Педагогический прикорм при грудном вскармливании схема пошаговая инструкция


Педагогический прикорм отличается от традиционного детского прикорма. Здесь нет детских пюре и каш, специальных таблиц с подробным описанием продуктов и объемов порций, которые должен получать ребенок. Что же такое педагогическое питание, как его вводить и что давать малышу, пояснила нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

— Анастасия Ивановна, какие особенности имеет педагогический прикорм?

— Педагогический прикорм (или естественный прикорм, предприкорм) — это такое питание, когда малыш пробует взрослую пищу за общим столом с родителями.

— Можно ли сочетать педагогический прикорм с кормлением грудным молоком или смесью?

— Можно, но не в один прием пищи. Лучше разделять кормления, чтобы у ребенка не было путаницы — ест он или знакомится с едой, и чтобы отследить реакцию его организма на тот или иной продукт.

Педагогический прикорм

— Педагогический и педиатрический прикорм — существенна ли разница?

— Педиатрический прикорм начали вводить в XX веке детям, которых вскармливали смесью. Поскольку эта система для всех одна, под конкретного ребенка подстроиться сложно. К тому же педиатрические прикормы постоянно меняются в зависимости от потребностей времени и пересматриваются Всемирной организацией здравоохранения. Цель педиатрического прикорма состоит в том, чтобы в максимально короткие сроки перевести ребенка на общий стол. Для этого минимальные дозы, с которых начинается такой прикорм, очень быстро увеличиваются, и рацион постоянно расширяется.

Педагогический прикорм более лоялен и близок к естественному порядку вещей. Мама точно знает, что пробует ее ребенок, не слишком жестко ориентируясь на его возраст. Предприкорм может растянуться по времени до года — мама всегда учитывает индивидуальные особенности малыша.

— Каковы правила педагогического прикорма?

— Они зависят от того, на каком питании находится ребенок. Если это искусственное вскармливание, с предприкормом могут возникать проблемы — у смеси есть точные дозировки и интервалы между кормлениями. На грудном вскармливании с педагогическим прикормом проще, мама уже подстраивается под ребенка.

Как вводить педагогический прикорм

С введением педагогического прикорма ребенок учится фиксировать себя вертикально, вырабатывает координацию движений — тренируется брать и класть кусочки в рот или ложечкой, кормить взрослого и заодно общается с мамой.

— Существует ли универсальная схема педагогического прикорма?

— Каждая семья ориентируется на свой рацион и пищевые привычки. То есть родители будут давать ребенку те продукты, которые употребляют сами.

— Допустимы ли игры с едой во время педагогического прикорма?

— Мнения расходятся. Некоторые специалисты считают, что еда с игрой помогает заинтересовать ребенка. Как нутрициолог я не рекомендую играть с едой — либо нужно обсудить с мамой возраст малыша и то, что она подразумевает под этим процессом. Ребенок должен понимать свои потребности, и если он голоден, то ему надо поесть. Мама должна определить для себя, разрешать или не разрешать малышу игры с едой. Если позволять это, то ребенок должен быть под присмотром, чтобы не подавился, не испачкался, не обжегся, не порезался.

— К каким последствиям ведет неправильный педагогический прикорм?

— Неправильным здесь может быть позднее введение прикорма. Педагогический прикорм предшествует педиатрическому. Ребенок готовится принимать пищу, которую едят взрослые люди. Если родители сразу вводят педиатрический прикорм, то чаще сталкиваются с поведением «хочу — не хочу», «буду — не буду», то есть ребенок может быть не готов к тому, что ему дают в ложке. Если бы раньше ему предложили педагогический прикорм, то отторжения продуктов бы не возникло.

— А если ребенок отказывался пробовать и педагогический прикорм?

— К этому нужно относиться спокойнее: не взял — значит, не взял. Предприкорм позволяет подстраиваться под малыша. Не хочет какой-то продукт — есть другие варианты. Ведь цель — не накормить, а познакомить ребенка с новой пищей, вкусами, текстурами.

— Совместимы ли вредный рацион семьи и педагогический прикорм?

— Семья может продолжать есть вредную еду, но если планируется предприкорм, маме придется отдельно готовить полезную пищу для ребенка. Если такой возможности нет, лучше не начинать педагогический прикорм, чтобы не навредить детскому здоровью.

— Как вызвать пищевой интерес, если ребенок абсолютно игнорирует еду с общего стола?

— Появление пищевого интереса — вопрос индивидуальный. Самое главное — это личный пример родителей. Если в работе организма нет физиологических нарушений, то интерес рано или поздно придет. Нужно чаще появляться на глазах у ребенка с едой и самим получать удовольствие от приема пищи. У кого-то пищевой интерес проснется в пять месяцев, у кого-то в семь, но это в любом случае произойдет. Малыш не будет просто сидеть за столом, не принимая участия в происходящем. Он увлечется процессом, и задача предприкорма — совместить приятное с полезным.

Педагогический прикорм вводят, чтобы познакомить ребенка с разными видами продуктов, их консистенцией, а также постепенно подготовить его пищеварительный тракт к новой пище. Можно давать полезные продукты со стола в минимальном количестве, поскольку цель предприкорма — не накормить, а дать попробовать, приучить ко взрослой еде, научить держать кусочки и ложку, развить моторику рук. Если ребенок отказывается от одного продукта, надо предложить ему замену или выбрать другое время, поскольку негативная реакция на пищу может появиться, например, при прорезывании зубов или по другим временным причинам. Начинать педагогический прикорм лучше, когда у ребенка ничего не болит и он в хорошем настроении.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.

Педагогический прикорм

В настоящее время врачи, компетентные в вопросах грудного вскармливания детей раннего возраста, рекомендует начинать прикорм с 6- ти месяцев жизни ребенка. О вреде соков, как первого прикорма, уже давно известно в современной медицине. Мамино молоко обеспечивает малыша в среднем до года всем необходимым — витаминами, микроэлементами, минеральными веществами. Поэтому, главное — всему свое время! 

Как же правильно и «без потерь» начать прикорм грудничку? Начнем по-порядку.

Само определение — «прикорм» — несёт в себе большой смысл. Основным питанием ребенка остается грудное молоко, а все остальное — это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства. Начинать прикорм нужно, когда ребенок «сигналит» маме о своей готовности. Сидя на коленях у мамы, он требует еду из её тарелки. Это происходит ближе к 6-ти месяцам жизни ребенка. У него есть устойчивый пищевой интерес, ему интересно то, что ест мама, он готов с этим познакомиться. При этом он продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой — из маминой тарелки. В сознании малыша эти два процесса никак не связаны. Он не стремится насытиться прикормом, потому что… есть он пока не хочет! Но он хочет подражать маме. Ему интересна еда с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден! Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы мама сняла с себя и своих близких заботу о накармливании ребенка. Малыш продолжает кормиться её молоком, и количество суточных прикладываний к груди сохраняется на уровне 12 раз в сутки. Это количество необходимо для поддержания стабильной лактации. Основные кормления грудью, необходимые для насыщения и роста ребенка — всегда перед снами, после снов, и ночью, а при бодрствовании коротенькие прикладывания для успокоения и психологического комфорта малыша.

Я ем, как взрослый

Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.

Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама. Если дать ему маленький кусочек из своей тарелки размером с рисинку или гречинку, а потом дать запить из груди, то со своим молоком мама передаст ему ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Продолжается знакомство с «уже знакомым». Тем самым у ребенка упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты. Пока малыш совсем мал, он получает еду исключительно ради знакомства и очень маленькими объемами, без цели накормить. Это может быть соленая, сладкая, острая пища. Но если это очень маленький кусочек — со спичечную головку, то малышу нет разницы, какой он, потому, что его совсем мало. То же относится и форме этого кусочка.

Употребляя слово «кусочек», я имею в виду кусочек в прямом смысле этого слова. Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для растущего человечка.

Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-ти месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы.

Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке. Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка.

В-третьих, белковая и крахмалистая пища начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев. Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая… после 4-х лет. Это можно увидеть «на выходе» в горшке малыша. Морковка, капуста, яблоко «выходят» в том же виде, в котором и заходят. Начиная прикорм с целью накормить ребенка, например, с яблочного пюре, можно получить «на выходе»… яблочное пюре. А если это маленький кусочек яблока, прошедший через желудок, не травмировав его, то цель его — знакомство с яблоком.

Однако, яблоки, и вообще фрукты и овощи — это не основная наша еда. Что из продуктов, в основном, на столе у мамы, живущей в средней полосе России? Мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, крупы, рыба — это всё белковые и крахмалистые продукты. Именно эти продукты чаще всего и «перепадают» малышу из маминой тарелки, если мама не отдает предпочтение овощным и фруктовым блюдам. Вы никогда не увидите в горшке у годовалого ребенка сыра, например, даже если он ест его кусками. С усвоением сыра, печенья, мяса у малыша все хорошо! А вот морковка…

Знакомство с прикормом длится несколько месяцев с момента начала прикорма, когда у ребенка постепенно увеличивается потребность в другой пище, кроме грудного молока. Постепенно ребенок просит все большее количество кусочков за один «присест» на трапезу. Увеличивается и размер кусочка. При этом еда малышу всё так же интересна, как и в 6 месяцев. В течение года малыш знакомится с рационом его семьи, с продуктами всех четырех сезонов года.

Мама — конкурент за столом

Мы уже упоминали о том, что у мамы нет цели накормить малыша . За столом мама просто демонстрирует, что она в еде конкурент. Ребенок, порою, даже просит еду у мамы, как это и было с момента начала прикорма. Если мама ест с аппетитом и с удовольствием, демонстрируя это своим поведением за столом, ребенок будет повторять за ней. Ведь интерес к пище взрослых — это не что иное, как желание подражать маме в том, что она делает с этой пищей. В ситуации, когда здорового ребенка не пытались накормить с помощью уговоров или другими способами, он ест всегда с хорошим аппетитом и с удовольствием. Ему нравится есть, у него нет отрицательного отношения к еде, он ест очень аккуратно и относится к трапезе с большой ценностью. Понятие, что еда — это ценность, формируется у малыша только в результате наблюдений за мамой и её поведением за столом. Кусочек из тарелки мамы попадает малышу в рот только после того, как он «просигналил» маме о своем желании. Решение о том, обедать ему сейчас или нет, должно быть осознанным решением ребенка, а не взрослого человека.

Маленькие детки питаются очень дробно. Им постоянно нужны маленькие перекусы, часто и понемногу. Они усаживаются за стол со всеми членами семьи, со старшими братьями и сестрами, приходящими гостями. В промежутках кусочничают — «мусолят» то сушку, то печеньку, то кусочек яблока или куриную косточку.

Как выглядит на практике начало введения прикорма ребенку на грудном вскармливании?

Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола и периодически просит у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент ребенка иногда «одаряет» его, демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок и продолжает свой обед. «Кусок на пол» дается ребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования.

Ближе к году ребенок пересаживается на отдельный стул или детский стульчик и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше, чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет. Ребенка никто за столом не развлекает и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.

Питание и воспитание

Подведем итог.
Основная задача ребенка до 3-х лет — познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых и подражая им. Все, что взрослый не делает, не будет делать и ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами и кушать очень аккуратно.

Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:

• Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама

• Мама ест первая, чтобы поесть, у нее нет цели накормить малыша

• Ребенок ест ту же еду, которая готовится для всей семьи, нет необходимости перетирать еду в пюре

• Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами

• Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний

• Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы

• Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама

• Напитки и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях

• Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно

• Ребенок ест за общим столом вместе со всеми

• Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает

• Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке

• Еда на столе должна быть в ограниченном количестве

• Нельзя выбразывать еду в мусорник при ребенке, еда — это ценность, важность

• Нельзя позволять позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать… Еда используется только «по назначению»

•Если ребенок оставил еду в тарелке, не доел свой кусочек, то мама доедает это сама, демонстрируя ценность пищи

• Если у Вашего грудничка пока нет интереса к еде, наберитесь терпения и позвольте Вашему малышу самому решить, когда же ему начинать пробовать взрослую пищу!

© 2017 ОДО «СанДелайт». Все права защищены.

Домой ›› Что такое педагогический прикорм и когда его можно начинать?

Домой ›› Что такое педагогический прикорм и когда его можно начинать?

Что такое педагогический прикорм и когда его можно начинать?


Одна из важных и даже немного забавных вещей, которые предстоит преодолеть вашему ребенку в первый год жизни, — это научиться жевать твердую пищу как взрослые.  Если это ваш первый ребенок, у вас, возможно, возникают сомнения по поводу того, с чего начать. Существует множество различных подходов, и вы могли слышать о таком методе, как педагогический прикорм (педприкорм).  Но, сначала, давайте разберемся, какие виды прикорма существуют.

Виды прикорма

Существует 2 вида прикорма: энергетический и педагогический.
 

  1. Энергетический прикорм — наиболее популярный вид прикорма, его даже называют классическим.  Его основная цель –  это обеспечить ребенка дополнительным источником энергии в виде новых продуктов. При этом виде прикорма малыша первым делом знакомят с пюреобразными продуктами или кашами, которые постепенно заменяют ребенку грудное вскармливание. Основной особенностью данного вида прикорма является то, что у малыша долго не формируются навыки жевания из-за гомогенизированности продуктов прикорма.
  2. Педагогический прикорм – это вид прикорма, благодаря которому происходит знакомство ребенка со «взрослой» едой, развитие у него пищевого интереса и обучение кушать самостоятельно. Главная цель данного прикорма – педагогическая, то есть научить малыша питаться как взрослые и самому проявлять интерес к пище родителей. При этом виде прикорма жевательные навыки развиваются намного быстрее, так как этап пюрированной пищи и кормление с ложечки полностью пропускается, и ваш ребенок начинает употреблять твердые продукты прямо с общего стола.
     

Педприкорм обладает множеством преимуществ, поэтому мы расскажем о том, как его начать, и дадим несколько практических советов, чтобы это прошло приятно как для вас, так и для вашего малыша. Как всегда, в случае возникновения каких-либо вопросов не забудьте проконсультироваться с лечащим врачом вашего ребенка.

Подробнее о педприкорме

В отличие от энергетического прикорма, в педприкорме нет строго плана по видам и количеству продуктов. Одно из главных отличий – то, что для ребенка ничего не готовят специально. Ему предлагают микродозы взрослой пищи (размером с рисинку), чтобы предотвратить их застревание в горле (например, хорошо сваренные овощи или мягкие фрукты нарезаются мелкими кусочками). Ребенок сам выбирает, какие продукты он хочет попробовать со стола, и сам берет их руками, его не кормят с ложечки, как в энергетическом прикорме. Первые несколько недель педприкорма ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы еды из ее тарелки. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Таким образом, происходит знакомство  с новой пищей. Помните, что основным питанием для ребенка при этом остается материнское молоко. Также обращаем ваше внимание на то, что данный вид прикорма обычно подходит тем семьям, где правильно и разнообразно питаются.
 

Многие специалисты рекомендуют готовить первую «взрослую» пищу для малыша на пару, так как именно такой способ готовки сохраняет максимальное количество полезных микроэлементов и витаминов в продуктах, а также потому, что продукты, приготовленные на пару получаются сочными и сохраняют свои вкусовые качества. Обратите внимание на пароварку-блендер Philips Avent «4 в 1», которая поможет вам экономить время и силы и готовить малышу самые полезные блюда. Пароварка Philips Avent позволяет делать прикорм любой консистенции: от пюре до кусочков. 

Каковы преимущества педагогического прикорма?

Считается, что, когда детям в раннем возрасте вводят в рацион продукты с общего стола, дети лучше знакомятся с текстурой и вкусом этих продуктов, у них развивается активный пищевой интерес. Педприкорм также считается одним из самых простых и естественных способов введения твердой пищи в детский рацион, поскольку такой способ не требует специальной подготовки пищи, размельчения ее в блендере: достаточно просто давать малышу продукты со своего стола в микродозах, и это позволит вашему ребенку принимать участие в трапезе вместе со всей семьей. 

Важным моментом здесь является сложившийся рацион питания семьи. 

Вот еще несколько преимуществ, которыми обладает педприкорм: 1

  • развитие активного пищевого интереса и пищевого поведения;
  • развитие моторных навыков;
  • принятие ребенком самостоятельных решений;
  • снижение риска переедания и формирования пищевого поведения, ведущего к полноте (нивелирование привычек, способствующих в дальнейшем избыточному весу).

Хотели бы попробовать методику педприкорма? Давайте разберемся, с чего следует начать! 

Когда начинать педприкорм?

Согласно методике педприкорма, твердую пищу рекомендуется вводить, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Шесть месяцев — это идеальное время для начала педприкорма, поскольку большинство детей в этом возрасте могут сидеть без поддержки и хорошо контролировать свои шею, голову и моторные навыки. 2

Если же вы выбираете для себя и малыша энергетический вид прикорма, то пищу в виде пюре вы можете ввести в возрасте от четырех до шести месяцев. Однако с педприкормом лучше все-таки соблюдать осторожность и подождать, пока ваш ребенок не достигнет полугодовалого возраста, чтобы давать ему твердую пищу именно в виде маленьких кусочков.

Как начать педприкорм?

Чтобы эта перемена была приятной как для вас, так и для вашего малыша, давайте обсудим некоторые аспекты педприкорма. Ниже представлены алгоритм и полезные советы о педприкорме: 1 2

  1. Усадите ребенка за стол.Одно из преимуществ педприкорма — это возможность для вашего малыша есть за столом вместе со всей семьей. Начните с того, что во время обеда просто посадите ребенка за стол вместе со всеми. Таким образом, ребенок сможет наблюдать за всеми членами семьи, когда они едят, и у него будет развиваться активный пищевой интерес.
     
  2. Давайте ребенку еду так, чтоб он мог взять ее ручками.Несмотря на то что ваш ребенок в рамках педприкорма не получает пюрированной пищи, а ему сразу дается пища в виде маленьких кусочков, вы все равно должны убедиться, что пища хорошо размельчена и достаточно мягкая, чтобы он не подавился. Порежьте пищу, предназначенную для ребенка, на небольшие кусочки размером с рисинку, которые ребенок сможет легко взять в ручки и самостоятельно есть.

    Не забудьте удостовериться, что еда достаточно мягкая и ваш ребенок сможет ее легко жевать и глотать. Такая пища, как картофельное пюре, бобы, хорошо сваренные макароны и рис, — всё это отличные варианты еды, которую можно предложить вашему малышу.

    Чтобы еще больше разнообразить рацион ребенка в рамках педприкорма, обратите внимание на пароварку-блендер Philips Avent «4 в 1», которая поможет готовить вкусные и здоровые блюда по различным рецептам. Вы откроете для себя новые способы приготовления овощей и мяса по домашним рецептам, которыми сможет наслаждаться вся семья, ведь одного кувшина хватает на несколько порций.

  3. Имейте наготове стакан воды.Как только ребенок начнет самостоятельно есть, он также начнет самостоятельно пить. Попробуйте использовать тренировочную чашку Natural, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть держать поильник за ручки и при этом пить уже из знакомой соски Natural.

Как начать педприкорм?

4. Будьте готовы к беспорядку!

Начиная педприкорм, учтите, что ужин станет несколько беспорядочным! Пока ребенок будет приучаться брать в руки еду и самостоятельно питаться, выроненные кусочки еды станут обычным явлением, равно как и милые пятна размазанной пищи на щеках вашего ребенка. 

5. Продолжайте кормить ребенка грудью или молочной смесью.

И помните, что педприкорм совершенно не означает, что вы должны тут же прекратить кормление грудью или молочной смесью. Начиная педприкорм в возрасте шести месяцев, думайте об этом времени как о периоде знакомства ребенка с новыми текстурами и вкусами еды. Продолжайте кормить грудью или молочной смесью, чтобы ребенок получал все питательные вещества, необходимые для него в первый год жизни. Помните, что основным питанием для него остается материнское молоко или детская молочная смесь.

Наступит время, когда вы и ваш ребенок будете готовы отказаться от грудного вскармливания. Узнать, когда и как это сделать, вы можете здесь.

Теперь, когда вы знаете, что такое педприкорм, и у вас в арсенале есть несколько рекомендаций о включении в рацион малыша продуктов с общего стола, вы можете сидеть за столом всей семьей! Да, будет некоторый беспорядок, однако это лишь часть долгого пути, по которому вы и ваш ребенок шагаете вместе.

Статьи и полезные советы от Philips Avent

Приложение Бэби+

Приложение Бэби+

Скачайте приложение и отслеживайте с помощью трекеров развитие и рост своего ребенка, а также сохраняйти эти особенные моменты навсегда.

Загрузите приложение:

Вы покидаете официальный веб-сайт Philips Здравоохранение (“Philips”). Любые ссылки на сторонние веб-сайты, которые могут быть размещены на этом сайте, предоставлены исключительно для вашего удобства. Philips не даёт никаких гарантий относительно каких-либо сторонних веб-сайтов и содержащейся на них информации.

Я понимаю

You are about to visit a Philips global content page

Continue

Skip to content

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

семья кушает за столом

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс – объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм – что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  1. Педиатрический прикорм;
  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  1. Педагогический прикорм;
  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм – это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход – ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать – это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

  • Как правильно это сделать,
  • Как вводить прикорм грудничку на грудном вскармливании,
  • Как можно успешно совмещать  пюре и  кусочки с общего стола, об этом  мы говорим в курсе Азбука прикорма: схема безопасного введения прикорма грудничку>>>

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа – научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь>>>

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

Читайте также:

  • Почему ребенок не хочет есть?
  • Как правильно кормить ребенка?
  • До какого возраста кормить ребенка грудным молоком?

Поделитесь статьей с друзьями:

Page load link

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Содержание

  • Плюсы
  • Минусы
  • Когда можно начинать?
  • Когда и с чего начинать?
  • Правила и принципы
  • Признаки неправильного введения прикорма
  • Мнение Е. Комаровского

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Педагогический прикорм

Плюсы

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

Минусы

  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Когда можно начинать?

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Прикорм с 6 месяцев, до этого грудное молоко

Когда и с чего начинать?

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм ребенка

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Педагогический прикорм

Правила и принципы

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Педагогический прикорм

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пвк самогон и водка инструкция
  • Педиашур малоежка сухая смесь инструкция
  • Паяльная станция пс 2304 11 инструкция
  • Педагог психолог должностная инструкция в школе
  • Пду 3 инструкция по применению pdf