссийские общественные организации – они обращаются в Центральный аппарат Минюста России.
Не забывайте, что с этого момента именно ликвидатор (председатель ЛК) фактически руководит НКО: подписывает и подает от её имени документы, совершает сделки и т. п.
Для корпоративных НКО (общественные организации, ассоциации (союзы)) это общее собрание их членов или конференция/съезд, для иных НКО — высший орган в соответствии с их уставом (собрание учредителей, единственный учредитель, совет, президиум и т. д.)
Исключение составляют Общероссийские общественные организации — они обращаются в Центральный аппарат Минюста России.
Если подаем в электронном виде, то прикрепляем один экземпляр.
При подаче документов в электронном виде копию прикреплять не нужно.
С учетом положений устава конкретной НКО и целевого назначения конкретного имущества.
Для корпоративных НКО (общественные организации, ассоциации (союзы)) это общее собрание их членов или конференция/съезд, для иных НКО — высший орган в соответствии с их уставом (собрание учредителей, единственный учредитель, совет, президиум и т. д.).
Кроме случаев, когда документы подаются в электронном виде через госуслуги.
Вопросы, связанные с образованием, функционированием, реорганизацией, преобразованием, ликвидацией некоммерческих организаций (сокращенно – НКО) регулирует ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996 (ред. от 29.07.2023). Собственно возможность ликвидации НКО предусматривает ст. 18 ФЗ РФ № 7. Нормы данной статьи не относятся к религиозным организациям, «Автодору» и казенным учреждениям.
Следует заметить, что НКО – это юрлицо, о чем свидетельствует п. 1 ст. 50 ГК РФ, соответственно:
- Ликвидация НКО подразумевает полное ее прекращение без передачи прав и обязанностей третьим лицам;
- Процедура закрытия ее проводится тем же порядком, что и закрытие юрлица, с применением норм ГК РФ.
Суть процедуры ликвидации некоммерческой структуры сводится к тому, чтобы, в конечном счете, в ЕГРЮЛ была занесена запись о ее закрытии, а полномочному лицу выдали свидетельство о госрегистрации ликвидации юрлица надлежащего образца.
Минюст РФ и его территориальные органы в рамках контрольно-надзорной деятельности при выявлении нарушений, совершенных юрлицами, вправе: вынести предупреждение, составить административный протокол, приостановить деятельность НКО либо направить иск о ее ликвидации в суд. При этом реализация их полномочий регламентируется ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996, № 82 от 12.05.1995, № 294 от 26.12.2008, № 125 от 26.09.1997, а также ПП РФ № 705 от 11.07.2012 и Приказом Минюста РФ № 456 от 30.12.2011.
Директор Департамента по делам НКО В.А.Титов.
(Письмо Минюста РФ № 11-99821/18 от 27.07.2023).
Основания для ликвидации НКО
НКО можно ликвидировать добровольно, принудительно (через суд), в том числе в порядке банкротства. Процедура закрытия во многом зависит от того, на каком основании она проводится.
Основания для закрытия НКО (по ст. 61 ГК РФ) | ||
добровольно | через суд | через банкротство |
Решение участников (учредителей, органа юрлица), в том числе по причине: окончания срока функционирования НКО; достижения цели, для которой она создавалась |
Иск госоргана (органа местного самоуправления) в ситуациях, когда:
госрегистрация юрлица признается не действительной; отсутствует лицензия на ведение деятельности; нарушены нормы законов, Конституции; осуществлялась запрещенная деятельность и др. |
Юрлица признаются банкротами судебным порядком и ликвидируются по этому основанию согласно ФЗ РФ № 127 от 26.10.2002, т. е. когда собственных средств не хватает и НКО не в состоянии загасить накопившиеся долги |
Важно! Закрытие некоммерческой организации проводится через Минюст РФ (и его территориальные органы).
Обратиться по всем вопросам, связанным с госрегистрацией НКО, можно непосредственно в Минюст либо его территориальные органы. Например, в Москве можно прийти на прием согласно утвержденному графику в Департамент по делам НКО (ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1).
Пошаговая инструкция для проведения добровольной ликвидации НКО
Процедура закрытия НКО регулируется ст. 61–65 ГК РФ и начинается стандартно, так же как и юрлица, с принятия решения о ликвидации. Решение принимается совместно учредителями на общем собрании и обязательно протоколируется.
Далее последовательно формируется ликвидационная комиссия, назначается ликвидатор (ответственное лицо). Именно созданная комиссия получает полномочия по управлению делами НКО, проводит необходимые мероприятия, связанные с ее закрытием.
Ликвидация
(поэтапные шаги) |
Общее описание каждого шага | Примечания |
Подача уведомления Р15001 о принятом решении закрыть НКО в полномочный орган (его территориальное ответвление) | Данную форму вместе с запротоколированным решением о ликвидации следует представить на протяжении 3 раб. дн. после его принятия | Способы подачи:
лично, по почте, посредством Интернета либо через полномочного представителя (при наличии у него доверенности) |
Публикация сведений о ликвидации НКО в изданиях, где публикуют информацию о госрегистрации юрлица |
Таковым печатным изданием является «Вестник госрегистрации».
Подать заявку для публикации вместе с требуемыми документами можно через сайт (при наличии ЭП) либо при отсутствии ЭП самостоятельно |
Ссылка на источник для подачи заявки для публикации: http://www.vestnik-gosreg.ru/publication-vgr-step-conditions/?a=sv_2_0:1 |
Отправка уведомлений о ликвидации НКО кредиторам и дебиторам, принятие претензий, сбор дебиторской задолженности |
В отправляемых уведомлениях следует указать срок, на протяжении которого кредиторы могут предъявлять требования.
Данный срок не может быть меньше 2 мес. |
Отсчет срока ведется с момента публикации |
Составление и утверждение промежут. ликвидационного баланса |
В данный баланс надо включить: сведения по составу имущества НКО, по требованиям, предъявленным кредиторами, а также итоги их рассмотрения | Готовый ликвидационный баланс и уведомление о его составлении по форме Р15001 следует направить в полномочный орган |
Подготовка и подача окончательного ликвидационного баланса и документов для госрегистрации ликвидации НКО |
Ликвидационная комиссия должна представить:
заявление по форме Р16001; собственно ликвидационный баланс; документ, удостоверяющий уплату госпошлины (800 руб.); подтверждение публикации сведений о ликвидации НКО в «Вестнике госрегистрации» |
Дополнительно можно (но не обязательно) приложить документ, свидетельствующий о подаче необходимых данных в территориальный орган ПФР РФ |
Госрегистрация по причине ликвидации |
Госрегистрация НКО в связи с ее ликвидацией осуществляется на протяжении 10 раб. дн., но не более. Заявитель по итогам получает лист записи ЕГРЮЛ | Занесение записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что процедура завершена, а НКО прекратила свое существование |
Процедура ликвидации юрлица не исключает ситуации, при которых заявителю может быть отказано в госрегистрации ликвидации. Тогда НКО получает письменный отказ с объяснением причин.
Основания для отказа определяет ст. 23 ФЗ РФ № 129. Так, к примеру, отказать могут из-за отсутствия обязательных документов, наличия несоответствий в представленных сведениях либо из-за подписания заявления неполномочным лицом.
Пример 1. Полномочный орган, которому следует представлять документы при ликвидации НКО на территории Вологодской области
Уведомление о принятом решении о закрытии, промежуточный баланс, а также последующие документы для госрегистрации ликвидации надо направлять в Управление Минюста РФ по Вологодской области.
Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО
Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).
Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:
- Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
- Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.
Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.
При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.
Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.
Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.
Способы подачи документов | ||
Лично либо через полномочного представителя | По почте | В электронном виде
(через ЕПГУ) |
Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.
Пример 2. Образец квитанции на уплату госпошлины при подаче документов на ликвидацию НКО в Центральный аппарат Минюста РФ
Квитанция содержит все реквизиты получателя платежа, а именно: ИНН 7707211418, КПП 770601001, банк – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК, банк. счет, актуальный КБК 318 1 08 07010 01 1000 110, а также ОКТМО.
Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры
Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.
В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.
Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.
Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Кто может написать и направить исковое заявление о закрытии НКО суду?
К данной категории заявителей относятся полномочные госорганы, а именно:
- территориальные ответвления Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7);
- прокуратура (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7), ИФНС (п. 11 ст. 7 ФЗ РФ № 943-I от 21.03.1991);
- генпрокурор (ч. 3 ст. 44 ФЗ РФ № 82 19.05.1995);
- прокуроры субъектов РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7 соответственно).
Прокуроры городов и районов с подобным иском обращаться не вправе.