Патинирование мебели своими руками в домашних условиях пошаговая инструкция с фото

Заранее готова к критике, так как это мой первый мастер-класс, возможно, будет немного коряво. Но цель его лишь поделиться информацией.

Кроме того, это также мой первый опыт в декупаже. Долго искала на сайте похожие мастер-классы для чайников, но так и не нашла. Чуть ранее есть мастер-класс по декору комода, но моя техника чуть иная, хотя, идея похожая.

Время я указала, исходя из того, что необходимо оставлять изделие на просушку. Чистое время работы над тумбочкой около двух часов с учетом патинирования, а над корытцем около 30 минут.

Итак, имеем небольшую деревянную тумбочку, которая ранее жила в бане, а теперь поселилась в светлой ванной. Задача стояла вписать ее в интерьер. Идея сделать мастер-класс появилась не сразу, поэтому фото не очень хорошего качества. Поэтому тумбочку я заменила на деревянное корытце. Собственно, оно было задекорировано тем же методом в пару к тумбочке.

Используемые материалы:

— собственно, сама тумбочка (в данном случае корытце);

— наждачка;

— грунт, краски акриловые, кисти, картинки для декупажа, лак.

В первую очередь зачищаем наждачкой поверхность корытца, чтобы снять все, чем она была ранее покрыта. Можно это сделать наждачкой, мне повезло, в гараже нашлась шлифовальная машинка.

Далее покрываем изделие грунтом и даем просохнуть. После этого я крашу ее белой краской из баллончика. Даю просохнуть как минимум сутки — чтобы краска хорошо проникла в дерево. После этого немного шлифую наждачкой. Даже если где-то краски снимается слишком много — это даже хорошо для декора. После этого покрываю еще одним слоем краски из баллончика. На тумбочку у меня как раз ушел один баллончик. Корытце красила обычной акриловой белой краской с помощью кисти с жесткой щетиной — так получается немного полосатая структура и в последующем процессе это помогает в декоре.

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 1

После этого начинается самое интересное — патинирование краской. Я долго искала в интернете, как лучше это сделать, и про патину читала, и про воск, но все оказалось намного проще.

Здесь нужно вернуться чуть назад, в процесс грунтования. Я специально грунтовала поверхность широкой кистью с жесткой щетиной — таким образом у меня получилась чуть неровная поверхность с бороздками. И теперь мы используем это в процессе патинирования.

Для патинирования я выбрала серую акриловую краску — она подходила под цвет разводов на плитке в ванной.

Итак, мы готовы к патинированию. Лучше сразу заготовить несколько кусочков старой тряпочки и желательно, чтобы она была чистая.

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 2

Берем кисть, чуть-чуть окунаем ее в краску и сильно размазываем ее по части поверхности. Кисть должна быть почти сухая. Даем просохнуть секунд 10, затем берем сухую ненужную тряпочку и стираем краску. Сначала кажется, что поверхность просто вымазана в краске, но чем больше трешь, тем меньше краски остается на поверхности, в основном как раз в тех самых бороздах.

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 3

Таким образом, постепенно проступает структура дерева.

По углам лучше всего оставлять чуть больше краски. А вообще, как фантазия полетит. Я углубления на дверце сделала чуть более темными, чем остальные поверхности.

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 4

Таким образом обрабатываем все изделие. А дальше наклеиваем картинки по вашему замыслу.

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 5

В декупаже я новичок, поэтому взяла очень тонкую рисовую бумагу, развела с водой клей ПВА и, предварительно прикрепив каплей воды картинки в нужное место, покрыла ее всю клеем. Мне попались листы очень хорошего качества, да и фон почти белый, поэтому дополнительная обработка картинок не понадобилась — они слились с поверхностью, как будто там и были.

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 6

Далее покрываем изделие лаком. И все, новый предмет интерьера готов.

Вот собственно и результат.

Кортыце:

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 7

И сама тумбочка:

Патинируем краской деревянную мебель, фото № 8

Я надеюсь, что мастер-класс все-таки будет полезен хоть кому-то. Он хоть и простой, но достаточно полезный таким же новичкам в некоторых техниках, как и я.

Использование натуральной древесины при оформлении домашнего интерьера придаёт помещениям более солидный вид. Имитация под старину также популярна при изготовлении мебели, но стоимость такой работы при обращении к мастерам-краснодеревщикам высока. Можно весь цикл работ выполнить самостоятельно, так как состарить дерево своими руками не слишком сложно. Понадобится лишь время, минимальный набор инструментов и желание.

Как состарить дерево своими руками

Как состарить дерево своими руками

Для чего это нужно?

Любая обработка древесины с целью улучшения декоративных свойств положительно влияет и на её сохранность, поскольку связана с нанесением на поверхности нескольких слоёв красящих составов и лаков. Срок службы правильно состаренных изделий намного выше, чем тех, которые подвергались минимальным воздействиям. Такая мебель меньше подвержена гниению, плесени, порче насекомыми и другими вредителями.

Состаривание дерева способом браширования

Состаривание дерева способом браширования

Но главная цель искусственного состаривания – придание деревянным элементам особых внешних свойств, которые позволят им выглядеть более солидно. Но важно понимать, что весь интерьер помещения должен соответствовать единому стилю.

Особенности состаривания дерева

Особенности состаривания дерева

Подготовка к работе

Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.

Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.

Технология Какие породы рекомендуется использовать
Состаривание при помощи химического воздействия Дуб, ива, орех, клён, бук, красное дерево, липа, осина.
Методики, связанные с механической обработкой поверхностей Всё кроме тика, клёна, вишни, бука и груши. Особенно подходят: сосна, лиственница, дуб и ясень.

Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты

Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты

Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:

  • использование сухой кисти;
  • патинирование;
  • лессировка;
  • набрызг;
  • кракле;
  • методика создания потёртостей (Шебби Шик);
  • травление (использование составов типа морилок).

Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)

Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)

Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:

  • браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток);
  • обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла;
  • в горячем песке.

Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.

Мастер-класс. Как состарить дерево?

Мастер-класс. Как состарить дерево?

Совет! Все упомянутые методики можно комбинировать для достижения большей достоверности.

Как состарить своими руками

Большинство способов самостоятельного состаривания древесины не потребует специализированного инструмента и дорогостоящих материалов. Важно проводить работу аккуратно и не торопясь.

Метод «Сухая кисть»

Что потребуется:

  • синтетическая плоская кисточка;
  • палитра для пробы;
  • краски и растворитель.

Принцип работы сухой кистью

Принцип работы сухой кистью

Последовательность действий.

  1. На кисть следует нанести небольшое количество краски. Лишнюю убрать тряпкой.
  2. На палитре провести пробное окрашивание. Нужно добиться, чтобы каждая волосинка давала отдельный след.
  3. То же необходимо проделать и на деревянной поверхности. Несильными движениями кисточки аккуратно нанести краску на изделие вдоль волокон.

Такой способ поможет имитировать потёртости и подчеркнуть рельеф.

Декоративные потёртости

Декоративные потёртости

Создание патины

Лакированные или окрашенные предметы со временем частично темнеют – это происходит из-за постоянного контакта с руками и по другим причинам. Чаще всего такое изменение касается углов и рельефных частей изделия.

Создание патины на рельефном элементе

Создание патины на рельефном элементе

Для имитации мастера используют:

  • акриловые красящие составы;
  • битумные лаки;
  • шеллак;
  • воск.

Нанесение битумных лаков сопровождается немедленным удалением их с большей части поверхности. Неровности деревянного предмета всё равно останутся тёмными. После высыхания следует покрыть изделие слоем шеллака. При использовании восковых полиролей они растираются по дереву, а после высыхания (что займёт длительное время) проявят себя в виде отблесков.

Состаривание металла

Состаривание металла

Мастер-класс. Патинирование своими руками на примере мебельного ящика

Представляем вам пошаговую инструкцию по патинированию древесины для создания на ней эффекта потертостей.

Шаг первый. Для начала ящик тщательно шлифуется, для чего используется наждачная бумага. Благодаря этому вы устраните все шероховатости и неровности. Затем, когда обработка будет закончена, нужно удалить пыль при помощи тряпки.

Вначале ящик шлифуется наждачной бумагой

Вначале ящик шлифуется наждачной бумагой

Шаг второй. Все места, где в будущем будут находиться потертости, обрабатываются простым воском от свечи. К примеру, это могут быть некоторые участки ровной поверхности ящика, его боковые части. Еще все эти участки можно предварительно обработать грунтовкой по дереву, но – и это важно – исключительно тонким слоем.

Нужные места обрабатываются воском от свечи

Нужные места обрабатываются воском от свечи

Шаг третий. На ящик наносится краска основного цвета (в нашем примере это белая акриловая краска). Наносить следует аккуратно, используя кисть, на все поверхности. Сохнет акриловая краска быстро. Все последующие работы должны проводиться только после ее высыхания.

Нанесение белой акриловой краски

Нанесение белой акриловой краски

Шаг четвертый. Ящик повторно обрабатывается «наждачкой». Благодаря этому будут удалены части краски, а потому шлифовка должна проводиться только в нужных местах. С теми участками, которые были обработаны воском, трудностей с удалением краски не будет. Также важно при этом двигаться вдоль волокон древесины.

Повторная обработка наждачной бумагой

Повторная обработка наждачной бумагой
Шлифуются только те места, где нужно убрать краску
Шлифуются только те места, где нужно убрать краску

Обратите внимание! Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. В противном случае вы можете испортить поверхность дерева.

Шаг пятый. Теперь нужно, чтобы древесина выглядела припачканной по углам ящика. Это можно сделать при помощи специального состава, именуемого патиной (предпочтение отдавайте той, что на водной основе). На палитру (или любую другую подходящую поверхность) наносится небольшое количество краски.

Берется небольшое количество патины

Берется небольшое количество патины

Шаг шестой. Для нанесения патины лучше использовать кусок губки. Последняя предварительно смачивается в патинирующем составе, после чего краска наносится на поверхность мягкими аккуратными движениями.

Губка смочена патинирующим составом

Губка смочена патинирующим составом
Аккуратно наносится патина
Аккуратно наносится патина

Шаг седьмой. Когда все составы высохнут, ящик следует покрыть лаком (желательно матовым, а не глянцевым). Все, работу можно считать завершенной. Теперь осталось дождаться высыхания ящика, прикрутить фурнитуру. Мебельным ящиком можно пользоваться!

Нанесение лака

Нанесение лака
Так будет выглядеть готовый состаренный ящик
Так будет выглядеть готовый состаренный ящик

На заметку! При желании патину можно наносить двумя слоями – это позволяет получить более насыщенный цвет. Но и перебарщивать в данном случае не нужно, в противном случае мебель не будет выглядеть естественно.

Видео – Как патинировать мебельные фасады

Лессировка

Суть метода в нанесении нескольких слоёв краски, причём нижние (более тёмные) должны просвечивать через полупрозрачные верхние. Какие красящие составы можно использовать:

  • акварельные;
  • масляные;
  • акриловые.

Справка! Многие также используют крепкую чайную заварку.

Лессирование древесины

Лессирование древесины
  1. Наносится 1-й слой при помощи плоской кисти или губки.
  2. Далее нужно дать изделию подсохнуть. Осмотреть результат работы.
  3. При необходимости положить ещё один слой – для увеличения интенсивности цвета.
  4. Сверху покрасить полупрозрачной краской – также 1-2 слоя.

В результате должна получиться поверхность, окрашенная в различные оттенки, которые просвечивают друг через друга.

Лессировка - результат работы

Лессировка — результат работы

Набрызг

Методика заключается в покрытии поверхностей капельками краски, что придаст ей оригинальный вид. Чаще всего применяется совместно с другими техниками состаривания.

Потребуются:

  • кисть с жёстким ворсом;
  • ёмкость с водой;
  • краски.

Набрызг

Набрызг

Также есть смысл подготовить какой-нибудь предмет (например, лист бумаги), на котором можно потренироваться в нанесении брызг.

Совет! Стол и близлежащие предметы рекомендуется прикрыть газетами, чтобы во время работы не запачкать их.

Что такое набрызг

Что такое набрызг

Описание процесса.

  1. Смочить кисточку водой.
  2. Окунуть в краску, набрав небольшое её количество.
  3. Попробовать нанести брызги на поверхность предмета для пробы, оценив результат. Чтобы нанести капельки на плоскость можно отгибать ворс кисти пальцами или спичкой. Так же обработать деревянные плоскости.
  4. Подвергнуть изделие лакировке.

Совет! Чтобы получить крупные брызги, нужно захватывать кисточкой больше краски, а для нанесения мелких точечных капель – наоборот – как можно меньше.

Разделочные доски после обработки

Разделочные доски после обработки

Кракле

Этот метод часто применяют художники для создания кракелюров – имитации старения, выглядит, как растрескавшийся от времени лакокрасочный слой – в виде паутины. Может использоваться и для состаривания деревянных окрашенных или лакированных изделий. Одна из самых эффектных методик.

Состаривание в технике «Кракле»

Состаривание в технике «Кракле»

Есть два способа получить поверхность с кракелюрами.

Одношаговый

  1. Наносится основной слой лака или краски.
  2. Деталь оставляют до полного высыхания ЛКМ.
  3. Поверх 1-го слоя следует нанести толстый слой специального состава – кракелюрного лака.
  4. Подсушить в течение 35-40 минут, если использовать фен, то процесс ускориться. Важно, чтобы слой выглядел как полностью застывший, но на ощупь был бы немного влажным.
  5. Развести акриловую краску водой. Действует правило: чем более жидкая краска, тем крупнее будут «ячейки» паутинки кракелюров.
  6. Нанести полученный раствор плоской кистью. Направления движения ворса совпадут с будущими трещинками.

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски

Важно! По одному месту следует делать лишь один проход. Иначе состав начнёт скатываться с плоскости.

Через 24 часа после высыхания нужно нанести финишный слой. Лучше применять шеллачный или акриловый лаки. В результате должна получиться поверхность с растрескавшимся верхним слоем краски, причём в трещины виден первый слой.

Результат работы

Результат работы

Двухшаговый

  1. Делается основное покрытие деревянной поверхности – наносится шеллак. Можно использовать осветлённый состав или обычный. Не менее 2-3 слоёв, каждый из которых сушится 15-30 минут. Желательно учитывать влажность воздуха. При повышенной (более 45-50%) время высыхания увеличивается.
  2. Следующий слой – наносится кракелюрный лак. Трещины будут быстрее появляться, если поместить деревянное изделие в тёплое сухое место – рядом с отопительным радиатором или печкой.
  3. После появления кракелюров нужно их затереть, используя обычную ткань или кусок губки. В качестве состава, который нужно втирать в паутинку, используют обычную масляную краску (ту, которой рисуют художники), растёртую пастель или битумные лаки.
  4. Сверху наносится шеллак.

«Двухшаговый кракелюр» (набор)

«Двухшаговый кракелюр» (набор)

Способ более трудоёмкий по сравнению с одношаговым, но выглядит намного внушительнее.

Создание искусственных кракелюр из скорлупы.

Создание искусственных кракелюр из скорлупы

Создание искусственных кракелюр из скорлупы
  1. Нужно подготовить материалы: промыть яичную скорлупу, подсушить.
  2. Деревянную поверхность загрунтовать.
  3. Наклеить сверху частицы скорлупы, крупные фрагменты можно продавливать для получения мелкой кракелюрной сеточки. Для перемещения маленьких частичек используют спичку или зубочистку. Используемый клеящий состав: или ПВА, или акриловые лаки.
  4. Просушка изделия.
  5. Можно произвести затирку поверхности масляными красками.
  6. Последний этап – нанесение финишного слоя акрилового лака.

Кракле из яичной скорлупы

Кракле из яичной скорлупы

Полученная поверхность и на вид, и на ощупь будет казаться старой – с облупившейся краской.

Прочие способы создания искусственных кракелюр:

  • использование фацетных лаков. Они наносятся на поверхности кисточкой или шпателем. Чем толще слой (минимум – 2 мм), тем крупнее будет сеточка. Сохнет сутки. Последний слой – акрил;
  • специальная кракелюрная краска – второй способ получения состаренной поверхности за один шаг. Состав уже имеет определённый цвет. Трещинки появятся в процессе высыхания;
  • двухкомпонентные лаки для создания микрокракелюра – бесцветные составы, которые не меняют основной тон поверхности, добавляют паутинку с мелкими ячейками.

Набор лаков для крелюра Rosa Margo Micro двухкомпонентный

Набор лаков для крелюра Rosa Margo Micro двухкомпонентный

Все методы патинирования неоднократно проверены специалистами по дизайну и декору.

Создание потёртостей

Не очень сложный, но эффективный способ состаривания. Для работы понадобятся:

  • краски (акрил);
  • парафин;
  • наждачная бумага различной зернистости.

Парафин

Парафин
  1. Изделие покрывается основным слоем краски. Причём наносится только на углы и те места, которые решено состарить. Важно добиться, чтобы получились насыщенные оттенки.
  2. Следует высушить краску.
  3. Натереть окрашенные поверхности парафином.
  4. Нанести ещё два слоя акрилового состава уже на всё изделие, перекрыв первое напарафиненное покрытие.
  5. Места, где присутствует первый слой (с парафином) обрабатывается наждачной бумагой. Зернистость можно выбирать по своему усмотрению.
  6. Пыль рекомендуется тщательно удалить.
  7. При желании возможны комбинации с прочими методиками: добавление брызг, патины.
  8. Финишное покрытие – 2-3 слоя акрилового состава.

Шкатулка после обработки

Шкатулка после обработки

Совет! Для натирания можно использовать обычную свечку.

Травление

Методика химического воздействия на древесину. Чаще всего мастера предпочитают старить изделия, созданные из лиственных пород. В качестве химикатов можно использовать специальные составы:

  • железный купорос
  • цинковый купорос;
  • калиевый хромпик;
  • хлористый кальций.

Цинка купорос

Цинка купорос

Или то, что есть в каждом доме:

  • разведённую марганцовку;
  • синьку;
  • раствор уксуса.

Небольшие изделия можно погружать в раствор целиком, а крупные – обрабатывать кистью или тампоном. Важно брать такую ткань, которая не будет оставлять частичек на обрабатываемой поверхности.

Дерево после травления

Дерево после травления

Разные химикаты взаимодействуют с древесными волокнами каждый по-своему. Например, английская соль оставляет на берёзе фиолетовые пятна, а железный купорос – оливковые.

Процесс заключается в первичной механической обработки детали наждачной бумагой и нанесении химического раствора. После протекания реакции и высыхания изделие получит соответствующий вид, после чего можно будет продолжить работу с ним.

Травление: результаты обработки

Травление: результаты обработки

Браширование

Разновидность механического воздействия на структуру древесины. Используются металлические щётки или специальные насадки для дрели. Способ основан на удалении более мягких верхних слоёв, твёрдые при этом остаются. После такой обработки можно наносить краски и лаки или применить другие способы искусственного старения.

Браширование вручную

Браширование вручную

Следующие породы практически не поддаются данной методике:

  • тик;
  • клен;
  • вишня;
  • бук;
  • груша.

Обработка поверхностей производится вдоль волокон древесины.

Браширование: после лакировки

Браширование: после лакировки

Обжиг

Один из видов термического состаривания изделия. Лучше всего применять миниатюрную газовую горелку – она более удобна для работы и с крупными, и с мелкими деталями.

Процесс обжига

Процесс обжига

Воздействуя на плоскости открытым огнём в течение разного времени можно добиться соответствующих оттенков – от светло-коричневого до радикально черного. Часто после этого производится обработка металлической щёткой (браширование).

Совет! Такие манипуляции стоит проводить на открытом воздухе, в гараже или специальной мастерской, соблюдая меры пожарной безопасности.

Пятна, получившиеся после обжига

Пятна, получившиеся после обжига

Обжиг в песке

Процесс выглядит так.

  1. Промытый сухой речной песок без посторонних примесей засыпают в металлический бак.
  2. Нагревают до температуры примерно до 200 градусов.
  3. Заготовки положить в песок.
  4. Выдерживать до тех пор, пока поверхности не потемнеют.

Методика потребует некоторого опыта для получения лучшего результата. Важно учитывать, что нижние слои песка горячее верхних, поэтому низ заготовки потемнеет несколько быстрее, чем её верх. По-разному размещая и меняя расположение деталей в песке можно добиться разных эффектов и плавных переходов от светлых тонов к тёмным.

Обжиг в песке тоже комбинируют с другими способами состаривания древесины.

Кажется, что дерево вот-вот начнет гореть – но это не так: древесина постепенно остывает, приобретая неповторимый, шикарный оттенок

Кажется, что дерево вот-вот начнет гореть – но это не так: древесина постепенно остывает, приобретая неповторимый, шикарный оттенок

Другие способы

Мастера применяют и иные методики для состаривания древесины. Примеры:

  • при помощи обычного шила создают имитацию повреждения структуры жучками (проделать отверстия);
  • в кусок тряпки заворачивают металлические предметы (болты или гайки) полученным «мешочком» бьют по плоскостям заготовки – имитация повреждений;
  • используют выжигательные и лазерные аппараты для точечной обработки изделия.

Комбинации различных методик проводятся в зависимости от исходного состояния плоскостей дерева и от того, какого эффекта нужно добиться.

Какие ошибки часто допускаются при работе. Советы

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности. Иногда дефекты, полученные при работе, очень трудно исправить.

  1. Важно использовать качественные и проверенные лаки и краски. То же касается и химических веществ для травления.
  2. Частая ошибка: не дают полностью просохнуть уже положенным слоям краски и начинают дальнейшую обработку. Сведения о сроках затвердевания указаны на банках с краской.
  3. Обязательно учесть температуру воздуха и относительную влажность. Чем суше и теплее, тем быстрее будут сохнуть лаки или краски.
  4. Перед использованием лака поверхности следует как следует зачистить и удалить грязь.

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности

Особенности работы с шеллаком

Такой тип лака считается профессиональным и дорогим, его используют для защиты многих изделий: предметов мебели, декоративных украшений, музыкальных инструментов. Продаётся и в готовом виде (можно сразу использовать) и в сухом – смолу понадобится разводить самостоятельно.

Шеллак в виде смолы

Шеллак в виде смолы

Новичкам лучше первое время покупать уже пригодные для работы спиртовые лаки, это позволит научиться правильно работать с ними, не отвлекаясь на способы приготовления, хотя стоимость таких смесей высока. Через некоторое время можно попробовать изготовить шеллак самостоятельно. Пропорция разведения: на 900 г шеллака потребуется 240 мл денатурированного спирта. Способы нанесения: тампон или кисть.

Шеллак Ferrario Dewaxed Lake

Шеллак Ferrario Dewaxed Lake

Методик существует несколько, но основная последовательность такова.

  1. Наносятся первые слои (2-3) – кистью. Можно использовать распылитель.
  2. Шлифовка до чистого дерева – нужно выровнять заполненные шеллаком поры с основной плоскостью.
  3. При помощи тампона из льна или хлопка лак наносится вдоль волокон древесины. Останавливать движения на плоскости нельзя.
  4. Работа должна продолжаться до появления желаемого глянцевого оттенка.

Нанесение шеллака тампоном

Нанесение шеллака тампоном

Кроме продольных движений возможны втирания шеллака по окружностям или «восьмёрками» – так можно лучше добиться непрерывности. Для такой работы потребуется опыт.

Итоги

Для придания деревянному изделию особого вида, как будто ему уже много лет, дизайнеры используют методики искусственного старения. Часть из них легко можно осуществить самостоятельно, а некоторые потребуют особого внимания и аккуратности. В большинстве случаев дорогостоящие материалы не понадобятся.

Видео — Как состарить древесину

Патинирование мебели своими руками

21 июля 2014

12974

В последнее время в дизайне помещений прослеживается тенденция к возврату в старину. Это касается и мебели. Многие предпочитают видеть у себя дома мебель античного вида, состаренную, с подчеркнутыми контурами и текстурой. Этот эффект достигается путем патинирования. Несмотря на то, что это довольно кропотливый процесс, его можно освоить самостоятельно и заниматься им в домашних условиях. Кроме того, не существует никаких ограничений и правил, предъявляемых к патинированию, полет для фантазии открыт. И все же, как за считанные дни состарить деревянные предметы на несколько десятилетий?

Патинирование своими руками начинается с подготовки всех необходимых материалов. Вам понадобится:

— Акриловые краски (цвет: золото, бронза).

— Кисть шириной до 3 см.

— Поролоновая губка.

— Прозрачный лак.

— Грунтовка.

— Наждачная бумага.

Патинирование

Патинирование мебели начинают с того, что тщательно ее очищают, затем с помощью наждачной бумаги зашкуривают, а после этого покрывают грунтовкой.

Далее на деревянную поверхность широкой кистью нужно нанести плотный слой золотой краски, подсушить около 40 – 60 минут, а затем зашкурить. После этого наносится еще один слой золотой акриловой  краски, но он должен быть совсем тонким.

Как только краска полностью высохла, на отдельные участки (зависит от ваших предпочтений) изделия наносится бронзовая краска. Это выполняется сухой или полусухой кистью, что позволяет добиваться неоднородности слоя. Чаще всего бронзовая краска наносится на те участки мебели, которые имеют углы, выпуклости и впадинки. Ведь потертости возникают именно на таких частях изделий, там, где есть перегибы и выступающие детали. Если вы заметили, что переборщили с краской, то ее можно убрать с помощью поролоновой губки. После полного высыхания последнего слоя вся поверхность покрывается акриловым лаком.

Важно знать, что патинирование в домашних условиях имеет и один небольшой недостаток: это покрытие быстро стирается. Поэтому не рекомендуется применять эту технологию там, где предполагается постоянный механический контакт. Например, не имеет смысла патинировать ручки дверей и перила.

Что касается ухода за такими состаренными изделиями, то он ничем не отличается от ухода за обычной мебелью. Такие поверхности протираются влажной мягкой тканью без использования абразивных средств.

Патинирование мебели своими руками не представляет особых сложностей. Тем не менее, прежде чем приступить к патинированию объемных и значимых предметов, следует потренироваться на мелких вещах. Идеально подойдут светильники, статуэтки, рамки картин или зеркал. Подходите к этому делу максимально внимательно и аккуратно, тогда результат понравится не только вам, но и всем окружающим.

Товары в нашем каталоге:

Инструкция: как отремонтировать обои

Как сделать антресоль?

Под патиной понимают следы старения на различных предметах интерьера, быта или материалах. Искусственное состаривание – патинирование – активно применяется дизайнерами, ведь оно придает изделиям благородный винтажный облик, антикварность и высокую декоративность. Есть методы, как сделать патину своими руками без лишних затрат – для этого надо только приобрести подходящий материал и ознакомиться с технологией.

  • Особенности техники патинирования
  • Инструменты и материалы
  • Разновидности патины, составов и консистенции
  • Морилка
  • Воск
  • Акрил
  • Битум
  • Масло
  • Шеллак
  • Нанесение патины на древесину своими руками
  • Подготовительный этап
  • Нанесение патины при помощи морилки
  • Классический способ
  • Техника кракелюр
  • Искусственные потертости
  • Патина на металле: пошаговая инструкция

Декор с патиной

Особенности техники патинирования

Изначально понятие «патина» характеризовало только потемневший налет на изделиях из меди – со временем пленка окислов придавала металлу «постаревший» облик. Позже слово стало применяться для отражения винтажного вида иных материалов – дерева, бронзы, железа, гипса. В последнее время «под старину» оформляются дома, коттеджи и даже городские квартиры. Особенно стильно смотрится искусственно состаренная мебель из дерева с «антикварной» фурнитурой.

Состаренная мебель

Современные технологии помогают состарить – патинировать – любые материалы. Промышленные методики сложны для домашнего применения, но в продаже есть различные патинирующие составы, которые позволяют увеличивать возраст материалов более простым способом. Они помогают имитировать естественное изменение цвета изделий путем нанесения особых покрытий. При патинировании привычные краски заменяются специализированными составами без затрагивания внутренней структуры древесины или иного материала.

Самым простым методом состаривания является втирание воска в углы, рельефные выступы, грани изделия. В итоге получается эффект «возрастных» изменений поверхности, идеально подходящий для оформления помещения в ретростиле. Подобное покрытие несет и практическую функцию – оно защищает основу от внешних воздействий, придает водоотталкивающие свойства. При неудовлетворительном результате домашнюю патину всегда можно убрать без значительного вреда для изделия.

Патинирование воском

к содержанию ↑

Инструменты и материалы

Перед работой нужно подготовить все необходимые расходные материалы – краску с эффектом состаривания (с элементами бронзы, серебра, позолоты), обычный ЛКМ, если планируется перекрашивание изделия. Вместо краски можно применять воск, морилку, шеллак или мастику в зависимости от выбранного варианта патинирования.

Прочие составляющие процесса, которые могут потребоваться:

  • кисти разного размера;
  • валик (для больших поверхностей);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • лак мебельный или по металлу;
  • ветошь для удаления излишков краски;
  • ватные и поролоновые тампоны.

Некоторые мастера дополнительно приобретают металлическую пудру, если эффект от краски кажется недостаточным: обычно она применяется для искусственного состаривания фурнитуры из металла. В продаже есть и готовые наборы для патинирования и антикварного реставрирования – «Patina Verde Green», «Patina Gold», «Idea Patina». Большинство средств, входящих в наборы, подходят для различных материалов – гипса, металла, дерева.

Набор для патинирования Pebeo

к содержанию ↑

Разновидности патины, составов и консистенции

В зависимости от задумки при помощи патинирования можно придать поверхностям разные эффекты:

  • фрагментарное состаривание;
  • полное покрытие;
  • кракелюр.

По консистенции рабочие составы для патины бывают такими:

  • густые – напоминают пасту, которая применяется при обработке дерева для окрашивания в желтоватые или красноватые оттенки, близкие к золотым;
  • жидкие – выполнены на водной или полимерной основе, придают изделию сияние, облагораживают его вид;
  • фацетные лаки – позволяют создать состаренную поверхность за счет формирования сети трещинок.

Жидкий состав Pentart Liquid

Для обработки дерева, металла или иных материалов используют составы на разнообразных основах, которые неодинаковы по стойкости готового покрытия и степени адгезии с основанием. Самые популярные – это морилка, воск, акриловая краска, битум, масло, шеллак.

к содержанию ↑

Морилка

Применение морильных составов – самый простой способ искусственно состарить деревянную поверхность, поэтому он наиболее популярный. Морилка облагораживает изделия из древесины, придает им утонченный вид, помогает «сделать» из дешевых пород более дорогие. Средства этой группы способствуют защите дерева от гниения, заселения грибками и плесенью, усиливают влагоотталкивающие свойства.

Обычно морение изделий предполагает предварительное проведение браширования – удаления мягких древесных волокон прочной щеткой, при этом жесткие продольные волокна остаются на месте. Браширование требуется для обеспечения более выраженного эффекта патины. После морения изделия нередко покрываются воском или шеллачной грунтовкой. Гамма цветов при использовании морилки ограничена темными древесными оттенками, и применить позолоту, серебрение или иные металлические тона не удастся.

Морилка для дерева под старину

к содержанию ↑

Воск

Нередко в качестве финишного покрытия используются восковые патины в форме пасты на водной основе. Их готовят путем соединения натурального воска и металлической пыли. Есть в продаже и бесцветные составы, после нанесения которых остается красивый перламутровый блеск.

Свойства восковой патины таковы:

  • помогает одновременно подчеркнуть структуру дерева и затонировать его;
  • легко наносится, медленно сохнет, удобно растирается, поэтому работать с ней можно в комфортном для мастера режиме;
  • чаще всего применяется для небольших площадей, идеально подходит для дуба, ясеня;
  • имеет разные оттенки – серебряный, латунный, бронзовый, золотой, переливчатые тона;
  • красиво выделяет резьбу, узоры, рисунки, годится для рельефных и текстурированных плит, трещин в технике кракелюр;
  • обладает высокой адгезией к дереву, пластику, которым покрывается МДФ;
  • наносится ветошью или губкой, полируется и сохнет в течение суток.

Восковая патина на водной основе

к содержанию ↑

Акрил

Акриловая патина – универсальный состав для дерева, гипса, металла. Данный материал имеет водную основу, но позволяет создавать очень стойкое покрытие, имеющее отличную адгезию с поверхностями. После нанесения полученная пленка защищает материал от гниения, размножения микробов и грибков.

Технология акрилового патинирования очень проста, с ней справится даже новичок. Акриловой патиной можно обработать всю поверхность или ее часть, отдельные выступающие элементы. Чтобы придать основанию оригинальный вид, можно комбинировать составы разных оттенков. Также есть вариант накладывать различные тона патины в несколько слоев, чтобы получить неповторимый эффект, сложный цветовой орнамент. Выбор оттенков акрила очень богат – есть как металлические, так и классические тона. При необходимости такой тип патинирования хорошо сочетается с лакированием, декупажем, обычным окрашиванием.

Средство на акриловой основе

к содержанию ↑

Битум

Структура этого строительного материала помогает придать дереву особый вид, вычернить резьбу, углубления и рельефные выступы, грани. После нанесения битума на древесину излишки удаляются растворителем, а впитавшийся состав создает эффект старины (изделие будет иметь темный цвет).

Битумная патина делается на основе бетонного полимера, скипидара, уайт-спирита и не считается финишным материалом. После высыхания патинированные поверхности нужно покрывать шеллаком для закрепления результата, иначе он не продержится долго.

Воск битумный для декупажа

к содержанию ↑

Масло

Масляная патина подходит для древесины и металла. Она не прячет естественного оттенка материала, выгодно подчеркивает узор на деревянных поверхностях. По свойствам масло напоминает восковую патину – легко наносится, медленно сохнет. Нельзя применять подобные составы в технике декупажа, так как они растворяют бумагу.

Шеллак

Сам по себе данный материал имеет желтоватый или коричнево-красный тон, который будет становиться темнее по мере увеличения количества слоев. Он может применяться изолированно или в сочетании с декупажем, становится промежуточным или финишным покрытием. При работе с шеллаком используется кисть или губка.

Лак шеллачный отделочный

к содержанию ↑

Нанесение патины на древесину своими руками

Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.

Подготовительный этап

Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.

Браширование древесины

Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности. Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:

  • нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
  • после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
  • шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
  • собственно патинирование.

к содержанию ↑

Нанесение патины при помощи морилки

Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:

  1. На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
  2. Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
  3. Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
  4. По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.

Патинирование с помощью морилки

к содержанию ↑

Классический способ

Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.

Также стандартная технология может подразумевать такие действия:

  • нанести патину темного оттенка;
  • дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
  • вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
  • по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
  • закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.

к содержанию ↑

Техника кракелюр

Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:

  • поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
  • наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
  • выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.

Обработка мебели в технике кракелюр

При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.

к содержанию ↑

Искусственные потертости

Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:

  • краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
  • после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
  • наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
  • производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
  • покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.

Создание искусственных потертостей

к содержанию ↑

Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок. Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.

Для работы потребуются:

  • акриловая краска;
  • набор кусочков потали;
  • синтетическая кисточка;
  • спирт;
  • клей для потали;
  • финишный лак для потали.

Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой. При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия. Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком.

Патинирование металлических изделий

Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!

Разновидности составов и консистенции

Ранее для искусственного состаривания, придающего мебели благородный антикварный вид, применяли механическое воздействие. Предметы интерьера выдерживали в помещениях с повышенной влажностью, терли и царапали. Новаторские методы позволяют достичь необходимого эффекта в кратчайшие сроки и различными способами.

Патина для дерева в зависимости от консистенции может быть следующих типов:

Густая. Пастообразные составы, базовый и финишный, окисляющие обрабатываемую поверхность с эффектом позолоты или ржавчины.
Жидкая. Лаки, которые часто используют в качестве финишного покрытия для получения желтого оттенка.
Красители. Патинирование акриловыми красками используют для рельефной и резной мебели из натурального дерева, МДФ и ДСП. Морилка подходит только для натуральной древесины.

Морилка

Самый простой и доступный способ, как сделать патину на дереве, – обработка морилкой. Она глубоко проникает в древесину и защищает ее от влаги, УФ-лучей, плесени, вредителей. Разновидности:

  1. Водяная морилка не нуждается в растворителе. Такое покрытие имеет дополнительный эффект, ведь волокна древесины после обработки поднимаются, структура материала становится более видной. Состав позволяет придать изделию оттенок ценных пород дерева.
  2. Спиртовая морилка представляет собой раствор анилинового красителя в этаноле. Помимо декоративной, покрытие выполняет антисептическую функцию. Состав слишком быстро высыхает, поэтому его используют для небольших поверхностей или наносят с помощью пульверизатора.
  3. Масляная морилка представляет собой красящие пигменты, растворенные в льняном масле. Вещество равномерно покрывает древесину, не поднимает волокон, но подчеркивает рисунок натурального дерева. Разводится уайт-спиритом.

Морилки могут иметь разные цвета. С их помощью удастся сымитировать серый или зеленоватый налет, появляющийся на поверхности старого дерева. Их не применяют для обработки МДФ и ДСП, не сочетают с серебрением и позолотой, кракелюром.

Воск

В качестве финишного покрытия популярностью пользуются восковая патина на водной основе в виде пасты и финишный винтажный воск. Краски на основе воска медленно высыхают, удобно растираются. Их используют для обработки рельефных и текстурированных плит, трещинок-кракле для получения эффекта позолоты, серебрения, бронзового покрытия.

Восковые пасты изготавливают путем смешивания натурального воска с металлическим пигментом. Они облают хорошей адгезией к дереву и пластику, которым ламинируют МДФ.

Бесцветный восковой состав оставляет на поверхности перламутровый отлив. С помощью воска ретушируют, реставрируют и декорируют старую мебель. Состав наносят хлопковой ветошью или кистью, втирают, а затем полируют тряпкой, убирая излишки. Высыхает восковое покрытие 24 часа.

Акрил

Акриловые краски для патинирования подходят для обработки натурального дерева, ламинированых листов МДФ или ДСП. Они представлены множеством оттенков с индивидуальными эффектами. Акриловые краски имитируют серую, бежевую, зеленую и голубую патину, ржавчину, потемнение, выгорание. Можно сделать патинирование акрилом всей плиты или только рельефных элементов декора, вензелей, рамок. С этой целью используют краску с эффектом позолоты или чернения.

Возможна обработка поверхности следующим способом. На всю площадь изделия или только на выступающие части наносят базовую краску выбранного цвета. Излишки убирают ветошью. При необходимости наносят еще один слой, местами растушевывают и дают полностью просохнуть. Наждачной бумагой создают потертости и фиксируют лаком.

Битум

Битум используют для старения, росписи, придания эффектов патине. Он состоит из бетонного полимера, скипидара или уайт-спирита. Битум может быть и на водной основе. Вещество имеет особую консистенцию, что сильно упрощает его нанесение. При желании можно получить не только тонкий налет позолоты, но и активное золочение. Можно затемнить черным или коричневым битумом углубления резьбы и вензелей. Вещество применимо в технике кракелюра.

Его наносят тампоном или кистью, сушат при комнатной температуре в течение 6 часов или с помощью фена. Затем покрывают шеллаком.

Патинировать на дереве допускается и с помощью битумного воска. Его используют в процессе золочения для приглушения блеска и придания позолоте ноток старины. Битум на основе воска наносят ватным тампоном. Высыхает в течение суток.

Что такое патинирование ковки

Патинирование представляет из себя процесс искусственного состаривания кованого элемента, достичь такого эффекта можно несколькими способами.

На заре становления художественной ковки, как искусства, патинирование осуществлялось в основном воздействием на металл различными химическими и механическими методами. Эти способы помимо неоспоримых достоинств (приобретение металлом в результате обработки стилизованного под старину дизайна) имели и ряд существенных недостатков:

  • реагенты, использовавшиеся мастерами при применении химических способов патинирования, рано или поздно разъедали металл, что приводило к резкому ухудшению его свойств;
  • в результате механических воздействий металл терял форму, вследствие чего ухудшался как внешний вид изделия, так и его положительные свойства.

Современные специалисты по художественной ковке в большинстве своём предпочитают другие способы. О технологии самого популярного из них – нанесения на металл специальной краски – мы и поговорим в данной статье.

Патина — это зеленовато-коричневый налёт, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

alt=»Патина-на-старинных-монетах.jpg» src=»https://tairtd.ru/upload/medialibrary/ddf/patina_na_starinnykh_monetakh.jpg» class=»aligncenter» width=»600″ height=»300″ Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени, окисления и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей.

Приобретенная патина

В Статуя Свободы получает свой знаменитый зеленый цвет от на его медной поверхности.

Зеленая патина, которая естественным образом образуется на медь и бронза, иногда называемая Verdigris, обычно состоит из различных смесей меди хлориды, сульфиды, сульфаты и карбонаты, в зависимости от условий окружающей среды, например, содержащих серу кислотный дождь. В чистом воздухе в сельской местности патина создается медленной химической реакцией меди с углекислым газом и водой, в результате чего возникает основной карбонат меди. В промышленных и городских воздушных средах, содержащих сернистые кислотный дождь на угольных электростанциях или в промышленных процессах окончательная патина в основном состоит из сульфидов или сульфатных соединений.

Слой патины образуется в течение многих лет при естественном выветривании. В зданиях во влажной прибрежной / морской среде слой патины образуется быстрее, чем в сухих внутренних районах.

на Посольства Северных стран (Берлин)

Облицовка фасада (медная оболочка; ) со сплавами меди, например латунь или бронза будут выдерживать не так, как «чистая» медь. Даже стойкий золотой цвет возможен при облицовке из медного сплава, например Colston Hall в Бристоле или Новотель в Паддингтон Централ, Лондон.

Часто антикварное и хорошо использованное огнестрельное оружие покрывается патиной после воронение, паркинг изношена другая отделка. Огнестрельное оружие в этом состоянии обычно считается более ценным, чем то, которое было повторно воронено или припарковано. Патина защищает оружие от более разрушительной ржавчины, которая могла бы возникнуть, если бы патину нужно было отполировать.

Состаренная мебель: приемы изготовления

На практике о нанесении патины чаще всего задумываются, когда мебель состарилась настолько, что утратила былую привлекательность. Если внешний вид шкафа перестал вам нравиться, но сама вещь сохранила функционал, осталась крепкой, ее легко освежить.

Надо понимать, что такое изменение формирует интерьер в строго определенной стилистике (например, прованс или ретро-стиль). Если вы не поклонник эклектики, то в обстановку придется внести некоторые, пусть небольшие, изменения (например, поменять шторы).

Чтобы получить эффект искусственного состаривания, используют три приема:

  • Химический (к нему относится патинирование). Метод позволяет получить наилучший по степени имитации результат, причем он наиболее доступен для реализации в домашних условиях. Методика основана на обработке деревянной поверхности химическими препаратами (сюда входит и окрашивание). 
  • Механический (браширование). Используется в комбинации с первым методом. Поверхность зачищают металлической щеткой, наждачной бумагой или болгаркой. Технология позволяет проявить текстуру дерева, создать рельеф, имитирующий потертости. 
  • Термический. При термическом состаривании применяют обжиг открытым огнем (например, паяльной лампой). Под действием огня деревянная структура выгорает прерывисто, образуя нужный эффект. Затем поверхность обрабатывают наждачкой, покрывают прозрачным или матовым лаком.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.

Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи

Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов

Что такое патина для дерева

Первоначально под патиной понимался окислившийся медный слой, который часто можно было обнаружить на мебели, зеркальных багетах, колоннах и прочих архитектурных элементах имений зажиточных граждан.

Но получить такую красоту было очень сложно — приходилось ждать не один десяток лет, чтобы вещь приобрела необходимый эффект. Когда же этот момент наступал, с предметом происходили приятные изменения — на нём появлялась плёнка голубоватого или зеленоватого оттенка.

ч

Шло время, и вскоре патиной стали называть любой налёт, возникавший на металлических и деревянных поверхностях. Придать любой современной вещи эффект старины можно с помощью следующих материалов:

  1. Специальной краски, содержащей частицы благородных металлов — золота, бронзы или серебра. Получаемое с помощью этих материалов покрытие является более износостойким, чем естественная патина. Оно имеет плотную текстуру с минимальной пористостью, благодаря чему обеспечивает древесине защиту от разрушения.
  2. Для создания благородной поверхности с эффектом старины можно использовать любую краску на традиционной основе. Причём оттенок покрытия может быть любым благодаря большому выбору вариантов цветовых решений. Патина может иметь любой цвет — естественный золотой или нехарактерный для патины яркий голубой, красный и др.

Приобрести столь благородный эффект могут лишь изделия из определённых пород древесины. Выбранное для их изготовления дерево должно иметь плотную структуру и быть устойчивым к влажности. Яркие примеры такого материала — дуб и ясень.

Ещё нужно учесть, что в естественных условиях благородный эффект появляется только на цельном массиве, при этом дождаться его появления на современных фасадах из МДФ невозможно.

Получить эффект старины можно на любых поверхностях:

  • из массива;
  • на ламелях;
  • по МДФ.

Виды составов для получения патины своими руками

Опытные мастера используют для патинирования следующие материалы, которые могут отличаться своим составом:

  • морилка;
  • битум;
  • акрил;
  • воск;
  • шеллак;
  • масло.

С помощью этих веществ можно создать благородные поверхности различного оттенка со специальными эффектами:

  • Фрагментное облагораживание.
  • Полное покрытие.
  • Эффект кракелюра.

В зависимости от консистенции рабочего состава патина может быть нескольких типов:

  1. Густая. Эта патина по своему составу напоминает пасту. Её используют для обработки дерева, которое после нанесения смеси приобретает оттенки от жёлтого до красного, приближенных к цвету натурального золота.
  2. Жидкая. Эти составы, которые могут иметь водную или синтетическую основу, облагораживают рисунок дерева и в то же время придают ему лёгкий эффект сияния.
  3. Фацетный лак. Позволяет получить более глубокий эффект состаривания за счёт искусственного создания трещин на поверхности.

Патина на металле: пошаговая инструкция

Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок. Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.

Для работы потребуются:

  • акриловая краска;
  • набор кусочков потали;
  • синтетическая кисточка;
  • спирт;
  • клей для потали;
  • финишный лак для потали.

Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой

При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия

Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком

Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!

Искусственное старение

Поскольку данный процесс не всегда приводит к полной утрате эксплуатационной ценности материала, а также способствует наращиванию некоторых качеств, нередко используется искусственное старение. Например, эта методика применяется к сплавам алюминия и титана в целях повышения их прочности. Достигается же этот эффект посредством термической обработки. Если естественное старение металла может происходить очень медленно даже при нормальной комнатной температуре, то искусственный процесс требует специальной закалки

Но важно учитывать принципиальное различие этого метода и технологии отпуска металла. Старение в искусственно созданных условиях обуславливает повышение твердости и прочности, но также способствует и уменьшению пластичности

Нанесенная патина

Художники и мастера по металлу часто преднамеренно добавляют патину как часть оригинального дизайна и украшения предметов искусства и мебели или для имитации старины в новых предметах. Этот процесс часто называют мучительным .

Широкий спектр химикатов, как бытовых, так и коммерческих, может давать различные виды патины. Они часто используются художниками в качестве украшения поверхности либо для цвета, либо для текстуры, либо для того и другого. Состав патины зависит от прореагировавших элементов, и они определяют цвет патины. Для медных сплавов, таких как бронза, воздействие хлоридов приводит к их зеленоватому цвету, в то время как соединения серы (такие как « печень серы ») имеют тенденцию к коричневому цвету. Базовая палитра для патины на медных сплавах включает такие химические вещества, как сульфид аммония (сине-черный), печень серы (коричнево-черный), нитрат меди (сине-зеленый) и нитрат железа.(желто-коричневый). Для произведений искусства патинирование часто преднамеренно ускоряется путем применения химических веществ при нагревании. Цвета варьируются от матового желтого песчаника до темно-синего, зеленого, белого, красного и различных оттенков черного. Некоторые цвета патины получаются путем смешивания цветов в результате реакции с металлической поверхностью с пигментами, добавленными к химическим веществам. Иногда поверхность украшают воском, маслом или другими типами лаков или прозрачных покрытий. Проще говоря, французский скульптор Огюст Роден инструктировал помощников в своей мастерской мочиться на бронзу, хранящуюся во дворе. Патину можно получить на меди с помощью уксуса ( уксусной кислоты ). Эта патина растворима в воде и не держится снаружи здания, как «настоящая» патина. Обычно используется в качестве пигмента.

статуя Иосифа I Португальского на Торговой площади в Лиссабоне с поверхностным слоем зеленой патины, вызванным усиленным окислением (2011 г.)

Та же статуя в 2015 году, после удаления патины (2012–2013 годы), демонстрирующая оригинальную отделку 1775 года. Темный цвет статуи заставил английских моряков назвать площадь, на которой она расположена, «Площадью Черной Лошади».

ч

Патина также встречается на контактных кольцах и коллекторах . Этот тип патины образуется в результате коррозии, элементов, которые может удерживать воздух, остатков износа угольной щетки и влаги; таким образом, патина нуждается в особых условиях, чтобы работать должным образом.

Патины также можно найти в воках или других металлических формах для выпечки, которые образуются при правильном приправлении. Патина на сковороде с выпуклым днищем — это темное покрытие из масел, которые были нанесены на нее, чтобы предотвратить прилипание пищи. Приготовление пищи на пару или использование мыла на воке или другой посуде может повредить патину и, возможно, привести к ржавчине.

Коллекционеры ножей, у которых есть лезвия из углеродистой стали, иногда наносят на лезвие патину, чтобы защитить его и придать ему более индивидуальный вид. Это можно сделать с помощью различных химикатов и веществ, таких как соляная кислота, яблочный уксус или горчица. Это также можно сделать, воткнув лезвие в любой кислый овощ или фрукт, например, в апельсин или яблоко.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пароконвектомат абат пка 10 1 1вм2 инструкция по эксплуатации
  • Паста теймурова для ног от грибка ногтей инструкция по применению
  • Пау де арко инструкция по применению отзывы врачей
  • Пароконвектомат unox xvc 305e инструкция по применению на русском
  • Паста стомагезив инструкция по применению на русском языке