I. Общие положения
1. На должность машиниста крана назначается
лицо, имеющее профессиональное обучение по программе профессиональной
подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программе переподготовки
рабочих, служащих, программе повышения квалификации рабочих, служащих.
2. Без предъявления требований к
опыту работы.
3. Дополнительные требования:
— возраст не моложе 18 лет;
— прохождение обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских
осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров
(обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— наличие допуска не ниже III
группы по электробезопасности напряжением до 1000 В;
— условия допуска работника к
выполнению обязанностей устанавливаются в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации
4. Назначение на должность машиниста
крана, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
5. Машинист крана должен знать:
5.1. Назначение, устройство,
принципы действия, предельная грузоподъемность, конструктивные особенности,
правила эксплуатации обслуживаемых мостовых и козловых кранов
5.2. Критерии
работоспособности обслуживаемых мостовых и козловых кранов в соответствии с
требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации
5.3. Нормы
браковки элементов крановых путей
5.4. Границы опасной зоны при работе мостовых и козловых кранов
5.5. Техническую
и эксплуатационную документацию на обслуживаемые мостовые и козловые краны
5.6. Порядок
действий в случаях возникновения аварий и инцидентов при обслуживании мостовых
и козловых кранов
5.7. Порядок
спуска с мостового или козлового крана в случае его вынужденной остановки не у
посадочной площадки и при отсутствии проходной галереи вдоль кранового пути
5.8. Назначение
и устройство грузозахватных органов, стальных канатов, съемных грузозахватных
приспособлений и тары, нормы их браковки
5.9. Виды
грузов и способы их строповки
5.10.
Систему знаковой и звуковой сигнализации, установленную в организации
5.11.
Порядок хранения и передачи ключ-марки
5.12.
Признаки неисправностей механизмов и приборов мостовых и козловых кранов,
возникающих в процессе работы
5.13.
Порядок технического обслуживания мостовых и козловых кранов, крановых путей и
система планово-предупредительных ремонтов
5.14.
Технические требования к качеству выполняемых работ, материалов и элементов
сооружений
5.15.
Порядок организации работ повышенной опасности
5.16.
Нормы расхода смазочных материалов и электроэнергии
5.17.
Основные сведения по организации труда
5.18.
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности
5.19.
_____________________________________________________________________
6. Машинист крана подчиняется
непосредственно __________________.
7. На время отсутствия машиниста
крана (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в
установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за надлежащее их исполнение.
8.
________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности машиниста крана входит:
1. Подготовка мостовых и козловых кранов к работе:
— Получение
в установленном порядке ключ-марки от мостового или козлового кранов
— Ознакомление
с технологическими картами на погрузочно-разгрузочные работы и технологическими
картами складирования грузов
— Проверка
путем осмотра и опробования аппаратуры системы управления мостового и козлового
кранов
— Проверка
соответствия съемных грузозахватных приспособлений и тары массе и характеру
поднимаемого груза, их исправности и маркировки
— Проведение
внешнего осмотра металлоконструкций, устройств, механизмов и приборов мостовых
и козловых кранов
— Проверка
наличия и исправности ограждений механизмов, устройств мостовых и козловых
кранов, наличия и исправности заземления
— Проведение
осмотра крановых путей, троллеев
— Проверка
отсутствия на мостовых и козловых кранах и крановых путях ремонтного персонала
и посторонних лиц
— Проверка
на холостом ходу механизмов, устройств и приборов мостовых и козловых кранов
— Документальное
оформление результатов осмотра
2. Управление
мостовыми и козловыми кранами при производстве монтажных и погрузочно-разгрузочных
работ:
— Управление
мостовыми и козловыми кранами при производстве монтажных и погрузочно-разгрузочных
работ
— Осуществление
контроля технического состояния мостовых и козловых кранов во время работы
— Осуществление
контроля отсутствия людей и посторонних предметов в зоне действия мостовых и
козловых кранов
3. Выполнение
ежесменного технического обслуживания мостовых и козловых кранов:
— Установка
мостовых и козловых кранов на место, предназначенное для стоянки, принятие мер
к их затормаживанию
— Установка
штурвалов или рукояток контроллеров в нулевое положение, отключение
электропитания
— Выполнение
работ по ежесменному техническому обслуживанию мостовых и козловых кранов в
объеме, установленном в руководстве (инструкции) по эксплуатации,
производственной инструкции машиниста мостовых и козловых кранов
грузоподъемностью свыше 15 до 25 т
— Выполнение
мелкого ремонта мостовых и козловых кранов
— Составление
заявок на проведение ремонта мостовых и козловых кранов при выявлении неисправностей
и дефектов
— Документальное
оформление результатов выполненных работ
III. Права
Машинист крана имеет право:
1. Запрашивать и получать
необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам
своей деятельности.
2. Повышать квалификацию,
проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в
обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и
замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства
организации оказания содействия, в том числе обеспечения
организационно-технических условий и оформления установленных документов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Машинист крана несет
ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.
4.
____________________________________________________________________
Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с
изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Машинист крана общего назначения»
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 1 марта 2017г. №215н и иных нормативно–правовых актов,
регулирующих трудовые отношения.
Поделиться ссылкой:
Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»
Должностная инструкция машиниста мостового крана
№ 421-ДИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Машиниста мостового крана ООО «Бета».
1.2. Машинист мостового крана назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета» по представлению начальника участка.
1.3. Машинист мостового крана подчиняется непосредственно начальнику участка.
1.4. На должность Машиниста мостового крана назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и опыт практической работы в качестве помощника машиниста крана сроком не менее трех месяцев.
1.5. Машинист мостового крана должен знать:
– устройство, конструктивные особенности и принцип работы кранов;
– устройство и кинематические схемы обслуживаемых кранов и механизмов;
– виды грузов и способы их крепления;
– основное и вспомогательное оборудование;
– способы определения массы груза по внешнему виду;
– правила эксплуатации кранов при работе с установленной номенклатурой грузов;
– основы электротехники в необходимом объеме;
– слесарное дело;
– влияние погодных и дорожных условий на безопасность управления краном, транспортными средствами;
– порядок действий при возникновении нештатных ситуаций;
– правила эксплуатации транспортных средств и установки монтажного оборудования;
– технологический процесс монтажа оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, конструкций сборных элементов сооружений;
– правила и требования охраны труда в организации;
– правила пожарной, промышленной и экологической безопасности в организации;
– правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ в организации;
– технологический процесс выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ;
– способы погрузки и выгрузки грузов;
– правила транспортировки опасных грузов;
– виды и назначение транспортных средств;
– правила эксплуатации транспортных средств и складского оборудования;
– правила эксплуатации кранов-штабелеров при работе с установленной номенклатурой грузов;
– правила и нормативы по выполнению погрузочно-разгрузочных работ, перемещению и размещению грузов;
– правила пользования средствами транспортировки грузов.
1.6. В своей деятельности Машинист мостового крана руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета»;
– настоящей Должностной инструкцией.
1.7. В период временного отсутствия Машиниста мостового крана его обязанности возлагаются на работника, назначаемого приказом генерального директора ООО «Бета».
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Машинист мостового крана выполняет следующие виды работ:
2.1. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью от 3 до 15 т при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных грузов и других аналогичных работ, установке деталей и изделий на станок, перемещении монтажных приспособлений и механизмов:
– управление механизмами подъема груза и передвижения грузоподъемной тележки и крана;
– управление различными грузозахватными приспособлениями;
– проверка правильности крепления и надежности стальных канатов.
2.2. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью от 10 до 25 т, оснащенными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ средней сложности при погрузке, разгрузке и транспортировке лесных (длиной 3-6 м) и других аналогичных грузов, установке изделий и деталей на станок, кантовании секций судов и других монтажных приспособлений и механизмов:
– управление кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ по погрузке, перегрузке, разгрузке и транспортированию лесных (длиной 3-6 м) и других аналогичных грузов; установка деталей и узлов на станок, перемещение монтажных приспособлений и механизмов;
– подготовка крана и механизмов к работе;
– проверка технического состояния крана;
– регулярный осмотр кранов, подкрановых путей и съемных грузозахватных приспособлений.
2.3. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных грузов длиной свыше 6 м и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при монтаже технологического оборудования:
– осмотр крана перед началом работ;
– управление механизмами мостового крана грузоподъемностью свыше 100 т, оснащенного различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортированию лесных (длиной свыше 6 м) и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при монтаже технологического оборудования.
2.4. Управление стеллажными и мостовыми кранами-штабелерами грузоподъемностью свыше 1 т, кранами-штабелерами с автоматическим управлением, радиоуправляемыми кранами, оснащенными грузозахватными приспособлениями, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, укладке грузов на стеллажи, погрузчики и другие транспортные средства:
– управление стеллажными и мостовыми кранами-штабелерами грузоподъемностью свыше 1 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ по погрузке, выгрузке, перемещению грузов, укладке их на стеллажи, погрузчики и транспортные средства, по доставке грузов со стеллажа к производственным участкам;
– управление кранами-штабелерами с автоматическим управлением;
– управление мостовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями.
3. ПРАВА
Машинист мостового крана имеет право:
3.1. Требовать от своего непосредственного руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности участка.
3.3. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности. В том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.4. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Машинист мостового крана несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Машиниста мостового крана определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Машиниста мостового крана в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».
Должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом генерального директора ООО «Бета» № 1-Пр от 23.08.2011.
Должностную инструкцию составила:
Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева
С инструкцией ознакомлен:
________________ Р.Л. Борисов
Юрист _________________________ Н.А. Павлов
Обновлено: 05.09.2023
В данной статье указаны основные обязанности машиниста крана мостового из инструкции по безопасности ведению работ для машинистов (крановщиков) кранов мостового типа (мостовые, козловые).
Перед запуском крана в работу
1. Просмотреть записи в журнале приемки и сдачи смены.
2. Осуществить проверку металлоконструкции крана и канатов, осмотреть ходовые колеса и тормозные приборы и обратить внимание на узлы крепления.
3. Проверить исправность устройств безопасности, освещение крана, грузозахватное устройство.
4. Проверить крановые пути, их заземление.
Подобный осмотр крана ведется при неработающих механизмах и при отключенном рубильнике в кабине управления. А уже впоследствии проверяется работа всех устройств без груза. Как только машинист убедится в исправности крана и сделает запись в журнале, он может приступать к поставленной задаче. В случае если что-то не так, он докладывает все замечания ответственному за безопасное проведение работ с краном и также делает запись в журнале.
Основные моменты при работе крана
1. Для входа и выхода крановщика на кран есть специальная посадочная площадка. Она может не использоваться, в случае если учтен прямой вход в кабину.
2. Перед выходом на настил галереи, крановщик обязан выключить рубильник в кабине и повесить надпись – “Не включать – работают люди”.
3. Следует следить за тем, чтобы стропальщик не оттягивал груз, когда тот поднимается.
4. Машинист должен быть очень внимательным и не отвлекаться, а также он должен не пускать посторонних лиц на кран и не допускать их к управлению краном.
5. Во время работы машинист должен производить чистку, смазку и ремонт по необходимости.
6. При работе со стажером ни крановщик не стажер не могут отлучаться не предупредив друг друга, стажер один в кабине находиться не должен.
7. Если внезапно пропало электропитание, машинист должен поставить рукоятки в нейтральное положение и опустить груз с помощью ручного расторможения в присутствии ответственного за безопасность работ крана.
8. Перед тем, как начать работать краном, крановщик должен предупредить всех звуковым сигналом.
9. Если кто-либо подал сигнал по остановке крана, машинист обязан его остановить.
10. На кранах с 2-мя механизмами подъема крюк, который не применяется обязан быть освобожден от груза и поднят на максимально высокое положение.
11. Не позволяется исполнять краном более 2-ух операций одновременно.
12. Толкать краном соседний кран категорически запрещается.
Обязанности по завершению работы
1. Груз надо опустить на пол, затем снять стропы и обязательно, если имеется крюк – поднять его в верхнее положение, если же используются: магниты, грейфер или другое приспособление, его нужно опустить на землю в отведенное для него место.
2. Кран ставится на место для стоянки.
3. Все рукоятки и штурвалы контроллеров приводится в нулевое положение и отключается кабина.
4. Крановщик обязан сделать все необходимые записи в журнале и передать своему сменщику все вероятные и существующие неполадки.
1. Содержание различных устройств крана в чистоте и исправности.
2. Устранение поломок выполняется по заявке машиниста, а иные в установленные сроки администрации.
3. При каждом осмотре электрооборудования кран должен быть обесточен, а рубильник выключен.
4. Пробный запуск мостового крана производится только в присутствии лица – ответственного за ремонт.
Машинист (крановщик) мостового крана участка переработки вторичных ресурсов производит переработку покупного чугунного лома, и возврат чугунного лома собственного производства, руководствуется документами, необходимыми для безопасного проведения работ, правилами охраны труда и пожарной безопасности.
НАЧАЛО РАБОТЫ
1.1 Перед началом работы крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.
1.2 Перед пуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
- механизмов крана и электрической аппаратуры;
- тормозов механизмов подъема и передвижения;
- блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране.
- исправность действия концевого выключателя механизма подъема проверяется путем подъема крюковой подвески без груза. При этом расстояние от подвески после ее остановки до упора должно быть не менее 200 мм. По результатам проверки с указанием фактического расстояния должна быть сделана запись в вахтенном журнале;
- осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;
- проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;
- проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;
- осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
- проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;
- проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
- визуально осмотреть крановые пути и тупиковые упоры (общие состояние кранового пути; дефекты рельсов; комплектность, целостность элементов кранового пути и их крепления; состояния кранового оборудования; целостность
заземляющего устройства); - осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;
- нулевой блокировки магнитных контроллеров;
- аварийного выключателя и контактного замка с ключом-маркой.
1.3 При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе крановщик, не приступая к работе, должен произвести запись в вахтенном журнале и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
1.4 Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.
РАБОЧЕЕ МЕСТО
— на рабочем месте находятся отходы покупного чугунного лома и отходы чугунного лома собственного производства;
— на рабочем месте находится инструкция по охране труда.
— на рабочем месте находится производственная инструкция для машиниста (крановщика) мостового крана по безопасному производству работ.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1 При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции, инструкцией по охране труда, проектом производства работ или технологической картой, и соблюдать требования охраны труда.
3.2 Во время работы крана крановщик не должен отвлекаться от своих прямых
обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3 Крановщик не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
3.4 Подниматься на кран и спускаться с него во время работы механизмов подъема или передвижения крана или тележки не разрешается.
3.5 При внезапном прекращении электропитания или остановке крана по другим причинам крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если груз остался в поднятом положении, крановщик обязан через стропальщика или других рабочих вызвать лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и в его присутствии опустить груз путем
ручного растормаживания. До прихода ответственного лица крановщик не должен допускать нахождения или прохода людей под поднятым грузом.
3.6 Если в работе механизмов подъема или передвижения крана или тележки был перерыв (остановка), то перед их включением крановщик должен подать предупредительный звуковой сигнал.
3.7 Прежде чем включить в работу любой из механизмов, крановщик обязан убедиться в том, что в зоне работы крана нет посторонних людей.
3.8 Крановщик может производить совмещение движений (крановых операций) только в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана;
при этом не должно допускаться одновременное включение механизмов;
при работе крана с крюком, подъемным электромагнитом опускание груза, необходимо производить только двигателем.
3.9 Включение и остановку механизмов крана крановщик должен производить плавно, без рывков. Быстрое опускание груза, а также его спуск путем принудительного растормаживания запрещается, за исключением случая, указанного в п. 3.5.
3.10 Крановщик не должен производить перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
3.11 Крановщик должен снижать скорость перед подходом крана к концевым
выключателям или отключающим их устройствам. Использование концевых
выключателей в качестве рабочих органов отключения механизмов не разрешается.
3.12 Крановщику запрещается выводить из действия приборы безопасности
(заклинивать контакторы, отключать ограничители высоты подъема, электрическую
защиту и т.п.), а также производить работу краном при их неисправности.
3.13 При любом временном уходе с крана крановщик должен отключить вводной рубильник, вынуть ключ-марку из защитной панели мостового крана и взять его с собой, а дверь кабины крана запереть на замок.
3.14 При вынужденной остановке мостового крана не у посадочной площадки спуск из кабины крановщик должен производить в порядке, установленном на предприятии и изложенном в производственной инструкции.
3.15 При работе крана с крюком, подъемным электромагнитом опускание груза, электромагнита необходимо производить только двигателем;
— опускать перемещаемый груз разрешается только на предусмотренное проектом производства работ или технологической картой место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания перевозимого груза.
3.15 Крановщику запрещается включать механизмы крана, когда возле них находятся люди (кроме случаев осмотра крана электромонтерами или лицами, ведущими осмотр крана при таком осмотре крановщик может включать механизмы только по сигналу лица, производящего осмотр).
3.16 В процессе работы крана крановщик должен подавать звуковой сигнал в следующих случаях:
— при приближении крана с грузом к людям, находящимся на пути перемещения груза. Если люди не уходят с пути перемещения груза, крановщик должен остановить кран;
— при приближении крана к автотранспортному средству находящемуся в зоне действия крана или на подкрановых путях;
3.17 Крановщик обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, при возникновении неисправностей, указанных в п. 3.5, а также в следующих случаях:
— при поломке механизмов или металлоконструкций крана;
— при появлении напряжения на корпусе электродвигателя, контроллера, кожухе аппаратов, крюке или металлоконструкциях крана;
— при обнаружении неисправности кранового пути;
— при недостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также при плохой видимости сигналов стропальщика или перемещаемого груза;
— при понижении температуры воздуха ниже, указанной в паспорте крана;
— при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает указанную в паспорте крана (при этом следует принять меры против угона крана ветром);
— при ложном срабатывании приборов безопасности;
— при неправильной укладке или с падании каната с барабана или блоков и обнаружении повреждения канатов.
3.18 При загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза над перекрытиями под которыми размещены производственные и служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на которые не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами. Крановщик должен производить работы только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
КОНЕЦ РАБОТЫ
4.1 По окончании работы крана крановщик обязан:
— освободить от груза крюк или съемное грузозахватное приспособление;
— поставить кран на место, предназначенное для его стоянки;
— поднять крюк в верхнее положение, а подъемный электромагнит, грейфер или другой грузозахватный орган опустить на землю (пол, площадку) на отведенное для этого место;
— перевести в нулевое положение штурвалы и рукоятки всех контроллеров, отключить главный рубильник (автомат);
— закрыть на замок кабину крана;
— надежно укрепить кран всеми устройствами для предотвращения угона ветром;
— записать в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана, сообщить об этом инженерно-техническому работнику ответственному за содержание крана в исправном состоянии.
4.2 При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.
ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Работник несет ответственность за:
5.1 Крановщики мостового крана несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатации крана, производственной инструкцией, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и других документах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.
— не соблюдение правил и норм охраны труда;
— не выполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных настоящей рабочей инструкцией, трудовым договором;
— нарушение техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии, трудовой и производственной дисциплины;
— нарушение правил внутреннего распорядка.
Работник имеет право:
— на бесплатное обеспечение спецодеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты;
— на рабочее место, защищенное от вредных и опасных производственных факторов;
— использовать льготы, установленные законодательством РФ или предусмотренные для работников коллективным договором и трудовым кодексом РФ.
Этот вид строительной техники представляет собой специальную конструкцию из стали высокой прочности, обладающая подвижностью. Он может быть оснащен следующими видами механизмов: ковш, магнит, грейфер, устройство для подъема контейнеров.
Выделяют две разновидности мостовых кранов: ручные и электрические. Первый тип функционирует с помощью лебедки, второй тип – может работать без участия машиниста, благодаря сети. При этом управлять машинами должен рабочий с соответствующей квалификацией – машинист мостового крана.
Описание профессии
Машинист мостового крана – это специалист с соответствующей квалификацией. Он обладает необходимым набором знаний и умений для грамотной эксплуатации и технического обеспечения механизмов и оборудования. Он ознакомлен с принципом подъема и перемещения различных грузов, знает, какие меры безопасности следует соблюдать во время работы с техникой.
Перед началом работы специалист должен проводить визуальный осмотр всех механизмов вверенной ему в эксплуатацию техники, а также осматривать рабочий периметр и сам груз. При возникновении неполадок, он знает, каким образом их можно решить. При этом необходимо отметить, что возможны ситуации, когда возникающие неполадки находятся за пределами компетенции и знаний машиниста козлового крана. Тогда необходимо своевременно сообщить о подобном факте руководителю или специалисту, который отвечает за безопасность на рабочем месте.
Также к обязанностям машиниста относится проверка смазки, канатов, всех элементов подвески и прочих механизмов. Его профессиональной компетенции достаточно, чтобы дать экспертную оценку исправности контрольных приборов и осветительного оборудования. Следует отметить, что хорошая видимость крайне важна при транспортировке грузов. Если по каким-то причинам ее невозможно обеспечить, проводить работы запрещено.
Во время работы мостового крана машинист следит за показаниями контрольно-измерительных приборов, проводит визуальный осмотр механизмов крана на предмет повреждений после каждого подъема и транспортировки. Если поврежденные элементы были обнаружены, машинист мостового крана обязан немедленно прекратить работу и провести необходимые ремонтные работы.
До получения допуска к самостоятельной работе, каждый специалист в обязательном порядке подтверждает свою квалификацию. Кроме этого, ему необходимо прослушать серию инструктажей по охране труда, технике безопасности на производстве и по основам оказания первой медицинской помощи. Уже в процессе работы сотрудник регулярно проходит повторные инструктажи и медицинские осмотры. Их график обычно прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
Неопытный специалист также проходит стажировку под руководством более квалифицированного рабочего в качестве помощника машиниста мостового крана. В среднем стажировка может иметь длительность до двух недель, в зависимости от внутренней политики организации, а также рабочего и его продемонстрированных результатов.
Важно отметить, что машинист мостового крана работает на открытом воздухе, поэтому на него оказывается негативное воздействие от перепада температур, повышенного уровня шума и запыленности. Таким образом, ему необходимо постоянно носить спецодежду, спецобувь и другие средства защиты, которыми его обеспечивает предприятие.
Где можно выучиться на машиниста мостового крана?
Машинистом мостового крана можно стать после обучения в среднем специальном образовательном учреждении. Для поступления необходимо сдать экзамены по школьным дисциплинам и пройти медицинское обследование. К обучению не допускаются лица с неудовлетворительными показаниями по здоровью.
Однако после получения диплома сразу занять должность машиниста и начать самостоятельную работу невозможно. Некоторое время молодые специалисты работают в качестве помощников машинистов. В среднем подобная стажировка может занимать две недели.
Также существуют специальные курсы при образовательных центрах. После их прохождения можно получить удостоверение машиниста мостового крана.
Разряды профессии машинист мостового крана по ЕТКС
У специальности есть всего пять уровней квалификации: со второго по шестой. При этом обязанности машинистов всех разрядом заключаются в том, чтобы управлять машиной, проводить ее техническое обслуживание, а также профилактические ремонтные работы. Отличие же состоит в грузоподъемности техники.
Машинист мостового крана 2 разряда
Может работать с машинами, грузоподъемность которых не превышает 3 тонн.
Машинист мостового крана 3 разряда
Имеет право работать с техникой от 3 до 15 тонн.
Машинист мостового крана 4 разряда
Специализируется на машинах с грузоподъемностью свыше 15 тонн.
Машинист мостового крана 5 разряда
Управляет техникой с грузоподъемностью свыше 25 тонн.
Машинист мостового крана 6 разряда
Получает возможность работать с самыми мощными кранами, их грузоподъемность превышает 100 тонн.
Личностные качества профессии машинист мостового крана
Любая машина является объектом повышенной опасности, поэтому от машиниста требуется повышенное внимание и предельная осторожность. Иными словами, самыми главными качествами для машиниста мостового крана являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность. Также для работы машинистом необходимо быть устойчивым к стрессовым ситуациям, собранным и спокойным.
Уровень заработной платы профессии машинист мостового крана
Средний уровень заработной платы данного специалиста составляет 40 000 рублей.
Машинист мостового крана — ответственная и серьезная профессия, требующая уравновешенности и умения быстро ориентироваться в неожиданных ситуациях.
Критично важно хорошее знание механики, не будут лишними и познания в электрике и электронике. Наконец, жизненно необходимо знать правила техники безопасности, чтобы не нанести материальный ущерб и не создать риск для жизни.
Что должен знать машинист мостового крана?
Краткий ответ на этот вопрос умещается в несколько пунктов:
-
,
- назначение отдельных элементов,
- требования к состоянию отдельных частей и крана в целом,
- оптимальные показания приборов и признаки неисправности,
- режим проведения плановых ремонтных работ.
Обучение машинистов начинается с изучения видов мостовых кранов. Их классифицируют по конструкции (козловой, подвесной, опорный и т. д.), грузозахватному органу (крюковой, грейферный, магнитный и пр.), а также по способу управления (из кабины, с пола или дистанционно). В самом начале обучения будущие крановщики узнают об основных показателях, которые характеризуют кран: грузоподъемность, пролет, глубина опускания и высота подъема, общая масса, высота, скорость передвижения отдельных устройств.
Операторы мостовых кранов должны четко понимать принципы работы как всего крана в целом, так и отдельных его частей. Для этого в программе подготовки отводится много времени на изучение подъемных механизмов и их частей. Требуется глубокое понимание действия блоков, полиспастов, барабанов, талей и других механических грузоподъемных устройств. Это — основа знаний оператора.
Чтобы разобраться в принципах действия подъемных механизмов, требуется знание физики и свойств материалов. Важно соотносить теоретические знания с практикой, в противном случае пользы от них будет мало.
Серьезное внимание уделяется изучению тросов и цепей, их разновидностям и строению, а также способам крепления. Машинист обязательно должен знать признаки изношенности и брака канатов.
Оператору необходимо разбираться и в электрических системах крана. Всего их три: силовая, управляющая и цепь освещения и сигнализации. Принципы действия этих цепей и признаки неисправностей в них обязательно входят в программу подготовки будущих крановщиков. Чтобы получить допуск к работе, оператор должен иметь представление об электродвигателях, проводке, реле и других электрических приборах, задействованных в подъеме грузов.
Не обойтись оператору и без знания систем безопасности крана, в том числе электронных.
Наконец, каждый машинист крана обязан знать и выполнять служебную инструкцию. Такая инструкция разрабатывается специально для обеспечения максимальной безопасности людей, оборудования и грузов.
Навыки машиниста мостового крана
Самый важный и часто используемый навык оператора — перемещение грузовой тележки и грузозахватного органа. Эти действия необходимо производить плавно, без рывков и резких остановок. Изменение направления движения допускается только после окончательной остановки. Исключение составляют только экстренные ситуации, когда нужно избежать аварии.
Машинист обязательно должен уметь проводить проверку работоспособности крана перед запуском и устранять мелкие неполадки в случае их обнаружения. Обязательно уметь визуально определять наличие неполадок троса и грузозахватных устройств.
Навыков, которыми должен владеть оператор крана, не слишком много, но их важность крайне велика. Все эти навыки должны быть освоены в совершенстве. Только сочетание безупречных знаний и практических навыков позволяет добиться высокого уровня безопасности на производстве, где используется мостовой кран.
Читайте также:
- Конституционные права и обязанности личности в египте кратко
- Ренат еникеев биография кратко
- Страны восточной европы и страны снг кратко
- Цвет звезд это кратко
- Накопители на жестких магнитных дисках кратко
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Машиниста-крановщика
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста-крановщика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Машинист-крановщик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Машинист-крановщик относится к категории рабочих и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность машиниста-крановщика назначается лицо, имеющее среднее образование, соответствующую подготовку по специальности и стаж работы не менее 1 года.
1.5. В своей деятельности машинист-крановщик руководствуется:
- нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией;
- правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.
1.6. Машинист-крановщик должен знать:
- устройство, конструктивные особенности, правила эксплуатации, назначение и принцип работы погрузочных машин, кранов всех типов, самоходных погрузчиков различных систем;
- способы регулирования насосов, клапанов применяемых машин и механизмов в процессе эксплуатации;
- способы выполнения работ по транспортировке, погрузке, штабелевке древесины;
- технические условия на эксплуатацию канатов;
- схемы управления и предельные нагрузки кранов и канатов;
- правила погрузки автомашин, сцепов, вагонов, платформ;
- причины неисправностей обслуживаемых машин и механизмов, способы их устранения.
1.7. В период временного отсутствия машиниста-крановщика (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности
Машинист-крановщик выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Управление погрузочными машинами или кранами всех типов, самоходными погрузчиками различных систем, смонтированными на базе тракторов, при подтаскивании, погрузке на лесовозный транспорт, разгрузке с лесовозного подвижного состава лесоматериалов, лесохимической продукции, пней и осмола, штабелевке древесины на складах при непосредственном участии в осуществлении технологического процесса лесозаготовок.
2.2. Регулирование грузоподъемных механизмов и погрузочных устройств.
2.3. Проверка надежности канатов, блоков, чокеров, грузоподъемных механизмов и приспособлений.
2.4. Участие в проведении всех видов технического обслуживания и ремонта применяемых механизмов и машин.
2.5. Выявление и устранение неисправностей обслуживаемых грузоподъемных механизмов, машин и приспособлений.
В случае служебной необходимости машинист-крановщик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Машинист-крановщик имеет право
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
3.6. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.7. Выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
3.8. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Машинист-крановщик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы машиниста-крановщика осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы машиниста-крановщика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы машиниста-крановщика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью машинист-крановщик может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
Обязанности машиниста мостового крана
11.02.23
Безопасность и эффективность при эксплуатации мостового кранового оборудования во многом зависят от слаженной работы персонала, привлекаемого к его эксплуатации. В частности, машинист должен иметь соответствующий уровень квалификации и подготовки, а также в точности соблюдать должностные инструкции, обязательные к исполнению. Для подтверждения того, что специалист знаком с поставленными задачами и своими обязанностями, периодически проводится аттестация, позволяющая определить уровень знаний работника.
Почему обязательно соблюдение должностных инструкций
Обязательное соблюдение и строгое исполнение обязанностей являются одним из важнейших требований при работе на крупногабаритном грузоподъемном крановом оборудовании. Знание и строгое соблюдение всех инструкций требуются по следующим причинам:
- организация техники безопасности, от которой напрямую зависит безопасность использования мостового крана как для самого машиниста, так и для других сотрудников, находящихся на площадке;
- поддержание технической исправности грузоподъемного оборудования, состоящего из множества сложных технологических узлов, каждый из которых требует надлежащего внимания и обращения;
- сохранность и безопасность транспортируемых грузов и в первую очередь грузов, относящихся к различным категориям опасности, хрупких, крупногабаритных конструкций и изделий.
Обязанности перед началом работ
Каждая рабочая смена машиниста начинается с приемки оборудования. Приемка осуществляется при отключении электропитания путем переключения главного рубильника, кран при этом должен быть остановлен, включены стопорные механизмы, а груз спущен на место. Результаты проведенного осмотра заносятся в крановую книгу, сама же процедура включает в себя следующее:
- осмотр металлических конструкций, канатов, барабана, ходовых колес, тормозного оснащения, крепежей на предмет повреждений, попадания инородных предметов;
- проверка целостности системы освещения крана и габаритных огней, грузозахватного устройства, независимо от его типа;
- осмотр канатных путей на предмет повреждения, проверка целостности заземления.
Обязанности при непосредственном исполнении работ
После проведенного осмотра разрешается включение электропитания и начало эксплуатации грузоподъемного оборудования. В процессе работ также потребуется соблюдать ряд требований и ограничений, к которым относится следующее:
- перед началом работ на кране дается звуковой сигнал, оповещающий других работников на площадке о том, что может проводиться перемещение грузов и сопутствующие работы;
- необходимо следить за тем, чтобы стропальщик при выполнении работ не оттягивал груз при его подъеме, чтобы не влиять на траекторию перемещения и исключить возможность вращения;
- нельзя допускать в кабину посторонних лиц в процессе работы крана, а также при проведении профилактических и иных мероприятий;
- при поступлении сигнала о необходимости остановки крана процедура выполняется незамедлительно без необходимости выявления причин;
- запрещено выполнение более чем двух операций за раз при работе с крановым оборудованием, это может повлечь рассеивание внимания крановщика;
- если работы проводятся совместно со стажером, то при необходимости отлучиться нужно предупреждать друг друга об этом во избежание несчастных случаев в процессе запуска и движения оборудования;
- при пропадании электроэнергии в сети рукоятки, отвечающие за передвижение крана, устанавливаются в нулевое положение, груз в свою очередь опускается на землю путем ручного растормаживания. При проведении подобных мероприятий должен присутствовать ответственный за безопасность работ;
- запрещено использовать мостовой кран для толкания соседнего устройства или перемещения каких-либо других конструкций и сооружений воздействием подвижного корпуса;
- если мост предусматривает использование двух грузоподъемных механизмов, крюк того из них, который не используется на данный момент, должен быть поднят и зафиксирован в максимально высоком положении;
Обязанности машиниста по завершении работ
По окончании смены также потребуется принять ряд мер для перевода крана в отключенное положение в соответствии с техникой безопасности при эксплуатации данной техники. Для этого потребуется выполнить следующие действия:
- груз опускается на пол в зоне разгрузки. Стропы снимаются, крюк поднимается и фиксируется в максимальном верхнем положении. При использовании грейферного или магнитного захвата он опускается на землю в штатной зоне размещения грузозахватного оборудования;
- кран устанавливается на место для стоянки в соответствии с штатным расположением и конструкцией путей;
- рукоятки управления подъемом и перемещением грузов, находящиеся в кабине, переводятся в нулевое положение, кабина обесточивается путем переключения рубильника;
- в журнале работ ставятся соответствующие пометки, по смене передаются сообщения о возможных неполадках и неисправностях конструкции, выявленных в течение периода эксплуатации.
Работы по обслуживанию крановой техники
Обслуживание кранового оборудования является одним из важнейших этапов его эксплуатации. Оно включает в себя сервисные, профилактические ремонтные и прочие мероприятия, в которых в том числе участвует и машинист. Так, в перечень мероприятий входит следующее:
- поддержание чистоты в кабине, галерее моста, на прочих участках является задачей крановщика и технических специалистов, ответственных за обслуживание;
- при обнаружении поломок машинист должен оповестить о них заявкой, после чего проводятся необходимые мероприятия. Другие поломки и сервисные работы выполняются в сроки, установленные администрацией объекта;
- первый запуск после ремонта или профилактики может выполняться только в присутствии ответственного за ремонт лица.
Подводя итог
Должностные инструкции и обязанности сотрудника разрабатываются с учетом специфики деятельности, особенностей и характеристик используемого оборудования и грузоподъемных установок. Они могут различаться на разных предприятиях, исходя из того, какие задачи требуется решать в процессе выполнения работ. Наша компания в свою очередь готова предоставить заказчикам услуги по проектированию, изготовлению мостовых кранов, проведение сервисных, ремонтных и профилактических мероприятий по устранению любых неисправностей.
Екатерина Кубынина
Редактор. Подготовила более 40 информационных статей по тематике и не только.