Методика изучение скорости мышления инструкция

Цель:
определение скорости мышления. 

Оборудование: набор слов с пропущенными
буквами, секундомер. 

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок
исследования. В приведенных словах
пропущены буквы. Каждая черточка
соответствует одной букве. За три минуты
необходимо образовать как можно больше
существительных единственного числа. 

Обработка
и анализ результатов: 25-30 слов — высокая
скорость мышления; 20-24 слова — хорошая
скорость мышления; 15-19 слов — средняя
скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней;
до 10 слов — инертное мышление. 

Этими
критериями следует пользоваться при
оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников
можно исследовать со второго полугодия
и начинать отсчет с третьего уровня:
19-16 слов — высокий уровень мышления;
10-15 слов — хороший; 5-9 слов — средний; до
5 слов — низкий.

4. Методика «Изучение саморегуляции»

Цель:
определение уровня сформированности
саморегуляции в интеллектуальной
деятельности.

Оборудование:
образец с изображением палочек и черточек
(/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку,
простой карандаш. 

Порядок
исследования. Испытуемому предлагают
в течении 15 минут на тетрадном листе в
линейку писать палочки и черточки так,
как показано в образце, соблюдая при
этом правила: писать палочки и черточки
в определенной последовательности, не
писать на полях, правильно переносить
знаки с одной строки на другую, писать
не на каждой строке, а через одну. 

В
протоколе экспериментатор фиксирует,
как принимается и выполняется задание
— полностью, частично или не принимается,
не выполняется совсем. Фиксируется
также качество самоконтроля по ходу
выполнения задания ( характер допущенных
ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает
или не замечает, исправляет или не
исправляет их), качество самоконтроля
при оценке результатов деятельности (
старается основательно проверить и
проверяет, ограничивается беглым
просмотром, вообще не просматривает
работу, а отдает ее экспериментатору
сразу по окончании). Исследование
проводится индивидуально. 

Обработка
и анализ результатов. Определяют уровень
сформированности саморегуляции в
интеллектуальной деятельности. Это
один из компонентов общей способности
к учению.

1
уровень. Ребенок принимает задание
полностью, во всех компонентах, сохраняет
цель до конца занятия; работает
сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно
в одинаковом темпе; работает в основном
точно, если и допускает отдельные
ошибки,то при проверке замечает и
самостоятельно устраняет их; не спешит
сдавать работу сразу же, а еще раз
проверяет написанное, в случае
необходимости вносит поправки, делает
все возможное, чтобы работа была выполнена
не только правильно, но и выглядела
аккуратной, красивой.

2
уровень. Ребенок принимает задание
полностью, сохраняет цель до конца
занятия; по ходу работы допускает
немногочисленные ошибки, но не замечает
и самостоятельно не устраняет их; не
устраняет ошибок и в специально отведенное
для проверки время в конце занятия,
ограничивается беглым просмотром
написанного, качество оформления работы
его не заботит, хотя общее стремление
получить хороший результат у него
имеется.

3
уровень. Ребенок принимает цель задания
частично и не может ее сохранить во всем
объеме до конца занятия; поэтому пишет
знаки беспорядочно; в процессе работы
допускает ошибки не только из-за
невнимательности, но и потому, что не
запомнил какие-то правила или забыл их;
свои ошибки не замечает, не исправляет
их ни по ходу работы, ни в конце занятия;
по окончании работы не проявляет желания
улучшить ее качество; к полученному
результату вообще равнодушен.

4
уровень. Ребенок принимает очень
небольшую часть цели, но почти сразу же
теряет ее; пишет знаки в случайном
порядке; ошибок не замечает и не
исправляет, не использует и время,
отведенное для проверки выполнения
задания в конце занятия; по окончании
сразу же оставляет работу без внимания;
к качеству выполненной работы равнодушен.

5
уровень. Ребенок совсем не принимает
задание по содержанию, более того, чаще
вообще не понимает, что перед ним
поставлена какая-то задача; в лучшем
случае он улавливает из инструкции
только то, что ему надо действовать
карандашом и бумагой, пытается это
делать, исписывая или разрисовывая лист
как получится, не признавая при этом ни
полей, ни строчек; о саморегуляции на
заключительном этапе занятия говорить
даже не приходится.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов:

25-30 слов — высокая скорость мышления;

20-24 слова — хорошая скорость мышления;

15-19 слов — средняя скорость мышления;

10-14 слов — ниже средней;

до 10 слов — инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:

19-16 слов — высокий уровень мышления;

10-15 слов — хороший;

5-9 слов — средний;

до 5 слов — низкий.


Психодиагностика психолога в школе —


Психодиагностика познавательных особенностей детей

Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов:
25-30 слов — высокая скорость мышления;
20-24 слова — хорошая скорость мышления;
15-19 слов — средняя скорость мышления;
10-14 слов — ниже средней;
до 10 слов — инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:
19-16 слов — высокий уровень мышления;
10-15 слов — хороший;
5-9 слов — средний;
до 5 слов — низкий.

Диагностика мышления младших школьников.

                             1.
Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. 
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1.
Бежать             Кричать
    стоять              а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз           Конь
    вагоны             а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога                 Глаза
    сапог                а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы            Деревья
    стадо                а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина            Математика
    ягода                а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6.
Рожь                Яблоня
    поле                 а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр                Библиотека
    зритель             а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д)
сторож

8. Пароход           Поезд
    пристань          а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина      Кастрюля
    ягода                а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь          Телевизор
      лечить             а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г)
квартира, д) мастер

11. Дом                Лестница
      этажи             а) жители, б) ступеньки, в) каменный,


Порядок исследования.

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между
ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из
предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается,
одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов.

О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных
ответов,

о хорошем 6-7 ответов,

 о достаточном — 4-5,

о низком — менее чем 5.

2.
Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению.

 Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:  

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 
6. Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, сани. 
8. Москва, Киев, Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, град. 
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, роза. 
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин

         Порядок исследования.

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не
подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя
«кастрюля» — это посуда, а остальное — еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для
обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 


Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.


             3. Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.            

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.       

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования.

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка
соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше
существительных единственного числа.             

Обработка и анализ результатов:

25-30 слов — высокая скорость мышления;

20-24 слова — хорошая скорость мышления;

15-19 слов — средняя скорость мышления;

10-14 слов — ниже средней;

до 10 слов — инертное мышление.          

        Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х
классов,

первоклассников

можно исследовать со второго полугодия и
начинать отсчет с третьего уровня:

19-16 слов — высокий уровень мышления;

10-15 слов — хороший;

5-9 слов — средний;

до 5 слов — низкий.

     4.
Методика «Изучение саморегуляции»

Цель: определение
уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Оборудование: образец с
изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой
карандаш.      
Порядок исследования.

Испытуемому предлагают
в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так,
как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в
определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки
с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.  
          В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется
задание — полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем.
Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер
допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет
или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов
деятельности

( старается основательно проверить и
проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а
отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится
индивидуально.      

Обработка и анализ результатов.

Определяют уровень сформированности
саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей
способности к учению.

1 уровень. Ребенок
принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца
занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе;
работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке
замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а
еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает
все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела
аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок
принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы
допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет
их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце
занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления
работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него
имеется.

3 уровень.
Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме
до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает
ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то
правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу
работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить
ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок
принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки
в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время,
отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу
же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок
совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает,
что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из
инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается
это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при
этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия
говорить даже не приходится.

5.
Методика «Нелепицы»

При
помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления,
ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях,
существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом
жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка
рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура
проведения.

Вначале
ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько
довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок
получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на
эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно
нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно
нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен
будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются
последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на
картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания
ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно
больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом
деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том
случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке
нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать,
как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся
нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать,
как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся
нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на
самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы,
но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на
самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел
заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не
дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел
обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании
ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он
полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е.
обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или
объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Картинка к
методике «Нелепицы».

http://doc4web.ru/uploads/files/93/94506/hello_html_m4398609c.png

6.
Методика «Определение понятий , выяснение причин, выявление сходства и различий
в объектах»

Определение
понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции
мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка
интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по
правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

1.
Какое из животных больше: лошадь или собака?

2.
Утром люди завтракают . А что они делают , принимая пищу

днем
и вечером? (Правильный ответ — обедают и ужинают).

3.
Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4.
Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5.
Черешня, груша, слива и яблоко — это … (Правильное продолжение — ягоды и
фрукты).

6.
Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7.
Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8.
Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).
(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).

9.
Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
(Правильный ответ — щенок и ягненок).

10.
На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему
ты так считаешь.

11.
Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ,
указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12.
Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то,
что это — инструменты, выполняющие в чем — то похожие функции).

13.
Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны
как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное,
умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре
ноги).

14.
Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь,
как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают
молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь —
круглые).

15.
Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный
ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).

16.
Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно быть
перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

17.
Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в
себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).

18.
Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы —
для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и
красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать
соревнования).

19.
Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные
правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет
жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие
люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты
питания, жилище и т.п.)

20.
Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это
знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов

За
каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла,
так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой
методике, равно 10.

Замечание.
Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным
примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного
перед ребенком вопроса.

Описанная
методика годится в основном для психодиагностики
словесно
-логического мышления
детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой
способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину,
отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если
у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка
абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать , что он
неверный , то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том,
что ребенок правильно понял сам вопрос.

Например,
не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19- го
вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать»,
потому, что не все дошкольники по- настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

7. Исследование рефлексивности мышления

Цель исследования: определить
уровень сформированности рефлексивности мышления.

Материал и оборудование: бланк
с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

Процедура исследования.

Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его
началом испытуемому дается бланк с анаграммами:

1. л б к о 
2. р а я и
 
3. у п к с
 
4. г и а р
 
5. т и г о

6. е р а
в ш н
 
7. р к д е т и
 
8. а ш н р р и
 
9. л ф ж а к о
 
10. р г п у а п

11. о к
а м д н р и
 
12. л г н и з о м е
 
13. р б к а д о л е
 
14. л к б у и н а к
 
15. т о р к т ы а к


Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого
за столом, а самому контролировать время решения им каждой анаграммы, фиксируя
его в протоколе.

Протокол исследования

Экспериментатор

Дата

Испытуемый

№ анаграммы

Время

Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:

1.
2.
3.


15.

Инструкция испытуемому:

 «Вам будут предложены анаграммы, т.е.
слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти
слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется.
Решение записывайте на листе бумаги. Начали!»

После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о
том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности
расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.

Обработка результатов.
В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности
рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности
решенных анаграммы.

Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую
правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те
задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности
перестановки букв анаграммы.

Правильность решения анаграмм можно установить по таблице-ключу. В
ней порядок перестановки букв обозначен соответствующей цифрой, означающей
номер буквы анаграммы.

Таблица-ключ к решению анаграмм

/п анаграммы

Порядок
перестановки букв

№№ 1 – 5 
№№ 6 – 10
№№ 11 – 15

2
1 4 3
 
2 1 4 3 6 5
 
2 1 4 3 6 5 8 7


Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных
испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.

Показатель времени представляет собой
среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. А показатель
ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

Анализ результатов

При анализе результатов исследования в
первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить,
как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может
быть:

·       хаотической,
неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и
выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между
собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;

·       формально-алгоритмической,
которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с
отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует
репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное
регулирование – в смысловом;

·       содержательно-адаптивной,
представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым
признакам, преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих
смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном;

·       свернутой,
для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с
поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Рефлексия мышления позволяет в ходе
решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную
деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении
стратегии решения в ходе выполнения задания, выявленном при анализе влияния
предыдущего решения анаграммы на последующие.

Стоит обратить внимание на роль
мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития свойств
мышления, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту
анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Этот уровень
рефлексивности выполняет функции контроля и оценки человеком собственных
мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки,
оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В исследовании об
этом уровне свидетельствует показатель ранга, если он не ниже 12 – 13.

Уровень сформированности рефлексивности
мышления устанавливают по таблице, в которой буквой «К» обозначен
коэффициент сформированности рефлексии.

«К»

Уровень сформированности
рефлексивности мышления

0 – 0,3 
0,31 – 0,7
 
0,71 – 1,0

низкий 
средний
 
высокий

На основе данных об уровне
сформированности рефлексивности мышления, анализа стратегии решения анаграмм и
показателя скорости мыслительных процессов составляют рекомендации испытуемому
для улучшения его учебной деятельности, но при этом учитывают индивидуальные
особенности темперамента, свойств характера и навыки работы с буквенным
материалом.

8. Методика «Выявление общих понятий»

Методика предназначена для выявления способности к обобщению,
анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них
набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача
обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих
обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.

Оценка
выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы
:

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

18

17

16

14-15

12-13

10-11

8-9

6-7

5

1.              
Сад (растения, садовник,
собака, забор, земля).

2.              
Река (берег, рыба, рыболов,
тина, вода).

3.              
Город (автомобиль, здание,
толпа, улица, велосипед).

4.              
Сарай (сеновал, лошадь, крыша,
скот, стены).

5.              
Куб (углы, чертеж, сторона,
камень, дерево).

6.              
Деление (класс, делимое,
карандаш, делитель, бумага).

7.              
Кольцо (диаметр, алмаз, проба,
округлость, печать).

8.              
Чтение (глава, книга, печать,
картина, слово).

9.              
Газета (правда, приложение,
телеграммы, 6умага. редактор).

10.           
Игра (карты, игроки, штрафы,
наказания, правила).

11.           
Воина (самолеты, пушки,
сражения, ружья, солдаты).

12.           
Книга (рисунки, война, бумаги,
любовь, текст).

13.           
Пение (звон, искусство, голос,
аплодисменты, мелодия).

14.           
Землетрясение (пожар, смерть,
колебания почвы.шум, наполнение).

15.           
Библиотека (город, книги,
лекция, музыка, читатели).

16.           
Лес (лист, яблоня, дерево,
охотник, волк).

17.           
Спорт (медаль, оркестр,
состязание, победа, стадион).

18.           
Больница (помещение, сад,
враг, радио, больные).

19.           
Любовь (розы, чувство,
человек, город, природа).

20.           
Патриотизм (город, друзья,
родина, семья, человек).

Инструкция:«В
каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять
слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к
стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен
продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных
понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного
способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные
признаки.

                9.
Тест Липпмана «Логические закономерности»

Ход опыта. Испытуемым
предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и
установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два
числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Числовые ряды:

2, 3, 4, 5, 6, 7

6, 9, 12, 15, 18, 21

1, 2, 4, 8, 16, 32

4, 5, 8, 9, 12, 13

19, 16, 14, 11, 9, 6

29, 28, 26, 23, 19, 14

16, 8, 4, 2, 1,  0,5

1, 4, 9, 16, 25, 36

21, 18, 16, 15, 12, 10

3, 6, 8, 16, 18, 36

Проверить правильность ответов и уровень развития логического
мышления по «ключу».

«Ключи» и интерпретация
результатов

Предъявленные ряды

Правильные ответы

2, 3, 4,
5, 6, 7
6, 9, 12, 15, 18, 21
1, 2, 4, 8, 16, 32
4, 5, 8, 9, 12, 13
19, 16, 14, 11, 9, 6
29, 28, 26, 23, 19, 14
16, 8, 4, 2, 1,  0,5
1, 4, 9, 16, 25, 36
21, 18, 16, 15, 12, 10
3, 6, 8, 16, 18, 36

8, 9
24, 27
64, 128
16, 17
4, 1
8, 1
0,25,  0,125
 49, 64
9, 6
38, 76

Оценка результатов

 Время выполнения
задания (мин, с)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин и
менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин 10
с —
4 мин 30 с

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин 35
с —
9 мин 50 с

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин 35
с —
9 мин 50 с

1

3

Средняя норма

4 мин 35
с —
9 мин 50 с

2-3

3-

Низкая норма

2 мин 10
с —
15 мин

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10 мин —
15 мин

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

более 16
мин

более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего
обучение в объеме начальной школы, либо высокое пепеутомление

Обучение детей мыслить — задача не из легких, но очень необходимая. Развитие критического мышления у вашего ребенка даст ему некоторую свободу в рассуждениях, развитии аргументов и открытии новых знаний для себя. Способность мыслить отличает человека от животных, поэтому крайне важно научить ребенка думать и размышлять. В материалах этой статьи мы приведем несколько практических методик, по которым можно определить уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. Ведь своевременная диагностика дает возможность вовремя выявить проблему и начать борьбу с ней.

Методики для детей 6-7 лет

Методики на мышление для детей младшего школьного возраста могут существенно отличаться друг от друга, т.к. мышление шестилетних малышей отличимо от мышления, например, десятилетних. Поэтому и методики, позволяющие определить уровень школьников 1-2 классов, сильно отличаются от методик для учеников 3-4 классов. Например, для первоклассников они могут быть схожи с методиками, подходящими и для дошкольников-выпускников. В то время как разработки для детей 4-х классов можно предлагать ученикам среднего звена.

Методика диагностики мышления «Сложение пирамиды»

Такая методика применяется при установлении состояния наглядно-действенного мышления. Чтобы провести данный эксперимент, требуется несколко различных по конфигурации пирамидок, слагающихся из определенного числа звеньев и колпачков. Задача ребенка запомнить нужную последовательность всех элементов пирамиды и сложить ее за отведенное время.

В процессе эксперимента пирамидку показывают детям для того, чтобы они разложили ее самостоятельно. Указанное руководство выполняется при целесообразных жестах инструктора. В случае, когда они неправильно собирают заданную пирамидку, инструктор их не поправляет до завершения. Лишь по исполнении требуемого задания, он указывает детям на их погрешности, и далее требует повторного выполнения.

Методика Сложение пирамиды для младших школьников.jpg

Методика Сложение пирамиды для младших школьников

В протоколе исследования указывается, насколько быстро ребята смогли освоить новый способ, и какими были их начальные действия. Вместе с тем учитывается состав пирамидки, вдобавок указания и действия инструктора, и даже словесные высказывания детей.

В ходе проверки протокола проведенного исследования, создается вывод о том, насколько дети способны подготавливаться по указанным действиям. Правильно и быстро с данным упражнением справляются дети с хорошими мыслительными способностями. В том случае, когда у ребенка достаточно снижено развитие интеллекта, он может допускать неточные и ошибочные шаги при исполнении упражнения.

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»

Настоящая методика требуется для определения состояния наглядно-образного мышления. Для того чтобы провести диагностику, нужны будут только разрезные картинки, разделенные на нужное число фрагментов. Количество частей, из которых будет состоять такая картинка, зависит от возраста присутствующих детей. Для первоклассников количество фрагментов может колебаться от 15 до 20, для школьников постарше их число увеличивается на 5-10 частей с каждым следующим классом.

Для того чтобы упростить упражнение, изображение располагается на прямоугольнике, где на его фоне обозначены границы. Для усложнения задания применяются количества частей, формы сечений, и проекцией с обеих областей прямоугольника. Назначением у данных разрезных картинок является цветовая гамма их фона.

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок».jpg

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»

В ходе эксперимента детям задают составить изображение на прямоугольном фоне, состоящее из тройки фрагментов. Детали изображения раскладывают на столике перед детьми, и просят составить общую картинку. Когда у детей не получается начать упражнение самостоятельно, тогда сам инструктор собирает одну из главных частей. В акте о проведенном эксперименте указываются совершенные действия детей, и даже то, как проводил свою работу инструктор.

В действительности же только при четком рассмотрении алгоритма действий, можно обнаружить главные факторы, которые использовали дети. Действия могут быть выполнены в наглядно-образном плане, а могут быть хаотичными в наглядно-действенном плане. Если действия детей при совершении упражнения бесцельны и сумбурны, то их поступки будут считаться ненормальными. О проблемах в интеллектуальном плане говорит и тот факт, когда ребенок продолжительное время не может должным образом собрать изображение картинки как самостоятельно, так и с участием инструктора.

Методика диагностики «Доски Сегена»

Указанная методика используется для проверки наглядно-действенного мышления. В целях осуществления данной методики необходимы доски с отверстиями в виде разнообразных геометрических фигурок, а также пропорциональные им вкладки (такие доски уже имеются в готовом виде соответствующего формата). Задача ребенка успеть сложить все составляющие досок за отведенное на работу время. Удобнее всего использовать для этой диагностики секундомер.

Такое исследование проводят не только для школьников младших классов, но и для дошколят. Разнится методика для разных возрастов только лишь сложностью задания. Например, дошкольникам предлагаются доски из четырех — десяти вкладок. Для детей постарше предлагаются доски Сегена из десяти и более вкладок. Замысловатость методики содержится в том, что определенные отверстия досок могут быть заняты только небольшим числом вкладок.

Методика диагностики «Доски Сегена».jpg

Методика диагностики «Доски Сегена»

Методика «Сюжетные вкладки»

Текущая методика аналогична вышеописанной «Доски Сегена». При осуществлении такой методики применяются большие доски с 10 вариантами, в которых не хватает некоторых деталей на месте отверстий. А также с наличием вкладок, которые изображают рисунки подходящих и непригодных деталей. Из огромного обилия вкладок детям необходимо выбрать те, которые больше всего подходят.

При рассмотрении последствий заданного упражнения, вся сосредоточенность направлена на то, чтобы выяснить, насколько крепок интерес детей при выполнении такого упражнения. Особая заинтересованность направлена на конкретные шаги ребенка. И здесь существует два способа выполнения упражнения ребенком. Первостепенный способ является бессмысленным и запутанным, так как здесь, дети берут какую угодно вкладку, и непоследовательно отыскивают ей место.

Методика «Сюжетные вкладки».jpg

Методика «Сюжетные вкладки»

Методика больше подходит детям в возрасте 6-7 лет, которые уже имеют навык правильного понятия разных ситуаций, и уже точно способны подобрать необходимую вкладку самостоятельно. При данном методе, дети способны целенаправленно найти именно ту вкладку, которую необходимо подобрать. Более старшим детям такая методика может оказаться скучной и малоэффективной.

При помощи методики «Сюжетные вкладки» можно определить целенаправленность действий в общем. Во многих случаях дети с ограниченной памятью, даже при отличной подготовке имеют проблемы с этой методикой. Они затрудняются в подборке вкладок из-за огромного разнообразия. Сделав анализ данной ситуации можно сделать вывод о том, что неблагоприятным моментом в такой ситуации является суживание объема восприятия. Именно данный фактор препятствует правильному выполнению задания.

Методика диагностики «Почтовый ящик»

Эта методика способствует обнаружению у детей предрасположенности к осознанию других методов, относительно действия. Посредством такой методики можно проверить наглядно-действенное мышление у детей различных возрастов.

Для проведения данного эксперимента необходим «Почтовый ящик», который состоит из коробки и съемной крышки. В покрышке от ящика сделаны отверстия различных форм. Парные многоцветные фигурки повторяют отверстия в крышке ящика. Правила выполнения задания могут быть нескольких вариаций, а именно в словесной или в наглядной формулировке.

Для детей в возрасте шести лет или старше с нормальными умственными способностями такое задание является несложным, и проводится лишь при зрительном сопоставлении формы отверстия в крышке с формой фигурки. Иногда дети сопоставляют фигурки с отверстиями, обычно это бывает в случаях, когда фигурки разного соотношения, или же при необходимости их разворачивания.Методики на мышление.jpg

В данной ситуации подбор фигурок осуществляется по определенному алгоритму. Если у детей имеются умственные нарушения в возрасте семи или восьми лет, в таком случае они выполняют задание не зрительным соотнесением, а методом проб и ошибок.

Методики для детей 8-10 лет

Если методики на определения уровня развития мышления предыдущего раздела можно предлагать первоклассникам, то начиная со второго класса уже наверняка лучше пользоваться другими методиками, которые включают в себя изученный школьный материал.

Методика «Простые аналогии»

Целью этой методики является диагностика и выявление гибкости мышления ребенка и ее логичности. Ребенку выдают карточки с заданиями, где прописаны несколько слов и заданы два ключевых слова.

Например.
Ключевые слова: Петь, Танцевать
Заданные слова: стоять, двигаться, молчать, шуметь, паркет, микрофон

Задача ребенка распределить заданные слова по ключевым так, чтобы соблюдалась определенная логическая цепочка. Т.е. если ключевое слово «Петь», то к нему логически подойдут слова «стоять», «шуметь», «микрофон» как аналогичные по принципу действия, в то время как «двигаться», «молчать» и «паркет» к пению никакого отношения не имеют.

Методики на мышление для начальной школы.jpg

Методики на мышление для начальной школы

Подобных карточек для проведения одного исследования может быть и должно быть несколько, оптимально 10 карточек. Если первая карточка вызывает у ребенка неясность, на ее примере можно объяснить, что он исследуемого требуется.

При обработке результатов нужно оценить количество правильных ответов. Судить о высоком уровне логического мышления можно, если у ребенка получилось 8-10 правильных ответов. Хороший уровень можно диагностировать при наличии 6-7 правильных ответов, достаточный – 4-5 правильных ответов. Менее 4-х ответов говорит о низком уровне логического мышления у школьника.

Методика «Исключение лишнего»

Данный вид методики позволит выявить у школьников младшего звена способности к обобщению материала. Чтобы провести такое исследование, ребенку выдается карточка с 12-ю рядами, состоящими из групп чисел.

Например, приведем нескольких из таких рядов.
Заданные слова 1 ряда: стол, стул, кровать, пол
Заданные слова 2 ряда: глаза, нос, очки, уши
Заданные слова 3 ряда: сладкий, горький, горячий, соленый
и т.д.Методика диагностики «Исключение лишнего».jpg

Задачами ребенка являются следующие:

  • исключение одного слова из каждого, которое, по его мнению, будет лишним. Так, в первом ряду это будет слово «пол», во втором – «очки», в третьем – «горячий» и т.д.
  • определить, по какому признаку обобщены оставшиеся слова и почему было исключено лишнее (например, стол, стул, кровать – это предметы мебели, а пол в эту категорию не входит.)
  • определить, сколько всего рядов обобщено по одному родовому понятию (ведь одинаковые обобщающие понятия могут встречаться в различных рядах)
  • найти ошибки в рядах, где невозможно выделить только одно слово или нельзя обобщить предложенные слова по одному родовому понятию.

Обработка результатов также основывается на количестве правильных ответов. О высоком уровне мышления свидетельствуют 10-12 правильных ответов. Хороший уровень можно определять при наличии 8-9 правильных ответов, достаточный – 6-7 правильных ответов. 5 и меньше правильных ответов говорит о низком уровне мышления у ребенка.

Методика «Изучение скорости мышления»

«Ну, ты и тормоз!» — такое выражение нередко можно услышать от подростков по отношению к кому-либо, если тот медленно соображает. Определить скорость мышления можно благодаря следующей методике. Суть ее проста. Ребенку предлагается определенный набор слов, в каждом из которых пропущено по несколько букв. Чтобы исследовать требуемый показатель, ребенку нужно на время (с помощью секундомера засекается 3 минуты) прочитать слова, на ходу вставляя пропущенные буквы.

Методика диагностики «Скорость мышления».jpg

Оценку результатов проводят по количеству прочитанных ребенком за отведенное время в зависимости от возраста. Высокой скорости мышления детей от 8 до 10 лет соответствует: 25-30 слов за 3 минуты, хорошей – 20-24, средней – 15-19. Если ребенок успел прочитать от 10 до 14 слов, то скорость его мышления ниже средней. Более низкие показатели характеры инертному мышлению.

Для первоклассников существует другая шкала результатов:

  • Высокий уровень – 16-19 слов
  • Хороший уровень – 10-15 слов
  • Средний уровень – 5-9 слов
  • Низкий уровень – меньше 5

Методика «Изучение саморегуляции»

Целью проведения данной методики является формирование саморегуляции в интеллектуальной деятельности младших школьников. Для проведения исследования ребенку предлагают в течение 15 минут чертить на листе в линию палочки и черточки в определенной последовательности. При этом нельзя выходить за линию полей, правильно соблюдать переносы черточек и писать не в каждой строчке, а пропуская одну.

Мышление у детей начальной школы.jpg

Мышление у детей начальной школы

Во время исследования за поведением ребенка внимательно наблюдают специалисты: его реакция на допущенные ошибки, поведение при самопроверке работы и другие критерии. Оценка результатов осуществляется по результатам наблюдений за ребенком во время работы и по характерным особенностям начертанных символов.

1 уровень саморегуляции – высокий. Работа выполнена аккуратно в полном объеме, ребенок работает сосредоточенно, ошибки практически отсутствуют (или отсутствуют вообще) и они исправлены ребенком. Перед сдачей работа перепроверена ребенком.

2 уровень саморегуляции – хороший. Работа выполнена более менее аккуратно, практически в полном объеме, ошибок немного, но ребенком они не исправлены по причине того, что он их не заметил. Проверку работы он осуществляет бегло. Качество оформления для него не особенно важно, хотя получение хорошего результата ребенка очень интересует.

3 уровень саморегуляции – средний. Работа выполнена, что называется «на троечку», объем работы не полный, присутствуют ошибки, возможно неаккуратные исправления. Ошибки допущены не только по невнимательности, но и потому, что мог не запомнить нужную последовательность. В конце исследования работу сам не проверяет, желания что-либо исправить и дополнить, чтобы улучшить качество работы, ребенок не проявляет. В результатам исследования равнодушен.

4 уровень саморегуляции – низкий. Цель работы потеряна исследуемым еще в ее процессе. Много ошибок, на проверку работы времени либо не остается, либо он не хочет этим заниматься. Как к качеству работы, так и к ее результатам ребенок равнодушен.

5 уровень саморегуляции – очень низкий. Ребенок не понимает задания.

Вместо заключения

В настоящее время школьная демотивация заставила учащихся перейти от активного мышления к пассивному. То есть каждый день они тратят меньше времени на размышления и больше времени проводят в социальных сетях, за компьютерными играми, в мобильных приложениях, что отрицательно сказывается на мыслительных процессах в целом. Поэтому, учить думать, развивать критическое мышление детей с раннего возраста стало очень важной проблемой родительства. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обрел независимость, стал успешным, а также выстроил свое собственное критическое мышление, вы должны развивать в нем такие способности: мыслить и рассуждать. Если он научится думать, вы дадите ему крылья, чтобы он чувствовал себя свободнее и увереннее по жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методика и инструкция в чем разница
  • Методист по клубной работе должностная инструкция
  • Методика дембо рубинштейн самооценка инструкция
  • Методист по воспитательной работе должностная инструкция
  • Методика 10 слов лурии инструкция