Методика социометрия дж морено инструкция

Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено)

Цель методики: диагностика межличностных отношений.

Возраст применения: с 5 лет

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть одинаковыми.
  2. Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вырезанные из цветной бумаги цветочки (или любые другие предметы) в качестве подарка.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ИНСТРУКЦИЯ

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1 ЭТАП. ЗАПОЛНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ. 

Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу. Социометрическая матрица составляется следующим образом:

  1. По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии, и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
  2. В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  4. Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

2 ЭТАП. СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИОГРАММЫ. 

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)

n — – количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом, разобщенном коллектива, имеется сплоченное «ядро».

3 ЭТАП. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ.

Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

  • I – 15-20% — низкий уровень
  • II – 21-30% — средний уровень
  • III – 31-40% — высокий уровень
  • IV – 40% и выше — сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на 100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

Подсчитываем социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%

По социометрическому статусу дети могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

  • «популярные»,
  • «предпочитаемые»,
  • «принятые»,
  • «изолированные».

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

Подсчитываем индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

4 ЭТАП. НАПИСАНИЕ ВЫВОДОВ (ПРИМЕР).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:

  • имеет сплоченное «ядро»,
  • частично сплочен,
  • частично разобщен,
  • половина коллектива сплочена, половина разобщена,
  • в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребёнка, это № 1 и № 5. № 1 получил максимальное количество выборов равное …, № 5 получил количество выборов равное…  КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными. Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №, №) хотели бы войти в данную группировку).

Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

МЕТОДИКА
ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЖ. МОРЕНО

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено
используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников
2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно
определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи
диагностического исследования:

1.     измерение
степени сплоченности-разобщенности в группе;

2.     выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии
(лидеры, звезды, отвергнутые);

3.     обнаружение
внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный
срез
с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать
полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности
и эффективности деятельности.

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список
членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1

А.

1

3

3

2

2

Б.

2

2

2

3

3

В.

3

3

3

4

Г.

1

1

2

5

Д.

2

3

3

6

Е.

3

3

3

7

З.

1

3

2

3

8

И.

9

К.

2

10

Л.

1

1

2

1

1

3

11

М.

2

1

1

2

3

Кол-во выборов

5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во взаимных
выборов

1

1

1

1

0,5

4,5

Подготовка исследования. Обследованию
может подвергнуться любая группа лиц, любого возраста, начиная от дошкольного,
имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач,
которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и
профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического
выбора.
Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду
нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он
формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По
содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых
измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой
создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных
взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор
«товарищи для досуга»).

Порядок исследования.

Перед началом опроса — инструктаж
тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить
группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы,
показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии
одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах.
Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить
атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к
экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы
во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу
осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу.
Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов
группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать
свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы
опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об
обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять
испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов
группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих
желательно написать на доске.

Возможны три основных способа
выбора:

1.    
Количество выборов ограничивается 3—5;

2.    
разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько
решений, сколько пожелает);

3.     испытуемый
ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства
обработки результатов предпочтительнее первый способ.

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов —
третий.

Бланк социометрического
опроса

Ф.И.О.
_________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный
вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса
пригласил на свой день рождения?

а)
_______________________________________________________________

б)
_______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно
построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление
социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое
значение.

I. Внутренний круг —это так называемая «зона звезд», и которую
попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг —зона предпочитаемых, в которую входят лица,
набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг —зона пренебрегаемых, в которую вошли лица,
набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг —зона изолированных, это те, которые не
получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие
группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Интерпретация результатов:

Высокий уровень сформированности
коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

Средний уровень сформированности
коммуникативных навыков (2 — 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности
коммуникативных навыков (0 — 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1

2

3

Кол-во выборов

Кол-во взаимных
выборов


Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.
_________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос,
записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил
на свой день рождения?

а)
_______________________________________________________________

б)
_______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников
с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников
с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

«Социометрия» автор Дж. Морено.

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;

2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Образец

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. _

Класс _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Таблица 1 (критерий выбора: 1)

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя, отчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Александров Паша

1

2

3

2

Иванов Сергей

1

2

3

3

Петров Дима

2

3

1

4

Сарченко Сергей

2

1

3

5

Алферова Ира

1

3

2

6

Володина Галя

3

2

1

7

Ладзина Наташа

1

2

3

8

Ловшина Нина

1

3

2

9

Покровская Алла

2

1

3

10

Самойлова Таня

2

1

3

Кол-во выборов (М)

0

4

3

2

3

6

5

2

4

1

Кол-во взаимных выборов

0

3

2

2

3

3

3

1

3

0

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделены темным цветом). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

M__

C =

n — 1

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).

Таблица 2

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

K = _ Общее число сделанных выборов .

Общее количество испытуемых

Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

  • «Звезды» – Володина Г.;

  • «Предпочитаемые» – Ладзина Н.;

  • «Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;

  • «Непринятые» – нет;

  • «Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

Количество взаимных выборов

KB = Общее число выборов

В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.

Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы.

Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420×297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, квадрат и круг). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму рекомендуется в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 История создания
  • 4 Процедура проведения
    • 4.1 1-й этап
    • 4.2 2-й этап
    • 4.3 3-й этап
      • 4.3.1 Непараметрическая процедура
      • 4.3.2 Параметрическая процедура
    • 4.4 4-й этап
      • 4.4.1 Пример социометрической карточки
      • 4.4.2 Величины ограничения социометрических выборов
    • 4.5 5-й этап
      • 4.5.1 Варианты инструкций
    • 4.6 6-й этап
  • 5 Обработка результатов
    • 5.1 Социометрическая матрица
    • 5.2 Социограмма
    • 5.3 Социометрические индексы
  • 6 Интерпретация результатов
  • 7 Стимульный материал
    • 7.1 Варианты социометрических критериев (Вопросов)
  • 8 Литература

Описание методики

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

  • формальные/неформальные — Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные — Двойные — изучают отношения партнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • прогностические — позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения — d — называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

2019-11-05_20-11-48.png

где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N — число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
  • социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

  • I вариант — Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
  • II вариант — Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером — этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

  • заголовок;
  • инструкцию — количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
  • подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка
Тип Критерии Выборы
1. Работа а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2. Досуг а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп Социометрическое

ограничение d

Вероятность

случайного выбора Р(А)

5–7

8–11

12–16

17–21

22–26

27–31

32–36

1

2

3

4

5

6

7

0,20–0,14

0,25–0,18

0,25–0,19

0,23–0,19

0,22–0,19

0,22–0,19

0,21–0,19

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  • необходим доверительный контакт с группой.
  • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
  • Мягкое формулирование целей тестирования.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

  • каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
  • при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
  • при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

Варианты инструкций

Инструкция для школьников
«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Инструкция для студентов
«Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

6-й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

Социометрическая матрица

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы — индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • «социограммы-мишени» — представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Социометрические индексы

Выделяют два типа социометрических индексов:

  • персональные социометрические индексы;
  • групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными персональными социометрическими индексами являются:

  • индекс социометрического статуса i-члена;
  • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
  • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

  • i – объект выбора;
  • j – субъект выбора;
  • ij – совмещение ролей.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Подробнее о социометрических индексах

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Стимульный материал

Варианты социометрических критериев (Вопросов)

Литература

  1. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
  2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
  3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  5. Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.

Благодаря методике под названием «социометрия» можно изучить характер взаимоотношений всех участников в коллективе. Данный метод помогает выявить лидеров и изгоев, разобраться в том, кто к кому проявляет симпатию или антипатию, а также разобраться в сплоченности коллектива. Социометрию часто используют в учебных заведениях и в крупных компаниях, чтобы провести анализ психоэмоционального климата в коллективе, предотвратить конфликты и повысить продуктивность.


Определение

Технику социометрии используют для изучения деловых, эмоциональных и коммуникативных отношений внутри коллектива. Автором данной методики был психолог и психиатр Джекоб Леви Морено. В узком понятии социометрия изучает групповые связи внутри коллектива, а также иерархию. В широком смысле данное понятие подразумевает изучение межличностных отношений и разработку теории.

На сегодняшний день социометрия существенно видоизменилась благодаря работам отечественных психологов. Сейчас очень сложно найти классический вариант методики. Тем не менее, мы предлагаем рассмотреть ее такой, какой она была разработана Дж. Морено.

Предварительная работа

Проводя социометрическую работу, необходимо собрать группу участников в одном месте. Следующим этапом является объяснение участникам группы сути проводимого исследования, а также его основных целей. Очень важно, чтобы участники группы были искренними, тогда это существенно упростит работу. Третьим этапом является определение симпатий и антипатий с помощью наводящих вопросов. Можно поинтересоваться у каждого члена коллектива, кого они видят из коллег на месте руководителя, а кого бы ни за что не посадили на это место.

Исследование можно проводить и в учебных заведениях, предлагая ученикам выбрать одного из одноклассников в качестве капитана команды или же соседа по парте.

Порядок проведения по рекомендациям Дж. Морено

Классическое социально-психологическое исследование проводится следующим образом:

  1. Первым делом необходимо определить цели и задачи исследования, а также выбрать группу участников.
  2. Далее происходит разработка предложений для опроса участников.
  3. Нужно отказаться от анонимного участия, так как эффект исследования будет не настолько эффективным.
  4. Лучше всего в исследовании задействовать карточки, а не в открытую говорить о симпатиях и антипатиях.
  5. Каждый участник обязан ответить на поставленный вопрос.
  6. Категорически запрещается рассказывать участникам о том, кто кого выбрал.
  7. Во время проведения исследования строго запрещается общение между участниками, так как это может повлиять на обработку результатов тестов.

Формы проведения

В оригинальной методике используется письменный опрос участников. В группе из 25-30 человек рекомендовано составить около пяти вопросов. Участникам раздают карточки, а после заполнения ведущий собирает их. По времени данная процедура занимает не более 15 минут.

Обрабатывать полученные результаты можно с помощью таблицы, социограммы, а также индексов. Результаты вычисляются при помощи простых математических формул. Все отрицательные ответы обозначаются знаком «-», положительные — «+». Напротив своей фамилии ничего указывать нельзя. Далее путем подсчета баллов вычисляется изгой и лидер. В социограмме никаких дополнительных подсчетов проводить не нужно. С помощью нее можно выявить лидеров, тех, кто немного не дотянул до лидеров, пренебрегаемых, а также изгоев.

Исследование, проводимое с помощью индексов, подразумевает измерение социально-психологических свойств каждого участника, а также групповое свойство и авторитет личности.

Если говорить кратко, то социометрия помогает разобраться в межличностных отношениях внутри коллектива. Она является достаточно простой для понимания, однако, сложности  вызывают обработка данных и подсчет. Эта методика имеет большое количество вариаций, но классический метод является наиболее эффективным.  Руководителям компаний рекомендуется курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив». Он поможет научиться улавливать психологический климат в рабочем коллективе, разрешать конфликтные ситуации и располагать к себе людей.

Это тоже интересно:

  • Методика разработки инструкции по делопроизводству
  • Метилурациловая мазь инструкция по применению цена купить
  • Метовит и артромакс инструкция цена купить в аптеке
  • Метипред 4 мг инструкция по применению цена купить
  • Метадоксил инструкция раствор для инъекций

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии