Опосредованное запоминание по леонтьеву инструкция

Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева)

Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель:

  1. выявить уровень развития опосредованной памяти;

  2. изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.

Стимульный материал: а) набор слов: школа, обед, утро, красота, прогулка;

б) набор карточек: портфель, тарелка, яблоко, солнце, лошадь, часы, расческа, петух, детские штанишки, цветок, рыба, собака, лопата, береза, ботинок (см. Приложение 3, рис. 3.1.-3.3.).

Ход исследования

С участием ребенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дать инструкцию:

«Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче было его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь картинку, но такую, которая поможет тебе вспомнить это слово. Я тебе буду говорить слова, а здесь можно найти такую картинку, которая сможет напомнить тебе это слово». Первым предъявляется слово «школа».

Виды помощи

    1. Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работу, возможно, не понимая инструкции, она предъявляется повторно в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово «школа». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про школу».

    2. Если выбор в течение 30 секунд не произведен, экспериментатор еще раз говорит: «Подумай, какая карточка сможет тебе напомнить слово «школа».

    3. Если ребенок не может сделать выбор в течение одной минуты, то ему дается урок на примере слова «школа» – экспериментатор берет карточку с изображением костра и поясняет: «Видишь, здесь нарисован портфель, с ним ученики ходят в школу. Картинка с портфелем и напомнит тебе слово «школа».

Затем последовательно предъявляются следующие слова. На выбор карточки отводится до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, то ребенку предъявляются те же виды помощи, что и при слове «школа».

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?».

По окончании выбора карточек к каждому слову экспериментатор просит ребенка рассмотреть карточки и назвать слова, которые он запомнил.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное слово при самостоятельном выборе карточки начисляется по 2 балла. Таким образом, максимальная оценка за выполнение задания – 10 баллов.

Каждый вид помощи уменьшает оценку за воспроизведенное слово на 0,5 балла. Если все предъявленные виды помощи не повлияли на результат выполнения задания, оценка – 0 баллов.

Протокол фиксации результатов исследования по методике

«Опосредованное запоминание»

ФИО ребенка Возраст:

Класс: Дата исследования:

Стимульные слова

Выбранная картинка

Объяснение выбора

Воспроизведенное слово до

предъявления помощи

Виды и количество помощи

Воспроизведенное

слово после

предъявления помощи

Баллы

Школа

Обед

Утро

Красота

Прогулка

Итоговая

оценка

Анализ результатов

Группы детей

Возраст

Баллы

Нормально

развивающиеся дети

Дошкольный

6-10

Младший школьный

8-10

Дети с задержкой

психического развития

Дошкольный

4-6

Младший школьный

6-10

Дети с умственной

отсталостью

Дошкольный

0-2

Младший школьный

4-7

Нормально развивающиеся дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста способны к адекватному выбору картинок, опосредующих запоминание слов, к соответствующему объяснению сделанного выбора и к точному воспроизведению слов.

Дети с ЗПР в целом способны к установлению адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом, однако у дошкольников с ЗПР наряду с адекватными связями наблюдается и неадекватные – внешне адекватный выбор картинки к запоминаемому слову сопровождается несоответствующим объяснением связи между картинкой и словом. Соответствующие объяснения наблюдаются в случае обоснования связи между картинкой и словом бытового содержания (обед – тарелка, прогулка – ботинок, школа – портфель), абстрактные понятия (утро, красота) обрабатываются труднее. У дошкольников с ЗПР резко падает продуктивность деятельности к концу выполнения задания: первые 2-3 слова воспроизводятся, как правило, точно, а последние – неточно. Дошкольники с ЗПР, в отличие от младших школьников с ЗПР, при налаживании связей между картинкой и словом и обоснованием данной связи не всегда могут использовать эту связь при воспроизведении: наблюдается неправильное или неточное воспроизведение – подбор близкого по смыслу слова (обед – кушать) или изменение формы слова (прогулка – гулять).

Для детей с умственной отсталостью в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом. Чаще всего они не способны самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходится делать психологу) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов дети обычно просто называют картинки, которые были ранее выбраны с помощью психолога.

 Цель:
исследование логической памяти.

 Стимульный
материал
:
карточка с написанными в ряд-строчку
словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе
(5 слов).

Карточки с изображением предметов
(5х5 см):
1 – столовый прибор, 2 – школьная
доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 –
солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух,
9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 –
лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки,
14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 –
карандаш.

 Проведение:

При помощи ребенка разложить на стык
картинки. Уточнить, знакомы ли они ему.
Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас
тебе нужно будет запомнить слова. Я буду
говорить тебе слово, а ты, чтобы было
легче запомнить, будешь выбирать
какую-нибудь одну из картинок, но такую,
которая потом поможет тебе вспомнить
это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить,
нигде здесь не нарисованы, но всегда
можно найти картинку, которая сможет
тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок
в течение 15 секунд не начинает работать,
то инструкция дается повторно (в
уточненном варианте). «Тебе надо запомнить
слово «пожар». Посмотри внимательно,
какая картинка сможет тебе напомнить
«пожар». Если ребенок не сможет сделать
выбор, то ему дается урок на примере
слова «пожар». Экспериментатор берет
картинку заводских труб, и поясняет:
«Видишь, здесь нарисованы заводские
трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и
напомнит потом слово «пожар», потому
что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова
«дождь», «труд», «ошибка», «горе». На
выбор картинки дается до 1 минуты, и если
не смог, то дается следующее слово.
Никакой обучающей помощи больше не
оказывается. Время фиксируется. На
проведение эксперимента отводится
10-12 минут.

Оценка:
а)
понимание ребенком инструкции;
б)
способность к нахождению опосредующих
символов;
в) содержательность объяснения
выбора;
г) продуктивность опосредования
в целях запоминания.

13. Методика пиктограмм

Методика, предложенная А. Р. Лурия,
направлена на изучение опосредованного
запоминания. Может проводиться на детях
от 10 лет и старше. Исследования лучше
проводить после какой-либо другой
методики на память (например, «10
слов»), чтобы школьник не сильно
акцентировался на самой процедуре, а
был бы нацелен на возможность запоминания
предлагаемых слов.

Инструкция:
“А сейчас я проверю твою память еще
одним способом. Я буду называть тебе
слова и словосочетания, которые тебе
необходимо запомнить. Для того, чтобы
облегчить себе запоминание, на каждое
слово нарисуй себе рисунок, картинку,
все равно какую, но так, чтобы этот
рисунок помог тебе вспомнить нужное
слово. Качество рисунка не имеет никакого
значения, нужно лишь, чтобы он помог
тебе запомнить. Слова и буквы писать
запрещается”.

Слова, предлагаемые для запоминания,
следует называть в том порядке, в котором
они предлагаются :

1) Веселый праздник

2) Тяжелая работа

3) Вкусный ужин

4) Болезнь

5) Печаль

6) Счастье

7) Любовь

8) Развитие

9) Разлука

10) Обман

11) Победа

12) Подвиг

13) Вражда

14)Справедливость

15) Сомнение

16) Дружба

Инструкция зачитывается один раз.
Повторное объявление инструкции
допускается в ответ на прямую просьбу
ученика.

Порядок
проведения:
ученику зачитывается
первое слово, после чего следует пауза,
во время которой школьник должен сделать
рисунок, после того как рисунок закончен,
зачитывается следующее слово. Когда
все слова ученик нарисует, первый этап
исследования завершается. Ученику
предлагается другая деятельность, или
он просто отпускается. Второй этап
исследования проводится через 30-60 минут.

Ученику предлагается по своим рисункам
вспомнить те слова, которые он обозначил
рисунком.

Обработка и анализ пиктограмм : При
обработке пиктограмм первоначально
подсчитывается количество правильно
воспроизведенных слов.

Далее следует выяснить каким образом
рисунки помогли ученику при запоминании.
Следует обратить внимание на уровень
абстракции рисунка, на наличие его
индивидуальной значимости (сделал ли
ученик рисунок ситуации или события,
которые реально имели место в жизни
ребенка), характер изображения. При этом
следует избегать внушающего воздействия
на школьника. Следует избегать вопросов
типа :”А этот рисунок имеет отношение
к тебе лично?”

У ребенка не должно возникать впечатления,
что его разъяснениям придается какое-то
особое значение, поэтому нежелательно
на глазах ученика записывать его каждое
слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если
испытуемый плохо заучивает 10 слов, но
гораздо лучше воспроизводит слова в
пиктограмме, это свидетельствует о
слабой памяти при сохранении возможности
логически связать данный материал.
Обратные соотношения встречаются у
людей с нарушением целенаправленности
мышления, в частности при некоторых
системных органических поражениях
мозга. (В этих случаях опосредованные
связи только мешают запоминанию, вызывают
внешнее торможение).

В зависимости от того, какой символ
использован школьником для запоминания
слова, можно судить не только об
опосредованном запоминании, но и о
характере ассоциаций. Нормальные
здоровые люди обычно быстро рисуют,
придумывают образы, лаконично и адекватно
символизирующие слово, предложенное
для запоминания. Несмотря на разнообразие
рисунков, рисунки, сделанные здоровыми,
нормально развитыми детьми, как правило
можно “прочитать “ даже не зная
предложенных для запоминания слов.

У людей с интеллектуальной отсталостью
легкой степени проще находятся образы
для слов с конкретным содержанием
(тяжелая работа, веселый праздник). При
обозначении обратных слов (сомнение,
печаль) такие люди испытывают затруднение.

Рисунки таких людей отличаются
конкретностью, отсутствием условностей.

Следует отметить, что у детей присутствие
конкретного содержания будет уменьшаться
с возрастом, т.е. у старших школьников
рисунки будут менее конкретны, чем у
школьников среднего звена.

При анализе
следует учитывать факторы:

абстрактность, индивидуальность,
значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор абстрактности отражает степень
отнесенности рисунка к конкретной
ситуации (например: воин, идущий с
гранатой на слово “подвиг” будет
говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки
относятся к конкретным, вне зависимости
от характера изображения.

Далее по степени абстракции идут :

1) атрибутивные рисунки (малая степень)
— рисунок выбирается по принципу
принадлежности (атрибутивности, атрибут).
Так на понятие “веселый праздник”
изображают: рюмку, карнавальную маску
и т.п.

2) метафорические — связь понятия с
рисунком носит метафорический характер.
Например : зачеркнутые часы на понятие
“счастье” с объяснением “счастливые
часов не наблюдают”.

3) геометрические, графические символы.
Часто эти символы отражают пространственные
характеристики : направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки
метафорического и геометрического
характера.

Индивидуальная значимость.

В этом случае важен сам факт прямого
обращения к личному опыту. В этих образах
школьник прямо говорит о своих интересах,
желаниях.

Образы могут быть переонифицированные
и образы стимулы.

Для первых характерно изображение
самого школьника, сцен с его участием,
реже — изображение других конкретных
лиц. Пример : нарисован человек на слово
“обман”. Объяснение :”это врач, обещавший
меня выписать и не сдержавший обещание”.

Для вторых — характерно изображение
объектов “стимулирующих” воспоминание
конкретных ситуаций из личного опыта.
Например : альпинист рисует горы на
понятие “счастье”, объясняя это тем,
что “чувство счастья возникает у меня
обычно в горах”.

Частоты выбора.

Данный чисто статистический фактор
указывает на относительную частоты
выбора в протоколах нормального среднего
человека. Учитывая естественное
распределение выборов по частоте,
целесообразно отнести образ “пиктограммы”
к одной из 3-х категорий :

— стандартные — встречаются чаще чем в
20 из 100 протоколах,

— оригинальные — встречаются реже чем в
2-х протоколах из 100,

— повторяющиеся — занимают промежуточное
положение по частоте между двумя первыми.

Фактор адекватности.

Сложный качественный фактор, включающий
содержание образа, умеренную абстрактность,
краткость изображения и объяснения.

К неадекватности не следует относить
образ относящийся к категории
“повторяющихся”.

На основании качественного анализа
пиктограмм проводится формализованная
оценка. Одним из наиболее существенных
при оценке характера пиктограмм является
отношение по фактору “абстрактность”.
Основой нормального результата является
атрибутивные и конкретные образы.

Вторым показателем является качество
и структура индивидуально значимых
образов. Переонифицированные образы
говорят о конкретности мышления,
неспособности отвлечься от индивидуального
опыта. Индивидуально значимые образы
— стимулы — отражают эгоцентризм,
демонстративность.

Третий показатель — количество адекватных
образов, отражает четкость и реалистичность
пиктограмм, построение ее по принципам,
характерным для большинства здоровых
людей. Этот показатель дополняется
количеством стандартных образов,
говорящем о конкретности мышления.

У людей с некоторыми отклонениями в
области мышления может снижаться
количество стандартных образов при
отсутствии грубо “неадекватных”
образов. Полное же отсутствие стандартных
образов представляет несомненную
диагностическую ценность. В последнем
случае следует проконсультироваться
со специалистом.

Количество изображений человеческих
фигур — показатель стереотипизированных
ассоциаций. Диагностическую ценность
имеет лишь чрезмерная выраженность
стереотипии, либо “атипичность”
стереотипии. В последнем случае
стереотипия проявляется в повторении
выхолощенных символов, атипически
мелких деталей человеческой фигуры,
архитектурных сооружений и т.п.

Прямое повторение одного образа более
чем на два понятия, по данным института
им.Бехтерева, является патологическим
феноменом.

Для нормальных детей в методике
“пиктограмм” характерно :

— способность выбрать образ на подавляющее
большинство понятий,

— среди образов выбираемых здоровыми
людьми преобладают атрибутивные и
конкретные, но не имеющие индивидуальной
значимости. Отсутствие геометрических
символов — обычное явление в протоколах
здоровых людей.

— высок показатель адекватности,
обязательным является наличие по крайней
мере 2-х или 3-х стандартных образов,

— высока продуктивность запоминания,

— для здоровых людей характерна
“нормальная” упорядоченность композиции,
низкая вариабельность графических
характеристик. Размеры рисунка таковы,
что вся методика в подавляющем большинстве
случаев умещается на одной стороне
тетрадного листа.

Для детей со сниженным интеллектом
(также и при ограниченных заболеваниях
головного мозга) при проведении пиктограмм
характерными являются :

— не понимания смысла задания,

— не возможность выбора образа на
абстрактные понятия,

— отсутствие геометрических и грамматических
символов, оригинальных образов,

— снижение числа атрибутивных и
метафорических образов — в структуре
конкретных образов преобладают
фотографические,

— чрезмерно выражена стереотипия, имеются
прямые многократные повторения одного
и того же образа,

— как проявление недостаточного понимания
задания — появление “выхолощенных
символов”.

Примерная оценка и анализ пиктограмм.

Каждое понятие у испытуемого должно
быть оценено и проанализировано
аналогичным образом, затем оценивается
и анализируется вся методика в целом.

Пиктограмма здорового человека.

Понятие “Победа”. Изображен салют.
Объяснение: “Салют бывает в День Победы”.

Оценка: выбор атрибутивный, не имеющий
индивидуальной значимости, стандартный,
адекватный.

Пример из пиктограммы человека с
функциональными психическими отклонениями
в области мышления: понятие “Тяжелая
работа”. Нарисован треугольник.
Разъяснение: “У нас в отделе тяжелую
работу делают трое: я, начальник и его
заместитель”.

Оценка: выбор конкретный, не смотря на
геометрический характер, индивидуально
значимый, оригинальный, неадекватный.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика
«Опосредованное запоминание »  

Источники:

1. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»:
Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях
и начальных классах школ. — М.: Новая школа, 1998
г. — 144 с.  
2. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП, 1996
г. — 400 с.»


основу этого исследования положены методики,
разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым.)

Оборудование
Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
к методике). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.

Цели
исследования

Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение
пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения
слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

Процедура
проведения

Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду
называть слова. Чтобы легче было их чапомнить и вспомнить, подбирай для каждого
слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит
картинка «будильник», потому что он показывает время». Если ребенок
понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок
объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После
того как асе слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и
дают задания отвлекающего характера. Через 20 30 минут ребенку предъявляют
отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.

Анализ результатов


Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к
непривычному для пт шдинию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживаеся
ныняжениая мыслительная активность при установлении сшпи сити с картинкой. При
припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает
неадекватнонеадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо
заданного слова).

Дети
умственно отсталые
проявляют интерес
лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при
большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет
связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают
запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается
вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.

Дети с
задержкой психического развития
в
указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно
установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют
использовать картинку как средство для запоминания и последующего
воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы
необходима постоянная организующая помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методика
опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева

Методика предназначена для диагностики памяти
у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут
предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

дождь

драка

встреча

ответ

пожар

труд

горе

игра

собрание

сила

утро

сосед

театр

отряд

праздник

Набор карточек для
опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон,
тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево,
картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг
от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится
15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого
выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь
другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются
карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество
правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей
в процессе запоминания.

Каждое слово
что-то обозначает

Задание 1. Необходимо быстро запомнить много
слов. Послушай и повтори!

Внимание!

Сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф,
карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка
.

Все слова после одного прочтения запомнить
почти невозможно. Но можно проявить смекалку и найти способ запоминания, своего
рода палочку-выручалочку.

Слово всегда что-то обозначает. Представьте
то, что обозначают эти слова. Они обозначают весьма конкретные предметы:

  • продукты;
  • одежду;
  • школьные принадлежности.

Конкретные предметы довольно легко разместить
по определенным местам:

  • продукты — в холодильник;
  • одежду — в шкаф;
  • школьные принадлежности — в портфель.

Задание 2. Слова зачитываются еще раз.
Необходимо вспомнить, что лежит в холодильнике, в шкафу и в портфеле.

Задание 3. Подсчитайте количество правильно
названных слов.

Игру можно считать успешной, если было
правильно названо 10—11 слов.

Калейдоскоп
явлений

Задание 1. Играющий самостоятельно читает
нижеприведенный набор слов. Необходимо запомнить все, без исключения, слова.

Соревнование, весна, голубика, дружба,
лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства,
награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть,
тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш
.

Для того, чтобы запомнить эти слова полностью,
необходимо применить способы запоминания, связанные с ассоциациями.

Сначала ищем ключевые слова: например, весна,
ягоды, спорт, дружба.

Затем ищем связи ключевых слов с остальными
словами.

Итак:

  • весна — лужи, март, листья, поздравления,
    праздник;
  • ягоды — голубика, черника, земляника, вишня,
    малина;
  • спорт — соревнования, судья, спринт,
    свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш;
  • дружба — переживания, страдания, чувства,
    страсть, измена.

Задание 2. Постарайся припомнить все слова,
используя для этого ключевые слова.

Примечание.
Оказывается, что упорядочить можно любую информацию. Главное условие
заключается в том, чтобы найти способ, который будет составлять основу данной
конструкции. Известны два пути поиска опорного пункта при запоминании. В одном
случае, опираемся на то, что дано, ищем опорный пункт в уже данном материале. В
другом случае, придумываем его, привносим от себя, отталкиваемся от своих
знаний, ощущений, пристрастий, интересов. Оба способа имеют право на
существование.

Ассоциации

Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты
отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову.

Внимание!

  1. Родина
  2. Сквер
  3. Геометрия
  4. Фальсификация
  5. Удар
  6. Ошибка
  7. Камин
  8. Контроль
  9. Ножницы
  10. Любовь
  11. Беда
  12. Свидание
  13. Сказка
  14. Необычность
  15. Костер
  16. Записка
  17. Губы
  18. Проблема
  19. Родители
  20. Кризис

Задание 2. Постарайся вспомнить слова, которые
я называл.

Примечание. В данной игре применяется уже
известный прием — ассоциации — установление связей запоминаемого с чем-либо
известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Исследование опосредованного запоминания  

(по А.Н. Леонтьеву)

В детских садах, педагог-психолог обращает особое внимание на адаптационные и подготовительные группы, так как первые — только пришли и им необходима непосредственная психологическая помощь, а другие -уходят в школу и им нужна определенная психологическая подготовка, которая поможет перейти из игровой деятельности в процесс обучения. Что касается средних и старших групп, то им уделяется меньше внимания. А это влечет за собой накопление трудностей и не решенных вопросов, а также потерю времени, необходимое для помощи каждому конкретному ребенку. И лишь к подготовительной группе, при скрининговом обследовании готовности к школе начинают «всплывать» трудности, зачатки которых можно было бы увидеть в младших группах. Во избежание подобных особенностей, мы предлагаем педагогам-психологам методику, которую можно провести в конце года,  как в средней, так и в старшей группе детского сада, дающую возможность  выявить детей  с трудностями  в интеллектуальной деятельности и начать работу в направлении коррекции. Данная методика является хорошим инструментом для исследования мыслительной деятельности ребенка. Она позволяет исследовать логическое или опосредованное запоминание, его произвольные формы. В свою очередь способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти , является существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом.

Возрастной диапазон применения методики: методика может быть использована для детей от 4,5 -10 лет.

Процедура проведения и регистрации результатов.

Перед ребенком раскладываются карточки (карточки во вложениях к письму), желательно равномерно и в случайном порядке. Прежде нужно уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какие-то картинки не знакомы, нужно разъяснить их. Для детей от 4-4,5 лет  до 5-5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее понятные ребенку: полотенце, стул, велосипед, солнце, обеденный прибор, тарелка, дом – булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный фонарь, петух , рубашка. Для детей этого возраста,  специалист должен выбрать следующие простые, конкретные слова: дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед. Соответственно,  для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, а количество карточек должно как минимум в 3 раза (выделено автором ) превышать количество слов для запоминания.

 Инструкция 1: Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычным образом.  Я буду говорить тебе слова, а ты, чтобы его легче было запомнить, будешь выбирать карточку, которая  тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я тебе буду называть, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово». Если ребенок сомневается ему нужно объяснить, что нет правильного или не правильного решения (выбора), важно лишь подобрать «подходящую»  картинку и объяснить, как она сможет напомнить конкретное слово. При работе с детьми среднего дошкольного возраста ,целесообразно начинать процедуру исследования со слова «обед», как наиболее конкретное.

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать у ребенка объяснение связи:  «Как эта карточка напоминает тебе про слово..?»

В протоколе фиксируются все реакции ребенка и его объяснения.. выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз для последующего предъявления. Через 20-40 мин (иногда и ранее)  ребенку по очереди предъявляются в случайном порядке выбранные им изображения. Вся процедура  проведения методики  занимает 10-20 мин.

Инструкция 2: «Посмотри на эту картину. Какое слово ты запоминал, когда выбирал ее? Вспомни это слово».

Интерпретация. При анализе результатов обращается внимание на то, насколько легко удается ребенку выполнить задание, способствует ли рисунок более эффективному запоминанию: следует сравнить результаты непосредственного и опосредованного запоминания. Улучшение результатов опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным свидетельствует о нарушении памяти при сохранности мыслительных процессов, обратное соотношение указывает на снижение интеллектуальных возможностей.

В возрасте 4,5-5 лет допускается воспроизведение объяснения, а не самого слова.

Подсчет итогов проводится в качестве распределения баллов:

  • 4 – высокий уровень (При наличии 8-9-ти правильно указанных слов или объяснений);
  • 3  – средняя ступень (от 6 до 7  верно названных вариантов);
  • 2 – низкая ступень (от 5 до 3 точных слов или объяснений);
  • 1 – низкая ступень (менее 2-х слов или объяснений).

Умственное развитие в норме, если ребенок проявляется интерес к необычному, понимает смысл данных инструкции. При установлении связи между картинкой и словом проявляется мысленная активность. Если у ребенка возникает трудность в припоминании некоторых слов, то это не значит, что он неадекватный.

Ненормальное умственное развитие, т.е. его отставание или задержка проявляется в том, что ребенка интересуется сугубо картинками, и он не проявляет интерес к самому заданию, т.к. не понимают его смысла. Даже при наличии помощи, ребенок не в силах понять задание. Трудность заключается в том, что картинки препятствуют запоминанию слов. А при показе отобранных изображений ребенок называет то, что видит, а не то слово, что называлось ранее.

Выявив детей, которые имеют низкий уровень результатов, необходимо ознакомить родителей и предложить помощь по направлению их устранения.

Протокол обследования опосредствованного запоминания по А. Н. Леонтьеву

ФИО ребенка_____________________________________________

Дата рождения__________      Возраст   __________

Дата проведения исследования _________________

Слово

Выбираемая карточка

Объяснение связи для запоминания

Воспроизводимое слово

Объяснения связи

обед

дождь

день

пожар

драка

подарок

ответ

праздник

сосед

Обновлено: 05.09.2023

В исследованиях приняло участие около 1200 испытуемых разных возрастных групп: дошкольники, школьники, взрослые (студенты). 4 серии экспериментов, каждая из которых предполагала запоминание определенного материала. В первой серии использовались 10 бессмысленных слов (тям, руг, жел), во второй и последующих – по 15 осмысленных слов (рука, книга). В четвертой серии слова отличались большей степенью абстракции (дождь, собрание, драка). В первых двух сериях слоги и слова читались экспериментатором. А испытуемому нужно было их запомнить и воспроизвести в любом порядке. В третьей и четвертой сериях предлагалось запомнить слова при помощи вспомогательных стимулов-средств (30 карточек с картинками).

Этот график представляет собой обобщение результатов серии запоминания слов без использования внешних вспомогательных средств и серии с использованием эти средств на трех возрастных группах.

В данном исследовании были выделены и проанализированы качественно различные операции, которые определяют выбор средства для запоминания на разных стадиях психического развития:

1. Первый этап развития операции опосредствования в процессе запоминания А.Н.Леонтьев назвал доассоциативным – картинка выбиралась ребенком без всякой связи с предъявленным словом. Согласно Выготскому, этот этап можно назвать стадией примитивной психики (знак не используется еще ни в какой форме).

3. Наконец, на третьем этапе процесс запоминания становится опосредованным.Эффективность запоминания у школьников увеличивается потому, что меняется структура операции опосредования – картинка выбирается с учетом последующего воспроизведения стоящего за ней слова, т.е. выбор карточки здесь уже подчинен самой операции, может быть понят только с точки зрения ее конечной цели. Тщательная операция выбора заключается в том, что образованные связи между словом и картинкой является реакцией не на настоящую, а на будущую ситуацию.

4. После овладения ребенком запоминания с помощью внешних средств начинается процесс вращивания (интериоризации) вспомогательных стимулов-средств, т.е. переход к внутрене-опосредствованному запоминанию.

Эмпирические исследования Леонтьева подтвердили гипотезу Выготского о том, что становление высших форм психических процессов идет через использование стимулов-знаков, которые в процессе развития превращаются из внешних во внутренние.

Развитие памяти должно проходить не путем механических упражнений, а путем обеспечения формирования у человека приемов опосредованного запоминания. Должна учитываться активность самого ученика, которая обеспечивается при включении действия запоминания в осмысленную для ребенка деятельность.

Развитие памяти.

Рассмотрим основные периоды развития памяти(по Выготскому[3]):

В исследованиях приняло участие около 1200 испытуемых разных возрастных групп: дошкольники, школьники, взрослые (студенты). 4 серии экспериментов, каждая из которых предполагала запоминание определенного материала. В первой серии использовались 10 бессмысленных слов (тям, руг, жел), во второй и последующих – по 15 осмысленных слов (рука, книга). В четвертой серии слова отличались большей степенью абстракции (дождь, собрание, драка). В первых двух сериях слоги и слова читались экспериментатором. А испытуемому нужно было их запомнить и воспроизвести в любом порядке. В третьей и четвертой сериях предлагалось запомнить слова при помощи вспомогательных стимулов-средств (30 карточек с картинками).

Этот график представляет собой обобщение результатов серии запоминания слов без использования внешних вспомогательных средств и серии с использованием эти средств на трех возрастных группах.

В данном исследовании были выделены и проанализированы качественно различные операции, которые определяют выбор средства для запоминания на разных стадиях психического развития:

1. Первый этап развития операции опосредствования в процессе запоминания А.Н.Леонтьев назвал доассоциативным – картинка выбиралась ребенком без всякой связи с предъявленным словом. Согласно Выготскому, этот этап можно назвать стадией примитивной психики (знак не используется еще ни в какой форме).

3. Наконец, на третьем этапе процесс запоминания становится опосредованным.Эффективность запоминания у школьников увеличивается потому, что меняется структура операции опосредования – картинка выбирается с учетом последующего воспроизведения стоящего за ней слова, т.е. выбор карточки здесь уже подчинен самой операции, может быть понят только с точки зрения ее конечной цели. Тщательная операция выбора заключается в том, что образованные связи между словом и картинкой является реакцией не на настоящую, а на будущую ситуацию.

4. После овладения ребенком запоминания с помощью внешних средств начинается процесс вращивания (интериоризации) вспомогательных стимулов-средств, т.е. переход к внутрене-опосредствованному запоминанию.

Эмпирические исследования Леонтьева подтвердили гипотезу Выготского о том, что становление высших форм психических процессов идет через использование стимулов-знаков, которые в процессе развития превращаются из внешних во внутренние.

Развитие памяти должно проходить не путем механических упражнений, а путем обеспечения формирования у человека приемов опосредованного запоминания. Должна учитываться активность самого ученика, которая обеспечивается при включении действия запоминания в осмысленную для ребенка деятельность.

Развитие памяти.

Рассмотрим основные периоды развития памяти(по Выготскому[3]):

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика «Опосредованное запоминание »

Источники:

1. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М.: Новая школа, 1998 г. — 144 с.
2. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП, 1996 г. — 400 с.»

(В основу этого исследования положены методики,
разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым.)

Оборудование
Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ к методике). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.

Цели исследования
Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

Анализ результатов


Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному для пт шдинию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживаеся ныняжениая мыслительная активность при установлении сшпи сити с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватнонеадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо заданного слова).

Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.

Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

hello_html_m5bfaaa4b.jpg

hello_html_41dd68c0.jpg

Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

4259 дн. с момента
открытия on-line центра

3.2. Методы исследования памяти

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их друг от друга услышать.

В данном эксперименте необходима очень большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит как бы из нескольких этапов.

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Экспериментатор повторяет опыт 3, 4, 5 раз без каких-либо инструкций.

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

Если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После 5-кратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50–60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

Идея создания методики принадлежит Л. С. Выготскому. Методика разработана и апробирована в 30-х гг. А. Н. Леонтьевым. Направлена на исследование опосредствованного запоминания. Представляет также, по данным А. Я. Ивановой, Э. С. Мандрусовой (1965 г.), ценный материал для анализа характера мышления, способности ребенка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой). А. Н. Леонтьевым было разработано несколько серий, отличающихся по степени сложности и способу проведения. Для детей от 7 до 10 лет рекомендуется 3-я серия, для детей старше десяти лет — 4-я серия.

Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов. Рисунки могут быть изготовлены по образцам лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР. Но они могут быть без особого ущерба для дела изготовлены и кустарно. Важно, чтобы они были четкими. Рисунки должны быть выполнены на карточках, размер каждой из которых приблизительно 5х5 см. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует. В психиатрической клинике обычно используются материалы третьей и четвертой серий (из числа апробированных А. Н. Леонтьевым).

Набор карточек:
диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, аэроплан, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания:
свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

IV серия
— несколько труднее, но больше дает для выявления особенностей мышления.

Набор карточек:
полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.

Слова для запоминания:
дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.

Форма протокола:

Слова Выбираемая
карточка
Объяснение
связи для
запоминания
Воспроиз-
ведение
Объяснение
связи

Пояснение к протоколу:
Слова можно было бы написать заблаговременно, до начала опыта, но это не очень удобно, так как

объяснения ребенка, вопросы экспериментатора и иные описания хода эксперимента могут оказаться различными по объему

. Иногда течение опыта прерывается какими-либо действиями и высказываниями ребенка.

Здесь нет правильного или неправильного выбора. Важно то, что испытуемый установил содержательную смысловую связь между предъявленным для запоминания словом и тем, что изображено на карточке.

A. H. Леонтьевым было показано, что у здоровых детей 7-и лет и более старшего возраста опосредствованное запоминание преобладает над непосредственным заучиванием. С возрастом этот разрыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К 15-и годам здоровые дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала.

Дети с ослабленной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь создает им дополнительные опорные вехи для запоминания. Дети с нарушением целенаправленности мышления часто не могут вспомнить ни одного слова (при воспроизведении называют картинки, а не слова), так как еще во время образования связи они как бы теряют основную цель работы — необходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова.

Методика также предоставляет богатейший материал для анализа характера смысловых связей между словом и картинкой. У здоровых детей эти связи, как правило, образуются легко. Эти связи говорят о характере знаний, представлений их жизненного опыта. Иногда с помощью методики можно сделать вывод о способности ребенка к обобщениям той или иной степени.

Методика впервые была предложена Л. С. Выготским; ее описание было дано А. Р. Лурия (1930). Г. В. Биренбаум (1934) предложила использовать ее для исследования мышления; разработка методики принадлежит С. В. Логиновой (1972). Представляет собой вариант изучения подростков, страдающих умственной отсталостью. Может быть с успехом использована при военной или судебно-психиатрической экспертизе. В последние годы делается попытка использовать эту методику для исследования самых маленьких детей, применяя для этого доступные им слова и словосочетания.

Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана необходимая помощь.

Ценнейшие данные представляет анализ рисунков детей. Тут может быть важным все: манера держать карандаш и наносить линии, сила нажима на карандаш, расположение рисунков на плоскости листа, выбор цвета и т. п. Но безусловно, что наиболее важным является анализ содержания самих рисунков. Они отражают запас знаний и представлений ребенка, особенности его индивидуального жизненного опыта. Рисунки отражают способность детей к отвлечениям и т. д.

Вопросам анализа результатов применения метода пиктограмм посвящено много публикаций. Методика может быть полезна для исследования тех детей, у которых в период обучения во вспомогательной школе неожиданно возникает ухудшение психического состояния.

Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Экспериментатор должен заготовить значительное количество (10–15) текстов, напечатанных и наклеенных на картонки, а также написанных очень крупным шрифтом на плакатиках. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они предоставляют возможность последующего обсуждения. Приведем несколько примеров таких рассказов.

    Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

С детьми, имеющими образование 5 классов и выше, опыт проводится так, что они сами читают и записывают, а с остальными — так, что они слушают и рассказывают устно. Устный рассказ экспериментатор записывает дословно с помощью магнитофона либо делает рукописные записи. Возможно, однако, множество вариаций. Могут быть даны два рассказа подряд. Главное внимание может быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение, т. е. на вопросы и ответы по поводу содержания рассказа.

Правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста наблюдается при легких степенях олигофрении. Существует обширная литература (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, В. И. Пинский) по вопросу о воспроизведении текстов умственно отсталыми детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: выявить уровень развития опосредованной памяти; изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.

Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

выявить уровень развития опосредованной памяти;

изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.

Стимульный материал: а) набор слов: школа, обед, утро, красота, прогулка;

б) набор карточек: портфель, тарелка, яблоко, солнце, лошадь, часы, расческа, петух, детские штанишки, цветок, рыба, собака, лопата, береза, ботинок (см. Приложение 3, рис. 3.1.-3.3.).

Ход исследования

С участием ребенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дать инструкцию:

Виды помощи

По окончании выбора карточек к каждому слову экспериментатор просит ребенка рассмотреть карточки и назвать слова, которые он запомнил.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное слово при самостоятельном выборе карточки начисляется по 2 балла. Таким образом, максимальная оценка за выполнение задания – 10 баллов.

Каждый вид помощи уменьшает оценку за воспроизведенное слово на 0,5 балла. Если все предъявленные виды помощи не повлияли на результат выполнения задания, оценка – 0 баллов.

Протокол фиксации результатов исследования по методике

ФИО ребенка Возраст:

Класс: Дата исследования:

Воспроизведенное слово до

Виды и количество помощи

Анализ результатов

Дети с задержкой

Дети с умственной

Нормально развивающиеся дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста способны к адекватному выбору картинок, опосредующих запоминание слов, к соответствующему объяснению сделанного выбора и к точному воспроизведению слов.

Дети с ЗПР в целом способны к установлению адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом, однако у дошкольников с ЗПР наряду с адекватными связями наблюдается и неадекватные – внешне адекватный выбор картинки к запоминаемому слову сопровождается несоответствующим объяснением связи между картинкой и словом. Соответствующие объяснения наблюдаются в случае обоснования связи между картинкой и словом бытового содержания (обед – тарелка, прогулка – ботинок, школа – портфель), абстрактные понятия (утро, красота) обрабатываются труднее. У дошкольников с ЗПР резко падает продуктивность деятельности к концу выполнения задания: первые 2-3 слова воспроизводятся, как правило, точно, а последние – неточно. Дошкольники с ЗПР, в отличие от младших школьников с ЗПР, при налаживании связей между картинкой и словом и обоснованием данной связи не всегда могут использовать эту связь при воспроизведении: наблюдается неправильное или неточное воспроизведение – подбор близкого по смыслу слова (обед – кушать) или изменение формы слова (прогулка – гулять).

Для детей с умственной отсталостью в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом. Чаще всего они не способны самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходится делать психологу) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов дети обычно просто называют картинки, которые были ранее выбраны с помощью психолога.

Читайте также:

      

  • Финансовый аппарат государства кратко
  •   

  • Модель мусорной корзины кратко
  •   

  • История происхождения наречий в русском языке кратко для детей 13 лет
  •   

  • Чарльз дарвин личная жизнь кратко
  •   

  • Интересные факты о шанхае кратко

Это тоже интересно:

  • Ополаскиватель для рта glister инструкция
  • Ополаскиватель для полости рта биорепейр инструкция
  • Ополаскиватель для зубных протезов цена инструкция
  • Ополаскиватель висцид инструкция для полости рта
  • Оплетка на руль шов инструкция

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии