Наблюдение. Солнце на небе.
Цель: пронаблюдать изменение положения солнца в течение дня.
Ход наблюдения:
1. В ясный день выйди на улицу в 10:00. Выбери
для себя ориентир — неподвижный объект. Это может быть школа, которую видно из
твоего окна или качели на детской площадке. Зарисуй свой ориентир на листе
бумаги (внизу, посередине).
2. Рассмотри небо.
3. Отметь, с какой стороны находится солнце
относительно выбранного тобой ориентира — справа или слева? Отобрази это
положение на рисунке с ориентиром (нарисуй, с какой стороны ты увидел солнце
относительно ориентира, подпиши время наблюдения).
4. Повтори наблюдение через 2-3 часа. Куда
переместилось солнце — вправо или влево? Оно теперь расположено выше или ниже?
Продолжи рисунок — изобрази, куда переместилось солнце теперь, подпиши время
наблюдения.
5. Повтори наблюдение еще через 2-3 часа. Где
солнце находится теперь — правее или левее, чем раньше? Закончи рисунок,
изобразив, где теперь находится солнце, подпиши время наблюдения.
6. Что ты заметил? Как ты думаешь, с чем связано
перемещение солнца по небу? Будь готов рассказать одноклассникам о проведенном
тобой наблюдении по рисунку.
Наблюдение.
Снежинки.
Цель:
пронаблюдать различие и сходства снежинок.
Ход
наблюдения:
1. Поймай на рукав
или варежку снежинку, рассмотри. Будь осторожен, не дыши на снежинку, иначе она
растает.
2. Рассмотри снежинку под
лупой.
3. Отметь, какой она
формы? Сколько имеет лучиков?
4. Поймай другую снежинку
и повтори наблюдение.
5. Отметь, чем все
снежинки похожи? Чем отличаются?
Слова-подсказки для
сравнения: количество лучиков, размеры, узоры.
6. Оформи свое наблюдения
в виде небольшого рассказа (3-4 предложения).
Наблюдение.
Лиственное дерево.
Цель:
пронаблюдать отличительные признаки лиственных деревьев и их сезонные
изменения.
Ход
наблюдения:
1. Найди
поблизости лиственное дерево.
2.
Рассмотри дерево. Как оно называется? Как тебе удалось определить, что оно
лиственное?
3.
Отметь, какие изменения произошли с деревом с наступлением зимы.
4. Найди
почку. Аккуратно вскрой ее. Что видишь внутри?
5.
Сделай вывод. Будь готов поделить им со своим классом.
Наблюдение.
Хвойное дерево.
Цель: пронаблюдать
отличительные признаки хвойных деревьев и их сезонные изменения.
Ход
наблюдения:
1. Найди
поблизости хвойное дерево.
2.
Рассмотри его. Как оно называется? Как тебе удалось определить, что оно
лиственное?
3.
Отметь, какие изменения произошли с деревом с наступлением зимы.
4.
Возьми одну хвоинку и разломи пополам. Что заметил?
6.
Выдвини гипотезу. Буду готов обсудить ее со своим классом.
Наблюдение. Белка.
Цель: пронаблюдать
сезонные изменения образа жизни животного.
Ход наблюдения:
1.
Рассмотрите белку. Будьте осторожны, не спугните ее.
2.
Какого цвета «шубка» белки? Почему?
3. Чем питается
белка зимой? Что она берет из кормушки?
4. Найдите и рассмотрите
следы белки на снегу. Как передвигается белка (прыгает, бегает, на 2 лапах, на
четырех)?
5. Подытожь свои
наблюдения. Будь готов рассказать о своих выводах одноклассникам.
Наблюдения за звездным небом могут стать очень увлекательным занятием. Не даром сейчас телескопы продаются в любом магазине, а число любителей звездного неба постоянно растет.
Ведь звездное небо не просто красиво, она загадочно и таит в себе многие тайны. Внимательный наблюдатель может раскрыть некоторые из них и даже совершить важное открытие. Многие кометы впервые были обнаружены именно астрономами любителями.
Как же правильно наблюдать за звездным небом?
Есть несколько простых правил.
Прежде всего дети должны наблюдать звезды только вместе со взрослыми.
Место для наблюдений должно быть расположено вдали от уличного освещения, источников яркого света.
Погода в момент наблюдения должна быть ясной, небо чистым, безоблачным.
Для наблюдений следует пользоваться картами звездного неба, атласами созвездий.
Следует уметь ориентироваться и находить основные созвездия, северную и южную части звездного неба.
ПАМЯТКА №1
Примерная схема наблюдения животного
1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным, отмечая и сходство, и различия.
3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.
ПАМЯТКА № 2
По обработке материалов наблюдений за погодой
Работу оформляем в тетради.
-
Подсчитать среднемесячную температуру. Для этого нужно сложить все среднесуточные температуры и разделить на количество дней в месяце.
-
Подсчитать амплитуду температур за месяц. Для этого нужно определить самую высокую температуру и самую низкую за месяц. От максимальной температуры вычесть минимальную.
-
Построить график температур за месяц.
-
Построить розу ветров. Для этого нужно подсчитать количество дней каждого направления ветра, данные записать и по ним построить график «Роза ветров».
-
Подсчитать количество дней с высоким давлением, низким и нормальным.
-
Построить круговую диаграмму облачности. Для этого нужно подсчитать количество дней: ясных, с переменной облачностью, пасмурных. Все количество дней в месяце принять за 100% и подсчитать долю в % каждой группы дней. Затем начертить круг и разделить его на сектора с помощью транспортира, если 1% = 3,6 градуса.
-
Подсчитать количество дней с разными видами осадков. Данные записать в тетрадь
ПАМЯТКА № 3
Примерная схема наблюдения растения
-
Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.
-
Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растений.
-
Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определённой группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям)
ПАМЯТКА № 4
Изучение видового состава растительного мира водоема
-
Измерьте температуру воды в разных местах водоема.
-
Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.
-
Зачерпните воду из водоема банкой и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину “цветения” воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите образующие ее нити, найдите многоклеточные водоросли: спирогира, улотрикс.
-
Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.
-
Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их; подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных и местах их обитания; сделайте плакат или рисунок, отражающий ваше отношение к природному окружению.
Изучение видового состава животных водоема
-
Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды. С помощью определительной карточки (или определителя) изучите животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.
-
Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.
-
Нарисуйте схему продольного среза водоема и ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного.
ПАМЯТКА № 6
Наблюдение за почвенными покровами
Основными источниками химического загрязнения почв являются:
-
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (макро- и микроэлементов, газов, сложных органических соединений и др.) предприятиями промышленности, энергетики, транспорта.
-
химические способы защиты растений (пестициды) и удобрения, которые используются в сельском хозяйстве.
-
химическое загрязнение почв связано с водными потоками.
Виды (этапы) наблюдений:
-
режимные наблюдения, т. е. систематические наблюдения за уровнем содержания химических веществ в почвах в течение определенного промежутка времени;
-
комплексные наблюдения, включающие исследования процессов миграции загрязняющих веществ в системе атмосферный воздух — почва, почва — растение, почва — вода и почва — донные отложения;
-
изучение вертикальной миграции загрязняющих веществ в почвах по профилю;
-
наблюдения за уровнем загрязнения почв в определенных пунктах, намеченных в соответствии с запросами тех или иных организаций.
ПАМЯТКА № 7
Наблюдение за характеристикой личностного
развития обучающегося
-
Особенности поведения обучающегося на переменах;
-
Внешний вид обучающегося;
-
Поза (за партой, походка, жести, мимика лица);
-
Речь (громкая, эмоциональность);
-
Круг общения обучающегося;
-
Особенности стиля общения с взрослыми и сверстниками;
-
Интерес к определённым предметам.
-
ПАМЯТКА № 8
-
Наблюдение за природным комплексом своей местности
-
Географическое положение. Направление от школы, дома, колледжа.
-
Характер поверхности и тип почвы.
-
Воды, их расположение.
-
Растительность и животный мир.
-
Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
-
Охрана природных компонентов комплекса.
-
ПАМЯТКА № 9
-
Наблюдение геологоразведочных работ по этапам и стадиям
(твердые полезные ископаемые) -
В зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяется на 3 этапа и 5 стадий:
-
Этап I. Работы общегеологического и минерагенического назначения.
-
Стадия 1. Региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных ископаемых.
-
Этап II. Поиски и оценка месторождений.
-
Стадия 2. Поисковые работы.
-
Стадия 3. Оценочные работы.
-
Этап III. Разведка и освоение месторождения.
-
Стадия 4. Разведка месторождения.
-
Стадия 5. Эксплуатационная разведка.
-
ПАМЯТКА № 10
-
Наблюдения за сезонными явлениями в природе
-
Выберите постоянный участок для наблюдений. Он
должен быть расположен недалеко от школы или от места
жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. -
Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,
растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках
сезонных изменений условия, в которых находятся растения
(освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст. -
Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна
обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие
распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи. -
Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений
зависит от их частоты. -
Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных
в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования. -
Наступление того или иного фенологического явления
соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой
и живой природы. -
Все записи происходящих в природе явлений делайте
в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную
дату их наступления. -
Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.
-
ПАМЯТКА № 5
-
Наблюдение планеты Солнечной системы
-
Узнав заранее, в каком созвездии, находится нужная вам планета, находим её в первую очередь в искатель телескопа.
-
Уже в искателе, если это оптический, при 8-9-кратном увеличении любая планета будет заметно отличаться от рядом расположенных звёзд. Не спешите переключаться на окуляр, зарисуйте положение планеты на небе, её окрестности, ведь при каждом новом наблюдении вы будете видеть совершенно разные звёзды на заднем фоне.
-
После первого общего знакомства в дополнение с более «кратным» окуляром используйте линзу Барлоу, которая значительно в разы (в зависимости от характеристик линзы) увеличит фокусное расстояние. Это незаменимый помощник при охоте на планеты.
-
Если это ваше первое знакомство с планетой — сделайте зарисовку «первого впечатления». Это важно, потому что с каждым последующим наблюдением за одной и той же планетой вы будете открывать всё больше и больше деталей и мелких подробностей. Если всё это задокументировать и зарисовать — уже через несколько наблюдение вы будете на 100% довольны собой и своим «железным конём».
-
Попробуйте использовать одни и те же фильтры для разных планет — результат будет разным.
-
Если позволяет апертура телескопа и наличие соответствующего окуляра, то позвольте себе увеличение в 250-300 крат. При такой кратности появляется возможность у Юпитера рассмотреть Большое красное пятно, у Сатурна — Щель Кассини, у Марса — хорошо различимые тёмно/светлые участки.
-
Дайте глазам паруминутный перерыв, после ещё раз посмотрите в дневник и окуляр (не забудьте отцентрировать его на объект), убедитесь, что вам нечего добавить.
-
Не сменяя окуляр с максимальным (предельным) увеличением для вашего телескопа начинаем искать естественные спутники планеты. Речь скорее идёт о планетах Юпитер и Сатурн. Добавьте в ваши зарисовки их расположение.
Памятка по проведению наблюдений за природой.
Любование землей.
.Здравствуй, милая тропинка, здравствуй, тонкий стебелек.
Цель: Обратить внимание детей на землю, по которой мы каждый день
ходим.
Рассмотреть, кто живет на земле под нашими ногами. Обменяться
впечатлениями.
Нарисовать изображение на тему: «Мир под нашими ногами».
.Матушка Земля— кормилица наша.
Цель: Обратить внимание на значение земли и жизни человека и
природы.
Предложить посмотреть на землю и рассказать, что дети там видят.
Вспомнить, что дает нам земля. Сказать ей добрые слова.
.Цветы украшения земли.
Цель: Обратить внимание детей на красоту цветов, которые украшают
нашу землю.
Вспомнить, что они видели на тропинке и чем растительность
отличается от растений цветника. Полюбоваться красотой цветов, их
великолепием, своеобразием и неповторимостью, их цветовой гаммой.
Сказать им ласковые слова. Сравнить строение цветов между собой.
Понаблюдать за поведением насекомых, посещающие цветы.
Срезать букет цветов для вазы.
Поиграть в игру « Я садовником родился».
Предложить нарисовать изображение на тему «Цветочная поляна».
.Аптека под ногами.
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, растущими
в черте города.
Рассмотреть строение растений, рассказать о том, как эти полезные
травы помогают людям в трудную минуту. Сказать им добрые слова.
Любование небом.
. Здравствуй, небо голубое!
ПАМЯТКА
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
- Не откладывайте подготовку к наблюдениям в природе.
- Не собирайте грибы без ножа, не раскапывайте мох и почву вокруг найденных грибов. Это ведёт к уничтожению грибов. Грибы следует осторожно выкручивать из почвы. При сборе грибов вы должны очень хорошо знать ядовитые и остерегаться их.
- Не ловите и не убивайте летучих мышей, как это делают некоторые ребята. Оберегайте их.
- Не забывайте вешать осенью домики и утеплённые дуплянки для зимовки птиц. Бездомные птицы нередко погибают от морозов.
- Осенью, во время стаения, птиц в некоторых местах собирается особенно много. Некоторые школьники убивают скворцов, грачей и других птиц. Останавливайте их и сами никогда не убивайте птиц и зверей.
- Не считайте пустым занятием наблюдение за нашими оседлыми птицами. Не забывайте подкармливать птиц.
- Не уничтожайте землероек. Помните, что землеройки помогают нам бороться с вредными насекомыми, мышами и полёвками.
- Никогда не лазайте на деревья, у которых есть дупла. В них могут быть белки или летучие мыши. Подкармливайте белок. Они с удовольствием едят сухари, подсолнухи, семена липы.
- Не забывайте главной задачи – работ по охране природы, даже в однодневных экскурсиях. Следует повсюду искать, а найдя, подробно записывать местоположение объектов природы, нуждающихся в охране.
- Не забывайте зимой счищать снег с кормушек, а также подсыпать на них корм. С ветвей плодовых деревьев после сильных снегопадов надо отряхивать снег, чтобы он не поломал ветвей.
- Не пропустите момента вскрытия рек. При этом следует быть очень осторожными и не бегать по тающему льду.
- Не упускайте ни одного свободного дня для поездок и походов в природу в любое время года. Круглогодичные наблюдения самые интересные и ценные.
- Не подходите близко к лосям. Это мирные животные, но когда они раздражены, могут оказаться опасными, в частности в конце зимы и весной.
- Собирая коллекции и ведя наблюдения, не забывайте узнавать названия растений, насекомых, птиц, минералов и т.д.
- Не топчите дорожки муравьёв при наблюдениях за ними, никогда не разоряйте муравейники.
- Не упускайте сроков посадки деревьев и кустарников на территории школы, в общественных парках и в других местах, где вы будете принимать участие в озеленении.
- Не распугивайте птиц с пришкольного участка. Наоборот, желательно привлекать их для борьбы с вредными насекомыми и личинками.
- Не считайте, что дятлы приносят вред деревьям, когда пьют сок у берёзы. Они выпивают сока очень мало и отверстия делают крохотные, из которых сок быстро перестаёт сочиться. Можно считать, что деревьям это не вредит.
- Не ломайте цветущие кустарники. Для букетов достаточно срезать ножом аккуратно 1-2 веточки. Подумайте о том, что каждая ветка росла несколько лет, а в букете она через 2-3 дня завянет. Букет же из малого количества веток в вазе выглядит красивее.
- Не ходите в маршруты без туристской подготовки. Необходимо предварительно познакомиться с маршрутом, выяснить особенности и трудности пути, хорошо подготовиться.
- Не ломайте молодых деревцов даже на палаточные колышки или для шалаша. Можно собирать для палаток, шалашей, костров сухостой. Для подстилки в палатки необходимы еловые ветки; их можно безболезненно срезать у больших елей с самого низа и не более 1-2 с одного дерева, тогда это не принесёт вреда дереву.
- Не забывайте, насколько вредны майские жуки и их личинки. Беспощадно уничтожайте их повсюду, как одних из самых злостных вредителей культурных растений и лесов.
- Не убивайте ужей. Помните, что это безопасные, не ядовитые змеи, и, более того, они очень полезны человеку тем, что уничтожают много мышей, вредных насекомых, слизней и т.д. Не обижайте также ящериц, лягушек и жаб. Все они полезны человеку. Не смешивайте со змеями безногую ящерицу веретенницу, не убивайте её.
- Если ты нашёл птичье гнездо, не спугивай птицу, если она там есть. Никогда не собирайте коллекции из яиц, чтобы не мешать размножаться полезным птицам. Не трогайте дупел, там могут оказаться гнёзда птиц. Птицу можно напрасно спугнуть, и она забросит своё гнездо. В некоторых дуплах могут жить пчёлы, шершни или даже змеи, от которых можно пострадать.
- Не считайте кукушку вредной птицей и не позволяйте убивать её. Она полезна тем, что уничтожает громадное количество вредных насекомых и в том числе мохнатых гусениц, которых почти не едят другие птицы.
- Не считайте всех хищных птиц вредными для человека. На самом деле все эти птицы полезны человеку, так как истребляют множество различных видов мышей.
- Нельзя быть неосторожными с птицами, насиживающими яйца и кормящими птенцов и кормящими птенцов. Необходимо всегда помнить, что время, проводимое в гнезде, для птиц, как для высиживающей самки, так и для птенцов, самое опасное в их жизни, т.к. в это время они особенно беззащитны.
- Не порти ножом или топором кору деревьев. Это наносит большой вред дереву. Рассказывайте об этом своим товарищам и останавливайте их.
- Не путайте жилые норы с заброшенными. Вы будете напрасно спугивать животное, ошибочно считая нору пустой и, наоборот, будете терять время на наблюдение за зверем, которого там нет. Обратите внимание, что нежилая нора обычно зарастает травой, не имеет тропинки из примятой травы, лаз отличается разрушенными стенками.
- Не забывайте и не ленитесь собирать образцы горных пород и минералов для ваших школьных коллекций.
- Не бросайте работу по охране природы. Привлекайте всё новых товарищей к этому делу. Помните, как много вы можете сделать полезного для природы.
(по материалам книги «Календарь по охране природы» / Г.В.Арманд-Ткаченко; М.: «Просвещение», 1964г.)