Перерегистрация зао в ао пошаговая инструкция

66 Свердловская область

Дата публикации: 03.09.2014

Издание: «Наши деньги»
Тема: Изменение организационно-правовых форм ОАО и ЗАО
Источник: 
http://www.dengiekat.ru/news/144/2425/

С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения в Гражданский кодекс РФ. Вместо привычных ОАО и ЗАО акционерные общества разделятся на публичные и непубличные. При этом на АО возлагаются новые обязательства, которые потребуют дополнительных расходов. Соответственно, акционерам нужно крепко подумать о том, как жить дальше.
Изменения в интервью журналу «Наши деньги. Екатеринбург» комментирует Марина Рябова, заместитель руководителя Управления ФНС России по Свердловской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

Справка:

С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, введенные Федеральным законом от 05.05.2014 года № 99-ФЗ и отменяющие организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ, то есть ОАО и ЗАО. Теперь ОАО будут иметь статус публичных АО, а ЗАО — непубличных.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступит в силу с 01.10.2014 г.) с 1 октября 2014 года акционерные общества не вправе вести реестр акционеров самостоятельно и до наступления этой даты должны обеспечить обязательную передачу ведения реестра профессиональному участнику рынка ценных бумаг — регистратору.

— Марина Анатольевна, с 1 сентября 2014 года вступают в силу поправки в ГК, меняющие организационно-правовой статус акционерных обществ. Что это означает? И надо ли акционерным обществам предпринимать прямо сейчас — в первые дни сентября — срочные шаги, связанные с введением изменений?

— Необходимости перерегистрироваться прямо сегодня в новые акционерные общества у существующих АО нет. Однако каждое акционерное общество должно уже сейчас четко понимать, какие конкретные изменения и когда именно оно будет производить в соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс федеральными законами № 99-ФЗ и 142-ФЗ.

Суть изменений в следующем. Исходя из 99-ФЗ автоматически уходят открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО). Теперь акционерные общества будут либо публичные (вместо ОАО), либо непубличные (вместо ЗАО). Если публичные, то надо в названии заявиться — «публичное АО». Если же непубличное — то просто АО.
Соответственно, с 1 сентября 2014 года уже не регистрируются новые предприятия в форме ОАО и ЗАО.

— В этой связи в каком статусе регистрировать предприятие тем, кто планировал это сделать как раз сейчас — в сентябре?

— Пока остается открытым вопрос стоит об уставном капитале. В ГК написано, что уставный капитал формируется в соответствии со специальными законами. У нас в законе об акционерных обществах есть уставный капитал для открытых акционерных обществ — 100 тысяч рублей, для закрытых — 10 тысяч рублей. Для публичных и непубличных АО величины уставного капитала, установленной законом, пока нет. Соответственно, мы ждем изменений в закон об акционерных обществах.

Если прямо сейчас нужно регистрироваться, то, наверное, нужно остановиться на ООО — общество с ограниченной ответственностью. Минимальный уставный капитал ООО известен, он не меняется — 10 тысяч рублей. Кстати говоря, в последнее время предприятий в статусе ООО регистрируется больше, предприятий в форме АО регистрировалось меньше.

— Понятно, что за сменой статуса — так сказать, вывески АО — стоят новые нормы и новые обязанности. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Надо разобраться в деталях, понять плюсы и минусы, а потом уже принимать решение. Это важно.

Если ваше предприятие было зарегистрировано в статусе ЗАО, то теперь оно автоматически преобразуется в АО — к нему применяются нормы и из закона об акционерных обществах, и новые нормы из Гражданского кодекса.

И здесь сразу же встает вопрос про ЗАО. До 1 октября 2014 года надо выбрать реестродержателя. Времени остается совсем немного, и выбором реестродержателя, заключением договора и передачей необходимых документов, заниматься надо прямо сейчас — конкретно этот вопрос ни в коем случае нельзя откладывать. Потому что за неисполнение этой нормы — об обеспечении до 1 октября 2014 года обязательной передачи ведения реестра профессиональному участнику рынка ценных бумаг — регистратору — предусмотрены штрафы, причем очень значительные. В случае если реестр ведется неуполномоченным регистратором, то на должностных лиц накладывается штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридическое лицо накладывается штраф от 700 тысяч рублей до миллиона. Такая ответственность предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях — в частности, пунктом 2 статьи 15.22 «Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг».

— Сразу же возникает вопрос: как выбрать регистратора правильно?
— Нужно обратиться к письму Центрального банка от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227. В нем содержится ссылка на список лицензированных регистраторов, размещенных на официальном сайте Банка России.

— С этим разобрались. Теперь возникает вопрос о сроках перерегистрации в АО нового статуса — со сменой реквизитов и печати. В законе же нет конечной даты по перерегистрации из ОАО и ЗАО в АО нового статуса. Можно дождаться окончания календарного года, чтобы не погружаться в дополнительный документооборот и в дополнительные расходы на исходе финансового года?

— Тут каждый решает сам. Заполнить форму 13.14 — это не вопрос, пошлина за это не взимается — именно в том, что касается 99-ФЗ. Но надо уведомить всех контрагентов, что поменялась организационно-правовая форма, сходить в банк, поменять все реквизиты в банке и поменять печать. Это дело это ни одного дня. Да, сроков закон не ставит — можно отложить, но делать это придется.

Я согласна, что ближе к концу года у всех много сделок и все стараются завершить все проекты, расчеты и документооборот. Чтобы не было путаницы, наверное, в январе провести перерегистрацию будет спокойнее. Процедура понятна. Но надо понимать, что до того времени вы должны соблюдать новые нормы, введенные сейчас — то есть передать ведение реестра лицензированному регистратору.

— К чему еще нужно быть готовым тем предприятиям, которые решат остаться в статусе АО?

— Во-первых, надо понимать, что ведение реестра лицензированным регистратором — это платная услуга. Нужно понимать, какие расходы вам придется нести и оценить свои финансовые возможности.

И еще. Раньше у ЗАО не было ежегодного аудита. Сейчас будет обязательный аудит. Если вы остаетесь в статусе акционерного общества, то в 2015 году надо обязательно будет пройти аудит. Это надо держать в голове — потому что аудитора тоже надо выбирать, а это определенная процедура, к тому же проведение аудита стоит денег.

— Уточню: аудит по итогам года теперь обязателен для всех акционерных обществ, независимо от его статуса — публичное или не публичное?

— Да. Теперь прохождение ежегодного аудита — обязанность всех АО.

— Все ключевые вопросы деятельности АО обсуждаются общим собранием акционеров, решения которого закрепляются протоколом. В этой части есть какие-то изменения?

— Да, изменения есть, причем серьезные. Если раньше было достаточно протокола, оформленного на бумаге собственными силами, то теперь порядок изменен. Если это ЗАО (или по-новому непубличное АО), то результаты собрания заверяет либо нотариус, либо лицензированный регистратор. Причем нотариус или регистратор должны лично оценить собрание по количеству присутствующих акционеров и количеству голосов, отданных за конкретное решение. Если это ОАО (то есть в новом статусе публичное АО), то тут есть выбор — можно принять решение о заверении результатов собрания либо нотариусом, либо регистратором, либо использовать технические средства для фиксации решения — это может быть видеозапись или аудиозапись.

Новая действует и в отношении общества с ограниченной ответственностью — ООО. Правда, для ООО достаточно технических средств фиксации решения.

Соответственно, все это нужно сделать до 1 октября, а затем уже принимать решение о том, в каком статусе вы будете работать дальше.

— И последний вопрос — он наверняка возникает у всех акционерных обществ, которым изменения в ГК прибавят хлопот: с какой целью вводятся новые нормы?

— Все эти изменения проходят в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 г. «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Как говорится в тексте этого указа, изменения вносятся в целях совершенствования законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей Российской Федерации, сближения положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в других странах, использования в гражданском законодательстве РФ новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран; поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах — участниках Содружества Независимых Государств.

Процедура реорганизации акционерного общества — это совокупность юридических действий, в результате которых происходит переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц к другому или другим юридическим лицам, а также прекращается деятельность правопредшественников и (или) возникают правопреемники. 

Основания для проведения процедуры реорганизации АО

Реорганизацию можно классифицировать на добровольную и принудительную.

Основанием принудительной реорганизации является решение антимонопольного органа о принудительном разделении юридического лица, в случае систематического осуществления монополистической деятельности, занимающей доминирующее положение коммерческой организацией.

Суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение как о принудительном разделении таких организаций, так и решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Следовательно, принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения и выделения.

Формальным основанием добровольной реорганизации является решение общего собрания акционеров по представлению совета директоров (при их наличии). Существует множество факторов, под влиянием которых общество принимает в добровольном порядке решение о реорганизации, в частности:

  • необходимость в разделении бизнеса между несколькими собственниками;

  • быстрое достижение стратегических целей организации;

  • наблюдается низкая рентабельность, необходимость ее повышения;

  • экономия на масштабах производства, снижение трансакционных издержек;

  • налоговая оптимизация, переход на другую форму налогообложения;

  • поглощение организацией конкурентов и т.д.

Формы реорганизации АО

Реорганизация акционерных обществ может быть осуществлена в следующих формах:

  1. Слияние — это процедура, в результате которой возникает новое общество путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (ст. 16 закона об АО);

  2. Присоединение — это процедура, в результате которой происходит прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (ст. 17 закона об АО);

  3. Разделение — это процедура, в результате которой АО прекращает свою деятельность с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам (ст. 18 закона об АО);

  4. Выделение — это процедура, в результате которой происходит создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого АО без его прекращения (ст. 19 закона об АО);

  5. Преобразование — это процедура, в результате которой АО производит смену организационно-правовой формы (в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также при единогласном решении всех акционеров в некоммерческое общество), права и обязанности реорганизованного лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении акционеров (ст. 20 закона об АО). 

Кроме того, законодательно допускается одновременное сочетание нескольких форм реорганизации (например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием).

Общий порядок реорганизации АО

Процедура реорганизации АО, вне зависимости от выбранной формы, имеет практически общий порядок реорганизации и включает в себя необходимость совершения следующих действий:

  1. Утверждение решения об инициировании процедуры реорганизации и иных решений, связанных с ее подготовкой.

  2. Проведение инвентаризации активов и пассивов обществ, участвующих в реорганизации;

  3. Получение предварительного согласия антимонопольного органа в случае необходимости;

  4. Составление передаточного акта (разделительного баланса);

  5. Подготовка проекта договора о слиянии, договора о присоединении;

  6. Подготовка проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации;

  7. Выдвижение кандидатов в органы управления и контроля АО, создаваемого в результате реорганизации;

  8. Принятие решения о реорганизации на общем собрании акционеров каждого общества;

  9. Уведомление регистрирующего органа о принятии решения о реорганизации с указанием выбранной формы;

  10. Публикация сообщений о реорганизации общества в Федресурс и журнале «Вестник государственной регистрации»;

  11. Представление сведений в Социальный фонд.

  12. Принятие решения о выпуске ценных бумаг и последующая государственная регистрация.

  13. Уведомление регистратора о подаче документов на государственную регистрацию.

  14. Государственная регистрация организации, создаваемой в результате реорганизации;

  15. Уведомление регистратора о государственной регистрации.

Далее рассмотрим пошаговую инструкцию по реорганизации АО

Утверждение решения об инициировании процедуры реорганизации и иных решений, связанных с ее подготовкой

Решение по вопросу реорганизации АО принимается общим собранием акционеров, но только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом общества (п. 3 ст. 49 закона об АО).  

Так, функции совета директоров (наблюдательного совета) может осуществлять и само общее собрание акционеров или иной орган (например, руководитель АО), но в случае, если число акционеров — владельцев голосующих акций в обществе составляет менее 50, и такая возможность закрепляется уставом.  

Органу, к компетенции которого отнесен вопрос об инициировании процедуры реорганизации, рекомендуется разработать и утвердить план мероприятий, смету возможных расходов, а также определить порядок проведения инвентаризации активов и обязательств АО и порядок проведения оценки рыночной стоимости акций АО для целей их выкупа. 

Проведение инвентаризации активов и пассивов обществ, участвующих в реорганизации

Осуществление инвентаризации является обязательным действием при реорганизации АО, поскольку по результатам такой инвентаризации будет определен перечень активов и обязательств, которые реорганизуемое общество передаст основному юридическому лицу после реорганизации.

Для проведения инвентаризации и составления инвентаризационных описей и иных документов следует руководствоваться общими принципами инвентаризации, которые приведены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 г. №49).

Получение предварительного согласия антимонопольного органа

При реорганизации в форме слияния или присоединения реорганизуемым юридическим лицам следует получить предварительное согласие антимонопольного органа. Например, если суммарная стоимость активов обществ превышает 7 млрд. руб., или их суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий реорганизации год превысила 10 млрд. руб. (п. 1 ст. 27 закона о защите конкуренции).

Составление передаточного акта (разделительного баланса)

Нынешнее законодательство имеет некоторые проблемы правового регулирования порядка составления передаточного акта (разделительного баланса) при реорганизации АО. Ранее в редакции ГК до 2014 года определяющим документом правопреемства был: 

  • разделительный баланс, который составлялся при выделении и разделении;

  • и передаточный акт, который составлялся при слиянии, присоединении и преобразовании. 

В редакции ГК, действующей с 2014 года, стал обязательным только передаточный акт, и только для реорганизации в форме разделения и выделения.

Это связано с тем, что в случае слияния и присоединения права и обязанности присоединенного АО переходят в порядке универсального правопреемства, а при преобразовании права и обязанности реорганизованного общества в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении акционеров (участников) (письмо ФНС от 14.03.2016 № ГД-4-14/4182@, п. 26 постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25). 

Однако, до настоящего момента, соответствующие поправки в ст. 16, 17, 20 закона об АО в отношении составления передаточного акта при слиянии, присоединении, преобразовании не внесены. 

Аналогичная ситуация в отношении разделительного баланса в ст. 18, 19 закона об АО, где его утверждение при реорганизации в форме разделения и выделения — обязательно, но в связи с внесением изменений в нормы ГК составляется в обязательном порядке только передаточный акт при указанных формах реорганизации. 

Поскольку на законодательном уровне до конца не решен вопрос об использовании разделительного баланса и передаточного акта, рекомендуется оформлять перечисленные документы в зависимости от формы реорганизации.

Подготовка проекта договора о слиянии, договора о присоединении

Акционерные общества, участвующие в реорганизации в форме слияния / присоединения, в обязательном порядке составляют и заключают договор о слиянии / договор о присоединении. Сам договор утверждается на общем собрании акционеров каждого общества в рамках решения ими вопроса о реорганизации АО (п. 2 ст. 16 закона об АО, п. 2 ст. 17 закона об АО). 

Закон об АО детально регламентирует какие положения о порядке и условиях слияния / присоединения должны закрепляться в соответствующем договоре.

Если в договоре отсутствуют обязательные условия, предусмотренные п. 7 ст. 15, п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17 закона об АО, он может быть признан в судебном порядке незаключенным либо недействительным.

Подготовка проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации

Особенностей при подготовке проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации АО не наблюдается, поскольку закон об АО не предъявляет каких-либо специальных требований к уставам. 

Соответственно порядок составления точно такой же, как и при создании АО. Перечень обязательной для уставов АО информации предусмотрен, в частности, п. 4 ст. 52, п. 3 ст. 98 ГК, п. 3 и п. 3.2 ст. 11, п. 2 ст. 32 закона об АО.

Выдвижение кандидатов в органы управления и контроля АО, создаваемого в результате реорганизации

Пунктом 8 ст. 53 закона об АО предусмотрено право акционеров — владельцев не менее чем 2% голосующих акций каждого реорганизуемого АО выдвинуть кандидатов в органы управления и контроля АО, создаваемого в результате реорганизации.

Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до дня проведения в нем общего собрания акционеров.

При этом законом об АО не устанавливает перечень документов, которые следует представить вместе с предложением.

Поступившие от акционеров предложения рассматриваются не позднее 5 дней по истечении срока, установленного абз. 3 п. 8 ст. 53 закона об АО для внесения предложений о выдвижении кандидатов (п. 5 ст. 53 закона об АО).

Принятие решения о реорганизации на общем собрании акционеров каждого общества. Уведомление регистрирующего органа о принятии решения о реорганизации

До проведения общего собрания акционеров по вопросу реорганизации АО необходимо определиться со списком лиц, имеющих право участия на таком собрании.

Список подготавливает регистратор по запросу общества не ранее чем через 10 дней с момента принятия решения о проведении общего собрания акционеров, но и не более чем за 35 дней до его проведения (п. 1 ст. 51 закона об АО).

Лица установленные, согласно списку, извещаются о проведении собрания способом, как правило, закрепленным уставом АО. Такое уведомления рассылается не менее чем за 30 дней до даты проведения собрания.

Непосредственно на общем собрании акционеров каждого общества принимается решение о реорганизации в одной из 5 форм, в нем устанавливается порядок и условия реорганизации, утверждается договор о присоединении (для присоединения) / договор о слиянии (для слияния), утверждается проект учредительного документа, передаточный акт, а также иные обязательные вопросы предусмотренные законодательством об акционерных обществах (п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 закона об АО). 

Решение о реорганизации АО считается принятым, если за него проголосовало ¾ голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. (п. 4 ст. 49 закона об АО).

Обращаем внимание, что акционеры, которые проголосовали против принятия решения о реорганизации АО или не принимавшие участия в голосовании по вопросу реорганизации общества, имеют право требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций. Требования акционеров о выкупе акций должны быть предъявлены в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.

Принятое решение о реорганизации оформляется в виде протокола в письменной форме и подлежит обязательному заверению нотариусом, если уставом или решением общего собрания не предусмотрен альтернативный способ подтверждения (без участия нотариуса).

Кроме того, аналогично подготавливается протокол и отчет об итогах голосования на общем собрании акционеров по вопросу о реорганизации АО.

После принятия решения о реорганизации обществ возникает обязанность незамедлительно в течении 3 рабочих дней письменно уведомить об этом уполномоченный орган государственной регистрации по форме № Р12003 (форма установлена приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@), с приложением протокола (решения) юридического лица.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК).

Рекомендуется в целях упрощения процедуры реорганизации, а также минимизации временных и финансовых затрат на общем собрании акционеров обществ определить общество, которое будет обязанным от имени всех юридических лиц участвующих в реорганизации, уведомлять регистрирующий орган, опубликовать уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации», а также вносить такие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Федресурс).

Как правило в качестве заявителя на уведомительном этапе выступает руководитель реорганизуемого АО.

Само заявление должно быть засвидетельствовано в нотариальном порядке, за исключением случая, когда документы подаются в форме электронных документов, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП) заявителя. 

Таким образом, на уведомительном этапе о начале процедуры реорганизации подаются в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление (уведомление) по форме № Р12003 о принятии решения о реорганизации;

  • протокол (решение) юридических лиц, принявших решение о реорганизации.

После принятия регистрирующим органом положительного решения в ЕГРЮЛ вносится запись о начале процедуры реорганизации юридического лица.  

Публикация сообщения о реорганизации общества в Федресурс и журнале «Вестник государственной регистрации»

В обязательном порядке в течение 3 рабочих дней с момента решения о реорганизации публикуется уведомление об этом в Федресурс (пп. «н.6» п. 7 ст. 7.1 закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). 

Повторное размещение информации в Федресурс осуществляется через месяц после опубликования первого сообщения. 

После получения листа записи ЕГРЮЛ от регистрирующего органа о нахождении юридического лица в процессе реорганизации следующий шаг — публикация сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 60 ГК, приказ ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355).

Вторая публикация в указанном журнале осуществляется не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца с момента размещения первого уведомления. Без указанных публикации в государственной регистрации реорганизации будет отказано.

Обращаем внимание, если реорганизуемому лицу известны его кредиторы, то необходимо их уведомить также в письменном виде в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган (п. 2 ст. 13.1 закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

В случае не публикации сведений о реорганизации юридического лица возникают следующие последствия:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 50 тыс. рублей и дисквалификация на срок от 1 года при повторном нарушении в соответствии с п. 7, 8 ст. 14.25 КоАП;

  • отказ инспекции ФНС в государственной регистрации процедуры реорганизации общества.

Представление сведений в Социальный фонд

Необходимо представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета в органы Социального фонда (далее — СФР) в течение 1 месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня подачи в регистрирующий налоговый орган документов для госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации.

Рекомендуется получить соответствующий документ, подтверждающий представление сведений в указанный орган, который впоследствии подается в комплекте с документами на регистрацию создаваемого АО. 

Однако такой документ подавать в регистрирующий налоговый орган не обязательно, поскольку нужную информацию у территориального органа СФР налоговый орган запросит самостоятельно.

Принятие решения о выпуске ценных бумаг и последующая государственная регистрация

Принимается решения о выпуске ценных бумаг советом директоров (наблюдательный совет) общества либо общим собранием акционеров, если функции совета директоров возложены на него (п. 1 ст. 64, пп. 7.1 п. 1 ст. 65 закона об АО).

Решение составляется в соответствии с Приложением 16 к Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – Стандарты эмиссии) (п. п. 5.5, 43.4 Стандартов эмиссии) и оформляется протоколом. 

Документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, представляются в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ записи о госрегистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (п. 2 ст. 27.5-5 закона о рынке ценных бумаг).

Лицо, выступающее заявителем при государственной регистрации выпуска ценных бумаг, является лицо, которое последним приняло решение о реорганизации, или лицо, определенное в решении о реорганизации. 

Документы, представляемые для госрегистрации выпуска ценных бумаг, устанавливаются Стандартами эмиссии.

Банк России обязан осуществить госрегистрацию или принять мотивированное решение об отказе в ней (п. 5 ст. 20 закона о рынке ценных бумаг, п. п. 5.16, 5.16.2, 5.16.3 Стандартов эмиссии):

  • в течение 15 рабочих дней — с даты получения документов;

  • в течение 10 рабочих дней — с даты получения документов, представленных для госрегистрации после их предварительного рассмотрения, если Банк России принял решение об их соответствии требованиям законодательства либо эмитент устранил все несоответствия, выявленные Банком России по результатам предварительного рассмотрения. При этом документы для госрегистрации должны быть представлены в Банк России не позднее трех месяцев с даты их предварительного рассмотрения.

Регистрирующий орган выдаст уведомление о госрегистрации выпуска ценных бумаг, 2 экземпляра решения о выпуске акций с отметкой о его регистрации и 2 экземпляра документа, содержащего условия размещения акций при реорганизации АО. 

Государственная регистрация организации, создаваемой в результате реорганизации

После истечения 30 дней с даты второго сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации необходимо подготовить и представить в регистрирующий орган (по месту нахождения директора (слияние, выделение, преобразование), по месту нахождения основного АО (присоединение, разделение)) следующие документы: 

  • заявление (уведомление) по форме № Р12016 в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц);

  • учредительный документ (представляется в одном подлинном экземпляре, за исключением, если юридическое лицо действует на основании типового устава (слияние, разделение, выделение, преобразование));

  • договор о присоединении (присоединение);

  • договор о слиянии (слияние);

  • передаточный акт (разделение, выделение); 

  • квитанция об уплате госпошлины (при направлении документов для госрегистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать госпошлину не требуется);

  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган СФР (рекомендуется представить, но не является обязательным);

  • документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного номера;

  • документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такой реорганизации.

Подача документов на всех этапах реорганизация возможна следующими способами: путем непосредственного обращения в инспекцию, через МФЦ, почтовым отправлением, через Единый портал госуслуг, интернет-сервис на сайте ФНС, мобильное приложение (при наличии УКЭП), через нотариуса при личном обращении к нему за отдельную плату (п. 1 ст. 9 закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Кроме того, в день подачи документов на госрегистрацию юрлица, нужно уведомить регистратора о факте их подачи (п. 45.7 Стандартов эмиссии).

После рассмотрения представленных документов и при положительном решении уполномоченного органа процедура реорганизации АО считается завершенной только после государственной регистрации новых или обновленных юридических лиц или по факту внесения записи в ЕГРЮЛ (при присоединении). 

При выборе формы реорганизации АО следует учитывать не только финансовые, правовые и организационные аспекты, но также интересы акционеров и работников. В связи с чем процесс реорганизации является достаточно сложным, требующим строго соблюдения всех законодательных нормы и правил при проведении процедуры.

Если вам нужна бесплатная консультация с профильным юристом по вопросам реорганизации акционерного общества, переходите на сайт компании «Консалтинг Онлайн» и оставляйте заявку на публикацию. На этой же странице вы сможете скачать несколько полезных материалов по реорганизации АО, которые помогут вам без нарушений провести процедуру.

Онлайн-сервис для комплексного юридического сопровождения деятельности компаний от создания до ликвидации

Доступный консалтинг от команды экспертов в удобном онлайн-формате для компании с любой организационно-правовой формой и любым уровнем сложности задач

Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: LjN8KWs8q

Реорганизация АО (акционерного общества) на добровольной основе может проводиться в любой допускаемой законодателем форме, включая преобразование в ООО или производственный кооператив. Рассмотрим особенности процедуры реорганизации АО, возможные варианты преобразования, а также практику судебных органов по разрешению спорных ситуаций в этой сфере.

Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса  в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

Может ли АО применять УСН мы рассказывали в статье.

Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

  • при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
  • при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) ­― пп. 1–3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).

Как учитывать акции в учете описано в статье «Правила учета акций в бухгалтерском учете».

Разделение и выделение АО

Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.

По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

Как преобразовать ООО в АО, описано в КонсультантПлюс. Оформите бесплатный онлайн-доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Как реорганизовать ООО путем выделения, мы писали в статье.

Реорганизация АО в форме слияния и присоединения

При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.

Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.

Как реорганизовать ООО путем присоединения, читайте в материале.

Особенности преобразования АО в ООО

Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:

  • вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
  • принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
  • составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
  • обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
  • завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).

Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.

Алгоритм регистрации преобразования АО в ООО привели эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Про разные виды акций есть статьи на нашем ресурсе:

  • «Что такое обыкновенные акции, их признаки и особенности».
  • «Что такое привилегированные акции и какими правами они наделюят владельцев».

Смена ЗАО на АО

С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.

В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества уже давно стало невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требовалось (ч. 10 названного закона).

Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же было необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следовало при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.

Итоги

В заключение подведем некоторые итоги:

  • при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
  • слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
  • цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
  • преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
  • с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
  • приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно было осуществляться вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.

Уважаемый Сергей! 

Соглашусь с позицией уже высказавшихся коллег, но считаю необходимым добавить информацию насчет эмиссии акций и ведения реестра акционеров, т.к. без этой процедуры не получится ни внести изменения в устав, ни преобразоваться в ООО, ни передать акции ЗАО новому акционеру/акционерам. Тем более, что Ваш вопрос касался в том числе и этого момента. 

Принимая во внимание предоставленную Вами информацию об отсутствии эмиссии акций при учреждении акционерного общества, нельзя считать завершенным его создание. Поэтому для продолжения легальной деятельности ЗАО первым шагом будет регистрация выпуска ценных бумаг (акций). В соответствии с главой V Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» данную процедуру в настоящее время могут проводить как Центральный банк РФ так и специализированные регистраторы, имеющие соответствующую лицензию. Однако, учитывая то обстоятельство, что ваше ЗАО вероятно создано до 1 января 2020 г., регистрацию выпуска акций необходимо будет проводить в Центральном банке РФ и руководствоваться старыми стандартами эмиссии ценных бумаг (Положение Банка России от 11.08.2014 № 428-П), хотя формально они прекратили свое действие.  

Таким образом, с учетом моих дополнений, последовательность шагов будет выглядеть следующей: 

1. Регистрация выпуска ценных бумаг (акций) в Центральном банке РФ;  

2. Выбор специализированного регистратора для ведения реестра акционеров и заключение договора с ним;  

3. Смена наименования акционерного общества с одновременным приведением в соответствие с действующим законодательством его учредительных документов (изменение ЗАО на АО) в Федеральной налоговой службе; 

4. Дальнейшее продолжение деятельности акционерного общества, либо ликвидация/преобразование/продажа (в зависимости от того какое решение будет принято акционерами). 

Также необходимо учитывать, что формально несвоевременная регистрация ценных бумаг (акций) может быть квалифицирована Центральным банком РФ как недобросовестная эмиссия ценных бумаг, ответственность за которую предусмотрена ст.15.17 КоАП РФ. В то же время, учитывая тот факт, что срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье (1 год со дня совершения) скорее всего уже давно прошел, то риск реального привлечения к ответственности минимален.  

Желаю удачи! 

С уважением, 
Алексей Рощин 

С 1 сентября 2014 года акционерные общества будут публичными либо непубличными (больше не будет деления на открытые и закрытые акционерные общества). В связи с этим планируется глобальная перерегистрация АО. Необходимо будет внести изменения в Учредительные документы (скорректировать наименование и иные положения Устава согласно новому законодательству).

С 1 октября 2014 года ВСЕ акционерные общества обязаны передать ведение реестра акционеров специализированным регистраторам (на текущий момент абсолютное большинство АО ведут реестр самостоятельно), что повлечет дополнительные расходы и иные сложности. Указанные изменения регламентированы Федеральными законами № 142-ФЗ от 2 июля 2013 г. и № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г.

Рассмотрим более подробно, с какими сложностями могут столкнуться владельцы акционерных обществ в связи с нововведениями.

Перерегистрация АО

Итак, с 1 сентября 2014 г. вступят в силу изменения в ГК, и «осенние» акционерные общества будут публичными и непубличными. Те из них, кто по факту размещает акции открытой подпиской, в том числе на организованных торгах, будут публичными: обязаны добавить в наименование «публичное» – «публичное акционерное общество», остальные – останутся непубличными: должны убрать из наименования «степень открытости» – просто «акционерное общество».

При этом окончательное понимание в различии между нынешними и будущими акционерными обществами может быть сформировано только после внесения изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Сложности, с которыми можно столкнуться в процессе «перерегистрации АО»

На текущий момент зарегистрировано достаточно много акционерных обществ, которые создавались давно и у которых уставный капитал не соответствует действующему законодательству – меньше допустимого минимума (для ЗАО минимум 10 000 руб., для ОАО – 100 000 руб.).

На наш взгляд, учитывая практику законодателя и опыт перерегистрации ООО, имеется вероятность установления обязанности всем таким АО привести размер уставного капитала в соответствие.

Но если для ООО увеличение уставного капитала – это просто внесение изменений в Устав, то для АО необходимо зарегистрировать дополнительную эмиссию акций в ЦБ РФ. А это процесс, во-первых, довольно дорогой, во-вторых, занимает несколько месяцев. Об этом будет сказано немного ниже.

Передача реестра акционеров специализированному регистратору

В настоящее время все АО с количеством акционеров менее 50 могут вести реестр самостоятельно. Как показывает наш опыт, зачастую такие АО подходят к ведению реестра формально либо вообще его не ведут (даже несмотря на то, что за это предусмотрены огромные штрафы).

С 1 октября 2014 г. акционерные общества, которые ведут реестр самостоятельно, обязаны передать его в профессиональные руки – независимым регистраторам.

Средняя стоимость услуг регистраторов по ведению реестра на текущий момент составляет от 2 000 до 10 000 руб. в мес., а любые действия по реестру (выписки, продажа акций и т. д.) оплачиваются дополнительно (можно ознакомиться на сайте любого регистратора). Также регистратору придется оплатить единовременный платеж за «вступление» (формирование реестра) – порядка 7 000 – 10 000 руб.

Сложности, с которыми можно столкнуться в процессе перехода к реестродержателю

Реестр акционеров велся неправильно, не в полном объеме. Стандартный Реестр включает в себя правила ведения реестра акционеров, регистрационный журнал, журнал учета входящих документов, лицевые счета, иные документы.

В этом случае Регистратор попросит его восстановить. Это можно сделать самостоятельно либо заказать услугу по восстановлению непосредственно у Регистратора. Обзвонив несколько реестродержателей, можно сделать вывод, что эта услуга оценивается ими порой очень дорого. Связано это с большим уже сейчас количеством желающих и некой монопольной позицией – регистраторов не так уж много на текущий момент.

В акционерном обществе не проведена эмиссия акций

В этом случае Регистратор не сможет принять у вас реестр до устранения данного нарушения.

Также, связавшись с несколькими реестродержателями с целью определения ценовой политики на проведение эмиссии акций, мы выяснили, что стоимость услуги в части первичной регистрации – порядка 40 000–50 000 руб., доп. эмиссии – от 150 000 руб. Как компания, оказывающая соответствующие услуги, можем отметить, что это очень дорого!

К сведению

За непередачу реестра акционеров регистратору предусмотрена ответственность в виде дисквалификации Руководителя АО и штрафа в отношении Общества в размере от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Из опыта перерегистрации ООО, банки и контрагенты могут отказываться работать с не перерегистрированными АО.

Наши рекомендации

Сначала нужно определиться, хотите ли вы (есть ли острая необходимость) иметь акционерное общество или нет.

Если вы решили оставить АО

В этом случае, прежде чем идти к Регистратору для заключения договора на обслуживание, следует удостовериться, что у вас ведется реестр акционеров и зарегистрирована эмиссия акций. Если нет, то восстановить и сделать. Также обратите внимание на размер Уставного капитала – если он меньше допустимого, то на текущий момент советуем пока не увеличивать УК, а дождаться выхода обновленного Закона об Акционерных обществах. И сделать все корректировки вместе – будет дешевле и надежнее.

Если вы решили «попрощаться» со своим АО

Вариант 1: ликвидировать. Существует достаточно много разных по цене и технике способов прекращения деятельности Общества.

Вариант 2: преобразовать в ООО. Это процесс не сказать, что очень простой, но он имеет ряд положительных моментов:

  • отпадает необходимость переходить к Регистратору, платить за обслуживание и т. д.;
  • если не сделана эмиссия и не велся реестр акционеров, то процедура реорганизации допускает этого уже не делать, при этом вопрос о защите прав «незарегистрированных» акционеров оговаривается отдельно;
  • если уставный капитал меньше допустимого, то увеличить его можно в процессе процедуры реорганизации (не нужно делать доп. эмиссию акций).

В части затрат, есть большая вероятность, что сделать реорганизацию будет проще, чем привести в порядок ваше АО (следует пообщаться со специалистом).

Наш совет: действия по любому указанному варианту следует начинать до вступления в силу нововведений.

Роман Винокуров, старший юрист ЗАО ЮК «Сити-М», для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Юрист на предприятии

С бератором «Юрист на предприятии» Вы с легкостью разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Также вы быстро найдете форму любого документа, нужную статью закона, пример из арбитражной практики. Узнайте об издании больше >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Новые правила существования юридических лиц (изменения главы 4 Гражданского Кодекса)

Like this post? Please share to your friends:
  • Перекраска кухонных фасадов из мдф своими руками пошаговая инструкция
  • Переоформление авто через госуслуги пошаговая инструкция
  • Перерегистрация автомобиля через госуслуги с сохранением номера инструкция пошаговая
  • Перекрасить двери межкомнатные в белый цвет своими руками пошаговая инструкция
  • Переключение передач на механике инструкция и скорость