Особые требования к инструкциям при проведении нейропсихологического обследования

Д.Д. Бекоева В.А. Дегтярев

ОСОБЕНОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме нейропсихологического исследования и комплексного анализа личности и состояния высших психических функций при мозговых поражениях. Особое внимание уделяется теоретическим основам и требованиям к нейропсихологическому исследованию. Рассматривается общая схема и структура нейропсихологического обследования. Показана процедура нейропсихологического обследования личности и выявление нарушений состояния высших психических функций для организации восстановительного обучения и реабилитации.

Ключевые слова: нейропсихология, методы нейропсихо-логического исследования, симптомы нейропсихологических нарушений, нейропсихологический синдром, факторы, определяющие дефект.

Под нейропсихологическим исследованием понимается исследование состояния личности и психических процессов с помощью нейропсихологических методов, выявляющих закономерности их нарушений на мозговом уровне. Нейропсихологические методы представляют собой систему методик, тестовых заданий и проб, объединенных общей методологией нейропсихологиче-ского исследования для выявления закономерностей психических процессов при различной патологии мозговой деятельности человека. Основы нейропсихологического исследования и нейропсихологические методы были разработаны А.Р. Лурия и его ближайшими сотрудниками Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, В. Лу-

бовским и др.[1; 2; 3]. В основе этих методик лежит общепсихологическая концепция формирования и развития высших психических функций Л.С. Выготского. Важнейшей чертой нейропси-хологических методов является их целостный системный характер. Они позволяют выявить нарушение или сохранность той или иной высшей психической функции, при этом одновременно исследовать связь с эмоционально-волевой и мотивационной сферами личности и поведением человека.

Нейропсихологические методы исследования позволяют выявить факторы, лежащие в основе дефекта; определить структуру дефекта в целостной психической функции, связь с другими психическими функциями; описать уровни психической или психофизиологической организации функции и каждого из его звеньев; указать на то, с какой патологией, в какой зоне коры головного мозга находится наблюдаемый дефект. Фактор — собственная функция той или иной мозговой структуры, например, фонематический слух, функция верхневисочной извилины коры больших полушарий (22 поле по карте Бродмана). Каждый из факторов может входить в структуру не одной, а нескольких психических функций, что приводит к системному нарушению тех психических функций, которые связаны с этим фактором (например, нарушение фонематического слуха приводит к нарушению экспрессивной и импрессивной речи, искажению называния, повторения, говорения).

Таким образом, нейропсихологические методы предусматривают осуществление анализа различных аспектов наблюдаемого дефекта — психологического, психофизиологического, клинико-физиологического и нейропсихологического. Каждый аспект позволяет выявить факторы, симптомы и целостный синдром дефекта и внести вклад в понимание происхождения и структуры дефекта, выявление причин нарушения, определение уровня нарушенной психологической функции и в конечном итоге раскрывает организацию нормального развития психических функций. Под симптомом понимается характеристика нарушения

психической функции (памяти, ощущения, восприятия, мышления, речи, счета и др.), возникающего под влиянием различных факторов поражения мозговой деятельности. Синдром — избирательное нарушение одних высших психических функций и сохранность других.

Нейропсихологическое исследование включает следующие этапы:

— описание и анализ состояния, а также клинической картины нарушения высших психических функций;

— выявление факторов или механизмов нарушения высших психических функций;

— определение симптомов и синдрома нарушений, т.е. анализ и поиск совокупности факторов нарушения психических функций и их влияние на другие функции.

— выявление сохранных высших психических функций и определение их состояния;

— постановка диагноза и определение методов реабилитации или восстановления нарушенной функции.

Проведение нейропсихологического исследования и постановка диагноза позволяет выявить природу и механизмы нарушенной функции и межфункциональных связей и организовать последующую коррекционную работу.

Основные требования к знаниям психологов, осуществляющих нейропсихологическое исследование, следующие:

— знание психологической теории, в частности, представлений о формировании психических функций, хроногенной зависимости локализации высших психических функций;

— знание закономерностей формирования высших психических функций, генез и последовательность их формирования и взаимодействия;

— умения устанавливать связи между психическими функциями на основе закона перехода функций снизу вверх у детей и сверху вниз у взрослых;

— навыки выявления зоны актуального и ближайшего развития у детей в зависимости от возраста;

— знания о прижизненном формирования высших психических функций, концепции первоначальной их экстериоризированной формы и последующей интериоризации.

— знания о системных нарушениях высших психических функций, связи синдромов с мозговыми зонами коры больших полушарий, о закономерности нарушений высших психических функций при различной этиологии.

При осуществлении нейропсихологического исследования необходимо учитывать также требования к практическим умениям и навыкам психолога, формирующимся в процессе его практической работы, которые включают:

— умение вступать в контакт с больным, ребенком или взрослым;

— процедурные навыки и умения квалифицированно проводить нейропсихологическое исследование;

— умения и навыки подробного описания симптома-

тики и определения нейропсихологического синдрома; постановка диагноза;

— навыки выявления основных факторов, лежащих

в основе того или иного дефекта;

— навыки и умения составления квалифицированно-

го заключения;

— навыки определения методов восстановительного

этапа и последующей реабилитационной работы.

Нейропсихологическое исследование в отличие от традиционного психологического исследования является структурно-динамическим, т.к. предполагает не только обнаружение дефекта, но и слежение за его динамикой с помощью специальных методик, тестовых заданий и проб, а также выявление тех или иных характеристик изменения познавательной деятельности, особенностей личности.

Схема проведения нейропсихологического обследования включает следующие требования к условиям его проведения:

— обстановка должна быть спокойной, отношение к обследуемому со стороны психолога исключительно доброжелательным;

— условия предполагают относительно интимную атмосферу, отсутствие посторонних людей, допустимо присутствие не более двух специалистов;

— необходимо установить контакт с обследуемым, общение должно быть доверительным и открытым, важно учитывать желание пациента обследоваться;

— должна быть создана атмосфера сотрудничества и контакта, голос обследующего должен быть негромким, доброжелательным, мягким, а сам он должен быть немногословным;

— для выполнения какого-либо задания инструкцию желательно повторить несколько раз или дать образец выполнения задания.

— при обследовании обязательным требованием является перерыв для активного или пассивного отдыха с последующим наблюдением за поведением обследуемого и прекращение обследования при потере интереса со сторон пациента;

— при необходимости проверки гипотезы о нарушении динамики протекания высших психических функций в процедуру допустимо включение (или исключение) каких либо помех.

Структура нейропсихологического обследования включает, как правило, ряд составляющих.

1. Первая составляющая представляет собой экспресс-исследование на основе нескольких методов и тестовых заданий, с помощью которых в течение 20 минут можно получить данные об общем состоянии высших психических процессов, сохранности личности, его эмоциональной сферы, мотивации, целенаправленном и осмысленном поведении, активности и пассивности, управляемости и общих характеристиках регуляции поведения.

2. Вторая составляющая содержит развернутое нейроп-сихологическое исследование особенностей личности, двигательной и познавательной сферы, памяти, внимания, речевых

процессов, мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы с последующим количественным и качественным анализом, выявлением факторов, симптомов и синдромов нарушения высших психических функций и возможности их восстановления.

3. Третья составляющая — заключение, в рамках которого тщательно описываются результаты качественного анализа выполнения тестов, заданий и проб. На основании качественного анализа дается синдромная картина совокупности нарушений высших психических функций или их сохранности. В результате такого анализа вычленяется фактор, лежащий в основе обнаруженных симптомов. Структура заключения включает определение состояния личности, его эмоционально-волевой сферы, ее деятельности, умений и навыков, структуру и особенности деятельности; состояния высших психических функций, двигательной сферы, речевых процессов памяти и интеллектуальной сферы и указывает на дисфункции соответствующих мозговых систем. В заключении дается общий диагноз.

4. Количественная характеристика выполнения задания представляет собой четверную составляющую, которая включает оценку выполнения каждой пробы или задания по 5-балльной шкале. Например, на 100% выполненное задание оценивается 5 баллами; выполненное задание на 75% оценивается 4 баллами; на 50% — 3 баллами; на 25% — 2 баллами; на 10% — 1 баллом; невыполненное задание — 0 баллов. Количество баллов по каждому тесту может быть суммировано. Кроме того, по результатам количественной оценки можно построить кривую симптомов и выявить их значимость при определении факторов и симптомов нарушений в синдромной картине.

5. Обобщение количественной и количественной оценки дает возможность проследить динамику изменений высших психических функций и перейти к следующей составляющей -коррекционной работе, с учетом взаимодействия высших психических функций и других характеристик, определяющих направление коррекционной работы и продуктивность коррекции.

Нейропсихологические методы, включающие хорошо структурированные методики и «батареи» стандартизированных тестов, подобраны таким образом, чтобы можно было исследовать всю психическую сферу. Нейропсихологические методы направлены на выявление нарушений деятельности пациента, поэтому пациенту предлагаются различные свободные задания, включающие предметные, сюжетные, ситуативные или интеллектуальные задачи для определения сохранности или нарушений умений и навыков как основы любой деятельности.

Например, проверяются:

— умения и навыки установления контакта, желания идти на контакт с обследующим;

— способность поддержать беседу и диалог;

— способность к сотрудничеству;

— навыки и умения рисования и копирования;

— умения осмысленно растолковать собственные рисунки или заданные сюжетные картинки;

— словарный запас, основные характеристики речи;

— двигательные навыки — быстрота, точность, ловкость;

— умение осуществлять контроль за своими действиями.

Посредством тестовых заданий и проб проверяется уровень сохранности или нарушений тех или иных высших психических функций — двигательного праксиса, ощущений, восприятия предметов, памяти, мыслительных процессов, воображения и речи, эмоций и чувств. Тестовые задания включают небольшие пробы, которые выявляют сохранность или нарушения в таких функциях, как:

—называние — умение назвать свои биографические характеристики, предметы окружающей среды;

—предметные действия — тесты на динамический прак-сис, воспроизведение позы в пространстве, отдельных движений (пробы Хэда.);

— восприятие — пробы на восприятие в разной модальности: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, восприятие времени и пространства;

— память — пробы, характеризующие состояние общей

памяти: непроизвольная и произвольная, кратковременная и долговременная; модально-специфическая память: слухоречевая,

предметно-визуальная, осязательная, обонятельная; характеристика процессов запоминания, хранения и воспроизведения следов памяти;

— внимание — исследуется в процессе различных видов деятельности при выполнении тестовых заданий, характеризуются свойства внимания: избирательность, колебания внимания, объем, переключаемость и др.;

-речь — изучается понимание речи (инструкции), диалогическая речь, особенности лексики, фразовая речь, повторение, фонематический слух, называние предметов на картинках Поп-пельрейтера, которые представляют собой наложенные друг на друга контурные изображения предметов, спонтанная речь, пересказ услышанного рассказа или рассказ об одном счастливом дне свой жизни и др.;

-мышление и интеллектуальные процессы — оцениваются по результатам простых тестов на аналогии, классификации предметов (или картинок с изображением предметов), решению простейших арифметических задач, пониманию смысла пословиц, небольших рассказов (например, рассказа Л.Н. Толстого «Муравей и голубка») или сюжетных картин, ориентировки во времени и пространстве;

-эмоции — оценивается работоспособность, состояние расслабленности или бодрствования, возбуждение, эйфория или негативное состояние;

— волевые процессы — степень произвольности действий, способности организовать деятельность, подчинить ее поставленной цели.

Процедура нейропсихологического исследования начинается с беседы. Обследуемому предлагается рассказать о себе и своих жалобах, ему задаются следующие вопросы:

Как Вас зовут? Назовите полное имя, отчество и фамилию. Назовите имена ваших родных. Как зовут Вашу мать, отца, детей, жену? Есть ли у Вас брат или сестра, как их зовут? На что Вы жалуетесь, почему Вы здесь находитесь? Сколько сейчас времени? Какой месяц? Какая у Вас специальность? Где Вы работали? Как Вы учились в школе, институте? Какие были трудности? и др.

В процессе беседы выявляются следующие характеристики психических функций и симптомов:

— состояние устной экспрессивной речи, лексика, ее уровень, богатство словарного запаса, конструкции связанной речи, простых или сложных предложений;

— умение вступать в контакт, степень коммуникабельности, интонационный строй речи, мимика лица при восприятии других, самооценка и самовосприятие;

— особенности сферы интересов, знаний, умений и навыков, мотивов поведения, познавательных интересов;

— эмоциональное состояние, система отношений и ожиданий, структура личности;

— ориентировка во времени и месте, социальная ориентировка и оценка своего статуса, способности самоконтроля;

— уровень непроизвольной памяти, отсроченного запоминания и воспроизведения, процессов припоминания и узнавания.

Затем нейропсихологическое исследование предполагает обследование произвольной деятельности личности.

1. Сначала обследуемому предлагается выполнить различные задания и пробы на все виды праксиса, на оральный, двигательный, динамический и пространственный праксис, реци-прокную координацию. Испытуемому дается инструкция для выполнения проб на оральный праксис, которые он должен выполнить без ошибок: ему предлагается широко улыбнуться, надуть

щеки, поцокать языком, вытянуть губы в трубочку, посвистеть, помычать. Артикуляторные ошибки возникают при оральной ап-раксии, двигательных нарушениях губ и языка и указывают на дисфункцию центральных и теменно-височных отделов коры головного мозга.

Пробы на динамический праксис включают следующие задания.

Когда я подниму красный квадрат, Вы из стопки карточек с геометрическими фигурами квадратов, треугольников и кружочков отберете только все квадраты (проба «геометрические фигуры» на выполнение задания по инструкции).

Наиболее частые ошибки при выполнении этой пробы связаны с неустойчивым запоминанием инструкции, нарушением реакции выбора (контаминациями, спутанностью), замедленным выполнением, инертностью, трудностями переключения. Эти ошибки связаны с возможными дисфункциями лобных, заднелобных, лобно-височных зон коры больших полушарий головного мозга.

Когда я подниму кулак левой руки, Вы, пожалуйста, поднимите указательный палец, и наоборот. Когда я стукну по столу один раз, Вы должны будете стукнуть три раза и наоборот (проба «кулак-палец» на выполнение контрастного произвольного действия).

Наиболее распространенные ошибки при выполнении этой пробы связаны с возможными пересеверациями, эхопракси-ческими движениями, когда на поднятый кулак поднимается тоже кулак, что противоречит инструкции. Эти ошибки проявляются только при поражении или дисфункциях лобных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Смотрите на мои действия и повторяйте их (проба «ку-лак-ладонь-ребро» или «динамический праксис» на выполнение двигательного задания, нескольких действий в динамике, по образцу).

Ошибки связаны с особенностями динамики действия (или ее нарушениями), пропусками элементов, изменением направления движения. Иногда повторение инструкции и замедление темпа помогают исправить ошибки. Эта проба дает возможность дифференцировать дефекты теменной и лобной области коры полушарий головного мозга.

Делайте такие же действия, какие буду делать я (пространственный праксис, пробы Хэда), например, если я дотронусь правой рукой до кончика своего левого уха, то Вы сделайте то же самое. Если я перекрещу ладони рук, Вы сделаете то же (обследуемому дается образец).

Ошибки могут быть связаны с пространственными изменениями направления движения, что может указывать на дисфункции теменно-затылочной области коры полушарий головного мозга.

Делайте вслед за мной, повторяйте такое же действие. Кисть правой руки сожмите в кулак, левую положите ладонью вниз. Одновременно меняйте позу рук, попеременно сжимая в кулак одну руку и разжимая ладонь другой руки, и наоборот (проба на реципрокную координацию).

Ошибки переключения и плавной динамики смены позы, нарушения координации движений указывают на дисфункцию глубинных, парасагитальных отделов головного мозга и области мозолистого тела.

2. Затем обследуемому предлагаются тестовые задания на исследование его речевых процессов и слухо-речевой памяти. Испытуемому дается инструкция для выполнения заданий на повторение отдельных звуков, букв, простых предложений, на основе которых исследователь делает заключение о состоянии его фонематического слуха и речи:

— повторите вслед за мной звуки: А, О, И, Э, Ы; Б-П, К-Г, Т-Д, З-С;

— повторите следующие слоги: би-ба-бо, бо-ба-би, ба-бо-би, да-та-та-да;

— повторите за мной слова: дом-том-ком, забор-собор-

запор;

— сложные слова: кораблекрушение, арахноидэндотелио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ма;

— предложения: «В саду за высоким забором росли яблони», «В Тушино был авиационный праздник и прыжки с парашюта»;

— вспомните, какие слова Вы повторяли?

Наиболее типичные ошибки при повторении связаны с литеральными и вербальными парафазиями, заменой звуков, нарушениями запоминания, и отражают дисфункции средней и верхней височной извилины левого полушария коры головного мозга. Нарушения моторного звена в речи (кинетического или кинестетического), возможно, будут указывать на дисфункции заднелобных отделов коры полушарий головного мозга [4; 5].

— назовите все дни недели, начиная с понедельника;

— назовите и все месяцы года, начиная с января;

— посчитайте цифровой ряд в обратном порядке, начиная

с 20.

Ошибки автоматизированной речи, дезавтоматизация речи, нарушения произвольных речевых процессов указывают о возможных дисфункциях заднелобных отделов коры больших полушарий мозга.

3. Нарушения или сохранность процессов восприятия обследуются тестовыми заданиями, включающими пробы на восприятие разных модальностей — зрительной, слуховой, осязательной.

Для нейропсихологического исследования особенностей зрительного восприятия предлагаются пробы на называние предметов на картинках, узнавание контурных изображений, перечеркнутых контурных изображений, фигур-кентавров (сдвоенных фигур животных), выбор трех называемых обследуемым предметов из числа изображенных на картинках, узнавание букв, геометрических фигур, определение недостающих фигур и др.

Ошибки узнавания предметов, точности и дифференцированно-сти восприятия контурных изображений, трудности вычленения признаков предметов указывают на определенные дисфункции височных и затылочных отделов левого полушария головного мозга.

Состояние зрительно-пространственного восприятия определяется с помощью тестов на узнавание времени на схематических часах, узнавание и называние пространственноориентированных букв, например «З» и «Е», римских чисел IX, XI, списывание букв, идеографическое письмо (напиши Ф.И.О., наименование улицы, где проживаешь, письмо под диктовку, чтение букв, слов текста и др.). Ошибки указывают на симптомы нарушения пространственного гнозиса, связанные с дисфункцией теменно-затылочных отделов, правого и левого полушарий коры головного мозга.

4. Нейропсихологическое исследование сомато-пространственного восприятия опирается на тесты, выявляющие сохранность схемы тела, способность определить правосторонние и левосторонние ощущения, ориентироваться в пространстве. Предлагается показать свою правую или левую руку, «глаз-нос-ухо», взять левой рукой карандаш, показать правой рукой на тетрадь, застегнуть пуговицу, определить недостающие детали предметов справа и слева на рисунке и др. Ошибки восприятия схемы тела и пространственные нарушения могут указывать на дисфункции теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушарий головного мозга.

5. Нарушения слухового восприятия изучаются на основе тестовых заданий на восприятие речевых и неречевых звуков. Испытуемому предлагается воспринять и оценить неречевые стимулы, узнать знакомую мелодию, определить шум дождя и морского прибоя, воспроизвести ритмические ряды со слуха, оценить количество постукиваний, выполнить ритмическое задание по инструкции и образцу. Ошибки могут быть связаны с нарушением слухового внимания, восприятия звуков, слухомотор-

ных координаций. Неузнавание мелодий и шумов может быть связано с дисфункциями височно-теменных отделов правого полушария головного мозга. Нарушения слухомоторных координаций, связанные с ошибками восприятия ритмов и их оценки, ошибки в моторике могут свидетельствовать о симптомах дисфункций верхневисочных отделов левого полушария.

6. Мыслительные процессы в нейропсихологическом исследовании оцениваются по результатам выполнения тестовых заданий на понимание смысла пословиц, оценку сюжетной картины и ее смысла, понимание и способность разложить последовательно и правильно серию сюжетных картинок, понимание содержания рассказов, решение арифметических задач. Предлагается сравнить предметы и выделить признаки различия, по заданным основаниям классифицировать предметы или картинки, сосчитать и сравнить числа по разряду и др. Ошибки и нарушение счета в уме, непонимание арифметических действий указывают на возможные дисфункции лобных и теменных отделов мозга.

7. Эмоциональная сторона личности в процессе нейропсихологического обследования оценивается в процессе взаимодействия с исследователем по подвижной (или неподвижной) мимике, коммуникабельности, способности вступать в контакт, напряженной позе, скованности, волнении, расслабленности, инертности, чрезмерной раскованности и эйфории и поведению человека в целом. В специальном исследовании нарушения проявляются в неспособности оценить адекватно эмоциональное состояние другого в сюжетной картине или ситуации, нарушения в системе отношений к себе и другим, оценке мимического выражения и др. Нарушения и ошибки могут указывать на дисфункцию глубинных структур, а также лобных долей коры больших полушарий.

Таким образом, нейропсихологическое исследование позволяет проанализировать психическую деятельность человека системно и комплексно, определить состояние, нарушения взаимосвязей и взаимовлияния высших психических функций, поста-

вить правильно диагноз на основе синдромного анализа и указать направление восстановительного обучения и последующей реабилитации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бекоева Д.Д. Нейропсихологические механизмы установки: Автореф. … канд. психол. наук. М., 1978.

2. Дегтярев В.А. Психология отклоняющегося поведения. М., 2008.

3. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. М., 1970.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2005.

6. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М., 1998.

Глава 1

Нейропсихологическая диагностика: определение, цели, принципы, этапы

Мы начнем нашу беседу с обсуждения целей, принципов, этапов и методов нейропсихологической диагностики. Эти знания необходимы как студентам, так и начинающим специалистам. Кроме того, в настоящее время некоторые нейропсихологические методики успешно применяются в контексте патопсихологических и психосоматических исследований, а потому такого рода знания полезны не только нейропсихологам. Надеемся, что наша беседа углубит и расширит представления о мозговой организации психических функций и их нарушениях при различной мозговой патологии, почерпнутые из курса нейропсихологии.

Что такое нейропсихологическая диагностика? Каковы ее цели?

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом.

С помощью нейропсихологической диагностики можно определить:

— целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный поломкой (или особым состоянием) одного или нескольких мозговых факторов;

— особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации;

— преимущественную латерализацию патологического процесса;

— поврежденные и сохранные звенья психических функций;

— различные нарушения одной и той же психической функции при поражении разных участков мозга.

Что необходимо знать клиническому психологу, если он хочет заниматься нейропсихологической диагностикой?

Прежде всего перед изучением собственно методик, необходимо ознакомиться с анатомией нервной системы и с основами нейропсихологии. Затем нужно понять теоретико-методологические основы нейропсихологической диагностики; представить себе общую картину, обследования; принципы построения нейропсихологических диагностических методик. В дальнейшем необходимо овладеть конкретными знаниями и навыками применения нейропсихологических методик исследования различных высших психических функций, а также методов исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Наконец, нелишними будут представления о современных направлениях нейропсихологической диагностики в России и за рубежом.

Когда и кем создавались методы нейропсихологической диагностики?

Основной блок нейропсихологических диагностических методик, без сомнения, создан в 1940—1960-е гг. А. Р. Лурией (Лурия, 1962). Однако следует иметь в виду, что ряд методик был им заимствован у других авторов. Например, проба на реципрокную координацию принадлежит известному советскому психиатру Н. И. Озерецкому (Гуревич, Озерецкий, 1930). Пробы на пространственный праксис созданы Г. Хэдом. Кроме того, нейропсихология всегда являлась динамично развивающейся отраслью знания, поэтому в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, и в этой разработке принимали активное участие ближайшие ученики А. Р. Лурии — Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова (Киященко), Э. Г. Симерницкая и др. (Цветкова, 1985; Киященко, 1973; Симерницкая, 1978). В качестве примера можно привести методики, направленные на исследование нарушений речи, памяти. В связи с возникновением новых направлений нейропсихологических исследований арсенал нейропсихологов постоянно пополнялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учеными. Для исследования зрительно-конструктивной деятельности стали часто применяться комплексные (сложные) фигуры Рея и Остеррайха (Rey, 1941; Osterrieth, 1944), для исследования межполушарного взаимодействия — методика дихотического прослушивания Д. Кимура (Kimura, 1961; 1973). В настоящее время в России и за рубежом применяются модификации классического нейропсихологического обследования, осуществленные Л. С. Цветковой, Е. Д. Хомской, А. В. Семенович и др. (Цветкова, 1998; Нейропсихологическая диагностика, 1994; Нейропсихология детского возраста, 1998; Цветкова, Ахутина, 1981; Пуанте, 1998; Golden, 1981).

Какие психологические теории являются методологической основой нейропсихологической диагностики?

Прежде всего это теория системной динамической локализации ВПФ А. Р. Лурия и метод синдромного анализа их нарушений (Лурия, 1962, 1973). Нейропсихологическая диагностика также базируется на современных представлениях о психологическом строении и мозговой организации психических функций. Важную роль в понимании генезиса и строения ВПФ играют культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, идеология системного подхода к изучению психических явлений. Наконец, нейропсихологическая диагностика разрабатывалась и применялась с учетом фундаментальных представлений о нейрофизиологических и биохимических закономерностях интегративной деятельности мозга (И. П. Павлов, П. К. Анохин и др.)

Каковы основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик?

Основные принципы таковы:

— Принцип преимущественной направленности конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса («функциональная проба»).

— Принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев психических функций («провокация»).

— Принцип исследования любой психической функции (фактора) с помощью набора методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»).

— Принцип обязательного анализа не только конечного результата деятельности, но и процесса выполнения задания в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операциональных).

— Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов.

— Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.

— Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований.

— Принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.

Заметим, что большинство перечисленных выше принципов важны не только для нейропсихологической диагностики, но и для решения диагностических задач в других областях клинической психологии, например, в патопсихологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987).

А существует ли единая стандартная процедура нейропсихологического обследования?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. С одной стороны, существуют общие правила построения и проведения нейропсихологического обследования в целом и отдельных методик в частности. Обследование должно проводиться индивидуально, занимать определенное время, включать задания разного уровня сложности, направленные на исследование основных психических функций. Есть достаточно жесткие правила предъявления инструкций и стимульного материала к нейропсихологическим методикам. С другой стороны, каждое нейропсихологическое обследование уникально: применяемый набор методик, последовательность и темп их предъявления, даже характер инструкций могут варьироваться в зависимости от целей обследования, его гипотезы, особенностей состояния больного. Заметим, что любой нейропсихолог должен уметь быстро и грамотно принять решение о выборе тактических нюансов обследования.

Какова рекомендуемая продолжительность нейропсихологического обследования?

На этот вопрос тоже трудно ответить однозначно. Не вызывает сомнения, что обследование должно быть достаточно компактным и занимать не более полутора часов. Его продолжительность, как правило, зависит от состояния и возраста испытуемого. Например, нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста не должно превышать 30–40 минут. Если испытуемый жалуется на утомление, и качество его деятельности вследствие этого заметно ухудшается, нейропсихолог должен прервать проведение обследования и закончить его в другое время.

А есть ли временные рамки проведения отдельных нейропсихологических методик?

Почти все нейропсихологические методики очень компактны, и психически здоровые взрослые испытуемые могут затратить на их выполнение от нескольких секунд до нескольких минут. Однако когда мы обследуем больных с поражениями мозга, выполнение некоторых (или большинства) методик занимает более длительное время. В целом можно сказать, что выполнение методики должно продолжаться до тех пор, пока не завершена ее процедура и/или нейропсихолог не решил для себя, каковы качественные особенности нарушений и степень их выраженности.

Ранее вы говорили об основных целях нейропсихологической диагностики. А можно ли сформулировать конкретные цели применения отдельных методик?

Методики могут быть направлены на исследование определенного фактора (принципа работы какого-либо участка мозга), механизма возникновения нарушений или на выявление феноменов, наблюдающихся при поражении тех или иных зон мозга. Механизмы возникновения некоторых феноменов пока недостаточно изучены. Например, ряд двигательных, речевых, тактильных проб направлен на исследование кинестетического фактора. Наряду с этим существуют пробы для выявления лицевой или цветовой агнозии при поражениях задних отделов правого полушария, о факторной нейропсихологической обусловленности которых пока строятся лишь предположения.

Существуют ли какие-нибудь особые правила проведения нейропсихологического обследования?

Да, несколько таких правил существует. Нейропсихологическое обследование проводится индивидуально. Любая психическая функция (или ее компоненты) не просто исследуются с помощью набора методик, но оцениваются на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев (например, только с опорой на ведущую афферентацию). Существуют особые приемы усложнения (сенсибилизации) нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, исключение зрительного контроля, увеличение объема деятельности, усложнение характеристик стимульного материала, минимизация речевого опосредствования и др.

Есть ли особые требования к инструкциям при проведении нейропсихологического обследования?

Инструкции должны быть по возможности краткими и понятными конкретному испытуемому. Нейропсихолог должен убедиться, что испытуемый понял и запомнил инструкцию. При необходимости инструкцию можно повторить и в процессе выполнения задания. В некоторых заданиях используются так называемые «глухие» инструкции, в которых специально не разъясняются определенные параметры выполнения. Например, при предъявлении таблиц, с помощью которых исследуется зрительный предметный гнозис, испытуемому можно не указывать, с какого края листа он должен начинать называть предметы. Или при запоминании ряда слов не обязательно предупреждать испытуемого о том, сколько слов ему будет предъявлено. Такие «глухие» инструкции позволяют нейропсихологу получить важную информацию о ряде аспектов состояния ВПФ.

Каковы этапы процесса нейропсихологического обследования?

Выделяют следующие этапы:

— выдвижение гипотезы с опорой на данные истории болезни и клинической беседы;

— определение стратегии и тактики обследования;

— проверка и уточнение исходной гипотезы в ходе выполнения конкретных заданий;

— выделение синдромообразующего фактора (или группы факторов);

— обобщение полученных результатов в форме нейропсихологического заключения.

Можно ли варьировать последовательность этих этапов?

Иногда да. Например, клиническую беседу можно не проводить целиком в начале обследования, а разбивать на несколько частей и чередовать их с выполнением диагностических методик (такой прием позволяет избежать утомления). Детальное ознакомление с историей болезни может иногда происходить после проведения нейропсихологического обследования. Более того, когда проводится диагностика нормы, этот этап может вообще отсутствовать.

А есть ли какие-либо рекомендации, касающиеся последовательности предъявления конкретных диагностических методик?

Нет, жесткие алгоритмы отсутствуют. Подбор и последовательность предъявления конкретных методик прежде всего зависит от гипотезы, проверяемой в процессе обследования, от его целей и задач. Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев нецелесообразно предлагать испытуемому для выполнения сразу все методики, направленные на исследование определенной психической функции (например, 5–6 методик для исследования памяти подряд). Лучше чередовать методики, направленные на диагностику разных психических процессов. Пусть испытуемый после выполнения одной из методик, направленных на исследование слухоречевой памяти, выполнит некоторые пробы акустического неречевого гнозиса, потом — пробы пространственного праксиса. После этого опять можно предложить задание, связанное с исследованием памяти. Кроме того, иногда целесообразно предъявлять методики, уровень сложности которых постепенно увеличивается.

Рекомендуемая литература

Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика: в 2 ч. — М.; Л.: Медгиз, 1930.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 254–395.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. Нейропсихологическая диагностика: в 2 ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

Нейропсихология детского возраста (альбом) / Под ред. А. В. Семенович. — М.: МПГУ, 1998.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Пуанте А. Применение Луриевского подхода в США / Первая Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: Изд-во Моск. ун-та; РПО, 1998. С. 73–75.

Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. унта, 1978.

Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: РПА, 1998.

Цветкова Л. С., Ахутина Т. В. О попытке стандартизации тестов А. Р. Лурия в США // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. № 12. С. 1877–1879.

Golden C. J. Manual for the Luria-Nebraska Neuropsychological Battery. — Los Angeles (CA): 1981.

Kimura D. Some effects of temporal lobe damage on auditory perception // Canada. J. Psychol. 1961. Vol. 15. P. 156–165.

Kimura D. The asymmetry of the human brain // Scientif. Amer. 1973. Vol. 228. P. 70–78.

Rey A. L’examen psychologique dans les cas d’encephalopathie traumatique // Archives de psychologie. 1941. Vol. 28. P. 286–340.

Osterrieth P. A. Le test de copie d’une figure complexe // Archives de psychologie. 1944. Vol. 30. P. 206–356.

Глава 2

Клиническая беседа

Клиническая беседа — это широко применяемый в психологии метод исследования различных аспектов поведения и психологических особенностей человека в процессе вербальной коммуникации. Клиническая беседа является важным этапом диагностического обследования не только в нейропсихологии, но и в других областях клинической психологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987; Карсон, Батчер, Минека, 2004).

Каковы цели клинической беседы в нейропсихологическом обследовании?

К основным целям клинической беседы можно отнести:

1. Установление контакта с больным (в том числе на эмоциональном уровне).

2. Информирование больного (естественно, в краткой форме и на доступном ему уровне) о характере обследования и его целях.

3. Выяснение жалоб больного, степени его ориентировки в собственном состоянии и критичности к имеющимся проявлениям заболевания.

4. Выяснение качества ориентировки в месте и времени.

5. Выявление мануальных предпочтений испытуемого.

6. Уже в клинической беседе можно заметить наличие нарушений понимания обращенной речи, речевой моторики, памяти, мимики и др. (Лурия, 1962).

Все это поможет формулировке первоначальной гипотезы, которая будет проверяться в ходе объективного исследования состояния ВПФ. Мы отмечали в главе 1, что клиническая беседа не обязательно должна предшествовать объективному исследованию. Она может разворачиваться параллельно ему и завершать его.

На какие особенности ориентировки больного в собственном состоянии следует обратить особое внимание?

Прежде всего нужно обратить внимание на то, высказывает ли больной самостоятельно какие-либо жалобы. Если не высказывает и при расспросах отрицает наличие трудностей или дефектов, это может свидетельствовать о присутствии симптомов анозогнозии (отсутствии критичности, адекватной оценки своего дефекта) или о попытке сокрытия (диссимуляции) имеющихся расстройств. В нейропсихологическом контексте особое внимание следует уделить проверке анозогнозии, поскольку ее проявления могут свидетельствовать об определенной латерализации и топике мозгового поражения. Это повлияет на определение первоначальной гипотезы исследования. Представим другую ситуацию — больной не высказывает жалобы самостоятельно, но отвечает на вопросы психолога. В этом случае следует думать о возможной инактивности больного в речевой сфере. Что касается фактического содержания жалоб, то нейропсихологу следует обратить особое внимание на жалобы по поводу сильных головных болей, головокружений, двоения в глазах, повышенной утомляемости, резкого ухудшения слуха или зрения, снижения памяти, моторной неловкости, тремора и др. Все эти жалобы с достаточно высокой степенью вероятности могут указывать на негативные отклонения в работе нервной системы. Еще один момент, который важно учитывать, — это критичность больного к собственному состоянию и к высказываемым жалобам, а также адекватная эмоциональная реакция на изменения психики и поведения, возникшие в связи с развитием болезни.

Какие вопросы следует задавать, чтобы оценить ориентировку во времени?

Можно попросить пациента назвать сегодняшний день недели, число, месяц, год. Следует подчеркнуть, что такие вопросы желательно впрямую задавать тем больным, у которых (по данным истории болезни) можно предполагать наличие выраженной дезориентировки во времени. Если мы предполагаем, что ориентировка во времени у больного сохранна или нарушена незначительно, то подобные прямые вопросы следует задавать осторожно или несколько переформулировать, поскольку вероятно, что они вызовут раздражение, обиду пациента. При этом следует помнить, что даже здоровые испытуемые могут в названии текущего числа допускать небольшую погрешность (+1–2 дня). Еще для исследования ориентировки во времени можно спросить больного, когда он поступил в клинику и сколько дней он в ней находится. Как правило, также задаются вопросы относительно некоторых значимых для пациента дат личной биографии. Об объективных способах оценки восприятия времени будет рассказано ниже в соответствующем разделе учебного пособия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Нейропсихологическое
обследование позволяет установить
степень нарушения когнитивных функций,
и то, как это приводит к нарушению
повседневной активности, а также выявить
вероятные причины наступивших изменений.
В дальнейшем полученные данные помогут
специалистам психиатрии контролировать
ход лечения, ориентируясь на степень
выраженности когнитивных нарушений.

Набор методик и какие
когнитивные функции должны быть
исследованы подбираются специалистом
(клиническим (медицинским) психологом)
исходя из задач диагностики и тактики
предполагаемого лечения.

Как правило, нейропсихологическое
обследование будет в себя включать
различные пробы на память, внимание,
мышление и т. д., но акцент будет делаться
больше на наиболее нарушенные функции
с целью уточнения степени выраженности
нарушения для последующей оценки
эффективности проводимой терапии и
постановки диагноза.

Выделяют следующие этапы
нейропсихологического обследования:

1. предварительное изучение
анамнеза, истории болезни;

2. выдвижение гипотезы с
опорой на данные истории болезни и
клинической беседы;

3. определение стратегии и
тактики обследования;

4. проверка и уточнение
исходной гипотезы в ходе выполнения
конкретных заданий;

5. выделение синдромообразующего
фактора / факторов;

6. обобщение полученных
результатов в форме нейропсихологического
заключения.

Общие правила построения
нейропсихологического обследования:

1. нейропсихологическое
обследование проводится индивидуально;

2. продолжительность
нейропсихологического обследования
зависит от состояния и возраста
обследуемого (от 30-40 мин. до 1,5 ч.);

3. выполнение отдельной
методики должно продолжаться, пока не
завершена её процедура / нейропсихолог
не решил, каковы качественные особенности
нарушений и степень их выраженности;

4. нейропсихологическое
обследование включает задания,
направленные на исследование основных
ПФ — изучается состояние двигательных
функций, гнозиса, речи, памяти,
интеллектуальных процессов, письма и
чтения;

5. любая ПФ оценивается на
разных уровнях сложности, произвольности
и с разным составом афферентных звеньев;

6. существуют особые приемы
усложнения — сенсибилизации –
нейропсихологических методик: ускорение
темпа выполнения, исключение зрительного
контроля, увеличение объема деятельности,
минимизация речевого опосредствования
и др.

7. существуют определенные
правила предъявления инструкций и
стимульного материала к нейропсихологическим
методикам: инструкции должны быть
краткими и понятными испытуемому;
экспериментатор должен быть уверен,
что испытуемый понял и запомнил
инструкцию; при необходимости инструкцию
повторяют в процессе выполнения задания.

54. Нейропсихологическая диагностика. Цели нейропсихологической диагностики. Методологические основы нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая
диагностика
— это
исследование психических процессов с
помощью набора специальных проб с целью
квалификации и количественной
характеристики нарушений (состояния)
высших психических функций (ВПФ) и
установления связи выявленных дефектов
(особенностей) с патологией или
функциональным состоянием определенных
отделов головного мозга либо с
индивидуальными особенностями
морфофункционального состояния мозга
в целом.

Цели нейропсихологической
диагностики:

1. выявить целостный синдром
нарушений ВПФ, обусловленный нарушением
одного или нескольких мозговых факторов;

2. выявить особенности
энергетических, операциональных и
регуляторных составляющих психических
процессов, а также различных уровней
их реализации;

3. определить преимущественную
латерализацию патологического процесса;

4. выявить повреждённые и
сохранные звенья ПФ;

5. описать различные поражения
одной и той же ПФ при поражении разных
участков головного мозга.

Основная часть
нейропсихологических диагностических
методик была создана А. Р. Лурией в
1940-1960-е гг.

Основные принципы построения
нейропсихологических диагностических
методик:

1. функциональная проба —
преимущественная направленность
конкретной методики на исследование
определенного психического процесса
или определенного звена этого психического
процесса;

2. провокация — нацеленность
нейропсихологических методик в первую
очередь на выявление нарушенных звеньев
ПФ;

3. перекрестный контроль —
исследование любой ПФ с помощью набора
методик, результаты которых дополняют
друг друга;

4. обязательный анализ не
только конечного результата деятельности,
но и процесса выполнения задания в его
различных составляющих — нейродинамических,
мотивационных, регуляторных,
операциональных;

5. сочетание качественного
анализа выявленных нарушений с
количественной оценкой степени
выраженности симптомов;

6. принцип обучения — в ходе
выполнения определённой методики
нейропсихолог фиксирует возможность
усвоения испытуемым способа действия
и его применения в аналогичных заданиях;
7. принцип сопоставления данных, полученных
при нейропсихологическом обследовании,
с данными анамнеза, объективных
клинических исследований;

8. учёт возрастных и
преморбидных особенностей обследуемого.

Соседние файлы в предмете Нейропсихология

  • #
  • #
  • #

Скачать материал

Основные этапы проведения нейропсихологического обследованияАкопян Жанна Алек...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 359 человек из 63 регионов

  • Курс добавлен 14.07.2023
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов

  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основные этапы проведения нейропсихологического обследованияАкопян Жанна Алек...

    1 слайд

    Основные этапы проведения нейропсихологического обследования
    Акопян Жанна Александровна

  • Нейропсихологическая диагностика  - это исследование психических процессов с...

    2 слайд

    Нейропсихологическая диагностика 
     — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов (особенностей) с патологией или функциональным состоянием определенных отделов головного мозга либо с индивидуальными особенностями морфофункционального состояния мозга в целом

  • Профессиональный уровень владения нейропсихологической диагностикой предполаг...

    3 слайд

    Профессиональный уровень владения нейропсихологической диагностикой предполагает предварительное изучение следующих базовых дисциплин:
    1. анатомия и физиология центральной нервной системы (ЦНС);
     2. основы нейропсихологии, специфика основных направлений современной нейропсихологии; 3. теоретико-методологические основы нейропсихологии и нейропсихологической диагностики.

  • Цели нейропсихологической диагностики: 1. выявить целостный синдром нарушений...

    4 слайд

    Цели нейропсихологической диагностики: 
    1. выявить целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный нарушением одного или нескольких мозговых факторов;
     2. выявить особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации; 
    3. определить преимущественную латерализацию патологического процесса; 
    4. выявить повреждённые и сохранные звенья ПФ; 5. описать различные поражения одной и той же ПФ при поражении разных участков головно

  • Теоретико-методологическими основами нейропсихологической диагностики являютс...

    5 слайд

    Теоретико-методологическими основами нейропсихологической диагностики являются представления отечественной психологии о: 
    системном строении ВПФ человека, 
    • их системной динамической локализации, 
    • прижизненном формировании их структуры и мозговой организации. 
    Нейропсихологическая диагностика проводится в соответствии с принципами, разработанными А. Р. Лурия, о синдромном анализе нарушений и в контексте структурнофункциональной концепции о трех блоках мозга, каждый из которых обеспечивает определенную составляющую психической деятельности в 

  •  Культурно-историческая концепция Л.С. ВыготскогоВПФ – это сложные психически...

    6 слайд

     Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
    ВПФ – это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Данная концепция основывается на ряде принципов:
    -Принцип прижизненного формирования и развития ВПФ
    Принцип гетерохронности развития ВПФ и зон мозга
    Принцип формирования ВПФ в предметной деятельности и в сотрудничестве со взрослым.
    териоризации — перехода ВПФ из интерпсихического состояния в интрапсихическое. 
    Принцип взаимовлияния структуры и функции
    Деятельностный подход в формировании ВПФ
    — Принцип смены ведущих ВПФ в разные возрастные периоды.

  • . Теория системной динамической локализации ВПФ
. Теория функциональных систе...

    7 слайд

    . Теория системной динамической локализации ВПФ
    . Теория функциональных систем.
     Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
    . Понятие фактора.
     1.Выделяют модально-неспецифические факторы:
     2.модальноспецифические факторы:
    . Понятие синдромного анализа. 
    . Понятие синдромного анализа. 

  • Понятие синдромного анализа.Синдромный анализ - это введенный в нейропсихолог...

    8 слайд

    Понятие синдромного анализа.
    Синдромный анализ — это введенный в нейропсихологию А. Р. Лурией метод изучения различных нарушений ВПФ (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга в целях топической диагностики.
    Основой нейропсихологического синдрома является нарушение работы той или иной синдромообразующей корковой или подкорковой структуры мозга (или нейропсихологического фактора).
    Синдромный анализ — это анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий (например, поражение коры височной области мозга (у правшей) приводит к первичному дефекту — нарушению звукового анализа и синтеза слов,
    и вторичным дефектам — нарушениям произношения слов, письма и чтения; т. е. к целостному височному синдрому). Введение синдромного анализа в нейропсихологические исследования позволило обосновать новую факторную классификацию нарушений ВПФ (афазий, апраксий, амнезий и др.)

  • Синдромный анализ основан на следующих положениях1.фикация нарушений психичес...

    9 слайд

    Синдромный анализ основан на следующих положениях
    1.фикация нарушений психических процессов: определение первичного дефекта или первичного нарушения функций
    2. Выделение как основного дефекта — первичных нарушений, так и вторичных системных нарушений, что позволяет увидеть целостную структуру нейропсихологического синдрома и дает основание для постановки топического диагноза.
    3. Анализ состава не только нарушенных, но и сохранных ПФ. 

  • Концепция о трех функциональных блоках мозгаI блок мозга – это энергетический...

    10 слайд

    Концепция о трех функциональных блоках мозга
    I блок мозга – это энергетический блок или блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации, блок регуляции тонуса и бодрствования организма. 
     Анатомические структуры I блока мозга: 
    1) ретикулярная формация ствола,
     2) лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус),
     3) диэнцефальные ядра и другие подкорковые структуры,
     4) медиобазальная кора лобных и височных отделов больших полушарий. 

  • Функции I блока мозга:1) основная функция - активация больших полушарий, т.е....

    11 слайд

    Функции I блока мозга:
    1) основная функция — активация больших полушарий, т.е. поддержание определенного уровня бодрствования в соответствии со сменой периодов сна и бодрствования организма, кратковременная активация для поддержания внимания;
     2) модально-неспецифическая память — эпизодическая, личностная, память на события;
     3) обеспечение базальных эмоций; 
    4) поддержание витальных функций: нейрогуморальная регуляция, эндокринная система, регуляция деятельности внутренних органов, дыхания, терморегуляция и др.;
     5) регуляция генетически закрепленных, инстинктивных форм поведения (например, поведение в ситуации стресса); 6) регуляция мышечного тонуса.

  • II блок мозгаII блок мозга - блок приема, хранения и переработки экстероцепти...

    12 слайд

    II блок мозга
    II блок мозга — блок приема, хранения и переработки экстероцептивной информации, полученной от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов – изнутри тела. Анатомически во II блок мозга входят: конвекситальная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. 
    Поля II блока мозга делятся на:
     а) первичные, осуществляющие первичную обработку импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора;
    б) вторичные, отвечающие за дальнейшую обработку информации; 
    в) третичные — ассоциативные поля, которые отвечают за самый высокий уровень переработки, их функция — это синтез информации разных модальностей.

  • III блок мозгаIII блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за...

    13 слайд

    III блок мозга
    III блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
     Морфологический субстрат данного блока – это конвекситальная кора лобных долей. Лобные отделы включают в себя: моторные, премоторные отделы, которые обеспечивают работу двигательных функций, и префронтальные отделы, которые обеспечивают регуляцию психической деятельности
    Функции III блока, обеспечивающего произвольную регуляцию психической деятельности, включают в себя: постановку целей действия, соответствующих мотивам, задачам деятельности; планирование программы действия; контроль за выполнением программы и коррекция неправильных действий; сличение достигнутой цели с внешними / внутренними образцами. 

  • Принципы построения нейропсихологических диагностических методик• двигательны...

    14 слайд

    Принципы построения нейропсихологических диагностических методик
    • двигательных функций
    , • слухо-моторной координации,
     • высших кожно-кинестетических функций,
     • зрительных функций,
     • мнестических процессов,
     • речи (устной и письменной),
     • счетных операций и мышления

  • Основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик: фу...

    15 слайд

    Основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик: 
    функциональная проба
     Провокация
    перекрестный контроль
    обязательный анализ
     сочетание качественного анализа
     принцип обучения
    принцип сопоставления данных
    учёт возрастных и преморбидных

  •  Этапы нейропсихологической диагностики.  Существуют следующие общие правила...

    16 слайд

     Этапы нейропсихологической диагностики. 
     Существуют следующие общие правила построения нейропсихологического обследования
    1.нейропсихологическое обследование проводится индивидуально;
     2. продолжительность нейропсихологического обследования зависит от состояния и возраста обследуемого (от 30-40 мин. до 1,5 ч.);
     3. выполнение отдельной методики должно продолжаться, пока не завершена её процедура / нейропсихолог не решил, каковы качественные особенности нарушений и степень их выраженности; 
    4. нейропсихологическое обследование включает задания, направленные на исследование основных ПФ — изучается состояние двигательных функций, гнозиса, речи, памяти, интеллектуальных процессов, письма и чтения; 
    5. любая ПФ оценивается на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев; 6. существуют особые приемы усложнения — сенсибилизации — нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, исключение зрительного контроля, увеличение объема деятельности, минимизация речевого опосредствования и др.
     7. существуют определенные правила предъявления инструкций и стимульного материала к нейропсихологическим методикам: инструкции должны быть краткими и понятными испытуемому; экспериментатор должен быть уверен, что испытуемый понял и запомнил инструкцию; при необходимости инструкцию повторяют в процессе выполнения задания

  •  Выделяют следующие этапы нейропсихологического обследования:1. предварительн...

    17 слайд

     Выделяют следующие этапы нейропсихологического обследования:
    1. предварительное изучение анамнеза, истории болезни;
     2. выдвижение гипотезы с опорой на данные истории болезни и клинической беседы; 15
     3. определение стратегии и тактики обследования;
    4. проверка и уточнение исходной гипотезы в ходе выполнения конкретных заданий; 
    5. выделение синдромообразующего фактора / факторов; 
    6. обобщение полученных результатов в форме нейропсихологического заключения.

  • Необходимые для обследования материалы: 1. Стимульный материал (альбом по ней...

    18 слайд

    Необходимые для обследования материалы: 
    1. Стимульный материал (альбом по нейропсихологической диагностике детей, цветные карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги и т.д.).
    2. Анкета для родителей.
    3. Бланки протокола.
     4. Игрушки для установления контакта.

  • Требования к процедуре обследования в детском возрасте. Для того, чтобы резу...

    19 слайд

    Требования к процедуре обследования в детском возрасте.
    Для того, чтобы результаты обследования ребенка были максимально достоверными, необходимо:
    1. Мотивировать ребенка, создать интерес к обследованию. Особенно это актуально для дошкольников: отсутствие мотивации может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка.
     2. Создать у ребенка ощущение успеха вне зависимости от его реальных результатов. Необходимо не забывать важную формулу при любых занятиях с ребенком дошкольником или младшим школьником: «мотивация гибнет без ощущения успеха».
     3. Создать оптимальную речевую среду: исключается излишняя речь психолога; необходимо исключить какую-либо критику ребенка в ходе обследования. 
    4. Подстроиться под темп ребенка.
     5. Для получения наиболее точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности в нейропсихологическое обследования включают сенсибилизированные пробы — это те же пробы, но проведенные в особых условиях: 
    а) при увеличении темпа подачи материала и выполнения проб; 
    б) при исключении зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля. Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях говорит о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, и, следовательно, он может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий или формирующего обучения. 18
     6. Создать оптимальный порядок предъявления проб. Необходимо, чтобы они чередовались так, чтобы пробы на одну и ту же функцию (например, запоминание двух групп по три слова и запоминание 5 слов) не следовали одна за другой (если только нет задачи создать условия для гомогенной (однородной) интерференции). 
    7. Осуществлять диагностику зоны ближайшего развития ребенка.

  • Методы исследования межполушарной асимметрииЛуриевские пробы
 1. Переплетение...

    20 слайд

    Методы исследования межполушарной асимметрии
    Луриевские пробы
     1. Переплетение пальцев.
    .2 Поза «Наполеона». 
    3. Руки за спиной.
     4. Аплодирование.
     5. Кулак на кулак.
     6. Нога на ногу.
    Опросник М. Аннетт
    Какой рукой вы предпочитаете кидать предметы? 
    Какой рукой вы пишете? 
    Какой рукой вы рисуете?
     Какой рукой вы играете в теннис?
     В какой руке держите ножницы?
    Какой рукой причесываетесь?
    Какой рукой бреетесь (красите губы)? 
    В какой руке держите зубную щетку?
    В какой руке держите нож во время еды или при затачивании карандаша?
     В какой руке держите ложку во время еды?
    В какой руке держите молоток для забивания гвоздей? 
    В какой руке держите отвертку
    . Зрительная асимметрия:
     1. Ведущий глаз (пробы «карта с дыркой», «вертикаль»). 
    2. Прицеливание («калейдоскоп», «подзорная труба»).
    3. Слухоречевая асимметрия:
    1. Ведущее ухо (проба «часы»). 2. Дихотическое прослушивание.

  • Нейропсихологическое заключениеТрадиционно нейропсихологическое заключение вк...

    21 слайд

    Нейропсихологическое заключение
    Традиционно нейропсихологическое заключение включает в себя следующие части: 
    1. Характеристика личности больного. Общая характеристика больного.
    2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психологических симптомов).
     3. Данные экспериментально-психологического исследования: результаты объективного исследования различных ВПФ испытуемого с помощью нейропсихологических диагностических методик
      характеристика внимания;  состояние гностических процессов;
      состояние праксиса (пальцевого праксиса позы, пространственного, динамического, орального);
      характеристика речевых процессов (письма, чтения);
      характеристика счета;  характеристика памяти;
     характеристика интеллектуальной деятельности;
      характеристика эмоциональных реакций.
     4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения. Итоговая оценка выявленных нарушений / особенностей. Вывод о локализации поражения мозга.

  • Литература;
1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностик...

    24 слайд

    Литература;
    1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – М.:Генезис, 2012.
     2. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. — СПб.: Речь, 2005. 
    3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соч. в 6-ти томах. Т.5. – М.: Педагогика, 1984. С. 257-321.
     4. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
     5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, лтд, 1996.
     6. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М.: Изд-во АМН СССР, 1948.
     7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.– М.: Академический Проект, 2000. 
    8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. 
    9. Максименко М. Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.
     10. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. Под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.
     11. Нейропсихологическая диагностика: в 2-х ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 
    12. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2012.
     13. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. приложения: протоколы обследования / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2008.
     14. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников. — СПб.: КАРО, 2007. 
    15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Академия, 2002. 
    16. Хомская Е. Д. А.Р Лурия — основоположник нейропсихологии в СССР. // А.Р. Лурия и современная психология (сб. статей памяти А.Р. Лурия). / Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. – М.: 1982

  • Спасибо за внимание

    25 слайд

    Спасибо за внимание

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 346 687 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 15.06.2022
  • 120
  • 0
  • 15.06.2022
  • 215
  • 0
  • 15.06.2022
  • 188
  • 1
  • 15.06.2022
  • 364
  • 0
  • 15.06.2022
  • 121
  • 3
  • 15.06.2022
  • 556
  • 20
  • 15.06.2022
  • 136
  • 0
  • 15.06.2022
  • 104
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Современный переговорный процесс в практике образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Основы педагогического дизайна»

  • Курс повышения квалификации «Основы музейной педагогики в работе учителя как одно из условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)»

  • Курс повышения квалификации «Экзаменационный стресс как частая проблема педагогов и учащихся и пути ее решения»

  • Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

Методы нейропсихологической диагностики нейропсихологическое обследование

  • Нейропсихологическая диагностика – что это и ее цели
  • Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?
  • Методы нейродиагностики
  • Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность
  • Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?
  • Виды нейропсихологической коррекции

Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.

Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели

Методы нейропсихологической диагностики нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

  • восстановление мозговых функций и памяти у возрастных пациентов и пациентов, перенесших инсульт или травму;
  • коррекция проявлений патологий мозговой деятельности у детей;
  • наладить мозговую деятельность и поведение людей с расстройством аутистического спектра.

Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?

Методы нейропсихологической диагностики нейропсихологическое обследование

В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

Методы нейродиагностики

Методы нейропсихологической диагностики нейропсихологическое обследование

Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Обычно применяются две группы методов диагностики.

1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

  • сравнительно-анатомический подход, который изучает взаимозависимость мозгового строения и нервной системы с особенностями в поведении и средой существования;
  • разрушающий метод, при котором специалист «отключает» часть головного мозга пациента и анализирует поведенческие изменения;
  • методика раздражения, при которой проводится воздействие на точечные мозговые участки и наблюдение за сопутствующей реакцией.

2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

  • электроэнцефалография;
  • МРТ;
  • исследования при помощи химических индикаторов;
  • ПЭТ;
  • КТ.

 Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность

Методы нейропсихологической диагностики нейропсихологическое обследование

Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

  • выдвигают гипотезу, с учетом истории болезни и беседы с пациентом;
  • назначают методы обследования;
  • проверяют первоначальную гипотезу в ходе выполнения пациентом заданий;
  • выделяют синдром;
  • составляют нейропсихологическое заключение и план дальнейшей коррекции.

Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?

Методы нейропсихологической диагностики нейропсихологическое обследование

Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

  • взрослым людям при нарушениях после перенесенного инсульта, травмы, опухоли или ее продолжительного лечения;
  • детям с задержкой психического развития, речевых, слуховых и моторных функций, при расстройстве аутистического спектра, при нарушениях чтения, письма, счета, при синдроме гиперактивности и дефиците внимания, при последствиях, вызванных травмой, опухолью или инсультом.

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Виды нейропсихологической коррекции

Методы нейропсихологической диагностики нейропсихологическое обследование

По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

  1. Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

  2. Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

  3. Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.

Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Основные положения должностной инструкции главного бухгалтера
  • Основа кутумова инструкция по применению
  • Особенности управления автомобилем в критических ситуациях инструкция
  • Основные требования в инструкции по охране труда для работника
  • Основные положения должностной инструкции ветеринарного фельдшера