Личностные опросники
Личностные
опросники представляют собой перечни
вопросов или утверждений, на которые
обследуемый должен отвечать в соответствии
с предложенной ему инструкцией. От англ.
inventory — опись, перечень. В англоязычной
литературе, как правило, используется
в качестве синонима термин questionnaire —
вопросник, анкета (очень редко в названии
опросников используется еще один термин
-survey, что означает обозрение, опрос).
Личностные
опросники — классический образец
субъективного диагностического подхода.
Диагностика
личности должна строиться на ясных и
точных представлениях о сущности
этого явления. Психологи, единодушно
признавая, что сам феномен личности
существует и относится в пс. науке к
числу базовых объектов, считают, что
проблема объективного определения
сущности личности, ее интерпретации
является одной из труднейших. «Личность
— явление столь всеобъемлющее и
неопределенное, что описать его крайне
сложно». Категории личности посвящено
множество теорий; собран огромный
экспериментальный материал. Но прогресс
в этом направлении недостаточен:
теоретические посылки, интерпретация
фактов, представления о структуре и
ведущих параметрах личности различны
и не согласуются между собой. Установить
истину практически невозможно. Лишь
решив теоретическую проблему определения
понятия, можно искать измерительные
инструменты. Обратная тенденция —
определение через результаты измерений
— несостоятельна и может быть опасной,
когда касается личности. Личность
в отечественной психологии понимается
как системное качество, характеризующее
включенного в общественные отношения
индивида. Это
системное качество приобретается
индивидом в предметной деятельности,
при взаимодействии и общении с другими
людьми.
Виды опросников
По
диагностической направленности
можно подразделить на:
♦ опросники
черт личности (например, опросники Р.
Кеттелла);
♦ опросники
типологические (например, опросники Г.
Айзенка);
♦ опросники
мотивов (например, опросник А. Эдвардса);
♦ опросники
интересов (например, опросники Г. Кюдера);
♦ опросники
ценностей (например, опросник Д. Супера);
♦ опросники
установок (например, шкала Л. Терстоуна)
В
соответствии с принципом,
положенным в основу конструирования,
следует различать:
♦ опросники
факторные, для конструирования которых
используется факторный анализ (например,
опросники Р. Кеттелла)
♦ опросники
эмпирические, которые создаются на
основе критериально-ключевого принципа
(например, MMPI). Создание эмпирических
опросников происходит путем поиска
вопросов (заданий), позволяющих разделять
группы испытуемых, подобранные на основе
какого-либо критерия, имеющего отношение
к тестируемому поведению или свойству
личности. Зачастую таким критерием
является клинический диагноз или
синдром. Например, утверждения шкал
MMPI формировались из тех, на которые чаще
всего определенным образом отвечали
больные разной нозологической
принадлежности. Соответственно, применяя
этот опросник, мы устанавливаем близость
обследуемого одному из типов
дисгармонического развития личности.
Такой подход позволяет ограничиться
пониманием ответов как эмпирических
показателей и не требует анализа
причинно-следственных связей. Не
приходится возражать против применения
эмпирических опросников для симптоматической
диагностики. Точность диагноза,
осуществляемого с их помощью, во многом
будет зависеть от полноты раскрытия
статистических закономерностей.
Количество
измеряемых качеств:
одномерные — предназначены для измерения
какого-либо одного качества (свойства);
Многомерные — нескольких.
Фактически
все опросники могут быть использованы
не только для индивидуального, но и при
групповом обследовании.
В
личностных опросниках наиболее
распространенные следующие формы
вопросов
(утверждений).
1.
Вопросы, предусматривающие ответы типа
да-нет. Такие вопросы легко формулируются,
обычно понятны, ответы на них не затрудняют
обследуемых. Например: Вы ходите медленно
и неторопливо? Варианты ответов: да,
нет.
2.
Вопросы, предусматривающие ответы типа
правда-ложь, или так называемые
альтернативные задания. По существу
они мало отличаются от дихотомических
(да-нет). Например: Я ненавижу втискиваться
в переполненный автобус. Варианты
ответов: правда, ложь.
3.
Вопросы, предусматривающие ответы типа
нравится-не нравится (1 слово или фраза).
Редко используемая форма вопросов.
4.
Вопросы, предусматривающие ответы типа:
да, нечто среднее, нет. Добавляется
неопределенный ответ. Как правило,
неопределенные ответы неинформативны,
а в опросниках со средней категорией
ответов может актуализироваться
соответствующая установка, искажающая
получаемую информацию. Использование
такой формы вопросов связано с тем, что
у некоторых испытуемых возникает
раздражительность, отказ от работы в
том случае, когда их заставляют отвечать
только утвердительно или отрицательно.
Н-р: Я всегда в состоянии строго
контролировать проявление своих чувств;
Варианты отв.: да, нечто среднее, нет.
5.
Вопросы, предусматривающие ответы,
являющиеся вариантами да- затрудняюсь
ответить -нет. Это могут быть такие
ответы, как обычно- иногда -никогда,
согласен-не уверен-не согласен и т. п.
Подбор того или иного варианта
обусловливается смысловыми особенностями
вопроса (утверждения). Например, Бывают
периоды, когда мне трудно удержаться
от жалости к самому себе. Варианты
ответов: часто, иногда, никогда.
6.
Вопросы, предусматривающие ответы по
рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются
шкалы: 7-балльная с крайними значениями
всегда и никогда. Основные проблемы,
возникающие при такой форме вопросов,
связаны с разным пониманием обследуемыми
терминов, указывающих на частоту, и
возможностью появления установки на
крайние ответы. Испытуемым они кажутся
более разумными, нежели дихотомические
задания, хотя и может проявиться установка
на крайние ответы
7.
Вопросы, предусматривающие ответы на
основе выбора из нескольких предложенных
обследуемому развернутых высказываний.
Обычно это завершающие предложение
фразы, одну из которых и необходимо
избрать. Используются два, три и более
вариантов выбора. Например, Когда мне
нечего делать, я могу…. Варианты ответов:
а) позвонить другу (подруге), чтобы
поболтать; б) заняться разгадыванием
кроссвордов или чтением; в) пойти на
джазовый концерт.
Получаемые
с помощью личностных опросников данные
приводятся в виде количественных оценок,
которые в многомерных шкалах, как
правило, преобразуются в разного типа
стандартизированные показатели.
Результаты для наглядности могут быть
представлены, например, в виде профиля
личности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов
Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) значительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других – несколько сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направленности можно подразделить на:
♦ опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла);
♦ опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);
♦ опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);
♦ опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);
♦ опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);
♦ опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна).
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:
♦ опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);
♦ опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, MMPI).
Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при групповом обследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъявление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.
В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений).
1. Вопросы, предусматривающие ответы типа «да-нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обследуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты ответов: «да», «нет».
2. Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет». Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные ответы неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность, отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утвердительно или отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто среднее», «нет».
3. Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда-ложь», или так называемые альтернативные задания. По существу они мало отличаются от дихотомических («да-нет»). Например: «Я ненавижу втискиваться в переполненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».
4. Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится – не нравится» (одно слово или фраза). Редко используемая форма вопросов. Например, «1) фонарщики; 2) воротники из бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты ответов: «нравится», «не нравится».
5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними значениями «всегда» и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме вопросов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих на частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы. Например: «В присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превосходство». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая к случаю», «редко», «очень редко», «никогда».
6. Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да-затрудняюсь ответить-нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно-иногда-никогда», «согласен-не уверен-не согласен» и т. п. Подбор того или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса (утверждения). Например: «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».
7. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать. Используются два, три и более вариантов выбора. Например: «Когда мне нечего делать, я могу…» Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.
Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде количественных оценок, которые в многомерных шкалах, как правило, преобразуются в разного типа стандартизированные показатели. Результаты для наглядности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» (рис. 5.1) или «дискограммы» (рис. 5.2).
5.2. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы
У каждого, кто впервые знакомится с личностными опросниками, одним из первых возникает вопрос о том, насколько достоверна информация, получаемая с помощью ответов на разного рода вопросы или утверждения. Обследуемый вполне может быть неискренним, сознательно вводить в заблуждение или не так, как следует, понять задание, наконец, иметь искаженные, ошибочные представления о себе, своем поведении. В таком случае можно ли доверять тем результатам, которые получают с помощью личностных опросников? Какие факторы детерминируют ответы испытуемых на вопросы (утверждения)? Эти проблемы – одни из важнейших, им посвящено немало исследований, анализу которых и будет посвящен этот раздел.
5.2.1. Фальсификация и установки на ответы
Личностные опросники нередко оказываются объектом критики: в силу того что самоописание позволяет испытуемому дать о себе ложные сведения, легко исказить реальную картину. Естественно, если исходить из предположения о том, что эта возможность всегда или почти всегда реализуется, то становится бессмысленным использование опросников в диагностических целях. Обычно из-за того, что ответы могут быть без труда фальсифицированы, ссылаются на опросы одних и тех же лиц, проведенные с разной инструкцией по той же самой шкале. В одном случае просят отвечать, например, подражая какому-либо типу поведения, в другом – правдиво. А. Анастази считает, впрочем, как и многие другие, что психологические результаты этих исследований – яркое свидетельство той ловкости, с которой при работе с опросниками умышленно создается желаемое впечатление.
Дж. Нанели (Nunnally, 1978) в связи с этим замечает, что подобная критика личностных опросников глубоко ошибочна. Нельзя считать, пишет он, что люди, имеющие возможность совершить неблаговидный поступок, обязательно его совершат. У нас, утверждает Дж. Нанели, нет оснований полагать, что у испытуемого обязательно должно быть желание обмануть и это играет сколь-нибудь важную роль. Ко дню сегодняшнему в психодиагностике накоплено немало данных, указывающих на обратное – стремление обследуемых быть искренними.
Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить в ситуациях, характеризующихся высокой степенью социального контроля над результатами, полученными обследуемым (о типах ситуаций см. в гл. 2), встречается крайне редко. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе пациента (надо полагать, заинтересованного в излечении), пришедшего на обследование к психологу с целью индивидуализации медицинского диагноза. Специальные исследования в клинике психических заболеваний показали, что возможность фальсификации ответов больными весьма незначительна. Так, только 11 % больных смогли симулировать «нормальный» MMPI-профиль. Некоторые же больные, стремясь выглядеть здоровыми, отвечали на вопросы так, что в конечном счете их личностные характеристики предстали более патологическими, нежели в реальности (Hathaway, 1965).
Работы последних лет показывают, что многие из применяемых психологами опросников достаточно чувствительны к намеренному искажению истины. Использование разных личностных опросников в трех экспериментальных группах с инструкциями «отвечать честно», «произвести наилучшее впечатление», «произвести наихудшее впечатление» показало, что фальсификация легко обнаруживается. Таким образом, сознательное искажение сведений, представляемых о себе, чаще всего возможность, нежели реальность, поведения обследуемого. Другое дело – влияние факторов неосознаваемых, но тем не менее существенно воздействующих на процесс «переваривания» вопроса и формирование ответа на него.
С 1 апреля 2021 вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н (далее – Порядок №29н) проведения медицинских осмотров.
При этом с 01.04.2021 утратил силу Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 18.05.2020) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Порядок №302н).
Как теперь жить по «новым правилам» и что делать — головная боль тех, на чьих плечах лежит ответственность за проведение медосмотров, и тех, кому их проводить.
Но не стоит поддаваться панике. Разберемся с новым порядком пошагово.
Что изменилось? Изучаем отличия Порядка №29н от Порядка №302н
Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.
Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:
1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);
- работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
- работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).
Справка. Учтите, что в новом Порядке №29н отсутствует расширенный перечень информации, которую можно было взять за основу при составлении списка воздействующих на работника опасных и вредных производственных факторов. Согласно требований Порядка №29н ориентирами будут являться результаты СОУТ и само приложение Порядка №29н.
2. Добавилось составление списков лиц, подлежащих медосмотрам. Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
3. Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в соответствии с п.22 Порядка №29н теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:
- пищевая промышленность;
- общественное питание и торговля;
- водопроводные сооружения;
- медицинские организации и детские учреждения;
- организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
4. Обязательным требованием стало указание стажа работника в поименном списке.
5. Цифровые технологии не стоят на месте и поэтому в п.9 Порядка №29н отражено ведение электронного документооборота: появилась возможность направить работника на медицинский осмотр, составив электронный документ, если у работника и работодателя имеются электронные подписи.
6. Несмотря на отсутствие утвержденной формы направления на медосмотр, установлен список обязательных данных, которые в нем необходимо указывать: пол сотрудника, телефон и электронный адрес выбранной медицинской организации и работодателя, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования.
7. Пунктом 11 Порядка №29н определено, что работник при прохождении медосмотра дополнительно должен иметь при себе Полис обязательного (добровольного) страхования. Раньше такого требования не было.
8. Законодательно утверждена (п.12 Порядка №29н) возможность объединения первого этапа диспансеризации (проф.осмотра) с проводимым медицинским осмотром. Результаты будут учитываться врачебной комиссией при подготовке медицинского заключения, а расходы будут подлежать оплате посредством системы обязательного медицинского страхования.
9. На основании п.19 Порядка №29 на внеочередной медосмотр теперь можно направить сотрудника по результатам установленной нетрудоспособности.
10. В новом Порядке №29н отсутствует ряд утвержденных обязательных форм (направления, списков работников), которые были присущи старому Порядку №302н.
Порядок проведения медосмотров
1. Меняем документацию
Как мы уже поняли из первого раздела, изменились новые формы документов, но не сильно. Для начала нам необходимо:
- Переработать список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
- Составить список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
- Определить поименный список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.
- Заполнить и выдать направление на предварительный или периодический медицинский осмотр.
Скачайте актуальные формы документов здесь.
2. Взаимодействуем с медорганизацией и Роспотребнадзором
а) направляем списки в Роспотребнадзор, если ваша организация подпадает в список, указанный в пункте 22 Порядка №29н. Если в списке вас нет, то переходим сразу к следующему подпункту;
б) взаимодействуем с медорганизацией:
- ищем подходящую под наши требования лицензированную медицинскую организацию (например, по форме оплаты, ближайшему месту расположения к компании, наличию передвижного флюорографа, достаточному уровню компетенции врачей и др.);
- заключаем договорные отношения с медучреждением;
- передаем поименные списки работников не позже, чем за два месяца до начала проведения периодического медосмотра, что указано в п.24 Порядка №29н;
- согласовываем календарный план с медорганизацией, чтобы работники оптимально вписались в график работы вашей и медицинской организаций. Учтите, что на основании п.26 Порядка№29н «медики» должны предоставить вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра. И только после согласования плана с вами, он утверждается руководителем медучреждения;
- доводим информацию о прохождении медосмотра до своих работников через ознакомление с календарным планом и выдаем направление;
Лайфхак. Для формализации процесса и для того, чтобы не возникало лишних вопросов, необходимо издать внутренний по организации приказ о медосмотре, в котором прописать сроки проведения, ответственных лиц, приложить календарный план и за десять рабочих дней на основании п.27 Порядка №29н ознакомить работников с приказом.
Запомните, что работник также должен поставить подпись в направлении, а ваша организация согласно п.9 Порядка №29н должна учитывать выданные направления. Порядок учета устанавливается самостоятельно, но удобнее всего завести журнал учета. Для удобства вышеуказанный пункт Порядка №29н предполагает электронный учет направлений.
в) контролируем прохождение медицинского осмотра, корректируем календарный план по необходимости, решаем организационные вопросы проведения медосмотра (подготавливаем кабинеты, если медосмотр будет проходить на вашей территории, следим за социальным дистанцированием и масочным режимом).
Лайфхак. Чтобы «облегчить участь» работнику, которому необходимо пройти медосмотр, всю информацию по порядку прохождения лучше всего разместить на стенде или выдать в виде чек-листа при выдаче направления на медосмотр.
г) проверяем полученные результаты медосмотра. Согласно п.34 Порядка №29н «медики» должны выдать пять экземпляров заключения медосмотра. Один на руки работнику, второй — к медкарте, третий — заказчику-организации, четвертый — в поликлинику, куда прикреплен работник, пятый — в Фонд социального страхования, если поступил письменный запрос и было получено согласие самого работника.
Если у вас и медорганизации была прописана возможность передачи данных в виде электронных заключений, то они должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью и передаваться по защищенным каналам связи. Также в пяти экземплярах и не позднее тридцати дней после периодического медосмотра должен быть выдан заключительный акт (раньше было три). Его должны передать:
- работодателю в срок до пяти рабочих дней с момента утверждения;
- в центр профессиональной патологии;
- в Фонд социального страхования;
- в Роспотребнадзор.
Свой экземпляр медицинская организация на основании п.47 Порядка №29н должна хранить 50 лет.
Справка. Пунктом 16 Порядка №29н прописано, что в заключении должна стоять отметка о выявленных медицинских противопоказаниях, если таковые имеются. Так было и раньше, но случалось, что врачи забывали ставить эти отметки, и затем это выявлялось при проверках надзорными органами.
В новом заключительном акте появился дополнительный пункт (п.45 Порядка №29н), в котором медорганизация теперь должна указать перечень впервые установленных инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.
Лайфхак. Зачастую при установлении профессиональных заболеваний Роспотребнадзор (п.2 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 №967) может затребовать от организации результаты проводимых медосмотров. Поэтому установите срок хранения заключительного акта не более трех-пяти лет.
д) выполняем требования согласно результатам заключительного акта. Как показывает практика, многие специалисты останавливаются на полученном на руки заключительном акте, подшивая его в папку с медосмотрами. И потом попадаются при различных проверках. Поэтому, для удобства рекомендуется оформить приказ по результатам медосмотра, ознакомить под подпись работников с результатами, и, если это необходимо, направить прошедших медосмотр на дополнительные обследования (как указано в заключительном акте).
Как мы видим, изменения в новом Порядке проведения есть, но они не меняют кардинально всю структуру проведения медицинского осмотра. Появились организационные моменты, на которые мы должны обратить свое внимание и учитывать их согласно новым требованиям. Как говорится, дорогу осилит идущий. Главное — не бояться.
Дайджест вопросов/ответов по новому Порядку №29н
Вопросы | Ответы |
1. Какой специалист должен вести работу по медосмотрам в организации и выдавать бланки направлений?
Кто должен направлять заключения в медицинские учреждения по месту жительства работника? |
Законодательством не определена профессиональная ответственность за выдачу и учет направлений на медицинский осмотр.
На практике же установлено следующее негласное распределение обязанностей: специалист по охране труда (иное ответственное лицо) составляет списки на прохождение медосмотров, кадровый работник — выдает и учитывает направления на медосмотр. Может быть установлено, что всю работу выполняет специалист по охране труда. Медицинская организация самостоятельно должна направить заключение в медицинское учреждение, к которому прикреплен работник. |
2. Какой именно список направлять в Роспотребнадзор — поименный или с перечнем профессий?
Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор? Изменилась ли форма поименного списка? Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор? Нужно ли отправлять список школам? Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией? В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать? Список в Роспотребнадзор должна направлять медицинская организация (как раньше) или работодатель? |
В соответствии с п.22 Порядка №29н Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:
Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору. Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор. Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам. Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ. Список в Роспотребнадзор направляет работодатель (учреждение) самостоятельно. |
3. Есть ли обязанность проводить послерейсовый осмотр водителей? | Согласно п.5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. |
4. Как мы можем согласовать списки с медицинской организацией, если организация проводит услугу проведения медосмотров через процедуру закупки? | Данное действие выполняется после заключения договора с медорганизацией-победителем «торгов». Учтите, что на основании п.26 Порядка №29н «медики» должны предоставить Вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра. |
5. Если медицинская организация утверждает, что направления им не нужны, должны ли мы работникам их выдавать?
Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр? Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр? Нужно ли выдавать каждому работнику направление на медосмотр? |
Согласно п.9 Порядка №29н необходимо учитывать выданные направления. Порядок учета устанавливается самостоятельно, но удобнее всего завести журнал учета. Также возможен электронный учет направлений. Направление выдается каждому работнику как устраивающемуся на работу, так и направляемому на периодический или внеочередной медосмотр. |
6. Почему список на предварительный и периодический осмотры могут отличаться? | При предварительном медосмотре учитываются все факторы производственной среды, а при периодическом — только те, по которым необходимо проходить медосмотр ежегодно или один раз в два года. |
7. Как быть, если проведена СОУТ и указаны пункты Порядка №302н? | С 1 апреля 2021 года необходимо сравнить старые факторы в картах СОУТ с факторами в Перечне Порядка №29н. Если они есть, то вписываем их в документацию по медосмотрам, если же они отсутствуют, то оснований для направления на медосмотр по данному фактору больше не будет. |
8. По какому пункту теперь будут проходить медосмотр работники вузов (техникумов)?
Должен ли проходить медицинский осмотр персонал в образовательном учреждении, который не имеет контактов с детьми? Все ли работники колледжа должны проходить медосмотр? |
На основании п.25 Приложения Порядка №29н — «Работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей». Ключевым моментом является четкое указание на место работы – «в организациях», поэтому все работники должны проходить медицинский осмотр вне зависимости от того, имеют ли они прямой контакт с детьми. |
9. Если медосмотр необходимо провести до 1 апреля 2021 года, то действует ли ещё старый порядок? | Да, старый Порядок №302н заканчивает срок своего действия 31.03.2021. Поэтому если необходимо пройти медосмотр до 01.04.2021, то и заключительный акт (заключение) должны быть «закрыты» до 31.03.2021. В противном случае, если сроки предыдущего медосмотра истекают в апреле, то лучше провести медосмотр уже по новым требованиям. |
10. Поясните, заключения по результатам медицинского осмотра нужно заносить в журнал? | Порядком №29н не определено данное действие. Но для удобства учета документации можно вести учет заключений по результатам медосмотра. |
11. Нужно ли проходить медосмотр внешним совместителям? | Согласно статьям 60.1, 212, 282 Трудового кодекса РФ совместители также подпадают под требования трудового законодательства, поэтому они также подлежат прохождению медицинского осмотра, если на их рабочих местах есть вредные производственные факторы. |
12. В п.27 Перечня Порядка №29н указаны работы в медицинских организациях. Обязателен ли медосмотр для офисных сотрудников — бухгалтеров, администраторов и т.д?
Какой период прохождения периодического медосмотра для работников бухгалтерии в медицинском учреждении, если установлен 2 класс условий труда по результатам СОУТ? |
Если офисные работники (административный персонал) находятся на территории медицинских учреждений, в которых присутствуют вредные производственные факторы из Перечня Порядка №29н, то их также необходимо отправлять на прохождение медицинского осмотра. Периодичность прохождения будет устанавливаться, исходя из факторов по Перечню.
Также приложением порядка не уточнено, какой именно персонал медицинской организации должен проходить медицинский осмотр. Соответственно мы полагаем, что все работники медицинских организации должны проходить медицинский осмотр согласно п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н). |
13. Где необходимо проходить диспансеризацию? | Диспансеризация проходит в медицинской организации по месту жительства (прикрепления) работника. |
14. При летнем трудоустройстве детей в организации, необходимо ли им проходить медосмотр?
Студенты ранее проходили мед осмотр по п.16 Порядка №302н, сейчас должны проходить по п.25 Порядка №29н (если идут на практику детский сад)? Подскажите, по Порядку №302н дошкольные организации проходили медосмотр по пункту 2.20, в новом Порядке №29н по дошкольным организациям пункта нет. Какой пункт указывать при прохождении медицинского осмотра дошкольных организаций? Уточните пожалуйста по практикантам. Допустим, практикант-электрогазосварщик проходит практику в производственных мастерских. Как он теперь должен проходить медицинский осмотр, если прохождение медицинского осмотра требует организация, в которой студент проходит практику? |
Необходимо направить на медосмотр работников всех организаций, где допускается обучение детей до 18 лет (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).
Требования приказа Минобрнауки, Минпросвещения от 05.08.2020 №885/390 устанавливают требования к обучающимся, которые должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда. Поэтому, практикантов необходимо направлять на предварительный медосмотр. |
15. Уточните пожалуйста, в какие сроки медицинская организация должна вернуть медицинские книжки работникам ДОУ с допуском?
Обязательна ли медицинская книжка работникам? В списке документов для прохождения медосмотра её нет. Нужны ли работникам санитарные книжки, если в перечне документов для прохождения медосмотра их нет? |
Про медицинские книжки в новом Порядке нет указаний, как и нет информации по срокам их передачи.
Однако, согласно ст. 34 Закона 52-ФЗ «данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор». А на основании приказа Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» допускается выдача книжек по отдельным профессиям и по перечню. |
16. Как правильно указать основание для медосмотра по проведенной СОУТ, если в ней указаны пункты по Порядку №302н, который после 1 апреля уже не действует? Если указать Порядок №29н, то на основании чего (как документ указывать), если он не указан в СОУТ?
Договор на периодический медицинский осмотр уже заключен на год. Работники проходят по графику согласно Порядка № 302н. С 1 апреля необходимо будет направлять работников на медосмотр по новым требованиям? Какие изменения необходимо внести в список для прохождения осмотров? У водителя в карте СОУТ стоит ссылка на Порядок № 302н и повышенная оплата труда, будет ли она действовать с 01.04.2021? |
С 1 апреля 2021 года необходимо сравнить старые факторы в картах СОУТ с факторами в Перечне Порядка №29н. Если они есть, то вписываем их в документацию по медосмотрам, если же они отсутствуют, то значит оснований для направления на медосмотр по данному фактору больше не будет.
Если заключен договор с медицинской организацией на весь год, то целесообразно будет подписать дополнительное соглашение с 01.04.2021 о проведении медосмотров по новым требованиям Порядка №29н. Списки также необходимо будет подвергнуть пересмотру согласно новых требований и ввести их в действие с 01.04.2021. Порядок №302н (как и Порядок №29н) не устанавливает повышенную оплату труда за вредные условия труда. Она регламентируется ст.147 Трудового кодекса Российской Федерации. |
17. Скажите, пожалуйста, если мы провели медосмотр в марте 2020 года, то с 1 апреля будет ли действителен старый или нужно проводить медосмотр по новому приказу? | Срок окончания действия проведенного медосмотра по старому Порядку будет отсчитываться от даты, указанной в заключении или в заключительном акте. Далее медосмотр необходимо будет проводить по требованиям согласно нового Порядка №29н. |
Читайте также:
- Как правильно составить список работников на медосмотр?
- Обязательное психиатрическое освидетельствование работников
- Вся правда про медицинские осмотры работников
Виды личностных опросников, формы вопросов и представления результатов
Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) значительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других — несколько сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направленности можно подразделить на:
- опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла);
- опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);
- опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);
- опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);
- опросники ценностей (например / опросникД. Супера);
- опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:
- опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);
- опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа1 (например, MMPI).
Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при групповом обследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъявление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.
В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений).
- Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обследуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты ответов: «да», «нет».
- Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет». Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные ответы неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность, отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утвердительно или отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто среднее», «нет».
- Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда-ложь», или так называемые альтернативные задания. По существу они мало отличаются от дихотомических («да—нет»). Например: «Я ненавижу втискиваться в переполненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».
- Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится—не нравится» (одно слово или фраза). Редко используемая форма вопросов. Например, «1) фонарщики; 2) воротники из бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты ответов: «нравится», «не нравится».
- Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними значениями «всегда» и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме вопросов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих на частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы. Например, «В присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превосходство». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая к случаю», «редко», «очень редко», «никогда».
- Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да—затрудняюсь ответить—нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно-иногда—никогда», «согласен—не уверен—не согласен» и т. п. Подбор того или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса (утверждения). Например, «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».
- Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать. Используются два, три и более вариантов выбора. Например, «Когда мне нечего делать, я могу…». Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.
Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде количественных оценок, которые в многомерных шкалах, как правило, преобразуются в разного типа стандартизированные показатели. Результаты для наглядности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» (рис. 5.1) или «дискограммы» (рис. 5.2).
Ключевые слова: Опрос
Источник: Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил