Ответственность за отсутствие инструкций по охране труда

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Руководители некоторых компаний говорят: «У меня только офисные работники, их работа не связана с вредным производством, нет опасных и сложных механизмов, они не работают на улице под дождем и снегом. От чего охранять их труд?». Эти руководители считают, что их компании могут обойтись без охраны труда. И ошибаются.

Нарушения требований охраны труда

Трудовой кодекс РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Давайте составим рейтинг топ-10 типичных нарушений в этой сфере (рейтинг основан на статистике Роструда, судебной и правоприменительной практике).

1. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда руководителей

Ситуация из практики. В компании меняется директор: готовится решение учредителей, трудовой договор, приказ и т.д. А про обучение по охране труда директора нередко забывают. Между тем обязанность обучить директора в учебном центре предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком обучения по охране труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее — Порядок). Причем такое обучение должен пройти не только директор, но и все руководители, которые организуют работу подчиненных.

При отсутствии протоколов по проверке знаний требований охраны труда и удостоверения о проверке знаний инспектор может не только оштрафовать компанию, но и отстранить руководителей от работы (ст. 76 ТК РФ).

2. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда рядовых работников

Если в отношении руководителей отсутствие обучения еще можно понять (необходимо произвести определенные затраты для обучения работников в учебном центре), то причины отсутствия обучения и проверки знаний охраны труда для рядовых работников непонятны. Ведь никаких затрат в этом случае не требуется, достаточно сделать следующее:

  • Организовать внутреннюю комиссию из работников, обученных в специализированных учебных центрах. 
  • Разработать программу и провести обучение и проверку знаний внутри компании. 
  • После этого оформить протоколы и удостоверения по образцам, приведенным в Приложениях к Порядку. 

Не правда ли, несложная процедура? Однако это нарушение второе в рейтинге, и за него работодателей также привлекают к ответственности, а сотрудников отстраняют от работы.

Специалист по охране труда: нормативные акты

3. Отсутствие спецоценки условий труда

Часто работодатели не проводят спецоценку, потому что это затратное мероприятие. Успокаивает только то, что тратить деньги нужно один раз в пять лет. Но еще встречается непроведение спецоценки по незнанию. 

Ситуация из практики. В небольшой компании есть только офисный персонал. Спецоценку не проводили, потому что думали, что для офисного персонала этого не требуется. При проверке инспекция выписала штраф, ведь согласно Федеральному закону «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ спецоценке подлежат все рабочие места, кроме дистанционных работников и надомников.

4. Отсутствие медосмотров работников

В отличие от предыдущих трех нарушений, отсутствие медосмотров не всегда приводит к административной ответственности, потому что не все работники подлежат медосмотрам. Для того чтобы не ошибиться в этом вопросе, работодателям следует тщательно изучить не только Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, посвященный медосмотрам, но и иные нормативные акты. Например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003. Согласно данному документу лица, работающие с компьютерами более 50% рабочего времени должны проходить обязательные медосмотры.

В случае если медосмотры для работников обязательны, а документов, подтверждающих их прохождение, нет, инспектор труда может привлечь компанию к ответственности и наложить штраф, а также отстранить работников от работы.

5. Отсутствие средств индивидуальной защиты

Непредоставление спецодежды — распространенное нарушение для производственной сферы. Его причины ясны: выдача спецодежды требует затрат. Но иногда спецодежду не предоставляют и по незнанию. Например, согласно Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н в спецодежде должны быть и водитель, и дворник, и сторож, и уборщица. 

Поэтому работодателям стоит проверить, есть ли в компании такие и иные работники, которым полагается спецодежда. И если есть, то следует одевать работников в спецодежду и делать отметки в личной карточке учета выдачи СИЗ согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. № 290н, иначе штрафов не избежать.

6. Сокрытие несчастного случая

Несчастные случаи подлежат расследованию — ст. 227 ТК РФ. Бывает, что компании не расследуют их намеренно, чтобы облегчить себе жизнь. Какие могут быть последствия? Например, сотрудник во время рабочего времени упал, сломал ногу. Работодатель не стал расследовать несчастный случай, попросил работника сказать в больнице, что он упал дома. Работник так и сделал, а нога срослась неправильно, потребовалось длительнее лечение. Работник узнал, что при несчастном случае на производстве предусмотрены различные гарантии, и обратился с жалобой в инспекцию труда о том, что несчастный случай не был расследован. Это явный случай сокрытия.

Но бывает так, что компания и не думала скрывать несчастный случай. 

Ситуация из практики. В компании произошел тяжелый несчастный случай, значит, следует в течение суток уведомить госорганы (ст. 228.1 ТК РФ). Работодатель уведомил всех, кроме объединения профсоюза, думая, что если профсоюза в компании нет, то и уведомлять этот орган не стоит. А инспектор труда счел этот случай сокрытым, так как уведомление объединения профсоюзов и в этом случае обязательно. Каковы последствия? Не только штраф, но и то, что несчастный случай расследует не комиссия, а инспектор труда единолично.

7. Отсутствие компенсаций за вредные условия труда

Если условия труда вредные, то компания должна предоставлять работнику компенсации (дополнительную оплату, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск согласно ст. 117, 92, 147 ТК РФ). Понятно, что компаний нередко не предоставляют работникам компенсации из-за желания сэкономить. Но такая экономия может привести к немалым финансовым затратам. Работники могут обратиться в суд и взыскать с работодателя не только компенсации, но и проценты по ст. 236 ТК РФ, и возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

8. Отсутствие специалиста по охране труда

Должность специалиста по охране труда вводится в организации, когда количество сотрудников превышает 50 (ст. 217 ТК РФ). Если компания небольшая, то необязательно вводить целую ставку, можно и на часть ставки принять работника по внешнему или внутреннему совместительству. А если компания выросла, то для расчета количества работников следует использовать Межотраслевые нормативы численности, утвержденные Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

Инспектор труда обязательно попросит штатное расписание. Если в документе не будет должности специалиста по охране труда, компанию оштрафуют.

9. Отсутствие инструкции по охране труда

Некоторые компании не разрабатывают инструкции по охране труда, хотя согласно ст. 212 ТК РФ обязаны это делать. Почему они этого не делают — непонятно, ведь для этого затрат никаких не требуется. 

Что нужно сделать:

  • Разработать документы, используя Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004, и типовые отраслевые инструкции. 
  • Утвердить их приказом. 
  • Также утвердить приказом перечень инструкций. 
  • Заполнить журнал учета инструкций и журнал учета выдачи инструкций по охране труда. 

Так вы убережете компанию от штрафа за отсутствие инструкций.

10. Отсутствие инструктажей по охране труда

Обязанность проводить инструктажи по охране труда предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком. Причина их непроведения также остается загадкой. Ведь для их проведения требуется только утвердить программы инструктажей и завести журналы регистрации инструктажей согласно ГОСТ 12.0.004-90. 

Проводить вводные инструктажи требуется для всех работников при приеме на работу, а первичные инструктажи — на рабочем месте для работников, связанных с эксплуатацией, и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. 

Отсутствие журналов регистрации инструктажей и программ будет расцениваться инспектором труда как нарушение. Это станет поводом к привлечению компании к административной ответственности.

Больше информации — на нашем дистанционном курсе «Охрана труда».
Узнать подробности → 

Ответственность за нарушения законодательства по охране труда

Чтобы посчитать, какие убытки могут привести указанные выше нарушения, используйте таблицу наказаний согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ:

Описание правонарушения
Санкции на должностных лиц

Санкции на компанию

Нормы закона

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч.  2 — 4 ст. 5.27.1.

Штраф в размере от 


2 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 50 000 до 80 000 руб.

Ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки или ее непроведение.

Штраф в размере от 


5 000 до 10 000 руб.

Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.

Ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний.

Штраф в размере от 


15 000 до 25 000 руб.

Штраф в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Штраф в размере от 


20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 130 000 до 150 000 руб.

Ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Штраф в размере от 


30 000 до 40 000 руб. 


или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Курс «Директор по персоналу»


Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Ответственность за административные правонарушения в области трудового законодательства

Статья КоАП РФ

Правонарушение

Штраф

Альтернативные виды ответственности

5.27

ч. 1

Нарушение норм трудового права и трудового законодательства (если иное не предусмотрено ч. 3, 4 и 6 данной статьи, а также ст. 5.27.1)

  • На должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.

  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.

  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

На должностных лиц — предупреждение

5.27

ч. 2

Повторное нарушение норм трудового права лицом, ранее привлеченным к ответственности за данное правонарушение

  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.

  • На юрлиц — от 50 000 до 70 000 руб.

На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

5.27

ч. 3

Фактическое допущение сотрудника к работе лицом, на то не уполномоченным. При этом работодатель или уполномоченное лицо отказываются признать возникшие отношение трудовыми и заключить трудовой договор

  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.

  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

5.27

ч. 4

  • Уклонение от оформления трудового договора.

  • Ненадлежащее оформление трудового договора.

  • Подмена трудового договора гражданско-правовым.

  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

5.27

ч. 5

Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение

  • На граждан — 5 000 руб.

  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.

  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.

На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

5.27

ч. 6

  • Выдача зарплаты (иных выплат) с опозданием или невыплата ее вовсе.

  • Установление зарплаты в размере меньшем, чем установлено трудовым законодательством

  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.

  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

На должностных лиц — предупреждение

5.27

ч. 7

Повторное правонарушение, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение

  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

  • На ИП — от 10 000 до 30 000 руб.

  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

5.27.1

ч. 1

Нарушение требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4 ст. 5.27.1)

  • На должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.

  • На ИП — от 2 000 до 5 000 руб.

  • На юрлиц — от 50 000 до 80 000 руб.

На должностных лиц — предупреждение

5.27.1

ч. 2

Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вовсе

  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

  • На юрлиц — от 60 000 до 80 000 руб.

На должностных лиц — предупреждение

5.27.1

ч. 3

Допуск сотрудника к работе без:

  • обучения и проверки знаний требований охраны труда;

  • предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров;

  • обязательных медосмотров в начале смены;

  • обязательных психиатрических освидетельствований

  • На должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.

  • На ИП — от 15 000 до 25 000 руб.

  • На юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.

5.27.1

ч. 4

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

  • На ИП — от 20 000 до 30 000 руб.

  • На юрлиц — от 130 000 до 150 000 руб.

5.27.1

ч. 5

Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1-4 ст.5.27.1. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данные правонарушения

  • На должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.

  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.

  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

5.28

  • Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения.

  • Нарушение срока проведения переговоров.

  • Необеспечение в срок работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения

От 1 000 до 3 000 руб.

Предупреждение

5.29

Непредоставление в установленный срок работодателем информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

От 1 000 до 3 000 руб.

Предупреждение

5.30

Необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора, соглашения

От 3 000 до 5 000 руб.

Предупреждение

5.31

Нарушение (невыполнение) работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению

От 3 000 до 5 000 руб.

Предупреждение

5.32

  • Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах

  • Непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований.

  • Создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции)

От 1 000 до 3 000 руб.

5.33

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры

От 2 000 до 4 000 руб.

5.34

Увольнение работников из-за забастовки

от 4 000 до 5 000 руб.

5.42

ч. 1

  • Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов (в соответствии с квотой).

  • Отказ в приеме на работу инвалида (в пределах квоты)

На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

11.23

Выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров:

  • без тахографа (если его установка предусмотрена законодательно);

  • с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным)тахографом;

  • с тахографом, не соответствующим установленным требованиям (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства)

  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.

  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

11.32

  • Нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.

  • Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

  • На граждан — от 1 000 до 1 500 руб.

  • На должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.

  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

13.11

ч. 1

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ

  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.

  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

На граждан — предупреждение

13.11

ч. 2

  • Обработка персональных данных без согласия работника, данного в письменной форме.

  • Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие, данное работником в письменной форме

  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.

  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

  • На юрлиц — от 15 000 до 75 000 руб.

13.11

ч. 3

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию (отсутствию неограниченного доступа) к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениям по их защите

  • На граждан — от 700 до 1 500 руб.

  • На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.

  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

  • На юрлиц — от 15 000 до 30 000 руб.

На граждан — предупреждение

13.11

ч. 4

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.

  • На должностных лиц — от 4 000 до 6 000 руб.

  • На ИП — от 10 000 до 15 000 руб.

  • На юрлиц — от 20 000 до 40 000 руб.

На граждан — предупреждение

13.11

ч. 5

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных:

  • об уточнении персональных данных;

  • их блокировании или уничтожении.

При этом персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.

  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.

  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.

  • На юрлиц — от 25 000 до 45 000 руб.

На граждан — предупреждение

13.11

ч. 6

Невыполнение оператором при обработке персональных данных (без использования средств автоматизации) обязанности по сохранению персональных данных при хранении их на материальных носителях, исключающих несанкционированный к ним доступ. При этом произошло уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо были совершены иные неправомерные действия в отношении персональных данных

  • На граждан — от 700 до 2 000 руб.

  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.

  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.

  • На юрлиц — от 25 000 до 50 000 руб.

13.11

ч. 7

  • Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных.

  • Несоблюдение требований или методов по обезличиванию персональных данных

На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.

На должностных лиц — предупреждение

14.54

ч. 1

Нарушение организацией, проводившей спецоценку условий труда, порядка ее проведения

  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

  • На юрлиц — от 70 000 до 100 000 руб.

14.54

ч. 2

Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение

  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.

  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

15.34

Сокрытие несчастного случая на производстве

  • На граждан — от 300 до 500 руб.

  • На должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.

  • На юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.

18.9

ч. 4

Неисполнение работодателем обязанности по постановке иностранного сотрудника на миграционный учет, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния

  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.

  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.

18.9

ч. 5

Непринятие работодателем мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного сотрудника (лица без гражданства) в период его пребывания в РФ

  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.

18.9

ч. 6

Предоставление работодателем заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного сотрудника (лица без гражданства) при оформлении документов для въезда в РФ

  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.

18.15

ч. 1

  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на работу либо патента.

  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.

  • Привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание

  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.

  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.

На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

18.15

ч. 2

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на привлечение и использование иностранных работников (если это необходимо)

  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.

  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.

На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

18.15

ч. 3

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом

  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.

  • На должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 400 000 до 800 000 руб.

На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

18.15

ч. 4

Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1-3 ст. 18.15 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области

  • На граждан — от 5 000 до 7 000 руб.

  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.

  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.

На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

18.15

ч. 5

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления Главного управления по вопросам миграции МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам

  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.

  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.

18.16

ч. 1

Нарушение правил привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к трудовой деятельности на торговых объектах

  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.

  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.

  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.

На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

18.16

ч. 2

Предоставление организацией или ИП, управляющих торговым объектом, торгового места организации, использующей труд иностранных сотрудников без разрешения на работу или патента

  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.

  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.

  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.

На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

18.16

ч. 3

Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 18.16 ч. 2 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области

  • На должностных лиц — от 45 000 до 70 000 руб.

  • На юрлиц — от 450 000 до 1 000 000 руб.

На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

18.17

ч. 1

Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства) ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.

  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.

На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

19.5

ч. 23

Невыполнение (ненадлежащее выполнение) в установленный срок предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

  • На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.

На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

19.29

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.

  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.

  • На юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Пленум ВС ПФ утвердил постановление от 23 декабря 2021 г. № 45 о некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении судами административных дел по нарушениям трудового законодательства. ВС РФ дал четкие ориентиры нижестоящим судам для установления факта правонарушения и выбора меры ответственности.

 Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение не только Трудового кодекса РФ и всех остальных законов, содержащих нормы трудового права.

Административная ответственность может применятся к:

  • Работодателям: компаниями и ИП.
  • Руководителям организаций и ИП, допустившим нарушения в сфере трудовых отношений.
  • Физлицам и должностным лицам, не уполномоченных работодателем на привлечение к трудовой деятельности.

Руководителей могут привлекать не только за совершение правонарушения, но и за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на них функций.

Увольнение руководителя компании или закрытие ИП не исключает возможности возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к ответственности, при двух условиях:

  • нарушение было допущено в период исполнения служебных обязанностей;
  • не истек срок давности, составляющий один год.

На какие нарушение обратить внимание

Нарушениями, за которое налагается административная ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, считаются, в том числе:

  • несоблюдение срока утверждения графика отпусков (часть первая статьи 123 ТК РФ); непроведение индексации оплаты труда работников (статья 134 ТК РФ);
  • непредоставление педагогам сокращенного рабочего времени;
  • нарушение порядка направления работников в служебные командировки;
  • нарушение правил ведения трудовых книжек;
  • не заключение с лицом, фактически допущенным к работе, трудового договора.

Что грозит по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ:

  • Руководителю или ИП — предупреждение или административный штраф на в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Организации – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Кто такие уполномоченные лица

К числу уполномоченных лиц относятся работники, которые наделены полномочиями на основании:

  • учредительных документов организации;
  • локальных нормативных актов компании;
  • трудовым договором;
  • иным способом, выбранным работодателем.

Не заключение трудового договора

Статьей 67 ТК РФ обязанность по заключению трудового договора в письменной форме возлагается на работодателя.

Руководитель компании или его представитель обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня допущения работника к исполнению трудовых обязанностей, оформить с ним трудовой договор в письменной форме. Если трудовой договор не оформлен, но работник приступил к работе, трудовой договор считается заключенным.

Если письменный договор не составлен и не подписан — это означает уклонение работодателя от оформления трудового договора.

Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за:

  • уклонение от оформления трудового договора;
  • ненадлежащее оформление трудового договора;
  • заключение договора с нарушением части второй статьи 15 ТК РФ гражданско-правового договора.

Помимо протокола об административном правонарушении, в качестве доказательств принимаются:

  • объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу,
  • показания лица, фактически допущенного к работе,
  • показания свидетелей,
  • письменные доказательства, например, оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода работников на работу;
  • графики работы (сменности);
  • журнал вводного инструктажа об ознакомлении работника с техникой безопасности;
  • ведомости выдачи денежных средств;
  • заполняемые или подписываемые работников товарные накладные, счета-фактуры, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах;
  • распоряжение (приказ) работодателя о списке сотрудников, выполняющих трудовую функцию дистанционно;
  • переписка сторон, в том числе по электронной почте;
  • электронные документы, систематический обмен которыми осуществляется между работником, работодателем, другими сотрудниками;
  • вещественные доказательства, например, предоставленные работнику на дистанционной работе оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации;
  • материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

Если речь идет о незаключенном гражданско-правовом договоре, в качестве доказательств принимается обмен письмами, телеграммами, электронными документами и т.п.

Ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы

ТК РФ установлены сроки выплаты заработной платы работнику (статья 136). Нарушение сроков выплаты заработной платы в полном объеме, в том числе в неденежной форме, влечет привлечение виновного лица к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что административная ответственность наступает, в том числе, при невыплате заработной платы работникам, с которыми трудовой договор не заключался, но они приступили к выполнению трудовых обязанностей с ведома работодателя.

При прекращении трудового договора с работником, окончательный расчет и перечисление ему всех причитающихся сумм, нужно провести в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, выплаты нужно произвести не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (часть третья статьи 136, статья 140 ТК РФ).

При этом работодатель считается исполнившим данную обязанность в день передачи им в банк платежного поручения при условии наличия на расчетном счете денежных средств в необходимом размере. Дата фактического зачисления денежных средств на счет работника значения не имеет.

Невыплата заработной платы (выплата в размере менее половины необходимой суммы) более трех месяцев либо полная невыплата более двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя классифицируется по статье 145.1 УК РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена соответствующая обязанность (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Если заработная плата не выплачена вовремя нескольким работникам, это квалифицируется, как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Что грозит по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ:

  • Руководителю — предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • ИП — штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Организации — штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

За повторное нарушение:

  • Руководителю — предупреждение или штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • ИП — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • Организации — штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

Когда кадровые документы считаются нелегитимными

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права и гарантии работников. Если такие условия включены в документы, они не подлежат применению (часть вторая статьи 9 ТК РФ).

Запрет на смену зарплатного банка

Запрет работнику на смену банка, в который должна быть переведена его заработная плата (часть третья статьи 136 ТК РФ) считается административным правонарушением, за которое налагается ответственность по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ:

  • Руководителю грозит предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • ИП — штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Организации — штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Не предоставление работникам СИЗ

На работодателя возложена обязанность бесплатно выдавать средства индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах:

  • с вредными или опасными условиями труда;
  • выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Нарушение государственных требований охраны труда влечет ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ.

Например, административная ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает, если работодатель не обеспечить работников средствами индивидуальной защиты 1 класса классификации по степени риска причинения вреда пользователю.

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП предусматривает:

  •  для руководителя или ИП — предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для организации – штраф от 50 000 тысяч до 80 000 рублей.

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за необеспечение работников СИЗ. Если средствами защите не обеспечено несколько работников, составляется один протокол об административном правонарушении.

По части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ за необеспечение работников СИЗ грозит:

  • руководителю или ИП – штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • организации – штраф в размере от 100 000 до 150 000 рублей.

Не проведение СОУТ

Нарушение установленного порядка проведения СОУТ признается невыполнением со стороны работодателя обязанностей, установленных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

Если в компании не проведена спецоценка, руководителя компании могут привлечь с ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП предусматривает:

  • для руководителя или ИП — предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для организации – штраф от 50 000 тысяч до 80 000 рублей.

За нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, налагается ответственность по статье 14.54 КоАП РФ:

  • Руководителю компании грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • Организации – штраф от 70 000 до      100 000 рублей.

За повторное нарушение ответственность жестче:

  • для руководителя – штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для организации – штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

Доказательством нарушения является непредставление декларации соответствия условий труда.

Допуск в работе без инструктажа и медосмотра

Допуск к работе без обучения и инструктажа по охране труда, без стажировки и проверки знаний по охране труда, а также без обязательного предварительного и периодического медосмотра, влечет административную ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Что грозит по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ:

  • руководителя или ИП – штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
  • организации – штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей.

Ст. 5.27.1 “Нарушение государственных нормативных требований охраны труда”    + наши комментарии.

Статья 5 27 1 КоАП РФ "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда"

Обязанность работодателя обеспечить условия труда, закреплена на государственном уровне.

Содержание

  • 1 Пункт 1 статьи 5.27.1.
  • 2 Пункт 2 статьи 5.27.1.
  • 3 Пункт 3 статьи 5.27.1.
  • 4 Пункт 4 статьи 5.27.1.
  • 5 Пункт 5 статьи 5.27.1.

Несоблюдение законодательства в области охраны труда грозит работодателю штрафными санкциями. Они прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Статья 5.27.1. “Нарушение государственных нормативных требований охраны труда Российской Федерации”.

Данная статья содержит 5 пунктов. Рассмотрим их более подробно.

Пункт 1 статьи 5.27.1.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.

КОММЕНТАРИИ:

Сюда, в том числе, относятся и нарушения, связанные с правильным оформлением и ведением документации по охране труда. Для того чтобы разобраться, кто и в каком случае может понести ответственность по данной статье, условно разделим законодательную базу, связанную с охраной труда на две части:

1) Обязательная для всех без исключения

2) Отраслевая

Обязательная – регулирует общие вопросы, связанные с соблюдением прав сотрудника и созданием условий работы без риска для его жизни и здоровья. В первую очередь базовым документом тут является Трудовой Кодекс Российской Федерации, в котором и охране труда посвящена целая глава (ТК РФ. Глава 10. Охрана труда).

Отраслевая – напрямую связана со сферой деятельности организации. Очевидно, что для офисов требования будут одни, а для крупных промышленных предприятий уже совсем другие. При их разработке рассматривалось огромное количество факторов, с учетом которых они и были составлены. Стоит отметить, что зачастую деятельность организации охватывает разные области, а, следовательно, требуется соблюдение требований для каждой из них.

Нарушение каждого такого требования, чревато штрафом. Теоретически, его размер не ограничен, так как суммы за каждое выявленное нарушение могут суммироваться. Таким образом, чем сильнее проигнорированы нормативы к сфере деятельности Вашей организации, и чем меньше внимания уделено вопросам охраны труда, тем выше сумма штрафа.

Пункт 2 статьи 5.27.1.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.

КОММЕНТАРИИ:

Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) — комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на сотрудника в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей. Проводится она с целью оценки отклонения фактического значения этих факторов от нормативных государственных требований.  Соответственно, чем больше это отклонение, тем хуже условия труда. Процедура проведения СОУТ регулируется Федеральным законом N 426-ФЗ  “О специальной оценке условий труда”

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

1 класс условий труда (оптимальные) – воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека.

2 класс условий труда (допустимые) – воздействие вредных и (или) опасных факторов не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

3 класс условий труда (вредные) – уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

  • подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют негативные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют негативные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
  • подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют неблагоприятные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют неблагоприятные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 класс условий труда (опасные) – уровни воздействия неблагоприятных факторов в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Начиная с 3 класса, то есть “вредных” условий труда, работнику, согласно законодательству, полагаются дополнительные выплаты. Чем хуже условия труда, тем выше размер доплаты “за вредность”.  Именно для установления размера этих выплат проводится СОУТ.

Главным заблуждением руководителей различных организаций является то, что они считают проведение СОУТ актуальным только для промышленных предприятий и крупных производств. В особенности это касается компаний, работа которых протекает по большей части в офисах. Рассуждают они по принципу “ну у нас ведь не завод, какая тут может быть вредность?”. Однако, суть в том, что отсутствие этих самых вредных условий труда необходимо документально обосновать. Материалы СОУТ как раз-таки и являются подтверждением отсутствия вредности на рабочих местах сотрудников.

Пункт 3 статьи 5.27.1.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 15 000 до до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.

КОММЕНТАРИИ:

Этот пункт охватывает три важных мероприятия по охране труда

1) Обучение руководящего состава организации и непосредственно самих сотрудников, выполняющих работы. Работник не может приступать к своим обязанностям, не ознакомившись с правилами техники безопасности по виду выполняемых им работ, а, также требованиями к использованию оборудования и материалов. Их незнание может привести к травме, смерти или развитию профессионального заболевания.  Доведением этих требований до сотрудников и проверкой полученных знаний занимается человек, имеющий соответствующую квалификацию, которая подтверждается удостоверением по соответствующему направлению охраны труда.

Данное мероприятие регулируется Постановлением Правительства 2464 от 24.12.2021 г «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». В нем подробно расписаны все требования. Касающиеся данной процедуры.

2)  Перед тем, как принять сотрудника в штат организации, работодатель должен убедиться, что состояние здоровья позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности. Для этого организуется предварительный медосмотр.  Если в ходе его проведения выявляются медицинские противопоказания, то сотрудник к работам не допускается. Если же, какие-либо ограничения отсутствуют, то он может приступить к работе. В дальнейшем состояние его здоровья отслеживается посредством проведения периодических медицинских осмотров. Для различных работ и профессий периодичность их проведения разная. В том числе, в некоторых случаях, помимо вышеуказанных, дополнительно требуется проведение медосмотров перед началом каждой смены.  Данные процедуры контролируются Приказом Минздравсоцразвития России N 302н “Об утверждении перечней неблагоприятных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.

3) Для определенного перечня профессий и видов работ помимо медосмотров дополнительно требуется психиатрическое освидетельствование. Данная процедура регулируется двумя документами:

  • Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (вместе с “Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности”)
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (ред. от 25.03.2013) “О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности”

Пункт 4 статьи 5.27.1.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 рублей

КОММЕНТАРИИ:

При выполнении своих обязанностей, в зависимости от вида работ и условий труда на рабочем месте и оценки профессиональных рисков, сотрудники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ). Задача СИЗ снизить уровни воздействия вредных условий труда на состояние организма работника, а, также, предотвратить получение возможных травм или снизить их тяжесть в случае, если травма все-таки получена. Правила выдачи СИЗ регулируются двумя документами:

  • Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 г. 766н «Об утверждении правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами”
  • Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 г. 767н «Об утверждении единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств”

Пункт 5 статьи 5.27.1.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КОММЕНТАРИИ:

По итогам любых выявленных нарушений, Государственная инспекция всегда труда выписывает постановление, обязывающее работодателя исправить недостатки в определенный срок и отчитаться об их выполнении. Если это не сделать, то помимо более высокого штрафа, в случае повторного нарушения, виновнику может грозить приостановка деятельности. Сюда же стоит добавить, что некоторые виды штрафов, указанных выше, могут суммироваться по каждому сотруднику.

В том числе, в зависимости от последствий, к которым привели нарушения требований охраны труда, возможно привлечение к ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации”. Статье 143. “Нарушение требований охраны труда”, согласно которой виновные лица могут понести наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет, а также возможно лишение права занимать определенные должности.

Таким образом, невыполнение требований охраны труда ставит под угрозу не только жизни и здоровье сотрудников организации, но и грозит ей колоссальными убытками. Сумма штрафов зачастую в несколько раз выше расходов, которые требуются организации для проведения всех необходимых предприятий. Соответствие охраны труда всем нормативным требованиям и законодательным актам всегда.

Подробнее о государственных нормативных требованиях охраны труда читайте здесь: https://beltrud.ru/gosudarstvennye-normativnye-trebovaniya-ohrany-truda/

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ответственность за отсутствие должностных инструкций в организации
  • Отбеливающие полоски для зубов инструкция по применению 3d white
  • Ответственность за организацию делопроизводства и контроль за соблюдением инструкции возлагается на
  • Отбеливающая маска для лица белый лен инструкция
  • Ответственность за обеспечение сотрудников должностными инструкциями возложена на