Отмена закупки по 44 фз по решению заказчика пошаговая инструкция

Отмену тендера проводят на стадии планирования, до окончания приема заявок, а иногда и после срока для приема предложений. Рассказываем, как правильно провести процедуру отмены тендера и не нарушить срок отмены закупки.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

По каким правилам отменяют закупки

Отмена определения поставщика — это, по 44-ФЗ, процедура по прекращению государственной или муниципальной закупки. Правила отмены тендера регламентированы статьей 36 44-ФЗ. Сроки — тоже. Нюансы аннулирования тендера зависят от причин такого решения и других нюансов. Чаше всего госучреждения отменяют тендер на стадии планирования или подачи заявок.

Как отказаться от закупки на стадии планирования

Если закупка отменена на стадии планирования, необходимо сделать новую редакцию плана-графика. Удалите из него ту госзакупку, которую отменяете. Согласуйте изменения с руководством и зафиксируйте приказом.

ВАЖНО!

В ст. 16 Федеральной контрактной системы установлены сроки отмены аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика: вносить изменения в план-график разрешено не позднее чем за 1 день до даты размещения в ЕИС извещения о торгах или за 1 день до дня заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ), отменяют тендер не позже чем за 1 рабочий день до окончания подачи заявок.

Как отменить после размещения извещения

По контрактному законодательству, допускается отмена определения поставщика в открытом конкурсе в электронной форме по 44-ФЗ, в электронном аукционе и запросе котировок. Федеральным законом установлен единый срок для отмены заказа — 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Он прописан в п. 1 ч. 2 ст. 36 44-ФЗ. Аналогичные сроки предусмотрены для закрытых электронных процедур.

Вот пошаговая инструкция, как отменить заказ:

Шаг 1. Проверяем срок. Он отсчитывается до даты окончания подачи заявок (ч. 1 ст. 36 44-ФЗ). Учитывайте, что отмена закупки на стадии заключения контракта допустима только при форс-мажоре или по решению контрольных органов.

Шаг 2. Решаем отменить и публикуем документ: решение об отмене определения поставщика размещается в ЕИС. Решение оформляйте в свободной форме. В законодательстве нет утвержденной формы и требований к нему. Например, составьте приказ отмены закупки по 44-ФЗ по решению заказчика и укажите в нем:

  • ИКЗ;
  • предмет;
  • НМЦК;
  • номер и дату извещения;
  • причину отмены;
  • должность и Ф.И.О. ответственного лица.

Шаг 3. Изменяем план-график (если нужно).

Шаг 4. Оповещаем участников, что определение поставщика отменено в ЕИС, — уведомление потенциальных исполнителей обязательно. В течение одного часа от даты размещения в ЕИС извещения о прекращении процедуры оператор электронной площадки возвращает заявки участникам и одновременно уведомляет о прекращении процедуры.

При проведении закрытой электронной закупки заказчик не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок возвращает участникам заявки и направляет им уведомление об отмене закупки. После этого тендер считают отмененным.

Как отменить в личном кабинете ЕИС

Вот пошаговая инструкция, как отменить закупку в ЕИС по 44-ФЗ:

Шаг 1. В личном кабинете в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» заполните форму.

Шаг 2. Нажмите кнопку «Разместить».

Как отменить закупку в ЕИС

Отмените закупку в момент публикации решения об отмене. Дата приказа и дата размещения его в ЕИС должны совпадать.

Рассказываем, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме по решению заказчика: нет, так как этот способ размещения заказа заказчики перестали использовать и он отсутствует в 44-ФЗ.

ВАЖНО!

Заказчик вправе отменить тендер по истечении установленного срока и до заключения контракта только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы или по решению контрольного органа (ч. 1 ст. 36 44-ФЗ). Учитывайте: последствия отмены закупки по 44-ФЗ по решению контрольного органа в сфере закупок зависят от конкретного случая. Заранее их не предугадать.

Еще по теме:

  • как удалить из ЕИС опубликованные документы;
  • как изменить план закупок или план-график после публикации в ЕИС;
  • как отменить аукцион в электронной форме.

Как отменить, если прошел общий срок

После того как сроки для приема заявок прошли, закупка отменяется в 2 случаях:

  1. Наступил форс-мажор. По ч. 1 ст. 36 44-ФЗ, отменяйте до заключения контракта.
  2. Получили предписание контрольного органа. Срок и последствия отмены по 44-ФЗ по решению контрольного органа в сфере закупок укажут в этом документе.

ВАЖНО!

Нарушение порядка и срока для отмены закупки грозит штрафом в размере 30 000 руб. (ч. 8 ст. 7.30. КоАП).

Как отменить в электронном магазине

В руководстве пользователя по работе на ЕАТ указаны причины отказа от закупки в электронном магазине:

  • заказчик не отправил документы по договору в установленный срок. Время на отправление документов по договору задает оператор ЕАТ;
  • документы по договору победитель не подписал;
  • документы по договору победитель подписал, но заказчик не подписывает в течение одного рабочего дня с момента, когда сформирован итоговый протокол закупочной сессии;
  • заказчик в течение заданного количества времени не отправил новую версию договора после получения протокола разногласий от победителя.

Документы и разъяснения

Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 Скачать
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 Скачать

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Дмитрий Сидаев
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

2. При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;

2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.

3. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона заказчик не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок возвращает участникам закупки поданные ими заявки и направляет всем участникам закупки, которым направлено приглашение, уведомление об отмене закупки. С момента такого направления закупка считается отмененной.

Рассмотрим пошагово порядок отмены закупок по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выясним, в каких случаях отмена не допускается и какая ответственность предусмотрена за нарушение установленных правил.

Отмена закупки по 44-ФЗ до размещения извещения

Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.

Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.

Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из ПЗ и плана-графика. Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.

Скачать

Шаг № 3. Внесение изменений в ПЗ и план-график в ЕИС. Сведения вносятся не позднее 3 рабочих дней после подписания приказа.

Если лота отменен на стадии планирования и контрактной службой не была своевременно внесена информация в ЕИС, то, в соответствии со ст. 7.29.3, на виновных должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 5000 до 30 000 руб.

Отмена закупки после размещения извещения

Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.

Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок. Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить). При проведении запроса предложений отмена не допускается.

Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.

Скачать

Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.

Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.

Шаг № 5. Возврат обеспечения заявок участникам. Денежные средства должны быть возвращены участникам в течение 5 рабочих дней с даты отмены тендера. Если закупка проводилась на электронной торговой площадке, разблокировку таких средств производит оператор площадки.

Шаг № 6. Внесение изменений в план-график не позднее 1 рабочего дня после отмены.

В случае нарушения заказчиком сроков размещения информации в ЕИС, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП. Кроме того, статьей 7.31.1 КоАП установлена ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки. По общему правилу, заказчик не несет ответственности перед участниками за снятие лота, кроме случаев совершения недобросовестных действий, которые повлекли причинение убытков. К недобросовестным действиям можно, например, отнести нарушение сроков.

223-ФЗ: отмена закупки

Закон о закупках отдельными видами юрлиц не регламентирует порядок отмены тендеров, предоставляя заказчикам самим регламентировать эту процедуру в положениях. По общему правилу организации прописывают упрощенный порядок отказа.

Если отказ происходит на стадии планирования, заказчик вносит изменения в план закупок. Информация размещается в ЕИС в течение 10 дней после принятия соответствующего решения.

Решение об отказе после размещения извещения может быть принято на любой стадии до подведения итогов тендера. При этом заказчик, как правило, не несет никакой ответственности перед участниками, если произошла такая отмена; положения о закупках по 223-ФЗ чаще всего предусматривают случаи, при которых снятие позиции допускается:

  • изменение потребности в товарах, работах, услугах;
  • выявление грубых ошибок при формировании документации;
  • изменение норм законодательства;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Рассмотрим порядок действий заказчика в этом случае.

Этап № 1. Принятие решения и утверждение его руководителем в установленном положением о закупках порядке. Чаще всего таким документом является приказ.

Скачать

Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.

Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.

Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика
  • Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

Отмена аукциона по 44-ФЗ не является нарушением, если соблюдены сроки и требования к процедуре, которые указаны в данном нормативном акте. Обычно торги отменяют до того, как закончился период приема заявок, но из такого порядка возможны исключения.

Не всегда проведение аукциона происходит согласно установленным нормам. В таких случаях участники имеют право обратиться в ФАС или суд, чтобы отменить результаты торгов. В нашей статье мы расскажем, как правильно отменить аукцион и каких ошибок следует избегать, чтобы не получить проблем с контролирующими органами.

Причины отмены аукциона по 44-ФЗ

Если заказчик заинтересован приобрести товар или услугу по самой низкой цене, то он проводит электронный аукцион. Но в ходе процедуры иногда могут сложиться условия, по которым ее продолжение оказывается невозможным. Поэтому возникает необходимость отмены аукциона заказчиком по 44-ФЗ.

В вышеуказанном законе предусмотрена такая возможность. При этом заказчик обязан соблюсти порядок самой процедуры и ее сроки.

Причины отмены аукциона по 44-ФЗ

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ означает, что организованная заказчиком закупка ТРУ прекращается, а всем участникам, приславшим заявки, направляются уведомления о данном факте.

Организатор может отменить любую конкурентную процедуру за исключением запроса предложений. Порядок отмены аукциона предусмотрен в ст. 36 44-ФЗ.

Возможности заказчика прервать процедуру выбора поставщика ограничены в основном временными рамками. Если проводится электронный аукцион, то его отмена возможна не позже 5 дней до даты, которая указана в извещении в качестве последнего дня приема заявок. Для запроса котировок этот срок сокращается до 2 дней.

В ч. 3 ст. 36 ФЗ-44 прописано, что заказчик, решив отменить электронный аукцион, публикует соответствующее решение в Единой информационной системе и направляет извещения всем участникам торгов. Только в этом случае закупка будет считаться отмененной. Дополнительной, но необязательной мерой является размещение объявлений об отмене аукциона по 44-ФЗ в Интернете.

Заказчик прекращает закупку по самым разным поводам. В частности, могут быть следующие причины такого решения:

  • У заказчика есть повод признать нецелесообразным выбор потенциального исполнителя через электронный аукцион.
  • Выделенных на закупку средств не хватает, чтобы оплатить поставку. В этом случае заключать контракт нет смысла.
  • Закупка планировалась в рамках программы муниципального или федерального уровня, в которую затем были внесены корректировки.
  • На рынке произошли изменения, в результате которых не получается достичь целей закупки, то есть можно приобрести товар ненадлежащего качества и по слишком высокой цене.
  • Предусмотренные ранее существенные условия закупки требуют корректировки, при этом на их разработку нужно больше времени, у заказчика нет возможности уложиться в предусмотренные законом сроки.
  • У организации отпала потребность приобретать товар, услугу, работу.
  • Закупка отменяется на основании предписания, выданного антимонопольной службой.
  • В итоге общественного обсуждения закупки принимается решение о ее отмене.

Конечно, могут быть и другие основания, результатом которых становится отмена электронного аукциона. 44-ФЗ не устанавливает никаких жестких требований по данному вопросу, заказчик на свое усмотрение принимает подобные решения.

Напомним, что отменить электронный аукцион по 44-ФЗ можно не позже чем за 5 дней до окончательной даты приема заявок. Хотя надо отметить, что в условиях обстоятельств непреодолимой силы этот срок может быть сокращен.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Перечень подобных обстоятельств также регламентирован законом – он содержится в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ. К таковым, например, можно отнести аварийные и чрезвычайные события, которые люди не имеют возможности предотвратить. Это стихийные бедствия, аварии, вооруженные конфликты, забастовки и т. д.

У заказчика есть еще один выход, помимо форс-мажора, уложиться в срок для отмены аукциона по 44-ФЗ и остаться при этом в правовом поле. Если до окончания приема заявок остается меньше 5 дней, то можно объявить о необходимости внести корректировки в закупку по уважительной причине и на этом основании перенести на 7 и больше дней дату подачи заявок. После такого продления появится достаточно времени для отмены процедуры на законном основании.

При необходимости отменить закупку заказчик сначала оформляет решение письменно, а потом издает соответствующий приказ. Оба этих документа должны быть направлены всем заинтересованным лицам, а также опубликованы в свободном доступе.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика

Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:

  1. Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
  2. Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
  3. Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
  4. Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
  5. Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика

Для того чтобы разместить информацию об отмене электронного аукциона по 44-ФЗ в Единой информационной системе, нужно выполнить следующие действия:

  1. На сайте ЕИС зайти в личный кабинет и перейти в раздел «Документы закупки».
  2. В блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» нажать на строку «Отменить».
  3. Внести информацию в появившуюся форму.
  4. Загрузить оформленный заранее файл извещения, закончить процедуру нажатием кнопки «Разместить».

Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ

Законом предусмотрены минимальные сроки для отмены электронного аукциона и электронного конкурса – 5 дней до окончательной даты приема заявок. Для запроса котировок этот срок составляет 2 дня. Также законом установлен еще один временной промежуток – оператору электронной площадки дается один час после размещения заказчиком извещения об отмене электронного аукциона на то, чтобы вернуть заявки всем участникам.

Только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позже указанного пятидневного срока. Характеристика подобных обстоятельств дается в статье 401 Гражданского кодекса РФ. Имеются в виду события, которые нельзя предотвратить и избежать. Подобный форс-мажор позволяет заказчику принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры, пока не подписан контракт.

Организатор закупки при ее отмене должен правильно оформить все документы. В том числе нужно внести изменения в план-график. Возможно, понадобится выбирать поставщика другим способом, это тоже должно быть отражено в планах.

Поставщики извещаются об отмене закупки, одновременно с этим оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, и возвращает владельцам.

Потенциальные поставщики, которым довелось участвовать в отмененном аукционе, нередко задаются вопросом о возможности взыскания компенсации с заказчика за собственные потраченные впустую время и усилия. В законе не предусмотрена никакая ответственность заказчика за отмену процедуры, если он при этом в точности выполнил регламент и уложился в сроки.

Безусловно, подразумевается, что закупка не состоялась по объективной причине. Если же в действиях организатора аукциона имеются признаки недобросовестности, то участники процедуры имеют право обращаться с жалобой в контролирующие органы и суд, требуя возмещения убытков.

Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.

Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде. Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам.

Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:

  • Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
  • Заявка участника не была принята без объективной причины.
  • Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.

Если участник считает, что в ходе аукциона были нарушены его права, то он может для защиты собственных интересов обращаться в любую контролирующую инстанцию. В законе 44-ФЗ данные функции возложены в первую очередь на антимонопольную службу, а также на общественные организации и объединения юридических лиц. Участники могут обращаться в любую указанную инстанцию либо в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение заказчика.

Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию заказчика, уполномоченного им органа, закупочной комиссии либо отдельных ее членов, должностных лиц организатора закупки, оператора электронной торговой площадки.

Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ

В ст. 99 закона 44-ФЗ указано, куда может обращаться с жалобой участник закупки. Прежде всего, это региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Если его специалисты выносят решение, с которым участник не согласен, то у него остается право подавать исковое заявление в суд.

По факту допущенных нарушений при определении победителя конкурентной процедуры потенциальные поставщики могут оспаривать решение заказчика и его должностных лиц, закупочной комиссии, отдельных ее членов, оператора электронной торговой площадки. Заявление подается не позже 10-го дня после размещения в ЕИС любого из документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения признанного несостоявшимся аукциона.

Если участник усматривает нарушения своих прав в содержании закупочной документации, подавать жалобу он может до даты окончания приема заявок. Если неправомерные действия (бездействие) заказчика по отношению к участнику последовали после указанного числа, то обращаться в контролирующие органы имеют право лишь те субъекты, заявка которых была принята.

Если нарушение правил со стороны заказчика происходит на этапе оценки вторых частей заявок вплоть до заключения контракта, то направлять жалобу участники могут лишь до того момента, пока не будет подписан договор. Если этот срок пропущен, то оспаривать действия заказчика, его должностных лиц, закупочной комиссии либо ее членов, оператора электронной торговой площадки можно только в суде.

Если участник закупки обращался с жалобой в ФАС, но решение его не устроило, что у него есть право отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Исковое заявление должно быть подано на протяжении трех месяцев после вынесения решения ФАС. При этом нужно указать те же самые основания для отмены решения ФАС, которые были обозначены в заявлении, поданном ранее в антимонопольную службу. То есть фактически сутью требований, направляемых в суд, является признание неправомочными выводов ФАС по закупке, а не обжалование действий заказчика.

Заказчики периодически сталкиваются с необходимостью отмены проводимой или уже по итогам закупки. Причины такой отмены могут быть, к примеру, изменение потребности в закупаемом товаре (работе, услуги), в том числе корректировки параметров закупок, изменения сроков финансирования, а также другими объективными причинами. Рассмотрим порядок отмены закупки, возможные варианты для отмены и их правовые последствия.

Основания и сроки отмены закупки

Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) закреплен предельный срок отмены конкурентной закупки: до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Если процедура многолотовая, то заказчик вправе отменить всю закупку в целом либо только конкретные лоты (ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Решение размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения (ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). В случае технических неполадок — на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня с момента устранения неисправностей (ч. 13 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Таким образом, решение об отмене закупки принимается до окончания срока подачи заявок, а размещается такое решение в единой информационной системе в день принятия этого решения.
Иными словами, решение об отмене закупки может быть размещено в единой информационной системе уже после окончания срока подачи заявок.
Если же Заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он сможет только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) — это чрезвычайные и объективно непредотвратимые в конкретных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Они действуют извне и никак не зависят от воли людей. Верховный Суд РФ, в частности, указал, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). Таким образом, заказчику рекомендуем принимать во внимание разъяснения Верховного Суда РФ по вопросу об отнесении к обстоятельствам непреодолимой силы. К таким обстоятельствам может быть отнесен, например, пожар, в результате которого было уничтожено транспортное средство заказчика, которое он намеревался обслуживать у исполнителя, выбранного по результатам проводимой закупки.
Информация о закрытой конкурентной закупке, в том числе о ее отмене, не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Признаки состава административного правонарушения за несоблюдение сроков размещения отмены закупки

Размещение такого рода уведомления об отмене закупки позволит соблюсти интересы как лиц, подавших заявки, так и потенциальных участников, а также соблюсти принцип информационной закупки. Иначе, неразмещение информации об отмене закупки может являться случаем для обжалования.
Отмена закупки после истечения срока подачи заявок может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, а также может расцениваться контролирующими органами как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
Примеры:
Решение ФАС России от 16.04.2020 № 223ФЗ-275/20;
Решение Ярославского УФАС России от 23.09.2020 № 076/07/3-827/2020 и др.
При этом, в случае обжалования, предписание не выдается, в связи с принятым заказчиком решением об отмене процедуры Закупки (отсутствием предмета обжалования на момент рассмотрения жалобы по существу), рассмотрение жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки не осуществляется, поскольку нарушение носит неустранимый характер на дату принятия решения комиссией.

Отмена закупки у единственного поставщика

Отмена закупку у единственного поставщика или иной неконкурентной процедуры, основания, сроки и порядок действий определяется исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон № 223-ФЗ на этот случай указаний не содержит.
К примеру, в случае если в соответствии с положением заказчиком извещение о закупке у единственного поставщика размещается в ЕИС, то публикуется и решение об отмене такой процедуры.

Требования, предъявляемые к размещению в ЕИС решения об отказе от проведения закупки

Также, интересный момент, если рассматривать пункт 30 раздела VI ПП от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее — ПП РФ № 908), то заказчик вправе разместить в единой информационной системе документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки даже если положением о закупке не предусмотрено размещение в единой информационной системе информации об отказе заказчика от проведения закупки.
Следовательно, данная норма предусматривает две ситуации:

  1. Обязанность размещения в единой информационной системе информации — в случае если заказчик в положении о закупки предусмотрел размещение на сайте такого отказа от проведения закупки;
  2. Право размещения в единой информационной системе информации — в случае, если заказчик размещение такого отказа в положение и закупки не предусмотрел.

Но норма ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ гласит, что решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения и подлежит применению в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Иными словами, Закон № 223-ФЗ подлежит приоритетному применению.
В соответствии с п. 31 Положения № 908 для размещения в единой информационной системе сведений об отказе заказчика от проведения закупки представитель заказчика в единой информационной системе формирует документ, содержащий следующие основные сведения об отказе от проведения закупки:
— Дата принятия решения;
— Основание принятия решения.
Ни Законом № 223-ФЗ ни ПП № 908 не регламентированы требования к форме документа об отмене закупки и к основаниям для ее отмены. Оформите такой документ в произвольной форме (к примеру, это может быть протокол, приказ или извещение об отмене, формируемый функционалом площадки либо иной документ в случае, если это предусмотрено положением о закупке).
Обязательно необходимо указать в документе дату и основание принятия решения об отмене закупки.
Основания для отмены до окончания приема заявок могут быть предусмотрены в положении о закупке заказчика либо, если такие основания отсутствуют в положении, то это могут быть, к примеру, следующие основания: по решению Заказчика, уточнение описания предмета закупки, пересмотр НМЦД, утрата потребности в закупке и пр.
Сведения об отказе заказчика от проведения закупки считаются размещенными в ЕИС надлежащим образом после размещения документа, содержащего основные сведения об отказе; от проведения закупки и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя заказчика, в соответствии с п. 4 ПП № 908 (п. 31 Положения о размещении в ЕИС).
Также стоит отметить, что отмена закупки не является основанием для внесения изменений в план, однако это может помочь заказчику соблюсти принцип открытости в отношении потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также для того, чтобы стоимостной объем такой закупки не учитывался в совокупном годовом стоимостном объеме закупок при расчете минимальных объемов у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если срок для отмены закупки истек

Теперь рассмотрим случаи, когда срок для отмены истек и обстоятельства непреодолимой силы отсутствуют. Хотя Закон № 223-ФЗ и не допускает отмену закупки по истечении времени окончания срока подачи заявок (за исключением обстоятельств непреодолимой силы), ГК РФ предусматривает возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения договора.
Такое право закреплено ст. ст. 717, 782 ГК РФ в отношении договоров подряда и оказания услуг. Если односторонний отказ происходит сразу после заключения договора, то финансовые потери заказчика при одностороннем отказе как правило отсутствуют, поскольку оплате подлежат только фактически понесенные расходы подрядчика (исполнителя). А доказывать наличие, а также размер убытков и понесенных расходов придется в судебном порядке уже подрядчику (исполнителю).
Односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается при существенном нарушении поставщиком условий договора (ст. 523 ГК РФ). Под существенным нарушением понимается поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
В таком случае, заказчик может расторгнуть договор путем немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора поставки (если это предусмотрено условиями договора) (хотя такая практика не всегда приветствуется судами при обжаловании поставщиками условий договоров).
Расторжение договора также возможно путем заключения рамочного договора, где объем продукции определяется на основании заявок заказчика (мелкими отдельными партиями). Таким образом, заказчик может либо не выбрать весь объём по договору поставки, либо сократить объем товара на основании своих заявок. Такой подход также предусмотрен ч. 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ путем установления в условиях закупки и проекте договора максимальной цены договора вместе с единичными расценками или формулой цены.
Еще вариант отмены закупки, это отказ от заключения договора в случае предоставления участником закупки недостоверной информации в составе заявки (при наличии таких оснований и если такое основание предусмотрено положением о закупке, а также, если это единственный участник конкурентной закупки).
Другой вариант отмены закупки «предусмотрен» ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Внесение изменений в извещение или документацию о закупке размещается в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений и приведет к необходимости продления сроков подачи заявок. А до окончания подачи заявок возможна и отмена закупки.
Таким образом, при проведении торгов, заказчику необходимо предусмотреть все возможные варианты и риски по отмене закупки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отличник от сорняков инструкция по применению цена
  • Открыть микрофинансовую организацию самостоятельно пошаговая инструкция
  • Открытие склада с нуля пошаговая инструкция
  • Отличник препарат от сорняков инструкция
  • Открыть магазин детской одежды с нуля пошаговая инструкция 2022