Переход на семейное обучение инструкция

Минпросвещения России приказом от 22.03.2021 г. № 115 утвердило  новый  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), который вступил в силу 1 сентября 2021 года и  действует до 1 сентября 2027 года.

В новом Порядке многое осталось без изменений, но есть и ряд новелл, например, о порядке  перехода и организации получения образования в семейной форме обучения.

Что такое семейное обучение?

Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей.

Чем отличается от домашнего обучения. Есть три способа получать образование за стенами школы:

  • домашнее обучение;
  • семейное обучение;
  • дистанционное (временное) – данная форма практиковалась при пандемии коронавируса.

Семейное образование не нужно путать с домашним. Право ребенка на прохождение обучения на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При домашнем обучении ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.

Ребенок на домашнем обучении продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно выполняет домашние задания, как и другие школьники с той лишь разницей, что учителя приходят к нему домой.

Перейти на домашнее обучение могут только дети со слабым здоровьем после прохождения ПМПК. Комиссия должна подтвердить, что ребенок по состоянию психики и здоровья не сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета, эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.

Основания для перехода. Обучение дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога, учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:

  1. Потребностью ребенка в индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным и опережает сверстников.
  2. Временное проживание за пределами страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.
  3. Стремление сохранить здоровье ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.
  4. Желание воспитывать ребенка с уклоном на традиционное или религиозное обучение.
  5. Необходимость совмещения профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом.

Родители могут перейти на семейное обучение без объяснения мотивов принятого решения.

Преимущества. Главными преимуществами семейного образования являются:

  1. Наличие индивидуального подхода при обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.
  2. Возможность самостоятельного подбора учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр онлайн-лекций и пр.).
  3. У ребенка высвобождается время на дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.
  4. Формат обучения подойдет тем семьям, где родители часто переезжают.
  5. Отсутствует негативное воздействие на здоровье ребенка: он не сидит по полдня за партой, меньше устает, питается домашней едой.
  6. Появляется возможность чаще путешествовать.
  7. Можно сэкономить на школьной форме, сборах в фонд класса и подарках учителям.

Аргументы «против».  Важно понимать, что семейное образование – не панацея от всех проблем и подойдет далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и энергии для должной мотивации, а также денег для качественного обучения ребенка и выстраивания индивидуального маршрута, а у детей – способность к самодисциплине и организованности.

Наиболее сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения, является бессистемность  (родителям весьма затруднительно самостоятельно ориентироваться в широком спектре ФГОСов и требований).  При этом свобода в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи аттестаций.

В числе недостатков семейного обучения значатся также:

  1. Сложности с социализацией из-за обучения в отрыве от детского коллектива.
  2. Отсутствие духа соревновательности, который нередко стимулирует детей учиться лучше.
  3. Критика со стороны знакомых и предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.
  4. Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.

Как организован процесс семейного обучения

Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.  У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов или обратиться в центр семейного образования.

На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать.

Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).

Как часто нужно ходить в школу. Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр.

 Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.

Сдавать экзамены также нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Это бесплатно и школа не может требовать денег за сдачу экзаменов.

Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития.

Аттестат школьнику на семейном обучении выдадут такой же, как и другим (согласно ст.60 ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.

Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного» ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными.

Если школьник не сдаст аттестацию, то для законодателей это служит свидетельством того, что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму обучения (согласно п.10 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).

Отказаться от посещения школы родители в этом случае не смогут.  

Как перейти на семейную форму обучения

Кто может стать инициатором. Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). После окончания 9 класса дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).


При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района по установленной форме (приложение) в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, котором планируется переход на семейное образование.


Пошаговый порядок действий. Чтобы перейти на семейное обучение  нужно придерживаться следующего порядка:

  1. Уведомить комитет  образования о желании сменить форму обучения на семейную.
  2. Прикрепиться к любой школе для прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.
  3. Написать заявление об отчислении из школы на имя директора (нужно писать только, если аттестации планируется проходить в другой школе!). Этот этап пропускают те,  кто не планирует менять школу и будет аттестоваться по прежнему месту обучения.  Образец заявления об отчислении ученика из школы.
  4. Ребенка прикрепляют к школе для сдачи аттестаций в течение 30 дней после подачи заявления и формируют акт о зачислении.
  5. Подписывается договор о семейном обучении (необязательно).

Куда обращаться. Переход на семейное обучение начинается с отправки уведомления в органы управления образованием по адресу проживания о принятом решении. Это обязательный этап. Если родители просто заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.

Передать уведомление можно лично или с использованием регионального портала госуслуг.

Необходимые документы. Для перехода на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.

Когда можно перейти на семейное обучение.  Заявить о своем желании перейти на новый формат обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку будет проще адаптироваться к новому формату.

Выбрать семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.

Ребенок может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»). Позиция о том, что в старших классах допускается только самообразование, не соответствует действительности. Ученики 10-11 класса могут учиться как в форме самообразования, так и семейного образования на свое усмотрение, а могут и сочетать эти формы с очным обучением.

Как выбрать школу для аттестации. При выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную аккредитацию (проверить можно на сайте Рособрнадзора).   Школа для прохождения аттестации не обязательно должна быть по прописке.

Нюансы перехода на семейное обучение

Можно ли вернуться в школу с семейного обучения. Если родители не готовы продолжать семейный формат обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

Могут ли отказать в переходе на семейное обучение. Родителям не могут отказать в переводе на семейное обучение из-за отсутствия у них педагогического образования и по другим причинам.

Если ребенок только идет в первый класс. Будущие первоклассники также могут перейти на семейное обучение после уведомления департамента образования и прикрепления к школе для прохождения аттестаций.

Есть ли особенности при самообразовании. При переходе старшеклассника на самообразование есть несколько нюансов:

  1. Решение перейти на самообразование принимает сам школьник. После окончания 9 классов мнение родителей может не учитываться.
  2. Уведомление в адрес местных органов власти о переходе на самообучение можно не подавать – достаточно передать заявление в школу.

Компенсация за семенное обучение: платят ли родителям зарплату

В ФЗ «Об образовании» отсутствует указание на обязательную выплату компенсации родителям, которые перевели своих детей на семейное обучение. Но региональные власти вправе ввести такие компенсации по своему усмотрению.


В случае возникновения вопросов по получению общего образования в форме семейного образования, Вам ответят:

Решение о создании Регионального центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, выбравших форму семейного образования (далее – Региональный центр), было принято 16 ноября 2022 года на совместном заседании комиссий Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам науки, образования и молодежной политики и по вопросам семейной политики и утверждено приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2022 №10-П-3034 «О создании Регионального центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования»

Региональный координатор — сайт ИРО ХМАО-Югра

Муниципальный координатор, курирующий деятельность диалоговой площадки — эксперт 1 категории отдела общего  образования Михайлова Татьяна Александровна, тел. 8 (3467) 32-25-58 (сайт КО АХМР)

Школьный координатор Центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования, созданных на базе общеобразовательных организаций- заместитель директора по учебной работе Сидыганова Людмила Сергеевна, тел 8 (3467) 376-395


Срок:
– В течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении
или
– Не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.

Обязательно уточните, что вы не лишаете ребёнка права на получение знаний, а лишь выбрали иную форму домашнего обучения.

На любом этапе обучения вы вправе продолжить образование в любой иной форме, либо можете сочетать форму получения образования и обучения.

Направьте заявление в общеобразовательное Управление или Департамент по фактическому адресу проживания, а не по месту регистрации. Отправить уведомление можно в любое время в течение учебного года заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.

Важно! Получите на почте и сохраните уведомление о доставке письма – это будет служить доказательством того, что вы выполнили свою обязанность, предусмотренную ст. 63 п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» No273.

Домашнее обучение с точки зрения закона

По закону «Об образовании в РФ» абсолютно все граждане должны получить основное общее образование, то есть окончить минимум 9 классов — эта обязанность утверждена в статье 66. Однако статья 17 того же закона гласит, что обучение ребенка может проходить не только в школе, но и за ее пределами, то есть на дому.

Обучение дома с 1-го по 9-й классы называется семейным образованием, и решение о нем принимают родители. В 10-м и 11-м классах такой формат называется самообразованием — его могут выбрать подростки с согласия родителей.

Закон допускает и сочетание разных форм, когда часть предметов ребенок изучает в школе, а часть — дома с родителями, репетиторами или преподавателями онлайн-школ. В любом случае для того, чтобы получить документы об образовании и поступить в средние или высшие учебные заведения, ребенку придется в 9-м и 11-м классах сдавать аттестации по всем предметам.

Основные положения относительно домашнего обучения в России регулирует закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. Стоит обратить внимание на следующие статьи:

  • статья 17 — определяет формы школьного образования;
  • статья 44 — утверждает права родителей на выбор формы обучения для ребенка до 9-го класса включительно и права детей на самоопределение в этом вопросе после 9-го класса;
  • статья 63 — устанавливает правила и особенности получения среднего образования.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Формы домашнего образования

Есть три способа учиться вне школы:

1. Семейное обучение — ребенок изучает программу независимо от школы, а родители сами несут ответственность за его образование. Однако для того чтобы получить документы государственного образца, школьнику все-таки придется аттестоваться вместе с другими учениками в 9-м классе.

2. Дистанционное обучение — такой формат обычно выбирают для детей, которые живут вдали от школы, или как временную меру на период форс-мажорных обстоятельств. Например, карантина, что и случилось весной 2020 года. При этом ответственность за учебный процесс — на школе.

3. Надомное обучение — тоже предполагает, что ребенок учится дома, но часто по медицинским причинам. В этом случае «надомники» остаются прикрепленными к школе и следуют ее программе — за учебный процесс по-прежнему отвечает школа, а не родители.

Чем отличаются формы домашнего образования

Различия

Семейное

Дистанционное

Надомное

Не зависит от школы

да

нет

нет

Ребенок числится в школе

нет

не всегда

да

Доступно всем

да

да

нет

Можно учиться по своему расписанию

да

да

нет

Можно сдавать аттестации экстерном

да

да

нет

Разберем подробнее каждую форму обучения, чтобы выбрать то, что подходит вам больше всего.

Что такое семейное обучение

Самое главное отличие этого формата — в том, что его могут выбрать все желающие, даже если со здоровьем и с внешней ситуацией все в порядке. Ребенок может в любой момент перейти на индивидуальное обучение на дому или вернуться обратно в школу. При этом ученики или их родители сами выбирают программу подготовки.

До 9-го класса включительно решение о переходе на семейное обучение принимают родители. Вот что им нужно сделать:

  • уведомить ГорОНО о желании перейти на самостоятельное обучение;
  • открепиться от школы, написав заявление на имя директора;
  • выбрать онлайн-школу, курсы или репетиторов по основным предметам;
  • прикрепиться к любой школе для сдачи промежуточных аттестаций (по желанию) или итоговых в 9-м и 11-м классах.

Аттестоваться можно в своей бывшей школе или в любой другой — ограничений нет. Важно лишь договориться обо всем заранее, иначе ребенок рискует официально остаться в том же классе на второй год. Если аттестация не будет сдана, ученика не смогут перевести в следующий класс.

Кому подойдет семейное обучение

Причины уйти из школы и заниматься самостоятельно могут быть разными: не устраивает качество образования, ребенок-спортсмен не успевает двигаться в ритме школьной программы или, наоборот, ребенок готов освоить программу быстрее. Бывает и так, что уход из школы становится лучшим решением из-за плохих отношений со сверстниками, буллинга и других проблем.

Домашнее обучение станет оптимальным выходом, если:

  • ребенок живет в небольшом городе или поселке и выбор школ с хорошим качеством преподавания ограничен;
  • семья часто переезжает по служебным или другим обстоятельствам, путешествует и меняет города;
  • дорога к ближайшей школе занимает много времени и ездить каждый день попросту неудобно;
  • ребенок усваивает программу быстрее сверстников и скучает на уроках;
  • юный спортсмен, актер или музыкант не может посещать занятия из-за тренировок, сборов, репетиций;
  • ребенок нуждается в своем темпе освоения программы по психологическим причинам.

Поскольку закон не запрещает сочетать разные формы обучения, по желанию можно самостоятельно изучать лишь отдельные предметы и при этом не переходить на домашнее образование полностью. Правда, на практике далеко не в каждой школе это удается реализовать.

Как перейти на семейное обучение

Чтобы оформить все по закону, рассмотрим подробнее, как правильно оформить домашнее обучение.

  1. Обратиться в школу, где учится ребенок, и написать заявление об отчислении. Укажите причиной отчисления переход на семейное обучение. Если ребенок будет учиться дома с первого класса и пока еще не зачислен в школу, достаточно уведомить департамент образования.
  2. В течение 15 дней после выхода приказа об отчислении написать заявление в городской департамент образования — подать его лично или отправить по почте заказным письмом с уведомлением. Рекомендуем сделать 2 экземпляра, чтобы один оставить себе с подписью представителя департамента.
  3. Выбрать подходящую онлайн-школу или репетиторов для каждого обязательного предмета, поскольку при семейном обучении ответственность за это несут родители. Ребенок может учиться и самостоятельно, но в большинстве случаев все-таки нужен наставник для системности знаний и постоянного контроля.
  4. Написать заявление на проведение аттестации и заключить договор с одной из школ о сдаче промежуточных и итоговых аттестаций. Иногда администрация отказывает в этом, и можно побороться за свои права, потребовав письменный отказ. Но чтобы избежать предвзятости в оценке знаний, проще выбрать школу, в которой пойдут навстречу, или воспользоваться дистанционной аттестацией. Такую услугу предоставляют некоторые образовательные платформы, например Центр поддержки семейного образования (ЦПСО).

Договориться со школой нужно не позднее чем за 2 недели до очередной аттестации. Заранее уточните график аттестаций и условия, при которых ребенок будет к ним допущен, чтобы перед экзаменом не выяснилось, что нужен еще реферат, конспект и две-три лабораторные работы.

На время прохождения аттестаций ребенок считается экстерном. По желанию он может сдать экзамены не только за текущий, но и за следующий класс, однако есть ограничения — аттестоваться можно лишь по 1 предмету или курсу в день.

Родителям, плотно занятым на работе, бывает сложно организовать домашний учебный процесс, а ведь детям до 10–12 лет помощь взрослых необходима. Онлайн-школа Skysmart поможет выстроить график занятий, даст системный подход к знаниям и личного неравнодушного наставника для каждого ребенка. Выбирайте курс и записывайтесь на бесплатное вводное занятие.

Что такое надомное обучение

Формат надомного обучения часто путают с семейным, хотя на деле они похожи только тем, что ребенок получает знания дома. В остальном этот вариант ближе к обычному образованию: дети учатся по программе своего класса, вместе со всеми пишут контрольные работы, могут участвовать в общешкольных мероприятиях.

Главное, такие ученики остаются прикрепленными к школе, получают учебники и занимаются с учителями по составленному графику. Занятия могут проходить вживую, когда преподаватель приезжает к ребенку на дом, или в онлайн-режиме. Часто встречается очно-заочная форма такого домашнего образования, когда многие уроки идут дистанционно.

Этот формат создан специально для детей с инвалидностью и тех, кто нуждается в длительном лечении с постоянным присмотром и уходом. Соответственно, для перевода ребенка на такой вид домашнего обучения нужны медицинские основания. Право ребенка учиться на дому по медицинским показаниям регулируется статьей 66 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Причиной для надомного обучения может стать:

  • тяжелое поражение опорно-двигательного аппарата;
  • период иммунной терапии при онкозаболевании;
  • апластическая анемия, требующая длительного лечения;
  • сахарный диабет I типа с осложнениями;
  • мышечная дистрофия, миопатия;
  • эпилепсия с частыми приступами;
  • сердечная недостаточность II или III стадии;
  • тяжелая степень кожных заболеваний.

Полный перечень заболеваний, которые служат основанием для домашнего обучения, есть в Приказе Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года. Решение об индивидуальном графике занятий на дому принимается на основе медицинского заключения и с ведома городского отдела образования.

Сколько учатся школьники надомного обучения

Класс

Количество уроков в неделю

1–4

8

5–8

10

9

11

10–11

12

Как оформить надомное обучение

Переход к такому формату, как правило, занимает немало времени из-за необходимости собрать медицинские документы. Несмотря на то, что в законодательстве указан четкий список заболеваний, доказать степень их тяжести и невозможность ходить в школу в обычном режиме бывает нелегко.

Рассказываем, как перейти на домашнее обучение по состоянию здоровья:

  1. Обратиться к участковому педиатру, который должен инициировать заседание комиссии МСЭ. По решению этой комиссии выдается заключение о том, что ребенок нуждается в обучении дома.
  2. Написать заявление о домашнем обучении директору школы, приложив к нему копию медицинского заключения. Еще одно заявление направить в департамент образования.
  3. С пакетом документов прийти в школу, чтобы договориться об индивидуальном учебном плане для ребенка и подписать договор, в котором будет указан график контрольных аттестаций.
  4. Получить на руки журнал учета занятий для отметок о количестве учебных часов, успеваемости, пройденных темах. Журнал заполняют учителя, которые приходят на уроки домой к ребенку.

В отличие от семейного образования, при надомном формате ребенок остается в контингенте школы — это значит, что вместе с другими ребятами он должен сдавать проверочные работы, тесты, контрольные.

Что такое дистанционное обучение

С дистанционными технологиями все мы близко столкнулись во время локдауна 2020 года — это онлайн-уроки, вебинары, консультации с преподавателями по видеосвязи, домашние задания в электронной форме и многое другое. Этот формат используют при семейном, надомном и обычном обучении в школе.

Дистанционное обучение — это не самостоятельная форма учебы, а лишь способ преподавания. Он приходит на помощь в тех случаях, когда провести урок лицом к лицу с учениками затруднительно. Например, если сложно синхронизировать график уроков для детей на надомном обучении, часть занятий проводят онлайн.

Заочное и очно-заочное школьное образование

Если вы думаете, как перевестись на домашнее обучение, но не уверены, что сможете самостоятельно организовать учебный процесс, есть еще один законный способ не ходить в школу — заочное и очно-заочное образование.

Школьники-заочники остаются в составе своего класса, они учатся по той же программе, что и остальные ученики, получают учебники и другие материалы. Но при этом могут посещать занятия выборочно или же появляться только на лабораторных и контрольных работах, срезах, аттестациях.

Этот вариант хорошо подходит для одаренных детей с активной жизнью вне школы: спортивными сборами, соревнованиями, гастролями. Также он будет оптимальным, если школьная программа устраивает родителей, но ввиду частых командировок они не могут постоянно жить в одном городе. Перевод на заочное или очно-заочное обучение происходит по договоренности с администрацией школы — для этого нужно написать заявление.

Семейное и заочное обучение: в чем разница

Семейное

Заочное

Кто отвечает за качество образования

Родители

Школа

Кто определяет график учебы

Родители

Школа

Кто устанавливает образовательную программу

Родители

Школа

Ребенок числится в школе

Только на время аттестации

Всегда

Текущая аттестация

Не обязательно

Обязательно

Промежуточная аттестация

Обязательная только при переходе из начальной школы; проводится в любой школе, которая работает с семейным обучением

Обязательна и проводится в текущей школе по внутреннему учебному плану

Итоговая аттестация

Обязательна, проводится в общем порядке

Обязательна, проводится в общем порядке

Изменения в законе об образовании

В 2020 году в ФЗ-№273 был внесен ряд поправок. По новому закону об образовании обучение на дому стало более регламентированным. Вот что изменилось:

Сроки. Теперь родители должны уведомить городской отдел образования о своем решении учиться дома в течение 15 дней с момента отчисления ребенка из школы. Если учиться дома решили во время летних каникул — отправить уведомление нужно за 14 дней до начала учебного года.

Промежуточная аттестация. Раньше для школьников на семейном обучении были обязательными только аттестации за 9-й и 11-й классы. Теперь, чтобы школьника в будущем допустили к ОГЭ, он должен пройти промежуточную аттестацию в начальной школе.

График аттестаций. Порядок сдачи экзаменов, зачетов и других проверочных работ должен быть закреплен в специальном графике, который школа выдает родителям. По новому закону разрешено сдавать только одну аттестационную работу в день. Это хорошая новость: детям на семейном обучении больше не смогут поставить 2–3 экзамена на один день, как это иногда случалось.

Плюсы и минусы обучения на дому

Мы разобрались, как перейти на домашнее или дистанционное обучение в школе, а сейчас перечислим кратко его плюсы и минусы. По мнению многих родителей, обучающих ребенка дома, делать это вне школы не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Преимущества домашнего обучения:

  • возможность самостоятельно планировать свой график без привязки к школьному расписанию;
  • свобода передвижений — благодаря дистанционным технологиям ученик и преподаватель могут быть за сотни километров друг от друга;
  • гибкая учебная программа — ребенок может уделить больше времени тем предметам, которые ему интересны;
  • возможность профессионально заниматься искусством или спортом, уделять больше внимания внешкольным делам;
  • выбор удобной формы подачи материала: видеоуроки, лекции, учебники, презентации, курсы с наставником.

Сложности и возможные проблемы:

  • все организационные вопросы при домашнем обучении ложатся на плечи родителей, им нужно самостоятельно выбирать учебную программу и график занятий;
  • если дети не числятся в учебном заведении, бывают сложности с получением скидок для школьников, льготных билетов на транспорт или в музей;
  • при семейном обучении в младших классах одному из родителей придется больше бывать дома, что не очень совместимо с обычным рабочим графиком;
  • от подростков домашнее образование требует самодисциплины и умения правильно распределять время, соблюдать распорядок дня.

Кроме того, возникает вопрос социализации, ведь ребенок, который учится дома, не участвует в жизни школьного коллектива. Но родители детей на семейном обучении в один голос говорят, что эта проблема — скорее миф. Дети, не связанные школьным расписанием, обычно занимаются в кружках и спортивных секциях, где у них много общения со сверстниками.

К относительным минусам можно отнести финансовый вопрос. Цена домашнего обучения складывается из стоимости услуг репетиторов, онлайн-школы или других учебных курсов — это может отразиться на семейном бюджете. Но уже в средних классах дети начинают учить многие предметы самостоятельно. Родители же могут навсегда забыть о взносах в фонд класса, о тратах на подарки учителям, на школьную форму и о других расходах.

Реальный опыт семейного обучения

Мы поговорили с родителями, чьи дети давно учатся дома, и узнали, с какими сложностями они столкнулись и что им нравится в таком формате учебы.

История домашнего обучения: Кристина Сандалова

Юрист, психолог, эксперт по семейному обучению Национальной ассоциации семейного образования, автор блога, мама десятиклассника Гриши и 4-летней Киры.

Почему выбрали семейное обучение

О семейном обучении я знала давно, но эта идея казалась мне странной. Я представляла, как дети целыми днями сидят дома в четырех стенах, без социализации, без коллектива. Словом, у меня в голове были традиционные мифы. Все изменилось, когда я познакомилась с человеком, который занимался семейным образованием в России уже более 30 лет — Игорем Моисеевичем Чапковским. Он перевернул мое представление о домашнем образовании. Я увидела его семью, его четверых уже взрослых детей, которые в свое время учились дома, — это были успешные, интеллигентные люди.

Всерьез о домашнем обучении я задумалась, когда пришла пора отправлять сына в 1-й класс. К 6 годам у Гриши было много увлечений: спорт, шахматы, музыка, театральная студия — стало понятно, что совместить все это со школой просто нереально. Я предложила сыну выбрать два кружка, которые можно оставить, но он очень расстроился, потому что не хотел выбирать. После долгих обсуждений мы решили, что готовы попробовать учиться дома. Именно попробовать, а если ничего не получится — с 7 лет пойти в школу вместе со всеми.

Было сложно. Я столкнулась с тем, что нужно самой выбирать школьную программу, самой все организовывать, а в интернете на тот момент по теме домашнего обучения был полный вакуум. Именно тогда я начала вести блог, чтобы делиться своими наработками с такими же родителями. Мне хотелось пробудить (нет, скорее, не убить) в ребенке тягу к знаниям, любопытство, интерес. Хотелось, чтобы во главе угла стояла его собственная мотивация. Ведь даже кружки мы в свое время выбирали те, на которые Гриша бежал с удовольствием. Если у ребенка есть собственная мотивация, родителям не нужно тратить время и ресурсы на контроль.

Об административных трудностях

Большая часть трудностей связана с административными вопросами: далеко не все директора школ лояльны к «семейникам». В школе, к которой мы прикрепились в самом начале для аттестации, был молодой директор, который с большим интересом относился к этому формату обучения. Но когда руководство сменилось, мы столкнулись с такой стеной непонимания, что вынуждены были просто уйти в другую школу. Я советую всем родителям в таких случаях не тратить время и нервы на эти бои, а сразу менять учебное заведение. Сейчас есть большой выбор, и вы обязательно найдете тех, кто будет разделять ваши взгляды или хотя бы относиться к ним с уважением.

Рекомендую заключить договор со школой и прописывать в нем все условия аттестации: когда и в какой форме она состоится, будет ли это контрольная, тест, устное собеседование. Обязательно должны быть консультации с учителями перед аттестацией, чтобы понимать, как готовиться и на что обратить внимание. Также нужно оговаривать, по какой программе пройдет аттестация, потому что вы можете готовиться по одному учебнику, а на экзамене будут совсем другие темы. Наконец, если ребенок нервничает на экзаменах, можно сдавать аттестации дистанционно — сейчас есть платформы, которые предоставляют эти услуги.

Об учебе

В конце первого класса Гриша успешно сдал аттестацию, поэтому мы решили остаться на домашнем обучении еще на год. И потом вот так было в каждом классе — я думала, вдруг он захочет пойти в школу позже. Я бы дала ребенку прожить этот опыт. И неважно, пошел бы он в школу на год, на пять лет или решил доучиваться вместе со всеми — это в любом случае был бы его выбор. Но Гриша в школу так и не захотел.

В прошлом году сын закончил сразу два класса. В ноябре 2020 года он аттестовался за 8-й класс, а весной — уже за 9-й, после чего сдал ОГЭ. Кстати, только в этот момент у Гриши появились репетиторы, раньше он справлялся самостоятельно. По моему опыту, если с самого начала правильно выстроить учебный процесс, уже с 10–12 лет детям не нужен родительский контроль, они могут учиться сами. Сейчас Грише 14 с половиной лет, он ученик 10-го класса.

О движении в своем темпе

Один из больших плюсов домашнего обучения я вижу в том, что оно позволяет ребенку двигаться в своем темпе. Ведь все дети по-разному осваивают программу — по какому-то предмету ребенок может опережать класс, а другой будет даваться ему с трудом. И в результате на уроках получаются то лишние стрессы, то откровенная скука из-за необходимости подстраиваться под остальных.

В первом классе у Гриши были проблемы с письмом — он писал медленно и не очень красиво. В школе в таких случаях не избежать замечаний, а порой и сниженных за почерк оценок — мне пришлось бы заставлять его, требовать, давить. Думаю, не стоит и говорить, к чему это обычно приводит — у ребенка очень быстро развивается отвращение. К счастью, на домашнем обучении у нас было время найти удобные прописи, понемногу отрабатывать технику письма и дорасти, созреть для этого навыка. У Гриши и сейчас не лучший почерк, но моей целью было не отточить каллиграфию, а привить любовь к родному языку.

Такая же история с чтением — в начальной школе Гриша не любил читать, и вместо стандартной школьной программы я выбирала книги, которые были ему интересны. И вот уже в 3-м классе сын читал с удовольствием, у него наладилось письмо, и мы забыли об этих проблемах.

Опыт обучения на дому: Ольга Скребейко

Главный редактор домашнего издательства Skrebeyko, автор блога, мама четырех сыновей.

У меня четверо сыновей: Саше исполнилось 12 лет и он закончил 6 класс, Никите — 9 лет, он учится в 4 классе, Мише — 6 лет, а Ромке — 3 года. Саша и Никита учатся с опережением, то есть по возрасту они должны быть на несколько классов младше. С шестилетним сыном-дошкольником мы пока занимаемся в свободном формате, не по программе.

Со старшими мы никогда не прикреплялись к школе, поэтому перехода с одной системы на другую у нас не было. Впервые мы прикрепили сыновей к школе только в прошлом году, потому что решили сдать необязательную промежуточную аттестацию. Я сделала это через компанию, которая занимается онлайн-аттестациями и берет на себя все вопросы взаимодействия со школой. Дети проходят тесты на специальной платформе, после чего получают справку из школы об окончании очередного класса.

О репетиторе

Долгое время мы обучались самостоятельно и пробовали разные учебные площадки — благо, их появляется все больше и больше. Но в прошлом году я захотела, чтобы кто-то кроме меня занимался с ребятами, и так у нас появилась Наташа. С младшим Никитой она занималась как учительница, а с Санькой это было скорее тьюторство — помощь в подборе информации, упражнений, каких-то практических заданий.

Мне очень повезло найти человека, который всерьез увлечен своим делом. Мальчишки с удовольствием ездили к Наташе трижды в неделю и проводили там по полдня. Она занималась с ними всеми предметами в рамках школьного курса. И что мне особенно понравилось, предметы были «перелинкованы» между собой, то есть они преподавались системно, а не отдельно друг от друга, как это обычно бывает в школе, а к скучным непонятным формулам всегда находились интересные примеры из жизни Например, чтобы рассчитать скорость, мальчишки замеряли расстояние от столба до дерева во дворе и время, за которое каждый из них его пробегает. Так они сразу понимали, как то или иное знание может пригодиться в реальной жизни.

О вызовах и победах

Мы, как родители, постоянно бросаем сыновьям вызовы. Например, до Нового года пройти целиком класс, сдать все контрольные и тесты. Словом, показать, что поняли материал. И обязательно придумываем какой-то особенный подарок за достижения, который обсуждаем вместе с детьми.

В этом году всю пройденную с учительницей программу мы закрепляли аттестацией, дети ее сдали успешно. Да, не без четверок, была даже тройка. Но здесь я бы поспорила с комитетом платформы, на которой мы аттестовались, потому что не все вопросы были поставлены корректно. В итоге мы эту тройку пересдали и двигаемся дальше.

О социализации

С самого начала мы с мужем мало пользовались услугами детских садов, нам не очень нравилась эта идея. Я считаю, что детям важнее всего находится в семье, где они будут впитывать верные ценности. У нас нет никаких страхов, связанных с социализацией, которыми так часто пугают родителей, чьи дети не ходят в школу. Семья — это отличная площадка для отработки любых социальных навыков. И наши дети по способности вступать в диалог, находить общий язык и взаимодействовать с окружающими могут дать фору многим.

Помимо школы, у ребят есть любимые занятия по скалолазанию, куда они с удовольствием ходят уже второй год. Эти занятия проходят три раза в неделю по два часа, а кроме того, сыновья ездят на соревнования, на сборы в горах, и все это занимает немало времени. Есть и другие увлечения: они пробуют борьбу, карате, плавание, ездят в детский технопарк «Кванториум» — им все интересно. Хорошо, что на это хватает времени.

О попытке уйти в школу

Однажды я устала от того, что помимо роли мамы мне приходилось играть роль учительницы. И я сказала парням — давайте вы пойдете в школу. Привела младшего сына на встречу с директором, хотела показать ему само здание, познакомить с учителями. Мне сказали, что ребенка могут зачислить, от нас нужны только справки о том, как пройден предыдущий класс. Но самое главное — учительница решила узнать мнение сына, хочет ли он в школу. Никита ответил «Не-е-ет», и на этом все вопросы были закрыты, больше мы таких попыток не делали.

Сыновья знают, что их друзья ходят в школу, и часто слышат, сколько времени тратится на домашние задания, скучные предметы, на разные дополнительные вещи. Поэтому мои парни ценят домашнее образование.

Родителям есть из чего выбирать. К счастью, сейчас появилось огромное количество образовательных программ и платформ. Тем, кто думает о домашнем обучении, но пока сомневается, я могу посоветовать две книги моей подруги и коллеги Лейлы Сазонтовой — мамы мальчика, который уже закончил 9 классов дома и готовится к поступлению в колледж. Лейла много писала о том, как устроить весь этот процесс юридически, технически и физически.

Да, это нелегко. Если у вас нет к этому склонности, нет спокойного состояния ума и большого количества времени — лучше сразу искать людей, которые будут помогать с семейным образованием. Я вижу по своим мальчишкам, что для детей такой вариант лучше, чем обучение в школе.

Что такое семейное образование

Мария Прокофьева

Содержание

Наша семья живет в деревне, и у нас две дочки школьного возраста. А школы поблизости нет, поэтому возникла проблема с обучением детей. Кроме того, считаем существующую систему образования несколько устаревшей — ученики приобретают формальные знания, которые едва ли смогут применить в жизни.

Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, мы решились на семейную форму обучения. Расскажу, чем она отличается от других форм образования и какие плюсы и минусы прочувствовали на собственном опыте.

Что такое семейная форма обучения
и чем она отличается от других

Семейное обучение часто путают с домашним и заочным. Однако у этих форм есть немало отличий.

Семейное обучение — ребенок получает образование в семье. Чтобы перейти на эту форму обучения, не нужны особые обстоятельства, необходимо только желание, возможность родителей и ребенка обучаться дома. Родители самостоятельно планируют и проводят занятия, несут ответственность за уровень подготовки ребенка. Школа лишь проводит аттестацию ученика, чтобы проверить уровень его знаний.

Домашнее обучение предназначено для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Учителя проводят занятия с ребенком индивидуально на дому либо дистанционно. Ответственность за полученные знания несет школа.

Заочное обучение. Ребенок учится по школьной программе и в привычном ритме: онлайн-уроки в рабочие дни, смена четвертей и каникул. Используя предоставленные школой учебные материалы, он выполняет домашние задания и отправляет их на проверку учителям по электронной почте или через образовательные платформы. Для заочного обучения используют, например, платформы Core, Mooble, ЕЦПК.

Аттестация на «заочке» бывает очная — ребенок в классе выполняет тестовые задания. Или дистанционная — учителя тестируют ребенка онлайн.

Дистанционное образование — симбиоз традиционного и семейного обучения. Родители с ребенком выбирают онлайн-школу, оплачивают обучение и занимаются по программе выбранной школы. Стоимость обучения составляет 50 000–70 000 ₽ в год.

Большая часть уроков идет в записи, поэтому ребенок может самостоятельно выбирать время, когда смотреть уроки. Некоторые занятия проходят в режиме онлайн — в это время ребенок должен быть у компьютера, слушать объяснения учителя, отвечать на вопросы. В конце урока или блока уроков ребенок выполняет тестовое задание, по которому получает обратную связь от педагога.

Закон разрешает сочетать несколько форм обучения. Например, некоторые предметы ребенок проходит традиционно в классе, а некоторые — дома. На мой взгляд, сочетать очное и семейное обучение сложно и не перспективно: школа неохотно идет на такой вариант и ребенок «выпадает» из коллектива своего класса.

Особенности разных форм обучения></div>
						<meta itemprop=

В таблице показаны особенности всех форм обучения

Как происходит домашнее обучение на практике

Выбираем программу. Мы выбрали традиционную программу «Школа России», поскольку по ней в школе нам предложили выдать учебники. Плюс по этой программе можно найти электронные приложения — особенно это помогает, когда ребенок повторяет материал перед аттестацией. Приложения можно бесплатно скачать на сайте издательства «Просвещение».

Организуем учебный процесс. На наш взгляд, темы в начальной школе рассматриваются очень узко. Например, в учебнике по окружающему миру описаны два–три созвездия — только их ребенок должен знать при сдаче экзамена. Когда мы проходили дома тему звездного неба, то изучили ее глубже, потому что дочкам это интересно.

Много информации наши дети узнают из других источников: видеоуроков, книг, настольных игр и викторин. Кроме того, дома достаточно пособий для самостоятельного изучения: географическая карта во всю стену, целый шкаф познавательных книг, материалов и приспособлений для творчества. Покупать эти вещи гораздо интереснее, чем тратиться на форму и другие обязательные атрибуты школьника. По учебникам мы в основном повторяем материал и сверяем уровень знаний.

Процесс обучения в каждой семье происходит по-разному: на это влияет ритм жизни, темпераменты детей и родителей, особенности возраста. Например, в нашей семье к дочерям-ученицам нужен разный подход. Старшая дочь учится в 4 классе, она любит узнавать информацию сама — читает книги и учебники. Потом рассказывает, что нового она узнала, и мы это обсуждаем. Дочь-второклассница пока не любит читать, поэтому с ней надо заниматься больше — вместе читать, писать в прописи, обсуждать новые знания. Но многое девочки делают сообща: смотрят обучающие видео, ходят в художественную школу. В прошлом году вместе ходили на занятия по английскому, скалолазанию, верховой езде и лепке из глины. Вместе сестрам учиться веселее.

Нас часто спрашивают, как мы справляемся с русским и математикой. Русский язык лучше всех объясняет бабушка. Она нашла небольшие стихи по правописанию и сделала с ними яркий плакат. Придумала писать диктанты по любимым книжкам. Постоянно находит новые игры для тренировки письма, счета и чтения — дети от этого в восторге. Результатом таких занятий стала пятерка по русскому языку за 3 класс. Мы не гонимся за оценками, но все равно очень приятно.

Математику девочки полюбили еще до школы: считали примеры, решали задачи во время долгого ожидания или в поездке. Сначала складывали бананы и яблоки, делили конфеты — на практике и в уме. Потом задания усложнялись — считали деньги и время. Для тренировки грамотности и счета играем в настольные игры: «Эрудит», «Геометрика», «Корова 006». Сейчас хотим научиться играть в «Монополию» и шахматы.

У нас нет строгого режима, обычно занимаемся в первой половине дня, чтобы к вечеру об учебе уже не думать. Бывает, что утром запланирована поездка, тогда уроки откладываем на вечер или переносим на другой день. Выходных, как в школе, у нас тоже нет, потому что учеба не становится тяжким трудом, это интересная часть повседневной жизни.

Еще у нас нет четкого деления на уроки. На мой взгляд, предметы в начальной школе взаимосвязаны и нередко смешиваются: например, из окружающего мира тема переходит в русский язык или музыку. Наши совместные занятия всегда проходят в форме диалога: дети высказывают свое мнение, приводят примеры, и мы все это обсуждаем. Мне кажется, именно в этом преимущество домашнего обучения. Понимаю, что в средней школе будет больше предметов, и они будут значительно сложнее. Пока это не пугает — я люблю учиться и во всем находить полезную информацию.

В свободное время дети гуляют во дворе, присматривают за младшей сестренкой, читают книги, играют, шьют, самостоятельно учатся играть на этнических музыкальных инструментах, синтезаторе и гитаре, рисуют. Иногда можем вместе что-то приготовить, поиграть в настольные игры, вечером устраиваем совместный просмотр кино или мультиков.

Проходим аттестацию. Школа, в которой ученик проходит аттестацию, обычно предлагает привычную для нее форму сдачи экзаменов. Аттестация по каждому предмету может проходить один или несколько раз в год. В нашей школе мы проходим аттестацию в два этапа: в первом полугодии сдаем физкультуру, музыку, рисование, технологию и окружающий мир. Затем спокойно готовимся к экзаменам по основным предметам, которые проходят в конце учебного года. Расписание экзаменов составляет школа, а мы подстраиваемся — нас это устраивает.

В день девочки сдают по одному экзамену. В назначенное время мы приходим в школу, и девочки проходят в класс для тестирования. В 1 классе проверка знаний проходила в форме собеседования. Оценки не ставят, как и в обычной школе. Со второго класса — тестирование на бумаге или на компьютере. Количество вопросов может отличаться. Например, в тесте по окружающему миру для 4 класса — 25 вопросов. Чтобы пройти тест, ученику дается 50 минут.

Демонстрационный тест по русскому языку для 3 класса></div>
						<meta itemprop=

Демонстрационный тест по русскому языку для 3 класса, по которому мы готовимся к школьной аттестации

Защищаем проект. Аттестация по согласованию со школой может проходить в форме творческого или исследовательского проекта. Для этого в начале года берется тема, которую надо согласовать со школой или выбрать из предложенных. По ней ребенок совместно с родителями находит информацию, делает поделку, презентацию или рисунок.

Пример творческого проекта по технологии для 3 класса></div>
						<meta itemprop=

Творческий проект по технологии «Пластилиновый город», 3 класс

Пример творческого проекта по рисованию за 2 класс></div>
						<meta itemprop=

Творческий проект по рисованию «Золотая осень»,
2 класс

Кроме творчества — поделки или рисунка — нужна теоретическая часть. Например, написать пояснительную записку и оформить ее по правилам школы. В начальной школе мы помогаем девочкам подготовить пояснительную записку. В ней указываем проблему, которую решает проект, цель проекта, задачи, план работы. Описываем, как ученицы подготовили поделку или какие исследования проводили.

Защиту проекта обычно принимает комиссия из нескольких учителей. На защите ребенок должен обязательно знать, что написано в записке, уметь рассказать, что и как он делал сам, а также ответить на вопросы по своему проекту. Чтобы ребенок смог рассказать и не смущался, дома нужно потренироваться. У нас защиту принимали два школьных педагога. В первый раз дочка стеснялась, поэтому сейчас мы уделяем подготовке больше внимания, и рассказывать получается лучше. Думаю, что защита проекта тренирует навыки, необходимые во взрослой жизни.

Преимущества семейного обучения

Учиться в индивидуальном порядке эффективнее, чем в большом классе. Мы уделяем больше внимания трудным предметам и тратим меньше время на легкие.

Дома здоровее. Не надо сидеть полдня за партой, можно выбрать удобное время для занятий — ребенок меньше устает. Он питается домашней едой.

Появляется время для хобби и развития талантов. Можно составить удобный график, не зависящий от школы. Особенно это актуально для детей-спортсменов, которым приходится пропускать учебу из-за соревнований.

Укрепляются детско-родительские отношения. Это можно назвать спорным моментом, но тем для общения с ребенком точно появляется больше.

Не нужно ходить в школу. Поэтому отпадают расходы на школьную форму, подарки для учителей и школьные сборы. Мы не тратим время на родительские собрания, вызовы к учителю и школьные линейки.

Появляется возможность путешествовать. Или просто отдыхать, когда удобно вам и ребенку, а не во время школьных каникул.

Учиться дома интереснее. Это отличная возможность вести гораздо более активную жизнь.

С какими проблемами придется столкнуться

А теперь о минусах. Трудиться придется много, в том числе над собой.

Необходимо время. Семейное обучение могут позволить не все родители. Если мама и папа целыми днями на работе, время на обучение найти непросто. Тем более придется еще решать бытовые вопросы.

Нужна дисциплина. Детям все-таки нужно организовывать распорядок, и чтобы его постоянно поддерживать, родители сами должны обладать достаточной организованностью. Сразу скажу, у нас с этим непросто, но мы над этим работаем.

Детям не хватает общения. Эту проблему можно решить секциями и кружками по интересам. Наши дети в разное время посещали рисование, скалолазание, танцы, верховую езду, лепку из глины. К сожалению, на время пандемии у нас осталось меньше дополнительных занятий.

Дополнительные затраты на обучение. Если какой-то предмет «не идет», придется потратиться на дополнительные занятия. В нашем случае таким предметом оказался английский. Мы обратились к репетитору и платили по 600 ₽ за час. Чтобы усвоить годовую программу по предмету, нам хватило 20 уроков. Возможно, кому-то потребуется купить учебники, нам их выдали в школе.

Общественное мнение. Не все школы рады «семейникам», могут быть непонимания с родственниками и другими «доброжелателями».

Почему семейное образование может не подойти, и какие есть варианты

На мой взгляд, основные причины — это родительская усталость и нехватка времени. Учеба не всегда идет гладко, тогда усталость накапливается. За три года домашней учебы старшей дочери не раз появлялась мысль бросить эту затею и перевестись в школу. Останавливала поддержка близких, и ощущение, что дочерям лучше учиться дома. Поэтому я нашла несколько способов, которые помогают снизить нагрузку на родителей и добавляют разнообразие в обучение.

Найти репетитора по трудно дающемуся предмету. У нас так вышло с английским — домашнее изучение предмета очень накаляло обстановку. С репетитором стало легче.

Смотреть онлайн-уроки. Сейчас существует достаточно интернет-ресурсов, где можно найти обучающие и игровые занятия на разные темы. Есть бесплатные, по подписке за 150–500 ₽ в месяц или дистанционные курсы от 1500 до 10 000 ₽ за курс, например, «Инфоурок» и Учи.ру.

Посещать частные кружки и школы. Дети занимаются в маленькой группе необходимыми предметами. Цены очень разные, в зависимости от места и статуса школы.

Объединиться с другими родителями, например, один объясняет детям математику, а другой — биологию. Взаимное обучение может быть бесплатным или с небольшими организационными взносами.

Как оформить заочное образование в школе

1. Найти школу, готовую принимать аттестации

2. Написать уведомление в местное управление образования

3. Забрать документы из своей школы, если ребенок обучается в школе

4. Заключить со школой договор об аттестации

Мы начали семейное обучение с первого класса, поэтому нам понадобилось найти школу, готовую принимать аттестации, и заключить с ней договор. А также уведомить о выборе департамент образования. Для тех, кто уже числится в школе на очном обучении, необходимо забрать из этой школы личное дело ученика.

Иногда найти школу непросто — директор не знает, как правильно оформить ученика и не хочет связываться. Решить проблему можно при помощи закона например, обратиться за поддержкой на сайт Семейное образование. Или поискать лояльную школу. Во многих городах есть сообщества родителей, обучающих детей дома, там могут подсказать лояльные школы.

Если не нашли подходящей школы поблизости, аттестацию можно сдавать дистанционно с помощью электронных тестов. Услуга стоит приблизительно 10 000 ₽ в год. Для некоторых такой вариант помогает сберечь нервы во время аттестации, потому что детям дома комфортнее.

По моему мнению, семейное образование не делает жизнь родителей легче и беззаботней, но делает интереснее. Это путь с большими возможностями для детей и родителей, у которого есть свои преимущества и недостатки. Я пока не знаю, продолжим ли мы учиться в таком формате и в средней школе, но думаю, что это вполне возможно.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Каждую неделю отправляем самые свежие статьи

Читайте на привычных площадках

Онлайн-журнал Life.Profit

Честно и понятно рассказываем о деньгах и экономии

26.09.2022

Как перейти на семейную форму обучения в 2022 году: основания, правила и порядок

Как перейти на семейную форму обучения в 2022 году: основания, правила и
порядок

Родители
часто недовольны качеством школьного образования и процессом обучения.
 Можно перейти  на
 альтернативную форму получения школьных знаний — семейное образование.

Расскажем в
чем преимущества и недостатки семейного образования, кому подойдет такая форма,
с чего начать переход, какие документы нужно подготовить,  какие этапы
предстоит пройти и к каким сложностям подготовиться.

Общие сведения о семейном обучении

Семейное
обучение: что это такое? 
Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под
семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках
семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную
ответственность родителей.

Дети старше
15 лет (имеющие аттестат об окончании 9 классов) могут изучать программу за
10-11 класс в форме самообразования (согласно ч.2 ст.63 273-ФЗ «Об
образовании»). Этот формат практически не отличается от семейного обучения с
той лишь разницей, что при самообразовании школьнику никто не помогает
осваивать программу обучения, включая родителей.

Правовое
регулирование. 
Возможность
получения школьного образования за пределами школьных стен в форме семейного
обучения закреплена в ст.63 ФЗ-273 «Об образовании».

Порядок
перехода на семейное обучение опирается на положения Приказа Минпросвещения
№115 от 2021 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

Чем
отличается от домашнего обучения. 
Есть три способа получать образование за стенами
школы:

  • домашнее обучение;
  • семейное обучение;
  • дистанционное (временное) – данная форма
    практиковалась при пандемии коронавируса.

Семейное
образование не нужно путать с домашним
. Право ребенка на прохождение обучения на дому
опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При домашнем обучении
ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.

Ребенок на
домашнем обучении продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно
выполняет домашние задания, как и другие школьники с той лишь разницей, что
учителя приходят к нему домой.

Перейти на
домашнее обучение могут только дети со слабым здоровьем после прохождения ПМПК.
Комиссия должна подтвердить, что ребенок по состоянию психики и здоровья не
сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение
переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета,
эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.

Преимущества и недостатки семейного обучения

Основания
для перехода. 
Обучение
дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода
к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога,
учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь
желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:

1.     Неудовлетворенностью низким
качеством образования (главный мотив).

2.     Потребностью ребенка в
индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным
и опережает сверстников.

3.     Временное проживание за пределами
страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.

4.     Стремление сохранить здоровье
ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.

5.     Желание воспитывать ребенка с
уклоном на традиционное или религиозное обучение.

6.     Необходимость совмещения
профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если
у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому
вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом.

Родители
могут перейти на семейное обучение без объяснения мотивов принятого решения.

Преимущества. Главными преимуществами семейного
образования являются:

1.     Наличие индивидуального подхода при
обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность
разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.

2.     Возможность самостоятельного подбора
учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение
интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр
онлайн-лекций и пр.).

3.     У ребенка высвобождается время на
дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.

4.     Формат обучения подойдет тем семьям,
где родители часто переезжают.

5.     Отсутствует негативное воздействие
на здоровье ребенка: он не сидит по полдня за партой, меньше устает, питается
домашней едой.

6.     Появляется возможность чаще
путешествовать.

7.     Можно сэкономить на школьной форме,
сборах в фонд класса и подарках учителям.

Аргументы
«против».  
Важно
понимать, что семейное образование – не панацея от всех проблем и подойдет
далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и
энергии для должной мотивации, а также денег для качественного обучения ребенка
и выстраивания индивидуального маршрута, а у детей – способность к
самодисциплине и организованности.

Наиболее
сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения,
является бессистемность  (родителям весьма затруднительно самостоятельно
ориентироваться в широком спектре ФГОСов и требований).  При этом свобода
в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как
родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи
аттестаций.

В числе
недостатков семейного обучения значатся также:

1.     Сложности с социализацией из-за
обучения в отрыве от детского коллектива.

2.     Отсутствие духа соревновательности,
который нередко стимулирует детей учиться лучше.

3.     Критика со стороны знакомых и
предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.

4.     Возможные трудности при переводе
ребенка в обычную школу.

Как организован процесс семейного обучения

Кто учит
детей на семейном обучении. 
При семейной форме обучения учителя на дом приходить
не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.  У них есть
свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать
обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов.

На семейном
обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок
может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или
смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в
учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут
регулярно контролировать.

Родители
могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники
и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения,
целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут
аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).

Переход на
семейное обучение не является основанием для привлечения внимания к семье со
стороны органов опеки.

Как часто нужно
ходить в школу.
 Полностью
избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных
знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно
проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При
необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями.
Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных,
диктантов и пр.

Периодичность
прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может
регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая
необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости
освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы
ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.

Сдавать
экзамены
 также
нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Это бесплатно и школа не
может требовать денег за сдачу экзаменов.

Экзамены
сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с
особенностями развития.

Аттестат
школьнику на семейном обучении
 выдадут такой же, как и другим (согласно ст.60
ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки
ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.

Документ
выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном
общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного»
ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с
остальными.

Если
школьник не сдаст аттестацию
, то для законодателей это служит свидетельством того,
что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не
сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму
обучения
 (согласно п.10 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).

Отказаться от
посещения школы родители в этом случае не смогут.  Но если родители
полагают, что к ребенку предъявляли завышенные требования при аттестации, его
дискриминировали из-за выбора семейной формы обучения, то они могут
пожаловаться в Отдел образования или выбрать другу школу для аттестаций.

Какие права
есть у учеников после перехода на семейное обучение
. После перехода на семейную форму
обучения школьники получают статус экстерна и за ними сохраняют следующие
права:

1.     Сочетать несколько форм обучения. Например, ходить на уроки
математики в школу, а русский и литературу учить на семейном обучении.

2.     Выбрать школу для прохождения
аттестаций.

3.     Посещать кружки, секции по
дополнительному образованию бесплатно.

4.     Получать бесплатные учебники, методическую помощь и консультации
(по ст.35 273-ФЗ «Об образовании»). Родители могут купить учебники
самостоятельно, но не обязаны этого делать. Учебниками всех школьников должны
обеспечить за счет бюджета, независимо от формы обучения.

5.     Выбирать любую школу для прохождения
обязательных аттестаций
 (по п.1,3 ст.34 273-ФЗ «Об образовании»).

6.     Бесплатно пользоваться школьной и муниципальной
библиотекой.

7.     Участвовать в олимпиадах и школьных
конкурсах.

8.     Посещать школьного психолога и
логопеда.

9.     Работать в свободное от учебы время по
ст.63 Трудового кодекса с учетом особенностей трудоустройства
несовершеннолетних (в частности, с согласия родителей, на неполный день и пр.).

Как перейти на семейную форму обучения

Кто может
стать инициатором.
 Решение
о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение
ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). После окончания 9 класса
дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об
образовании»).

Пошаговый
порядок действий. 
Чтобы перейти на семейное обучение  нужно придерживаться следующего
порядка:

1.     Уведомить Отдел образования о
желании сменить форму обучения на семейную.

2.     Прикрепиться к любой школе для
прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого
подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.

3.     Написать заявление об отчислении из
школы на имя директора (нужно писать только, если аттестации планируется
проходить в другой школе!). Этот этап пропускают те,  кто не планирует
менять школу и будет аттестоваться по прежнему месту обучения. 

4.     Ребенка прикрепляют к школе для
сдачи аттестаций в течение 30 дней после подачи заявления и формируют акт о
зачислении.

5.     Подписывается договор о семейном
обучении (необязательно).

Куда
обращаться.
 Переход
на семейное обучение начинается с отправки уведомления ( заявления) по форме в Отдел
 управления образованием по адресу
проживания о принятом решении. Это обязательный этап. Если родители просто
заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит
административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.

Передать
уведомление можно лично или через школу

Уведомление
обработают в срок до 30 дней и предоставят письменный ответ родителям.

Необходимые
документы. 
Для перехода
на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о
рождении ребенка.

Когда можно
перейти на семейное обучение.  
Заявить о своем желании перейти на новый формат
обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше
всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку
будет проще адаптироваться к новому формату.

Выбрать
семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.

Ребенок
может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении
начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об
образовании»). Позиция о том, что в старших классах допускается только
самообразование, не соответствует действительности. Ученики 10-11 класса могут
учиться как в форме самообразования, так и семейного образования на свое
усмотрение, а могут и сочетать эти формы с очным обучением.

Как выбрать
школу для аттестации.
 При
выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это
может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную
аккредитацию (проверить можно на сайте Рособрнадзора).

Школа для
прохождения аттестации не обязательно должна быть по прописке.

Нюансы перехода на семейное обучение

Можно ли
вернуться в школу с семейного обучения. 
Если родители не готовы продолжать семейный формат
обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в
очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

Могут ли
отказать в переходе на семейное обучение. 
Родителям не могут отказать в
переводе на семейное обучение из-за отсутствия у них педагогического
образования и по другим причинам.

Если в школе
говорят, что не знают как работать с детьми на семейном обучении и у них не
принята нормативная база, то это не служит веским основанием для отказа. Так
как семейное обучение гарантировано федеральным законодательством, родители
могут требовать прохождения аттестаций в любой школе. Если школа отказывается
прикреплять ребенка, можно жаловаться на ее работу в Отдел образования или
Рособрнадзор.

Если ребенок
только идет в первый класс. 
Будущие первоклассники также могут перейти на семейное
обучение после уведомления Отдела образования и прикрепления к школе для
прохождения аттестаций.

Есть ли
особенности при самообразовании
. При переходе старшеклассника на самообразование есть
несколько нюансов:

1.     Решение перейти на самообразование
принимает сам школьник. После окончания 9 классов мнение родителей может не
учитываться.

2.     Уведомление в адрес местных органов
власти о переходе на самообучение можно не подавать – достаточно передать
заявление в школу.

Отдел образования Администрации

МО «Ленский муниципальный район»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Переход на профстандарты пошаговая инструкция с образцами документов
  • Переход на непосредственное управление многоквартирным домом пошаговая инструкция
  • Переход на байпасную линию в грп инструкция
  • Персен инструкция по применению цена сироп
  • Переход на вахтовый метод работы инструкция для работодателя