Оперативные инструкции гмссб для капитанов морских судов терпящих бедствие

ГЛОБАЛЬНАЯ

МОРСКАЯ

СИСТЕМА

СВЯЗИ при

БЕДСТВИИ

и для обеспечения безопасности

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 1 из 10

РУКОВОДСТВО ДЛЯ КАПИТАНОВ СУДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

Тонет ли

Передайте, если

Садитесь в

позволяет время,

спасательное

Включите и

судно или

Да

сигнал бедствия

средство, захватив

должно быть

ЦИВ, УКВ/ПВ/КВ или

портативные УКВ,

оставьте в работе

РЛО и АРБ

покинуто

ИНМАРСАТ

РЛО и АРБ

Нет

Нет

Нуждаетесь

Передайте, если

Свяжитесь с СКЦ и

позволяет время,

Получен ли

ли Вы в

Да

сигнал бедствия

Да

судами на

немедленной

ЦИВ, УКВ/ПВ/КВ или

ответ?

УКВ/ПВ/КВ или

помощи

ИНМАРСАТ

ИНМАРСАТ

Нет

Существует ли

Свяжитесь с СКЦ

Получен ли

Свяжитесь с СКЦ и

потенциальная

Да

на УКВ/ПВ/КВ

Да

судами на

опасность?

или ИНМАРСАТ

ответ?

УКВ/ПВ/КВ или

ИНМАРСАТ

Нет

А В А Р И Й Н Ы Е Ч А С Т О Т Ы

радиотелефон

ЦИВ

Радио телекс

Дополнительно

CH. 16

CH. 70

CH. 06

2182

2187.5

2174.5

3023

4125

4207.5

4177.5

6215

6312

6268

5680

8291

8414.5

8376.5

123.1 МГц

12290

12577

12520

16420

16805.5

16695

Передача информации по безопасности на море

НАВТЕКС

Радио телекс

Частоты

518 кГц

4210

Береговых

490 кГц

6314

Станций

4209.5 кГц

8416.5

“LIST of

12579

Radio determination

16806.5

and special service

19680.5

Station”

22376

26100.5

КОСПАС/SARSAT

SART

ИНМАРСАТ

406.025 МГц

9.2÷9.5 ГГц

1530÷1545.5 МГц

1626.5÷1646.5МГц

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 2 из 10

1. ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение человеческой жизни на море основная задача радиосвязи морской подвижной службы. Существовало много способов передачи информации о бедствии, срочности и безопасности. После гибели легендарного «Титаника» принимается решение конференцией SOLAS-14, предписывающее всем судам иметь радиоустановку, обеспечивающую приём и передачу информации о бедствии на частоте 500 кГц. За тем SOLAS-29, обязал все суда тоннажем более 300 рег. тонн суда иметь на борту радиоустановку, работающую на частоте 2182 кГц, в 1974 году все суда оснащались УКВ радиоустановкой, работающей на частоте 156.8 МГц. Основной недостаток этих видов связи:

§Дальность связи ограничена от 30 до 150 миль;

§Требуется наличие подготовленного персонала, способного передать информацию на берег;

§Не возможно обеспечить постоянную вахту на аварийных частотах

Сразвитием цифровых видов связи, спутниковых систем связи, возможности передачи информации без ошибок на огромные расстояния, позволило оснастить судовые станции средствами связи радиоустановками, обеспечивающими передачу оповещения о бедствии непосредственно на

береговые спасательнокоординационные центры. Оператор береговой станции получает расширенную информацию о судне, терпящем бедствие:

§Идентификатор судна, терпящего бедствие, по нему определяется тип, название, назначение судна;

§Координаты и время считывания координат;

§Тип бедствия;

§Вид связи и частоты для последующей связи.

С1988 года начинается введение Глобальной Морской Системы связи при Бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). Поэтапно устанавливается радиооборудование на суда:

С1 августа 1993 года все суда оборудуются приемниками НАВТЕКС и спутниковыми радио

буями;

С1 февраля 1995 года суда ново строя оборудуются радиоустановкой ГМССБ;

С1 февраля 1999 года все суда должны оборудоваться радиоустановкой ГМССБ;

2.ЭЛЕМЕНТЫ ГМССБ

ВГМССБ используются:

qСистемы спутниковой связи ИНМАРСАТ и КОСПАС/SARSAT;

qСистемы наземной связи в ПВ, КВ, и УКВ диапазонах.

2.1СИСТЕМА СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ ИНМАРСАТ

Связь в системе ИНМАРСАТ ведется через спутники, находящиеся на геостационарной орбите. Геостационарная орбита этот положение спутника относительно Земли, при котором спутник

движется в плоскости экватора в направлении вращения Земли и поэтому для наблюдателя представляется неподвижным. Высота орбиты спутников ИНМАРСАТ 36000 км. Положение спутников следующее:

Тихоокеанский — 178O E

Атлантический восточный – 15,5OW

Индийский – 64OE

Атлантический западный – 54OW

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 3 из 10

Районы действия спутников ИНМАРСАТ обеспечивают круглосуточное наблюдение за вызовами в пределах от 70О N до 70О S. Сеть земных береговых станций (БЗС) ИНМАРСАТ являются шлюзом между спутниками и береговыми сетями связи. Основные виды связи: прямое телефонное соединение, телекс, передача данных. Система ИНМАРСАТ наиболее эффективно используется для передачи информации в аварийных ситуациях, так же передачи на суда информации по безопасности на море. Для ГМССБ сертифицирован стандарт ИНМАРСАТА, ИНМАРСАТВ, ИНМАРСАТС и спутниковые радиобуи ИНМАРСАТЕ.

2.2 СИСТЕМА КОСПАС/SARSAT

Космическая система поиска и спасания (КОСПАС) и её аналог Search and Rescue Satellite aided Tracking (SARSAT) используются для определения места бедствия и наведения поисковоспасательных групп. Для определения местоположения используются аварийные радио буи (АРБ), которые передают идентификатор судна на частоте 406,025 МГц, спутник

определяет местоположение по доплеровскому сдвигу частоты и затем информация передается на береговые пункты приема информации и Центр эксплуатации сети, в котором по идентификатору определяется название, тип судна, адрес судовладельца. Далее организуется поисковоспасательная операция. Привод спасательных групп осуществляется на частоте 121,5 МГц. Спутники вращаются через полюса высота на орбите 800-1000 км. Точность определения места бедствия 2-5 км. Время передача информации в СКЦ в северном полушарии

от 30 минут до 1,5 часов, в южном полушарии до 2 часов.

2.3 ЦИФРОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ

Система цифрового избирательного вызова (далее ЦИВ) применяется на судах, для того чтобы исключить необходимость в слуховой радиовахте на вызывных частотах. Система ЦИВ разработана для вызова станций, с передачей информации о последующем виде связи, конкретных частотах или каналах для связи. Также она используется для передачи оповещения о бедствии на частотах специально предназначенных для этого.

ВПВ диапазоне частота 2187.5 кГц;

ВКВ диапазонах – 4207.5, 6312 кГц, 8414.5 кГц, 12577 кГц, 16804.5 кГц;

ВУКВ диапазоне – 156.525 МГц (70 канал).

Кроме аварийных частот существуют частоты для вызова, не касающегося срочности, бедствия и безопасности. На этих частотах производиться вызов судовых и береговых станций, причем возможно при помощи ЦИВ входить в автоматическую телефонную сеть, конкретной береговой станции.

2.4 СИСТЕМА РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ

Для определения места бедствия в ГМССб используется система радиолокационного обнаружения, состоящая и радиолокационного ответчика и радиолокатора. Диапазон работы 9200-9500 МГц (длина волны 3.2 см). Посредством излучения радиолокационного ответчика на экране 3-х см радиолокатора появляется засветка в виде сектора, если дальность до места излучения более 3 миль, или 12 радиальных кругов, если дальность до места излучения менее 3 миль. Все суда оборудуются минимум одним радиолокационным ответчиком. Устанавливается он на судне в месте выхода к спасательным средствам. Для приведения в

действие его достаточно вынести на крыло мостика или установить в спасательном средстве на высоту не менее 1 метра.

Проходящее судно, облучив его импульсом радиолокатора, приведет радиолокационный ответчик в действие. Если район места бедствия с активным судоходством, достаточно нажать кнопку включения питания. Дальность действия ограничена, при обнаружении с судна – 15 миль, при поиске летательным аппаратом 30 миль.

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 4 из 10

2.5 РАДИО ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

Для обмена при бедствии, срочности и безопасности, а так же для передачи общественной и коммерческой информации в ГМССБ используется радиотелефонная связь в диапазонах ПВ, КВ и УКВ. Радиотелефонные частоты для аварийной связи в УКВ – 16 и 06 каналы;

ПВ диапазоне – 2182 кГц,

КВ диапазонах– 4125 кГц, 6215 кГц, 8192 кГц, 12290 и 16420 кГц.

2.6 РАДИО ТЕЛЕКСНАЯ СВЯЗЬ (УБПЧ)

Радио телексная связь используется для передачи текстовой информации в ПВ и КВ диапазонах. При передаче информации каждый знак кодируется международным телеграфным кодом МТК5. Для повышения достоверности информации, передаваемой по сети телекс, используются форматы передачи, позволяющие обнаруживать и исправлять ошибки.

Формат ARQ (Automatic Repetition request) — используется для связи между двумя радио телексными станциями.

FEC (Forward Error Correction) — для циркулярной передачи (всем станциям).

Для аварийной связи назначены следующие частоты:

вПВ диапазоне – 2174.5 кГц,

вКВ диапазоне – 4177.5 кГц, 6268 кГц, 8376.5 кГц, 12520 кГц и 16695 кГц.

Для передачи информации через береговые радиостанции используются частоты из таблицы частот конкретной береговой станции. (List of Coast Station, ITU). При связи судносудно используются рекомендуемые каналы из приложения 33 Руководства по радиосвязи МПС и МПСС в диапазонах 4 – 27 МГц.

2.7 СИСТЕМА НАВТЕКС (НАВИГАЦИОННЫЙ ТЕЛЕКС)

Вся поверхность мирового океана поделена на районы НАВАРЕА. В каждом района НАВАРЕА есть координатор, который через сети береговых станций обеспечивает информацией по безопасности на море суда в режиме узкополосного буквопечатания (УБПЧ). Передача ведется на одной частоте – 518 кГц. Для того чтобы станции не создавали помехи друг для друга, каждой станции, выделяется промежуток времени в 20 минут для передачи. Если станции работают в одно время, то они удалены друг от друга на расстояние достаточное, чтобы не создавать помехи. Передача ведется на латыни. Дальность действия 250-300 миль.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАДИООБОРУДОВАНИЮ ГМССБ

Судовая радиоустановка ГМССБ должна обеспечить:

1.передачу оповещения о бедствии в направлении судноберег, по меньшей мере, двумя независимыми средствами связи, использующими различные виды связи,

2.приём оповещения о бедствии в направлении берегсудно,

3.передачу и прием оповещения о бедствии в направлении судносудно,

4.передачу и прием сообщений для координации поиска и спасания,

5.передачу и прием сообщений на месте бедствия,

6.передачу и прием информации для определения местоположения,

7.передачу и прием информации по безопасности на море,

8.передачу и прием сообщений общего назначения через береговые системы связи,

9.передачу и прием информации мостикмостик.

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 5 из 10

4. МОРСКИЕ РАЙОНЫ ГМССБ

Состав оборудования и количество радиоспециалистов ГМССБ зависит от удаленности от береговых станций ГМССБ.

Определено несколько районов ГМССБ:

Морской район А1 – район, в котором существует устойчивая связь с одной береговой УКВ радиостанцией, оборудованной системой ЦИВ;

Морской район А2 – район, в котором существует устойчивая связь с одной береговой ПВ радиостанцией, оборудованной системой ЦИВ, за исключение района А1;

Морской район А3 – район, в котором действует система связи ИНМАРСАТ, в пределах от 70О N до 70О S, за исключением районов А1 и А2;

Морской район А4 – район, за пределами районов А1, А2 и А3 (приполярные координаты);

Реализация морских районов ГМССБ побережья о. Сахалин

действующий район планируемый район

Прим: на начало 2005 года

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 6 из 10

5. ДИПЛОМЫ РАДИОСПЕЦИАЛИСТОВ ГМССБ

Регламентом радиосвязи для ГМССБ определены следующие дипломы радиоспециалистов ГМССБ:

4Диплом оператора ГМССБ ограниченного района;

4Диплом оператора ГМССБ;

4Диплом оператора радиоэлектроника второго класса ГМССБ;

4Диплом оператора радиоэлектроника первого класса ГМССБ;

Морская администрация каждого государства самостоятельно определяет количество радиоспециалистов для каждого из районов ГМССБ. На Российских судах разрешается:

Врайоне А1 все судоводители должны иметь диплом оператора ГМССБ ограниченного района,

врайоне А2 капитан и старший помощник должны иметь диплом оператора ГМССБ, остальные судоводители диплом оператора ГМССБ ограниченного района;

Врайонах А3 и А4 обязательно наличие диплома радиоэлектроника первого или второго класса ГМССБ, капитан и старший помощник общий диплом, вахтенные помощники диплом оператора ГМССБ ограниченного района.

Условия выдачи дипломов персоналу судовых станций и судовых земных станций ГМССБ

(РР раздел IIIA)

3949ВА Диплом оператора — радиоэлектроника второго класса выдается кандидатам, овладевшим перечисленными ниже техническими и профессиональными знаниями и квалификацией;

3949ВВ А) общие знания основных законов электричества и теории радио и электроники, достаточные для удовлетворения требований, определенных в пп. 3949ВС, 3949BD, 3949BE;

3949ВС b) общие теоретические знания оборудования радиосвязи ГМССБ, включая узкополосные буквопечатающие телеграфные и радиотелефонные передатчики, устройства цифрового избирательного вызова, судовые земные станции, радиомаяки указатели места бедствия, судовые антенные системы, радиооборудование для спасательных средств со всеми вспомогательными устройствами, в том числе источники питания, а также общее знание другого оборудования, которое обычно используется для радионавигации, уделяя особое внимание поддержанию оборудования в рабочем состоянии;

3949ВD с) практические знания по эксплуатации и знание профилактического обслуживания оборудования, указанного в п. 3949BC;

3949ВE d) практические знания, необходимые для устранения неисправностей в оборудовании, перечисленном в п. 3949BC, с помощью имеющихся на борту средств, если необходимо, замены модульных блоков;

3949ВF е) подробные практические знания по работе всех подсистем и оборудования ГМССБ;

3949ВG f) умение правильно передавать и принимать по радиотелефону и буквопечатающему телеграфу;

3949ВH g) подробное знание правил, применяемых в радиосвязи, документов, касающихся тарификации, и тех положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, которые относятся к радио;

3949ВI h) достаточное знание одного из рабочих языков Союза. Кандидаты должны уметь удовлетворительно изъяснятся на этом языке как устно, так и письменно;

3949CA Общий диплом оператора выдается кандидатам, овладевшим перечисленными ниже техническими и профессиональными знаниями и квалификацией;

3949CВ a) подробные практические знания по работе всех подсистем и оборудования ГМССБ;

3949CC b) умение правильно передавать и принимать по радиотелефону и буквопечатающему телеграфу;

3949CD c) подробное знание правил, применяемых в радиосвязи, документов, касающихся тарификации, и тех положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, которые относятся к радио;

3949CE d) достаточное знание одного из рабочих языков Союза. Кандидаты должны уметь удовлетворительно изъяснятся на этом языке как устно, так и письменно;

3949DA Ограниченный диплом оператора выдается кандидатам, овладевшим перечисленными ниже техническими и профессиональными знаниями и квалификацией;

3949DВ a) практические знания по эксплуатации подсистем и оборудования ГМССБ, которые требуются во время рейса судна в пределах действия береговых ОВЧ станций;

3949DC b) умение правильно передавать и принимать по радиотелефону;

3949DD c) знание правил, применяемых в радиосвязи, документов, касающихся тарификации, и тех положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, которые относятся к радио;

3949DE d) Элементарное знание одного из рабочих языков Союза. Кандидаты должны уметь удовлетворительно изъяснятся на этом языке как устно, так и письменно. Администрация может отказаться от вышеуказанных требований в отношении знания языка лицами, имеющими ограниченный диплом оператора, если судовая станция находится в ограниченной зоне, определенной заинтересованной Администрацией, В таких случаях в дипломе должна быть соответствующая запись;

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 7 из 10

6. ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ОБОРУДОВАНИЯ ГМССБ

При монтаже радио установки ГМССБ на судах, действуют следующие требования:

üДля подачи оповещения о бедствии должны быть две независимые системы связи;

üСистемы оповещения о бедствии должны управляться с места управления судом;

üДолжна обеспечиваться постоянная работоспособность оборудования;

üДолжен быть резервный источник питания.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ИСТОЧНИКАМ ПИТАНИЯ

Все радиоустановки ГМССБ снабжаются резервным источником энергии, который должен обеспечить питание радио оборудования при выходе из строя основного источника энергии. Обычно в качестве резервного источника питания на судах используются аккумуляторные батареи. Ёмкость

резервного источника энергии должна быть достаточной для одновременной работы УКВ радиоустановки и ПВ/КВ радиоустановки или УКВ радио установки и СЗС ИНМАРСАТ. Время работы рассчитывается из условия работы радиоустановки в течении 6 часов, если судно не имеет аварийного источника энергии, и одного часа, если судно имеет аварийный источник энергии. Аварийным источником энергии (дополнительным генератором для питания радиоустановки) снабжаются все суда постройки после 01 февраля 1995 года. На судне обязательно наличие автоматического зарядного устройства, обеспечивающего заряд до номинальной ёмкости в течении 10 часов. При выходе из строя основного источника энергии, питание радиоустановки автоматически переключается на аварийный или резервный источник энергии.

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ГМССБ

Для обеспечения постоянной работоспособности оборудования ГМССБ на судах используют следующие способы обслуживания:

@Техническое обслуживание и ремонт в море;

@Береговое техническое обслуживание;

@Дублирование аппаратуры,

На судах в районах А1 и А2 достаточно использовать один из способов, так как расстояние до порта небольшое, где есть возможность произвести поиск и устранение неисправностей. В районах А3 и А4 требуется использовать не менее двух способов.

Для сервисного обслуживания на берегу заключается договор с сертифицированным центром, обеспечивающим такое обслуживание, с приложением его к акту освидетельствования. Договор с перечнем обслуживаемого оборудования должен храниться на судне.

Для технического обслуживания в море на судне должен быть специалист радиоэлектроник второго или первого класса, а так же комплект запасного имущества (ЗИП) и контрольно измерительные приборы (КИП) для поиска неисправностей.

При дублировании оборудования на судах дополнительно устанавливается:

Вморском районе А3 – УКВ радиоустановка с ЦИВ и ПВ/КВ радиостанция с ЦИВ и телексом или вторая СЗС ИНМАРСАТ;

Вморском районе А4 – УКВ радиоустановка с ЦИВ и ПВ/КВ радиостанция с ЦИВ и телексом.

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 8 из 10

9. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОВЕРИ ОБОРУДОВАНИЯ

Перед выходом в рейс:

þ Проверка всего комплекта оборудования ГМССБ и электрорадионавигации; Ежедневно:

þПроверка ЦИВ без излучения в эфир; þПроверка зарядки аккумуляторов; þПроверка принтеров;

Еженедельно:

þТестирование ЦИВ через береговые станции; þПроверка носимых УКВ радиостанций;

Ежемесячно:

þПроверка АРБ, радиолокационных ответчиков с использованием встроенного контроля; þПроверка состояния аккумуляторных батарей; þПроверка состояния антенн и изоляторов с замерами сопротивления изоляции.

10. СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ

Требования к минимальному составу оборудования ГМССБ распространяется на все суда, попадающие под конвенцию СОЛАС. К таким судам относятся:

úВсе пассажирские суда;

úсуда водоизмещением более 300 регистровых тонн

Таблица 1 СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЙОНА ПЛАВАНИЯ

Радиооборудование ГМССБ

Морские районы ГМССБ

А1

А2

А3 с

А3 без

А4

Инмарсат

Инмарсат

УКВ радио станция с ЦИВ

1

1

2

2

2

ПВ Радиостанция с ЦИВ

1

ПВ/КВ радио станция с ЦИВ

1

2

2

Радио телексный терминал

1

2

2

СЗС ИНМАРСАТ

1

Приёмник НАВТЕКС или приемник РГВ

1

1

1

1

1

Аварийный радио буй

1

1

1

1

1

УКВ носимая радиостанция

21

21

21

21

21

Радио локационный ответчик

11

11

11

11

11

Радио локатор

1

1

1

1

1

Аппаратура УАИС

1

1

1

1

1

Резервный источник питания

1

1

1

1

1

Командновещательная установка

1

1

1

1

1

Примечание: Суда водоизмещением до 500 регистровых тонн снабжаются 2-мя УКВ носимыми радиостанциями и одним РЛО, суда более 500 регистровых тонн 3-мя УКВ носимыми радиостанциями и 2-мя РЛО.

11. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СУДОВОЙ РАДИОСТАНЦИИ

Все суда независимо от района плавания снабжаются:

Лицензией на эксплуатацию радиостанции. Лицензия выдается Главным управлением Государственного надзора при Министерстве связи РФ. Содержит сведения о радиоустановках работающих на передачу.

Дипломами радиоспециалистов ГМССБ;

Радиожурналом ГМССБ, радиожурнал содержит сведения о судне, радио специалистах ГМССБ, записи о радиообмене и местоположении судна;

Актом об освидетельствовании радиооборудования с перечнем радиооборудования, содержит сведения об установленном радиооборудовании и его состоянии;

Руководством по радиосвязи МПС и МПСС, содержит выдержки из Регламента радиосвязи, инструкций по ведению радио телефонной связи, радио телексной связи, использованию системы ЦИВ, эксплуатационные положения для МПС и МПСС;

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 9 из 10

Техническим описанием на каждый прибор, техническое описание издается заводом производителем оборудования, содержит подробные технические данные, инструкции по установке и эксплуатации, структурные и принципиальные схемы приборов;

Специальной технической литературой, издания МСЭ:

1.List of Coast Station, Список береговых станций, содержит сведения о береговых станциях, расписание работы, частоты, идентификаторы береговых станций, информация о действующих тарифах;

2.List of Ship Station, Список судовых станций, содержит сведения о судовых станциях, позывные, идентификаторы и код расчетной организации, в настоящий момент состоит из трех томов;

3.List of Call Sign and numerical Identities, Список позывных и цифровых идентификаторов всех станций МПС И МПСС.

4.List of radio determinations and special service station, содержит сведения о специальных береговых станциях, радиомаяках, передатчиках точного времени, станциях, передающих навигационную, метео-, срочную и медицинскую информацию.

i Документами национальных администраций;

1Приказ № 31 от 27 апреля 1994 года и инструкция «Об организации связи и обработке аварийных и контрольных сообщений судов«

1Приказ № СМ 36/1398 от 14/07/93 «О порядке предоставления телефонных разговорах по паролю «Бедствие» по каналам Министерства связи Российской Федерации«.

1РД 31.64.01-94 «Инструкция по использованию БАПВ «Диск» на судовых каналах«.

1РД 31.64.22-94 «Инструкция по работе в автоматизированной системе телеграфной связи ММФ«.

1РД 31.64.24-94 «Инструкция для операторов радиотелефонистов по несению радиовахты, обеспечивающей безопасность на море«.

1РД 31.64.26-94 «Методы обеспечения электромагнитной совместимости судовых РЭС связи«.

1РД 31.64.27-94 «Размещение на судне станций спутниковой связи. Правила и нормы проектирования«.

1РД 31.64.52-94 «Нормативы сроков службы судовых средств радиосвязи, трансляции и электрорадионавигации«.

1Приказ ДМТ №41 от 7 июля 1994 г. «Положение о порядке и правилах использования ведомственных средств связи морского транспорта. Свод условных наименований должностных лиц морского транспорта для ведомственной связи«.

1Приказ №21 от 12/4-95 г. «О дипломах ГМССБ«.

1Приказ ДМТ №1 от 4/1-96 г. и Положение «О тренажерной подготовке судоводителей, радиоспециалистов и операторов систем управления движением судов (СУДС)».

1Приказ №18 от 14/5-96 г. и Временные требования к УТЦ ГМССБ.

1Приказ №202 от 21/5-02 «Об утверждении требований к получению дипломов о присвоении квалификации и свидетельств к персоналу судов рыбопромыслового флота».

1Приказ № 142 от 25/03-02 «О введении в действие табеля оснащения судов флота конвенционным радиооборудованием ГМССБ, средствами навигации и аппаратуры промысловой гидроакустики».

1Приказ № 202 от 22.11.2002 «Об утверждении требований к получению дипломов о присвоении квалификации судов рыбопромыслового флота»

Прим. Список постоянно корректируется

Подготовка судовых операторов ГМССБ

Автор: С.Н. Мазий

стр. 10 из 10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основное средство внешней связи на море – радиосвязь. Радиообмен ведется в режимах телефонии, телекс, факс, электронной почты, режима передачи данных.

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ) (рис. 1).

ГМССБ основана на том, что поисково-спасательные организации, так же как и суда в районе бедствия, должны быть в возможно короткий срок извещены об аварии и соответственно принять участие в скоординированной операции с минимальными затратами времени.

Кроме этого, система обеспечивает передачу информации, необходимую для безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические преду­преждения.

ГМССБ

Функции ГМССБ

  • Передача оповещений о бедствии. Под оповещением о бедствии понима­ется быстрая и надежная передача информации об аварии судам, находящимся в районе аварии, или спасательным координационным центрам (СКЦ), которые могут оказать помощь. Аварийное оповещение обычно поступает на СКЦ через береговую радиостанцию или береговую земную станцию системы INMARSAT, после чего сообщение передается поисково-спасательным средствам и судам в районе аварии.
  • Прием и передачу сообщений для координации поиска и спасания. В этот вид связи входит обмен информацией между СКЦ и руководителем прове­дения поисково-спасательной операции на месте аварии или координатором надводного поиска в районе аварии.
  • Прием и передачу сообщений на месте бедствия. Этот вид связи обычно осуществляется в режимах радиотелефонии в ПВ (2182 кГц) и УКВ (16 канал) диапазонах.
  • Прием и передачу сигналов для местоопределения и самонаведе­ния. Данные сигналы передаются для облегчения поиска аварийного судна или определения местоположения потерпевших аварию. В ГМССБ для этих целей используются: радиолокационные маяки-ответчики (SARTАвтосчислители и системы автоматической регистрации – search and rescue transponder), работающие в частотном диапазоне 9 ГГц, совместно с радиолокационными станциями в 3-сантиметровом диапазоне;
  • спутниковые радиобуи (АРБ).
  • Прием и передачу информации по безопасности на море. Для пере­дач данного типа применяются система NAVTEX и расширенный групповой вызов (EGC) в спутниковой системе INMARSAT.
  • Прием и передачу сообщений общего назначения через береговые системы или сети связи. Данный вид связи в ГМССБ используется для обмена информацией между судовыми и береговыми радиостанциями по во­просам управления и эксплуатации судна. Связь такого типа может осуществ­ляться на любых частотах, включая частотные каналы для обмена частной информацией.
  • Прием и передачу сообщений «мостик-мостик». Данный вид связи ис­пользуется для обмена информацией по УКВ радиотелефону на 13 канале меж­ду судами с целью обеспечения безопасного движения указанных судов.
  • Судовая ГМССБ

    Морские районы плавания

    Районы плавания судов характеризуются следующим образом (рис. 3):

    «Морской район А1»> – район в пределах зоны действия в режиме радиоте­лефонии по крайней мере одной береговой УКВ станции, обеспечивающей посто­янную возможность передачи сообщений с использованием цифрового избира­тельного вызова (20-50 миль).

    «Морской район А2»> – район, за исключением морского района А1, в пре­делах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой радиостанции, работающей в ПВ-диапазоне и обеспечивающей постоянную воз­можность передачи сообщений о бедствии с использованием ЦИВ (около 150 миль).

    «Морской район А3» – район, за исключением морских районов А1 и А2, в пределах зоны действия системы геостационарных спутников INMARSAT, обеспе­чивающих постоянную возможность оповещения о бедствии (примерно между 70 градусом северной широты и 70 градусом южной широты).

    «Морской район А4» – район, находящийся за пределами морских районов А1, А2, А3.

    Ведение разговоров по радиотелефону

    Первоначальный вызов любой радиостанции должен состоять из следующего:

    1. Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передава­емый не более трех раз.
    2. Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях).
    3. Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более трех раз.
    4. OVER (перемена направления связи – «перехожу на прием»).

    Прежде чем начать вызов, оператор судовой станции должен убедиться, что на выбранном канале не ведется радиообмен.

    Если вызываемая станция не отвечает на вызов, посланный 3 раза через про­межутки времени в 2 минуты, вызов может быть повторен через интервал времени, составляющий не менее трех минут.

    После установления связи между судовой и береговой станциями или другой судовой станцией на вызывной частоте они должны перейти для осуществления обмена на рабочие частоты или канал.

    Цифровой избирательный вызов (ЦИВ)

    Цифровой избирательный вызов (ЦИВ или DSC – Digital Selective Calling) – это всемирно принятая система общего назначения для избирательного вызова в направлениях «судно-берег», «судно-судно» и «берег-судно». Система использу­ется в УКВ/ПВ/КВ-диапазонах на специально выделенных частотах, как для целей безопасности мореплавания, так и для организации общественной связи.

    ГМССБ требует применения ЦИВ для оповещения о бедствии и приема/передачи вызовов с приоритетом срочности и безопасности, для чего каждая радиостанция, зарегистрированная как станция ГМССБ, получает свой девятизначный номер – MMSI (Maritime Mobile Selective-call Identity).

    Сигналы судов

    Сигналы маневроуказания имеют следующие значения: один короткий звук — «Я изменяю свой курс вправо»

    два коротких звука — «Я изменяю свой курс влево»
    три коротких звука — «Мои движители работают на задний ход»
    четыре коротких звука — «Я намереваюсь сделать оборот» или «Я намереваюсь остановиться»
    короткий и продолжительный звуки — «Прошу увеличить ход»
    продолжительный и короткий звуки — «Прошу уменьшить ход»
    два продолжительных и два коротких звука — запрос разрешения на обгон

    Информационные сигналы представлены следующими звуками:

    два продолжительных звука через каждые 2—3 мин подает судно при движении в узкости;
    продолжительный, короткий и продолжительный звуки означают «Прошу выйти на радиосвязь»;
    продолжительный и три коротких звука подает пассажирское судно, отходящее в рейс;
    продолжительный, короткий, продолжительный и короткий звуки означают «Я Вас понял»;
    продолжительный звук подают при подходе к узкости, земснаряду, канатной переправе, наплавному мосту, шлюзу, он может быть подан пассажирским судном, подходящим к пристани или причалу.

    Сигналы при ограниченной видимости подают следующим образом:

    продолжительный звук через промежутки времени не более 2 мин подает одиночное самоходное судно на ходу;
    продолжительный и два коротких звука через те же промежутки времени — буксирующее или толкающее судно на ходу;
    короткий, продолжительный и короткий звуки —судно (состав), стоящее (стоящий) на якоре или на мели, для предупреждения приближающихся судов (несамоходное судно с экипажем в этом случае подает сигнал частыми ударами в колокол или металлический предмет).

    Тревожные сигналы включают в себя три вида звуковых сигналов:

    Сигнал «Предупреждение» состоит из пяти и более коротких звуков. Этим сигналом судно предупреждает другое судно об опасности, в связи с которой от последнего требуется принятие определенных мер (вплоть до прекращения движения) . Несамоходное судно подает этот сигнал частыми непрерывными ударами в колокол или металлический предмет.
    Сигнал «Человек за бортом» состоит из трех продолжительных звуков. Этот сигнал подают при падении человека за борт и во время его спасания.
    Сигнал бедствия представляет собой непрерывный звук любого устройства, предназначенного для подачи звуковых сигналов, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет (сигналы применяют вместе или раздельно). Этот сигнал судно подает, когда терпит бедствие и требует помощи. В такой ситуации подаются также радиотелеграфный сигнал бедствия, радиотелефонное сообщение о бедствии и зрительные сигналы бедствия.

    Ограничения в подаче звуковых сигналов В крупных населенных пунктах и на отдельных участках водного пути подача звуковых сигналов может быть запрещена местными правилами плавания (кроме сигналов бедствия и сигналов для предотвращения аварийных ситуаций). На Украине, например, в черте крупных городов — портов разрешено подавать только тревожные звуковые сигналы (бедствия, «Человек за бортом» и «Предупреждение»), сигнал маневроуказания «Мои движители работают на задний ход», а также информационный сигнал при подходе к земснаряду.

    Передача вызова бедствия

    Передача вызова по бедствию при помощи ЦИВ (transmission of DSC distress alert) осуществляется следующим образом:

    • Настроить контроллер ЦИВ на частоту или канал бедствия. Для передачи и приема вызовов при помощи ЦИВ, относящихся к бедствию, срочности и безопасности, ведению аварийного радиообмена в телефонии и телек­се выделены частоты особой важности.
    • Если позволяет время, указать в формате вызова: характер бедствия;
    • координаты судна;
    • время определения вводимых координат (UTC);
    • тип последующей связи (обычно радиотелефония). Если нет времени для введения этих данных, то они автоматически будут вставлены в вызов бед­ствия за исключением «характера бедствия».
  • Передать вызов по бедствию.
  • При выборе частоты бедствия ЦИВ в КВ-диапазоне необходимо учитывать условия распространения радиоволн. В качестве первичного вызова рекомендуется использовать частоту 8414,5 кГц. Передача вызова по бедствию на нескольких ча­стотах КВ-диапазона увеличивает вероятность успешного приема этого вызова бе­реговой станцией.

    ЦИВ контроллер

    После подачи вызова по бедствию в ЦИВ следует приготовиться к после­дующему обмену (distress traffic), для чего настроить радиостанцию на соответ­ствующие частоты аварийного обмена по радиотелефону или телексу (частоты приемника и передатчика при бедствии одинаковы) в том же диапазоне, в котором был подан вызов в ЦИВ.

    Только после получения ЦИВ – подтверждения (acknowledgement) от берего­вой станции или другого судна, оператор судна, терпящего бедствие, должен пере­дать сообщение о бедствии в следующем формате:

    • MAYDAY;
    • THIS IS;
    • девятизначный идентификатор (MID) и позывные судна или другой иден­тификатор (название) судна;
    • координаты судна, если они не включены в формат ЦИВ;
    • характер бедствия и тип необходимой помощи;
    • любую другую полезную для поиска и спасания информацию.

    Подтверждение получения вызова бедствия

    Морской район А1 или А2

    Действия береговой станции

    Подтверждение (acknowledgement of a DSC dis­tress alert) вызова по бедствию в ЦИВе делается только береговой станцией.

    После получения вызова бедствия в ЦИВе бере­говая радиостанция должна в течение 2 минут подтвердить его прием при помощи ЦИВ. Передать ин­формацию о полученном вызове бедствия на ближайший СКЦ как можно быстрее. При необходимости дать ретрансляцию в ЦИВе судам, находящимся в этом районе.

    Судно, принявшее ретранслированный вызов по бедствию, должно подтвер­дить его прием по радиотелефону береговой станции в следующем формате:

    • MAYDAY;
    • девятизначный идентификатор или название береговой станции, давшей ретрансляцию;
    • THIS IS;
    • девятизначный идентификатор, позывные или другой идентификатор суд­на, принявшего ретранслированный вызов о бедствии;
    • RECEIVED MAYDAY.

    Далее судно, давшее это подтверждение, действует по указанию непосредственно СКЦ или береговой станции.

    Действия судна, оказавшегося в районе бедствия (рис. 6)

    Вахтенный помощник судна, принявшего вызов бедствия в ЦИВе должен:

    • просмотреть формат принятого вызова и записать информацию в вахтен­ный радиожурнал;
    • настроить радиостанцию на соответствующую частоту бедствия (16 канал или 2182 кГц);
    • вызвать капитана и нанести на карту местоположение судна в бедствии.

    Если береговая станция в течение 5-ти минут не дала подтверждения в ЦИВе или по радиотелефону, то судно после повторного получения вызова бед­ствия обязано:

    • дать подтверждение бедствующему судну по радиотелефону в следующем формате: MAYDAY;
    • девятизначный идентификатор судна в бедствии, повторенный 3 раза;
    • THIS IS;
    • девятизначный идентификатор (MID), позывные судна, принявшего вы­зов о бедствии, или другой его идентификатор, повторенный 3 раза;
    • RECEIVED MAYDAY
    • прослушать сообщение о бедствии по радиотелефону и установить аварийный радиообмен с судном в бедствии;
    • немедленно ретранслировать сообщение о бедствии любыми средствами связи с тем, чтобы информировать береговую станцию и рядом находящиеся суда;
    • приступить к поисково-спасательной операции.

    Бедствие

    Судно, получившее вызов бедствия от другого судна в КВ-диапазоне, не долж­но давать подтверждение ни при помощи ЦИВ, ни по радиотелефону, но обязано выполнить следующее (рис. 7):

    1. Проследить передачу береговой станцией ЦИВ – подтверждения на часто­те принятия вызова по бедствию.
    2. Одновременно приготовиться к последующему аварийному обмену по ра­диотелефону (телексу), настроив радиостанцию на соответствующие ча­стоты бедствия в КВ-диапазоне.

    Если в течение 5 минут не получено подтверждение в ЦИВе от береговой стан­ции и не установлен радиообмен между береговой станцией и судном, терпящим бедствие, то судно, принявшее вызов бедствия, должно информировать спасатель­но-координационный центр всеми доступными средствами связи.

    Сигнал бедствия на воде. Сигналы бедствия на море и других водоемах

    Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть)

    Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

    Сигналы бедствия на море — световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок.

    1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др.

    Ведение переговоров при бедствии

    Ретрансляция сообщения о бедствии (Distress relay alert)

    Такой передаче сообщения о бедствии должен предшествовать вызов, переданный при помощи ЦИВ контроллера. Суда, принявшие ретранслированный вызов бедствия, настраивают радиостанции на соответствующие частоты и принимают сообщение. Бере­говая станция дает подтверждение по ЦИВ. Сообщение в телефонии состоит из:

    • MAYDAY RELAY MAYDAY RELAY MAYDAY RELAY;
    • This is (или DE);
    • позывной или любой другой опознавательный номер радиостанции, ретранслирующей сообщение о бедствии, произносимый 3 раза;
    • Following received from ship URCD on channel 16 at 14:26 UTC:
    • 1) position;
    • 2) nature of distress;
    • 3) type of assistance;
    • 4) other information;
    • 5) weather condition.

    Бедствие

    Если какая-либо станция причиняет помехи радиообмену в случаях бедствия, то спасательно-координационный центр, береговая станция или координатор надводного поиска, руководящие этим обменом, могут обязать к молчанию все станции в зоне бедствия, причиняющие эти помехи:

    • MAYDAY;
    • ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS;
    • THIS IS TOKYO RADIO TOKYO RADIO TOKYO RADIO;
    • SEELONCE MAYDAY (силанс мэйдэй).

    Разрешение к возобновлению нормального обмена (Finishing of distress traffic)

    Когда обмен закончен на частоте, которая использовалась для обмена при бедствии, станция, руководившая этим обменом, должна дать на этой частоте сообщение, адресованное всем станциям о том, что может быть возобновлена нормальная работа:

    • MAYDAY;
    • ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS (или CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC);
    • THIS IS (или DELTA ECHO) URSD URSD URSD;
    • TIME;
    • MAYDAY;
    • NAME OF SHIP IN DISTRESS;
    • SEELONCE FEENEE (силанс фини).

    Ограниченная работа на частоте обмена при бедствии (Distress traf­fic decreases)

    Когда обмен в случаях бедствия еще не закончен, но полное молчание на частоте, ко­торая используется для данного обмена, не является больше необходимым, станция, руко­водящая обменом, должна передать на этой частоте сообщение, адресованное всем стан­циям о том, что можно возобновить ограниченную работу. В этом случае разрешается пе­редавать сообщения, касающиеся только срочности и безопасности:

    • MAYDAY;
    • ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS;
    • THIS IS URSD URSD URSD;
    • TIME;
    • MAYDAY;
    • NAME OF SHIP IN DISTRESS;
    • PRUDONCE (прюданс).

    Сигналы бедствия на судах. Три точки, три тире, три точки

    Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть)

    Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

    Сигналы бедствия на море — световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок.

    1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др.

    Отмена ложного вызова бедствия

    При ложной передаче вызова бедствия в ЦИВе необходимо как можно быстрее остановить его повторную передачу, выйти на связь по радиотелефону на частоте бедствия, соответствующей частоте передачи вызова в ЦИВе, и сообщить:

    • ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS;
    • THIS IS;
    • девятизначный идентификатор (MID);
    • My position …;
    • CANCEL my distress ALERT of;
    • DATE, TIME, UTC.
    • Master, Name, Callsign
    • DSC NUMBER, DATE, TIME UTC.

    Если ложный вызов бедствия произошел в зоне действия береговой станции или в КВ-диапазоне, береговая станция подтверждает прием ложного сигнала бед­ствия по радиотелефону:

    • идентификатор судна (MID);
    • THIS IS SYDNEY RADIO;
    • RECEIVED YOUR CANCEL ALERT.

    Если ложный вызов произошел по INMARSAT, то необходимо связаться с СКЦ и сообщить следующее:

    • NAME, CALLSIGN, IDENTITY NUMBER;
    • POSITION;
    • Cancel my INMARSAT-C distress alert of DATE, TIME, UTC;
    • MASTER.

    Если случайно сработал АРБ, необходимо связаться с ближайшим СКЦ и отменить вызов бедствия.

    Все факты ложной передачи сигнала бедствия и их причины должны фикси­роваться в судовом радиожурнале.

    Pan Pan и Pan Pan Medico.

    Это сигнал бедствия более низкой категории, когда произошло что-либо внештатное, требуется помощь, но ситуация на борту либо не грозит серьезной опасностью жизни или судну, либо не является ‘непосредственным’, а именно катастрофа еще не произошла или же не произойдет ‘прямо сейчас’. Но, опасность существует. Я, если честно, не особо могу привести много конкретных примеров, когда определенно нужно подавать сигнал Pan-Pan, здесь все еще более ‘относительно’, но на моем опыте, две ситуации Pan-Pan, в которых мне доводилось побывать были связаны с потерей двигателя, полным отсутствием ветра и очень плотным трафиком сухогрузов в непосредственной близости. Причем эволюция этих конкретных сигналов началось с общего сообщения Securite (см. ниже), которое береговая охрана перевела в категорию Pan-Pan, как только стало известно, что своими силами мы не починимся и ветра не предвидится. Так же, ситуация Pan Pan несколько раз наблюдалась мною в случае потери мачты и очень часто при посадке на мель, где опасность определенно существует, но команда работает над устранением и помощь, если понадобится, то не сейчас, а после исчерпывания всех альтернативных решений. В разговорах на эту тему, с береговой охраной, упоминались следующие ситуации:

    • невозможность безопасного и контролируемого передвижения яхты (вышедший из строя винт, двигатель, закончилось топливо)
    • контролируемый и уже потушенный пожар на борту
    • потеря электроники на борту и неизвестное местоположение яхты
    • ситуация человек-за-бортом, в которой пострадавший уже поднят на борт.

    Протокол Pan-Pan включает в себя еще один вариант связи, который используется для получения квалифицированной медицинской помощи, непосредственно от представителя медицинской профессии. Это сигнал Pan-Pan Medico. С его помощью вы можете запросить информацию по дальнейшим действиям, с точки зрения опасности здоровью. Pan-pan medico был исключен из официального протокола довольно давно, с советом использовать обычный Pan-pan, но скорее всего вас все еще поймут.

    Протокол трансляции Pan-pan

    PAN-PAN PAN-PAN PAN-PANALL STATIONS, ALL STATIONS, ALL STATIONS или конкретная станция, например SOLENT COASTGUARD, SOLENT COASTGUARD, SOLENT COASTGUARD THIS IS YACHT POBEDA, POBEDA, POBEDA

    СООБЩЕНИЕ

    OVER

    Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию IAMSAR

    В 1998 году Международная морская организация (ИМО) совместно c Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) подготовила трехтомное Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual — IAMSAR).

    Основная цель Руководства заключается в оказании содействия государствам в удовлетворении ими своих собственных потребностей в области поиска и спасания (SAR) и выполнении принятых ими на себя обязательств по Конвенции о международной гражданской авиации, Международной конвенции по поиску и спасанию на море и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS).
    В указанных томах содержатся рекомендации, позволяющие выработать единый подход к организации и обеспечению авиационных и морских служб SAR.
    Государствам предлагается развивать и совершенствовать свои службы SAR, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы SAR как часть глобальной системы.
    Каждый том Руководства IAMSAR подготовлен с учетом конкретных функций системы SAR и может использоваться как самостоятельный документ или, в сочетании с другими двумя томами, для получения полного представления о системе SAR (здесь приводится общее описание руководства ввиду его большого объема).

    Том I «Руководство по организации и управлению»:

    обзор концепции SAR, включая потребности, возникающие в связи с обеспечением служб SAR, и причины, определяющие необходимость и полезность таких служб. Система SAR рассматривается с глобальной, региональной и национальной точек зрения;

    некоторые из ключевых компонентов системы SAR. К ним относятся связь, координационные и вспомогательные центры поиска и спасания, оперативные средства и средства поддержки, а также координатор на месте проведения операции;

    использование процесса обучения, процедур квалификации и сертификации с целью подготовки компетентного в профессиональном отношении персонала SAR. Подробно разбирается ряд аспектов обучения и учений, проводимых в рамках обучения;

    потребности организации SAR в связи для приема аварийных оповещений и для обеспечения действенной координации между различными компонентами системы SAR;

    общие вопросы управления системой SAR;

    необходимые факторы и рекомендуемые методы создания организационных условий, способствующих совершенствованию служб.

    Том II «Координация операций» предназначается в помощь сотрудникам, планирующим и координирующим операции и учения SAR, и содержит:

    ключевые компоненты системы SAR, такие, как координационные центры поиска и спасания (RCC), оперативные средства и средства поддержки, а также координатор на месте проведения операции (OSC);

    вопросы обеспечения связи в системе SAR. К ним относятся аварийная связь, аварийные маяки, обеспечение связи при проведении операций SAR и ряд различных систем связи и безопасности, относящихся к системе SAR или используемых в ней;

    пять типичных этапов мер реагирования в связи с происшествиями SAR — подробно описаны три стадии аварийности (стадии неопределенности, тревоги и бедствия) и два первых этапа (поступление первых сведений и начальные действия) и приведены дополнительные ценные рекомендации в отношении первоначальных этапов происшествия SAR;

    полный, но практичный порядок применения теории поиска для решения проблемы планирования поиска в рамках операций SAR. Даются рекомендации по согласованию противоречивых целей — охвата больших районов с применением ограниченных средств или использования этих средств для обеспечения высокой вероятности обнаружения в небольших районах.
    Изложенные процедуры позволяют планирующему поиск сотруднику определить оптимальный район поиска, с тем, чтобы максимально увеличить шансы на успех;

    методы поиска и поисковые операции, включая выбор поисковых средств, оценку условий поиска, выбор схемы поиска при визуальном, электронном, ночном и сухопутном поиске, распределение подрайонов поиска, стандартные методы обозначения и описания подрайонов поиска, планирование координации на месте проведения операции и, наконец, сведение всех этих данных в рамках реально осуществимого плана поисковых действий;

    аспекты планирования спасания и спасательных операций, такие, как материально-техническое обеспечение, методы спасания, помощь оставшимся в живых и их опрос, действия в отношении погибших и некоторые особые требования в отношении мест аварий воздушных судов;

    рекомендации в отношении оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, отличающихся от традиционных операций SAR, в которых может быть задействована система SAR;

    надлежащий порядок завершения операций SAR. К числу рассмотренных тем относятся закрытие дел SAR, приостановление поисковых операций, возобновление приостановленного дела SAR, составление заключительных донесений, проведение анализа с целью повышения эффективности работы и разбор отдельных дел, а также архивирование дел SAR.

    Во второй том включено большое число добавлений, в которых содержится: полезная информация, формы документов, контрольные перечни, поэтапное изложение порядка действий, стандартные формы, таблицы и графики, которые могут использоваться персоналом RCC в повседневной работе.

    Том III «Подвижные средства» должен находиться на борту поисково-спасательных средств, воздушных и морских судов и использоваться в качестве пособия по вопросам, связанным с осуществлением функций поиска, спасания или координатора на месте проведения операции, а также при решении связанных с SAR задач в случае собственных аварийных ситуаций.

    Цель данного документа — обеспечить руководством тех, кто в аварийных ситуациях в море может запросить помощь или может ее оказать. В частности, он предназначен для помощи капитану любого судна, которое может быть вызвано для принятия участия в операциях по поиску и спасанию.

    Руководство IAMSAR включает в себя следующую информацию:

    координация поисково-спасательных работ;

    действия судов, терпящих бедствие;

    действия судов и вертолетов, оказывающих помощь;

    планирование и проведение поиска;

    связь;

    аварийные ситуации воздушных судов в море;

    стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания;

    маневры в случае «человек за бортом».

    Район бедствия подразделяется на две категории:

    прибрежный, в котором помощь судну, терпящему бедствие, может быть оказана с судов, самолетов, вертолетов и спасательных судов;

    океанский, в котором помощь может быть оказана с самолетов и судов. Причем в наиболее отдаленных районах помощь может быть оказана только с судов, находящихся поблизости.

    В океанском районе СКЦ назначает координатора поисково-спасательной операции. Координатор днем поднимает двухфлажный сигнал по МСС «FR», ночью включает отличительные огни, набор которых определяет самостоятельно и сообщает его судам, занятым в поисково-спасательной операции.

    Суда, следующие в район бедствия, должны сообщить судам, задействованным в поисково-спасательной операции, свое местоположение, курс, скорость и ожидаемое время прибытия.

    Район поиска определяется следующим образом:

    определяется наиболее вероятное местоположение судна в бедствии к моменту подхода в данный район с учетом его дрейфа; место называется «DATUM»;

    площадь района поиска равна площади квадрата, описанного вокруг окружности радиусом, равным 10 милям. Центр окружности находится в «DATUM».

    Существующие способы ведения поиска судна, терпящего бедствие, подробно описаны в IAMSAR.

    Стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания может быть двух типов:

    1.Короткая форма (для срочной передачи основной информации при запросе помощи или первичном извещении о несчастном случае). Данная форма включает в себя:

    TRANSMISSION PRIORITY FROM TO SAR SITREP (NUMBER) Distress/Urgency;

    A identify of casualty Originating RCC;

    B position Serial number;

    C situation Name, call sign, flag;

    D number of persons at risk Latitude/longitude;

    E assistance required Type of message e.g., distress/urgency, date/time, nature of distress/urgency;

    F coordinating RCC.

    2.Полная форма (для передачи более полной или обновленной информации во время поисково-спасательной операции

    Используются следующие дополнительные пункты:

    G description of casualty

    H weather-scene

    J initial actions taken

    K search area

    L coordinating instructions

    M future plans

    N additional information/conclusion

    Include time SAR operation terminated

    В России функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и в водных бассейнах возложены на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Постановление Правительства РФ № 834 от 26 августа 1995 года). Согласно Плану взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской федерации:

    Минтранс России организует работы по поиску и спасанию людей на море; в период арктических навигаций на трассе Северного морского пути оперативное руководство и координация поисково-спасательных работ возлагаются на штабы морских операций в портах Диксон и Певек в соответствующих зонах ответственности;

    Министерство обороны РФ участвует в работах по поиску и спасанию людей на море во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, решает в пределах своей компетентности вопросы допуска иностранных спасательных единиц;

    Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ обеспечивает поисковые и спасательные работы в условиях экологического загрязнения окружающей среды;

    Комитет РФ по рыболовству участвует в работах по поиску и спасанию людей во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти;

    Федеральная пограничная служба России решает в пределах своей компетентности вопросы пропуска морских спасательных единиц через Государственную границу РФ.

    К обеспечению действий ведомственных аварийно-спасательных служб при поиске и спасении людей на море и в водных бассейнах привлекаются:

    Министерство внутренних дел РФ для обеспечения общественного порядка и охраны материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также для тушения пожаров на судах, в портах, доках и затонах;

    Минздрав РФ для организации медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения пострадавших людей;

    Минсвязи РФ для обеспечения оповещения и связи между участниками поиска и спасения людей на море и в водных бассейнах;

    Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для обеспечения участников поиска и спасения людей гидрометеорологической информацией.

    Организация мероприятий, связанных с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров Российской федерации о сотрудничестве служб при поиске и спасении людей на море, возлагается на Минтранс и Министерство обороны РФ.

    Это тоже интересно:

  • Опель мокка замена антифриза инструкция
  • Опель мокка бортовой компьютер инструкция
  • Опель мокка 2013 инструкция по эксплуатации
  • Опель мерива б инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию
  • Опель мерива а инструкция по эксплуатации 2007

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии