Ликвидация школы по новому закону об образовании пошаговая инструкция

Обновлено: 05.09.2023

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Сроки проведения

Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.

Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

Ликвидация образовательного учреждения (далее по тексту – ОУ) – это прекращение всех его прав и обязанностей. Момент ликвидации определяется датой записи в госреестре (ЕГРЮЛ). Именно с этого момента ОУ прекращает свое существование в качестве юр.лица.

Ликвидация может проходить добровольно и принудительно. В добровольном порядке, то есть по инициативе учредителей ОУ, ликвидация осуществляется, в частности, в случае достижения поставленных при создании ОУ целей или истечения срока его деятельности. Основание для ликвидации в принудительном порядке – решение суда при условии, что оно вступило в силу. Как правило, это бывает при отсутствии образовательной лицензии.

Ликвидация образовательного учреждения – это ряд последовательных шагов:

Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом или учредителем. Оно оформляется протоколом или решением в зависимости от количества учредителей. Инициатором ликвидации федерального бюджетного ОУ является Правительство. В отношении муниципального бюджетного ОУ или учреждения на уровне субъекта данные решения исходят от местной исполнительной власти. Готовится уведомление о ликвидации ОУ, для этого заполняется в двух экземплярах форма Р15001. Один из них заверяется у нотариуса.

Создание ликвидационной комиссии. Оно закрепляется соответствующим протоколом или решением. С этого времени комиссия управляет делами ОУ.

Выявление требований кредиторов и сбор информации по дебиторке. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В него включаются данные об имуществе ОУ, имеющихся в адрес него требований, принятым по ним решениям. Утверждают баланс уполномоченный орган или учредители ОУ. При недостаточности денежных средств осуществляется продажа имущества ОУ на торгах. Но данное правило не распространяется на частные учреждения. Если у них недостаточно средств, кредиторы в целях удовлетворения своих требований подают в суд иски о погашении задолженности за счет собственника учреждения.

Заполнение заявления о госрегистрации в связи с ликвидацией в двух экземплярах. Это форма Р16001. У нотариуса заверяется один экземпляр заявления. Форма самого заявления заполняется с использованием ПО либо от руки. Оплата госпошлины за регистрационные действия.

Срок принятия решения – 10 рабочих дней. После чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации образовательного учреждения. Подчеркиваем, все действия в процессе ликвидации, в том числе утверждение ликвидационных балансов, оформляются формой Р15001. А само прекращение деятельности регистрируется формой Р16001. Итоговые подтверждающие ликвидацию документы: лист записи из госреестра (ЕГРЮЛ), уведомление о снятии с налогового учета.

Важно учитывать следующее. Решение о ликвидации муниципального или государственного ОУ принимается на основании заключения об оценке его последствий. Очевидно, такое заключение должно быть положительным. Составляет его комиссия, которая, как правило состоит из руководителей ОУ, представителей различных ведомств, в том числе в сфере образовательной политики. Если ликвидируется муниципальное ОУ в сельском поселении, то также учитывается мнение местных жителей. В самом заключении обосновывается необходимость ликвидации ОУ. Например, нехватка или перераспределение финансирования, неспособность вести образовательный процесс. А также формируется вывод о последствиях для общества, оцениваются социальные риски, способы их минимизации, а также оцениваются возможные негативные педагогические последствия, варианты их предупреждения.

Почему представители ФНС России рекомендуют отложить регистрацию нововведений ГК РФ

Нововведения в ГК РФ вызвали ряд вопросов по регистрации изменений в учредительные документы и государственном реестре, на которые нет однозначного ответа. К примеру, в случае избрания нескольких директоров в обществе, кто из них должен быть заявителем на совершение регистрационных действий.

Сделки, заключенные между дочерним обществом и основным, должны иметь экономический смысл

Пути разрежения конфликтов между директорами одной компании можно предусмотреть в уставе

В компаниях с двумя и более независимо действующими директорами возможны конфликтные, спорные ситуации, к примеру, один директор выдал доверенность, а второй ее отозвал. Что делать в таких ситуациях?

спроси.дом.рф.jpg

Безымянный.jpg

ДВП.jpg

культура.jpg

SC_EGISSO_220.jpg

bgub.jpg

Безымянный.jpg

riastrela.jpg

bug_180.jpg

tolstoy220x74.jpg

pdchilds.jpg

2.jpg

портал.jpg

opros-naseleniya-po-oczenke-effektivnosti-deyatelnosti-rukovoditelej-municzipalnix-rajonov-i-gorodskix-okrugov-17791.jpg

urban-environment220x74.jpg

prichina.JPG

центр-сайт.jpg

mrsk-otklychenie.jpg

kaznacheystvo.jpg

Приложение-3.jpg

anti-terror.jpg

cheater.jpg

О районе

Административный центр:
п.г.т. Красная Гора

Население: 11765

Площадь: 108112 Га

Первое лицо

Глава администрации Красногорского района Брянской области

Глава Красногорского района Брянской области

Важные ссылки

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Брянская область

Администрация Красногорского района

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

р.п. Красная Гора

О ликвидации Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

Лотаковская основная общеобразовательная школа

1.Ликвидировать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лотаковская основная общеобразовательная школа.

2.Установить срок ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления

3.Определить Отдел образования администрации Красногорского района ответственным за осуществление ликвидационных процедур.

4.Создать ликвидационную комиссию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа и утвердить ее состав (приложение № 1).

5.Руководителем ликвидационной комиссии назначить заместителя начальника отдела образования администрации Красногорского района — Мигонько Светлану Васильевну.

6. Ликвидационной комиссии при ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа:

1) в порядке и в сроки, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, предупредить работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа и обеспечить проведение комплекса организационных мероприятий, связанных с ликвидацией Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа, в отношении работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа с соблюдением трудовых и социальных гарантий;

2) осуществить предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа ;

3) обеспечить реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа в течение всего периода ликвидации;

4) поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа и о порядке и сроках заявления требований кредиторами;

5) выявить и уведомить в письменной форме о ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа всех известных кредиторов и оформить с ними акты сверки взаиморасчетов;

6) принять меры к выявлению дебиторов и получению дебиторской задолженности;

7) в срок 10 календарных дней после окончания срока для предъявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения и представить его на утверждение Учредителю;

8) в срок 10 календарных дней после завершения расчетов с кредиторами составить ликвидационный баланс и представить его на утверждение Учредителю;

9) в срок 10 календарных дней после утверждения ликвидационного баланса представить в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц уведомление о завершении процесса ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа;

10) предоставить Учредителю свидетельство об исключении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа из Единого государственного реестра юридических лиц.

7. Руководителю ликвидационной комиссии Мигонько Светлане Васильевне:

1) в течение трех рабочих дней после даты принятия настоящего постановления уведомить в письменной форме о ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц с приложением настоящего постановления;

2) в течение трех рабочих дней со дня принятия настоящего постановления уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа;

3) подготовить и передать муниципальное имущество Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа, находящееся на праве оперативного управления в Комитет по муниципальным, имущественным и природным ресурсам администрации Красногорского района;

4) подготовить и передать документы по личному составу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа в архивный отдел Администрации Красногорского района.

8. Комитету по муниципальным, имущественным и природным ресурсам администрации Красногорского района после ликвидации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лотаковская основная общеобразовательная школа внести соответствующие изменения в Реестр муниципальной собственности муниципального образования Красногорский район.

10. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Красногорского района Глушакова В.А.

Читайте также:

      

  • На примере стран европы определите предоставление международных услуг кратко
  •   

  • Рост и развитие леса кратко
  •   

  • Ипполит тэн философия искусства краткое содержание
  •   

  • Циклическая теория развития истории кратко
  •   

  • Методические разработки для родителей в доу

Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

  • ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
  • ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
  • ФЗ «О НКО»;
  • международных договоров;
  • иных специализированных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
  2. Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
  3. Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
  4. Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
  5. Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
  6. Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
  7. Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
  8. Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
  9. Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
  10. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  11. Подача документов в налоговую инспекцию.
  12. Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Постановление было утверждено в 2014 году за №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации… образовательной организации…». Согласно данным Правилам, комиссия должна учесть возможность обеспечения получения образования на должном уровне после закрытия детского сада, школы или иного образовательного учреждения на уровне ФГОС и завершения обучения учениками этой школы.

Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Сроки проведения

Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.

Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

Главная » Вопрос-ответ » Основания для ликвидации образовательного учреждения особенности и порядок его закрытия

Порядок ликвидации образовательного учреждения

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

  • а)в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;
  • б)по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

Согласно п.17 ст.50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 62. ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

1. обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Статья 63. ГК РФ определяет порядок ликвидации юридического лица

1 Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц:

Согласно статье 64. ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.

Статья 180 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двух месячного среднего заработка.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выбранного органа принимает меры, предусмотренные ТК РФ, иными ФЗ, КД. соглашениями.

Положение Закона РФ «Об образовании» о том, что создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления (статья 31, п.З). В то же время субъект РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ (ст.57, п. 3) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 29, п. 7) пользуется своим правом определения особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений на своей территории. Эти особенности в настоящее время связаны с проведением комплексного анализа деятельности преобразуемого образовательного учреждения и согласованием решений, принимаемых на муниципальном уровне, с региональным органом управления образованием.

Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

О реорганизации предприятий знают многие предприниматели, но особый раздел можно выделить реорганизацию и/или ликвидацию образовательного учреждения, из-за определённых условий применимых к образовательным учреждениям.

Ликвидация образовательного учреждения регламентируется статьями 61,62,63 и 64, а также пунктом 17 статьи 50 закона РФ «Об образовании». Порядок реорганизации образовательных организаций определяется статьями 57-60 ГК РФ и 34 статьей закона РФ «Об образовании».

Ликвидация влечет за собой полное прекращение деятельности юридического лица, в отличие от реорганизации. О ликвидации можно дополнить, что данное мероприятие возможно в условиях сельской местности только с согласия всех жителей, которые пользуются данным учреждением.

Реорганизация ВУЗов иногда является федеральной программой, но применяется в основном к муниципальным образованиям, и ликвидация образовательного учреждения может проходить под действием местных властей, если учебное заведение не соответствует требованиям и не в состоянии внести коррективы.

Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения требует ответственного подхода не только с точки зрения юридических аспектов, но и крайне желательно соблюдение моральных норм, так как любое учреждение – это прежде всего путь молодого поколения, а соответственно и реорганизация должна проводиться с учетом интересов студентов.

К примеру, в 2013 году Ливанов взял на себя ответственность по контролю реорганизации высших образовательных госучреждений, либо полному снятию существующих ВУЗов, которые не отвечают требованиям и неэффективны в своей деятельности.

Реорганизация учреждения, процесс, требующий знания законов и опята в проведении подобных мероприятий. Для того чтобы реорганизация была проведена в соответствии с ГК РФ и Законе об образовании, лучше доверить выполнение процедуры специалистам в данной сфере.

Образовательные организации могут принимать другие организационно-правовые формы, осуществлять изменения статуса. Например, в случае со школой от общеобразовательной к основной, или основной к средней. При ликвидации предприятия, образовательное учреждение обязано осуществить перевод учащихся в другое, аналогичное учебное заведение.

Реорганизация организации

Перед владельцами крупных компаний часто встает необходимость изменить правовой статус юридического лица. Как осуществить реорганизацию и какие бывают ее виды – далее.

Сроки реорганизации в форме преобразования

Сроки реорганизации в форме преобразования определяются составленным планом необходимых процедур, и в целом данный срок составляет 3 месяца.

Отмена реорганизации в форме присоединения

Отмена реорганизации в форме присоединения – это довольно длительны и дорогой процесс. Реорганизация в форме присоединения проходит трудные путь при ее отмене.

Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

Ликвидация образовательного учреждения (далее по тексту – ОУ) – это прекращение всех его прав и обязанностей. Момент ликвидации определяется датой записи в госреестре (ЕГРЮЛ). Именно с этого момента ОУ прекращает свое существование в качестве юр.лица.

Ликвидация может проходить добровольно и принудительно. В добровольном порядке, то есть по инициативе учредителей ОУ, ликвидация осуществляется, в частности, в случае достижения поставленных при создании ОУ целей или истечения срока его деятельности. Основание для ликвидации в принудительном порядке – решение суда при условии, что оно вступило в силу. Как правило, это бывает при отсутствии образовательной лицензии.

Ликвидация образовательного учреждения – это ряд последовательных шагов:

Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом или учредителем. Оно оформляется протоколом или решением в зависимости от количества учредителей. Инициатором ликвидации федерального бюджетного ОУ является Правительство. В отношении муниципального бюджетного ОУ или учреждения на уровне субъекта данные решения исходят от местной исполнительной власти. Готовится уведомление о ликвидации ОУ, для этого заполняется в двух экземплярах форма Р15001. Один из них заверяется у нотариуса.

Создание ликвидационной комиссии. Оно закрепляется соответствующим протоколом или решением. С этого времени комиссия управляет делами ОУ.

Выявление требований кредиторов и сбор информации по дебиторке. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В него включаются данные об имуществе ОУ, имеющихся в адрес него требований, принятым по ним решениям. Утверждают баланс уполномоченный орган или учредители ОУ. При недостаточности денежных средств осуществляется продажа имущества ОУ на торгах. Но данное правило не распространяется на частные учреждения. Если у них недостаточно средств, кредиторы в целях удовлетворения своих требований подают в суд иски о погашении задолженности за счет собственника учреждения.

Заполнение заявления о госрегистрации в связи с ликвидацией в двух экземплярах. Это форма Р16001. У нотариуса заверяется один экземпляр заявления. Форма самого заявления заполняется с использованием ПО либо от руки. Оплата госпошлины за регистрационные действия.

Срок принятия решения – 10 рабочих дней. После чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации образовательного учреждения. Подчеркиваем, все действия в процессе ликвидации, в том числе утверждение ликвидационных балансов, оформляются формой Р15001. А само прекращение деятельности регистрируется формой Р16001. Итоговые подтверждающие ликвидацию документы: лист записи из госреестра (ЕГРЮЛ), уведомление о снятии с налогового учета.

Важно учитывать следующее. Решение о ликвидации муниципального или государственного ОУ принимается на основании заключения об оценке его последствий. Очевидно, такое заключение должно быть положительным. Составляет его комиссия, которая, как правило состоит из руководителей ОУ, представителей различных ведомств, в том числе в сфере образовательной политики. Если ликвидируется муниципальное ОУ в сельском поселении, то также учитывается мнение местных жителей. В самом заключении обосновывается необходимость ликвидации ОУ. Например, нехватка или перераспределение финансирования, неспособность вести образовательный процесс. А также формируется вывод о последствиях для общества, оцениваются социальные риски, способы их минимизации, а также оцениваются возможные негативные педагогические последствия, варианты их предупреждения.

Возможности исключения протокола осмотра, составленного при налоговой проверке компании из доказательств

Возможности исключения протокола осмотра, составленного при налоговой проверке компании из доказательств

В ходе осмотра при налоговой проверке юрист компании может найти нарушения, допущенные инспектором, позволяющие в дальнейшем потребовать исключения протокола осмотра из доказательственной базы.

Июньская унификация закона об акционерных обществах с новеллами ГК РФ

В закон об акционерных обществах в конце июня были приняты долгожданные поправки, которые унифицировали его нормы с нормами ГК РФ, вступившими в силу еще в сентябре 2014 года. Изменений ждали давно, но, тем не менее, они были приняты достаточно внезапно.

Признаки картельного сговора при организации торгов

«Горизонтальные» антиконкурентные соглашения, то есть картели, являются наиболее опасным нарушением антимонопольного законодательства. За их заключение предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Оцените статью:

[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Из п.3 ч.1 ст.17 Закона №131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Кроме того, в соответствии с ч.11 ст.22 Закона № 273-ФЗ принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Как следует из ч.1 ст.3 Закона №131-ФЗ, граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно положениям ст.31 Закона № 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования.

В апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2016 №25-АПГ16-2 отмечено, что образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, а если речь идет о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации такой организации не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Таким образом, ликвидация муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей последнего, для чего необходимо проведение опроса граждан. Без проведения такого опроса мнение жителей муниципального образования не может быть признано учтенным.

Законодательство об образовании

Вправе ли орган местного самоуправления принять решение о ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, без учета мнения жителей сельского поселения?

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Из п.3 ч.1 ст.17 Закона №131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Кроме того, в соответствии с ч.11 ст.22 Закона № 273-ФЗ принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Как следует из ч.1 ст.3 Закона №131-ФЗ, граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно положениям ст.31 Закона № 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования.

В апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2016 №25-АПГ16-2 отмечено, что образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, а если речь идет о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации такой организации не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Таким образом, ликвидация муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей последнего, для чего необходимо проведение опроса граждан. Без проведения такого опроса мнение жителей муниципального образования не может быть признано учтенным.

Законодательство об образовании

Помимо прочих процессов, процесс модернизации образования в Российской Федерации, нередко затрагивает юридический статус школ, что подразумевает под собой ликвидацию и реорганизацию образовательных учреждений. Такие процессы уже на протяжении трех лет идут в Москве и других регионах нашей страны. Каким образом процесс реорганизации школ скажется на участниках образовательного процесса? Возможно ли, сохранить свой юридический статус образовательной организации? Что такое «образовательные холдинги», как в них организован учебный процесс? Этими и многими другими вопросами задаются не только директора школ, но и многие родители. Большинство тех, кого коснулись такие изменения, находятся в состоянии неизвестности перед грядущими изменениями. Многие учителя опасаются потерять свои рабочие места, учащиеся не хотят переходить из здания в здание, родители переживают за смену педагогического состава, к которому привыкли. Смена юридического статуса образовательного учреждения влечет за собой определенные последствия. Можно отметить, что этот процесс становления нового коллектива (педагогического, ученического) занимает не год и не два, а около трех лет, в течение которых приходится налаживать вновь созданный коллектив, а сам юридический процесс реорганизации проводится достаточно быстро. Необходимо создавать новые традиции в ученической и учительской среде, разъяснять родителям новые права и обязанности. Каждая школа осуществляет этот переход по своему уникальному пути. Успешность вновь созданного образовательного комплекса зависит от множества факторов, какой будет новая школа, никто предсказать с точностью не может. Также достаточно болезненным является вопрос реорганизации школ, имеющих особый статус, например, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов и обычных школ.

В обиходе появляются такие слова как «образовательный комплекс» или «образовательный холдинг». Отметим сразу, что это именно слова из обихода, т. к. с юридической точки зрения таких организаций не существует (все типы и виды образовательных организаций указаны в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные комплексы (или образовательные холдинги) при создании требуют выполнения ряда процедур, создаются на добровольной основе, включают в себя совокупность образовательных организаций. Такие комплексы дают образовательным организациям больше возможностей для реализации федерального образовательного стандарта. Комплекс позволяет повысить конкурентоспособность и эффективность своей деятельности во многих сферах школьной жизни.

Для большинства детей, учителей, родителей школа является особым социумом, микроорганизмом, к которому принадлежит большое количество людей. Этот микросоциум является единственным в своем роде. Многим представителям родительской общественности объединение школ кажется слишком радикальными процессом, затрагивающим интересы детей. Впоследствии они нередко задаются вопросами, насколько правомочными являются решения о реорганизации учебного заведения, могут ли родители повлиять на исход такого процесса. Родители считают, что только они, дети и сотрудники школ могут решать вопрос о реорганизации школы, и без их согласия такие действия происходить не должны. Чтобы выяснить так ли это, давайте обратимся к федеральным и региональным источникам законодательства.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации») в части, касающейся создания, ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, интересными для нас являются статьи 22, 44 и 45. Они разъясняют права и обязанности родителей в сфере образования, особенности защиты прав обучающихся в образовательной организации.

Образовательное учреждение создается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (п.1 ст.22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). То есть для того, чтобы полноценно разобраться в процессе объединения образовательных учреждений необходимо обратиться еще и к Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Под реорганизацией понимается: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которое осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (в п.1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (далее ГК РФ). Школы чаще всего присоединяют друг к другу путем слияния или присоединения.

Отметим основные особенности реорганизации юридических лиц, которые применимы к образовательным учреждениям.

  • Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст.57 ГК РФ). Если школы и детские сады приняли решение об объединении своих учреждений, то такое решение должно быть обязательно согласовано с органами управления образования.
  • При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст.57 ГК РФ). Это означает, что к одной школе присоединяются остальные образовательные учреждения. У всех зданий комплекса будет единый для всех номер школы. Остальные образовательные учреждения прекращают свою деятельность как юридические лица.
  • Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. На практике могут объединить и школы, и детские сады в один образовательный комплекс.

Вот некоторые юридические нюансы, которые помогают нам понять, на основании чего осуществляется реорганизация школы.

Все образовательные организации могут быть государственными, муниципальными или частными, в зависимости от того, кем они созданы. Государственной считается школа, созданная субъектом Российской Федерацией (например, городом Федерального значения и её Учредителем является региональный орган исполнительной власти), либо ее субъектом, соответственно муниципальной, созданная муниципальным образованием, муниципальным районом или городским округом. Если аббревиатура учреждения имеет в своем название «ГБОУ», то это государственное бюджетное образовательное учреждение, а если «МБОУ», то муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Нужно отдельно отметить, что название образовательного учреждения может и не содержать каких-либо слов — важно, что прописано в Уставе образовательного учреждения. Закон «Об образовании в Российской Федерации» поясняет, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст.22 ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации»). Каждый субъект Российской Федерации издает собственное распоряжение относительно порядка создания комиссий по оценке последствий ликвидации или реорганизации образовательного учреждения. В Московской области — это Распоряжение Министерства образования МО от 15.11.2013 N 11 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Московской области, муниципальной образовательной организации в Московской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), и Порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения». Также Закон «Об образовании в Российской Федерации» обращает наше внимание на то, что принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (п.12 ст. 22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, процесс реорганизации муниципальных и государственных образовательных организаций должен осуществляться только на основании положительного решения комиссий по оценке последствий объединения образовательных учреждений.

Согласно этому документу, учредитель предоставляет целый пакет документов в частности:

  • проекта решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации;
  • копии устава образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
  • проекта устава образовательной организации (в случае реорганизации образовательной организации);
  • рекомендации наблюдательного совета образовательной организации (для автономных образовательных организаций), органа государственно-общественного управления образовательной организации (для бюджетных и казенных образовательных организаций);
  • мнения жителей сельского поселения (при реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении);
  • информации о гарантиях обучающимся образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации, по завершении их обучения;
  • информации об изменении (сохранении) штатной численности образовательной организации;
  • пояснительной записки, содержащей причины реорганизации или ликвидации образовательной организации, обоснование целесообразности проведения такого мероприятия
  • оценки социально-экономических последствий реорганизации или ликвидации образовательной организации (в том числе содержащей прогноз изменения социальных условий, а также гарантии по продолжению выполнения социально значимых функций, реализовывавшихся образовательной организацией);
  • иных документов.

В перечне документов присутствует пункт, в соответствии с которым должно учитываться мнение жителей сельского поселения. То есть, таких населенных пунктов, как поселки, села, станицы, хутора, деревни. Мнение жителей всех остальных территориальных образований не учитывается. Только для ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения необходимым условием является согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Какими правами в образовательном учреждении обладают родители и могут ли они повлиять на решение об объединении школы?

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право (согласно п.3 ст.44 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»):

  • защищать права и законные интересы своих детей,
  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

В целях защиты прав и интересов ребенка родители имеют право:

  • направлять обращения в органы управления образования, с указанием на нарушении прав несовершеннолетних, такие обращения подлежат обязательному рассмотрению, указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать любые не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Таким образом, если родители считают, что в результате ликвидации или реорганизации образовательного учреждения права их детей будут нарушены, то они имеют право обращаться с соответствующими обращениями и жалобами в органы управления образования. Существует множество случаев, когда родительская общественность той или иной школы с успехом отстаивала право школы на сохранение своего статуса. Для этого необходимо иметь веские причины и собрать ряд документов.

Помимо вышеуказанных нормативных актов, существует Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который учитывает защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры. Принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Вышеуказанное требование Закона является обязательным для всех муниципальных образований вне зависимости от наличия или отсутствия регламентированного порядка ликвидации муниципальных образовательных учреждений.

Можно сделать следующий вывод, поскольку федеральное законодательство не предусматривает получение согласия родителей на перевод обучающихся из ликвидируемых общеобразовательных учреждений в другие общеобразовательные учреждения, необходимо уточнить о наличии такого требования в муниципальных нормативных правовых актах. Если согласие родителей в соответствии с муниципальными требованиями необходимо, то имеет смысл продолжать диалог с администрацией ликвидируемого образовательного учреждения и органами управления образованием. Это возможно сделать, написав ряд писем в местные органы управления образования, ознакомиться с мнением педагогов и родителей по поводу принятия такого решения. Администрация школы, представители родительской общественности, педагоги и дети должны аргументированно отстаивать право своей школы на самостоятельность.

Не будем также забывать, что существует множество примеров успешного объединения организаций. В результате таких решений многие школы получили новую жизнь, начали функционировать гораздо успешнее и продуктивнее, получили новые возможности.

Это тоже интересно:

  • Ликвидация фонда по решению суда пошаговая инструкция
  • Ликвидация филиала юридического лица пошаговая инструкция
  • Ликвидация филиала школы в сельской местности пошаговая инструкция
  • Ликвидация филиала образовательного учреждения пошаговая инструкция
  • Ликвидация тсн пошаговая инструкция 2022

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии