Обращение с отходами производства с 2021 года регламентировано СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В отличие от своего предшественника — СанПиН 2.1.7.1322-03. «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» — новый документ не требует обязательного наличия инструкции по обращению с отходами производства на предприятии. Значит ли это, что об инструкциях можно забыть?
В ходе оптимизации НПА отменен еще один документ, предписывавший каждому предприятию иметь утвержденную инструкцию — постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 об обращении с ртутьсодержащими отходами. Новые правила обращения с отходами, утв. постановлением Правительства от 28.12.2020 № 2314 не содержат требований о разработке и утверждении инструкций и их обязательном наличии в организации.
Значит ли это, что инструкции больше не нужны?
Учитывая, что требования к сбору, накоплению и дальнейшей передаче отходов различаются в зависимости от класса опасности и специфики работы предприятия, правила обращения с ними тоже разнятся. В них описываются требования, обязательные для исполнения с начала образования производственного мусора, процедура его сбора и накопления с учетом особенностей мест размещения мусорных контейнеров на территории предприятия, правила любых манипуляций с отходами вплоть до их утилизации или передачи сторонней организации с лицензией на транспортирование.
Подробнее: Места накопления отходов на предприятии: общие требования
Инструкции помогают обеспечить соблюдение всех экологических требований, а также подтвердить надлежащее обращение с отходами производства в случае проверки.
Кроме того, закон об отходах производства и потребления (ст. 11) предписывает всем предприятиям разработать и утвердить планы мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС и аварий, связанных с обращением отходов, а также планы ликвидации их последствий. По сути это и есть инструкции по безопасному обращению с отходами производства, и именно в таком виде их удобно оформить (на сегодняшний день нет отдельных требований к форме планирования предупреждающих мероприятий).
Подробнее: Как и кому сдавать отчет 2-ТП Отходы
Если вы сомневаетесь, правильно ли ведется экологическая документация в вашей организации, мы поможем разобраться. Закажите бесплатный аудит документов и получите оценку их соответствия актуальным требованиям природоохранного законодательства. Мы всегда в курсе последних изменений. Звоните!
Обязательны ли инструкции по обращению с отходами на предприятии?
Опубликовано 23.09.2021 Обновлено 23.09.2021
Приветствую, друзья! Наш партнёр, автор сообщества Экологический менеджмент Бирюкова Надежда подготовила заметку о том, обязательны ли инструкции по обращению с отходами на предприятии?
Ранее инструкции разрабатывали в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, но постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 их отменило, при этом новый СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утверждённый этим же постановлением, не содержит требований о наличии инструкций.
Также Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённые постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681, содержали требование о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели должны разрабатывать инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям. Данное постановление утратило силу с 01.01.2021 и вместо него действуют новые правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314, которые тоже не содержат каких-либо требований об инструкции.
Вместе с тем, если нет прямых требований, это ещё не значит, что инструкции не нужны в принципе. Для безопасной организации работы с отходами объективно целесообразно эту работу регламентировать и задокументировать либо в рамках инструкций по охране туда, либо положением по предприятию по обращению с отходами, либо процедурой в рамках системы экологического менеджмента и т.д.
К тому же есть ещё один момент, который ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть отражён в документах предприятия, так в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций. Вот такие планы как раз и можно прописать в инструкциях или в любой другой форме регламентирующего документа.
На этом всё.
Рейтинговые звёздочки и комментарии как всегда тепло приветствуются 😉
Продолжение следует …
Инструкции по отходам
Инструкции по обращению с отходами – это документы, регламентирующие порядок накопления отходов на территории организации, правила обустройства мест накопления отходов, требования безопасности при работе с отходами, действия в случае аварийных ситуаций и т.д.
Для отходов каждого класса опасности разрабатывается отдельная инструкция.
Инструкции по обращению с отходами разрабатывают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, на территории которых образуются и накапливаются отходы производства или потребления.
Для разработки инструкций по обращению с отходами заказчик должен предоставить следующие исходные данные:
- Полные реквизиты организации;
- Перечень всех отходов, образующихся в организации.
Основные нормативные документы, регламентирующие разработку инструкций по обращению с отходами:
- Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003);
- Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках»;
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»;
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
Инструкции по обращению с отходами не подлежат согласованию с надзорными органами.
Инструкции по обращению с отходами являются внутренними документами организации. Они утверждаются руководителем и хранятся на предприятии.
С положениями инструкций по обращению с отходами должны быть ознакомлены все лица, ответственные за обращение с отходами в организации.
Срок разработки инструкций по обращению с отходами – 1 рабочий день.
Стоимость разработки инструкций по обращению с отходами – от 5 000 рублей.
Заказать услугу
Будучи в свое время и экологом производственником, и поработав в плотную в системе экологического менеджмента, я уверенно могу сказать, что инструкции по обращению с отходами на предприятии нужны.
Нужны ли они в формате отдельного документа да еще и на каждый отход, или как часть какого-либо другого внутреннего руководящего документа, или достаточно лишь памяток — с этим уже должен определиться внутренний менеджмент предприятия в зависимости от сложившихся традиций документооборота, общей культуры производства и уровня компетенции отдельно взятых сотрудников.
Ранее наличие инструкций по обращению с отходами было одним из обязательных требований (см. СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681), но в настоящее время новые регламентирующие нормативно-правовые документы, которые пришли на смену упомянутым в рамках реализации регуляторной гильотины, таких требований не содержат (см. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Вместе с тем для безопасной организации работы с отходами, уменьшения рисков вторичных загрязнений, потерь ценных вторичных ресурсов объективно целесообразно регламентировать работу по обращению с отходами внутри компании, чтобы у исполнителей было понимание как нужно вести работу по удалению отходов, по организации их мест накопления, какие требования предъявляются к таре, какие могут быть последствия не соблюдения требований и т.д. Важно, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций. Вот такие планы как раз можно прописать в инструкциях или в любой другой форме регламентирующего документа.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы от 30 Апреля 2003 года СанПиН 2.1.7.1322-03
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03»
Постановление Правительства от 3 Сентября 2010 года № 681
Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 N 681
Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде
Постановление Правительства от 28 Декабря 2020 года № 2314
Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314
Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы от 28 Января 2021 года № 2.1.3684-21
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы от 28.01.2021 N 2.1.3684-21
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Нормативный документ
Теги:
#отходы
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Инструкция по обращению с отходами
Инструкция по обращению с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ«Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 (в редакции от 29 мая 2020 года), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 апреля 2020 года N 128-п «О дополнительных выплатах к заработной плате отдельным работникам медицинских организаций в связи оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, или имеется риск ее выявления, исходя из разъяснений, данных в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951, от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, а также руководствуясь локальными нормативными актами, принятыми у работодателя — приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 10 января 2020 года N 21 (осн) «Об утверждении правил сбора, хранения, транспортировки, удаления медицинских отходов и назначение ответственных лиц за сбор, хранение, упаковку, транспортировку и сдачи на утилизацию медицинских отходов класса «Б», Инструкцией по обращению с медицинскими отходами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», являющейся приложением 1 к приказу N 21 от 10 января 2020 года, приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 17 апреля 2020 года N 456 (осн), которым утверждены Правила осуществления дополнительных выплат к заработной плате отдельным работникам Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», исходил из того, что надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, предусмотренные указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, носят четко определенный адресный, стимулирующий характер.»
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.1 «Переходные положения» Федерального закона «Об отходах производства и потребления»«Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
(«Вестник арбитражной практики», 2022, N 6)Реализуя коммуникационную функцию, региональный оператор выступает лицом, занимающим доминирующее положение на рынке обращения отходов. При этом согласно ст. 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Региональные операторы осуществляют деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашений об организации деятельности по обращению с названными отходами на территории зоны деятельности региональных операторов, заключаемых между региональными операторами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере обращения с отходами. Региональные операторы осуществляют взаимодействие с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и/или захоронению отходов, а также операторами по сбору и транспортированию отходов и координацию их деятельности в зонах своей деятельности. Взаимодействие региональных операторов с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, операторами по сбору и транспортированию отходов осуществляется в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг в сфере обращения с отходами. Описанные договорные связи указывают на недопустимость уклонения регионального оператора от заключения договора с кем-либо из субъектов деятельности по оприходованию расходов. Необоснованный отказ от заключения договора региональным оператором в подобных случаях квалифицируется как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции <4>.