Написать текст инструкцию по русскому языку 6 класс

Развитие речи. Создание текста-инструкции

Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.

Материалом урока являются упражнения 550—552.

 На доске проблемный вопрос:

Что такое инструкция?

                                                                                                                                                                                                   Ход урока:
1. Оргмомент.  
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь. 
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.

  3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?

Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять. 

4. Работа с готовым текстом-инструкцией.

У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.

— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.

— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)

— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).

— В какой части предложения стоят глаголы? В начале

  План написания инструкции

  1. Что необходимо приготовить для работы.

  2. Порядок действий.

6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
  Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод: 

  • важную роль играют глаголы повелительного наклонения.

  •  стоят в начале предложения (1,2 место)

  •  употребляются в одной форме 

7. Упражнения творческого характера:

Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции? 
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий)
 «Как приготовить борщ»

1 вариант.

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель

2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

3.Налейте воды в кастрюлю.

4. Ждите пока свариться суп.

5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу

 «Как приготовить борщ»

1 вариант.

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1. Налейте воды в кастрюлю.

2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.

5. Ждите пока свариться суп.

Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод: 
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)

— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
 Прочитаем третий текст.

Перед вам инструкция по изготовлению табурета.

-Чем она отличается от первых двух?

— А что указывает на порядок действий?

— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)

Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.

10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию? 
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)

Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.

Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.

Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.

— Что же самое главное в тексте-инструкции?

— Из каких частей состоит текст-инструкция?

План написания инструкции:

1. Что необходимо приготовить для работы.

2. Порядок действий.

3. Вывод( не всегда)

12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
  Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно. 
  Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
  А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.

16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…

Скачать материал

Дидактические материалы к уроку русского языка в 6 классепо теме «Создание т...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 41 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 84 человека из 36 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Дидактические материалы к уроку русского языка в 6 классепо теме «Создание т...

    1 слайд

    Дидактические материалы к уроку русского языка в 6 классе
    по теме «Создание текста инструкции»
    Презентация составлена учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №316 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Донченко Л.П.

  • О какой проблеме сообщает картина Ф. Решетникова «Опять двойка»? 
В чём причи...

    2 слайд

    О какой проблеме сообщает картина Ф. Решетникова «Опять двойка»?
    В чём причина неудачи мальчика?

  • Определение темы урока

    3 слайд

    Определение темы урока

  • Создание текста инструкцииТЕМА УРОКА:

    4 слайд

    Создание текста инструкции
    ТЕМА УРОКА:

  • ЗАДАЧА УРОКА

  • Задача урока:научиться писать инструкцию как жанр делового письма

    6 слайд

    Задача урока:
    научиться писать инструкцию как жанр делового письма

  • ЦЕЛИ УРОКА:

  • ЦЕЛИ УРОКА:научиться писать инструкцию,
познакомиться со структурой этого офи...

    8 слайд

    ЦЕЛИ УРОКА:
    научиться писать инструкцию,
    познакомиться со структурой этого официального стиля речи,
    узнать как можно больше о стиле речи, к которому относится инструкция,
    повторить правописание слов,
    учиться сжатию текста

  •       Официально-деловой стиль — это такая разновидность литературного языка,...

    9 слайд

      Официально-деловой стиль — это такая разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.
    Функция делового стиля заключается в том, что он придает изложению характер документа и тем самым переводит отраженные в этом документе различные стороны человеческих отношений в ряд официально-деловых.
    Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.
    Официально-деловой стиль подразделяется на две разновидности:
    Официально-документальный подстиль включает язык дипломатии и язык законов. Его основной жанр — это выступления на приемах, доклады, законы, международные договоры, официальные сообщения.
    2. Обиходно-деловой подстиль включает служебную переписку и деловые бумаги (заявление, справка, приказ, акт, инструкцию и др.)

  • Наиболее общим отличительным признаком официально-делового стиля является на...

    10 слайд

    Наиболее общим отличительным признаком официально-делового стиля является намеренно сдержанная, строгая, безлично-объективная тональность (официальная окраска), служащая выражению констатирующего и предписывающего характера документов. В официально-деловом стиле высок уровень общения и в то же время конкретизация, так как в текстах отражаются конкретные ситуации, есть указание на конкретных лиц, предметы, даты. Отличительным признаком стиля является также широкое использование стандартных языковых средств выражения. К тому же стандартизация затрагивает в официально-деловом стиле не только языковые средства, элементы формы, а весь документ или письмо в целом.
    Выделяют следующие виды документов по функциональному значению:
    Организационно-распорядительные документы (приказ, постановление, распоряжение, протокол, инструкция, поручение и т д)
    Информационно-справочные документы (докладная записка, предложение, представление, заявление, письмо, протокол, акт, справка, инструкция)
    Административно-организационные документы (планы, уставы, правила, отчеты, контракты
    Личные документы(автобиография, дневник, письмо, мемуары или иной записанный или воспроизведенный человеком документ…
    Деловые письма(благодарственное письмо, гарантийное письмо, информационное письмо, рекламация и т д

  • Сожмите максимально текст до уровня схемы.
Проверьте  работы одноклассников,...

    11 слайд

    Сожмите максимально текст до уровня схемы.
    Проверьте работы одноклассников, сверьте их по листу контроля.

  • АНАЛИЗ ТЕКСТА ИНСТРУКЦИИ (текст на партах)
Составьте план, по которому вы смо...

    12 слайд

    АНАЛИЗ ТЕКСТА ИНСТРУКЦИИ (текст на партах)

    Составьте план, по которому вы смогли бы составить подобную инструкцию, проанализировав тексты упражнений 550,552.
    Каким целям соответствует упр. 550?
    Выполните его. Проверьте тетрадь соседа,
    оцените работу.

  • Упражнение 550
Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хле...

    13 слайд

    Упражнение 550
    Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко или кружочек, поджарьте с одной стороны в масле. Переверните хлеб, разбейте туда яйцо так, чтобы желток остался целым, приправьте солью и перцем и накройте крышкой. Через пять минут, когда желток «схватится», блюдо готово. Посыпьте зеленью и подавайте.

  • Какое упражнение вы могли бы порекомендовать для самостоятельной работы?
Выпо...

    14 слайд

    Какое упражнение вы могли бы порекомендовать для самостоятельной работы?
    Выполните его.
    ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

  • Подведение итогов урока. Рефлексия.Домашнее задание:
Составить словарный дикт...

    15 слайд

    Подведение итогов урока. Рефлексия.
    Домашнее задание:
    Составить словарный диктант по теме: «Правописание причастий»,
    решить тесты стр. (по учебнику)
    Выполнена ли задача урока?
    Какие цели удалось на уроке реализовать?
    Оцените свою деятельность на уроке.
    Какой смайлик соответствует вашей работе сегодня на уроке?
    1 2 3

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 346 301 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Словообразовательные цепочки и гнезда

  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 12. Словообразование имён существительных

Рейтинг:
5 из 5

  • 13.12.2017
  • 25193
  • 307

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Рейтинг:
1 из 5

  • 13.12.2017
  • 1653
  • 72

«Русский язык (в 2 частях)», Львова С.И., Львов В.В.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.

  • 13.12.2017
  • 799
  • 8

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Создание текста-инструкции

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

— познакомить с понятием «деловой стиль”, с особенностями этого
стиля;

— воспитывать внимательное отношение к слову;

— формирование внутригрупповой коммуникации;

— воспитание культуры здоровья.

Задачи: развитие речи учащихся; формирование чувства уважения и любви к
родному языку и культуре.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: выборочное чтение сочинений по желанию.

(Художественный стиль, описание).

3. Повторение.

— Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся поближе
с деловым стилем.

Но перед этим давайте повторимчто такое стиль языка?

(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает
какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда
его название как функционального).

— По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

— На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле.
Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой
стиль, какова сфера его употребления. Это официальная обстановка, деловые
отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью
составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт,
что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. 

Запись. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт
или право на что-либо.

— С какими видами деловых бумаг мы знакомы с уроков риторики.
(Объявление, заявление). Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим
внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их
составлении.

4. Изучение нового материала. Работа в группах: исследование и
обработка теоретической информации учебника.

Задание: заполнить карточку-подсказку «Официально-деловой стиль” и
представить собранную информацию.

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

Деловые
бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции, законодательные документы

Дать
информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать
рекомендации).

1.
Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение
текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового
материала.

2.
Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3.
Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4.
Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

— Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля –
инструкцию. Что такое инструкция?

Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок
и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Анализ текста. Чтение, определение стиля текста с обоснованием
ответа.

— Определите задачу автора.

— Отметьте языковые особенности.

— Сделайте вывод о стиле данного текста.

— Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

(Учащимися называется информационная, с практическими
рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод
о принадлежности данного текста к деловому стилю).

Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением
представителей групп.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1Закрыть глаза на две секунды, открыть.
Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке.
Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца.
Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой
руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый
предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь
трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой,
не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они
частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без
консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой,
чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте
грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции по
аналогии.

Задание: составить для малышей памятку «Правила эвакуации
из здания школы при пожаре”.

Возможный вариант:

1. Во время звукового сигнала «Тревога” организованно выйдите
из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по
указанному направлению.

3. Через запасной выход покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников
и ждите помощи.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Что нового о стилях мы узнали на уроке?

— Какой стиль мы называем деловым?

— Какова сфера его употребления?

— Каково назначение инструкций?

— Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы?

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих
близких и окружающих!

7. Домашнее задание. Памятка пешеходу о ПДД «Как
правильно переходить улицу”.

Слайд 1

Создание текста инструкции ТЕМА УРОКА:

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: научиться писать инструкцию, познакомиться со структурой этого официального стиля речи, узнать как можно больше о стиле речи, к которому относится инструкция, повторить правописание слов, учиться сжатию текста

Слайд 3

Официально-деловой стиль — это такая разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений : отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом. Функция делового стиля заключается в том, что он придает изложению характер документа и тем самым переводит отраженные в этом документе различные стороны человеческих отношений в ряд официально-деловых. Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения. Официально-деловой стиль подразделяется на две разновидности: Официально-документальный подстиль включает язык дипломатии и язык законов. Его основной жанр — это выступления на приемах, доклады, законы, международные договоры, официальные сообщения. 2. Обиходно-деловой подстиль включает служебную переписку и деловые бумаги (заявление, справка, приказ, акт, инструкцию и др.)

Слайд 4

Наиболее общим отличительным признаком официально-делового стиля является намеренно сдержанная, строгая, безлично-объективная тональность (официальная окраска), служащая выражению констатирующего и предписывающего характера документов. В официально-деловом стиле высок уровень общения и в то же время конкретизация, так как в текстах отражаются конкретные ситуации, есть указание на конкретных лиц, предметы, даты. Отличительным признаком стиля является также широкое использование стандартных языковых средств выражения. К тому же стандартизация затрагивает в официально-деловом стиле не только языковые средства, элементы формы, а весь документ или письмо в целом. Выделяют следующие виды документов по функциональному значению: Организационно-распорядительные документы (приказ, постановление, распоряжение, протокол, инструкция, поручение и т д) Информационно-справочные документы ( докладная записка, предложение, представление, заявление, письмо, протокол, акт, справка, инструкция) Административно-организационные документы ( планы, уставы, правила, отчеты, контракты Личные документы ( автобиография, дневник, письмо, мемуары или иной записанный или воспроизведенный человеком документ … Деловые письма (благодарственное письмо, гарантийное письмо, информационное письмо, рекламация и т д

Слайд 5

Сожмите максимально текст до уровня схемы. Проверьте работы одноклассников, сверьте их по листу контроля.

Слайд 6

Прочитайте инструкцию по приготовлению блюда. Д/з выполните по аналогии. Р а зогрейте масло на ск о вороде. Выр е жьте в середине кусочка хлеба сердечко или кружоч е к , поджарьте с одной стороны в масле. Перев е рните хлеб , разбейте туда яйцо так, чтобы ж е лток остался целым, пр и правьте солью и перц е м и накройте крышкой. Через пять минут, когда желток «схвати тся », блюдо готово. Посыпьте зел е нью и под а вайте.

Слайд 7

Домашнее задание: написать инструкцию на тему: «Как выучить стихотворение», употребив глаголы в форме повелительного наклонения.

Составьте текст — инструкцию по тебе «Как приготовить борщ».

Употребляйте глаголы в форме повелительного наклонения множественного числа.

Вы зашли на страницу вопроса Составьте текст — инструкцию по тебе «Как приготовить борщ»?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Написать текст инструкцию для 2 класса по родному языку
  • Написать инструкцию к чему либо
  • Написание сайта с нуля пошаговая инструкция
  • Написание инструкций для пользователей 1с
  • Написание должностной инструкции в соответствии с профстандартом