Приказ об утверждении должностных инструкций – это локальный нормативный акт, вводящий в действие внутренние документы, которыми закрепляются основные обязанности, права и ответственность сотрудников в зависимости от их рабочей функции. Всегда ли необходимо издавать распоряжение, или достаточно визы руководителя на самой должностной инструкции – поясним на примерах.
Трудовая функция каждого сотрудника содержится в его трудовом договоре. На вопрос детализации трудовой функции, должностных обязанностей и прав, пределов ответственности существуют два взгляда:
- первый – вся детализация излагается в трудовом договоре или в приложении к нему;
- второй – необходимые положения утверждают отдельным локальным нормативным актом, который имеет название должностная инструкция.
Приказ об утверждении должностных инструкций, образец
Скачать
Когда необходим
- при создании новых штатных единиц в структуре предприятия;
- при изменении технологии производства;
- в случае изменения законодательных актов, регламентирующих трудовую функцию работника и т.д.
Порядок подготовки
Персонал и руководство коммерческих организаций, как правило, к данному вопросу подходят намного проще:
- руководитель своей визой утверждает новый документ;
- сотрудник отдела кадров доводит его положения до сведения персонала (кого касается);
- сотрудники знакомятся с новым документом, ставят свои подписи в подтверждение ознакомления и получают копию.
В бюджетных организациях или в компаниях с присутствием государственного капитала – все намного более формализовано.
Детский сад
Приказ об утверждении должностных инструкций в ДОУ выглядит примерно следующим образом:
Трудовая функция воспитателя или нянечки в садике стабильна уже на протяжении многих лет, однако и здесь периодически возникает необходимость внесения изменений. Распоряжение в данном случае будет выглядеть следующим образом:
Школа
Приказ об утверждении должностных инструкций в школе аналогичен детсадовскому, с разницей в наименовании учебных заведений.
Механизм внесения изменений такой же.
Госкорпорация
Здесь работают настоящие бюрократы.
Например, приказ об утверждении должностных инструкций Газпрома:
- ставит задачи сразу нескольким подразделениям;
- устанавливает контрольные сроки;
- определяет конкретных ответственных должностных лиц;
- уточняет порядок взаимодействия при подготовке данных документов и т.д.
Образец выглядит следующим образом:
Скачать
Общие моменты
Четко определенных требований к формулировкам такого вида распоряжения в трудовом законодательстве не существует, однако он должен содержать:
- наименование документа;
- текстовый блок с формулировкой, объясняющей причину издания распоряжения «В связи с необходимостью…»;
Далее текст разбивается на пункты. В них входит информация об:
- утверждении и введении в действие инструкции с указанием профессий и даты;
- положение об ознакомлении принятых на работу сотрудников с содержанием инструкции;
- сведения о контроле руководителя за выполнением данных указаний.
Документ должен быть подписан руководителем фирмы.
Приказ о введении инструкций в организации считается нормативным актом, по которому с работника можно спросить за качество и объем выполняемой работы, снизить или увеличить размер премиального вознаграждения.
На заметку
Отдельными ведомственными приказами утверждены типовые документы, которые можно использовать при подготовке распоряжений на местах.
В качестве примера приведем следующие правовые акты:
- Приказ Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 N 645;
- Приказ ФСИН России от 05.06.2008 N 379 ;
- Приказ МВД России от 12.01.1998 N 19.
Приказ об утверждении должностных инструкций — образец его мы приведем в нашей статье. А кроме того, расскажем, какова специфика составления данного документа, обосновывающего процедуру использования фирмой должностных инструкций.
Для чего нужен приказ об утверждении должностных инструкций
Теоретически большинство фирм-работодателей может обходиться без должностных инструкций. Но на практике они нужны для эффективного управления кадрами, поскольку в них закрепляются права, обязанности и ответственность работников согласно их должностям. Подписав должностную инструкцию, сотрудник официально признает их.
Что же касается приказа, он наделяет механизм применения должностных инструкций в фирме юридической силой. Должностные инструкции, выданные сотрудникам без издания руководством соответствующего приказа, могут быть признаны судом или трудинспекцией недействительными, а это чревато появлением значительных рисков для бизнеса. Так, если человек был уволен за неоднократное нарушение должностных обязанностей, прописанных в официально не согласованной с работником инструкции, он имеет хорошие шансы восстановиться на работе через суд.
Кто утверждает и подписывает должностные инструкции в организации? Ответ на этот вопрос дал инспектор Министерства труда и социальной защиты Р.А.Исмаилов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Структура приказа о введении должностных инструкций
Структура приказа о введении должностных инструкций законодательно не определена даже в виде рекомендаций. Но, исходя из практики кадрового менеджмента, допустимо включить в ее состав:
- блок, в котором указывается наименование документа («Приказ о…»);
- текстовый блок с мотивировочными формулировками («В связи с необходимостью…»);
- текстовый блок с резолютивными формулировками («Приказываю…»).
Документ должен быть подписан руководителем фирмы. Сотрудники, которые в соответствии с приказом отвечают за разработку, корректировку, учет должностных инструкций и осуществление иных необходимых действий с ними, должны подтвердить своей подписью факт ознакомления с документом.
В резолютивной части необходимо зафиксировать перечень должностей, для которых утверждается инструкция. Также в ней следует указать даты утверждения инструкций директором. При этом дата подписания приказа должна совпадать с датой утверждения инструкций (или предшествовать ей).
Где скачать образец приказа о должностных инструкциях
Загрузить образец приказа о введении во внутрикорпоративный оборот должностных инструкций вы можете, кликув по ссылке ниже.
Образец приказа об утверждении должностной инструкции
Скачать
Итоги
Фирма-работодатель имеет право не утверждать должностные инструкции, поскольку эта обязанность не закреплена в ТК РФ (за исключением случаев, когда это прямо предписывается федеральными НПА). Но если она все же вводит инструкции в оборот, их использование должно быть юридически закреплено — с помощью соответствующего приказа.
Ознакомиться с особенностями составления других разновидностей должностных инструкций вы можете в статьях:
- «Должностная инструкция бухгалтера-кассира — образец»;
- «Должностная инструкция бухгалтера по материалам — образец».
При необходимости введения в действие должностных инструкций сотрудников предприятия, от лица директора организации обязательно формируется специальный приказ с соответствующим содержанием.
Что такое должностные инструкции и зачем они нужны
Под термином «должностная инструкция» скрывается перечень трудовых функций и прав, описание ответственности, условий труда и прочих параметров работы сотрудника, находящегося на той или иной должности.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о введении в действие должностных инструкций .docСкачать образец приказа о введении в действие должностных инструкций .doc
Обычно должностные инструкции разрабатываются руководством предприятия совместно с юристом и вводятся в применение отдельным распоряжением директора на начальной стадии работы организации. Но в некоторых случаях, например, после реорганизации компании, каких-то внутренних изменениях проводится повторная процедура по вводу должностных инструкций в действие.
Роль должностных инструкций вполне понятна: с их помощью руководство регулирует деятельность подчиненных. Таким образом, они служат для достижения сразу нескольких целей: укреплению дисциплины труда, организации и мобилизации работников, повышению производительности и в конечном счете расширению перспектив предприятия.
Следует отметить, что далеко не всегда и не везде применяются должностные инструкции, в основном они распространены в государственных учреждениях, а также в крупных организациях коммерческого сектора, где большая численность персонала.
Назначение приказа
Если на предприятии используются должностные инструкции, то приказ о вводе их в действие является незаменимым документом, значение которого невозможно переоценить.
Он является юридическим подтверждением их значимости и законности, проще говоря, без этого приказа инструкции с прописанными в них функциональными обязанностями работников организации могут быть признаны недействительными (в случае возникновения споров и конфликтов между руководством организации и подчиненными, дошедшими до судебной инстанции, трудовой инспекции или прокуратуры).
Какой формат приказа выбрать
Приказ о введении в действие должностных инструкций разрешается писать в произвольном виде, поскольку его единый стандарт отсутствует. Единственное, что следует при этом учитывать: чтобы структура, состав и подача документа соответствовали нормам деловой документации.
Правда, в государственных учреждениях, ровно как и в некоторых коммерческих компаниях иногда встречается унифицированный шаблон распоряжения. При этом формат приказа должен быть обязательно утвержден в локально-нормативных актах организации.
Как оформить приказ, особенности документа
Оформление приказа также отдается на откуп его составителям. Документ можно писать вручную или делать в печатном виде, на обычном листе бумаги или на бланке с фирменными реквизитами и логотипом.
Приказ формируется всегда в единственном оригинальном экземпляре, а при необходимости делаются его заверенные копии в нужном количестве.
Кто должен поставить под документом свои автографы
Под приказом обязательно должны расписаться следующие лица: директор компании, как сотрудник, от лица которого идет данное распоряжение, работники, которых приказ касается напрямую, а также те, на кого возлагается контроль за его исполнением. Таким образом, все они будут свидетельствовать о том, что ознакомлены с содержанием документа и согласны с ним.
Отсутствие этих подписей может привести к тому, что при возникновении разногласий между руководством предприятия и подчиненными, приказ будет оспорен суде, а директор и иные должностные лица привлечены к административному наказанию.
Как организовать регистрацию и учет
Все приказы, издаваемые от имени руководителя фирмы должны в обязательном порядке учитываться. Для этого обычно используются специальный журнал.
В него вносится название распоряжения, его номер и дата выпуска. Журнал, как правило, находится под контролем у кого-либо из сотрудников, входящих в ближайшее окружение руководства: секретаря, начальника кадрового отдела или юриста. В случае надобности журнал помогает доказать сам факт создания приказа, а также оперативно найти требуемый документ.
Нормы и сроки хранения документа
По отношению к хранению приказа никаких особенных условий не выдвигается. Но для организации порядка в этом деле следует подшить документ в папку с другими подобного рода бумагами, где он должен находиться период, установленный в законодательстве или срок, указанный в нормативно-правовых актах фирмы (не меньше трех лет). После этого от него можно избавиться (но только в соответствии с определенным регламентом, установленном для утилизации распорядительных актов).
Образец приказа о введении в действие должностных инструкций
Если перед вами встала задача по формированию приказа о введении в действие должностных инструкций, а вы ранее с ним дела не имели, ознакомьтесь с его примером и комментариями к нему – с их учетом вы без труда создадите свое распоряжение.
- В начале документа напишите наименование компании, затем название приказа, его номер (по внутреннему документообороту) и место его составления.
- После этого переходите к основной части. Первым делом впишите сюда обстоятельства, которые послужили поводом для оформления приказа – эти данные будут выступать в роли обоснования. Затем внесите ссылки на законодательные акты или внутренние документы предприятия, которые связаны с распоряжением – они будут являться основанием.
- Ниже дайте указание собственно на введение в действие должностных инструкций. Тут по порядку укажите, каких именно документов это касается (т.е. напишите названия должностей, а также номера должностных инструкций и их номера как приложений к данному приказу).
- Если ранее подобный приказ уже издавался, в новом распоряжении его следует отменить.
- Обязательно надо отметить необходимость доведения данного документа до работников предприятия, а также назначить ответственного за его исполнение сотрудника.
- В конце документ следует подписать.