Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха
Статус: | утратил силу |
Название рус.: | Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата актуализации: | 01.01.2021 |
Дата введения: | 01.03.2011 |
Дата окончания срока действия: | 15.11.2012 |
Область применения: | Инструкция предназначена для использования государственными инспекторами по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в работе при осуществлении мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и рекомендуется для использования государственными инспекторами по охране природы |
Оглавление: | 1. Общие положения 2. Планирование и подготовка к проведению проверки 3. Проведение проверки 4. Оформление результатов проверки 5. Контроль за устранением нарушений Приложение 1 Рекомендации для государственного инспектора по охране природы при осуществлении контроля за обеспечением мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий Приложение 2 Рекомендации для государственного инспектора по охране природы при осуществлении контроля за работой газоочистного и газопылеулавливающего оборудования Приложение 3 Перечень документов, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на предприятии (организации) Приложение 4 Перечень наиболее характерных нарушений в области охраны атмосферного воздуха |
Утверждён: | 01.03.2011 Росприроднадзор (112) |
Издан: | Журнал Экологические ведомости (2013 г. (3)) |
Расположен в: | Техническая документация Экология ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ Качество воздуха Качество воздуха в целом Строительство Нормативно-правовые документы Экспертиза, госнадзор |
Нормативные ссылки: |
|
Скачать
В целях повышения эффективности работы государственных инспекторов по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, повышения качества проведения контрольно-надзорной деятельности в области охраны атмосферного воздуха на основании результатов выполнения научно-исследовательской работы по государственному контракту от 05.10.2009 N Э-1-09/72 и во исполнение п. 3.1 протокола совещания от 14.07.2010 по приемке научно-технической продукции, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха (далее — Инструкция).
2. Рекомендовать должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль, использовать Инструкцию в работе при осуществлении мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Амирханова А.М.
Руководитель В.В. Кириллов
https://nebegun.ru/doc/59850.rar
Проверка воздухоохранной работы на предприятии
А.Г. Дудникова ООО «ЭКОТИМ»
Комментарий к приказу Росприроднадзора от 1 марта 2011 г. № 112 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха».
Утверждённая приказом Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха (далее – Инструкция) рекомендована должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль, для использования в работе при осуществлении мероприятий по контролю, т.е. при проверках предприятий. Несмотря на то что Инструкция рекомендована только федеральным инспекторам, с ней полезно ознакомиться всем, кто по долгу службы сталкивается с вопросами охраны атмосферного воздуха, в том числе экологам предприятий и преподавателям природоохранных дисциплин.
В связи с этим советуем специалистам, ответственным за охрану окружающей среды на предприятии, медленно и внимательно прочитать Инструкцию в спокойной обстановке, а их прямым начальникам – обеспечить для этого условия в течение нескольких часов подряд.
Инструкция содержит подробную, практически полную информацию о том, что должен знать и делать эколог предприятия в области охраны атмосферного воздуха, какие документы должны быть на предприятии, какие требования должны выполняться при разработке мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), какие требования предъявляются к состоянию различных типов газоочистных установок (ГОУ) и как выявить их основные неисправности.
Поэтому при приёме на работу нового специалиста Инструкция может служить методическим материалом, вводящим в курс дела. При дальнейшей работе с ней следует сверяться время от времени.
Инструкция разработана в рамках научно-исследовательской работы (НИР) по государственному контракту. На 46 страницах пошагово и детально изложено, что должен делать инспектор, проверяя предприятие. Теперь, следуя Инструкции, любой специалист может не только выявить некомплектность необходимой документации, но и проверить природоохранную деятельность предприятия по существу, в том числе – соответствие проекта нормативов ПДВ действительности. В документе прямо указано, что «выявленные факты представления хозяйствующим субъектом недостоверной и искаженной информации … являются основанием для принятия мер административного воздействия».
Проект нормативов ПДВ теперь будет проверяться на наличие в нём требуемых согласований, справок и иных формальных составляющих, которые должны были быть проверены при выдаче разрешения на выброс:
«При проведении проверки содержательной части нормативов ПДВ следует обращать внимание на:
наличие заключения Роспотребнадзора, справки Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;
наличие плана-графика контроля за соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие организует работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);
мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценку их достаточности (план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов)».
Таким образом, теперь разрешение на выброс не является гарантом непредъявления требований к содержанию проекта нормативов ПДВ. Соответственно хозяйствующие субъекты, считавшие неважным качество проекта нормативов ПДВ (главное, получить бумажку под названием «разрешение»), попадают под прямой удар, что, собственно, и прогнозировалось.
Пока не у всех предприятий имелся полный комплект разрешительной документации, проверка сводилась к выявлению отсутствия какого-либо документа. В настоящее время почти все предприятия обеспечили себя полным комплектом природоохранной документации, что вынудило инспекторов развиваться дальше. Следствие – обращение к профессионалам (заказ НИР!) для разработки документа, руководствуясь которым можно проверять качество этой документации и действительное состояние природоохранной деятельности на предприятии. Теперь можно ожидать отзыва разрешений на выброс, полученных на основе некачественных проектов нормативов ПДВ.
Комплектность документации тоже проверяется. С неё проверка и начинается:
«При проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха государственный инспектор по охране природы в первую очередь устанавливает наличие оформленной и разработанной в установленном порядке необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством.
В общем виде на предприятии может быть выделена учредительная и правоустанавливающая, обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчётная документация».
Однако теперь проверка не ограничится основной документацией, хорошо знакомой инспектору и экологу предприятия. Похоже, что в рамках НИР было проанализировано действующее законодательство на предмет нереализованных его требований. В результате приложение 3 к Инструкции «Перечень документов, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на предприятии (организации)» содержит 31 позицию и включает такие документы, как «Порядок (схема) оповещения территориальных органов Росприроднадзора о возникновении аварийных выбросов» (проверяется полнота, своевременность и достоверность выполнения). Основанием для наличия данного документа на предприятии являются сразу три нормы:
1) ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля);
2) п. 4.5 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»;
3) постановление Госстандарта СССР от 24 августа 1978 г. № 2329 (при превышении ПДВ (ВСВ) в результате аварии предприятие обязано в установленном порядке сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферы).
Стоит отметить, что упомянутый установленный порядок в законодательстве нами не выявлен, но в целом инструкция не содержит норм, не подкреплённых законодательно.
Далее, согласно инструкции, после ознакомления с документацией предприятия инспектор по охране природы в целях проверки соответствия данных, приведённых в инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекте нормативов ПДВ, по карте-схеме предприятия осуществляет обход и проверку территории, производственных участков, площадок, цехов, линий, ГОУ (оценивается техническое состояние последних, а также их эффективность).
Для того чтобы инспектор мог проверить состояние ГОУ максимально эффективно, инструкция содержит приложение 2 «Рекомендации для государственного инспектора по охране природы при осуществлении контроля за работой газоочистного и газопылеулавливающего оборудования». В рекомендациях даны признаки неисправности основных ГОУ, указано, что конкретно должен проверять инспектор и на что обращать внимание.
В случае выявления нарушений государственный инспектор по охране природы обязан привлечь виновное лицо к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В целях устранения нарушений государственный инспектор обязан выдать предписание с указанием сроков его выполнения. По истечении этих сроков проводится проверка выполнения предписания.
Итак, знание порядка проверки воздухоохранной работы должностными лицами Росприроднадзора и его территориальных органов позволит предприятию грамотно подготовиться к мероприятиям по контролю.
Поздравляем Росприроднадзор с выходом столь качественного и ценного документа и обращаем внимание природопользователей на то, что теперь проекты ПДВ и прочие документы по охране атмосферного воздуха следует разрабатывать добросовестно.
Статья опубликована
«Экология Производства» № 6 июнь 2011 года.