30 сентября 2022
Время прочтения — 10 минут
В этой статье мы расскажем, как работать в Adobe Lightroom и поделимся фишками, которые помогут использовать эту программу более эффективно и качественно.

профессиональный фотограф, эксперт полного курса по обработке, цветокору и ретуши Contentography
Содержание
-
Как начать работу в Lightroom?
-
Настройки смарт превью
-
Интерфейс программы Lightroom
-
Как добавить пресет?
-
Как обрабатывать изображение?
-
Начинаем обработку
-
Кадрирование
-
Как использовать маски?
-
Как экспортировать изображение?
Как начать работу в Lightroom?
Открываем Lightroom. Создаем новый каталог для обработки файлов. Называем его «Фотосессия 1» (или любым другим названием) и назначаем папку для его хранения.

Теперь настроим основную программу. Выберем «Основные настройки» (Preferences), внесем изменения в несколько важных пунктов:

Проставим галку на пункте Вручную (Custom) в использовании графического процессора

Ставим галку на пункте Использовать GPU для отображения (Use GPU for display)

Пропишем объем кэша больше 10 (насколько позволяет ваш компьютер)

Ставим галку напротив Использовать смарт-превью вместо оригинала для редактирования изображений (Use Smart Previews instead of Originals for image editing)

Перейдём к настройкам каталога и выберем по порядку: 1440х, Medium, After 30 Days.

Настройки смарт превью
Выходим из настроек и сделаем еще одно ускорение для программы, отключив все ненужные модули. Они расположены в правом верхнем углу экрана. Отключаем нажатием правой кнопкой мыши и затем снятием галочки модуль Map, Book, SlideShow, Print, Web.

В левой части программы найдите и удалите Snapshots и Collections.

Теперь можно приступить к импорту фотографий. Нажимаем File → Import Photos and Video… и в левой части экрана выбираем папку, в которой хранятся ваши изображения.
Затем в наверху в центре экрана выбираем формат работы с изображениями:
Copy – скопировать фотографии в папку каталога,
Move – перенести фотографии в папку каталога,
Add – добавить фотографии в каталог, но не переносить. Выбираем этот вариант, так как он не создает лишних копий изображений и соответственно не снижает скорость работы программы.

В правом верхнем углу проставляем галочку напротив пункта Build Smart Previews, чтобы работать с уменьшенными и менее тяжелыми копиями изображений. Это поможет ускорить работу и уменьшить количество лагов программы.

Внизу экрана можно выбрать принцип сортировки и размер, в котором будут отображаться фото.
Интерфейс программы Lightroom
Работать нам предстоит в разделе Develop. С правой стороны находятся инструменты, с помощью которых будем обрабатывать фото.
Сверху расположена гистограмма, которая дает всю информацию об изображении по свету и цвету.
Ниже расположены кнопки, отвечающие за кадрирование и создание тех или иных масок.

Ниже расположен раздел Basic с основными настройками фотографии: экспокоррекция, температура, работа со светлыми и темными оттенками.

Раздел тональной кривой включает основную мастер-кривую и несколько тональных по каждому каналу режима RGB.

HSL-раздел позволяет добиться самой чистой и красивой цветокоррекции изображения.

А Color Grading позволяет добавить определенный оттенок.

Затем последовательно идут работа с резкостью и уменьшением шума, коррекция линзы и хроматических аберраций, виньетка, трансформирование изображений, эффекты и калибровка.
А в нижней части экрана находится панель со всеми загруженными фотографиями.

В левой части экрана отображаются пресеты и история обработки.

Как добавить пресет?
В блоке пресетов нажмите + → Import presets
В открывшемся окне ищем и выбираем тот пресет, который нам необходим. Нажимаем Import.

Готово. Осталось найти его в одной из папок и применять. В нашем случае это папка User Presets.

Или путем Preferences → Presets → Show all other Lightroom presets

Как обрабатывать изображение?
Существует множество подходов к процессу обработки. Мы предлагаем на наш взгляд оптимальный — через пресеты.
Пресеты бывают универсальные и узконаправленные. С универсальными работать удобно: они хорошо ложатся на большинство кадров и требуют незначительной корректировки.
Узконаправленные пресеты требуют большого соответствия данных: одинакового света на изображениях, режимов съемки, даже модели камеры. То есть, чтобы получить обработку, как на референсе, свой кадр нужно сделать точно по тем же параметрам, условиям освещения и той же техникой.
Узконаправленные пресеты часто продают блогеры. Они отражают их авторский стиль и заточены под создание контента, который будет узнаваем. Но нужно учитывать, что вам такие пресеты могут не подойти.
Лучше собрать коллекцию универсальных пресетов, с которыми вы сможете сделать чистый красивый цвет.
Что отличает универсальные пресеты от узконаправленных?
В универсальных пресетах хорошо проработаны цвета, HSL, тонирование, может быть проведена работа в Camera Calibration. Но раздел Basic проработан незначительно.
В узконаправленных пресетах сильно проработаны Basic и Camera Calibration.
Начинаем обработку
Применяем подходящий пресет и начинаем его докручивать, чтобы сделать еще более подходящим для нашей фотографии. Lightroom — продуманная программа. Блоки для обработки изображения расположены поэтапно сверху вниз в правой части экрана. Проводите коррекцию последовательно, не перепрыгивая между пунктами.
Одни из самых важных коррекций находятся в разделе HSL. Именно здесь можно сделать крутой чистый цвет.
Проверку чистоты цвета можно проводить с помощью инструмента Пипетка, наводя её на участки фото, которые хотим считать белыми.
Советуем снижать оттенки Purple и Magenta, потому что они имеют свойство давать рефлексные паразитные блики.
Когда мы добились чистого цвета, фотографию можно тонировать в Color Grading.

Затем настраиваем резкость. Можете сохранить это фото, чтобы не забыть оптимальное положение ползунков. Оно дает практически звенящую резкость, которая классно смотрится на загруженных в социальные сети кадрах.

Далее корректируем виньетку, если это необходимо.
Немного задираем Aspect. Таким образом мы слегка сузим фотографию, сделав модель более стройной и изящной. Но пропорции от такой коррекции не начнут выглядеть искусственно.

Работаем с шумом, если это нужно, и переходим к Camera Calibration. Редактируем распределение красного, зеленого и синего цветов, а также их насыщенность. С этим инструментом можно подобрать идеальный оттенок кожи для модели.

Когда обработка завершена, можно использовать настройки фото и на других кадрах. Выделите в нижней строке со снимками главную фотографию, зажмите клавишу Shift и выберите кадры, на которые хотите применить настройки.

Затем нажимаем кнопку Синхронизировать и выбираем настройки, которые хотим скопировать и применить для других снимков.

Lightroom автоматически перенесет настройки на выбранные кадры, таким образом буквально несколькими кликами можно обработать большую часть фотографий со съемки. Оптимально накладывать характеристики на группу фото, отснятых в одной локации при одинаковом освещении.
Если настройки легли неидеально на одно или несколько фото, можно подкорректировать их ползунками. Обычно хватает небольших изменений на вкладке Basic.
Из любой авторской настройки можно создать свой пресет. Для этого в разделе Presets нажимаем на + и выбираем Create Preset.

В открывшемся окне назначаем имя пресета и оставляем галочки напротив характеристик, которые хотим сохранить в нем. Нажимаем Create.

После этого пресет появится в разделе User Presets и вы сможете его использовать.
Кадрирование
Сочетанием клавиш CMD+O или CTRL+O можно менять сетку в разделе кадрирования и выбрать трети, диагонали, четверти, треугольную сетку или золотое сечение. А в правой части экрана можно выбрать соотношение сторон.

Если хотите сделать фото черно-белым, нажмите Black&White и скорректируйте ползунками характеристики изображения до приятного монохрома. Не забудьте отключить кривые, если они дают цвет и Color grading.

Как использовать маски?
С помощью масок удобно проводить частичную коррекцию изображения, например, провести ретушь кожи. Для этого нужно выбрать в правой части экрана значок маски (он выделен красным на изображении ниже) и кисть (Brush).

Закрасьте кистью кожу лица, шеи, зоны декольте и при необходимости рук и ног.

В пункте Effects выберите пункт Soften Skin. В правой части экрана можно ползунками скорректировать блики, мягкость и другие характеристики кожи.

Таким образом вы проведете аккуратную ретушь кожи, экономя время на длительном частотном разложении в фотошопе. Включить или отключить маску можно кнопкой в соответствующем пункте (выделен красным на изображении ниже).

Если вы хотите отредактировать изображение в фотошопе прямо сейчас, это можно сделать нажатием правой кнопкой мыши и затем Edit in → Edit in Adobe Photoshop. Изображение сразу откроется в фотошопе без пересохранения в какой-либо папке.

Lightroom по умолчанию является RAW-конвертером. Это значит, что информацию он тянет из RAW-файлов. Вы можете обрабатывать в программе и jpeg-фото, но ее производительность, функциональность и эффективность будет гораздо ниже, чем при работе с основным форматом.
Например, на съемке вы ошиблись с настройками и кадры получились слишком синими. Вы сможете вытянуть баланс белого в Lightroom, если снимали в RAW, в JPEG — нет.
Как экспортировать изображение?
Выделяем кадры через CMND+A, затем File → Export. В открывшемся окне выберете путь для сохранения фото.

Проставьте необходимые параметры изображений в File Settings. Обязательно установите значение Quality 100, чтобы сохранить максимальное качество изображения. Чтобы не терять цвет при переносе кадров из одной программы в другую, следите, чтобы цветовое пространство было везде sRGB.

Если хотите полностью разобраться в процессах обработки, уверенно ретушировать и понимать цвет, станьте учеником Лены Драгиной на полном курсе по обработке, цветокору и ретуши. На курсе вы освоите основные программы для работы с фото и научитесь создавать топ-обработки, как с обложек журналов.
Обработка фото в Лайтрум — это и искусство и ремесло, всё в одном флаконе. В тренды сейчас выходит пост-обработка и настройка фото в Лайтрум уже после съемки, нежели сам процесс получения снимка.
Взяв одну и ту же исходную фотографию, начинающий получит совсем не такой результат как профи.
И как же обработать фото в лайтрум, если ты совсем в этом новичок? Я подобрал советы которые помогут вам решить как пользоваться Adobe Lightroom на первоначальном этапе.
Все они носят личностный характер и выражают только моё мнение, но уверен что многим будут полезны.
Настройка баланса белого (ББ) и цвета
- Настраивайте баланс белого тогда, когда вам хочется. Не слушайте что во всех руководствах это указано первым шагом. Во первых, поступать так это повод больше доверять себе. Во вторых — современные фотоаппараты отлично справляются с естественной настройкой баланса белого в 99% случаев.
- Делайте баланс белого чуть выше чем естественный, на 100-500 единиц. Людям нравятся тёплые цвета. (Даже если вам не нравятся).
- Не пренебрегайте настройкой Авто для коррекции снимков. Да, довольно часто она промахивается с экспозицией, особенно если в кадре есть облака, но нажимать кнопку Авто стоит хотя бы ради ознакомления.
- При обработке фото не перебарщивайте с контрастом — эта вещь работает на основе цветов соседних пикселей и очень меняет картину. Хотите сделать выразительнее? Используйте Black, Saturation, Vibrance, Clarity. По статистике при обработке фото я чаще уменьшаю контраст чем добавляю.
- Научитесь работать с HSL. Это очень нужная вкладка. Если вы действительно хотите получить хорошие фото, привыкайте настраивать цвет кожи. Кстати, с групповыми фото надо быть внимательными. Например, у мамы и ребенка, тон кожи разный — не забудьте это учесть.
Детализация и резкость (Detail).
- Если нет больших промахов по экспозиции, и фото планируется только под Instagram, не настраивайте вкладку Резкость (Detail). Сэкономите время.
- Пользуйтесь клавишей ALT при настройки значений Резкости (Detail). Это временно переведет изображение в ч/б и акцентирует внимание на редактируемых деталях. Кому-как, но мне в монохромной палитре ориентироваться легче.
Удобство работы в lightroom
- Первый совет из этой серии, и он же самый субъективный. Пользуйтесь английской версией Adobe Lightroom. Дело не западной культуре или политике — элементарно весь свежий контент: уроки, пресеты, приемы, первоначально выходит на английском. Куда проще привыкнув к английской версии, понять о какой настройке в лайтрум идёт речь на русском, нежели привыкнув к русской понять что-то на английском.
Кстати знание настроек на английском пригодится и при общении с фотоаппаратом.
- Увеличьте масштаб, если это необходимо. Если ваш монитор настроен верно, масштаб системы должен быть 100%. В этом случае на экране с FullHD и выше элементы становятся очень мелкими. Выставьте удобный для себя масштаб элементов в настройках лайтрум. Лично я использую масштаб 150%.
- Уберите всё ненужное с рабочего пространства. Сверните ненужные панели, отключите бар под фото (клавиша T). Работайте в Одиночном режиме (Solo mode), это сконцентрирует ваше внимание на каждой настройке лайтрум по очереди.
- Не нужно создавать пресет под каждую группу снимков из пары-тройки штук. Вы можете просто скопировать настройки кнопкой Копировать Copy, Предыдущие Previous, или Синхронизация Sync.
Обработка фото в лайтрум и рабочий процесс.
- Удаляйте унылые фотки. Серьезно, если кадр не нравится вам не под каким соусом — не важно какая там была идея. Смиритесь, не тратьте время и работайте с удачными кадрами.
- Нельзя обрабатывать одно фото слишком долго. Глаз замылевается и вам всё сложнее принять решение. Если через минут 5-10 вы еще не определились, переходите к другим отснятым планам, а к проблемному фото вернитесь через час-другой.
- Не пытайтесь обработать фото, не отснятые в raw. Элементарный совет, однако новички не всегда понимают его важность. Из jpg невозможно вытянуть и части того, что позволяет сделать raw формат. Снимайте в raw, полюбите его, не мучайте себя обработкой jpg.
Водяные знаки и авторство
- Не ставьте водяной знак на фото. Да, при экспорте лайтрум легко может его добавить, однако — настолько ли вы крутой фотограф? Водяные знаки у новичков как правило смотрятся абсурдно, особенно если в них кривенько зашифрована их фамилия на английском. Я знаю профессиональных фотографов, которые не добавляют водяные знаки на фото. Профессия фотограф — это поток. Маленький или большой, но тем ни менее. Лучше акцентируйте свои усилия на качестве фото, совершенствуйте навыки практикой.
Ребята, это ужасно. Не надо так. Я морально вспотел пока эту подборку делал.
- Слышали про exif данные? Это та информация которая присоединяется к фотографии и как правило носит служебный характер: выдержка, ISO, другие параметры съемки. Многие фотографы перед выдачей фото клиентам также добавляют туда свой телефон, ссылки на соцсети, своё авторское имя или ник. И — почему бы и нет? В лайтрум вы можете добавить и отредактировать exif теги, делается это всего в пару кликов и применяется для всех фотографий сразу.
Я советую не отказываться от этой возможности, ведь это не бросается в глаза, но при этом напоминает что это вы автор фото.
Ну а если добавить exif теги в лайтруме для вас слишком сложно — у меня есть отдельный обзор бесплатных exif редакторов тегов.
Приемы обработки в лайтрум: слухи и стереотипы
- Шумы. Наверняка вы слышали что «иллюзия пленки» на фото — это хорошо. Да, иногда шум может добавить снимку зрелищности. Однако здесь стоит понимать что добавлять шум в лайтруме подойдет в случае если вы планируете использовать фото в большом формате (печать или онлайн-галерея) — чтобы этот самый шум у вас было заметно — то есть инстаграм вряд-ли сможет оценить шумы даже чисто практически. Кроме того на фото уже первоначально может быть шум из за неправильной экспозиции или сложных условий съемки, в этом случае искусственные шумы только усугубят ситуацию.
Из-за восстановления приемлемых значений экспозиции на фото появились естественные для матрицы шумы. Больше добавлять лайтрумом точно не нужно.
- Виньетка. Наверняка вы много раз видели такой эффект, и добиться его в лайтрум очень просто. Но лучше не нужно. Во-первых, виньетка сейчас мягко говоря не модна. Во вторых — ч/б на каждом фото и виньетки — явный признак недостатка опыта обработки фото.
Черно-белые снимки в лайтруме
- Перевести палитру в ч/б дело одного клика. Я же советую переводить снимок в черно-белый вариант только тогда, когда это действительно напрашивается, а именно: у вас хорошо показан ритм в фотографии, визуально выстроены линии и логически композиция дополняет сама себя.
Светотеневой рисунок позволяет показать изгибы тела модели, или геометрию в кадре — и это то на чем вы хотите акцентировать внимание.
На снимке для конвертации в черно-белое должно быть достаточно контраста и глубины цвета ещё до начала обработки в ч/б.
По моему мнению достойные снимки в ч/б чаще сделаны в низком ключе, нежели в высоком. Ну это для начинающего уже совсем дебри. Просто помните что лучше не переводить фотографии в черно-белый слишком часто.
Обработка летних фото
- Фото недостаточно тёплое и вы хотите больше солнца в кадре? Есть множество способов добавить солнечного света, и ещё столько же способов поставить блик на фото, как в лайтруме, так и в фотошоп. Иногда это смотрится очень выгодно. Однако важный совет: следите за тенями и направлением солнца в кадре. Если солнце светит с одной стороны, а блик возникает там где его и быть не должно — смотреться это будет очень не естественно.
- На фотографиях с большим количеством зелени или травы в кадре иногда бывают промахи по Оттенку (Tint). Не забывайте следить за ползунком и корректировать по мере необходимости.
- Уводите оттенок (HUE) зеленого цвета в сторону желтого на 2-8%. Это добавит траве и деревьям естественности. Только не перестарайтесь, а то получите осеннюю фотосессию вместо летней.
Настройки сохранения (экспорта) фото из Лайтрум
- С сохранением фото из lightroom в jpeg главное не переборщить с сжатием. Сохранение обработанной фотографии на SSD/диск называется экспортом, и находится в меню Файл => Экспорт. Не путайте с облачным хранением файлов в Adobe. Я советую ставить сжатие на 100% (ползунок максимально вправо), а затем регулировать качество сохраняемых фотографий исключительно размером выходного файла. Для 12 мп — хорошим размером будет 4000-5000 кб. Для 18 мп — 6500-8500. Для 24 мп — от 10 до 15 мегабайт.
Конечно все эти цифры очень усреднены, зависят от того что изображено на фото, зависят от детализации.
Но это те настройки сжатия для сохранения фото с которых можно начать — с опытом придет и понимание «как это работает».
Важно — следите чтобы секции экспорта по изменению размера Image Sizing и резкости Output Sharpening были отключены, как на моём скриншоте. Так после обработки фото в Лайтрум вы получите картинку максимально близкую к желаемой.
Ретушь в lightroom
- Ретушь фотографии подразумевает под собой коррекцию каких-то элементов, отдельных деталей, и лайтрум позволяет это сделать. Однако если после экспорта фото вы планируете продолжить обработку в Photoshop, я бы не советовал вам пользоваться инструментами ретуши в Лайтруме. Потому как в фотошоп эти же инструменты работают намного стабильнее, менее ресурсоёмки, да и позволяют тщательнее корректировать элементы.
- Не пытайтесь обработать кожу в лайтрум. Ретушь и точечные изменения в фотографии — это для Adobe Photoshop, лайтрум это просто месте «проявления» ваших снимков. Конечно, в интернете полно пресетов которые якобы помогут вам избавится от дефектов кожи, но по факту они либо замылят, либо исказят ваше фото до неузнаваемости.
- Бонусный совет. ? Если изучить клавиатурные сокращения, обработка в Лайтруме станет гораздо быстрее и приятнее. Я собрал для вас самые полезные горячие клавиши для Lightroom в отдельной статье, а также советы по их использованию — почитайте.
Продолжение следует
Ну как, надеюсь вам удалось найти для себя что-то полезное? Обработка фото в лайтруме — то, чему учатся годами, верю что эти советы хоть чуть-чуть облегчат вам жизнь.
К сожалению, я из тех авторов, кто может только писать, а не читать, и я очень редко изучаю блоги или уроки других фотографов.
Потому эти советы по обработке в лайтрум очень субъективны и основаны на опыте, а не на том чему учат на Youtube.
Также всем фотографам, неважно, начинающим или профи, я советую прочитать мою статью про бесплатный Photoshop и Lightroom, и способы его получить. Там речь не о чуде, а о вполне реальном лицензионном способе от компании Adobe. Второй год я уже на лицензионном Adobe Creative Cloud, чего и вам советую.
Хочется увидеть продолжение советов? Или вам интересно в Лайтрум что-то другое? Пишите в комменты ниже.
Об авторе
Иван Александров
Блогер, журналист, фотограф, специалист по рекламе в интернете. В прошлом веб-дизайнер/разработчик. Познавательный контент в VK, TikTok. Люблю рок, джаз, Стивена Кинга и Харуки Мураками.
Ваши комментарии:
Фотографируете репортажи? Пейзажи? Архитектуру? Нужно отправить заказчику снимки на отбор, но при этом хочется быстро сделать их более презентабельными? Нет времени на долгую и сложную обработку? Во всех этих ситуациях поможет Adobe Lightroom — «младший брат» Photoshop и редактор для пакетной обработки фотографий.
Рассказываем, какие вкладки и ползунки помогут быстро сделать качественную тоновую и цветокоррекцию в лайтрум, а также делимся полезными лайфхаками для обработки в Lightroom.
В Лайтруме есть все основные возможности, чтобы сделать фотографию выразительной — радикальное изменение цвета, работа с яркостью, исправление перспективы и добавление спецэффектов / Фото: Елизавета Чечевица
Вкладка Базовая / Basic
Как только вы загрузили фотографию или серию, пора начинать работать с тоном и цветом. Это первый этап обработки в лайтрум. Весь процесс происходит в меню Разработка / Develop с помощью вкладок в левой части экрана.
Первая вкладка — базовая. Она называется так не зря — в ней находятся основные и самые важные настройки.
Щёлкнув на вкладку Разработка, вы попадаете в меню для обработки фотографий, а первую вкладку, которую видите — базовая / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
Вкладка делится на три группы ползунков:
- Баланс Белого / White Balance. Содержит два ползунка, позволяющих выправить баланс белого. То есть привести цвета к естественным, чтобы белый был белым, чёрный — чёрным, а серый — серым. Так, если картинка желтит, нужно сдвинуть ползунок в сторону синего цвета.
Также здесь есть кнопка Как снято / As shot. Если на неё нажать, откроются «пресеты» баланса белого. Они похожи на режимы, которые есть в фотоаппарате: облачность, солнечный день и т.д.
Лайфхак: с помощью баланса белого можно не только исправить цвет, но и намеренно его исказить, чтобы затонировать в определённый оттенок и передать настроение. Для зимних сцен можно намеренно увести ББ в синий, чтобы передать ощущение холода и неуюта.
- Тон / Tone. Содержит ползунки для работы с яркостной частью фотографии. Визуализировать то, с какими участками работает эта вкладка, можно, если перевести фотографию в чёрно-белый.
1. Экспозиция / Exposure. Делает всю фотографию равномерно светлее или темнее.
2. Контраст / Contrast. Поднимает перепад яркостей на снимке, то есть делает светлое светлее, а тёмное — темнее.
Лайфхак: Ползунок не очень хорошо проявляет себя на снимкам с множеством цветов — гораздо лучше в таком случае справляется поканальное повышение контраста в кривых. Про то, как поднять контраст, наш текст-гайд про кривые. Кроме случаев, если вы поднимаете контраст на ч/б фотографии или на снимке, где мало цветов, либо все они приглушенные.
3. Света/ Highlights и Тени/ Shadows. Поднимает или опускает яркости локально. Первый ползунок у светлых пикселей, а второй — у тёмных. Позволяет «достать» детали из тёмных или светлых участков, не осветляя всю картинку в целом.
Лайфхак: если опустить ползунок Света, можно проявить детали на белом пасмурном небе, белом платье невесты и другой очень светлой одежде.
4. Белые/ Whites и Чёрные/ Blacks. Корректно называть эти ползунки «точка белого» и «точка чёрного». Они отвечают за самые светлые и самые тёмные пиксели на фотографии. Подгоняя их, можно сделать картинку более контрастной.
Лайфхак: включите «капельки» вверху гистограммы, чтобы видеть, не теряете ли вы детали в тенях или светах. Потеря деталей в тенях будет окрашивать фотографию в синий, а в светах — в красный.
Синий на фотографии показывает, что там сейчас — сплошной чёрный цвет, а красные пятна на лице, топике модели — что на лице пересвет. Обращайтесь к этой функции, чтобы не потерять детали / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
- Присутствие / Presence. Представлен в виде 5 ползунков для работы с текстурой и насыщенностью.
1. Текстура / Texture. Похож на чёткость, но работает более аккуратно. Проявляет только текстуру, поднимает резкость, не поднимая контраст. Если вы планируете в дальнейшем ретушировать фотографию, это ползунок лучше не трогать — будет сложнее сглаживать кожу.
2. Чёткость / Clarity. Поднимает локальный контраст и резкость, тем самым проявляя текстуру, рельеф на коже и немного затемняет. Может стать причиной грязных пятен на коже, поэтому в портретной обработке его лучше не использовать, либо поднимать чёткость на минимальные значения. Также не рекомендуется использовать этот ползунок перед ретушью.
Лайфхак: если нужно сгладить текстуру, сделать лицо модели более гладким, а кожу — «шелковистой», ползунки Текстура и Чёткость можно немного опустить вниз.
3. Удаление дымки / Dehaze. Если сдвигать ползунок в отрицательные значения, то фотография светлеет и теряет в контрасте и насыщенности. Если же сдвигать в положительные значения — фотография становится более контрастность и насыщенность, но затемняется.
4. Красочность / Vibrance. Поднимает насыщенность более тусклых цветов. В целом более аккуратная и щадящая версия поднятия яркости.
Лайфхак: если хотите аккуратно поднять насыщенность, лучше используйте ползунок Красочность.
5. Насыщенность / Saturation. Поднимает насыщенность самых ярких цветов.
Лайфхак: если убрать Насыщенность в -100, получится чёрно-белая фотография.
Вкладка Тоновая Кривая / Tone Curve
Во вкладке можно найти два вида кривых:
- Первая воздействует на яркость фотографии с помощью ползунков.По сути, это аналог группы ползунков Тон во вкладке Базовая. Даже названия ползунков идентичны: света, тени, чёрные, белые.
- Вторая кривая воздействует на яркость с помощью точек на Кривой, а также позволяет работать в каждом из трёх каналов — Красном, Зелёном, Синем.
Лайфхак: с помощью поканальной работы можно затонировать фотографию или исправить Баланс Белого. По сути, это аналог ползунков Баланс Белого во вкладке Базовая.
Подробно про то, как устроены кривые, на что они способны и как с ними работать читайте в тексте.
Вкладка HSL / Цвет
HSL — это аббревиатура из английских слов Hue, Saturation, Luminance (иногда встречается вариация Lightness). Переводится как Цветовой тон (или оттенок цвета), Насыщенность (сочность цвета) и Светимость (светлота цвета, его яркость, приближенность цвета к белому или чёрному).
Это вторая по полезности вкладка после Базовой. В ней можно воздействовать на каждый цвет отдельно и менять его параметры. У цвета можно менять оттенок, сделать его сочнее или обесцветить, а также сделать цвет светлее или темнее.
Лайфхак: с помощью ползунка Насыщенность обесцвечивайте лишние цвета, чтобы создать лаконичную и стильную картинку с минимумом оттенков. Но будьте осторожны с фотографиями, где есть люди — важно не испортить цвет кожи.
Подсказка: если нажать на кнопку Все / All, вы сможете видеть три параметра одновременно / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
Вкладка Цветокоррекция / Color Grading
Творческая вкладка для создания тонировок. Позволяет внести определённый оттенок в Света, Тени или Средние тона. Можно как добавить похожие цвета, так и создать цветовой контраст, добавляя в света и тени противоположные цвета.
Лайфхак: попробуйте добавить в света холодный цвет (синий, голубой), а в тени — тёплый (оранжевый, красный). Также интересного эффекта с налётом «киношности» можно получить, если добавить в тени зелёный.
Лёгкая холодная тонировка получилась за счёт добавления в тени синего, а в света — зелёного / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
Вкладка Детали / Detail
Первая группа вкладок поднимает резкость на фотографии, а вторая — удаляет шумы.
Важно понимать, что если вы уменьшите шум, но поднимите резкость, то шумы отчасти вернутся.
- Резкость/ Sharpering состоит из 4 ползунков:
- Величина / Amount. Регулирует то, насколько сильно поднимется резкость.
- Радиус / Radius. Указывает на то, сколько в пикселях будет толщина каёмки, поднимающей резкость.
Лайфхак: для портретов ставьте радиус 1 пиксель — это идеальное значение.
Слишком большой радиус и резкость проявляют на лице пятна, добавляют шум. По контуру шеи особенно хорошо видно, как утолстилась линия. Сейчас её размер — три пикселя / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
- Детали / Detail. Проявляет дополнительную детализацию вместе с резкостью. Если поднять его слишком сильно, может стать причиной шумов на снимке.
- Маскирование / Masking. Позволяет задать области, где резкость поднимется, а где останется как есть. С помощью него можно, например, частично спасти от поднятия резкости кожу.
- Шумоподавление / Noise Reduction. Группа вкладок Яркость/ Luminance убирает яркостные шумы за счёт размытия и падения резкости, зернистость, а Цвет / Color обесцвечивает цветные шумы. Подробно про то, что такое шумы и как их убирать, читайте в тексте.
Лайфхак: если после Лайтрума вы планируете открыть фотографию в Фотошопе, чтобы отретушировать лицо, не поднимайте резкость — вам будет сложнее работать. Лучше поднять резкость после обработки кожи.
Вкладка Коррекция дисторсии / Lens Correction
Позволяет исправить искажения от линз, которые возникают из-за несовершенства конструкции объективов — вогнутость (картинка растягивается по краям) или выпуклость (фотография как бы «вздувается» в центре) , а также удалить хроматические аберрации. Обычно хватает вкладки Профиль / Lens Ptofile, в которой программа сама определяет объектив, фокусное расстояние, на котором вы фотографировали, и удаляет аберрации. О том, что такое аберрации и как с ними бороться не только в лайтрум, читайте в тексте.
Если эффект вас не удовлетворил, либо вы — наоборот — хотите намеренно создать эффект и внести искажения, переходите во вкладку Ручной/ Manual.
Лайфхак: бывает, что после коррекции профиля объектива фотография выглядит только хуже. Например, модель «раздувается» и «растягивается» на снимке. В таком случае эту вкладку можно не трогать — главное, чтобы результат нравился визуально.
Первая галочка обесцвечивает хроматические аберрации, вторая — активирует коррекцию искажений объектива. Чаще всего лайтрум автоматически определяет нужный объектив. Если нет — можно выбрать фирму камеры и модель из выпадающего списка / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
Вкладка Изменение / Transform
Позволяет исправить перспективу на снимке с помощью ползунков — «завалить» фотографию вперёд или назад, повернуть, визуально «подтянуть» правый или левый угол ближе к зрители. Особенно актуальна и обязательна эта вкладка для тех, кто фотографирует архитектуру. Про то, как ещё можно поправить перспективу и что значат все ползунки здесь, читайте в нашем тексте.
Когда вы начинаете сдвигать любой из ползунков, активируется сетка с направляющими, по которым выравниваются горизонтальные и вертикальные линии на фотографии / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
Вкладка Эффекты / Effects
Вкладка позволяет применить к фотографии художественные эффекты: добавить чёрную или белую виньетки, а также добавить зерно. Последнее поможет создать эффект, будто снимок делали на плёночную камеру.
Лайфхак: добавьте лёгкую темную виньетку, чтобы акцентировать внимание зрителя в центре кадра.
Фотография после добавления светлой квадратной виньетки и зерна. Учтите, что такие эффекты не всегда смотрятся уместно. Как, например, на данной фотографии / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
Вкладка Калибровка / Calibration
Определяет оттенок, насыщенность и количества цвета каждого из каналов — красного, зелёного, синего. Меняя соотношения цветов, можно добиться интересных тонировок, сделать фотографию более волшебной и магической.
Тонировка фотографии только с помощью вкладки Калибровка. Будьте осторожны, часто попытки изменить цвета в ней плохо отражаются на цвете кожи модели / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
Ползунок Тонирование используют, чтобы внести в тени зелёный или пурпурный оттенок. Работает похожим образом с ползунком Оттенок в базовой вкладе с той разницей, что там добавляется пурпурный или зелёный во всю фотографию, а тут только в тени.
Лайфхак: чтобы сделать кожу более или менее насыщенной, используйте ползунок Насыщенность в Синем канале.
Существует Треугольник услуг, который вы вероятно уже встречали, и выглядит он примерно так: есть три параметра (дешево, быстро, качественно), но вы можете выбрать только два. Впервые я увидел этот знак в автомобильной мастерской несколько лет назад, но это относится практически к любой профессиональной деятельности по производству товаров или предоставлению услуг, и особенно это применимо к фотографии.
Как у фотографа, у вас нет неограниченного количества времени, но вы и ваш клиент предполагаете получить хороший результат, а это не всегда дешево и быстро. К счастью, Lightroom делает возможным произвести базовую обработку портретов всего за несколько минут, которую вы в последствии можете применить к другим фотографиям, сделав вашу работу еще быстрее.
Прежде, чем я приступлю к сути в этой статье, я хочу прояснить, что следующие шаги являются процессом, который подходит именно мне, но ваше уникальное решение может от него отличаться. Важно найти и составить оптимальный рабочий процесс, который легко копировать и повторять, чтобы вы не проводили все свое время, делая те же этапы редактирования снова и снова.
С какой бы редактирующей программой вы не работали – будь это Lightroom, Photoshop, Capture One или даже бесплатные инструменты, как Photos или Picasa – имеет смысл выработать свой способ редактирования, который будет соответствовать вашему стилю. Я знаю, что тот общий вид портрета, которого я хочу достичь, может существенно отличатся от того, что предпочитаете вы. Понимание того, как достичь моего определенного стиля заняло некоторое время, но теперь моя обработка занимает гораздо меньше времени, потому что я составил для обработки своих фотографий определенный ряд действий:
- Баланс белого
- Тон
- Резкость
- Виньетирование
Эти шаги быстрые, и обычно они составляют 90% всей обработки, и часто приводят к готовому результату без дополнительного редактирования. Давайте рассмотрим эти шаги один за другим:
Этот оригинал достаточно хорош, но все же нуждается в некоторых манипуляциях прежде, чем я отдам его клиенту.
Шаг 1: Баланс белого
Одним из преимуществ съемки в формате RAW является возможность откалибровать Баланс белого вашего снимка, в то время, как съемка в JPG оставляет не так уж и много свободы не только относительно Баланса белого, но и большинства параметров фотографии. Конечно, обратная сторона съемки в RAW в том, что настройка Баланса белого может забрать много времени, но многое из этого может быть устранено с помощью инструмента Пипетка в Lightroom (целевой инструмент) вместо перемещения слайдеров вручную.
Чтобы быстро настроить Баланс белого, нажмите на кнопку Пипетка, затем найдите участок на вашем изображении, который сохранил натуральность цвета – думаю, лучше слегка серый, чем чисто белый. Этот инструмент может и не подобрать идеальные цвета повсюду, но вы быстро приблизитесь к цели, после чего вы можете настроить Температуру и Оттенок на свое усмотрение.
Еще один совет, чтобы ускорить настройку, это нажать прямо на числах Температуры и Оттенка, и с помощью стрелок вверх/вниз установите нужное значение, или удерживайте [shift] и делайте то же самое для большего изменения значений.
Шаг 2: Тон
Закончив с настройкой Баланса белого, переходим к другим первоначальным настройкам, используя Основную панель в модуле Коррекции. Чтобы достичь своего особого стиля, я обычно начинаю со следующих значений. Чтобы быстро изменить каждый параметр, выделите значение и введите новое, затем нажмите [Tab], чтобы мгновенно переместится к следующему.
Экспозиция 0, Контраст 0. Я не изменяю эти значения, пока не сделаю следующие настройки, которые вы видите ниже. Они являются глобальными и влияют на все изображение, и это совсем не то, что я хочу делать прямо сейчас. Ели изображение все еще слишком светлое или темное после остальных базовых настроек, я увеличу или уменьшу экспонирование соответственно, но мне редко нужно регулировать контрастность, и в следующих шагах вы увидите почему.
Света -25. Это работает даже в пересвеченных участках портрета, поэтому любые слишком яркие пятна будут смягчены.
Тени +20. Это способ осветлить темные участки портрета и выявить немного больше цвета и деталей.
Белые +20, Черные -25. Я использую эти слайдеры вместо регулировки контрастности, потому что это дает мне более детальный контроль над общим видом и ощущением моего портрета. Я по сути делаю Белые и Черные более чистыми, что придает портрету богатый вид. Некоторые люди пренебрегают этим шагом и делают настройки в Тоновой кривой, но это дело личных предпочтений, хотя, на мой взгляд, настроить Белые/Черные гораздо быстрее.
Четкость -5. Большинство людей увеличивают Четкость, что по сути влияет на контраст краев в основном в средних тонах, но мне нравится более приглушенный вид, поэтому я обычно начинаю с понижения четкости на несколько позиций.
Сочность 0 (ноль). Это слайдер в основном влияет на цвета за пределами нормального диапазона человеческого глаза, так что это может быть полезно для съемки на открытом воздухе, если вы хотите сделать природные цвета более яркими. Я оставляю это значение на нуле, а затем при необходимости регулирую.
Насыщенность +5. Обычно я люблю добавить немного цвета, поэтому начинаю с небольшого увеличения значения, а потом перемещаюсь вверх или вниз по мере необходимости.
Я всегда начинаю с этих корректировок, а потом настраиваю их индивидуально. Весь процесс занимает всего минуту и почти всегда приводит к результату, который выглядит значительно лучше, чем импортированное изображение.
Этот снимок уже более яркий, чем первоначальный, хотя настройки были самые простые.
Шаг 3: Резкость
После того, как настройки цветов и оттенков сделаны, я практически всегда добавляю некоторую резкость изображению. В портретах важно, чтобы глаза были в фокусе и резкости, поэтому следующий этап после Основных настроек, это использование панели Детализация для получения необходимой резкости.
Нажмите на символ мишени в верхнем левом углу, а затем нажмите на глазах вашей модели, чтобы увеличить обзор, после этого отрегулируйте резкость. Я обычно начинаю со значения 50 и затем использую дополнительные параметры, как Радиус и Детали, если это необходимо, но эта базовая настройка быстрая и обычно дает мне тот эффект, который я хочу.
Я также применяю маску для резкости, чтобы изменения не касались остальных участков. Таким образом глаза остаются резкими, а кожа лица не приобретает нежелательную текстуру. Если удерживать ALT, нажав на слайдер Маскирование, то вы увидите что-то такое (смотрите ниже). На белых участках резкость будет применятся, а на черных нет. Используйте это, чтобы решить, насколько большой будет применена маска в вашем портрете.
Шаг 4: Виньетирование
Этот шаг немного спорный – некоторые люди любят виньетирование, а другие считают это совершенно неуместным в современной фотографии, но, как я уже говорил в начале, все дело в стиле и рабочем процессе, который работает на вас. Я обычно добавляю легкое виньетирование в свои портреты, но если это не ваше, то просто пропустите этот шаг. Он не является частью пятиминутного рабочего процесса, но прекрасно вписывается в мой, вот почему я его сюда добавил. Я использую легкое осветление основного участка и темное виньетирование, стараясь сделать эффект очень слабым.
Вот и все – дело сделано
Выполнение этих четырех шагов не всегда приведет вас к законченному портрету, но как подразумевает название этой статьи, вы можете получить хорошо отредактированный портрет менее, чем за пять минут с помощью этих простых шагов. Потом вы можете применить дополнительные инструменты, как, например, кисти, удаление пятен или коррекцию красных глаз, но эти шаги сделают большинство самой важной работы.
До
После – легкие изменения, но вы можете увидеть разницу
Сохраните свои настройки в качестве пресета
И последний способ еще больше ускорить процесс обработки состоит в том, чтобы создать пресет, который основывается на вашем рабочем процессе, чтобы потом применять его к остальным импортируемым фотографиям.
Если вы воспользуетесь этой опцией, то сделайте поправку на возможность ошибки и будьте более сдержанны в правках для создания пресета. Скорее всего вы не захотите применять кардинальные изменения к каждой фотографии, но, если вы обнаружите, что проделываете одни и те же шаги снова и снова, то, пожалуй, самое время создать пресет.
Вы можете применять его по желанию после импортирования, нажав на правую кнопку мыши на любом снимке а модуле Коррекции, или выбрав свой пресет в разделе Коррекции (или найдя его в панели Параметры пресетов с левой стороны Lightroom).
Автор: Simon Ringsmuth
Перевод: Татьяна Сапрыкина