Межотраслевая инструкция по охране труда для водителя

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя?

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 214 ТК РФ.

В свою очередь, ст. 212 ТК РФ  требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

С 1 марта 2022 года Трудовой кодекс и многие другие нормативы, регулирующие охрану труда, действуют в обновленной редакции. О ключевых новшествах читайте здесь.

Соответствующие типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Разработка инструкций — лишь часть необходимых действий работодателя в целях обеспечения функционирования системы охраны труда. Есть много других обязанностей — например, составление локального положения об охране труда на предприятии.

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

В установленном порядке работодатель проводит для работников первичные инструктажи на рабочем месте.

На предприятии ведутся журналы учета:

  • инструкций;
  • их выдачи.

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о ключевых особенностях составления инструкций по охране труда. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 (согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования. На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следует из положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 214 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Пример инструкции по охране труда для водителя легкового автомобиля приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и прочитайте актуальный материал.

Введение к инструкции

В данный раздел документа могут включаться положения, устанавливающие:

  • для кого предназначена инструкция;
  • какие еще инструкции по охране могут использоваться водителем наряду с основной (с указанием ссылок на соответствующие документы);
  • обязанность водителя участвовать в контроле за соблюдением норм безопасности труда другими работниками, оказывать первую помощь пострадавшим при инцидентах;
  • обязанность водителя исполнять распоряжения комиссии по охране труда фирмы или представителей профсоюза;
  • что водитель, прежде чем начинать какую-то непрофильную работу, должен пройти целевой инструктаж.

Работодатель компенсирует работнику расходы на эксплуатацию личного автомобиля в корпоративных целях. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили, как именно это происходит. Получите пробный доступ к материалу на данную тему.

Общие требования по безопасности

В данном разделе следует привести формулировки:

  • регламентирующие допуск водителей предприятия к автомобилям;
  • регламентирующие допуск водителей к работе;
  • закрепляющие обязанность водителя следовать правилам трудового распорядка;
  • устанавливающие длительность рабочего времени водителя (в неделю, день, по специальным графикам);
  • устанавливающие перечень опасных факторов, которые могут воздействовать на водителя в процессе работы и о которых он должен знать;
  • разъясняющие, в связи с чем соответствующие факторы опасны и как они могут влиять на организм;
  • устанавливающие запрет на использование водителем оборудования, порядок эксплуатации которого не изучен им в ходе инструктажа;
  • устанавливающие порядок выдачи водителю спецодежды, обуви и средств защиты;
  • обязывающие водителя соблюдать правила пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок устранения неисправностей автомобиля, обнаруживаемых водителем в ходе работы;
  • устанавливающие порядок координации совместной работы водителя, получившего инструкцию, с другими водителями и специалистами фирмы;
  • регламентирующие особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей;
  • устанавливающие базовые нормы личной гигиены водителя;
  • устанавливающие порядок ответственности водителя за несоблюдение положений инструкции и иных связанных с ней источников норм.

Работодатель обязан уделять пристальное внимание технике безопасности на рабочих местах, осуществлять документирование работы в данном направлении. Подробности — в специальном материале.

Безопасность перед началом работ

В данном разделе инструкции следует зафиксировать положения, устанавливающие:

  • необходимость прохождения водителем предрейсового медосмотра, получения путевого листа, а также сведений о работе на линии и перевозимом грузе;
  • необходимость проверки вместе с механиком КПП технической исправности автомобиля, а также регламентирующие основные критерии определения его исправности;
  • необходимость ежедневного осмотра газобаллонных автомобилей на предмет герметичности топливного оборудования, а также обязывающие устранять выявляемые неисправности на специализированных постах или в мастерских;
  • порядок действий водителя перед пуском двигателя;
  • порядок действий водителя в процессе пуска двигателя;
  • перечень запрещенных действий водителя, связанных с пуском двигателя, управлением различными агрегатами автомобиля и иными нюансами эксплуатации транспортного средства.

Существует ряд предписаний для водителей в ситуации, когда рабочий автомобиль оказывается неисправен. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили их специфику, а также рассказали о последствиях использования неисправной машины. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции рекомендуется выделить несколько тематических блоков, которые включали бы формулировки, регламентирующие:

  • осуществление водителем основных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля в процессе работы на линии;
  • отдельные нюансы управления автомобилем на линии;
  • отдельные нюансы заправки автомобиля, диагностики неисправностей топливных, охлаждающих систем;
  • процедуру прохождения дополнительных инструктажей, необходимых в целях обеспечения безопасности труда в нетипичных для водителя условиях работы;
  • отдельные нюансы заправки газобаллонных автомобилей;
  • перевозку пассажиров;
  • перевозку грузов;
  • порядок остановки автомобиля в различных ситуациях;
  • отдельные нюансы диагностики и ремонта автомобиля;
  • порядок эксплуатации автокранов, подъемников и иных механизмов, которыми оснащен автомобиль;
  • перечень запрещенных действий водителя автомобиля в процессе работы на линии.

Безопасность по завершении работ

В данный раздел инструкции следует включить положения:

  • отражающие тот факт, что по завершении работы водитель должен осуществить необходимые процедуры в рамках следования требованиям безопасности, а также устанавливающие перечень данных процедур;
  • регламентирующие порядок завершения работы на газобаллонных автомобилях;
  • обязывающие водителя удостовериться в отсутствии утечки автомобильного топлива перед постановкой транспортного средства на стоянку с подогревом;
  • обязывающие водителя провести необходимые гигиенические процедуры по завершении работы;
  • обязывающие водителя информировать своего руководителя о неисправностях автомобиля, обнаруженных им в ходе работы.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Инструкцию по охране труда водителя грузовика вы найдете в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и скачайте образец инструкции.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предусматривает составление инструкций по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Работодатель обязан хранить инструкции по охране труда в течение установленного срока. Подробнее читайте в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

  • «Как проводится вводный инструктаж по охране труда»;
  • «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)».

Нормативные правовые акты в области охраны труда

ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Типовые межотраслевые инструкции по охране труда

  1. ТИ Р М-082-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой изделий лазером. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  2. ТИ Р М-081-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой изделий электросопротивлением. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  3.  ТИ Р М-080-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой изделий электронным лучом. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  4. ТИ Р М-079-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой и лужением изделий паяльной лампой. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  5. ТИ Р М-078-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой изделий в электропечи. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  6. ТИ Р М-077-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой и лужением изделий погружением в расплавленную соль. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  7. ТИ Р М-076-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой и лужением изделий погружением в расплавленный припой. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  8. ТИ Р М-075-2003 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, занятых пайкой и лужением изделий паяльником. Утв. постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 года № 55
  9. ТИ Р М-061-2002 Типовая инструкция по охране труда для работников, занятых в процессах нанесения металлопокрытий, при работе с кислотами и щелочами. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  10. ТИ Р М-007-2000 Типовая инструкция по охране труда для стропальщиков. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  11. И Р М-059-2002 Типовая инструкция по охране труда для работников, занятых в процессах нанесения металлопокрытий, при работе на ваннах для анодирования. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  12. ТИ Р М-058-2002 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОЦЕССАХ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛОПОКРЫТИЙ. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОЦЕССАХ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛОПОКРЫТИЙ, ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ КИСЛОТ И ЩЕЛОЧЕЙ. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  13. ТИ Р М-057-2002 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОЦЕССАХ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛОПОКРЫТИЙ. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОЦЕССАХ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛОПОКРЫТИЙ, ПРИ ТРАВЛЕНИИ МЕТАЛЛОВ. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  14. ТИ Р М-056-2002 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОЦЕССАХ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛОПОКРЫТИЙ. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОЦЕССАХ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛОПОКРЫТИЙ, ПРИ ОЧИСТКЕ ДЕТАЛЕЙ В ГАЛТОВОЧНОМ БАРАБАНЕ. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  15. ТИ Р М-055-2002 Типовая инструкция по охране труда для работников, занятых в процессах нанесения  металлопокрытий, при очистке деталей органическими растворителями. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  16. ТИ Р М-054-2002 Типовая инструкция по охране труда для работников, занятых в процессах нанесения металлопокрытий, при гидропескоструйной очистке деталей. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45
  17. ТИ Р М 053-2002 Типовая инструкция по охране труда для работника, выполняющего работу по сбору посуды со столов. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  18. ТИ Р М 052-2002 Типовая инструкция по охране труда для работника, выполняющего работу по нарезке хлеба. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  19. ТИ Р М 051-2002 Типовая инструкция по охране труда для работника, выполняющего работу по очистке корнеплодов и картофеля. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  20. ТИ Р М 050-2002 Типовая инструкция по охране труда для работника, выполняющего работу по обвалке мяса и птицы, жиловке мяса и субпродуктов. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  21. ТИ Р М 049-2002 Типовая инструкция по охране труда для швейцара. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  22. ТИ Р М 048-2002 Типовая инструкция по охране труда для уборщика производственных и служебных помещений. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  23. ТИ Р М 047-2002 Типовая инструкция по охране труда для подсобного рабочего. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  24. ТИ Р М 046-2002 Типовая инструкция по охране труда для продавца магазина (отдела) кулинарии. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  25. ТИ Р М 045-2002 Типовая инструкция по охране труда для повара. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  26. ТИ Р М 044-2002 Типовая инструкция по охране труда для пекаря. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  27. ТИ Р М 043-2002 Типовая инструкция по охране труда для официанта. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  28. ТИ Р М 042-2002 Типовая инструкция по охране труда для машиниста моечной машины (мойщика посуды). Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  29. ТИ Р М-041-2002 Типовая инструкция по охране труда для кухонного рабочего. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  30. ТИ Р М 040-2002 Типовая инструкция по охране труда для кулинара мучных изделий. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  31. ТИ Р М 039-2002 Типовая инструкция по охране труда для кондитера. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  32. ТИ Р М 038-2002 Типовая инструкция по охране труда для кладовщика. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  33. ТИ Р М 037-2002 Типовая инструкция по охране труда для кассира зала. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  34. ТИ Р М 036-2002 Типовая инструкция по охране труда для изготовления пищевых полуфабрикатов из мяса, рыбы, овощей. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  35. ТИ Р М 035-2002 Типовая инструкция по охране труда для буфетчика. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  36. ТИ Р М 034-2002 Типовая инструкция по охране труда для бармена. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.05.2002 № 36
  37. ТИ РМ-01-2002 Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли. Утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2002 года № 9

Типовые отраслевые инструкции по охране труда

  1.  Типовая инструкция по охране труда для бортовых проводников Утв. приказом Минтранса России от 22 мая 2003 года № 137
  2.  Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений радионуклидной диагностики. Утв. приказом Минздрава России 
    от 28.01.2002 № 20
  3.  Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений лучевой терапии. Утв. приказом Минздрава России от 28.01.2002 № 18
  4. Типовая инструкция по охране труда для персонала рентгеновских отделений. Утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2002 года N 19
  5.  Типовые инструкции по охране труда для полиграфических предприятий. Утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 4 декабря 2002 года № 237:

Наборные процессы

Типовая инструкция по охране труда при выполнении ручного набора ТИ РО 29-001-001-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на строкоотливных наборных машинах ТИ РО 29-001-002-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на буквоотливных наборных машинах (автоматах) ТИ РО 29-001-003-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на пробельно-линеечных наборных машинах (автоматах) ТИ РО 29-001-004-02 

Типовая инструкция по охране труда при плавке и розливе типографского сплава ТИ РО 29-001-005-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на фотонаборном оборудовании ТИ РО 29-001-006-02 

Типовая инструкция по охране труда для оператора электронного набора и верстки на ПЭВМ (ПК) ТИ РО 29-001-007-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на электрографическом оборудовании ТИ РО 29-001-008-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на копировально-множительном оборудовании (типа «Канон», «Ксерокс» и т.п.) ТИ РО 29-001-009-02 

 Формные процессы

Типовая инструкция по охране труда при изготовлении печатных форм высокой печати ТИ РО 29-001-010-02 

Типовая инструкция по охране труда при выполнении копировальных офсетных процессов ТИ РО 29-001-011-02 

Типовая инструкция по охране труда при изготовлении трафаретных печатных форм ТИ РО 29-001-012-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на пробопечатных станках ТИ РО 29-001-013-02 

 Печатные процессы

Типовая инструкция по охране труда при работе на плоскопечатных машинах высокой печати ТИ РО 29-001-014-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на тигельных машинах высокой печати ТИ РО 29-001-015-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на листовых ротационных машинах высокой печати ТИ РО 29-001-016-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на рулонных машинах офсетной печати (типа «VISIO№», «MITSUBISHI», «PRESSLI№E» и др.) ТИ РО 29-001-017-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на рулонных машинах офсетной печати (типа «Колорман», «Унисет», «Рондосет» и др.) ТИ РО 29-001-018-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на листовых машинах офсетной печати (типа «Hamada», «Ruobi», «Yiyi№g», «Speedmaster» и др.) ТИ РО 29-001-019-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на малых листовых машинах офсетной печати («Hamada», «Ryobi», «Yiyi№g», «Gro№hi», «Toko offset» и др.) ТИ РО 29-001-020-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машинах флексографской печати ТИ РО 29-001-021-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машинах трафаретной печати ТИ РО 29-001-022-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машинах тампонной печати ТИ РО 29-001-023-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на цифровых печатных машинах (типа «Xeiko№-DCP/32 D») ТИ РО 29-001-024-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на парафинирующих машинах ТИ РО 29-001-025-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машинах припрессовки пленки ТИ РО 29-001-026-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на лакировальных машинах ТИ РО 29-001-027-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на печатно-высекальном автомате со специальным устройством для горячего тиснения золотом и красочной фольгой ТИ РО 29-001-028-02 

 Брошюровочно-переплетные и отделочные процессы

 Резальное оборудование

Типовая инструкция по охране труда при работе на одноножевых бумагорезальных машинах ТИ РО 29-001-029-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на трехножевых бумагорезальных машинах ТИ РО 29-001-030-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на картонорезальных машинах ТИ РО 29-001-031-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на бобинорезальных машинах ТИ РО 29-001-032-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на картонорубилке ТИ РО 29-001-033-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на листорезальных машинах ТИ РО 29-001-034-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на резальной линии (типа «POLLAR») ТИ РО 29-001-035-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на рулонной резательной и перемоточной машине (типа «ROTOFLEX») ТИ РО 29-001-036-02 

Фальцевальное оборудование

Типовая инструкция по охране труда при работе на кассетных фальцевальных машинах ТИ РО 29-001-037-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на ножевых фальцевальных машинах ТИ РО 29-001-038-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на кассетно-ножевых фальцевальных машинах ТИ РО 29-001-039-02 

 Швейное оборудование

Типовая инструкция по охране труда при работе на одноаппаратной проволокошвейной машине ТИ РО 29-001-040-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на многоаппаратной проволокошвейной машине ТИ РО 29-001-041-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на вкладочно-швейных машинах ТИ РО 29-001-042-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на подборочно-швейных машинах ТИ РО 29-001-043-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на вкладочно-швейно-резальных автоматах ТИ РО 29-001-044-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на ниткошвейных машинах и автоматах ТИ РО 29-001-045-02 

Листоподборочное оборудование

Типовая инструкция по охране труда при работе на листоподборочном оборудовании ТИ РО 29-001-046-02 

Оборудование бесшвейного скрепления

Типовая инструкция по охране труда при работе на оборудовании бесшвейного скрепления книжных блоков ТИ РО 29-001-047-02 

Операционная обработка книжных блоков

Типовая инструкция по охране труда при работе на клеемазальной машине ТИ РО 29-001-048-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на клеемазальном станке ТИ РО 29-001-049-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на станке для заклейки корешка книжного блока ТИ РО 29-001-050-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на прессах для обжимки корешков книжных блоков ТИ РО 29-001-051-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на блокообжимном прессе ТИ РО 29-001-052-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на круглильном станке ТИ РО 29-001-053-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на круглильно-кашировальной машине ТИ РО 29-001-054-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на оклеечно-каптальной машине ТИ РО 29-001-055-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машине для окантовки блоков, сшитых термонитями ТИ РО 29-001-056-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на форзацприклеечной машине ТИ РО 29-001-057-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на станке для биговки обложек и наклейки ленточек на обложку ТИ РО 29-001-058-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на перфорировально-биговальной машине ТИ РО 29-001-059-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на фаскоспускательном станке ТИ РО 29-001-060-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на штриховальном станке ТИ РО 29-001-061-02 

Обработка книжных блоков на поточных линиях

Типовая инструкция по охране труда при работе на линии «Колбус» ТИ РО 29-001-062-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на линии «Зиглох» ТИ РО 29-001-063-02 

Изготовление переплетных крышек

Типовая инструкция по охране труда при работе на крышкоделательном автомате (типа «Колбус» и т.п.) ТИ РО 29-001-064-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на крышкоделательном автомате (типа ВД-14 и т.п.) ТИ РО 29-001-065-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на крышкоделательной машине (типа КД-3 и т.п.) ТИ РО 29-001-066-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на высокочастотных установках по изготовлению переплетных крышек ТИ РО 29-001-067-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на каландрах ТИ РО 29-001-068-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на автомате для изготовления штуковок ТИ РО 29-001-069-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на ручном позолотном прессе ТИ РО 29-001-070-02 

Вставка книжного блока в переплетную крышку

Типовая инструкция по охране труда при работе на книговставочной машине (типа «Крылатка» и т.п.) ТИ РО 29-001-071-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на книговставочной машине (типа В-3 и т.п.) ТИ РО 29-001-072-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на книговставочной машине (типа ВЕ-22 и т.п.) ТИ РО 29-001-073-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машине для крытья брошюр обложкой ТИ РО 29-001-074-02 

Вырубка и тиснение

Типовая инструкция по охране труда при работе на высечном прессе ПВЭ-2 (для высечки этикеток) ТИ РО 29-001-075-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на штанцевальной (высекальной) машине ТИ РО 29-001-076-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на штанцевальном автомате (типа «Кама TS»,»Yawa» и т.п.) ТИ РО 29-001-077-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на тигельном позолотном прессе (типа «Фомм», «Краузе» «Баер», «Yawa» и т.п.) ТИ РО 29-001-078-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на печатно-высекальном автомате ТИ РО 29-001-079-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на полуавтомате для вырубки углов (типа «Краузе» и т.п.) ТИ РО 29-001-080-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на станке для пробивки перфорации ТИ РО 29-001-081-02 

Типовая инструкция труда при работе на станке скрепления спиралью и вставки ригеля ТИ РО 29-001-082-02 

Специфические процессы белового и картонажного производства

Типовая инструкция по охране труда при работе на линовально-тетрадном агрегате ТИ РО 29-001-083-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на оборудовании по изготовлению конвертов ТИ РО 29-001-084-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машинах для склеивания складных коробочек ТИ РО 29-001-085-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке типа «CITOBORMA» ТИ РО 29-001-086-02 

Упаковка полуфабрикатов, готовой продукции и бумажных отходов

Типовая инструкция по охране труда при работе на универсальном переплетно-обжимном и тетрадно-паковальном прессе ТИ РО 29-001-087-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на упаковочной машине (типа ПУА-1 и т.п.) ТИ РО 29-001-088-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машинах для обвязки пачек книг (типа «МОП», «Ампаг», «Зибик», «Циклоп» и т.п.) ТИ РО 29-001-089-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на вязальных станках (типа МВ-3 и т.п.) ТИ РО 29-001-090-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на термоусадочном аппарате (типа ТПЦ-370 и т.п.) ТИ РО 29-001-091-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на упаковочной (в пленку) машине (типа «Зитма», «Каллфасс» и т.п.) ТИ РО 29-001-092-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машине для упаковки в пленку стеллажа (типа «ECOSPIR», «ЕСО» и т.п.) ТИ РО 29-001-093-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на станке для упаковки в пленку (типа «DEM-L8-12», «4255-SA» и т.п.) ТИ РО 29-001-094-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на машине для завертки книг в суперобложку (типа БЗСП и т.п.) ТИ РО 29-001-095-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на гидравлическом горизонтальном прессе для прессования бумажных отходов (типа «МАГ 102Ф», «Селоссе», «Dixi» и др.) ТИ РО 29-001-096-02 

Типовая инструкция по охране труда при работе на вертикальном гидравлическом прессе для прессования бумажных отходов ТИ РО 29-001-097-02

  1. Утв. постановлением Госстроя РФ от 8 января 2003 г. № 2 «О Своде правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»:

ТИ РО-001-2003 Аккумуляторщиков.

ТИ РО-002-2003 Арматурщиков.

ТИ РО-003-2003 Асфальтобетонщиков

ТИ РО-004-2003 Бетонщиков

ТИ РО-005-2003 Водителей грузовых автомобилей

ТИ РО-006-2003 Газосварщиков (газорезчиков)

ТИ РО-007-2003 Дорожных рабочих

ТИ РО-008-2003 Жестянщиков

ТИ РО-009-2003 Землекопов

ТИ РО 010-2003 Изолировщиков на гидроизоляции

ТИ РО-011-2003 Изолировщиков на термоизоляции

ТИ РО-012-2003 Каменщиков

ТИ РО-013-2003 Кровельщиков по стальным кровлям

ТИ РО-014-2003 Маляров строительных

ТИ РО 015-2003 Машинистов автогрейдеров

ТИ РО-017-2003 Машинистов автогудронаторов

ТИ РО-017-2003 Машинистов автовышек и автогидроподъемников

ТИ РО-018-2003 Машинистов автомобильных, гусеничных или пневмоколесных кранов

ТИ РО-019-2003 Машинистов башенных кранов

ТИ РО-020-2003 Машинистов бульдозеров

ТИ РО-021-2003 Машинистов бетононасосных установок (передвижных)

ТИ РО 022-2003 Машинистов бетоносмесителей передвижных (автобетоносмесителелей)

ТИ РО-023-2003 Машинистов бурильно-крановых самоходных машин

ТИ РО-024-2003 Машинистов машин для забивки и погружения свай

ТИ РО-025-2003 Машинистов катков самоходных с гладкими вальцами

ТИ РО-026-2003 Машинистов компрессоров передвижных с электродвигателем

ТИ РО-027-2003 Машинистов лебедок электрических

ТИ РО-028-2003 Машинистов малярных станций передвижных

ТИ ОР-029-2003 Машинистов погрузчиков автомобильных

ТИ РО-030-2003 Машинистов подъемников мачтовых, стоечных или шахтных

ТИ РО-031-2003 Машинистов растворонасосов

ТИ РО-032-2003 Машинистов растворосмесителей передвижных

ТИ ОР-033-2003 Машинистов скреперов

ТИ ОР-034-2003 Машинистов трубоукладчиков

ТИ ОР-035-2003 Машинистов укладчиков асфальтобетона

ТИ РО-036-2003 Машинистов штукатурных станций передвижных

ТИ РО-037-2003 Машинистов экскаваторов роторных

ТИ РО-038-2003 Машинистов экскаваторов одноковшовых

ТИ РО-039-2003 Машинистов электростанций передвижных

ТИ РО-040-2003 Монтажников наружных трубопроводов

ТИ РО-041-2003 Монтажников стальных и железобетонных конструкций

ТИ РО-042-2003 Монтажников внутренних санитарно-технических систем и оборудования

ТИ РО-043-2003 Облицовщиков

ТИ РО-044-2003 Паркетчиков

ТИ РО-045-2003 Плотников

ТИ РО-046-2003 Слесарей строительных

ТИ РО-047-2003 Слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

ТИ РО-048-2003 Стекольщиков

ТИ РО-049-2003 Столяров строительных

ТИ РО-050-2003 Штукатуров

ТИ РО-051-2003 Электромонтажников

 ТИ РО-052-2003 Электросварщиков

ТИ РО-053-2003 Электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования

ТИ РО-054-2003 Электрослесарей строительных

ТИ РО-055-2003 Верхолазные работы

ТИ РО-056-2003 На подмостях с перемещаемым рабочим местом

ТИ РО-057-2003 Погрузочно-разгрузочные и складирование грузов

ТИ РО-058-2003 Обслуживание газодувных машин, работающих на газе

ТИ РО-059-2003 Обслуживание кранов грузоподъемностью до 500 кг

ТИ РО-060-2003 Строповка грузов

Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства, разработанная на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 06.02.2018, доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2018 г.
1.2. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств (далее – АТС).
1.3. Настоящая инструкция не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.
1.4. К самостоятельной работе в качестве водителя АТС допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, а также прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, изучившие техническую документацию, инструкцию по эксплуатации применяемого АТС, прошедшие обучение безопасным методам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую группу по электробезопасности. а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях.
1.5. Водитель АТС должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.6. Водитель АТС обязан:
— соблюдать Правила трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
— соблюдать Правила дорожного движения;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.7. Водитель АТС должен:
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
— иметь в машине медицинскую аптечку оказания первой помощи, первичные средства пожаротушения;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.8. Водитель АТС должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.9. При обнаружении неисправностей АТС, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на АТС.
1.10. При эксплуатации АТС на работников возможно воздействие следующих вредных и /или опасных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемые изделия, заготовки, материалы;
— падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмента);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура поверхностей технологического оборудования, материалов;
— повышенная или пониженная температуры воздуха рабочей зоны;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенный уровень вибрации;
— повышенная или пониженная влажность воздуха;
— повышенная подвижность воздуха;
— отсутствие или недостаточное естественное освещение;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— физические перегрузки;
— нервно-психические перегрузки.
1.11. Водитель АТС должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.13. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.14. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.15. Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий.
1.16. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории автотранспортной организации должны постоянно находиться в закрытом положении.
1.17. Для движения транспортных средств по территории автотранспортной организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот автотранспортной организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.
1.18. Для прохода работников на территорию автотранспортной организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию автотранспортной организации через въездные ворота.
1.19. При эксплуатации транспортных средств работодатель обязан обеспечить оптимальный режим труда и отдыха водителей АТС в части продолжительности их работы и отдыха, в том числе на основе использования тахографов в установленном действующим законодательством РФ порядке.
1.20. Запрещается употребление спиртных напитков, появление на работе и управление АТС в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.21. Водитель АТС обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех замеченных неисправностях.
1.22. При обнаружении возгорания или в случае пожара:
— остановить АТС, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
— приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
1.23. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.24. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе, застегнуться, не допуская свободно свисающих концов, обувь застегнуть либо зашнуровать, надеть головной убор.
2.2. Не закалывать спецодежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.3. Перед выездом водитель АТС совместно с механиком гаража внешним осмотром обязан убедиться в полной исправности АТС и проверить:
— техническое состояние АТС и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
— отсутствие протекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных АТС герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
— давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
— наличие исправного инструмента и приспособлений;
— заправку АТС топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее, после чего механик вносит запись в специальный журнал о техническом состоянии АТС;
— наличие тахографа, огнетушителя и аптечки для оказания первой помощи, а также жилета со светоотражающими полосами.
2.4. Водителю АТС запрещается отправляться в рейс, если техническое состояние АТС и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил дорожного движения.
2.5. Перед выездом получить инструктаж по охране труда об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс проверить укомплектованность АТС исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время).
2.6. Перед пуском двигателя АТС необходимо убедиться, что АТС заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.
2.7. Перед пуском двигателя АТС, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.
2.8. Пуск двигателя АТС должен производиться при помощи стартера.
2.9. В исключительных случаях (неисправность стартера, пуск «холодного двигателя») пуск двигателя АТС допускается производить с помощью пусковой рукоятки. При пуске двигателя АТС с помощью пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
— пусковую рукоятку поворачивать снизу верх;
— не брать рукоятку в обхват большим пальцем (пальцы руки должны быть с одной стороны);
— при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание.
2.10. Запрещается применять рычаги либо иные приспособления для усиления воздействия на пусковую рукоятку.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) непосредственного руководителя.
3.2. Применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда.
3.3. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.4. Скорость движения АТС по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях – 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов – 40 км/ч.
3.5. При направлении в рейс водителей двух и более АТС для совместной работы на срок более двух суток должен быть назначен старший группы, ответственный за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.
3.6. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться только в кабине грузового АТС.
3.7. При остановке АТС должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— АТС заторможено стояночным тормозом.
3.8. При выходе из кабины АТС на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.9. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.
3.10. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
— затормозить прицеп стояночным тормозом;
— проверить состояние буксирного устройства;
— положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
— произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
3.11. Перед началом движения АТС задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
3.12. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.
3.13. Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
3.14. Сцепка и расцепка АТС должны производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
3.15. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
— полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
3.16. При вывешивании АТС на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
3.17. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.
3.18. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта.
3.19. Перед подъемом части АТС домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить АТС стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
3.20. При вывешивании АТС с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
3.21. Запрещается:
— подавать АТС на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
— движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
— привлекать к ремонту АТС на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);
— устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
— выполнять какие-либо работы, находясь под АТС, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);
— выполнение работ по обслуживанию и ремонту АТС на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
— при подаче АТС к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
— производить на линии водителям городских автобусов ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.
3.22. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с АТС колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.23. Пробку радиатора на горячем двигателе АТС необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.24. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на АТС должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.25. Водителю АТС запрещается:
— управлять АТС в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— при стоянке АТС спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины;
— передавать управление АТС посторонним лицам;
— производить техническое обслуживание и ремонт АТС во время погрузки и разгрузки;
— перевозить пассажиров на АТС, не оборудованном для перевозки людей, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа АТС;
— выполнять буксировку АТС с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.26. Требования охраны труда при эксплуатации АТС, работающих на газовом топливе.
3.26.1. В процессе эксплуатации АТС, работающие на газовом топливе, должны ежедневно при выпуске на линию и возвращении подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой системы питания. Неисправности газовой системы питания (негерметичность) устраняются на постах по ремонту и регулировке газовой системы питания или в специализированной мастерской.
3.26.2. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона необходимо выпустить или слить газ из баллона. Выпуск компримированного природного газа (далее – КПГ) или слив газа сжиженного нефтяного (далее – ГСН) должен производиться на специально оборудованных постах.
3.26.3. При обнаружении утечки газа в пути необходимо немедленно остановить АТС, выключить двигатель, закрыть все вентили, принять меры к устранению неисправности или сообщить о неисправности руководству.
3.26.4. При остановке двигателя АТС, работающего на газовом топливе, на короткое (не более 10 минут) время магистральный вентиль может оставаться открытым.
3.26.5. Магистральный и расходный вентили следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.
3.26.6. Запрещается:
— выпускать КПГ или сливать ГСН при работающем двигателе или включенном зажигании;
— ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением;
— останавливать АТС, работающее на газовом топливе, ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от АТС;
— проверять герметичность соединений газопроводов, газовой системы питания и арматуры открытым огнем;
— эксплуатировать АТС со снятым воздушным фильтром;
— запускать двигатель при утечке газа из газовой системы питания, а также при давлении газа в баллонах менее 0,5 МПа (для КПГ);
— находиться на посту выпуска и слива газа посторонним лицам;
— курить и пользоваться открытым огнем на посту слива или выпуска газа, а также выполнять работы, не имеющие отношения к сливу или выпуску газа.
3.26.7. Перед заправкой АТС газовым топливом необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, установить переключатель массы в положение «отключено», закрыть механический магистральный вентиль (при его наличии); расходные вентили на баллонах при этом должны быть открыты.
3.26.8. При заправке газовым топливом запрещается:
— стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
— подтягивать гайки соединений топливной системы и стучать металлическими предметами;
— работать без использования средств индивидуальной защиты рук;
— заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;
— заправлять баллоны, срок освидетельствования которых истек.
3.26.9. После наполнения баллонов газом необходимо сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на АТС.
3.26.10. Отсоединять газонаполнительный шланг допускается только после закрытия вентилей.
3.26.11. При заправке транспортного средства КПГ отсоединять газонаполнительный шланг необходимо только после выпуска газа в атмосферу.
3.26.12. Если во время заправки газонаполнительный шланг разгерметизировался, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем наполнительный вентиль на АТС.
3.27. Требования охраны труда при эксплуатации АТС в зимнее время года.
3.27.1. При проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС вне помещений (на открытом воздухе) работники должны быть обеспечены утепленными матами или наколенниками.
3.27.2. При заправке АТС топливом заправочные пистолеты следует брать с применением средств индивидуальной защиты рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.27.3. Запрещается:
— выпускать в рейс АТС, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;
— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;
— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты АТС, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.
3.28. Требования охраны труда при движении АТС по ледовым дорогам и переправам через водоемы
3.28.1. Работодатель перед направлением АТС в рейс по зимним автодорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций, а также помещений для отдыха водителей по всему пути следования.
3.28.2. Движение АТС по трассе ледовой переправы должно быть организовано в один ряд. При этом дверцы АТС должны быть открыты, а ремни безопасности – отстегнуты.
3.28.3. Запрещается проезд по ледовой переправе АТС, перевозящих работников, а также рейсовых автобусов с пассажирами. Работники и пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
3.28.4. Остановки АТС на ледовой переправе не допускаются.
3.28.5.Неисправные АТС должны быть немедленно отбуксированы на берег.
3.28.6. На ледовой переправе запрещается:
— заправлять АТС топливом и смазочными материалами;
— сливать горячую воду из системы охлаждения на лед (при необходимости горячую воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову);
— перемещение АТС в туман или пургу и самовольные изменения маршрута движения;
— остановки, рывки, развороты и обгоны других АТС.
3.28.7. Запрещается въезд АТС на паром, нахождение на нем и выезд АТС с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на АТС, находящееся на пароме.
3.28.8. После въезда на паром двигатели АТС должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только перед выездом АТС с парома.
3.28.9. АТС на пароме должны быть заторможены стояночными тормозами. Под колеса АТС, расположенных у въезда-выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья либо должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание АТС от падения в воду при их случайной подвижке.
3.28.10. Запрещается оставлять на пароме АТС с дизельными двигателями с включенной передачей.
3.28.11. Переправа колонны АТС вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой работником, назначенным работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.
3.28.12. Все участники переправы должны быть ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении.
3.28.13. Запрещается:
— встречное движение при переправе вброд;
— переправа через водные преграды любой ширины: в паводки, во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода, при скорости ветра более 12 м/с.
3.28.14. В условиях бездорожья одиночное АТС не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Водитель АТС, причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшему несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим АТС), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, своему непосредственному руководителю или диспетчеру, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.2. Неисправное АТС брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.
4.3. В случае возгорания принять меры к тушению пожара, сообщить о случившемся руководству, при необходимости вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возвращения из рейса совместно с механиком гаража проверить состояние АТС. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. АТС и прицеп очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться что нет вероятности возникновения пожара, и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. Сообщить непосредственному руководителю обо всех имевших место неполадках и принятых мерах по их устранению.
5.5. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Скачать Инструкцию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Межотраслевая инструкция по определению и контролю добычи и вскрыши на карьерах
  • Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи купить
  • Межкомнатный проем без двери оформление своими руками пошаговая инструкция
  • Межкомнатные перегородки из газобетонных блоков своими руками пошаговая инструкция для чайников
  • Межкомнатная арка палермо инструкция по сборке