Направления деятельности вожатого должностную инструкцию вожатого технология работы вожатого

Leader-of-packm.jpg

Должностные инструкции

Первый документ, с которым знакомятся наемные работники, устраиваясь на работу – это должностная инструкция, которая определяет круг обязанностей, как наемного работника, так и работодателя. Должностные инструкции разрабатываются не под конкретное наемное лицо, а под определенную профессию, которая зарегистрирована в классификаторе существующих профессий. Поэтому должностные инструкции, прежде всего, нормативно считаются правовым документом, который определяет круг обязанностей и прав, степень ответственности возложенной на соответствующую должность, правила приема и увольнения, замещения. Применяя должностные инструкции в организации производственного процесса, позволяют работодателю четко и эффективно организовать деятельность предприятия, так как участие каждого работника четко определено. Должностные инструкции утверждаются работодателем и подписываются наемным работником. С этого момента они определяют отношения между ними. Работнику они дают чувство стабильности и защищенности, а работодателю облегчают работу по управлению персоналом. Исходя из выше сказанного, должностные инструкции должные содержать следующую информацию — общие положение, в котором определены квалификационные требования к данной должности, что необходимо знать и уметь, занимая эту должность. Второе – это перечень работ, которые выполняет наемный работник, находясь на этой должности. Затем идут его права, которые он может отстаивать и требовать от работодателя. Последний пункт – это ответственность, которую несет работник при выполнении своих обязанностей. Применение должностных инструкций, как видно, в одинаковой степени важны как для наемного работника, так и для работодателя, помогая в решении проблем, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности.

Должностная инструкция вожатого

1.Общие положения

Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристик «педагог — организатор» и «старший вожатый», утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

На должность вожатого назначается и освобождается от должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет, имеющее документ об успешном окончании вожатских обучающих курсов.

Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому (методисту), заместителю директора по воспитательной работе.

В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).

Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности вожатого являются:

  • попечение и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;
  • организация свободной деятельности вверенного ему отряда.

3. Должностные обязанности

Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

  • создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
  • организует семейные дела, игры, праздники, экскурсии и т.п.;
  • поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
  • организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физкультуре обеспечивает ее проведение;
  • помогает руководителю студии (кружка) во время занятий, если число детей из своей семейки превышает 8 человек;
  • обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;
  • организует и обеспечивает участие детей в культурно — массовых, спортивно — оздоровительных и трудовых мероприятиях;
  • использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
  • организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;
  • изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;
  • соблюдает права и свободы воспитанников;
  • ведет в установленном порядке документацию и отчетность;
  • проходит периодические медицинские обследования;
  • соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту;
  • обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро — и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
  • оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
  • вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.

4. Права

Вожатый имеет право:

  • участвовать в управлении лагеря;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
  • на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;
  • давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.

5. Ответственность

Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а также допуск распития алкоголя и курения со стороны детей вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников вожатый несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вожатый:

  • работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лагеря по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе;
  • в соответствии с общим составляет совместно с воспитателем план проведения отрядных дел, в которые рекомендуется включать как мероприятия, игры, требующие активности, так и дела, дающие возможность расслабиться и отдохнуть. План работы утверждается старшим вожатым не позднее двух дней с начала планируемого периода;
  • представляет старшему вожатому (методисту) письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 2 дней по окончании смены;
  • получает от директора лагеря и его заместителей информацию нормативно — правового и организационно — методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
  • работает в тесном контакте с воспитателями, вожатыми, руководителями кружков, психологом, инструкторами по физкультуре и плаванию;
  • систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками лагеря.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

___________ /Мартынова Н.Н./

Приказ № 52 от «24» марта 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПО

_________ /Никитина Л.А /

протокол № 8 от «21» марта 2021 г.

Должностная инструкция

вожатого

оздоровительного лагеря дневного пребывания

03

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция составлена в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития №761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г; Федеральным Законом №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 24 марта 2021 года; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и иным нормативными актам.

1.2. Настоящая должностная инструкция устанавливает должностные обязанности и права, ответственность и взаимоотношения вожатого оздоровительного лагеря дневного пребывания, организованного на базе общеобразовательного учреждения.

1.3. Вожатый назначается на период деятельности пришкольного лагеря и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения в порядке, предусмотренном Положением и Уставом учреждения.

1.4. Вожатому оздоровительного лагеря дневного пребывания достаточно иметь среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Вожатый подчиняется начальнику пришкольного лагеря, работает совместно с воспитателем, координирует свою работу с инструктором по физической культуре и педагогами дополнительного образования (руководителями кружков, творческих студий и спортивных секций).

1.6. К работе вожатым пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей допускается лицо, прошедшее предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее 1 раз в два года), вакцинацию, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.7. Выполняя своею работу, вожатый руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента и решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием по вопросам организации летне­го оздоровительного отдыха учащихся; Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о лагере, приказами и распоряжениями начальника лагеря, трудовым договором. Также, вожатый лагеря руководствуется должностной инструкцией, правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, Конвенцией о правах ребенка.

1.8. Вожатый пришкольного лагеря должен знать:

  • решения органов управления образованием по вопросам, касающимся организации летне­го оздоровительного отдыха школьников;

  • законодательство и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации летне­го оздоровительного отдыха школьников, физкультурно-оздоровительную деятельность;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Приказо Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

  • Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

  • Письмо от 13 марта 2020 г. № СК-150/03 «Об усилении санитарно- эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях» (совместное письмо с Роспотребнадзором);

  • Письмо от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

  • Письмо от 26 марта 2020 г. № 07-2408 «О направлении информации с целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»;

  • Письмо от 27 марта 2020 г. № 07-2446 «О направлении информации по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;

  • Письмо от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;

  • Письмо от 12 августа 2020 г. № ГД-1192/03; № 02/16587-2020-24 «Об организации работы образовательных организаций в 2020-2021 учебном году» (совместное письмо с Роспотребнадзором).

  • основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии и гигиены;

  • тенденции развития детских общественных организаций;

  • основы детской возрастной и социальной психологии;

  • индивидуальные и возрастные особенности детей;

  • особенности развития интересов и потребностей воспитанников лагеря;

  • специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей детей;

  • ключевые закономерности и тенденции развития детского движения;

  • основы творческой деятельности;

  • методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;

  • способы эффективного убеждения, подтверждения своей позиции, установления контакта с детьми различного возраста, их родителями (лицами их заменяющими), работниками лагеря дневного пребывания;

  • методику выявления причин возникновения конфликтных ситуаций, их предупреждения и урегулирования.

  • свою должностную инструкцию и Правила внутреннего трудового распорядка;

  • основы работы с ПК, принтером, мультимедийным оборудованием, с текстовыми редакторами, программами презентаций и электронными таблицами, электронной почтой и интернет-браузерами;

  • правила по охране труда и пожарной безопасности;

  • порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации в пришкольном лагере.

2. Функции

Главные направления в работе вожатого лагеря дневного пребывания:

2.1. Оказание содействия деятельности отрядов в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

2.2. Организация и обеспечение досуга воспитанников пришкольного лагеря.

3. Должностные обязанности

3.1. Вожатый пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания создает благоприятные условия, позволяющие детям отряда реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, досуг.

3.2. Согласно возрастным интересам воспитанников пришкольного лагеря и требованиям жизни, организовывает их коллективно-творческую деятельность, всячески способствует обновлению содержания и форм деятельности отрядов в лагере.

3.3. Создает необходимые условия, позволяющие детям отряда проявлять свою гражданскую и нравственную позицию, организует игры, праздники, экскурсии и т.п.

3.4. Поддерживает инициативы детей отряда в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

3.5. Организует выход детей на зарядку, совместно с инструктором по физкультуре обеспечивает ее проведение.

3.6. Обеспечивает соблюдение детьми дисциплины в отряде в соответствии с установленным режимом и Правилами поведения в лагере дневного пребывания.

3.7. Организует и обеспечивает участие детей в прогулках, экскурсиях, оздоровительных мероприятиях, в общественно-полезном труде.

3.8. Принимает активное участие в общих лагерных мероприятиях – походах, культурно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, и иных мероприятиях, согласно плану работы лагеря с дневным пребыванием детей.

3.9. Организовывает самоуправление в отряде воспитанников лагеря, организует с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, пожарной безопасности и гигиены.

3.10. Прививает у детей любовь к природе, навыки культурного поведения, бережного отношения к мебели, оборудованию в лагере.

3.11. Контролирует выполнение детьми отряда режима дня и питания, санитарно-гигиенических норм, питьевого режима, присутствует во время принятия пищи детьми в столовой.

3.12. Контролирует соблюдение детьми правил гигиены, опрятного внешнего вида, чистоты одежды, порядка в столовой, в помещениях, на территории лагеря, следит за состоянием здоровья воспитанников отряда пришкольного лагеря.

3.13. Проводит работу в отряде по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек и негативных поступков, участвует в решении конфликтных ситуаций, возникающих между детьми.

3.14. Способствует правильному формированию у воспитанников нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к труду, уважение к правам человека и старшим людям.

3.15. Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников отряда лагеря во время проведения экскурсий, прогулок, мероприятий.

3.16. В ходе работы с детьми соблюдать должностную инструкцию, выполнять правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

3.17. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого воспитанника в отряде лагеря.

3.18. Изучает особенности развития личности каждого ребенка в отряде, его эмоциональное самочувствие, помогает каждому в детском коллективе занять удовлетворяющий его социальный статус среди воспитанников, решению проблем в отношениях с товарищами.

3.19. Соблюдает права и свободы воспитанников лагеря.

3.20. Организовывает наглядное оформление отряда пришкольного лагеря по тематике выполняемой им работы.

3.21. Принимает активное участие в работе методического совета, совещаний, планерок, ведет в установленном порядке требуемые документы.

3.22. Активно участвует в подготовке и проведении встреч с родителями, методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

3.23. Соблюдать имеющиеся этические нормы поведения в пришкольном лагере, быту, общественных местах, способствующих общественному положению вожатого пришкольного лагеря дневного пребывания детей.

3.24. Ставит в известность начальника пришкольного лагеря (при отсутствии – иное должностное лицо) об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро — и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей.

3.25. Оперативно извещает начальника оздоровительного лагеря (при его отсутствии – иное должностное лицо) о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

4. Права

Вожатый имеет полное право в пределах своей компетенции:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и способы работы с воспитанниками лагеря, планировать её, опираясь на общий план деятельности лагеря, интересы и увлечения детей и педагогическую целесообразность.

4.2. Принимать участие в управлении пришкольным лагерем в порядке, установленном Положением о лагере.

4.3. Получать от начальника лагеря сведения, которые требуются для качественного выполнения своей работы.

4.4. Давать детям обязательные распоряжения, имеющие отношение к организации занятий и соблюдению дисциплины.

4.5. Вносить на рассмотрение руководства пришкольного лагеря предложения:

  • по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции;

  • по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков;

  • о поощрении детей отряда.

4.6. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.7. Знакомиться с поступающими жалобами и иными документами, содержащими оценку его деятельности, давать по ним требуемые конкретные пояснения.

4.8. На защиту своих интересов самому и/или через законного представителя, в том числе адвоката, при проведении дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

4.9. На рабочее место, соответствующее существующим требованиям охраны труда, на получение информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

5. Ответственность

Вожатый пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей несет ответственность:

5.1. За жизнь и здоровье воспитанников отряда лагеря, нарушение их прав и свобод в соответствие с законодательством Российской Федерации.

5.2. За невыполнение или несоответствующее выполнение без уважительных на это причин Устава, должностной инструкции, установленных Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о лагере, законных распоряжений начальника пришкольного лагеря и других локальных нормативных актов вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.

5.3. За принятые решения, повлекшие за собой дезорганизацию воспитательной деятельности в лагере, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, который установлен трудовым законодательством.

5.4. За использование, даже однократно, способов и методов воспитания, включающих в себя физическое и (или) психологическое насилие над ребенком, вожатый пришкольного лагеря может освобождаться от занимаемой должности согласно Трудовому законодательству и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение с работы за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.5. За любое нарушение правил противопожарной защиты, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы вожатый пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вожатый пришкольного оздоровительного лагеря:

6.1. Обменивается информацией в пределах своей компетенции с сотрудниками лагеря, контактирует и сотрудничает с учреждениями дополнительного образования детей и детскими общественными организациями.

6.2. Вожатый лагеря дневного пребывания:

— соблюдает утвержденный режим работы лагеря дневного пребывания детей;

— самостоятельно планирует свою работу на всю смену и на каждый день;

— посещает оперативные совещания с работниками лагеря;

— информирует начальника лагеря о возникших трудностях в ходе реали­зации воспитательной программы и планов.

6.3. Получает от администрации пришкольного лагеря информацию нормативно-правового, организационного и методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.

6.4. Сообщает начальнику лагеря информацию, полученную во время выездных совещаний и семинаров сразу после её получения. Источник: http://ohrana-tryda.com/node/825

6.5. Ставит в известность администрацию пришкольного лагеря дневного пребывания о любых возникших трудностях и проблемах в своей работе.

6.6. Во всех случаях травмирования детей, возникновения инфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения и иных случаях нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, вожатый оздоровительного лагеря обязан незамедлительно информировать начальника лагеря (при его отсутствии – иное должностное лицо).

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с данной должностной инструкцией осуществляется перед началом работы в пришкольном оздоровительном лагере.

7.2. Один экземпляр инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /Савенок М.И./

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а)

«27» марта 2021 г. _____________ /_______________________/

Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение

«Чемашинская
средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

                                                                                              Директор
школы

                               __________
Т.А.Ахременко

«____»
мая 2017 г

Должностная
инструкция вожатого

1.
Общие положения

1. Вожатый назначается на должность и снимается с должности приказом директора
лагеря, по представлению заместителя директора по воспитательной работе, на
основе срочного трудового соглашения.
2. На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного
среднего (среднего специального) и прошедшие специальную подготовку.
3. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря, а так же
художественному руководителю (в пределах его компетенции). Вожатый координирует
свою работу с воспитателями по физической культуре и руководителями творческих
студий.
4. График работы вожатого носит круглосуточный характер.
5. Вожатому предоставляется два выходных дня за смену: один день — в течение
смены, второй, в случае работы две смены подряд, после отъезда детей из лагеря
(в пересменок). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.
6. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый,
который приобретает соответствующие права и несет ответственность за
качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II.Должностные обязанности вожатого.

Вожатый:

1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни
и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за
жизнь и здоровье детей своего отряда.
2. Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в
соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком
заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.
3. Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с
детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.
4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.
5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно
с воспитателем по физической культуре и медработниками.
6. Отвечает за своевременное оформление «Дневника вожатого» и другой
отчетной документации.
7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря
только с разрешения старшего воспитателя.

III.Права вожатого.

Вожатый вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его
деятельности.
2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности
лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его
компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря
недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения
информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных
обязанностей.

IV. Ответственность вожатого.

Вожатый несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством РФ.
2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и
здоровья детей.
3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых
с пребыванием в детском лагере.
4. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим
трудовым и гражданским законодательством РФ.

Ознакомлен(а)  
___________________

Должностная инструкция вожатого в школе (профстандарт)

Должностная инструкция вожатого

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция вожатого в школе разработана в соответствии с Профессиональным стандартом 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 840н, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2023 года); с учетом требований ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012 года (с изменениями от 12 августа 2022 года); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей вожатого в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. Вожатый назначается и освобождается от должности приказом директора образовательного учреждения. На время отпуска и временной нетрудоспособности вожатого его обязанности могут быть возложены на педагога-организатора, классного руководителя (ГПД). Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Вожатый относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе и выполняет работы под руководством старшего вожатого.

1.5. На должность вожатого принимается лицо:

  • имеющее основное общее образование или среднее общее образование, прошедшее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики;
  • без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.6. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.7. В своей деятельности вожатый руководствуется должностной инструкцией, составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания обучающихся. Также, вожатый в школе руководствуется:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;
  • требованиями ФГОС начального общего, основного общего и полного общего образования, рекомендациями по их применению в школе;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
  • Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работником и работодателем;
  • соблюдать инструкцию по охране труда для вожатого в школе;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.8. Вожатый должен знать:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, в том числе международные, в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в сфере деятельности детских и молодежных общественных организаций, а также в сфере информационной безопасности, включая защиту персональных данных;
  • локальные акты организации отдыха детей и их оздоровления;
  • основы планирования деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления;
  • технологии проведения игр, сборов и иных мероприятий в детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния;
  • возрастные особенности детей;
  • подходы к организации мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления;
  • международные акты о правах ребенка, законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность детских общественных объединений;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность школы, на базе которой действует детский коллектив (группа, подразделение, объединение);
  • возрастные особенности детей, возрастной подход в развитии детского коллектива;
  • технологии проведения организационных сборов, мероприятий и игр, направленных на формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения, объединения), анализ результатов его деятельности;
  • основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в сфере воспитания детей и молодежи;
  • приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство о правах ребенка.

1.9. Вожатый должен уметь:

  • составлять ежедневный план работы для детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления, возрастными особенностями школьников;
  • подбирать материалы для проведения игр, сборов и иных мероприятий в детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния;
  • анализировать внешние факторы проведения мероприятия (соответствие общему плану работы организации отдыха детей и их оздоровления, погодные условия, условия безопасности);
  • информировать участников детского коллектива (группы, подразделения, объединения) о системе мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления;
  • информировать обучающихся о возможности создания и участия в деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения);
  • планировать деятельность детского коллектива (группы, подразделения, объединения) с учетом мнения обучающихся;
  • подбирать материалы для проведения организационных сборов, мероприятий и игр, направленных на формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения, объединения), анализ результатов его деятельности;
  • анализировать внешние факторы проведения мероприятия (время суток, соответствие общему плану работы организации, погодные условия, условия безопасности);
  • находить, отбирать и представлять информацию о возможностях участия в конкурсах и проектах, направленных на развитие личностных качеств отдельных участников и всего детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в целом.

1.10. Школьный вожатый должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в школе, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Специалист должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.12. Вожатому запрещается использовать образовательную деятельность в образовательном учреждении для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями вожатого являются:
2.1. Содействие организации и сопровождению деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления:
2.1.1. Сопровождение деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления под руководством педагогического работника;
2.1.2. Оказание организационной поддержки обучающимся образовательной организации в создании, развитии и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника.

3. Должностные обязанности вожатого школы

3.1. В рамках трудовой функции сопровождения деятельности детского коллектива в организациях отдыха детей и их оздоровления под руководством педагогического работника:

  • планирует деятельность временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника в соответствии с планом работы по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • сопровождает детский коллектив (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника в соответствии с ежедневным планом работы организации отдыха детей и их оздоровления;
  • проводит под руководством педагогического работника игры, сборы и иные мероприятия во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленные на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния;
  • включает участников временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в систему мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления.

3.2. В рамках трудовой функции оказания организационной поддержки обучающимся школы в создании, развитии и деятельности детского коллектива под руководством педагогического работника:

  • информирует обучающихся о возможности создания и участия в деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения);
  • планирует деятельность детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника с учетом мнения обучающихся;
  • проводит под руководством педагогического работника организационные сборы, мероприятия и игры, направленные на формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения, объединения), анализ результатов его деятельности;
  • информирует обучающихся — членов детского коллектива (группы, подразделения, объединения) о возможностях участия в конкурсах и проектах, направленных на развитие личностных качеств отдельных участников и всего детского коллектива в целом.

3.3. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, направляет свои действия на помощь в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся школы.
3.4. В соответствии с возрастными интересами учащихся общеобразовательного учреждения и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, всячески способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций и объединений.
3.5. Обеспечивает необходимые условия для широкого информирования школьников о действующих детских общественных организациях и объединениях.
3.6. Создает благоприятные условия, которые позволят ученикам школы проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с максимальной пользой для их развития проводить свободное время, досуг.
3.7. Осуществляет бережную заботу о здоровье и безопасности детей.
3.8. Организует, принимает участие в организации каникулярного отдыха школьников, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.
3.9. Проводит необходимую работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций и объединений. https://ohrana-tryda.com/node/3943
3.10. Обеспечивает эффективное взаимодействие органов самоуправления общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов школ и детских общественных организаций.
3.11. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе в школе, ведёт в установленном порядке необходимую документацию.
3.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, а также других формах методической работы.
3.13. Принимает участие в подготовке и проведении родительских собраний, методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) учащихся.
3.14. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой общеобразовательного учреждения.
3.15. Осуществляет контроль, оценку хода и результатов работы детских общественных организаций и объединений.
3.16. Организует наглядное оформление образовательной организации по тематике проводимой им работы.
3.17. Принимает возможные меры к развитию и сохранению материальной базы детских общественных организаций и объединений в школе.
3.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в ходе образовательной деятельности.
3.19. В процессе работы с детьми соблюдает должностную инструкцию, составленную с учетом профстандарта, выполняет установленные правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
3.20. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту и общественных местах, которые соответствуют общественному положению педагога образовательной организации.
3.21. Соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.22. Вожатый школы периодически проходит бесплатные медицинские обследования, аттестацию, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.23. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.

4. Права

Вожатый имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с учащимися, планировать её исходя из общего плана деятельности школы и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4.2. Участвовать в управлении образовательной организации в порядке, определённом Уставом общеобразовательной организации. Принимать участие в работе Педагогического совета.
4.3. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.4. Давать обучающимся школы во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать школьников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся общеобразовательной организации.
4.5. Давать обязательные распоряжения представителям детских организаций школы.
4.6. Присутствовать на любых мероприятиях, которые проводятся представителями детских общественных организаций образовательной организации.
4.7. Вносить необходимые предложения:

  • о начале, прекращении или приостановлении трудовой деятельности конкретных детских общешкольных организаций;
  • о поощрении различных представителей детских общешкольных организаций;
  • по вопросам совершенствования текущего воспитательного процесса в школе.

4.8. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.9. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним соответствующие конкретные объяснения.
4.10. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.11. На конфиденциальность проводимого дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.12. На рабочее место, которое соответствует существующим требованиям охраны труда, на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
4.13. На все социальные гарантии, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке вожатый несет ответственность:

  • за жизнь и здоровье учащихся во время проводимого им занятия, во время сопровождения учеников на внеклассных мероприятиях и экскурсиях;
  • за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательной организации;
  • за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации школы о несчастном случае;
  • за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
  • за отсутствие должного контроля соблюдения школьниками правил и требований охраны труда и пожарной безопасности во время проводимых им мероприятий;
  • за несвоевременное проведение инструктажей обучающихся по охране труда, необходимых при проведении мероприятий, при выезде на экскурсии с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей по охране труда.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава, данной должностной инструкции вожатого школы, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора общеобразовательной организации и иных локальных нормативных актов вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За принятие решений, которые повлекли за собой дезорганизацию образовательной деятельности в школе, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть использовано увольнение.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение с работы в школе за данный проступок не будет являться мерой дисциплинарной ответственности.
5.5. За виновное причинение школе и (или) участникам образовательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных данной должностной инструкцией, вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, которые установлены трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы вожатый образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вожатый школы:
6.1. Осуществляет работу в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором общеобразовательной организации.
6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическим коллективом школы, образовательных организаций дополнительного образования детей и общественными организациями.
6.3. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый год и каждую учебную четверть. План работы воспитателя согласовывается заместителем директора по воспитательной работе не позднее 5-ти дней с начала планируемого периода и утверждается непосредственно директором общеобразовательной организации.
6.4. Получает от директора и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под подпись с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.5. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации.
6.6. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.7. Информирует директора (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя директора по административно-хозяйственной части – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
6.8. Информирует администрацию школы о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления вожатого школы с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора образовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»____________202___г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции по профстандартам для школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Из чего формируется? Деятельность вожатого состоит из нескольких основополагающих моментов. Он организует отдых детей и при этом помогает соблюдать режим дня. Отвечает за интересный досуг и в то же время умеет поддержать дисциплину.

Что еще важно? Нужно понимать, что вожатый пребывает в компании с детьми практически круглосуточно, выдержать это под силу не всем. Помимо непосредственных обязанностей, не следует забывать и о важных человеческих качествах. Этот сотрудник должен быть доброжелательным, справедливым, понимающим, всегда сохранять самообладание и поддерживать детей.

Оглавление:

  1. Профессия вожатого
  2. Кто может стать вожатым
  3. Кто не имеет права работать вожатым
  4. Основные функции вожатого
  5. Должностные обязанности вожатого
  6. Режим дня вожатого
  7. Важные личные качества вожатого
  8. pdf

    Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах
    Скачать бесплатно

Обязательные курсы для педагогов к 1 сентября со скидкой 40%: будьте готовы к изменениям в образовании
Купить курсы со скидкой

Профессия вожатого

Вожатый – это официально трудоустроенный сотрудник оздоровительного учреждения. Соответственно, у него есть права и обязанности, которые отражены в различных законодательных актах, трудовом договоре, а также в должностной инструкции.

При оформлении на работу человек должен быть ознакомлен с вышеперечисленными документами, регламентирующими деятельность вожатого, в обязательном порядке. Перед тем как ставить подпись, ему следует внимательно прочитать каждый из них.

Сегодня вожатый – это не обычный воспитатель. На плечи специалиста ложится реализация уникальных возможностей воспитательного процесса. Он принимает участие в раскрытии потенциала личности каждого подопечного в период отдыха.

Вожатый должен знать возрастные и индивидуальные особенности детей, различные игровые технологии и методики организации творческого процесса и использовать их в своей управленческой деятельности.

Кто может стать вожатым

Как правило, на работу вожатым устраиваются студенты или педагоги, которые в летний период находятся в отпуске. Но это не значит, что на эту должность не принимают других людей. Самое главное, чтобы соискатель отвечал следующим требованиям:

  • Достижение 18-летнего возраста.
  • Отсутствие судимости.
  • Нет медицинских противопоказаний.

Театрализация для детей: виды, цели, методы

Перед началом работы претенденту необходимо пройти обучение в области образования и педагогики. Обычно период учебы варьируется от 2 до 3 месяцев. Курсы обычно организовывают на базе школы вожатых, педагогических отрядов, турфирм и детских лагерей.

Кто не имеет права работать вожатым

Вожатыми в лагере могут работать только те, кто прошел профессиональную подготовку в области образования и педагогики, был аттестован после обучения и получил документы, разрешающие работать по этой специальности.

Соискателя не примут на работу при отсутствии справки о погашенной судимости. Также имеется ряд ограничений по трудоустройству, среди которых психические расстройства, зависимость от алкоголя или наркотических препаратов.

Прежде чем оформляться на эту должность, важно усвоить, что в вашем внимании будет нуждаться каждый подопечный. А всего в отряде может быть около 30 детей. Если вы не готовы работать одновременно с таким количеством ребят, от этой затеи лучше отказаться.

Основные функции вожатого

Профессиональная деятельность вожатого в рамках смены включает исполнение должностных обязанностей и выполнение основных функциональных ролей, которые демонстрируют его положение в коллективе, состоящем из детей младшего возраста и подростков, а также аспекты его деятельности.

Бывают разные статусы вожатого

Руководитель детской группы

В обязанности работника входит разработка стратегии развития детского и подросткового коллектива. Здесь особенно важно обеспечение условий, в которых можно реализовать воспитательный процесс.

Основная деятельность вожатого как руководителя коллектива включает выстраивание структуры и логики смены. В зоне ответственности работника лежит результат деятельности группы детей, органов самоуправления, а также охрана жизни и здоровья подопечных. Последние видят в вожатом представителя педколлектива дружины, лагеря.

Организатор

Вожатый в рамках своей работы должен заниматься организацией деятельности детского коллектива или микрогруппы – как индивидуальной, так и коллективной, а также обеспечивать участие подопечных в жизни лагеря или дружины.

Деятельность вожатого включает в себя организацию взаимодействия с подразделениями детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), воспитательной дружины, а также с отделом, который занимается разработкой мероприятий по оздоровлению подопечных детского учреждения. В зоне ответственности лежит контроль над выполнением детьми режима и распорядка ДОЛ.

Деятельность вожатого

Воспитатель

Вожатый принимает участие в воспитании своих подопечных. Это соответствует целям и задачам ДОЛ. Воспитательные мероприятия являются составной частью педагогической программы дружины. Работник должен изучать и узнавать детей на каждой стадии смены. Эта обязанность способствует вовлечению всех подопечных в разные виды деятельности, которые оказывают влияние на усвоение социально-значимого и жизненно-необходимого опыта развития детей.

Социальный педагог

На период нахождения в ДОЛ дети оказываются вдали от своего привычного окружения (семьи, приятелей, одноклассников и т. д.). В это время их должен заменить вожатый, целью которого является обеспечение тонкой связи между естественной средой этого окружения и специально созданной воспитывающей обстановкой лагеря для того, чтобы развивать в подопечном личность.

Следовательно, вожатый для детей – это друг, защитник, человек, к которому можно обратиться за помощью и советом.

Технология образовательного события в современной школе

Координатор

На протяжении всей смены вожатый должен обеспечивать единое воспитательное воздействие на детей педагогических структур лагеря, добиваясь достижения педагогической цели.

Должностные обязанности вожатого

Стоит отметить, что в детском оздоровительном лагере деятельность вожатого очень важна.

В зоне ответственности вожатого лежит социально-педагогическая (воспитательная) и оздоровительная деятельность в рамках функционирования учреждения. Сотрудник находится в подчинении начальника лагеря и старшего вожатого. Режим работы – ненормированный, продолжительность рабочей недели составляет 6 дней.

Вожатый обязан:

  • следить за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов, установленного порядка в комнатах проживания и прочих помещениях на территории ДОЛ, контролировать опрятность внешнего вида детей;
  • присматривать за дисциплиной и порядком на основании установленного в лагере режима;
  • заниматься организацией участия своих подопечных во всех мероприятиях, проводимых в детском лагере, в том числе культурно-массовых, спортивных, оздоровительных и трудовых;
  • организовывать дежурства воспитанников ДОЛ в помещениях детского лагеря, а также на закрепленной за учреждением территории;
  • обеспечивать чистоту и порядок в комнатах, заниматься организацией влажной уборки;
  • составлять план работы отряда, который подлежит согласованию со старшим вожатым, и отчет о результатах;
  • принимать участие в организации мероприятий, которые проводятся в ДОЛ на основании указаний начальника учреждения и старшего вожатого.

Деятельность вожатого

Деятельность вожатого в детском оздоровительном лагере включает в себя выполнение следующих педагогических обязанностей:

  • Участие в развитии детских общественных организаций и объединений, способствование их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма. При этом работник учитывает инициативность и интересы подопечных.
  • Участие в организации коллективной и творческой деятельности.
  • Информирование воспитанников о том, какие организации и объединения действуют в рамках ДОЛ.
  • Создание благоприятных условий, которые дают возможность подопечным определить и проявить свою гражданскую и нравственную позиции, реализовать себя в творчестве. Весь процесс должен быть организован таким образом, чтобы время, проведенное детьми в лагере, принесло им максимальную пользу.
  • Забота о здоровье и безопасности детей в своем отряде.
  • Своевременное выявление и разрешение конфликтов, предупреждение вероятных отклонений в поведении воспитанников.
  • Изучение передового опыта в работе с детьми и подростками, активное использование полученных знаний и навыков в собственной деятельности.

Режим дня вожатого

Ниже расскажем о том, какой режим действует в детском лагере и какая ежедневная деятельность характеризует работу вожатого.

Стоит отметить, что дифференцирование режима зависит от возраста подопечных. В принятый распорядок могут вноситься изменения в зависимости от погодных условий. В первые два месяца лета допускаются более поздний отбой и ранний подъем.

Подъем

Вожатый должен понимать, что некоторым детям крайне тяжело просыпаться, поэтому будить таких подопечных нужно немного раньше, чем всех остальных. В таком случае, когда другие воспитанники будут вставать, первые уже успеют проснуться. Нередко в детских лагерях для подъема используют музыку, чтобы создать положительный настрой на день. Важно: работники ДОЛ не вправе повышать голос на детей, отчитывать их перед другими подопечными, если они просыпаются дольше других.

Зарядка

Вожатый должен не только проводить зарядку в группе, но и делать ее вместе с детьми. Так он демонстрирует на своем примере, насколько это важно. Необходимо подбирать упражнения, которые соответствуют возрастной категории воспитанников, а также уровню их физического развития. На мероприятие в среднем отводится от 10 до 15 минут ежедневно. В хорошую погоду его проводят на улице, в дождливую – в хорошо проветренном помещении.

Организация питания

Если в правилах ДОЛ указано, что посещение столовой должно быть коллективным, значит, организуйте этот «поход» именно так. Желательно, чтобы прием пищи начинался и заканчивался одновременно у всех детей. Важно учитывать индивидуальные особенности воспитанников, если есть какие-то ограничения, некоторые продукты придется заменить.

Следите за качеством еды. Подопечные не должны быть голодными. Важно: от организации детского питания зависит качество работы ЖКТ у ребят. Проконтролируйте, чтобы после окончания завтрака, обеда или ужина стол был чистым.

Раннее обучение детей чтению, счету, иностранному языку

Тихий час

Детям важно отдыхать в течение дня. На тихий час нужно отводить от полутора до двух часов. Если в вашем отряде малыши, им нужно поспать, ребята постарше в это время могут читать книжки или просто заниматься любимыми делами. Старайтесь приучить воспитанников к правилу: во время тихого часа не должно быть разговоров и хождения по территории лагеря.

Свободное время

У подопечных должно быть личное время, которое можно потратить на любимое занятие или на размышления в благоприятной обстановке. Если у воспитанника не получается организовать этот процесс, на плечи вожатого ложится обязанность помочь ему.

Деятельность вожатого

Самообслуживание

Подавайте детям хороший пример. Приучите их умываться и чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед тем, как сесть стол, всегда выглядеть опрятно. Объясните подопечным, что постель они обязаны содержать в чистоте, а все принадлежности гигиены должны быть личными, пользоваться чужими – недопустимо.

Отбой

Приучайте воспитанников готовиться ко сну заранее. Дети очень любят делать это после отбоя. Старайтесь контролировать, чтобы гигиенические процедуры совершались заблаговременно, все ложились в кровати в одно и то же время, независимо от того, сколько детям лет.

До подготовки ко сну можно организовать тихие и спокойные игры, которые не провоцируют возбуждения фантазии. Если в группе малыши, можно рассказать им сказку, ребятам постарше – приключенческую историю, но не всю, оставьте продолжение на следующий вечер, а подросткам – историю о любви.

Вы можете вместе петь песни, читать стихи, если умеете играть на гитаре – это особенно хорошо, такой навык очень пригодится в лагере. Самое главное – организовать спокойный досуг. Важно: вожатый должен быть требовательным, в противном случае дети не будут его слушать.

Перед тем как самим отправиться отдыхать, следует убедиться, что все подопечные в кроватях и уснули. До этого нельзя оставлять их одних.

Важные личные качества вожатого

Вожатый должен обладать следующими качествами.

Деятельность вожатого

  • Доброжелательность. Все дети нуждаются в хорошем отношении. Уважайте своих подопечных. Всегда избегайте конфликтов, но если они все же возникнут, решайте проблему мирным способом.
  • Внимательность и тактичность. Без должного внимания дети могут обидеться. Будьте справедливы, относитесь ко всем одинаково. Даже если вы проявляете к кому-то большую симпатию или антипатию, не показывайте этого. Не вмешивайтесь в жизнь ребят, когда вас об этом не просят.
  • Требовательность. Помните, что ваши требования должны быть разумными, тогда дети примут их и будут выполнять. Не позволяйте подопечным слишком многого, в противном случае они сядут вам на шею.
  • Справедливость. Все дети имеют право на собственное мнение. Ваше поведение должно быть понятным ребенку. Только в том случае воспитанники лагеря будут вам доверять.
  • Искренность и честность. Чувство меры и понимание вашей с детьми разницы в возрасте определяется уровнем откровенности. Когда вы говорите неправду, воспитанники это сразу заметят, поэтому, если вы не можете себе позволить что-то сказать, лучше воздержаться. Подавайте правильный пример, никогда не лгите ребятам, которые находятся у вас в подчинении.

ФОП в школе

  • Бодрость и жизнерадостность. Если у вас есть какие-то личные проблемы, детям о них знать не нужно. Старайтесь всегда быть жизнелюбивым и эмоциональным. Помните, что именно вы задаете настрой жизни отряда.
  • Терпеливость и сдержанность. Порой дети выводят старших из себя. Но для вас это непозволительно. Если вам задают один и тот же вопрос несколько раз, регулярно просят о помощи, проявляйте терпение. Мир детей отличается от вашего, и нужно к этому привыкнуть.
  • Заботливость. На время смены вы заменяете детям их привычное окружение. Особенно в заботе нуждаются самые младшие воспитанники. О них позаботиться можете только вы.

График вожатого лагеря расписан поминутно. У этого сотрудника очень много обязанностей, и некоторые из них весьма непростые. Если хотите работать в детском лагере, сначала нужно осознать, что в течение смены вы будете находиться в абсолютно особенной атмосфере, отличающейся от обстановки в школе или детском саду.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Напольный люк в подвал на амортизаторах своими руками пошаговая инструкция
  • Напольный кондиционер ханса инструкция по эксплуатации
  • Напольный кондиционер скарлет комфорт инструкция по применению
  • Напольный кондиционер леран инструкция по применению
  • Напольный кондиционер для дома beko инструкция по применению