П 302 инструкции 157н учреждение создает резерв предстоящих расходов

Учреждения государственного сектора вправе формировать резервы предстоящих расходов. По каким обязательствам можно формировать резерв, порядок формирования резерва, документальное оформление и отражение резервов предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете рассмотрим в данной статье.

По каким обязательствам нужно формировать резервы предстоящих расходов?

Согласно п. 302.1 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), резервы предстоящих расходов представляют собой информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

Резерв предстоящих расходов может быть создан по:

  • предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иным аналогичным предстоящим оплатам;
  • обязательствам, возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций;
  • обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру в виду отсутствия первичных учетных документов;
  • иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Перечень расходов, по которым могут быть сформированы резервы, является открытым.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях госсектора регулируется:

  • В казенных учреждениях — Инструкцией, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н);
  • В бюджетных учреждениях — Инструкцией, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н);
  • В автономных учреждениях — Инструкцией, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н (далее – Инструкция № 183н).

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н для учета резервов предстоящих расходов предназначен счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Согласно п. 124.1 Инструкции № 162н, п. 160.1 Инструкции № 174н, п. 189 Инструкции № 183н формирование суммы резерва отражается:

  • Дебет 0 106 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 200 Кредит 0 401 60 000.

В соответствии с п. 124.2 Инструкции № 162н, п. 160.1 Инструкции № 174н, п. 189 Инструкции № 183н операции по начислению расчетов по обязательствам за счет сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • Дебет 0 401 60 000 Кредит 0 302 00 000, 0 303 00 000.

Документальное оформление

Аналитический учет по резервам ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

Как принять обязательство на сумму резерва?

На сумму резерва предстоящих расходов учреждению необходимо принять отложенное обязательство.

Согласно п. 308 Инструкции № 157н, отложенные обязательства — обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Отложенные обязательства отражаются по аналитической группе 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)» синтетического счета санкционирования расходов (п. 309 Инструкции № 157н).
Руководствуясь Инструкцией № 162н и п. 1.2.3 части 1 Приложения «Составление и представление месячной, квартальной бюджетной отчетности, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений в 2017 году» к совместному письму Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 (далее — Письмо), операции по отложенным обязательствам в учете казенных учреждений отражаются:

  • Дебет 1 501 93 000 Кредит 1 502 99 000 – приняты отложенные обязательства (п. 141.2 Инструкции № 162н);
  • Дебет 1 502 99 000 Кредит 1 502 11 000 — принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 141.2 Инструкции № 162н);
  • Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 501 93 000 — принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 134 Инструкции 162н).

Бухгалтерские записи по отложенным обязательствам в учете бюджетных и автономных учреждений отражаются аналогично.

Руководствуясь Инструкцией № 174н, Инструкцией № 183н и п. 1.2.3 Письма, операции по отложенным обязательствам в учете бюджетных и автономных учреждениях отражаются:

  • Дебет 0 506 90 000 Кредит 0 502 99 000 – приняты отложенные обязательства (п. 174 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н);
  • Дебет 0 502 99 000 Кредит 0 502 11 000 — принято обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н);
  • Дебет 0 506 10 000 Кредит 0 506 90 000 — принято обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва.

Нужно ли переносить резерв на следующий год?

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Учет остатков резерва зависит от того, планирует ли учреждение в следующем году создание резерва по соответствующему виду расходов. Если учреждение формировать сумму резерва не планирует, то размер резерва необходимо скорректировать.

В бухгалтерском учете корректировка размера резерва по соответствующим расходам, а также принятых обязательств по расходам за счет сформированного резерва, в соответствующем финансовом году, отражается способом «Красное сторно». Если учреждение в следующем отчетном периоде планирует создавать резерв по соответствующему виду расходов, то показатели резерва переносятся на следующий год.

Налоговый учет

Налоговый учет остатков резерва также зависит от того, планирует ли учреждение в следующем году создание резерва по соответствующему виду расходов.

Если резерв создаваться не будет, все неиспользованные суммы резерва текущего года следует учесть в составе внереализационных доходов на 31 декабря текущего налогового периода (п. 5 ст. 324.1 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 29 октября 2012 г. N 03-03-10/121).

Если учреждение планирует создавать резерв на следующий год, то при определении суммы такого резерва учитываются только соответствующие расходы (п. 4 ст. 324.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.10.2012 № 03-03-10/121). Другими словами, та часть неиспользованного резерва, которая относится к соответствующему виду расходов, может не относиться на внереализационные доходы, а включаться в резерв следующего года.

Остальная сумма резерва, не использованная в текущем году, учитывается в составе доходов текущего налогового периода (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).


Опубликовано 09.11.2017

Требование стандарта

Федеральный стандарт бухучета для госсектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» утвержден приказом Минфина от 30.05.2018 № 124н (далее – стандарт № 124н). В государственных и муниципальных учреждениях его применяют с 1 января 2020 года.

Бухгалтер должен применять стандарт № 124н, если иное не установленодругими федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, которая предусмотрена в соответствии с бюджетным законодательством и инструкциями по отчетности государственных (муниципальных) учреждений (п. 2 стандарта № 124н).

Другими словами, если у бухгалтера возник какой-то вопрос по учету резервов, то ответ на него он ищет сначала в других ФСБУ и инструкциях по учету и отчетности, а если его не находит, то в стандарте № 124н.

Стандарт № 124н не применяется в отношении (п. 4 стандарта):

  1. Публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, которые осуществляются в результате реструктуризации деятельности.

  2. Обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций, за исключением обязательств по выплатам, которые осуществляются в результате реструктуризации деятельности.

  3. Обязательств, которые возникают на основании соглашений сторон об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, заключенных в любых предусмотренных для совершения сделок формах, если иное не предусмотрено стандартом № 124н.

  4. Затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).

  5. Резерва под снижение стоимости материальных запасов, резерва по сомнительным долгам и других резервов, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

То есть данный стандарт имеет весьма ограниченное применение. Его положения действуют только при формировании резервов:

  • по претензиям, искам;

  • по реструктуризации;

  • по гарантийному ремонту;

  • по убыточным договорным обязательствам;

  • по демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.

Согласно п. 6 стандарта № 124н создание резерва в бухгалтерском учете – обязанностьучреждения по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права, с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), имеющей на момент признания расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования.

То есть бухгалтер не может игнорировать требования нормативных документов об отражении в учете соответствующих резервов. Точно так же не могут игнорировать такое требование руководители структурных подразделений и специалисты учреждения, которые должны передавать в бухгалтерию соответствующую информацию.

В методических рекомендациях по применению стандарта № 124н, направленных Минфином в письме от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 (далее – методические рекомендации), подробно разобран порядок формирования каждого из указанных выше резервов.

Консультация деятельности государственных организаций от МКПЦН-Консультант в устной и письменной форме на разовой или абонентской основе по вопросам – бюджетного учета и отчетности, кадрового учета, системы оплаты труда и материального стимулирования, а также начисления и уплаты налогов, сборов и взносов.

Положения Инструкции № 157н

Согласно п. 302.1 инструкции № 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм сформированных резервов предназначен счет 40160 «Резервы предстоящих расходов».

В целях равномерного включения расходов на финансовый результат, принимаемых к бухучету с учетом положений стандарта № 124н, бухгалтеры на счете 40160 формируют информацию, в частности, о резервах:

  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

  • возникающих при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

  • возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий;

  • возникающих из условий эксплуатации основных средств, предусмотренных договором (соглашением) о его приобретении (создании, пользовании);

  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

  • по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Обратите внимание, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан.

Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Минфин в письме от 20.05.2015 № 02‑07‑07/28998 пояснил, что резервы создаются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах учреждения по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

В письме Минфин предлагает детализировать счет 40160 «Резервы предстоящих расходов», например, так:

0 401 60 200

Резервы предстоящих расходов

0 401 62 200

Резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы

0 401 62 221

Резерв по оплате обязательств, по которым не поступили расчетные документы, по услугам связи

0 401 62 223

Резерв по оплате обязательств, по которым не поступили расчетные документы, по коммунальным услугам

0 401 62 225

Резерв по оплате обязательств, по которым не поступили расчетные документы, по работам, услугам по содержанию имущества

0 401 63 200

Резерв по претензионным требованиям и искам

0 401 63 290

Резерв по претензионным требованиям и искам по прочим расходам

0 401 64 200

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию

0 401 64 211

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части выплат персоналу

0 401 64 213

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части оплаты страховых взносов

0 401 64 226

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части оплаты прочих услуг

0 401 64 290

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части прочих расходов

Заметим, что на счете 40160 учреждения могу формировать и другие резервы, в частности, на оплату отпусков. Кроме того, инструкцией № 157н предусмотрен счет 11480 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов». Но в рамках этой статьи рассмотрим создание резервов, предусмотренных только стандартом № 124н.

Методические указания по применению первичных документов (утв. приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н) не предусматривают какого-либо учетного документа для сбора информации о резервах. А методические указания по применению электронных форм первичных документов (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) предусматривают отражение сведений о резервах предстоящих расходов в Акте о результатах инвентаризации ф. 0510463 (п. 64.55 Методических указания № 61н).

Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, следует отражать в разделе 2.10 Акта ф. 0510463.

Заметим, что ни в стандарте № 124н, ни в методических рекомендациях, ни в инструкции № 157н Минфин не сказал о самом главном для бухгалтеров: как организовать поступление в бухгалтерию необходимой информации, обосновывающей формирование резервов.

Консультации по вопросам деятельности организаций государственного сектора

Ответим на вопросы по отчетности, налогам и взносам, кадрам.

Резерв по претензиям и резерв по реструктуризации

Информация о претензиях и исках, предъявляемых к учреждению, о мероприятиях по реструктуризации, а также об участии в досудебных разбирательствах, как правило, собирается в юридической службе или у штатного юриста. Только юрист может представить в бухгалтерию сведения о шансах учреждения выиграть иск или установить примерную сумму расходов в случае его проигрыша.

Согласно разд. 4.1 методических рекомендаций резерв по претензиям, искам признается на дату получения претензионного требования или на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству. Вот именно эта информация о датах поступления документов, а также о сумме предъявленных исков, должна своевременно поступить в бухгалтерию.

Кроме того, в методических рекомендациях Минфин указал, что учреждение вправе установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы.

Аналогичная ситуация сложится с формированием резерва по реструктуризации. Согласно разд. 4.2 методических рекомендаций для отражения данного резерва в бухучете бухгалтеру нужна информация:

  • о дате доведения учреждением основных положений мероприятий по реструктуризации до сведения заинтересованных лиц

  • и дате начала реализации мероприятий по реструктуризации деятельности.

Также бухгалтеру пригодится и стоимостная оценка обязательств, возникающих вследствие проводимой реструктуризации. Собрать эти данные без помощи юристов и специалистов других служб учреждения, чтобы отразить их в регистрах учета, бухгалтер не сможет.

Резерв по гарантийному ремонту и резерв по убыточным договорным обязательствам

Для получения сведений, необходимых для отражения в бухучете резерва по гарантийному ремонту и резерва по убыточным договорным обязательствам, главному бухгалтеру придется обращаться к службе сбыта или отделу маркетинга или в другое подразделение учреждения, которое отвечает за работу с заказчиками.

В разделе 4.3 методических рекомендаций указано, что резерв по гарантийному ремонту признают в момент передачи работ, услуг, товаров заказчику (покупателю) согласно договору гарантийного ремонта на основании предъявленных заказчиком (покупателем) претензий.

До начала применения Стандарта № 124н такие факты хозяйственной жизни в бухучете не отражались. А с 2020 года соответствующие службы учреждения должны извещать бухгалтерию о дате передачи товаров заказчикам и рассчитывать сумму данного резерва согласно порядку, который должен быть установлен в учетной политике учреждения.

Соответствующий документооборот между бухгалтерией и другими структурными подразделениями учреждения должен быть организован и для формирования резерва по убыточным договорным обязательствам. Такой резерв согласно разд. 4.4 методических рекомендаций в регистрах учета создают на дату подтверждения финансово-экономическим обоснованием убыточности дальнейшего исполнения определенного договора.

Так как бухгалтер не может заранее предвидеть изменение условий исполнения договоров (например, в результате превышения расходов на исполнение обязательств по договору), такую информацию ему должны предоставить соответствующие специалисты, ведущие учет плановых затрат по нему. А к финансово-экономическому обоснованию должен быть приложен и расчет суммы резерва для такого случая. Порядок обмена такой информацией также должен быть предусмотрен в рамках учетной политики учреждения.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности компании часто сталкиваются с необходимостью решения сложных вопросов, связанных с бухгалтерским учетом. ООО «МКПЦН-Консультант» – одна из ведущих российских компаний в сфере оказания консультационных услуг в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

Согласно разд. 2 методических рекомендацийрезерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, что при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета этого имущества обязан осуществить его демонтаж и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо что такие затраты являются условием использования объекта.

Учреждения бюджетной сферы в силу своей деятельности крайне редко заключают договоры на подобных условиях. Поэтому создание данного вида резерва маловероятно.

Тем не менее в разд. 4, 5 методических рекомендаций содержатся указания о порядке признания в бухгалтерском учете соответствующего резерва – даты и определение суммы. Понятно, что такую информацию бухгалтеру может предоставить главный инженер или специалисты его службы.

Кроме того, бухгалтер должен быть поставлен в известность в случае заключения учреждением договора купли-продажи с обязательством его последующего демонтажа и восстановления участка.

Закон о бухучете – в помощь!

Итак, чтобы сформировать резервы, предусмотренные стандартом № 124н, бухгалтер должен получить информацию от различных служб и специалистов учреждения. Как же главному бухгалтеру добиться от них соблюдения требований нормативных документов?

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, требования в письменной форме главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета обязательны для всех работников экономического субъекта.

То есть, главный бухгалтер, чтобы обосновать сбор необходимой ему информации, должен продумать и описать в локальных актах процедуру предъявления соответствующих требований к работникам. Для этого желательно разработать типовую форму письменного требования и утвердить ее в рамках учетной политики. Форма такого требования может выглядеть, например, так:

В документообороте, формируемом главбухом в составе учетной политики, следует указать сроки и ответственных лиц, обеспечивающих законное исполнение требований главного бухгалтера.

Консультации по вопросам деятельности организаций государственного сектора

Ответим на вопросы по отчетности, налогам и взносам, кадрам.

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KF6e6

04.12.2019

При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения в обязательном порядке формируют резерв по отпускам за отработанное сотрудниками время. Названный резерв создается в целях формирования полной и достоверной информации об отложенных обязательствах учреждения, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат. О том, какие проводки должен составить бухгалтер при создании (использовании) резерва, вы узнаете, прочитав данную консультацию.

Как регулируется порядок создания в бухгалтерском учете резерва отпусков?

Минфин разработал проект федерального стандарта для организаций госсектора «Выплаты персоналу». Именно этим документом после его принятия будет регулироваться порядок создания и использования резерва на оплату отпусков.

К сведению: срок утверждения названного стандарта несколько раз переносился. На сегодняшний день предполагается, что он вступит в силу с 2021 года (Приказ Минфина РФ от 19.03.2019 № 45н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 – 2021 гг.»). Однако существует высокая вероятность, что этот срок снова будет перенесен.

До утверждения федерального стандарта «Выплаты персоналу» при учете резерва отпусков необходимо следовать положениям Инструкции № 157н (см. Методические рекомендации по применению положений СГС «Резервы»), в соответствии с п. 302.1 которой порядок формирования резервов устанавливается учреждением в рамках составления его учетной политики.

Что должна раскрывать учетная политика в части создания резерва на оплату отпусков?

В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета не установлены правила его отражения в бухучете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом публично-правового образования определяет их в своей учетной политике (п. 7 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). В частности, учетной политикой:

– должна быть определена отчетная дата, на которую формируется (корректируется) резерв (это может быть последний день каждого месяца, последний день каждого квартала либо последний день календарного года);
– должна быть выбрана методика определения оценочного значения (персонифицированно по каждому сотруднику, по учреждению в целом, по отдельным группам сотрудников);
– должен быть детализирован рабочий план счетов 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

Следует учитывать, что резерв на оплату отпусков формируется независимо от источника финансового обеспечения (Письмо Минфина РФ от 14.01.2016 № 02-07-10/604).

Как определить оценочное значение при формировании резерва на оплату отпусков?

Рекомендации в части порядка определения оценочного значения при формировании резерва на оплату отпусков содержатся в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Согласно им оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, на последний день месяца, квартала или года соответственно, исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату (данные предоставляются кадровой службой).

Резерв при этом рассчитывается как сумма оплаты отпусков работников за фактически отработанное время на дату расчета и сумма страховых взносов на ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС, а также взносов по травматизму.

Чиновники рекомендуют определять сумму расходов на оплату предстоящих отпусков одним из следующих способов:

1) исходя из средней заработной платы, рассчитанной персонифицированно по каждому сотруднику;

2) исходя из средней заработной платы, рассчитанной по учреждению в целом;

3) исходя из средней заработной платы, рассчитанной по отдельным категориям сотрудников (группам персонала).

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Способ 1. Он используется, как правило, в случае, если в учреждении не много работников. При использовании данного способа расчет производится персонифицированно по каждому сотруднику по следующей формуле:

Р1 = К1 х ЗП1, где:

Р1 – сумма отчислений в резерв отпусков по одному работнику в части заработной платы;
К1 – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года) по одному сотруднику;
ЗП1 – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва.

Для определения общей суммы резерва отпусков в части заработной платы суммируются суммы отчислений в резерв по всем работникам по формуле:

Резерв отпусков = Р1 + Р2 + Рn.

Способ 2. Данный способ используется, как правило, в случае, если в учреждении работает много сотрудников. При этом расчет средней заработной платы производится по учреждению в целом по следующей формуле:

Резерв отпусков = К х ЗПср., где:

К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
ЗПср. – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

Способ 3. При использовании этого способа расчет средней заработной платы производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала) по формуле:

Резерв отпусков = К1 х ЗПср. 1 + К2 х ЗПср. 2 + К3 х ЗПср. 3, где:

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска по каждой категории работников;
ЗПср. 1, ЗПср. 2, ЗПср. 3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников.

Резерв на уплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков. То есть сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана:

1) по каждому работнику индивидуально по формуле:

Р1 = К1 х ЗП1 х С, где:

Р1 – сумма отчислений в резерв отпусков по одному работнику в части страховых взносов;
К1 – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года) по одному сотруднику;
ЗП1 – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва;
С (здесь и далее) – ставка страховых взносов.

Соответственно, сумма резерва по страховым взносам по учреждению в целом определяется путем суммирования отчислений в резерв по каждому сотруднику по аналогии с тем, как мы определяли резерв отпусков в части заработной платы;

2) в среднем по учреждению по формуле:

Резерв страховых взносов = К х ЗПср. х С;

3) по каждой категории работников по формуле:

Резерв страховых взносов = (К1 х ЗПср. 1 + К2 х ЗПср. 2 + К3 х ЗПср. 3) х С.

Нужно учитывать, что сумма страховых взносов рассчитывается с учетом предельной величины базы для их начисления.

Пример 1.

Учетной политикой учреждения установлено, что оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется ежегодно (на последний день календарного года) исходя из средней заработной платы и количества дней неиспользованного отпуска по учреждению в целом. По состоянию на 31.12.2019:

– среднедневная заработная плата составляет 950 руб.;
– общее количество не использованных работниками дней отпуска – 190;
– количество планируемых в 2020 году дней отпуска – 1 400.

Для упрощения примера резерв в части страховых взносов не рассматриваем.

Резерв на оплату отпусков по состоянию на 31.12.2019 составит:

– в части неиспользованного отпуска за прошлые периоды – 180 500 руб. (190 дн. х 950 руб.);
– сумма ежемесячных отчислений в резерв – 110 833 руб. ((1 400 дн. х 950 руб.) / 12 мес.).

Порядок отражения в учете операций по формированию и использованию резервов

У государственных (муниципальных) учреждений существует обязательство по гарантированному работникам праву на получение ежегодных оплачиваемых отпусков. При этом отсутствует определенность во времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время ввиду, например, возможного изменения запланированных дат отпусков. Кроме того, величина такого обязательства не может быть точно определена.

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, предназначен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

В силу п. 308 названной инструкции обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов являются отложенными обязательствами.

У бухгалтеров нередко возникает вопрос: можно ли использовать резерв на оплату отпусков для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск?

Если в учетной политике для целей бухгалтерского учета предусмотрено, что при создании резерва на оплату отпусков учитывается выплата компенсации за неиспользованный отпуск, резерв может использоваться на выплату такой компенсации (п. 302.1 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 16.08.2019 № 02-06-10/62943).

Резерв отпусков: проводки операций по формированию и использованию резервов

В учете автономного и бюджетного учреждений должны быть составлены следующие проводки:

Резерв отпусков: проводки

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создание резерва

Сформирован резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время:

– по выплатам работникам

0 401 20 211
0 109 60 211

0 401 60 211*

– по страховым взносам

0 401 20 213
0 109 60 213

0 401 60 213*

Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов на оплату отпусков**:

– по выплатам работникам

0 506 90 211

0 502 99 211

– по страховым взносам

0 506 90 213

0 502 99 213

Использование резерва

Начислены отпускные за отработанное время:

– за счет резерва

0 401 60 211*
0 401 60 213*

0 302 11 737
0 303 хх 731

– в случае, если сумма резерва меньше суммы начисленных отпускных (на сумму превышения начисленных отпускных над суммой резерва)

0 401 20 211
0 109 60 211
0 401 20 213
0 109 60 213

0 302 11 737
0 303 хх 731

Отражены расходные обязательства по выплате начисленных отпускных за счет ранее созданного резерва.

Одновременно уменьшаются ранее отраженные обязательства методом «красное сторно»

0 506 10 211
0 506 10 213

0 502 11 211
0 502 11 213

* Детализация по счету 0 401 60 000 осуществляется в рамках формирования учетной политики. Пример детализации содержится в Письме Минфина РФ № 02-07-07/28998.

** Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета:

– дополнительной бухгалтерской записью – в случае увеличения сформированного резерва;
– путем сторнирования записи – в случае уменьшения суммы ранее сформированного резерва.

В учете казенного учреждения будут составлены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создание резерва

Сформирован резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время:

– по выплатам работникам

1 401 20 211
1 109 60 211

1 401 60 211

– по страховым взносам

1 401 20 213
1 109 60 213

1 401 60 213

Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов на оплату отпусков*:

– по выплатам работникам

1 501 93 211

1 502 99 211

– по страховым взносам

1 501 93 213

1 502 99 213

Использование резерва

Начислены отпускные за отработанное время:

– за счет резерва

1 401 60 211
1 401 60 213

1 302 11 737
1 303 хх 731

– в случае, если сумма резерва меньше суммы начисленных отпускных (на сумму превышения начисленных отпускных над суммой резерва)

1 401 20 211
1 109 60 211
1 401 20 213
1 109 60 213

1 302 11 737
1 303 хх 731

Отражены расходные обязательства по выплате начисленных отпускных за счет ранее созданного резерва.

Одновременно уменьшаются ранее отраженные обязательства методом «красное сторно»

1 501 13 211
1 501 13 213

1 502 11 211
1 502 11 213

Уточнение ранее сформированного резерва отражается дополнительной бухгалтерской записью либо путем сторнирования записи (см. разъяснения выше).

Важно: резерв используется только на покрытие тех затрат, в отношении которых он изначально создан.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Учетной политикой автономного учреждения предусмотрено, что резерв на оплату отпусков создается ежегодно на последнее число календарного года исходя из средней заработной платы, рассчитанной по учреждению в целом. По данным кадровой службы:

– количество дней неиспользованного отпуска – 190;
– количество планируемых дней отпуска в 2020 году – 1 400;
– средняя дневная заработная плата – 950 руб.

При этом на 31.12.2019 имеется неиспользованный резерв в размере 85 000 руб.

Сумма начисленного резерва по неиспользованным отпускам по состоянию на 31.12.2019 – 180 550 руб. (190 дн. х 950 руб.). Поскольку на отчетную дату на балансе имеется неизрасходованный резерв и его сумма меньше вновь начисленного резерва, уточнение ранее сформированного резерва будет отражено дополнительной бухгалтерской записью в размере разницы между суммой вновь начисленного резерва и суммой неизрасходованного резерва – 95 550 руб. (180 550 – 85 000). Размер ежемесячных отчислений в резерв составит 110 833 руб.

В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Резерв отпусков: проводки

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На 31.12.2019

Скорректирован резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время

0 109 60 211
0 401 20 211

2 401 60 211

95 550

Скорректированы обязательства по формированию резервов на оплату отпусков

0 506 90 211

2 502 99 211

95 550

На 31.01.2020 (и далее на последнее число месяца)

Начислен резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время

0 109 60 211
0 401 20 211

2 401 60 211

110 833

Отражены отложенные обязательства по формированию резервов на оплату отпусков

2 506 90 211

2 502 99 211

110 833

Если отпуск предоставляется авансом…

В соответствии со ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работникам ежегодно. Причем право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. То есть в отдельных случаях работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. Это так называемый отпуск авансом. На такие выплаты (отпускные) на счетах учета резерва отпусков начисления не производятся.

Обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются (п. 302 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 16.08.2019 № 02-06-10/62943):

– по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (выбирается соответствующая аналитика);
– по кредиту счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Инвентаризация резерва на оплату отпусков

Как правило, в конце года в учреждениях проводится сплошная инвентаризация. Бухгалтеры должны в том числе проверить счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

При инвентаризации резервов на предстоящую оплату отпусков работникам необходимо (п. 3.49, 3.50 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49):

– проверить правильность и обоснованность созданного резерва (соответствует ли он требованиям законодательства);
– при необходимости скорректировать резерв исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и уплату страховых взносов.

По результатам инвентаризации производится расчет уточненной величины резерва, которая должна быть отражена в балансе.

* * *

Резерв по оплате отпусков отражается на счете 0 401 60 000. За счет этого резерва осуществляются выплата сотрудникам отпускных за фактически отработанное время, компенсации за не использованные ими дни отпуска, а также уплата исчисленных с данных сумм страховых взносов. Если отпуск предоставляется работникам авансом, соответствующие выплаты на счетах учета резерва предстоящих расходов не отражаются.

Порядок создания и использования резерва (в том числе периодичность корректировки резерва, методика расчета оценочных значений) устанавливается учетной политикой учреждения.

Егорова А. О.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 2020 года учитывайте резервы предстоящих расходов по новому стандарту. В рекомендации – все виды необходимых резервов, разъяснения с примерами, как их рассчитать, и проводки для всех типов учреждений.

Когда создавать резервы предстоящих расходов

Резерв создавайте, если учреждение будет обязано произвести расходы, эту обязанность можно оценить, но срок ее исполнения и время, когда надо будет платить, неопределенны (п. 6, 9 СГС «Резервы»). 

Сроки и порядок создания резерва установите в учетной политике. Учтите особенности деятельности учреждения. Определите, какие резервы необходимы, как их оценивать, когда отражать в учете, какую аналитику счета 401.60 будете применять.

Формировать резервы можно по любому источнику финансирования: 1, 2, 4, 5, 7. Если решили создать резерв по КФО 5, остаток по неиспользованной сумме резерва надо будет вернуть в бюджет. Исключение – если учредитель примет решение оставить средства на следующий год для тех же целей. 

Учреждение вправе создавать резервы:

  • по претензиям, искам;
  • гарантийному ремонту;
  • убыточным договорным обязательствам;
  • на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации;
  • на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы;
  • реструктуризации;
  • на оплату отпусков;
  • по сомнительным долгам;
  • под снижение стоимости запасов.

Такие виды резервов перечислены в пункте 6 СГС «Резервы», пункте 11 СГС «Доходы», пункте 32 СГС «Запасы», пункте 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письме Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. Порядок учета резервов – в пунктах 6, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письмах Минфина от 14.01.2016 № 02-07-10/604, от 31.10.2014 № 02-07-10/55586.

Резерв по претензиям, искам1

Рассчитайте резерв по претензиям и искам, если получили претензию, по которой не будет судебного разбирательства, либо исковое требование, по которому будет судебное урегулирование. Также резерв рассчитайте в случае, если получили исполнительный документ, из которого неясно, кому платить и по какому КБК. Например, в учреждение поступил иск на уплата штрафа, а реквизитов для его перечисления нет.

Такие правила – в пункте 11 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716. Дополнительные разъяснения дает Минфин в письмах от 19.10.2018 № 02-07-10/75145, от 13.10.2017 № 02-06-10/67177, от 22.04.2016 № 02-06-10/23392.

Пример: как рассчитать резерв по претензионным требованиям и искам

Учреждение «Альфа» просрочило оплату по контракту с ООО «Мастер». ООО обратилось в суд. Судебное заседание состоится в 2020 году. В 2019 году юрист учреждения с высокой степенью вероятности оценил, что судебное решение будет не в пользу учреждения. Бухгалтер «Альфы» рассчитал, что выплата ООО «Мастер» составит:

  • 1700 руб. – пени;
  • 200 руб. – судебные издержки ООО «Мастер».

Бухгалтер рассчитал величину данного резерва по претензионным требованиям и искам на 2020 год: 1700 руб. + 200 руб. = 1900 руб.

Учет резерва по претензиям и искам ведите на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов». Используйте отдельный код аналитики, например, счет 401.62. Закрепите в учетной политике, что этот счет используется для резерва по претензиям и искам.

Резерв примите к учету в полной сумме претензионных требований и исков с учетом экспертного мнения. В случае досудебного урегулирования отразите резерв на дату получения претензионного требования. Если досудебного урегулирования не будет – на дату уведомления о принятии иска.  Об этом – в пункте 11 СГС «Резервы».

По претензиями и искам, которые предъявлены к публично-правовому образованию и подлежат удовлетворению за счет казны, резерв признайте в бухучете в двух случаях:

  • предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований;
  • есть основания для обжалования судебного акта.

Если эти условия не выполняются, в бухучете отразите обязательство по судебному акту — исполнительному документу. Резерв в бухучете не признавайте. Об этом сказано в пункте 12 СГС «Резервы».

Проводки, как учесть резерв по претензиям и искам, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по претензиям, искам

КРБ.1.401.20.29Х

КРБ.1.401.62.29Х

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

КРБ.1.501.93.29Х

КРБ.1.502.99.29Х

Начислены расходы на использованный резерв:

по расчетам с поставщиками и подрядчиками

КРБ.1.401.62.29Х

КРБ.1.302.9Х.73Х

по оплате других налогов и платежей

КРБ.1.303.05.731

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

КРБ.1.501.13.29Х

КРБ.1.501.93.29Х

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

КРБ.1.502.99.29Х

КРБ.1.502.11.29Х

Смотрите, как детализировать статью КОСГУ 290 в части претензионных требований и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по претензиям, искам

0.401.20.29Х

0.401.62.29Х

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.29Х

0.502.99.29Х

Начислены расходы на использованный резерв:

по расчетам с поставщиками и подрядчиками

0.401.62.29Х

0.302.9Х.73Х

по оплате других налогов и платежей

0.303.05.731

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.29Х

0.501.93.29Х

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.29Х

0.502.11.29Х

Смотрите, как детализировать статью КОСГУ 290 в части претензионных требований и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по претензиям, искам

0.401.20.29Х

0.401.62.29Х

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.29Х

0.502.99.29Х

Начислены расходы на использованный резерв:

по расчетам с поставщиками и подрядчиками

0.401.62.29Х

0.302.9Х.73Х

по оплате других налогов и платежей

0.303.05.731

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.29Х

0.501.93.29Х

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.29Х

0.502.11.29Х

Смотрите, как детализировать статью КОСГУ 290 в части претензионных требований и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

Резерв по гарантийному ремонту1

Порядок, как рассчитать резерв по гарантийному ремонту, установите в учетной политике. Резерв создавайте, если учреждение реализует товары, работы, услуги, на которые предоставляет гарантию на ремонт или текущее обслуживание. При этом в договоре с заказчиком должно быть указано условие об этом и случаи, когда ремонт оказывать. Резерв рассчитайте на дату, когда передаете работы, услуги, товары покупателю.

Такие правила – в пунктах 10, 21 СГС «Резервы», разделах 2, 4.3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Пример: как рассчитать резерв по гарантийному ремонту

Учебная мастерская бюджетного учреждения «Альфа» в течение четырех лет производит мебель (парты, стулья). Гарантия на готовую продукцию – шесть месяцев.

В учетной политике бухгалтер установил, что расчет резерва по гарантийному ремонту производится на дату реализации мебели. Величина резерва зависит от коэффициента предельного размера резерва и выручки за тот период, в котором произведен расход.

30 ноября 2020 года учреждение заключило договор с бюджетным учреждением «ДЮСШ» на поставку мебели в сумме 110 000 руб. Бухгалтер рассчитал коэффициент предельного размера резерва. Этот показатель определяет качество производимой продукции и влияет на величину резерва.

Для расчета бухгалтер взял сумму выручки от реализации продукции и сумму расхода на гарантийный ремонт за последние три года, предшествующие дате реализации товара:

Год

Выручка от реализации готовой продукции

Расходы на гарантийный ремонт проданной мебели

Предельный размер резерва на IV квартал (гр. 4 = гр. 3 : гр. 2)

1

2

3

4

2017

150 000,00

30 000,00

0,076

2018

280 000,00

15 000,00

2019

320 000,00

12 000,00

Итого за три года

750 000,00

57 000,00

Коэффициент предельного размера резерва составил 0,076. Чтобы сформировать резерв в IV квартале 2020 года, бухгалтер взял выручку от реализации мебели за IV квартал 2020 года – 110 000 руб.

Величина резерва по гарантийному ремонту составит 8360 руб. (110 000 руб. × 0,076).

Учет сумм резерва по гарантийному ремонту ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.63. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по гарантийному ремонту

КРБ.1.401.20.22Х

КРБ.1.401.63.22Х

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

КРБ.1.501.93.22Х

КРБ.1.502.99.22Х

Начислены расходы на использованный резерв

КРБ.1.401.63.22Х

КРБ.1.302.9Х.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

КРБ.1.501.13.22Х

КРБ.1.501.93.22Х

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

КРБ.1.502.99.22Х

КРБ.1.502.11.22Х

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по гарантийному ремонту

0.401.20.22Х

0.401.63.22Х

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.22Х

0.502.99.22Х

Начислены расходы на использованный резерв

0.401.63.22Х

0.302.9Х.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.22Х

0.501.93.22Х

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.22Х

0.502.11.22Х

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по гарантийному ремонту

0.401.20.22Х

0.401.63.22Х

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.22Х

0.502.99.22Х

Начислены расходы на использованный резерв

0.401.63.22Х

0.302.9Х.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.22Х

0.501.93.22Х

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.22Х

0.502.11.22Х

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

Резерв по убыточным договорным обязательствам1

Резерв по убыточным договорным обязательствам рассчитайте как разницу между затратами на выполнение договора и поступлениями от него. Основание для расчета – финансово-экономическое обоснование об убыточности дальнейшего исполнения договора, когда затраты на его исполнение превышают доход по этому договору. 

Резерв рассчитывайте, только если условия исполнения договора изменились по не зависящим от учреждения причинам. По договорам, которые учреждение может расторгнуть в одностороннем порядке без штрафов, резерв по убыточным договорным обязательствам не создавайте. Такие правила – в пункте 14 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.4 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Пример: как рассчитать резерв по убыточным договорным обязательствам

Учреждение заключило договор на поставку производимой продукции. Специалисты учреждения оценили, что производство продукции обойдется в 450 000 руб. Цена договора установлена в размере 500 000 руб.

В процессе производства продукции цены на материалы выросли, расходы на производство продукции составят 550 000 руб. Штраф за досрочное расторжение договора составляет 80 000 руб.

Учреждение признает договор заведомо убыточным, так как расходы по нему превышают предполагаемый доход, а для того, чтобы его расторгнуть, придется заплатить штраф.

Бухгалтер рассчитал сумму резерва:

500 000 руб.  – 550 000 руб. = 50 000 руб.

Резерв признают в меньшей сумме убытка. Поэтому бухгалтер принял к учету резерв в сумме 50 000 руб.

Учет сумм резерва по убыточным договорным обязательствам ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.64. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по убыточным договорным обязательствам

КРБ.1.401.20.2ХХ

КРБ.1.401.64.2ХХ

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

КРБ.1.501.93.2ХХ

КРБ.1.502.99.2ХХ

Начислены расходы на использованный резерв

КРБ.1.401.64.2ХХ

КРБ.1.302.ХХ.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

КРБ.1.501.13.2ХХ

КРБ.1.501.93.2ХХ

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

КРБ.1.502.99.2ХХ

КРБ.1.502.11.2ХХ

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по убыточным договорным обязательствам

0.401.20.2ХХ

0.401.64.2ХХ

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.2ХХ

0.502.99.2ХХ

Начислены расходы на использованный резерв

0.401.64.2ХХ

0.302.ХХ.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.2ХХ

0.501.93.2ХХ

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.2ХХ

0.502.11.2ХХ

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв по убыточным договорным обязательствам

0.401.20.2ХХ

0.401.64.2ХХ

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.2ХХ

0.502.99.2ХХ

Начислены расходы на использованный резерв

0.401.64.2ХХ

0.302.9Х.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.2ХХ

0.501.93.2ХХ

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.2ХХ

0.502.11.2ХХ

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

Резерв на демонтаж основных средств 1

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации рассчитывайте, если выполнены два условия. Первое — учреждение заплатит за разборку и утилизацию основного средства. Второе — участок, где был расположен объект, надо будет восстановить, например, убрать мусор, посадить траву.

Резерв рассчитайте на дату принятия к учету объекта основных средств, по которому планируете затраты. Основание, чтобы рассчитать резерв: обязанность по демонтажу прописана в договоре.

Например, при выводе объекта основных средств из эксплуатации учреждение обязано демонтировать его и восстановить участок, на котором был расположен этот объект. Такие правила – в пункте 15 СГС «Резервы», разделе 2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Пример: как рассчитать резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

Учреждение проводит военные сборы. Для этого оно строит летние домики на территории санатория. Ввод в эксплуатацию и принятие к учету – 1 июня. В условиях договора прописано, что по окончании проведения сборов домики надо снести, а территорию озеленить. Стоимость таких работ составит 200 000 руб., что подтверждено заключением эксперта. 

1 июня бухгалтер принял к учету объекты и рассчитывает резерв в сумме планируемых расходов по демонтажу и восстановлению участка – 200 000 руб. 

Учет сумм резерва по демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.65. Одновременно с резервом примите к учету в составе нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод ОС из эксплуатации. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

КРБ.1.401.20.2ХХ

КРБ.1.401.65.2ХХ

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

КРБ.1.501.93.2ХХ

КРБ.1.502.99.2ХХ

Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

КРБ.106.ХХ.310

КРБ.1.401.60.310

Начислены расходы на использованный резерв

КРБ.1.401.65.2ХХ

КРБ.1.302.ХХ.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

КРБ.1.501.13.2ХХ

КРБ.1.501.93.2ХХ

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

КРБ.1.502.99.2ХХ

КРБ.1.502.11.2ХХ

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

0.401.20.2ХХ

0.401.64.2ХХ

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.2ХХ

0.502.99.2ХХ

Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

0.106.ХХ.310

0.401.60.310

Начислены расходы на использованный резерв

0.401.64.2ХХ

0.302.ХХ.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.2ХХ

0.501.93.2ХХ

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.2ХХ

0.502.11.2ХХ

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений: 

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

0.401.20.2ХХ

0.401.64.2ХХ

Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва

0.501.93.2ХХ

0.502.99.2ХХ

Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

0.106.ХХ.310

0.401.60.310

Начислены расходы на использованный резерв

0.401.64.2ХХ

0.302.9Х.73Х

Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств

0.501.13.2ХХ

0.501.93.2ХХ

Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»

0.502.99.2ХХ

0.502.11.2ХХ

Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

Резерв на оплату обязательств, по которым нет  документов1

Резерв по неполученным документам рассчитывайте по переходящим оплатам. Используйте договоры, контракты и другие документы, по которым проводите расходы в следующем периоде: месяце, квартале, году. Сроки, когда создавать резерв, закрепите в учетной политике.

Такой резерв актуален, если услуги оказаны последней датой текущего месяца, а оплачиваете их в следующем. Например, можно рассчитывать его поквартально, чтобы избежать образования событий после отчетной даты во время сдачи бухгалтерской отчетности. Такие правила – в пункте 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письме Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Пример: как рассчитать резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы

По договору между «Альфой» и ООО «Интерсвязь» оплата за услуги интернета производится 2-го числа каждого месяца в сумме 2500 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.

В учетной политике главный бухгалтер прописал, что резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, формируется поквартально.

Фактически оказанные услуги за декабрь 2019 года составили 2550 руб., счет за оказанные услуги в декабре 2019 года поступит в январе 2020 года. Бухгалтер начислил резерв на оплату обязательств в сумме фактически оказанных услуг. Деньги для оплаты услуг в 2020 году на лицевом счете учреждения остались.

Кредиторку на счете 302.21 бухгалтер начислит после получения документов – в 2020 году. Поэтому в бухгалтерской отчетности кредиторская задолженность не отражена.​​​​​​

Учет резерва ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, на счете 401.66. Проводки по учету резерва по неполученным документам зависят от типа учреждения и от вида расхода. Например, если рассчитываете резерв по услугам связи, отразите его сумму в дебете счета 401.21, если по транспортным расходам – 401.22. Смотрите проводки для:

  • казенных учреждений;
  • бюджетных учреждений;
  • автономных учреждений. 

Резерв по реструктуризации1

Резерв по реструктуризации рассчитывайте, если учреждение меняет деятельность либо ликвидируется. Основание расчета резерва – план реструктуризации деятельности со сроками реструктуризации не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская отчетность.

Резерв рассчитывайте в сумме расходов на реализацию мероприятий по реструктуризации. При этом расходы на текущую деятельность в расчет не включайте. Например, не включайте затраты на маркетинг, административные расходы, зарплату сотрудников, которые будут работать в обычном порядке. Такие правила – в пункте 13 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Определите, сколько денежных средств понадобится, чтобы провести мероприятия по реструктуризации. Например, выплата выходного пособия при сокращении штата, расходы на переезд, компенсация среднего заработка уволенным в течение двух месяцев по сокращению. Смотрите, как рассчитать выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении. 

Пример: как рассчитать резерв на реструктуризацию 

Учредитель принял решение изменить тип своего подведомственного учреждения с бюджетного на автономный. В плане реструктуризации установлены сроки перехода – 3 месяца. Бухгалтер подведомственного  учреждения рассчитал планируемые выплаты:

  • по выходному пособию, включая компенсацию отпуска при увольнении, – в размере 1 800 000 руб.;
  • средний заработок на период трудоустройства – 350 000 руб.;
  • оплата за интернет – в размере 1500 руб. 

Других расходов учреждение не понесет.  Бухгалтер подведомственного учреждения рассчитал резерв на реструктуризацию:

1 800 000 руб. + 350 000 руб. + 1500 руб. = 2 151 500 руб. 

Бухгалтер отразил резерв в учете по видам выплат.

Учет резерва ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, счет 401.67. К учету принимайте на наиболее раннюю из дат: на дату объявления о реструктуризации либо  дату начала реализации мероприятий по реструктуризации. 

Проводки, как учесть резерв по реструктуризации, зависят от типа учреждения и от вида выплаты: зарплата, страховые взносы, другие расходы. Смотрите проводки для:

  • казенных учреждений;
  • бюджетных учреждений;
  • автономных учреждений. 

Резерв по отпускам1

Резервы на оплату отпусков создавайте обязательно. Для расчета используйте одну из трех методик: по учреждению в целом, по категориям персонала, отдельно по каждому сотруднику. Это следует из письма Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. Порядок учета установлен в пунктах 302.1, 308 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. С 2021 года резерв на оплату отпусков будет регулироваться СГС «Выплаты персоналу».  Подробнее читайте, как рассчитать и отразить резерв на оплату отпусков. 

Резерв по сомнительным долгам 1

Резерв по сомнительным долгам рассчитайте в случае, если в учреждении числится сомнительная дебиторская задолженность. Смотрите, как признать дебиторскую задолженность сомнительной. Резерв создайте на сумму, которую учтете на забалансовом счете 04. Дополнительно на балансовых счетах отражать резерв не нужно. Читайте подробнее, как вести учет на забалансовом счете 04. 

Правила расчета резерва установлены в пункте 11 СГС «Доходы». Смотрите подробнее, как отразить  резерв по сомнительным долгам.

Резерв под снижение стоимости запасов1

Резерв под снижение стоимости создавайте, если используете счета «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция». Рассчитывайте резерв как разницу между ценой продажи и балансовой стоимостью материальных запасов. Главное условие для расчета – балансовая стоимость запасов выше нормативно-плановой стоимости и относится на финансовый результат текущего периода. 

Правила расчета резерва установлены  в пункте 32 СГС «Запасы», пункте 5 Методических рекомендаций, которые довел Минфин письмом от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. Смотрите подробнее, как учитывать и рассчитывать резерв под снижение стоимости запасов.

Иртаева Е.П.

Это тоже интересно:

  • П 46 инструкции 157н присвоение инвентарных номеров
  • П 220 инструкции no 157н
  • П 45 инструкции 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект
  • П 214 инструкции n 157н
  • П 201 ph метр инструкция

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии