Методы предъявления инструкций для выполнения заданий

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей с ОНР  умения работать по словесной инструкции».

Воспитатель должен определить, в какой мере дети способны выполнять общие инструкции. Это можно легко проверить на заданиях типа: «Кружки», «Словесные диктанты», «Графические диктанты».

Анализ поведения детей в ходе выполнения и достигнутые результаты вскрывают их умения выслушивать указания, удерживать в памяти и руководствоваться до конца задания. Если, выслушав инструкцию, дети не приступают к работе, а ждут повторения или распоряжения воспитателя, обращаются с вопросами, подсматривают к соседу, значит, они не умеют произвольно руководить своими действиями. Это бывает в тех случаях, когда дети привыкают к тому, что после объяснения в начале занятий воспитатель снова повторит, а дальше будет диктовать поэтапно. У них не возникает потребности вслушиваться в указания, пытаться их запомнить.

Превращение инструкций, предваряющей деятельность детей, в прямые указания к очередному действию, по сути, снимает её обучающий эффект.

Механизмы произвольной регуляции действий не являются следствием созревания определенных мозговых структур, а вырабатываются у детей тогда, когда в своей повседневной жизни им приходиться решать те или иные задачи. Если способы организации детской активности не изменяются в соответствии с возрастающими возможностями, то формирование сознательного управления своей деятельностью и поведением задерживается.

В связи с выявленными недостатками следует систематически, вводить в учебно-воспитательный процесс в детском саду регламентацию действий детей не только прямыми указаниями, но и отсроченными. Тогда ребенок сможет перейти от выполнения отдельных требований к самостоятельной реализации системы действий согласно воспринятому объяснению.

Как обеспечить постепенность в формировании у детей умения действовать по словесным указаниям?

Сначала нужно научить детей ориентироваться на листе бумаги и правильно использовать его площадь. Например, дав задание нарисовать десять предметов, можно предложить кому-то из детей, сказать, где он собирается начать рисовать, а всем другим показать на своем листе. Слова «сверху, с левой стороны листа» наполняются для детей конкретным содержанием. Осознание того, что так начинать рисовать надо всегда, дисциплинирует процесс выполнения, дает первую исходную точку.

После этого следует научить детей руководствоваться указанием, вызывая в представлении определенный образ. Например, сказав, «считая слева направо», воспитатель предлагает детям пальцем показать это направление на нарисованных предметах. Чтобы максимально конкретизировать словесные требования относительно количественной характеристики, можно после слова «третий, пятый…» предложить отсчитать эти предметы на своем рисунке. Дальше дети будут делать это сами, взглядом выделяя указанный предмет в инструкции.

Упрощение или усложнение инструкции, а также проявление детьми большей или меньшей самостоятельности в построении действий зависит от их общего развития.

Детально проанализировав особенности выполнения дошкольниками словесных указаний, упражнений, воспитатель использует ту или иную тактику и объединяет детей в подгруппы для проведения словесных и графических диктантов, соответствующих их развитию и возможностям. Иногда результаты бывают на много ниже, чем ожидалось, вследствие того, что воспитатели не умеют правильно сформулировать указание.

Следует придерживаться определенных правил:

Инструкция должна быть максимально лаконичной, четкой, и доступной для детей с самого начала, иметь цель, конкретное задание, в ней нужно четко определить способы выполнения и назвать конечный результат.

«Украшение» инструкции, эмоциональные отступления, дополнительные указания недопустимы.

Названные моменты инструкции можно оттенять интонацией, выразительными паузами, отделяя цели от способов выполнения.

Надо организовать восприятие инструкцией детьми (сосредоточить их внимание перед подачей инструкции).

Очень много интересных игр выпускает наша промышленность – это: «Сложи картинку», «Составь сам», «Кубики». Успех в решении данных игр – заданий обеспечивается не знаниями или специальными умениями, а направленностью усилий на достижение цели, настойчивостью в возобновлении проб.

По деятельности детей можно судить об их целенаправленности. Цель кажется легкодоступной. Все дети легко берутся за дело. Но уже первые неудачи воспринимают они по-разному: поняв, что легко не выходит, одни мобилизуются, другие охладевают. У первых появляется выражение обеспокоенности, поза свидетельствует о сосредоточенности, действия становятся осторожными. Другие или просто стараются повторить попытки, не выявляя никаких признаков напряжения, или совсем отказаться от дела. На предложение постараться, чтобы получилось, первые еще с большим энтузиазмом возобновляют попытки, другие отвечают: «не умею», «не знаю как», «у меня не получается» и т.д.

Дети, которые легко капитулируют перед трудностями, свойственны неуверенность в себе, робкие попытки выйти из затруднительного положения, в котором они оказались, отказ от трудно постигаемой цели. Они обращаются за помощью при наименьшей трудности, принимают ее как должное. Их следует подбадривать на каждом этапе работы, подтверждать правильность выполнения. Отсутствие поддержки взрослого вызывает у них беспомощность даже при наличии знаний и умений.

Однако им нужны не только опека, постоянная помощь и защита, сколько воспитания и уверенности в себе, поддержка веры в своей возможности, вооружение умением встречать трудности активно, наступательно. Им следует помочь ощутить свои возможности, подобрав посильные задания, чаще подводить к победе и вызывать радость от этого.

Нельзя разрешать детям начинать работу, если не окончено объяснение. Ведь они запоминают только какую-то часть инструкции, не осознавая способов выполнения в целом, и процесс работы представляется им цепью мало связанных между собой действий.

Предупреждение воспитателя о том, что он не будет повторять задание дважды, является подчеркнутым отказом помогать тем, кто не слушал объяснение и повышает значение предыдущей инструкции.

Умение дошкольников справляться со сложными заданиями согласно словесной инструкции свидетельствует о высокой степени развития произвольной регуляции.

Даже такие широко распространенные в детских садах игры как, «Мозаика», «Нарисуй и раскрась», можно использовать для формирования у детей придерживаться словесной инструкции. С этой целью необходимо варьировать задачу, обусловливая форму конфигурации элементов узора из мозаики, чередование цветов, компоненты рисунка, обязательные и допустимые, их соотношение друг с другом.

Умение действовать по инструкции

как средство формирования учебной
самостоятельности

Н.Л. Кислова

ВГУЭС (общеобразовательная школа-интернат
среднего общего образования для одарённых детей), Владивосток.

ТИП:
научная статья.

ЯЗЫК:
 русский.

КЛЮЧЕВЫЕ
СЛОВА:

Инструкция,
алгоритм, учебная самостоятельность,
instructions, algorithm, learning independence.

АННОТАЦИЯ:

Умение
работать по инструкции позволяет обучающемуся чувствовать себя компетентным в
деятельности, так как пользуясь предложенным алгоритмом, ребёнок знает что
он должен делать. Неумение следовать указаниям является не только причиной
учебной несамостоятельности, но и одной из причин ошибок при сдаче ЕГЭ.
Существует немало приёмов формирования умения следовать указаниям.

ОПИСАНИЕ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

The
ability to
follow directions as the
instrument of formation
of educational autonomy.

Kislova
Natalya Leonidovna

Vladivostok
State University of Economic and Service.

The
Boarding School for gifted children, Vladivostok.


The skills
o
follow instruction
provide students to
feel competent in
the activity
, as using the proposed
algorithm, the child knows what he must do. Inability to follow directions is not only a cause of lack of independence training, but also one of
the causes of
errors on exams. There
are many
methods of formation of
ability
to follow directions.

В основе реализации образовательных стандартов второго поколения и основной образовательной
программы
2012 года лежит системно-деятельностный подход, который на
второй ступени общего образования
предполагает
в качестве планируемых
результат
ов освоение
четырёх
междисциплинарных учебных программ
, в частности
— «Основы смысло
вого чтения и работа с текстом».

Одним из аспектов этой программы
является умение следовать инструкциям и умение выдавать указания.

Исследования Московского института
непрерывного образования показали, что вовлеченность учащихся (процент детей,
слышащих учителя) начальных классов уменьшается вдвое от первого класса к четвёртому.
При  этом время процент учителей, которые строили урок на основе инструкции и
самостоятельной работы до введения ФГОС крайне низок: учителей русского языка –
1%, математики – 2%. Первые результаты работы по новым стандартам показали, что
таких учителей стало больше: соответственно 5 и 7%.

В процессе обучения учитель часто даёт
инструкции обучающимся.  Подписать листок, указать вариант, выполнить домашнее
задание на листочке, а не в тетради – наиболее частые и наиболее простые
указания, которые мы выдаём учащимся, и всякий раз удивляемся тому, что в
классе обязательно найдётся несколько человек, которые не следуют им. Неумение
читать и понимать инструкции являются большой проблемой при сдаче ЕГЭ и ОГЭ:
часто это одна из основных причин ошибок в тестах.

Поэтому формирование умения следовать
указаниям – является ключевым моментом в обучении.

Почему это важно?

Умение работать в соответствии с
инструкциями:  

             
экономит время;

             
обеспечивает безопасность;

             
является необходимым элементом не только в
профессиональной или учебной деятельности, но и в повседневной жизни;

             
чёткие и ясные инструкции, наряду с
групповыми формами работы, являются необходимым элементом смыслового чтения.

Инструкции могут быть
устными или письменными (иногда в виде последовательных рисунков или символов).
Поэтому развивая умение следовать инструкциям, мы обучаем ребят «осмысленному»
слушанию, осмысленному чтению и, собственно, действию по алгоритму.

Типичная ситуация:

1.                
Как правило, учащиеся пытаются
предугадать, что от них требуется во время выдачи иснтрукции. Когда им кажется,
что они поняли, чего вы хотите, они теряют интерес к вашим указаниям, начинают
отвлекаться, обмениваться мнениями с соседом по парте, открывать тетради и т.
д., в то время как вы продолжаете объяснение. Часто дети просто надеются заглянуть
к соседу или в учебник. Рано или поздно такие действия учащихся вынуждают нас
повышать голос или даже переходить на крик.

2.                
И даже если вас выслушали молча, то как
только учащиеся приступают к выполнению задания, у них появляются вопросы, причём,
как правило, один и тот же вопрос задаётся сразу же после того, как вы ответили
предыдущему ученику.

Существует много способов вернуть
внимание учащихся. У каждого педагога есть свои секреты, автор предлагает
несколько испытанных на практике приёмов:

1. 
Не меняя интонаций и не повышая голоса,  произнесите
фразу: «Кто слышит меня, поднимите левую руку». Так вы можете не только понять
сколько учащихся слушает вас, но и привлечь внимание тех, кто уже не с вами.

2. 
Попросите сначала выполнить несколько
бессмысленных действий. Например, попросите всех встать, при этом подождите,
когда встанут все. Затем попросите сесть, встать за спинкой стула, коснуться руками
плеч, скрестить руки, сесть, положить руки на парту. И только затем дайте
указание выполнить
упражнение.

Несколько рекомендаций, которые
помогут сделать ваши инструкции более эффективными:

1.     Стойте
всегда на одном и том же месте, когда даёте инструкцию.

2.     Чётко
формулируйте указания
.

3.     Не
повторяйтесь
.

4.     Делайте
паузу между указаниями
.

5.     Говорите
спокойным голосом, не повышайте интонаций.

         Данные
рекомендации применяются автором на уроках, они работают. Ребята очень быстро
привыкают к установленному порядку, эффективность урока, как правило,  повышается,
снимаются вопросы дисциплины, повышается вовлеченность учащихся в урок. Как
только дети сознают эффективность деятельности по алгоритму, исчезает проблема
несамостоятельности при выполнении лабораторных работ, решении задач, работе с
текстом. Известно, что в любом деле сначала осваиваются алгоритмы выполнения
того или иного процесса, и только потом становится возможным творчество.
Работа
по алгоритму,  инструкции позволяет формировать компетентность в деятельности, т.
е.  ребёнок, пользуясь предложенным алгоритмом, знает, что он должен
делать.

         Чтобы
учащиеся осознали необходимость чётко следовать указаниям, можно предложить им
сначала простое, но весьма полезное
задание выполнить несколько указаний, например: [1]

1.    
Прочитайте все указания прежде, чем их
выполнять.

2.    
Напишите сначала фамилию, затем имя в
верхней части  листа.

3.    
Подчеркните слово «прочитайте» в указании
№ 1.

4.    
Обведите слово «все» в указании № 1.

5.    
В указании № 2 зачеркните слово «отчество».

6.    
В указании № 3 поставьте «галочку» перед
словом «прочитайте».

7.    
Обведите чётные номера предыдущих указаний
данной инструкции.

8.    
В указании № 7 зачеркните слово «чётные» и
напишите над ним слово «нечётные».

9.    
Напишите «Все могут следовать инструкциям»
под именем в верхней части листа.

10. В
указании № 9 после слова «листа» добавьте следующее предложение: «Вы уверены?»

11. Нарисуйте
круг в нижнем левом углу листа.

12. Нарисуйте
квадрат в верхнем правом углу листа.

13. Нарисуйте
треугольник в центре круга.

14. Поставьте
точку в центре квадрата.

15. Теперь,
когда вы прочитали всю инструкцию, как предписывает указание № 1, выполните
только пункты  № 2и 16.

16. Пожалуйста,
не предпринимайте никаких действий, которые могли бы насторожить ваших
одноклассников. Если вы прочитали это указание, сделайте вид, что продолжаете
выполнять задание. При этом осторожно наблюдайте, как много ваших одноклассников
умеют следовать инструкции.

         Обычно
в классе всего один-два ученика, обычно это «отличники»,  выполняют указания в
полном объёме. Самым трудным в этой инструкции является пункт 16. Более того,
когда это задание было предложено педагогическому коллективу на семинаре, посвящённом
формированию умения следовать инструкции, справились с ним всего несколько
человек, при этом все они, так или иначе,  были знакомы с данным приёмом через
тестирование при устройстве на работу в бизнес-структуры.

         Предложенная
инструкция составлена так, что первые шесть пунктов пытаются обратить внимание
читающего на необходимость внимательного прочтения предыдущих указаний, однако,
степень неумения в точности следовать указаниям у российских школьников и, как
оказалось, учителей настолько велика, что практически никто не обращает на это
внимания. Слово «российских» школьников здесь использовано неслучайно, так как
автору довелось работать в классах с иностранными студентами. В отличие от
наших ребят, иностранные студенты, как правило, в точности следуют указаниям
при выполнении заданий.

         Таким
образом, проблема формирования навыков работы  по иснтрукции является весьма
актуальной для развития учебной самостоятельности обучающихся, как того требует
новый стандарт образования.  

Сколько раз на протяжении дня родители вынуждены повторять детям одно и то же? Иногда и на следующий день повторяют, и даже через неделю. Наверное, это отчасти естественно: дети не взрослые, им многие вещи не очевидны, не всё они могут быстро запомнить, а если и помнят, то им может не хватать саморегуляции для того, чтобы инструкциям следовать.

Есть, однако, несколько приемов, которые могут помочь ребенку научиться слышать инструкции родителей и следовать им.

  1. Лучше дать простую и четкую инструкцию, чем начинать с вопроса. Не стоит спрашивать у ребенка: «Ну, что, ты готов делать уроки?» Очевидно, что редко кто готов, потому что редко кому это всерьез нравится. В этом случае действеннее будет начать с фразы «садись пожалуйста за стол».
  2. Давайте инструкции только если вы находитесь достаточно близко к ребенку, можете прикоснуться к нему, посмотреть в глаза. Не стоит кричать из соседней комнаты.
  3. Используйте четкие и однозначные команды. Не стоит говорить: «Иди, почитай что-нибудь». Лучше сказать: «Открывай книгу для чтения, рассказ на странице 7».
  4. Все правила и требования должны соответствовать возрасту, но могут постепенно усложняться.
  5. Давайте только одну инструкцию для начала. Многие дети не воспринимают серию задач – просто не могут удержать этого в голове.
  6. Объяснения должны быть простыми. Не надо слишком уж вдаваться в детали и опять объяснять, то, что вы уже объясняли много раз.
  7. Попробуйте построить фразу так, чтобы в начале звучала фраза, которая относится к ситуации в целом, а саму команду – в конец фразы: «Сейчас дождь и холодно. Я не хочу, чтоб ты простудился. Надень пожалуйста шапку». Такая фраза даст ему понять, что он нем заботятся, его любят и поэтому просят надеть шапку. В этом случае человек обычно охотнее идет на контакт.
  8. Дайте детям время, чтобы освоиться с вашими требованиями. Тут и взрослый не всегда сразу способен все правила усвоить и им следовать. Детям иногда требуется на это больше времени.

Источник: childmind.com, How to Give Kids Effective Instructions

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методонол таблетки инструкция по применению
  • Методические рекомендации по составлению инструкции по делопроизводству 2020
  • Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда 2022
  • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах власти
  • Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных органах 2020